Закон о занятости населения в российской федерации ст25
Привлечение работодателей к административной ответственности за нарушение законодательства о занятости населения в РФ
Просим своевременно предоставлять сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов.
В ходе деятельности казенного учреждения Ненецкого автономного округа «Центр занятости населения» выявлены случаи нарушения организациями, действующими на территории Ненецкого автономного округа, законодательства о занятости населения.
Согласно п.3 ст. 25 Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В нарушение действующего законодательства, авиакомпанией «ЮТэйр» осуществлялся поиск работника на должность агента по продаже авиабилетов, без предоставления информации о вакантной должности в казенное учреждение Ненецкого автономного округа «Центр занятости населения».
На основании вышеизложенного, Департаментом здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа в отношении ООО «ЮТэйр-Экспресс» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме.
Памятка работодателю
В соответствии со ст.7.1-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» Агентство по занятости населения Пермского края имеет право:
— ОСУЩЕСТВЛЯТЬ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, регистрацией инвалидов в качестве безработных, обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения;
— ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПРОВЕРКИ по соблюдению законодательства о занятости населения;
— ВЫДАВАТЬ ПРЕДПИСАНИЯ об устранении выявленных нарушений законодательства о занятости населения;
— СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛЫ об административных правонарушениях в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст.25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»
— СОБЛЮДАТЬ установленную квоту для трудоустройства инвалидов (п.1 ст.25);
— НАПРАВЛЯТЬ в органы службы занятости в письменной форме информацию о принятии решения о ликвидации, сокращении численности или штата работников не позднее, чем за 2 месяца (для юридических лиц), за 2 недели (для индивидуальных предпринимателей), а при массовом увольнении работников – не позднее, чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (п.2 ст.25);
— НАПРАВЛЯТЬ в органы службы занятости в письменной форме информацию о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства – в течение 3-х рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий (п.2 ст.25);
— ЕЖЕМЕСЯЧНО ПРЕДСТАВЛЯТЬ органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей (п.3 ст.25);
— ЕЖЕМЕСЯЧНО ПРЕДСТАВЛЯТЬ органам службы занятости информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах (п.3 ст.25);
— ЕЖЕМЕСЯЧНО ПРЕДСТАВЛЯТЬ органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов (п.3 ст.25);
— СОБЛЮДАТЬ запрет на распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (п. 6 ст. 25).
За несоблюдение законодательства о занятости населения в РФ предусмотрена административная ответственность:
— согласно ст.5.42. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей»;
— согласно ст.19.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей»;
— согласно ст. 13.11.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера,- влечет наложение административного штрафа на граждан — от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей»;
— согласно ст. 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей »;
— согласно ч.1 ст. 19.4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях « Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей»;
— согласно ч.2 ст. 19.4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях « Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки — влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей»;
— согласно ч.3 ст. 19.4.1 . Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «П овторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей».
Работодателям, осуществляющим мероприятия по ликвидации организации либо сокращению численности или штата (буклет) (pdf, 1.27 Мб)
Дата публикации 09 июня 2017
Дата изменения 09 июня 2017
Работодателям, осуществляющим мероприятия по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов (буклет) (pdf, 1.28 Мб)
Порядок представления работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в ГКУ ЦЗН Пермского края (Постановление Правительства Пермского края №98-п от 25.02.2015) (pdf, 164.31 Кб)
Дата публикации 02 марта 2015
Дата изменения 02 марта 2015
Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1
«О занятости населения в Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от:
15 июля 1992 г., 24 декабря 1993 г., 27 января 1995 г., 20 апреля 1996 г., 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г., 29 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 29 декабря 2006 г., 18 октября 2007 г., 23 июля, 25 декабря 2008 г., 3 июня, 24 июля, 27 декабря 2009 г., 22, 27 июля 2010 г., 1, 11 июля, 30 ноября 2011 г., 28 июля, 30 декабря 2012 г., 23 февраля, 2 июля 2013 г., 5 мая, 21 июля, 1, 22 декабря 2014 г., 29 декабря 2015 г., 9 марта, 28 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 29 декабря 2017 г., 7 марта, 3 июля 2018 г.
См. комментарии к настоящему Закону
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
См. комментарии к преамбуле настоящего Закона
Первый заместитель Председателя
Верховного Совета РСФСР
Москва, Дом Советов РСФСР.
19 апреля 1991 года.
Определяются правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы. Дается определение занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству и приносящей, заработок. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Закрепляются нормы, запрещающие принуждение к труду и привлечение к какой-либо ответственности за незанятость, гарантии государства в реализации права граждан на труд и в социальной поддержке безработных, а также условия и сроки выплаты пособия по безработице.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»
Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования
Раздел VII «Социальные гарантии и компенсации» настоящего Закона (статьи 30 — 40) вводится в действие с 1 июля 1991 г.
Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 мая 1991 г. N 18 ст. 566, в Бюллетене нормативных актов РСФСР, 1992 г., N 1, с. 4 — 18
Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 октября 2016 г. N 19-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они позволяют засчитывать срок военной службы по призыву в период перерыва в трудовой деятельности в целях определения размера пособия по безработице гражданам, которые до увольнения в связи с призывом на военную службу имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей)
Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 января 2013 г. N 2-П абзац десятый статьи 2 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 175-ФЗ) признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он препятствует признанию безработными членов жилищного накопительного кооператива как учредителей (участников) некоммерческой организации
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 22 октября 2009 г. N 15-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 30, пункта 2 статьи 32, пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 настоящего Закона в той мере, в какой ими не обеспечивается начисление пособия по безработице и возможность назначения пенсии до достижения установленного законом пенсионного возраста на равных основаниях для граждан, до увольнения работавших по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем, и граждан, уволенных из организаций, при том что иные определенные законом условия в равной мере соблюдены, признаны не соответствующими Конституции РФ
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 190-ФЗ
Изменения вступают в силу с 2 октября 2018 г., за исключением пункта 2, подпункта «г» пункта 5, абзацев первого — пятого пункта 6 статьи 1 изменений, которые вступают в силу с 3 июля 2018 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ
Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 476-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 235-ФЗ
Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего Закона
Текст настоящего Закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 89-ФЗ
Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 495-ФЗ
Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 394-ФЗ
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 425-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 116-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 162-ФЗ
Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 11-ФЗ
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 328-ФЗ
Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.
Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 205-ФЗ
Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 162-ФЗ
Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 367-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ
Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 106-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 287-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.
Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ
Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ
Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ
Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 188-ФЗ
Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.
Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. N 195-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 175-ФЗ
Изменения вступают в силу согласно статье 3 названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 85-ФЗ
Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ
Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ
Федеральный закон от 27 января 1995 г. N 10-ФЗ
Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288
Изменения вступают в силу с момента вступления в силу Конституции РФ
Закон РФ от 15 июля 1992 г. N 3307-I
Изменения вводятся в действие со дня опубликования названного Закона
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Федеральный закон №1032-I от 19 апреля 1991 г.
(в ред. Федеральных законов от 20.04.1996 N 36-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 30.04.1999 N 85-ФЗ, от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 20.11.1999 N 195-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П)
Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Занятость граждан
- Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее — заработок).
- Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.
Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.
Статья 2. Занятые граждане
Занятыми считаются граждане:
(в ред. Федеральных законов от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав положением абзаца десятого статьи 2 в связи с тем, что жалоба не отвечает требованиям допустимости, см. определение Конституционного Суда РФ от 18.11.2004 N 402-О.
(абзац введен Федеральным законом от 17.07.1999 N 175-ФЗ)
Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными
1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее — организации) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.
(в ред. Федеральных законов от 30.04.1999 N 85-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации.
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 см . определение Конституционного Суда РФ от 06.02.2003 N 105-О.
2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании.
В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
3. Безработными не могут быть признаны граждане:
(абзац введен Федеральным законом от 30.04.1999 N 85-ФЗ)
4. Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
Статья 4. Подходящая и неподходящая работа
1. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав положением пункта 3 статьи 4 в связи с тем, что жалоба не отвечает требованиям допустимости, а разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду РФ неподведомственно, см. определение Конституционного Суда РФ от 18.11.2004 N 400-О.
3. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — трудовое законодательство), считается подходящей для граждан:
4. Подходящей не может считаться работа, если:
(в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 175-ФЗ)
Статья 5. Государственная политика в области содействия занятости населения
1. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
2. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
- объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
- координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
- координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
- реализация основных направлений государственной политики в области содействия занятости населения;
- принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих общие принципы государственной политики в сфере занятости населения;
- разработка и финансовое обеспечение программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
- установление норм социальной поддержки безработных граждан;
- разработка мер активной политики занятости населения;
- формирование средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан и контроль за целевым использованием указанных средств;
- координация деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, развития предпринимательства и самозанятости.
- мероприятия по содействию трудоустройству населения (ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, общественные работы, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, социальная адаптация на рынке труда, содействие самозанятости безработных граждан);
- профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации (далее — профессиональное обучение), психологическую поддержку безработных граждан, профессиональную ориентацию граждан.
- свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;
- защита от безработицы;
- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
- информирование о положении на рынке труда.
- социальная поддержка;
- осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;
- бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;
- компенсация в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.
