Закон за канализация — Доброе дело

Закон за канализация

Выгребная яма: санитарные и строительные нормы и правила

Для обустройства канализации на дачном или городском участке нужно следовать не только строительным, но и законодательным стандартам. Выгребная яма: нормы и правила её обустройства соблюдаются особенно тщательно. Нарушение санитарных и строительных требований влечет за собой административную, а в некоторых случаях, и уголовную ответственность.

Объем выгребной ямы

Одним из основных законов, на котором базируется большая часть норм и требований СанПина, является Федеральный закон № 52-ФЗ («О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года»).

Строже всего СанПин регулируются объемы выгребных ям. От среднего суточного количества стоков зависит конструкция сливного резервуара. Конструктивно ямы бывают:

  1. Открытого типа. Они обустраиваются без дна, что позволяет определенной части жидких стоков перетекать в грунтовые воды. Это может негативно сказаться на качестве воды в водоеме, колодце или скважине. Также отмечается негативное влияние стоков на плодородные качества грунта;
  2. Правила обустройства открытой ямы
    Закрытого типа или герметичные. Эти ямы более безопасны в эксплуатации, но они гораздо сложнее в конструировании. Если на участке установлены сточные резервуары с закрытым дном, то можно уменьшить расстояние до фасада жилого дома или колодца на несколько десятков метров. Их целесообразнее обустраивать на небольших участках.

    Конструкция простой закрытой ямы

    В СанПиН 42-128-4690-88 указаны санитарные нормы для обеспечения благополучия населения. В них говорится, что если суммарный объем стоков не превышает 1 кубический метр в сутки – то допустимо обустройство открытой ямы. Если же стоков больше, то обязательно оборудуется фильтрующее или герметичное дно. Нужно отметить, что в открытых ямах также не разрешается полное отсутствие защиты.

    Нормы СанПин достаточно подробно описывают требования к защите подземных вод. Эти требования поданы в постановлении СП 2.1.5.1059-01 от 2001 года. Особое внимание уделяется конструкции нижней части сточной ямы. Санитарными организациями требуется обустройство фильтрующего дна, которое состоит из:

  3. Песчаной подушки;
  4. Щебневой подушки;
  5. Каменной прослойки, в которой используются строительные материалы различной фракции.
  6. Подчеркивается, что если в доме проживает более 4 взрослых людей и установлена бытовая техника, подключенная к канализации, то нужно конструировать многокамерную яму или септик. Это резервуары с более высокой степенью защиты от заражения окружающей среды сточными токсинами.

    Пример многокамерной ямы

    Правила и нормы обустройства выгребной ямы в Украине несколько отличаются от российских. Согласно украинскому законодательству, выгребная яма может выполняться исключительно закрытого типа из прочного, водонапорного материала. В любом другом случае Вы не сможет её узаконить и подвержены штрафам, вплоть до судебного приказа убрать резервуар с участка.

    Выбор расположения

    Санитарные организации строго отслеживают расстояние от выгребной ямы до фасада жилых и нежилых помещений, а также колодцев и других водоемов на участке. Разработаны специальные нормы, в которых указаны стандартные требования. Они прописаны в Санитарных правилах содержания населенных территорий № 42-128-4690-88 и СНиП 30-02-97:

    1. Минимальное допустимое расстояние от фасада жилого дома – 15 метров. Обратите внимание, что если подвал превышает площадь здания, то отсчет ведется от подвальной стены;
    2. От нежилых помещений и построек, расположенных на другом участке должно выдерживаться 10 метров или более (по возможности). Если эти нормы не выдержаны, то владелец соседнего участка имеет право подать в суд. В качестве наказания предусмотрены штрафные санкции;
    3. Если на участке есть колодец или скважина, то от них выдерживается расстояние 20 метров. Здесь нормы расходятся, т. к., метраж зависит от уровня грунтовых вод. Чем он выше – тем больше расстояние. Если местность болотистая, то выгребную яму не допускается обустраивать. При этом, на песке минимальное допустимое расстояние – 50 метров. Это обусловлено большой пропускной способностью песка;
    4. От дороги, забора должно быть не меньше 1 метра.
    5. Схема расположения выгребной ямы

      Вне зависимости от расстояния, перед началом подготовки котлована, рассчитывается его глубина. Нижняя граница ямы должна находиться на 50% ниже уровня питьевой грунтовой воды. Эти сведения можно получить в местной геологической организации.

      Здесь:

      • 1 – верхний слой грунта (чернозем);
      • 2 – щебневая засыпка котлована для уплотнения;
      • 3 – стоки;
      • 4 – щебневая подушка на дне ямы.

      Добрососедство

      Это понятие характеризует правовые отношения между соседями. Согласно законодательным актам, владелец участка может организовывать на своей земле любые постройки. Но, при этом, он должен учитывать безопасность окружающих людей.

      Неправильно выбранное расположение выгребной ямы может принести множество неудобств и её владельцев, и его соседям. Из самых распространенных проблем:

    6. Разрушение фундамента. Сточный резервуар не только заражает почву и воды, но и повышает уровень влажности грунта. В таком случае, фундамент начинает разрушаться по всей площади. Это чревато трещинами в стенах, деформацией строения и даже его разрушением;
    7. Неприятный запах. Многие считают, что нужно выдерживать расстояние только от фасада своего дома 20 метров, ноне от соседского. Естественно, что от резервуара будет исходить смрад, который, в первую очередь, будет мешать тем, кто живет к нему ближе. Запах не только мешает нормально жить, но и вредит здоровью;
    8. Заражение земли и снижение её урожайности. Страдают не только постройки, но и садовые насаждения. Многие плодовые деревья, декоративные растения и овощные культуры погибают от изменения химического состава почвы. Это влечет определенную материальную ответственность на обладателем выгребного резервуара.
    9. Все описанные выше требования и нормы являются обязательными для выполнения, как частными домовладельцами, так и индивидуальными предпринимателями, а также юридическими лицами.

      СанПин: эксплуатация выгребной ямы

      В нормах и правилах по выгребным ямам также указаны определенные стандарты по ухода за стоками. Независимо от типа помойного стока, его 2 раза в год нужно очищать стерилизующими смесями. Это делается после ассенизаторской чистки, чтобы была возможность на некоторое полностью нейтрализовать действие болезнетворных бактерий.

      Для стерилизации используется специальный химический раствор на основе кислоты, щадящие соединения или самодельные смеси. Категорически запрещено применять хлористую известь в чистом виде. При смешении с водой или другими химическими веществами, она выделяет опасный газ. Он не имеет запаха, но способен стать причиной сильнейшего отравления и ожога верхних дыхательных путей.

      Смеси для стерилизации

      Для домашнего самостоятельного обслуживания используется смесь, в которую входит:

    10. Хлорная известь;
    11. Креолин;
    12. Нафтализол и некоторые другие соединения.
    13. Каждые две недели обязательно проводится чистка, а каждый сезон осмотр выгребного резервуара. Яма может очищаться самостоятельно, при помощи ассенизаторской машины или очищаться биоактиваторами.

    14. При самостоятельной очистке в резервуар устанавливается дренажный или фекальный насос, который выкачивает отходы в цистерну для дальнейшей утилизации. После осушения стока, его стенки очищаются от наростов и ила железными щетками, сама яма промывается чистой водой;
    15. В ассенизаторской чистке работа выполняется специальной машиной, которая оборудована цистерной и насосом. Шланг от насоса опускается в сток и производится выкачка. Для того, чтобы была возможность провести машинную очистку, глубина резервуара должна быть менее 3 метров;

    Процесс ассенизаторской чистки

  7. Наиболее удобными считаются биоактиваторы. При постоянном использовании они решают проблему потребности ассенизаторской чистки, заражения грунта, неприятного запаха и т. д. Здесь в сток помещают активные микроорганизмы, которые перерабатывают отходы в продукты, безопасные для окружающей среды. Многие хозяева частных домов в дальнейшем используют эти жидкие продукты в качестве удобрений. Вместо биологических активаторов можно использовать химические реагенты, но они разъедают пластик и металл.
  8. Канализация в частном доме с точки зрения закона и экономии

    Каким критериям должны удовлетворять сточные воды с точки зрения закона, неплохо было бы знать еще до того, как приступать к монтажу канализации.

    Ведь незнание законов не отменяет ответственности, а такая ответственность может запросто наступить, если пренебречь нормативной базой и, тем самым, вызвать недовольство соседей, которые не преминут обратиться в правоохранительные органы.

    Если обратиться к документам, регламентирующим требования к качеству очистки сточных вод, таким как СанПиН 2.1.5.980-00, СНиП 2.04.03-85, ТСН 40-301-97 для Московского региона и т.д., то становится понятно, что обычный септик для дачи или загородного дома не может обеспечить требуемое качество очистки.

    Необходимо еще создавать дополнительные сооружения для фильтрации стоков до требуемых норм, чтобы избежать риска заражения питьевых вод.

    Если площадь вашего участка позволяет устраивать дополнительные сооружения для фильтрации стоков, и вы готовы потратить деньги на их строительство, то можете купить септик и смело устанавливать его. При этом следует учитывать, что по отношению к соседским участкам он должен располагаться не ближе чем 4 метра.

    В противном случае ваши соседи на вполне законных основаниях могут обратиться в соответствующие инстанции с требованием обязать вас демонтировать септик.

    А поскольку с нормативной базой мы более-менее определились, то самое время перейти к вопросу экономии. Итак, если купить септик, то нам придется дополнительно позаботиться и о доочистке сточных вод. Для этого необходимо подготовить фильтрующую траншею или поля фильтрации, которые потребуют весьма существенных вложений.

    При этом следует учитывать, что каждые 5-7 лет необходимо менять их место дислокации, так как по мере заиливания такие дополнительные сооружения перестают работать. А это — опять же новые финансовые вложения, причем, немалые. А теперь еще прибавьте к этому затраты на обслуживание септика, ведь он нуждается в периодической очистке, которую осуществляют специализированные машины.

    Если сравнить весь объем расходов, которые домовладелец понесет при эксплуатации септика, со стоимостью станции биологической очистки ТополВатер, созданной чешским инженером Яном Тополом, то экономическая выгода при строительстве канализации частного дома останется за последней.

    Ведь при эксплуатации Топас, очистные сооружения не нуждаются больше ни в каких дополнительных вложениях. Как минимум 50 лет очистные сооружения Топас будут обеспечивать качественную и надежную очистку стоков без устройства всяких дополнительных фильтрационных сооружений.

    К тому же, такие очистные сооружения канализации загородного дома не нуждаются в ассенизационных машинах, что также делает их более выгодными в эксплуатации по сравнению с обычными септиками.

    Следует также отметить, что прежде чем начинать строительство канализации, проект очистных сооружений канализации следует утвердить в СЭС. В случае с очистными сооружениями Топас сделать это будет намного проще, нежели с обычными септиками.

    Также не следует забывать и о том, что уже после всех согласований и строительства канализации загородного дома органы, осуществляющие надзор и контроль водных объектов, могут заявиться к вам с проверкой, чтобы удостовериться в надлежащем качестве очистки сточных вод.

    Щелкните по названию темы, чтобы узнать подробнее:

    Также Вам может быть интересно:

    Узнайте перечень нормативных документов по индивидуальной канализации и органы, которые могут проверить частную канализацию. Также Вы сможете избежать популярных нарушений по установке канализации

    Что выбрать: выгребную яму в открытом грунте, накопительную емкость, механический септик или биологическую очистку сточных вод?

    Автономная система канализации в частном доме, эксплуатация и причины возможных неполадок. Советы по устранению неисправностей очистной станции ЭКОДИН

    Установка канализации в частном доме — прямая необходимость для современного человека. Почему установка очистных станций ЭКОДИН является одним из самых лучших решений?

    Установка канализации — административная ответственность за экологические правонарушения

    Вопрос про административную ответственность за экологические правонарушения. Центральной канализации у нас нет, решили сделать около дома, выкопали яму, установили бетонные кольца, установили крышку люка. Староста поселка сказал что-бы закопали, иначе сообщит в СЭС. Я съездила в СЭС сама, и мне дали письменный ответ( фото прилагается). Какие могут быть проблемы?, и как можно будет их решить?

    Ответы юристов (6)

    Светлана, уточните… около дома это как? На принадлежащем Вам ЗУ или нет?

    Есть вопрос к юристу?

    В отношении установки канализации самостоятельно, могут возникнуть проблемы связанные с причинением вреда экологии. По данному вопросу есть Постановление Пленума Верховного Суда РФ.

    ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ПОСТАНОВЛЕНИЕот 5 ноября 1998 г. N 14
    О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
    (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФот 06.02.2007 N 7)
    В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет:1. Обратить внимание судов на важность обеспечения правильного, единообразного и эффективного применения законодательства об ответственности за совершение экологических правонарушений. Высокая степень общественной опасности этого вида правонарушений обусловлена тем, что объектом их посягательства являются стабильность окружающей среды и природно-ресурсный потенциал, а также гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду.2. Судам следует иметь в виду, что при рассмотрении дел, связанных с нарушениями экологического законодательства, особое значение приобретает установление причинной связи между совершенными деяниями и наступившими вредными последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей. Необходимо также выяснять, не вызваны ли вредные последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, и не наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, а равно и то, не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости.3. Под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ) следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию.4. Причинение вреда здоровью человека (ст. ст. 246, 247, 248, 250, 251, 252, 254 УК РФ) выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам.5. Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.6. Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 ст. 247 УК РФ) подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда.Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде.7. В необходимых случаях в целях правильного разрешения вопросов, требующих специальных познаний в области экологии, по делу должны быть проведены соответствующие экспертизы с привлечением специалистов: экологов, санитарных врачей, зоологов, ихтиологов, охотоведов, почвоведов, лесоводов и других.8. Рассматривая дела, связанные с нарушением законодательства об охране природы, судам следует иметь в виду, что заранее обещанное приобретение добытой заведомо преступным путем продукции либо систематическое приобретение ее от одного и того же правонарушителя лицом, которое сознавало, что своими действиями дает возможность правонарушителю рассчитывать на содействие в сбыте этой продукции, должно квалифицироваться как соучастие в преступлении в форме пособничества.9. Разъяснить судам, что эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями и устройствами, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, совершение иных действий, повлекших загрязнение водоемов и водных источников и причинивших существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, должны квалифицироваться по соответствующей части статьи 250 УК РФ.К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, так и другие лица, совершившие это преступление.10. Обратить внимание судов на то, что в случаях, когда виновным в совершении экологического преступления признается должностное лицо государственного предприятия, учреждения, организации или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, оно должно нести ответственность по соответствующей статье за совершение экологического преступления, а при наличии в действиях признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, несет также ответственность соответственно по статьям 285 и 201 УК РФ.При этом необходимо учитывать, что статьями 256, 258 и 260 УК РФ специально предусматривается ответственность за преступления, совершенные с использованием служебного положения. Исходя из этого содеянное следует квалифицировать только по указанным нормам об экологических преступлениях без совокупности со статьями, предусматривающими ответственность за должностные преступления, либо за злоупотребление полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой и иной организации.11. При рассмотрении дел, связанных с незаконной порубкой, а равно повреждением до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан (ст. 260 УК РФ), судам необходимо иметь в виду, что предметом преступного посягательства являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий.Под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 551, (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2002 г. N 700), или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 7)Не являются предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.Завладение теми деревьями, которые срублены и приготовлены к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, следует квалифицировать как хищение чужого имущества.12. При рассмотрении дел о незаконной охоте судам следует учитывать, что охотой признаются такие действия, как выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей.Признаками незаконной охоты являются охота без соответствующего разрешения либо вопреки специальному запрету, либо лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществляемая вне отведенных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами.13. При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, необходимо отграничивать экологические преступления от экологических проступков, то есть виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена иная ответственность (ст. 75 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ)).(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 7)В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно-наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба.В частности, разграничение уголовно-наказуемой добычи водных животных и растений (ст. 256 УК РФ) и аналогичного административного проступка необходимо проводить по признакам наличия крупного ущерба, применения самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления, а также по обстоятельствам места совершения деяния (места нереста или миграционные пути к ним, территории заповедника, заказника, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации).Разграничение незаконной охоты, наказуемой в уголовном порядке (ст. 258 УК РФ), и административного проступка — нарушения правил охоты следует производить по квалифицирующим признакам состава преступления: причинение крупного ущерба, применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей, а также, если деяние совершено в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на территории заповедника, заказника, либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.При рассмотрении дел о незаконной порубке деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ) следует иметь в виду, что разграничение с административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проводится по предмету: состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 260 УК РФ, образует незаконная порубка деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы, в особо защитных участках лесов всех групп либо не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере.(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 7)14. В соответствии со ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда.Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии — в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.На основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.(п. 14 в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 7)15. Рассматривая дела, связанные с нарушениями экологического законодательства, судам следует в каждом конкретном случае выяснять размер нанесенного ущерба. При определении объема возмещения экологического вреда и расчета сумм ущерба, причиненного экологическим правонарушением и подлежащего возмещению, надлежит руководствоваться как централизованно утвержденными методиками подсчета и установленными таксами, так и региональными нормами, конкретизирующими положения федерального законодательства.16. При решении судами вопроса о том, является ли ущерб, причиненный незаконной добычей водных животных и растений или незаконной охотой, крупным, нужно учитывать количество добытого, поврежденного или уничтоженного, распространенность животных, их отнесение к специальным категориям, например к редким и исчезающим видам, экологическую ценность, значимость для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства, а также иные обстоятельства содеянного.В случае причинения крупного ущерба незаконной добычей водных животных и растений либо незаконной охотой необходимо установить причинную связь между действиями виновного и их последствиями.При этом судам надлежит в каждом конкретном случае, квалифицируя содеянное, исходить не только из стоимости добытого и количественных критериев, но и учитывать причиненный экологический вред, т.е. вред, в целом нанесенный животному и растительному миру.К такому вреду следует, в частности, относить ущерб, причиненный отстрелом зубра, лося, оленя при незаконной охоте, уничтожением мест нереста, гибелью большого количества мальков при незаконном занятии водным добывающим промыслом, отловом или уничтожением животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ.Для правильной оценки причиненного экологического вреда суд может привлечь соответствующих специалистов.Следует также иметь в виду, что суммы, вырученные от реализации незаконно добытой продукции, зачету в счет возмещения ущерба не подлежат.17. Обратить внимание судов на то, что преступления, предусмотренные ст. ст. 256, 258 УК РФ, считаются оконченными с момента начала добычи, выслеживания, преследования, ловли независимо от того, были ли фактически добыты водные животные и растения, рыба или иные животные.Преступления, связанные с причинением крупного ущерба, образуют оконченный состав лишь при наличии реального ущерба.18. Действия лиц, виновных в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых различными предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо завладение рыбой, водными животными, отловленными этими организациями, или находящимися в питомниках, в вольерах дикими животными, птицей, подлежат квалификации как хищение чужого имущества.19. При разрешении дел о незаконной охоте, незаконной добыче водных животных и растений, незаконной порубке деревьев и кустарников судам следует иметь в виду, что орудия, с помощью которых совершался вылов рыбы, отстрел зверей, порубка деревьев и т.д., а также использовавшиеся при этом транспортные, в том числе плавучие средства, принадлежащие виновным, рассматриваются как вещественные доказательства и могут быть конфискованы на основании п. 1 ч. 3 ст. 81 УПК РФ в случае умышленного использования их самим осужденным либо его соучастниками в качестве орудия совершения преступления.(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 7)20. Вред, причиненный нарушением экологического законодательства, в соответствии со ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме независимо от того, причинен ли вред в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 7)Исключение составляют случаи, когда вред причинен предприятием, учреждением, организацией, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей природной среды (ст. 1079 ГК РФ, ст. 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). В указанном случае ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 7)Размер вреда, подлежащего возмещению, определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ст. 78 названного Закона).(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 7)Лица, совместно причинившие вред, в соответствии с ч. 1 ст. 1080 ГК РФ несут солидарную ответственность перед потерпевшим. Суд вправе по заявлению потерпевшего и в его интересах возложить на указанных лиц долевую ответственность, исходя из степени вины каждого из них, а при невозможности определить степень вины — исходя из равенства долей (ч. 2 ст. 1080, п. 2 ст. 1081 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что при совершении экологического преступления несколькими лицами они несут солидарную ответственность за причиненный вред лишь по тем эпизодам, в которых установлено их совместное участие.Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда он причинен действиями, совершенными умышленно (п. 3 ст. 1083 ГК РФ).В резолютивной части решения (приговора) суда необходимо указать, на кого из виновных лиц возлагается солидарная ответственность, а на кого — долевая и в каком размере.(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 7)Абзацы седьмой — восьмой исключены. — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 7.В тех случаях, когда невозможно произвести подробный расчет по гражданскому иску без отложения разбирательства дела, суд может признать за гражданским истцом право на удовлетворение иска и передать вопрос о его размерах на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства (ч. 2 ст. 309 УПК РФ).(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 7)21. Обратить внимание судов на необходимость соблюдения принципа индивидуализации при назначении наказания лицам, виновным в совершении экологических преступлений. Следует тщательно выяснять и учитывать всю совокупность обстоятельств дела, и прежде всего характер допущенных нарушений и данных о личности подсудимых, тяжесть последствий, размер причиненного вреда и др.При наличии оснований судам следует обсуждать вопрос о необходимости назначения виновному дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, имея в виду, что такая мера в соответствии с п. 3 ст. 47 УК РФ может быть применена независимо от того, предусмотрена ли она санкцией уголовного закона, по которому квалифицированы действия осужденного. В этом случае характер совершенного экологического преступления должен предопределяться занимаемой должностью или осуществляемой деятельностью. Если содеянное по своему характеру не связано с должностным положением или профессиональной деятельностью виновного, он не может быть лишен права занимать эту должность или заниматься такой деятельностью.22. Судам надлежит полно, всесторонне и объективно исследовать обстоятельства каждого дела и реагировать путем вынесения частных определений на установленные по делу факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению преступлений и требующие принятия соответствующих мер, направленных на их предотвращение.23. С принятием настоящего Постановления признать не действующими на территории Российской Федерации Постановления Пленума Верховного Суда СССР: от 7 июля 1983 г. N 4 «О практике применения судами законодательства об охране природы» (с изменениями, внесенными Постановлениями Пленума от 16 января 1986 г. N 2, от 18 апреля 1986 г. N 10 и от 30 ноября 1990 г. N 9); от 16 января 1986 г. N 2 «О выполнении судами Постановления Верховного Совета СССР от 3 июля 1985 г. „О соблюдении требований законодательства об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов“; от 30 ноября 1990 г. N 9 „О выполнении судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР о практике применения законодательства об охране природы“.
    ПредседательВерховного СудаРоссийской ФедерацииВ.ЛЕБЕДЕВ
    Секретарь Пленума, судья Верховного СудаРоссийской ФедерацииВ.ДЕМИДОВ

    Судя по ответу Роспотребнадзора устроенная Вами канализация (септик) не подходит по нормативам, если вы захотите подключиться к водопроводу. Ведь у нее не имеется полного цикла очистки и сбора хозфекальных стоков? А также не имеется положительного заключения СЭС?

    Соответственно Роспотребнадзор не согласует Вам подключение к водопроводу, а при самовольном подключении в отношении Вас могу быть применены санкции.

    В то же время сам по себе септик без подключения к водопроводу может на Вашем участке находится, никаких противоречий этому в представленных Вами документах не имеется.

    Уважаемая Светлана! Здравствуйте! В дополнение к мнениям уважаемых коллег примите следующее:

    на выложенных Вами картинах фото ответа Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил и ряде районов и городов немного не читаемы.

    Суть не в этом. Действительно, выгребную яму или тому подобные сооружения надо Вам монтировать на своем земельном участке либо предоставленном Вам для таких нужд. Следует обратиться в органы местного самоуправления для дачи разрешения на строительство (изначально получение ТУ) на строительство соответствующих сооружений; далее — в проектную организацию за разработкой соответствующего проекта, отвечающего всем нормам законодательства. Естественно, такой проект подлежит согласованию с соответствующими ведомствами, в т.ч. и с Роспотребнадзором. И уже в оконечном итоге — заключить грамотный договор на строительство с подрядной организацией.

    Все вопросы обращения, финансирования решите на общем собрании собственников помещений в Вашем доме.

    Здравствуйте!

    В данном случае на земельном участке,
    находящемся у Вас в собственности Вы можете обустраивать канализацию с
    соблюдением требований СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ «ВНУТРЕННИЙ ВОДОПРОВОД И
    КАНАЛИЗАЦИЯ ЗДАНИЙ» — СНиП 2.04.01-85*

    За нарушение требований
    технических регламентов, проектной документации, обязательных требований
    документов в области стандартизации или требований специальных технических
    условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом
    исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов
    обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании,
    строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального
    строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий),
    ст.9.4 КоАП РФ установлена адм. ответ-ть в виде административного штрафа на
    граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

    Ознакомьтесь с данными Правилами в целях выявления возможных нарушений. Если их не найдете, то не вижу оснований, по которым Ваши действия по обустройству канализации можно признать незаконными.

    Прилагаемый Вами письменный ответ касается устройства водопровода (и приводимые там ссылки на СНиП из той же темы); в Вашей ситуации применим СНиП 2.04.03-85 п. 3.9:

    «Для отдельно стоящих зданий при расходе бытовых сточных вод до 1 м3/сут допускается устройство люфт-клозетов или выгребов».

    Справочно: 1 куб. м. = 1 000 литров. Одной семье столько не израсходовать.

    Другой аспект вопроса — сооружение выгреба без согласований. Обратитесь в архитектурный отдел местной администрации с заявлением о выдаче технических условий на устройство выгребной ямы (постарайтесь согласовать с сотрудником, который непосредственно будет готовить проект, размещение ямы на том месте, где она уже существует).

    Пока будете заниматься этим вопросом, старайтесь не ссориться со старостой, дабы он не жаловался в прокуратуру и Вас не привлекли к административной ответственности.

    Ищете ответ?
    Спросить юриста проще!

    Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

    Кто контролирует установку канализации в частном доме?

    Популярная модель: ЭКОДИН 5

    переработка 1 куб. м. в сутки.

    макс. сброс 250 л.

    Процесс прокладки труб на собственном участке практически никогда и никем не проверяется. Почему? Да потому, что контролировать каждый септик, установленный на частной территории, крайне затруднительно.

    И все-таки мы не рекомендуем Вам поддаваться соблазну и строить индивидуальную очистную систему по собственному наитию. Быть может, вскоре именно к Вам, а не к соседу, заявится с проверкой санитарно-эпидемиологическая служба.

    Какие нормативные документы регулируют установку канализации в частном доме?

    Существует «Свод правил: внутренний водопровод и канализация зданий», который объединяет всю нормативную базу по планировке, установке и эксплуатировании частной канализации. Со всеми последними изменениями и дополнениями свод был введен в действие 1 января 2013 года. Данный норматив разработан научным центром ОАО «Строительство» и научным институтом ОАО «СантехНИИпроект».

    «Свод правил» выстроен на следующих документах, касающихся канализационных систем:

    На основании вышеприведенных нормативных материалов каждый владелец частного дома имеет право спроектировать и построить устройство для отводов стоков по индивидуальному проекту.

    Стоит уточнить, что при применении «Свода: внутренний водопровод и канализация зданий», все установленные в нем правила являются обязательными. Выборочное следование требованиям, приведенным в документе, не допускается.

    Какие государственные органы могут проконтролировать канализацию в частном доме?

