Это случится как преступление — Доброе дело

Это случится как преступление

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

Он был болен уже давно; но не ужасы каторжной жизни, не работы, не пища, не бритая голова, не лоскутное платье сломили его: о! что ему было до всех этих мук и истязаний! Напротив, он даже рад был работе: измучившись на работе физически, он по крайней мере добывал себе несколько часов спокойного сна. И что значила для него пища ≈ эти пустые щи с тараканами? Студентом, во время прежней жизни, он часто и того не имел. Платье его было тепло и приспособлено к его образу жизни. Кандалов он даже на себе не чувствовал. Стыдиться ли ему было своей бритой головы и половинчатой куртки? Но пред кем? Пред Соней? Соня боялась его, и пред нею ли было ему стыдиться?

А что же? Он стыдился даже и пред Соней, которую мучил за это своим презрительным и грубым обращением. Но не бритой головы и кандалов он стыдился: его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости. О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя! Он бы снес тогда вс╦, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким мог случиться. Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться и покориться пред ╚бессмыслицей╩ какого-то приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя.

Тревога беспредметная и бесцельная в настоящем, а в будущем одна беспрерывная жертва, которою ничего не приобреталось, ≈ вот что предстояло ему на свете. И что в том, что чрез восемь лет ему будет только тридцать два года и можно снова начать еще жить! Зачем ему жить? Что иметь в виду? К чему стремиться? Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего. Может быть, по одной только силе своих желаний он и счел себя тогда человеком, которому более разрешено, чем другому.

И хотя бы судьба послала ему раскаяние ≈ жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут! О, он бы обрадовался ему! Муки и слезы ≈ ведь это тоже жизнь. Но он не раскаивался в своем преступлении.

По крайней мере, он мог бы злиться на свою глупость, как и злился он прежде на безобразные и глупейшие действия свои, которые довели его до острога. Но теперь, уже в остроге, на свободе, он вновь обсудил и обдумал все прежние свои поступки и совсем не нашел их так глупыми и безобразными, как казались они ему в то роковое время, прежде.

╚Чем, чем, ≈ думал он, ≈ моя мысль была глупее других мыслей и теорий, роящихся и сталкивающихся одна с другой на свете, с тех пор как этот свет стоит? Стоит только посмотреть на дело совершенно независимым, широким и избавленным от обыденных влияний взглядом, и тогда, конечно, моя мысль окажется вовсе не так. странною. О отрицатели и мудрецы в пятачок серебра, зачем вы останавливаетесь на полдороге!

Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? ≈ говорил он себе. ≈ Тем, что он ≈ злодеяние? Что значит слово └злодеяние»? Совесть моя спокойна. Конечно, сделано уголовное преступление; конечно, нарушена буква закона и пролита кровь, ну и возьмите за букву закона мою голову. и довольно! Конечно, в таком случае даже многие благодетели человечества, не наследовавшие власти, а сами ее захватившие, должны бы были быть казнены при самых первых своих шагах. Но те люди вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг╩.

Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною.

Он страдал тоже от мысли: зачем он тогда себя не убил? Зачем он стоял тогда над рекой и предпочел явку с повинною? Неужели такая сила в этом желании жить и так трудно одолеть его? Одолел же Свидригайлов, боявшийся смерти?

Он с мучением задавал себе этот вопрос и не мог понять, что уж и тогда, когда стоял над рекой, может быть, предчувствовал в себе и в убеждениях своих глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие могло быть предвестником будущего перелома в жизни его, будущего воскресения его, будущего нового взгляда на жизнь.

Он скорее допускал тут одну только тупую тягость инстинкта, которую не ему было порвать и через которую он опять-таки был не в силах перешагнуть (за слабостию и ничтожностию). Он смотрел на каторжных товарищей своих и удивлялся: как тоже все они любили жизнь, как они дорожили ею! Именно ему показалось, что в остроге ее еще более любят и ценят, и более дорожат ею, чем на свободе. Каких страшных мук и истязаний не перенесли иные из них, например бродяги! Неужели уж столько может для них значить один какой-нибудь луч солнца, дремучий лес, где-нибудь в неведомой глуши холодный ключ, отмеченный еще с третьего года и о свидании с которым бродяга мечтает, как о свидании с любовницей, видит его во сне, зеленую травку кругом его, поющую птичку в кусте? Всматриваясь дальше, он видел примеры, еще более необъяснимые.

В остроге, в окружающей его среде, он, конечно, многого не замечал, да и не хотел совсем замечать. Он жил, как-то опустив глаза: ему омерзительно и невыносимо было смотреть. Но под конец многое стало удивлять его, и он, как-то поневоле, стал замечать то, чего прежде и не подозревал. Вообще же и наиболее стала удивлять его та страшная, та непроходимая пропасть, которая лежала между ним и всем этим людом. Казалось, он и они были разных наций. Он и они смотрели друг на друга недоверчиво и неприязненно. Он знал и понимал общие причины такого разъединения; но никогда не допускал он прежде, чтоб эти причины были на самом деле так глубоки и сильны. В остроге были тоже ссыльные поляки, политические преступники. Те просто считали весь этот люд за невежд и хлопов и презирали их свысока; но Раскольников не мог так смотреть: он ясно видел, что эти невежды во многом гораздо умнее этих самых поляков. Были тут и русские, тоже слишком презиравшие этот народ, ≈один бывший офицер и два семинариста; Раскольников ясно замечал и их ошибку.

Его же самого не любили и избегали все. Его даже стали под конец ненавидеть ≈ почему? Он не знал того. Презирали его, смеялись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее.

≈ Ты барин! ≈ говорили ему. ≈ Тебе ли было с топором ходить; не барское вовсе дело.

На второй неделе великого поста пришла ему очередь говеть вместе с своей казармой. Он ходил в церковь молиться вместе с другими. Из-за чего, он и сам не знал того, ≈ произошла однажды ссора; все разом напали на него с остервенением.

≈ Ты безбожник! Ты в бога не веруешь! ≈ кричали ему. ≈ Убить тебя надо.

Он никогда не говорил с ними о боге и о вере, но они хотели убить его как безбожника; он молчал и не возражал им. Один каторжный бросился было на него в решительном исступлении; Раскольников ожидал его спокойно и молча: бровь его не шевельнулась, ни одна черта его лица не дрогнула. Конвойный успел вовремя стать между ним и убийцей ≈ не то пролилась бы кровь.

Неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили Соню? Она у них не заискивала; встречали они ее редко, иногда только на работах, когда она приходила на одну минутку, чтобы повидать его. А между тем все уже знали ее, знали и то, что она за ним последовала, знали, как она живет, где живет. Денег она им не давала, особенных услуг не оказывала. Раз только, на рождестве, принесла она на весь острог подаяние: пирогов и калачей. Но мало-помалу между ними и Соней завязались некоторые более близкие отношения: она писала им письма к их родным и отправляла их на почту. Их родственники и родственницы, приезжавшие в город, оставляли, по указанию их, в руках Сони вещи для них и даже деньги. Жены их и любовницы знали ее и ходили к ней. И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, ≈ все снимали шапки, все кланялись: ╚Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!╩ ≈ говорили эти грубые, клейменые каторжные этому маленькому и худенькому созданию. Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась. Они любили даже ее походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идет, и хвалили ее; хвалили ее даже за то, что она такая маленькая, даже уж не знали, за что похвалить. К ней даже ходили лечиться.

Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, ≈ но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и вс╦ погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса.

Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячешных грез. Шла уже вторая неделя после Святой; стояли теплые, ясные, весенние дни; в арестантской палате отворили окна (решетчатые, под которыми ходил часовой). Соня, во вс╦ время болезни его, могла только два раза его навестить в палате; каждый раз надо было испрашивать разрешения, а это было трудно. Но она часто приходила на госпитальный двор, под окна, особенно под вечер, а иногда так только, чтобы постоять на дворе минутку и хоть издали посмотреть на окна палаты. Однажды, под вечер, уже совсем почти выздоровевший Раскольников заснул; проснувшись, он нечаянно подошел к окну и вдруг увидел вдали, у госпитальных ворот, Соню. Она стояла и как бы чего-то ждала. Что-то как бы пронзило в ту минуту его сердце; он вздрогнул и поскорее отошел от окна. В следующий день Соня не приходила, на третий день тоже; он заметил, что ждет ее с беспокойством. Наконец его выписали. Придя в острог, он узнал от арестантов, что Софья Семеновна заболела, лежит дома и никуда не выходит.

Он был очень беспокоен, посылал о ней справляться. Скоро узнал он, что болезнь ее не опасна. Узнав в свою очередь, что он об ней так тоскует и заботится, Соня прислала ему записку, написанную карандашом, и уведомляла его, что ей гораздо легче, что у ней пустая, легкая простуда и что она скоро, очень скоро, придет повидаться с ним на работу. Когда он читал эту записку, сердце его сильно и больно билось.

День опять был ясный и теплый. Ранним утром, часов в шесть, он отправился на работу, на берег реки, где в сарае устроена была обжигательная печь для алебастра и где толкли его. Отправилось туда всего три работника. Один из арестантов взял конвойного и пошел с ним в крепость за каким-то инструментом; другой стал изготовлять дрова и накладывать в печь. Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его. Раскольников сидел, смотрел неподвижно, не отрываясь; мысль его переходила в грезы, в созерцание; он ни о чем не думал, но какая-то тоска волновала его и мучила.

Вдруг подле него очутилась Соня. Она подошла едва слышно и села с ним рядом. Было еще очень рано, утренний холодок еще не смягчился. На ней был ее бедный, старый бурнус и зеленый платок. Лицо ее еще носило признаки болезни, похудело, побледнело, осунулось. Она приветливо и радостно улыбнулась ему, но, по обыкновению, робко протянула ему свою руку.

Она всегда протягивала ему свою руку робко, иногда даже не подавала совсем, как бы боялась, что он оттолкнет ее. Он всегда как бы с отвращением брал ее руку, всегда точно с досадой встречал ее, иногда упорно молчал во вс╦ время ее посещения. Случалось, что она трепетала его и уходила в глубокой скорби. Но теперь их руки не разнимались; он мельком и быстро взглянул на нее, ничего не выговорил и опустил свои глаза в землю. Они были одни, их никто не видел. Конвойный на ту пору отворотился.

Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и вс╦ лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она вс╦ поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута.

Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.

Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она ≈ она ведь и жила только одною его жизнью!

Вечером того же дня, когда уже заперли казармы, Раскольников лежал на нарах и думал о ней. В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе. Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково. Он припомнил теперь это, но ведь так и должно было быть: разве не должно теперь все измениться?

Он думал об ней. Он вспомнил, как он постоянно ее мучил и терзал ее сердце; вспомнил ее бледное, худенькое личико, но его почти и не мучили теперь эти воспоминания: он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания.

Да и что такое эти все, все муки прошлого! Вс╦, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь, в первом порыве, каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом. Он, впрочем, не мог в этот вечер долго и постоянно о чем-нибудь думать, сосредоточиться на чем-нибудь мыслью; да он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое.

Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря. В начале каторги он думал, что она замучит его религией, будет заговаривать о Евангелии и навязывать ему книги. Но, к величайшему его удивлению, она ни разу не заговаривала об этом, ни разу даже не предложила ему Евангелия. Он сам попросил его у ней незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу. До сих пор он ее и не раскрывал.

Он не раскрыл ее и теперь, но одна мысль промелькнула в нем: ╚Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере. ╩

Она тоже весь этот день была в волнении, а в ночь даже опять захворала. Но она была до того счастлива, что почти испугалась своего счастья. Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней. Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом.

Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, ≈ но теперешний рассказ наш окончен.

Преступления Дарьи Салтыковой

Чтобы не писали о веке Просвещения в России, нравы в 18-м столетии царили жесткие. Крепостное право означало, что крестьянин являлся вещью барина, и ничего особо страшного в его истязаниях никто не видел. Скажем, вполне благообразная графиня Салтыкова (не Салтычиха, ее однофамилица) носила парик. Но со свойственной дамам сентиментальностью, боялась, что об этом печальном факте узнают в обществе. И нашла вполне естественный по тем временам выход. Она держала крепостного парикмахера в клетке возле своей кровати. Три года. И подобных зверств было так много, что их даже переставали считать зверствами. Чтобы прославиться как злодей, и даже войти в историю, нужно было хорошенько постараться.

Дарье Салтыковой это удалось.

Жалоб на зверства помещиков, несмотря на всеобщий беспредел, всегда было много. Почему именно из дела Салтычихи устроили «показательный процесс»? С одной стороны — невероятная дикость ее преступлений. С другой — сигнал подданным от новой Императрицы.

В 1762 году после дворцового переворота, положившего конец недолгому правлению Петра III, на русский престол вступила Екатерина II. Новоиспечённой государыне было важно показать, что её правление будет законным и справедливым.

Как раз в это время пришла жалоба на свою помещицу Дарью Салтыкову от двух крепостных крестьян – Савелия Мартынова и Ермолая Ильина. В частности, Ермолай жаловался, что хозяйка поочередно извела трех его жен.

Началось долгое следствие, в результате которого выяснилось, что Салтыкова убила 138 человек за шесть лет! Зверствовать она начала 1756 году, а остановить ее удалось в 1762.

В материалах дела был, например, такой эпизод. Одного из слуг Салтыкова лично высекла. Потом он всю зимнюю ночь провел во дворе, а на утро помещица опять же сама облила его голову кипятком. Падающего человека она продолжала избивать, а потом распорядилась отвезти его в другую усадьбу, куда его доставили уже мертвым. Все это происходило в Москве, на Лубянке. В последствии, экскурсоводы стали рассказывать историю о том, что усадьба Салтыковой находилось там, где построили здание КГБ СССР. Видимо, это похоже на правду, но точного места салтыковского дома москвоведы не знают.

Большинство же ее преступлений совершалось в селе Троицкое под Москвой (находилось в районе нынешнего поселка Мосрентген).

В девичестве у Дарьи Ивановны была фамилия Иванова, ударение на первый слог, из столбовых (потомственных) дворян. Родилась она 11 марта 1730 года.

Вышла замуж за ротмистра лейб-гвардии Конного полка Глеба Алексеевича Салтыкова. В браке у них родилось двое сыновей – Фёдор и Николай.

Муж умер рано – девушке тогда не исполнилось и 27 лет, и Салтыкова унаследовала огромное состояние и все владения своего мужа. В её распоряжении оказалось почти 600 душ крепостных.

Как раз после смерти мужа она и начала проявлять садистские наклонности.

Сначала она стала жестоко избивать слуг за недобросовестно выполненную работу. Со временем наказания становились всё изощрённее. Она била жертв поленом, обливала кипятком, рвала уши раскалёнными щипцами. Выживших приказывала пороть до смерти, а сама с наслаждением наблюдала за этим. Часто поджигала несчастным волосы или просто собственноручно их вырывать. Любила пытать и убивать молодых невест перед самой женитьбой.

От гнева Салтычихи не были защищены даже дворяне – когда её любовник, землемер Николай Тютчев (дед великого поэта) решил жениться на другой, она сперва пыталась подговорить свою прислугу сжечь их дом, а затем, когда молодожёны уже собирались уезжать, приказала крестьянам убить их. Крестьяне, впрочем, предпочли предупредить Тютчева о грозящей ему опасности.

Среди ужасающих эпизодов этого «дела» — рассказ о истязании беременной женщины. Роды начались во время пыток, что только раззадорило наблюдавшую за всем помещицу, которая истошно кричала: «До смерти!».

До прошения Савелия и Ермолая, жалоб на Салтычиху поступало множество (историкам известно 21 обращение). Но при тогдашней бюрократии положить то или иное дело «под сукно» не представлялось большой проблемой. А Салтыкова и сама принадлежала к довольно родовитому роду, и по мужу. Да и на подарки влиятельным людям не скупилась. От жалоб, в результате, страдали сами жалобщики. Всех их следствие выдавало помещице.

Но когда началось настоящее следствие, открывались все новые и новые ужасающие подробности. Московская юстиц-коллегия вела следствие 6 (!) лет. То столько же, сколько продолжались активные садистские развлечения «кровавой барыни». В качестве вещественного доказательства были представлены счетные книги Салтычихи. Следователи обнаружили в них десятки записей о подозрительных смертях. То есть безумная помещица не забывала вести свою бухгалтерию. Чаще других умирали только что поступившие в дворню молодые девушки (среди них и те самые три несчастные жены конюха Ермолая).

Наказание помещицы Салтычихи

Все шесть лет следствия помещица провела под стражей. Но никакого раскаяния не проявляла. Со следователями не церемонилась и, видимо, ожидала, что это «досадное недоразумение» скоро закончится и ей позволят вести привычный образ жизни. То что за Салтыковой стояла чья-то сильная рука, доказывает и такой факт. Следователи решили воспользоваться распространенной в те времена практикой — применить в расследовании пытки. Но разрешения на это (а нужно было разрешение — авт.) не получили.

В результате из 138 случаем «доведения до смерти» доказать удалось «всего» 38. Еще по 26 случаям она признана подозреваемой.

Приговор был вынесен 2 октября 1768 года от имени Екатерины Второй:

«Указ нашему Сенату. Рассмотрев поданный нам от Сената доклад о уголовных делах известной бесчеловечной вдовы Дарьи Николаевой дочери, нашли мы, что сей урод рода человеческого не мог воспричинствовать в столь разные времена и такого великого числа душегубства над своими собственными слугами обоего пола одним движением ярости, свойственным раздраженным сердцам, но надлежит полагать, хотя к горшему оскорблению человечества, что она имеет душу совершенно богоотступную и крайне мучительскую».

«Бесчеловечную вдову», «урода рода человеческого» лишили дворянского звания и права именоваться фамилией отца или мужа.

Далее последовало так называемое «поносительное зрелище». Осужденная с табличкой «Мучительница и душегубица» была прикована к позорному столбу на эшафоте. Все желающие жители Санкт-Петербурга могли в вольной форме высказать Салтыковой свое отношение. Дальнейшее наказание суровостью не отличалось. Садистку отправились на вечное поселение в Иоанно-Предтеченский женский монастырь в Москве (ныне действующий, находится по адресу Малый Ивановский переулок).

Первые 11 лет Салтыкова находилось в «покаянной камере». Это вырытое в грунте помещение больше напоминало склеп, высотой около двух метров. Потом режим значительно смягчили, женщину перевели более комфортное помещение с настоящим окном. Как уверяют современники, посмотреть на Салтычиху в это самое окно приходили сотни людей. Кто-то плевался и ругался, кто-то проявлял по отношению к ней христианское всепрощение.

Интересно, что на сыновьях Салтычихи эта история никак не отразилась, они продолжали службы по военной линии. Сама помещица прожила до 1801 года, дожив до 70 лет, из которых 33 года она провела в монастыре.

Ее могила сохранилась на кладбище Донского монастыря в Москве.

Это случится как преступление

но когда Амалия Ивановна вдруг закричала что-то про желтый билет, Катерина Ивановна отпихнула Соню и пустилась к Амалии Ивановне, чтобы немедленно привести свою угрозу, насчет чепчика, в исполнение. В эту минуту отворилась дверь, и на пороге комнаты вдруг показался Петр Петрович Лужин. Он стоял и строгим, внимательным взглядом оглядывал всю компанию. Катерина Ивановна бросилась к нему.

– Петр Петрович! – закричала она, – защитите хоть вы! Внушите этой глупой твари, что не смеет она так обращаться с благородной дамой в несчастии, что на это есть суд… я к самому генерал-губернатору… Она ответит… Помня хлеб-соль моего отца, защитите сирот.
– Позвольте, сударыня… Позвольте, позвольте, сударыня, – отмахивался Петр Петрович, – папеньки вашего, как и известно вам, я совсем не имел чести знать… позвольте, сударыня! (кто-то громко захохотал), а в ваших беспрерывных распрях с Амалией Ивановной я участвовать не намерен-с… Я по своей надобности… и желаю объясниться, немедленно, с падчерицей вашей, Софьей… Ивановной… Кажется, так-с? Позвольте пройти-с…
И Петр Петрович, обойдя бочком Катерину Ивановну, направился в противоположный угол, где находилась Соня.
Катерина Ивановна как стояла на месте, так и осталась, точно громом пораженная. Она понять не могла, как мог Петр Петрович отречься от хлеба-соли ее папеньки. Выдумав раз эту хлеб-соль, она уже ей свято верила.
Поразил ее и деловой, сухой, полный даже какой-то презрительной угрозы тон Петра Петровича. Да и все как-то притихли мало-помалу при его появлении.
Кроме того, что этот «деловой и серьезный» человек слишком уж резко не гармонировал со всею компанией, кроме того видно было, что он за чем-то важным пришел, что, вероятно, какая-нибудь необыкновенная причина могла привлечь его в такую компанию и что, стало быть, сейчас что-то случится, что-то будет. Раскольников, стоявший подле Сони, посторонился пропустить его; Петр Петрович, казалось, совсем его не заметил. Через минуту на пороге показался и Лебезятников; в комнату он не вошел, но остановился тоже с каким-то особенным любопытством, почти с удивлением; прислушивался, но, казалось, долго чего-то понять не мог.
– Извините, что я, может быть, прерываю, но дело довольно важное-с, – заметил Петр Петрович как-то вообще не обращаясь ни к кому в особенности, – я даже и рад при публике. Амалия Ивановна, прошу вас покорнейше, в качестве хозяйки квартиры, обратить внимание на мой последующий разговор с Софьей Ивановной. Софья Ивановна, – продолжал он,

Казалось бы, вопрос очевиден — пьянство служит отягчающим вину обстоятельством. Но по закону в каждом конкретном случае только судья решает, добавить ли преступнику срок за градусы.

Правоведы считают, что пора четко определить, когда именно пьяное состояние преступника должно признаваться отягчающим обстоятельством. Сегодня каждый раз суды вынуждены решать этот вопрос самостоятельно, не имея ясных ориентиров.

Для нашей страны вопрос более чем актуальный: ежегодно почти 200 тысяч человек получают наказания за грехи, совершенные в пьяном виде. Кого из них достаточно наказать, как трезвого, а кому стоит добавить срок за алкогольные пары? Предложения детально разобраться с этим вопросом поступят в недавно сформированный Научно-консультативный совет при Верховном суде России. Об этом рассказал корреспонденту «РГ» профессор кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина Александр Чучаев.

Напомним, в советские годы считалось аксиомой, что за преступление по пьяной лавочке положено наказывать строже. Фразу «состояние алкогольного опьянения является отягчающим обстоятельством» знал назубок чуть ли не каждый советский гражданин. Формулировка настолько въелась в сознание, что многие обыватели и не заметили ее исчезновения из Уголовного кодекса. А между тем такой нормы в российском законе до недавнего времени не было. Вернули ее лишь в прошлом году после больших споров в юридической среде.

В итоге победил компромисс: принцип «пьяному — больше» не является обязательным. Каждый раз судья решает отдельно, обращать внимание на градусы подсудимого или нет. На практике с ответом на этот вопрос возникают проблемы: вышестоящие суды требуют привести мотивы.

Например, минувшим летом суд Ямало-Ненецкого автономного округа включил в свой обзор судебной практики примечательное дело. Некий гражданин П. был осужден за угрозы в отношении представителя власти. Видимо человек перебрал и позволил себе лишнего.

Обстоятельства дела не раскрываются, но точно известно, что горячие слова срывались с пьяного языка.

Суд первой инстанции назначил осужденному реальный срок, причем, состояние опьянения было признано отягчающим обстоятельством. Однако вторая инстанция не нашла в деле веских причин, по которому за алкогольные пары в данном случае следовало бы добавлять срок.

«Приговор в обязательном порядке должен содержать указание на обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также мотивы, по которым суд признал их таковыми и учел при назначении наказания», пояснил в своем обзоре судебной практики суд Ямало-Ненецкого автомномного округа. Однако в приговоре гражданина П. не было указано никаких мотивов, почему пьяные угрозы прозвучали тяжелее трезвых. «Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о небоснованности приговора в данной части, исключении из него указанного отягчающего обстоятельства и смягчении назначенного наказания», пояснил в своем обзоре региональный суд. Приговор, конечно, смягчили, но проблема осталась, причем, в масштабах страны.

По словам правоведов, норма об алкогольном опьянении внедряется законодателем непоследовательно. Так, в общей части Уголовного кодекса нет указаний на то, что такое пьяный вид и обстоятельства, когда необходимо его учитывать.

Поэтому научным консультантам Верховного суда предложат подумать либо над разработкой соответствующего закона, детально проясняющего подобные вещи. Либо подготовить специальные разъяснения пленума Верховного суда России на этот счет или дать соответствующие пояснения в обзорах судебной практики — на конкретных примерах. Впрочем, важнее все-таки принять закон.

Например, профессор Чучаев считает необходимым прописать именно в законе правила применения судами нормы о признании пьяного состояния обстоятельством, отягчающим наказание. По его словам, мотивом здесь должна служить непосредственная связь между пьяным состоянием и совершенным преступлением. Проще говоря, необходимо ответить на вопрос: было бы совершено преступление, если бы гражданин находился в трезвом состоянии?

Скажем, пошел бы человек на разбой, если бы он перед тем не выпил? Наверное, сто грамм для храбрости, если человек твердо решил пойти на черное дело, роли для суда играть не должны. Не водка его толкнула на грех, а злое сердце, значит водку из приговора вычеркиваем. Но все, что натворил разбойник, должно быть учтено в приговоре.

Другой случай: человек, выпив, стал цепляться к прохожим, с кого-то содрал шапку, кого-то ткнул кулаком. Стал бы гражданин вытворять такое в трезвом виде? Вряд ли. Значит, видимо, ему полагается прибавить срок за свинское состояние.

Поэтому сейчас перед ведущими юристами страны будет поставлен вопрос, по каким критеряем определять связь между рюмкой и преступлением. Кстати, идею вернуть алкогольное правило поддерживали и многие правоохранительные ведомства. Тем не менее в целом среди ученых-юристов нет согласия в том, стоит ли считать градус отягчающим обстоятельством. Да и в мире существуют разные подходы. Где-то опьянение даже признают смягчающим фактором. Мол, люди ведь не ведают, что творят, это практически аффект. Историки говорят, когда-то такое правило существовало и у нас. Однако этот вариант в наших условиях грозил бы катастрофическими последствиями.

Кто-то из экспертов считает правильным действовавший до сего дня подход, когда человека судят по делам его, а не выпитым стопкам. У такой точки зрения тоже немало сторонников в правовом мире. С другой стороны, иной выпивоха знает, что под градусом становится буйным, но все равно берется за рюмку — за это стоит добавить наказание, если, не дай бог, что случится. Такое мнение тоже сильно в обществе. Поэтому действующая норма, скорее всего, наилучший вариант из всех возможных. Надо только прояснить детали.

Конечно, с пьяным видом связывают обычно насилие и дебоши. Например, более половины из осужденных за хулиганство в этом году, хулиганили в пьяном виде. Почти две трети изнасилований, тоже были совершены в пьяном виде. Всего за полгода было осуждено почти 1,5 тысячи насильников, из них почти тысяча насиловала, будучи пьяными. Зато взятки берут исключительно трезвые люди, что вряд ли кого удивляет. А вот за дачу взятки в состоянии алкогольного опьянения были осуждены 235 человек.

Согласно статистике Судебного департамента при Верховном суде России, более половины из осужденных за убийство взяли грех на душу в пьяном виде. За 6 месяцев этого года за убийство были осуждены более 55 тысяч человек. Из них более 33,5 тысячи совершили преступление в состоянии алкогольного опьянения.

Всего за полгода осуждены более 82 тысяч человек, совершивших преступления в пьяном виде, и еще почти 3 тысячи человек совершили преступления в состоянии наркотического опьянения.

Два пива — бистро!

В закусочных и бистро могут запретить продавать любой алкоголь в ночное время — с 11 вечера до 8 утра. Такой законопроект будет рассматриваться в Государственной Думе. Впрочем, эксперты «РГ» считают, что подобный запрет в том виде, в каком он прописан в документе, будет довольно легко обойти.

Предприятия быстрого обслуживания могут лишиться одной из частей дохода. Поправки в закон о «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» предлагают запретить продажу алкоголя в ночное время в предприятиях нестационарной торговли.

«На территориях муниципальных образований произошло массовое перепрофилирование нестационарных торговых объектов (киосков, павильонов), которые ранее занимались розничной продажей пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции, в торговые объекты, оказывающие услуги общественного питания быстрого обслуживания типа «бистро», «закусочная», — говорится в пояснительной записке к документу. А в них, уточняют законодатели, круглосуточная продажа спиртных напитков как раз допускается.

В результате, ссылаются законодатели на мнения из регионов, это влечет за собой «многочисленные жалобы населения о доступности гражданам алкогольной продукции в ночное время, которые затем, находясь в состоянии алкогольного опьянения, совершают правонарушения, посягающие на общественный порядок».

Весь вопрос в том, как будут смотреть непосредственные проверяющие, так как обойти запрет можно десятками способов, уверен руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. «Если проверяющие органы примут логику владельца заведения — то оно будет работать, если не примут — закроют. Следовательно возникает огромная почва для коррупции», — поделился он с «РГ».

Эксперт напомнил, что обсуждения — как разделить лицензионные требования к предприятиям общественного питания и к магазинам — затянулось на несколько лет. Проблема в том, что найти отличия магазина от предприятия общепита очень сложно.

«Наличие стола и стульев это бред, поставить муляжи несложно. Какие-то вещи, связанные с необходимостью приготовления пищи, тоже под вопросом — в театральных буфетах, например, кроме бутербродов и продуктов быстрого разогрева тоже ничего нет, но это предприятия общественного питания. В итоге пришли к выводу, что там, где напитки навынос, — магазин, а где потребляются на месте, — предприятие общественного питания».

Такая же норма, заметил он, есть в финском законе. Однако тут возникает вопрос — какую тару считать закрытой?

При этом объем продаж алкоголя через предприятия общественного питания не так уж и велик, всего 1-1,5 процента, то есть, уверен эксперт, проблема не такая уж серьезная. Единственное, что серьезно, это вопрос социального характера, ограничение на время продажи.

«Торговля спиртным в магазинах общественного питания — вещь совершенно нормальная. Это вполне адекватный вид бизнеса, приносящий деньги малому бизнесу. И запрещать такое, думаю, не стоит», — резюмировал Павел Шапкин.

Напомним, что с 1 января 2013 года запрещено продавать алкоголь в нестационарных торговых объектах. С 23 часов до 8 часов алкоголь можно продавать организациям, а пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуху — индивидуальным предпринимателям, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания. Разрешана розничная продажа и магазинам беспошлинной торговли.

Ученые: первое преступление на Земле состоялось 430 тысяч лет назад

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

МОСКВА, 28 мая – РИА Новости. Первое в истории человечества убийство и преступление могло произойти 430 тысяч лет назад – останки древнего проточеловека, найденные в Испании, свидетельствует о том, что их обладатель был убит соплеменником ударом орудия труда в лицо, который проломил череп, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS One.

«С этими выводами сложно поспорить. Я подозреваю, что чем дальше мы окунаемся в историю, тем чаще мы будем находить подобные следы насилия среди наших предков. Похоже, что насилие обусловлено самой культурой человечества, и что оно существует столь же долго, сколь сама культура», — прокомментировала открытие Дебра Мартин (Debra Martin) из университета Невады (США), чьи слова приводит британская «Би-би-си».

Пока древнейшие следы насилия среди первых жителей Европы были обнаружены Хуан-Луисом Арсуагой (Juan-Louis Arsuaga) из Мадридского университета Комплутенсе (Испания) в знаменитой испанской пещере в горах Атапуэрка на севере страны.

Она впервые привлекла внимание ученых в 1976 году, когда в ней впервые нашли останки древних людей. Пещеру переименовали в «Сима де лос Уэсос», что означает «яма костей» на испанском языке. За тридцать раскопок палеонтологам удалось найти там около четырех тысяч отдельных костей и почти три десятка полных скелетов протолюдей, в том числе останки гейдельбергского человека, который сегодня считается главным кандидатом на роль предка неандертальцев.

Изучая черепа неандертальцев и гейдельбергских людей, которые научный коллектив Арсуаги нашел в «яме костей» в ходе предыдущих раскопок, палеоантропологи обратили внимание на «череп №17» – набор из 52 осколков черепной коробки, структуру которой восстановили только недавно после 20 лет сбора всех фрагментов.

Как выяснили Арсуага и его коллеги, обладатель этого черепа погиб в результате появления двух проломов на лобной кости, расположенных над левой глазницей проточеловека. Форма и структура этих дыр говорит о том, что они были оставлены одним и тем же предметом, что исключает вероятность того, что обладатель черепа погиб, упав с большой высоты на скалы, или что стал жертвой пещерных медведей и прочих хищников.

По всей видимости, владелец черепа умер от ударов одним и тем же орудием труда, которые были нанесены его соплеменником в ходе некого внутригруппового или межгруппового конфликта.

В пользу этого говорит то, что дыры находятся в передней и левой части черепа – жители пещеры Сима де лос Уэсос были в основном правшами и били бы в левую половину лица противника при конфликте. Кроме того, в глубокой древности и сегодня случайные травмы и смерти обычно происходят в результате ударов сзади или сбоку, которые человек не способен увидеть или предсказать.

Дальнейшая судьба убитого проточеловека пока остается не ясной – его труп, по всей видимости, был перенесен другими жителями пещеры в «яму костей» в конце пещеры, где и были найдены его останки. Ученые сомневаются в том, что подобная забота о ближних носила гастрономический характер. Хотя предыдущие исследования показали, что некоторые обитатели Сима де лос Уэсос были каннибалами, на поверхности черепа №17 отсутствуют характерные следы разделочных ножей и зубов.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
  • Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

    В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

    План-конспект урока на тему:
    Ф.М. Достоевский.. «Преступление и наказание».

    На этих уроках мы рассмотрим Петербург Достоевского, историю создания романа, Теорию Раскольникова, значение образа Сонечки Мармеладовой в романе и любовь, которая соединила Раскольникова Ии Мармеладову.

    Предварительный просмотр:

    УРО К «Город полусумасшедших». Петербург Достоевского

    Цель урока — показать специфику Петербурга Достоевского, поэтому можно использовать прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам. Петербург давно перестал быть просто городом, а стал символом.

    Кто же является героем романа? (Бедняки, Петербург, вмещающий в себя все, враждебное бедным. Отсюда проблема — защитить человека от этого мира.)

    Как же показан этот мир, символом которого является Петербург?

    Работа проводится в группах:

    2-я группа. Образ Петербурга в «Невском проспекте» Н. В. Гоголя.

    Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект». Это город фантастических контрастов, вырастающий до некоего нереального символа —города-призрака.

    4-я группа. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание». (Ч. 1, гл. 1, 2 — начало; ч. 2, гл. 2 — удар кнута; ч. 2, гл. 7 — смерть Мармеладова; ч. 5, гл. 5 — смерть Екатерины Ивановны; ч. 1, гл. 4 — опозоренная девочка; ч. 1, гл. 6 — мечта о счастливом городе и др.) У Достоевского Петербург — это город контрастов: «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего», это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности, это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик. Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе, о нем думает Раскольников. Но это мечта, а город — это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.

    Общие выводы после вступительной беседы. Повествование Достоевского отличается напряженностью, нервностью, почти болезненностью. Автор чувствует малейшие психологические нюансы состояния своих героев. Герои изображаются в очень сложных ситуациях, крайних, предельных по психологическому накалу. Основной прием раскрытия характера героя — внутренний монолог . Все это говорит о глубине таланта Достоевского, тонко чувствующего внутреннее состояние, и показывает, что главное в писателе — это боль за страдающего, униженного человека, умение чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее, чем свое.

    УРОК. «Я — дитя века». История создания романа «Преступление и наказание». «Униженные и оскорбленные» в романе

    Урок можно начать словами М. Горького: «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех муках людских и отрубил бы эту страшную память, — этот человек — Достоевский».

    Достоевский писал: «И зачем я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказать преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно!»

    Вопросы для обсуждения

  • Могло ли это случиться действительно?
  • Как вы понимаете слова «Я — дитя века»?
  • Какие «герои века» и «проблемы века» есть в романе? (Герои: обездоленные и «хозяева жизни». Проблемы: может ли существовать этот мир? Защита обездоленных. Гуманизм. Нравственное совершенствование.)
  • Какие вопросы поднимаются в романе? (Философские, политические, юридические, этические.)
  • «Еще на каторге думал о чем-то подобном».
  • 1855 год — «Роман мой называется „Пьяненькие“ и будет связан с теперешним вопросом о пьянстве». Почему же не воплотился замысел?
  • Вторая половина 1865 года — работа над произведением, которое назвал психологическим отчетом одного преступления.
  • В конце 1865 года — «Я сжег все. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал все сызнова».
  • 1866 год — роман опубликован в журнале «Русский вестник». Это год выстрела Дм. Каракозова. «Петербург, за ним Москва, а до некоторой степени вся Россия находятся чуть не на военном положении: аресты, обыски и пытки идут беспрерывно».
  • Как мог быть встречен роман, опубликованный а такое время?

    Роман вызвал массу споров: одни считали Раскольникова нигилистом, т. е. революционером, другие, наоборот, говорили, что он не имеет ничего общего с революционной теорией. Споры вызвал главный герой, но все признавали гуманизм писателя в изображении обездоленных людей.

    Обобщая свои наблюдения над героями, учащиеся готовят слово защиты.

  • Слово в защиту Мармеладова и его семьи:
  • Как он появляется в романе?

    Какое впечатление вызывает у окружающих?

    Как появляется в романе Екатерина Ивановна?

    Рассказ о ее судьбе (прошлое).

    Внешность Екатерины Ивановны.

    Дальнейшая судьба Мармеладова и Екатерины Ивановны.

    Кто виноват в судьбе героев?

    Вывод. Двойственность героев: Мармеладов внешне смешон, «забавник», но внутренне трагичен; ему «некуда больно идти»; Екатерина Ивановна криклива, шумна, бывает несправедлива, но внутренне трагична из-за стремления соблюсти приличия: «Уездили клячу! Надорвала-а-сь!»

    Достоевский обвиняет в судьбе героев общество, но и их тоже, особенно Мармеладова. Не случайно последнее, что видит и Мармеладов, и Екатерина Ивановна, — это образ Сони.

  • Слово в защиту судьбы семьи Раскольниковых:
  • Почему Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма?

    Отношения между членами семьи.

    Рассказ о матери Раскольникова.

    Судьба Авдотьи Романовны, испытания в доме Свидригайлова.

    Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным?

    Вывод. Высокие моральные и душевные качества сталкиваются с миром корысти и зла. Спасение героев — случайность. Жертвенность героев, они готовы жертвовать собой ради других.

    Почему самое страшное — это судьбы детей, искалеченные этим миром?

    На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?

    Что можно сказать о Соне, которая сама еще ребенок, но жертвует собой, помогая детям?

    Зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Раскольников Вывод. Судьбы детей — это страшное обвинение миру зла и наживы. Судьбы детей — это показатель состояния общества. Судьбы детей — это ответ на вопрос: есть ли у такого общества будущее?

    УРОК. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Теория Раскольникова и истоки его бунта

    Урок можно начать со слов В. Шкловского: «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления». Поэтому главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.

    Может быть, Раскольников был преступником по сути? Для этого изучаем поступки Раскольникова до преступления (помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство.

    Причины, побудившие Раскольникова к убийству:

    1. Внешние — идеи, витающие в воздухе:
    2. взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира;

      идеи бонапартизма (в 1865 году была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности);

      тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф;

      судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).

      состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);

      характер героя — сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.

      Следует обратить внимание учащихся на:

      говорящую фамилию героя;

      часто повторяющееся по отношению к нему слово «болезненный»;

      нравственные истоки теории Раскольникова, которая порождена состраданием, но странно, «бредово» понятым героем (Наполеон — сострадание);

      то, что теория Раскольникова нечеткая, противоречивая, поэтому герой мечется между собой и теорией.

      В центре урока — наблюдения за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния.

      Первая встреча с Аленой Ивановной

      Разговор в трактире студента и офицера

      Мысли, которые были нечеткими и пугающими, совпали со словами студента, указав Раскольникову путь действия

      Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на гроб; сидя в углу, как паук

      «Вся эта теперешняя тоска нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения»

      Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, описание ее

      Отвращение к старухе и «предприятию». «И неужели такой ужас мог прийти мне в голову?»

      Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым «уже некуда больше идти», письмо матери, встреча с пьяной девочкой на бульваре

      Ужас. «Да разве то будет?»

      Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское горе

      Отвращение к убийству. «Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика… Я ведь не вытерплю, не вытерплю!» «Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Кажущаяся свобода от идеи

      Но идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной

    3. Как расценить рассуждения Раскольникова относительно «твари дрожащей» и «право имеющих»? Убедительны ли его идеи?
    4. Как в теории трансформируется идея нового Мессии, Спасителя человечества?
    5. Через что переступает Раскольников, совершая преступление?
    6. Символом чего является старуха-процентщица? Лизавета?
    7. Если преступление — это попытка доказать что-то прежде всего себе, то каков смысл этого преступления?
    8. Как сразу же в момент убийства развенчивается «гуманная» сущность теории Раскольникова?

    Вывод . Достоевский писал, что в романе воплощены идеи, которые носятся в воздухе. В 1890 году Поль Лафарг написал статью «Дарвинизм на французской сцене» по поводу пьесы Альфонса Доде «Борьба за существование». В пьесе — впечатления от процесса Лебье-Баррэ . Молодые люди, убив старуху-молочницу (один брал у нее деньги взаймы), объясняли в суде свой поступок теорией борьбы за существование. Достоевский сумел почувствовать эти идеи задолго до того, как они переросли в циничное воплощение.

    «В чем я виноват перед ними. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают» — этими словами можно начать урок о «двойниках» Раскольникова.

    Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли он дрожащая» или имеет право, предполагала следующее практическое воплощение:

    убить старуху-процентщицу, жизнь которой значит не больше, чем жизнь «вши»;

    взять ее деньги, которые иначе пойдут в монастырь;

    на эти деньги сделать много хороших дел.

    В романе герой смог воплотить только первый шаг. Но есть в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным образом.

    Вывод . Ее можно считать «двойником» Раскольникова, так как она занимает положение «право имеющей» распоряжаться жизнью людей. Ей это право дают деньги. Но в ней нет идеи наполеонизма, сильной личности, поэтому зло, которое приносит она, косвенное.

    Вывод. Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица , так как в основе его теории та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в прошлом.

    Вывод . Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире — преступник. Поступившись однажды совестью (история с Марфой Петровной), он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем (кошмары — это муки совести), любовь к Дуне «перемолола» его, он совершает добрые дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых. Он потому и просит Дуню остаться с ним, понимая, что только любовь к ней может его спасти.

    Смерть Свидригайлова — это нежелание жить по-прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова — это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.

    УРОК . «Вечная Сонечка». Значение образа
    Сони Мармеладовой в романе

    В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна одна правда, другая ложна.

    Смотрите еще:

    • Разрешение ios Как изменить разрешение экрана в iOS при помощи джейлбрейк-твика Upscale До сегодняшнего дня казалось, что разработчикам твиков из Cydia уже не чем удивить пользователей устройств с джейлбрейком. Мы видели всевозможные надстройки для iOS: […]
    • Российские граждане проживающие за пределами рф находятся под защитой и покровительством рф Российские граждане проживающие за пределами рф находятся под защитой и покровительством рф Российские граждане, проживающие за рубежом, находятся в двойном подчинении: их правовое положение определяется соответствующим иностранным […]
    • Закон 273 презентация Презентация к уроку по теме: Презентация - Закон "Об образовании в РФ" Предварительный просмотр: Подписи к слайдам: «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 № 273-ФЗ ПОСЛЕДНЯЯ РЕДАКЦИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ НА 2017 […]
    • Гражданство права и свободы граждан Личные права и свободы граждан РФ Основные личные права и свободы гражданина РФ – это неотчуждаемые и принадлежащие каждому с рождения права и свободы человека, не зависящие от наличия гражданства РФ и обеспечивающие охрану жизни, свободы […]
    • Должен ли я платить налог за сдачу квартиры Налоги при сдаче квартиры в аренду или внаем Что нужно делать при сдаче квартиры Если Вы сдаете квартиру, как правило, по закону Вам надо подать налоговую декларацию и уплатить налоги. Если Вы сдаете квартиру не как предприниматель, […]
    • Экспертную систему правила Лекция № 13. Экспертные системы и продукционная модель знаний Для ознакомления с таким новым для нас понятием, как экспертные системы мы, для начала, пройдемся по истории создания и разработки направления «экспертные системы», а потом […]
    • 12151 коап рф штраф Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2010 N 15АП-12151/2009 по делу N А53-25745/2009 По делу о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за оказание медицинских услуг без лицензии. ПЯТНАДЦАТЫЙ […]
    • Опека в раменском районе Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Раменскому муниципальному району, городским округам Бронницы и Жуковский сообщает Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской […]