Закон и закономерность философии — Доброе дело

Закон и закономерность философии

PhilosofFine

Закономерность и закон

Понятие закономерности отражает определенный этап процесса познания, когда констатируют инвариантную, стабильную обусловленность явлений, но еще не ясна их природа, не понята причина их возникновения.

Поэтому закономерность есть предельно-достижимое взятое в историческом плане знание.

Так например, явление всемирного тяготения есть постоянно и повсеместно действующая закономерность, не имеющая своего объяснения. Эта информация еще не поднялась до уровня закона, но она сможет трансформироваться в закон, если будет учтена стабильная связь между силой тяготения, массами притягиваемых тел и расстоянием между их центрами.

Итак, смысл закона ( в отличие от закономерности) состоит в том, что он обнаруживает инвариантные связи явлений и процессов в виде тенденции, не будучи «привязанным» к целостному явлению. Так, закон тяготения одинаково применим, как к падающему телу, так и взлетающему, тогда как закономерность отражает тот фатальный факт, что под действием силы тяжести все тела рано или поздно упадут на Землю.

Поскольку закон обнаруживает некую объективную тенденцию, постольку он сам становится универсальным практическим средством, как, скажем, ветка дерева, превращенная умелой рукой в лук, который можно использовать и как оружие, и как смычок, и как приспособление для сбора бананов, и т.д.

Итак, стабильность связей не означает стабильности, фатальности самого явления, иначе закон не смог бы служить орудием произвола (то есть, его можно было бы использовать только однонаправлено, например, закон тяготения — только для падающих на Землю тел).

Поэтому правильно сказать, что закон, лишенный произвольно варьируемых «переменных», вырождается в закономерность.

Так, цель капиталистической экономики — получить максимальную прибыль на вложенный капитал — есть закономерность. «Значит — говорим мы — ничего с этим не поделаешь».

Но посмотрим на этот вопрос шире. Если вкладывать капитал в экстенсивно развивающееся производство, то прибыль вскоре станет сокращаться из-за естественного износа орудий производства. Если — в новые технологии, то период процветания удлинится, но упадок все же неизбежен, вследствие перенасыщения рынка товарами. Если — в новые потребительские свойства товаров, прибыль начнет устойчиво возрастать. А если вкладывать капитал в прямое стимулирование рынка? В организацию труда? И т.д.

Мы видим, что разрушение фатализма закономерности, приближает нас к понятию закона, ибо, располагая такими знаниями уже можно с большим или меньшим успехом управлять ситуацией и т.д.

Таковы логические приемы моделирования атрибутов объективных явлений и связей между ними.

Смотрите также

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р .

Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается имя В. И. Ленина — основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего представителя м .

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) — писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно «жиз .

Взаимосвязь явлений – одна из основных форм существования материи. Возникновение, изменения, переход в новое состояние любого материального объекта возможны не в изолированном и обособленном состоянии, а во взаимосвязи с другими объектами. Начиная с Галилея, важнейшим признаком научного знания стали законы науки.

Исторически получилось, что вначале деятельность человека опиралась на представление о некоторых повторяемостях. Повторяются сезонные изменения погоды, падают предметы, лишенные опоры, и т. д. Устойчивые, повторяющиеся отношения (связи) между явлениями обычно называются закономерностями.

Закон есть объективная, существенная, необходимая, повторяющаяся связь (отношение), определяющая закономерность (повторяемость, регулярность) в сфере явлений. Под существенным здесь понимается такое отношение, которое внутренне детерминирует повторяющееся в сфере явлений. Необходимость закона заключается в том, что при наличии определенных условий он определяет порядок, структуру, связь явлений, постоянство процессов, регулярность их протекания, их повторяемость в относительно тождественных условиях.

Назад Оглавление Вперед

2.7. Закономерность и закон

2.7. Закономерность и закон

Понятие закона как философской категории было принято позднее ряда других философских категорий. Это объясняется тем, что закон как атрибут сущности стал проявляться в человеческой деятельности позднее категорий, отображающих явления.

Существуют два типа закономерностей: динамические и статистические. Динамическая закономерность – такая форма связи между явлениями, когда предыдущее состояние объекта однозначно определяет последующее. Статистическая же закономерность – определенная повторяемость в поведении не каждого отдельного объекта, а их коллектива, ансамбля однотипных явлений. Закономерность как повторяющееся отношение между явлениями относится к атрибуту явления, а не сущности. Переход к сущности, к понятию закона происходит тогда, когда ставится вопрос об основании, причине закономерности.

История науки обнаруживает, что если в основе определенного множества явлений лежит закон (закон первого порядка), то за этим законом лежит более глубокий закон (второго порядка) и т. д. Материальный объект фактически подчиняется не одному, а многим законам. Каждый отдельный закон не проявляется «в чистом виде». Совокупное действие нескольких законов порождает впечатление некоторой неопределенности. Особенно это видно в такой сложной системе, как общество, где законы реализуются лишь как общее направление разнообразных процессов.

Закон и закономерность философии

Проблема педагогических законов, закономерностей и принципов обучения является одной из наиболее актуальных в науке. Она многократно подвергалась обсуждению, но и сегодня нет четкого разграничения этих понятий, иногда закономерности подменяются принципами, отождествляются законы и закономерности.

Понятия «закон » и «закономерность » употребляются в педагогике как философские категории. Закон — это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи.

Познание законов дает возможность вскрыть не любые связи и отношения, а те, которые отражают явление в его целостности.

Образование как целостное явление представляет собой одну из наиболее значимых подсистем общества. Поэтому его законы, как и законы общества, являются продуктом его внутренней самоорганизации, а не есть результат проявления какой-то внешней силы. Отсюда педагогический закон — это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.

Итак, закон отражает объективные, существенные, повторяющиеся, устойчивые связи внутри явления, которые выражают порядок, самоорганизацию, изменения и развитие. Если же такой характер связи наблюдается при определенных условиях (т. е. не всегда), то эти связи выражают закономерности.

В современной дидактике больше сформулировано закономерностей, так как в процессе обучения почти всегда требуется создание определенных условий для реализации закона в обучении.

В философии закономерность — более широкое понятие, чем закон. Закономерность — результат совокупного действия множества законов. Поэтому закономерность выражает многие связи и отношения, тогда как закон отражает определенную связь, определенное отношение.

Закономерности обучения — это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Объективные законы и закономерности, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения, позволяют понять общую картину развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические рекомендации и требования к осуществлению обучения находят выражение и закрепление в принципах и правилах обучения.

Принципы обучения (дидактические принципы ) — это основные (общие, руководящие ) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

Принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Принципы обучения по своему происхождению являются теоретическим обобщением педагогической практики. Они носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности. Поэтому принципы являются руководящими положениями, которые регулируют деятельность в процессе обучения людей. Они охватывают все стороны процесса обучения.

В то же время принципы носят субъективный характер, так как отражаются в сознании педагога по-разному, с различной степенью полноты и точности.

Неправильное понимание принципов обучения или их незнание, неумение следовать их требованиям не отменяют их существования, но делают процесс обучения ненаучным, малоэффективным, противоречивым.

Соблюдение принципов обучения — важнейшее условие эффективности процесса обучения, показатель педагогической культуры преподавателя.

Отдельные стороны применения того или иного принципа обучения раскрывают дидактические правила. Правила вытекают из принципов обучения.

Правила обучения — это конкретные указания учителю, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

Некоторые теоретики-дидактики и учителя-практики выступают против выделения и строгого следования правилам обучения, так как это, считают они, сковывает творческую инициативу обучающего. Главное внимание следует уделять изучению теории обучения, усвоению навыков ее творческого применения на практике.

28. Закон и закономерность. Типы законов.

Закон — существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями.

В макромире наблюдается три типа законов: закон-тенденция, закон однозначной детерминации, имеющий место главным образом в технике, и статистический закон — закон больших чисел. В микромире действуют вероятностные законы, обусловленные корпускулярно-волновым дуализмом микрообъектов.

Природа — это не нагромождение случайностей, а сложный мировой порядок, в котором через массу случайностей пробивает себе Дорогу необходимость. Иначе говоря, закон действует как тенденция.

Статистические законы позволяют математически более или менее адекватно отразить некоторые объективные особенности массовых явлений. Например, в термодинамике при определении давления Газа некоторого объема невозможно учесть параметры движения каждой частицы газа, поэтому используют усредненное значение, которое оказывается довольно устойчивым.

Различают всеобщие, общие и частные законы. Всеобщие законы — это законы диалектики, которые имеют универсальный характер. Общими законами являются такие, которые отражают связи, общие для наук о материальной действительности (например, закон сохранения и превращения энергии является общим для всех природных процессов, но не для ментальных процессов). Частные законы присущи лишь отдельным формам движения материи, частным наукам (например, периодический закон Менделеева — химия, закон наследственности и изменчивости — биология).

Различают законы структуры, законы функционирования и законы развития.

От законов следует различать закономерности. Понятие «закономерности» шире понятия «закона», поскольку закономерность проявляется в ряде законов. С помощью понятия закономерности выражают и общую тенденцию развития, и принципы, законы.

I. по степени общности:

1. частные законы (физика, химия)

2. общие законы (законы общества)

3. всеобщие законы в природе, в обществе, в человеческом мышлении.(диалектика).

II. Объективные законы – законы объективного мира.

Субъективные, духовные законы.

III. Законы природы

Законы общества – законы деятельности людей, обладающих сознанием.

IV. Динамические – строгая последовательность.

Вероятностные – мир – множество вероятных событий.

29. Необходимость и случайность. Свобода и необходимость.

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ. Необходимость — то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе. Случайность же — то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому. Случайность имеет место и тогда, когда событие вызывается огромной массой причин, связь между которыми очень отдаленна и поэтому трудно определима. В этом плане случайность может рассматриваться как нечто субъективное, зависящее от познания, вернее, от незнания. Диалектика необходимости и случайности раскрывается в следующих моментах: 1) относительности их противоположности (одно и то же явление в одной системе отсчета оказывается необходимым, в другой системе отсчета то же самое явление оказывается случайным); 2) в их взаимопроникновении, в нераздельности в каждом конкретном случае (все динамические законы несут в себе случайности, настолько несущественные, что от них можно абстрагироваться; множество же случайных явлений скрывает за собой необходимость); 3) во взаимоотношении со случайностью необходимость выступает главной, ведущей стороной; 4) случайность играет в отношении к необходимости активную (позитивную или негативную) роль; 5) в процессе развития материальных систем возможно превращение случайного в необходимое, а необходимого — в случайное.

Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Идеалисты в своем большинстве рассматривают свободу и необходимость как взаимоисключающие понятия и понимают свободу как самоопределение духа, как свободу воли, как возможность поступать согласно волеизъявлению, которое не детерминировано внешними условиями. Они полагают, что идея детерминизма, устанавливающая необходимость человеческих поступков, полностью снимает ответственность человека и делает невозможной нравственную оценку его действий. Только ничем не ограниченная и безусловная свобода выступает, с их т. зр., единственной основой человеческой ответственности, а следовательно, и этики. Крайний субъективизм в объяснении свободы допускают, напр., приверженцы экзистенциализма (Сартр, Ясперс).

Диаметрально противоположного и тоже неверного взгляда придерживаются сторонники механистического детерминизма. Они отрицают свободу воли, мотивируя это тем, что действия и поступки человека во всех случаях определены внешними, не зависящими от него обстоятельствами. Эта метафизическая концепция означает абсолютизацию объективной необходимости и приводит к фатализму.

Научное объяснение свободы и необходимости основано на признании их органической взаимосвязи. Первая попытка обоснования этой т. зр. принадлежит Спинозе, который определял свободу как осознанную необходимость. Развернутая концепция диалектического единства-свободы и необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем.

Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы С. и Н. исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека как вторичного, производного. Необходимость существует в природе и обществе в форме объективных законов. Непознанные законы проявляются как «слепая» необходимость. В начале своей истории человек, будучи не в состоянии проникнуть в тайны природы, оставался рабом непознанной необходимости, был не свободен. Чем глубже человек постигал объективные законы, тем более осознанной и свободной становилась его деятельность. Помимо природы ограничение человеческой свободы обусловлено еще зависимостью людей от господствующих над ними в опр. исторических условиях общественных сил.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ – относительно устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития. На знании закономерностей соответствующих явлений основываются как объяснения в науке, так и научные предвидения. Различают закономерности эмпирические и теоретические. Первые представляют собой непосредственное обобщение опытных фактов, вторые характеризуют более глубокое проникновение в основания исследуемых процессов, и их теоретическое воспроизведение опирается на систему понятий высокой степени общности. Ведущей формой выражения законов науки является математика. Познание закономерностей реального мира составляет не только первейшую задачу науки, но и основу целесообразной деятельности человека. В философско-методологическом плане особенно важно развитие представлений о природе закономерности, прежде всего разработка теоретико-вероятностных методов исследования и становление представлений о статистических закономерностях. Ранее наука знала только один класс закономерностей, которые первоначально получили название динамических (ныне их называют закономерностями жесткой детерминации). Представления о классе закономерностей жесткой детерминации сформировались в ходе развития классической физики. Фактически под этими закономерностями понимаются закономерности, в логическом отношении подобные законам механики. В качестве определяющей черты этих Закономерностей рассматривается строго однозначный характер соответствующих связей и зависимостей. Однозначный характер связей означает их концептуальную (качественную) равноценность: любая связь, независимо от природы и структуры рассматриваемых процессов, в равной мере признается необходимой. Соответствующая философская концепция получила название лапласовского (см. П.Лаплас), или классического, мира.

С развитием теоретико-вероятностных методов исследования выявилась ограниченность законов жесткой детерминации. Были выработаны представления о новом классе закономерностей – о статистических закономерностях. В общем случае статистические системы суть системы, образованные из независимых или квазинезависимых сущностей. Структура этих систем характеризуется распределениями вероятностей, а статистические закономерности выражаются на языке вероятностных распределений – как законы взаимосвязи между распределениями различных величин, характеризующих объекты исследования, и как законы изменения этих распределений во времени.

Статистические системы обладают рядом особенностей. Весьма существенно, что наличие устойчивости, единство в поведении независимых сущностей (элементов систем) придают внешние условия, внешние воздействия. Другой важнейшей особенностью статистических систем является идея иерархии и субординации. Основная задача статистических исследований и заключается в раскрытии законов взаимосвязи между миром элементарных сущностей (их свойствами) и целостными характеристиками таких систем. Эти взаимосвязи уже не укладываются в рамки координации, а включают иерархическую компоненту.

Представления о закономерностях жесткой детерминации и о статистических закономерностях фактически представляют собой два «крайних» вида закономерностей, характеризующих некоторые предельные, а значит, простейшие состояния изучаемых явлений и объектов. Для более сложных представлений о закономерности характерен синтез жесткости (однозначности) и независимости (случайности). Так, представители нижегородской школы анализа нелинейности считают фундаментальной проблему «связи динамических и статистических законов физики, прежде противопоставлявшихся друг другу» (Гапонов-Грехов А.В., Рабинович М.И. Нелинейная физика. Стохастичность и структуры. – В кн.: Физика XX века. Развитие и перспективы. М., 1984, с. 228). Об аналогичном подходе говорят И.Пригожин и И.Стенгерс: «Мы должны отыскать узкую тропинку, затерявшуюся где-то между двумя концепциями, каждая из которых приводит к отчуждению: концепцией мира, управляемого законами, не оставляющими места для новации и созидания, и концепцией, символизируемой Богом, играющим в кости, концепцией абсурдного, акаузального мира, в котором ничего нельзя понять» (Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994, с. 261). Раскрытие новых законов – законов функционирования и поведения сложноорганизованных систем – ведет к изменениям в наших представлениях о структурной организации мира.

Понятие закона. Классификация законов.

Задача познания исследовать природу и общество как закономерный процесс движения и развития, подметить нечто общее, существенное, характерное для более или менее обширной группы явлений или для всех форм движения материи. Это общее, существенное, необходимое находит свое выражение в законах. Законы науки с большей или меньшей точностью отображают законы природы и общества, мышления.

Категория закон рассматривается в материализме и идеализме с противоположных позиций.

1. Идеалистическое направление в философии понимает под законом форму рассудочной деятельности, средстве упорядочивания ощущений и эмпирических данных, как это свойственно представителям субъективного идеализма, либо как мысленное воспроизведение человеком развития абсолютной идеи, что характерно для объективного идеализма Гегеля. Современные неопозитивисты трактуют закон как результат соглашения между учеными, удобные приемы мышления и не более того.

2. Материалистическое направление в философии исходит из того, что законы объективны по своему содержанию. Так, например, античные материалисты под законом понимали объективный порядок, внутренне присущий миру, естественный путь развития всех вещей. Современная материалистическая диалектика продолжает эту линию, полагая, что законы развития природы и общества носят объективный характер, а значит, и законы науки, которые более или менее точно отражают их, также объективны по содержанию и субъективны по форме своего выражения. Не всякая связь явлений есть закон. Она должна носить необходимый, устойчивый, повторяющийся характер, для того чтобы быть законом.

Таким образом, закон это устойчивая, общая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь явлений природы и общества.

Понятие закона отличается от понятия закономерности. Закон означает выраженную определённую связь, а закономерность многие связи (совокупность законов, действующих в одной области мира)

I. По степени общности:

всеобщие – законы диалектики, имеющие универсальный характер;

общие законы – характерные для большего круга явлений;

частные законы – отражающие связи определенного круга явлений;

II. По форме проявления в зависимости от типа детерминации

— динамические – Динамические законы выражают более простую, однозначную связь. Это такая форма связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет все последующие. Зная первое, можно с большей степенью точности предвидеть вторые.

— статистические – Действие статистических законов характерно для больших групп явлений, где велика роль случайности. Иными словами, это законы средних чисел, которым подчиняется масса случайностей.

III. Кроме того, различают законы

развития – (переход от одного состояния к другому)

— функционирования. – (способ существования систем в определенном качестве)

— строения (законы строения – анатомия)

IV. по длительности действия:

— недолговечные (законы развития общественных формаций).

Диалектические законы имеют объективный характер.

В диалектике выделяют три основных закона:

— единства и борьбы противоположностей,

— взаимного перехода количественных изменений и качественных изменений

Смотрите еще:

  • Подоходный налог при работе по патенту Как возместить НДФЛ иностранцу? Если иностранный гражданин работает по патенту, то работодатель удерживает 13% с его заработной платы для оплаты налога на доход физического лица (НДФЛ). Однако не только работодатель выплачивает налог, но […]
  • Правила обращения граждан в суде Электронные обращения граждан в суды общей юрисдикции Порядок обращения граждан в суды общей юрисдикции, поступающие в электронной форме, и их рассмотрение, регулируется Положением о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции […]
  • Межведомственное взаимодействие с органами опеки Межведомственное взаимодействие в решении социально-педагогических проблем ребенка в образовательной организации В своей практической деятельности социальный педагог выполняет основные функции: защитно-охранную, профилактическую, […]
  • Налоги в 2018 году для физлиц Подоходный налог с физических лиц 2018 в России: изменения и ставки НДФЛ Одним из самых популярных налогов в РФ является подоходный налог для физичесикх лиц, который затрагивает абсолютно всех работающих граждан. Не удивительно, что к […]
  • Когда раскольников совершил преступление Почему Раскольников решился на преступление? Личность Раскольникова выдающаяся. У него есть задатки ясного ума, твердого характера и благородного сердца. В раннем возрасте Родион Раскольников был чутким ребенком, сострадательным и […]
  • Приказы о внеурочной деятельности по фгос Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №6 Тутаевского муниципального района ФГОС ФГОС Нормативно-правовые документы Федеральный уровень Региональный уровень Приказ Департамента образования Ярославской области […]
  • В иске о выселении отказать Отказ в иске о выселении без предоставления другого жилого помещения является законным, так как истица является собственником доли жилого помещения и обратиться в суд с иском о выселении на основании бесхозяйственного обращения с жилым […]
  • Правила поведения с сотрудниками на работе Как себя вести на работе, в офисе? Этикет. Правила. Правильное поведение для карьеры. Как правильно себя вести на работе, чтобы Вас любили, уважали и продвигали по служебной лестнице. Поведенческие стратегии в офисе для карьеры. (10+) Как […]