Полная логическая характеристика судимость — Доброе дело

Полная логическая характеристика судимость

Логическая характеристика понятий: «хмурый день», «ответчик», «судимость», «Луна». Определение вида простого высказывания

Страницы работы

Фрагмент текста работы

книга, причина, брат, акция, базис, подсудимый, левый, север, минерал, управляющий, добро, истец.

Относительные понятия имеют в своем содержании признак, фиксирующий отношение одного предмета к другому.

Ответ: причина — следствие, базис — основа, левый — сторона, добро — благодетель.

3. Определить вид отношения между понятиями. Выразить в логической форме и изобразить в круговых схемах:

1) «преступление — получение взятки – кража»;

Отношение соподчинения. Содержание схемы: «Все В суть А», «Все С суть А», «Некоторые А суть В», «Некоторые А суть С», «Ни одно В не есть С» и «Ни одно С не есть В», «Некоторые А не суть В» и «Некоторые А не суть С».

Схема:

2) «самая длинная река в Европе — Волга»;

Отношение подчинения. Содержание: «Все В суть А», «Некоторые А суть В», «Некоторые А не суть В».

3) «фашист – антифашист»;

Отношение противоположности. Содержание: «Ни одно A не есть B»

4) «студент – спортсмен»;

Отношение пересечения. Содержание: «Некоторые А суть В» и «Некоторые В суть А».

5) «высокие дома — невысокие дома».

Отношение противоположности. Предметы таких понятий объединяются общим для них родом.

4. Произвести обобщение:

Обобщение понятий — логическая операция, посредством которой в результате исключения видового признака получается понятие более широкого объема, но менее конкретного содержания.

1. Звезда – светило.

2. Менеджер – работник.

6. Определить вид деления, и какое правило нарушено, если нарушено.

Виды логического деления В зависимости от целей, которые мы преследуем, различают два его вида: делениепо видоизменению родового признака (дает ответ на вопрос, какие виды данного рода предметов существуют с учетом определенного признака. Название указывает на его сущность)идихотомическое деление (мысленно выделяют интересующий вид, а оставшиеся предметы оставляют без внимания, обозначая их отрицательным по отношению к имени выделенного вида именем).

1) Языки делятся на естественные и неестественные.

Деление правильное, так как все разновидности языков приведены по одному признаку и классифицированы по видам языков.

2) Республики делятся на президентские, парламентские и федеративные.

Деление по видоизменению признака.

Деление неправильное из-за термина «федеративные», поскольку это понятие невозможно без другого объекта.

3) Люди делятся на трудоспособных и временно нетрудоспособных.

Деление правильное. Оба термина приведены в соотношении со временем, но по одному признаку.

7.Установить правильность определения, и какое правило нарушено:

1) «Студент — это учащийся».

Определение правильное, поскольку студент является учащимся какого-либо учебного заведения.

2) «Повторение — мать учения».

Определение неправильное. Термин «мать» приводится в данном случае в переносном значении.

1. Определить вид простого высказывания:

1) «Москва находится между Ленинградом и Ростовом — на — Дону».

Суждение с отношением (реляционное). Отражает отношение между предметами. Пространственное отношение.

2) «Все тайное становится явным».

Атрибутивное. В нем отражается связь между предметом и его признаком. Эта связь утверждается.

Состоит из субъекта, предиката и связки; его логическая схема: S – Р, где S — субъект суждения, Р — предикат суждения, «–» — связка. Субъект суждения — понятие о предмете суждения и он отражает то, о чем мы судим. Понятие о признаке предмета называется предикатом суждения и в нем отражается признак предмета. Субъект и предикат называются терминами суждения. Связка выражает отношение между субъектом и предикатом суждения. Устанавливая принадлежность или непринадлежность признака предмету, связка объединяет термины суждения в единое целое.

2. Найти субъект и предикат у данного атрибутивного высказывания. Определить по качеству и количеству. Выявить распределение терминов и изобразить схематично:

«Всякое преступление есть общественно опасное деяние».

Субъект суждения — это мысль о каком-то предмете, понятие о предмете суждения, меньший термин.

Предикат суждения — мысль об известной части содержания предмета, которое рассматривается в суждении, это больший термин.

Субъектом суждения в данном случае является «преступление», а педикатом «опасное деяние». Данное суждение относится к типу А.

Предложение «S есть Р»

3. Установить вид сложного высказывания. Записать с помощью символов:

«Мал золотник, да дорог».

Соединительное (конъюнктивное). Суждение объединяется связкой «да».

Логическая характеристика юридических понятий

Понятия характеризуются содержанием, объемом и отношениями между собой.

Содержание понятия образует совокупность существенных признаков, которыми обладают предметы или явления, отражаемые понятием. Например, содержание понятия «потерпевший» включает в себя признаки лица, которому причинен моральный, физический или материальный ущерб.

По своему содержанию понятия делятся на положительные и отрицательные. Положительное понятие содержит признаки, которые являются собственными признаками отражаемых предметов или явлений. Примером положительного понятия служит названное понятие «потерпевший», характеризуемое признаками, принадлежащими потерпевшему.

Отрицательное понятие характеризуется отсутствием определенных признаков, оно указывает на признаки, которыми отражаемые предметы или явления не обладают. Например, отрицательным является понятие «бездействие», обозначаемое отсутствие действия, которое лицо обязано было совершить.

Предметы или явления, отражаемые одним понятием, могут иметь либо не иметь сходство с предметами или явлениями, отражаемыми другим понятием. Такие понятия считаются сравнимыми либо несравнимыми.

Сравнимые понятия понятия, содержания которых в некоторых признаках совпадают. Сравнимыми являются, например, понятия «кража» и «грабеж» – и то, и другое обозначают деяния, посягающие на чужое имущество.

Несравнимые понятия понятия, содержания которых не совпадают. Например, понятия «правонарушение» и «погода» несравнимы, поскольку не совпадают ни в одном признаке.

Сравнимость и несравнимость – характеристики условные. Несравнимые в одном отношении понятия могут быть сравнимыми в другом. Например, понятия «убийство» и «взяточничество» несравнимы как составы преступлений, но сравнимы как преступления – общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законом. При решении вопроса о сравнимости понятий всегда необходимо оговаривать, в каком отношении предполагается сравнение этих понятий.

Объем понятия это количество предметов или явлений, обладающих признаками, образующими содержание данного понятия. Так, объем понятия «потерпевший» образуют все лица, которым причинен ущерб — моральный, физический или материальный.

Объем и содержание понятия находятся между собой в обратно пропорциональной зависимости: с увеличением объема содержание понятия уменьшается, с уменьшением – увеличивается. Например, понятие «кража» включает в себя все деяния, обладающие признаком тайного противоправного завладения чужим имуществом (ч. 1 ст. 158 УК РФ) и составляющие его объем. Если перейти к более общему для кражи понятию «хищение» (всякое противоправное завладение чужим имуществом), обладающего большим объемом, то из содержания понятия «кража» нужно исключить признак тайности.

В зависимости от количества мыслимых в понятиях предметов или явлений они делятся на общие, частные и единичные.

Общее понятие

понятие, включающее в себя все множество отражаемых предметов или явлений. Например, понятие «суд» – общее, оно охватывает все виды учреждений, осуществляющих судебную деятельность.

Общие понятия делятся на регистрирующие, т.е. такие, которые отражают множество объектов, поддающихся учету (например, понятие «состав преступления» – регистрирующее, поскольку все составы перечислены в УК РФ) и нерегистрирующие, отражающие объекты, не подлежащие учету, например понятие «преступник».

Частное понятие понятие, в состав которого входит часть множества отражаемых предметов или явлений, объединяемых признаком, не свойственным всему множеству. Частный характер понятия выражается обычно термином «некоторые», например «некоторые суды».

Единичное понятие понятие, отражающее один единственный предмет или явление. Этот предмет (явление) может исчерпывать собой все множество. Например, таким исчерпывающим единичным понятием является понятие «луна» как единственный спутник Земли. Но единичный предмет (явление) может указываться в понятии как единичная составная часть некоторого множества. Так, понятие «Иванов Иван Иванович, осужденный за убийство по ч. 1 ст. 105 УК» – единичное, поскольку предполагается, что оно включает в себя только одно данное конкретное лицо — Иванова И.И., совершившего убийство. Чтобы понятие действительно отражало один единственный объект, необходимо включить в него как можно больше отличительных для данного объекта признаков, которыми не обладает какой-либо иной объект. Типичным примером такого обозначения единичного понятия является характеристика осужденного в приговоре, в которой дается не только его фамилия, имя и отчество, но также дата и место рождения, семейное положение, судимость и др. Использование единичных понятий в соответствии с требованиями конкретизации имеет исключительное значение в юридической деятельности, где неточность формулировок, использование вместо единичного понятия частного либо даже общего может привести к ошибочным решениям. Например, недостаточная точность в определении суммы причиненного хищением ущерба может привести к неправильной квалификации преступления; игнорирование конкретных обстоятельств совершенного преступления не позволит выявить всех соучастников преступления; необъяснение обвиняемому,всех его прав может поачечь отмену принятых по делу решений и т.п.

Сравнимые понятия по своему объему делятся на совместимые и несовместимые. Совместимые понятия это понятия, объем одного из которых полностью или частично совпадает с объемом другого понятия. Это значит, что существует некоторое множество предметов (явлений), которое полностью или частично охватывается двумя разными понятиями. Например, какое-то множество студентов могут быть одновременно спортсменами. Поэтому понятие «студент» и «спортсмен» являются совместимыми. К несовместимым понятиям относятся такие, которые по объему не совпадают. Например, не могут быть совместимыми составы преступлений; в частности, несовместимы понятия «кража» и «грабеж», поскольку деяние, образующее кражу, ни при каких обстоятельствах не может быть грабежом.

К числу других наиболее употребляемых видов понятий можно отнести понятия конкретные и абстрактные.

Конкретное понятие понятие, отражающее объект как нечто целое, в его существенных признаках (например понятие «закон»). Абстрактное понятие понятие, отражающее отдельный признак объекта либо отношения между объектами. Эти признаки (атрибутивные) являются общими для многих объектов. Так, абстрактное понятие «плохой» относится и к закону, и к человеку.

По соединенным показателям содержания и объема понятия находятся между собой в различных отношениях.

В зависимости от степени совмещения совместимые понятия могут быть равнозначащими, подчиненными, перекрещивающимися и соподчиненными.

Равнозначащими называютсятакие понятия, объемы которых полностью совпадают. Совпадение объемов обусловлено тем, что оба понятия отражают одно и то же множество предметов и явлений. Однако это не свидетельствует о тождестве равнозначных понятий, равнозначность нельзя сводить к различию терминов, которыми обозначается порой одно и то же понятие. Отражая одно и то же множество, равнозначащие понятия учитывают различные его стороны, различные существенные признаки. Например, понятия «кодекс» и «свод законов» – равнозначные понятия, в их основе лежит один объект. Кодекс является сводом законов, оба понятия отражают совокупность законов, и эта совокупность – единый объект двух понятий. Но эта совокупность в обоих понятиях различна: если «свод законов» не говорит о характере группировки законов внутри данной совокупности, то «кодекс» — это логически систематизированная, классифицированная совокупность норм, регулирующих определенную область общественных отношений.

Тем не менее, отвлекаясь от данного различия, оба понятия равнозначны. В рассуждениях, где различия между равнозначащими понятиями не имеют существенного значения, они могут заменять друг друга, т.е. одно понятие может быть использовано вместо другого.

Отношения между понятиями обычно изображаются графически в виде кругов. Совпадающие части понятий даются в штрихах. Равнозначащие понятия А и В графически представляются в виде одного заштрихованного круга (см. рис. 1).

Понятия находятся между собой в отношении подчинения, если объем одного из них входит в объем другого (см. рис. 2), это отношение вида и рода. Одно понятие в этом случае называется видовым, т.е. подчиненным (В), второе – родовым, т.е. подчиняющим (А). Так, в родо-видовом отношении подчинения находятся понятия «право» (А) и «уголовное право» (В). Объем подчиненного понятия (В) уже объема подчиняющего понятия (А), однако по содержанию оно шире подчиняющего понятия. От родо-видовых отношений следует отличать отношения структурные, части и целого. В подобных отношениях находятся, например, понятия «уголовный кодекс» (целое) и «статья уголовного кодекса» (часть), «лопата» (целое) и «черенок лопаты» (часть) и т.п. Структурное отношение отличается от родо-видового тем, что часть не является видом по отношению к целому, нельзя, в частности, говорить, что черенок лопаты является разновидностью лопаты. Часть выступает лишь в качестве структурного элемента целого, которое без этого элемента не существует. Объемы понятий могут частично совпадать друг с другом, отношение между такими понятиями называется отношением пересечения, или перекрещивания (см. рис. 3). Совпадение объемов в перекрещивающихся понятиях носит условный, необязательный характер. Например, сравнивая понятия «юрист» и «писатель», можно утверждать, что это перекрещивающиеся понятия, поскольку юрист может быть одновременно и писателем (но он может им и не быть). Совпадающая часть (С) объемов перекрещивающихся понятий обладает признаками обоих понятий.

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

Несовместимые понятия также находятся между собой в определенных отношениях: противоположности либо противоречия. Будучи несовместимыми, они тем не менее связаны между собой по содержанию, являясь видами одного и того же родового понятия и образуя отношение соподчиненности.

Противоположными называются такие понятия, одно из которых исключает признаки другого и одновременно указывает на иные признаки. В отношении противоположности находятся, например, понятия «преступный» и «правомерный». Эти понятия сравнимы между собой, поскольку имеют некоторые общие признаки: в частности, преступным или правомерным является поведение человека. Преступность исключает правомерность деяния и в то же время указывает на новое качество — общественную опасность и предусмотренность уголовным законом. Отношение противоположности графически обозначается в виде круга с расположенными внутри частями (см. рис. 4), на котором «С» обозначает общий объект, к которому могут быть отнесены противоположные понятия (А) и (В). Важно, чтобы объемы понятий (А) и (В) в сумме не исчерпывали общего понятия (С). В противном случае, эти понятия будут противоречащими.

В отличие от противоположных противоречащие понятия отрицают друг друга, не указывая на новые признаки (см. рис. 5). Противоречащими могут быть понятия «преступный» и «непреступный». Одно из них исключает другое, допуская, что при этом оно может быть каким угодно. Так, «непреступное поведение» может означать «подвиг», «праводозволенное поведение» либо «правонарушение», исключающее преступность. Главным показателем противоречащих понятий является то, что их объемы в сумме исчерпывают общее понятие «С». Поэтому одно из них может отрицать другое, указывая на новые признаки (что свойственно отношению противоположности), если помимо этих двух понятий общее понятие не включает в себя ни одно третье понятие. Например, в отношении противоречия находятся понятия «обвинительный приговор» и «оправдательный приговор», поскольку «приговор» никаким иным быть не может.

Сравнимые понятия находятся в отношении соподчинения, если оба они имеют такие общие признаки, которые сводят их в качестве видов к одному общему родовому понятию (см. рис. 6). Объем каждого понятия (А и В) подчинен другому общему объему (С). Например, соподчиненными являются понятия «кража» (А) и «грабеж» (В), поскольку они оба охватываются понятием «хищение» (С).

Рис.4 Рис.5 Рис.6

Соподчиненные понятия могут быть как совместимыми, так и несовместимыми, учитывая, что их объемы могут совпадать, не совпадать или пересекаться. Совпадающие, несовпадающие и перекрещивающиеся понятия имеют общее родовое понятие, с которым каждое из них находится в отношении подчинения. Например, равнозначащие понятия «суд» (А) и «орган правосудия» (В) совпадают друг с другом по объему и подчиняются родовому понятию «юридическое учреждение» (С) (см. рис. 7). Подчиненные понятия «экологическое преступление» (А) и «преступление» (В) имеют общее родовое понятие «правонарушения» (С) (см. рис. 8). Пересекающиеся понятия «юрист» (А) и «писатель» (В) подчиняются общему понятию «работник умственного труда» (С) (см. рис. 9).

Дайте полную логическую характеристику понятиям (по объему и содержанию).

«Юрист» – понятие общее (нерегистрирующее), несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное.

1) Правительство 2) Западная граница государства 3) Невиновность 4) Учитель 5) Законность 6) Приговор 7) Министерство юстиции 8) Судимость 9) Созвездие Большой Медведицы 10) Отечество 11) Атеист 12) Невменяемость 13) Аффект 14) Содружество 15) Эпоха 16) Мужество космонавта Ю.Гагарина 17) Законность 18) Кикимора 19) Государство 20) Ветераны Великой Отечественной войны, проживающие в Чите.

Отношения между понятиями.

По отношению друг к другу понятия делятся на сравнимые и несравнимые. В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия. Сравнимые понятия подразделяются на совместимые и несовместимые.

Отношения между понятиями в логике изображаются при помощи круговых схем – кругов Эйлера.

Упражнение 9.

Найдите понятия равнозначны (тождественные) нижеперечисленным.

1) Верховный суд РФ — Высшая судебная инстанция в Российской Федерации.

1) Рынок 2) Квадрат 3) Курьез 4) Рука 5) Конституция 6) Феодализм 7) Генетика 8) Владивосток 9) Самый крупный город России 10) Первая общественно-экономическая формация 11) Плодородный слой земли 12) Материя 13) Преступление 14) Дорога 16) Автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо» 17) Рекордсмен 18) Измена 19) Изваяние 20) Первый космонавт, вышедший в открытый космос.

Упражнение 10.

Определите, являются ли понятия равнозначными в следующих парах

1)Мельчайшая частица, атом 2) Насилие, притеснение 3) Притеснение, гнёт 4) Парнокопытное животное, млекопитающее 5) Насмешка, издевка 6) Кража, хищение 7) Друг, приятель 8) Пересуды, сплетни 9) Крокодил, аллигатор 10) Бегемот, гиппопотам 11) Свобода, анархия 12) Вселенная, космос 13) Вздор, чепуха 14) Вражда, неприязнь 16) 1-й секретарь Свердловского обкома КПСС, первый президент России 17) Преступление в сфере военной службы, дезертирство 18) Общественно-опасное деяние, преступление 19) Закон, юридический закон 20) Инженер, работник умственного труда.

по Логике (10)

Главная > Контрольная работа >Логика

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

по дисциплине: «Логика»

Выполнил: студент 11 группы заочного отделения Цыплаков А.Ю.

Проверил: научный руководитель д.ф.н., профессор Медведев Н.В.

Дать полную логическую характеристику двух понятий.

Дать полную логическую характеристику видов понятий значит определить вид понятия по количеству и качеству.

По количеству (по объему) понятия делятся на:

А) Единичные и общие (либо то, либо другое)

единичные (предмет существует в одном экземпляре и другого такого нет. Например: Луна ),

общие (существует 2 и более предмета данного вида. Например: шпаргалка, зачётка).

Б) Пустые и непустые (либо то, либо другое)

пустые (нулевые) понятия (отображают предмет, объект или процесс, которого реально не существует. Например: эликсир молодости, сухой дождь.)

непустые понятия отображают реально существующий предмет, объект или процесс. Например зачет, армия.

По качеству (по содержанию) понятия делятся на:

А) Утвердительные (положительные) и отрицательные (либо то, либо другое):

утвердительные понятия отражают у предмета наличие какого-либо признака. Например: стол, стул.

отрицательные понятия указывают на отсутствие любого признака; они формируются простым прибавлением к любому положительному понятию частицы «не», в латинских словах частицы «а»; прибавлением приставки «без». Например: неряха, аполитичность, безнравственность.

Б) конкретные и абстрактные (либо то, либо другое)

конкретные понятия отражают предмет (явление, процесс) в целом: «ночь», «улица», «фонарь». «аптека» и т.п.

абстрактные понятия отражают отдельное свойство предмета, отдельный его признак, и отражают его так, как будто бы он существуют независимо от своего предмета-носителя, например: «белизна», «крутизна», «всхожесть», «человечность», «лошадность», «вечность» и пр.; а так же процессы , чувства, состояния и т.д. Например: «боль», «дружба», «зависть».

В) соотносительные и безотносительные (либо то, либо другое)

соотносительные понятиями описывают предметы для существования которых должен существовать какой-то другой предмет. Например: «отец» (отцом самому себе быть нельзя, нужен другой объект), «должник» (должником самому себе быть нельзя, нужен другой объект) и пр.

безотносительные понятиями мыслятся сами по себе, без обязательного соотнесения их с другими. Например: «кот» (кот не является котом кому-то, он кот сам по себе), «мальчик» (мальчик не является мальчиком кому-то, он кот сам по себе) и др.

Логическая характеристика понятий газета, истина.

1. Газета (общее, конкретное, положительное, безотносительное);

2. Истина (общее, абстрактное, положительное, относительное);

Выполните операции обобщения, а затем ограничения трех понятий.

Обобщение — логическая операция перехода от понятия с меньшим объемом

к понятию с большим объемом. Другими словами, логическая операция перехода от видового понятия к родовому посредством усечения содержания исходного понятия

Пример: 1. Если из содержания понятия «Аграрный университет» исключить видовой признак «аграрный», то получим родовое понятие «университет», дальнейшим обобщением будет «высшее учебное заведение». Аграрный университет (А) Университет (В) Высшее учебное заведение (С)

2. Многоэтажный дом (А), дом (В), жилой массив (С).

3. Военный офицер (А), военный (В), армия (С).

Ограничение — логическая операция (обратная обобщению) перехода от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Другими словами это есть переход от родовых понятий к видовым путем прибавления к содержанию родового понятия видообразующего признака.

Пример: 1. «Высшее учебное заведение», то понятие «университет» можно рассматривать как его ограничение, а понятие «Аграрный университет» будет ограничением последнего. 2. «Жилой массив», понятие «дом» его ограничение, а понятие «многоэтажный дом» ограничение последнего. 3. «Армия», ограничение – «военный», «военный офицер» ограничение последнего.

Привести примеры ошибочных определений и делений понятий.

Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением.

Определение должно быть соразмерным

Понятия должны находиться в отношении равно-объемности. Например, определение «Рецидивист – лицо, совершившее умышленное преступление после судимости за ранее совершенное умышленное преступление» является соразмерным. Если же «рецидивист» определяется как лицо, совершившее умышленное преступление, то правило соразмерности будет нарушено: объем определяющего понятия («лицо, совершившее умышленное преступление») шире объема определяемого понятия («рецидивист»).

Правило будет нарушено и в том случае, если определяющее понятие окажется по своему объему уже определяемого. Такая ошибка будет допущена, если, например, рецидивиста определить как лицо, совершившее умышленное преступление после судимости за ранее совершенное умышленное преступление против личности. В этом примере определяющее понятие не охватывает других видов преступлений, за которые рецидивист мог быть осужден в прошлом.

Определение не должно заключать в себе круга.

Разновидностью круга в определении является тавтология – ошибочное определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое.

Например, идеалист – человек идеалистических убеждений; неосторожное преступление – это преступление, совершенное по неосторожности. Такие ошибочные определения называют «то же через то же самое». Эти и им подобные определения не раскрывают содержания понятия. Если мы не знаем, что такое идеалист, то указание на то, что это человек идеалистических убеждений, ничего не прибавит к нашим знаниям.

Определение должно быть ясным.

Оно должно указывать на известные признаки, не нуждающиеся в определении и не содержащие двусмысленности. Если же понятие определяется через другое понятие, признаки которого неизвестны и которое само нуждается в определении, то это ведет к ошибке,

Один из героев пьесы Мольера «Мнимый больной» построил свое рассуждение о причине усыпляющей силы опиума следующим образом: опиум усыпляет потому, что он имеет усыпляющую силу, а усыпляющую силу опиум имеет потому, что он усыпляет.

Определение не должно быть отрицательным.

Отрицательное определение не раскрывает определяемого понятия. Оно указывает, чем не является предмет, не указывая, чем он является. Таково, например, определение «Сравнение – не доказательство». Однако на определение отрицательных понятий это правило не распространяется. «Безбожник – это человек, не признающий существования бога», «Бесхозное имущество – имущество, не имеющее собственника или собственник которого неизвестен» – примеры правильных определений.

Деление понятия — это логическая операция, позволяющая с помощью избранного основания деления (признака, по которому осуществляется деление) распределить объем делимого понятия (множество) на ряд членов деления (подмножеств). При делении понятия объем делимого (родового) понятия раскрывается путем перечисления его видов. Например, делимое (родовое) понятие “инертный газ” делится на следующие члены деления (виды): “гелий”, “неон”, “аргон”, “криптон”, “ксенон”, “радон”. В зависимости от цели, практических потребностей одно понятие можно разделить по различным основаниям деления (например, по функционированию во времени вулканы делятся на действующие, уснувшие и потухшие; по форме — на центральные и трещинные).

Суждение – это форма мысли, посредством которой что-либо утверждается или отрицается, и которая принимает логическое значение истинности или ложности.

Объединённая классификация по качеству и количеству:

Общеутвердительные – это такие суждения, которые являются общими по количеству, и утвердительными по качеству (Все растения живут). — А

Частноутвердительные – это частные суждения по количеству и утвердительные по качеству (некоторые растения хвойные) — J

Общеотрицательные – это суждения, которые являются общими по количеству, отрицательными по качеству (Люди не поддаются лести) — E

Частноотрицательные – частные по количеству и отрицательные по качеству. (некоторые люди не поддаются лести) – O

Сложное суждение – это суждение образованное из 2-х и более простых суждений, посредством логических союзов.

Например: “Кража и мошенничество относятся к умышленным преступлениям”. Если одно из составляющих суждений – “Кража относится к умышленным преступлениям” – обозначить символом р, другое суждение – “Мошенничество относится к умышленным преступлениям” – символом q, а связь между ними знаком, то в целом соединительное суждение можно символически выразить как р Ù q.

“Преступление – это общественноопасное и противоправное деяние”. — S есть Р1 и Р2.

“Договор купли-продажи может быть заключен в устной или письменной форме”. Если одно из суждений – “Договор купли-продажи может быть заключен в письменной форме” обозначить р, другое суждение – “Договор купли-продажи может быть заключен в устной форме” – q, а дизъюнкцию – символом Ú, то в целом разделительное суждение символически можно выразить как р Ú q.

6. Пример: Все люди смертны. Сократ — человек. Следовательно, Сократ смертен.

Это рассуждение на языке логики высказываний можно записать тремя отдельными высказываниями. Однако никакой связи между ними установить не удастся. На языке логики предикатов эти предложения можно выразить с помощью двух предикатов: «быть человеком» и «быть смертным». Первое предложение устанавливает связь между этими предикатами.

7. В авиационном подразделении служат Потапов, Щедрин, Семенов, Коновалов и Самойлов. Их специальности (они перечислены не в том же порядке, что и фамилии): пилот, штурман, бортмеханик, радист и синоптик. Об этих людях известно следующее:

1. Щедрин и Коновалов не умеют управлять самолетом.

2. Потапов и Коновалов готовятся стать штурманами.

3. Щедрин и Самойлов живут в одном доме с радистом.

4. Семенов был в доме отдыха вместе со Щедриным и сыном синоптика.

5. Потапов и Щедрин в свободное время любят играть в шахматы с бортмехаником.

6. Коновалов, Семенов и синоптик увлекаются боксом.

Глава 1. Понятие

1.1. Виды понятий

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их су­щественных признаках.

Понятия делятся на следующие виды: 1) единичные и общие, 2) собирательные и несобирательные, 3) конкретные и абстрактные, 4) положительные и отрицательные, 5) безотносительные и соотно­сительные. Общие понятия могут быть регистрирующими и нереги-стрирующими. В процессе рассуждения общие понятия могут упот­ребляться в разделительном и собирательном смысле. Дать полную логическую характеристику понятию (упр. 6) — значит определить, к какому из перечисленных видов оно относится. Логическая харак­теристика помогает уточнить содержание и объем понятия, вырабо­тать навыки более точного употребления понятий в процессе рассуж­дения (см. учебник, гл. II, § 3).

Укажите единичные и общие понятия; определите, какие общие понятия являются регистрирующими и какие — нерегистрирующими; выделите собирательные понятия.

1. «Московская государственная юридическая академия’ — единичное понятие.

2. ‘Высшее учебное заведение* — общее (нерегистрирующее) понятие.

общее (собирательное) понятие.

1.10. Незаконное предпринима­тельство.

1.11. Организация Объединен­ных Наций.

1.13. Верховный суд.

1.14. Хромосомная теория на­следственности.

В г. Красноярске логик а Учебно-методический комплекс

в) столица России.

а) лицо, лицо физическое, лицо юридическое, симпатичное лицо;

б) школа, средняя школа, девятый класс;

Укажите родовидовые отношения понятий:

а) кодекс, налоговый кодекс РФ;

б) законодательная власть, власть;

в) документы, исполнительные документы.

а) Международное таможенное право — совокупность международно-правовых норм и принципов, установленных между государствами и международными организациями на договорной основе, регулирующих отношения в сфере международного сотрудничества по таможенным вопросам.

б) Террор — физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, убийства политических противников.

а) Человек – двуногое животное, не имеющее перьев.

б) Винтовая лестница это лестница в форме винта.

Приведите по одному примеру реального и номинального определения понятий. Преобразуйте реальное определение в номинальное.

Проведите операции ограничения следующих понятий:

а) бюджетное обязательство,

б) предпринимательская деятельность,

а) Президент России

б) договор аренды,

в) закон об образовании РФ.

а) Река Волга длиннее реки Днепр.

б).С давних пор люди обмениваются необходимыми для них предметами.

в) Следствия без причины не существует.

а) .Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт.

б).Состав преступления есть совокупность признаков, предусмотренных уголовным кодексом, характеризующих совершенное деяние (действие или бездействие).

в) Некоторые юристы не являются адвокатами.

а) Ряд важнейших преобразований в России были осуществлены Петром I.

б)..Некоторые выпускники СПбИВЭСЭП работают в правоохранительных органах.

в)..Древнегреческий философ Аристотель был воспитателем Александра Македонского.

а) Оскорбление может быть нанесено либо случайно, либо намеренно.

б) Он может стать юристом только в том случае, если достигнет необходимого уровня юридических компетенций.

в) Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах.

а) Каждая юрисдикция имеет свои границы.

б) Вещи, не имеющие значения порознь, могут иметь значение, когда они соединены.

в) В шесть часов я, вероятно, буду дома.

а) Если нельзя найти безупречное решение, надо избрать наименьшее из несправедливых.

б) Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

в) Не сотвори себе кумира.

Сделайте выводы из следующих суждений по логическому квадрату, установите их истинность или ложность.

а) Всякое правонарушение есть противоправное деяние.

б) Некоторые граждане РФ не имеют право голоса.

а) Все преступления являются общественно опасными деяниями.

б) Некоторые сделки являются односторонними.

в) Люди не бессмертны.

Сделайте вывод из данных посылок, укажите больший, меньший и средний термины простого категорического силлогизма. Проверьте правильность вывода с помощью общих правил фигур силлогизма и круговых схем.

а) Все юристы знают логику.

Иванов — юрист

б) Все ужи — пресмыкающиеся

Это животное не является пресмыкающимся

а) Данное доказательство не имеет юридической силы, т.к. оно получено с нарушением закона.

б) Тренировка памяти – важное и необходимое условие интеллектуальной деятельности человека, а заучивание стихотворений есть вид тренировки памяти.

Если он умен, то он увидит свою ошибку. Если он искренен, то он признается в ней. Но он или не видит своей ошибки, или не признается в ней.

а) Все люди смертны.

б) Все крупные реки Сибири текут с юга на север.

К данным тезисам подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.

б) Это государство не является ни федерацией, ни конфедерацией.

Определите вид отношений между понятиями, изобразите их с помощью круговых систем (кругов Эйлера):

а) предмет, имеющий какой-либо цвет, белый предмет, черный предмет;

б)..посягательство на честь и достоинство личности, клевета, оскорбление;

в) строение, недостроенное строение, дом, деревянный дом, беседка.

а) правонарушение, гражданское правонарушение;

б) предприятие, объект гражданских прав;

в) право, уголовное право.

Проведите операцию деления данных понятий двумя способами: дихотомическим и по видообразующему признаку, укажите основание деления, члены деления:

в) периодические издания.

а) Банк — по законодательству РФ кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.

б) Свобода — закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определенного поведения человека (напр., свобода слова, свобода вероисповедания и т.д.)

а) Логика – это не политология.

б).Личность – это совокупность социальных качеств человека, проявляющихся в его поведении.

а) населенный пункт,

б) генеральный прокурор,

Проведите операции обобщения следующих понятий:

б) известный русский философ,

в) частная собственность.

а) Концерн – форма монополистического объединения;

б) Осень этого года холоднее, чем в прошлом году;

в) На Марсе жизни нет.

а) Некоторые соглашения не являются выгодными для одной из сторон.

б) Ничто не проходит бесследно.

в) Уголовное наказание назначается по приговору суда.

Охарактеризуйте распределенность терминов в следующих простых суждениях. Изобразите отношения между терминами суждения с помощью кругов Эйлера.

а) Не все государства являются членами ООН.

б) Сокровища Оружейной палаты являются народным достоянием.

в) Ни один атом неделим.

а) Дело каждого гражданина – оберегать природу, охранять ее богатства.

б) «Однажды лебедь, рак, да щука вести с поклажей воз взялись».

в) Суд отказывает в иске истцу, если его исковые требования являются незаконными.

а) По мнению ряда ученых, некоторые континенты разобщены в результате дрейфа.

б)..Неверно понимать общение только как процесс передачи информации.

в) Земля вращается вокруг солнца.

а) Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

б) Этот человек может участвовать в голосовании.

в) Рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление.

а) Все знающие логику знают правила силлогизма.

б) Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества.

а) Все студенты юридических вузов изучают логику.

б) Некоторые свидетельские показания недостоверны.

в) Ни один невиновный не должен быть осужден.

а) Все углероды – простые тела

Все углероды — электропроводны

б) Лицо, совершившее кражу, привлекается к уголовной ответственности

Обвиняемый совершил кражу

а) Не будучи математиком, вы не решите этой задачи.

б).Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности, значит, этот человек привлекается к уголовной ответственности.

Совершивший преступление небольшой тяжести впервые может быть освобожден от уголовной ответственности или в связи с деятельным раскаянием, или в связи примирением с потерпевшим. Этот человек, совершивший впервые преступление небольшой тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности.

а) Все футболисты сборной команды явились на тренировку.

б) Каждая птица имеет конечности, видоизмененные в виде крыльев.

а) Обвиняемый совершил умышленное преступление.

б) Некоторые русские писатели – лауреаты Нобелевской премии.

Дайте полную логическую характеристику следующим предметам:

б) декан факультета,

а) преступление, терроризм, спекуляция;

б) дедушка, сын, внук, отец, брат;

в) оружие, орудие преступления, огнестрельное оружие.

а) договор аренды, гражданско-правовой договор;

б) форма мышления, понятие;

в) преступление, кража.

б) международные организации;

Укажите определяемое и определяющее понятия:

а) Общественное движение — не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

б)…Государственный герб — отличительный знак, являющийся официальной эмблемой государства.

Проверьте правильность определения понятий, в неправильных случаях укажите, какие правила нарушаются, и дайте правильное определение.

а) Монархия – это форма государственного устройства.

б) Птица – это позвоночное животное, тело которого покрыто перьями, а передние конечности видоизменены в виде крыльев.

в) коммерческая тайна.

а) учебник логики для вузов,

б) участковый Петров,

в) гражданское право.

Определите вид простого суждения (суждения свойства, суждения с отношениями, суждения существования):

а) Водород легче воздуха.

б) Существуют атомные ледоколы.

в) Всякое преступление – общественно опасное деяние.

Определите количество и качество простых суждений, укажите субъект и предикат суждения, запишите его формулу:

а) Данный поступок является необдуманным.

б) Студенты нашей группы изучают английский язык.

в) Не все спортсмены являются олимпийскими чемпионами.

а) Ни один римский раб не обладал правами гражданина.

б)..Все сделки, не соответствующие требованиям закона, являются недействительными.

в) Часть студентов нашей группы не являются отличниками.

Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите схему суждения с помощью символов, используя логические термины.

а) Ранние стихи Лермонтова навеяны чтением Байрона или связаны с личными переживаниями.

б) Кончил дело — гуляй смело.

в) Петров вышел из дома, спустился в метро и поехал в университет.

Определите эпистемическую модальность суждений, запишите их с помощью модальных операторов «доказано» (V), «опровергнуто» (F), «вероятно» (P).

а) Есть основания полагать, что этот человек не был соучастником преступления.

б).Неверно, что весь ассортимент, необходимый для закупки продукции, предусмотрен в данном договоре.

в) Наверное, зима будет холодная.

Определите деонтическую модальность суждений, запишите их с помощью модальных операторов «обязательно» (О), «запрещено» (F), «разрешено» (P).

а) Каждый человек имеет право на гражданство.

б).К..сведению сотрудников: не пользуйтесь бытовыми электроприборами в служебных помещениях.

в) Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

а) Некоторые люди обладают способностью к быстрому счету.

б) Все люди способны к логическому мышлению.

Сделайте вывод из данных суждений путем обращения, превращения, противопоставления предикату.

а) Не всякое преступление совершается с умыслом.

б) Глобальные проблемы современности не решаются силами одного государства.

в) Все следователи – юристы.

Сделайте вывод из данных посылок, указав большую и меньшую посылку простого категорического силлогизма. Проверьте правильность вывода с помощью общих правил фигур силлогизма и круговых схем.

а) Все студенты нашей группы — юристы

Все студенты нашей группы изучают логику

б) Все опасное для человека может принести человеку вред

Гигантская акула опасна для человека.

Восстановите энтимему, проверьте правильность полученного умозаключения:

а) Историю общества необходимо изучать, так как она позволяет понять настоящее.

б) Под понятием пихологизма явно просвечивают контуры проблемы бессознательного, а значит, данное понятие характеризует в основном неотрефлексированные проявления человеческой активности

Определите вид дилеммы, сделайте вывод, запишите схему.

В некоторых случаях причинение вреда в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, признаются обстоятельствами, исключающими преступность деяния. В данном случае преступность деяния не исключена.

Определите вид индукции, с помощью которого получены следующие общие суждения

а) Каждый стол является предметом мебели.

б) Все студенты нашей группы явились на лекцию.

а) Этот человек – соучастник преступления.

б) Данное доказательство не имеет юридической силы.

7. Вопросы для подготовки к зачету

1. Предмет и значение логики. Логика и право.

2. Формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление) и абстрактное мышление (понятие, суждение, умозаключение).

3. Понятие о логической форме и логическом законе.

4. Истинность мысли и формальная правильность рассуждения. Основные черты правильного мышления.

5. Понятие как форма мышления. Основные логические приемы формирования понятий.

6. Содержание и объем понятий.

8. Отношения между понятиями.

9. Определение (дефиниция) понятия. Приемы, сходные с определением понятий.

10. Правила явного определения. Ошибки в определении.

11. Обобщение и ограничение понятий.

12. Деление понятий. Правила деления. Ошибки в делении.

13. Операции с классами (объемами понятий): объединение, пересечение, вычитание, дополнение.

14. Классификация и ее виды.

15. Общая характеристика суждения. Суждение и предложение.

Простое суждение и его виды.

Объединенная классификация простых категорических суждений по качеству и количеству.

Распределенность терминов в простых категорических суждениях.

Логические отношения между простыми категорическими суждениями.

Сложное суждение и его виды.

Условия истинности сложных суждений (табличное определение).

Закон исключенного третьего.

Закон достаточного основания.

Общая характеристика умозаключения. Виды умозаключений.

Непосредственные дедуктивные умозаключения

Простой категорический силлогизм. Состав силлогизма. Аксиома силлогизма.

Общие правила простого категорического силлогизма.

Фигуры простого категорического силлогизма. Специальные правила фигур.

Модусы простого категорического силлогизма.

Сокращенный силлогизм (энтимема).

Сложные и сложносокращенные силлогизмы (полисиллогизм, сорит, эпихейрема).

Умозаключения из суждений с отношением.

Чисто условные и условно-категорические умозаключения.

Условно-разделительные (лемматические) умозаключения.

Общая характеристика индуктивного умозаключения. Полная индукция.

Неполная индукция и ее виды.

Индуктивные методы установления причинных связей.

Умозаключение по аналогии и его виды.

Условия состоятельности выводов по аналогии.

Структура доказательства и его виды.

Правила доказательства. Ошибки в доказательствах.

Гипотеза как форма развития знаний. Виды гипотез. Понятие версии.

Построение гипотезы и ее проверка

8. рекомендуемая Литература

Кириллов, В.И. Логика [Текст] : учебник для юридических вузов / В.И.Кириллов, А.А.Старченко. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2004. *

Рубчевский, К.В. Логика [Текст] : курс лекций / К.В.Рубчевский. – Красноярск : Филиал СПб ИВЭСЭП, 2005. *

Иванов, Е.А. Логика [Текст] : учебник / Е.А.Иванов. – М. : БЕК, 1998. *

Кириллов, В.И. Упражнения по логике [Текст] / В.И.Кириллов, Г.А.Орлов, Н.И.Фокина. – М. : Юристъ, 1997. *

Кобзарь, В.И. Логика [Текст] : учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов / В.И.Кобзарь. – СПб. : ИВЭСЭП, 2001. *

Тоноян, Л.Г. Логика [Текст] : сборник задач и упражнений / Л.Г.Тоноян. – СПб. : ИВЭСЭП, 1997. *

Алексеев, А.П. Аргументация. Познание. Общение [Текст] / А.П.Алексеев. – М., 1991.

Багаров, В.А. Основы логики [Текст] / В.А. Багаров, В.И. Маркин. – М., 1998.

Логика [Текст] / под ред. В.Ф. Беркова. – Минск, 1994.

Брюшинкин, В.Н. Логика [Текст] : учебник / В.Н.Брюшинкин. – М. : Гардарики, 2001. *

Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика с элементами эпистемологии и научной методологии [Текст] /Е.К.Войшвилло, M.Г. Дегтярев. – М., 1994.

Гетманова, А.Д. Логика [Текст] / А.Д.Гетманова. – М., 2003. *

Гетманова, А.Д. Логика. Словарь и задачник [Текст] : Учеб. пособие для студентов вузов / А.Д.Гетманова. – М., 1998.

Жоль, А.А. Логика в лицах и символах [Текст] / А.А.Жоль. – М., 1993.

Ивин, А.А. Логика [Текст] : учебник / А.А.Ивин. – М. : Гардарики, 2002.*

Ивин, А.А. Основания логики оценок [Текст] / А.А.Ивин. – М., 1970.

Ивлев, Ю.В. Логика [Текст] / Ю.В.Ивлев. – М., 1992.

Ивлев, Ю.В. Логика. Сборник упражнений [Текст] : учебное пособие / Ю.В.Ивлев. – М. : Книжный дом «Университет», 1998. *

Клини, С. Математическая логика [Текст] / С.Клини. – М., 1973.

Кондаков, Н.И. Словарь-справочник по логике [Текст] / Н.И.Кондаков. – М., 1975.

Краткий словарь по логике [Текст] / под ред. Д.П. Горского. – М., 1993.

Логика. Наука и искусство [Текст]. – М., 1993.

Максимов, А. Логикаю. Наука, рассуждения и аргументации [Текст] /А.Максимов. – Екатеринбург, 1998.

Минто, В. Дедуктивная и индуктивная логика [Текст] / В.Минто; пер. с англ. С.А. Котляровского. – СПб., 1995.

Никифоров, А.Л. Логика [Текст] / А.Л.Никифоров. – М., 2001.

Рузавин, Г.И. Научная теория. Логико-методологический анализ [Текст] / Г.И.Рузавин. – М., 1978.

Светлов, В. Практическая логика [Текст] / В.Светлов. – СПб. : Мим, 1997.*

Тер-Акопов, А.А. Юридическая логика [Текст] : учебное пособие / А.А.Тер-Акопов. – М. : Омега_Л, 2002. *

Упражнения по логике [Текст] / под ред. проф. В.И. Кириллова. – М., 1993.

Хилькевич, А.П. Гносеологическая природа гипотезы [Текст] / А.П.Хилькевич. – Минск, 1974.

Челпанов, Г.И. Учебник логики [Текст]. – М., 1994.

Яшин, Б.Л. Задачи и упражнения по логике [Текст] / Яшин, Б.Л. – М. : ВЛАДОС, 1996. *

* Имеются в библиотеке Филиала СПб ИВЭСЭП в г.Красноярске.

Содержание

Выписка из Государственного образовательного стандарта……..……4

Учебно-тематические планы для очно-заочной

и заочной формы обучения………….………………………………………5

Тематика и планы семинарских занятий………………………………..9

Методические рекомендации и варианты для выполнения

Вопросы для подготовки к зачету……………. ………………..………30

Список рекомендуемой литературы…..………………………..……….32

Логика: учебно-методический комплекс по специальности 030501.65 (021100) – Юриспруденция. – Красноярск: Филиал НОУ ВПО «СПб ИВЭСЭП» в г. Красноярске, 2007. – 35 с.

Автор — составитель: Труфанов Дмитрий Олегович

Печатается в авторской редакции

Подписано в печать 16.11.07 г.

Отпечатано: ООО «Новые компьютерные технологии»

Смотрите еще:

  • Вывод закона био-савара Закон Био - Савара - Лапласа и его применение к расчету магнитного поля Магнитное поле постоянных токов различной формы изучалось французскими учеными Ж. Био (1774—1862) и Ф. Саваром (1791—1841). Результаты этих опытов были обобщены […]
  • Три закона движения планет кеплер Три закона движения планет относительно Солнца были выведены эмпирически немецким астрономом Иоганном Кеплером в начале XVII века. Это стало возможным благодаря многолетним наблюдениям датского астронома Тихо Браге. Первый закон […]
  • Адвокат бывает Адвокат дьявола (1997) Кевин Ломакс – молодой адвокат, карьера которого идет в гору. Он выигрывает все свои процессы, чем привлекает внимание не только прессы, но и крупной юридической корпорации. Компания, которой руководит Джон Милтон, […]
  • Правила флористики сочетание цветов Правила флористики сочетание цветов Флорист будет при составлении работы должен обращать внимание на цветовую гамму и контраст, чтобы достичь следующего: богатого напряжения, мягкого, тонко согласованного акцентирования, […]
  • Где узнать штрафы задолженности гибдд Проверить штрафы ГИБДД онлайн — Как узнать задолженность на официальном сайте ГИБДД Официальный сайт ГИБДД помогает всем российским автовладельцам проверить штрафы по водительским правам или свидетельству о регистрации автомобиля. В […]
  • Правило сложения перемещений Скорость – это количественная характеристика движения тела. Средняя скорость – это физическая величина, равная отношению вектора перемещения точки к промежутку времени Δt, за который произошло это перемещение. Направление вектора средней […]
  • Место преступления киберпространство торрент CSI: Киберпространство / CSI: Cyber 1-2 Сезон (2015-2016) Скачать торрент Добавлено: 2 Сезон 18 Серия Название: CSI: КиберпространствоОригинальное название: CSI: CyberГод: 2015-2016Страна: СШАРежиссер: Дермотт Даунс, Эрик Ла Салль, […]
  • Жертва преступления на английском Секреты английского языка Сайт для самостоятельного изучения английского языка онлайн The Language of Crime Posted on 2015-07-18 by admin in Разговорник // 0 Comments Предлагаем вам несколько слов на тему «преступление» (crime). Лицо, […]