Пособие по истории для подготовки к егэ
Учебные пособия для подготовки к ЕГЭ по истории (ЕГЭ-2018). Подготовка к ЕГЭ по истории онлайн
Доброе время суток, дорогие друзья! Сегодня я приготовил статью о том, как банально по пособиям и различным книгам подготовиться к ЕГЭ по истории России. Об учебниках по обществознанию, мы уже говорили здесь. Надеюсь, моя подборка Вам понравится!
В подборку включены:
1. ЕГЭ по Истории России. Минимум 50 баллов легко, даже для «ДВОЕЧНИКА».
2. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ.
3. Тетрадь-тренажёр. Историческое сочинение.
4. Технологии подготовки к части C.
5. Типовые тестовые задания.
6. Тренировочные варианты.
7. Атлас. С древнейших времён до 16 века.
8. Атлас. История России. 17-18 века.
9. Атлас. История России. 19 век.
10. C6 — написание исторического сочинения.
Скачать все это, Вы можете по ссылке ниже. Успешной Вам подготовки!
© Иван Некрасов 2017
Лучшей благодарностью за этот пост — ваши рекомендации в социальных сетях! Вам, может, все равно, а мне приятно:) Также, если что думаете по поводу поста — пишите в комментариях.
Пособие по истории для подготовки к егэ
Начиная подготовку к экзамену по истории, важно сразу же определиться с учебной литературой. В зависимости от того, какие материалы вы будете использовать, будет зависеть и качество вашей подготовки.
В качестве основной литературы можно предложить следующее:
А) Справочники и краткие учебники.
Например, справочник В.В. Барабанова или Л.А. Кацвы.
По этим книгам особенно хорошо заниматься, если у вас уже имеется определенная база знаний по истории, если вам не нужно подробно разъяснять каждый термин. В таких пособиях материал изложен тезисно, в стиле конспекта.
Так что если вы изучаете определенную тему по учебнику Орлова и чувствуете, что не понимаете каких-то ключевых, основополагающих моментов, то лучше заглянуть в соответствующий параграф школьного учебника, где та же тема изложена более доходчиво и понятно.
Справочник Барабанова — скачать
Справочник Кацвы — скачать
Б) Школьные учебники.
Например, серия учебников для 6-9 класса А.А. Данилова.
Эти учебники написаны простым и доступным языком, материал в них изложен очень подробно. Все ключевые понятия, имена и даты отдельно выделены в тексте. Каждый параграф сопровождается иллюстративным материалом и списком терминов.
Если вам нужно подготовиться к истории с «нуля», то линейка Данилова — идеальный вариант. Однако, если до экзамена осталось только 3 месяца, то нет смысла пытаться освоить за такое время всю серию школьных учебников по истории.
В случае, если вы видите, что вам нужно больше знаний, чем предлагается в справочнике и/или в школьном учебнике по конкретной теме (например, для исторического сочинения), то стоит обратиться к более сложным (вузовским) учебникам.
Учебники Данилова для 6-9 классов (4 шт.) — скачать
В) Вузовские учебники (повышенный уровень).
Например, учебник А.Н. Сахарова (по всем периодам). Среди вузовской литературы можно найти много авторов, которые специализируются на отдельных исторических периодах (например, история России до 1861 г. – Н.И. Павленко, период 20 века – Э.М. Щагин и т.д.).
Вузовские учебники помогут вам сформировать более глубокие исторические знания. Благодаря этому вы сможете лучше понимать и объяснять сложные причинно-следственные связи, суть исторических событий и процессов. Это же пригодится вам и при решении задания №24, связанного с подбором аргументов.
Так что если вы рассчитываете на высокий балл, то обратиться к вузовским учебникам будет не лишним. В то же время, если у вас нет хорошей базы по истории, то не стоит читать один только учебник Сахарова и не обращать внимания на более «простую» литературу из пункта а) и б).
Учебник Сахарова — скачать
Учебник Павленко (до середины XIX в.) — скачать
Учебник Щагина часть 1 (XX в.) — скачать
Учебник Щагина часть 2 (ХХ в.) — скачать
Г) Таблицы и схемы.
Например, схемы А.С. Орлова или В.В. Кириллова.
Эти книги помогают визуально систематизировать информацию, более четко представить последовательность событий или систему причинно-следственных связей.
Поэтому готовые схемы и таблицы будут весьма кстати в качестве дополнения к основному учебнику. Кроме того, с помощью подобных изданий очень удобно повторять уже пройденный материал. Просматривать наглядные схемы куда проще, чем перечитывать сплошной текст в учебнике.
Схемы Орлова — скачать
Схемы Кириллова — скачать
Д) Атласы.
Например, атласы издательства «Дрофа».
Учитывая, что целых четыре задания на экзамене требуют анализа картографических материалов, необходимо заранее оттачивать навыки работы с картами.
Когда вы изучаете какой-либо период, не забывайте параллельно работать с исторической картой. Атласы издательства «Дрофа», помимо собственно карт, содержат также множество иллюстраций, что также весьма полезно при подготовке к ЕГЭ.
Атласы Дрофа для 6-11 классов (5 шт.) — скачать
Естественно, что эти предложенные варианты — не единственно правильные и возможные. Существует еще много других достойных книг, которые мы будем постепенно рассматривать в следующих публикациях.
Кстати, отдельное внимание следует уделять учебным пособиям, которые специализируются на конкретных сложных заданиях (анализ исторического источника; работа с картами; анализ изображений; историческое сочинение). Посмотреть эти книги можно и на нашем сайте.
Персональный сайт Марии Уканеевой.
В работе по подготовке выпускников к ЕГЭ по истории я всегда использую и другим советую такие типы изданий, как:
1. основой учебник
2. книги со схемами и таблицами
3. пособия с тематическими заданиями
4. типовые тесты
5. задания для тренировки части С
6. карты и атласы
Далее я представляю вашему вниманию пособия, которые всегда имеются на моей полке.
Орлов, Георгиев, Георгиева: История России
Этот учебник написан профессорами исторического факультета МГУ. Хорош тем, что в меру краток и отличается доступным для понимания языком. Есть темы, которые в учебнике освещаются не столь подробно, но я обычно даю по ним свои разработки, которые будут выложены на этом сайте.
Большинство остальных учебников более подробные, а значит объемные, что при подготовке к ЕГЭ не всегда хорошо: можно просто не успеть освоить весь багаж материала, присутствующий в учебнике. Могу порекомендовать еще один учебник, составленный оптимально, на мой взгляд.
Леонид Кацва: История Отечества: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы
Пособие со схемами
Виктор Кириллов: Отечественная история в схемах и таблицах
По этому пособию хорошо учить конкретную информацию: имена, даты, конкретные события. Есть свои недочеты по определенным темам, но опять же к вашим услугам мои наработки.
Касьянов, Шаповалов, Шаповалова: История России в схемах, таблицах и картах
Это пособие подробнее предыдущего, потому и стоит дороже. Преимущество его в том, что здесь дается культура.
По ходу повторения материала важно не только изучать теорию, но и отрабывать свои знания на практике. В идеале должно быть так: изучил тему — прорешал задания. Обеспечить подобный алгоритм действий вам помогут тематические пособия. Их издается достаточно много.
Михаил Пономарев: ЕГЭ-2012. История России. Тематические тренировочные задания
В этом пособии представлены тесты по образу и подобию реальных КИМов с одним отличием: вопросы в каждом тесте даются на конкретному периоду, а не по всему курсу. Недостатки пособия: отсталость от ЕГЭшных изменений (отсутствует задание С6 (исторический портрет), а также несколько новых заданий части В), малое количество тестов в сравнении с количеством тем, неподробность содержания. То есть, один тест включает в себя, скажем, эпоху Александра I, Николая I, Александра II и Александра III, а не подробно по каждому из этих отличающихся друг от друга периодов. Лично я это пособие использую для рубежных контрольных, а для самостоятельной подготовки рекомендую в качестве средства для рубежной самопроверки.
