Закон о гражданстве комментарий — Доброе дело

Закон о гражданстве комментарий

Ванюшин Я.Л. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» — Специально для системы ГАРАНТ, 2014 г.

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Ванюшин Я.Л. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» — Специально для системы ГАРАНТ, 2014.

Настоящее издание представляет постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее — Закон). В комментарии на основе существующих в правовой науке представлений о гражданстве и действующем законодательстве раскрываются содержание и смыл положений данного Закона Особое внимание в комментарии уделяется вопросам приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, гражданства детей и недееспособных лиц, раскрываются вопросы деятельности органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации и производства по делам о гражданстве Российской Федерации

Комментарий рассчитан на широкий круг читателей. В первую очередь он адресован участникам отношений в сфере гражданства — должностным лицам органов, ведающих делами о гражданстве, правоохранительных и иных органов государственной власти, судьям, адвокатам, юристам и др. Комментарий также будет полезен студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов и юридических факультетов. Настоящее издание может быть использовано в качестве методического обеспечения учебных дисциплин, связанных с вопросами гражданства, и рекомендовано всем кто, интересуется вопросами российского гражданства и миграции

Сенникова Светлана Михайловна — заместитель начальника УФМС России по Челябинской области, полковник внутренней службы, опыт работы в сфере гражданства более 15 лет

Ванюшин Ян Леонидович — кандидат юридических наук, доцент, работал в составе секции по совершенствованию законодательства о гражданстве и миграции Экспертно-консультативного совета Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам СНГ и связям с соотечественниками, участвовал в подготовке проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон о гражданстве», подготавливал правовые заключения для территориальных органов ФМС России. Автор 40 работ по вопросам российского гражданства, миграции, деятельности органов внутренних дел и органов ФМС России

При подготовке настоящего издания использованы нормативные правовые акты по состоянию на 15 июля 2014 года

Закон о гражданстве РФ ФЗ №62

1) К кому относится глава 8 настоящего федерального закона?

Нужны пояснения, как в общем по всей главе, так и по конкретным статьям.

Статья 41.1 часть 1. пункт Д

Статья 41.1 часть 3.

Относятся ли эти статьи непосредственно ко мне, как гражданину СССР, получившему паспорт РФ до 2002 года?

2) Как можно получить гражданство РФ и быть гражданином РФ если есть следующая статья?

Статья 41.2 часть 4. пункт Г

3) Куда будут депортированы лица не признавшие себя гражданами РФ? Понятно что за пределы РФ, куда конкретно?

Ответы юристов (7)

Статья 41.1 часть 1. пункт Д
Александр

Здесь несколько условий отнесения к данной категории граждан (не только гражданство бывшего СССР и получение паспорта РФ до определенной даты). В числе этих обязательных условий:

1) наличие гражданства бывшего СССР;

2) получение паспорта гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года;

3) впоследствии полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, не было определено наличие гражданства Российской Федерации;

4) наличие гражданства иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

Уточнение клиента

Статья 41.1 часть 3. Относится ко мне?

16 Декабря 2016, 16:22

Есть вопрос к юристу?

Здесь тоже зависит от того, подпадаете ли вы под ВСЕ условия:

1) проживание на территории Российской Федерации

2) имели гражданство бывшего СССР,

3) получили паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года

4) не приобрели гражданства Российской Федерации в установленном порядке,

5) не имеете гражданства иностранного государства или действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

Да подпадаю под все пункты. Не писал заявление о входе в гражданство РФ.

16 Декабря 2016, 17:20

Должен отметить, что после прекращения действия главы VIII.1 (в ней как раз и предусмотрены статьи 41.1 и 41.2) — а это произойдет 1 января 2017 года — для лиц, подпадающих под условия, перечисленные в статье 41.1, предусмотрен 3-месячный срок для обращения с заявлением о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, то есть до 1 апреля 2017 года (см. Федеральный закон от 12.11.2012 N 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О гражданстве Российской Федерации“):

Статья 2
2. Лица, подпадающие под действие главы VIII.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ „О гражданстве Российской Федерации“ (в редакции настоящего Федерального закона), не обратившиеся в период действия главы VIII.1 указанного Федерального закона с заявлением о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации не позднее трех месяцев со дня окончания срока действия главы VIII.1 указанного Федерального закона. В случае неисполнения указанного требования такие лица подлежат депортации.
Статья 3
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Положения главы VIII.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ „О гражданстве Российской Федерации“ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до 1 января 2017 года.

Здравствуйте.Согласен с коллегой.

1.Лица, находящихся на территории Российской Федерации постоянно без гражданство или имевшие гражданство СССР и не имевшийся документы подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

Например паспорт гр.СССР живет и работает в РФ(регистрирован в по месту жительства в РФ)

Статья 41.1 часть 3. Относится ко мне?
Александр

ДА, если не имеете гражданства иностранного государства или действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве

2) Как можно получить гражданство РФ и быть гражданином РФ если есть следующая статья? Статья 41.2 часть 4. пункт Г
Александр

Обращаетесь в территориальный орган УВМ(ФМС) МВД в упрощенном порядке в соответствии ст.14, без ВНЖ с перечнем документов.Повторное приобретение гражданство невозможно.

3) Куда будут депортированы лица не признавшие себя гражданами РФ? Понятно что за пределы РФ, куда конкретно?
Александр

Да этот вопрос очень уместный, потому что от этого много иностранных граждан, в том числе ЛБГ в том числе у кого нет вообще паспорта страдают.Этим людям пока хозяин не найдется они так и годами остаются в изоляторах.Даже посольства кому они принадлежать не отвечает за них, я сам судился несколько раз и в конце не добился ничего, только сделал документ купил билет на личные деньги отправил их в иностранное государство, где они родились

С Вами надеюсь такого не будет

Сначала СУВСИГ — это Специальное учреждение для временного содержания (пребывания) иностранных граждан миграционной службы.

Надо просто обратиться с заявлением о принятии гражданства, в территориальный отдел миграции отказ не должно быть, а при отказе обжаловать нужно, депортировать не смогуть

2) Как можно получить гражданство РФ и быть гражданином РФ если есть следующая статья? Статья 41.2 часть 4. пункт Г

Не поняли вопроса.

Лицо не признается гражданином Российской Федерации в случае, если:

после первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации лицо приобрело гражданство Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

Т.е. никто и некогда не может стать гражданином РФ.

16 Декабря 2016, 17:27

Александр вот ответ на Ваш вопрос: лишать имеющегося гражданства нельзя.

Глава vIII.1 касается отделной категории лиц(как коллега указал он действовал с 12 ноября 2012 г до 1 января 2017 г.)

Статья 41.1. Предмет регулирования и сфера действия настоящей главы

1. В настоящей главе определяются условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации для отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации. К указанным лицам относятся:а) дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;. д) лица, имевшие гражданство бывшего СССР, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года, у которых впоследствии полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, не было определено наличие гражданства Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.2. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, могут урегулировать свой правовой статус на основании волеизъявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом или о выдаче вида на жительство в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».3. Настоящая глава также устанавливает условия и порядок признания гражданами Российской Федерации проживающих на территории Российской Федерации лиц, имевших гражданство бывшего СССР, получивших паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года и не приобретших гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства или действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве, а также их несовершеннолетних детей.
4. Лица, указанные в части третьей настоящей статьи, не желающие быть признанными гражданами Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

А в частности Статья 41.2 часть 4. пункт Г касается тех лиц, которые после получения первичного паспорта лишились паспорта в административном порядке(замена паспорта по возрасту, смене фамилии, аннулирование, утери и т.д.)

Но при этом по старому закону тоже человек уже являлся гражданином РФ, НО

Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N1948-I «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г.)

Статья 10. Документы, подтверждающие гражданство Российской Федерации
Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения — свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица.
Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации
Статья 12. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации
1. Гражданство Российской Федерации приобретается:
а) в результате его признания;
б) по рождению;
в) в порядке его регистрации;
г) в результате приема в гражданство;
д) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации;
ж) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
2. При определении принадлежности к гражданству Российской Федерации применяются акты законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, бывшего СССР или существовавшего до 7 ноября (25 октября) 1917 года Российского государства, действовавшие на момент наступления обстоятельств, с которыми связывается принадлежность лица к гражданству Российской Федерации.
Статья 13. Признание гражданства Российской Федерации
1. Гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
2. Лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения.

их гражданство РФ не получило необходимого документального подтверждения, в силу признания гражданство, который закон дал год срок(люди принадлежали разным государствам, они должны были высказать свое волеизъявление, чего никто не делал.

Чиновники отказались на то время отдавать взамен паспорта, так как считали они заново должны приобрести гражданство РФ(коллизия в законе тогда была, с одной стороны паспорт является доказательством гражданства РФ, а другой стороны вот так..)

Люди начали по сегодняшнему закону о Гражданстве, получить заново кто через РВП кто ВНЖ (ст.13,14) гражданство РФ.Чтобы избежать этого повторно людям отказывают в гражданстве.

И Вообщем сейчас это уже позади, с юридической точки зрения лицо после первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации, уже является Гражданином РФ, если приобрел в общем порядке без подложных документов.

Ему уже второй раз с действующим законодательством не нужно получать гражданство РФ и это запрещено цитируемым нами Статья 41.2 часть 4. пункт Г

Есть по этому поводу КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ “О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” (ПОСТАТЕЙНЫЙ)

подготовленный доктором юрид. наук, проф., заслуженным деятелем науки РФ, чл.-корр. РАО, доктором философии (РЬ.Б), почетным профессором Оксфордского университета (Великобритания) Ю.А. Дмитриевым, известным специалистом в области конституционного права, теории государства и права, политологии, теории власти и практики ее реализации, автором нескольких законопроектов, и Е.Ю. Моисеевой — юристом, специалистом в сфере конституционного права России и вопросах гражданства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, менеджером компании «ВР Р.Ь.С.» (Лондон), сотрудником организации по содействию миграции соотечественников в Россию.

Данный момент это книга мне не доступно.

Я слышал что закон продлили до 2020 года, т.если. департировать будут в 2020 году. Так ли это ?

19 Декабря 2016, 11:13

Совершенно верно.

Проект N 18889-7 внесен 11 гоября 2016 года и Принят Государственной Думой ФС РФ в I чтении:

«О внесении изменений в статью 3 Федерального закона от 12 ноября 2012 г. N 182-ФЗ „О внесении изменений в Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации» по продлению срока действия главы VIII.1 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (о продлении до 1 января 2020 года положений Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», предоставляющих право на приобретение российского гражданства для отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации с неурегулированным правовым статусом)
(внесен депутатом Государственной Думы ФС РФ)

С 20 декабря вступил в силу Федеральный закон от 19.12.2016 N 462-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации», которым срок действия главы VIII.1 продлен до 2020 года.

В соответствии с законом депортация возможна по истечении 3 месяцев со дня окончания действия главы VIII.1, то есть с 1 апреля 2021 года.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации
[Закон «О гражданстве РФ»] [Глава I] [Статья 4]

1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

2. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

7. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

1 комментарий к записи “Статья 4 Закон о Гражданстве. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации”

Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации
Комментарий к статье 4

Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
В силу ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона. Проиллюстрируем данное положение примерами.
К. приехал из Азербайджана в г. Казань с целью учебы, о чем свидетельствует его регистрация в паспорте «на учебу до 10 февраля 1996 г.». Поэтому пребывание К. следует считать временным, связанным с учебой. Признать его постоянно проживающим по состоянию на 6 февраля 1992 г. нельзя.
Однако с этими доводами надзорной жалобы согласиться нельзя, поскольку у К. первоначально была временная регистрация в г. Казани в связи с его приездом на учебу, однако впоследствии он, окончив учебу, из г. Казани не уехал. Устроился на работу, вступил в брак.
Данные обстоятельства свидетельствуют о его фактическом постоянном проживании на территории Российской Федерации.
ОПВС также указывает в надзорной жалобе, что в соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения.
Однако в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения.
Суд, сославшись на эти нормы, исходил из того, что, родившись на территории Азербайджана в составе СССР от родителей — граждан РФ, ребенок являлся гражданином РФ по рождению, независимо от места своего рождения.
По мнению ОПВС, эти нормы судом применены неправильно, т.к. согласно ч. 2 ст. 13 Закона требуется, чтобы К. родился на территории РФ либо один из его родителей постоянно проживал бы на территории РФ. Однако К. родился в г. Баку, а его родители проживали в Азербайджане. Ссылка суда на ст. 14 Закона также несостоятельна, поскольку родители К. на момент его рождения не состояли в гражданстве РФ, они проживали в Азербайджане и состояли в гражданстве СССР.
С этими утверждениями надзорной жалобы Президиум Верховного Суда РФ также не согласился.
К. представил суду надзорной инстанции доказательства, свидетельствующие, что отец в момент его рождения проходил службу по призыву в рядах Советской Армии. Поэтому оснований однозначно утверждать, что отец К. в этот период проживал на территории Азербайджана, у ОПВС не имелось.

«Комментарий к Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. n 62-ФЗ» (постатейный) (под ред. В.И. Шкатуллы) («Юстицинформ», 2004)

ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ» ОТ 31 МАЯ 2002 Г. N 62-ФЗ
(Постатейный)
Под общей редакцией проф. В.И. ШКАТУЛЛЫ
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Борзунова Ольга Александровна, советник государственной службы III класса, канд. юрид. наук — гл. IV;
Шкатулла Владимир Иванович, ведущий научный сотрудник отдела социально-культурного законодательства и социологии права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, канд. юрид. наук — гл. I, II;
Краснов Юрий Константинович, заместитель начальника Информационно-аналитического управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, доктор юрид. наук — гл. VII — IX;
Кирилин Алексей Владимирович, заместитель директора Института политологии Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, канд. юрид. наук — гл. V, VI;
Сытинская Мария Владимировна, юрист — глава III.
ВВЕДЕНИЕ
В комментируемом Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. В Европейской конвенции о гражданстве (Страсбург, 6 ноября 1997 г.) «гражданство» означает устойчивую правовую связь между отдельным лицом и государством и не указывает на этническое происхождение этого лица. В комментируемом Законе гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Иное гражданство рассматривается как гражданство (подданство) иностранного государства. Двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.
Содержание понятия «гражданство» менялось во времени. Российский ученый Н.О. Куплеваский считал подданство или гражданство постоянной связью отдельного лица с государством (страной, правительством), основанной на обязанности человека подчиниться государству и быть ему верным, т.е. обязанным способствовать повышению благосостояния государства (Н.О. Куплеваский. Русское государственное право. Т. 1. Харьков, 1902. С. 134). В.М. Гессен в работе «Подданство, его установление и прекращение» считал, что быть гражданином — значит иметь права и нести обязанности по отношению к государству (см. Кутафин О.Е. Российское гражданство. М.: Юрист, 2003. С. 15). До вступления на престол Александра I (1777 — 1825 гг.) в России приносили присягу в том, чтобы быть верным, добрым и послушным рабом и подданным. Нередко подданство в те времена рассматривалось как частноправовой институт рабства. Слово «подданный» происходит от слова «дань», а слово «гражданин» — от слова «горожанин». Ж.-Ж. Руссо определял гражданство как выражение сочленства лиц в государстве. В настоящее время термин «подданный» используется в монархических государствах, но по своему содержанию он соответствует содержанию современного понятия гражданства. Согласно ст. 1 Конвенции, регулирующей вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, каждое государство само определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданином. Все современные государства являются государствами национальными, считают многие государствоведы в мире. В национальном государстве люди считаются гражданами. Принадлежность к нации люди определяют как общий набор символов, верований, традиций, которые обеспечивают индивиду причастность к единой социальной общности. Таким образом, люди ощущают чувство гордости от принадлежности к англичанам, немцам, французам, американцам, русским. Гражданство — это связь человека с государством, не основанная на этнической принадлежности. Все граждане России являются россиянами или русскими с разными этническими корнями.
Первоначально в суверенном государстве гражданство не влекло за собой права участвовать в политике. Т. Маршалл выделил три типа прав, связанных с развитием понятия гражданства (Marshall T.N. Citizenship and Social Development. Westport. 1973).
1. Гражданские права. Они завоевывались длительное время. Гражданские права означают свободу каждого человека жить, где он хочет, свободу слова и вероисповедания, право владеть собственностью и равные права перед законом.
2. Политические права включают право участвовать в выборах и быть избранным на государственные должности. В большинстве стран это право получили мужчины лишь в начале 20-го века. Женщинам пришлось завоевывать это право дольше.
3. Третий вид прав Т. Маршалл определил как социальные права. Это права индивида на социальное обеспечение по болезни, социальную защиту в случае безработицы, а также установленный минимум заработной платы. Социальные права гарантируют человеку государством определенный уровень благосостояния. Развитие социальных прав и политики государства приводит к созданию государства всеобщего благосостояния. Государство считается таким, если в нем правительственные организации обеспечивают материальную поддержку людям, не способным содержать себя самостоятельно, — безработным, больным, инвалидам и престарелым.
Институт гражданства выполняет следующие функции:
1) устанавливает предпосылку для обладания правами, обязанностями и ответственностью, закрепленными конституцией;
2) защищает от лица государства права граждан;
3) защищает интересы государства;
4) способствует развитию народов, повышению качества народа;
5) защищает интересы нации;
6) повышает сплоченность народов, патриотизм граждан.
Комментируемый Закон сменил ранее действовавший Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г., 31 мая 2002 г.). В пояснительной записке к комментируемому Закону сказано о том, что решение о разработке новой редакции Закона «О гражданстве Российской Федерации» было принято Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации в 1997 г. Ранее действовавший Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» (1991 г.) разрабатывался в переходный период становления новой российской государственности, и в нем не были учтены особенности последующего развития России, характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами. Российская Федерация в 1997 г. предприняла шаги по подписанию Европейской конвенции о гражданстве. Ранее действовавший Закон не полностью соответствовал Конституции РФ. Сравнительный анализ действующего Закона с зарубежным законодательством в области гражданства выявил его уникальный либерализм. Особенно это касается условий приема в российское гражданство, оснований отказа в его приобретении и трактовки множественного (двойного) гражданства, а следовательно, и сбалансированности интересов государства и личности. Значительная часть лиц, приобретших российское гражданство в новых независимых государствах, продолжают там проживать и, имея вопреки национальному законодательству наряду с гражданством государства проживания российское гражданство, поставили себя под угрозу санкций со стороны местных властей. Данное обстоятельство является одновременно источником потенциальных осложнений для межгосударственных отношений.
При сохранении общего количества глав (девять) за счет более четкой организации материала число статей сократилось с 51 до 45. В частности, во избежание декларативности в проекте отсутствуют преамбула, п. 1 и 2 ст. 1 ранее действовавшего Закона. Исключены не применяемые на практике положения о почетном гражданстве (ст. 8 и подп. «е» п. 1 ст. 33 ранее действовавшего Закона) с учетом того, что в части третьей ст. 13 комментируемого Закона установлены положения о льготном порядке предоставления гражданства за особые заслуги перед Россией. В отдельную гл. IV выделены вопросы отмены решения по вопросам гражданства Российской Федерации. Глава I по структуре и содержанию приведена в соответствие с современными российскими и международными технико-юридическими требованиями. Новым в проекте является введение понятий общего и упрощенного порядка рассмотрения и принятия решений по вопросам гражданства. Введение этих понятий значительно упрощает изложение последующих статей, их понимание и применение. В статье 11 в качестве оснований приобретения гражданства исключены признание (исчерпало себя) и регистрация (в связи с введением процедуры приема в гражданство в упрощенном порядке). В связи с этим в действующем Законе отсутствуют соответствующие статьи о приобретении гражданства: в порядке признания и в порядке регистрации. С учетом изложенного существенные изменения и дополнения внесены в условия приобретения гражданства (ст. 13 и 14). В статье 13 в качестве обычного условия приема в гражданство срок проживания на территории Российской Федерации до подачи заявления увеличен с трех до пяти лет, что отвечает положениям Европейской конвенции о гражданстве. Вместе с тем с учетом интересов государства и общепринятой практики условия приобретения гражданства дополнены обязательством соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, условием наличия законного источника существования и отказа от имеющегося иного гражданства, за исключением случаев, предусмотренных международным договором, или если такой отказ невозможен в силу не зависящих от лица причин. Отказ от иного гражданства при приобретении российского гражданства отвечает принципу устойчивой правовой связи лица с государством и согласуется с практикой других государств. Это требование не исключает возможности приобретения гражданином Российской Федерации в дальнейшем иного гражданства согласно ст. 62 Конституции Российской Федерации. Статья 13 отвечает интересам россиян, оказавшихся после распада СССР за пределами России, и в рамках международного права отражает положения ст. 11 Федерального закона от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». В статье 14 излагаются льготные условия приема в гражданство в упрощенном порядке, основанные на практике применения действующего Закона в специфическом постсоветском правовом поле. С учетом практики реализации действующего Закона и международного опыта процедура восстановления в гражданстве приравнена в проекте к приобретению гражданства. Основным условием при этом является проживание на территории России. Конкретизирован и значительно расширен перечень оснований отклонения заявлений о приобретении гражданства, а также оснований отказа в выходе из российского гражданства (ст. 20). Глава V более четко, чем в ранее действующем Законе, регулирует порядок рассмотрения и принятия решений по соответствующим вопросам в конкретных ситуациях. Глава VI проекта уточняет и дополняет функции органов, которые наделяются соответствующими полномочиями данным Федеральным законом. В более строгой логической последовательности с учетом российского законодательства, правоприменительной практики и международных стандартов изложены процедурные вопросы. Проект комментируемого закона подготовлен группой российских специалистов, сформированной Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, во главе с председателем Комиссии членом-корреспондентом Российской академии наук Кутафиным О.Е. и при участии европейских экспертов. 6 ноября 1997 г. в Страсбурге МИД России от имени Российской Федерации была подписана Европейская конвенция о гражданстве. Конвенция — единственный многосторонний документ, регулирующий практически все важнейшие аспекты гражданства: принципы, вопросы приобретения, сохранения, утраты и восстановления, процедурные права, множественное гражданство, гражданство в условиях правопреемства государств, воинская обязанность в случаях множественного гражданства, сотрудничество государств в области гражданства. Она разработана с учетом современных тенденций в развитии национального законодательства стран — членов Совета Европы и предлагает оптимальные решения многих проблем в области гражданства, возникающих у государств в результате политических изменений в Европе на рубеже 80 — 90-х гг. Конвенция не наносит ущерба положениям национального законодательства и международных договоров, более благоприятным для обеспечения прав человека в данной сфере. Конвенция является серьезным инструментом воздействия на те государства, чье законодательство в вопросах гражданства носит, прямо или косвенно, дискриминационный характер по отношению к некоренному населению. Отношения гражданства для развития государства имеют существенное значение. Развитие этого института является одним из условий развития государства, т.е. повышения уровня сплоченности нации, развития патриотизма, большего доверия народа к власти, более активной деятельности граждан по развитию своего государства и государства по защите своих граждан.
Профессор
В.И.Шкатулла
31 мая 2002 года N 62-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 151-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
1. В Европейской конвенции о гражданстве (Страсбург, 6 ноября 1997 г.) термин «гражданство» означает устойчивую правовую связь между отдельным лицом и государством и не указывает на этническое происхождение этого лица.
2. В соответствии с комментируемым Законом гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
3. Гражданство можно рассматривать как явление, с одной стороны, «объективного права», как институт конституционного права, а с другой — «субъективного права» — принадлежность лица к конкретному государству, включая права личности по поводу гражданства (его приобретения, прекращения и т.д.).
Гражданство можно рассматривать в виде правоотношения, субъектами которого выступают государство и гражданин.
Конституция РФ обеспечивает полную свободу лица в решении вопросов собственного гражданства, в том числе закрепления права лица изменить отечественное гражданство. При этом лицо может приобрести гражданство другого государства либо оставаться без какого-либо гражданства, т.е. стать лицом без гражданства. В этом состоит свобода выбора человека и гражданина.
4. Нация — наиболее распространенная единица организации общества. Нация — это исторически сложившаяся на определенной территории социальная общность, имеющая субстанционально-духовное основание, для которой характерны единый язык, особенности культуры, психологии, менталитета, образа жизни, что придает ей неповторимое своеобразие и обеспечивает жизнеспособность (Глобалистика: Энциклопедия. М., 2003. С. 681). Общество — сфера человеческого бытия, включающая

Закон о гражданстве комментарий

Статья 25. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей
[Закон «О гражданстве РФ»] [Глава V] [Статья 25]

1. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий на территории Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.

2. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий за пределами Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.

3. Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.

4. Если один из родителей, приобретающий гражданство Российской Федерации, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.

5. Если гражданство Российской Федерации одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином Российской Федерации, их ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства Российской Федерации одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

1 комментарий к записи “Статья 25 Закон о Гражданстве. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей”

Статья 25. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей
Комментарий к статье 25

1. Согласно ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.
2. Часть 5 комментируемой статьи содержит дополнительные гарантии и направлена на защиту интересов ребенка — гражданина РФ: для прекращения российского гражданства ребенка требуется не только согласованное волеизъявление обоих родителей, но и гарантии предоставления ребенку гражданства другого государства. Юридическая конструкция нормы такова, что гражданство РФ у ребенка «может быть прекращено», однако Российская Федерация как государство, исходя из указанных положений, вправе отказать в прекращении своего гражданства у ребенка.
3. В соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ заявление по вопросам гражданства РФ и документы, необходимые для приобретения или прекращения гражданства РФ, подаются по месту жительства заявителя:
лицом, проживающим на территории РФ, — в министерство внутренних дел республики, главное управление или управление внутренних дел края, области, города федерального значения, автономной области либо автономного округа, являющиеся территориальными органами федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел;
лицом, проживающим за пределами РФ и не имеющим места жительства на территории РФ, — в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, находящиеся за ее пределами.
Должностное лицо, принимающее заявление, обязано ознакомить заявителя, имеющего детей, с положениями ст. ст. 24 и 25 комментируемого Федерального закона и выяснить его мнение об изменении гражданства детей.
В случае изменения гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет представляется его письменное согласие. Такое согласие дается в произвольной форме. Подлинность подписи ребенка удостоверяется нотариальной записью.
Заявление о приеме в гражданство РФ ребенка одновременно с одним из родителей оформляется на бланке заявления о приеме в гражданство РФ этого родителя.
При приобретении ребенком гражданства РФ на основании ч. ч. 2 и 4 ст. 25 комментируемого Федерального закона к заявлению родителя, приобретающего гражданство РФ, прилагается заявление другого родителя о приеме ребенка в гражданство РФ. Такое заявление составляется в произвольной форме, а подпись родителя на этом заявлении удостоверяется нотариальной записью.
Заявление о выходе из гражданства РФ ребенка одновременно с родителями, одним из родителей либо единственным родителем на основании ч. 5 ст. 25, а также ч. 2 ст. 24 комментируемого Федерального закона оформляется на бланке заявления о выходе родителя из гражданства РФ.
Заявление родителей подписывается обоими родителями. В случае если один из родителей не может присутствовать при подаче заявления в полномочный орган, подпись этого родителя на заявлении должна быть удостоверена нотариальной записью.
При наличии соответствующих обстоятельств вместо согласия другого родителя представляются решения суда о признании этого родителя умершим или безвестно отсутствующим либо о лишении его родительских прав, или свидетельство о смерти этого родителя, или заявление, составленное в произвольной форме, об отсутствии у заявителя сведений о месте нахождения этого родителя, или документ, подтверждающий, что заявитель является одинокой матерью.
При выходе из гражданства РФ одного из родителей, имеющего гражданство РФ, также представляется согласие другого родителя, сохраняющего гражданство РФ, на выход ребенка из гражданства РФ. Такое согласие дается в произвольной форме. Подпись родителя, давшего согласие, удостоверяется нотариальной записью.

Смотрите еще:

  • Продажа наглядные пособия Наглядные пособия для начальной школы по ФГОС Дидактические пособия, демонстрационные и раздаточные материалы, музыкальные инструменты, учебные стенды, плакаты и таблицы для кабинетов начальной школы. Рекомендуем пользоваться расширенным […]
  • Приказ об ответственном за сайт школы Приказ о назначении ответственного за мониторинг Муниципальное образовательное учреждение МОУ Воронинская основная общеобразовательная школа № 22-1 от 25 мая 2008 г. «О назначении ответственного лица за координацию работ по […]
  • Кбк на 2018 подоходный налог В 2017 году никаких кардинальных поправок в НК РФ по части уплаты подоходного налога не вносилось. На начало 2018 года также пока все еще не планируются внесение корректировок в отношении удержания НДФЛ работодателем и перечисления этого […]
  • Оптимальное разрешение для 24 дюймов Оптимальное разрешение для 24 дюймов тут какое дело - показывать стрим в разрешении 1920-1080 далеко не всякий проц потянет. приходится делать или ресайз картинки для стрима, что тоже весьма сильно нагружает проц. или снижать исходное […]
  • Возраст пенсии женщинам 2018 Пенсионный возраст в 2018 году в России Полемика о повышении пенсионного возраста ведется различными ведомствами уже не первый год. В пользу этого решения в свое время высказывались представители Минфина и Минэкономики, а Минтруда даже […]
  • Пособие по деловой переписке на английском english-lessons-online.ru Пособия по изучению Делового Английского языка О том, как читать книги в форматах pdf, djvu - см. раздел "Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др." В разделе вы сможете найти: Business English. Деловой […]
  • Штраф если осаго закончилась Закончилась страховка ОСАГО сколько можно ездить? Подробный разбор Страховка ОСАГО – это гарантия того, что автомобиль всегда будет находиться в полной безопасности, а в случае наступления страховых рисков владелец транспортного средства […]
  • Страховка при сро Страхование при вступлении в СРО Оформление договора страхования гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является […]