Приказ об обязательном ассортименте аптек — Доброе дело

Приказ об обязательном ассортименте аптек

«Экономический вестник фармации. Приложение: Законодательство, учет, налоги, менеджмент», 2005, N 8

Вопрос: Прокомментируйте Приказ N 312 о минимальном ассортименте лекарственных средств, почему не отменен Приказ N 161 об обязательном ассортименте лекарственных средств? Если приказ 161 действует, то какова область применения Приказа N 312? Каким из них будут руководствоваться при проверке аптеки — об обязательном ассортименте или о минимальном ассортименте лекарственных средств?

Ответ: Приказ Минздравмедпрома РФ от 9.06.95 г. N 161 «Об обязательном ассортименте лекарственных средств для аптечных учреждений, обслуживающих амбулаторных больных в Российской Федерации» был издан 10 лет назад до принятия Федерального закона РФ от 22.06.98 г. N 86-ФЗ «О лекарственных средствах», в Минюсте РФ не зарегистрирован, официально нигде не опубликован и, строго говоря, был не обязателен к исполнению субъектами фармацевтического рынка в течение всего времени своего существования.

Новый же Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 г. N 312 «О минимальном ассортименте лекарственных средств» разработан в полном соответствии с пунктом 8 статьи 32 Закона «О лекарственных средствах», зарегистрирован в Минюсте РФ 20 мая 2005 г. за N 6606 и вступит в силу через 10 дней после официального опубликования.

Таким образом, с юридической точки зрения право на существование имеет только этот последний приказ Минздравсоцразвития РФ.

Директор юридической компании

Подписано в печать

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: расстояние между брусьями по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Оглавление:

Приказ об обязательном ассортименте аптек

«Российские аптеки», 2010, N 13-14

Вопрос: Минимальный ассортимент, конечно, стараемся иметь, но бывают случаи, когда чего-то нет из перечня (закончилось, не было у поставщика и т.д.). Знаю, что есть документ, в котором определяется срок поставки отсутствующего лекарства из перечня в течение 5 дней и как бы проверка не должна за отсутствие наказать. Если это так, подскажите, пожалуйста, что за документ и где найти. Идут проверки, хочется знать.

Ответ: По-видимому, речь идет о норме пункта 2.12 «Порядка отпуска лекарственных средств», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 N 785 (в ред. от 06.08.2007), согласно которой рецепты на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию).

В связи с этим, следует отметить, что пунктом 1.5. указанного «Порядка отпуска лекарственных средств» установлено также, что для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 N 312. Это требование опирается на норму части 8 статьи 32 Федерального закона РФ от 22.06.1998 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (в ред. от 30.12.2008), согласно которой аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

Следовательно, в соответствии с Законом минимальный ассортимент должен быть в наличии в аптечной организации всегда.

Таким образом, не совсем понятно, что имел ввиду Минздрав, включая в Приказ N 785 пункт 2.12 об ограничении срока обслуживания рецептов на лекарственные средства минимального ассортимента. Тем не менее, на наш взгляд, формально, этот пункт дает аптеке право не отпускать по рецепту препарат минимального ассортимента, имеющийся в аптеке в единственном числе, а заказать для конкретного покупателя еще один экземпляр.

В заключение заметим, что в норма о постоянном наличии минимального ассортимента в аптечной организации не изменилась и в новом, вступающем в силу 1 сентября 2010 года, Федеральном законе РФ от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», согласно части 6 статьи 55 которого аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: дрова колотые по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения

Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 августа 2011 г., 21566

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 26 апреля 2011 г.
351н

О внесении изменений

в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 сентября 2010 г. №805Н «Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи»

Приказываю:

Внести изменения в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 сентября 2010 г. №805н «Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 октября 2010 г., №18612) согласно Приложению.

Приложение
к Приказу Министерства
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
от 26.04.2011 №
351н

ИЗМЕНЕНИЯ,
ВНОСИМЫЕ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 15 СЕНТЯБРЯ 2010 Г.
805Н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МИНИМАЛЬНОГО
АССОРТИМЕНТА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО
ПРИМЕНЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»

1. Дополнить Приказ пунктом 3 следующего содержания:
«Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и ее территориальным органам по субъектам Российской Федерации обеспечить контроль исполнения Приказа».
2. Приложение к Приказу изложить в следующей редакции:

Приложение
к Приказу Министерства
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
от 15 сентября 2010 г. №
805н

МИНИМАЛЬНЫЙ АССОРТИМЕНТ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

I. Для аптек: готовые лекарственные формы, производственные, производственные с правом изготовления
асептических лекарственных препаратов.

Активированный уголь капсулы или таблетки

Алгелдрат + Магния таблетки;
гидроксид суспензия для приема внутрь

Амоксициллин капсулы или таблетки;
порошок для приготовления суспензии
для приема внутрь

Аскорбиновая кислота драже или таблетки

Ацетилсалициловая таблетки
кислота
Ацетилцистеин гранулы для приготовления раствора для приема внутрь
или порошок для приготовления раствора для приема внутрь

Ацикловир крем для наружного применения
или мазь для наружного применения;
таблетки

Беклометазон аэрозоль для ингаляций

Бетаксолол капли глазные

Бисакодил суппозитории ректальные;
таблетки

Бриллиантовый зеленый раствор для наружного применения спиртовой

Гидрокортизон крем для наружного применения
или мазь для наружного применения

Дексаметазон капли глазные

Диклофенак гель для наружного применения
или крем для наружного применения
или мазь для наружного применения;
капли глазные;
таблетки;
суппозитории ректальные

Доксициклин капсулы
или таблетки

Занамивир порошок для ингаляций дозированный

Ибупрофен капсулы или таблетки;
суспензия для приема внутрь

Изосорбид мононитрат капсулы или таблетки

Изосорбида динитрат таблетки

Йод + [Калия йодид + Этанол] раствор для наружного применения спиртовой

Клотримазол крем или мазь для наружного применения;
таблетки вагинальные

Ко-тримоксазол суспензия для приема внутрь;
таблетки

Лоратадин сироп для приема внутрь;
таблетки

Левоментола раствор таблетки
в ментил изовалерате

Метилфенилтиометил- капсулы или таблетки
диметиламинометил-
гидроксиброминдол
карбоновой кислоты
этиловый эфир

Нитроголицерин спрей подъязычный дозированный;
таблетки

Омепразол капсулы или таблетки

Осельтамивир порошок для приготовления суспензии для приема внутрь

Панкреатин капсулы или таблетки

Парацетамол суспензия для приема внутрь;
суппозитории ректальные;
таблетки

Пилокарпин капли глазные

Сальбутамол аэрозоль для ингаляций
или раствор для ингаляций

Сеннозид А + Б таблетки

Спиронолактон капсулы или таблетки

Тетрациклин мазь глазная

Тимолол капли глазные

Ципрофлоксацин капли глазные;
капли ушные
или капли глазные и ушные;
таблетки

II. Для аптечных пунктов, аптечных киосков и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность.

Активированный уголь капсулы или таблетки

Алгелдрат + Магния таблетки;
гидроксид суспензия для приема внутрь

Ацетилсалициловая кислота таблетки

Ацетилцистеин гранулы для приготовления раствора для приема внутрь
или порошок для приготовления раствора для приема внутрь

Бисакодил суппозитории ректальные; таблетки

Гидрокортизон крем для наружного применения или мазь для наружного применения

Диклофенак гель для наружного применения или крем для наружного применения
или мазь для наружного применения; суппозитории ректальные;
таблетки; капли глазные

Ибупрофен капсулы или таблетки; суспензия для приема внутрь

Клотримазол крем или мазь для наружного применения; таблетки вагинальные

Лоперамид капсулы или таблетки

Лоратадин сироп для приема внутрь; таблетки

Мяты перечной масло + капли для приема внутрь
Фенобарбитал +
Этилбромизовалеринат

Нитроглицерин спрей подъязычный дозированный

Парацетамол суспензия для приема внутрь; суппозитории ректальные; таблетки

Приказ № 646н: охранная грамота

1 марта 2017 г. вступили в силу не только Правила Надлежащей аптечной практики (НАП), но и Правила надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения (для краткости НПХП). Они утверждены приказом Минздрава РФ от 31.08.2016 № 646н.

Не за горами и утверждение правил Надлежащей дистрибьюторской практики (НДП). Уже действуют стандарты Надлежащей производственной практики (наш аналог GMP), Надлежащей клинической практики и т. д. Словом, российская фармацевтическая отрасль стремительно обзаводится стандартами на каждом этапе лекарственного обращения.