    Канализация относится к инженерным системам зданий. Сюда же причисляют водо-, газо- и электроснабжение. По каждому из трех последних систем необходим заверенный проект. Для проведения частной канализации (неподключенной к центральной системе) проект в большинстве регионов не нужен.

    Быть может, именно поэтому большинство владельцев недвижимости устраивают канализацию в частном доме самостоятельно: кто-то выигрывает на этом, но есть и те, кто проигрывает. Ошибки в самостоятельной установке септика нередко приводят к печальным последствиям: нарушению санитарных зон, подтоплению территорий и к появлению неприятных запахов.

    В случае наступления вышеназванных проблем соседи могут пожаловаться на вас в какой-либо контролирующий орган, который, в свою очередь, направит проблему по нужному адресу – к примеру, в санитарно-эпидемиологическую службу (СЭС) или природоохранительную прокуратуру. Именно эти два органа чаще всего проводят проверку частных канализаций. Кроме того, СЭС будет особенно заинтересована положением дел на Вашем участке, если он находится в водоохранной зоне.

    Если на участке есть бассейн, проверку водоотведения может провести местная служба Водоканала. Считается, что при устройстве частного бассейна, выбор его технологической схемы необходимо делать в соответствии с нормами водоотведения, согласованными с водопроводно-канализационным хозяйством.

    Какие есть распространенные нарушения установки канализации в частном доме?

    Несоблюдение санитарных зон – довольно распространенная ошибка, которую «закладывают» еще на этапе проектирования инженерной сети.

    На ограниченной территории частного домовладения располагают не только очистные сооружения, но и устройства водоснабжения. В таких случаях обеспечить нормативные требования санитарных зон не так-то и просто.

    При использовании недостаточно защищенных подземных вод, охранный пояс должен составлять не менее 20 метров – трудновыполнимая задача, при условии устройства на этом же участке еще и индивидуальных канализационных систем. Из-за данных ограничений нередко возникают нарушения, выявляемые СЭС.

    Размеры санитарно-защитной зоны по СНиП 2.04.03-85 для различных видов очистных сооружений указаны в таблице:

    Санитарно-защитная зона
    (не менее)

    От дома до полей фильтрации, производительностью:

    до 15 м 3 в сутки

    От дома до фильтрующих траншей и песчано-гравийных фильтров, производительностью:

    От дома до септика

    От дома до фильтрующего колодца

    От дома до аэрационной установки

    От очистного сооружения до соседского забора

    От участка, используемого для отведения сточных вод до устройств питьевого водоснабжения

    Эти нормы были приняты в 1985 году, когда малых аэрационных станций очистки канализации еще не существовало. Для них эти нормы выглядят несколько завышенными.

    Все же специалисты не рекомендуют копать яму под станцию очистки на расстоянии ближе, чем в двух метрах от дома – это небезопасно, может вызвать обвал земли.

    Кустарный монтаж септика влечет за собой еще одну ошибку: прокладку канализационных труб у несущих конструкций – под фундаментом или у основания зданий. В случае прорыва трубы из-за несоблюдения строительных норм, могут возникнуть проблемы, связанные с доступом рабочих к аварийным участкам.

    Если на территории оборудован колодец (или скважина), собственник дома обязан изолировать выгребную яму (или септик). Популярные бетонные кольца, опущенные в земляную яму, не обеспечивают должного обеззараживания сточных вод.

    СЭС оштрафует вас, если тип индивидуальной канализационной системы не был официально одобрен местной станцией. Дабы избежать подобных нарушений рекомендуется устанавливать только те очистные устройства, устройство которых не является запрещенным в данном регионе.

    К выгребной яме или к септику обеспечивают свободный проезд для ассенизаторской машины. Об этом правиле нередко забывают: не учитывают при проектировании и не следуют ему при эксплуатировании станций.

    Если при установке септика не была предусмотрена почвенная доочистка стоков, а именно обустройство фильтрующих полей, и хозяин отстойника решит сливать загрязненную воду прямо в ближайший пруд, то совсем скоро к владельцу злополучного септика придут с проверкой соответствующие контролирующие органы.

    Слив неочищенной воды в чистый водоем чреват его скорым загрязнением. Такое безответственное отношение к окружающей среде не может быть не замечено природоохранными хозяйствами.

    Те, кто уже установил на участке биологические очистные станции ЭКОДИН, даже не догадываются о большинстве вышеприведенных «возможных нарушениях». Все потому, что:

    1. ЭКОДИН – это герметичные сооружения. Из резервуаров данной станции стоки не протекают.
    2. Очищенную воду от автономной канализации ЭКОДИН можно отводить насосом на большие расстояния. Вопрос соблюдения требований санитарных зон между устройствами водоснабжения и водоотведения снимается.
    3. При установке на участке очистной станции ЭКОДИН, подъезд для ассенизаторской машины устраивать необязательно. Переработанный ил можно откачивать самому раз в 3–4 месяца. Объем ила при этом будет составлять 60–90 литров или 5–9 обычных ведер. Откаченный ил используют в качестве удобрения.

    Какие есть особенности при монтаже канализации в водоохранной зоне?

    Существуют установленные федеральным законодательством водоохранные зоны или места с особыми условиями использования территорий. Водоохранные зоны – это определенная территория, примыкающая к береговой линии водного объекта. Водными объектами считаются: море и его отдельные части, водотоки или реки, озера, водохранилища.

    На защищенных законом территориях сточные воды нельзя использовать для удобрения почв. Размер водоохраной зоны зависит от протяженности и ширины водного объекта. Реестр охраняемых территорий, расположенных близ воды, ведет Агентство водных ресурсов России – обратившись к ним с официальным запросом, Вы можете узнать, является ли конкретное место зоной, охраняемой государством.

    Если септик или станция биологической очистки располагается в водоохранной зоне – по нормам СанПин 2.1.5.980-00 требуется обеззараживание стоков ультрафиолетом. Благодаря УФ-излучению, оставшиеся в воде вредные микроорганизмы погибают из-за нарушения структуры клеток. После такой процедуры сброс стоков не будет опасен для окружающей среды.

    Установку станции биологической очистки с применением УФ-технологий в водоохранной зоне легко согласовать с санитарно-эпидемиологической службой. В противном случае: обладателю обычного септика без использования высокоэнергетического ультрафиолетового излучения, грозит штраф – по Кодексу РФ об административных нарушениях, Статья 8.42: для гражданских лиц он составляет от трех до пяти тысяч рублей.

    Чтобы большинство вышеназванных проблем не наступило, мы рекомендуем обратиться в компанию, имеющую сертификаты и экспертные заключения на соответствие нормативам. Так Вы обезопасите себя от возможных проблем, связанных с нарушениями законодательства.

    Чтобы ознакомиться с ценами на очистные сооружения и купить септик — перейдите в раздел цены на септики.

    Грунтовые воды часто становятся помехой при отведении канализационных стоков в частном домовладении. Узнайте в чем суть проблемы и пути ее решения

    Стоит ли испытывать трудности, пользуясь примитивной автономной канализацией? Узнайте — почему выгодно вложить деньги в станцию биологической очистки?

    Эффективность работы автономной канализации на базе аэрационных установок Экодин (Топас) во многом зависит от водоотведения стоков

    Водоохранная зона предъявляет определенные требования по установке автономной канализации. Система УФ-доочистки позволяет разрешить эту ситуацию

    Смотрите еще:

    • По жалобе приняты меры Жалоба родителя школьницы рассмотрена, меры приняты Специалистами Управления Роспотребнадзора по КЧР рассмотрено обращение родителя учащейся школы №1 города Теберда. В нем мама второклассницы жалуется: «Моя дочь… голодает в школе. Обедами […]
    • Выплаты по страховому случаю сотруднику полиции Страховка МВД Все отношения работников МВД и военнослужащих на территории РФ законодательно регулируются. На регулирование отношений направлен Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, в котором рассматриваются все возможные случаи […]
    • Региональный закон о капитальном ремонте Законодательное регулирование вопроса оплаты капитального ремонта многоквартирных домов Прошло три года с момента введения взноса на капитальный ремонт, а споры о законности и целесообразности этих платежей не стихают. Собираемость […]
    • Медицинский стаж 30 лет Льготная пенсия медикам в 2018 году Каковы условия получения досрочных пенсионных выплат? Какие применяются правила расчета укороченного стажа? Данные вопросы все чаще интересуют граждан, проинформированных о грядущих реформах в политике […]
    • Закон сохранения полной механической энергии не выполняется § 48. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ПОЛНОЙ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ. Вопросы Решебник по физике за 9 класс (И.К.Кикоин, А.К.Кикоин, 1999 год), задача №48 к главе «ГЛАВА 7. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ». 1. Что такое полная механическая энергия? 1. Сумму […]
    • Минимальная пенсия в калужской области в 2018 году Пенсионное обеспечение для жителей Калуги и Калужской области в 2018 году По законам Российской Федерации, уровень жизни неработающего пенсионера не может быть ниже установленного показателя прожиточного минимума (ПМ). Осуществляется это […]
    • Детские пособия в димитровграде Детские пособия в Ульяновске и Ульяновской области в 2018 году Кроме того, во всех субъектах работают программы, утвержденные федеральным законодательством. Разберем , кто и на какие льготы может рассчитывать. Как региональные власти […]
    • Служебная записка на замену принтера образец Служебная записка – это специальная форма документа, которая используется во внутренней среде предприятия и служит для быстрого решения текущих производственных проблем. Обычно этот документ составляется с целью внесения какого-либо […]