Причины и пути разрешения конфликтов — Доброе дело

Причины и пути разрешения конфликтов

Конфликты среди людей и способы их разрешения

Боязнь конфликтов и неграмотное только негативное, отношение к ним привели к тому, что люди не знают, как работать с конфликтом. А переживаемый конфликт — это важнейший источник развития человека, общества, государства.

Конфликты разнообразны, но суть их одна.

КОНФЛИКТ (от лат. conflictus — столкновение) — в широком смысле направленное на преодоление противоречия столкновение, противостояние двух начал, проявляющееся в активности сторон. Философская традиция рассматривает К. как частный случай противоречия, его предельное обострение. Понятие «К.» включает в себя широкий спектр разноуровневых явлений, традиционно различаемых на основании сторон К. В социальных науках социальный К. — это процесс или ситуация, в которой одна из сторон находится в состоянии противостояния или открытой борьбы с другой, поскольку ее цели воспринимаются как противостоящие собственным. В философской и социологической традиции источники социальных К. усматриваются в социальных, экономических или политических отношениях. Наряду с социальными выделяются категории социально-психологических и психологических К. (Н.В. Гришина)

Независимо от того, о чем идет речь, в конфликте всегда затрагиваются значимые для участников конфликта интересы. Из-за незначимых вещей никто не идет на конфликт. Если же причина конфликта кажется незначительной, а он, тем не менее, существует, это, как правило, означает, что за внешней стороной ситуации скрываются куда более серьезные противоречия, которые являются истинной причиной возникновения конфронтации.

Старания подавить конфликт опасны, потому что они способствуют принятию непродуманных решений.

При избегании конфликта зачастую происходят недоразумения из-за недосказанности, что никому не идет на пользу.

Конфликт часто необходим для достижения справедливости.

Основные источники возникновения напряженности во взаимоотношениях часто следующие:

  • Отсутствие взаимопонимания между людьми, наличие подчас противоположных интересов, чувство обиды, зависть или месть, низкая культура общения.
  • Поведение «трудных» работников.
  • Несовместимость характеров.
  • Неумение найти общий язык.
  • Многие конфликты порождаются неурядицами в организации труда, авралами и т.д.
  • Большое значение имеет ситуация, в которой конфликты возникают и развиваются. В одних случаях она способствует конфликту, в других — тормозит его, сковывает инициативу противоборствующих сторон.

    Различия между людьми являются одной из ведущих причин конфликтов. Кроме того, на совместимость влияют такие факторы как:

    • Различное мировосприятие.
    • Различное отношение людей к своим обязанностям.
    • Разное понимание смысла выполняемой работы.
    • Различная степень подготовленности к выполняемой работе.
    • Противоположность интересов.
    • Различие черт характера.
    • Люди, рождаясь свободными и равными в своем человеческом достоинстве и правах, тем не менее, в реальности оказываются неодинаковыми.

      Типы конфликтных личностей

      Демонстративный. Чаще всего это холерики, которым присуща бурная деятельность в самых разнообразных направлениях, для них конфликт, как для рыбы вода, это — жизнь, среда существования. Они любят все время быть на виду, имеют завышенную самооценку.

      Обладает следующими поведенческими характеристиками. Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.

      Ригидный (косный). Люди этого типа не умеют перестраиваться, т.е. учитывать в своем поведении изменение ситуации и обстоятельств, принимать во внимание мнения и точки зрения окружающих, честолюбивы, проявляют болезненную обидчивость, подозрительность.

      Для данного типа конфликтных личностей характерно следующее поведение. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждение собственной значимости. Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

      Педант. Личность «сверхточного» типа, которая всегда пунктуальна, придирчива, занудна, хоть и исполнительна, отталкивает людей от себя. Характеризуется следующими особенностями поведения. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим. Обладает повышенной тревожностью. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

      «Бесконфликтный». Личность, сознательно уходящая, убегающая от конфликта, перекладывающая ответственность в принятии решения на других (руководитель на своего заместителя), беспринципная. Между тем конфликт нарастает как снежный ком и обрушивается на такую личность, что чревато последствиями.

      «Танк». «Танк» — это грубый, бесцеремонный человек, идущий на пролом, презирающий тонкости взаимоотношений и чужие чувства.

      • Эгоистичен и уверен в своей правоте.
      • Считает, что окружающие должны уступать ему дорогу.
      • Не любит, когда кто-то ставит под сомнение его правоту.
      • Озабочен своим авторитетом.
      • Болезненно самолюбив.
      • Настороженно относится к шуткам, которые по содержанию перекликаются с текущей ситуацией. В каждой шутке он усматривает скрытую атаку на его личность и достоинство.
      • Попытки обсудить с ним его отношение к людям (с надеждой что-то исправить) будут тщетны. Все без исключения ваши претензии будут приписаны вашему дурному характеру — ведь многие, с кем он общается, с ним согласны.
      • Такой человек нацелен на дело, люди для него — инструмент.
      • Защититься от «Танка» непросто, защитить других тоже очень сложно — он все равно найдет, кого под себя подмять.

        Рекомендации для общения:

        • Спокойно держитесь своей точки зрения.
        • Богатство аргументации и ораторское искусство не имеют никакого значения и не дадут никакого эффекта.
        • Если начнутся открытые оскорбления, — скажите, что не намерены продолжать разговор, поскольку «Танком» нарушены правила приличия.
        • Можно сделать некоторые уступки, но в главном нужно стоять на своем, без упреков, обвинений, срывания масок.
        • Противостоять таким людям особенно трудно там, где силен дух тоталитаризма, где давление в межличностных отношениях широко распространено.

          «Пиявка». «Пиявка» не говорит гадостей, не ругает и не оскорбляет, ни в чем прямо не обвиняет, но после общения с ним ухудшается самочувствие, снижается настроение или появляется чувство усталости, труднее направить мысли в нужное русло.

          • Не считает, что доставляет какие-то неприятности собеседнику, он дарит свое общество и благодарен себе за то, что проявляет инициативу в общении.
          • Если он вял и молчалив, то все равно доволен собой, все должны ценить, что он многое прощает.
          • Умеет подключать собеседника к своим проблемам и заставляет переживать отрицательные эмоции.
          • Методы противодействия:

            • В конце разговора нужно сказать «Пиявке» о своих ощущениях, состоянии, о том, как оно менялось по ходу общения.
            • Без оценок и упреков опишите ему, что с вами происходит, как вы себя чувствуете.

            «Вата». Такой человек производит впечатление приятного и покладистого. Он уступчив и сговорчив. Это нравится в начале взаимодействия с ним. Но потом часто возникают проблемы: «Вата» не выполняет обещанного, соглашается сделать какую-либо работу и не делает ее.

            У такого типа постоянно возникают непредвиденные обстоятельства, которые мешают выполнению обещанного.

            Не считает нужным вовремя сказать о таких обстоятельствах.

            Прояснить с ним отношения основательно довольно трудно, потому что он во всем соглашается. При таком разговоре можно почувствовать себя неуютно, когда приходится упрекать вроде бы доброжелательного и сговорчивого человека. Тем не менее, надо вспомнить несколько его поступков и показать ему, что слова слишком далеки от дел.

            «Обвинитель». Для него весь мир полон дураков, подлецов и бездельников. Но критикует он не устройство мира, а вполне конкретных людей: соседей, водителей автобусов, продавцов, врачей, сослуживцев, начальников, чиновников правительства. Критикует увлеченно, с жаром, со знанием дела, с фактами, выводами и заключениями. Имеет свои четкие суждения о том, кто как должен жить и работать. Если вы попытаетесь прервать бесконечную обвинительную речь, скорее всего, агрессии не будет. Будет легкое раздражение: либо вызванное вашей, конечно же, неумелой попыткой обвинять лучше, чем он, либо «вашей близорукостью» и тщетной попыткой оправдать кого-либо. «Обвинителем» движет страстное желание выговориться и быть услышанным. Пытаться сбить его бесполезно, слов своей песни он не забывает. Безусловно, для ушей приятнее настоящая музыка. Но что делать? Можно научиться и под музыку обвинительных речей заниматься какими-нибудь делами. Обычно после одного-двух часов неутомимого раскрытия истины «обвинителю» становится легче и тогда его можно перебивать, переводить разговор в другое русло. Только не вздумайте хоть малым намеком дать понять, что он в чем-то не прав или вам показалось, что он высказал не все доводы. Он повторит еще два или три раза. Тогда следующей передышки в речи вы будете ждать не менее трех часов.

            Типология «вредных» или конфликтных личностей весьма разнообразна. Другие исследователи выделяют 29 таких типов и предлагают стили, способы поведения при общении с ними.

            1.Болтун. Стили поведения:- способ снятие напряжения (через дыхание); — открытый протест; — способ любви и добра.

            2. Втаптывающий в грязь. Стили поведения: — способ спокойных вопросов; — способ любови и добра; — у них самих занижена самооценка, нужно ее повышать; — отступление.

            3. Саморазрушитель . Они любят ужасные случаи. Стили поведения: — способ любви и добра; — суровая любовь; — отступление.

            4. Избегающий неприятностей. Стили поведения: — поймать их; — метод спокойных вопросов; — общение

            5. Дремлющий, но смертоносный вулкан. Стили поведения: — метод спокойных вопросов.

            6. Сплетник. Сплетничает, потому что своя жизнь скучная. Стили поведения: — способ открытого протеста; — юмористический.

            7. Роковой борец. Стили поведения: — способ любви и добра; — отступление.

            8. Унылая и обреченная жертва. Стили поведения: — способ снятия напряжения; — отступление

            9. Улыбающийся двуликий Янус. С таким другом, как он, вам не нужны враги. Стили поведения: — открытый протест; — способ скандала; — отступление.

            10. Нерешительный слабак. Стили поведения: — метод любви и добра; — метод спокойных вопросов; — отступление.

            11. Потребитель. Стили поведения: — способ открытого протеста; — отступление.

            12. Шутник. Шутит во всех случаях. Стили поведения: — открытый протест; — скандал.

            13. Невежа. Он не обделен умом, он обделен мыслью. Стили поведения: — снятие напряжения; — открытый протест; — способ зеркала; — скандал; — отступление.

            14. Безумец. Неуправляемый. Надо: — снятие напряжения; — метод спокойных вопросов; — психологическая квалифицированная помощь; — отступление.

            15.Бессовестный лгунишка. Сами забывают, о чем лгут. Стили поведения: — метод спокойных вопросов; — открытый протест; — снятие напряжения; — не верить ему.

            16. Пакостник. Стили поведения: — скандал; — отступление.

            17. Скряга. Скупой даже на чувства. Стили поведения: — метод спокойных вопросов; — открытый протест; — метод любви и добра.

            18. Фанатик. «Прав либо я, либо никто». Трудоголик. Маньяк. Человек одержимый.

            Стили поведения: — открытый протест; — скандал; — отступление; — если еще и безумец, то — психологическая помощь.

            19. Подлиза. Такие люди обычно очень хорошие манипуляторы. Стили поведения: — снятие напряжения; — юмористический; — спокойные вопросы; — способ зеркала.

            20. Самодовольный деспот. Часто осуждает. Хочет сделать всем гадость. Стили поведения: — метод спокойных вопросов; — способ зеркала; — скандал; — способ замещенной фантазии.

            21. Надменный сноб. Гордыня. Стили поведения: — метод спокойных вопросов; — открытый протест; — отступление.

            22. Нарцисс. Эгоист. Эгоцентрист. Он обожает только себя. Стили поведения: — метод любви и добра; — снятие напряжения; — юмористический; — отступление.

            23. Конкурент. Дорожит только теми друзьями, которые хуже его. Стили поведения: — метод спокойных вопросов; — метод зеркала; — любви и добра; — отступление.

            24. Наставник. Он не умеет держать себя в руках в случае депрессии. Стили поведения: — открытый протест; — метод зеркала; — скандал.

            25. Обвиняющий критик. Он сам себя обвиняет. Стили поведения: — метод любви и добра; — метод спокойных вопросов; — метод зеркала; — открытый протест; — отступление.

            26. Высокомерный всезнайка. Хвастается как знаниями, так и незнаниями. Стили поведения: — «я не буду об этом думать»; — любви и добра; — снятие напряжения; — открытый протест.

            27. Ледышка. Эмоционально тупой. Равнодушный. Стили поведения: — снятие напряжения; — метод любви и добра; — научить его общаться; — юмористический; — метод спокойных вопросов.

            28. Подозрительный скептик. Все вокруг его враги, хотя сам в это и верит и не верит. Стили поведения: — открытый протест; — метод спокойных вопросов; — метод любви и добра.

            29. Подстрекатель. Человек — манипулятор, который сеет рознь. Стили поведения: — открытый протест; — метод спокойных вопросов; — метод любви и добра; — юмористический.

            Стили поведения с «вредными» людьми

            «Возлюби ближнего своего». Близок по духу. Заслужи любовь ближнего. Способ любви — добро.

            Экстренный. Снятие напряжения через дыхание. Набрать свежий воздух в легкие, представить все плохое и выдохнуть все это.

            Юмористический. Коллекционируйте шутки, картинки, истории. Они помогут вам при общении с людьми.

            «Я не буду об этом думать». Либо думать о «вредном» человеке, либо думать о чем-то приятном.

            Способ открытого протеста. Хамству нужно давать бой.

            «Замещенная фантазия». Представлять в уме что угодно.

            «Способ зеркала». Продублировать перед зеркалом образ вредного человека

            Если уже дело дошло до конфликта, то основная задача выйти из него наименьшими потерями.

            Существует пять стилей конфликтного поведения, их эффективность зависит от типа конфликта, его глубины, причин.

            Конфликты, их причины и способы разрешения

            Конфликт не принят и выведен в сотрудничество.
            скачать видео

            Прежде чем предпринимать решительные действия, нужно проверить, правильно ли вы понимаете намерения собеседника.
            скачать видео

            Конфликт — взаимные враждебные действия. Мягче — враждебное отношение. Враждебные действия не обязательно должны быть намеренными — конфликты нередко начинают с конфликтогенов, которые люди допускают без всякого злого умысла. Разрастаясь, от случайных ударов конфликт нередко разрастается в протест, ссору, вражду, отсутствие контактов, а в более серьезных случаях и в войну.

            Конфликты и конфликтные ситуации изучает конфликтология.

            Не торопитесь видеть конфликт там, где его еще нет. Конфликтное поведение одного человека — еще не конфликт. Объективно конфликтная ситуация — сильная предпосылка конфликта, но конфликт в этой ситуации может и не состояться.

            Межличностные конфликты часто провоцируются чувствами и эмоциями, но пока не было враждебных действий, конфликта еще нет. Однако для женщин конфликт — в большей степени чувство, чем объективка, и если девушка чувствует негативное отношение к себе другой женщины, она легко может сказать: «Мы в конфликте». Повышенная чувствительность к возможности конфликта при хорошей голове — благо, при плохой голове — беда.

            Есть ситуации, провоцирующие людей на конфликт; тем не менее, возникновение (или не возникновение) конфликта во многом зависит от человеческого фактора. Есть люди, которые как будто притягивают к себе конфликты, а есть такие, вокруг которых конфликты редкость. Чтобы реже попадать в конфликт, обходите ненужные вам конфликтные ситуации, не связывайтесь с ненадежными или конфликтными людьми, учитывайте эмоциональное состояние свое и окружающих, заботьтесь о том, чтобы не провоцировать конфликты своим собственным поведением и стилем общения.

            Конфликты — естественная часть человеческой жизни: люди конфликтовать любят, в конфликтах люди крепчают, без конфликтов просто мало кто умеет жить. С другой стороны, цивилизованные люди хотят жить без ненужных конфликтов и имеют на это право. Там, где можно договориться, лучше договориться, а не конфликтовать. Мудрые люди учатся ненужные конфликты предупреждать, а начавшиеся — гасить.

            Предупреждение и разрешение конфликтов сильно затрудняется тем, что каждый конфликт не похож на другой. Все конфликты — разные. Есть конфликты, в которых участвуем мы сами, и есть конфликты людей вокруг нас. Основные типы конфликтов, это конфликт опасности, конфликт препятствия, конфликт власти и конфликт статуса. По причинам, вызывающим конфликты, выделяют конфликты интересов, конфликты по недоразумению, конфликты из-за конфликтного поведения сторон, конфликт из-за конфликтной личности, и многие другие. По областям протекания (это привносит некоторую специфику в их развитие и разрешение), выделяют конфликты межличностные, внутриличностные, хозяйственные, межгосударственные и многие другие. По способу протекания различают конфликты дикие и цивилизованные.

            Всегда ли плохи конфликты? Распространено мнение, что конфликты — это всегда плохо. В целом это скорее так, но жизнь всегда сложнее простых ответов. В конфликтах есть не только очевидные минусы, но и иногда нужные плюсы. Конфликт вреден тем, кто не умеет вести себя в конфликте, и бывает полезен в руках подготовленных людей.

            Конфликт может начаться и не по вашей воле. Так или иначе, он уже начался или начинается. Как себя вести в этой ситуации разумному и порядочному человеку? Обычная схема поведения, решающая конфликт цивилизованным образом, состоит из следующих друг за другом этапов: реагируем по-доброму, переходим к предупреждению, проводим управляемый конфликт. При правильном поведении конфликт удается погасить еще на начальных стадиях, тогда ни предупреждение, ни управляемый конфликт оказываются не нужны.

            Ввязываться ли в конфликты вокруг нас? Иногда это наша обязанность: например, защитить слабого или остановить наглого. Можешь прекратить ссору или драку — прекрати. Если ты мудрый и сильный, тем более если дело происходит на твоей территории — наведи порядок, научи и приучи людей жить по-доброму, по человечески. Однако если дело происходит на чужой территории, то мудрые люди помнят, что конфликт провоцируется чаще двумя сторонами, и лишний раз в чужой конфликт стараются не влезать.

            Если вы хотите (или обязаны) разрешить происшедший между кем-то конфликт, нужно устранить его причины и создать условия для мирного и конструктивного взаимодействия. Разрешение конфликта может идти по достаточно разным направлениям, учитывающим разнообразие причин конфликта. А именно,

            • если можно устранить предмет конфликта, снять объективный раздражитель, порождающий конфликт — устраните. Не надо заниматься психологией там, где можно решить вопрос деловым образом.
            • по возможности выведите из ситуации конфликтных людей, провентилируйте эмоции, снимите конфликтное поведение и конфликтное общение участников. Если нужно — сделайте это административным образом. Смотри Прекращение конфликтного поведения
            • если причина в конфликте интересов, либо в тех или иных разногласиях — переводите конфликт в оперативные переговоры. См. Как договариваться, Как конфликт перевести в переговоры и Семейные разногласия — как договариваться мужу и жене
            • если дело в недоразумении либо негативном восприятии происходящего, попробуйте изменить видение конфликтной ситуации,
            • когда пройдет острая фаза конфликта, на будущее — поищите возможность изменить личные отношения между участниками конфликта.

            Причины и пути разрешения конфликтов

            Конфликт — это наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии.

            Дают так же и другое определение конфликта

            В бытовой интерпертации конфликт — это ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

            Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.

            Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы, группы животных, отдельные личности и особи животных, технические системы.

            Также конфликт может пониматься как противодействие свойств двух явлений, претендующих на определяемое ими состояние действительности.

            С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать.

            Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

            Как считает Ф. Глазл, многие англо-американские авторы делают упор в своих определениях на противоречиях целей или интересов, которые преследуют стороны, но не дают четкого определения понятия “конфликт”.

            Из всех определений дефиниции “конфликт” возникает ряд вопросов. Какие противоречия являются значимыми и что такое противоречие вообще и чем они отличаются от конфликтов?

            Практически никто, за исключением Ю.В. Рождественского, не определяет противоречие как речевое действие. Он выделяет три стадии развития борьбы интересов, которые приводят к конфликту. “Действия в этой борьбе можно поделить как бы на три стадии интенсивности: различия во мнениях, противоречия в дискуссиях и прямая борьба в виде конфликтов в действиях”. Таким образом, различием мы будем считать любое высказывание авторитарного типа от 1 лица в утвержденной форме в любом виде словесности.

            Конфликт чаще всего рассматривается как конкуренция в удовлетворении интересов. Какую ситуацию можно назвать конфликтной? На этот вопрос отвечает теорема Томаса: если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон.

            Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления.

            Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.

            С нашей точки зрения, противоречием можно считать диалог, т.е. речевое действие, когда высказываются различия сторон.

            Конфликтом мы будем считать любые речевые действия сторон, направленные на нанесение ущерба любого рода противоположной стороне.

            Понятийная схема, характеризующая сущность конфликта должна охватывать четыре основные характеристики: структуру, динамику, функции и управление конфликтом.

            Структура конфликта :

            — объект (предмет спора);

            — субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);

            — условия протекания конфликта;

            — масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);

            — стратегии и тактики поведения сторон;

            — исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

            Стадии конфликта :

            — предметная ситуация — возникновение объективных причин конфликта

            — конфликтное взаимодействие — инцидент или развивающийся конфликт

            — разрешение конфликта (полное или частичное).

            Функции конфликта :

            — диалектическая служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;

            — конструктивная вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;

            — деструктивная появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем.

            Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель (менеджер, лидер и т. п.)

            Управление конфликтом — это целенаправленное обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

            В научной литературе можно проследить различное отношение к конфликтам. Конфликт, как явление всегда нежелательное, которое следует, по возможности, избегать и немедленно разрешать.

            Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе. Авторы, принадлежащие к школе “человеческих отношений”, также были склонны считать, что конфликтов желательно избегать.

            Но если конфликты в организациях присутствовали, то рассматривали это как признак неэффективной деятельности и плохого управления.

            Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательны. Во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразия точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить проблемы и т.п.

            Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективность организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

            Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют.

            Виды конфликтов

            В современной литературе существует множество классификаций конфликтов по различным основаниям. Так А.Г. Здравомыслов дает классификацию уровней конфликтующих сторон:

            1) Междиндивидуальные конфликты

            2) Межгрупповые конфликты и их типы:

            — группы этнонационального характера

            — группы, объединенные общностью положения;

            — конфликты между ассоциациями

            — внутри и межинституциональные конфликты

            — конфликты между государственными образованиями

            — конфликты между культурами или типами культур

            У Р. Дарендорф пожалуй наиболее шикрокая классификация конфликтов.

            Мы приведем данную классификацию, указав в скобках типы конфликтов:

            — По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации).

            — По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные).

            — По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты).

            — По формам борьбы (мирные и немирные).

            — По особенностям условий происхождения (эндогенные и эксогенные).

            — По отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный).

            — По использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты).

            А. В. Дмитров дает несколько классификацией социальных конфликтов по разным основаниям. К конфликтам по сферам автор относит: экономические, политические, трудовые, социального обеспечения, образования, образования и пр.

            Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту:

            — внутренние конфликты (личностные конфликты);

            — внешние конфликты (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые).

            В психологии принять также выделять: мотивационные, когнитивные, ролевые и пр. конфликты.

            К. Левин относит мотивационные конфликты (мало кто удовлетворен работой, многие не верят в себя, испытывают стрессы, перегрузки на работе) в большей мере, к внутриличностным конфликтам. Л. Берковиц, М. Дойч, Д. Майерс описывают мотивационные конфликты как групповые. Когнитивные конфликты также в литературе описаны как с позиций внутриличностных, так и межгрупповых конфликтов.

            Ролевые конфликты (проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов): внутриличностные, межличностные и межгрупповые чаще всего проявляются в деятельностной сфере. Но чаще всего в психологической литературе описываются три вида конфликтов: на внутриличностном уровне, на межличностным и межгрупповом.

            Ф. Лютенс выделяет 3 типа внутриличностных конфликтов: конфликт ролей; конфликт, вызванный фрустрацией, конфликт целей.

            Межгрупповые конфликт — это, как правило, конфликты интересов групп в производственной сфере.

            Межгрупповые конфликты порождаются чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в рамках организации, которая состоит из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные интересы. Такое противостояние имеет разные основы. Например, профессионально-производственная (конструкторы- производственники-финансисты), социальная (рабочие-служащие — руководство) или эмоционально-поведенческие («лентяи» — «работяги»).

            Но самыми многочисленными являются межличностные конфликты. В организациях они проявляется по-разному чаще всего в виде борьбы руководства за всегда ограниченные ресурсы. 75-80% межличностных конфликтов порождается столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Это коммуникационные конфликты.

            Аналогичными являются конфликты между личностью и группой. Например, столкновение руководителя с единым фронтом подчиненных, которым не по нраву крутые дисциплинарные меры начальника, направленные на «завинчивание гаек».

            Виды конфликтов по характеру:

            — объективные конфликты, связанные с реальными проблемами и недостатками;

            — субъективные конфликты, обусловленные различных оценок тех или иных событий и поступков.

            Виды конфликтов по последствиям:

            — конструктивные конфликты, предполагающие рациональные преобразования;

            — деструктивные конфликты, разрушающие организацию.

            Управление конфликтами в организации

            Чтобы эффективно управлять конфликтами менеджеру необходимо:

            — определить вид конфликта

            — определить причины конфликта

            — определить особенности конфликта

            — применить необходимый для данного типа конфликта способ разрешения.

            Главной задачей управления внутриличностным конфликтом может быть:

            — если это конфликты целей, то главные усилия менеджеров должны быть направлены на достижение совместимости личных и организационных целей.

            — если это конфликт ролей, то следует учитывать их тип (конфликт личности и связанных с ролью ожиданий; конфликт может возникнуть и тогда, когда существуют различные требования к ролям, которые человек должен играть одновременно).

            Способов разрешения внутриличностных конфликтов существует много: компромисс, уход, сублимация, идеализация, вытеснение, переориентация, коррекция и т.д. Но вся сложность состоит в том, что самому человеку очень трудно констатировать, выявить и управлять внутриличностным конфликтом. Они очень хорошо описаны в научный литературе, на практике самостоятельно их разрешить очень сложно.

            Межличностные конфликты охватывают практически все сферы человеческих отношений.

            Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах — внутреннем и влиянием.

            Внутренний аспект связан с некоторыми индивидуальными качествами самой личности и навыками рационального поведения в конфликте.

            Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя по отношению к конкретному конфликту.

            В процессе управления межличностными конфликтами следует учитывать на разных этапах управления (прогнозирование, предупреждение, регулирование, разрешение) причины, фактора, взаимные симпатии и антипатии. Существует два основных способа их разрешения: административный или педагогический.

            Слишком часто конфликты, возникающие, например, между начальником и подчиненным, сотрудником или клиентом, либо перерастают в борьбу, либо уход. Ни тот, ни другой вариант не являются эффективным способом управления конфликтом. Психологи и социологи предлагают еще несколько вариантов поведения личности в конфликте. Широкое распространение в конфликтности получила, разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель поведения личности в конфликтном взаимодействии.

            В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. Участники конфликта, анализируя свои интересы и интересы соперника, выбирают 5 стратегий поведения (борьба, уход, уступки, компромисс, сотрудничество).

            Для разрешения и сохранения позитивных взаимоотношений лучше последовать таким советам:

            — Объясните другому человеку, в чем состоит проблема

            — Оставьте человеку “выход”

            Групповые конфликты менее распространены в практике, но они всегда более масштабны и тяжелы по своим последствиям. Менеджеру важно знать, что причины, возникающие между личностью и группой, конфликтов связаны:

            — с нарушением ролевых ожиданий

            — с неадекватностью внутренней установки статусу личности

            — с нарушением групповых норм

            Чтобы эффективно управлять конфликтом “личность-группа”, нужно произвести анализ по этим параметрам, а также выявить форму его проявления (критика, санкции группы и т.п.)

            Конфликты типа “группа-группа”, характеризуется своим многообразием и своими причинами их появления, а также отличительными формами их проявления и протекания (забастовки, митинги, встречи, переговоры и т.п.). Подробнее методики управления конфликтами подобного типа представлены в трудах американских социологов и психологов (Д. Гельдмана, Х. Арнольда, Ст. Роббинса, М. Дилтона).

            На разных этапах управления межгрупповыми конфликтами (прогнозирование, предупреждение, регулирование, разрешение) имеется свое содержание управленческих действий, они будут различаться. Такое различие мы можем наблюдать, например, при разрешении конфликта:

            Конфликт типа “личность-группа” разрешается двумя способами: конфликтующая личность признает свои ошибки и исправляет их; конфликтующая личность, интересы которой не могут быть приведены в состояние конгруэнтности с интересами группы, уходит их нее. Конфликт типа “группа-группа” разрешается или организацией переговорного процесса, или заключением договора в согласовании интересов и позиций конфликтующих сторон.

            С точки зрения ролевой теории под конфликтом понимается ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая ту или иную роль в социальной и межличностной структуре. Обычно такие конфликты делятся на межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые.

            В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

            По У. Линкольну, положительное воздействие конфликта проявляется в следующем:

            — конфликт ускоряет процесс самосознания;

            — под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;

            — способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;

            — приводит к объединению единомышленников;

            — способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты;

            — способствует расстановке приоритетов;

            — играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;

            — благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;

            — приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами;

            — благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.

            Отрицательное воздействие конфликта часто проявляется в следующем:

            — конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;

            — он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;

            — препятствует быстрому осуществлению перемен;

            — приводит к потере поддержки;

            — ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;

            — вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию;

            — вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;

            — вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;

            — в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций;

            — конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;

            — конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы.

            Психологически малоконструктивное поведение в конфликте часто объясняется индивидуально-личностными особенностями человека. К чертам «конфликтной» личности относят нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность, импульсивность, несдержанность в чувствах, укоренившиеся негативные предрассудки, предубежденное отношение к другим людям, агрессивность, тревожность, невысокий уровень общительности и др.

            С практической точки зрения проблема регулирования отношений формируется как задача изменения стереотипов поведения. Как считает Г.М. Андреева, должна происходить замена одних — деструктивных — другими, более конструктивными.

            Специально для Информационного Агентства «Финансовый Юрист»

            Работа участника II- ой открытой дистанционной конференции

            ученических проектов, посвященной 55-летию города Волжского.

            КОНФЛИКТЫ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

            Область научных знаний: социология.

            Автор: Орешкова Александра, ученица 7 «в» класса, МОУ СОШ № 32 «Ассоциированная школа ЮНЕСКО «Эврика – развитие».

            Руководитель: Смирнова Инесса Викторовна, учитель истории и обществознания, МОУ СОШ № 32 «Ассоциированная школа ЮНЕСКО «Эврика – развитие».

            Цель: исследования конфликтов, причин их возникновения и способов их разрешения.

            1) Выявить причины конфликтов.

            2) Исследовать конфликтную ситуацию в школе.

            3) Показать способы разрешения конфликтов.

            4) Дать общие рекомендации по предотвращению конфликтов в коллективе.

            5) Научиться размещать работу в Сети Интернет виде Web -страниц, обсуждать и защищать ее на форуме конференции.

            Конфликт – неизбежное явление социальной жизни. Как решить проблему возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять им – вот вопрос, стоящий перед современным человеком, особенно передо мной как руководителя волонтеров школьной детской службы примирения, целью которой является мирное разрешение конфликтов и восстановления взаимоотношений.

            1. Что такое конфликт и его типы.

            2. Причины конфликтов.

            3. Конфликтная ситуация и его участники.

            4. Конфликтная ситуация в школе.

            5. Развитие конфликтов, его основные этапы

            6. Способы и этапы разрешения конфликтов.

            7. Приемы необходимые для предотвращения конфликтов.

            1. Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Конфликт – это «ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций, исключающих намерение другой стороны» (Боулдинг)

            Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений двух или более людей.

            В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение одним из участников полностью или частично лишая другую сторону возможности добиться своих целей.

            Среди участников конфликта различают:

            — оппонентов – это стороны, которые выступают в противостояние из-за притязаний на объект конфликта;

            Вовлеченные и заинтересованные группы участвуют в конфликте по двум причинам: либо они способны повлиять на исход конфликта, либо результат конфликта затрагивает их интересы.

            Непосредственными участниками конфликта (оппонентами) могут быть отдельные люди и группы. На этом основании можно выделить следующие типы конфликта:

            · Межличностный конфликт – это, пожалуй, самый распространенный

            тип конфликта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

            · Конфликт между личностью и группой , который возникает, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности или если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.

            · Межгрупповой конфликт , который также распространен, поскольку организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.

            2 . Причины возникновения конфликтов:

            1. «Позиционный дефицит» . Невозможность одновременного исполнения одной роли или функции несколькими субъектами, что ставит их в отношение состязательности.

            2. «Дефицит источников». Разные представления о ценностях, в результате чего несколько человек одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере.

            3. Формирование агрессивных реакций человека.

            4. Ограниченность в ресурсах; различия в уровне образования, манерах поведения, жизненном опыте.

            5. Низкий уровень коммуникации.

            6. Низкая культура поведения.

            Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или иного конфликта, легче предпринять конкретные шаги по его предотвращению.

            3. Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по какому – либо поводу, стремление к противоположным целям , использование различных средств по их достижению, не совпадению интересов, желаний и т.д. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой – либо мелочи: не удачно сказанного слова, мнения, то есть инцидента – и конфликт может начаться.

            Инцидент повод, когда одна из сторон начинает действовать (пусть даже не умышленно), ущемляя интересы другой стороны.

            Эскалация конфликта происходит по схеме:

            Межличностный межгрупповой общеколлективный

            конфликт конфликт конфликт

            Объяснить экскалацию конфликта можно закономерными усилиями каждого участника по поиску поддержки среди окружения и «вербовки» своих сторонников.

            Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:

            · Значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;

            · Наличие препятствия, которое воздвигает один из оппонентов на пути к достижению целей другими участниками (даже если это субъективное восприятие, а не реальность);

            · Превышение личной или групповой терпимости к возникшему препятствию, хотя бы у одной из сторон.

            Разные люди склонны называть конфликтом совершенно разные ситуации. Так, для одних это выяснение отношений, для других «косой взгляд» партнера, а для третьего драка и т.д. Поэтому и понятия «конфликтная ситуация» носит не устойчивый характер, зависящий от многих факторов.

            4. Для выяснения конфликтной ситуации в школе, мы провели диагностику среди обучающихся 6-10 классов «Конфликтная ли ты личность?». И получили следующие результаты:

            В целом по школе:

            · Тактичные и миролюбивые . Не любят конфликтов, даже если и смогут их сгладить; легко избегают критических ситуаций. Когда же им приходится вступать спор, они учитывают, как это отразится на их служебном положении или приятельских отношениях. «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было их девизом. Они стремятся быть приятными для окружающих, но когда им требуется помощь, они не всегда решаются оказать ее. Не думают ли они, что тем самым теряют уважение к себе в глазах других. Им надо набраться смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально.

            · Бесконфликтные . О них говорят, что это конфликтная личность, но на самом деле конфликтуют лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Они твердо отстаивают свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на их положение или личные отношение. И за это их уважают.

            · Конфликтные . Споры и конфликты – это воздух, без которого они не могут жить, ищут повод для споров, большинство из которых излишни, мелочны. Любят критиковать других, но если слышат замечания в свой адрес, могут «съесть живьем». Они навязывают свое мнение, даже если не правы. Очень трудно тем, кто находится с ними рядом, их несдержанность и грубость отталкивает людей. Им необходимо перебороть свой вздорный характер!

            5. Каждый конфликт проходит в своем развитии несколько этапов:

            1) Возникновение конфликта;

            2) Осознание данной ситуации сторон;

            3) Конфликтное поведение;

            4) Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта).

            Конфликты и пути их разрешения

            Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт — всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего, по возможности, следует избегать.

            Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе так велика, что во второй половине XX в. выделилась специальная область знания — конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли философия, политология, социология и, конечно, психология.

            Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Здесь мы будем рассматривать только те, которые происходят в организациях.

            Что же такое конфликт?
            Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми и явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами, группами.

            Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения. В возможности иметь и выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решений и заключается позитивный смысл конфликта. Это, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер. Просто некоторые конфликты могут способствовать развитию взаимоотношений и принятию обоснованных решений, такие конфликты называют функциональными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными. Так что нужно не раз и навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться ими правильно управлять. Для этого надо понимать их причины, уметь их анализировать.

            Существует 4 основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой и межгрупповой.

            Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. «Две души живут в моей груди. » — писал Гете. И этот конфликт может быть функциональным или дисфункциональным в зависимости от того, как и какое решение примет человек и примет ли его вообще. Буриданов осел, например, так и не смог решить, из какого мешка поесть — из того, который слева, или из того, который справа. Порой в жизни, не умея решать внутренние конфликты, мы уподобляемся Буриданову ослу.

            Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя часто обязывает его задерживаться на работе. Или: начальник цеха дал мастеру указание выпустить определенное количество деталей, а технический руководитель в то же самое время — произвести технический осмотр оборудования. Причиной первого конфликта является рассогласование личных потребностей с требованиями производства, а второго — нарушение принципа единоначалия. Внутренние конфликты на производстве могут возникать вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.

            Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которые из-за различия в характерах, взглядах, манере поведения просто не в состоянии ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это — борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах особенно нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и подчиненными, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный бездельник, не умеющий или не желающий работать.

            Конфликт между личностью и группой. Как вы уже знаете, неформальные группы (организации) устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа расценивает как негативное, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.

            Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.

            К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между высшим и более низким уровнями управления, т. е. между линейным и штабным персоналом. Это яркий пример дисфункционального конфликта.

            Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях.

            Распределение ресурсов. Даже в самых крупных и богатых организациях ресурсы всегда ограничены. Необходимость распределять их практически неизбежно ведет к конфликтам. Люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности кажутся более обоснованными.

            Взаимозависимость задач. Возможность конфликтов существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи.

            Например, руководитель производственного подразделения может объяснить низкую производительность труда своих подчиненных неспособностью ремонтной службы быстро и качественно ремонтировать оборудование. Руководитель ремонтной службы в свою очередь может винить отдел кадров в том, что не приняты новые работники, в которых так нуждаются ремонтники.

            Несколько инженеров, занятых разработкой одного изделия, могут обладать разным уровнем профессиональной квалификации. В этом случае специалисты более высокой квалификации могут быть недовольны тем, что слабые инженеры тормозят выполнение работы, а последние недовольны тем, что от них требуют невозможного. Взаимосвязанность задач при неравных возможностях здесь приводит к конфликту.

            Упомянутый пример конфликта между линейным и штабным персоналом также возникает из-за взаимосвязанности задач. Мастера зависят от главных специалистов, так как нуждаются в их помощи при реализации технических решений, а руководители более высокого звена зависят от мастеров, так как последние претворяют в жизнь идеи более высокого звена управления.

            Различия в целях. Вероятность этих конфликтов в организациях возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве более разнообразной продукции, исходя из спроса (потребностей рынка); при этом производственные подразделения заинтересованы в увеличении объема выпуска продукции при минимальных затратах, что обеспечивается выпуском простой однородной продукции. Отдельные работники тоже, как известно, часто преследуют собственные цели, не совпадающие с целями других.

            Различия во взглядах и представлениях. У руководителей и непосредственных исполнителей могут быть разные взгляды на пути и способы достижения даже общих целей, т. е. при отсутствии противоречивых интересов. Даже, если все хотят повысить производительность труда, сделать работу более интересной, о том, как это сделать, люди могут иметь разные представления. Проблему можно решить по-разному, и каждый считает, что его решение самое лучшее.

            Конфликты в организациях очень часто связаны с неудовлетворительными коммуникациями. Неточная или неполная передача информации или отсутствие необходимой информации вообще являются не только причиной, но и дисфункциональным следствием конфликта. Плохая коммуникация препятствует управлению конфликтом.

            Еще одна важная причина конфликтов — различия в психологических особенностях (темперамент, характер, потребности, мотивы и т. п.). Эти различия увеличивают вероятность возникновения любых конфликтов и особенно часто являются причинами межличностных конфликтов. Есть люди, которые постоянно проявляют агрессивность, враждебность, они все время или защищаются, или нападают, готовы оспаривать каждое слово и неспособны выслушать оппонента. Исследования показывают, что такие люди характеризуются низким уровнем самоуважения и компенсируют это показной самоуверенностью, стремлением продемонстрировать свою власть. Люди, обладающие адекватным уровнем самоуважения, не вступают в бесцельные дисфункциональные конфликты по пустякам. По данным психологов, людям с адекватным уровнем самоуважения свойственны:
            1. Верность своим принципам, несмотря на противоположные мнения других, в сочетании с достаточной гибкостью и умением изменить свое мнение, если оно ошибочно.
            2. Способность действовать по своему усмотрению, не испытывая вины или сожаления в случае неодобрения со стороны других.
            3. Способность не тратить время на чрезмерное беспокойство о завтрашнем и вчерашнем дне.
            4. Умение сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные неудачи и трудности.
            5. Умение ценить в каждом человеке личность и чувство полезности для других, независимо от уровня своих способностей и занимаемого положения.
            6. Относительная непринужденность в общении, умение как отстаивать свою правоту, так и соглашаться с мнением других.
            7. Умение принимать комплименты и похвалу без притворной скромности.
            8. Умение оказывать сопротивление.
            9. Способность понимать свои и чужие чувства, подавлять свои порывы.
            10. Способность находить удовольствие в самой разнообразной деятельности, включая работу, игру, общение с друзьями, творческое самовыражение или отдых.

            Смотрите еще:

            • Разрешение на иж-79 Как получить «разрешение на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны»? Первые действия. Практически всем владельцам оружия самообороны требующего регистрации (газового оружия, бесствольных комплексов типа ОСА/Стражник, […]
            • Решение задача земельный налог Земельный налог (11) Главная > Задача >Финансы Задача 46. Государственное предприятие исправительных учреждений, расположенное в г.Алматы на 1 января 2009 года имеет на балансе здание площадью 600 кв.м., часть которого площадью 150 кв.м. […]
            • На машине висит штраф что делать На машине висит штраф за то, что друг попался в нетрезвом состоянии за вождение на ней, кто должен платить? "Друг" взял мою машину и его лишили прав за вождение в нетрезвом виде по ст.12.26.ч.1 Теперь на моей машине висит штраф 30 000. […]
            • Урок на тему закономерности наследования признаков Конспект открытого урока на тему: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание» Главная > Конспект на тему: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. […]
            • Договор дарения недвижимости несовершеннолетнему Можно ли оформить договор дарения на несовершеннолетнего? Многие родители, заботящиеся о будущем своих детей, задумываются об официальном оформлении имущества на имя ребенка. Собственная недвижимость – весомая гарантия стабильности в […]
            • Региональный материнский капитал в липецке Региональный материнский капитал в Липецке и Липецкой области принят Законом Липецкой области от 27.05.2011 г. N 498-ОЗ "О внесении изменений в Закон Липецкой области "О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в […]
            • Взять кредит без поручителей и без залога Не откладывайте ремонт на завтра! Процентная ставка от 11,4% Максимальная сумма кредита до 5 млн руб В рамках совместной партнерской акции оплачивайте услуги ПАО «Мосэнергосбыт» сейчас с помощью кредита 1 На что можно использовать […]
            • Срок рассмотрения дел в арбитражном суде в порядке упрощенного производства Упрощенное производство в арбитражном процессе В случае, если требования истца носят бесспорный характер, признаются ответчиком или иск заявлен на незначительную сумму, дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного производства (ч. 1 […]