За исполнением законов различными учреждениями — Доброе дело

За исполнением законов различными учреждениями

Оглавление:

Правоохранительные органы (продолжение)

Как вы знаете, судебная власть — ветвь единой государственной власти. В правовом государстве суд олицетворяет подлинное право и истинную справедливость. Именно ему принадлежит центральное место во всей правовой системе.

Суд осуществляет правосудие, применяет меры государственного принуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок. Тем самым он осуществляет функцию защиты права.

Со структурой российской судебной системы вы уже знакомы. Все гражданские и подавляющее большинство уголовных дел рассматриваются в районных (городских), областных судах профессиональными судьями в судах общей юрисдикции.

Именно от суда ждут принятия законного и обоснованного решения по делу. Это налагает особую ответственность — от решения суда всегда зависит человеческая судьба.

Вот почему, согласно Конституции Российской Федерации, судьёй может стать только профессиональный юрист, проработавший по своей специальности не менее пяти лет. Но для принятия решения недостаточно только хорошо знать законы, необходимы также жизненный опыт и мудрость. Поэтому судьёй не может быть человек, который не достиг двадцатипятилетнего возраста.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам. Следовательно, никто не имеет права заставить судью принять то или иное решение или отстранить судью от должности, если он не выполнил чью- то просьбу. Судьи несменяемы. Судьи неприкосновенны. Это значит, что судья не может быть привлечён к уголовной ответственности иначе как в особом порядке, определённом законом.

Некоторые дела рассматривает один мировой судья.

На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты.

Из Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»:

«Статья 3. Компетенция мирового судьи.

Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трёх лет лишения свободы.

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества.

7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров.

9) дела об административных правонарушениях, отнесённые к компетенции мирового судьи. »

Какие дела относятся к компетенции мирового судьи?

Российское законодательство предусматривает, что по ходатайству обвиняемого его дело может быть рассмотрено судом присяжных. Суд присяжных рассматривает уголовные дела о некоторых тяжких и особо тяжких преступлениях (например, государственная измена, умышленное убийство и др.).

В судебном разбирательстве принимают участие 12 присяжных заседателей. Присяжным заседателем может стать любой человек (за исключением священников, судей, военнослужащих и т. д.) не моложе 25 лет и не старше 70 лет. Присяжные заседают отдельно от судьи. Они должны установить факт совершения преступления, в котором обвиняется подсудимый, и доказано ли, что это преступление совершил подсудимый, а также решить вопрос о виновности подсудимого в этом преступлении. Выслушав вердикт суда присяжных, судья принимает решение о том, какое наказание понесёт человек. Если же присяжные признают обвиняемого невиновным, то его освобождают из-под стражи в зале суда и отпускают домой.

Вот что писал о судебной власти и присяжных заседателях русский юрист А. Ф. Кони (1844— 1927):

«. По важнейшим делам судебная власть зовёт к себе в помощь общество, в лице присяжных заседателей, — и говорит этим обществу: «Я сделала всё, что могла, чтобы выяснить злое дело человека, ставимого мною на твой суд, — теперь скажи своё слово самообороны или укажи мне, что, ограждая тебя, я ошибалась в его виновности».

Кроме того, суды дают санкцию (разрешение) на арест подозреваемого, на проведение обыска в его доме или квартире, а также на прослушивание его телефонных разговоров. Закон предусматривает возможность задержания подозреваемого без решения суда не более чем на 48 часов. Если за это время человеку не будут предъявлены доказательства его вины, то его обязаны отпустить.

Правосудие осуществляется в установленном законом порядке, основанном на принципе равенства граждан перед законом и судом, на уважении достоинства человека в открытом судебном разбирательстве, на национальном языке судопроизводства. Правосудие является состязательным: стороны (участники) рассмотрения судебного дела могут активно и на равных спорить, доказывать свою правоту, собирать и представлять доказательства, связанные с рассматриваемым делом.

Решение суда, пока оно не вступило в силу, можно обжаловать в вышестоящем суде (городском, областном и т. д.). Если человек не удовлетворён решением суда общей юрисдикции, он может обратиться в Верховный Суд РФ. Если были нарушены права и свободы, гарантируемые Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и возможности национального законодательства были исчерпаны, то гражданин РФ может подать в установленной форме заявление в Европейский суд по правам человека.

Прокуратура

Что входит в это понятие? Прокуратура — единая федеральная централизованная система органов, которая обеспечивает верховенство закона, поддержание законности, защиту прав и свобод человека и гражданина.

Важнейшей функцией Прокуратуры РФ является прокурорский надзор за исполнением законов. Она следит за тем, как соблюдают закон различные учреждения, должностные лица, граждане.

Прокурор участвует в судебном процессе от имени государства, поддерживая государственное обвинение. Он рассматривает дело с точки зрения того, какой ущерб нанесли действия обвиняемого, кто и как пострадал из-за них: человек, общество или государство. Если выяснится, что человек невиновен в совершённом преступлении, то прокурор должен отказаться от обвинения.

В современных условиях жизни российского общества важное значение имеет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Любой человек может подать заявление в прокуратуру, если нарушены его права. Получив такое заявление, прокуратура проводит проверку изложенных в нём фактов, и если они подтверждаются, то возбуждает уголовное дело. Это дело будут вести (расследовать) следователи, работающие в прокуратуре.

Деятельность прокурора требует высокого профессионализма, нравственности и гражданского мужества. Он должен быть безупречным в соблюдении законности и всех требований, предъявляемых к профессии юриста.

Правонарушение – деяние (действие / бездействие) Правонарушение – деяние (действие / бездействие) Дееспособного лица Общественно опасное Противоправное. — презентация

Презентация была опубликована 7 месяцев назад пользователемвиктория ткаченко

Похожие презентации

Презентация на тему: » Правонарушение – деяние (действие / бездействие) Правонарушение – деяние (действие / бездействие) Дееспособного лица Общественно опасное Противоправное.» — Транскрипт:

2 Правонарушение – деяние (действие / бездействие) Правонарушение – деяние (действие / бездействие) Дееспособного лица Общественно опасное Противоправное Виновное

3 Виды правонарушений Виды правонарушений преступление проступок

7 Виды юридической ответственности Виды ХарактеристикаНаказание Уголовная За преступление Арест, лишение свободы, конфискация имущества Административная За нарушение в сферах государственного управления и общественного порядка Административные работы, штраф, краткосрочный арест до 15 суток Дисциплинарная За нарушение в сфере служебных отношений Выговор, понижение, увольнение Материальная За нанесение имущественного ущерба Возмещение ущерба Гражданская За нарушения имущественных прав Возмещение ущерба, принудительное восстановление

8 Правоохранительные органы — это специальные органы (государственные и негосударственные), создаваемые в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, большинство из них наделены правом применения мер принуждения.

9 Правоохран ительные органы РФ Суды Нотариат Полиция Прокуратура Адвокатура

10 Полиция: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; 2) предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и правонарушений; 3) розыск лиц; 4) обеспечение правопорядка в общественных местах ;

11 СУД Функции: Суд осуществляет правосудие, применяет меры государственного принуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок Виды: Районные (городские) Областные

12 Судьи Независимы Несменяемы Неприкосновенны Народные заседатели- Граждане, избранные для участия в судебном процессе

13 Суд присяжных Дело рассматривается только после ходатайства обвиняемого 12 присяжных заседателей Не моложе 25 и не старше 70 лет

14 Прокуратура Функции прокураторы: 1. Прокурорский надзор за исполнением законов различными учреждениями, должностными лицами и гражданами 2. Поддержание государственного обвинения в судебном процессе 3. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

15 Адвокатура Функции: 1. консультации и справки по правовым вопросам 2. представление интересов доверителя в суде, органах гос. власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и т.д.;

16 Нотариат Функции: Юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение возможности их нарушения в дальнейшем

Тест по теме: «правоотношения и юридическая ответственность»

ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ПРАВООТНОШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме: «правоотношения и юридическая ответственность»»

ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ПРАВООТНОШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

1. Психическое состояние, при котором лицо во время совершения общественно опасного деяния не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или бездействия:

1) презумпция невиновности 2) правовая невменяемость

3) правонарушение 4) правоспособность

2. Какой вид юридической ответственности регулирует Трудовой кодекс РФ?

1) уголовную 2) дисциплинарную 3) административную 4) гражданскую

а) наличие вины является обязательным признаком правонарушения;

б) умысел является одной из форм вины?

а) презумпция невиновности освобождает от уголовной ответственности;

б) презумпция невиновности распространяется только на несовершеннолетних граждан?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Что характеризирует гражданскую ответственность?

1) компенсационный характер 2) конфискация имущества

3 ) увольнение с работы 4) имущественные отношения

5) полное возмещение вреда

6. Каковы признаки правонарушения?

1. Виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания:

1) проступок 2) правонарушение 3) поведение 4) преступление

2. Применение мер государственного принуждения ха­рактерно:

1) для моральной ответственности 2) для юридической ответственности

3) для религиозной ответственности 4) для этических правил

а) признаком правонарушения может быть как действие, так и бездействие;

б) признаком пра­вонарушения является причинение вреда?

а) административная ответственность является видом юридической ответственности;

б) адми­нистративная ответственность наступает за противоправ­ные деяния в сфере управления?

5. Какие из правонарушений относятся к преступлениям?

1) нарушение правил дорожного движения 2) ложное сообщение об акте терроризма

3) несвоевременная оплата аренды 4) опоздание на работу

5) вымогательство наркотических средств 6) угон автомобиля

6. Что такое юридическая ответственность? Перечислите виды юридической ответственности.

1. Согласно Конституции РФ судьей может стать:

1) гражданин, достигший совершеннолетия

2) честный и принципиальный человек, поступивший на службу в правоохранительные органы

3) студент юридического факультета, практикующийся в адвокатуре

4) профессиональный юрист с пятилетним стажем работы

2. Поддерживает в суде государственное обвинение:

1) адвокат 2) народный заседатель 3) мировой судья 4) прокурор

а) нотариус удостоверяет сделки, оформляет наследственные права;

б) нотариат участвует в расследовании и защищает права подозреваемых?

а) различают государственные и негосу­дарственные правоохранительные органы;

б) правоохра­нительные органы обеспечивают безопасность граждан?

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, характеризуют понятие «адвокатура».

Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1) доверитель 2) ответчик 3) консультация

4) юридическая помощь 5) государство

6. Назовите государственные органы, которые называют правоохранительными.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»

1. Последняя судебная инстанция по правам человека в РФ:

1) Европейский Суд по правам человека 2) Верховный Суд РФ

3) городской (районный) суд 4) областной суд

2. За исполнением законов различными учреждениями, должностными лицами, гражданами следит:

1) нотариат 2) ФСБ России 3) адвокатура 4) прокуратура

а) присяжным заседателем может стать любой человек, достигший совершеннолетия;

б) суд при­сяжных рассматривает уголовные дела об особо тяжких преступлениях?

а) адвокат может заключить договор с доверителем независимо от его места жительства;

б) адвокатура входит в систему органов местного самоуправ­ления?

5. Заполните схему.

Несменяемы Независимы _________________

6. Назовите участников судебного процесса.

«ПРАВООТНОШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

Тест по обществознанию (9 класс) на тему:
Тест по обществознанию Правоохранительные органы

Тест позволяет проверить домашнее задание одновременно у большой группы обучающихся.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тест Органы правопорядка

1 вариант 1. Орган государственной власти, осуществляющий от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов , действующих на ее территории 1) Федеральная служба безопасности РФ 2) Министерство юстиции РФ 3) Прокуратура РФ 4) Министерство внутренних дел РФ 2 вариант 1. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается 1) Президентом РФ 2) Советом Федерации РФ 3) Государственной Думой РФ 4) Конституционным Судом РФ

1 вариант 2. Судьей может стать профессиональный юрист, проработавший в юриспруденции не менее 1) 3 лет 2) 5 лет 3) 7 лет 4) 10 лет 2 вариант 2. Санкция на арест подозреваемого выдается 1) следователем 2) прокурором 3) судом 4) адвокатом

1 вариант 3. Государственное обвинение в судебном процессе от имени государства поддерживает 1) следователь 2) прокурор 3) адвокат 4) судья 2 вариант 3. Система органов, на которые возложено удостоверение сделок , оформление наследственных прав и др. 1) адвокатура 2) прокуратура 3) органы внутренних дел 4) нотариат

1 вариант 4. Лицо , профессией которого является оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, в том числе защита их интересов и прав в суде, называется 1) нотариусом 2) адвокатом 3) прокурором 4) присяжным заседателем 2 вариант 4. В судебную систему Российской Федерации не входит 1) Европейский суд по правам человека 2) Конституционный Суд РФ 3) Тульский областной суд 4) Высший Арбитражный Суд РФ

1 вариант 5. Оформление завещания, как правило, производит 1) судья 2) прокурор 3) адвокат 4) нотариус 2 вариант 5. Защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства , противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности законодательство возлагает на 1) прокуратуру 2) адвокатуру 3) полицию 4) суд

1 вариант 6. За исполнением законов различными учреждениями, должностными лицами, гражданами следит: 1) нотариат 2 ) ФСБ России 3)адвокатура 4 ) прокуратура 2 вариант 6. Органом , разрешающим имущественные споры между предприятиями , организациями , учреждениями является … 1)нотариат 2)адвокат 3)суд 4)прокуратура

1 вариант 7. Вернувшись домой вы обнаружили, что дверь вашей квартиры вскрыта. Куда следует обратиться ? 1)прокуратуру 2)нотариус 3)суд 4)полицию 2 вариант 7. Пенсионерка увидела в дверной глазок , что незнакомый мужчина пытается проникнуть в квартиру ее соседей. Куда пенсионерке следует обратиться в первую очередь? 1)к частному детективу 2)в органы внутренних дел 3)в суд 4)к адвокату.

1 вариант 8. Адвокатура относится к: 1.Государственным правоохранительным органам 2.Негосударственным правоохранительным органам 2 вариант 8. Какой из приведённых ниже терминов объединяет, обобщает все остальные 1.Судебные органы 2. Правоохранительные органы 3. Органы внутренних дел 4.Таможенные органы 8.

За исполнением законов различными учреждениями

В Законе о прокуратуре Российской Федерации не содер­жится каких-либо указаний о разграничении полномочий меж­ду вышестоящими и нижестоящими органами. Отдельные пред­писания имеются в Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах. Они определяют полномочия проку­роров областей, краев по опротестованию приговоров, решений, вступивших в законную силу (ст. 371 УПК, ст. 320 ГПК), предоставляют им право участвовать в заседаниях судебно-надзорных инстанций. Прокуроры районов, городов (за исключе­нием прокуроров городов Москвы и Санкт-Петербурга) подобными полномочиями не располагают. Они могут опротестовать приговоры и решения, не вступившие в законную силу, и уча­ствовать в их рассмотрении кассационными инстанциями.

Такая регламентация правового статуса прокуроров разных уровней, по существу, определяет критерий разграничения их полномочий, которым является правовое положение судебных инстанций. Надзорная выше кассационной, и потому правом на участие в ней располагают прокуроры областей, краев, республик, входящих в состав РФ, Генеральный прокурор, его замес­тители. По другим же направлениям надзорной деятельности прокуратуры никаких предписаний по разграничению полномо­чий не имеется.

В литературе сделана неаргументированная попытка разгра­ничить компетенцию вышестоящих и нижестоящих прокуратур по правовому положению субъектов, за исполнением законов которыми осуществляется надзор. Утверждается, что вышесто­ящие прокуроры «осуществляют надзор за законностью дея­тельности более высоких звеньев государственного аппарата». Высказанная точка зрения встретила решительные возражения, главным доводом которых явилась констатация факта, что из сферы прокурорского надзора выпали учреждения, предпри­ятия, организации областного, краевого, республиканского зна­чения, чье правовое положение различно.

Кроме того, рядом авторов вообще отвергается какое-либо разграничение надзорных функций. Каждый прокурор, по их мнению, действует полноправно в отношении всех предусмот­ренных законом субъектов (имеются в виду поднадзорные субъекты). Если, например, на территории района находится то или иное министерство, то надзирать за исполнением им законов должен прокурор данного района. Но это вряд ли пра­вильно, ибо министерство выполняет свои руководящие функ­ции на территории всей РФ, его правовые акты касаются раз­личных учреждений, предприятий, организаций, расположенных в разных регионах страны. Прокурору района трудно осмысли­вать содержание принимаемых министерством решений, поста­новлений. Здесь более оправдан надзор Генерального прокурора РФ. Возможна и такая ситуация, когда прокуроры района, города, области, края находятся на одной административной территории. В этом случае непонятно, который из них должен осуществлять надзор за соблюдением законности различными инстанциями государственного аппарата.

Территориальный признак не может быть положен в основу разграничения полномочий между вышестоящими и нижестоя­щими прокурорами, ибо территория второго входит в со­став территории первого. Например, прокурор области надзирает за исполнением законов на всей ее территории, во всех вхо­дящих в нее районах и городах. В этом случае разграничение функций между вышестоящими и нижестоящими прокурорами должно происходить по видам поднадзорных субъектов с уче­том их правового положения. Субъекты, выполняющие более важные функции, поднадзорны вышестоящему прокурору, а все иные — нижестоящему. Причем на это разграничение влияют не все субъекты, а только органы государственной власти и госу­дарственного управления, ибо они осуществляют руководство обществом. Многочисленные учреждения, предприятия должны быть поднадзорны прокурору города, района, на территории которых находятся. Они несут основную нагрузку по утвержде­нию законности на закрепленной за ними административной территории. Конечно, вышестоящий прокурор может оставить за собой осуществление надзора за исполнением законов особо крупными фирмами, концернами, акционерными обществами, если последние расположены недалеко от места его нахождения.

В основу разграничения полномочий должен быть положен принцип правового соответствия, согласно которому прокурор осуществляет надзор за соблюдением законности органами, соответствующими ему по своему правовому положению. Ины­ми словами, каждый прокурор действует на своем уровне. Про­курор области надзирает за исполнением законов областными органами законодательной и исполнительной власти, государст­венного управления, областным судом; прокурор края обеспе­чивает исполнение законов краевыми органами государствен­ной власти, их структурными управлениями, отделениями, а также краевым судом; прокурор республики, входящей в со­став РФ, надзирает за исполнением законов законодательными и исполнительными органами этой республики, а также минис­терствами и ведомствами, иными государственными органами республиканского значения. Генеральный прокурор РФ следит за исполнением законов различными органами власти, управле­ния федерального значения (министерствами, ведомствами РФ, их структурными подразделениями).

Сложнее определить полномочия районных, городских про­куроров, которые должны надзирать за соблюдением законно­сти на соответствующих уровнях. Прокуроры районов осуще­ствляют надзор за исполнением законов главами администра­тивных районов, сел, поселков, а также самой администрацией; прокуроры городов осуществляют надзор за исполнением зако­нов органами городского самоуправления.

Между тем правовое положение городских прокуратур не одинаково. Можно выделить четыре их вида.

Городские прокуратуры, приравненные к районным, учреж­даются в небольших по численности населения городах и так же, как районные, надзирают за исполнением законов органами местного самоуправления, иными органами городского значе­ния и всеми учреждениями, предприятиями, организациями, расположенными на территории города.

Городские прокуратуры, выполняющие смешанные функ­ции, создаются в средних по численности населения городах с районным делением. Они действуют как бы в двух лицах: как городские и как районные. За каждой закрепляется один из районов для осуществления надзора за соблюдением законнос­ти всеми органами управления районного значения. Кроме того, они надзирают за исполнением законов всеми органами город­ского значения.

Прокуратуры, действующие только как городские, образу­ются в крупных городах с районным делением. К их компетен­ции относится надзор за исполнением законов органами управ­ления городского значения и руководство распложенными в городе районными прокуратурами.

Городские прокуратуры, приравненные к областным, крае­вым, располагают теми же полномочиями, что и прокуроры субъектов РФ. Это прокуратуры особо крупных городов, таких как Москва, Санкт-Петербург.

На разграничение надзорных функций между вышестоящи­ми и нижестоящими прокуратурами влияют и органы управления различных сложных по своей структуре общественных органи­заций. К ним относятся профсоюзы, потребительские коопера­тивы и др. Там есть управленческие органы разных уровней: районные, городские, областные, краевые, республиканские (на­пример, районный, городской, областной комитет профсоюза и т.д.). Потребительская кооперация также управляется орга­нами разного уровня: районными, городскими, областными, краевыми потребительскими союзами. Соответственно надзор за исполнением ими законов осуществляют прокуроры разных уровней. За районными комитетами, союзами надзирают район­ные прокуроры; за областными, краевыми — прокуроры облас­тей, краев и т. д.

Принцип правового соответствия оказывает влияние и на разграничение полномочий по реагированию на нарушения законности. Прокурор должен направлять свои протесты, представления тем органам власти и управления, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор. Если тот или иной орган ему не поднадзорен, следует обратиться к вышестоящему прокурору с просьбой о принятии соответствующих мер. Это нашло четкое закрепление в указании Генерального прокурора РФ «Об участии прокуроров в гражданском и арбитражном судопроизводствах» от 16 ноября 1992 г., где говорится, что правом на обращение с иском в областной, краевой арбитраж­ный суд располагают прокуроры области, края. Прокуроры района, города такого полномочия не имеют. При выявлении ими нарушений законности, устранение которых подведомст­венно областному, краевому арбитражному суду, они обраща­ются к вышестоящему прокурору с предложением направить иск в арбитражный орган. При этом должны быть представле­ны все необходимые материалы, подтверждающие обстоятель­ства правонарушения.

Вместе с тем нет правил без исключения. Действующее уго­ловно-процессуальное и гражданское процессуальное законода­тельство наделяет прокуроров районов, городов, их заместите­лей правом принесения в кассационную инстанцию областного, краевого суда частных и кассационных протестов на незакон­ные и не вступившие в законную силу приговоры, решения, определения народных судов (ст. 325 УПК; ст. 282 ГПК). Как видим, произошло делегирование полномочий. На правовом по­ложении прокуроров района, города в уголовном и граждан­ском судопроизводствах отразилась специфика отправления правосудия, которая состоит в предоставлении возможности за­интересованным лицам принимать в нем активное участие. При рассмотрении судами уголовных и гражданских дел подсуди­мым, защитникам, истцам, ответчикам, третьим лицам, их пред­ставителям предоставлен широкий комплекс процессуальных прав по отстаиванию своих требований, возражений, а также право обжалования приговоров, решений, определений в суд второй инстанции. Наблюдается как бы приравнивание к ним и прокуроров. В ГПК прокуроры наряду с другими участника­ми процесса признаются лицами, участвующими в деле (ст. 29). Поскольку стороны, третьи лица, заявители обладают правом на обжалование незаконных, по их мнению, судебных решений, определений, не вступивших в законную силу, постольку аналогичное право есть и у прокурора. Правда, имеется различие в формах обращения. Заинтересованные лица подают в кас­сационную инстанцию жалобы, прокурор же приносит протест. Но это различие касается только наименований. По сути же, значимости, целевому значению обе формы равны. Ими воз­буждается производство в суде второй инстанции, который, рас­сматривая их, проверяет законность и обоснованность решений, определений, вынесенных нижестоящими судами.

Приравнивание прокурора к сторонам, третьим лицам кос­нулось и возможности его участия в заседании кассационного суда. По действующему гражданскому процессуальному законо­дательству все лица, участвующие в деле, вправе участвовать в рассмотрении тем же судом поданных жалоб и принесенных протестов, давать объяснения, приводить доводы, высказывать свои соображения по поводу законности или обоснованности проверяемых решений, определений (ст. 302 ГПК). До недавне­го времени в заседаниях суда второй инстанции принимали участие только работники прокуратуры области, края, респуб­лики, входящей в состав РФ. Теперь такое полномочие полу­чили прокуроры районов, городов, их заместители, помощники, принесшие кассационные или частные протесты.

В законодательстве допущено лишь одно неравенство проку­рора с лицами, участвующими в деле, а именно: дача прокуро­ром заключения по гражданскому делу при принесении касса­ционного или частного протеста (ст. 303 ГПК). Заинтересован­ные лица таких заключений не дают. Думается, не должен их давать и прокурор при принесении протеста. Подобным полно­мочием он может располагать только в тех случаях, когда граж­данское дело рассматривается судом второй инстанции по жалобам сторон, третьих лиц и т.д.

Аналогичное правовое положение занимают прокуроры рай­онов, городов, их заместители, помощники в уголовном судо­производстве. Они могут опротестовывать незаконные и необо­снованные приговоры, определения, постановления районных, городских судов, участвовать в рассмотрении принесенных ими кассационных и частных протестов судом второй инстанции, давать свои заключения (ст. 326, 335 УПК). Это противоречит принципу состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве.

Прокурорский надзор за исполнением законов о защите интересов государства и общества

Шамшина О.Г., начальник управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки 11 марта 2012 г. создано управление по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества.

Создание управления обусловлено новыми задачами, поставленными перед органами прокуратуры в рамках проводимого руководством страны курса на укрепление государственности, развитие институтов гражданского общества, расширение сфер хозяйственной и финансовой деятельности, непосредственно затрагивающих права и свободы граждан.

В состав управления вошли отделы: по надзору за исполнением законов в сфере обеспечения правопорядка, защиты интересов государства и общества; по надзору за исполнением законов о промышленной и дорожной безопасности и по надзору за исполнением законов в экологической сфере.

С учетом широты и разноплановости выполняемых входящими в состав управления отделами задач остановимся вкратце на основных направлениях работы каждого из них.

В современных условиях важнейшими задачами органов прокуратуры являются восстановление и защита социальных прав граждан. В связи с этим отделом по надзору за исполнением законов в сфере обеспечения правопорядка, защиты интересов государства и общества Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации особое внимание уделяется надзору за исполнением законодательства в сфере здравоохранения, лекарственного, пенсионного обеспечения, образования, социального страхования.

В связи с нарушениями прав граждан учреждениями здравоохранения, страховыми медицинскими организациями, территориальными фондами обязательного медицинского страхования при реализации вступившего в силу с 1 января 2011 г. Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» поднята проблема обязательного медицинского страхования. Отделом совместно со специалистами Росфиннадзора и ФАС России проведены проверки в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС) исполнения законодательства об обязательном медицинском страховании граждан, бюджетного законодательства при расходовании средств Фонда, о размещении заказов для государственных и собственных нужд Фонда.

Как показала проверка, в нарушение ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации ФОМС заключались и оплачивались государственные контракты на исполнение работ, относящихся к должностным обязанностям его работников. Кроме того, сотрудники Фонда, входившие в состав конкурсной комиссии по проведению открытых конкурсов на право заключения госконтрактов на оказание услуг по повышению квалификации кадров, принимали участие в исполнении таких контрактов в интересах образовательных учреждений, победивших в конкурсах.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не обеспечил должный контроль за соблюдением подведомственными фондами, а также страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования и целевым использованием ими бюджетных средств, не организовал информирование застрахованных граждан об изготовленных полисах через единый портал госуслуг в сети Интернет.

Субъектами Российской Федерации и территориальными фондами обязательного медицинского страхования в 2011 г. не выполнены в полном объеме условия о софинансировании программ. Бюджетами 17 субъектов Российской Федерации на их софинансирование было предусмотрено лишь 40 — 50% от утвержденной программами суммы, а законами о бюджетах Республик Ингушетия и Калмыкия такие средства не предусматривались.

Размер средств, направленных на указанные цели территориальными фондами обязательного медицинского страхования 18 субъектов Российской Федерации, составлял всего 30 — 50% от суммы, утвержденной программами. При этом бюджетом территориального фонда медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики такие средства совсем не предусмотрены.

Ни одним субъектом Российской Федерации не выполнены все запланированные на 2011 г. мероприятия по реализации программ, а в 44 субъектах Российской Федерации полностью не освоены средства, выделенные на внедрение современных информационных технологий в здравоохранение. Так, в Иркутской области сорван определенный Программой модернизации здравоохранения Иркутской области на 2011 — 2012 гг. срок завершения строительства Восточно-Сибирского регионального онкологического центра в г. Иркутске, начатого еще в 2002 г. Государственным заказчиком — ОГКУ «Управление капитального строительства Иркутской области» принимались и оплачивались фактически не выполненные работы. Несмотря на то что подрядчиком не выполнены работы на сумму свыше 70 млн. руб., госзаказчиком меры к взысканию неустойки и пени в размере 17 млн. руб. не приняты. Прокуратурой Иркутской области материалы проверки по данному факту направлены в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.

Допускаются нарушения при поставках медицинского оборудования. По причине неисполнения либо ненадлежащего исполнения поставщиками обязательств по заключенным департаментом здравоохранения Магаданской области в 2011 г. госконтрактам не поставлено и не введено в эксплуатацию 213 единиц медицинского оборудования на сумму свыше 200 млн. руб. В связи с этим прокуратурой области внесены представления губернатору области и руководителю департамента здравоохранения администрации Магаданской области в связи с допущенными нарушениями бюджетного и гражданского законодательства при проведении капитального ремонта зданий учреждений здравоохранения и организации поставок специализированного медицинского оборудования.

Имели место случаи незаконного взимания с пациентов платы за оказанные медицинские услуги. Прокурорами городов Ангарска, Шелехова, Куйбышевского района г. Иркутска пресечены факты взимания платы за оказание медицинской помощи, которая должна оказываться бесплатно. Незаконно полученные учреждениями здравоохранения денежные средства возвращены пациентам.

По результатам проверки Федерального фонда обязательного медицинского страхования Генеральной прокуратурой Российской Федерации внесено представление Председателю Фонда, а также направлена информация Министру здравоохранения Российской Федерации и информационное письмо прокурорам субъектов Российской Федерации.

Поводом для проведения проверок нередко становятся жалобы граждан на ущемление их конституционных прав. К примеру, в текущем году отделом проведена проверка по обращениям жителей Волгоградской области, больных рассеянным склерозом, не получивших своевременно жизненно необходимый лекарственный препарат «Глатирамера ацетат», отпускаемый по рецептам врачей бесплатно.

Установлено, что причиной сложившейся ситуации явилась допущенная Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации волокита при организации и проведении аукциона на поставку указанного препарата на 2012 г. В результате в Волгоградской области не был сформирован необходимый запас лекарственного препарата «Глатирамера ацетат», что не позволило обеспечить лечение 152 жителей области в соответствии с установленным стандартом медицинской помощи.

По итогам проверки Генеральная прокуратура Российской Федерации внесла представление Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое рассмотрено. Министерством приняты меры по созданию в Волгоградской области необходимого запаса указанного препарата на текущий год и завершению в ноябре 2012 г. процедуры его централизованной закупки на 2013 г.

Многочисленные обращения граждан в органы прокуратуры, Пенсионный фонд Российской Федерации, публикации в средствах массовой информации о нарушениях Закона в деятельности негосударственных пенсионных фондов, а также прошедшие в ряде субъектов Российской Федерации акции протеста против действий отдельных фондов по возмещению убытков от инвестирования средств пенсионных накоплений за счет застрахованных в фондах граждан стали основанием для организации отделом с участием прокуроров субъектов Российской Федерации и Федеральной службы по финансовым рынкам проверки исполнения законодательства о негосударственном пенсионном обеспечении и обязательном пенсионном страховании в негосударственных пенсионных фондах.

Установлены случаи неправомерного перевода средств пенсионных накоплений граждан из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или из одного фонда в другой в отсутствие их волеизъявления. Значительное количество подобных фактов связано с незаконным использованием работниками НПФ и агентами фондов персональных данных граждан, фальсификацией их подписей на документах, являющихся основанием перевода пенсионных накоплений. В ходе настоящей проверки по материалам прокуроров возбуждено 19 уголовных дел в Ставропольском крае, Вологодской, Волгоградской и Ростовской областях.

Имели место факты незаконного занятия фондами предпринимательской и благотворительной деятельностью, не связанной с негосударственным пенсионным обеспечением, обязательным и профессиональным пенсионным страхованием граждан, являющимися исключительными видами деятельности НПФ.

Выявлены случаи использования имущества фондов в интересах их учредителей для целей, не связанных с пенсионным обеспечением граждан, создания НПФ различными коммерческими структурами для финансирования своей деятельности за счет средств фондов.

Нередко активы и средства пенсионных резервов самостоятельно размещаются фондами в ценные бумаги аффилированных с их учредителями хозяйствующих субъектов.

Фондами допускались нарушения при размещении пенсионных резервов и инвестировании пенсионных накоплений, формируемых для обеспечения их платежеспособности перед участниками и застрахованными лицами по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования соответственно, а также распределения доходов от указанной деятельности.

Повсеместно установлены нарушения при назначении и выплате фондами средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, правопреемникам умерших застрахованных лиц.

Многими фондами нарушались требования закона при распространении, представлении и обязательном раскрытии НПФ информации и требований к ее содержанию.

Всего по результатам проверки прокурорами выявлено 770 нарушений закона, внесено 115 представлений об их устранении, опротестовано 2 незаконных правовых акта, направлено 1 заявление в суд, объявлено 3 предостережения должностным лицам, возбуждено 5 дел об административных правонарушениях, в органы следствия и дознания направлено 27 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, по материалам прокурорских проверок возбуждено 19 уголовных дел.

Во многом выявленные нарушения обусловлены несовершенством действующего законодательства, наличием многочисленных пробелов и коллизий правового регулирования деятельности фондов в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования. В связи с этим Генеральная прокуратура Российской Федерации проинформировала Правительство Российской Федерации об итогах проверки и внесла предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования в указанной сфере. Предложения касаются определения обязательств фондов перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами; установления эффективной системы гарантирования сохранности пенсионных накоплений от результатов инвестирования; совершенствования механизмов контроля за деятельностью НПФ, в том числе за правомерностью перевода средств пенсионных накоплений из ПФР в НПФ или из одного фонда в другой. Кроме того, было предложено поручить ФСФР России активизировать контроль за деятельностью фондов в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования; Роскомнадзору — принять действенные меры, направленные на профилактику и пресечение неправомерных действий НПФ и их агентов при получении и использовании персональных данных застрахованных лиц.

Все более актуальной становится проблема защиты «слабой» стороны в кредитных правоотношениях. Повсеместно прокурорами в организациях, осуществляющих деятельность по взысканию платы с заемщиков, заключивших договоры потребительского кредитования, просроченной задолженности (так называемых коллекторских агентствах), выявляются факты угрозы жизни и здоровью граждан, их запугивания, избиения, вторжения в жилище, распространения порочащих их сведений. В апреле 2010 г. Свердловским районным судом г. Костромы вынесен приговор по ч. 2 ст. 127 УК РФ (незаконное лишение свободы) в отношении работников коллекторского агентства, насильно удерживавших гражданина, имевшего задолженность по кредиту.

Незаконно используются коллекторскими агентствами персональные данные граждан. По постановлению прокурора Смоленской области такое агентство привлечено к административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ за размещение персональных данных граждан в сети Интернет. Руководителям трех коллекторских агентств прокурором Челябинской области объявлены предостережения в связи с направлением ими гражданам писем с угрозами распространения информации об имеющейся у них задолженности.

Зачастую подобные агентства в своих названиях используют наименования органов государственной власти, названия «частный судебный пристав», «альтернативный судебный пристав», что вводит граждан в заблуждение относительно их статуса. Лишь после вмешательства прокуратуры г. Москвы одно из таких агентств было вынуждено сменить свое название.

В отдельных случаях нарушения прав граждан носят уголовно наказуемый характер. В Кировской области сотрудники коллекторского агентства предлагали гражданам, находящимся в сложном материальном положении, оформить на себя безвозмездные кредиты, обеспечивая их при этом поддельными документами. Всего сотрудниками агентства мошенническим способом были оформлены на граждан кредитные договоры на сумму свыше 30 млн. руб.

В большинстве случаев деятельность коллекторских агентств напрямую связана с неправомерными действиями должностных лиц кредитных организаций, направленными на ущемление прав получателей потребительских кредитов.

Вопреки требованиям Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» лишь после оформления кредита граждане получали информацию о необходимости уплаты большей суммы, чем оговаривалось изначально. Банками в одностороннем порядке изменялись условия, тарифы, процентные ставки по кредиту. Кроме того, указанные организации взимали ряд комиссий, значительно увеличивающих конечную сумму выплат, не информируя об этом заемщиков.

В итоге заемщик оказывается не в состоянии выплатить сумму долга, а банк, действуя исключительно в своих коммерческих интересах, продает кредитные портфели коллекторским агентствам, незаконно передавая при этом сведения о гражданах третьим лицам. Так, в связи с незаконной передачей персональных данных граждан коллекторским агентствам кредитная организация по постановлению прокуратуры г. Москвы привлечена к административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ. Аналогичные факты выявлены прокурорами Республик Башкортостан, Коми, Белгородской, Волгоградской, Иркутской, Кировской, Новосибирской, Ростовской, Саратовской областей, Алтайского, Краснодарского, Пермского краев.

Всего по результатам проверок деятельности коллекторских агентств и кредитных организаций прокурорами вскрыто более 3,5 тыс. нарушений закона, внесено 967 представлений, объявлено 33 предостережения, предъявлено 654 иска, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 645 должностных и юридических лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 55 уголовных дел.

О состоянии законности в рассматриваемой сфере проинформирован Председатель Правительства Российской Федерации. Министру экономического развития Российской Федерации направлена информация с конкретными правовыми предложениями по доработке проекта Федерального закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности физических лиц», соответствующие поручения направлены руководителям Роспотребнадзора и Роскомнадзора. Прокурорам субъектов Российской Федерации указано на необходимость усиления надзора за соблюдением прав граждан в сфере потребительского кредитования.

По поручению Генерального прокурора Российской Федерации отделом проведена проверка сведений, изложенных в статье депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Е. Хинштейна «Дырявая кубышка МВД. Новый коррупционный скандал в «обновленной» полиции», в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства при реализации социальных программ в МВД России.

Вопреки требованиям Федерального закона «О полиции» с целью привлечения финансовых средств для реализации благотворительной социальной программы «Социальная работа с детьми из семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудников, ставших инвалидами вследствие военной травмы, на 2011 — 2013 годы» МВД России обращалось за помощью к коммерческим организациям. За 2011 г. на счета ФГУ «Центр социальных программ Министерства внутренних дел Российской Федерации» и НП «Управление в реализации социально-экономических программ ЦСП МВД России» от этих организаций поступило около 28 млн. руб.

В центре социальных программ комиссия по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд не создавалась, социальные программы в течение длительного времени реализовывались на основании договоров, заключенных без проведения торгов в установленном законом порядке; контроль за поступлением и расходованием денежных средств со стороны Министерства отсутствовал.

По итогам проверки Генеральной прокуратурой Российской Федерации Министру внутренних дел Российской Федерации внесено представление. По результатам его рассмотрения нарушения устранены.

Формирование глобальной сети Интернет диктует столь же глобальную задачу создания безопасного интернет-пространства. Проведенное отделом обобщение практики прокурорского надзора показало, что все более широко информационно-телекоммуникационная сеть Интернет используется для размещения запрещенной или ограниченной к распространению информации, это потребовало от органов прокуратуры адекватного противодействия.

Повсеместно в ходе прокурорских проверок выявлены факты размещения в сети Интернет информации, содержащей пропаганду нацизма, насилия, жестокости, детской проституции и порнографии.

В 23 субъектах Российской Федерации прокурорами пресечено распространение в сети Интернет сведений о наркотических веществах, в том числе запрещенных курительных смесей, возможности их приобретения, рекомендациях по изготовлению и использованию.

Пристальное внимание уделяется прокурорами вопросам защиты детей от информации в сети Интернет, наносящей вред их здоровью, репутации и нравственному развитию. Практически во всех регионах России установлено, что в компьютерных клубах, библиотеках, образовательных учреждениях отсутствуют системы контентной фильтрации либо они не обеспечивают полной защиты от доступа к информации, не связанной с образовательной деятельностью, что приводит к бесконтрольному использованию детьми сайтов со сценами насилия и жестокости, порнографией и рекламой наркотиков.

Всего в 2010 — 2011 гг. прокурорами выявлено более 19 тыс. нарушений закона, связанных с противоправным распространением информации в сети Интернет, принесено более 300 протестов, внесено свыше 4 тыс. представлений, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено более 500 лиц, в суды направлено свыше 7 тыс. заявлений, объявлено более 400 предостережений, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено около 80 лиц.

Проводимые управлением по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества надзорные мероприятия помогут успешному решению стоящих перед органами государственной власти задач по укреплению демократии, повышению качества и уровня жизни граждан и поддержанию общественного согласия.

Смотрите еще:

  • Налог на прибыль дата документа Подходит срок уплаты авансового платежа по налогу на прибыль, а также подачи налоговой декларации До 28 апреля (пятница) включительно организации, для которых отчетным периодом является I квартал, полугодие и девять месяцев года, должны […]
  • Коллектор квест Коллектор (квест) Побочный квест Fallout: New Vegas Коллектор Техническая информация Содержание Предыстория Править Попав во Фрисайд и пообщавшись с Френсин Гаррет в казино «Атомный ковбой», Курьер может решить заработать немного […]
  • Правила ведения дискуссий Уроки психологии в школе Цель: научиться грамотно дискутировать. — выявить отличительные черты спора и дискуссии; — усвоить правила ведения дискуссии; — на практике применить правила дискуссии при обсуждении темы. Все люди — разные, но […]
  • Калькулятор расчета налога на имущество в 2018 году для физических лиц Калькулятор налога на имущество организаций Как рассчитать налог на имущество организаций Форма расчета по авансовым платежам изменилась. Начиная с отчетности за первое полугодие 2017, расчет налога на имущество организаций […]
  • Закон от 271192 4015 Закон об организации страхового дела Глава II. Договор страхования (исключена) Глава III. Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков Страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах. 3. […]
  • Виды режимов имущества супругов брачный договор раздел имущества Законный и договорной режим имущества супругов Рассмотрим все вопросы, касающиеся законного и договорного имущества супругов. Знакомство с данным материалом внесет полную ясность в понимание как сути этих режимов, так и применения их на […]
  • Какое наказание считается справедливым «Наказание - это справедливость за допущенную несправедливость». (Аврелий Августин) Цель нашего сайта - помощь в подготовке к экзамену по обществознанию. Целевая аудитория сайта - ученики и их родители, выпускники прошлых лет, учителя, […]
  • 1825 год кто правил в россии История России — 1825—1855 гг. Для Николая I идеал государственного устройства — отлаженный механизм армии с ее четко регламентированной уставами жизнью. Именно поэтому при Николае I проводится систематизация российских законов и […]