Правила сольфеджио интервалы — Доброе дело

Правила сольфеджио интервалы

Оглавление:

Сольфеджио.Все правила по сольфеджио в муз.школе — VI

78. Гармонический мажор

Гармоническим мажором называется мажор с пониженной VI ступенью.

Гамма ДО мажор гармоническая:

Субдоминантовое трезвучие в гармоническом ДО мажоре:

79. Таблица интервалов в пределах октавы

Интервалом называется сочетание двух звуков, взятых последовательно (один за другим) или одновременно. Количество ступеней, заключенных в интервале, устанавливает название интервала, а число тонов между звуками — вид интервала.

80. Переменный лад

Переменный лад — лад, в котором имеются две тоники. Чаще всего тоническими трезвучиями переменного лада являются трезвучия мажора и параллельного ему минора или наоборот.

Пример — первая фраза песни в ФА мажоре, а вторая в параллельном ему РЕ миноре.

81. Устойчивые и неустойчивые интервалы в ладу

Устойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука являются устойчивыми, то есть входят в состав тонического трезвучия.

Неустойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука (или один из звуков) неустойчивы, то есть не входят в состав тонического трезвучия.

Устойчивые интервалы в ДО мажоре (звуки тонического трезвучия):

  • ДО-МИ, ДО-СОЛЬ, ДО-ДО, МИ-СОЛЬ, МИ-ДО, МИ-МИ, СОЛЬ-ДО, СОЛЬ-МИ, СОЛЬ-СОЛЬ.
  • Неустойчивые интервалы в ДО мажоре, в которых один звук неустойчивый, а второй устойчивый:

  • ДО-РЕ, ДО-ФА, ДО-ЛЯ, ДО-СИ, МИ-ЛЯ, МИ-СИ, МИ-РЕ, СОЛЬ-СИ, СОЛЬ-РЕ, СОЛЬ-ФА, РЕ-СОЛЬ, СИ-СОЛЬ, ФА-СОЛЬ.
  • Неустойчивые интервалы в ДО мажоре, в которых оба звука неустойчивые:

  • СИ-РЕ, СИ-ФА, СИ-ЛЯ, РЕ-ФА, ФА-ЛЯ, РЕ-СИ, ФА-СИ, ФА-РЕ, ЛЯ-СИ, ЛЯ-РЕ, ЛЯ-ФА.
  • 82. Ладовое разрешение интервалов

    Ладовым разрешением называется переход неустойчивых звуков интервала в ближайшие устойчивые звуки лада.
    Если в неустойчивом интервале один звук устойчивый, а второй неустойчивый, то устойчивый звук при разрешении остается на месте, а неустойчивый по ладовому тяготению переходит в ближайший устойчивый звук.
    Если оба звука в интервале неустойчивые, то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки.
    Увеличенные интервалы при разрешении всегда расширяются а уменьшенные суживаются.

    Разрешение неустойчивых интервалов в ДО мажоре, в которых один звук устойчивый, а другой неустойчивый:

  • РЕ-СОЛЬ в МИ-СОЛЬ, РЕ-СОЛЬ в ДО-СОЛЬ, СИ-СОЛЬ в ДО-СОЛЬ, ДО-ЛЯ в ДО-СОЛЬ, СОЛЬ-ФА в СОЛЬ-МИ.
  • Разрешение неустойчивых интервалов в ДО мажоре, в которых оба звука неустойчивые :

  • СИ-ЛЯ в ДО-СОЛЬ, РЕ-СИ в ДО-ДО, РЕ-СИ в МИ-ДО, ФА-СИ в МИ-ДО, ЛЯ-СИ в СОЛЬ-ДО.
  • Скачок доминантового звука в тонику на кварту вверх или на квинту вниз при разрешении неустойчивых интервалов:

  • ФА-СОЛЬ в МИ-ДО, РЕ-СОЛЬ в ДО-ДО, СИ-СОЛЬ в ДО-ДО, СОЛЬ-ФА в ДО-МИ, СОЛЬ-РЕ в ДО-ДО, СОЛЬ-СИ в ДО-ДО.
  • При разрешении неустойчивых интервалов следует избегать параллельных октав и квинт. Например:

  • РЕ-РЕ в ДО-ДО нельзя, РЕ-РЕ нужно вести в МИ-ДО.
  • 83. Разрешение субдоминантового и доминантового трезвучий и их обращений

    Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения разрешаются в тонический аккорд. Звук, принадлежащий тоническому трезвучию, остается на месте, а два остальных (неустойчивых) звука ведутся по ладовому тяготению на секунду в одну сторону — от субдоминанты вниз, от доминанты вверх.
    Разрешение субдоминантового трезвучия и его обращений в ДО мажоре:

  • ФА-ЛЯ-ДО в МИ-СОЛЬ-ДО;
  • ЛЯ-ДО-ФА в СОЛЬ-ДО-МИ;
  • ДО-ФА-ЛЯ в ДО-МИ-СОЛЬ.
  • Разрешение доминантового трезвучия и его обращений в ДО мажоре:

  • СОЛЬ-СИ-РЕ в СОЛЬ-ДО-МИ;
  • СИ-РЕ-СОЛЬ в ДО-МИ-СОЛЬ;
  • РЕ-СОЛЬ-СИ в МИ-СОЛЬ-ДО.
  • 84. Вводные септаккорды

    Вводным септаккордом называется септаккорд, построенный от VII ступени лада. В зависимости от септимы вводные септаккорды бывают:

  • Малый вводный — если крайние звуки септаккорда образуют малую септиму.
    • Уменьшенный вводный — если крайние звуки септаккорда образуют уменьшенную септиму.
    • Малый вводный септаккорд встречается в натуральном мажоре, а уменьшенный вводный септаккорд —в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.

      Малый вводный септаккорд в натуральном ДО мажоре:

      Интервальный состав малого вводного септаккорда:

    • м.З — м.З — б.З крайние звуки образуют м.7.
    • Уменьшенный вводный септаккорд а гармоническом ЛЯ миноре:

      Интервальный состав уменьшенного вводного септаккорда:

      • м.З — м.З — м.З крайние звуки образуют ум.7.
      • Разрешение вводных септаккордов: Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоением терцового тона, для того чтобы избежать параллельных квинт.

        Малый вводный септаккорд в натуральном ДО мажоре
        СИ-РЕ-ФА-ЛЯ разрешается в ДО-МИ-МИ-СОЛЬ.

        Уменьшенный вводный септаккорд а гармоническом ЛЯ миноре
        СОЛЬ-диез-СИ-РЕ-ФА разрешается в ЛЯ-ДО-ДО-МИ.

        85. Таблицы мажорных и минорных тональностей

        Тональностью называется определенная высота лада.

        Мажорные и параллельные им минорные тональности с диезами:

      • ДО мажор — ЛЯ минор;
      • СОЛЬ мажор — МИ минор;
      • РЕ мажор — СИ минор;
      • ЛЯ мажор — ФА-диез минор;
      • МИ мажор — ДО-диез минор;
      • СИ мажор- СОЛЬ-диез минор;
      • ФА-диез мажор — РЕ-диез минор;
      • ДО-диез мажор — ЛЯ-диез минор.
      • Мажорные и параллельные им минорные тональности с бемолями:

      • ФА мажор — РЕ минор;
      • СИ-бемоль мажор — СОЛЬ минор;
      • МИ-бемоль мажор — ДО минор;
      • ЛЯ-бемоль мажор — ФА минор;
      • РЕ-бемоль мажор — СИ-бемоль минор;
      • СОЛЬ-бемоль мажор — МИ-бемоль минор;
      • ДО-бемоль мажор — ЛЯ-бемоль минор.
      • 86. Тетрахорды

        Тетрахордом называется мелодическая последовательность из четырех звуков, расположенных по секундам в объеме чистой кварты.

        Тетрахорды в гамме ДО мажор:

      • ДО-РЕ-МИ-ФА — нижний, или первый тетрахорд;
      • СОЛЬ-ЛЯ-СИ-ДО — верхний, или второй тетрахорд.
      • 87. Энгармонически равные тональности

        Энгармонически равные тональности — тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию.

        Энгармонически равные мажорные тональности:

      • СИ мажор и ДО-бемоль мажор;
      • ФА-диез мажор и СОЛЬ-бемоль мажор;
      • ДО-диез мажор и РЕ -бемоль мажор.
      • Энгармонически равные минорные тональности:

      • СОЛЬ-диез-минор и ЛЯ-бемоль минор;
      • РЕ-диез минор и МИ-бемоль минор;
      • ЛЯ-диез минор и СИ-бемоль минор.
      • 88. Буквенное обозначение звуков и тональностей

        Для буквенных обозначений применяются начальные буквы латинского алфавита: A, a; B, b; C, c; D, d; E, e; F, f; G, g; H, h.

        Таблица слоговых и буквенных названий

        Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе — II

        24. Тональность МИ минор

        МИ минор — минорный лад, в котором тоникой является звук «МИ» (лад, параллельный СОЛЬ мажору, с одним диезом в ключе).

        Звуки, из которых состоит МИ минор:

      • МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ, МИ.
      • Ключевой знак в тональности МИ минор:

      • ФА-диез, записывается на пятой линии нотного стана.
      • Гамма МИ минор и ее ступени вверх:

      • МИ — I, ФА-диез — II, СОЛЬ — III, ЛЯ — IV, СИ — V, ДО — VI, РЕ -VII , МИ — I.
      • Гамма МИ минор и ее ступени вниз:

      • МИ -I, РЕ -VII, ДО — VI, СИ — V, ЛЯ — IV, СОЛЬ — III, ФА-диез — II, МИ — I.
      • Тоническое трезвучие в МИ миноре:

        25. Тональность РЕ минор

        РЕ минор — минорный лад, в котором тоникой является звук «РЕ» (лад, параллельный ФА мажору, с одним бемолем в ключе).

        Звуки, из которых состоит РЕ минор:

      • РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ.
      • Ключевой знак в тональности РЕ минор:

      • СИ-бемоль, записывается на третьей линии нотного стана.
      • Гамма РЕ минор и ее ступени вверх:

      • РЕ — I, МИ — II, ФА — III, СОЛЬ — IV, ЛЯ — V, СИ-бемоль — VI, ДО -VII, РЕ — I.
      • Гамма РЕ минор и ее ступени вниз:

      • РЕ -I, ДО -VII, СИ-бемоль — VI, ЛЯ — V, СОЛЬ — IV, ФА — III, МИ — II, РЕ — I.
      • Тоническое трезвучие в РЕ миноре:

        26. Размер 3/4

        Размер 3/4 — это трехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. За каждой сильной долей следуют две слабые.

        Схема дирижирования на 3/4: вниз — в сторону — вверх.

        27. Размер 3/8

        Размер 3/8 — это трехдольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. За каждой сильной долей следуют две слабые.

        Схема дирижирования на 3/8: вниз — в сторону — вверх.

        Затакт — это неполный такт, с которого начинается мелодия. Мелодии, в которых есть затакт, всегда начинаются со слабой доли такта.

        Затакты — четверть, восьмая, две восьмые.

        29. Тональность РЕ мажор

        РЕ мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук РЕ (лад с двумя диезами в ключе).

        Звуки, из которых состоит РЕ мажор: РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО-диез, РЕ.

        Ключевые знаки в тональности РЕ мажор:

        Гамма РЕ мажор и ее ступени:

      • РЕ -I, МИ — II, ФА-диез — III, СОЛЬ — IV, ЛЯ — V, СИ- VI, ДО-диез — VII, (РЕ) — I.
      • Тоническое трезвучие в РЕ мажоре:

        Вводные звуки в РЕ мажоре:

        Если лига (дуга) стоит над или под двумя соседними нотами одинаковой высоты, то она связывает эти ноты в один непрерывно тянущийся звук, увеличивая его длительность.

        Если же лига стоит над нотами различной высоты, то она обозначает необходимость связного, или плавного, их исполнения, называемого легато.

        31. Четверть с точкой в двухдольном размере

        Точка около ноты увеличивает ее длительность наполовину.

        32. Фермата

        Фермата — это знак, который показывает, что данный звук надо выдержать несколько дольше, чем написано. Знак ферматы обозначается как лига над или под точкой.

        33. Интервалы

        Интервалом называется сочетание двух звуков.

        Если звуки интервала берутся раздельно (один за другим), то интервал называется мелодическим. Если звуки интервала берутся одновременно, то интервал называется гармоническим. Основных названий интервалов — восемь. Каждый интервал заключает в себе определенное количество ступеней.

        Мелодические интервалы от звука ДО вверх:

      • ДО-ДО (прима), ДО-РЕ (секунда), ДО-МИ (терция), ДО-ФА (кварта), ДО-СОЛЬ (квинта), ДО-ЛЯ (секста), ДО-СИ (септима), ДО-ДО (октава).
      • Мелодические интервалы от звука до вниз:

      • ДО-ДО (прима), ДО-СИ (секунда), ДО-ЛЯ (терция), ДО-СОЛЬ (кварта), ДО-ФА (квинта), ДО-МИ (секста), ДО-РЕ (септима), ДО-ДО (октава).
      • Гармонические интервалы от звука ДО те же, только их ноты звучат одновременно.

        34. Главные ступени лада и их названия

        Главные ступени лада — первая ступень (тоника), пятая ступень (доминанта) и четвертая ступень (субдоминанта).

        Главные ступени в тональности ДО мажор:

      • тоника — ДО(I), доминанта — СОЛЬ(V), субдоминанта — ФА(IV).
      • Главные ступени в тональности ЛЯ минор:

      • тоника — ЛЯ(I), доминанта — МИ(V), субдоминанта — РЕ(IV).
      • 35. Устойчивые и неустойчивые звуки лада

        Устойчивые (опорные) звуки — I, III и V ступени.

        Неустойчивые звуки — VII, II, IV и VI ступени.

        Устойчивые звуки в ДО мажоре:

        Наиболее устойчивый звук в ДО мажоре:

        Неустойчивые звуки в ДО мажоре:

        Окружение устойчивых звуков неустойчивыми звуками в ДО мажоре:

        Восходящее тяготение VII ступени на полтона вверх:

        Нисходящее тяготение IV и VI ступеней:

        Двойное тяготение II ступени:

        36. Размер 4/4

        Размер 4/4 — это четырехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть. Состоит из двух простых тактов по 2/4.

        Обозначение размера 4/4:

        Сильные и слабые доли в такте на 4/4:

      • первая — сильная;
      • вторая — слабая;
      • третья — относительно сильная;
      • четвертая — слабая.
      • Схема дирижирования на 4/4:

      • вниз — к себе — в сторону — вверх.
      • 37. Три вида минорного лада

        Минорный лад бывает трех видов: натуральный, гармонический, мелодический.

        Натуральный минор — минор, в котором ступени не изменены.

        Гармонический минор — минор с повышенной VII ступенью.

        Мелодический минор — минор с повышенными VI и VII ступенями (в восходящем порядке). В нисходящем порядке гамма мелодического минора исполняется как натуральная.

        Гамма ЛЯ минор натуральная:

      • ЛЯ — СИ — ДО — РЕ — МИ — ФА — СОЛЬ — ЛЯ.
      • Гамма ЛЯ минор гармоническая:

      • ЛЯ — СИ — ДО — РЕ — МИ — ФА — СОЛЬ-диез — ЛЯ.
      • Гамма ЛЯ минор мелодическая:

      • ЛЯ — СИ — ДО — РЕ — МИ — ФА-диез — СОЛЬ-диез — ЛЯ.
      • 38. Тональность СИ минор

        СИ минор — минорный лад, в котором тоникой является звук «СИ» (лад, параллельный РЕ мажору, с двумя диезами в ключе).

        Звуки, из которых состоит СИ минор: СИ, ДО-диез, РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

        Ключевые знаки в тональности СИ минор:

      • ФА-диез, записывается на пятой линии нотного стана;
      • ДО-диез, записывается между третьей и четвертой линиями.
      • Гамма СИ минор натуральная:

      • СИ — I, ДО-диез — II, РЕ — III, МИ — IV, ФА-диез — V, СОЛЬ — VI, ЛЯ -VII , СИ — I.
      • Гамма СИ минор гармоническая:

      • СИ — I, ДО-диез — II, РЕ — III, МИ — IV, ФА-диез — V, СОЛЬ — VI, ЛЯ-диез -VII , СИ — I.
      • Гамма СИ минор мелодическая:

      • СИ — I, ДО-диез — II, РЕ — III, МИ — IV, ФА-диез — V, СОЛЬ-диез — VI, ЛЯ-диез -VII, СИ — I.
      • Тоническое трезвучие в СИ миноре:

        Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом СИ миноре:

      • ЛЯ-диез — в СИ, ДО-диез — в СИ, ДО-диез — в РЕ, МИ — в РЕ, СОЛЬ — в ФА-диез.
      • 39. Большая и малая секунды

        Секунда — это интервал, который содержит две ступени. Секунда называется большой, если она составляет целый тон. Секунда называется малой, если она составляет полтона. Большая секунда обозначается б.2, малая секунда обозначается м.2.

      • Большая секунда от звука ДО вверх — ДО-РЕ. Малая секунда от звука ДО вверх — ДО-РЕ-бемоль.
      • Большая секунда от звука ДО вниз — ДО-СИ-бемоль. Малая секунда от звука ДО вниз — ДО-СИ.
      • Музыкальные интервалы – первое знакомство

        Интервалы в музыке играют очень важную роль. Музыкальные интервалы – первооснова гармонии, «строительный материал» произведения.

        Вся музыка сложена из нот, но одна нота – это ещё не музыка – равно, как и любая книга написана буквами, но буквы сами по себе ещё не несут смысла произведения. Если взять смысловые единицы крупнее, то в текстах это будут слова, а в музыкальном произведении – созвучия.

        Гармонические и мелодические интервалы

        Созвучие двух звуков называется интервалом, причём эти два звука можно сыграть, как вместе, так и по очереди, в первом случае интервал будет называться гармоническим, а во втором – мелодическим.

        Что значит гармонический интервал и мелодический интервал? Звуки гармонического интервала берутся одновременно и поэтому сливаются в единое созвучие – гармонию, которая может прозвучать очень мягко, а может и остро, колюче. В мелодических интервалах звуки играются (или поются) по очереди – сначала один, потом другой. Эти интервалы можно сравнить с двумя соединенными звеньями цепочки – из таких звеньев состоит любая мелодия.

        Роль интервалов в музыке

        Какова же сущность интервалов в музыке, например, в мелодии? Представим себе две разные мелодии и проанализируем их самое начало: пусть это будут всем известные детские песенки «Как под горкой, под горой» и «В лесу родилась ёлочка».

        Давайте сравним начала этих песенок. Обе мелодии начинаются с ноты «до», но совершенно по-разному развиваются дальше. В первой песенке мы слышим, будто мелодия маленькими шажками поднимается по ступенькам – сперва от нотки до к ноте ре, потом от ре к ми и т.д. А вот на первых же словах второй песенки мелодия сразу скачком уходит вверх, как бы перескакивая сразу через несколько ступенек («в лесу» – ход от до к ля). Действительно, между нотами до и ля поместились бы ещё совершенно спокойно ре ми фа и соль.

        Движение вверх и вниз по ступенькам и скачком, а также повторение звуков на одной и той же высоте – это всё музыкальные интервалы, из которых, в конечном счёте, складывается общий мелодический рисунок.

        Да, кстати. Если вы взялись изучать музыкальные интервалы, то вы наверняка уже знаете ноты и сейчас хорошо меня поняли. Если пока не знаете нот – ознакомьтесь со статьёй «Нотная грамота для начинающих».

        Свойства интервалов

        Вы уже поняли, что интервал – это некий промежуток, расстояние от одной ноты до другой. Теперь разберёмся, в чём же это расстояние можно измерить, тем более что пришла пора узнать названия интервалов.

        Каждый интервал имеет два свойства (или две величины) – это ступеневая и тоновая величина. Ступеневая величина зависит от того, сколько музыкальных ступеней охватывает интервал – одну, две, три и т.д. (причём сами звуки интервала тоже считаются). Ну, а тоновая величина относится к составу конкретных интервалов – подсчитывается точное число тонов (или полутонов), которые умещаются в интервале. Эти свойства иногда называют по-другому – количественная и качественная величина, суть их при этом не меняется.

        Музыкальные интервалы – названия

        Для названия интервалов применяют числительные на латинском языке, название определяется свойствами интервала. В зависимости от того, сколько ступеней охватывает интервал (то есть от ступеневой или количественной величины), даются названия:

        1 – прима
        2 – секунда
        3 – терция
        4 – кварта
        5 – квинта
        6 – секста
        7 – септима
        8 – октава.

        Для названия интервалов используются эти латинские слова, но для записи всё-таки удобнее применять цифровые обозначения. Например, кварту можно обозначить цифрой 4, сексту – цифрой 6 и т.д.

        Интервалы бывают чистыми (ч), малыми (м), большими (б), уменьшёнными (ум) и увеличенными (ув). Эти определения исходят из второго свойства интервала, то есть тонового состава (тоновой или качественной величины). Эти характеристики присоединяются к названию, например: чистая квинта (сокращённо ч5) или малая септима (м7) , большая терция (бз) и т.д.

        Чистые интервалы – это чистая прима (ч1), чистая октава (ч8), чистая кварта (ч4) и чистая квинта (ч5). Малыми и большими бывают секунды (м2, б2), терции (м3, б3), сексты (м6, б6) и септимы (м7, б7).

        Число тонов в каждом интервале нужно запомнить. Например, в чистых интервалах так: в приме 0 тонов, в октаве 6 тонов, в кварте – 2,5 тона, а в квинте – 3,5 тона. Чтобы повторить тему тонов и полутонов – почитайте статьи «Знаки альтерации» и «Как называются клавиши фортепиано», где эти вопросы подробно рассматриваются.

        Интервалы в музыке – итоги

        В данной статье, которую можно было бы назвать уроком, мы с вами разобрали интервалы в музыке, выяснили, как они называются, какие имеют свойства, и какую роль играют.

        В дальнейшем вас ждёт расширение знаний по этой очень важной теме. Почему она так важна? Да потому что музыкальная теория – это универсальный ключ к пониманию любого музыкального произведения.

        Что делать, если у вас не получилось разобраться в теме? Первое – отдохнуть и прочитать всю статью ещё раз сегодня или завтра, второе – поискать информацию на других сайтах, третье – связаться с нами в группе вконтакте или задать свои вопросы в комментариях.

        Если всё понятно, то я очень рад! Внизу страницы вы найдёте кнопочки различных соцсетей – поделитесь данной статьёй со своими друзьями! Ну, а после вы можете немного расслабиться и посмотреть прикольное видео – пианист Денис Мацуев импровизирует на тему песенки «В лесу родилась ёлочка» в стилях разных композиторов.

        Денис Мацуев “В лесу родилась ёлочка”

        Музыкальные интервалы: какие они бывают и как их строить?

        Интервалы в музыке – это расстояние между двумя звуками, и еще это созвучие двух нот. Вот такое простое определение можно дать этому понятию. На уроках сольфеджио интервалы поют и слушают, чтобы потом узнавать их в музыкальных произведениях, но сначала нужно научиться строить их от разных нот.

        Простых интервалов всего восемь штук, они обозначаются обычными цифрами от 1 до 8, а называются особыми латинскими словами:

        1 – прима
        2 – секунда
        3 – терция
        4 – кварта
        5 – квинта
        6 – секста
        7 – септима
        8 – октава

        Что означают эти названия? В переводе с латинского языка прима – первый, секунда – второй, терция – третий и т.д.

        Интересные факты про названия интервалов

        Многие из названий интервалов вам уже, наверное, не раз приходилось слышать, даже если разговор не касался музыки. Например, слово «прима» есть в словосочетании «примадонна» (так называют первую, то есть главную артистку-певицу театра).

        Слово «секунда» очень напоминает английское числительное «second» (то есть второй), а название шестого интервала «секста» похоже на английское «six» (шесть).

        Интересными с этой точки зрения являются интервалы «септима» и «октава» . Помните, как по-английски сказать «сентябрь» и «октябрь»? Это «September» и «October» ! То есть эти названия месяцев имеют те же корни, что и названия интервалов. «Но ведь септима – это семь, а октава – восемь, а указанные месяцы по счету в году девятый и десятый», – скажете вы, и будете совершенно правы. Дело в том, что были времена, когда каждый новый год отсчитывали не от января, как сейчас, а от марта – первого весеннего месяца. Если посчитать так, то все становится на свои места: сентябрь будет седьмым месяцем, а октябрь – восьмым.

        Мы еще не сказали ни слова о кварте и терции. С терцией все понятно – ее просто нужно запомнить, но особо наблюдательные, вероятно, заметят, что если прочитать слово «терция» , пропуская каждую вторую букву, то получится обыкновенное «три» .

        В русском языке есть слова, похожие на «кварту» : это, например, квартира или квартал. Что такое «квартал» ? Это слово имеет два значения: 1) деление года на 4 равных части; 2) участок городской застройки, который с четырех сторон окружен улицами. Так или иначе здесь фигурирует число 4, и, если запомнить эту ассоциацию, то кварту ни за что не перепутаешь с каким-нибудь другим интервалом.

        Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?

        Интервалы состоят из двух нот, которые могут быть расположены близко или далеко по отношению друг к другу. И о том, на каком расстоянии они находятся, нам говорит число интервала, которым оно обозначено (от 1 до 8).

        Вы знаете, что каждый звук в музыке – это ступень большой музыкальной лестницы. Так вот число интервала показывает, сколько нужно пройти ступенек, чтобы от первого звука интервала добраться до второго. Чем больше число, тем шире интервал, и тем дальше его звуки друг от друга находятся.

        Обратимся к конкретным интервалам:

        Прима – обозначается числом 1, что говорит нам: два звука находятся на одной и той же ступени . Значит, прима – это обыкновенное повторение звука, шаг на месте: до и еще раз до, или ре и ре, ми-ми и т.д.

        Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.

        Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.

        Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты : хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.

        Квинта – обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.

        Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.

        Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.

        А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!

        Интервалы от ноты ДО вверх

        Интервалы от ноты СОЛЬ вверх

        ВАЖНО! Считать ступеньки и строить интервалы можно не только вверх, но и вниз . Посмотрите на рисунок: здесь все восемь интервалов построены вниз от нот ДО и ЛЯ.

        Интервалы от ноты ДО вниз

        Интервалы от ноты ЛЯ вниз

        Упражнения : играем интервалы на фортепиано

        При изучении интервалов одинаково полезны и взрослым, и детям упражнения на фортепиано или на нарисованной клавиатуре. Фортепиано или синтезатор со звуком, конечно, лучше, потому что цель изучения интервалов на сольфеджио – запомнить не название интервала, не ноты, которые его составляют (хотя это тоже важно), а звучание.

        Поэтому если нет подходящего инструмента под рукой, то можно воспользоваться виртуальной клавиатурой или приложением «Пианино» на телефоне (планшете). Важно, чтобы вы работали не в немом режиме, а со звуком (желательно).

        Упражнение 1. Играем примы

        Примы играть легко, ведь прима – это повторение одной и той же ноты два раза. Значит, нужно просто два раза ударить по любой клавише и уже получится интервал. Прима – очень важный интервал, который встречается во многих песнях, поэтому никогда не нужно забывать о нем (забывают обычно потому, что он легкий).

        Упражнение 2. Играем секунды

        Секунду всегда образуют две соседние ступени, две ноты, которые находятся рядом. И на клавиатуре пианино, чтобы сыграть секунду, тоже нужно взять две соседние клавиши. Играйте секунды от разных нот – вверх и вниз, запоминайте звучание, можете также параллельно заниматься сольфеджио, то есть пропевать ноты, которые играете.

        Упражнение 3. Играем терции

        Терция – любимый интервал маленького В.А. Моцарта – гения мировой музыки. Известно, что в детстве Моцарт-малыш подходил к клавесину отца (инструмент – предшественник фортепиано), клавиши он не видел (по росту), но дотягивался до них ручками. Моцарт играл всякие созвучия, но больше всего радовался, когда ему удавалось «поймать» терцию – так красиво и мелодично звучит этот интервал.

        Попробуйте поиграть терции и вы. Возьмите терцию «ДО-МИ» и запомните это расстояние: звуки расположены на клавиатуре через одну клавишу (через одну ступеньку). Играйте терции вверх и вниз от разных нот. Играйте звуки терций одновременно или поочередно, то есть вразбивку.

        Упражнение 4. Играем кварты и квинты

        Кварты и квинты – это интервалы, которые звучат воинственно, призывно и очень торжественно. Недаром с кварты начинается наш российский гимн. Возьмите кварту «ДО-ФА» и квинту «ДО-СОЛЬ», сравните их по звучанию, запомните расстояние. Играйте кварты и квинты от разных нот. Постарайтесь научиться мгновенно находить эти интервалы глазами на клавиатуре.

        Упражнение 5. Играем сексты

        Сексты, как и терции, тоже очень мелодичные и красивые по звучанию. Чтобы быстро сыграть сексту можно мысленно представить себе квинту (ее число 5) и добавить к ней еще одну ступеньку (чтобы было 6). Сыграйте сексты вверх «ДО-ЛЯ», «РЕ-СИ» и от всех других нот и вниз «ДО-МИ», «РЕ-ФА» и т.д.

        Упражнение 6. Играем октавы

        Октава – это повторение звука в следующей октаве. Вот такое вот парадоксальное и смешное определение можно дать этому интервалу. Найдите на клавиатуре две одинаковых ноты, которые расположены максимально близко: две ДО (одна в первой октаве, вторая – во второй), или две РЕ. Это и будут октавы. То есть октава – это расстояние от одного звука до его повторения музыкальной лестнице. Октавы нужно видеть сразу. Потренируйтесь.

        Упражнение 7. Играем септимы

        Чуть не пропустили седьмой интервал – септиму. Хотим поделиться с вами одной хитростью. Известно, что число октавы – 8, а септимы – 7. Значит, чтобы получить септиму, нужно всего-то вычесть одну ступеньку из октавы. Это способ быстрого построения септимы, чтобы не считать каждый раз семь ступеней «от печки».

        Например: нам нужна септима от РЕ. Представим себе октаву – РЕ-РЕ, а теперь спустим верхний звук на одну ступеньку: получаем септиму РЕ-ДО!

        Еще пример: построим септиму от МИ вниз. Отложили вниз октаву – МИ-МИ, а теперь, внимание, нижний звук поднимем на ступень вверх и получим септиму МИ-ФА вниз. А почему мы поднимали нижний звук, а не опускали? Потому что интервалы, построенные вниз, это как отражение в зеркале, и все действия потому нужно делать наоборот.

        Дорогие друзья, если вы выполнили предлагаемые упражнения, то вы просто молодцы! Вы многое постигли, но это только начало, первое знакомство с интервалами. Интервалы в таком виде обычно проходят в 1-2 классах музыкальных школ, а потом все становится немного сложнее. И мы приглашаем вас отправиться за новыми знаниями вместе с нами.

        В следующих выпусках вы узнаете, о том, что такое количественная и качественная величина интервала, что такое обращения и как можно получить уменьшенные и увеличенные интервалы. До новых встреч!

        Правила сольфеджио интервалы

        В этой статье мы с вами изучим интервалы. Тема очень важная и, в то же время, простая. Если вы незнакомы с интервалами, не упустите свой шанс. Итак:

        Интервалом называют сочетание двух звуков, взятых одновременно или последовательно. Существуют:

      • мелодический интервал. Звуки такого интервала взяты последовательно;
      • гармонический интервал. Звуки взяты одновременно.
      • Поскольку в мелодическом интервале звуки берутся последовательно, то можно встретить восходящее или нисходящее движение. Оба вида интервалов читаются вверх от основания. Нисходящие мелодические читаются вниз, обязательно указывая направление.

        Интервалы характеризуются двумя величинами: качественной и количественной:

      • количественная величина выражается количеством нот, составляющих интервал (2 звучащие ноты и количество не звучащих нот между ними);
      • качественная величина выражается количеством тонов и полутонов, составляющих интервал.
      • Простые интервалы

        Интервалы, которые образуются в пределах одной октавы, называются простыми (за исключением особенного интервала «тритон», который, несмотря ни на что, тоже образуется в пределах одной октавы, но его не причисляют к простым). Таких интервалов 8, каждый имеет своё название. Кстати, названия интервалов — это порядковые числительные на латинском языке. Название интервала показывает количество ступеней между основанием и вершиной интервала. Приводим список всех восьми интервалов. Слева — цифра, справа — латинское название:

        Рисунок 1. Основные интервалы

        На рисунке вы видите все 8 простых интервалов. Под нотами цифры обозначают названия интервалов: 1 — прима, 2 — секунда, 3 — терция, 4 — кварта, 5 — квинта, 6 — секста, 7 — септима и 8 — октава. Интервалы на рисунке построены вверх от ноты «до».

        Основные интервалы

        Расстояние между двумя соседними нотами может быть равно как целому тону (например, между «до» и «ре»), так и полутону (например, между «ми» и «фа»). Очевидно, что одной количественной величины не достаточно, чтобы точно определить интервал: между «до» и «ре» — секунда, между «ми» и «фа» — секунда. Но в первом случае между звуками целый тон, а во втором — полутон. Выходит, это разные секунды?

        Для того, чтобы обозначить точное расстояние между звуками, к названиям интервалов добавляют уточнения: большой/ малый/ чистый/ уменьшённый/ увеличенный,. Наша секунда может быть большой («до» — «ре» — целый тон) и малой («ми» — «фа» — полутон). Чуть ниже разберёмся, как эти уточнения работают, а сейчас вспомним, что октава состоит из 12-ти звуков. Помните, мы это изучали в разделе «Нотная грамота»? Мы рассматривали 7 основных и 5 производных нот (на клавиатуре фортепиано производные ноты окрашены чёрным цветом)

        Рисунок 2. Октава

        Теперь посмотрим, как работают «уточнения»: ниже приводим таблицу с названиями интервалов между всеми 12-тью звуками октавы:

        Интервалы в музыке, виды интервалов, построение интервалов

        Здравствуйте, уважаемые читатели. В данной статье поговорим про интервалы в музыке, увидим какие виды интервалов выделяют, а также про построение интервалов.

        Интервалы в музыке имеют качественную и количественную характеристики. Качественная обозначает количество тонов и полутонов в интервале, количественная отражает число ступеней в нём.

        Интервалы бывают большими и малыми (в этом случае пишут букву «м» или «б» — это качественная характеристика), а также чистыми (пишут «Ч»). Цифры рядом с буквами в названии (например, м3) означают число ступеней в интервале (это количественная характеристика).

        Число ступеней в названии произносятся как числительные на латыни: прима — 1, секунда — 2, терция — 3, кварта — 4, квинта — 5, секста — 6, септима — 7, октава — 8. Так м3 переводится как малая терция, б3 — большая терция.

        Большой интервал (в названии которого есть «б») больше малого (в случае одинакового количества в них ступеней) на один полутон всегда.

        Давайте посмотрим теперь какие интервалы являются резкими (диссонансами), а какие мягкими (консонансами):

        1 Мягкие — терции, сексты, пустые (к пустым относят чистые интервалы: ч1 — чистая прима; ч4 — чистая кварта; ч5 — чистая квинта; ч8 — чистая октава). Стоит здесь упомянуть, в приме расстояния между нотами нет (0 тонов), на практике когда подряд играется одна и та же нота это и есть прима.

        Также ч4, ч5, ч8 называются чистыми потому что они неизменны, нет их больших и малых вариантов. Еще их за эту особенность называют совершенными консонансами.

        Терции же и сексты могут иметь мажорное (б3 и б6) звучание или минорное (м3 и м6). Поэтому их называют еще несовершенными консонансами.

        2 Резкие. Тритон — называется так потому что между 2-мя нотами ровно три тона, причем также его называют ув4 (увеличенной квартой) или ум5 (уменьшенной квинтой).

        Следующий диссонанс — секунда. м2 — малая секунда отличается расстоянием между нотами всего в полтона, за счет чего обладает самым резким звучанием, в б2 (большой секунде) как вы поняли один тон. Последний резкий интервал — это септима. Бывает также большой (б7 — 5,5 тонов) и малой (м7 — 5-ть тонов).

        Интервалы также называют мелодическими если они используются в мелодии (ноты в них играются раздельно) или гармоническими (если две ноты играются вместе).

        рис 1

        Важная тема — это обращения интервалов. Обращение — это когда нижний звук интервала (его еще называют основанием) переносят на октаву вверх или верхний звук (вершину) переносят вниз на октаву.

        При обращении с интервалами происходят некоторые метаморфозы. Один интервал превращается в другой, например так:

        рис 2

        На рисунке 2 вы видите, что при перенесении верхнего звука в чистой кварте вниз на октаву получается чистая квинта.

        С обращением других интервалов вы тоже можете познакомится в статье о разнице между увеличенной квартой и уменьшенной квинтой к примеру. И обращения терций и секст тоже таят в себе некоторые особенности.

        Да, как правильно считать ступени в интервалах (те самые цифры в названиях)? Если у нас в названии пишется цифра четыре значит между двумя нотами изображаемыми на нотном стане должно быть ровно четыре ступени. Так для ч5 изображенной на рисунке 2 мы считаем ступени так: фа — 1, соль — 2, ля — 3, си — 4, до — 5. Вот как раз от «фа» до «до» наша квинта и получилась.

        Мы знаем когда надо писать «м», «б», «ч» в названиях, а что значит «ув» и «ум»? Представим, что у нас на нотном стане число ступеней между вершиной и основанием интервала должно быть 2, а расстояние между ними должно равняться 1,5 тона. В этом случае мы не можем написать м3, ведь цифра должна отражать именно количество ступеней (нам же надо 2-ве, а не три ступени), но и б2 написать тоже не можем, тогда расстояние будет отражаться не то (нам нужно 1,5 тона, а в б2 только 1). Поэтому мы и можем в таких случаях написать увеличенная секунда (ув2).

        рис 3

        На рисунке 3 изображены два одинаковых на слух созвучия, а записали мы их по-разному.

        На самом деле вариантов использования «ув» и «ум» множество. Уменьшать и увеличивать можно абсолютно все интервалы, главное понять принцип, что мы выше описали.

        Также стоит отметить, что если консонансы не требуют разрешения, то диссонансы требуют — они «тянуться» к консонансам. Так, малая септима разрешается в большую сексту, а большая септима в чистую октаву. В то же время секунды — это те же септимы по звуковому составу, стоит лишь сделать их обращения.

        рис 4

        Суть разрешения в том чтобы резкий интервал перешёл в более спокойный (мягкий). На рисунке 4 малую секунду можно еще разрешать также как и большую в м3 (ноты «фа-диез+соль» в «ми+соль»).

        Все интервалы, что мы рассмотрели выше являются простыми. Они находятся в пределах одной октавы. Также есть составные — они величиной больше октавы (например, нона — 9, ундецима — 11, терцдецима — 13), но по звуковому составу они такие же как простые.

        рис. 5

        Например, представим, что у нас гамма натуральный до-мажор и мы берём ноты «до» и «ре» одновременно. Получится простой интервал б2. Если мы в нем перенесём ноту ре на октаву вверх, то у нас получится уже нона или б9. В этом вся разница, в гитаре как раз составные интервалы часто добавляются как надстройки к аккордам, например помните мы писали про доминантсептаккорд — вот там составные интервалы у нас используются (9, 11, 13).

        Обращение составных интервалов немного другим будет — мы перемещаем верхний звук на октаву вниз, нижний на октаву вверх одновременно.

        Интервал в импровизации

        О строении мы поговорили, теперь о практике. Как же разнообразить нашу импровизацию при помощью интервалов? Все просто — обычно, мы последовательно играем ноты гаммы, например «ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля». По-другому можно сказать, обыгрываем гамму ля-минор секундами, большими и малыми. И, действительно, от «ля» до «си» — большая секунда, от «си» до «до» — малая и так далее. Ничто не мешает брать другие интервалы от каждой ноты того же ля-минора. Например, играя терциями мы берем ноты гаммы не последовательно, а от каждого её звука по-порядку отстраиваем терцию.

        Точно так же гамма обыгрывается секстами, квартами и так далее. Таким образом, при чередовании различных интервалов мелодия получает разнообразие.

        Простое построение интервалов

        Иногда не очень просто быстро построить какой-то интервал. Поэтому для этого существуют формулы, прямо как в математике. Так как чаще всего мы используем простые интервалы, и самый большой из них октава, то по ней мы и будем ориентироваться, вот формулы, наглядно показывающие как это делать:

        Ч1(прима) = 0 Тонов;
        Ч8 (октава) = 6 Тонов;
        м2 (малая секунда)= 0,5 Тона;
        б7 (большая септима) = ч8 — м2 =5,5 Тонов;
        б2 (большая секунда)= 1 Тон;
        м7 (малая септима) = ч8-б2 = 5 Тонов;
        м3 (малая терция) = 1,5 Тона;
        б6 (большая секста) = Ч8 — м3 = 4,5 Тона;
        б3 (большая терция)= 2 Тона;
        м6 (малая секста) = Ч8 — б3 = 4 Тона;
        Ч4 (чистая кварта) = 2,5 Тона;
        Ч5 (чистая квинта) = 3,5 Тона;
        ув4 (увеличенная кварта) = 3 Тона;
        ум5 (уменьшенная квинта) = 3 Тона.

        Если у вас есть желание поддержать сайт Gorstorehov.com вы можете сделать добровольное пожертвование. Деньги пойдут на развитие сайта.

        саша
        11 Ноября 2014 в 19:14

        Игорь
        12 Ноября 2014 в 14:03

        сергей
        04 Мая 2016 в 13:16

        Даша
        03 Октября 2016 в 15:50

        Снежана
        08 Марта 2017 в 20:10

        Снежана
        08 Марта 2017 в 20:11

        Учитель
        03 Марта 2018 в 09:01

        ирина
        04 Января 2017 в 15:15

        Аня
        03 Мая 2016 в 19:12

        Лера
        07 Октября 2016 в 20:48

        Катя
        09 Июня 2017 в 18:18

        Юля
        17 Января 2018 в 10:53

        Юля
        17 Января 2018 в 10:52

        Яна
        06 Мая 2016 в 15:34

        Уля
        16 Октября 2016 в 21:42

        Акнурнота
        24 Ноября 2016 в 20:46

        Розаліна
        27 Февраля 2017 в 16:57

        дари
        19 Апреля 2018 в 18:53

        Рита
        14 Сентября 2016 в 15:33

        лол
        10 Октября 2016 в 17:11

        соня
        06 Октября 2016 в 19:36

        Миша
        06 Декабря 2016 в 18:24

        Кира
        07 Декабря 2016 в 14:38

        эля
        11 Апреля 2017 в 19:05

        Ангелина
        18 Мая 2017 в 12:12

        Веролика
        19 Декабря 2017 в 07:59

        FYSMEY play
        19 Мая 2017 в 11:34

        Веролика
        19 Декабря 2017 в 08:01

        Ксения
        04 Октября 2017 в 17:15

        Нитти
        09 Марта 2018 в 22:58

        саша
        11 Ноября 2014 в 19:15

        ДМШ 5 Рогоза Виктория Николаевна Белгород
        14 Сентября 2016 в 15:36

      • Бесплатно
      • Без регистрации
      • Без СМС

      Сольфеджио.Онлайн – онлайн тренажер по сольфеджио.

      Если Вы увлекаетесь музыкой, но у Вас нет времени или денег на занятия с преподавателем, этот тренажер для Вас

      Мы подготовили для Вас следующие режимы:

      Музыкальный диктант

      Попытайтесь отгадать прозвучавшую мелодию

      Угадай ноту

      Угадайте прозвучавшую ноту, нажав ее на клавиатуре виртуального синтезатора

      Мажор / минор

      Отгадайте прозвучавшее трезвучее: мажор или минор

      Угадайте, какой из выбранных интервалов прозвучал

      Смотрите еще:

      • Что характеризует физический закон Интегрированный урок физики, литературы, русского языка. Решение задач по теме: "Законы Ньютона"на литературном материале. Урок развития речи: сочинение — рассказ Разделы: Физика Цели: развивающая: умение видеть мир в многообразии; […]
      • Идентификация судов Правила плавания по внутренним водным путям Средства идентификации судна I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ II. СРЕДСТВА ИДЕНТИФИКАЦИИ СУДНА III. ВИЗУАЛЬНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ IV. НОЧНАЯ ХОДОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ V. НОЧНАЯ СТОЯНОЧНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ VI. ДНЕВНАЯ […]
      • О публикации законов КЗОТ РФКЗОТ РФ КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (КЗОТ) Глава I. Общие положения ст. Глава II. Коллективный договор ст. Глава III. Трудовой договор (контракт) ст. Глава III- А. Обеспечение занятости и гарантии реализации права […]
      • Монастыри правила приема Тема: Условия приема в монастырь Опции темы Поиск по теме Отображение Линейный вид Комбинированный вид Древовидный вид Условия приема в монастырь Кто ради Бога отрицается мира и вступает в иночество, тот становится на путь […]
      • Жалобы сожаления Приключение собаки (Фредерик Марриет, 1837) «Это было в январе 1699 г. Окрашенное черной краской одномачтовое судно проходило в виду берегов близ Бичи-Хэд (Beachy Head) с быстротой не более пяти миль в час. Оно шло под малыми парусами, […]
      • Гражданский кодекс о наследстве по завещанию Гражданский кодекс о наследстве по завещанию Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
      • Закон о всеобщей воинской обязанности в пмр Закон ПМР "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" Издательство: Ликрис Язык издания: Русский Переплет: Мягкий Год издания: 2013 Количество страниц: 60 Размеры (ДхШхВ): 210x148x10 Наличие: Есть в наличии […]
      • Списание суммы штрафа с банковской карты Как будут списывать штрафы за нарушение ПДД с банковских карт? Нынешний 2018 год богат на масштабные события. Чего только стоят этот шикарный мундиале и пенсионная реформа. Но наше правительство продолжает о нас заботиться, и вот на […]