Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса. Соответсвенно те приставы по ОУПДС, которые охраняют суды там постоянно работают. также в их обязянности входит обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания. Во время дежурства в здании суда пристав по ОУПДС должен поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда.

При необходимости выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда. Также приставы по ОУПДС осуществляют охрану здания, помещений суда. А в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану. Так же в обязанности входит осуществление охраны зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов.

Существует еще одна интересная обязанность пристава по ОУПДС на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять принудительный привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов, а так же на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом.

Судебный пристав по ОУПДС по поручению старшего судебного пристава обязан обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей. Во время исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел. При выявлении признаков преступления составить рапорт об этом и направить его старшему судебному приставу для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

В службе есть отдельное подразделение, которое исполняет на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», должно обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения. Данные действия так же могут быть исполнены на основании постановления судебного пристава-исполнителя. Пристав по ОУПДС обязан препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, в отношении которого приставом-исполднителем назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

При осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову судьи, дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, судебный пристав по ОУПДС имеет право входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо. Так же при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда, входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда.

В целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий судебный пристав по ОУПДС имеет право входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «Об исполнительном производстве». При совершении исполнительных действий пристав по ОУПДС имеет право проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда, дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя.

При выполнении своих служебных обязанностей судебный пристав по ОУПДС имеет право в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства.

Судебный пристав по ОУПДС имеет право не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел.

В случае необходимости пристав по ОУПДС имеет право осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. При исполнении служебных обязанностей может обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск. Так же имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Судебный пристав по ОУПДС в процессе несения службы:

— обеспечивает безопасность судебного пристава-исполнителя;

— не допускает нахождения посторонних лиц (не участвующих в исполнительном производстве) в месте совершения исполнительных действий;

— обеспечивает сохранность служебной документации и бланков, а также изъятых у должника денежных средств, имущества и ценностей;

— при необходимости обращается к сотрудникам органов внутренних дел за помощью для проверки документов, удостоверяющих личность у лиц, находящихся в месте совершения исполнительных действий;

— периодически по средствам связи докладывает старшему группы о складывающейся ситуации, выполняет его указания;

— в соответствии с установленными полномочиями пресекает преступления и правонарушения в месте совершения исполнительных действий, при необходимости задерживает нарушителей с дальнейшей передачей их в орган внутренних дел.

Судебному приставу по ОУПДС при участии в исполнительных действиях запрещается:

— самостоятельно совершать какие-либо исполнительные действия, подменять судебного пристава-исполнителя;

— предпринимать действия по вскрытию помещений или хранилищ должника;

— отлучаться куда бы то ни было без разрешения старшего группы или судебного пристава-исполнителя;

— отвлекаться по вопросам, не связанным с исполнением служебных обязанностей, в том числе заниматься погрузкой имущества и т.п.;

— обсуждать с кем бы то ни было из сторон исполнительного производства или другими лицами действия судебного пристава-исполнителя и ход проводимых мероприятий.

В случае воспрепятствования законной деятельности судебного приставаисполнителя или судебного пристава по ОУПДС в различных формах ненасильственного характера (отказ в допуске на объект или в помещение, непредставление необходимых служебных документов и т.п.) правонарушитель предупреждается об административной ответственности.

При продолжении указанных действий судебным приставом-исполнителем или судебным приставом по ОУПДС составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.8 КоАП РФ. При невозможности составления данного протокола на месте судебные приставы вправе применить меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (доставление, административное задержание) в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

В случае возникновения реальной угрозы жизни и здоровью судебных приставов (силовое сопротивление, нападение и т.п.) судебные приставы по ОУПДС вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с действующим законодательством. При необходимости судебные приставы имеют право обратиться за помощью к сотрудникам органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

Если в действиях нарушителей имеются признаки составов преступлений, предусмотренных УК РФ, судебные приставы подают рапорт старшему судебному приставу, на основании которого в установленном порядке готовятся необходимые материалы для возбуждения уголовного дела.

Статья 11. Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

1. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов:

обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

выполняет распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде;

исполняет решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

обеспечивает охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

проверяет подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает по поручению судьи доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность;

поддерживает общественный порядок в судебных помещениях;

взаимодействует с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

предупреждает и пресекает преступления и правонарушения, выявляет нарушителей, а в случае необходимости задерживает их с последующей передачей органам милиции;

осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;

участвует по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий;

проходит специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

2. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей имеет право:

обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск;

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом;

проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, находящихся в судебных помещениях, и граждан, подвергаемых приводу в суд или к судебному приставу-исполнителю;

осуществлять личный досмотр граждан, находящихся в судебных помещениях, и граждан, подвергаемых приводу в суд или к судебному приставу-исполнителю, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных оснований полагать, что указанные граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества.

Арбитражный суд Алтайского края

«Статья 11. Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

«Статья 11. Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

1. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:
обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;
обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;
поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;
выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;
осуществлять охрану здания, помещений суда;
в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану;
на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;
на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;
по поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей;
при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;
взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;
проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
2. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право:
при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо;
при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи);
в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;
проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя;
в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства;
не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел;
осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российско
й Федерации об административных правонарушениях;
при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск;
применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.»;

Правовой статус судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов [1]

Номинация «Организация обеспечения установленного порядка деятельности судов Федеральной службой судебных приставов» (1-е место)

А.А. ПАВЛОВА,

студентка 2-го курса Поволжского (г. Саратов) юридического института (филиала) Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации

научный руководитель — доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук Е.В. Лазарева

Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти. Основные задачи ФССП России — обеспечение установленного порядка деятельности судов и организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. В настоящее время при реализации своих функций ФССП России руководствуется нормами федеральных законов от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон о судебных приставах) и от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также другими нормативными правовыми актами.

В зависимости от выполняемых функций судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей. Отличие в характере и содержании их деятельности столь значительно, что уместно говорить о двух разных по своим функциям должностях в рамках одной Службы. И если институт судебных приставов-исполнителей был создан на основе действовавшей ранее системы судебных исполнителей, то формирование подразделений судебных приставов по ОУПДС пришлось начинать с нуля. В этой связи особую значимость приобретают проблемы профессиональной подготовки судебных приставов по ОУПДС, освоения ими знаний, навыков и умений.

Обеспечение установленного порядка деятельности судов — это не просто обеспечение порядка в здании суда и в процессе судебного заседания. Это понятие гораздо более широкое. Судебный пристав по ОУПДС обеспечивает законность и правопорядок в суде, предупреждая и пресекая правонарушения, применяя различные меры воздействия на правонарушителей.

Например, в практике нередки случаи, когда по вине безответственных граждан, которые уклоняются от явки в судебное заседание, срывается судебный процесс. Судья выносит постановление о принудительном приводе уклоняющегося от явки в суд гражданина, а исполнение этого постановления является компетенцией судебного пристава по ОУПДС.

Цель данной работы — определение правового статуса судебного пристава по ОУПДС, исследование теоретических основ административно-правового регулирования деятельности судебных приставов по ОУПДС, а также выявление проблем в практике применения действующего законодательства, регламентирующего основные функции судебных приставов по ОУПДС.

При написании работы использовались исторический, системно-функциональный, сравнительно-правовой и иные специальные методы научного исследования.

Глава 1. Становление и развитие института судебных приставов в Российской Федерации

С появлением сначала княжеского, а затем централизованного государственного управления формы государственного регулирования общественных отношений, связанных с исполнением властных, а позднее судебных решений, приобрели правовой характер. Государство в силу своей природы и возможности применять механизм принуждения к исполнению судебных решений, учреждает специальную должность, которая со времени судебной реформы 1864 года и по сей день называется «судебный пристав». Государство определяет функции и полномочия лиц, занимающих данную должность, порядок организации и деятельности этих лиц, тем самым передавая им часть своих государственно-властных полномочий в сфере исполнения судебных и административных решений, обеспечения установленного порядка в судах и др.

История института судебных приставов насчитывает несколько столетий. Выделяют следующие этапы его становления и развития:

1) начальный этап. В XI—XV вв. исполнение властных решений осуществляли ябедники, мечники, метельники, детские, биричи, приставе, праведщики, сотские и иные предшественники судебных приставов, которые призывались к исполнению своих обязанностей князем и городским вече. Полномочия их были достаточно широки и включали элементы судебной и следственной деятельности;

2) допетровский период (конец XIV—XVII вв.). В это время появились позовники, подверники, недельщики Русского (Московского) государства — особые исполнители судебных решений;

3) петровское время и дореформенный период (XVIII — середина XIX вв.). В период абсолютизма монархии адъютанты Российской империи обеспечивали установленный порядок в судах; функции по исполнению судебных и административных решений были переданы органам полиции и военнослужащим; во время правления императрицы Екатерины II появились полицейские и становые приставы, которые исполняли решения судов и охраняли общественный порядок;

4) дореволюционный период (1864—1917 гг.) стал временем учреждения института судебных приставов и установления их правового статуса. Исполнение судебного решения уже рассматривалось как стадия судебного процесса, обеспечение установленного порядка судопроизводства;

5) в советский период (1917—1990-е гг.) судебные исполнители действовали при судах и имели двойное подчинение —судебному органу и органу юстиции;

6) в современный период (с 1990-х гг. по настоящее время) судебные приставы —государственные служащие органа исполнительной власти, осуществляющие принудительное исполнение судебных и иных решений, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов.

Каждый из названных периодов характеризуется определенными экономическими, политическими и социальными условиями, что находит свое отражение в содержании государственного регулирования деятельности судебных приставов, в их функциях и компетенции. В государственном регулировании деятельности судебных приставов постепенно закладываются основы административно-правового регулирования.

Как в дореволюционное время, так и в наши дни институт судебных приставов остается неотъемлемой частью правовой системы Российского государства, без которой невозможно представить успешную работу всей судебной системы.

Глава 2. Правоохранительная деятельность судебных приставов по ОУПДС

2.1. Правовой статус и полномочия судебного пристава по ОУПДС

Одной из первых в ряду организационных проблем деятельности ФССП стоит проблема административно-правового статуса судебного пристава, и суть ее не только в недостаточной численности кадров и уровне оплаты труда[2].

В соответствии с Законом о судебных приставах на судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — суды).

Судебные приставы по ОУПДС осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, ГПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, федеральными законами от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации», от 27.07.2004 № 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе в Российской Федерации», от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», уже упомянутым Законом о судебных приставах, Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», Инструкцией о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности (утв. приказом Минюста России от 03.08.1999 № 226), а также Административным регламентом исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов (утв. приказом Минюста России от 27.12.2006 № 384; далее — Административный регламент)).

Под обеспечением установленного порядка деятельности судов понимаются следующие основные меры:

— обеспечение в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

— обеспечение по поручению судьи безопасности доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

— поддержание общественного порядка в здании, помещениях суда;

— выполнение распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

— осуществление охраны здания, помещений суда;

— в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществление такой охраны;

— на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;

—на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;

— по поручению старшего судебного пристава обеспечение безопасности судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей.

Обязанности и права судебных приставов по ОУПДС регламентируются ст. 11 Закона о судебных приставах. Исходя из норм, содержащихся в этой статье, и в силу специфики функциональных обязанностей судебный пристав по ОУПДС должен обладать необходимыми знаниями и практическими навыками, а также соответствующей физической подготовкой. К лицу, назначаемому на должность судебного пристава, предъявляются следующие основные требования: он должен быть гражданином Российской Федерации в возрасте не моложе 21 года (в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2009 № 194-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О судебных приставах»», далее — Закон № 194-ФЗ), имеющим полное среднее или среднее профессиональное образование. Судебный пристав должен быть способен по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности, связанные с государственной службой.

На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

До недавнего времени при поступлении на государственную гражданскую службу кандидат на должность судебного пристава по ОУПДС не обязан был проходить специальную врачебную экспертизу. Законом № 194-ФЗ на судебного пристава по ОУПДС возложена обязанность проходить военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

На наш взгляд, несмотря на своевременность нововведений, требования, предъявляемые в настоящее время к судебным приставам по ОУПДС как к государственным гражданским служащим, должны быть значительно выше (в том числе в отношении состояния здоровья, образования, опыта работы и т. д.). В связи с чем считаем, что необходима модернизация статуса судебных приставов по ОУПДС и перевод их в категорию лиц, находящихся на правоохранительной службе. При этом в рамках правоохранительного статуса они должны получить дополнительные социальные и материальные гарантии деятельности, аналогичные гарантиям, предоставляемым сотрудникам органов внутренних дел, Федеральной службы исполнения наказаний и т. д.

2.2. Административный регламент деятельности судебного пристава по ОУПДС

Административно-правовое положение судебного пристава определяется его функциями, правовыми гарантиями, принципами его деятельности и т. п., поэтому характеризуется как сложное юридическое явление[3].

В целях повышения эффективности исполнения государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов ФССП России был разработан и принят Административный регламент, определяющий сроки, порядок и последовательность действий (административных процедур) судебного пристава по ОУПДС. Помимо указанных выше, он предусматривает следующие административные процедуры:

— исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

— оказание содействия органам внутренних дел в розыске и задержании лиц, скрывшихся от дознания, следствия или суда;

— взаимодействие с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

— предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости — задержание их с последующей передачей органам внутренних дел;

— участие в совершении исполнительных действий.

Федеральным законом от 03.12.2011 № 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 11 Закона о судебных приставах внесено следующее дополнение, расширяющее круг полномочий судебного пристава по ОУПДС:

— по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.

Как судебный пристав по ОУПДС может содействовать судебному приставу-исполнителю в осуществлении розыска должника или дознавателю в дознании (за исключением привода должника на основании постановления судебного пристава-исполнителя), законодатель не поясняет. В то же время известно много случаев, когда без участия судебных приставов по ОУПДС исполнительные действия были бы весьма опасны для судебных приставов-исполнителей и других участников исполнительных действий. Задача судебного пристава по ОУПДС — обеспечить беспрепятственный доступ судебного пристава-исполнителя к месту исполнительных действий и при этом гарантировать его безопасность.

Судебные приставы обязаны использовать предоставленные им права строго в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Они имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них задач. При этом условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия строго регламентированы (статьи 15—17 Закона о судебных приставах)[4].

За неправомерное использование физической силы, специальных средств и оружия предусмотрена уголовная ответственность (ст. 286 УК РФ).

Следует иметь в виду, что в некоторых случаях судебный пристав вынужден решать поставленные перед ним задачи в условиях жесткого психологического конфликта, принимать ответственные решения и совершать действия в условиях психологического противоборства. Это требует от него знания основ психологии, владения специальными психологическими приемами по выходу из состояния конфликта. Сегодня, к сожалению, еще не накоплен достаточный опыт психологического воздействия судебных приставов на нарушителей порядка в судебном процессе, других лиц, с которыми им приходится общаться по долгу службы.

Многие из судебных приставов по ОУПДС имеют опыт службы в различных силовых структурах, немало тех, кто участвовал в локальных конфликтах. Профессиональная подготовка, в том числе медицинская, проводится постоянно. Ведь при возникновении чрезвычайных ситуаций в здании суда (пожар, теракт, землетрясение и др.) судебный пристав по ОУПДС должен первым оказать помощь гражданам.

Глава 3. Проблемы реализации функций судебных приставов по ОУПДС

Судебные приставы по ОУПДС реализуют охранительные и правоприменительные полномочия. Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 № 410-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон “О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и приказу ФССП России от 02.05.2012 № 232 «Об организации работы по исполнению постановлений судов о принудительном административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства» судебные приставы по ОУПДС наделены полномочиями по препровождению на основании решения суда иностранных граждан, лиц без гражданства в спецприемники. Однако механизм реализации перехода функций не доработан (прежде эти функции выполняли сотрудники МВД России по представлению ФМС России). Остались нерешенными и вопросы финансирования этой деятельности: так, в Саратовской области на реализацию функции выдворения расходуются средства из бюджета ФССП России, предназначенные для других нужд. Не предусмотрено и увеличение штатной численности Службы. Низкая заработная плата судебных приставов (в среднем 13—15 тыс. руб.) вызывает высокую текучесть кадров. Например, в Саратовской области в мае 2012 года до полной комплектации штата не хватало 55 человек.

Нельзя не сказать и о проблемах, возникающих в административной практике. Круг обязанностей судебных приставов по ОУПДС сейчас шире, чем регламентировано административным законодательством, поэтому возникает ряд ситуаций, когда судебный пристав по ОУПДС не может привлечь правонарушителя к административной ответственности (совместные исполнительные действия, привод лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю).

Ряд проблем возникает из-за поверхностного контроля деятельности судебных приставов по ОУПДС со стороны руководства Службы. Например, в Таганском и Тверском судах г. Москвы ненадлежащее исполнение обязанностей судебными приставами по ОУПДС повлекло противоправные действия посетителей судов. В этой связи считаем необходимым усилить контроль за деятельностью судебных приставов по ОУПДС. В частности, следует увеличить число внезапных проверок в судах на предмет подготовки судебного пристава к осуществлению пропускного режима. Нужно также ввести ежемесячные экзамены для контроля знаний нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность судебных приставов по ОУПДС, и продумать систему поощрения их работы. Например, в УФССП России по Саратовской области разработана специальная система поощрений приставов за выполнение основных показателей (приказ № 66 УФССП России по Саратовской области).

Кроме того в силу решаемых судебными приставами по ОУПДС задач, полагаем, следует расширить их полномочия в административном законодательстве.

В современных условиях деятельность ФССП России, и в частности судебных приставов по ОУПДС, играет важную роль в укреплении законности, защите прав и законных интересов граждан.

Полагаем, что для повышения эффективности их работы необходимо:

—развивать более тесное взаимодействие со службами внутренней безопасности по вопросам антикоррупционной деятельности и борьбы со взяточничеством;

— усилить контроль за степенью физической, правовой и моральной подготовки судебных приставов по ОУПДС;

— повысить заинтересованность судебных приставов по ОУПДС в ответственном исполнении своих обязанностей путем поощрения их работы.

Представляется, что статус судебных приставов по ОУПДС в современных условиях должен быть пересмотрен: государственная служба судебных приставов должна относиться к правоохранительной службе.

Также целесообразно наделить ФССП России полномочиями на проведение оперативно-розыскной деятельности. Это положительно скажется на эффективности деятельности самой службы и позволит избежать дублирования отчетности различных служб; ускорится процесс раскрываемости уголовных преступлений, подведомственных ФССП России.

При этом стоит отметить, что судебные приставы по ОУПДС, наделенные правом применения различных мер принуждения, в том числе с использованием оружия, не имеют надежных правовых и социальных гарантий, компенсационных выплат, которыми обладают сотрудники правоохранительных органов, хотя работа судебных приставов по ОУПДС в значительной степени сопряжена с угрозами жизни и здоровью[5].

В связи с этим видится, что в рамках правоохранительного статуса судебным приставам по ОУПДС необходимы дополнительные социальные и материальные гарантии деятельности, аналогичные гарантиям, предоставляемым в настоящее время сотрудникам органов МВД России, ФСИН России и т. д.

Претензий к судебным приставам, обеспечивающим установленный порядок деятельности судов, сегодня можно предъявить немало. И они в основном справедливы. К сожалению, существующие трудности в обеспечении установленного порядка деятельности судов носят объективный характер. Ведь служба судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов только недавно начала функционировать и постоянно наращивает свой потенциал. Однако уверенность всех участников судебного процесса в собственной безопасности, которая обеспечивается постоянной и качественной работой судебных приставов по ОУПДС, — это залог вынесения справедливого законного судебного решения.

В завершение хотелось бы отметить: авторитет ФССП России складывается на основе результатов ее деятельности, и практика показывает, что он растет. Чем скорее будут продолжены реформы в сфере, подведомственной Службе, тем успешнее будут исполняться поставленные перед ней задачи.

1 Работа публикуется с сокращениями.

2 Павин Д.В. Административно-правовой статус судебного пристава // Исполнительное право. 2008. № 4. С. 51.

3 См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учеб. 3-е изд. — М.: Норма, 2008. С. 93.

4 См.: Белоусов Л.В., Мартынова В.В. Судебный пристав: статус и организация деятельности. — М., 2009. С. 43.

5 См.: Решетникова И.В., Ярков В.В. Гражданское право и гражданский процесс в современной России. — М., 2010. С. 176.

Методические рекомендации по взаимодействию судебных приставов по обеспечению установленного порядка (утв. ФССП РФ 30.11.2011 N 03-19)

главного судебного пристава

30 ноября 2011 г. N 03-19

ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ С СУДЕБНЫМИ

ПРИСТАВАМИ-ИСПОЛНИТЕЛЯМИ И ДОЗНАВАТЕЛЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В ХОДЕ СОВЕРШЕНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ

ДЕЙСТВИЙ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИВОДА ЛИЦ,

УКЛОНЯЮЩИХСЯ ОТ ЯВКИ

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по взаимодействию судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов с судебными приставами-исполнителями и дознавателями Федеральной службы судебных приставов в ходе совершения процессуальных действий и осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки (далее — Методические рекомендации), разработаны в целях повышения уровня организации деятельности структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Методические рекомендации определяют сроки и последовательность совершения действий при реализации данных полномочий, а также основания, задачи и способы осуществления судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебные приставы по ОУПДС) привода лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю или дознавателю Федеральной службы судебных приставов. Судебные приставы и дознаватели Федеральной службы судебных приставов осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — УПК РФ), Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316, и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность.

Взаимодействие судебных приставов по ОУПДС с судебными приставами-исполнителями и дознавателями Федеральной службы судебных приставов (далее — дознаватели) должно быть непрерывным на протяжении всего мероприятия, поддерживаться и контролироваться руководством соответствующих структурных подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов.

Одной из главных задач судебных приставов по ОУПДС является обеспечение безопасности судебных приставов-исполнителей или дознавателей Федеральной службы судебных приставов в ходе совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения и осуществления иных процессуальных действий (далее — проведение исполнительных или процессуальных действий).

Под обеспечением безопасности понимается совокупность мер по предупреждению и пресечению посягательств на жизнь и здоровье лиц, осуществляющих служебную деятельность, целью применения которых является создание надлежащих условий для своевременного исполнения требований исполнительных документов, окончания дознания по уголовным делам.

Применение мер безопасности осуществляется при наличии достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемых лиц. В случаях совершения непосредственных действий, посягающих на жизнь и здоровье указанных лиц, их применение является необходимым.

1.2. Обеспечение судебными приставами по ОУПДС безопасности судебных приставов-исполнителей и дознавателей при совершении исполнительных или процессуальных действий состоит в осуществлении мер по предупреждению и пресечению посягательств на их жизнь и здоровье и содействии в обеспечении общественного порядка в месте проведения указанных действий, обеспечении сохранности служебной документации и бланков, специальных и технических средств, инвентаря, а также изъятых у должников денежных средств и имущества.

2. Порядок проведения подготовительных мероприятий

2.1. Судебный пристав-исполнитель, дознаватель подает заявку старшему судебному приставу на обеспечение их безопасности судебными приставами по ОУПДС при совершении исполнительных или процессуальных действий не позднее 48 часов до их начала (кроме случаев, не терпящих отлагательства). Старший судебный пристав (лицо, его замещающее) при рассмотрении заявки знакомится с исполнительным производством, уголовным делом и, исходя из материалов, решает вопрос о необходимости привлечения судебных приставов по ОУПДС для обеспечения безопасности судебного пристава-исполнителя, дознавателя и поддержания общественного порядка на месте проведения исполнительных или процессуальных действий.

2.2. В заявке на обеспечение судебными приставами по ОУПДС безопасности судебного пристава-исполнителя, дознавателя при совершении исполнительных или процессуальных действий (далее — заявка) указываются:

Ф.И.О. должностного лица, совершающего исполнительные или процессуальные действия;

планируемое время начала и окончания исполнительных или процессуальных действий, в том числе с учетом необходимости работы по нескольким адресам;

Ф.И.О. лица, в отношении которого проводятся исполнительные или процессуальные действия;

номер исполнительного производства или уголовного дела;

дата совершения исполнительных или процессуальных действий, а также место их проведения;

количество судебных приставов по ОУПДС, необходимое для обеспечения безопасности исполнительных или процессуальных действий.

2.3. Заявка заверяется подписью старшего судебного пристава (лица, его замещающего) и печатью структурного подразделения.

2.4. Старший судебный пристав (лицо, его замещающее) исходя из материалов, находящихся в исполнительном производстве или уголовном деле, определяет состав группы судебных приставов по ОУПДС, направляемых для обеспечения безопасности судебных приставов-исполнителей или дознавателей при совершении исполнительных, процессуальных действий, назначает старшего группы, а также решает вопросы их экипировки, вооружения, технического оснащения и т.д.

2.5. Заявка регистрируется в Журнале учета заявок на участие судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в принудительном исполнении судебных актов и актов других органов и выдается судебным приставам по ОУПДС под подпись.

2.6. После утверждения старшим судебным приставом расчета сил и средств и издания им распоряжения проводится инструктаж группы судебных приставов по ОУПДС, судебных приставов-исполнителей и дознавателей, на котором руководством ставится задача подчиненным. Постановка задачи производится в форме устного распоряжения. При организации взаимодействия с правоохранительными органами доводится порядок действий, определенный для этого подготовительного этапа. Кроме того, на инструктаже обязательно доводится порядок действий судебных приставов по ОУПДС при возникновении нештатных ситуаций. Результаты проведения инструктажа с судебными приставами по ОУПДС регистрируются в Журнале инструктажа судебных приставов по ОУПДС.

В ходе инструктажа особое внимание обращается на:

недопущение действий, унижающих честь и достоинство лиц, участвующих в исполнительных или процессуальных действиях;

проявление бдительности в целях исключения противоправных действий в отношении лиц, участвующих в исполнительных или процессуальных действиях;

неправомерность применения оружия, специальных средств и физической силы в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

Непосредственно перед выездом к месту проведения исполнительных или процессуальных действий старший судебный пристав (лицо, его замещающее) или его заместитель, курирующий вопросы ОУПДС, проверяет экипировку судебных приставов по ОУПДС и проводит дополнительный инструктаж, включающий уточнение порядка взаимодействия и маршрутов движения, а также проверку уяснения задачи каждым судебным приставом по ОУПДС.

2.7. После получения распоряжения на обеспечение исполнительных или процессуальных действий судебным приставам по ОУПДС необходимо:

проверить наличие и исправность специальных средств, средств индивидуальной бронезащиты и связи;

быть готовыми к действиям в условиях нештатной ситуации.

3. Особенности проведения подготовительных

мероприятий при осуществлении особо сложных исполнительных

или процессуальных действий

3.1. При планировании обеспечения безопасности особо сложных исполнительных или процессуальных действий в заявке необходимо дополнительно указывать краткую информацию об объекте и его окружении, их возможной реакции на планируемое мероприятие, сведения о наличии у лица, в отношении которого проводятся указанные действия, судимости, огнестрельного оружия, собаки, службы безопасности (ведомственной или вневедомственной охраны), нахождении на учете в психоневрологическом диспансере и т.п.

Старший судебный пристав (лицо, его замещающее) дополнительно поручает изучение объекта одному или нескольким судебным приставам по ОУПДС. В ходе изучения объекта вносятся коррективы в предварительно составленный план входа на объект, его блокирования, а также оценивается вероятность и способы возможного противодействия судебным приставам-исполнителям, дознавателям. По окончании мероприятия составляется служебная записка, которая прикладывается к заявке.

3.2. По результатам анализа полученной информации заместитель старшего судебного пристава, курирующий вопросы ОУПДС (или лицо, его замещающее), составляет и докладывает старшему судебному приставу расчет сил и средств, который включает в себя:

точное время начала мероприятия;

состав основной и резервной групп судебных приставов по ОУПДС;

перечень подлежащего использованию автотранспорта;

порядок взаимодействия судебных приставов по ОУПДС с судебными приставами-исполнителями или дознавателями, а в случае необходимости — с правоохранительными органами;

порядок входа на территории, в помещения совместно с судебными приставами-исполнителями, дознавателями при совершении исполнительных или процессуальных действий;

определение постов судебных приставов по ОУПДС на территории, в помещении при проведении исполнительных или процессуальных действий;

порядок радиообмена, позывные судебных приставов или дознавателей;

сигналы управления, команды и порядок действия по ним;

порядок оказания первой медицинской помощи (при возникновении нештатной ситуации).

В случае отсутствия замечаний старший судебный пристав утверждает представленный расчет сил и средств.

3.3. После получения распоряжения на обеспечение особо сложных исполнительных или процессуальных действий судебным приставам по ОУПДС необходимо:

изучить по схеме (карте) район проведения исполнительных или процессуальных действий и маршруты движения;

подготовить одежду, обувь, снаряжение и другой инвентарь, необходимые для проведения мероприятия;

уточнить позывные, сигналы, команды и порядок действий по ним.

3.4. При совершении исполнительных или процессуальных действий на объектах, оборудованных охранной сигнализацией, выведенной на пульт централизованной охраны (ПЦО), старший судебный пристав обязан сообщить дежурному по отделу вневедомственной охраны (дежурному по ПЦО) фамилию, имя, отчество и номер служебного удостоверения старшего группы судебных приставов по ОУПДС, район проведения исполнительных или процессуальных действий без указания названия и адреса объекта.

4. Порядок обеспечения безопасности исполнительных

4.1. Судебные приставы по ОУПДС, назначенные старшим судебным приставом, выезжают на место совершения исполнительных или процессуальных действий совместно с судебным приставом-исполнителем или дознавателем.

4.2. О прибытии к месту совершения исполнительных или процессуальных действий старший группы судебных приставов по ОУПДС докладывает старшему судебному приставу по радиостанции или по телефону, после чего осуществляет расстановку судебных приставов по ОУПДС по постам.

4.3. При совершении исполнительных или процессуальных действий судебные приставы по ОУПДС обязаны:

обеспечивать безопасность судебного пристава-исполнителя или дознавателя;

предотвращать попытки унижения чести и достоинства судебного пристава-исполнителя или дознавателя;

следить за соблюдением общественного порядка;

не допускать нахождения посторонних лиц в месте совершения процессуальных действий;

обеспечивать сохранность служебной документации и бланков, специальных и технических средств, инвентаря;

незамедлительно принимать меры по предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений, выявлять нарушителей, а в случае необходимости задерживать их с последующей передачей сотрудникам органов внутренних дел.

4.4. При обеспечении безопасности исполнительных или процессуальных действий судебным приставам по ОУПДС запрещается:

самостоятельно совершать исполнительные или процессуальные действия;

вскрывать помещения и хранилища;

самовольно покидать место совершения исполнительных или процессуальных действий и иным образом отвлекаться от выполнения служебных обязанностей.

4.5. При возникновении нештатной ситуации судебный пристав-исполнитель или дознаватель:

прекращает совершение исполнительных или процессуальных действий;

согласовывает свои дальнейшие действия с судебным приставом по ОУПДС.

4.6. При выявлении в ходе совершения исполнительных или процессуальных действий признаков преступления судебный пристав по ОУПДС составляет на имя старшего судебного пристава рапорт, в котором указывает дату, время, место, обстоятельства происшествия, фамилии, имена, отчества и место проживания лиц, имеющих к нему отношение.

4.7. При возникновении нештатной ситуации судебному приставу по ОУПДС рекомендуется:

действовать в соответствии со сложившейся обстановкой, применяя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие согласно ст. 15, 16, 17, 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах», обеспечивая безопасность судебного пристава-исполнителя или дознавателя, сохранность служебной документации, изъятых денежных средств и имущества;

сообщить о случившемся по средствам связи старшему судебному приставу, дежурному по территориальному отделу внутренних дел;

задержать правонарушителя и передать его сотрудникам органов внутренних дел;

при наличии пострадавших организовать оказание им первой медицинской помощи и вызов спасательной службы;

обо всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщить старшему судебному приставу, в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомить прокурора, а в устной форме — незамедлительно.

4.8. По окончании исполнительных или процессуальных действий судебный пристав по ОУПДС (старший группы судебных приставов):

составляет отчет об обеспечении безопасности судебных приставов-исполнителей или дознавателей при совершении исполнительных, процессуальных действий (далее — отчет);

представляет старшему судебному приставу отчет, завизированный судебным приставом-исполнителем или дознавателем, для утверждения;

делает отметку об исполнении в «Журнале учета заявок на участие судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в принудительном исполнении судебных актов и актов других органов».

5. Осуществление судебными приставами

по ОУПДС приводов лиц, уклоняющихся от явки к судебному

приставу-исполнителю или дознавателю

5.1. Привод лица, уклоняющегося от явки к судебному приставу-исполнителю или дознавателю, осуществляется судебными приставами по ОУПДС по месту фактического местонахождения лица, подлежащего приводу (месту жительства, месту работы, учебы и т.д.) на основании постановления о приводе.

5.2. Поступившее от судебного пристава-исполнителя или дознавателя постановление о приводе рассматривается старшим судебным приставом (или лицом, его замещающим), который обеспечивает его безотлагательное и своевременное исполнение.

Если в постановлении о приводе отсутствуют данные, которые позволяют установить лицо или место его пребывания, а также если восполнить эти данные не представляется возможным, то старший судебный пристав незамедлительно извещает об этом инициатора привода.

Старший судебный пристав утверждает постановление о приводе и организует точное и своевременное исполнение. Постановления о приводе регистрируются в Журнале регистрации постановлений о приводе и выдаются старшему группы судебных приставов по ОУПДС для исполнения под роспись.

5.3. Привод лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю или дознавателю, осуществляется одним судебным приставом по ОУПДС или группой. Старшим судебным приставом назначается старший группы из числа наиболее опытных судебных приставов по ОУПДС (далее — старший группы, осуществляющей привод).

Старшим судебным приставом или его заместителем проводится инструктаж группы, убывающей для осуществления привода, о чем делается отметка в журнале.

В том случае, если подлежащее приводу лицо демонстрирует злостное, т.е. неоднократное, неповиновение законным требованиям или же оказывает сопротивление, судебные приставы по ОУПДС имеют право применять физическую силу, специальные средства с соблюдением требований ст. 15 — 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах».

5.4. По прибытии к указанному в постановлении месту жительства (нахождения) лица, подвергаемого приводу (далее — субъект привода), судебные приставы по ОУПДС:

называют свою должность, фамилию, имя, отчество, предъявляют служебное удостоверение;

устанавливают по документам личность лица, подлежащего приводу (паспорт, военный билет, удостоверение личности или иные виды документов);

разъясняют лицу, подлежащему приводу, его права, предупреждают его об ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также о возможности применения к нему физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

устанавливают, имеются ли обстоятельства, препятствующие исполнению привода (уважительные причины: наличие малолетних детей при невозможности поручить кому-либо уход за ними, длительный перерыв в движении транспорта, болезнь и т.п.).

В случае выявления правонарушений при осуществлении привода судебный пристав по ОУПДС самостоятельно, в пределах полномочий, предоставленных ему законом, определяет комплекс мер, направленных на пресечение противоправных действий. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия определяются судебным приставом по ОУПДС самостоятельно, в соответствии с обстановкой и создавшейся ситуацией, на основании ст. 15 — 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах».

В случае воспрепятствования совершению привода со стороны лица, подлежащего приводу, или иных лиц судебный пристав по ОУПДС обязан пресечь противоправные действия, составить протокол об административном правонарушении, в котором необходимо указать место, время и характер правонарушения, принятые к этому лицу меры, фамилии, имена, отчества и иные установочные данные свидетелей. После этого следует доставить субъекта привода к судебному приставу-исполнителю, по определению (постановлению) которого осуществляется привод. При необходимости судебный пристав по ОУПДС имеет право обратиться за помощью в органы внутренних дел.

После доставления лица, подлежащего приводу, судебный пристав по ОУПДС передает его судебному приставу-исполнителю или дознавателю, который на постановлении делает письменную отметку об осуществлении привода.

5.5. Старшему судебному приставу о произведенном приводе или о причинах недоставления лица, подлежавшего приводу, судебный пристав по ОУПДС составляет подробный отчет. К отчету прилагаются документы, подтверждающие невозможность осуществления привода (объяснения, справки, копия листка временной нетрудоспособности или его реквизиты, выписки и др.).

Копии отчета и прилагаемых документов в обязательном порядке приобщаются к материалам исполнительного производства, уголовного дела или дела об административном правонарушении.

В случае совершения правонарушения в ходе исполнения привода к отчету прикладывается протокол об административном правонарушении.

5.6. Доставленное в структурное подразделение (территориального органа) ФССП России лицо по требованию судебного пристава-исполнителя, дознавателя может находиться под контролем судебного пристава по ОУПДС до окончательного выполнения исполнительных или процессуальных действий.

5.7. Если лицо, подлежащее приводу, находится на территории другого структурного подразделения (территориального органа) ФССП России, по месту нахождения данного лица в это структурное подразделение может быть направлено поручение об осуществлении привода (далее — поручение). Поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя и утверждается старшим судебным приставом.

Поручение, поступившее в канцелярию структурного подразделения (территориального органа) ФССП России из его другого структурного подразделения, после соответствующей регистрации передается для рассмотрения и организации исполнения старшему судебному приставу или его заместителю, который при соответствии реквизитов и содержания поступившего поручения установленным требованиям утверждает постановление о приводе.

В случаях несоответствия поручения предъявляемым требованиям старший судебный пристав в установленном порядке направляет об этом информацию в структурное подразделение (территориальный орган) ФССП России, направившее поручение.

6. Взаимодействие судебных приставов

по ОУПДС, судебных приставов-исполнителей и дознавателей

при выявлении преступлений

6.1. Старший судебный пристав непосредственно организует взаимодействие судебных приставов-исполнителей, дознавателей и судебных приставов по ОУПДС на этапах выявления и раскрытия преступлений, подследственных ФССП России.

6.2. Особенности взаимодействия судебных приставов по ОУПДС и дознавателей при выявлении преступлений.

Старший судебный пристав не реже одного раза в месяц запрашивает у председателей судов и мировых судей следующие сведения:

о планируемом рассмотрении уголовных дел, расследованных дознавателями ФССП России;

о планируемых судебных разбирательствах, в ходе которых возможно возникновение конфликтных ситуаций между участниками процесса, для решения вопроса об участии в них судебных приставов по ОУПДС;

о наличии конфликтных ситуаций, имевших место в ходе проведенных судебных заседаний.

При выявлении таких фактов судебному приставу по ОУПДС необходимо тщательно выяснить обстоятельства их совершения. При наличии признаков преступления в процессе судебного слушания необходимо добиться отражения этого события в протоколе судебного заседания. Дознаватель обязан оказывать методическую помощь судебному приставу по ОУПДС.

Вариантами обнаружения преступления, предусмотренного ст. 297 Уголовного кодекса Российской Федерации («Неуважение к суду»), могут быть:

сообщение судебного пристава по ОУПДС, процессуально оформленное рапортом;

заявление потерпевшего о преступных действиях.

В случаях получения информации о совершении преступления либо выявления преступления при исполнении служебных обязанностей судебный пристав по ОУПДС обязан:

составить на имя старшего судебного пристава рапорт об обнаружении признаков преступления;

при наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , зафиксировать его в протоколе об административном правонарушении.

6.3. Взаимодействие при проверке сообщения о преступлении и расследовании уголовных дел.

Судебный пристав по ОУПДС, судебный пристав-исполнитель при обнаружении признаков преступления составляет рапорт, в котором должны содержаться сведения о лице, в действиях (бездействии) которого усматриваются признаки состава преступления, данные о времени, месте и способе совершения преступления, а также указание на возможную квалификацию деяния в соответствии с уголовным законодательством.

Рапорт или заявление о преступлении регистрируется в книге учета сообщений о преступлениях (КУСП) в порядке, установленном приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.05.2006 N 139 «Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях».

К рапорту об обнаружении признаков преступления приобщаются необходимые документы (или их копии, заверенные надлежащим образом), подтверждающие изложенные в рапорте обстоятельства, указывающие на наличие состава преступления.

Дознаватель проводит проверку в порядке ст. 144 — 145 УПК РФ . При наличии оснований в срок, предусмотренный ст. 144 УПК РФ , дознаватель получает копии иных документов, не приобщенных к рапорту или заявлению взыскателя (представителя взыскателя) и требующихся для принятия процессуального решения и проведения предварительного расследования.

В связи с тем, что в процессе осуществления таких следственных действий, как осмотр места происшествия, обыск, выемка, нередко обнаруживается имущество, на которое впоследствии может быть обращено взыскание, информация о таком имуществе незамедлительно доводится до судебного пристава-исполнителя.

На основании заявки дознавателя судебные приставы по ОУПДС могут быть привлечены к обеспечению его безопасности при проведении следственных действий. В этом случае судебные приставы по ОУПДС выезжают на место совершения следственных действий совместно с дознавателями.

К обеспечению безопасности следственных действий рекомендуется привлекать судебных приставов по ОУПДС групп быстрого реагирования территориального органа ФССП России (в соответствии с требованиями гл. V «Организация работы группы быстрого реагирования» Положения о специализированном отделе оперативного дежурства территориального органа Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом ФССП России от 09.03.2011 N 84 «Об утверждении Положения о специализированном отделе оперативного дежурства территориального органа Федеральной службы судебных приставов»).

Судебные приставы по ОУПДС и судебные приставы-исполнители обязаны явиться в суд для участия в судебном разбирательстве в случае, если они были допрошены по уголовному делу в качестве свидетелей.

Смотрите еще:

  • Страховой стаж без начислений Что такое страховой стаж Наличие стажа играет первостепенную роль в финансовом обеспечении гражданина, как в период его активной трудовой деятельности, так и в годы его нахождения на пенсии. Одним из видов стажа, то есть времени, когда […]
  • Фмс патент в москве Патент на работу для граждан Украины Стоимость: согласно официальным ценам ММЦ в Сахарово. Легальность патента: в итоге вы получите 100% легальный патент, подлинность которого сможете проверить самостоятельно на официальном сайте […]
  • Что дней до приказа торрент Что дней до приказа торрент Год выхода: 1990 Страна (студия): СССР, киностудия им.М.Горького, кинофирма «Мир» Жанр: драма Продолжительность: 01:06:45 Перевод: Оригинал (без перевода) Субтитры: нет Режиссер: Хусейн Эркенов Автор […]
  • Пособие бай Два, одно или ни одного: сколько пособий могут получать родители, чьи дети живут на две страны «Если дети получают белорусский паспорт, то и право на пособие у них тоже должно быть, не так ли?» — рассуждает Анна. В октябре прошлого года […]
  • Дорожные правила писать Кто пишет Правила дорожного движения и почему они такие непонятные ТЫ ПОСТОЙ, ПОСТОЙ Как же достали эти вечные пробки и заторы на ровном месте! Вот есть впереди пустая дорога, но то чадящий самосвал еле ползет вдоль сплошной линии […]
  • За какие года начисляют пенсию За какие года начисляют пенсию Ежегодно у нас в стране выходит на пенсию около двух миллионов человек. Как начисляется пенсия в 2017 году, что влияет на ее размер - для большинства из них загадка . Разберемся как это делается и поможем […]
  • Тарифы осаго до 1 октября 2014 Новые тарифы ОСАГО с 11 октября 2014 года. Обновление материала: С 1 апреля 2015 года увеличиваются тарифы ОСАГО. От разговоров до действий. Смотрите серию материалов. В соответствии с Указанием Банка России от 19 сентября 2014 г. N […]
  • Предоставление земли в собственность безвозмездно Земельный участок бесплатно: как получить землю в собственность Информация о компании Компании и рынка Помощь в любых вопросах Документы и справки Земельный участок бесплатно: как получить землю в собственность В статье изложены […]