По сравнению с другими стандартами у НПХП имеется особенность. Если, например, НАП или НДП касаются одного конкретного звена лекарственного обращения — розничного или оптового, — то Надлежащая практика перевозки и хранения имеет отношение практически ко всем его звеньям: производителям, дистрибьюторам, аптечным организациям.

Хранение лекарственных препаратов — наряду с их отпуском — пожалуй, самая важная часть фармацевтической деятельности аптечных работников. Приказ Минздрава России от 31 августа 2016 № 646н сводит в один документ различные нормы законодательства, касающиеся хранения и перевозки, в отдельных случаях дополняя их. Он также устанавливает новые процедуры, понятия и акценты. Это означает, что для соблюдения Правил НПХП — а они представляют собой обязательные требования законодательства, поскольку утверждены приказом Минздрава — руководителям фарморганизаций с началом весны нужно внести изменения в свою работу.

Нормативно-правовая база

Для начала припомним основные нормативно-правовые акты, касающиеся хранения лекарственных препаратов. Это:

  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств».
  • Общие фармакопейные статьи «Хранение лекарственных средств» (ОФС. 1.1.0010.15) и «Хранение лекарственного растительного сырья и лекарственных растительных препаратов» (ОФС. 1.1.0011.15) Государственной Фармакопеи XIII.
  • Правила Надлежащей аптечной практики (Приказ Минздрава РФ от 31.08.2016 № 647н), в которых имеются нормы, касающиеся, например, оборудования и помещений для хранения (включая их отделку), регистрации параметров температуры и влажности в помещениях хранения, размещения препаратов на витринах и в шкафах, идентификации стеллажей/полок/шкафов, размещения информации о препаратах при хранении, маркировки об условиях хранения и т. д. Помимо этого, в НАП имеется отдельная глава «Процесс «Хранение товара»». Правда, она короткая — вероятно, с учетом того, что в один день с НАП вступают в силу и Правила НПХП.
  • и Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31.08.2016 № 646н, которому посвящена эта статья.
  • По хранению и перевозке ИБЛП нужно обращаться к Санитарно-эпидемиологическим правилам «Условия транспортирования и хранения иммунобиологических препаратов» (СП 3.3.2.3332), утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.02.2016 № 19. Что касается БАД, то следует руководствоваться «Гигиеническими требованиями к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище» (СанПиН 2.3.2. 1290–03).

    Кстати, не исключено, что вступление в силу Правил НПХП в конечном итоге приведет к отмене Приказа Минздравсоцразвития РФ № 706н — зачем иметь и «Правила хранения…» и «Надлежащую практику хранения…», тем более что второй документ в значительной степени повторяет первый. В идеале эта «смена караула» могла бы состояться как раз 1 марта, но, по‑видимому, просто не успели.

    Система качества

    Главное нововведение Приказа МЗ РФ № 646н — Система обеспечения качества хранения и перевозки лекарственных препаратов (кратко — «Система качества»). Участники лекарственного обращения в большинстве случаев и до 1 марта 2017 г. обеспечивали качество этих процессов согласно требованиям действующего законодательства. Но теперь это надо будет делать в рамках системы, утвержденной Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов, — прежде всего, путем выполнения стандартных операционных процедур (СОПов), документирования рабочих схем и действий.

    Звучит сложно, но давайте упростим. СОП в данном случае это набор письменных инструкций и пошаговых действий по тому или иному виду работы, связанной с перевозкой и хранением лекарств. Благодаря письменным СОП работнику не нужно помнить наизусть нормы законодательства, часто весьма абстрактные. У него есть конкретная инструкция — что и как делать, расписанный алгоритм, который он будет повторять сотни, тысячи раз, каждый день, доведя его до автоматической четкости — не выключая при этом головы, разумеется.

    Позвольте, у меня всё записано

    Второй важный элемент Системы качества — рабочие записи, документирование рабочих действий по хранению и перевозке. Оно позволяет гарантировать не только качество и незамедлительность этих действий. Случился где‑нибудь сбой — и рабочие записи покажут, где это произошло и кто за это отвечает. То есть документирование — это еще и четкое распределение ответственности.

    Согласно пункту 4б главы II Приказа № 646н, в рамках Системы качества должна быть определена ответственность работников за нарушение требований НПХП и СОПов. То есть кроме ответственности, установленной КоАП, и на аптечном (дистрибьюторском и т. д. уровне) должны существовать утвержденные приказом руководства свои меры ответственности.

    В пункте 4д той же главы говорится, что в отношении каждого такого нарушения в организации должна быть проведена внутренняя проверка. Ее цель — не только выявление ответственных, но и разработка корректирующих действий с целью устранения нарушения.

    Отметим также положение пункта 4 г. Он определяет, что документальное оформление действий по перевозке и хранению и достигнутых результатов должно осуществляться в ходе выполнения этих действий или непосредственно после их завершения. То есть эти записи нельзя делать формально, задним числом, спустя много дней.

    Их, кстати, можно предъявить и при проверке со стороны работников контролирующих органов. Помните, как шахматисту, игравшему с Остапом Бендером, удалось отстоять свои права фразой «Позвольте, у меня все ходы записаны». Записанные ходы, точнее действия аптечных работников, делают фармдеятельность более наглядной и прозрачной. В свою очередь руководители аптек имеют право надеяться, что контролирующие органы:

  • снизят частоту проверок в рамках риск-ориентированной модели, согласно которой они больше проверяют периодических нарушителей и гораздо меньше добросовестные фарморганизации;
  • будут доверять записям аптечных работников, не подвергая их тотальной перепроверке без достаточных оснований («мало ли что вы тут написали»). Ибо зачем тогда эти записи делаются.
  • В главе III Приказа № 646н содержатся требования к фармработникам по осуществлению ими деятельности по хранению и перевозке лекарств. Выделим здесь пункт 10. Согласно ему, в фарморганизации должен существовать план-график первичной и последующей подготовки (инструктажей) персонала, а руководитель обязан контролировать его исполнение и эффективность. Отдельный инструктаж полагается по лекарственным препаратам, для которых установлены специальные условия хранения и перевозки.

    В главе IV Приказа № 646н аптекарям в первую очередь следует обратить внимание на пункты 15 и 16. В них говорится о том, что используемые для хранения помещения аптечных объектов должны быть разделены на следующие зоны или отдельные помещения:

  • приемки лекарственных препаратов;
  • хранения препаратов, требующих специальных условий;
  • хранения выявленных фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных препаратов, а также препаратов с истекшим сроком годности;
  • карантинного хранения.
  • Исходя из пункта 30 Приказа, аптечные специалисты обязаны следить за письмами Росздравнадзора о прекращении обращения тех или иных серий лекарственных препаратов, о необходимости изъятия фальсифицированных, контрафактных и недоброкачественных препаратов, изолировать такие препараты и перемещать их в соответствующие отдельные зоны/помещения, которые упомянуты выше.

    Разумеется, административно-бытовые помещения (кабинет руководителя, кухня, туалет и др.) отделяются от зон/помещений хранения. Что касается последних, то в них запрещается держать пищевые продукты, табачные изделия, напитки (за исключением питьевой воды!), а также лекарства, предназначенные для личного использования работниками данной аптечной организации (пункты 19 и 20). Так что руководителям, разместившим бытовой холодильник, где лежат съестные припасы работников, в одной зоне (одном помещении) с фармацевтическими холодильниками, а также со шкафами и стеллажами для хранения, лучше его переместить.

    Кстати, в СОПах аптечной организации должно быть указано, какие лица имеют доступ в помещения для хранения. Остальные лица (среди них могут быть и некоторые сотрудники этой организации), согласно пункту 27, туда не допускаются.

    В требованиях о необходимости маркировки стеллажей и наличии стеллажных карт в видимой зоне (о чем тоже говорится в Правилах надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения) нет ничего нового. Информация стеллажных карт необходима для идентификации лекарственной ассортиментной позиции. В этих целях в системе учета аптечной организации вместо стеллажных карт допускается применение электронной системы данных (пункт 29).

    Надлежащая практика хранения

    Выделим наиболее важные для аптечных организаций положения главы VI Приказа № 646н, которая касается действий по хранению и перевозке. В тех случаях, когда в инструкции и прочей нормативной документации на препарат оговорены специальные условия хранения и перевозки, при приемке этого препарата надо особо обратить внимание, соблюдались ли они поставщиком или транспортной компанией (пункт 46).

    Согласно пункту 8 статьи 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств», лекарственные препараты размещают на хранение с учетом: 1) физико-химических свойств лекарственных средств, 2) фармакологических групп, 3) способа применения (внутреннее, наружное), 4) агрегатного состояния фармсубстанций. В соответствующем пункте 49 НПХП четвертое отсутствует вообще, а на третьем месте вместо «способа применения» значится «способ введения лекарственных препаратов».

    Аптечным работникам полезно знать и о пункте 54 Приказа № 646н, который формально касается только дистрибьюторов и производителей. В этом пункте указано, что отгрузка у них должна быть организована так, чтобы лекарства с меньшим сроком годности отгружались в первую очередь. А согласно пункту 56, поставщик обязан согласовать с получателем остаточные сроки годности поставляемых препаратов.

    Перевозка лекарственных препаратов

    У аптечной организации могут возникнуть вопросы и претензии по поводу того, при каких условиях осуществлялась перевозка лекарственных препаратов. Этой теме посвящена глава VII Приказа № 646н. Здесь прежде всего стоит отметить положение пункта 61 о том, что по запросу аптечной организации поставщик должен предоставить ей сведения о соблюдении температурного режима при перевозке. Если он нарушался, а также если были зафиксированы случаи повреждения упаковки, информация об этом должна быть доведена до получателя или, наоборот, отправителя.

    Разумеется, аптечным «приемщикам» надо следить за тем, чтобы в случае с термолабильными препаратами поставщик использовал оборудование, позволяющее обеспечить требуемые диапазоны температур (пункт 62). Кстати, при перевозке термолабильных препаратов нельзя повторно использовать недостаточно охлажденные или поврежденные хладоэлементы (пункт 63). Ну а выбор тары для перевозки поставщики должны делать с учетом температуры окружающей среды и ее колебаний, не говоря уже о соблюдении установленных для тех или иных препаратов условий хранения (пункт 69).

    Заключение

    Ключевым новшеством НПХП является Система обеспечения качества хранения и перевозки лекарственных препаратов, точнее связанные с ней рабочие записи. Ее плюсы мы рассмотрели выше, они очевидны. Однако минусом является то, что это создаст дополнительную письменную нагрузку на руководителей и работников аптечных организаций, и так заваленных бумажной работой.

    Хотелось бы, чтобы аптечные специалисты больше отпускали и консультировали, принимали и размещали на хранение, и меньше занимались писаниной. Это, как говорится, первое. Второе пожелание и необходимое условие успешного внедрения Системы качества в нашу аптечную действительность — чтобы контролирующие органы относились к рабочим записям фармацевтов и провизоров с должным уважением и признанием.

    Минимальный ассортимент в аптеке: перечень 2018

    Статьи по теме

    Минимальный ассортимент в аптеке перечень 2018 года – как он изменился, и для каких организаций он обязателен? Какие препараты попадают в перечень? Как соотносится перечень минимального ассортимента и ЖНВЛП?

    Из статьи Вы узнаете:

    Минимальный ассортимент: что изменилось в 2018 году

    Минимальный ассортимент в аптеке перечень 2018 года – это официальный список лекарств, который необходим для того, чтобы оказывать медицинскую помощь.

    Обеспечивают минимальный ассортимент лекарственных препаратов на 2018 год организации и индивидуальные предприниматели, которые имеют фармацевтическую лицензию.

    Перечень препаратов для медицинского применения и их минимальный ассортимент для аптек был обновлен в 2018 году Правительством РФ. Он действует с 1 января и ознакомиться с ним можно в распоряжении Правительства РФ № 2323-р от 23.10.2017 года.

    ►Подробнее о минимальном ассортименте в аптеке читайте здесь:

    Как сформировать ассортимент под «свою» аптеку

    Большинство аптек при формировании аптечного ассортимента используют усредненный подход, не основываясь на специфики конкретной точки. Между тем характерные для разных типов аптек различия в параметрах клиентов — ключевой фактор ассортиментной политики.

    В статье журнала «Новая аптека», рассматри-вается деление аптек на спальные и проходимые, приводится экспресс-анализ трафика прохождения, а также рассказывается о том, как формируется ассортиментное позиционирование аптек в зависимости от их типа.

    Перечень лекарственных препаратов в аптечном ассортименте

    Минимальный аптечный ассортимент 2018 года изменился.

    Основные изменения заключаются в следующем:

  • мин ассортимент в аптеке 2018 дополнен капсулами флуконазола и таблетками амлодипина;
  • для препарата с международным непатентованным наименованием осельтамивир исключена лекарственная форма в виде суспензии для внутреннего применения. Осталась форма препарата в виде капсул;
  • изменены условия наличия в ассортименте аптеки таблеток аторвастатина. Аптеки могут закупать как таблетки, покрытые обычной оболочкой, так и пленочной оболочкой.
  • Минимальный ассортимент в аптеке на 2018 год не изменился для индивидуальных предпринимателей, аптечных киосков и пунктов.

    ►О том, как сбалансировать ассортимент в аптеке и совместить его с товарами FMCG, читайте здесь:

    Какие средства входят в минимальный ассортимент аптеки

    Минимальный ассортимент в аптеке перечень 2018 года формировался Правительством РФ. В качестве критериев отбора препаратов для перечня выступали следующие:

  • в перечень необходимых для оказания медпомощи препаратов могут войти только зарегистрированные препараты;
  • препарат должен иметь доказанную терапевтическую эффективность;
  • препарат подходит для лечения заболеваний без осложнений;
  • минимальный аптечный ассортимент на 2018 год включает препараты, которые подходят для большинства или всех групп пациентов;
  • препарат безопасен для применения без наблюдения врача.
  • Минимальный ассортимент аптеки на 2018 год список не включает в себя:

    • препараты, относящиеся к группе наркотических и психотропных, а также составные компоненты таких препаратов;
    • лекарства, которые подлежат специальному предметному учету, а также ядовитые и сильнодействующие препараты;
    • препараты в лекарственных формах, которые предназначены для имплантации, инфузионного и инъекционного применения. Исключением являются растворители;
    • препараты, которые предназначены для предоставления специализированных медуслуг.
    • Как оценивают препараты перед включением в минимальный ассортимент

      Ассортимент лекарственных препаратов формируется после проведения оценки по методике ABC/VEN. Такой метод позволяет рассчитать рациональность закупки и расходования лекарств той или иной группы.

      В частности, анализ ABC позволяет определить, сколько препаратов одной группы было фактически потреблено населением за предыдущий период.

      В отличие от этой методики, VEN анализ изучает расходы на закупку тех или иных препаратов в разрезе следующих характеристик:

    • жизненно важный препарат (V – vital);
    • незаменимый препарат (E – essential);
    • заменимый препарат (N – non essential).

    На основе требований к препаратам и проведенных исследований формируется минимальный ассортимент в аптеке перечень 2018 года.

    Как соотносятся минимальный ассортимент и ЖНВЛП

    Минимальный ассортимент аптеки на 2018 год, также, как и перечень препаратов, отнесенных к жизненно необходимым, формирует Правительство РФ.

    Так, действующий перечень ЖНВЛП действует в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 2724-р от 26.12.2015 года.

    В приложении к документу содержится список или 646 препаратов.

    Как соотносятся эти два перечня – ЖНВЛП и минимальный ассортимент лекарственных средств 2018 для аптек?

    В законе не сказано о том, что жизненно важные лекарственные препараты должны в обязательном порядке присутствовать в ассортименте аптеки, что представляется нелогичным. На сегодня из всего перечня таких препаратов только 70 входят в обязательный аптечный ассортимент.

    Такая ситуация опасна искусственным выведением из ассортимента аптеки тех лекарств, которые по каким-то причинам «неудобны» ее владельцам.

    Например, многие аптеки стараются избегать приобретения препаратов, по которым существуют дополнительные расходы по хранению и требования к их учету.

    Также «неудобными» являются препараты из низкой ценовой категории, поскольку вложения в их реализацию могут оказаться гораздо выше их реальной стоимости.

    Лекарства по минимуму

    Новый минимальный ассортимент лекарств, которые обязательно должны быть в наличии в любой аптеке, утверждается приказом минздравсоцразвития. В нем 57 наименований лекарств.

    Последний раз этот перечень обновлялся год назад. Как принято считать, минимальный ассортимент нужен для того, чтобы защитить покупателей от вымывания из аптек дешевых препаратов. В него входят наиболее распространенные, часто применяемые лекарства, к тому же большинство из них относительно недороги. Если лекарство входит в перечень, значит, его не составит труда найти в любой аптеке.

    В прошлом году перечень изменили радикально: в старом списке значилось 160 препаратов, с прошлого года число «обязательных» лекарств сократилось до 60. С одной стороны, перечень «приблизили» к нуждам покупателей: в нем остались ходовые лекарства, которые продаются без рецептов. С другой стороны, из «обязательных» исключили многие растворы для инъекций (полагая, что уколы человек чаще делает в больнице), убрали устаревшие препараты, а также лекарства, не имеющие больших объемов продаж.

    И все-таки такое радикальное сокращение списка вызывало опасение: а вдруг аптечные полки опустеют? Для врачей и тем более для пациентов сложности аптечного бизнеса мало интересны, им важнее сознавать — лекарство доступно, его не нужно искать по всем аптекам города. Спустя год можно сказать: скептики ошиблись, дефицита и дефектуры (так аптекари называют отсутствие какого-либо препарата в продаже) не случилось.

    По большому счету минздравсоцразвития пошло навстречу аптечному бизнесу. Ведь в старом перечне было много препаратов, не пользующихся большим спросом у пациентов. Они «повисали» в аптеках мертвым грузом, занимая место более ходовых лекарств, уменьшая торговый оборот и снижая прибыль.

    «Как мы и предполагали год назад, изменений в худшую сторону для покупателей не произошло, — сообщила «Российской газете» исполнительный директор «Аптечной гильдии» Елена Неволина. — Когда говорят, что только перечень может защитить от вымывания из аптек дешевого ассортимента, это не так. Поймите, если лекарство пользуется спросом, если его активно покупают — аптека будет его иметь, даже если речь идет о дешевом препарате. Конкуренция заставляет «держаться» за покупателя — если он не найдет нужного препарата в одном месте, он повернется и уйдет в другую аптеку. Пример — активированный уголь. Стоит копейки. Продается везде». При этом к перечню, который действовал в течение последнего года, у аптекарей тоже имелись замечания: например, их обязали круглогодично держать на прилавках большое количество противогриппозных препаратов, в том числе и таких дорогих, как тамифлю. Хотя летом их почти не покупают. Некоторые лекарства при этом список предписывал иметь в нескольких лекарственных формах. Теперь по большинству позиций список разрешает продавать или таблетки, или капсулы, или порошок. То есть важно, чтобы лекарство было, а в какой форме — выбирает уже аптека.

    «Мы благодарны министерству, что нас услышали, — говорит Елена Неволина. — В предыдущем перечне доля противогриппозных средств равнялась 12 процентам, круглый год «держать» весь этот ассортимент аптекам было очень накладно. Большой плюс для нас и то, что теперь по многим позициям необязательно иметь несколько лекарственных форм. Например, активированный уголь предписывалось иметь и в таблетках, и в капсулах, которые почти не покупают, так как они на порядок дороже (см. нашу таблицу. — Ред.). Еще пример: в одной из деревень в Вологодской области оштрафовали аптеку — там имелся тамифлю в капсулах, но не было порошка. Что такое для крошечной сельской аптеки держать в наличии невостребованный препарат стоимостью 1,5 тысячи рублей, объяснять не надо. Но аптеку все равно наказали. Теперь таких казусов станет меньше».

    Какие же изменения внесены в перечень минимального ассортимента на этот раз? Из него исключены «Дексаметазон, мазь», «Клотримазол, гель для наружного применения», «Изосорбида динитрат, капсулы», все эти препараты перестали выпускаться, сообщили «РГ» в минздравсоцразвития. Вместо торгового названия «Арбидол» в перечне указано химическое название этого препарата — теперь аптеки смогут закупать не только отечественный препарат, но и его более дешевый белорусский аналог.

    Кроме того, с учетом социального спроса и особенностей применения различных лекарственных форм местных противовоспалительных препаратов в минимальный ассортимент добавлена лекарственная форма — мазь «Ципрофлоксацин». Еще одно нововведение: в качестве альтернативы лекарственным формам «капли глазные», «капли ушные» добавлена форма «капли глазные и ушные». Все это очень востребованные лекарства.

    И все-таки что делать человеку, если он пришел в аптеку за нужным лекарством, а его нет в продаже? Неволина успокаивает: «стандартный» арсенал любой аптеки — несколько сотен наименований лекарств, аптекари сами контролируют ассортимент и следят, чтобы наиболее востребованные препараты были в наличии всегда.

    К тому же пациента защищают правила продажи лекарств, утвержденные минздравсоцразвития. Надо только об этом вовремя напомнить провизору. Если врач выписал рецепт, но в продаже лекарства не оказалось, аптека обязана поставить посетителя на «отсроченное обслуживание». Лекарство закажут у оптовой компании и доставят в аптеку. Правила устанавливают для этого жесткий срок — не более пяти дней. Причем выполняться он должен в любой аптеке — и городской, и сельской. «Это вполне реально, — утверждает Елена Неволина. — В городах аптеки заказывают товар ежедневно, и даже удаленные от областных центров делают заказы несколько раз в неделю. Так что в городе можно получить заказанное лекарство на следующий день или через день. И на селе пяти дней для обеспечения пациента нужным препаратом более чем достаточно».

    Что делать, если в аптеке не оказалось нужного лекарства:

    предъявить провизору рецепт и попросить заказать отсутствующий в продаже препарат;

    сотрудник аптеки обязан записать заявку в журнал «отсроченного отпуска» и договориться с покупателем, как оповестить его, когда лекарство доставят в аптеку;

    срок выполнения заявки — максимум пять дней (согласно приказу минздравсоцразвития N 785, регламентирующему порядок отпуска лекарственных средств);

    если аптека отказывается делать заказ или если препарат не доставлен в срок, можно пожаловаться в региональное отделение Росздравнадзора (эта федеральная служба обязана следить за работой аптек).

    Сокращен минимальный обязательный ассортимент аптек

    В Минюсте России (N 21566) зарегистрирован приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 351н, который изменяет минимально обязательный ассортимент лекарственных препаратов медприменения, необходимых для оказания медицинской помощи. Напомним, что входящий в него набор лекарств должен продаваться в любой аптеке (аптечном пункте, киоске).

    Теперь из перечня исключен «Арбидол». Вместо него приведено химическое наименование основного действующего вещества этого препарата. Таким образом, вместо «Арбидола» в минимальный ассортимент разрешено включать иной препарат с указанным действующим веществом.

    Также исключены из минимального ассортимента «Интерферон» и «Сульфацетамид» (глазные капли). Последний обязателен только для аптечных киосков, пунктов и индивидуальных предпринимателей (ИП), занимающихся продажей лекарств. В аптеках вместо него должно быть лекарство с похожим действием — «Ципрофлоксацин».

    Помимо этого, по ряду препаратов сокращен ассортимент лекарственных форм. Так, аскорбиновую кислоту достаточно иметь в виде таблеток либо драже, активированный уголь — таблетки или капсулы, «Дексаметазон» — только глазные капли (ранее — и мазь).

    Согласно документу минимальный ассортимент, как и ранее, дифференцирован по видам аптечных организаций. Для аптек он шире, чем для аптечных киосков, пунктов и ИП.

    Контролировать обеспечение минимального ассортимента лекарств будут Росздравнадзор и его территориальные органы.

    Смотрите еще:

    • Полномочия общественного совета при мвд Указ об общественных советах при МВД Президент подписал Указ «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах». Полный текст Указа: В соответствии с частью 2 статьи 20 […]
    • Приказ минтруда 524 от 04082014 Приказом минтруда россии 524н от 04082014 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 апреля 2016 г. № 150н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом […]
    • Правила дорожного движения 2018 в гибдд ПДД 2018 онлайн России Новые правила ПДД экзамена 2018 5 вопросов за ошибку Официальные экзаменационные билеты ПДД 2018 новые с 10 апреля 2018 категории ABM A1B1 Частные Автоинструкторы России Изменения в билетах ПДД 10 апреля […]
    • 260 закон Федеральный закон от 29.07.2018 N 260-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13.2 и 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в части совершенствования правового регулирования деятельности структурных подразделений иностранных […]
    • Как оформить предметный стенд Стенды для кабинета истории, выполненные в цвете российского флага, станут лучшем вариантом оформления предметного кабинета. Большое информационное поле стендов позволит разместить всю наглядную информацию к уроку. На стендах […]
    • Федеральный закон о выделении земельного участка многодетным семьям Закон о предоставлении земельных участков многодетным семьям № 138-ФЗ Закон, согласно которому многодетным семьм будут бесплатно выделяться земельные участки для ведения подсобного хозяйства или строительства жилья, Дмитрий Медведев […]
    • Брак на территории рф иностранных граждан Комментарий к статье 156 кодекса 1. При заключении браков на территории России независимо от гражданства будущих супругов форма заключения брака определяется согласно п.1 ст.156 СК российским законодательством. Это значит, что брак […]
    • Приказ минтранса 75 от 1998 гВ ПРИКАЗЫ МИНТРАНСА NEW Приказ Минтранса России от от 20 марта 2017 г. N 106 Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью Читать NEW […]