Федеральный закон об отмене печати — Доброе дело

Федеральный закон об отмене печати

Оглавление:

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ»

С изменениями и дополнениями от:

3 июля 2016 г., 25 ноября, 31 декабря 2017 г.

Принят Государственной Думой 27 марта 2015 года

Одобрен Советом Федерации 1 апреля 2015 года

Президент Российской Федерации

6 апреля 2015 г.

Внесены изменения в законы об АО, об ООО и другие акты.

Общества имеют круглую печать, содержащую их полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения.

Уточнено, что это не обязанность, а право. При этом федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать.

Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу 6 апреля 2015 г., за исключением статьи 14 настоящего Федерального закона, вступающей в силу 17 мая 2015 г.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 7 апреля 2015 г., в «Российской газете» от 8 апреля 2015 г. N 73, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 апреля 2015 г. N 14 ст. 2022

История рассмотрения и принятия Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Простановка печати – право, а не обязанность хозяйственного общества

В продолжение нашего более раннего обзора http://www.lidings.com/ru/legalupdates2?id=160 сообщаем, что 07 апреля 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 06 апреля 2015 г. № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» (далее – «Закон»).

Закон вносит изменения, допускающие и подтверждающие для хозяйственных обществ возможность осуществления своей деятельности без печати общества. Одновременно с этим, в целях нормативного закрепления правомерности такой ситуации, Закон вносит соответствующие поправки в ряд нормативно-правовых актов, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и др. в части отмены обязательности использования печати для хозяйственных обществ и ее использования только в случае наличия.

Печать может быть любой формы (то есть, теперь – не обязательно круглой, как это требовалось ранее). Отмена обязанности хозяйственных обществ иметь печать направлена на упрощение делового оборота, в котором многие переходят к более современным методам самоидентификации, например, цифровые подписи и голографические бланки.

Закон предусматривает, что сведения о наличии печати должны теперь содержаться в уставе общества. Таким образом, вопрос о введении обществом в использование печати должен будет решаться на общем собрании участников общества либо на этапе регистрации общества, либо (для уже существующих компаний) при внесении изменений в устав общества. Следует отметить, что Федеральный закон «О государственной регистрации юридических и индивидуальных предпринимателей» не содержит такого основания для принятия решения об отказе в государственной регистрации, как отсутствие печати на каком-либо из документов, представляемых для регистрации. Тем не менее, формально отсутствие в уставе работающей компании, использующей в своей деятельности печать, сведений о ее наличии с 07 апреля 2015 г. может быть трактовано как несоответствие действующему законодательству.

Отдельно обращаем внимание на то, что Закон в ст. 2 причисляет печать к «средствам индивидуализации» общества в отличие от ранее использованного термина «средства визуальной идентификации». Перечень средств индивидуализации закреплен в ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, и по смыслу указанной статьи сформулирован как закрытый перечень, который не подлежит расширению без внесения сопутствующих изменений в законодательный акт. Таким образом, печать не будет являться новым средством индивидуализации общества, а по-прежнему будет служить способом идентификации общества.

Одновременно с этим следует отметить, что отдельные законодательные акты всё ещё могут предусматривать случаи, когда простановка печати не будет предметом усмотрения хозяйственного общества, а по-прежнему сохранит статус обязательного реквизита. В частности, печатью и далее в обязательном порядке должны будут скрепляться:

  • акты о несчастном случае не производстве (ст. 230 Трудового кодекса РФ),
  • копии учредительных документов при их предоставлении в регистрирующие органы при регистрации прав на недвижимое имущество (п. 4 ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»),
  • решения об эмиссии ценных бумаг, сертификаты эмиссионной ценной бумаги (ст. 17, 18 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»),
  • ряд доверенностей в силу положений Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона «Об исполнительном производстве», Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и пр.
  • Помимо этого, продолжают существовать документы, которые оформляются по строго установленной форме, такие, как, например, приходные кассовые ордера, декларации по УСН, ЕНВД, формы отчетности во внебюджетные фонды и многие другие.

    Таким образом, несмотря на законодательно закреплённое и уже действующее правило о том, что печать более не является обязательным атрибутом хозяйственного общества, продолжает действовать ряд нормативно-правовых актов, устанавливающих императивные случаи ее использования. Исходя из этого, компаниям не рекомендуется торопиться с тотальным отказом от печатей. В случае если печать у хозяйственного общества есть, то лучше продолжать ею пользоваться.

    Закон за малым изъятием (закрепления отмены обязательной печати в Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации») вступил в силу с даты официального опубликования 07 апреля 2015 г.

    Закон об отмене печатей хозяйственных обществ принят Госдумой

    Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении закон 1 , переводящий обязанность иметь печать в право предпринимателей.

    Документом предусмотрено право хозяйственных обществ иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. При этом в определенных случаях федеральным законом может быть закреплена обязанность компании использовать печать. Сведения о наличии печати планируется включать в устав общества.

    Напомним, что по действующему законодательству хозяйственные общества должны иметь круглую печать, содержащую их полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов РФ. Кроме того, предусматривается право общества иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

    Как ранее заявляли разработчики законодательной инициативы – представители Минэкономразвития России, практика заверения документов печатями устарела, к тому же современные технологии облегчают мошенникам подделку печатей. Авторы закона считают, что традиционные печати необходимо заменять более современными технологиями (например, электронной подписью, голографической печатью и специальными бланками). Также, по словам сотрудников ведомства, отказ от изготовления печатей позволит бизнесменам экономить средства.

    ООО и АО могут отказаться от использования печатей: как это сделать и в каких документах печать пока остается обязательным реквизитом

    Вчера, 7 апреля 2015 года, вступил в силу закон, позволяющий организациям отказаться от использования печати (Федеральный закон от 06.04.15 № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ»). Закон для бизнеса, в принципе, позитивный, поскольку оформление документов становится проще. Однако возникли некоторые вопросы. На каких именно документах ставить печать теперь не обязательно? Нужно ли менять уставные документы? С какой даты можно отказаться от печати? Давайте разбираться.

    Организации больше не обязаны иметь круглые печати: разбираемся в деталях

    До последнего времени законодательство обязывало организации иметь круглые печати с указанием названия и места нахождения. Принятый же федеральный закон снял с них такую обязанность и сделал применение печатей правом АО и ООО. В законах об ООО и АО теперь используется следующая формулировка:

    Общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

    Выделим несколько ключевых моментов.

    1) Теперь организации вправе, но не обязаны иметь печать. Прежде предусматривалось, что общество должно иметь печать.
    2) Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе. Теперь в уставе должно быть прописано, что у организации есть печать. Прежде подобные требования к уставам не предъявлялись, поскольку печать должна была быть в любом случае.
    3) Печать приравняли к средствам индивидуализации. Печать становится лишь средством индивидуализации организации (таким же, как эмблема или товарный знак). И она теперь может быть любой (не обязательно круглой).
    4) Отдельные законы могут предусматривать случаи, когда организация обязана использовать печать. На уровне федерального законодательства могут сохраняться случаи, когда без печати не обойтись.

    Что будет с печатями ИП?

    Поправки внесены в законы о хозяйственных обществах и, соответственно к индивидуальным предпринимателям отношения не имеют. Для них ничего не изменилось. Законодательство РФ, как и прежде, не обязывает индивидуальных предпринимателей иметь печать. Вопрос об изготовлении и использовании печати предприниматели по-прежнему решают самостоятельно.

    Когда печать можно проставлять «при ее наличии»

    Многие законы прямо указывали, что при совершении тех или иных сделок проставление печати обязательно. Но поскольку наличие печати стало необязательным, то законодатели эти законы скорректировали. И предусмотрели, в каких случаях оттиск печати следует проставлять только «при ее наличии». Перечень таких законов мы обобщили в таблице.

    Наименование закона

    Проставление печати

    Трудовой кодекс РФ (ст. 230).

    Печатью (при ее наличии) должен заверяться акт о несчастном случае на производстве.

    Арбитражный процессуальный кодекс РФ (ч. 5 ст. 61).

    Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным лицом и скреплена печатью организации (при ее наличии).

    Гражданский процессуальный кодекс (ч. 3 ст. 53 ГПК РФ).

    Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица, скрепленной печатью этой организации (при ее наличии).

    Гражданский кодекс (абз. 9 п. 1 ст. 913 ГК РФ).

    Для оформления двойного складского свидетельства нужно применять печать (при ее наличии).

    Федеральный закон от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ч. 10 ст. 16).

    Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя (при ее наличии).

    Федеральный закон от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ч. 2 ст. 54).

    Доверенность, выдаваемая от имени организации другому лицу, должна быть подписана руководителем или иным уполномоченным на то лицом и скреплена печатью организации (при ее наличии).

    Федеральный закон от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 4 ст. 16).

    При представлении в регистрирующий орган копий учредительных документов, они должны заверяться печатью юридического лица (при ее наличии).

    Федеральный закон от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (подп. 5 п. 1 ст. 10.2).

    Отпуск (реализация) этилового спирта осуществляется при наличии у организации-покупателя заверенных подписью руководителя и печатью (при ее наличии) копии извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту постановки на учет покупателя спирта.

    Федеральный закон от 16.07.98 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (абз. 5 п. 3 ст. 16, абз. 5 п. 1 ст. 17, п. 2 ст. 25).

  • выписки по счету депо;
  • закладные об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства.
  • Федеральный закон от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (п. 1 ст. 17, абз. 11 ч. 4 ст. 18, п. 10 ст. 27.5-3).

    Печатью (при ее наличии) должны заверяться:

  • решения об эмиссии ценных бумаг;
  • сертификаты эмиссионной ценной бумаги;
  • решения о выпуске российских депозитарных расписок.
  • Федеральный закон от 21.12.01 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (абз. 4 п. 1, абз. 1 п. 2 ст. 16).

  • документы, содержащие сведения о доле РФ, субъекта РФ или муниципального образования в уставном капитале юридического лица;
  • документы, представляемые претендентами на покупку имущества.
  • Федеральный закон от 27.11.10 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» (ч. 6 ст. 39, п. 6 ч. 3 ст. 90, п. 2 ч. 5 ст. 177, п. 1 ст. 184)

    • на доверенности от имени организации (при обжаловании действий таможенного органа);
    • на копии аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности, прилагаемой к заявлению включении в реестр уполномоченных экономических операторов;
    • на «бумажной» отчетности о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах и о совершенных таможенных операциях;
    • на выписках из системы учета товаров, представляемых должностным лицам таможенных органов.
    • Федеральный закон от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ст. ст. 51, 61, 88).

      Печать (при ее наличии) должна проставляться:

    • на доверенностях, прилагаемых к заявкам на участие в открытом конкурсе, закрытом аукционе;
    • на доверенностях, в целях получения аккредитации участников электронного аукциона;
    • на заявке на участие в закрытом аукционе.
    • С уничтожением печатей лучше не спешить

      Из новых формулировок следует, что при наличии печати она по-прежнему должна проставляться. Ведь законодатели не предусмотрели, что печать проставляется «на усмотрение» или «по желанию». А значит, если печать у организации есть, то ей нужно пользоваться. При этом пока лучше пока не спешить с уничтожением имеющихся печатей (ведь не исключено, что государственные органы могут потребовать оттиска печати на документах ссылаясь на то, что печать должна быть у всех компаний, созданных до момента вступления в силу комментируемого закона).

      Вступление закона в силу

      Федеральный закон от 06.04.15 № 82-ФЗ вступил в силу 7 апреля 2015 года (за исключением некоторых положений в части таможенного регулирования). Что же изменится после этой даты в практической работе, то есть во взаимоотношениях с контрагентами и государственными органами? Проанализируем несколько примеров.

      Заключение договоров

      В комментируемом законе ничего не говорится о проставлении печатей на различных видах договоров. Однако ещё до его принятия судьи приходили к выводам, что законодательство не содержит обязательного наличия печати сторон по договору (постановление ФАС Московского округа от 22.03.12 № А40-62363/11-71-291).

      Получается, что проставление печати на договорах и раньше не было обязательным (если этого, конечно, не требовал сам договор).

      Без печати можно было заключать и трудовые договоры, поскольку статья 57 ТК РФ не предусматривает печать в качестве обязательного реквизита. Таким образом, в целях заключения договоров отмена печати, в принципе, ничего не изменила.

      Первичные документы

      Формы первичных учетных документов организации вправе разрабатывать самостоятельно (см. «Новый закон о бухучете: какие первичные учетные документы можно использовать»). При этом буквы «М. П.» на таких документах можно было не ставить и раньше (поскольку оттиск печати не является обязательным реквизитом «первички» в силу статьи 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

      Формы, обязательные к применению

      Существуют документы, которые составляются только по строго установленным формам (например, приходные и расходные кассовые ордера № КО-1 и КО-2, утв. постановлением Госкомстата РФ от 18.08.98 № 88).

      Также предусмотрено, что на большинстве бланков строгой отчетности должна быть проставлена печать (пункт 3 положения, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.08 № 359). Эти требования продолжают действовать.

      Печать в трудовой книжке

      Печать требуется работодателям для ведения трудовых книжек. Так, печать требуется проставлять на титульном листе, при изменении записей или при увольнении работников (пункты 2.2, 2.3 и 35 инструкции, утв. постановлением Минтруда России от 10.10.03 № 69).

      Представление документов в ИФНС

      Как правило, копии представляемых в ИФНС документов требуется заверять печатью (статьи 93, 93.1 НК РФ).

      Налоговая и прочая отчетность организации

      Многие организации, которые сдают отчетность в электронном виде, уже давно забыли про печати на декларациях (ведь им достаточно лишь наличия электронной цифровой подписи).

      А вот те, кто продолжает отчитываться «на бумаге», должны проставлять печать, поскольку формы отчетных документов предусматривают её наличие, например:

    • декларация по УСН;
    • декларация по ЕНВД;
    • форма 4-ФСС;
    • форма РСВ-1 ПФР.

    Заметим, что отсутствие на декларации печати является одним из оснований для отказа в ее приеме (письмо Минфина России от 01.02.13 № 03-02-07/1/2031). Также без печати не принимают, например, расчеты по форме РСВ-1 (п. 24 административного регламента, утв. приказом Минтруда России от 22.10.12 № 329н).

    Бесплатно отчитываться во все контролирующие органы в течение трех месяцев

    Нужно ли менять устав организации?

    Как мы уже сказали, законодатели предусмотрели, что сведения о наличии печати должны содержаться в уставе. В связи с этим приходим к следующим выводам:

  • если в действующем уставе ничего про печать не сказано, то можно оставить его в таком виде. Но в таком случае получится, что у организации печати нет и, соответственно, пользоваться ей нельзя;
  • если организация желает официально закрепить наличие печати, то в устав нужно внести изменения. Но тогда получится, что имеющуюся печать организация должна будет использовать даже тех случаях, когда проставление печати необязательно.
  • А можно ли не вносить изменения в устав и одновременно продолжить пользоваться печатью? Однозначного ответа на данный вопрос пока нет. Ведь с одной стороны, если в уставе про печать ничего не сказано, то печати быть не должно. С другой стороны, существует целый ряд документов, на которых, по-прежнему, нужно ставить печать всем организациям (вне зависимости от содержания устава)

    Практические выводы

    Довольно много подзаконных актов (например, приказы Минфина, утверждающие формы налоговых деклараций и порядок их заполнения) все ещё предусматривают печать в качестве обязательного реквизита на тех или иных документах. Однако принятый федеральный закон прямо говорит, что обязанность организаций использовать печать может быть предусмотрена только федеральным законом. Как быть в такой ситуации? Продолжать проставлять печати на декларациях или нет? На наш взгляд, пока лучше проставлять оттиски печати во избежание конфликтов с проверяющими. А окончательное решение можно будет принять после появления официальных разъяснений или внесения изменений в подзаконные акты.
    В заключении приведем небольшую цитату из заключения правового управления Совета Федерации на принятый федеральный закон:

    «Правовыми последствиям вступления в силу Федерального закона явится установление упрощенного порядка оформления документов в сфере деятельности хозяйственных обществ с учетом повсеместного увеличения использования электронной подписи в деловом документообороте.

    Таким образом, в российском законодательстве появляется все больше законов, стимулирующих отказ от «бумажного» документооборота и призывающих использовать для ведения дел и заверения отчетности электронную подпись и системы для обмена юридически значимыми электронными документами.

    Отмена печати: что должен знать бухгалтер

  • Россол Сергей | корпоративный консультант МКА «Калинин, Трач и партнеры»
  • П ечать стала необязательным атрибутом юридического лица (Федеральный закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ). Каким организациям дано право отказа от печати? Какие сложности ждут смельчаков? Как относиться к входящим документам сторонних организаций без оттиска печати, если раньше она была на них обязательна?

    Правительство Российской Федерации целенаправленно ведет борьбу со многими отголосками наследия прошлого, сдерживающими, по его мнению, развитие экономики нашей страны. Одним из таковых была объявлена всем знакомая каучуковая печать. По словам Дмитрия Медведева: «Очевидно, что так называемая круглая печать – это наследие прошлого, и сейчас она не имеет того значения, которое придавалось ей в дореволюционный, постсоветский период и советский период. При современном развитии техники наличие печати не гарантирует подлинности документа». В результате Правительством РФ был разработан и внесен в Госдуму в октябре 2014 г. законопроект № 636191-6, в соответствии с которым круглая печать становится для организации факультативным атрибутом и ее использование допускается наравне с другими способами идентификации, такими, как электронная подпись, специальные бланки компаний, голограммы и тому подобное.

    Ныне он получил статус Федерального закона от 06.04.2015 № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных ­обществ» (далее – Закон № 82-ФЗ).

    Кому помешала?

    «Гербовая» печать – уникальное явление, чье происхождение теряется в глубокой древности. Ее прообразы возникли задолго до появления письменности в виде родовых знаков, которыми отмечали принадлежность вещи, вырезали на орудиях труда и вышивали на одежде. Первые печати в более привычном нам виде появились практически одновременно с появлением письменности. Уже в Месопотамии для подтверждения подлинности документов использовались специальные цилиндры, которыми проставлялся оттиск надписи или орнамента. В средние века, с падением общей грамотности печать с изображением герба феодала стала полноправной заменой его собственноручной подписи. Китайцы, а за ними и монголы активно использовали специальные пластинки (пайцы / пайзы) для подтверждения полномочий ее обладателя как при личном общении, так и на подписанных документах. Долгие годы печать была необходимым атрибутом в советском, а затем и российском ­делопроизводстве.

    Почему же именно сейчас в России решили прервать эту долгую историю? С одной стороны, в отсутствие обязательной регистрационной процедуры печатей, с распространением необходимого оборудования и удешевлением производства клише стали изготавливать на любом углу. Появилось множество возможностей для фальсификации.

    С другой стороны, безупречно подделать клише так, чтобы разницу в оттисках не заметил профессиональный эксперт, чрезвычайно сложно. Да, неподготовленный глаз не увидит различий между оригиналом и подделкой, но точно так же он не увидит различий и между оригинальной и подделанной подписью, однако никто пока не предлагает отменить ­необходимость рукописно подписывать бумажные документы.

    По сути, печать в том документообороте, который есть сейчас, утратила существенную долю своей значимости. Причем виной тому были не только объективные показатели, но и целенаправленная деятельность законодателей. Первый значительный шаг в этом направлении был сделан еще при принятии первой части Гражданского кодекса РФ, который, по сути, установил преимущество подписи над печатью. С тех пор законодательство достаточно целенаправленно шло к вытеснению необходимости проставления оттиска клише на документах. Достаточно вспомнить революционный для своего времени отказ от печати на счетах-фактурах.

    Но все же, почему именно сейчас? Ответ лежит на поверхности и достаточно прост. Либералы, находящиеся в Правительстве РФ, таким способом пытаются продвинуть нашу страну вверх в рейтинге (ежегодном докладе) Всемирного банка «Doing Business». Формально данный рейтинг определяет инвестиционную привлекательность государства. Он содержит ряд показателей, одним из которых выступает «создание бизнеса». По мнению сотрудников нашего правительства, нашедшему отражение в дорожной карте «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (распоряжение Правительства РФ от 07.03.2013 № 317-р), исключение из оборота «резиновых» печатей уменьшает количество процедур при государственной регистрации и соответственно улучшает показатели России в рейтинге. Данная цель прямо указана в сопроводительных документах к законопроекту об отмене печати. Кто-то может посчитать, что в текущей международной политической ситуации такие стремления во многом утратили свою мотивацию, но, по крайней мере, сможет отметить последовательность Правительства РФ в реализации ранее принятых решений. А кто-то смотрит дальше, предвидя откат от попыток экономической изоляции и удушения России в обратную сторону. Причем «откат» может быть с теми же темпами и силой, что и первоначальный «накат». Международная ­политика сейчас разворачивается молниеносно!

    Как отменяем и где?

    Технически процесс вывода печати как обязательного реквизита документа из оборота ведется достаточно давно – это, как мы уже отметили:

  • установление приоритета подписи над печатью при подписании договоров,
  • следующим большим шагом можно считать исключение печати из реквизитов счетов-фактур,
  • после чего логичным стало исключение упоминания печатей в законе о бухгалтерском учете.
  • Теперь работа по изменению практики делового оборота получила свое логичное продолжение. Закон № 82-ФЗ об отмене печати вносит изменения прежде всего в законы о корпоративных организациях (ООО и АО). Текст правок в обоих законах, по сути, идентичен. Сравним ­«старую» и «новую» редакции (изменения выделены в Таблице).

    Изменения в законах об ООО и АО

    Как видите, печати не отменяют и не запрещают. Их использование в дальнейшем становится правом организации, однако оставлена обязательность применения печати в регламентированных законом случаях.

    Одновременно с этими двумя принципиальными документами изменения вносятся в целый ряд федеральных законодательных актов. Однако в них они ограничиваются включением в текст после каждого упоминания о проставлении печати фразы «(при наличии печати)». К таким документам относятся:

  • 2 часть Гражданского кодекса РФ (в отношении складских свидетельств);
  • Трудовой кодекс РФ (ст. 230);
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ;
  • Гражданский процессуальный кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления ­(распития) алкогольной продукции»;
  • Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
  • Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
  • Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;
  • Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
  • Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения ­государственных и муниципальных нужд».
  • Обратим внимание на некоторые особенности нового Закона № 82-ФЗ.

    Во-первых, он никак не регулирует требования в отношении печатей, ранее установленные местным законодательством субъектов и муниципальных образований. Соответственно, если местное законодательство требует проставления печати организации на каких-либо документах (запросах, доверенностях, обращениях и т.п.), то организация не сможет отказаться от ее использования.

    Во-вторых, Закон № 82-ФЗ не затрагивает целый ряд организаций. Прежде всего, это некоммерческие организации (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О некоммерческих организациях») и государственные, муниципальные унитарные предприятия (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»), соответственно, они по-прежнему должны иметь и использовать печать. Впрочем, это как раз не удивительно, ведь данные виды юридических лиц в рейтинге Всемирного банка не участвуют. Кроме того, хозяйственные общества, занимающиеся образовательной деятельностью, также оказываются вне регулирования нового закона. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», документы об образовании или квалификации должны содержать печать организации, осуществлявшей обучение. Это означает, что печать понадобится тем промышленным предприятиям, которые осуществляют на своей базе повышение квалификации собственных рабочих. Без нее они не смогут повышать квалификационные разряды.

    Законодатель обошел вниманием Налоговый кодекс РФ (печать упоминается в подп. 6 п. 5 ст. 186.1) и вновь принятый Кодекс об административном судопроизводстве РФ (п. 6 ст. 57), вступающий в силу с 15.09.2015. Кроме того, не стоит забывать и о массе подзаконных актов, предусматривающих проставление печати. Более того, до изменения или отмены ряда из них, нормы, изложенные в Законе № 82-ФЗ применить невозможно:

  • Речь идет, в частности, о постановлении Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках». Согласно утвержденным данным постановлением «Правилам ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей» работодателю не обойтись без печати. Она необходима для того, чтобы завести работнику новую трудовую книжку и чтобы заверить запись об увольнении.
  • Также практически непреодолимым препятствием на пути отказа от обязательности печати для банковских организаций, созданных в форме хозяйственных обществ, встанет множество актов, изданных Центральным банком России, в которых упоминается необходимость проставления оттиска печати. Здесь уместно вспомнить Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, а также Инструкцию Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов». Карточка с образцами подписи должна иметь оттиск печати юридического лица!
  • Кроме того, не стоит забывать об утвержденных стандартных формах отчетности, на которых стоит пометка «М.П.» (место печати). Ведь государственные органы могут классифицировать ее как необходимость проставления оттиска печати в обязательном порядке.
  • Поскольку Закон № 82-ФЗ об отмене печати не содержит общих норм, определяющих, как поступать в случае, если печать необходима в рамках подзаконного акта, последние продолжают свое действие. Указание, что в дальнейшем порядок использования печати определяется только на уровне федерального законодательства, в данном случае, на наш взгляд, работать не будет, поскольку направлено на другие ситуации. Решить эту проблему было бы достаточно просто, например, определив, что с момента вступления в силу положения нового закона имеют преимущество перед иными документами и все прочие законодательные акты применяются в части, не противоречащей Закону № 82-ФЗ. Однако этого сделано не было. Впрочем, вполне понятно почему – это внесло бы слишком большую сумятицу в рамках действующих процедур. Применение разных правил для коммерческих и некоммерческих организаций ни к чему хорошему привести не может.

    Использовать печать или нет?

    Данный вопрос, на наш взгляд, имеет однозначный ответ. Если вы не хотите сталкиваться с дополнительными проблемами в работе в виде частых конфликтов со специалистами банков и самых разных государственных органов, а также со всеми теми, кто об «отмене печати» еще не слышал, то живите по старинке – с печатью.

    Если же вам представляется, что печать излишня в вашей работе, то будьте готовы следующие год-полтора (пока все не привыкнут) ­носить с собой:

  • распечатку закона, сделавшего печати правом, а не обязанностью для хозяйственных обществ;
  • устав организации;
  • выписку из единого государственного реестра юридических лиц;
  • кипу информационных писем за подписью генерального директора о том, что в соответствии с действующим законодательством ­общество печатью не пользуется.
  • Причем отдельные особо дотошные сотрудники контрагентов могут попросить предоставить, например, еще и нотариально заверенный ­документ, содержащий подпись генерального директора.

    Если вы решили отказаться от печати

    Если мы вас не отговорили, и вы все-таки решили последовать веяниям моды, то вам будет необходимо:

      Особо оговорить это в уставе. Почему? Во-первых, этого теперь прямо требуют законы об ООО и АО (см. Таблицу). А во-вторых, любой юрист, по долгу службы сталкивающийся с необходимостью анализировать уставы организаций, вам скажет: «Чем конкретнее и проще его положения, тем легче работать». И вам самим будет легче работать с контрагентами. Мы можем предложить, например, следующую ­редакцию:

    Формулировки об отсутствии печати в уставе организации

    1.5. Общество не имеет круглой печати, служащей для его идентификации путем указания на ней полного фирменного наименования на русском языке и места ­нахождения Общества.

    Общество может иметь и использовать в своей работе штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также может иметь зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки и другие средства индивидуализации. Порядок использования средств идентификации общества определяется настоящим уставом и локальными нормативными актами Общества.

    Если к вам пришли без печати

    Для определения полномочий обратившегося к вам лица, действующего от имени организации, не имеющей печати, можно рекомендовать ­запрашивать кроме обычного в таких случаях перечня документов еще и:

  • копию устава организации;
  • письмо, содержащее указание на отсутствие в организации печати.
  • Только при их наличии можно принимать первичные документы без оттиска печати контрагента (если печать на них прежде была обязательна). Если их не будет, то ваша организация может в глазах налоговых органов оказаться «не проявившей должной осмотрительности при выборе контрагента». Как правило, из этого вытекают достаточно серьезные ­последствия в виде взыскания пени, штрафов и недоимок в бюджет.

    Общее заключение о новом законе совершенно неоднозначно. С одной стороны, формально шаг достаточно прогрессивный. Результатом реализации данного закона станет упрощение порядка оформления документов в сфере деятельности хозяйственных обществ с учетом повсеместного увеличения использования электронной подписи в документообороте. Кроме того, это может сподвигнуть использовать иные, более совершенные методы идентификации, что благотворно скажется на деловом ­обороте.

    С другой стороны, все эти новшества очень узко «заточены» под конкретные организационно-правовые формы юридических лиц, а значит и на общем деловом обороте скажутся не так глобально, как могли бы. Впрочем, при создании проекта данного закона никто особо и не скрывал, что его задача не столько изменить сложившуюся практику, сделав ее более удобной, сколько улучшить положение страны в международном рейтинге. Это прямо следует из пояснительных записок, сопровождающих законопроект на каждом этапе его прохождения через Госдуму. По сути, данный документ направлен не столько на развитие законодательства и делового оборота нашей страны, сколько на «пускание пыли в глаза» международным организациям и создание положительного ­образа государства среди инвесторов.

    При этом необходимо согласиться с мнением специалистов правового управления аппарата Совета Федерации ФС РФ, высказанным в пояснительной записке к проекту федерального закона № 636191-6 о том, что «отмена обязательного наличия печати может потребовать решения вопроса об уточнении средств индивидуализации хозяйственных обществ, у которых печать отсутствует и, соответственно, надлежащее подтверждение полномочий их должностных лиц может вызвать затруднения в правоприменительной практике».

    ОТМЕНА КРУГЛОЙ ПЕЧАТИ. Алгоритм действий юр. лиц после 7 апреля 2015 г.

    Федеральным законом от 6.04.15 г. № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» (далее — Закон № 82-ФЗ) внесены изменения в части обязательности печати для юридических лиц. Закон № 82-ФЗ вступил в силу 7 апреля 2015 г. (за исключением отдельных положений). Проанализируем последствия отмены круглой печати для юридических лиц.

    Принятому Закону № 82-ФЗ предшествовали дебаты относительно степени защиты документа без печати, поскольку подписи должностных лиц легко подделать.

    Как отметил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, «…круглая печать — это наследие прошлого, и сейчас она не имеет того значения, которое придавалось ей в дореволюционный и постсоветский период и советский период. При современном развитии техники наличие печати не гарантирует подлинности документа, использовать круглую печать не запрещается, но допускается использование и других способов идентификации, таких как электронная подпись, специальные бланки компаний, голографические печати» (ria.ru/politics/).

    Отмена печати призвана облегчить процедуру регистрации юридических лиц.

    Перед тем как рассмотреть последствия отмены круглой печати, давайте проанализируем степень значимости печатей у организаций. В практике хозяйствующих субъектов документ без печати не воспринимался как юридически значимый документ. Однако так ли это на самом деле? Функция печати состоит в заверении подлинности подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на других документах, предусматривающих заверение подлинной подписи (п. 3.25 ГОСТа Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», принятого постановлением Госстандарта России от 3.03.03 г. № 65-ст).

    Для каких участников гражданского оборота требовалось иметь печать? Систематизируем перечень таких хозяйствующих субъектов в табл. 1.

    Таблица 1. Для каких участников гражданского оборота требовалось иметь печать?

    Начиная с 7 апреля 2015 г. юридическое лицо вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать. При этом сведения о наличии печати должны содержаться в Уставе общества. Такие изменения внесены в отношении акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Правда, в части некоммерческих организаций, а также унитарных предприятий норма о наличии печати осталась неизменной.

    Отметим, что внесенные изменения не касаются индивидуальных предпринимателей, поскольку предприниматели и сейчас вправе работать без печати (Федеральный закон от 8.08.01 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

    «Договорная» печать

    Традиционно к договору без печати мало доверия. Однако по смыслу абзаца 3 п. 1 ст. 160 ГК РФ скрепление печатью договоров необходимо, если это установлено законом, иными правовыми актами либо соглашением сторон. То есть печать на договоре относится к дополнительным требованиям и проставляется в том случае, если это установлено законодательными требованиями либо условиями договора. Например, в договоре между хозяйствующими субъектами может быть предусмотрено, что текст договора скрепляется печатями обеих сторон.

    И только в этом случае отсутствие печати на договоре может привести к последствиям, предусмотренным для несоблюдения простой письменной формы сделки, если такие последствия прописаны в договоре. А последствиями могут быть лишение возможности сторон в случае спора ссылаться на свидетельские показания (п. 1 ст. 162 ГК РФ), а также недействительность сделки (п. 2 ст. 162 ГК РФ).

    В остальных же ситуациях печать на договоре необязательна, что подтверждается многочисленной арбитражной практикой. В постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.15 г. № А76-22079/2014 и решении арбитражного суда Алтайского края от 24.06.14 г. № А03-4194/2014 подчеркнуто, что факт отсутствия на договоре печати не свидетельствует о несоблюдении письменной формы сделки, так как скрепление договора печатью в соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 160 ГК РФ является дополнительным требованием, которое может быть установлено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, что в данном случае не имеет места.

    И отсутствие в договоре печати само по себе не свидетельствует о подложности договора (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.14 г. № А60-37054/2014).

    Таким образом, печать не является обязательным реквизитом при заключении договора, обязательное скрепление заключаемых договоров печатью законом не предусмотрено (решение арбитражного суда Алтайского края от 19.03.13 г. № А03-675/2013, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.08.12 г. № А29-1921/2012).

    Печать на первичных документах

    Рассмотрим необходимость проставления печати на первичных учетных документах. Напомним, что такой документ в силу п. 2 ст. 9 Федерального закона от 6.12.11 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) должен содержать перечень обязательных реквизитов.

    Такими реквизитами являются:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
  • подписи ответственных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
  • Перечень реквизитов закрыт, и печать среди них не значится. Это подтверждается и письмом ФНС России от 21.10.13 г. № ММВ-20-3/[email protected]

    Тем не менее на практике налоговыми органами пристальное внимание уделяется тем первичным документам, в которых отсутствует печать. Излюбленным документом налоговых органов является товарная накладная.

    Следует отметить, что до 2013 г. у налогоплательщиков не было выбора, по какой форме составлять товарную накладную. Унифицированная форма № ТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25.12.98 г. № 132, была обязательна к применению. Начиная с 2013 г. унифицированные формы документов применять необязательно, можно разработать собственные (ст. 9 Закона № 402-ФЗ). В большинстве унифицированных форм содержалась аббревиатура «М.П.».

    На этом основании налоговые органы делали вывод, что если в товарных накладных отсутствует печать продавца, то у покупателя вычет НДС неправомерен, а также расходы на приобретение товара не должны признаваться в целях исчисления налога на прибыль.

    Но, как свидетельствует арбитражная практика, отсутствие в первичных документах таких реквизитов, как оттиск печати, не лишает покупателя права на налоговый вычет (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.10.14 г. № A70-13797/2013, ФАС Дальневосточного округа от 29.01.14 г. № Ф03-6588/2013, ФАС Московского округа от 20.02.13 г. № А40-46820/12-115-275, от 4.05.12 г. № А40-87365/11-75-372, от 30.01.08 г. № КА-А40/14769-07).

    Таким образом, отсутствие печати (даже на унифицированных документах, если налогоплательщик продолжает их применять после 2013 г.) на первичных учетных документах не лишает возможности налогоплательщиков подтверждать факт хозяйственной операции и соответственно принимать НДС к вычету и учитывать в налоговом учете расходы на приобретение товаров.

    При проведении проверки обоснованности возмещения расходов за счет средств ФСС РФ контролирующими органами не признается малозначительным нарушением не заверенные печатью медицинского учреждения листки временной нетрудоспособности. И на этом основании Фонд не принимает к зачету «больничные» расходы (решение арбитражного суда Ростовской области от 2.10.12 г. № А53-25090/2012, постановления ФАС Дальневосточного округа от 19.04.06 г., 12.04.06 г. № Ф03-А51/06-2/778). А в некоторых случаях поводом для отказа в возмещении пособий по временной нетрудоспособности являлись неполные реквизиты печати медицинского учреждения. И только в судебном порядке такой больничный лист признавался действительным. Так, в решении арбитражного суда Тюменской области от 12.07.13 г. № А70-3325/2013 судьями отмечено, что порядок выдачи листков нетрудоспособности (п. 56 приказа Минздравсоцразвития России от 29.06.11 г. № 624н «Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности») не содержит требований относительно реквизитов печати, кроме того, что печать должна быть круглой и принадлежать медицинской организации, выдавшей листок нетрудоспособности.

    Варианты действий после 7 апреля 2015 г.

    В связи с вступлением в силу Закона № 82-ФЗ у юридических лиц есть два варианта действий: отказаться от использования печати либо продолжать использовать ее. Какие шаги необходимо предпринять юридическому лицу и в том, и другом случае? Систематизируем алгоритм действий юридических лиц в табл. 2.

    Таблица 2. Алгоритм действий юридических лиц после 7 апреля 2015 г.

    Следует отметить, что наиболее защищенными от подделок являются электронная подпись, голографические печати, специальные бланки. Для признания электронного документа равнозначным бумажному документу, на котором проставлена подпись, заверенная печатью, используется усиленная электронная подпись (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 6.04.11 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»).

    В случае если организация откажется от круглой печати, то проставлять ее в документах не требуется. Однако если организация поставит печать на документе, то никаких негативных последствий не будет.

    Традиционно письма и запросы в адрес контролирующих органов скреплялись печатью организации (ФНС России, ПФР, ФСС РФ, Росстат, ФТС и пр.). Кроме того, копии документов, запрашиваемых налоговыми органами при проведении налоговых проверок, должны быть заверены надлежащим образом. Заверение надлежащим образом означает, что документы должны быть заверены подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п. 7.1 Рекомендаций по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками, утвержденных письмом ФНС России от 17.07.13 г. № АС-4-2/12837).

    Если организация отказалась от использования печати, то в адрес контролирующих органов целесообразно направить сопроводительное письмо о принятии такого решения. Уведомление об отказе использования печати следует также направить в адрес постоянных контрагентов, поскольку на первичных документах печати не будет.

    Для тех организаций, которые по-прежнему собираются использовать печать, ничего не меняется. В этой ситуации необходимо иметь в виду, что существует перечень документов, на которых проставление печати обязательно. Например, такими документами являются:

  • трудовая книжка (п. 2.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Правительства РФ от 10.10.03 г. № 69);
  • акт о несчастном случае на производстве (ст. 230 ТК РФ);
  • бланки строгой отчетности (пп. 3 и 13 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6.05.08 г. № 359);
  • двойное складское свидетельство (ст. 338, 913 ГК РФ);
  • выписки по счету депо и закладные об исполнении обеспеченного ипотекой обязательств (Федеральный закон от 16.07.98 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»);
  • учредительные документы, представляемые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество (Федеральный закон от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»);
  • документы, предоставляемые в таможенные органы (Федеральный закон от 27.11.10 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»);
  • платежные документы на перечисление денежных средств (п. 5.1 Указания ЦБ РФ от 11.03.14 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций»).
  • И в этом случае нелишнем будет напомнить о существовании административной ответственности. Так, ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрены санкции за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. К такому правонарушению приравнивается отсутствие печати на титульном листе трудовой книжки.

    Такое деяние влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

    • на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
    • на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
    • Итак, после 7 апреля 2015 г. круглая печать для АО и ООО станет необязательной. Но, думается, что крупные компании будут по-прежнему продолжать использовать ее наряду со вспомогательными печатями.

      Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт компании «РосКо – Консалтинг и аудит», специально для «ФИНАНСОВАЯ ГАЗЕТА» N19 (1207) 2015 года

      Смотрите еще:

      • Приказ перечень учебников рекомендованных в 2018-2018 учебном году Приказ перечень учебников рекомендованных в 2018-2018 учебном году На основании части 1 статьи 35 Федерального закона от 29 декабря2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 27Э-ФЗ) обучающимся […]
      • Приказ мз рф 908н Приказ Министерства здравоохранения РФ от 25 декабря 2014 г. № 908н “О Порядке установления диагноза смерти мозга человека” (не вступило в силу) В соответствии с пунктом 4 Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев […]
      • Монтёры пути выход на пенсию Льготная пенсия на железнодорожном транспорте Попадает ли монтер пути железнодорожного транспорта под уход на льготную пенсию с понижением возраста. Год рождения январь 1956 г. Стаж работы на ж.д. транспорте с мая 2004 г по настоящее […]
      • Приказ министерства здравоохранения 386 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2015 г. № 386н “О внесении изменений в приложения к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1175н “Об утверждении порядка назначения и выписывания […]
      • Какой возраст выхода на пенсию в россии Сколько лет нужно работать, чтобы выйти на пенсию? Трудовым стажем принято называть совокупность всех периодов официальной трудовой деятельности гражданина до выхода на пенсию. В настоящее время введено понятие страховой стаж (это период, […]
      • Приказ 13 н мз рф Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 26 февраля 2013 г. N 94н г. Москва "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. […]
      • Водитель троллейбуса на пенсию Стаж работы водителей на городских маршрутах Работала водителем троллейбуса на регулярных городских пассажирских маршрутах. Водительский стаж составляет 9 лет 6 месяцев 14 дней 9 (по Списку №2).Общий трудовой стаж 24 года. Имею ли я право […]
      • Приказ генеральной прокуратуры 200 Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27 марта 2017 г. № 200 "Об утверждении Инструкции о порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим органов военной прокуратуры, гражданам Российской Федерации, […]