Оплата экспертизы по уголовным делам — Доброе дело

Оплата экспертизы по уголовным делам

Оплата судебной экспертизы

Звоните нам по телефонам: 8 495 120-13-28 (Москва и Московская область), 8 800 500-31-28 (бесплатный звонок по России), 8 4862 25-50-52 (Орел и Орловская область), 8 919 109-57-67 и получите бесплатную консультацию по вопросам оплаты судебной экспертизы и оценки.

Кто оплачивает судебную экспертизу

При назначении судом или следователем экспертизы в определении о назначении экспертизы указывается, на какую из сторон возлагается оплата судебной экспертизы.

Оплата судебной экспертизы может быть возложена на следующие стороны:

  • истца;
  • ответчика;
  • истца и ответчика в равных долях;
  • в исключительных случаях экспертиза может быть оплачена из средств федерального бюджета.
  • В какой срок надо оплатить экспертизу

    Как правило, срок, в течение которого должна быть оплачена судебная экспертиза, указан в определении о назначении экспертизы. Если в определении срок не указан – оплата должна быть произведена в течение срока проведения экспертизы.

    Основание для оплаты судебной экспертизы

    Основанием для оплаты судебной экспертизы являются определение суда или постановление следователя. Примерные формулировки при возложении обязанности оплатить экспертизу приведены ниже:

  • «Обязать истца оплатить почерковедческую экспертизу в течение 5 дней с момента получения материалов дела экспертным учреждением».
  • «Расходы за проведение экспертизы возложить на ответчика Ушакова Ф.Ф.».
  • «Поскольку ходатайство о назначении экспертизы заявлено ответчиком, то расходы на проведение экспертизы следует возложить на ответчика Иванова С.В.».
  • «Расходы по производству экспертизы возложить на Петрова А.С.».
  • «Оплату судебной технической экспертизы документов возложить на Федорову К.А.».
  • «Оплата судебной экспертизы возлагается на истца и ответчика в равных долях».
  • «Расходы по проведению экспертизы возместить за счет средств федерального бюджета».
  • «Экспертное учреждение обязано провести судебную экспертизу в течение 10 дней с момента поступления материалов дела в экспертное учреждение и предоставить заключение эксперта в суд вместе со счетом на оплату судебной экспертизы за счет средств федерального бюджета».
  • Уклонение от участия в экспертизе и оплаты судебной экспертизы

    Намеренное непредоставление эксперту объектов экспертизы или запрашиваемых экспертом дополнительных объектов или материалов может расцениваться как затягивание процесса.

    При уклонении стороны от участия в экспертизе, а также в случае неоплаты судебной экспертизы, орган или лицо, ее назначившее, вправе:

    ГПК РФ. п. 3 статьи 79 ГПК РФ. Назначение экспертизы

    «При уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.»

    Если у Вас экспертиза в арбитражном процессе — смотрите подробную информацию по оплате экспертизы в арбитражном процессе.

    Экспертиза-то была, да не было эксперта

    ГВСУ СК РФ регулярно пользуется услугами аудитора Демидовой М.Ю., привлекая ее в качестве эксперта по резонансным уголовным делам, например, по делу «Оборонсервиса». Но тут она попала впросак. Адвокат по уголовным делам не только добился фактического признания заключения эксперта недопустимым, но и поставил под сомнение обоснованность оплаты работы эксперта за счет бюджета, в результате чего военный прокурор отказался утвердить обвинительное заключение и возвратил дело следователю.

    Итак, вот как выглядело ходатайство адвоката:

    18 июля 2012 года старшим следователем следственного управления ГВСУ СК РФ майором юстиции П. было вынесено постановление о назначении по настоящему делу финансово-экономической судебной экспертизы, производство которой было поручено «экспертам ООО Аудиторская фирма «Аудит-профессионал» (том 42, л.д. 103).

    Данная экспертиза выполнена генеральным директором ООО АФ «Аудит-Профессионал» Демидовой Мариной Юрьевной (том 42, л. д. 119). Между тем, Демидова М.Ю. не является экспертом, назначенным по делу в порядке, установленном уголовно-процессуальном законом, поэтому производство ею финансово-экономической экспертизы по настоящему уголовному делу нельзя назвать иначе как произвольным и незаконным действием, а результаты экспертизы – юридически ничтожными.

    Согласно ч. 1 ст. 195 УПК РФ признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление, в котором, в частности, указываются фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена судебная экспертиза. Назначая финансово-экономическую судебную экспертизу по настоящему делу, следователь грубо нарушил требования закона, и не указал в постановлении ни фамилию, имя и отчество эксперта, ни наименование экспертного учреждения.

    Если следователь имел намерение назначить экспертизу в негосударственном экспертном учреждении, то должен был принять во внимание руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, изложенные в постановлении от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам», в соответствии с которыми «под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами».

    Очевидно, что ООО АФ «Аудит-Профессионал» критериям экспертного учреждения, указанным в постановлении Пленума ВС РФ, не соответствует, и наличие одного лишь наименования данной организации в постановлении следователя не означает выполнения требований части 1 ст. 195 УПК РФ. Поручая производство экспертизы «экспертам ООО Аудиторская фирма «Аудит-профессионал», следователь не принял во внимание, что данная сугубо коммерческая фирма заведомо не является и не может являться экспертным учреждением, а ее генеральный директор Демидова М.Ю. (как и другие сотрудники этой фирмы) заведомо не обладает статусом судебного эксперта.

    Экспертом по уголовному делу Демидова законно могла стать только в одном случае – когда ее фамилия, имя и отчество были бы прямо указаны в постановлении следователя о назначении экспертизы. Однако этого не случилось.

    Изложенное свидетельствует о том, что финансово-экономическую экспертизу по настоящему уголовному делу нельзя считать назначенной в установленном законом порядке. То есть, попросту говоря, эта экспертиза следователем юридически не была назначена вовсе.

    Тем не менее, самозваный эксперт Демидова М.Ю. подготовила документ, который назвала «Заключение эксперта (финансово-экономическая судебная экспертиза)». В этом документе она сделала выводы, которые с точки зрения порядка, правил и методики проведения финансово-экономической экспертизы являются необоснованными и недопустимыми.

    Эти обстоятельства подтверждаются заключением специалиста Лимонова С.В. от 28.01.2013 г. (см. заключение специалиста №1/40 от 28.01.2013 г.).

    Несмотря на указанные вопиющие нарушения уголовно-процессуального законодательства, документ с названием «Заключение эксперта (финансово-экономическая судебная экспертиза)» за подписью Демидовой М.Ю. приобщен к материалам уголовного дела в качестве доказательства.

    Однако в соответствии с ч. 1 ст.75 УПК РФ доказательства, полученные с нарушением требований Уголовно-процессуального кодекса РФ, являются недопустимыми. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных статьей 73 Кодекса.

    На основании ст. ст. 53, 75, 88 УПК РФ

    1.Признать недопустимым доказательством документ под названием «Заключение эксперта (финансово-экономическая судебная экспертиза)» за подписью Демидовой Марины Юрьевны (том 42, л. д. 119-159), и исключить его из перечня доказательств по настоящему уголовному делу.

    2. На основании п. 3.1. части 2 ст. 74 УПК РФ приобщить к материалам уголовного дела в качестве доказательства заключение специалиста Лимонова С.В. №1/40 от 28.01.2013 г.

    Оплата экспертизы по уголовным делам

    Опубликовано 15.02.2017 · Обновлено 15.02.2017

    Экспертиза не относится к процессуальными издержкам и не должна оплачиваться за счет фигурантов уголовного дела.

    Экспертиза, проводимая в госучреждениях, не относится к процессуальными издержкам и не должна оплачиваться за счет фигурантов уголовного дела, отмечается в проекте постановления пленума Верховного суда (ВС) РФ, обсуждение которого прошло во вторник в Москве.

    «Обратить внимание судов на то, что в состав процессуальных издержек не входят суммы, израсходованные на производство судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях или экспертных подразделениях, поскольку их деятельность финансируется за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации», — говорится в документе.

    Также к процессуальным издержкам не относятся расходы собственника на содержание арестованного по делу имущества и неполученные доходы от его возможного использования. Вместе с тем, если арест на имущество налагался незаконно, собственник имеет право требовать возмещения вреда в порядке реабилитации, отмечают в ВС РФ.

    При этом расходы по возмещению ущерба из-за незаконного удержания имущества в качестве вещдоков, по возмещению стоимости испорченных в ходе следственного эксперимента вещей или поврежденного при обыске имущества не являются процессуальными издержками по УПК РФ, и их компенсации можно требовать только в рамках гражданского судопроизводства.

    Как оплачивается проведение экспертизы? Возмещаются ли расходы на проведение экспертизы?

    В Российской Федерации существует 4 вида процессов (то есть порядков рассмотрения дел) – арбитражный, гражданский, уголовный, административный (в том числе налоговый).

    Порядок оплаты работы экспертов (проведения экспертиз) и возмещения расходов на оплату труда экспертов в соответствующих кодексах описан по-разному

    В Арбитражном процессуальном кодексе установлено, что сторона, которая заявляет ходатайство о проведении экспертизы, предварительно вносит на специальный счет арбитражного суда, в котором рассматривается дело, сумму вознаграждения эксперта. После проведения экспертизы арбитражный суд перечисляет депонированную сумму эксперту (экспертной организации) на основании счета на оплату (некоторые суды также просят оформлять акты выполненных работ).

    Возмещение стороне понесенных расходов на оплату проведения экспертизы осуществляется на основании решения суда пропорционально удовлетворенным требованиям – например, если иск был заявлен на 100 тыс. руб., экспертиза стоила 40 тыс. руб., суд пришел к выводу, что иск должен быть удовлетворен частично и взыскал 50 тыс. руб. (1/2 от удовлетворенных требований), то расходы на производство экспертизы должны быть взысканы в размере 20 тыс. руб. (1/2 от удовлетворенных требований). Если же суд отказывает в удовлетворении иска, при этом истец оплачивал экспертизу, то суд с ответчика не взыскивает ничего. Если же суд отказал в иске и экспертизу оплачивал ответчик, то расходы на экспертизу взыскиваются с истца в пользу ответчика.

    (см. ст.ст. 101, 106, 107-110, 112 АПК РФ)

    Выплата понесенных на экспертизу расходов, взысканных решением суда, осуществляется в общем порядке взыскания денежных сумм по решению суда, то есть или добровольно или судебными приставами-испол нителями на основании исполнительного листа и, как правило, одновременно с взысканием остальных сумм по решению суда

    В судах общей юрисдикции по гражданским делам в принципе установлен аналогичный порядок оплаты экспертиз и возмещения расходов на такую оплату, включая предварительное депонирование денежных средств на специальном счете суда. Однако фактически такой порядок не действует по причине отсутствия таких счетов у подавляющего большинства судов общей юрисдикции. Поэтому применяется ранее действовавший порядок предварительной оплаты проведения экспертиз стороной, на которую суд возложил соответствующую обязанность, что должно быть указано в определении суда о назначении экспертизы.

    Поскольку фактически получить деньги по исполнительному листу крайне затруднительно, а штраф за неисполнение определения суда за непроведение экспертизы без предварительной оплаты установлен в размере 5 тыс. руб., экспертные организации отказываются от проведения неоплаченных экспертиз, что, на наш взгляд, совершенно справедливо, поскольку экспертные организации ни в какой форме не обязаны спонсировать участников процесса.

    Взыскание судом сумм, уплаченных за экспертизу, а также их выплата осуществляются в порядке, аналогичном установленному Арбитражным кодексом.

    (см. ст.ст. 88, 94-96, 98, 102 ГПК РФ)

    При расследовании и рассмотрении уголовного дела судебные издержки, к которым относится и оплата труда эксперта, возмещаются либо за счет федерального бюджета либо за счет участников процесса.

    Эти суммы, выплачиваются по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда в порядке и размерах, определенных постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2012 года № 1240 . Постановление, в свою очередь, выносится на основании соответствующего заявления эксперта (экспертной организации), финансово-эконом ического обоснования и документов, подтверждающих произведенные расходы, направляется в соответствующую финансовую службу, которая в течение 30 дней с момента поступления постановления должна осуществить перечисление соответствующих денежных сумм.

    При вынесении приговора суд решает вопросы в том числе связанные с процессуальными издержками и вправе взыскать с осужденного суммы, уплаченные экспертам, причем взыскание возможно и с осужденного, освобожденного от наказания, причем суд может освободить неимущего осужденного от возмещения процессуальных издержек и отнести их за счет федерального бюджета. Если же подсудимый был реабилитирован, то соответствующие издержки несет бюджет. Если по делу проходит несколько подсудимых, процессуальные издержки распределяются между ними судом с учетом характера вины, степени ответственности и имущественного положения каждого. Если преступление совершено несовершеннолетн им, суд может возложить возмещение процессуальных издержек на его родителей.

    По уголовным делам частного обвинения при оправдании подсудимого по уголовному делу частного обвинения суд вправе взыскать процессуальные издержки полностью или частично с лица, по жалобе которого было начато производство по данному уголовному делу. При прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон процессуальные издержки взыскиваются с одной или обеих сторон.

    Каким образом потерпевшему возмещаются расходы, понесенные при производстве экспертизы (что само по себе допускается) законом не описывается. Можно предположить, что взыскание соответствующих сумм с подсудимого возможно на основании гражданского иска в уголовном деле или на основании отдельного гражданского иска на основании вступившего в законную силу обвинительного приговора. (см. ст.ст. 131, 132 УПК РФ)

    По административным делам порядок установлен следующий:

    Статья 24.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает, что суммы, уплаченные экспертам, относятся к издержкам по административном у делу. При этом издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном КоАП РФ, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, — на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица,

    В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном КоАП РФ, издержки по делу об административном правонарушении относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, — на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат. Решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административног о наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

    Также ст. 25.14 Кодекса установлено, что труд специалиста и эксперта оплачивается в порядке, установленном Правительством. Существует постановление Правительства РФ № 1400 от 04.03.2003 года «О порядке и размерах возмещения расходов некоторых участников производства по делам об административных правонарушениях» . Пункт 7 указанного постановления устанавливает, что специалисты, эксперты и переводчики получают денежное вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению суда, органа, должностного лица (за исключением случаев, когда эта работа входит в круг их служебных обязанностей либо когда она выполняется ими в качестве служебного задания), по нормам оплаты, установленным Министерством труда и социального развития Российской Федерации ( см. Постановление Минтруда РФ от 18 февраля 2000 г. N 19 Об утверждении норм оплаты денежного вознаграждения переводчиков, специалистов и экспертов, привлекаемых для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, однако данные нормы «привязаны» к Единой тарифной сетке по оплате труда работников бюджетной сферы, которая утратила силу с 2011 года), таким образом. В настоящее время никаких норм оплаты труда экспертов не существует, нормируется только возмещение расходов.

    Проведение экспертизы по делам о налоговых правонарушениях , хоть и осуществляется в административном порядке, имеет свои отличия от процедуры, описанной в КоАП РФ

    Издержкам по налоговому контролю посвящена ст. 131 Налогового кодекса РФ . Она устанавливает, что эксперты получают вознаграждение за свою работу, если эта работа не входит в круг их обязанностей, а порядок выплаты и размеры сумм устанавливаются правительством РФ и финансируются из федерального бюджета.

    Соответствующее постановление Правительства РФ т 16 марта 1999 г. N 298 «О порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля» устанавливает следующее:

    Свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные (постановлением определены соответствующие нормы).

    Переводчики, специалисты и эксперты получают денежное вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, по нормам оплаты, утвержденным Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (в настоящее время отсутствуют).

    Как установлено постановлением, привлечение указанных лиц осуществляется на договорной основе, то есть для проведения экспертизы между налоговым органом и экспертной организацией (экспертом) заключается договор.

    Cудебные экспертизы

    Порядок приема и выдачи материалов, поступивших в РФЦСЭ для производства судебных экспертиз

    Порядок приема и выдачи материалов, поступающих для производства судебных экспертиз в СЭУ Минюста России, установлен Инструкцией по делопроизводству, утвержденной приказом ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России от 14.07.2014 № 133/-1 (далее – Инструкция) и состоит в следующем.

    Документы и иные материалы (далее по тексту — материалы) для производства судебных экспертиз поступают почтовой связью либо доставляются лично следователями, дознавателями, прокурорами, судьями и иными лицами по их поручению.

    Работник Общего отдела при получении материалов в почтовом отделении проверяет сохранность упаковки, правильность адресования.

    В подразделении делопроизводства письма, бандероли или посылки вскрываются, проверяется соответствие имеющихся вложений списку материалов, указанных в сопроводительном письме.

    Вещественные доказательства, упакованные отдельно, не вскрываются. Без нарушения упаковки они передаются вместе с зарегистрированными материалами в экспертное подразделение.

    При отсутствии материалов, перечисленных в сопроводительном письме, работниками подразделения делопроизводства либо экспертного подразделения составляется соответствующий акт, в трех экземплярах, который утверждается директором РФЦСЭ. Первый экземпляр остается в подразделении делопроизводства, второй приобщается к поступившим материалам, третий вместе с сопроводительным письмом направляется адресату.

    Регистрация поступивших материалов проводится в день их получения централизованно подразделением делопроизводства.

    Материалы с грифом «Секретно» принимаются и регистрируются в соответствии с порядком, установленным для работы с секретными документами.

    Для отметки о регистрации материалов используется специальный штамп, оттиск которого помещается на постановлении (определении) о назначении экспертизы в правом нижнем углу первого листа на свободном от текста месте.

    Материалам экспертиз присваиваются регистрационные номера. Сведения о регистрируемых материалах вносятся в журнал регистрации экспертиз, а также вводятся в электронную информационную базу. Средства вычислительной техники, на которых размещается электронная база данных, снабжены паролями и не имеют выхода в сеть Интернет.

    Зарегистрированные материалы передаются на рассмотрение директору РФЦСЭ или по его приказу заместителю директора.

    Зарегистрированные материалы с резолюцией директора РФЦСЭ или его заместителя передаются руководителю соответствующего экспертного подразделения.

    Руководитель экспертного подразделения передает материалы на исполнение конкретным экспертам.

    Вся переписка по экспертизе регистрируется в Общем отделе в журналах регистрации экспертиз.

    В целях оперативного решения вопросов в процессе производства экспертизы ходатайства, уведомления и другие документы могут быть переданы адресату по факсимильной связи, затем их подлинники направляются адресату заказной почтой.

    При производстве повторной экспертизы исполнитель заполняет два экземпляра учетной карточки установленного образца, один из которых направляется в Отдел контроля и анализа экспертного производства, второй экземпляр помещается в номенклатурное дело.

    При наличии обстоятельств, препятствующих проведению экспертизы, по резолюции директора РФЦСЭ или его заместителя оформляется возврат материалов. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 31.05.2001г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» директор РФЦСЭ вправе возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в РФЦСЭ нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат.

    Оформленное в соответствии с установленными правилами заключение эксперта (сообщение о невозможности дать заключение или письмо о возврате материалов без исполнения экспертизы) с приложенными к нему материалами направляются адресату заказными бандеролями. При необходимости возвращения адресату вещественных доказательств большого размера они упаковываются в посылки.

    Оформленные заключения экспертов, сообщения о невозможности дать заключение, письма о возврате материалов без исполнения экспертизы, а также материалы, являющиеся объектами исследований, могут быть переданы лично под роспись в Общем отделе следующим лицам:

  • дознавателям, следователям, судьям, вынесшим постановление (определение) о назначении экспертизы (при предъявлении служебного удостоверения);
  • курьерам или работникам судов (при предъявлении служебного удостоверения);
  • нарочным (при предъявлении паспорта и доверенности от органа или должностного лица, назначившего экспертизу).
  • Передача материалов экспертизы лицам, не предусмотренным данным перечнем, категорически запрещена.

    В случае передачи дела от одного лица, назначившего экспертизу, другому, получение заключений экспертов, сообщений о невозможности дать заключение, писем о возврате материалов без исполнения экспертизы вместе с материалами экспертизы осуществляется только на основании соответствующего постановления (определения).

    Получатель расписывается в журнале регистрации экспертиз Общего отдела, указывает дату получения, а также свои инициалы и фамилию, номер служебного удостоверения или паспорта, номер и дату доверенности, кем она выдана. Доверенность остается в Общем отделе. Нарочному по доверенности документы выдаются в запечатанном конверте.

    Выдача вещественных доказательств, принимаемых экспертными подразделениями на экспертизу в соответствии со специальными инструкциями, осуществляется соответствующими экспертными подразделениями. Лицо, получающее вещественные доказательства, расписывается в журнале регистрации экспертиз экспертного подразделения, указывает дату получения, а также свои инициалы и фамилию, номер служебного удостоверения или паспорта, номер и дату доверенности, кем она выдана. Доверенность остается в подразделении делопроизводства.

    После завершения экспертизы в экспертном подразделении оформляется номенклатурное дело (наблюдательное производство).

    В номенклатурное дело (наблюдательное производство) подлежат включению следующие документы:

    • сопроводительное письмо к материалам, направляемым на экспертизу;
    • постановление (определение) о назначении экспертизы;
    • копия сопроводительного письма о направлении заключения эксперта (сообщения о невозможности дать заключение) с визой заведующего экспертным подразделением;
    • копия заключения эксперта или сообщения о невозможности дать заключение с приложениями к ним, подписанные экспертом;
    • переписка, связанная с производством данной экспертизы.

    Кроме указанных, при оформлении номенклатурных дел по экспертизам применяются соответствующие правила, установленные Инструкцией.

    Сроки производства судебных экспертиз

    В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 31.05.2001г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» № 73-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.06.2009 № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») директор РФЦСЭ обязан обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз с учетом дат, установленных судами при назначении судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта.

    Указанным выше Федеральным законом от 28.06.2009г. № 124-ФЗ внесены также изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ) и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ).

    Статья 55 АПК РФ дополнена частью 6 следующего содержания: «6. В случае невыполнения требования арбитражного суда о представлении заключения эксперта в суд в срок, установленный в определении о назначении экспертизы, при отсутствии мотивированного сообщения эксперта или государственного судебно-экспертного учреждения о невозможности своевременного проведения экспертизы либо о невозможности проведения экспертизы по причинам, указанным в части 4 настоящей статьи, судом на руководителя государственного судебно-экспертного учреждения или виновного в указанных нарушениях эксперта налагается судебный штраф в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса».

    В статье 85 ГПК РФ часть первая дополнена абзацем следующего содержания: «В случае невыполнения требования суда, назначившего экспертизу, о направлении заключения в суд в срок, установленный в определении о назначении экспертизы, при отсутствии мотивированного сообщения эксперта или судебно-экспертного учреждения о невозможности своевременного проведения экспертизы либо о невозможности проведения экспертизы по причинам, указанным в абзаце втором настоящей статьи, судом на руководителя судебно-экспертного учреждения или виновного в указанных нарушениях эксперта налагается штраф в размере до пяти тысяч рублей».

    Невозможность, в значительном числе случаев, выполнения экспертиз в установленные судами сроки обусловлена, в основном, следующими четырьмя обстоятельствами.

    Во-первых, сложностью и объемом конкретной экспертизы. Например, финансово-экономической, где объем представляемого материала часто достигает нескольких десятков и даже сотен томов, либо строительно-технической, на разрешение которой ставится вопрос о причине разрушения здания. Срок производства экспертизы в таких случаях может достигать нескольких месяцев и даже лет.

    Во-вторых, особенностями экспертной методики, например, определения давности изготовления документа (техническая экспертиза документов), когда измерение тех или иных параметров, должно проводиться в течение нескольких месяцев.

    В-третьих, недостаточностью представляемых для производства экспертизы материалов, что делает необходимым заявление экспертом ходатайства. Выполнение судом ходатайства эксперта нередко требует значительного времени. По большому числу экспертиз ходатайство выполняется судами несколько месяцев, в некоторых случаях ожидаемый экспертом длительное время ответ на ходатайство вообще не поступает.

    В-четвертых, нагрузкой экспертов по наиболее востребованным видам судебных экспертиз. Прежде всего, это почерковедческие, строительно-технические, пожарно-технические, автотехнические, компьютерно-технические, финансово-экономические, экологические, психологические и лингвистические экспертизы.

    Так, например, в связи с бурным развитием института частной собственности в нашей стране, имеется большая потребность в производстве судебных экспертиз, связанных с разделами домовладений. Из-за недостаточной численности экспертов очередь на производство этих экспертиз в РФЦСЭ при Минюсте России достигает года и более. Крайне напряженное положение сложилось со сроками производства экспертиз указанного вида, назначаемых судами Московской области, несмотря на то, что, в том числе, для решения этой проблемы пришлось создать отдельный филиал РФЦСЭ для экспертного обслуживания правоохранительных органов и судов Московской области. Сложности в укомплектовании штата экспертов обусловлены скромной заработной платой судебных экспертов Минюста России, которая в разы меньше оплаты труда частных экспертов в этой отрасли деятельности.

    Получив определение суда о назначении экспертизы с формулировкой конкретных вопросов, РФЦСЭ, в случае невозможности выполнения экспертизы в установленный срок, направляет суду сообщение, с указанием причины невозможности проведения экспертизы в установленный срок. В сообщении указывается также срок, в течение которого экспертиза будет выполнена. Длительность исполнения рассчитывается на основании нормативных документов исходя из оценки ее сложности и объема, а также достаточности представленных для ее производства материалов, с учетом необходимости выполнения экспертиз по ранее поступившим эксперту определениям (постановлениям) для исполнения.

    Наряду с производством судебных экспертиз эксперты РФЦСЭ выполняют большой объем работы по научно-методическому обеспечению экспертного производства СЭУ Минюста России. На выполнение РФЦСЭ функций головного научно-методического центра, предусмотренных его Уставом, затрачивается не менее 40 % рабочего времени эксперта.

    Стоимость производства судебных экспертиз

    Возможность взимания платы за производство судебных экспертиз по гражданским, арбитражным делам и делам об административных правонарушениях закреплена в ст. 37 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Взимание платы за производство экспертиз по уголовным делам государственным судебно-экспертным учреждениям запрещено.

    Стоимость судебной экспертизы устанавливается в соответствии с категорией ее сложности, которая, в свою очередь, определяется временем, необходимым для выполнения экспертизы. Суду, назначившему экспертизу, направляется сообщение о ее предварительной стоимости. Окончательная стоимость определяется после завершения производства экспертизы, по фактическим затратам. Стоимость экспертного часа для РФЦСЭ и других СЭУ Минюста России устанавливается приказом ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России.

    Вместе с заключением эксперта в суд направляется заявление о взыскании расходов (а если экспертиза проводится по арбитражному делу, направляется также Счет). К сожалению, в течении года после направления удовлетворяется не более 10% заявлений о взыскании расходов — по различным причинам, в том числе в связи с не установлением судебными приставами места жительства должника.

    В том случае, когда в РФЦСЭ производится комиссионная или комплексная судебная экспертиза с привлечением экспертов, не работающих в РФЦСЭ, суд или следователь выносит соответствующее определение или постановление. Оплата их работы производится судом или следственным органом по прямым договорам с привлеченными экспертами как физическими лицами или с организациями, которые они представляют, так как такой статьи расхода в бюджете РФЦСЭ не предусмотрено.

    Суд может принять решение об освобождении того или иного участника от оплаты расходов на производство судебной экспертизы полностью или частично (ч. 3 ст. 96 ГПК РФ). В этом случае оплата расходов производится РФЦСЭ Судебным департаментом Верховного Суда РФ по заключенным между ними договорам, после подписания договора (30% от общей стоимости работ) и после подписания акта приема-сдачи выполненных работ (70% от общей стоимости работ).

    С 2007 года, в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2007 год», и в последующие годы (Федеральные законы — от 24.07.2007 № 198 «О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»), указанные денежные средства в полном объеме изымаются в Федеральный Бюджет для исполнения финансового плана установленного для всех СЭУ Минюста России. Указанное требование не действует в отношении всех иных государственных судебно-экспертных учреждений различной ведомственной подчиненности.

    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 г. Москва «О судебной экспертизе по уголовным делам»

    В связи с вопросами, возникающими у судов при применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство судебной экспертизы по уголовным делам, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, постановляет:

    1. Обратить внимание судов на необходимость наиболее полного использования достижений науки и техники в целях всестороннего и объективного исследования обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, путем производства судебной экспертизы во всех случаях, когда для разрешения возникших в ходе судебного разбирательства вопросов требуется проведение исследования с использованием специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле. Если же проведение исследования не требуется, то возможен допрос специалиста.

    2. Согласно положениям части 2 статьи 195 УПК РФ судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.

    Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения (подразделения) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

    К иным экспертам из числа лиц, обладающих специальными знаниями, относятся эксперты негосударственных судебно-экспертных учреждений, а также лица, не работающие в судебно-экспертных учреждениях.

    Под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

    3. В целях обеспечения реализации участвующими в деле лицами их права на отвод эксперта (статья 70, пункт 2 части 1 и часть 2 статьи 198 УПК РФ) в определении (постановлении) о назначении экспертизы необходимо указывать наименование экспертного учреждения (пункт 60 статьи 5 УПК РФ), в котором должна быть произведена экспертиза, а при невозможности производства экспертизы в этом учреждении — вновь выносить определение (постановление) о назначении экспертизы в другом экспертном учреждении. По ходатайству указанных лиц дознаватель, следователь, суд обязаны сообщать фамилию, имя, отчество эксперта, которому руководителем государственного судебно-экспертного учреждения поручено производство экспертизы.

    При поручении производства экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, суду следует предварительно запросить сведения, касающиеся возможности производства данной экспертизы, а также сведения об эксперте, в том числе его фамилию, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы в качестве судебного эксперта и иные данные, свидетельствующие о его компетентности и надлежащей квалификации, о чем указать в определении (постановлении) о назначении экспертизы, и при необходимости приобщить к материалам уголовного дела заверенные копии документов, подтверждающих указанные сведения.

    В случае поручения производства экспертизы лицу, не работающему в судебно-экспертном учреждении, разъяснение прав и обязанностей, предусмотренных статьей 57 УПК РФ, возлагается на суд, принявший решение о назначении экспертизы.

    4. Вопросы, поставленные перед экспертом, и заключение по ним не могут выходить за пределы его специальных знаний.

    Постановка перед экспертом правовых вопросов, связанных с оценкой деяния, разрешение которых относится к исключительной компетенции органа, осуществляющего расследование, прокурора, суда (например, что имело место — убийство или самоубийство), как не входящих в его компетенцию, не допускается.

    5. В тех случаях, когда в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем определенную территорию, невозможно производство судебной экспертизы в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности или надлежащей материально-технической базы либо специальных условий для выполнения исследований, а также при наличии обстоятельств, указанных в статье 70 УПК РФ, т.е. когда все компетентные государственные судебно-экспертные учреждения на данной территории не могут выступить в этом качестве, ее производство может быть поручено государственным судебно-экспертным учреждениям, обслуживающим другие территории, негосударственному судебно-экспертному учреждению или лицу, не работающему в судебно-экспертном учреждении, в том числе сотруднику научно-исследовательского учреждения, вуза, иной организации, обладающему специальными знаниями и имеющему в распоряжении необходимое экспертное оборудование.

    В определении (постановлении) о назначении экспертизы суду следует мотивировать поручение исследований экспертным учреждениям либо конкретному лицу.

    6. Справки, акты, заключения и иные формы фиксации результатов ведомственного или другого исследования, полученные по запросу органов предварительного следствия или суда, не могут рассматриваться как заключение эксперта и служить основанием к отказу в проведении судебной экспертизы.

    Указанные положения не препятствуют приобщению к материалам уголовного дела и использованию в процессе доказывания заключения специалиста, полученного в соответствии с частью 3 статьи 80 УПК РФ.

    7. По смыслу уголовно-процессуального закона, согласие подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, лица, в отношении которого рассматривается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера, на проведение в отношении его судебной экспертизы не требуется.

    Вместе с тем суду следует обеспечить лицу, в отношении которого решается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера, возможность участвовать в судебном заседании при решении вопроса о проведении в отношении него судебной экспертизы и самостоятельно реализовать права, предусмотренные частью 1 статьи 198 УПК РФ, за исключением случаев, когда физическое и (или) психическое состояние не позволяет ему предстать перед судом.

    Недопустимо назначение и производство судебной экспертизы в отношении потерпевшего, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2, 4, 5 статьи 196 УПК РФ, а также в соответствии с частью 5 статьи 56, частью 4 статьи 195 УПК РФ в отношении свидетеля без их согласия либо согласия их законных представителей, которые даются указанными лицами в письменном виде.

    8. Исходя из положений, указанных в пунктах 5, 9, 11 части 2 статьи 42, статьи 198 УПК РФ, суду надлежит обеспечить потерпевшему возможность знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы независимо от ее вида и с полученным на ее основании экспертным заключением либо с сообщением о невозможности дать заключение; право заявить отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении, о привлечении в качестве эксперта указанного им лица либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении, о внесении в определение (постановление) о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту.

    Свидетель пользуется такими же правами, как и потерпевший, лишь при условии назначения и производства судебной экспертизы в отношении его самого.

    Участники судебного разбирательства по их ходатайствам с согласия суда вправе присутствовать при производстве экспертного исследования, производимого вне зала судебного заседания, за исключением случаев, когда суд по ходатайству эксперта сочтет, что данное присутствие будет препятствовать производству экспертизы. Факт присутствия участника судебного разбирательства при производстве судебной экспертизы вне зала судебного заседания следует отразить в заключении эксперта.

    9. Разъяснить судам, что подозреваемый, обвиняемый и их защитники, а также потерпевший должны быть ознакомлены с постановлением о назначении экспертизы до ее производства. В том случае, если лицо признано подозреваемым, обвиняемым или потерпевшим после назначения судебной экспертизы, оно должно быть ознакомлено с этим постановлением одновременно с признанием его таковым, о чем составляется соответствующий протокол.

    10. В описательной части судебного решения о помещении подозреваемого или обвиняемого в соответствующее медицинское учреждение для стационарного обследования при производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на основании статьи 203 УПК РФ, следует обосновать такое решение, а в резолютивной части указать, в какое именно учреждение лицо направляется для обследования.

    11. Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» лицо может быть помещено в медицинский стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на срок до 30 дней. В случае необходимости по мотивированному ходатайству эксперта или комиссии экспертов срок пребывания лица в медицинском стационаре может быть продлен постановлением судьи районного суда по месту нахождения указанного стационара еще на 30 дней.

    Ходатайство эксперта или комиссии экспертов о продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре должно быть представлено в районный суд по месту нахождения указанного стационара не позднее чем за три дня до истечения 30-дневного срока. Такое ходатайство подлежит рассмотрению по правилам статьи 165 УПК РФ.

    Лицу, в отношении которого решается вопрос о помещении в медицинский стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы либо о продлении срока его пребывания в медицинском стационаре, следует обеспечить возможность участия в судебном заседании и реализации предусмотренных уголовно-процессуальным законом прав, за исключением случаев, когда физическое и (или) психическое состояние не позволяет ему предстать перед судом.

    В течение трех дней со дня получения ходатайства о продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре судье следует вынести постановление и уведомить эксперта или комиссию экспертов о принятом решении. В случае отказа в продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре оно подлежит выписке из него.

    В исключительных случаях в том же порядке возможно повторное продление срока пребывания лица в медицинском стационаре. Общий срок пребывания лица в указанном стационаре при производстве одной судебной экспертизы не может превышать 90 дней.

    Руководитель медицинского стационара должен известить лицо, находящееся в указанном стационаре, а также орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, о заявленном ходатайстве и вынесенном судьей решении.

    12. В необходимых случаях, когда исследование выходит за пределы компетенции одного эксперта или комиссии экспертов, в соответствии со статьей 201 УПК РФ может быть назначено производство комплексной экспертизы, осуществляемой несколькими экспертами на основе использования разных специальных знаний. Эксперты при этом составляют совместное заключение. В заключении экспертов должно быть указано, какие исследования провел каждый эксперт, какие факты лично он установил и к каким пришел выводам.

    Каждый эксперт вправе подписать общее заключение либо ту его часть, которая отражает ход и результаты проведенных им лично исследований.

    Если эксперт обладает достаточными знаниями, необходимыми для комплексного исследования, он вправе дать единое заключение по исследуемым им вопросам.

    Эксперт дает заключение от своего имени на основании исследований, проведенных им в соответствии с его специальными знаниями, и несет за данное им заключение ответственность в установленном законом порядке.

    13. В соответствии с частью 1 статьи 207 УПК РФ основаниями для проведения дополнительной экспертизы, поручаемой тому же или другому эксперту, являются недостаточная ясность или полнота заключения эксперта либо возникновение новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела.

    Под недостаточной ясностью следует понимать невозможность уяснения смысла и значения терминологии, используемой экспертом, методики исследования, смысла и значения признаков, выявленных при изучении объектов, критериев оценки выявленных признаков, которые невозможно устранить путем допроса в судебном заседании эксперта, производившего экспертизу.

    Неполным является такое заключение, в котором отсутствуют ответы на все поставленные перед экспертом вопросы, не учтены обстоятельства, имеющие значение для разрешения поставленных вопросов.

    14. В зависимости от характера вопросов и объема исследуемых материалов дополнительная экспертиза может быть произведена в судебном заседании.

    В тех случаях, когда возникает необходимость в разрешении новых вопросов в отношении исследованных ранее объектов, экспертиза назначается в порядке статьи 195 УПК РФ и ее производство поручается, как правило, тому же эксперту, если предстоящее исследование не выходит за рамки его специальных знаний.

    15. Согласно части 2 статьи 207 УПК РФ при возникновении сомнений в обоснованности заключения эксперта или при наличии противоречий в выводах экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, производство которой поручается другому эксперту.

    Необоснованным следует считать такое заключение эксперта, в котором недостаточно аргументированы выводы, не применены или неверно применены необходимые методы и методики экспертного исследования.

    Суд также вправе назначить повторную экспертизу, если установит факты нарушения процессуальных прав участников судебного разбирательства при назначении и производстве судебной экспертизы, которые повлияли или могли повлиять на содержание выводов экспертов.

    16. По уголовным делам частного обвинения, возбуждаемым по заявлению потерпевшего или его законного представителя (часть 1 статьи 318 УПК РФ), судья может решить вопрос о назначении экспертизы при подаче ими заявления в суд либо на стадии судебного разбирательства путем вынесения соответствующего постановления. При этом должны быть соблюдены права обвиняемого, подсудимого, а также потерпевшего, установленные уголовно-процессуальным законом.

    17. Рекомендовать судам в случае производства экспертизы в суде (статья 283 УПК РФ) экспертом, ранее не участвовавшим в деле в этом качестве, в необходимых случаях выносить два процессуальных документа (определения, постановления): первый — о назначении экспертизы, в котором привести данные об эксперте, имея в виду, что эксперт вправе участвовать в исследовании обстоятельств дела, относящихся к предмету экспертизы, только после вынесения определения о назначении экспертизы, и второй — после выполнения соответствующей процедуры — о постановке вопросов перед экспертом.

    Председательствующему в судебном заседании следует принимать предусмотренные законом меры к исследованию в суде обстоятельств, необходимых для дачи экспертом заключения, в том числе, о количестве, объеме и других характеристиках объектов и материалов, необходимых для производства исследований, и лишь после этого предлагать участникам судебного разбирательства представлять в письменном виде вопросы эксперту.

    Если подсудимый в силу физических или психических недостатков не может изложить вопросы в письменном виде, участвующий в рассмотрении уголовного дела защитник в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 УПК РФ оказывает ему необходимую помощь в выполнении требований части 2 статьи 283 УПК РФ; при наличии таких недостатков у потерпевшего эти требования выполняет его законный представитель или представитель в соответствии со статьей 45 УПК РФ.

    Замена производства экспертизы, если имеются основания для ее производства, допросом эксперта не допускается.

    Согласно положениям статьи 283 УПК РФ в определении (постановлении) помимо вопросов, предлагаемых судом на разрешение эксперта, должно быть указано, какие вопросы, представленные участниками судебного разбирательства, судом отклонены с приведением мотивов их отклонения. При этом суд не связан формулировкой и перечнем вопросов, предложенных участниками судебного разбирательства, а также поставленных перед экспертом в процессе предварительного расследования.

    18. Обратить внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 74 УПК РФ доказательствами по уголовному делу являются заключение и показания эксперта, которые, как и все доказательства (статья 240 УПК РФ), подлежат непосредственному исследованию в судебном заседании (за исключением случаев, предусмотренных разделом X Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

    19. При оценке судом заключения эксперта следует иметь в виду, что оно не имеет заранее установленной силы, не обладает преимуществом перед другими доказательствами и, как все иные доказательства, оценивается по общим правилам в совокупности с другими доказательствами. Одновременно следует учитывать квалификацию эксперта, выяснять, были ли ему представлены достаточные материалы и надлежащие объекты исследования.

    Для оказания помощи в оценке заключения эксперта и допросе эксперта по ходатайству стороны или по инициативе суда может привлекаться специалист. Разъяснения специалист дает в форме устных показаний или письменного заключения.

    Суду надлежит указать, к каким выводам пришел эксперт в результате исследования, а не ограничиваться лишь ссылкой в приговоре на его заключение.

    Оценка заключения эксперта может быть оспорена только вместе с приговором или иным итоговым судебным решением при его обжаловании в установленном законом порядке.

    20. Обратить внимание судов на то, что заключение и показания специалиста даются на основе использования специальных знаний и, так же как заключение и показания эксперта в суде, являются доказательствами по делу (часть 2 статьи 74 УПК РФ). При этом следует иметь в виду, что специалист не проводит исследование вещественных доказательств и не формулирует выводы, а лишь высказывает суждение по вопросам, поставленным перед ним сторонами. Поэтому в случае необходимости проведения исследования должна быть произведена судебная экспертиза.

    Заключение и показания специалиста подлежат проверке и оценке по общим правилам (его компетентность и незаинтересованность в исходе дела, обоснованность суждения и др.) и могут быть приняты судом или отвергнуты, как и любое другое доказательство.

    21. Специалист, участвовавший в производстве какого-либо следственного действия, при необходимости может быть допрошен в судебном заседании об обстоятельствах его производства в качестве свидетеля. Показания специалиста, приглашенного сторонами, даются им по правилам, предусмотренным для допроса лица в качестве свидетеля.

    22. В силу положений части 4 статьи 271 УПК РФ суд не вправе отказать в удовлетворении ходатайства о допросе в судебном заседании лица в качестве специалиста, явившегося в судебное заседание по инициативе любой стороны. При рассмотрении такого ходатайства суду следует проверять, обладает ли данное лицо специальными знаниями в вопросах, являющихся предметом судебного разбирательства.

    Суд вправе в соответствии с частью 1 статьи 69, пунктом 3 части 2 статьи 70, частью 2 статьи 71 УПК РФ принять решение об отводе специалиста в случае непредставления документов, свидетельствующих о наличии специальных знаний у лица, о допросе которого в качестве специалиста было заявлено ходатайство, признания этих документов недостаточными либо ввиду некомпетентности, обнаружившейся в ходе его допроса.

    23. Возмещение расходов и выплату вознаграждения экспертам, за исключением случаев, когда обязанности исполнялись ими в порядке служебного задания, в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, необходимо производить немедленно по выполнении этими лицами обязанностей независимо от фактического взыскания процессуальных издержек с осужденных (пункт 14 «Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд», утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г., в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 2 марта 1993 г. и от 4 марта 2003 г.).

    24. Суд апелляционной инстанции вправе назначить судебную экспертизу, в том числе дополнительную и повторную (часть 5 статьи 365 УПК РФ). В суде кассационной инстанции непосредственно исследуется заключение эксперта в соответствии с требованиями главы 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а в надзорной инстанции проверяется законность и обоснованность судебного решения на основании тех доказательств, которые были предметом исследования в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

    При наличии сомнений в заключении эксперта, выводы которого повлияли или могли повлиять на правильное разрешение судом вопросов, указанных в части 1 статьи 299 УПК РФ, суд в кассационном, а также с учетом требований статьи 405 УПК РФ в надзорном порядке вправе отменить приговор и направить дело на новое судебное разбирательство.

    25. С принятием настоящего постановления признать не действующим на территории Российской Федерации постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 марта 1971 года N 1 «О судебной экспертизе по уголовным делам».

    Председатель Верховного Суда Российской Федерации

    Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации

    Смотрите еще:

    • Реестр недобросовестных поставщиков 223-фз справка Статья 5. Реестр недобросовестных поставщиков 1. Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на официальном сайте. 2. В реестр […]
    • Егрюл налог 59 ру Сведения бесплатно по ИНН или ОГРН из реестра налоговой по всей России — онлайн На Едином портале Налоговых услуг могут быть получены сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, […]
    • Новости автострахование осаго Ускорение роста взносов на фоне снижения убыточности, а также наращивание инвестиционного дохода привели к значительному увеличению прибыли страховщиков – на 111,4% (до 52,9 млрд р. за I квартал 2018 г.). SoftBank планирует […]
    • Пособие по истории для подготовки к егэ Учебные пособия для подготовки к ЕГЭ по истории (ЕГЭ-2018). Подготовка к ЕГЭ по истории онлайн Доброе время суток, дорогие друзья! Сегодня я приготовил статью о том, как банально по пособиям и различным книгам подготовиться к ЕГЭ по […]
    • Старая страховка по осаго Нужно ли менять ОСАГО при замене водительских прав? Иногда водителям приходится менять свои права. По закону это нужно делать раз в 10 лет. Но существует целый ряд других причин. При этом изменяется не только бланк, а срок действия […]
    • Сколько платить транспортный налог в 2018 Транспортный налог в 2018 году Транспортный налог - 2018 и последующие годы обещают его изменения или даже полную отмену либо полную замену другими платежами. Подробности обсуждаемых изменений и новшества, которые уже действуют, […]
    • Дсв-3 штраф за несвоевременную сдачу Штраф за несвоевременную сдачу отчетности в ПФР в 2018 году Еще в первом полугодии 2018 года начали действовать новые требования, затронувшие сдачу отчетности. Была включена форма Единой отчетности в ПФР. Она объединила в своей системе […]
    • Проверка на штрафы гибдд пешеходов Всякий считает, что ему прав недодали, а вот у другого их наоборот слишком много. Где нельзя переходить дорогу? Несмотря на то, что по обновленным правилам, сидящий за рулем должен не просто притормозить, а конкретно уступить дорогу […]