- разработку планов и программ социально-экономического развития, мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
- правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;
- разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
- создание федеральной государственной службы занятости населения;
- внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;
- оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
- оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
- разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
- организацию мероприятий активной политики занятости населения;
- осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
- содействовать обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- гражданин не имеет профессии (специальности);
- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
- необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
- гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
Статья 6. Законодательство Российской Федерации о занятости населения
1. Законодательство Российской Федерации о занятости населения состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Закона, других федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере занятости населения и принятых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Законодательство Российской Федерации о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения
1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения относятся:
2. Федеральные органы государственной власти в области содействия занятости населения осуществляют меры активной политики занятости:
Глава II. Права граждан в области занятости
Статья 8. Право граждан на выбор места работы
1. Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.
2. Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора между работодателем и лицом, принимаемым на работу.
Порядок и условия заключения трудовых договоров при трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
Статья 9. Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, получение информации в органах службы занятости
1. Граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения.
2. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.
Статья 10. Право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации
Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации.
Статья 11. Право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц
Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава III. Гарантии государства в области занятости
Статья 12. Гарантии государства в реализации права граждан на труд
1. Гражданам Российской Федерации гарантируются:
2. Безработным гражданам гарантируются:
Статья 13. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения
1. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
2. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Абзац исключен. — Федеральный закон от 29.12.2001 N 188-ФЗ.
3. Гражданам, увольняемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям — детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.
4. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Глава IV. Регулирование и организация занятости населения
Статья 14. Регулирование занятости населения
В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство осуществляет:
(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
Статья 15. Федеральная государственная служба занятости населения
1. Федеральная государственная служба занятости населения является единой федеральной системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на:
Работу федеральной государственной службы занятости населения возглавляет и организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы.
2. Территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
3 — 4. Утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
5. Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.
Учреждения федеральной государственной службы занятости населения могут оказывать работодателям платные услуги, перечень и порядок предоставления которых определяются Правительством Российской Федерации.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
Статья 16. Статистическая отчетность и информация о занятости населения
Для объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения в Российской Федерации устанавливается государственная статистическая отчетность.
Органы службы занятости обмениваются на безвозмездной основе с органами государственной статистики, налоговыми органами, органами миграционной службы и другими заинтересованными государственными органами отчетной документацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций.
Статья 17. Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы
Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации.
Привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
По вопросу, касающемуся привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы, см. Указ Президента РФ от 16.12.1993 N 2146
Статья 18. Лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации
Деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляется российскими юридическими лицами на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Исключена. — Федеральные законы от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ.
Статья 20. Координационные комитеты содействия занятости населения
В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, территориальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан.
Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в комитетах сторонами.
Статья 21. Участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения
1. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников вправе участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения.
2. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников имеют право:
3. Массовое увольнение работников может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме выборного профсоюзного органа в порядке, установленном трудовым законодательством.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
4. Органы исполнительной власти, работодатели проводят по предложению профессиональных союзов, иных представительных органов работников взаимные консультации по проблемам занятости населения.
По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения.
5. Профессиональные союзы, иные представительные органы работников вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.
6. Предложения выборных профсоюзных органов, иных представительных органов работников в связи с массовым увольнением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Статья 22. Источники финансирования мероприятий по содействию занятости населения
1. Мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
3. Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников.
Статья 23. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан
1. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:
2. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.
3. Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности).
4. Органы образования по запросу органов службы занятости представляют им информацию о профессионально-квалификационной структуре выпуска и численности выпускников, нуждающихся в трудоустройстве.
Статья 24. Организация общественных работ
1. Органы службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ.
Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
(абзац введен Федеральным законом от 17.07.1999 N 175-ФЗ; в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
2. Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.
Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
3. Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона).
4. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.
5. Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы.
В период участия в общественных работах, временного трудоустройства безработным гражданам, несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная поддержка.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
6. Положение об организации общественных работ утверждается Правительством Российской Федерации.
Глава V. Участие работодателей в обеспечении занятости населения
Статья 25. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения
1. Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:
2. При принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
3. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:
(в ред. Федерального закона от 29.12.2001 N 188-ФЗ)
4. Исключен. — Федеральный закон от 10.01.2003 N 8-ФЗ.
5. Исключен. — Федеральный закон от 29.12.2001 N 188-ФЗ.
4. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
5. При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.
В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.
Статья 26. Права работодателей
1. Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости.
2. Исключен. — Федеральный закон от 10.01.2003 N 8-ФЗ.
2. Работодатели имеют право получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда.
4. Работодатель имеет право обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке.
Глава VI. Социальные гарантии и компенсации
Статья 27. Гарантии и компенсации работникам, увольняемым из организации
1. Работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством.
2. При отсутствии у ликвидируемой организации средств, предназначенных для расчетов с увольняемыми гражданами, выплата компенсаций производится в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Статья 28. Гарантии социальной поддержки безработных
1. Государство гарантирует безработным:
(в ред. Федерального закона от 30.04.1999 N 85-ФЗ)
2. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в статью 29, не распространяются на граждан, признанных в установленном порядке безработными до 1 января 2005 года.
Действие статьи 29 распространяется на случаи увольнения граждан из организаций после вступления в силу Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ.
Статья 29. Размеры стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости
1. В период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия гражданам:
3. Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, стипендия в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается в повышенном размере в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
4. Гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, стипендия начисляется с первого дня их обучения.
Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, признанным в установленном порядке безработными и направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), стипендия начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.
5. Размер стипендии может быть уменьшен на 25 процентов сроком на один месяц, или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.
6. Все виды удержаний со стипендий, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
7. Органы службы занятости при необходимости могут оплачивать стоимость проезда (до места обучения и обратно) и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в другую местность.
8. В случае смерти гражданина в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплата стипендии прекращается. При этом выплата причитающейся гражданину суммы стипендии, недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в статью 30, не распространяются на граждан, признанных в установленном порядке безработными до 1 января 2005 года.
Действие статьи 30 распространяется на случаи увольнения граждан из организаций после вступления в силу Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ.
Статья 30. Порядок определения размеров пособия по безработице
1. Пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
2. Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным из организаций по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором пункта 1 статьи 29 настоящего Закона); уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице.
Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.
3. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
4. Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
5. Все виды удержаний с пособий по безработице производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Действие статьи 31 распространяется на случаи увольнения граждан из организаций после вступления в силу Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ.
Статья 31. Условия и сроки выплаты пособия по безработице
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
1. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
2. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
3. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.
4. Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших); стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенных из организаций по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором пункта 1 статьи 29 настоящего Закона); уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенных из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также для граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом общий период выплаты пособия по безработице для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.
5. Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
6. Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
7. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Статья 32. Условия продления сроков выплаты пособия по безработице и досрочного выхода на пенсию
1. Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в статьях 10 и 11 указанного Федерального закона.
Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав положением пункта 2 статьи 32 в связи с тем, что жалоба не отвечает требованиям допустимости, а разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду РФ неподведомственно, см. определение Конституционного Суда РФ от 18.11.2004 N 400-О.
2. По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом пункты 6, 7, 9, 10 и 11 статьи 14 указанного Федерального закона не применяются.
По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, получатель пенсии, назначенной в соответствии с настоящим пунктом, вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости (часть трудовой пенсии по старости) в соответствии с пунктом 7 статьи 19 указанного Федерального закона.
К пенсии, назначаемой в соответствии с настоящим пунктом, может быть установлена пенсия за выслугу лет в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
3. При поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, которая предусмотрена статьей 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», выплата пенсии, установленной безработным гражданам в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, прекращается в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 22 указанного Федерального закона. После прекращения указанной работы и (или) деятельности выплата этой пенсии восстанавливается в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 и пунктом 4 статьи 22 указанного Федерального закона.
4. Расходы, связанные с назначением пенсии, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации с последующим возмещением затрат из федерального бюджета.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в статью 33, не распространяются на граждан, признанных в установленном порядке безработными до 1 января 2005 года.
Действие статьи 33 распространяется на случаи увольнения граждан из организаций после вступления в силу Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ.
Статья 33. Размеры пособия по безработице
1. Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям (за исключением указанных в статье 34 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:
во втором (12-месячном) периоде выплаты — в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
2. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Изменения, внесенные Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в статью 34, не распространяются на граждан, признанных в установленном порядке безработными до 1 января 2005 года.
Действие статьи 34 распространяется на случаи увольнения граждан из организаций после вступления в силу Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ.
Статья 34. Размеры пособия по безработице отдельным категориям безработных граждан
1. Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, начисляется:
2. Гражданам, уволенным из организаций по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором пункта 1 статьи 29 настоящего Закона) и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется:
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
3. Гражданам, завершившим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости и признанным в установленном порядке безработными, размер пособия по безработице определяется в порядке, установленном статьей 30 настоящего Закона.
Статья 35. Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера
1. Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.
2. Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:
3. Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:
Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.
4. Выплата пособия по безработице не производится в периоды:
Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.
5. Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях:
6. Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.
Статья 36. Материальная помощь
Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, органами службы занятости может оказываться материальная помощь.
Статья 37. Добровольное страхование на случай потери работы
Граждане могут заключать со страховыми организациями договор добровольного страхования на случай потери работы. Порядок, периодичность и условия страхования определяются законодательством Российской Федерации.
Глава VII. Контроль за исполнением настоящего закона и ответственность за его нарушение
Статья 38. Органы, осуществляющие контроль за исполнением настоящего Закона
Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о занятости населения, и иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Статья 39. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Ответственность за нарушение настоящего Закона наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации.