Поощрение и наказание подростка в семье — Доброе дело

Поощрение и наказание подростка в семье

План-конспект на тему:
Меры поощрения и наказания в семье

Предварительный просмотр:

Меры поощрения и наказания в современных семьях

Цель: определение значения поощрений и наказаний в семейном воспитании.

  • структурировать знания родителей в области воспитательных воздействий в отношении подростка;
  • создать условия для оценки родителями собственной системы воспитания;
  • ознакомить родителей с педагогическими требованиями приме нения поощрений и наказаний.
  • Форма проведения: традиционное собрание.

    Участники- классный руководитель, родители учащихся.

    Подготовительный этап: анкетирование учащихся.

    1. Как часто ваша семья собирается вместе?

    2. Едины ли родители в своих требованиях к вам?

    3. Принимаете ли вы но внимание мнение родителей при выборе
    друзей?

    4. Говорите ли вы родителям правду?

    5. Как часто родители вас наказывают?

    6. Какие меры наказания и поощрения используют ваши родители?

    г) жесткие требования;

    з) физическое наказание.

    7. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

  • решает сообща жизненные проблемы;
  • занимается семейно-бытовым трудом;
  • в) вместе проводит досуг;

    г) смотрит телепередачи;

    д) обсуждает вопросы работы, учебы;

    е) делится впечатлениями о прожитом дне;

    ж) поет, музицирует;

    з) каждый занимается своим делом.

    Оформление помещения: цитаты и определения на доске:

  • «Если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Луч ше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными» <К.Д. Ушинский);
  • «Наказание — очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности» (АС. Макаренко);
  • «Поощрение — это признание, положительная оценка поведе ния или качества ученика со стороны педагога или коллектива товарищей, которые выражены публично или в личной форме» <И.Ф.Харламов);
  • «Поощрение — положительная оценка действий воспитанников» (И.П. Подласый);
  • «Поощрение — метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирование к новым». (Педагогическая энциклопедия);
  • «Наказание — метод педагогического воздействия, которое должно предупредить нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми»;
  • «Наказание — метод разрешения конфликтов, могущих возник-
    нуть на основе противоречий между требованиями педагогов
    и коллектива, с одной стороны, и поведением отдельных детей с другой»;

  • «Наказание — мера воздействия против совершившего преступление, проступок»;
  • «Наказание — метод педагогического воздействия, используемый в условиях конфликтной ситуации и направленный на тор можение нежелательных явлений в поведении детей, а также стимулирующий их общественно полезную деятельность путем наложения дополнительных обязанностей, лишения определен ных прав или морального порицания»;
  • «Наказание — средство педагогического воздействия, исполь зуемое в тех случаях, когда ребенок не выполнил установленные требования и нарушил нормы поведения»;
  • «Детей наказывают стыдом, а не кнутом» (русская пословица).
  • I. Вступительное слово классного руководителя

    Поощрение и наказание — простейшие из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать свое отношение к поступкам и проявлениям ребенка.

    Я думаю, каждый из вас имеет свое мнение по поводу наказаний и поощрений ребенка, и сегодня мне хотелось бы еще раз рассмотреть виды воздействий, их влияние на детей и эффективность.

    Люди чаще всего руководствуются мотивом «потому что», хотя ло гичнее было бы использовать мотив «зачем». Вполне закономерно, что люди стремятся к конкретному результату, прикладывают определен ные усилия, следуя намеченным путем.

    Какими мы хотим видеть своих детей? Инициативными или пассив ными, настойчивыми и упорными или подчиняющимися? Что воспи тываем мы в них день изо дня? Взращиваем ли мы в них уверенность в собственных силах и будущих успехах или в очередной раз внушаем неспособность справиться с заданием?

    Используя наказание и поощрение, родитель фиксирует внимание чада либо на успехах, либо на неудачах, таким образом, ребенок полу чает важную информацию о себе, которая ложится в основу «образа Я» и самооценки сына или дочки.

    Поощрение положительных проявлений и поступков ребенка спо собствует повышению его уверенности в себе и чувства компетентности, а следовательно, повышению его самооценки. Постоянное упоминание о недостатках и неудачах повышают неуверенность в собственных си лах и внутреннюю тревожность. Каким же мы хотим вырастить своего ребенка? Только определив конечный результат, мы можем правильно использовать воспитательные воздействия, а именно: поощрения или наказания.

    II. Анализ анкетирования учащихся

    Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принци пиально новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть «механизм» действия этих воспитательных средств в системе организации воспитательного процесса, был А.С. Макаренко. Главный смысл наказания А.С. Макаренко видел в том, что оно должно разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов». С таким пониманием тесно связана его идея о необходи мости индивидуализации наказания и недопустимости каких бы то ни было регламентированных «шкалой» мер воздействия. Вместе с тем Антон Семенович отстаивал необходимость выработки в коллективе определенных традиций, связанных с поощрением и наказанием. Бо рясь против «шкалы», по которой можно было бы поощрять и наказывать без анализа причин поступков детей и учета их индивидуальных особенностей, А.С. Макаренко вместе с тем считал, что педагог должен располагать достаточно богатым арсеналом средств поощрения и наказания.

    Поощрения и наказания должны строиться на точном и всесторон нем учете индивидуальных и возрастных особенностей детей, тщатель ном анализе причин и мотивов их поступков и конкретных ситуаций, в которых эти поступки совершаются. Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае вытекает не из кикой -то «шкалы» пороков и добродетелей, за которые следует строго отмеренная доза карательных мер и наград, а из реально проявляю щейся в данной педагогической ситуации потребности в коррекции поведения детей.

    В каждой семье существует своя система поощрений и наказаний. О том, что присутствует в арсенале наших родителей, подростки расска зали в ответах анкеты. Оказалось, что наиболее частым воспитательным воздействием в семье является — (__________). Это отметили (___) % учащихся. В порядке убывания частоты применения поощрений и на казаний имеем следующие виды:

  • (_________) — (_____) % учащихся;
  • (__________) — (_____) % учащихся.
  • Наказывают родители систематически — (_____) учащихся, иногда — (_____) учащихся, никогда — (______) учащихся.

    (Далее анализ строится таким образом, чтобы наблюдалась связь между результатами анкетирования. Следует указать зависимость един ства родителей в требованиях и желания говорить родителям правду, или прислушиваться к мнению родителей в выборе друзей; частоты совместного времяпровождения и его видов.)

    III. Формы и виды поощрений.

    Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий детей. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разно образны:

  • одобрение;
  • ободрение;
  • похвала;
  • благодарность;
  • предоставление почетных прав и т. д.
  • Несмотря на кажущуюся простоту, метод требует дозировки и ос торожности. Неумение или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию. Важно соблюдать определен ные требования к поощрению.

  • Поощряя, родители должны стремиться, чтобы поведение подро стка мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравствен ными мотивами.
  • Поощрение не должно противопоставлять подростка остальным членам семьи. Поэтому поощрения заслуживает ребенок не толь ко когда он добился успеха, но и когда добросовестно трудился на общее благо, показывал пример честного отношения к делу. Надо поощрять, если сын или дочка проявили высокие нравственные качества: трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогая другим.
  • Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы: кому, сколько и за что. Поэтому оно должно соответствовать заслугам подростка, его индивидуальным особенностям и не быть слиш ком частым. Выбирая поощрения, важно найти меру, достойную ребенка. Неумеренные похвалы приводят к зазнайству.
  • Поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя положительные качества ребенка, родитель вселяет в него уверенность, воспи тывает целеустремленность и самостоятельность, желание пре одолеть трудности. Подросток, оправдывая оказанное доверие, преодолевает свои недостатки.
  • Пожалуй, главное в воспитании — соблюдать справедливость. Ре шая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь с самим ребенком.
  • — За что не следует его хвалить:

  • за то, что получено от природы;
  • из жалости (дети это чувствуют);
  • второй раз за одно и то же достижение;
  • за то, что достигнуто не своим трудом;

    • из-за желания понравиться.

    Наказание же, как утверждают педагоги, имеет тройное значение.

    Во первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. И ребенок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить no возможности сломанную или разбитую вещь. Из своих карманных денег хотя бы частично возместить стоимость причиненного кому-либо ущерба.

    Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл, о чем мы уже говорили.

    Но третьe, и, по всей видимости, главное значение заключается в снятии вины. «Провинность» представляет собой определенное осуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимся. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает.

    Из этого следует, что если мы наказываем ребенка из-за собствен ной нетерпеливости или плохого настроения, а также по причине находящих на нас приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но в его понятие о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения и урока на будущее.

    Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания.

    Важным условием развития самостимуляции в использовании на казаний является соблюдение меры.

    Существует классификация видов и форм наказания.

  • Наказания, связанные с изменением в правах детей.
  • Наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.
  • Наказания, связанные с моральными санкциями.
  • Внутри каждой из этих групп наказаний большое разнообразие форм, однако их тоже можно подразделить на следующие основные формы:

    а) наказания, осуществляемые по логике «естественных послед ствий»;

    б) традиционные наказания;

    в) наказания в форме экспромта.

    Родителю необходимо иметь представление и о наиболее типичных конкретных мерах наказания, используемых в воспитании детей и под ростков, в т. ч. в школе. Наиболее распространенной мерой наказания является замечание учителя. Замечание должно быть обращено к конкретному нарушителю требований педагога, правил для учащихся. Оно делается в вежливой, но официальной категорической форме.

    В отдельных случаях педагогом может быть использована такая мера, как приказание ученику встать у парты. Такое наказание целе сообразно в младших и подростковых классах по отношению к непо седливым, несобранным ученикам. Встав возле парты, находясь под пристальным взглядом учителя, привлекая к себе внимание всего клас са, ученик невольно сосредоточивается, приобретает собранность. Убедившись, что до него дошел смысл наказания, учителю следует незамедлительно посадить его на место. Ошибку совершают учителя, которые ставят ученика возле парты порой надолго, а иногда ухитряются поставив в разных концах класса несколько таких провинившихся, держать их до самого конца урока. Не говоря уже о том, что для ребенка такое длительное стояние попросту вредно, утомляет его, на казание, превращаясь в своеобразное унижение, вызывает естествен ный протест. Улучая минутку, когда учитель не смотрит на него, такой возле парты стоящий ученик начинает развлекать окружающих, ища их поддержки и сочувствия. Обычно дело заканчивается тем, что учи тель удаляет провинившегося из класса, а тот, чувствуя себя «героем», отправляется в коридор, провожаемый одобрительными усмешками товарищей.

    Весьма серьезная мера наказания — выговор. Смысл выговора — в моральном осуждении поступка ученика. Если выговором завер шается острое, принципиальное обсуждение поведения ученика на совещании при директоре или педагогическом совете, с участием его товарищей, эта мера наказания становится весьма сильной. Обсужде ние отрицательного поступка ученика может и не завершаться выгово ром, а ограничиваться лишь объявлением ему устного замечания или оформлением дисциплинарной записи в дневник.

    Наряду с предусмотренными официальными документами, в шко лах используются и такие меры наказания, как поручение дополни тельных трудовых обязанностей (наряд).

    Другой мерой наказания является отстранение на какое-то время от работы, от участия в коллективном общественно полезном деле. Ис пользование этой меры целесообразно в том случае, если наказанный положительно относится к данной деятельности, дорожит возможно стью участвовать в ней вместе со своими товарищами.

    Нельзя в качестве меры наказания лишать ребенка прогулки, еды, того, что необходимо ему для нормального развития. Кроме того, сле дует вообще помнить, что наказания, связанные с теми или иными ог раничениями, лишениями, приемлемы в основном лишь в отношении дошкольников и младших школьников.

    В качестве наказания может быть использована и отсрочка ожи даемого поощрения. К примеру, можно на некоторое время отложить покупку какой-то вещи: велосипеда, фотоаппарата — это в семье. В школе педагог может также отодвинуть по срокам какие-либо приятные мероприятия, расширение прав и привилегий ребенка. Однако рекомендовать отмену ранее данного обещания как меру наказания едва ли можно. Ведь в наказании, как и в поощрении, чрезвычайно важна справедливость.

    Обратимся непосредственно к семейным мерам поощрения и на казания. Желая вырастить сильного и здорового человека, родители должны чаще использовать поощрение. Очень часто родители поощряют детей за успешное обучение деньгами. Конечно, это самый простой для родителей способ поощрить сына или дочку, не нужно прикладывать никаких усилий, просто дать деньги. Но для ребенка деньги не являются основной потребностью, намного важнее эмоциональный контакт с родителями, возможность участвовать в совместном деле или просто провести время вместе. Есть еще один аспект материального поощрения — у школьника не развивается собственно учеб ной мотивации, не возникает интереса к получению новых знаний, он не научится получать удовольствие от приобретения и использования знаний. К тому же, покупая отметки за деньги, родители делают акцент не на полученных или усвоенных знаниях, а именно на отметке, а ребенок, в свою очередь, учится использовать различные пути для получения желаемой отметки.

    Наиболее эффективным способом поощрения учебных успехов сына или дочки является эмоциональная реакция родителя. Напри мер, слона родителя «Я горжусь тобой», «Я очень рад за тебя» являются для ребенка лучшей похвалой и придают ему сил.

    Отличным поощрением для ребенка также является совместный досуг. Позитивные эмоции объединяют, сближают и создают пространство для доверия и искренности, в то время как наказания способствуют отчуждению и конфронтации.

    Наказание обычно используется для искоренения нежелательного поведения и серьезных проступков. Очень важно разделять мелкие и серьезные нарушения. Выбирая способ наказания сына или дочери, родители должны помнить, что физическое наказание унижает ребенка и способствует развитию негативного «образа Я». Наказывать лучше, лишая хорошего, чем делая плохое. Для того чтобы наказание было эффективным и не разрушало доверительные отношения между детьми и родителями, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Наказание должно соответствовать проступку ребенка и по могать его исправить. Например, если ребенок получил «2», нет смысла лишать возможности смотреть телевизор на целый месяц. Нужно лишить его удовольствия на то время, которое необходи мо для подготовки к исправлению оценки.
  • 2. Ребенок может быть наказан только за свой проступок.

    Например, если один из братьев получил плохую оценку, не быть наказаны оба брата.

    3. Нельзя быть наказанным дважды за один и тот же поступок. Например, родители говорят ребенку, что за беспорядок в комнате он не пойдет в кино, не будет смотреть телевизор и ему не купят новую вещь.

    4. Отложенное наказание или угрозы, не приводящие к действиям, вредят авторитету родителей. Нет смысла постоянно

    повторять сыну или дочке: «Если ты сделаешь это еще раз – я тебя накажу гораздо эффективнее наказать ребенка один раз. 5. Нельзя наказывать ребенка, когда он болен, плохо себя чувствует, когда ребенок старается и у него не получается.

    Очень важно помогать сыну или дочке разобраться в причинах случившегося независимо от того, насколько серьезным был проступок. Желая видеть своих детей успешными, не переусердствуйте. Давайте детям право на ошибку.

    IV. Подведение итогов.

    Овладение искусством применения поощрений и наказаний требует немалых усилий. «Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», — подчеркивал Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. Именно поэтому, А. С. Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям использовать поощрение нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости.

    Проект решения собрания

    Решением собрания считать памятки для родителей с указанием требований к наказаниям и поощрениям.

    1. Сравнивайте своего ребенка не с другими детьми, а с тем, каким он был вчера. Дайте ребенку ощущение роста своих возможностей.
    2. Постарайтесь найти такую сферу деятельности, в которой ваш ребенок успешен. Хвалите сына или дочку почаще.
    3. Вы и ребенок должны верить: все успехи постоянны, а неудачи вре менны.
    4. Не делайте сыну или дочке замечания у всех на глазах, поговорите с ними наедине.
    5. Постарайтесь не фиксировать внимание школьника на оценке. Лучше оценивать его старание и желание учиться.
    6. Все школьные вопросы решайтe с сыном или дочкой спокойно и доб рожелательно, не заставляйте и не настаивайте.
    7. Помогайте ребенку правильно организовать свое рабочее место, при учайте его следить за своими вещами.
    8. Поощрение всегда более эффективно, чем наказание. В свою очередь наказание должно выражаться в лишении сына или дочки приятного и привлекательного, а не в негативном воздействии.
    9. Педагогические требовании к поощрению

    10. Поощрение должно быть справедливым
    11. Поощрять следует не только совокупность достижений, но и за отдель ные реальные успехи.
    12. Необходимо учитывать возрастные особенности детей.
    13. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.
    14. Не злоупотреблять и не захваливать.
    15. Использовать различные меры поощрения.
    16. Не следует забывать о тех, кто редко поощряется или не поощряется.
    17. Поощрение должно быть в присутствии других детей.
    18. Поощрение должно быть доброжелательным, идти от сердца, от души.
    19. Педагогические требования к наказанию.

    20. Наказание должно быть строго субъективным.
    21. Сочетать наказание с убеждением.
    22. Отсутствие поспешности в применении наказания.
    23. Применять наказание лишь после того, как другие методы и средства не дают никаких результатов.
    24. Наказание должно быть строго индивидуализировано.
    25. Не злоупотреблять наказанием.
    26. Несколько слов о наказании

      Наказывать и ругать ребенка нельзя:

    27. Когда ребенок болен, плохо себя чувствует или еще не оправился по сле болезни
    28. когда ребенок ест;
    29. после сна или перед сном;
    30. во время игры
    31. во время учебы или работы
    32. Сразу после физической и душевной травмы (падение, травма, ‘ драка плохая отметка, любая неудача);
    33. ребенок не справляется: со страхом, с невнимательностью, ленью, раздражительность;
    34. когда у него что-то не получается;
    35. когда мы сами не в себе: устали, огорчены или раздражительны.
    36. Как дать ребенку почувствовать себя значимым

    37. Практиковать общение на равных, не «сверху», а на уровне глаз.
    38. Попросить ребенка вас чему-нибудь научить.
    39. Спрашивать у детей совета.
    40. Интересоваться планами ребенка и их учитывать.
    41. Спрашивать у ребенка его вещь и стучаться к нему в комнату.
    42. Просить о помощи в чем-либо. После этого не критиковать.
    43. Давать посильные поручения с заведомым успехом.
    44. Одобрение вообще (в целом).
    45. Поддержка в трудной ситуации.
    46. Не сюсюкать с ребенком. Разговаривать как со взрослым.
    47. Встречать как лучшего друга и провожать.
    48. Позволять ребенку защищать себя, в т. ч. от младших и от девочек.
    49. Если вы не правы, просить прощения.
    50. Позволяйте ребенку выражать свои чувства и делитесь своими.
    51. Позволяйте детям делать ошибки и встречаться с их последствиями. (Отрицательный опыт — это тоже опыт. Найти плюсы и выход).
      1. Уделять ребенку максимум внимания 15 минут каждый день.
      2. Концентрировать внимание не на ошибке, а на том, как выйти из слож ной ситуации.
      3. Помните о необходимости телесного контакта (2-3 раза в день ми нимум).
      4. По теме: методические разработки, презентации и конспекты

        Данная презентация поможет как классным руководителям подготовиться к родительскому собранию, так и родителям в воспитании подростков.

        Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать п.

        Памятка содержит педагогические требования к поощрению и наказанию, советы, как поощрять ребенка в семье, как услышать своего ребенка.

        Доклад для родителей общеобразовательной школы.

        В данной статье рассмотрены особенности применения поощрений и наказаний. Здесь можно найти ответы на вопросы: «За что можно поощрять детей? Как поощрять детей? Всегда и нужно наказывать детей? .

        Цели собрания:1. Познакомить родителей с Конвенцией о правах ребёнка2. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.3. Формировать у родителей культуру поощрения ребёнка в семь.

        Родительское собрание с анкетированием и вовлечением родителей.

        Поощрение и наказание: почему они не действуют на подростков?

        Почему подростки склонны к риску и с трудом налаживают дисциплину: слово психологам и нейробиологам.

        Одна из самых частых причин, по которым родители обращаются к психологу, — это проблемы с дисциплиной у ребёнка. И особенно остро этот вопрос встаёт у родителей подростков. Большинство осознаёт, что в это время взрослеющему ребёнку нужно больше свободы, но что насчёт ответственности? Взросление не приходит без осознания последствий наших поступков, однако создаётся ощущение, что любая попытка напомнить об этом воспринимается в штыки.

        Учителя и родители со вздохом отчаянья признают, что подростка почти невозможно заставить делать то, что, по их мнению, является действительно важным: хорошо учиться, задумываться о будущей профессии, уважительно относиться к окружающим. С точки зрения психологии это можно объяснить тем, что в таком возрасте ребёнку необходимо отстаивать независимость, или тем, что подростки более дорожат мнением друзей, а не взрослых, поэтому и отвергают любые механизмы воздействия. Но как тогда призвать не признающего авторитеты бунтаря к порядку?

        Что говорят психологи?

        По мнению психолога Шерил Сомерс, наказание — метод воспитания, сопряжённый со страданием, потому как он связан с демонстрацией власти и навязыванием контроля: родитель может наказать ребёнка, представить же обратную ситуацию невозможно. Кроме того, дисциплина прививается только посредством обретения самоконтроля, неустанное же контролирование со стороны родителей снимает ответственность: зачем принимать решения самостоятельно, если за тебя всё решит мама?

        Признание ребёнком своих ошибок в данном случае — не более чем формальность, помогающая поскорее отменить неприятные ограничения. Так происходит потому, что наказание зачастую не связано с проблемой поведения. Подросток обижает младшего брата — родитель отбирает у обидчика телефон: очевидно, что такая мера никоим образом не отсылает к причине наказания и вызывает лишь страх и негодование.

        Сомерс замечает, что осознание последствий действеннее любого наказания: какой смысл запрещать компьютерные игры, если подросток не моет за собой посуду?

        Психолог предлагает иной метод: если ребёнок отказывается убирать за собой, создайте график, согласно которому на каждом члене семьи, например, будет лежать обязанность мыть посуду в течение недели. Цель такого мероприятия ясна: помимо того, что подросток будет принимать непосредственное участие в уборке, он также начнёт уважать усилия других членов семьи в сохранении порядка.

        А если ребёнок обижает младшего брата, нет никакого смысла запрещать ему гулять с друзьями, утверждает Сомерс. Вместо этого попросите его провести время с братом на выходных: прогулка в парке или совместный поход в кино поможет наладить отношения, если, конечно, будут поданы в качестве просьбы, а не навязаны приказным тоном.

        Подход Сомерс к формированию дисциплины через осознание последствий кажется логичным и гуманным. Жаль только, что нейробиологи развенчивают его эффективность.

        Что думают нейробиологи?

        Читайте также :

        Действительно, наказания в большей степени не имеют влияния на подростков — но, к сожалению, это справедливо и в отношении методики Сомерс. И виной всему, как показало недавнее исследование, взрослеющий мозг.

        Подростковый период начинается с биологических изменений, сопутствующих половому созреванию, и заканчивается тогда, когда человек обретает стабильную, независимую роль в обществе. Но вместе с тем, это также время реорганизации мозга — того органа, которому будет посвящено ещё немало научных открытий в ближайшем будущем.

        В подростковом возрасте серое вещество, которое стремительно росло с момента рождения, начинает истончаться. Это, скорее всего, связано с процессом «синоптической обрезки», избавляющей мозг от ненужных синапсов и увеличивающей нейронную эффективность. Такое истончение происходит в том числе в префронтальной коре, которая отвечает за когнитивный контроль и принятие решений.

        Созревание префронтальной области коры происходит неравномерно, в то время как лимбические структуры, отвечающие за эмоциональное реагирование, напротив, достаточно развиты к 11-14 годам. Получается, что слабость префронтальной коры при доминировании лимбических структур приводит к тому, что подростки не могут контролировать себя, склонны к риску, не умеют делать выводы из собственных поступков, часто ошибочно интерпретируют слова и действия окружающих и с трудом концентрируются. Безрадостная статистика: так называемое рискованное поведение становится причиной около 70% подростковых смертей.

        У детей и лимбические структуры, и префронтальная кора развиты ещё недостаточно, поэтому они хоть зачастую и ведут себя неуправляемо, но всё-таки не настолько импульсивны, как те, кто уже вступил в пору юношества.

        Данный тезис был подтверждён несложным экспериментом: людям от 13 до 20 лет предложили выполнить видеотест во время прохождения магнитно-резонансной томографии. Испытуемые должны были правильно выстроить последовательность планет. За каждый верный ответ они получали денежное вознаграждение, а за каждую ошибку теряли деньги. Кроме того, в каждой игре были раунды с повышенными ставками вознаграждений.

        Ожидалось, что более высокие ставки заставят участников показывать и более высокую мотивацию при прохождении заданий. Однако, как продемонстрировал эксперимент, это было справедливо только для тех испытуемых, которым было 19-20 лет, испытуемые же более младшего возраста показывали одинаковый результат независимо от суммы вознаграждения. Данные МРТ позволили обнаружить, что у взрослых участников, выполнявших тест с большим энтузиазмом, наблюдалась активность префронтальных областей и более мощная связь между префронтальной корой и полосатым телом.

        Таким образом, мозг взрослого обычно неплохо справляется с выстраиванием причинно-следственной связи: если я буду работать усерднее, я получу премию, а если я буду работать спустя рукава, меня уволят. Психологи назвали бы этот процесс способностью адаптировать когнитивные качества под требования окружающей среды, бизнесмены — анализом эффективности затрат, а мы бы, отбросив научные термины, решали бы, стоит ли игра свеч.

        Итак, исследование научно обосновало, что юность — прекрасное время свободы от ответственности. К сожалению, с возрастом безрассудство нас покидает — но к счастью, с возрастом же мы обретаем понимание того, как приемлемо вести себя в социуме и что позволит нам получить достойное вознаграждение за свои труды.

        Дисциплина против наказания

        Получается, остаётся лишь смириться с тем, что у подростков сложные отношения с дисциплиной? В общем и целом, такова жестокая реальность: едва ли стоит надеяться, что ребёнок в возрасте 14-18 лет действительно сможет осознать, как он вас ранит, не желая возвращаться домой до полуночи и не отвечая на ваши звонки.

        Следуя логике Сомерса, можно было бы воспроизвести зеркальную ситуацию: задержитесь на весёлой вечеринке, никого не предупредив, и вдобавок выключите телефон. Однако весьма сомнительно, что ваше невербальное сообщение заставит ребёнка прочувствовать, как вам тяжело мириться с его неповиновением.

        Между тем, все забывают о банальном факте: дети учатся только на нашем примере. Любой родитель, прочитав эти слова, отмахнётся: мол, да знаем мы — но только как это поможет сделать ребёнка более ответственным? Но, как продемонстрировал социальный эксперимент, проведённый ещё в начале 80-х, только это и может помочь.

        В то время правительство Швеции было крайне обеспокоено мощным ростом асоциального поведения среди подростков: несовершеннолетние употребляли наркотики и алкоголь, занимались вандализмом и нередко проводили время в полицейском участке.

        Чтобы разобраться в причинах столь настораживающей тенденции, психологи решили сравнить то, как проживают подростки-правонарушители и подростки, не имеющие проблем с законом. Оказалось, что не было особой разницы между материальным достатком и социальным положением их семей, в то время как эмоциональная составляющая, напротив, заметно отличалась.

        Конечно, некоторые из них из любопытства пробовали алкоголь или совершали правонарушения в компании «хулиганов», но такое поведение, скорее, носило экспериментальный характер, и не превратилось в образ жизни.

        Между тем, так называемые проблемные подростки совсем необязательно проживали в неблагополучных семьях. Нередко их родители вели вполне приемлемую с точки зрения социальных норм жизнь, однако их поступки не соответствовали тем качествам, которые они старались привить детям: можно ли упрекать ребёнка в непунктуальности, когда сам постоянно опаздываешь на работу? Можно ли требовать независимости от мнения окружающих, если сам не уверен в себе? Такое несоответствие «слова и дела» в поведении взрослых морально дезориентировало подростков и делало их более лёгкой добычей для различного рода негативных влияний.

        При этом было не так важно, придерживались ли родители традиционного строгого воспитания или, будучи последователями Спока, предоставляли им полную свободу — важно было лишь то, насколько они сами живут согласно тем ценностям, которые пытались взрастить в своих детях.

        В статье «Наказание против дисциплины» американский психолог Бруно Беттельгейм писал: «Мы должны быть честными с детьми в отношении наших эмоций, с одной стороны, показывая, как сильно мы их любим, а с другой, не боясь продемонстрировать разочарование, когда мы огорчены их поступками. Ведь наши эмоции — часть нас самих. При этом мы не должны требовать от ребёнка совершенства. Однако, если мы стремимся прожить как можно более нравственно гармоничную жизнь, ребёнок, впечатлённый преимуществами такой жизни, сделает всё, чтобы жить так же».

        Сколько бы эффективных методик воспитания ни существовало, пример родителей — самый мощный и наиболее естественный метод воздействия. По крайней мере, уловки поощрений («пойдёшь гулять, если сделаешь уборку») и запреты наказаний («ты никуда сегодня не пойдёшь!») уж точно не идут с ним в сравнение.

        Наказания и поощрения детей, контроль требований и запретов

        В предыдущих статьях было рассказано о стилях семейного воспитания, детско-родительских отношениях и дисгармоничном воспитании, и о контроле за детьми

        Сегодня продолжим рассмотрение родительского контроля за выполнением детьми требований и запретов, и остановимся на теме: родительские наказания и поощрения детей

        Родительское наказания и поощрения детей

        Контроль исполнения требований и запретов может быть тотальным, систематическим, ситуативным, и отсутствовать вообще (т.е. попустительство). При том, что иногда требуются наказания и поощрения ребенка

        Рассмотрим каждый вид контроля в отдельности, и далее, увидим как правильно наказывать и поощрять детей

        Родитель хочет знать о ребенке все: от мыслей, чувств и переживаний до его поступков и поведения.

        При тотальном контроле ребенок теряет чувство безопасности и интимности внутреннего мира. У ребенка появляется тревога, он теряет чувство свободы переживает зависимость. У него рождается чувство подчинения, беспомощности и бессилия.

        Систематический контроль разделяет (дифференцирует) сферы жизнедеятельности ребенка на участки, которые контролируются родителем, и участки, которые контролируются ребенком. Этот вид контроля дает ребенку необходимую самостоятельность, но, в тоже время, сохраняет стабильное наблюдение родителя за его поведением и деятельностью.
        Этот способ контроля исполнения требований и запретов является оптимальным.

        Ситуативный контроль является случайным, он непоследователен, непродуман, не обоснован возрастно-психологическими и индивидуально личностными (Личность ребенка) особенностями ребенка. При таком виде контроля, у ребенка не развивается самоконтроль.

        Отсутствие контроля, или попустительство, крайне отрицательно влияет на ответственность, произвольную регуляцию и волю ребенка. Такие дети импульсивны (удовлетворение случайных позывов управляет поведением), порой асоциальны (не умеют вести себя в обществе), и с низкой саморегуляцией.

        Родительский контроль исполнения требований и запретов

        может осуществляться или по результату действия, или по способу действия. Если контроль осуществляется по результату, то родитель не уделяет должного внимания на причины не успешности ребенка, а при контроле по способу, родитель смотрит на причины неудач ребенка. Контроль по результату не имеет смысла, если ребенок не владеет способом действия.

        Со способами контроля закончили, и теперь перейдем к самому важному:

        Как наказывать и поощрять детей

        Наказания и поощрения — суть, отрицательное и положительное подкрепление действий ребенка для регуляции его поведения.

        Как педагоги, так и психологи против негативного подкрепления действий ребенка (негативное приводит к негативному), т.к. наказания (особенно частые и по пустякам) отрицательно сказываются на развитии личности ребенка.
        Психологический анализ проблемы наказаний и поощрений представлен в психоанализе (З. Фрейд), индивидуальной психологии (А. Адлер), поведенчиском подходе (Б.Ф. Скиннер, А. Бандура), гештальтпсихологии (К. Левин), гуманистической психологии (К. Роджерс, Т. Гордон и др.).

        По мнению Альфреда Адлера решающую роль в формировании гармоничной, здоровой личности играют родительские отношения и тип семейного воспитания.

        Э. Фромм считал, что облако негативных последствий от наказаний для развития личности является очень отрицательным фактором, эти последствия включают в себя чувство отверженности ребенка, страх потери родительской любви, детскую ревность, амбивалентное (по разному, неоднозначно) отношение к родителям, детскую ложь, социальные провокации.

        А. Адлер делает основной упор на поощрения и положительные подкрепления поведения ребенка, т.к. любое наказание подкрепляет чувство неполноценности и ведет к формированию комплекса.
        Наказания порождают озлобленность, точно также как принуждения и командование ребенком. При таких условиях у ребенка не формируется социальный интерес.

        Взаимоуважение членов семьи, является главным принципом воспитания.
        Поддержка и поощрения стали приоритетной стратегией в воспитании детей, они дают ребенку переживание чувства собственного достоинства и уважения к собственной личности.

        Какие бывают наказания детей

        : это физическая агрессия, вербальная агрессия, аффективное воздействие на ребенка, лишение родительской любви, ограничение активности ребенка, лишение благ и привилегий, инициирование чувства вины, принуждение к действию, наказание естественными последствиями, отложенный конфликт, блокирование нежелательного действия, логическое объяснение и обоснование (Р. Кэмпбелл, X. Джайнотт, Д. Лешли, П. Лич, Й. Раншбург, П. Поппер, Э. Лешан, Д. Нельсен, Л. Лот, С. Глен, А.С. Спиваковская и др.).

        Физические наказания ребенка: намеренное нанесение вреда как физического, так и психологического, связанного с переживанием боли, боязнью боли, низвержением и унижением личности ребенка.
        Физические наказания детей приводят к морали власти и принуждения, малому усвоению социальных норм поведения, безынициативности, тревожности. изворотливости, лжи, покорности, зависимости, агрессивности, снижению чувства вины у ребенка, что препятствует формированию здорового самосознания; растет агрессивность, жестокость и склонность к насилию по отношению к другим.

        Вербальные (словесные) наказания детей, такие как, порицание, упреки, ворчливость, осуждение, негативная оценка личности ребенка. В связи с чем происходят отрицательные последствия, при этом нарушается личностное развитие, формируется низкое самопринятие и самооценка, зависимость,тревожность, неуверенность в себе, мотивации избегания, скрытности, зависти. Следует иметь ввиду, что все высказывания родителя интерпретируются ребенком с точки зрения получения информации о себе (какой я есть); о родителе (какой человек отец, мать); об отношении родителя к ребенку ( «любит — не любит»).

        Аффективное воздействие (гнев, ярость, крик) приводят к потере ребенком чувствительности, эмпатии (сочувствия к другим), к чувству страха. При этом авторитет родителя падает, включается бессознательная защита (подробнее тут)и ребенок становится не чувствительным к родительским призывам и окрикам.
        Такой вид наказания, крайняя эмоциональная форма воздействия на ребенка.

        Лишение родительской любви, как метод наказания ребенка демонстрируется родителем в случае нарушения требований или запретов в виде очевидного отвержения ребенка (по типу: Ты мне не нужен, раз ты так себя ведешь). В поведении родителя этот вид наказания проявляется в избегании контактов с ребенком. По данным исследований, такой способ наказания (в большинстве случаев) является не допустимым, т.к. может вызвать у ребенка страх, тревогу, потерю чувства безопасности. Хотя в ряде случаев такой вид наказания бывает весьма успешен только в том случае, когда ребенок реально видит, что это не постоянная мера, а ситуативная, и она относится не к личности ребенка, а к его поступку. В данном случае родителю необходимо использовать технику «Я» — сообщений (По типу: «Мне очень неприятен твой поступок, мне обидно», и т.п.).
        Однако, ввиду воздействия на аффективное состояние ребенка, злоупотреблять этой формой наказания нельзя.

        Ограничение активности ребенка в виде постановки в «угол», запирания в комнате, лишения прогулки, игр и т.п., вызывает чувство обиды, переживание беспомощности и зависимости о родителя; развивает пассивность или безынициативность, а также может вызвать у ребенка негативизм и различные виды протеста. Если такое наказание используется зачастую, то это может отразится на личностном развитии в целом. А, что касается запирания, особенно в темных помещениях, то это вообще, чревато фобиями.

        Лишение благ и привилегий состоит из временного запрета на то, чем ребенок уже обладал. Такое наказание может быть действенным, если запрещенное благо является для ребенка действительно ценным.

        Инициирование чувства вины включает в себя внушение ребенку представления о совершенном им моральном проступке, которое, в свою очередь, должно вызвать чувство вины и стыда у ребенка. Такой вид наказания может подойти только в том случае, если ребенком еще не приняты нормы морали, а когда они уже приняты и чувство вины за проступок у ребенка появляется само собой, то такое наказание может быть опасным, т.к. может сработать психологическая защита и проступок обесценится.

        Также, такой вид наказания детей может формировать наказывающее самосознание, низкое самопринятие и самоуважение, что в свою очередь сделает из ребенка неудачника, избегающего малейших трудностей и любых дел, в которых ему будет казаться, что он будет не успешным.

        Принуждение к действию — это когда родитель не объясняя причин заставляет ребенка что либо делать, при этом и не объясняет причин, и не обосновывает нужность этого действия (умывание, уборка постели и т.п.). Такие действия со стороны родителя воспринимаются ребенком как насилие и произвол, что в свою очередь, может привести к негативизму по отношению к родителю, или к пассивной покорности и подчинению власти. Плюс ко всему, у ребенка не разовьется самостоятельность и саморегуляция.

        Наказание ребенка естественными последствиями происходит в том случае, когда ребенок сделал кокой-либо ущерб, и должен сам это исправить (По типу: Намусорил -убери, Получил двойку — исправь, и т.п.). Этот способ наказания считается эффективным, потому что способствует конструктивному выходу из данной ситуации. Для родителя этот метод труден, потому что он (родитель) не может отказаться от немедленного реагирования на нарушение ребенка, а здесь необходимо проявить некоторую выдержку (потянуть время), дать ребенку возможность проявить инициативу, и не требовать от него немедленных действий (конечно же необходимо взирать на возраст и возможности ребенка). И, естественно не надо путать этот вид наказания от наказания трудом, в коем отражается принуждение к действию, со всеми вытекающими…

        Отложенный конфликт — это когда родитель вносит в общение паузу, в силу того, что в данный момент он не готов контролировать ситуацию из-за своего эмоционального возбуждения.

        Блокирование нежелательного действия используется в том случае, когда необходимо остановить действия ребенка которые могут причинить вред ему самому, окружающим или материальным и другим ценностям. После остановки действий ребенка, «разбор полетов» проводить лишь после отреагирования аффекта (разрядки эмоциональной напряженности ребенком).

        Логическое объяснение и обоснование направляет ориентировку ребенка в последствиях его поступка на окружающих людей, ребенок, как бы предупреждается о возможных последствиях своих действий для других людей. Этот способ хорош тем, что он формирует у ребенка чувствительность (сенситивность) к результатам своих действий, и развивает эмпатию (способность сочувствовать другим), и также способствует моральному развитию ребенка.

        Из вышесказанного следует то, что использовать для наказания можно лишь три метода, это: наказание естественными последствиями; блокирование нежелательного действия, а также логическое объяснение и обоснование. Остальные виды наказаний детей необходимо избегать.

        И еще несколько рекомендаций:

        1) Наказание должно соответствовать возрасту ребенка и тяжести проступка;

        2) Наказание не должно быть отложено, чтобы не породить страх, тревогу и депрессию;

        3) В состоянии аффекта (сильного нервного волнения) нельзя наказывать;

        4) Не надо делать проступок ребенка достоянием общественности (ни с кем не обсуждать);

        5) Родителям не стоит идти одним фронтом на ребенка.

        6) Родителям не спорить в присутствии ребенка по поводу мер воздействия на него.

        А теперь, давайте рассмотрим какие бывают поощрения детей

        Похвала, ласка, совместная деятельность, материальное поощрение, разрешение активности с расширением прав ребенка.

        Рассмотрим поощрения детей более подробно:

        Похвала — это самый распространенный способ родительского поощрения ребенка. Продуктивная похвала представляет собой описание результатов действий ребенка и их значения для окружающих. Неоправданная похвала содержит прямые оценки личности ребенка, сравнения, не адекватные его реальным достижениям и возможностям. Главное в похвале, то какие выводы из нее делает сам ребенок, а не ее текст. Если она для него реалистична, в отношении его возможностей и самооценки, то выводы ребенка оказывают позитивное воздействие на его саморегуляцию, а если она надумана, то эффект будет обратным позитиву. Необоснованная похвала воспринимается ребенком как насмешка. Не стоит слишком часто хвалить ребенка, чтобы не возникло чувство зависимости, подчиненности (особенно у подростков)(как родителям воспитывать подростка), ибо может возникнуть страх лишения позитивной оценки, неуверенность в своих силах, или же наоборот, потеряется критичность к себе.

        Ни в коем случае нельзя хвалить ребенка в сравнении с кем либо, это может породить конкуренцию, ревность, зависть в общении со сверстниками, и не нужно хвалить ребенка в присутствии группы сверстников, которые могут не так понять, т.к. их оценка может не совпасть с оценкой родителя.

        Ласка является позитивным контактом ребенка с родителем в словесной (вербальной) или тактильной (касание), и другой невербальной форме (мимика, жесты, поза). Ласка является для ребенка убедительным свидетельством положительной оценки родителем его поступка, повышает уверенность в себе, чувство безопасности и принятия, самооценку и самоуважение. Необходимо также, чтобы ласка и выражение любви родителей к ребенку не были жестко привязаны к его успехам и достижениям.

        Совместная деятельность, как метод поощрения ребенка — это совместная игра с ребенком, предложение принять участие в привлекательном общем занятии. Это очень продуктивный вид поощрения, однако не должно быть так, чтобы совместная деятельность с родителем в жизни ребенка, выступала лишь как средство поощрения.

        Материальное поощрение детей — (подарки, награды) может быть эффективно. Однако такие поощрения не следует связывать с конкретными достижениями ребенка, послушанием, выполнением требований родителей. Обещание вознаграждения за хорошее поведение или за определенный результат может запросто привести к формированию прагматичности ребенка, к тому же ребенок начнет ставить условия.

        Разрешение активности с расширением прав ребенка должно выполнятся не из-за воли родителя, и не в качестве награды, а как оценка взрослости и самостоятельности ребенка, доказанной его поступками и поведением.

        Поощрений должно быть гораздо больше, чем наказаний

        Поощрения нужно психологически правильно вставлять в родительское воспитание ребенка, их не может быть слишком много, поощрения должны стимулировать ребенка к самостоятельности и к творчеству, они должны создавать атмосферу принятия, любви к ребенку, подтверждения его значимости и самоценности как личности.

        Желаю всем родителям удачи в нелегком труде воспитания детей!

        Смотрите еще:

        • Вычитаются ли налоги с декретных Отправляя забеременевшую сотрудницу в отпуск, нужно не только правильно сделать расчет пособия, но и точно знать, облагаются ли декретные НДФЛ. Об этом и пойдет речь в данной статье. Прежде чем задаваться вопросом, облагаются ли […]
        • 628 приказ с изменениями Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 18 декабря 2017 г. N 628 "О внесении изменений в приказ Минсельхоза России от 13 июня 2017 г. N 283 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Министерства сельского хозяйства […]
        • Нотариус крылатское москва Нотариус города Москвы Ситникова Ольга Вячеславовна Московская городская нотариальная палата г. Москва. Рублевское шоссе дом 22. корпус 1 Тел.: +7 (495) 415-26-45 E-mail: [email protected] Открытие наследственного дела в день […]
        • Как оформить окно на кухне в хрущевке Ремонт квартиры Интернет журнал о ремонте и дизайне Как оформить окно на кухне? Дизайн интерьера Кухня - 23 Окт 2014 0 При выборе штор для дома обычно наибольшее внимание уделяется окнам в спальне или гостиной. Однако, кухня — это […]
        • Образец заявления на отпрашивание Форма, правила написания и образец заявления по семейным обстоятельствам Иногда в жизни происходят непредвиденные ситуации, и работнику приходится просить у руководителя небольшой отпуск без содержания для решения своих личных вопросов. […]
        • Восстановление срока кассационной жалобы апк Статья 117 АПК РФ. Восстановление процессуальных сроков (действующая редакция) 1. Процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. 2. Арбитражный суд […]
        • Закон о пневматические пистолеты ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ Классификация пневматики Что хочется сказать – даже второй тип оружия, который от 3 до 4 Дж, со стальными шариками имеет начальный полет снаряда в 100 – 170 м/с. А это достаточно много, так что может нанести как минимум […]
        • Это случится как преступление Ещё многих дураков радует бравое слово: революция! Он был болен уже давно; но не ужасы каторжной жизни, не работы, не пища, не бритая голова, не лоскутное платье сломили его: о! что ему было до всех этих мук и истязаний! Напротив, он […]