Законы фсб и орд — Доброе дело

Законы фсб и орд

Законы фсб и орд

РЕДАКЦИЯ МИТ: Люди, притворяющиеся ИПХ, но вольготно поживающие в своих “около-ИПХ”ешных юрисдикциях, пытаются постоянно, точно — как эМПыри, заверить всех, что гонений на нашу РосПЦ не существует. Это им нужно, чтобы оправдать собственное молчание или иной нейтралитет в отношении антихристовых властей Эрэфии, ее спецуры, чем они и ПРЕДАЮТ Исповедничество, самого Господа Бога нашего Иисуса Христа. Однако членам Российской Православной Церкви (РосПЦ) не до полемики с ними на сию тему и “доказательств” этим гебешным провокаторам о том, как приходится в “полукатакомбах”. Публикуем эту Памятку для ознакомления поневоле заинтересованных в ней лиц об оперативно-следственных правах и ответственности ФСБ, с сотрудниками которой в том или ином виде владыкам, клиру РосПЦ постоянно приходится сталкиваться с декабря 2007.

+ + +
1. Вне следственных действий, без возбуждения уголовного дела и осуществления процессуальных, следственных процедур (оформленных документально в соответствии с нормой закона) представители компетентных ведомств и органов (к подследственности которых законом отнесено то или иное деяние) вправе вас беспокоить только в той степени, в которой это вы им позволяете сами. Единственное исключение составляет действия в отношении вас сотрудников компетентных органов, оформленные в качестве оперативно-розыскного действия (мероприятия), проводимые до возбуждения уголовного дела, имеющие своей целью сбор достаточных, обоснованных доказательств для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона (ФЗ) «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД) оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В соответствии со ст. 6 ФЗ об ОРД при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:
1. Опрос.
2. Наведение справок
.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (необходимо строго отличать этот вид ОРД от обыска как следственного действия, которое возможно только в рамках уголовного дела и предполагает более существенные ограничения в правах).
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.

Принципиально важно отметить, что до возбуждения уголовного дела основаниями для производства ОРД в соответствии со ст.7 ФЗ об ОРД являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о: 1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; 2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; 3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; 4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

В соответствии со ст. 2. ФЗ об ОРД задачами оперативно-розыскной деятельности в частности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. В соответствии со ст. 5. ч.2 не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных ФЗ об ОРД.

Важно отметить, что в соответствии со ст. 8 ФЗ об ОРД проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации: 1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно. 2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно. 3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 ФЗ об ОРД рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных мероприятий осуществляется судом (в данных случаях ОРД должна санкционироваться судом), как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении.

В соответствии со ст. 15 ФЗ об ОРД при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право: 1. производить при проведении ОРД изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной военной экономической или экологической безопасности Российской Федерации. 2. Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

В соответствии со ст. 13 ФЗ об ОРД на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям: 1. Органов внутренних дел Российской Федерации. 2. Органов федеральной службы безопасности.

2. В части 1 статьи 10 Закона о ФСБ очерчен круг преступлений по которым органы федеральной службы безопасности осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию, а именно – это те преступления, по которым дознание и предварительное следствие отнесены законом к ведению ФСБ.

В статье 5 ФЗ «О Федеральной Службе Безопасности», принятом ГД от 22 февраля 1995 года, указывается на обязанность органов ФСБ соблюдать законность (причем последнее – это не шутка законодателя), соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина. Будучи облеченным в законодательный императив в форме обязанности, принцип законности и соблюдения прав становится теми элементарными требованиями, которым должно соответствовать любое действие сотрудника указанных органов в его рабочее время. Иными словами, это именно то (хотя и сформулированное крайне общё), что в первую очередь вправе требовать от сотрудника лицо, в отношении которого осуществляются оперативно розыскные мероприятия. Лицо вправе требовать, чтобы соблюдались его права в соответствии с главой 2 Конституции (иные, вытекающие из них, права и свобода человека и гражданина), а также неукоснительно соблюдались нормы закона, в первую очередь, закона о ФСБ и ОРД (оперативно-розыскной деятельности), нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства РФ.

В этой связи важно отметить, что в соответствии с ч. 2 статьи 6 закона о ФСБ лицо, чьи права нарушены должностными лицами органов ФСБ вправе обжаловать указанные действия в вышестоящий орган (административный порядок), в суд, в прокуратуру.

Также в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона о ФСБ вы имеете право получить разъяснения и информацию от органов федеральной службы безопасности в случае ограничения своих прав и свобод при производстве оперативно-розыскных мероприятий (впрочем, как и в остальных случаях). Об этом праве нужно помнить всегда, иметь перед собой текст закона, чтобы предъявлять его каждый раз, когда вам предъявляют корочки удостоверения, приходя для проверки, с целью обследования – осмотра жилого помещения – как оперативно-розыскного мероприятия.

Поскольку любые действия сотрудников при ОРД должны быть соответствующим образом оформлены, соответствовать закону, а также, поскольку все эти действия являются вмешательством в вашу жизнь, в сферу вашей индивидуальной свободы, то вы вправе (ссылаясь на норму закона) получить весь спектр информации относительно того, кто пришел, по какому вопросу, в чем вас подозревают, в чем состоит нарушения вами законодательства РФ, в связи с которым в отношении вас осуществляются указанные действия.

Из практики следует то, что сотрудники зачастую не соглашаются предъявить удостоверения, назвать звание, одновременно ссылаясь на служебный статус, а именно на то, что они из ФСБ и что их деятельность секретна. Подобные вещи в свете указанной статьи и ваших конституционных прав (и части 3 статьи 6 Закона о ФСБ) являются неправомерными.

3. Важно помнить, что в соответствии с частью 7 статьи 6 Закона о ФСБ должностные лица органов федеральной службы безопасности, допустившие злоупотребление властью или превышение служебных полномочий, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Это административная и уголовная ответственность.

Также, в случае если действия сотрудников повлекли возникновение морального вреда, ущерба, он подлежит возмещению в полном размере в соответствии с законодательством. Так, в соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о ФСБ граждане вправе требовать от органов федеральной службы безопасности возмещения материального ущерба и морального вреда, причиненного действиями должностных лиц органов федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей. В соответствии с частью 6 статьи 6 Закона о ФСБ в случае нарушения сотрудниками органов федеральной службы безопасности прав и свобод человека и гражданина руководитель соответствующего органа федеральной службы безопасности, прокурор или судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Журнал «Право и безопасность»

Номер — 1 (34), Март 2010

Контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность органов федеральной службы безопасности (соотношение и правовое регулирование)

Башкатов Л.Н., Изоитко С.И., Козилов Е.Н., Устинков А.В.

В статье рассмотрены вопросы о соотношении контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности как вида государственной деятельности, урегулированной законодательством Российской Федерации. Предложены пути разграничения данных видов деятельности и являющихся их составными частями контрразведывательных и оперативно-розыскных мероприятий. Сформулированы основные проблемы, связанные с правовым регулированием деятельности, направленной на обеспечение безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: контрразведывательная деятельность, оперативно-розыскная деятельность, контрразведывательное мероприятие, оперативно-розыскное мероприятие, соотношение видов государственной деятельности.

Контрразведывательная деятельность (КРД) органов безопасности традиционно является важнейшим элементом обеспечения безопасности личности, общества и государства. В то же время закрытый характер КРД не позволяет обществу по достоинству оценить ее социальную значимость и, что не менее важно, существенно осложняет процесс совершенствования ее правового регулирования.

Например, в российской юридической литературе КРД зачастую отождествляется с оперативно-розыскной деятельностью (ОРД) либо рассматривается как ее составная часть [1]. Соответственно предпринимаются попытки распространить на КРД правовой режим осуществления ОРД, что вряд ли способствует успешному решению контрразведывательных задач. При этом практически отсутствуют открытые публикации и издания, в которых бы соотношение КРД и ОРД подверглось бы серьезному юридическому анализу с позиций их законодательной регламентации.

Имеющиеся научные работы, посвященные соотношению КРД и ОРД, как правило, отражают сугубо ведомственный подход и публикуются в закрытых ведомственных изданиях, недоступных широкой научной общественности. Это существенно снижает их роль в осмыслении заявленной проблематики представителями юридической науки и должностными лицами, участвующими в законотворческом процессе, что явно затрудняет совершенствование законодательного регулирования КРД.

Кроме того, отсутствие открытых публикаций по данной тематике в определенной мере способствует тому, что исторически сложившиеся и традиционно используемые контрразведкой на протяжении десятилетий приемы, формы и методы деятельности, а также научная терминология заимствуются ОРД, в результате чего теория ОРД, используя большую законодательную определенность, фактически «присваивает» их себе, вводя в научный оборот в открытой литературе.

Помимо того, что при этом происходит обеднение теории КРД, в реальной жизни прокурорам, следователям, судьям, оперативным работникам, адвокатам, а также должностным лицам органов власти и управления и рядовым гражданам трудно понять, с чем же им приходиться иметь дело — с КРД или с ОРД.

Поэтому потребность в научных исследованиях соотношения КРД и ОРД, как открытых, так и закрытых, очевидна. Правильное разрешение в теории указанных вопросов непосредственно способствует эффективности деятельности органов контрразведки и служит надежной основой для совершенствования законодательства.

Представляется, что при исследовании вопроса о соотношении КРД и ОРД, т.е. их разграничении и определении взаимосвязи, которая объективно существует, целесообразно основываться на сравнительной характеристике объектов этих видов государственной деятельности, целей, задач, субъектов и форм их осуществления. Такое сравнение обеспечивает возможность не только их разграничить, несмотря на внешнюю схожесть, но и выделить специфику применяемых способов деятельности, а также используемых сил и средств, что непосредственно связано с определением специфики источников, предмета и метода правового регулирования. На основе полученных выводов возможно указать сущностное различие этих видов деятельности, сравнить возможные юридические последствия их осуществления и сформулировать предложения по совершенствованию правового регулирования КРД.

Не менее важным видится и еще один практический результат исследования обсуждаемого вопроса — четкость представления взаимосвязи КРД, ОРД и уголовно-процессуальной деятельности позволит разработать основанные на смысле закона и ясные для практиков методические рекомендации о реализации результатов КРД.

Решение задачи определения соотношения КРД и ОРД и разработка предложений по совершенствованию их правового регулирования должны базироваться на исследовании содержания этих видов государственной деятельности, а также осмыслении последних достижений теории КРД и ОРД, отраслевого законодательства и подзаконных нормативных правовых актов. В связи с этим предлагаемые суждения, не претендуя на исчерпывающую полноту, представляют собой лишь общие подходы к решению этих задач.

Сравнительная характеристика специфики объекта КРД (ст. 9 ФЗ РФ «О федеральной службе безопасности») и ОРД (ст. 1 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности») убедительно свидетельствует, что объекты этих видов деятельности, т.е. то, на что они призваны воздействовать, являются различными.

Объект КРД не совпадает с объектом ОРД по трем параметрам:

1. По направленности деятельности. ОРД ориентирована на борьбу с преступностью, поскольку этот вид государственной деятельности предназначен для обнаружения скрываемых (неочевидных) преступлений, производство предварительного следствия по которым является обязательным, и обеспечения условий и предпосылок для уголовного преследования. Об этом свидетельствуют задачи ОРД (ст. 2 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»), основания и условия ее осуществления (ст. 7 и ст. 8 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»), законодательное регулирование использования результатов этой деятельности (ст. 11 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Объектом КРД выступаетразведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации (ч. 1 ст. 9 ФЗ РФ «О федеральной службе безопасности»). Соответственно сфера общественных отношений, охраняемых органами безопасности посредством КРД, обширна, специфична и неоднородна — это основы конституционного строя, суверенитет, территориальная целостность, обороноспособность государства, т.е. безопасность личности, общества и государства во всех ее проявлениях.

Отсюда и повышенная общественная опасность посягательств в этой сфере правоохраняемых отношений — они носят разрушительный характер для всей системы государственных и социальных институтов общества, прямо или косвенно причиняют вред законным правам и интересам граждан, обществу и государству. Так, деятельность иностранных спецслужб, в том числе разведывательная, способна нанести невосполнимый вред развитию и внедрению новых технологий, созданию новых видов вооружений, дестабилизировать общественно-политическую обстановку и создать реальную угрозу жизни конкретных людей, привести к колоссальным материальным затратам на восстановление необходимого уровня экономического и оборонного потенциала и др. Это, в свою очередь, негативно отражается на уровне жизни рядовых граждан в виде урезания социальных выплат, ужесточении административно-правовых режимов, снижении конкурентности и доходности отечественного бизнеса и т.п. Опыт «цветных революций» на постсоветском пространстве — красноречивое тому свидетельство.

2. По максимальному масштабу явлений, которому противостоит каждый из рассматриваемых видов деятельности. Объектом ОРД является преступление как единичное явление объективной действительности. Объектом же КРД являются не только проявления разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, но и сама такая деятельность (ч. 2 ст. 9 ФЗ РФ «О федеральной службе безопасности»), т.е. речь идет о противодействии деятельности разведок иностранных государств и содействующих им отдельных лиц. Иначе говоря, в рамках ОРД допустимо противодействовать явлениям лишь частного уровня, хотя бы они были сложными (например, деятельность банды). В формате же КРД законодатель обязал бороться еще и с явлениями особенного и, даже, общего уровня.

3. По природе явлений, которым противостоит каждый из рассматриваемых видов деятельности. ОРД, построенная вокруг понятия преступления, является рефлексией на волевое преступное поведение физических лиц, поскольку субъектом преступления в отечественном законодательстве является физическое лицо, виновно совершившее преступное деяние.

Спектр явлений, на которые должна воздействовать КРД, значительно шире. Помимо действий физических лиц здесь еще и действия юридических лиц, а также события (не подвластные воле конкретного человека явления), создающие угрозу безопасности Российской Федерации. Такой вывод прямо следует из смысла ч. 2 ст. 9 ФЗ РФ «О федеральной службе безопасности».

В то же время нельзя не отметить чрезмерно широкую трактовку законодателем объекта КРД.

Во-первых, в объект КРД включена любая деятельность отдельных лиц, если она направлена на нанесение ущерба внешней и (или) внутренней безопасности государства. Так, например, террористическая деятельность явно попадает под это определение (впрочем, методы контртеррористической деятельности практически те же, что и методы КРД). Столь широкая трактовка объекта той или иной деятельности не раз заведомо снижала эффективность работы правоохранительных органов.

Достаточно вспомнить почти десятилетнюю историю работы профильных подразделений по борьбе с организованной преступностью в системе органов внутренних дел: при отсутствии дефиниции организованной преступности они стали полагать таковой любое групповое совершение преступлений, что позволяло легко отчитываться об успехах по службе. Их работа приобрела избирательный характер, поскольку «объять» все проявления групповой преступности они были конструктивно не способны, а сил и средств для противодействия подлинным преступным сообществам и преступным организациям фактически не оставалось. Попытки сориентировать их работу путем издания корпоративных нормативных правовых актов также оказались неэффективными. Эти акты, во-первых, ограничивали законную компетенцию подразделений по борьбе с организованной преступностью, во-вторых, порождали претензии гражданского общества по поводу установления ведомством приоритетов, не следующих из текста закона.

Чтобы избежать распыления сил и средств органов федеральной службы безопасности, обвинений в «заказном» характере конкретных контрразведывательных акций определение объекта КРД должно быть не просто сужено на законодательном уровне, но и быть предельно четким, исключающим неоднозначное толкование.

Во-вторых, недостаточно четкое определение объекта КРД порождает проблемы отграничения деятельности служб собственной безопасности министерств и ведомств от контрразведки, т.к. их деятельность изначально направлена на борьбу с коррупционными проявлениями внутри этих органов власти, что автоматически не связано с обеспечением безопасности РФ и, по сути, является ОРД.

Конкретизировать объект контрразведки возможно, по нашему мнению, путем указания на источник угрозы безопасности России — деятельность иностранного государства, органа иностранного государства, иностранной организации. Например, «разведывательная и иная создающая угрозы безопасности Российской Федерации деятельность иностранных спецслужб и используемых ими организаций, а также деятельность лиц, оказывающим им содействие».

В то же время ошибочно полагать, будто бы объект КРД и объект ОРД существуют параллельно, т.е. в конкретной ситуации не могут быть тождественны. Они совпадают, если проявления разведывательной и иной деятельности, направленной на нанесение ущерба безопасности, являются преступлениями, посягающими на безопасность России, например, государственная измена (ст. 275 УК РФ), шпионаж (ст. 276 УК РФ) и др. Иными словами, происходит «взаимопроникновение» объектов КРД и ОРД на уголовно-правовом поле.

Причем получение данных об объекте ОРД (наличии преступления) не влечет за собой прекращение КРД, которая, как полагают авторы некоторые научных работ, «принимает форму оперативно-розыскной деятельности со всеми присущими ей особенностями» [2]. Полагаем, что в этом случае КРД лишь «усиливается» ОРД, которая «подчиняется» интересам достижения задач контрразведки, а оперативно-розыскные задачи носят промежуточный характер, органично включаясь в содержание контрразведывательных задач. Такая ситуация существует de facto и ее следует закрепить de jure путем соответствующего нормативного предписания в законодательстве.

В данном случае нет какого-либо противоречия, т.к. налицо весьма распространенное в праве явление, когда в рамках одного вида юридической деятельности (в данном случае — КРД) фрагментарно реализуются правоотношения, формально образующие иную деятельность (ОРД). Но поскольку генез этих правоотношений изначально связан с объектом КРД, а не с объектом ОРД, а сама деятельность не исчерпывается только лишь выявлением и пресечением преступления, то они должны быть реализованы в иной форме и в ином правовом режиме, что обеспечит успешное решение контрразведывательных задач. Так, например, в законодательстве Украины и Азербайджана ОРД признана одним из инструментов, который вправе использовать контрразведка [3, 4]. Иначе говоря, получение информации о совершении конкретного преступления не влечет автоматической замены режима КРД процедурами ОРД.

В качестве аналогии можно привести пример с гражданским иском в уголовном процессе. Здесь происходит реализация гражданских деликтных правоотношений в рамках уголовного судопроизводства по правилам уголовного процесса для достижения задач уголовного процесса (защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений — п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ), поскольку материальный вред причинен преступлением, т.е. источник причинения вреда лежит в сфере уголовно-правовых, а не гражданских правоотношений. Или, например, институт принудительных мер медицинского характера в уголовном праве, который, по сути, являясь комплексом административных и гражданских правоотношений (гл. 15 УК РФ), связан с уголовным правом фактами совершения общественно опасного деяния невменяемым лицом или обнаружения невменяемости у судимого лица.

В этой связи хотелось бы отметить, что неурегулированность в законодательстве специфического режима осуществления КРД в случае выявления и пресечения разведывательной деятельности иностранных спецслужб, приобретающей форму уголовного преступления (ст. 276 или 275 УК РФ), создает определенные трудности для контрразведки. Дело в том, что в этих условиях деятельность контрразведки регулируется еще и оперативно-розыскным законодательством, а потому она в том или ином объеме вынуждена осуществляться по правилам ОРД с соблюдением характерных для нее требований. Устранить конкуренцию видов деятельности можно лишь путем законодательного установления приоритета КРД перед ОРД.

Установление такого приоритета выполнимо при соблюдении следующих условий.

1. Закрепление в законодательстве объективно существующего исключительного характера КРД по сравнению с другими видами государственной юридической деятельности, разъяснение такой исключительности государственным органам и гражданскому обществу, а также обеспечение ее признания. Этому послужит, во-первых, сужение объекта КРД (об этом упоминалось выше), минимизация его аморфности и неопределенности. Во-вторых, акцентирование внимания на особом характере деятельности иностранных субъектов, которой противостоит контрразведка.

Исключительность КРД в значительной мере определяется тем, что ее противником являются суперорганизации — государства с системой органов, афиллированных юридических лиц и преданных граждан, которые для удовлетворения своих национальных интересов используют весь арсенал политических, экономических, военных и иных средств, в том числе и для разрушительного воздействия на общественные и государственные институты Российской Федерации, стремясь максимально их ослабить.

Никакие преступные сообщества, которым противостоит, реагируя на конкретные преступления, ОРД, не могут обладать столь серьезными ресурсами. Уверены, что установление объективной «эксклюзивности» КРД и соответствующая разъяснительная работа — залог успешного внесения соответствующих предписаний в законодательство и последующей реализации их на практике

2. Правовые нормы о приоритете КРД перед ОРД должны содержаться как в законах «О федеральной службе безопасности» и «Об оперативно-розыскной деятельности» (основное содержание правоотношений лежит в плоскости их правового регулирования), так и в уголовном и уголовно-процессуальном законах.

Дело в том, что предметом правового регулирования новелл в конечном счете станут уголовно-правовые и уголовно-процессуальные отношения, а именно основания, условия и порядок отсрочки, а может быть и минимизации уголовного преследования или полного отказа от него в интересах предотвращения большего вреда обществу, который может наступить, если органы контрразведки будут «связаны» существующей уголовно-процессуальной формой.

Изложенные суждения о соотношении объектов КРД и ОРД позволяют обоснованно полагать о существенном различии задач этих видов государственной деятельности.

Ввиду отсутствия четкого законодательного определения задач КРД возникает определенная сложность их сравнительной характеристики с задачами ОРД. Вместе с тем такая попытка возможна с учетом задач органов федеральной службы безопасности, изложенных в Положении о Федеральной службе безопасности РФ [5] (в этой связи следует отметить необходимость конкретизации задач КРД и отграничения их от задач собственно ФСБ России как органа исполнительной власти).

Задачи ОРД (ст. 2 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности») свидетельствуют об их субсидиарном характере по отношению к иным видам государственной деятельности, прежде всего по отношению к уголовному судопроизводству. То есть их решение невозможно «внутри» собственно ОРД. Для этого требуется юридически значимое решение субъектов иных видов деятельности: например, возбуждение уголовного дела следователем (выявление преступления), применение мер процессуального принуждения (в случае розыска скрывшегося обвиняемого), принятие решений административного характера (для предупреждения преступлений) и т.п.

Иная ситуация в КРД, где решение ее специфических задач достигается как в рамках собственно КРД, так и за ее «пределами» в тех случаях, когда их достижение связано с принятием юридически значимых решений иными субъектами правоприменения, т.е. когда контрразведка для решения своих задач использует арсенал иных видов государственной юридической деятельности.

Специфичность объектов и задач КРД и ОРД объективно порождает различие в формах, методах и способах их осуществления. Внешняя схожесть КРД и ОРД или, как утверждается в некоторых изданиях, их тождественность [1], как правило, аргументируется тем, что они осуществляются с помощью одних и тех же средств — оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), перечисленных в ст. 6 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности». При этом презюмируется, что иных средств, кроме как ОРМ, в КРД не используется. С этим трудно согласиться по следующим соображениям.

Во-первых, виды ОРМ, перечисленные в ст. 6 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», определены по принципу специфичности применяемого познавательного приема или сочетания познавательных приемов. Несомненно, что познавательные приемы в различных видах деятельности могут применяться одни и те же: наблюдение, расспрос, отыскание, эксперимент, моделирование, исследование. Отсюда схожесть форм осуществления ОРД, КРД и уголовно-процессуальной деятельности (в следственных действиях реализуются по существу те же познавательные приемы).

Однако в зависимости от правового режима, в котором они применяются (например, процессуальная форма уголовного, административного и гражданского процесса), формируется их неповторимая специфичность, определяемая объектом, предметом, целями и задачами соответствующего вида деятельности. Так, например, доказывание и доказательства существуют в уголовном, гражданском, арбитражном, административном процессе, однако они не отождествляются, т.к. порядок и форма их получения урегулированы, соответственно, УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и КоАП РФ. Данное обстоятельство, однако, не исключает их внешней схожести (достаточно сравнить личный обыск в уголовном процессе и личный досмотр при обнаружении административного правонарушения, или, например, допрос свидетеля в гражданском и уголовном процессе и т.д.).

То же самое происходит в КРД, когда применяются такие же познавательные приемы, как и в ОРД, но в силу специфичности режима их применения и содержательной части они отличаются от собственно ОРМ. Иными словами, ОРМ должны осуществляться по правилам правового режима КРД. Например, в ходе такого оперативно-технического мероприятия, как «прослушивание телефонных и иных переговоров», не только происходит выявление и документирование признаков преступного деяния (например, государственной измены в форме шпионажа — ст. 275 УК РФ), но и устанавливаются формы и методы разведывательной деятельности противника, что имеет неоценимое значение для решения контрразведывательных задач. Соответственно, ОРМ в КРД должны отличаться по цели, пространственному, временному, организационному (в том числе в части контроля и надзора) режиму от ОРМ, проводимых в ОРД.

Соответствующее нормативное предписание позволит достичь следующего: организация и проведение ОРМ будут подчинены контрразведывательному режиму по целеполаганию, временным, пространственным, организационным характеристикам и сочетаться с принятием административно-правовых решений.

Во-вторых, необходимость указания на способы получения информации в ОРД для последующего использования в уголовном процессе обусловили законодательное закрепление ОРМ. В КРД вряд ли существует необходимость законодательного определения всего перечня контрразведывательных мероприятий, т.к. их результаты предназначены преимущественно не для «внешнего», а для «внутреннего» использования.

Эти положения является принципиальными и восходят к общим представлениям об уровнях правового регулирования как в ведущих правовых системах, так и в российском законодательстве. На уровне закона целесообразно регулировать лишь те общественные отношения, которые:

а) затрагивают основы российского общества (вряд ли технология КРД к таковым относится);

б) вторгаются в сферу законных прав и интересов исключительно граждан или общественных организаций;

в) прямо указаны вышестоящим нормативным правовым актом (Конституция РФ, международные договоры).

Второму и третьему критериям КРД соответствует, но только в части ограничения прав и свобод человека или гражданина.

Поэтому целесообразно в законе указать, что перечень и порядок осуществления контрразведывательных мероприятий определяется Директором ФСБ России, детально закрепив при этом в законе полномочия органов безопасности. В законе необходимо указывать задачи и объект КРД, полномочия ее субъектов, пределы и условия вторжения в сферу охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций. Особенно четко должны быть определены основания, предмет и порядок прокурорского надзора и судебного контроля, что связано с особым характером негласных контрразведывательных мероприятий. Все остальные вопросы, связанные с ведением КРД и, в частности, осуществлением контрразведывательных мероприятий, могут быть урегулированы в ведомственных нормативных правовых актах.

Во-третьих, функция контрразведывательных мероприятий отличается от функции ОРМ. ОРМ являются исключительно познавательными средствами, результаты применения которых необходимы для принятия юридически значимых решений субъектами иных видов юридической деятельности. Поэтому для того, чтобы эти решения были законными и обоснованными, и возникла необходимость законодательного регулирования способов получения информации, на основе которой они принимаются.

КРД не исчерпывается только лишь познавательными средствами, как это происходит в ОРД: с помощью контрразведывательных мероприятий помимо познания осуществляется еще и воздействие на соответствующий объект. В связи с этим в КРД наряду с получением информации путем проведения мероприятий, аналогичных ОРМ, осуществляется комплекс иных действий, позволяющих решить задачи этой деятельности (например, проникновение в специальные службы иностранных государств и др.).

Практика свидетельствует, что для вскрытия и пресечения деятельности иностранных спецслужб (даже если она реализуется в деятельности одного лица) необходимо комплексное сочетание оперативно-технических и агентурно-оперативных мероприятий, а также организационных и административно-правовых решений, что свидетельствует об операционном методе в КРД, системном применении права.

При этом значительное место занимает оперативное изучение иностранного адресата и его пособников из числа российских граждан, а также противодействие их деятельности, которые не нацелены на уголовно-процессуальную перспективу, т.к. противник «играет» вне уголовно-правового поля. К тому же КРД как поисково-познавательная деятельность осуществляется в непрерывно, т.е. ведет поиск признаков подготовки и осуществления разведывательно-подрывных акций иностранных спецслужб и противодействует им в постоянном режиме. Все это свидетельствует о комплексности и операционности КРД, которая априори не замыкается на уголовно-правовую репрессию.

В ОРД такая комплексность не востребована, т.к. ОРД, являясь служебным механизмом уголовного судопроизводства, призвана только лишь формировать условия и предпосылки для реализации функции уголовного преследования, т.е. для применения уголовного права. По этим причинам в рамках ОРД недопустима оперативная игра и отсутствуют оперативно-розыскные операции. Иными словами, технология КРД принципиально отличается от технологии ОРД.

Установление особого режима проведения ОРМ в ходе КРД в целях исключения «внутренней» путаницы не требует изменения их наименования, а возможно (как вариант) путем указания в подзаконных актах специфики их производства в зависимости от классифицирующего признака.

Такая тенденция уже наметилась на подзаконном уровне, о чем свидетельствует содержание ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов, касающихся особенностей производства по делам оперативного учета с классифицирующим признаком «государственная измена» и «шпионаж» [6].

Возможен и такой юридический подход, как раздельное регулирование на подзаконном уровне оснований и порядка осуществления контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. В этой связи представляется важным отметить следующее. В подобном нормативном акте, не подвергая ревизии сложившуюся практику работы, необходимо четко закрепить основания и формы КРД, с помощью которых происходит противодействие иностранным спецслужбам, используемым ими организациям и содействующих им гражданам в тех случаях, когда отсутствует материально-правовой признак государственной измены или шпионажа.

Дело в том, что квалифицирующим признаком ст. 275 или ст. 276 УК РФ не охватывается вся деятельность иностранных спецслужб, наносящая ущерб безопасности России. Эта деятельность многообразна и в условиях открытости российского государства проявляется в таких формах, которые требуют иной технологии и иных способов воздействия, нежели традиционные формы работы по аналогии с ОРД, ориентированные прежде всего на уголовную репрессию.

Поскольку деятельность иностранных спецслужб в современных условиях существенно трансформировалась и зачастую выражается не в классическом шпионаже, а в закамуфлированных формах воздействия на принятие политических решений органами власти, на формирование общественно-политической обстановки или ее дестабилизацию и т.д., то контрразведка нуждается в выработке правовых форм противодействия таким проявлениям. Разработка и реализация этих правовых форм обеспечит в последующем предпосылки для формирования контрразведывательного режима на территории России как структурного элемента в механизме обеспечения безопасности государства.

Необходимо обратить внимание еще на одно обстоятельство. КРД, в отличие от ОРД, осуществляется не в связи с появлением конкретного юридического факта, который свидетельствует о возможном совершении преступления (см. ст. 7 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»), а в связи с обоснованным предположением о наличии разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Это предположение основывается на самом факте существования таких специальных служб и организаций иностранных государств, т.к. они предназначены для осуществления разведывательной деятельности.

Поэтому КРД представляет собой непрерывный поиск признаков разведывательной деятельности в различных ее формах и проявлениях применительно к любой сфере человеческой деятельности. Соответственно на законодательном уровне целесообразно закрепить через задачи контрразведки, основания и условия осуществления контрразведывательных мероприятий, полномочия (права и обязанности) органов безопасности, системное регулирование этой поисковой функции.

Изложенное позволяет сформулировать ряд выводов:

1. У КРД, как и у ОРД, свой специфический объект воздействия и, соответственно, собственный предмет правового регулирования, обусловленный объективной необходимостью противодействия прежде всего разведывательно-подрывной деятельности, специально организуемой и осуществляемой иностранными спецслужбами.

2. В отличие от ОРД, где целевая направленность правового регулирования задается уголовно-правовым отношением, у КРД — многовекторность предмета правового регулирования, что объективно порождает сложный комплексный характер КРД, предназначенной для противодействия разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб.

3. Обе отрасли законодательства (законодательство об ОРД и о КРД) являются довольно молодыми и находятся в активной стадии становления и развития, в связи с чем неизбежны пробелы и погрешности правового регулирования этих видов деятельности. Причем наибольшую сложность представляет осмысление в плане законодательного регулирования КРД, т.к. ОРД все же более предметно конкретизирована и связана с реализацией уголовной ответственности. КРД такого жесткого ориентира в виде УК РФ не имеет и иметь не может, т.к. ее предназначение заключается, прежде всего, в противодействии иностранным спецслужбам, действующим в различных сферах и зачастую вне уголовно-правового поля.

4. С точки зрения системного подхода к толкованию законодательного регулирования оснований и порядка осуществления КРД следует признать, что уникальность КРД заключается в том, что ей законодательно разрешено использовать для достижения своих целей правовые режимы, установленные для других видов государственной деятельности, в частности режимы ОРД и уголовного судопроизводства, а также административное и международное право. ОРД такими возможностями не располагает и располагать не может, поскольку она обеспечивает условия и предпосылки прежде всего для начала уголовного преследования.

Однако КРД при этом не может подменять своими специфическими средствами и методами другие виды деятельности и не может вторгаться в сферу другого правового регулирования: она непрерывно продолжается наряду с другими правовыми процедурами, обеспечивая их эффективность и не позволяя иностранным спецслужбам воздействовать на них. Например, давно не является секретом, что при расследовании российскими органами безопасности уголовных дел о государственной измене и шпионаже специальные службы иностранных государств пытаются оказывать воздействие на уголовный процессе на всех его этапах (через дипломатические каналы, СМИ, адвокатуру, оппозиционно настроенных граждан и организации). Здесь задача контрразведки состоит в том, чтобы нейтрализовать это воздействие, которое препятствует объективному и независимому производству по уголовному делу и, в конечном счете, вынесению справедливого приговора.

Представляется, что для совершенствования правового регулирования КРД необходимо осмысление следующих основных проблемных вопросов:

1. Необходимость законодательного определения перечня контрразведывательных мероприятий, являющихся сугубо специфичными и не дублирующими ОРМ. Здесь же следует определить механизм использования ОРМ в режиме КРД.

2. Вопрос о расширении полномочий контрразведывательных подразделений органов федеральной службы безопасности в целях повышения эффективности решения указанными органами установленной законодательством задачи обеспечения безопасности Российской Федерации. Здесь видятся два направления: допущение более широкого использования в целях контрразведки уже имеющихся в России правовых норм и разработка новых норм.

3. Потребность в более четком и рельефном законодательном разведении КРД и ОРД. Существующее разведение, основывающееся на системном толковании норм права, оказывается неэффективным на практике.

4. Определение цели, во имя которой необходимо законодательное регулирование КРД. Во всех странах мира данное регулирование носит ограниченный характер, основной массив приходится не на законы, а на подзаконные нормативные правовые акты, значительная часть которых носит закрытый характер, т.к. раскрывает приемы, формы, методы противодействия тайной разведывательной и иной подрывной деятельности иностранных спецслужб.

5. Определение пределов законодательного регулирования КРД, выход за которые влечет снижение эффективности обеспечения безопасности России и, по сути, превратится в ее тормоз.

Любую дискуссию на тему законодательного регулирования КРД можно только приветствовать, поскольку в результате этого сложится теоретическая модель ее правового регулирования.

Изложенные суждения, не претендуя на исчерпывающее освещение всех поставленных вопросов, позволяют прийти к выводу о том, что КРД и ОРД — это принципиально разные виды государственной деятельности, которые осуществляются в различных правовых режимах, а потому подлежат правовому регулированию различными нормативными правовыми актами. На подзаконном уровне их правовое регулирование, конкретизируя и детализируя специфику осуществления, будет способствовать исключению неопределенности для оперативного состава в толковании того, что именно осуществляется — КРД или ОРД.

1. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К.Горяинова и др. М., 2006. С. 17.

2. Зажицкий В.И. Результаты оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве. СПб., 2006. С. 137.

3. Закон Украины от 26.12.2002 № 374- IV «О контрразведывательной деятельности» // Ведомости Верховной Рады Украины. 2003. № 12. Ст. 89.

4. Редкоус В.М. Опыт законодательного регулирования контрразведывательной деятельности в государствах-участниках СНГ // Право и государство: теория и практика. 2007. № 12. С. 63-68.

5. Утверждено Указом Президента РФ от 11.08.2003 № 960.

6. Указание Генеральной прокуратуры РФ и ФСБ РФ от 18.04.2002 № 20-27/10 «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» органами федеральной службы безопасности» и др.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала «Право и безопасность». Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге «Пресса России» – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 — 2014 «Право и безопасность».

§ 3. Оперативно-розыскная деятельность

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) – один из видов административной деятельности, которые могут осуществляться негласно, а к полученной ими информации доступ ограничивается. К числу таких видов деятельности относятся разведка и частично – оборонная, внешнеполитическая, научная, связанная с разработкой новой оборонной техники, и другая деятельность.

Можно определить ОРД как деятельность уполномоченных государственных органов по сбору во внепроцессуальной форме информации о преступлениях с целью их предупреждения, пресечения, раскрытия. Следует назвать такие признаки ОРД, глубоко раскрывающие ее сущность и содержание:

• это особый вид административной деятельности;

• ОРД может осуществляться по форме негласно, с широким использованием конспирации, режима секретности;

• ОРД является не процессуальной деятельностью, осуществляемой вне рамок уголовно-процессуального и административно-процессуального права;

• ОРД вправе осуществлять лишь оперативные подразделения органов, которым такие полномочия предоставлены федеральным законом (спецслужбы);

• цель ОРД – обеспечение безопасности граждан, общества, государства;

• содержание ОРД – система оперативно-розыскных мероприятий, направленных на: а) предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений; б) розыск лиц, скрывающихся от правосудия, пропавших без вести; в) сбор данных для решения вопросов о допуске лиц к государственной тайне, к некоторым видам работы;

• основным правовым актом, регламентирующим ОРД, является Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г .*. Этот важнейший правовой акт определяет цели и основания проведения оперативных разработок, систему оперативно-розыскных мероприятий и оперативных подразделений, уполномоченных их осуществлять, систему гарантий законности, обеспечения прав граждан.

В Законе дано такое определение ОРД: «. вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (. ), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».

Важнейший вид ОРД – контрразведка. Это деятельность ФСБ России по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности, спецслужб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба Российской Федерации.

* СЗ РФ, 1995. № 33. Ст. 3349. Первый в истории России закон об ОРД был принят в 1992 г . Через три года его решили привести в соответствие с Конституцией 1993 г . и переработать.

ОРД основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных средств.

Задачи ОРД законодатель сформулировал так:

• выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

• осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

• добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

ОРД может осуществляться и когда нет уголовного дела, и когда уголовное дело возбуждено, и когда дело окончено, прекращено.

На территории России правом заниматься ОРД наделены оперативные подразделения (спецслужбы):

1) органов внутренних дел (уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, борьбы с организованной преступностью и др.);

2) органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации (военной контрразведки, экономической безопасности, по борьбе с терроризмом и др.);

3) органов налоговой полиции;

4) Федеральной службы охраны Российской Федерации (служба безопасности Президента РФ и др.);

5) органов пограничной службы;

6) таможенных органов;

7) службы внешней разведки.

В связи с передачей системы Главного управления исполнения наказаний из МВД в систему Минюста России можно утверждать, что оперативные подразделения системы ГУИНа Минюста тоже осуществляют ОРД.

Оперативные подразделения Главного разведывательного управления (ГРУ) Министерства обороны, Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия только для обеспечения безопасности самих органов внешней разведки. А названные выше 8 групп спецслужб борются с преступностью и одновременно обеспечивают безопасность самих спецслужб и соответствующих органов*.

В ходе ОРД осуществляются следующие оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ):

1) опрос граждан (без составления протоколов);

2) наведение справок;

3) сбор образцов для сравнительного исследования (например, волос, проб крови);

4) проверочная закупка (например, для выявления использования кассовых аппаратов);

5) исследование предметов и документов (для выявления следов, отпечатков, подделок, адресатов и т. д.);

6) наблюдение, которое может быть наружным и стационарным с использованием технических средств;

7) отождествление личности, то есть сравнение данных о конкретном гражданине с информацией о разыскиваемых лицах;

8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств, которое, как правило, состоит в негласном осмотре названных объектов;

9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

10) прослушивание телеграфных переговоров и снятие информации с технических средств;

11) контролируемая поставка. Она может быть организована самими оперативниками или они наблюдают за незаконной поставкой оружия, наркотиков и т. д., о которой им стало известно;

12) оперативный эксперимент (например, использование помеченных денег для взятки);

13) оперативное внедрение. В борьбе с преступностью, особенно организованной, в контрразведывательной деятельности оперативное внедрение агентов и использование информаторов (осведомителей) – средство, давно применяемое спецслужбами и необходимое.

*В СССР ОРД занимались только МВД, КГБ и ГРУ Министерства обороны. В связи с созданием на базе КГБ ряда ведомств, передачей ГУИНа в Минюст России число ведомств, в которых имеются оперативные подразделения (спецслужбы), значительно увеличилось. Но справедливости ради нужно отметить, что вновь спецслужбы созданы только в двух новых ведомствах: таможенном и налоговой полиции.

Осведомители могут действовать на общественных началах, бесплатно из идейных побуждений, с целью устранения конкурентов, мести и т. д. Их работа может и оплачиваться в соответствии с контрактами (административными договорами) между ними и органами, осуществляющими ОРД. В преступные сообщества могут внедряться и штатные сотрудники спецслужб.

Лица, осуществляющие ОРД, являются носителями специального административно-правового статуса, который в общих чертах определяется ст. 17 и 18 Закона об ОРД, а детально – секретными нормативными актами соответствующих ведомств.

В качестве примера правового регулирования статуса агентов и осведомителей можно назвать ст. 19 Федерального закона «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»*. В ней сказано:

. Полномочия внештатного сотрудника органов Федеральной службы безопасности определяются нормативными актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Лица, оказывающие содействие Федеральной службе безопасности, имеют право:

а) заключать контракт с органами Федеральной службы безопасности о конфиденциальном сотрудничестве;

б) получать от сотрудников Федеральной службы безопасности разъяснения своих задач, обязанностей и прав;

в) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность;

г) получать вознаграждение;

д) получать компенсацию за ущерб, причиненный их здоровью либо имуществу в процессе оказания содействия органам Федеральной службы безопасности.

Лица, оказывающие содействие органам Федеральной службы безопасности, обязаны:

а) соблюдать условия заключаемого с органами Федеральной службы безопасности контракта или договоренности о сотрудничестве;

б) выполнять поручения органов Федеральной службы безопасности, направленные на осуществление возложенных на них обязанностей;

в) не допускать умышленного предоставления необъективной, неполной, ложной или клеветнической информации;

г) не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, и иные сведения, ставшие им известными в процессе оказания содействия органам Федеральной службы безопасности.

. Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам Федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

* СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.

Порядок, способы осуществления оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) регулируются негласными нормативными ведомственными актами. Негласными являются планы оперативных разработок, их объекты, большая часть полученной информации, сведения о заведенных делах и т. д.

Результаты ОРМ должны быть использованы для решения вопросов о допуске лиц к определенным видам деятельности, розыске лиц, пропавших без вести, пресечении преступной деятельности, возбуждении уголовных дел, в следственной и судебной деятельности, в случаях и в порядке, установленном УПК РСФСР.

Совместным приказом от 13 мая 1998 г . МВД, ФСБ, ГТК и других уполномоченных органов утверждена Инструкция «О порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору». В ней сказано, что под результатом ОРД понимаются фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

Результаты ОРД отражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т.д.). К этим документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении ОРМ. В случаях проведения оперативно-технических мероприятий результаты могут быть зафиксированы на иных материальных носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т. п.).

ОРД во многих случаях нарушает конституционное право граждан (на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, переговоров, сообщений, неприкосновенность жилища и др.). В ст. 24 Конституции Российской Федерации сказано:

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Специфика деятельности спецслужб состоит в том, что на основании Федерального закона они:

• нарушают конституционные права;

• не знакомят лиц с соответствующей информацией, а граждане, как правило, не могут защищать свои права, потому что не знают, да и не должны знать, что стали объектами оперативных разработок;

• в сферу ОРД попадают лица, которые звонили, писали, встречались с проверяемым. ОРМ могут проводиться в отношении неопределенного числа граждан, поскольку задачей ОРД является выявление преступных связей проверяемого, сбор всей необходимой информации о нем. Поэтому спецслужбы располагают информацией о частной жизни многих граждан, не причастных к преступной деятельности;

• как правило, оперативные работники являются сотрудниками правоохранительных органов и наделены полномочиями применять специальные меры пресечения (физическую силу, дубинку, наручники, огнестрельное оружие), а также осуществлять задержание, составлять протоколы.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости защиты конституционных прав граждан, создания системы гарантий, способствующих строгому соблюдению законности спецслужбами. И Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» очень много внимания уделяет гарантиям ее законности.

Во-первых, это четкое закрепление перечня государственных органов, оперативные подразделения которых могут заниматься ОРД.

Во-вторых, наличие в законе исчерпывающего перечня ОРМ.

В-третьих, установление в ст. 7 названного Закона оснований для проведения ОРМ:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:

1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;

3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.

4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

6. О выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

Гарантией прав граждан является также содержащееся в законе запрещение субъектам, занимающимся ОРД, без согласия граждан разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя и которые стали известными в процессе проведения ОРМ, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Одной из самых важных гарантий служит предварительный судебный контроль за рядом ОРМ. Законом четко установлено, что проведение ОРМ, которые ограничивают права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электронной и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения.

Из этого правила есть исключения. В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России, допускается проведение названных выше ОРМ с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения ОРМ орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении ОРМ либо прекратить его.

Кроме того, при возникновении угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов. А с целью обеспечения гарантий прав граждан в ходе проведения таких ОРМ Указом Президента России от 1 сентября 1995 г . установлено, что контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений в интересах субъектов ОРД осуществляют органы ФСБ.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации подчеркивается: «Результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, установленных Федеральным законом* , могут быть использованы в качестве доказательств по уголовным делам, лишь когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проведены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством»**.

Контроль за ОРД возложен на Президента, Федеральное Собрание, Правительство России. А гражданин, полагающий, что ОРМ нарушили его права и свободы, вправе обжаловать соответствующие действия в вышестоящий орган, прокуратуру или в суд.

К сожалению, несмотря на существующие гарантии, несмотря на то, что ОРД перестала быть «тайной за семью печатями», в деятельности российских спецслужб еще немало нарушений законности:

несанкционированное прослушивание, применение недозволенных средств физического воздействия, незаконное разглашение личных тайн («случайная» утечка информации) и др. Использование больших властных полномочий в условиях отсутствия гласности, то есть ОРД необходима для государства, но она может быть источником многочисленных нарушений прав граждан. А чтобы их было меньше, нужно не допускать излишнего засекречивания, лучше подбирать и воспитывать оперативников, усиливать судебный, прокурорский и иной контроль за их работой.

* Например, сотрудники милиции, службы безопасности вправе беспрепятственно входить в жилые помещения, если имеются достаточные данные полагать, что совершается или совершено преступление, а также при преследовании лиц, подозреваемых в преступлении.

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) осуществляется в соответствии. с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа.

Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела. Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской Федерации.

экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», принятый в августе 1995 г ., закрепил за таможенными органами статус субъекта оперативно-розыскной деятельности.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ … в) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное.

что основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются, в частности, «запросы.

— осуществлять оперативно-розыскную деятельность; — участвовать в налоговых проверках (по запросу налоговых органов) и т.д. Органы налоговой полиции, кроме того, имеют право

Законом регулируются полномочия, организация и порядок деятельности органов дознания, следствия, вопросы оперативно-розыскной деятельности.

Смотрите еще:

  • Нотариусы в лыскове Нотариусы Лысково Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Мощенков Дмитрий Сергеевич Телефон: (83149) 5-40-57 Адрес: […]
  • Договор купли продажи квартиры и ипотеки образец заполнения Договор купли продажи квартиры по ипотеке Я сам риэлтор → Документы→ Договор купли продажи квартиры по ипотеке Составляется договор купли-продажи квартиры по ипотеке Сбербанка по подобию договора купли-продажи квартиры без использования […]
  • Правила еэк оон no 87 Правила еэк оон no 87 Группа: Пользователи Сообщений: 98 Регистрация: 26.6.2011 Город: Москва Авто: Nissan Micra Пол: Мужской Поблагодарили: 3 раз(а) Группа: Пользователи Сообщений: 577 Регистрация: 24.10.2007 Город: Барнаул Пол: […]
  • Акты на списание материальных ценностей в 1с К сожалению, в типовой бухгалтерии данная форма отсутствует и разработанная мною обработка восполняет этот недостаток. Есть возможность указать состав комиссии и причину списания. Важно#2! При возникновении любой другой ошибки после […]
  • Уголовный кодекс словакии Уголовный кодекс словакии СЛОВАКИЯ, Словацкая Республика, государство в Центральной Европе, образованное 1 января 1993 после распада Чешской и Словацкой Федеративной Республики (ЧСФР). С 1918 по 1992 включительно – составная часть […]
  • Минтранс штраф платные дороги Автомобили Штраф вместо шлагбаума Правительство хочет штрафовать на 5000 рублей за неоплату проезда по платным дорогам Правительство РФ подготовило поправки, которые вводят штраф в 5000 рублей за неоплаченный проезд по платным дорогам […]
  • 1 и 2 спряжения правила Спряжение глаголов в русском языке Спряжение глаголов в русском языке – это изменение глаголов по лицам и числам (например: я сплю – они спят). В современном русском языке глаголы имеют два спряжения: первое и второе. Знание спряжения […]
  • Требуется няня москва с проживанием Работа Няня с проживанием Москва Няня грудничку с проживанием няня с проживанием опыт работы в семье, педагогическое или медицинское образование Условия: с проживанием, предоставляется 1 выходной в неделю (работа за границей) . полный […]