Протест прокурора по гражданскому делу — Доброе дело

Протест прокурора по гражданскому делу

Апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 февраля 2013 г. по делу N 33-986/2013 (ключевые темы: протест прокурора — целевые программы — безопасность дорожного движения — требования прокурора — местное самоуправление)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 февраля 2013 г. по делу N 33-986/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лебедевой Н.В.,

судей областного суда Кудряшова В.К. и Фединой Е.В.,

при секретаре Антонове И.А.,

с участием прокурора Кобзарь А.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лебедевой Н.В. апелляционную жалобу администрации города Гая на решение Гайского городского суда Оренбургской области от 22 ноября 2012 года по гражданскому делу по заявлению Гайского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными действий Главы г. Гай Оренбургской области,

Гайский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, указывая, что Гайской межрайонной прокуратурой проведена проверка постановления Главы города Гай N 700-пА от 5 октября 2012 года «О внесении изменений в постановление Главы города Гай от 13 октября 2009 года N 799-п», которым внесены изменения в постановление Главы города Гай N 799-п от 13 октября 2009 года «О городской целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения на 2010-2012 годы». Пункт 5 Постановления N 700-пА от 5 октября 2012 года предусматривает, что оно вступает в силу со дня его подписания. Однако действующее законодательство указывает на возможность вступления в законную силу нормативного правого акта исключительно после его официального опубликования (обнародования). 25 октября 2012 года прокуратурой принесен протест с требованием устранить выявленные нарушения Конституции РФ и федерального законодательства. Глава города Гай Иванов Н.Ф. с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства не согласился и отказал в удовлетворении требований прокурора, ввиду того, что целевая программа не является нормативным правовым актом и не подлежит официальному опубликованию.

Просил суд признать незаконными действия главы города Гай Оренбургской области, выразившиеся в неудовлетворении протеста прокурора от 25 октября 2012 года об изменении пункта 5 постановления N 700-пА от 5 октября 2012 года «О внесении изменений в постановление Главы города Гай от 13 октября 2009 года N 799-п», обязать главу города Гай Оренбургской области удовлетворить протест прокурора от 25 октября 2012 года в полном объеме, устранив выявленное нарушение п. 3 ст. 15 Конституции и ст. 47 Федерального закона РФ N 131 от 06 октября 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем изменения пункта 5 постановления N 700-пА от 5 октября 2012 года «О внесении изменений в постановление Главы города Гая от 13 октября 2009 года N 799-п».

Прокурор Харина Н.А. в судебном заседании заявление поддержала, просила удовлетворить.

Представитель администрации города Гая Нечетов А.Ю. заявление не признал, просил в удовлетворении иска отказать.

Решением суда заявление Гайского межрайонного прокурора удовлетворено. Суд признал незаконным действия главы города Гай Оренбургской области, выразившиеся в неудовлетворении протеста прокурора от 25 октября 2012 года об изменении пункта 5 постановления N 700-пА от 5 октября 2012 года «О внесении изменений в постановление Главы города Гай от 13 октября 2009 года N 799-п». Обязал главу города Гай Оренбургской области удовлетворить протест прокурора от 25 октября 2012 года в полном объеме, устранив выявленное нарушение п. 3 ст. 15 Конституции и ст. 47 Федерального закона РФ N 131 от 06 октября 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем изменения пункта 5 постановления N 700-пА от 5 октября 2012 года «О внесении изменений в постановление Главы города Гая от 13 октября 2009 года N 799-п».

В апелляционной жалобе администрация г.Гая просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Заслушав доклад судьи Лебедевой Н.В., пояснения представителя ответчика Нечетова А.Ю., поддержавшего жалобу, заключение прокурора Кобзарь А.П., полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив доводы жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренным процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Из материалов дела следует, что 5 октября 2012 года Главой города Гай Оренбургской области вынесено постановление N 700-пА «О внесении изменений в постановление Главы города Гай от 13 октября 2009 года N 799-п», которым внесены изменения в постановление Главы города Гай N 799-п от 13 октября 2009 года «О городской целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения на 2010-2012 годы».

В пункте 5 вышеуказанного постановления предусмотрено, что постановление вступает в силу со дня его подписания.

На постановление Главы города Гай N 700-пА от 05 октября 2012 года «О внесении изменений в постановление Главы города Гай от 13 октября 2009 года N 799-п», 25 октября 2012 года прокуром принесен протест с требованием устранить выявленные нарушения Конституции РФ и федерального законодательства, а именно: пункт 5 постановления N 700-пА от 5 октября 2012 года изменить и вместо «со дня его подписания» указать «после его опубликования (обнародования)».

Главой города Гай Ивановым Н.Ф. протест прокурора был рассмотрен и 06.11.2012г.прокурору направлено письменное сообщение о несогласии с протестом и об отказе в удовлетворении требований прокурора, ввиду того, что целевая программа не является нормативным правовым актом, поскольку затрагивает права и обязанности определенного круга лиц и не подлежит официальному опубликованию.

Постановляя оспариваемое решение, суд исходил из того, что Постановление Главы г. Гай N 700-пА от 5 октября 2012 года затрагивает права и свободы неопределенного круга лиц, так как данным Постановлением вносятся изменения в постановление Главы города Гай N 799 от 13 октября 2009 года «О городской целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения на 2010-2012 годы», целью которой является обеспечение охраны, здоровья граждан и их имущества, повышение гарантий их законных прав и безопасные условия движения на дорогах, рассчитана на многократное применение и направлена на урегулирование общественных отношений в бюджетной сфере, в части общественной эффективности использования бюджетных средств, под которой понимается соотношение общественно значимого эффекта реализации программы (показателя конечного результата или его изменения) с непосредственными результатами. В связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу, что Постановление Главы г. Гай N 700-пА от 5 октября 2012 года является нормативным правовым актом, так как обладает всеми существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт в связи с чем формулировка п. 5 постановления администрации Гайского района от 5.10.2012 N 700-пА противоречит нормам Конституции РФ и федерального законодательства и требует внесения изменений.

Однако, судебная коллегия не может признать решение суда о признании незаконным действий главы города Гай Оренбургской области, выразившихся в неудовлетворении протеста и обязании удовлетворить протест от 25 октября 2012г., законным и обоснованным по следующим основаниям.

В силу ч.1 и 2 ст. 23 Федерального закона от 17 января 1992г. «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор имеет возможность реагирования на нарушение закона путем принесения протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо путем обращения в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

При этом, в отличии от представления, протест прокурора не возлагает на орган или должностное лицо, издавшее акт, никаких обязанностей, за исключением обязанности в силу закона рассмотреть протест и о результатах рассмотрения сообщить прокурору.

Таким образом, содержание статьи 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указывает на то, что протест прокурора является актом прокурорского реагирования, носит характер предложения (рекомендации) главе города Гай Оренбургской области устранить нарушение закона, содержит разъяснения норм действующего законодательства и не влечет для главы города Гай Оренбургской области правовых последствий в случае неисполнения изложенного в протесте предписания.

Что касается требований закона о письменном информировании прокурора о результатах рассмотрения протеста, то оно главой города Гай Оренбургской области исполнено.

С требованиями о признании незаконным нормативного правового акта в части п.5 постановления Главы г. Гай Оренбургской области N 700-пА от 05 октября 2012г., в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, а именно ст. 251 ГПК РФ, прокурор в суд не обращался.

При таких обстоятельства, судебная коллегия, в соответствии со ст.ст.328 , 330 ГПК РФ, считает необходимым решение суда первой инстанции отменить и постановит по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора о признании незаконным действия главы города Гай Оренбургской области, выразившееся в неудовлетворении протеста прокурора от 25 октября 2012 года об изменении пункта 5 постановления N 700-пА от 5 октября 2012 года «О внесении изменений в постановление Главы города Гай от 13 октября 2009 года N 799-п» и обязании главы города Гай Оренбургской области удовлетворить протест прокурора от 25 октября 2012 года в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

решение Гайского городского суда Оренбургской области от 22 ноября 2012г. отменить, постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным действия главы города Гай Оренбургской области, выразившееся в неудовлетворении протеста прокурора от 25 октября 2012 года об изменении пункта 5 постановления N 700-пА от 5 октября 2012 года «О внесении изменений в постановление Главы города Гай от 13 октября 2009 года N 799-п» и обязании главы города Гай Оренбургской области удовлетворить протест прокурора от 25 октября 2012 года в полном объеме.

Протест прокурора по гражданскому делу

Интернет-конференция
Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева Вячеслава Михайловича
«Реформирование процессуального законодательства в Российской Федерации»

Обзор публикаций СМИ

ПРОКУРОР И ГРАЖДАНСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

Минувший год для органов прокуратуры был достаточно насыщенным. В 2002 году были приняты и вступили в действие Уголовно-процессуальный и Трудовой кодексы, третья часть Гражданского кодекса, Кодекс об административных правонарушениях. С 1 февраля 2003 года вступил в действие новый Гражданский процессуальный кодекс, который существенно изменил полномочия прокурора в гражданском судопроизводстве.

В соответствии с действовавшим ранее Гражданским процессуальным кодексом РСФСР прокурор имел право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требовалось для охраны государственных интересов, а также прав и интересов граждан. Прокурор имел право принести в кассационном и надзорном порядке протест на любое незаконное или необоснованное решение суда, независимо от участия в рассматриваемом деле.

Данные полномочия позволили прокурорам городов и районов в 2002 году проделать значительную работу по защите прав граждан, общества и государства при непосредственном участии в гражданском судопроизводстве. В суды области в минувшем году предъявлено 6286 исков на сумму около 30 миллионов рублей. С участием прокурора рассмотрено 7437 гражданских дел, из них о восстановлении на работе — 413,0 выселении — 328. По кассационным протестам горрайпрокуроров отменены 73 незаконных и необоснованных судебных решения. В порядке надзора президиумом Белгородского областного суда рассмотрено 65 протестов прокурора области на решения судов по гражданским делам.

С принятием нового ГПК функции прокурора в гражданском судопроизводстве претерпели существенные изменения. Теперь заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья (инвалидность, препятствующая самостоятельному обращению в суд), возрасту (преклонный возраст), недееспособности и другим уважительным причинам (неграмотность и т.п.) не может сам обратиться в суд. Причем это должно быть доказано соответствующими документами.

Существенно ограничена возможность участия прокурора по собственной инициативе в рассмотрении судами гражданских дел. Это будет касаться лишь той категории дел, которая предусмотрена кодексом и другими федеральными законами. К ней, в частности, относятся наиболее сложные и социально значимые дела: о выселении; восстановлении на работе; возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; признании недействующими нормативных правовых актов; защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; об усыновлении (удочерении) ребенка: о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим; об ограничении дееспособности и признании гражданина недееспособным; о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации лица, страдающего психическим расстройством; о лишении или ограничении родительских прав, о восстановлении в родительских правах и т.д. В других случаях, даже при наличии поступившего в органы прокуратуры заявления, просьба об участии прокурора в рассмотрении его гражданского дела будет отклонена. Суд по своей инициативе также не вправе привлекать прокурора к рассмотрению дел, в которых его участие не предусмотрено законом.

Гражданский процессуальный кодекс устранил такое понятие как протест прокурора. Теперь прокурор может принести представление только на судебные постановления по делам, по которым законом предусмотрено участие прокурора. Представление рассматривается в том же порядке, что и жалобы лиц, участвующих в деле.

Ужесточены требования к содержанию жалоб и представлений, особенно надзорных.Кодексом также установлен перечень реквизитов, которые в обязательном порядке должны содержать надзорная жалоба или представление прокурора. В их числе: наименование суда, в который они адресуются; наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле: наименование других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения; указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, содержание принятых ими решений; указание на решение, определение суда, которые обжалуются; указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона: просьба лица, подающего жалобу.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, указывается, какие его права или законные интересы нарушены. В случае, если жалоба ранее подавалась в надзорную инстанцию, в ней должно быть указано решение, принятое судом. Надзорная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем, имеющим доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочия представителя. К надзорной жалобе или представлению прокурора прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Учитывая, что ГПК РФ не предусматривает возможности истребования прокурором гражданских дел из судов, эти требования кодекса распространяются и на обращения граждан и юридических лиц, направленные в прокуратуру области для принесения представления на вступившие в законную силу судебные постановления, поскольку выполнение содержащихся в данной статье требований является неотъемлемым условием для дальнейшего направления представления прокурора в суд надзорной инстанции.

Эти требования должен знать любой гражданин, обращающийся к нам с просьбой о принесении представления на вступившее в силу судебное решение по его гражданскому делу. Следует обратить внимание, что новым ГПК установлен короткий срок для обжалования решений суда в порядке надзора — 1 год со дня их вступления в законную силу. По истечении его прокурор уже не сможет обратиться с представлением в защиту прав и интересов граждан в суд надзорной инстанции.

Кроме того, кодекс четко устанавливает основания, по которым судебные постановления могут быть отменены или изменены в порядке надзора — существенные нарушения норм материального или процессуального права.

К существенным нарушениям материального права кодекс относит применение судом закона, не подлежащего применению, или, наоборот, неприменение закона там, где это требовалось, а также его неправильное толкование.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права станет основанием для отмены решения суда только в том случае, если это нарушение привело или могло привести к неправильному разрешению дела. Отмену решений суда вне зависимости от доводов заявителей повлекут такие нарушения норм процессуального права, как рассмотрение дела судом в незаконном составе, в отсутствии кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных о времени и месте судебного заседания, нарушение правил о языке судопроизводства, тайне совещания судей и т.п.

Граждане, обращающиеся в прокуратуру области с просьбой о принесении соответствующего представления, в своем заявлении должны обязательно указывать на допущенные судом нарушения, в противном случае в удовлетворении их просьбы будет отказано.

В связи с вступлением в действие Гражданского процессуального кодекса поставлены задачи не только обеспечить участие прокуроров по всем делам обязательной категории, но и способствовать вынесению законных и обоснованных судебных постановлений для достижения основных задач гражданского судопроизводства: правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Гражданское судопроизводство должно всецело способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения граждан к Закону.

uristinfo.net

§ 3. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в стадии кассационного производства

Процессуальное назначение участия прокурора в стадии кассационного производства по гражданским делам определяется тем, что предметом проверки судом кассационной инстанции являются важнейшие акты правосудия по гражданским делам — решения, определения и постановления суда, которые должны быть законными, обоснованными и справедливыми. Прокурор приносит протест на незаконное или необоснованное решение суда независимо от того, участвовал ли он в· данном деле или дело рассмотрено в его отсутствие (ст. 282 ГПК). По общему правилу кассационный протест приносит прокурор, в обязанности которого входит надзор за законностью актов, принимаемых судом при рассмотрении гражданских дел: прокурор района или города (помощник прокурора) — на решения районного или городского народного суда, прокурор субъекта РФ (старший помощник, помощник прокурора) — на решения суда соответствующего субъекта РФ и т.д. Прокурор субъекта РФ вправе опротестовать решение любого суда в пределах субъекта. Заместители прокуроров районов, городов и субъектов РФ в пределах своей компетенции также вправе принести кассационный протест на судебные решения. Помощники прокуроров, прокуроры управлений и отделов прокуратур субъектов РФ могут принести протесты только по делам, в рассмотрении которых они участвовали (ст. 36 Закона о прокуратуре). Генеральный прокурор РФ или его заместитель приносят протест в кассационную коллегию Верховного Суда РФ, на решения, определения коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ.
Предметом кассационного опротестования могут быть решения судов, не вступившие в законную силу: 1) решения районных (городских) судов — соответственно в суд субъекта РФ; 2) решения суда субъекта РФ — в Верховный Суд Российской Федерации; 3) решения коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ — в кассационную коллегию Верховного Суда РФ.
Кассационные протесты приносятся прокурорами через суды, вынесшие решения. Подача протеста непосредственно в кассационную инстанцию не является препятствием для его рассмотрения. Однако предпочтительнее подавать протесты в суд, принявший решение, чтобы истец, ответчик, третьи лица имели возможность заранее ознакомиться с доводами протеста и представить на него свои возражения.
Кассационные протесты могут быть поданы в течение десяти дней после вынесения решения в окончательной форме. Протест, поданный по истечении кассационного срока, оставляется судом без рассмотрения и возвращается прокурору, принесшему протест. В этих случаях дело не выносится на рассмотрение суда кассационной инстанции.
Прокуроры обязаны в период кассационного срока проверить законность решений по всем гражданским делам, рассмотренным судом как с участием прокурора, так и без его участия. Незаконные решения судов прокуроры опротестовывают, как правило, в кассационные сроки. Между тем некоторые дела, рассмотренные без участия прокурора, вопреки требованиям Генерального прокурора РФ в течение кассационного срока не проверяются. В результате не все незаконные и необоснованные решения опротестовываются в кассационном порядке. Ошибки судов по таким делам исправляются в надзорном порядке, а то и вовсе остаются неустраненными. В отдельных республиках, краях и областях около 60% неправосудных решений исправляются в надзорном порядке, а в кассационном — лишь 40%. Иначе говоря-, надзорное опротестование становится обычным средством исправления ошибок судов первой инстанции, а кассационное — исключительным. Между тем опыт работы многих прокуратур убедительно подтверждает, что при правильной организации работы прокуроров .кассационное опротестование может и должно стать основным средством устранения нарушений закона, допущенных при рассмотрении дел судами первой инстанции. Это возможно при условии, если все решения по делам, рассмотренным без участия прокурора, тщательно проверяются в кассационный срок, при этом выявляются незаконные или необоснованные решения, на которые приносятся кассационные протесты. В результате правильной организации работы по протестам прокуроров отменяется или изменяется половина незаконных решений, пересматриваемых в кассационном порядке. В этих республиках, краях и областях удельный вес кассационных протестов в сопоставлении с надзорными — свыше 60%, что можно считать правильным соотношением.
Для того, чтобы выявить незаконное или необоснованное решение, прокурор применяет определенную методику проверки их законности. Некоторые прокуроры начинают изучать дело с ознакомления с решением суда, а затем изучаются материалы дела. При такой методике прокурор вольно или невольно будет оценивать материалы дела только с позиции правильности вынесенного решения и может не уделить внимания обстоятельствам, имеющим существенное значение для дела, но оставленным судом без оценки в принятом решении. Опытные прокуроры поступают по-иному. Они начинают изучать дело не с решения суда, а с искового заявления. Это дает им возможность определить подведомственность спора суду, правоспособность сторон, соблюдение порядка возбуждения гражданского дела, полномочия суда или судьи на рассмотрение конкретного дела. Далее изучаются приложенные к исковому заявлению документы, представленные в суд доказательства, а также протокол судебного заседания. Из анализа этих документов прокурору становится очевидным, соблюдены ли требования закона о всесторонности, полноте и объективности рассмотрения дела, соблюдены ли судом, требования материального и процессуального закона, обеспечены ли права и законные интересы участников процесса. В завершение прокурор изучает решение суда. При такой методике проверки ему нетрудно определить законность и обоснованность решения и определить свою позицию относительно его опротестования.
Если прокурор пришел к выводу о незаконности или необоснованности решения суда, он приносит кассационный протест. Протест как процессуальный акт, исходящий от прокурора, на которого возложены обязанности надзора за законностью этих актов, должен отвечать определенным требованиям, Он должен быть объективным, мотивированным, убедительным и юридически обоснованным. Протест, отвечающий этим требованиям, поможет кассационной инстанции исправить судебную ошибку и принять законное и обоснованное определение.
Протест прокурора содержит определенные реквизиты. В нем должны содержаться: 1) наименование суда, которому адресуется протест; 2) должностное положение прокурора, принесшего кассационный протест; 3) содержание решения суда, на которое приносится кассационный протест; 4) приведенные обоснования к отмене или изменению решения суда; 5) обоснование мотивов к отмене или изменению решения суда; 6) ссылка на нормы материального и процессуального закона, в силу которых опротестованное решение суда подлежит отмене или изменению; 7) изложение требований прокурора относительно судьбы опротестованного решения (отменить, изменить решение и т. д.); 8) перечень документов, прилагаемых к протесту прокурора. Кассационный протест поддерживается соответствующим прокурором: самим автором протеста или прокурором отдела вышестоящей прокуратуры. Кассационный протест представляется в суд с копиями по числу лиц, участвовавших в деле. В необходимых случаях по предложению председателя суда или судьи «прокурор в том же порядке представляет копии прилагаемых к протесту письменных материалов по числу лиц, участвовавших в деле.
Основаниями кассационного опротестования в соответствии со ст. 306 ГПК являются: 1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд считает установленными; 3) несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
В соответствии со ст. 37 Закона о прокуратуре прокурор, принесший протест, вправе отозвать его с рассмотрения кассационной инстанции. Это может быть сделано до начала судебного заседания. Вышестоящие прокуроры лишены этого права. Это обеспечивает процессуальную самостоятельность авторов протестов и в то же время повышает их ответственность за законность и обоснованность приносимых протестов.
Об отзыве протеста извещаются лица, участвующие в деле. Если прокурор в ходе судебного заседания убеждается в необоснованности принесенного протеста, он не вправе его отозвать, протест подлежит отклонению кассационной инстанцией.
Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в кассационной инстанции судов обеспечивается прокурорами отделов по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам прокуратур субъектов РФ или Генеральной прокуратуры РФ. Это, как правило, высококвалифицированные, профессионально подготовленные прокуроры. Генеральный прокурор РФ предоставляет этим прокурорам полную процессуальную самостоятельность при определении ими позиции по рассматриваемому кассационной инстанцией делу. Прокурору не требуется согласовывать свою позицию с руководителями прокуратуры перед тем, как дать заключение в кассационной инстанции. Единственное, что он не вправе сделать, это отозвать протест прокурора. В то же время прокурор вправе дать заключение об отклонении кассационного протеста. Участие прокурора помогает кассационной инстанции принять законное и обоснованное определение по делу. Прокуроры, участвующие в заседании суда кассационной инстанции, поддерживают обоснованные кассационные и частные протесты; принимают меры к отмене или изменению судебных решений и определений, вынесенных с нарушениями норм материального и процессуального права. В практике осуществления надзора за законностью решений, определений и постановлений суда по гражданским делам есть определенные недостатки. Иногда решения судов первой инстанции, признанные кассационной инстанцией законными и обоснованными, впоследствии отменяются или изменяются в надзорном порядке. По некоторой части этих дел прокуроры давали в кассационной инстанции заключения об оставлении таких незаконных решений в силе. Участие прокуроров по этим делам, в конечном итоге, оказалось формальным, оно не оказало влияния на выполнение судами обязанностей по своевременному исправлению судебных ошибок, отмене незаконных или необоснованных решений, вынесенных судами первой инстанции. В практике кассационного производства есть и такие факты, когда суд второй инстанции отменяет или изменяет законные и обоснованные решения. По некоторым из таких дел прокуроры давали заключения, в соответствии с которыми суды выносили необоснованные определения. Такие ошибки судов кассационной инстанции исправлялись в надзорном порядке, а в ряде случаев и вовсе не исправлялись.
Прокуроры, осуществляющие надзор за законностью решений суда в стадии кассационного производства, организуют свою работу так, чтобы без их внимания не оставалось ни одного дела, поступившего с жалобой или протестом. Ни закон, ни Генеральный прокурор Российской Федерации не обязывают прокуроров давать заключение по каждому делу, поступившему в кассационную инстанцию, в этом нет процессуальной необходимости. Но проверить законность и обоснованность опротестованных или обжалованных решений прокурор обязан по всем без исключения делам. При этом прокурор проверяет законность и обоснованность решения, изучая материалы дела и приложенные к протесту или жалобе документы. Особое внимание прокурор уделяет соответствию доводов протеста или жалобы материалам дела. Если протест направлен на отмену или изменение законного и обоснованного решения, он дает заключение об отклонении этого протеста. Если протест является обоснованным, он его поддерживает.
В некоторых случаях, когда протест недостаточно обоснован, прокурор предлагает прокурору района (города) или его помощнику дать самому заключение в суде кассационной инстанции. Однако было бы целесообразным, в интересах объективности, чтобы в судах кассационной инстанции давали заключение прокуроры республиканских, краевых и областных прокуратур, то есть прокуроры, не связанные с производством по делам в судах первой инстанции.
Участвуя в суде кассационной инстанции в рассмотрении жалоб или протестов, прокурор в случае установления нарушения закона делает об этом заявление суду, а затем использует этот факт при принесении протеста в порядке надзора, если нарушение повлекло за собою принятие судом незаконного и необоснованного определения.
Прокурор самостоятелен в выборе дел, по которым он дает заключение. По общему правилу прокурор вступает в дело, рассматриваемое по протесту прокурора, а также в дела важнейшей категории. Это те дела, по которым закон и Генеральный прокурор РФ в приказе № 1 от 5 января 1997 г. обязывают прокуроров давать заключения в судах первой инстанции.
Участвуя в рассмотрении дела, прокурор дает заключение о законности и обоснованности решения после объяснения лиц, участвующих в деле (ст. 303 ГПК). Прокурор высказывает свои соображения о судьбе решения применительно к полномочиям суда кассационной инстанции, содержащимся в ст. 305 ГПК. Давая заключение в кассационной инстанции, прокурор дает заключение в целом по делу, а не только в пределах протеста или жалобы. Если при этом будут установлены нарушения норм материального или процессуального права, прокурор дает заключение об отмене решения независимо от того, содержатся ли указания об этих нарушениях в протесте или жалобе.
При обнаружении оснований для вынесения частных определений в случаях, указанных в ст. 225 ГПК, прокурор высказывает соответствующие предложения суду кассационной инстанции.
Деятельность прокурора в суде кассационной инстанции завершается составлением отчета (заключения), в котором указываются: содержание решения суда, повод к рассмотрению дела в кассационной инстанции, мотивы опротестования или обжалования решения и результаты рассмотрения дела. Если имеются расхождения в позиции прокурора с определением суда, — допустим, прокурор просил об отмене решения, а суд оставил его без изменения, и наоборот, — он докладывает об этом прокурору, имеющему право принесения по делу протеста в порядке надзора, который и принимает решение о принесении надзорного протеста.
Руководитель органа прокуратуры утверждает отчет (заключение) прокурора, который после этого становится процессуальным документом. Он хранится в специальном наряде в отделе прокуратуры республики, края или области. К заключению прокурора могут впоследствии обратиться другие прокуроры, которые будут проверять дело в порядке надзора. По этим документам впоследствии производится также изучение и обобщение кассационной практики по определенной категории гражданских дел или за определенный период.
После вынесения судом кассационного определения прокурор проверяет его законность и обоснованность. Если он установит, что определение не соответствует или противоречит закону, он решает вопрос о возможности принесения протеста в порядке надзора. В этом случае он докладывает дело прокурору, полномочному принести протест в надзорном порядке, и тот принимает окончательное решение.

Участие прокурора при пересмотре постановлений в суде кассационной инстанции. Кассационное представление прокурора

На судебное постановление, вступившее в законную силу, за исключением судебных постановлений ВС РФ, прокурором, участвовавшим в деле, в течение шести месяцев со дня вступления постановления в законную силу, при условии, что уже были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу (апелляционное обжалование), может быть подано кассационное представление (ст. 376 ГПК РФ).

С представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного постановления вправе обратиться Генеральный прокурор РФ и его заместители – в любой суд кассационной инстанции, а прокурор областного уровня, военного округа (флота) – соответственно в президиум областного и приравненного к нему суда, окружного (флотского) военного суда (ч. 3 ст. 377 ГПК РФ).

Кассационное представление прокурора подается с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле (к которым, как мы знаем, согласно ст. 34 ГПК РФ относятся стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений), непосредственно в суд кассационной инстанции и должно содержать:

1) наименование суда, в который оно подается;

2) наименование прокуратуры, должность, классный чин, фамилию, имя, отчество прокурора, подающего представление;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;

6) указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;

7) просьбу лица, подающего представление (ст. 378 ГПК РФ).

К кассационному представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

В связи с тем, что прокурор согласно ч. 2 ст. 45 ГПК РФ не несет обязанности по уплате судебных расходов, кассационное представление прокурора, также, как и апелляционное представление, государственной пошлиной не оплачивается.

Как справедливо отмечает О. В. Николайченко, в настоящий момент отсутствует легальное определение существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что такие нарушения являются следствием неправильного применения и толкования норм материального права или норм процессуального права судами и, как следствие этого, – приводящие к неправильному разрешению дела [1] .

Кассационное представление прокурора согласно ст. 377 ГПК РФ подается:

1) в президиум областного и приравненного к нему суда – на апелляционные определения областных и приравненных к ним судов; на апелляционные определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей;

2) в президиум окружного (флотского) военного суда – на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов;

3) в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ, Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ – на постановления президиумов областных и приравненных к ним судов; на апелляционные определения областных и приравненных к ним судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум областного и приравненного к нему суда;

4) в Военную коллегию ВС РФ – на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда.

В случае если прокурор ходатайствует об отзыве кассационного представления, то согласно ст. 379.1 ГПК РФ оно должно быть возвращено без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня поступления в суд кассационной инстанции.

В суде кассационной инстанции, по общему правилу, кассационное представление рассматривается в срок, не превышающий одного месяца, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий двух месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в суд кассационной инстанции.

В ВС РФ кассационное представление рассматривается в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ. Кроме того, Председатель ВС РФ, его заместитель в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения кассационного представления, по не более чем на два месяца (ст. 382 ГПК РФ).

В случае истребования дела судья вправе вынести определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной инстанции при наличии просьбы об этом в кассационном представлении или ином ходатайстве (ч. 1 ст. 381 ГПК РФ).

Суд кассационной инстанции направляет прокурору, а также иным лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче кассационного представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и копии кассационного представления. Время рассмотрения кассационного представления с делом в судебном заседании суда кассационной инстанции назначается с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться на заседание. Неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения кассационного представления с делом, не препятствует их рассмотрению (ст. 385 ГПК РФ).

В судебном заседании суда кассационной инстанции принимают участие прокурор, подавший кассационное представление, лица, участвующие в деле, их представители, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. Первым объяснение дает лицо, подавшее кассационные жалобу, представление.

Если прокурор участвует в рассмотрении дела судом кассационной инстанции, то непосредственно в судебном заседании согласно ч. 4 ст. 386 ГПК РФ принимает участие:

1) в президиуме областного и приравненного к нему суда, окружного (флотского) военного суда – прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель;

2) в Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и Военной коллегии ВС РФ – должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ.

При рассмотрении кассационного представления с делом в кассационном порядке все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, кассационное представление считается отклоненным (ч. 8 ст. 386 ГПК РФ).

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГИК РФ).

При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационного представления. В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело (ч. 2–3 ст. 390 ГПК РФ).

Согласно ст. 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационное представление с делом, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационное представление без удовлетворения;

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела па новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;

6) оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 379.1 ГПК РФ.

  • [1] Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. М. А. Викут. М.: Юрайт, 2012. С. 476 (автор комментария к ст. 378 ГПК РФ – О. В. Николайченко).

Прокуратуры РФ

Главная Северо-Кавказский федеральный округ Республика Ингушетия

Право на апелляционное обжалование всех судебных постановлений по гражданским делам, рассмотренным судом первой инстанции, введено с 01.01.2012. В апелляционном порядке могут быть обжалованы решения и определения, которые не вступили в законную силу.

Право апелляционного обжалования

Решение суда, принятое по делу, обжалуется путем подачи апелляционной жалобы. На определения, принятые судом первой инстанции, подается частная жалоба. Прокурор, принимавший участие в деле, может принести апелляционное представление на судебное постановление. Для последующего обжалования в кассационном порядке или в порядке надзора стадия апелляционного обжалования является обязательной.

Право на апелляционное обжалование имеет любое лицо, участвующее в деле, в том числе в качестве истца, ответчика, третьего лица, заявителя или заинтересованного лица. Апелляционная жалоба может быть подана на все решение полностью либо на какую-то его часть. Если судебным решением разрешены вопросы о правах или обязанностях лиц, принимавших участие в деле, не указанных в исковом заявлении и не привлеченных судом, они так же имеет право апелляционного обжалования, изложив в апелляционной жалобе, каким образом решение суда затрагивает их права и законные интересы. Порядок и сроки обжалования каждого судебного постановления указываются в его резолютивной части, перед подписью судьи. Право апелляционного обжалования судебных постановлений закреплено в ст. 320 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Срок апелляционного обжалования

Апелляционная жалоба подается в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены Гражданским процессуальным кодексом РФ. Срок апелляционного обжалования начинает течь со дня, следующего за днем составления мотивированного решения суда, и истекает в соответствующий день следующего месяца. Например, мотивированное решение изготовлено судом 25 мая, срок апелляционного обжалования начнет течь 26 мая, истечет 26 июня в 24-00 часа. Если в следующем месяце нет такого дня, то срок апелляционного обжалования оканчивается в последнее число следующего месяца. Например, мотивированное решение изготовлено 31 марта, срок окончится 30 апреля. Если последний день подачи жалобы является выходным, он переносится на следующий рабочий день. Жалоба может направляться по почте, срок считается по почтовому штемпелю с даты отправления.

При пропуске срока на апелляционное обжалование по уважительным причинам заявитель вправе просить суд восстановить срок на подачу апелляционной жалобы. Ходатайство о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы может быть составлено в виде отдельного документа или изложено в самой жалобе.

Составление апелляционной жалобы

При составлении апелляционной жалобы обязательно должны соблюдаться требования, изложенные в ст. 322 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В апелляционной жалобе необходимо указать:

-наименование суда апелляционной инстанции, которому адресуется жалоба;

-фамилию, имя и отчество лица, подающего жалобу, его место жительства;

-реквизиты решения суда, которое обжалуется (дата его вынесения, по какому делу);

-требования заявителя, основания для отмены решения;

-перечень прилагаемых к жалобе документов.

К апелляционной жалобе прилагаются ее копии по числу лиц, участвующих в деле. При подаче апелляционной жалобы уплачивается государственная пошлина (50% размера госпошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера), квитанция о ее уплате прилагается к жалобе.

Обжалование определений суда

Определения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в суд апелляционной инстанции. Срок обжалования определения суда по гражданским делам составляет 15 дней со дня вынесения. При обжаловании определений составляется частная жалоба. Частная жалоба подается на определения мировых судей, на определения районного и других вышестоящих судов, рассмотревших дело по первой инстанции.

В гражданском процессуальном кодексе РФ специально указано, какие определения суда подлежат обжалованию путем подачи частной жалобы. Это, в частности, определения о замене или об отказе в замене правопреемника (ст. 44 ГПК РФ), об отказе в обеспечении доказательств (ст. 65 ГПК РФ), по вопросу возврата носителей аудио-и видеозаписей (ст. 78 ГПК РФ), о судебных расходах (ст. 104 ГПК РФ) и др.

Частная жалоба может быть подана также на определение суда первой инстанции, которое исключает возможность дальнейшего движения дела. На остальные определения суда частная жалоба не подается. В случае несогласия с действиями суда заявитель может обжаловать определение суда, включив свои доводы в апелляционную жалобу на решение по делу. Лица, участвующие в деле, вправе представить письменные возражения на частную жалобу. Обжалование определений суда происходит в порядке, который установлен для апелляционных жалоб.

При подаче в частной жалобе необходимо конкретно указать, с чем не согласен заявитель, в чем заключается нарушение его прав, как необходимо было разрешить вопрос по существу. К частной жалобе прилагаются ее копии по числу лиц, участвующих в деле. Государственная пошлина при подаче частной жалобы не оплачивается.

Частные жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции рассматриваются судом второй инстанции без извещения участников дела, за исключением определений суда о приостановлении производства по делу, о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения.

Подача апелляционной жалобы

Апелляционную жалобу на решение суда или частную жалобу на определение суда подают непосредственно в тот суд, который принял обжалуемое судебное постановление. При направлении апелляционной жалобы в суд апелляционной инстанции она будет возвращена в суд первой инстанции для соблюдения установленного порядка апелляционного обжалования.

При подаче апелляционной жалобы нельзя указывать исковые требования, которые ранее не заявлялись в суде первой инстанции. Если к жалобе прилагаются новые доказательства, в тексте жалобы необходимо указать, почему эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции. Если апелляционная жалоба не соответствует по содержанию предъявляемым требованиям, суд оставляет ее без движения. В определении суда указываются недостатки жалобы, устанавливается срок для их исправления. При несогласии с доводами определения его можно обжаловать подачей частной жалобы в апелляционную инстанцию.

Если не соблюден порядок подачи апелляционной жалобы, если жалоба подана за пределами установленного срока, если заявителем не выполнены требования, содержащиеся в определении об оставлении жалобы без движения, суд выносит определение о возвращении апелляционной жалобы заявителю. На определение суда о возвращении апелляционной жалобы так же можно подать частную жалобу.

После принятия апелляционной жалобы суд первой инстанции направляет копии апелляционной жалобы и приложенных документов лицам, участвующим в деле. Суд предлагает лицам, участвующим в деле, представить письменные возражения на апелляционную жалобу. По истечении срока на апелляционное обжалование гражданское дело с апелляционной жалобой направляется в суд апелляционной инстанции. Порядок апелляционного обжалования закреплен в ст. х 321-325 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Рассмотрение дела апелляционной инстанцией

Гражданское дело рассматривается в апелляционной инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе или представлении прокурора. Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела вправе выйти за пределы доводов апелляционной жалобы в случаях нарушения законности или при наличии безусловных оснований для отмены судебного постановления, перечисленных в ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ. Рассмотрение дела в апелляционной инстанции допускается без участия сторон и других лиц, если они не известили суд об уважительных причинах своей неявки и не представили доказательства уважительности этих причин. Срок рассмотрения апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции составляет 2 месяца.

При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции вправе:

-оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;

-отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение;

-отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части;

-оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.

Апелляционное определение может быть обжаловано в вышестоящий суд. После рассмотрения дела судом апелляционной инстанции решение или определение суда вступает в законную силу, становится обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Апелляционное определение вступает в силу со дня его вынесения.

Смотрите еще:

  • Закон об установке тахографа в 2018 году Закон о тахографах: штраф за отсутствие тахографа Первые законодательные акты, оговаривающие условия установки тахографов на транспортные средства, были приняты в России еще в середине 90-х годов, однако первый серьезный законопроект о […]
  • Приказ мвд россии 80 от 2010 г Приказом МВД России от 11 марта 2012 г. N 160 в настоящий приказ внесены изменения Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80"Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" С изменениями и […]
  • Единовременное социальное пособие на ребенка Единовременное пособие при рождении ребенка Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей или лицо, его заменяющее. При рождении двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. Размер пособия с […]
  • Ст 13 закона о полиции комментарии Ст 13 закона о полиции комментарии Затула Игорь Викторович 1 февраля 2013, 11:19 Ответ эксперта В соответствии с ч.2 ст.13 Федерального закона РФ от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" право останавливать транспортные средства, если это […]
  • Паспорт гражданина рф 1997 Паспорт гражданина рф 1997 Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828"Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации"(с изменениями от 25 […]
  • Приказ министерства здравоохранения 386 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2015 г. № 386н “О внесении изменений в приложения к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1175н “Об утверждении порядка назначения и выписывания […]
  • Закон флаге рф Федеральный конституционный закон от 21 декабря 2013 г. N 5-ФКЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального конституционного закона "О Государственном флаге Российской Федерации" и статью 3 Федерального конституционного закона "О […]
  • Программа по содействию добровольному переселению соотечественников Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года № 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" Комментарии […]