Наглядно-дидактическое пособие для детского сада по развитию речи — Доброе дело

Наглядно-дидактическое пособие для детского сада по развитию речи

Наглядно-дидактическое пособие по развитию речи. Мастер-класс

Екатерина Николаевна Пилипавичус
Наглядно-дидактическое пособие по развитию речи. Мастер-класс

Наглядно-дидактическое пособие по развитию речи.

Пересказ сказки с опорой на наглядность. (Мастер – класс)

Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию наглядное пособие, которое поможет вашим детям быстро и последовательно запомнить и пересказать сказку. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный, именно наглядный материал помогает развивать у детей память, активность, самостоятельность в монологической речи.

Для работы нам понадобится:

— картон разных оттенков;

— две книжечки со сказками (по два экземпляра каждой);

1. Из листов цветного картона вырезаем квадраты со сторонами 14 сантиметров (20 шт.)

2. Берем цифровой веер и обклеиваем его квадратами с двух сторон.

3. Из приготовленных книжечек (книжечки берем старые, которые не жалко будет разрезать) вырезаем квадраты, немного меньшего размера, чем картонные заготовки. При наклеивании картинки меньшего размера на картон, будет образовываться рамочка вокруг сюжетной картинки.

4. С одной стороны веера разместим картинки в определенной последовательности, как это требует сказка, в частности «Лисичка со скалочкой».

5. С другой стороны веера, разместим последовательно иллюстрации к сказке «Бобовое зернышко».

Таким образом можно оформить для пересказа любую сказку. Детям очень нравится самим рассказывать сказку, держа в руках такой веер.

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, связно и последовательно пересказывать небольшие сказки, высказывать свои мысли. И мы, воспитатели, должны в этом помочь детям.

Презентация к досугу «Если очень захотеть, можно в космос полететь!» Предлагаем вашему вниманию мультимедийное пособие к досугу: «Если очень захотеть, можно в космос полететь» Данное дидактическое мультимедийное.

Предметно-развивающая среда по ПДД (старшая и подготовительная группы) Предлагаю вашему вниманию игры и пособия по ПДД, изготовленные своими руками, для детей 5-7 лет. Наглядное дидактическое пособие «Необычные.

Учебно-методическое пособие по развитию речи по теме:
Дидактические игры и пособия своими руками

Дидактические игры и пособия своими руками для развития речи дошкольников.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

по русским народным сказкам

Дидактическое пособие разработано для усвоения и дифференциации формы единственного и множественного числа существительных именительного падежа дошкольниками в игровой форме.

Ребёнку предлагают самостоятельно разложить карточки – картинки.

Условие: возле домика с одним кругом надо положить один предмет, а возле домика, где несколько кругов, таких же предметов должно быть много.

После выполнения задания, ребёнок правильно называет один предмет и его множественное число, взрослый контролирует правильное употребление окончаний существительных в единственном и множественном числе.

Наглядно-дидактическое пособие для занятий с дошкольниками по развитию речи «Времена года»

Это пособие рекомендуется для занятий по развитию речи с детьми среднего и старшего дошкольного возраста! Такие занятия будут способствовать уточнению и расширению представлений дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе, развитию связной речи!

Учить ребенка рассказывать — значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу речевого развития детей дошкольного возраста.

Использование наглядно-дидактического пособия для фланелеграфа «Времена года» поможет реализации сразу 4 задач:

1. обогащение словаря ребенка

2. развитие связной речи

3. развитие психических процессов (мышления, памяти. внимания) .

4. формирование пространственно-временных представлений.

Предварительный просмотр:

центр развития ребенка — детский сад «Аленький цветочек»

Пальчиковый театр своими руками

Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе пальчикового театра.

Задачи: Формировать умение детей разыгрывать небольшие постановки, сценки, сказки с помощью пальчикового театра;

Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас;

Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к театру.

Пальчиковый театр — это прекрасная возможность для Вашего ребенка сыграть сказку на своей ладошке. Он может одеть любого персонажа себе на пальчик и поиграть. А если малыш еще совсем маленький, за него это сделает мама, и на маминой ладошке оживут герои любимой сказки. Театр – это уникальный речевой и сенсорно–двигательный «тренажер». Фигурки пальчикового театра помогут развить подвижность пальцев обеих рук, освоить речь персонажей и научат ставить домашние мини–представления. Игру можно использовать для изучения счета, для знакомства с героями и сюжетом сказки, для ознакомления с понятиями «справа-слева», «рядом» и т.д., для развития речи и мелкой моторики рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Такие игрушки развивают интонацию, исполнительские умения, творческие способности в передаче образа героя из сказки. А еще маленькие фигурки пальчикового театра составят вам компанию во время прогулки или похода в поликлинику, в дороге. Они не займут много места в маминой сумке и помогут развлечь малыша.

Вязаный пальчиковый театр

Персонажи театра, вязаные пальчиковые куклы, придут на помощь при развитии подвижности пальчиков рук, помогут сыграть выразительный говорок персонажей и обучат устраивать домашние представления. Это так объединяет семью. Игру можно использовать, чтобы развлечь ребенка в очереди поликлиники, отвлечь его от переживаний, чтобы обучить его счету и чтению.

Театр на палочках

Для изготовления этого театра понадобятся палочки и силуэты персонажей, изготовленные из картона. Секрет игрушек в том, что каждый силуэт прикрепляется к палочке и персонаж приводится в действие благодаря ее повороту.

Театр на палочке интересен для детей не только тем, что он очень легок в изготовлении, но и тем, что действия можно изображать и за ширмой, и свободно передвигаясь по комнате.

Театр на фланелеграфе

Иллюстративное показывание с фланелеграфом дети слушают и смотрят с большим интересом. Их поражает необычность зрелища: картинки не падают, держаться на доске, как волшебные. Старшие дети сразу начинают интересоваться техникой изготовления картинок и самого фланелеграфа. Дети ещё больше удивляются, когда педагог им говорит, что такой театр картинок они сами могут показать малышам. Дети с увлечением начинают готовиться к предстоящему спектаклю.

Наглядно-дидактическое пособие для занятий с дошкольниками по развитию речи «Времена года»

Елена Владимировна Смоляк
Наглядно-дидактическое пособие для занятий с дошкольниками по развитию речи «Времена года»

то пособие рекомендуется для занятий по развитию речи с детьми среднего и старшего дошкольного возраста! Такие занятия будут способствовать уточнению и расширению представлений дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе, развитию связной речи!

Учить ребенка рассказывать — значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу речевого развития детей дошкольного возраста.

Использование наглядно-дидактического пособия для фланелеграфа «Времена года» поможет реализации сразу 4 задач:

2. развитие связной речи

3. развитие психических процессов (мышления, памяти. внимания).

4. формирование пространственно-временных представлений.

Нетрадиционные приемы повышения эффективности логопедической работы для развития связной речи у детей с речевыми патологиями Цель проекта: Разработка модели коррекционной работы по развитию речи с детьми 5-7 лет на основе идеи комплексирования занятий по развитию.

Наглядно-дидактические пособия

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В.В. Гербовой «Развитие речи в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез, 2008), «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2008).

Пособие «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей шестого года жизни

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Развитие интеллекта – центральная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром. Знаковая система языка – морфемы, слова, словосочетания, предложения – кодирует (шифрует) окружающую человека действительность.

Темпы развития речи зависят от совершенства речевых навыков (особенно фонетических и грамматических). Каковы речевые навыки у детей 5–6 лет и что обусловливает их успешное формирование на этом возрастном этапе?

Как известно, период наивысшей речевой активности – пятый год жизни. По данным А. Гвоздева, к пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики , включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключениями из правил.

Достаточно высок и уровень развития лексики . В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления. Дошкольники без ошибок употребляют существительные с разными суффиксами (медведица – медвежонок – медвежоночек – медведушко – медвежий) . В их рассказах встречаются удивительно точные оценки объектов и явлений (притолстился, вертучий, сосульчатый) . Дети начинают использовать прилагательные в разных степенях сравнения (тяжелый – очень тяжелый – полегче – самый легкий) , а также обозначения оттенков цветов (сиреневый, сиреневатый, малиновый, темно-серый и др.) . Заметно возрастает число глаголов, причем дошкольники употребляют синонимы с разной эмоциональной окраской (идет – шагает – вышагивает – плетется – бредет) . В высказываниях детей появляется множество слов, относящихся к разным частям речи и обозначающих деятельность людей, их взаимоотношения, поступки, поведение, переживания. По всей видимости, это связано с тем, что период с пяти до семи лет является возрастом оформления социально-стандартизированной речи (П. Блонский и др.).

В ситуациях, требующих что-то сопоставить, объяснить и доказать, речь ребенка шестого года жизни становится сложнее. Появляются громоздкие и нерасчлененные на предложения высказывания («Потом принц хотел навсегда жить у Золушки, но у него дома была такая работа, что он всегда трудился, не мог от этой работы отойти и ходил только к Золушке», – Алеша, 5 лет 8 месяцев).

К пяти годам не все дети овладевают правильным произношением звуков : у одних могут быть задержки в их усвоении, у других – неправильное их формирование (например, горловое или одноударное произнесение звука р и др.). Некоторые дети не дифференцируют на слух и в произношении свистящие и шипящие звуки, а иногда и звуки р и л . Это приводит к тому, что ребенок не всегда правильно произносит слова в предложении, содержащем несколько слов со звуками, которые для него звучат похоже ( с – з, с – ц, ч – щ и др.). Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата. Эти дети требуют особого внимания логопеда и воспитателей.

Мощные темпы овладения родным языком, характерные для пятого года жизни ребенка, на шестом году жизни замедляются. Исследователи детской речи считают, что после пяти лет речевые умения совершенствуются незначительно, а некоторые становятся даже хуже. Так, увеличивается количество кратких просьб и распоряжений (Отойди! Поставь сюда!) и сокращается число реплик доброжелательных, аргументированных, содержащих объяснения. (Не мешай мне, пожалуйста, – не видишь, я же самолет завожу!) По данным Г. Ляминой, количество случаев объяснительной речи уменьшается вдвое. Теперь дети реже сопровождают речью свои действия. Однако если дошкольнику 5–6 лет предлагается задача, при решении которой он испытывает затруднения, у него возникает внешняя речь, хотя прямо и не обращенная к собеседнику (опыты Л. Выготского, описанные А. Лурией). Психологи объясняют это тем, что в старшем дошкольном возрасте формируется новая функция речи – интеллектуальная, то есть планирующая, регулирующая практические действия (речь «для себя», речевое овладение собственным поведением). Интеллектуальная функция речи имеет коммуникативное назначение, так как планирование своего поведения, решение мыслительных задач – это составляющие деятельности общения.

Особенности работы с детьми на занятиях

Организация занятий по развитию речи

В старшей группе речь взрослых по-прежнему остается основным источником речевого развития дошкольников.

Обучая детей звукопроизношению, необходимо четко и правильно артикулировать звуки речи и их сочетания; упражнять в модулировании голосом (сила голоса, высота тона, темп речи, тембр) при выражении различных чувств: радости, досады, одобрения, ласки, недоумения и т.д.

Формирование лексических и грамматических навыков обусловлено тем, насколько серьезно педагог выслушивает ответы и рассуждения каждого ребенка, помогает ему высказать свои мысли, своевременно подсказывая более точные и уместные слова.

Различные стили речи определяются синонимией языка: лексической, грамматической, фонологической (разнообразие интонаций при произнесении одной и той же фразы). И чем больше слов-синонимов будет у детей на слуху и в обращении, тем богаче и выразительнее будет их речь.

Разнообразный словарный запас постоянно пополняется, так как ребенок обогащает свой опыт за счет новых впечатлений и информации. Вместе с тем воспитателю необходимо уточнять и активизировать словарь в процессе общения с детьми в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях. Для этого используются специальные дидактические игры и упражнения. Одни из них проводятся с опорой на наглядность: «Вершки – корешки», «Кто лишний и почему?» («Что лишнее?»), «Определи на ощупь» (материал, из которого сделан предмет: шелк, бархат, марля и т.п.), «Что не так?» (картинки-путаницы), «Что изменилось?» и т.п. Эффективны и словесные дидактические упражнения: «Кто скажет иначе?», «Кто заметит больше?» (качеств, деталей), «Кто расскажет подробнее?», «А как наоборот?» (употребление антонимов) и т.д.

Особое место занимают упражнения, в которых воспитатель и дети составляют различные нелепицы: «Вот это да!» («Весной у животных появились детеныши: у слона – лисенок, у лисы – ежонок…» Педагог предлагает детям продолжить рассказ); «Кто как кричит» («И попали мы в дивную страну. Там слоны мяукают, лягушки кукарекают» и т. п.); «Чего на свете не бывает?» («Рыбы летают, петухи выводят цыплят, мыши охотятся на кошек» и т. д.) Эти упражнения готовят детей к участию в веселых играх («Что получится, то и получится», «Кто это был?»), эффективных как для активизации словаря, так и для развития воображения, способности шутить и смеяться.

С помощью разнообразных игр дети осваивают и морфологические средства языка . С этой целью необходимо обращать внимание на звучание грамматической формы, звуковое оформление той или иной грамматической категории. Этим требованиям отвечают упражнения, в которых нужно:

• вслушаться в звучание некоторых слов (холодильник, вездеход, судоводитель, ракетоносец) и объяснить их этимологию;

• образовать однокоренные слова (кот – коток – Котофеич и т.п. ) ;

• образовать по аналогии существительные (сахарница – сухарница) , прилагательные (ушастый – глазастый – рукастый) ; правильно употребить несклоняемые имена существительные, сравнительную степень имен прилагательных (чистый – чище, сладкий – слаще и т.п. ) .

В активный словарь детей следует вводить специальные языковые средства, с помощью которых можно соединять структурные части суждения (потому что, ведь) , конкретизировать мысль (например, вот) , обобщать сказанное (всегда, никогда) .

Для совершенствования синтаксической стороны речи важно в процессе обучения создавать такие ситуации, в которых ребенок должен что-то объяснить воспитателю или сверстникам (ошибку в рассказе товарища, правило игры), убедить в чем-то окружающих, что-либо доказать.

Необходимо учить детей понимать вопросы и правильно отвечать на них: как бы это сделал ты? как можно помочь? и др. Отвечая на вопросы, особенно при обсуждении нравственных и бытовых ситуаций, дети должны давать развернутые ответы. Воспитателю следует оценивать не только содержательную сторону ответа, но и его речевое оформление. («Ответ у Оли получился странный. Послушайте, как она сказала, и помогите исправить ошибки».)

Характеризуя предметы, дети шестого года жизни называют цвет, размер и другие отличительные признаки, что способствует появлению в их речи предложений с однородными членами. Важно, чтобы воспитатель отметил это. («Послушайте, как интересно рассказал Андрей об этой лисичке: рыжая красавица, веселая, очень яркая».)

Старшие дошкольники редко используют придаточные предложения, поэтому при анализе их высказываний следует повторять сложноподчиненные предложения, составленные детьми. («Ответ Димы меня порадовал. Послушайте его еще раз».)

Употреблять сложноподчиненные предложения дошкольников можно научить с помощью приема «Дополни (закончи) предложение». («Осень навевает грусть, потому что…», «Мы позвонили, чтобы…», «Мы позвонили тогда, когда…», «Мы решили сделать остановку, так как…») В этих же целях дети расшифровывают попавшее под дождь письмо, диктуют текст письма заболевшему педагогу (сверстнику).

Дети редко используют в речи глаголы в сослагательном наклонении, а если и употребляют, то обычно с ошибками. Поэтому полезно упражнять их в построении высказываний на такие темы, как: «Если бы я был воспитателем» (Дедом Морозом, клоуном, поваром и др.).

В старшей группе детей учат дифференцировать наиболее часто смешиваемые звуки: шипящие и свистящие (ш – с, ж – з, ч – ц, щ – сь), звонкие и глухие (в – ф, з – с, ж – ш, б – п, д – т, г – к), сонорные и р).

На занятиях используются специальные игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи.

• Воспитатель вперемешку произносит два сходных по звучанию звука, например, ж и з, а дети (по предварительной договоренности) показывают движения, характеризующие образ, с которым связан звук: ж – движение кистями обеих рук («летит жучок»), з – отмахивающее движение кистью руки («отпугивание комара») и т.п. Сначала педагог выясняет, как дети поняли задание, после чего работает со всей группой. Затем упражнение выполняют девочки, а мальчики наблюдают и анализируют результаты; далее задание выполняют только мальчики (или же дети, сидящие за первыми столами, и т.п.). Воспитатель берет на заметку тех, кто допускает ошибки, и выявляет причину затруднений (ребенок не дифференцирует звуки, не успевает работать в заданном темпе, что очень важно для будущего школьника). Для того чтобы задать определенный темп работы, педагог, произнеся звуки (позже – слова), считает про себя: «Раз, два, три», и поднимает правую руку, подавая детям сигнал: «Положите руки на стол!»

• Воспитатель произносит 9 – 11 слов со сходными звуками, например, ж – з, а дети, как и в предыдущем задании, показывают соответствующие движения. Педагог подбирает не только существительные, но и глаголы, прилагательные, наречия (журавль, зонт, жмуриться, зеленый, желтый, завтра, издалека, жилет, жужжит и др.).

• Воспитатель 2 – 3 раза читает рифмовку целиком или нужный для работы отрывок.

Мышка в кружечке зеленой

Наварила каши пшенной.

Чешская песенка, перевод С. Маршака

Педагог предлагает назвать слова со звуком ж . Детям легче выполнять это задание, если используются опорные предметы. («Я поставила на стол три пирамидки. Значит, надо назвать три слова со звуком ж , которые встречаются в предложении: „Ребятишек дюжина ожидает ужина“».) По мере их называния воспитатель убирает предметы.

• Воспитатель просит детей вспомнить и назвать слова, содержащие определенный звук (названия предметов, действий, качеств и т.д.).

• Воспитатель предлагает детям подобрать близкие по звучанию (рифмующиеся) слова: ромашка – букашка – замарашка – неваляшка; волчок – бычок – сучок – сверчок – старичок – каблучок – казачок; птичка – певичка – невеличка – голубичка – земляничка – ежевичка – крупеничка .

• Педагог проводит игру «Доскажи (подскажи) словечко». (Речевой материал для этого упражнения можно взять из самых разных развивающих книг для детей дошкольного возраста, детских журналов.)

Закричал охотник: «Ой!

Двери (звери) гонятся за мной!

На болоте нет дорог.

Я по кошкам (кочкам) – скок да скок!»

А. Шибаев «Буква заблудилась»

• Дети (с опорой на картинки) составляют «цепочку слов». Догадавшись, на какой звук заканчивается слово автобус , ребята называют вторую картинку, на которой изображен предмет, название которого начинается с последнего звука первого слова (санки). Далее дети самостоятельно выбирают картинки. Важно, чтобы каждый ребенок мог составить свою цепочку слов, получив исходную картинку от педагога или выбрав ее самостоятельно. (В распоряжении детей должно быть много картинок [1] .) Выигрывает тот ребенок, который за определенный отрезок времени правильно составил самую длинную цепочку.

Старшие дошкольники часто нарушают плавность речи, так как, добирая воздух, заканчивают длинное предложение на выдохе. Поэтому надо следить за их дыханием и упражнять в негромком, протяжном произношении звуков и, у , звукоподражания ау , слова эхо .

Развитию речевого дыхания способствует проговаривание скороговорок. Сначала педагог напоминает текст, затем дети несколько раз проговаривают его хором в разном темпе. После этого можно приступать к индивидуальным упражнениям (проговаривание в быстром темпе).

В дошкольном учреждении рекомендуется иметь словари . Для пятилетних детей больше подойдет орфографический. Педагог должен показать его детям, рассказать о том, какая это замечательная и необычная книга, предоставить возможность исследовать словарь: «Может быть, вы догадаетесь, почему я так хвалю эту книгу со странным расположением текста и без картинок».

Выслушав рассуждения и соображения детей, воспитатель рассказывает им о том, что такое словарь, показывает столбцы слов, начинающихся на определенную букву алфавита. Можно поиграть с детьми. Приведем пример.

Игра «Кто назовет больше слов, начинающихся на букву (А)»?

«Итак, вы смогли вспомнить двенадцать слов на букву А, – говорит педагог. – Это много, но в словаре их значительно больше, быть может, сто или двести. Сейчас я буду называть слова на букву А, которые мне особенно приятно произносить, а вы попытаетесь объяснить, что они обозначают: абажур, абрикос, август, авиация, автограф, алфавит, адажио, адмирал, адъютант, ажурный, аметист… Итак, вам пока знакомы только пять слов из одиннадцати, но уверена, что в конце года вы будете знать смысл значительно большего числа слов. Вот, должно быть, удивится наш музыкальный работник, услышав из ваших уст слово „адажио“. Давайте попросим его дать нам прослушать запись адажио из балета».

Обращаться к словарям можно в любое удобное дошкольникам и воспитателю время: в помещении и на улице, общаясь со всеми детьми или только с желающими услышать разные слова на знакомую букву. Выслушивая толкование слов детьми, педагог не должен забывать исправлять их речь, подсказывать, какое слово уместно употребить в данном случае и как правильнее построить фразу или небольшое высказывание. Упражнения, основанные на зачитывании детям слов из словаря и их толковании, на первый взгляд носят формальный характер. Однако они нравятся старшим дошкольникам, а их результативность поразительна: обогащается словарь детей, появляется устойчивый интерес к значению слов; они иначе начинают слушать и слышать рассказ воспитателя, воспринимая не только его смысл, но и речевое оформление. В результате у детей появляются вопросы типа: «Как вы его назвали?», «Что вы сейчас сказали?», «Вы произнесли новое слово?»

В процессе общения с детьми на занятиях и в повседневной жизни необходимо совершенствовать диалогическую речь . И хотя диалог – это произвольная контекстная речь, ему надо учить, используя для этого разнообразные игры и упражнения, привлекая к взаимодействию с педагогом – носителем коммуникативной культуры. В данном пособии представлены занятия, на которых дети осваивают правила поведения и учатся культурному речевому взаимодействию. На занятиях можно использовать наглядно-дидактические пособия, позволяющие детям решать практические задачи, оперируя накопленным жизненным опытом (например: Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Наглядно-дидактическое пособие для занятий с детьми 4–6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.)

Серьезное внимание следует уделять обучению детей рассказыванию : пересказу, описанию предмета, составлению рассказа по картине и картинкам с последовательно развивающимся действием.

В старшей группе детей начинают обучать пересказу . Очень важно правильно подобрать текст для этого вида работы. Текст должен так эмоционально захватить ребенка, чтобы он с интересом слушал его много раз, как в исполнении взрослого, так и в пересказе сверстников (например, рассказ В. Бианки «Купание медвежат»).

В начале года многие дети при пересказывании нуждаются в помощи взрослого. Он должен начать рассказ, а ребенок его продолжить. В процессе пересказа, если необходимо, уместно подсказать ребенку нужную фразу. Во второй половине года дети учатся пересказывать текст вдвоем-втроем. Ребенок должен сам решить, когда остановиться, чтобы второй рассказчик (он выбирается самим ребенком) мог принять эстафету. Умение делить текст на части, соблюдая логическую завершенность отрывков, будет необходимо детям в школе.

В старшей группе много внимания уделяется работе с картинками . Совершенствуется умение детей озаглавливать отдельные картинки и несколько картинок одновременно; рассказывать содержательно и последовательно, руководствуясь планом.

План составляется при первом знакомстве детей с картиной. Приведем пример.

Воспитатель, настраивая детей на рассматривание, предлагает вниманию начальную фразу (фразы) будущего рассказа: «В теплый летний вечер ежиха вывела ежат на лесную поляну. Все заняты, кто чем». Далее педагог подсказывает ребятам, с чего удобнее начать рассматривание картины: «У ежат масса дел. Они разбежались по всей полянке. Ведь так? Расскажите об этом…»

Выслушивая детей, педагог задает уточняющие вопросы, подсказывает более точные слова, характеризующие ситуацию, обобщает сказанное в небольшом рассказе.

Затем педагог обращает внимание детей на другую часть картины: «Ежиха не мешает малышам. У нее свои дела, не так ли? Расскажите, что это за дела?»

Воспитатель вновь обобщает рассказы дошкольников и переключает их внимание на восприятие последнего объекта (красота поляны). Педагог завершает рассматривание заключительной фразой, передающей его отношение к картине: «Хорошо ежам на лесной полянке в теплый летний вечер!»

При такой организации работы дети рассказывают о картине без повторов и пропусков, так как воспитатель ненавязчиво подсказал им план, состоящий всего из трех пунктов.

В старшей группе закрепляется и развивается умение детей создавать картины с помощью картины-матрицы и раздаточных картинок.

Рассматривая картинки с фабульным развитием сюжета (с последовательно развивающимся действием) , дети с удовольствием выстраивают их в определенной последовательности и комментируют свои действия, употребляя довольно много сложных предложений. Логичность, полнота и образность рассказов детей определяются как содержанием картинок, так и характером вопросов и заданий, предусмотренных воспитателем. Картинки с фабульным развитием действия побуждают детей к составлению творческих рассказов, активизируют их воображение.

Для занятий со старшими дошкольниками можно использовать следующие пособия: Гербова В.В. Картинки по развитию речи детей старшего дошкольного возраста (М.: Просвещение, любое издание), Радлов Н. Рассказы в картинках (любое издание). Можно также использовать соответствующие картинки, которые периодически печатаются в детских иллюстрированных журналах.

В ходе работы по картинкам с последовательно развивающимся действием необходимо учитывать следующие особенности.

Предлагая детям выстроить картинки в правильной последовательности, необходимо предоставить им возможность обсудить свои действия. Этот момент наиболее благоприятен для отработки таких речевых формул, как: «Считаю (думаю, уверен, полагаю), что ряд выстроен правильно»; «У меня есть некоторые сомнения (есть возражения)»; «Мне кажется, что Саша допустил небольшую ошибку»; «Я бы хотел (я попытаюсь) объяснить свои действия». Сначала воспитателю придется долго и настойчиво рассказывать детям о том, какие слова уместны в том или ином обращении, о том, как они обогащают речь человека. Со временем дети начнут сами подсказывать воспитателю, как в том или ином случае можно обратиться ко взрослому или сверстнику. А затем в самостоятельной речи детей появятся нестандартные речевые обороты.

Занятие по составлению рассказа по картинкам следует строить следующим образом.

Утвердив последовательность картинок, воспитатель приглашает ребенка (из числа желающих) составить повествовательный рассказ по первой картинке. Педагог выслушивает ответ и выясняет у детей, что еще можно было бы включить в рассказ, чтобы он стал интереснее и содержательнее. («Я считаю, что…»; «Мне кажется, что…»; «Я не уверен, но мне кажется, что…») Затем воспитатель приглашает другого ребенка (по желанию) составить рассказ по второй картинке. И так далее.

В заключение кто-нибудь из детей составляет рассказ по всем картинкам. Воспитатель выясняет, есть ли еще желающие составить рассказ. Если необходимо, педагог предлагает ребятам послушать свой рассказ и просит их обратить внимание на необычные и редко встречающиеся слова.

Картинки с последовательно развивающимся действием – прекрасный материал для творческого рассказывания . Выстраивая картинки в определенной последовательности, дети обнаруживают, что отсутствует какой-то важный кульминационный сюжет (чаще – это третья картинка). Это активизирует их воображение, заставляет поразмышлять над тем, что же произошло с героями.

Полезно упражнять детей в составлении концовок к хорошо известным им народным сказкам . Например, воспитатель читает или рассказывает русскую народную сказку «Заяц-хвастун» (обработка О. Капицы) до слов: «Увидел заяц, как собаки ворону треплют, и думает…» О чем именно подумал заяц, рискнул он помочь вороне или струсил, если помог, то каким образом, а если не помог, то, как потом оправдывался – все это сочиняют дети. Затем педагог читает конец сказки.

Или воспитатель рассказывает детям ненецкую народную сказку «Кукушка» (перевод К. Шаврова) до слов: «„Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!“ – закричал старший сын». Дети продолжают сказку.

Можно сочинить концовку к сказке Д. Биссета «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски» (пересказ с английского Н. Шерешевской). Дети придумывают, где тигренок искал полоски, кого просил одолжить их ему или нарисовать, чем закончились его приключения.

А сказки Дж. Родари, у которых три конца («Собака, которая не умела лаять» и др.), – хороший дидактический материал, ориентирующий на творческое рассказывание.

Вне занятий полезно упражнять детей в сочинении небольших сказок без опоры на литературные тексты. Воспитатель задает детям тему, помогает им составить рассказ и понятно для слушателей изложить его. Можно предложить детям следующие темы:

• сказка о том, как медвежонок ловил луну;

• сказка о том, как белый медведь забрел в Африку, и что из этого вышло;

• сказка о том, как ежонок-грубиян и заинька-паинька путешествовали;

• сказка о том, как барсучишка храбрости набирался.

В старшей группе продолжается совершенствование умения составлять рассказы на темы из личного опыта . Здесь тоже очень важен выбор темы и наличие плана рассказа. Можно предложить детям следующие темы: «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с праздником», «Как мы следы осени искали» (коллективный опыт); «Моя любимая игрушка (любимый мультфильм)», «Наша проказница кошка (мой знакомый пес)» и т.п.

Приобщение детей к художественной литературе

Дети 5–6 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Дошкольники способны восхищаться описанием природы (стихотворения И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, С. Есенина и других поэтов).

Список художественных произведений для старшего дошкольного возраста довольно объемен и разнообразен. Он включает песенки и заклички, но интерес детей к ним уже не так ярко выражен, как в предыдущих возрастных группах. Зато популярны считалки, скороговорки, загадки, волшебные сказки.

Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности.

В программу включены авторские сказки (А. Пушкин, Д. Мамин-Сибиряк, Н. Телешов, В. Катаев, П. Бажов, М. Горький, X.К. Андерсен, Р. Киплинг, О. Пройслер, Т. Янссон и др.); рассказы о детях, их поступках и переживаниях (В. Дмитриева «Малыш и Жучка»; А. Гайдар «Чук и Гек»; Л. Толстой «Косточка»); произведения о взаимоотношениях в мире людей и животных (Л. Толстой «Лев и собачка»; Г. Снегирев «Отважный пингвиненок» и др.); юмористические рассказы (В. Драгунский, Н. Носов, К. Паустовский, Л. Пантелеев, С. Георгиев и др.).

Как и прежде, читать детям надо ежедневно. Это правило не должны нарушать и родители в выходные дни, а также в те периоды, когда ребенок не посещает детский сад.

Уже в средней группе вводится чтение «толстой» книги по главам (чтение с продолжением). У старших дошкольников интерес к «толстой» книге устойчивее. Читая главу за главой, нужно интересоваться, что детям запомнилось и есть ли у них желание послушать, что еще ждет героев книги (А. Волков «Волшебник Изумрудного города»; Т. Александрова «Домовенок Кузька»; Л. Пантелеев «Рассказы о Белочке и Тамарочке» и т. п.).

Подготовка детей к восприятию нового произведения может осуществляться непосредственно перед чтением или накануне, при этом используются самые разные приемы.

• В книжный уголок педагог помещает новую книгу. Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации, пробуют определить жанр произведения (сказка, рассказ, стихотворение), выяснить, о чем оно. В начале занятия педагог расспрашивает детей об их предположениях, хвалит за наблюдательность, называет произведение.

• Воспитатель показывает предметы, о которых упоминается в произведении и которые дети не знают, называет их, объясняет назначение. Например, перед чтением сказки Н. Телешова «Крупеничка» предлагает рассмотреть гречку (крупу и картинку с изображением этого растения; лучше во время цветения и с уже созревшими плодами-семенами).

• Воспитатель предлагает, ориентируясь на название, высказать предположения о содержании книги. Например: «Новая сказка Бориса Заходера называется „Серая звездочка“. Как вы думаете, про кого она? (Ответы детей.) А вообще-то эта сказка про жабу. Почему вы нахмурились и руками замахали?»

Непосредственно после чтения произведения (или через некоторое время) необходимо побеседовать с детьми. Лучшему усвоению содержания способствуют перечисленные ниже приемы.

• Рассматривание иллюстраций к произведению.

• Демонстрация рисунков и панно, на которых изображены герои произведения, различные эпизоды.

Например, воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить козлика из сказки П. Бажова «Серебряное копытце». Затем он показывает рисунок. «Это не он, – говорят дети, – у сказочного козлика на правой передней ноге серебряное копытце, ножки тоненькие, головка легонькая, на рожках по пять веток». Воспитатель еще раз просит детей закрыть глаза и заменяет прежний рисунок новым (козлик с серебряным копытцем, из-под которого разлетаются драгоценные камни). Дети с удовольствием дополняют набор камней, изготовляя их из блестящх фантиков (комочки).

• Словесные зарисовки. Педагог предлагает детям вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки к произведению они нарисовали бы. Выслушивая высказывания, воспитатель задает уточняющие вопросы.

• Чтение отрывков из текста по просьбе детей.

Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности жанра, языка произведения, воспитатель может предложить им:

– рассказать о самом смешном (самом грустном, самом страшном и т.п.) эпизоде. Затем зачитываются соответствующие отрывки. Например: «Но кот не выходил. Он противно выл, выл непрерывно и без всякого утомления. Прошел час, два, три… Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы» (К. Паустовский «Кот-ворюга»);

– рассказать об одном из эпизодов (по выбору педагога) подробнее. Потом воспитатель зачитывает текст, а дети договаривают концовки предложений: «Марьюшка была хороша – красавица писаная, и от доброты… (краса ее прибавлялась) » («Финист – Ясный сокол», русская народная сказка). Или: «Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся… (добрым людям на радость) ! А ты, гречка, выцветай, созревай, завивайся – будь ты… (всем людям на угоду) !» (Н. Телешов «Крупеничка»);

– драматизировать отрывки, наиболее интересные с точки зрения активизации словарного запаса или содержащие диалоги, которые дети с удовольствием воспроизводят и слушают. Например, разговор Наташи с домовенком Кузей (по мотивам произведения Т. Александровой «Домовенок Кузька»).

Домовенок . Дряпать тоже не будешь?

Наташа . А что такое дряпать?

Домовенок (смеется, прыгает, веселится) . Дряпать – это царапаться.

Наташа . Не буду царапаться. Я ведь человек, а не кошка.

Домовенок . А свориться не будешь?

Наташа . Свориться – это что?

Домовенок (прыгает, пляшет, причитает) . Ах, беда-беда-огорчение! Что ни скажешь – не по разуму, что ни молвишь – все попусту, что ни спросишь – все без толку.

Сценка репетируется заранее. Потом желающие могут разыграть ее на прогулке или в группе в свободное от занятий время, а если необходимо, то и на праздниках. Как ни странно, исполнители роли Домовенка очень радуются, натянув лохматый парик. Он помогает им войти в роль.

Необходимость в беседе по прочитанному очевидна, так как любое произведение искусства становится эстетическим объектом только тогда, когда оно осмыслено. Но нельзя забывать и о том, что ребенок, прежде всего, должен насладиться услышанным. Подробный анализ может принести больше вреда, чем пользы. Если произведение детям читают не на занятии, следует лишь помочь им понять мотивы поступка героя, попросив подумать, поразмышлять на досуге, что побудило его принять то или иное решение. Или можно уточнить, почему именно так называется произведение. Например: «Как вы думаете, почему сказка, в которой заяц проявил храбрость, спасая ворону, называется „Заяц-хвастун“?» (русская народная сказка, обработка О. Капицы).

Беседуя о прочитанном на занятии и задавая вопросы, требующие размышлений и доказательств, педагог, выслушав детей, должен зачитать отрывок (отрывки) из произведения. Важно, чтобы дети чаще слышали текст, нежели рассуждения о том, что и почему случилось.

Чтение русских народных сказок целесообразно начинать с присказки: «Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки. На море-океане, на острове Буяне…»

Рассказывание сказок следует завершать одной из традиционных для русского фольклора концовок, например:

Нас в гости поджидают.

В рот ни капли не попало.

Или концовкой из сказок А. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»

Детей старшей группы знакомят с некоторыми обрядовыми песнями, прибаутками, докучными сказками, небылицами (народными и авторскими).

В списках литературы много стихотворений, посвященных природе. Их надо неоднократно читать детям на занятиях и в повседневной жизни (полностью и отрывки), особенно тогда, когда лучше и сказать трудно.

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом облака.

И. Бунин «Первый снег»

Еще прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

А. Пушкин «Евгений Онегин»

В списке программных произведений перечислены стихи, рекомендованные для заучивания и для чтения в лицах.

Занятия по заучиванию стихотворений строятся следующим образом: чтение без установки на заучивание; чтение с установкой на заучивание, последовательный анализ логически завершенных отрывков; подведение детей к тому, как правильнее прочитать определенную часть стихотворения; упражнения в декламации отрывка (3–5 человек); чтение воспитателем стихотворения целиком.

Прежде чем прочитать очередной отрывок, следует проговорить предыдущий, а затем новый, чтобы ребенок как можно чаще слышал текст. Не надо призывать детей читать стихотворение хором. При индивидуальном чтении важно обращать внимание не на громкость речи, а на ее выразительность и естественность интонаций. Приведем пример.

«Чудесное стихотворение, не правда ли? – спрашивает педагог, прочитав стихотворение И. Сурикова „Зима“. – Что в нем необычного, что вам особенно запомнилось?

Как надо читать про снег, который кружится в воздухе и тихо ложится на землю? (Понизив голос, медленно, передавая интонацией кружение снега и его медленное приземление.)

Давайте-ка поучимся читать это четверостишие (хоровое чтение и 3–4 индивидуальных повторения)».

Педагог читает первую часть стихотворения и следующее четверостишие.

Воспитатель предлагает детям продолжить строчку: «Всю ночь падал снег, и под утро снегом… (поле забелело, точно пеленою все его одело) ».

Три-четыре ребенка повторяют отрывок.

Педагог читает стихотворение полностью.

Третье четверостишие – самое трудное. Для того чтобы помочь детям запомнить его, воспитатель использует прием «Спрашиваю – отвечай!»: «Темный лес, что шапкой принакрылся чудной»? Вопрос адресуется 3–4 детям, запоминающим стихи медленнее сверстников. Дети по очереди воспроизводят фразу.

Воспитатель читает стихотворение целиком, предлагая детям очень тихо читать вместе с ним.

Каждое занятие по ознакомлению с произведениями художественной литературы нужно начинать с повторения, чтобы дети не забывали пройденный материал: «Сегодня я познакомлю вас с новым стихотворением Самуила Яковлевича Маршака. А какие его стихи и сказки вы уже знаете?»

Следует также чаще напоминать детям отрывки из знакомых программных произведений на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. В конце каждого месяца целесообразно проводить литературные викторины, литературные калейдоскопы. В этой возрастной группе они уже могут быть тематическими: «Волшебные сказки», «Сколько в сказках, рассказах, стихах котов и котят (лис, медведей)!», «Книги любимого писателя», «Эти удивительные животные!», «Небывальщина да неслыхальщина», «Веселые стихи» и т. д.

В планы занятий можно включить:

• викторины («Из каких произведений эти отрывки?»);

• драматизации небольших отрывков из 1–2 произведений (готовятся заранее);

• выступления поющих героев произведений. Они встречаются в русских и особенно часто в зарубежных авторских сказках (выступления должны быть подготовлены заранее при участии музыкального работника):

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати.

Сестрица Аленушка и братец Иванушка, русская народная сказка

Чтобы Мишка чистым был,

Надо, чтобы Мишка мыл

Коготки и пятки,

Спинку, грудь и лапки.

Т. Энгер «Приключения в лесу Елки-на-Горке»

• чтение воспитателем отрывков из произведений, которые особенно нравятся детям (по просьбе детей);

• конкурс на лучшего исполнителя роли (например, гнома, домового, Царевны-лягушки, Винни-Пуха и т.п.).

Такой набор заданий вполне подходит и для вечеров досуга. На этих вечерах уместно также разыграть (в свободной интерпретации) отрывок из какого-либо произведения, обучая детей импровизации при активном участии взрослых. Например, при драматизации отрывка из сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха» детям предлагают изображать жуков, тараканов, бабочек, сверчков.

Муравей . Ой, не могу! Вот новость так новость! Муха… Она… Муха…

Все . Что случилось? Какая муха? Что с ней? Да говори ты толком!

Все насекомые толкуют об одном и том же, но каждый по-своему.

Муравей . Фу-у! Дайте отдышаться! Муха по полю пошла.

Все . Что? Эка невидаль – муха по полю пошла. Пусть идет.

Муравей . Муха по полю пошла. Муха денежку нашла.

Все . Да? Чего нашла? Говорит, что нашла денежку. А что это такое – денежка? Может быть, бомба? Ой, куда бежать-то?!

Муравей . Пошла муха на базар и купила самовар.

Все . Куда пошла? Что купила? Са-мо-вар! Вон оно что!

Муравей . А вон и она.

Муха еле тащит здоровенный самовар (воображаемая ситуация), утирает пот со лба.

Муха . Приходите, дорогие, я вас чаем угощу.

Все . Вот спасибо! Спасибо! Это хорошо! Это замечательно! Повезло-то нам как! Надо собираться, надо наряжаться.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» в старшей группе рекомендует проводить 8 занятий в месяц по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой.

В таблице указаны номера занятий, на которых решаются конкретные программные задачи.

Август – сентябрь – октябрь – ноябрь

В эти месяцы во время дневных и вечерних прогулок следует обращать внимание детей на то, как с наступлением осеннего периода меняется природа, читать стихи о ранней и поздней осени.

Читать по-прежнему надо ежедневно в удобное для детей и педагога время (утром до завтрака; укладывая детей на дневной сон; перед выходом на вечернюю прогулку). Читать следует, прежде всего, программные произведения (новые и уже известные детям). Перед сном – петь колыбельные; рассказывать сказки и рассказы со спокойно развивающимся сюжетом. Возможно чтение произведения по главам, например, «Домовенок Кузька» Т. Александровой, «Господин Ау» Х. Мякеля (перевод с финского Э. Успенского), «Чук и Гек» А. Гайдара, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, «Маленькая Баба Яга» О. Пройслера (перевод с немецкого Ю. Коринца), «Пингвиний пляж» Г. Снегирева и др.

Дети старшего дошкольного возраста не испытывают такого наслаждения от русских народных песен, потешек, как малыши, радующиеся ритмичности произведений. Но малые формы фольклора помогают решить многие бытовые проблемы, являются ключом к постижению богатства русского языка (см. Приложение). Например, помогая ребенку подняться, педагог говорит:

Ехал Ваня, поспешал.

С ворона коня упал!

Если все в порядке, воспитатель цитирует концовку песенки «Как на тоненький ледок…»:

На коня его сажали,

В путь-дорогу провожали:

– Как поедешь ты, Иван,

Не зевай по сторонам.

Поливая цветы, протирая листочки, педагог может проговорить строчки из песенки «Уж я колышки тешу…»:

«Серьезный совет» Р. Сефа (дети учат стихотворение наизусть) помогает быстро успокоить спорщиков:

Не ссорься напрасно —

С детьми нужно много играть в настольные (в том числе в детское и взрослое домино), словесные, подвижные игры. Среди настольных игр большой популярностью у старших дошкольников пользуются «Крестики-нолики».

Рисуется квадрат 3х3 клетки. Играющие должны по горизонтали, вертикали или диагонали поставить три одинаковых значка: крестик или нолик. Выигрывает тот, кто быстрее справится с этой задачей.

Игры со словами активизируют речь и мышление дошкольников, например, игры, в ходе которых дети сочиняют небылицы и нелепицы («Что получится, то и получится», «Кто это был?»). Параллельно старших дошкольников знакомят с лучшими авторскими и народными образцами этого жанра («Вы послушайте, ребята…», «Богат Ермошка…» – русские народные песенки; «Пудель» С. Маршака и т. п.).

Игра «Что получится, то и получится»

В эту игру можно играть как на улице, так и в помещении. Но сначала нужно поупражнять детей в ответах на вопросы: Что? Какой? Что делает? Где находится? В первое время воспитателю наверняка придется чаще самому отвечать на эти вопросы, предлагая подсказки. Например: «Какой? – спрашивает педагог и отвечает: – Желтый». А дети продолжают перечислять цвета: «Зеленый, красный, розовый» и т. п.

– Круглый, – говорит воспитатель.

– Квадратный, треугольный, – перечисляют дети.

Подсказки могут быть лаконичными и развернутыми.

– Когда лежишь на мягком луговом ковре, то можно наблюдать за живыми существами – порхающими, ползающими, жужжащими. Можете назвать их?

– Где лежат вещи? Где можно спрятаться? Где можно гулять?

– На свете много интересных дел. Чем можно заняться, чтобы не заскучать?

Если дети начали отвечать на вопросы самостоятельно, можно предложить им поиграть. Надо взять лист бумаги, разделить его по вертикали на четыре части и вписать в них вопросы в такой последовательности: кто? что? какой? что делает? где?

Сформулировав вопрос, воспитатель должен выслушать ответы детей и предложить им для обсуждения ряд своих ответов. Слова, которые явно не соотносятся по смыслу, следует вписать в таблицу. Когда колонки будут заполнены, нужно прочитать детям небылицы, начиная фразу с прилагательного («Замороженный сундук мяукает в печке»).

Приведем варианты небылиц, которые педагоги составили вместе с детьми.

Если дети не проявляют интереса к этой игре, нужно вернуться к ней спустя 3–4 месяца.

В ходе игры следует проговаривать детям правильно построенную фразу и фразу с нарушениями в согласовании слов, например: «Грустный шуба плачет на горе». Пусть дети заметят ошибку и исправят ее. Такие упражнения полезны для совершенствования грамматического строя речи.

Усвоив технологию составления небылиц по схеме, дети начнут придумывать их самостоятельно.

Игра «Кто это был?»

Эта игра позаимствована из книги Джанни Родари «Грамматика фантазии». В ней изменены характер вопросов и их последовательность.

Воспитатель зачитывает вопрос и с помощью детей выбирает наиболее удачный ответ. Затем читает получившуюся небылицу.

– Кто это был? (Бегемот.)

– Где находился? (На пляже.)

– Что делал? (Вязал жилет.)

– Что вдруг прокричал? (Ку-ка-ре-куу!)

– Что сказали люди? (Он знает иностранный язык.)

– Чем кончилась эта история? (Бегемот стал знаменит.)

Приведем примеры совместного творчества воспитателя и детей.

– Кто это был? (Крокодил.)

– Где находился? (На кухне.)

– Что делал? (Пробовал жареную картошку.)

– Что вдруг прокричал? (Эврика! Ура! Нашел! Победа!)

– Что сказали люди? (Он сделал какое-то открытие.)

– Чем кончилась эта история? (С тех пор все крокодилы мечтают попробовать жареной картошки.)

– Кто это был? (Человек рассеянный.)

– Где он находился? (В троллейбусе.)

– Что делал? (Шел пешком.)

– Что прокричал? (Прошу вас, остановите Землю! Она качается.)

– Что сказали люди? (Вы, должно быть, устали или переутомились.)

– Чем закончилась история? (Человек рассеянный вышел из троллейбуса, постоял, подождал и успокоился – Земля больше не качалась.)

Развитию звукопроизношения и внимания детей способствует следующая игра.

Смотрите еще:

  • Заявление юрлица о вступлении Заявление юрлица о вступлении Образцы документов. Образцы договоров, контрактов, приказов, соглашений. Далее--> Образцы заявлений. Образцы заявлений, обращений, исков, резюме. Далее--> Образцы для налоговой. Образцы деклараций, форм […]
  • Где оформить загранпаспорт иркутск Оформление и выдача паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации 1. ГУ МВД России по Иркутской области 2. ГАУ "МФЦ ИО" 3. Портал […]
  • Страхование осаго код окпд Оказание услуг по страхованию транспортных средств ОСАГО № 0373100131016000011, 24.03.2016 18:43 (мск) 44-ФЗ, Открытый конкурс 25 марта 2016 09:00 мск 14 апреля 2016 10:00 мск Российская Федерация, 101000, Москва, СТАРОСАДСКИЙ, 8/1, […]
  • Федеральный закон о выделении земельного участка многодетным семьям Закон о предоставлении земельных участков многодетным семьям № 138-ФЗ Закон, согласно которому многодетным семьм будут бесплатно выделяться земельные участки для ведения подсобного хозяйства или строительства жилья, Дмитрий Медведев […]
  • Правила дорожного движения 2018 ооо атберг 98 Издательство: Атберг 98 пдд с иллюстрациями и комментариями (новая ре. пдд с иллюстрациями и комментариями (08.11.20. ПДД с иллюстрациями (08.11.2017) пдд с илл. и комментариями (новая ред.коап, д. ПДД с иллюстрациями (тираж -1,072015 […]
  • Закон об отпусках жен военнослужащих Отпуск с военнослужащим Здравствуйте у меня такой вопрос.Я жена военнослужащего. мой муж идет в очередной отпуск. У меня нет еще пол года как я проработала.скажите пожалуйста могу ли я идти с ним в отпуск? и сколько дней я могу взять […]
  • Экспертиза версия москва Адрес: 107076 г. Москва, ул. Матросская Тишина, д. 23, стр. 1. Схема проезда: От станции метро “Преображенская площадь” – троллейбус 32, 41; автобус 716; трамвай 4,7; – остановка “МГУПИ” От станции метро “Сокольники” – троллейбус 14, 32, […]
  • Возврат товара как считать дни Возврат товара без этикетки, возможен ли, если чек есть? Купил сумку одел в магазине этикетку выбросил но чек рсталься. Могу ли я вернуть сумку без этикетки носил 1 день. Ответы юристов (2) В соответствии со ст.25 Закона РФ № 2300-1 от […]