И. Шемаханова: ЕГЭ-История 10-11 класс: Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ
Вообще-то у этого пособия есть еще и первая часть, с цифрой «10» на обложке, но последнее время книжные магазины как будто об этом забыли и продают только вторую часть, а жаль. Преимущества этих пособий заключается в том, что как раз здесь тесты подробные, их больше, и темы они затрагивают более узкие. Недостатки: тоже отсутствуют новые задания, появившиеся в 2012-13 годах и очень много опечаток, в том числе и в ключах. Но тем не менее, в хозяйстве иметь полезно.
Морозов, Абдулаев: Тематическая рабочая тетрадь по истории России: с древнейших времен до конца XIX века (ур. А, В)
Морозов, Абдулаев: Тематическая рабочая тетрадь по истории России: ХХ — начало XXI века: задания уровня А, В
Пару лет назад эти пособия были в продаже и пользовались нешуточной популярностью, по крайней мере, среди моих коллег и учеников. На то есть свои причины: по каждой теме в этих сборниках дается краткая текстовая выжимка, схемы, основные даты, а задания выстроены именно так, чтобы весь фактологический материал запомнился наилучший образом. Но вот незадача: последнее время просто исчезли из магазинов. Мой вам совет: если вы встретите ее, покупайте, не раздумывая.
Наконец, бесспорно важно прорешать как можно больше настоящих типовых тестов, полностью повторяющих структуру тех, что попадутся на экзамене.
Тесты можно покупать любые, главное, смотреть, чтобы задания там не повторялись и чтобы на обложке значилось «ФИПИ». Такие задания максимально приближены к формату экзаменационных, поскольку их составляют одни и те же разработчики. Кроме этого, есть весьма варианты на Яндексе и открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий.
Ну а если поглубже покопаться в социальных сетях, вы найдете огромное количество прошлогодних вариантов, отсканированных «утопающими» а экзамене в надежде на помощь:)
Задания для тренировки части С
Пожалуй, отдельно можно выделить пособия для отработки заданий повышенной сложности. В обычных типовых пособиях части С не уделяется должного внимания, поэтому ее стоит проработать отдельно. Больше всего мне нравится вот такой вариант
Роман Пазин: История России. Подготовка к ЕГЭ: анализ исторического источника (задания C1 — C3). 10 — 11 классы
Роман Пазин: История России. 10-11 классы. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности
Обязательным в процессе подготовки к ЕГЭ по истории я считаю использование атласов и контурных карт, тем более на ЕГЭ 2013 впервые появятся задания, содержащие умение работать с исторической картой. Лично мне нравится комплект издательства «Дрофа» (6-11 класс), вот так он выглядит
и к нему прилагаются еще контурые карты
Разумеется, в подготовку нужно и можно включать дополнительную литературу: энциклопедии,научно-познавательные журналы, монографии, хрестоматии и тд. То, что перечислила я — это основная база для подготовки, фундамент.
Книги и учебники для подготовки к ЕГЭ по Истории
Автор статьи — Морозов А. В.
Хорошо, когда в учебнике отсутствуют лишние исторические факты, которые не нужны при подготовке к ЕГЭ по истории. Когда прослеживаются причинно-следственные связи, то есть определяется причина события, основной ход события и последствия события. Именно это проверяется на ЕГЭ.
Если в учебнике простая констатация фактов и художественно-описательный характер, то этот учебник не столь хорош для подготовки к ЕГЭ по истории. Если в учебнике для подготовки к ЕГЭ по истории много эпитетов, цветистых выразительных слов — то, как ни странно, лучше от него отказаться.
Например, учебник долго и выразительно описывает Екатерину Вторую: «Матушка наша Императрица любила Россию, читала много книг…» Все это — пустота и на ЕГЭ никак не оценивается. Это просто вырванные из исторического контекста факты
Ведь проверяют на ЕГЭ по истории знание причинно-следственных связей и логику исторического мышления. История — точный предмет. Почему произошло событие, что оно в себя включало, к чему привело. Кто и какую роль сыграл в определенных событиях. Все должно быть в логической и причинно-следственной взаимосвязи.
Очень важно, чтобы автор учебника для подготовки к ЕГЭ по истории был беспристрастен в оценке исторических событий. В учебнике должен присутствовать здравый смысл. На ЕГЭ по истории есть вопросы, где в любых событиях нужно увидеть как положительные стороны, так и отрицательные. Как бы трудно это ни было.
Почему необходимо готовиться к ЕГЭ по истории хотя бы по двум-трем учебникам? Дело в том, что каждый автор показывает свое видение исторической ситуации.
Например, есть учебник для подготовки к ЕГЭ по истории, который мы всем рекомендуем:
А.С.Орлов, В. А.Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина «История России»
В этом учебнике все грамотно и четко изложено авторами. Но если мы возьмем только учебник Орлова и будем готовиться к ЕГЭ по истории только по этому учебнику — у нас будут сложности. В ЕГЭ по истории есть письменные задания, где необходимо представить разные позиции по определенной исторической ситуации (что очень важно при выполнение задания ЕГЭ 24 и 25). Поэтому необходимы также справочники для подготовки к ЕГЭ по истории.
Например, М.Н. Зуев «История России: Учебник для вузов» В учебнике анализируются сложные и противоречивые исторические процессы России. В приложении приведены: генеалогия российских царей, биографические сведения о деятелях трех российских революций, краткая летопись исторических событий России, документы из истории России, весь этот материал можно использовать для исторического эссе (задание 25).
Какие пособия читать, чтобы подготовиться к ЕГЭ?
Здравствуйте, уважаемые друзья и читатели! Сегодня не совсем обычный пост. Это пост-ответ. Такой нормальный и большой ответ на самый частый вопрос, который мне всегда задают ребята: «Что вы рекомендуете читать, по каким пособиям готовиться к ЕГЭ по истории или обществознанию?»
Давайте я сделаю так. В первой части этого поста вы прочитаете то, что хотите услышать. То, что Вам скажут и без меня. Ок? А вот вторая часть поста будет для тех ребят и их родителей, которые действительно хотят высоких баллов на ЕГЭ через несколько месяцев.
Первая часть: то, что вы хотите услышать
По истории рекомендуется:
Также рекомендуется отдельно заиметь атласы по истории России и тесты.
По обществознанию рекомендуется:
Также нужно запастись тестами, их можно найти на известных сайтах в Интернете, все их прекрасно знают. Да и они слишком известные, чтобы мы их тут называли ).
Если вы хотели услышать именно такой ответ на вопрос: по каким пособиям и учебникам готовиться к ЕГЭ, то дальше можете не читать. Информация ниже совсем не для вас. Смело берите эти пособия, читайте их, решайте тесты, и Бог Вам в помощь!
Вторая часть ответа на вопрос: мой настоящий ответ
Никакие пособия брать, покупать вообще не стоит. Вот причины:
- В пособии абсолютно нет аппарата для рефлексии: например для самостоятельной работы.
- В пособии все изложено сухо, предполагается, что вы уже имеете представление о базовых понятиях. В истории эти понятия: цивилизация, государство, аппарат власти, формы власти, прибавочный продукт, натуральное хозяйство, и прочее множество понятий. То же самое для обществознания.
- В пособиях нет тестов.
- Пособие не объясняет, как решать тесты, каковы принципы их решения. В самих же сборниках тестов в самом начале дается крайне сухая информация с характеристикой самого теста, никаких принципов там нет и в помине.
Несмотря на эти огромные минусы каждый год миллионы ребят покупают эти пособия и готовятся по ним. Результат весьма плачевен, посмотрите статистику Рособрнадзора. От себя же могу сказать однозначно: 95 % ребят, которые читают пособия и готовятся по ним никогда не сдадут егэ по истории или обществу на высокие баллы. Да, знания может и улучшаться, но тест на высокий результат они не решат. Максимум, баллов на 60 из 100.
Что же делать. Во-первых, прочитайте эту мою статью и эту. Во-вторых, если ваша цель именно самостоятельная подготовка: вы не хотите пользоваться услугами репетиторов и сторонних сервисов и сайтов, то вариант подготовки (действительно правильный и грамотный) может быть только такой.
ШАГ 1. Покупаете школьные учебники (лучше последнее издание): по истории — покупается учебник по каждому периоду: по Древней Руси, по Средневековью, по Новому времени и пр. Авторы по истории: Сахаров, Буганов, Данилин, Косулина, Рыбаков и пр. По обществознанию аналогично. Берете учебники за 10 и 11 классы.
ШАГ 2. По истории берете исторические Атласы и Контурные карты. По обществу нужно будет взять плюсом пособие, в котором обществознание изложено в виде схем.
ШАГ 3. По обеим дисциплинам ищете, где будете решать тесты. Тесты нужны с проверкой, чтобы вы могли себя проверить по ответам.
ШАГ 4. Методика самоподготовки:
По истории
Берете учебник по первому периоду русской истории. Читаете главу, смотрите параллельно в Атлас. Пересказываете самому себе, что поняли. Далее смотрите в главу, что забыли. Читаете ее снова. Снова пересказываете. Отмечаете, что снова пропустили. Читаете третий раз, четвертый, до тех пор пока не сумеете нормально пересказать, о чем глава. После этого отвечаете на вопросы к главе в конце главы. Лучше письменно, так вы подточите навык формулирования мыслей.
Далее читаете вторую главу, проделываете ту же работу. Через день возвращаетесь к первой главе, и проверяете себя, что помните. Если забыли все — снова ее перечитываете, и поступаете как описано выше.
Если вы осилили таким образом к примеру, период Древней Руси, берете тематические тесты ЕГЭ по этому периоду и решаете как первую часть теста, так и вторую. Вторую часть будете проверять себя по ответам в пособии.
По обществознанию
Берете учебник по первому периоду русской истории. Читаете главу, смотрите параллельно выписываете непонятные термины, ищете их определения в Интернете или в учебнике (в конце есть Глоссарий). Пересказываете самому себе, что поняли. Далее смотрите в главу, что забыли, какие термины упустили, учите их. Читаете ее снова. Снова пересказываете. Отмечаете, что снова пропустили. Читаете третий раз, четвертый, до тех пор пока не сумеете нормально пересказать, о чем глава. После этого отвечаете на вопросы к главе в конце главы. Лучше письменно, так вы подточите навык формулирования мыслей.
Дошли до конца раздела, к примеру, Человек и общество, достаете тест по этой пройденной теме и решаете. Решаете как первую, так и вторую часть. Вторую часть будете проверять себя по ответам в пособии.
Каждый ли способен на такую подготовку? Нет, не каждый. Требуется серьезная эрудиция, нормальная память, хорошая усидчивость и целеустремленность. Большинство выдохнуться ко второй неделе такой подготовки, или у них будет нервный срыв. Поверьте, навидался такого за годы работы с детьми (в школе я тоже работал)
Программы и учебники по истории
Е.Н. Лобанова, К. Ц. Саврушева. Пособие по подготовке к ЕГЭ по истории России. Теоретический комплекс. М., 2014, 313 стр.
Пособие предназначено для эффективной подготовки к Единому Государственному Экзамену по истории России. Пособие включает необходимые теоретические сведения политическим, экономическим, культурным особенностям всех основных этапов истории России. Структура пособия позволяет использовать его как для самостоятельной подготовки, так и на занятиях с преподавателем.
Предисловие
Содержание учебного пособия «История России» предназначено для углубленной самостоятельной работы старшеклассников при подготовке к практическим занятиям и сдаче ЕГЭ, а также для абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения. Это пособие будет полезно для тех, кто решил избрать профессию историка, юриста, международника, управленца. Оно соответствует требованиям, предъявляемым к абитуриентам, и нормам государственного образовательного стандарта по истории России. История отечества, России ставит себе целью показать себе место и роль ее народов в мировом развитии, помогает определить свое особое место в смене человеческих поколений и ответить на такие вопросы, как: Кто мы, где находятся наши исторические корни, какое место занимает наш народ в истории евразийской цивилизации, каковы его взаимоотношения с другими странами и народами? История раскрывает единство российских народов с другими народами стран мира и, прежде всего, с ближайшими соседями – народами Европы и Азии. Изучение истории России дает возможность овладеть историческим материалом, что приведет к умению анализировать и формировать собственную точку зрения на прошлое, настоящее и будущее российского государства. История народов нашего Отечества – это история освоения огромных пространств России. Поэтому изучение ее важнейших проблем способствует воспитанию благородных чувств патриотизма, уважения к трудовым и боевым традициям нашей страны, помогает укрепить собственное чувство гражданственности, любви к своей Родине. Знание истории открывает путь к овладению богатствами культуры прошлого. При этом следует учитывать и то, что значительная часть произведений отечественной литературы, живописи, зодчества стала достоянием мировой культуры.
Основная задача представленного пособия по истории России состоит в том, чтобы дать систематизированное представление об основных явлениях истории российского государства с древнейших времен до наших дней. В учебном пособии рассматриваются взаимосвязи политической, экономической, социальной и духовной жизни страны. Важное место занимает анализ основных периодов истории общественной мысли и общественного движения в России. Особое внимание уделяется вопросам внешней политики и международных отношений на всех этапах развития государства, что в настоящее время связано с актуальностью проблем геополитики в современном мире начала XXI века.
Предложенное издание, помимо основного текста, охватывающего историю образования и развитие российской государственности, содержит хронологию исторических событий, словарь терминов и понятий, а также тренировочные задания для самопроверки полученных знаний.
Содержание
Древнерусское государство в IX-XI вв. . 5
Политическая раздробленность Руси (XII-XIII вв.).
Основные этапы объединительного процесса (XIV-XV вв.). . 16
Российское государство в XVI в. . 34
Россия в XVII веке. . 48
Становление и развитие абсолютной монархии в России
(первая половина — середина XVIII в.) . 59
Российская империя во второй половине XVIII в. . 87
Общая характеристика экономического развития России
в XV-XVIII вв. . 106
Российская империя в первой половине XIX в. . 123
Россия во второй половине XIX в. . 148
Альтернативы российским реформам «сверху»:
Общественное движение в России XIX в. . 170
Российская империя в конце XIX — начале XX вв. . 188
Эпоха революций 1917 г. и Гражданская война в России . 203
Советский Союз в 20-30-е гг. XX в. . 219
СССР в годы Второй мировой войны.
Великая Отечественная война (1941-1945 гг.). . 243
Советский Союз после войны.
Общество и власть (1945-1964 гг.). 259
СССР в середине 60-середине 80-х гг. XX в. . 271
Эпоха перестройки. Распад СССР . 278
(90- гг. XX в. — первое десятилетие XXI в.). . 287
Е.Н. Лобанова, К. Ц. Саврушева. Пособие по подготовке к ЕГЭ по истории России. Практический комплекс (с приложениями). М.,2014, 131 стр.
Пособие предназначено для эффективной подготовки к Единому Государственному Экзамену по истории России. Пособие включает практические задания в формате ЕГЭ для отработки пройденных тем, словарь важнейших понятий и таблицу с основными датами истории России. Структура пособия позволяет использовать его как для самостоятельной подготовки, так и на занятиях с преподавателем.
Тренировочные задания ……………………………………………… 3
Основные даты и события……………………………………………. 67
Словарь терминов и понятий………………………………………… 89
Ответы к тренировочным заданиям……………………………….… 122
История. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Баранов П.А., Шевченко С.В.
3-е изд., перераб. и доп.) — М.: 2017. — 496с. М.: 2016. — 464с. М.: 2014. — 464с.
В справочнике, адресованном выпускникам и абитуриентам, дан материал курса «История России» с элементами всеобщей истории, который проверяется на едином государственном экзамене. Структура книги соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания — контрольные измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ. Справочник включает три раздела: «Древность и Средневековье», «Новое время», «Новейшая история», содержание которых представлено в форме структурно-логических схем и таблиц, позволяющих не только быстро запомнить обширный фактический материал, но и понять взаимосвязь между отдельными событиями, явлениями, процессами. Образцы заданий и ответы к ним, завершающие каждый раздел, а также вариант проверочной работы в формате ЕГЭ помогут оценить уровень подготовки к экзамену. Пособие содержит словарь терминов и понятий, знание которых необходимо для успешной сдачи единого государственного экзамена.
Формат: pdf ( 2017, 3-е изд., 496с.)
Формат: pdf ( 2016, 464с.)
Формат: pdf ( 2014, 464с.)
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 9
Раздел 1. Древность и Средневековье и
1.1. Народы и древнейшие государства на территории России 12
Восточнославянские племена и их соседи 13
Занятия восточных славян 14
Общественный строй восточных славян 15
Верования восточных славян 15
1.2. Русь в IX — начале XII в 16
Основные предпосылки формирования государственности у восточных славян 17
Этапы формирования государственности у восточных славян 18
Древнерусские князья и их политика 18
Управление Древнерусским государством в Х-ХII вв 21
Принятие христианства 22
Категории населения в Древнерусском государстве 23
«Русская Правда» — свод законов Древнерусского государства 24
Международные связи Древней Руси 25
Культура Древней Руси 25
1.3. Русские земли и княжества в XII — середине XV в 27
Причины распада Древнерусского государства 28
Основные центры политической раздробленности на Руси 29
Организация управления в Великом Новгороде 30
Завоевания монголов 31
Образование Золотой Орды. Русь и Орда 33
Проявления ордынского ига 34
Взаимоотношения Руси и Золотой Орды в XIII в. 35
Экспансия с Запада в XIII в 36
Предпосылки объединения русских земель 37
Борьба за лидерство в политическом объединении русских земель 38
Причины возвышения Москвы 38
Московские князья и их политика 39
Куликовская битва 42
Восстановление экономики русских земель 43
Русский город 44
Культура Руси в XII—XV вв 45
1.4. Российское государство во второй половине XV — начале XVII в 46
Московские князья и их политика 47
Органы центральной власти Российского государства в XV — начале XVI в 48
Значение образования Российского централизованного государства 48
Категории населения XV-XVI вв 49
Начало правления Ивана IV 51
Реформы середины XVI в 52
Опричнина 53
Становление крепостного права в России 55
Внешняя политика Ивана IV 57
Культура России в XVI—XVII вв 59
Смута конца XVI — начала XVII в 62
Этапы Смутного времени 63
Социальные движения в начале XVII в 66
Последствия Смуты 68
Ликвидация последствий Смуты 69
Первые Романовы и их политика 70
Новые явления в экономике 73
Высшие органы государственной власти и управления в XVII в 74
Местные органы управления в XVII в 75
Юридическое оформление крепостного права 75
Церковный раскол 77
Социальные движения в XVII в 79
Примеры заданий 81
Раздел 2. Новое время 95
2.1. Россия в XVIII — середине XIX в 96
Преобразования Петра I Великого 97
Высшие органы государственной власти и управления Российской империи (1725 г.) 105
Абсолютная власть монарха 106
Значение образования абсолютной монархии в России 106
Северная война (1700-1721 гг.) 107
Россия в период дворцовых переворотов 109
«Просвещённый абсолютизм» 115
Политика «просвещённого абсолютизма» Екатерины II Великой (1762-1796 гг.) 116
Формирование сословной системы в XVIII в 120
Экономика России в XVIII — первой половине XIX в 121
Внешняя политика России во второй половине XVIII в 126
Внутренняя и внешняя политика Павла I (1796-1801 гг.) 128
Культура России второй половины XVIII — первой половины XIX в 132
Внутренняя и внешняя политика Александра I (1801-1825 гг.) 139
Высшие органы государственной власти и управления Российской империи в начале XIX в 145
Отечественная война 1812 г 146
Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. 149
Движение декабристов 151
Внутренняя политика Николая I (1825-1855 гг.) 155
Основные направления общественной мысли в России во второй четверти XIX в 160
Внешняя политика во второй четверти XIX в 165
2.2. Россия во второй половине XIX -начале XX в 173
Реформы 1860-1870-х гг 174
Политика контрреформ 184
Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве 188
Общественное движение в России после отмены крепостного права 191
Основные направления и события внешней политики России в 1860-1890-х гг 199
Российская культура во второй половине XIX — начале XX в 206
Высшие органы государственной власти и управления Российской империи в начале XX в 213
Сословный строй России в начале XX в 214
Экономическое развитие России в 1901-1913 гг. 215
Идейные течения в России на рубеже веков 217
Русско-японская война (1904-1905 гг.) 219
Революция 1905-1907 гг 222
Высшие органы государственной власти и управления Российской империи в 1905-1914 гг 226
Опыт российского парламентаризма 227
Основные политические партии в России в начале XX в 229
Реформы П.А. Столыпина 232
Примеры заданий 236
Раздел 3. Новейшая история 249
3.1. Революция и Гражданская в
ойна в России 250
Россия в Первой мировой войне (1914-1918 гг.) 251
Влияние войны на российское общество 254
Февральская революция 1917 г 257
Двоевластие 260
Политическая тактика большевиков 263
Октябрьское вооружённое восстание 1917 г. в Петрограде 264
Учредительное собрание 266
Внутренняя и внешняя политика
советского правительства в 1917-1918 гг 267
Гражданская война и иностранная интервенция 272
Политика «военного коммунизма» 279
Переход к новой экономической политике 282
3.2. СССР в 1922-1991 гг 285
Образование СССР 287
Дальнейшее национально-государственное строительство в СССР 290
Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР 290
Культ личности И.В. Сталина 293
Массовые репрессии 294
Конституция СССР 1936 г 297
Причины свёртывания новой экономической политики 298
Индустриализация 299
Коллективизация 301
«Культурная революция» 304
Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920-1930-е гг 309
СССР накануне Великой Отечественной войны 314
Великая Отечественная война 1941-1945 гг 316
Восстановление хозяйства 340
«Холодная война» 343
Внутрипартийная борьба в середине 1950-х гг 346
XX съезд КПСС и осуждение культа личности 348
Социально-экономические реформы 1950-1960-х гг 349
«Застой» как проявление кризиса советской модели развития 353
Экономические реформы 1965 г 355
Конституция СССР 1977 г 356
Нарастание кризисных явлений в советском обществе 358
Попытки модернизации советской экономики и политической системы 1980-х гг 360
Политика перестройки и гласности 361
Социально-экономические преобразования 364
Внешняя политика СССР во второй половине 1950-х-1980-х гг 368
Развитие советской культуры в 1950-1980-х гг 376
3.3. Российская Федерация 382
Распад СССР 383
Политический кризис сентября — октября 1993 г. 386
Принятие Конституции РФ 1993 г 389
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия 391
Российская Федерация в 2000-2013 гг.: основные тенденции общественно-политического развития страны на современном этапе 394
Российская Федерация в 2000-2013 гг.: основные тенденции социально-экономического развития страны на современном этапе 398
Современная российская культура 400
Россия в системе современных международных отношений 403
Примеры заданий 408
Словарь 424
Литература 463
Тренировочный вариант экзаменационной работы по истории 467
Система оценивания экзаменационной работы по истории 482
Приложение 1
Преемственность российской государственности. 489
Приложение 2
Высшее руководство Советской России — СССР (1917-1991 гг.) 491
Приложение 3
Высшее руководство Российской Федерации 494
Пособие призвано оказать помощь в систематизации, углублении и обобщении знаний по курсу истории России с древности по настоящее время с включением элементов всеобщей истории, а также познакомить с различными типами заданий, используемых в качестве контрольных измерительных материалов при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Структура пособия соответствует кодификатору элементов содержания по истории и включает следующие разделы: «Древность и Средневековье», «Новое время», «Новейшая история», знание содержания которых проверяется в рамках ЕГЭ.
Содержательные компоненты курса истории России представлены в пособии в компактной и наглядной форме — в виде структурно-логических схем и таблиц, что позволяет раскрыть самые существенные признаки важнейших исторических явлений, процессов, событий, закономерности и направления развития нашей страны, понять связь между отдельными историческими фактами. Такая сжатая и доступная форма подачи материала облегчает его освоение, даёт возможность экономить время на повторение школьного курса истории, интенсифицируя процесс подготовки к ЕГЭ.
Стрелки (—> ), используемые в тексте пособия обозначают причинно-следственные связи между блоками информации, как правило, раскрывающие следующую зависимость: причины (предпосылки, условия, факторы и т. д.) —> последствия (итоги, результаты, значение и т. д.) тех или иных исторических явлений и процессов.
Каждый из трёх разделов пособия помимо содержательной составляющей курса истории России включает примеры заданий, используемых в качестве контрольных измерительных материалов ЕГЭ:
О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «