Законы ману и каутильи — Доброе дело

Законы ману и каутильи

Источники права в Древней Индии. Общая характеристика «Законов Ману»

Древнейшим источником права в Индии был обычай. С развитием государства все большее значение приобретают законы, издаваемые царями. Отличительной особенностью древнеиндийского права является огромное влияние религии. В большинстве случаях судьями являлись слушатели церкви. Древнейшие индийские сборники законов (Законы Ману, Гаутамы, Апастамбы, Нарада) представляли творчество различных школ брахманов и служили учебными руководствами.

Считается, что законы Ману старше Артхашастры. Первое упоминание — 9 в. до н.э. Речь в них — от первого лица — легендарного прародителя людей – Ману, и часто этот памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия прослеживается связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману — это памятник сакрального права.

Законы состоят из 2685 стихов (шлок), разделенных на 12 глав. Несмотря на бессистемность изло­жения материала, его распределение — вполне удобно для изучения. Рассказывается о сотворении мира, занятиях сословий, правах и обязанностях домохозяина, праве наследования, функциях царя, принципах его политики и гос. управлении, совершении обрядов, наставления для отшельников и аскетов, нормы праведного образа жизни. Свидетельства о положении отдельных социальных групп, в т.ч. шудр, рабов, наемных работников, о статусе четырех варн, судопроизводстве, налоговой системе.

Важная особенность — грамматическая форма: оптатив-потенциалис (желательность или необходимость совершения действия, но не его обязательность, установленная в законодательном по­рядке). Еще одна особенность — своеобразная техника передачи правила об исключении из общего правила, которое делается в бессистемной форме.

Законы Ману пользовались огромным авторите­том в Индии. Им принадлежит особое место среди дхармашастр. Собственно праву посвящены только несколько глав. Попытка систематизировать нормы права, но смешиваются частные правонарушения и преступления. Прослеживается логика изложения материала, но нет выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы.

На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора — поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм — рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма. В семейных отношениях — подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

АРТХАШАСТРА. Автор — Каутилья, министр царя Чанд-рагупты. Но учение Каутильи морально, т.к. основано на дхарме. По­нятие о материальном благе, его толкование в практическом смысле политики занимает цен­тральное место в трактате. Это учение об об­щем, государственном благе. Ма­териальное благо — одно из составляющих царской власти, царя вообще. В этом дхарма царя, но не кшатрия, хотя сам царь по варне кшатрий.

Памятник состоит из 15 отделов или книг, 150 глав и 6000 шлок. Его внутренняя структура достаточно систематизирована и включает:

— правила поведения (различные методы и способы управления ближайшим окружением царя, классификация наук);

— обязанности надзирателей (задачи гос. управления в сфере хозяй­ства);

— судоустройство (вопросы процесса и частного права);

— вопросы гос. иска, контроля, наказания за некоторые виды тяжких преступлений;

— философские основания государства;

— методы внешней политики и дипломатии;

— чрезвычайное положение государства, стихийные бедствия, наше­ствия противника;

— способы ведения войны, управления армией.

ДХАРМАШАСТРА МАНУ (ЗАКОНЫ МАНУ) И АРТХАШАСТРА КАУТИЛЬИ

Цель занятия – изучение наиболее известных памятников литературы дхармашастр – законов Ману и Артхашастры. Изучение темы включает рассмотрение следующих вопросов:

1.Общая характеристика законов Ману и Артхашастры.

2.Группы населения в древней Индии.

3.Собственность и обязательственное право по законам Ману.

4.Брак и семья в древней Индии.

5.Преступления и наказания.

При ответе на первый вопрос студент должен усвоить типологическую особенность законов Ману. Законы являются традиционным литературным произведением, написанным жрецами (брахманами), которые были заняты объяснением и толкованием Вед – священных книг индуизма. Поэтому необходимо выявить соотношение дхармашастр с другими источниками права древней Индии: литературой Вед, Веданты, сутр, смрити и т.п., а также объяснить, в силу каких исторических причин развитие права древней Индии пошло по такому необычному пути. Студенту следует выявить особенности системы изложения норм в памятниках, язык и стиль.

При ответе на второй вопрос студент должен рассмотреть правовое положение варн древней Индии, установить их связь с системой каст, памятуя особенно о том, что жесткой привязки той или иной варны к определенной системе в Индии не существовало. Далее, используя материал дополнительной литературы, студент должен раскрыть суть системы джаджманов, продержавшейся в Индии вплоть до настоящего дня. Особо следует обратить внимание на статус рабов, источники рабства и т.п. Последний штрих в ответе – анализ положений изучаемых памятников, касающихся статуса общинников древней Индии.

При рассмотрении третьего вопроса студент должен выявить характерные черты и особенности экономического строя древней Индии. Следует выявить содержание права собственности, конкретные правомочия, входящие в него, а также систему оснований, на которых в Индии строилась система вещного права. Затем студент должен проанализировать конкретные формы землевладения, отраженные в Законах Ману и Артхашастре. Студенту необходимо рассмотреть вопрос о способах защиты прав на земельную собственность и землевладения с конкретными ссылками на законы Ману и Артхашастру. Рассмотрение обязательственных отношений следует начать с общих положений о договорах: понятие договора, условия его действительности, оснований заключения, гарантии выполнения и т.д. Студент должен объяснить, каким образом эти общие положения преломлялись в конкретных видах обязательства: пп. 140-142 гл. VIII, пп. 117 гл. Х законов Ману и др. На конкретных примерах студент должен показать развитость товарно-денежных отношений в древней Индии.

Отвечая на четвертый вопрос, студенту необходимо на основании норм законов Ману и Артхашастры проанализировать понятие брака в древней Индии, его цель, формы, права и обязанности супругов, статус детей. Особое внимание следует уделить варновому принципу заключения брака.

При ответе на пятый вопрос студент в первую очередь выделяет группы норм, регулирующих преступления и наказания в древней Индии, выявляя при этом варновый принцип наложения наказаний.

Законы Ману // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 Т. / Отв. ред. Н.А.Крашенинникова. М., 2009. Т.1.

Артхашастра Каутильи // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 Т. / Отв. ред. Н.А.Крашенинникова. М., 2009. Т.1.

Артхашастра. М., 1993.

Дхармашастра Нарады. М., 1998.

Законы Ману. М., 1992.

Законы Ману. Манавадхармашастра. М., 2002.

Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций: исторические формы общения народов. СПб., 1994.

Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Т. Индия в древности. М., 1985.

Васильев Л.С. История Востока М., 1993 г. Т. 1,2.

Вигасин А.А., Самозванцев А.М. «Артхашастры»: проблемы социальной структуры и права. М., 1984.

Жидков О.А. История государства и права Древнего Востока. М., 1963.

Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. М,. 1982.

Муравский В.А. Закон и актуальное право в правовых системах стран древнего мира. Екатеринбург, 1996.

Самозванцев А.М. Правовые тексты Дхармашастр. М., 1991.

Шарма Р.Ш. Древнеиндийское общество. М., 1987.

Тема 5. История государства и права Древней Индии. Законы Ману

К источникам древнеиндийского права относятся: Дхармашастры — сборник религиозно-правовых предписаний; Артхашастры — трактат о политике и праве. Дхармашастры сначала были составлены брахманами для своих учеников, но со временем были признаны источниками права. Создание Артхашастры предписывается Каутилье, советнику царя из династии Маурьев Чандрагупты (конец 4-го века до н.э.). В этом произведении содержатся обширные сведения: об администрации и финансах Древней Индии, судопроизводстве, организации суда, преступлениях и наказаниях.

Законы Ману были созданы примерно в период I век до н.э. — I век н.э., предположительно, жрецами-брахманами. Всего в законах 2685 статей. Язык, на котором они написаны, называется санскритским, на котором говорили древние индусы. Законы состоят из 12 книг (глав), но интерес для юристов представляют лишь некоторые главы, в которых содержится информация о государстве и праве. Особое внимание в законах уделяется «варкам» или «кастам». Рабы не входили в касты. Древние индусы считали, что бог создал касты. Из уст своих он создал брахманов, из рук — кшатриев, из бедра — вайшьи, а из своих стоп — шудры. Первые три касты были дважды рожденными. Человек попадал в касту только по рождению. Брахманы имели право читать и толковать закон. Кшатрии были воинами. Вайшьи занимались торговлей, ремеслом и земледелием. Шудры были батраками.

Регулирование имущественных отношений. В основном все земли составляли собственность царя, но также имело место и общинное землевладение. Законы Ману закрепили законные способы приобретения имущества: по наследству, получение в дар, завоевание, ростовщичество, исполнение работ, получение милостыни. Вор никогда не становился собственником имущества. При обладании спорной вещью необходимо указать на ее происхождение. Законы Ману установили правило недействительности сделки, совершенной с пьяным, малолетним, безумным. Обязательным условием любого договора была его публичность. Дееспособность женщин и несамостоятельных членов семьи (сына, зависящего от отца, отца, зависящего от сына, и др.) была ограничена. Неправомерные сделки считались недействительными и наказывались штрафом. Например, по договору займа устанавливались определенные проценты, максимальные и минимальные, для каждой касты. Невозможность уплаты долга приводила к долговому рабству.

Семейное право. Для семейного права Древней Индии характерно господство мужчины (муж, отец). Брак заключается по воле родителей, но вдова после смерти мужа, обычно, становилась женой деверя; муж умершей жены, вступает в брак с ее сестрой. В Артхашастре указано несколько форм брака: правильный или торжественный (когда приданое жены переходит в собственность мужа); брак с выкупом или покупкой жены; брак, основанный на свободном соглашении супругов; похищение жены, как взятие в бою трофея. Для жены развод невозможен. Муж мог бросить жену в ряде случаев: если она сварливая, ненавидит мужа, длительное время не рожает детей. Для женщин допускалась свободная добрачная половая жизнь, но супружеская верность в браке поддерживалась суровыми карами.

Наследственное право. Наследство делится между сыновьями поровну. Если наследники на разделяются, живут в старом отцовском хозяйстве, то управляются страшим братом. Дочерям выделялась доля, но только в виде приданого.

Преступление и наказание. Законы Ману различали и давали понятия: умысла и неосторожности, первое правонарушение и рецидив, тяжкое и легкое преступление. В законах неотвратимо действовал несправедливый принцип снисходительности к высшим кастам и беспощадность расправы для низших каст. В законах выделялись следующие преступления: государственные преступления, преступления против личности и при этом не было четкого различия между чисто правовым правонарушением (деликтом) и преступлением, имущественные преступления, должностные и правонарушения, носящие характер святотатства. Одним из тяжких преступлений, прежде всего для женщины, было прелюбодеяние, за которое предусматривалась смертная казнь. Наказывался и мужчина за преступное сожительство со свободной женщиной. Например, если шудра вступал в связь со свободной женщиной из высшей касты, он подлежал кастрации. В законах Ману нет исчерпывающего перечня наказаний. Царь применял следующие наказания: смертную казнь (простую и квалифицированную — сажание на кол), заточение, заковывание в цепи, различные виды телесных наказаний, а также применялся штраф, замечание, выговор. Смертная казнь могла быть заменена крупным штрафом. Смертная казнь к брахманам не применялась, а заменялась изгнанием из касты и страны.

Суд и процесс. Процесс был публичным, носил обвинительный характер как по уголовным, так и по гражданским делам, и начинался с подачи искового заявления. В случае бегства истца или ответчика из суда, последний безоговорочно признавал за ними вину. В процессе действовал общий принцип, согласно которому свидетели должны быть равны по своему социальному статусу. При отсутствии таковых судом принимались свидетельские показания других свидетелей. Широко использовались в суде ордалии (суд божий), то есть испытание весами, огнем, водой, ядом. Суд также рассматривал письменные доказательства, особенно при разрешении имущественных споров.

Законы ману и каутильи

Термин «шастра» обозначает трактат. Поэтому любую дхармашастру можно назвать трактатом о дхарме.

Центральное место в содержании дхармашастр занима­ет концепция «варнадхармы», оформляющая деление древне-индусского общества на четыре варны (брахманов, кшатриев, вайшиев, шудр), иерархию этих варн, их социальные функ­ции, права и обязанности. С концепцией «варнадхармы» тесно связана теория «ашрамадхармы», согласно которой вся жизнь брахманов, кшатриев и вайшиев подразделяется на четыре стадии — «ашрамы»: 1) стадия ученика, 2) стадия домохозя­ина, 3) стадия отшельника и 4) стадия аскета. Пребывание на:каждой из этих стадий налагает на индуса свои специфичес­кие обязанности, требует определенного образа жизни. Кроме того, дхармашастра, как правило, включает в себя дхарму мужа и жены, дхарму о наследовании, дхарму правителя го­сударства, дхарму об эпитимии (покаянии).

Выявляя типические для дхармашастры признаки, сту­денты должны на примере «Законов Ману» показать комп­лексный характер данного рода произведений, где правовые нормы вплетены в массив религиозно-этических правил, ми­фологических и философских концепций.

После рассмотрения системы изучаемой дхармашастры необходимо предпринять попытку выявить закономерности в изложении собственно правового материала данного произве­дения, то есть 8-ой главы «Законов Ману». Следует, в частности, обратить внимание на порядок расположения правовых норм, их группировку, особенности терминологии.

В тексте «Законов Ману» имеется уже определенная тенденция к преодолению казуистичности, закономерной для правовых памятников эпохи Древности. В частности, здесь присутствуют элементы простейшего юридического поня­тийного аппарата. В чем проявляется указанная тенденция? Какие простейшие юридические понятия можно обнаружить Р «Законах Ману»?

Общая характеристика Артхашастры Каутильи должна начинаться с установления значения термина «артхашастра». В переводе с санскрита «артха» — это польза. Следовательно, термин «артхашастра» обозначает дословно трактат о пользе. Согласно древнеиндусскому учению, положенному в основа­ние Артхашастры Каутильи, в человеческой жизни сущест­вуют три ценности или цели: 1) артха, 2) дхарма, и 3) кама. Названным ценностям или целям должен был, по мнению Ка­утильи, служить мудрый правитель государства. При этом род служением артхе понималось стремление правителя к накоплению в стране материальных богатств, под служени­ем дхарме — поддержание правителем общественного поряд­ка, соблюдение им и его подданными моральных и правовых норм, служение же каме осознавалось автором рассматрива­емого трактата как достижение правителем любви к себе со стороны своих подданных. Возводя артху на самое высокое место в иерархии указанных ценностей или целей, Каутилья пояснял, что дхарма и кама основаны на артхе. В дхармашастрах на высшее место ставилась, естественно, дхарма.

Артхашастра Каутильи признает разработанные в дхармашастрах концепции «варнадхармы» и «ашрамадхар-мы», однако излагает их не столь подробно, как это делает Дхармашастра Ману. С другой стороны, в Артхашастре Ка­утильи более детально излагаются правила судопроизводства и нормы, регулирующие имущественные отношения.

В тексте Артхашастры Каутильи так же, как и в Дхармашастре Ману, можно увидеть простейший юридический понятийный аппарат, очевидную тенденцию к преодолению казуистичности. Студенты должны сравнить с этой точки зрения Артхашастру Каутильи с Дхармашастрой Ману для того, чтобы определить, в каком из этих двух произведений элементы абстрактного юридического мышления выражены сильнее и соответственно юридический понятийный аппарат развит в большей степени.

Второй вопрос. Начиная рассмотрение данного вопроса, следует в первую очередь установить, о каких социальных группах идет речь в тексте Дхармашаст­ры Ману и Артхашастры Каутильи. Наиболее подробно здесь описывается правовой статус варн. При анализе статей, из­лагающих права и обязанности брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр, следует выделить способы закрепления варновой иерархии, обеспечивающие господствующее положение в об­ществе брахманов. Студенты должны выявить в тексте изу­чаемых трактатов служащие достижению указанной цели идеологические концепции, религиозно-обрядовые правила, моральные и правовые нормы. На основе конкретных статей Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи необходимо показать характер взаимоотношений правителя государства с брахманами.

При рассмотрении правового статуса варн следует так­же обратить внимание на предписания, закрепляющие обо­собленное положение шудр по отношению к остальным трем варнам.

Текст дхармашастры Ману показывает, что в рамках каждой из варн выделялись отдельные социальные группы со своим особым статусом, отличавшим их от других представи­телей той же самой варны. Что это за группы? Какие факто­ры определяли их особый статус?

После рассмотрения норм, закрепляющих правовое поло­жение варн, следует обратиться к статьям Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи, устанавливающим статус других социальных групп.

В частности, необходимо остановиться на статьях, от­ражающих правовой статус рабов в древнеиндийском обществе. Следует иметь в виду, что в переводе «Законов Ману» на русский язык для обозначения рабов иногда употребляет­ся санскритский термин «дасью». Студенты должны назвать семь разрядов рабов, выделяемых в указанном произведении. Рекомендуется также сравнить правовое положение рабов с правовым статутом шудр.

Институтам брачно-семейного права по­священо более половины статей 9-ой главы «Законов Ману», излагающих так называемую «вечную дхарму для мужа и жены, пребывающих на пути дхармы, — будут ли они вместе или в разлуке». Вместе с тем статьи, ре­гулирующие брачно-семейные отношения, имеются и в дру­гих главах указанного произведения (см.: гл. II, III, V, VIII). В Артхашастре Каутильи нормы брачно-семейного права вы­деляются в особую группу статей, которая обозначается как «правила, связанные с браком» (см.: главы 2, 3, 4 книги III).

Содержащиеся в «Законах Ману» нормы брачно-семей­ного права пронизаны духом сословности. Студенты должны показать на примере конкретных статей данного трактата, какое значение придается в нем варновой принадлежности супругов при заключении брака, при распределении наслед­ства.

В «Правилах, связанных с браком» Артхашастры Каути­льи принцип сословности проявляется менее заметно. Данный принцип обнаруживается здесь лишь там, где говорится о вторичном выходе замуж. По правилам, установленным Артхашастрой Каутильи, «жены шудр, вайшиев, кшатриев и брахманов, уехавших на короткое время (но не возвращаю­щихся), должны ждать соответственно: один, два, три и че­тыре года, если У них нет потомства. Если жены имеют по­томство, то они (соответственно) должны ждать на год боль­ше».

Принадлежность индивида к той или иной варне учиты­вается Артхашастрой Каутильи и в правилах, регламентиру­ющих порядок наследования. В частности, по предписаниям Артхашастры, при отсутствии наследников имущество посту­пает в пользу правителя государства. Однако для вымороч­ного имущества, принадлежавшего умершему брахману, ко­торый являлся знатоком вед, Артхашастра Каутильи уста­навливает исключение из данного правила — такое имуще­ство отдается не государству, а другим знатокам вед. Если умерший брахман оставил после себя детей от разных жен, принадлежащих к различным варнам, то, согласно Артхаша­стре, сын брахманки получает 4 доли в наследстве, сын кшатрийки — 3 доли, сын женщины-вайшьи — 2 доли, сын шудрянки — 1 долю.

И Дхармашастра Ману, и Артхашастра Каутильи выра­жают вполне определенные представления о сущности бра­ка и семьи. В чем заключается суть этих представлений?

Какие формы брака выделяют указанные правовые па­мятники?

При рассмотрении правового положения женщины в се­мье, следует обратить внимание, с одной стороны, на такие статьи, как 56 и 57 главы III «Законов Ману», и с другой сто­роны, на статьи, подобные 147, 148, 154 главы V, статьи 13, 14, 15 и 17 главы IX «Законов Ману». Студенты должны сравнить содержание этих двух групп статей и ответить на вопрос, каков смысл расхождений между ними? Не отражают ли они два противоречащих друг другу представления о положении женщины в семье? Или же противоречие между названными группами статей только кажущееся, внешнее?

Подобным же образом следует сравнить статьи 213 и 214 главы II со статьями 226 и 233 той же главы «Законов Ману». Не противоречат ли они друг другу?

Для общей оценки установленного «Законами Ману» пра­вового положения женщины и детей в семье большое значе­ние имеет и статья 416 главы VIII данного произведения. Какое представление о положении жены и сына в семье вы­ражает эта статья?

При рассмотрении статей Дхармашастры

Ману и Артхашастры Каутильи, посвященных вещным правам, необходимо в

первую очередь провести различие между правовыми норма­ми, отражающими практику, и чисто идеологическими декла­рациями, выражающими скорее желания автора указанного произведения, нежели действительность. Статей последнего рода особенно много в Дхармашастре Ману. Какие статьи данного трактата можно отнести к разряду идеологических деклараций?

В обоих рассматриваемых произведениях проводится до­статочно четкое различие между институтами права собст­венности и владения. Студенты должны показать это на при­мере конкретных статей Дхармашастры Ману и Артхашаст­ры Каутильи. Далее необходимо рассмотреть статьи, касающиеся спо­ров по поводу границ земельных участков (статьи 245, 254, 262, 263, 265 главы VIII «Законов Ману»; 8 и 9 главы книги III Артхашастры Каутильи). Какую роль играет правитель госу­дарства в разрешении данных споров? Является ли она ролью только судьи, арбитра или же выражает нечто большее?

Как регулируется Артхашастрой Каутильи право владе­ния оросительными сооружениями?

Обращаясь к нормам, регулирующим договорные отно­шения, следует прежде всего уделить внимание условиям действительности сделок, а также факторам, которые дава­ли основание признать ту или иную сделку недействительной. При каких обстоятельствах та или иная сделка могла быть признана недействительной в рассматриваемых правовых па­мятниках?

При анализе статей, посвященных отдельным видам сде­лок, необходимо уделить главное внимание наиболее разра­ботанным в Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи разновидностям договора, например — договору купли-про­дажи, договору займа, договору найма. Тексты указанных трактатов зафиксировали некоторые специфические черты указанных договоров, отражающие уровень развития древне­индийского общества и государства в ту эпоху, когда созда­вались Дхармашастра Ману и Артхашастра Каутильи. Какие это черты?

Пятый вопрос. Приступая к изучению указанного вопро­са, необходимо в первую очередь выяс­нить, какие деяния трактуются в Дхармашастре Ману и Ар­тхашастре Каутильи в качестве преступлений? В чем усмат­ривают данные произведения сущность наказания?

Отвечая на эти вопросы, следует иметь в виду, что вы­раженные в текстах Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи представления о сущности преступления и нака­зания несут на себе заметный отпечаток общих мировоззрен­ческих установок и религиозно-этических принципов инду­изма. В большей степени это касается Дхармашастры, в меньшей — Артхашастры.

С другой стороны, указанные представления отражают соответствующий этап исторической эволюции древнеиндий­ского общества и государства.

В чем конкретно — в каких статьях «Законов Ману» и Артхашастры Каутильи — проявляется влияние индусской философии и религиозной этики на понятия преступления и наказания?

Как отразились на содержании норм уголовного права рассматриваемых правовых памятников сословность древне­индийского общества, неразвитость функционировавшего в его рамках аппарата государственной власти?

В поисках ответа на поставленные вопросы следует об­ратиться прежде всего к седьмой и восьмой главам «Законов Ману», но при этом нельзя игнорировать содержание и дру­гих глав данного трактата: тема преступления (нарушения дхармы) и наказания за него — стержневая тема любой дхармашастры.

В Артхашастре Каутильи преступлениям и наказаниям специально посвящены главы 17, 18, 19 и 20 книги III. Одна­ко отдельные статьи, устанавливающие наказания за совер­шенные правонарушения, встречаются и в других главах дан­ной книги.

Уяснив смысл воплощенных в Дхармашастре Ману и Арт­хашастре Каутильи представлений о сущности преступления и наказания, можно приступать к более конкретному ана­лизу содержащихся в указанных произведениях уголовно-правовых норм.

В процессе этого анализа следует определить, выделяют­ся ли в них различные стадии совершения преступления, формы соучастия в преступном деянии, различаются ли пре­ступления умышленные и неосторожные. Далее необходимо определить правила или принципы, по которым в Дхармаша­стре Ману и Артхашастре Каутильи назначается то или иное наказание за совершенное преступление, выделить обстоя­тельства, смягчающие или отягчающие наказание.

Какое влияние на характер наказания за преступление оказывает сословный (варновый) статус преступника и потер­певшего?

Студенты должны научиться отличать в тексте «Законов Ману» уголовно-правовые нормы от простых деклараций или призывов. Юридическая норма ближе к практике, она конк­ретна — декларация же или призыв носят предельно общий характер. К примеру, статья 358 главы VIII «Законов Ману», устанавливающая, что «брахман, виновный в прелюбодеянии, заслуживает смертной казни: жены [всех] четырех варн все­гда должны быть охраняемы», или ранее идущая статья 350, разрешающая «убивать, не колеблясь, нападающего убийцу — [даже] гуру, ребенка, престарелого или брахмана, весьма ученого в Веде», более похожи на юридические нормы, нежели статья 380 той же главы, гласящая: «Никогда нельзя убивать брахмана, даже погрязшего во всяческих пороках; надо из­гнать его из страны со всем его имуществом без [телесных] повреждений». В последнем случае перед нами лишь призыв. Таким же призывом является и статья 102 главы VIII, заяв­ляющая, что «к брахманам, пасущим скот, занимающимся торговлей, а также к [брахманам] — ремесленникам, актерам, слугам и ростовщикам надо относиться, как к шудрам».

Последняя статья противоречит своим содержанием вы­ше цитированной статье 380, но в этом ничего удивительно­го нет — различные призывы или декларации часто проти­воречат друг другу, поскольку они отражают более желания их авторов, нежели общественную практику.

При рассмотрении отдельных видов преступлений и на­казаний следует прежде всего обратить внимание на то, что в Дхармашастре Ману и в Артхашастре Каутильи предпри­нимаются отдельные попытки дать определения преступле­ний. Наиболее очевидные случаи — статья 332 главы VIII «Законов Ману» и первые по счету статьи глав 17, 18, 19 кни­ги III Артхашастры Каутильи.

После рассмотрения отдельных видов преступлений и наказаний рекомендуется провести сравнение уголовно-пра­вовых норм Дхармашастры Ману с подобными нормами Артхашастры Каутильи.

Шестой вопрос. Текст «Законов Ману» дает лишь самое общее представление о суде и судебном

процессе. Тем не менее, на основе анализа конкретных ста­тей данного произведения можно сделать определенные вы­воды относительно характера суда, его состава, видов, проце­дур судебного разбирательства и т. д. (См., например: ст. 16, 31, 140, 141 главы VII и ст. 1, 2, 3, 8, 20, 53, 54, 55, 56, 58, 60, 63, 64,65, 66, 70, 73 главы VIII и др.).

Более детально регламентируется судоустройство и су­допроизводство в Артхашастре Каутильи. Следует обратить особое внимание на главу 1 книги III Артхашастры, но нельзя упускать из виду и другие главы данной книги (например: ст. 1 главы 8, ст. 15 главы 9, ст. 25, 26, 27, 28, 30, 31, 32, 34, 39, 45, 50 главы 11, ст. 17, 19, 20 главы 19, ст. 17, 22 главы 20 и др.). После рассмотрения статей, которыми регулируются все перечисленные аспекты судоустройства и судопроизводства, необходимо обратиться к нормам, юридически санкционирующим самоуправство (см., например: ст. 48, 49, 50 главы VIII «Законов Ману» и другие). Студенты должны проанализиро­вать их и установить, в каких случаях и каким лицам «Зако­ны Ману» разрешают применять внесудебные средства вос­становления нарушенного права.

Вопрос 8. Источники права в Древней Индии. Общая характеристика Законов Ману и Артхашастры Каутильи;

o Веды — священные книги индусов, это 4 основные самхиты – сборники гимнов, жертвенных формул, заклинаний, материалов, связанных с бытом, обычаями, верованиями индийцев — это Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа.

o правовые трактаты, комментирующие Веды (дхармасутры — древнейшие индийские законники, относящиеся еще к ведийской литературе. Они относятся к V-VI в. до н.э. Впоследствии из них выработались так называемые Дхармашастры)

o созданная на основе дхармасутр литература империи Маурьев — дхармашастры – трактат о дхарме. Дхарма – основное понятие права (религиозный долг, правило поведения). Если нарушается дхарма, то ждут невзгоды в загробной жизни. Дхармашастры – это не законы, эти трактаты составлены брахманами для своих учеников, толкование древнейших Вед и обычаев: дхармасутры (религиозный трактат, идея искупления греха, покаяния) и собственно дхармашастры.

o светская литература о праве и политике времен империи Маурьев – артхашастры — сочинения царских чиновников (кшатриев) на политико-правовые темы.

устная правовая традиция (чтобы не осквернили)

тесная связь права с религией, выраженная и в системе источников

o акты правителей империи Маурьев (ньяя)

обычаи — обычай (ачара, адачара) трактовался в плане поведения «добрых, благоразумных людей» в соответствии с моралью, общественной пользой. Постепенно под влиянием ряда факторов, в частности непрекращающегося воздействия на общинно-кастовую систему соседствующего с индийскими общинами первобытного окружения, установилась практика, что не только одобренный брахманом обычай, но и всякий другой (в том числе обычай шудр и лиц, имеющих смешанное происхождение, а также жителей завоеванных стран) мог признаваться в царских судах.

Законы Ману — памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества — Ману. Является одной из девятнадцати дхарма-шастр.

1.Созданы 2 в до н.э. – 2 в н.э.

2.Нормы права сконцентрированы в 8 и 9 гл.

3.С 8 гл. раскрывается дхарма царя (1 из обязанностей – судить). Правовые нормы строятся на основе 18 поводов судебного разбирательства (неуплата долг, нарушение соглашения, клевета, оскорбление действием, кража, насилие…)

4.В отличие от предыдущих рассматривают не только преступления против личности. Но и имущественные и договорные отношения

5.Действуют до настоящего времени

6.В одной статье могут содержаться 2 противоположные нормы, т.к. исходят из толкования Вед (12 глав ЗМ)

Общая характеристика Артхашастры: («трактат о выгоде»)

Особое место среди источников права Древней Индии на определенном этапе ее истории занимала литература светского жанра, относящаяся к науке политики, — артхашастры. Одно из таких произведений, дошедших до нас, представляет собой научный трактат об искусстве политики и управления государством, приписываемый Каутилье, советнику царя из династии Маурьев Чандрагупты. В этом произведении содержатся обширные сведения, имеющие прикладной, деловой смысл: об администрации и финансах Древней Индии, судопроизводстве, организации суда, преступлениях и наказаниях.

Главное содержание Артхашастры — рассмотрение дхармы царя, внутренней и внешней политики, в центре внимания которой стоит понятие государственной выгоды, пользы (артхи), отодвигающей на второй план и религиозную мораль, и греховность правонарушения, и необходимость религиозного искупления. Важное значение для изучения права имеет книга III КА — «Область деятельности суда», в кот легко найти отражение 18 поводов судебного разбирательства, известных дхармашастрам, но в ней более полно представлена картина правовой системы страны. Здесь в логико-тематической последовательности рассматриваются вопросы, касающиеся судебного процесса, брака, наследования, собственности, обязательственного права и проч.

Правовая система Древней Индии

Дуализм правовой системы. Несмотря на решающее влияние религии на все стороны жизни древнеиндийского государства и общества, правовая система включала как нормы религиозного права, так и светского.

Религиозная правовая традиция развивалась брахманскими школами и приобрела форму дхармашастр – книг о дхарме. Это были сборники религиозно-этических норм, ритуалов, правовых установлений, которые предписывали каждому индусу неукоснительно следовать своей дхарме, религиозному долгу, обычаю, принятому в варне, общине, роде. Крупнейшей кодификацией религиозного права, нравственных норм, правил поведения в семье является дхармашастра – Законы Maнy, создание которых приписывают одному из сыновей солнечного бога Сурьи – Ману Вайвасвата.

Светскую правовую традицию развивали кшатрии. Наиболее существенной кодификацией светского публичного и процессуального права является Артхашастра Каутильи (I в. до н.э. – I в. н.э.). Его создание приписывают Каутилье – советнику царя Чандрагупты I. Артхашастра представляет собой трактат об искусстве политики и управления, «руководство к практической деятельности царя». Впервые формулируется проблема соотношения силы и права в обеспечении правопорядка. Каутилья прагматично подходит к ее решению. Он не отрицает значения дхармы и «закона, основанного на истине» в достижении гармонии и порядка в государстве. Однако в качестве ведущего критерия оценки эффективности внутренней и внешней политики правителя он рассматривает не религиозную мораль, не необходимость искупления греха, не стремление к истине, а достижение государственной выгоды, пользы – артхэ.

Законы Ману

Законы Ману включают 12 книг с 2685 статьями, написанными в форме двустиший (юлок). Непосредственно правовое содержание имеют главы VII (о дхарме царя), VIII и IX, регламентирующие вещные, обязательственные, наследственные и уголовноправовые отношения. Источниками религиозного индусского права, согласно Законам Ману (гл. II, ст. 12), являются «Веды, шрити, одобренный обычай и то, что согласуется с доброй совестью». Характерными чертами Законов Ману являются: каузальная форма изложения; сословный характер права, призванный закрепить варновый строй; правовой формализм; символизм; отсутствие деления на отрасли и т.д.

Имущественные правоотношения. Объектом имущественных отношений было движимое (скот, орудия труда, рабы) и недвижимое имущество (дом, сад, оросительные сооружения, водоемы, поле). Существовало общинное, царское и частное землевладение. В общинном землевладении находились пастбища, ирригационные сооружения, дороги и пр. Законы Ману (кн. VIII, ст. 248–266) охраняли земледельческие права общин, деревень, селений, которые имели почти неограниченное право распоряжения землей: продавать, сдавать в аренду, дарить, в частности, храмам. В Древней Индии царь не был верховным собственником земли. Как суверен, охраняющий подданных, он взимал с земледельцев налог. Законы Many различали правомочия собственника и владельца. Они подтверждались наличием титула собственности владельца: документа, свидетельских показаний и пользования вещью. Судебник указывает семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Отличия понятия собственности от пользования вещью обнаруживаются при анализе такого способа приобретения собственности, как давность владения. Срок давности владения вещью, влекущий за собой ее превращение в собственность, был 10 лет. При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать можно было только у собственника. Причем первые три способа приобретения собственности были доступны для всех, четвертый – для кшатриев, пятый и шестой – для вайшьев, седьмой – только для брахманов.

Законы Ману охраняли частную собственность. Человека, присвоившего чужой участок земли, объявляли вором. Несобственник не мог засеять чужое поле, если оно пустует, не имел права получать урожай; только собственник мог решать, что делать с участком: продать, сдать в аренду, подарить. По этим причинам община не была заинтересована в развитии частного землевладения и выходе земли из общинного землепользования.

Обязательственное право. Обязательства возникали из договора и из деликта. В Законах Ману (гл. VIII, ст. 4, 5) указаны различные виды договоров: займа, найма, купли, продажи, хранения и т.д. Определялись условия действительности договоров (письменная форма, свидетели, наличие титула собственника, место жительства, род, каста), гарантии исполнения договоров (залог, поручительство). Договор считался недействительным согласно гл. VIII, ст. 163–165, если он заключен тайно, без свидетелей, путем обмана или насилия, пьяным или безумным человеком, находящимся в состоянии гнева, горя, а также ребенком, стариком, уродом.

Одним из первых засвидетельствованных был договор займа. Заключался он письменно, оформлялся в виде расписки должника. Кредитор и должник не были в равном положении. Если должник не мог уплатить долг в срок, то он должен был его отработать. Правда, кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Кредитору предоставлялись неограниченные возможности для получения задолженности. При этом Законы

Ману прямо предписывают царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по «произволу». При этом в случае смерти должника долг переходил на сына и других родственников.

Договор купли-продажи также имел кастовые ограничения: возможность заниматься торговлей имели лишь низшие касты, поскольку самопродажа и самозаклад родственников карались изгнанием из касты. Договор считался действительным, если стороны договорились о цене, он совершался при свидетелях. Определялась ответственность сторон: продавец должен быть собственником вещи, должен гарантировать ее качество и передать ее покупателю, а покупатель – заплатить за товар. Расторгнуть договор купли-продажи по Законам Ману можно было в течение 10 дней без уважительных причин.

Широкое распространение имели договоры личного найма. Разорившиеся общинники и ремесленники нанимались для выполнения земледельческих работ. Условия личного найма всецело зависели от работодателя и были тяжелыми. Работник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Если он был болен, ему не выплачивалась наемная плата, хотя у работника была возможность в судебном порядке оспорить невыплату жалования. Оплата осуществлялась натурой: работник, занятый на земледельческих работах, получал 1/10 часть урожая, а в скотоводстве – 1/10 часть масла от молока коров, которых пас.

Обязательства из деликта возникали в связи с порчей имущества (потрава посевов стадом животных, потеря пастухом животного) или причинением вреда городскому хозяйству (воротам, городской стене). Виновный должен возместить причиненный ущерб и выплатить штраф царю.

Семейно-брачные отношения детально регламентировались в Законах Ману. Патриархальная семья, включающая несколько поколений родственников, живших вместе, была первичной социальной группой древнеиндийского общества. Во главе этой семьи стоял муж, управляющий имуществом и ее делами, обладающий огромной властью над женой и детьми. Статус женщины был зависимым и приниженным, она всегда должна была находиться под властью мужчины. Так, в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости – мужа, после смерти мужа – под властью сыновей, ибо «женщина никогда не пригодна для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетелей.

Брак был сословным и рассматривался в качестве «вечной дхармы мужа и жены», провозглашавшей «взаимную верность до смерти». В Законах Ману (гл. III, ст. 21) указываются восемь форм брака, свойственных конкретной варне (покупка невесты; брак по любви без согласия отца и матери; похищение невесты; выдача невесты, наделенной приданым, и т.д.).

Положение мужа и жены не было равным. Муж обладал преимущественными правами: мог иметь несколько жен, развестись с женой, продать ее, свободно распоряжаться имуществом. Напротив, жена имела лишь обязанности, главные из которых – послушание и уважение мужа. Жена не могла развестись, покинуть семью, ей нельзя было вступать в брак с мужчиной из более низкой касты, она не обладала собственностью, а за измену могла быть казнена. Главное назначение женщины состояло в рождении и воспитании детей.

Индусское право знало наследование имущества только по закону. После смерти отца имущество переходило но мужской линии к старшему сыну, который становился опекуном матери и младших братьев. Дочери от наследования устранялись, им выделялась 1/4 часть имущества для приданого.

Уголовное право. На развитие уголовного права наиболее заметное влияние оказала религия. Это выразилось в том, что преступление рассматривалось как грех, осквернение, требующее искупления. Основную часть норм в Законах Ману составляют нормы уголовного права, призванные обеспечивать порядок в обществе, применяя наказание. Согласно гл. VII, ст. 18, «наказание правит всеми людьми», оно же охраняет их. Законы предписывают применять наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени сознательности его. Несправедливое наказание «лишает неба в другом мире».

Хотя в индусском уголовном праве отсутствуют общие понятия и принципы, позволяющие различать частноправовой деликт и преступление (общественно опасное деяние), однако в Законах Ману содержатся указания на формы вины (умысел или неосторожность), рецидив, соучастие, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказания. Кроме того, уголовное право носит сословный характер, что выражается в различной мере наказания за одни и те же преступления для представителей разных каст. Сохраняют свое значение в регулировании уголовно-правовых отношений элементы обычного права: талион, ордалии, объективное вменение (в частности, ответственность общины за преступление, совершенное на ее территории, если неизвестен преступник).

Преступления можно классифицировать по объекту посягательства. В Законах Ману по значимости выделяются преступления против государства и царя. Так, например, в гл. VIII, ст. 280 предписывается казнить без промедления взламывающих царский склад, арсенал или храм. К этой группе относятся должностные преступления: мздоимство служащих царя, злоупотребление служебным положением, составление ложных указов (гл. IX, ст. 231-232).

Большая группа норм касается преступлений против личности: убийство, телесные повреждения. Различались умышленное убийство, которое влекло за собой смертную казнь, и неумышленное убийство – при самозащите человека, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (гл. VIII, ст. 349), которое не наказывалось. Жизнь и достоинство людей в Законах Ману охранялись в зависимости от сословно-варновой принадлежности преступника и потерпевшего. Так, самым тяжким преступлением считалось убийство брахмана, хотя сам брахман не мог быть наказан смертной казнью за убийство. Оскорбление словом или действием равным равного каралось штрафом, а если подобное совершил шудра в отношении трех высших каст, его ждет наказание: отрезание языка, губ, рук, ноги, кастрация (гл. VIII, ст. 270–280).

Тяжким грехом считались преступления против семьи: прелюбодеяние, изнасилование, занятие проституцией, сожительство с женщиной из высшей касты. Все виновные в прелюбодеянии (тайная беседа мужчины с чужой женой, заигрывание с ней, прикосновение к ее одежде, украшениям) подлежали смертной казни. Сожительство шудры с женщиной из кшатрийского рода каралось его кастрацией.

Среди имущественных преступлений различали кражу (тайное хищение имущества, людей, скота) и грабеж (насильственное отчуждение вещи в присутствии потерпевшего). Избрание меры наказания зависело от ряда обстоятельств: от статуса потерпевшего; был вор задержан на месте преступления или нет; совершал он кражу днем или ночью. Так, согласно гл. VIII, ст. 323– 324, за похищение «родовитых людей, особенно женщин, так же как и лучших драгоценных камней», предусматривалась смертная казнь, за воровство – членовредительство или смерть. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней, и укрыватели воров. В Законах Ману (гл. VI, ст. 310; гл. VIII, ст. 129) предусматривались различные наказания. Большое количество преступлений подпадало под смертную казнь. Различали квалифицированную смертную казнь (сажание на кол, утопление в реке, сожжение на кровати или костре, затравливание собаками) и простую (отрубание головы). В отношении брахманов она заменялась позорящим наказанием: бритьем головы и изгнанием из касты. Смертная казнь могла быть заменена уплатой высшего штрафа (он составлял 1000 пан). Использовались телесные наказания, штрафы (средний – 500 пан, низший – 250 пан), позорящие наказания (клеймение, изгнание из общины, касты), заточение, заковывание в цепь.

Суд и процесс. В Древней Индии суд не был отделен от администрации. По этой причине толковать в суде нормы права, дхармы мог брахман, в крайнем случае, кшатрий или вайшья.

Существовали две системы судов – царские и общинные. Высшей судебной инстанцией был царский суд. В нем, согласно гл. VIII, ст. 10, участвовал сам царь «вместе с брахманами и опытными советниками» или замещающая его судебная коллегия (сабха), состоящая из назначенного царем брахмана, «окруженного тремя судьями». Как высшему судье, царю принадлежало право ежегодно объявлять амнистии.

Процесс носил состязательный характер. Различия между судопроизводством по уголовным и гражданским делам отсутствовати. Законы Ману устанавливают 18 поводов судебного разбирательства (гл. VIII, ст. 4–7): неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, неотдача данного, неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад.

Процесс начинался с подачи иска потерпевшей стороной. Затем начиналось слушание дела и публичные прения сторон в судебном заседании. Истец и ответчик должны сами заботиться о надежности доказательств и свидетельских показаний, на основе которых устанавливалась судебная истина. В этом случае действовал общий принцип, согласно которому представитель низшей касты не мог свидетельствовать против людей высших варн. Поэтому господствовала формальная оценка доказательств: важно не что говорят, а кто говорит. Не могли быть свидетелями женщины («вследствие непостоянства женского ума»), заинтересованные лица (родственники), рабы, дети, старики. Свидетели несли ответственность за сказанное: лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считались тяжким грехом (гл. VIII, ст. 111 – 112). Важным доказательством в суде была клятва (ст. 113). При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.

Артхашастра Каутильи

Из 15 книг Артхашастры непосредственно праву посвящены лишь кн. III «Область деятельности суда», где рассматриваются вопросы судопроизводства, организация сыска и наказания преступников, а также кн. IV «О поддержании общественного порядка».

В качестве источников права в Артхашастре рассматриваются прежде всего эдикты царя, затем дхармашастры, судебная практика, обычаи. Узаконения царя обладают большей юридической силой, чем остальные. Однако многие положения Артхашастры заимствованы из Законов Ману. Так, в кн. III дана классификация судебных исков – 18 поводов судебного разбирательства, которые касаются собственности, обязательств, брака, наследования имущества. По этой причине акцентируем внимание на том, что нового вносит Артхашастра по сравнению с Законами Ману.

В области имущественного права Артхашастра различает собственность и владение, четко определяя сроки давности для движимого имущества – 10 лет, а недвижимого – 20 лет. При этом сроки давности пользования вещью, влекущие за собой превращение владения в собственность, могли быть сокращены. Артхашастра защищает частную собственность, но предполагает вмешательство в дела собственника в случае ее ненадлежащего использования. Так, утрачивалось право собственности на оросительное сооружение, если оно бездействовало пять лет.

В сфере обязательственного права Артхашастра жестко фиксировала ростовщический процент по договорам займа, ограничивала произвол кредитора при получении долга, запрещала повышать процент по долгам в случае болезни, обучения, несовершеннолетия должника. Кроме того, Артхашастра строго оговаривала условия (кн. III, ст. 1) действительности договора, несоблюдение которых делало сделку юридически ничтожной, а также гарантии (кн. II–III, ст. 1–3) исполнения обязательств («месячные проценты», «штрафные санкции»).

В области семейно-брачных отношений Артхашастра отличалась более прагматичным и либеральным подходом (кн. III, ст. 15,48; кн. IV, ст. 1, 24, 25,28, 37). При сохранении неравенства статусов мужа и жены Артхашастра допускала свободу развода в случае длительного существования жены без средств или развода по взаимному согласию, когда жена «ненавидит мужа». Артхашастра устанавливала возраст брачного совершеннолетия для женщин – 12 лег, для мужчин – 16 лет. Однако разрешались браки несовершеннолетних, признавались действительными браки с невменяемыми, тяжелобольными мужчинами. Допускались вторичные браки вдов.

Уголовно-правовые отношения в Артхашастре регулировались более либерально. Многие жестокие наказания, которые предусматривали Законы Ману, заменяются денежным штрафом, что было более действенным, эффективным, нежели декларируемое в общей форме устрашение, которое не предусматривало конкретную санкцию, как в Законах Ману. В Артхашастре появляется новый вид преступления – религиозные: поношение богов и святынь (кн. III, ст. 12, 18), заклад священного водоема (кн. X, ст. 2).

Известной новеллой в сфере процессуального права в Артхашастре был отход от принципов состязательного судопроизводства и переходе к инквизиционному. Это проявлялось в заметно возросшей роли в организации процесса органов власти, опиравшихся теперь на «науку о поимке воров», и в возможности применения пыток для установления судебной истины.

Смотрите еще:

  • Нотариус самара услуги Тарифы (гос.пошлина) за оказание нотариальных услуг Статья 333.24. НК РФ Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению ** Госпошлина за удостоверение […]
  • Самарский юридический институт федеральной службы исполнения наказания Самарский юридический институт ФСИН РФ СЮИ ФСИН России Специальности Отзывы (1) Приемная комиссия place443022, Самарская область, г. Самара, ул. Рыльская, д. 24в, каб. 108а replayПриемная комиссия работает круглогодично Пн., Вт., […]
  • Иск по реабилитации по уголовному делу В . городской суд Московской области Истец: С., проживающий: г. . ул. . д. . кв. . Ответчик: Министрерство Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Московской области 115114, г. Москва, ул. Дербеневская, д. 5 Исковое […]
  • История возникновения правил дорожного движения Из истории Правил дорожного движения Что включает в себя термин «Правила дорожного движения»? Первые попытки регламентировать движение на улицах города В тот самый период была сформирована специальная служба, задачей которой являлось […]
  • Томас кинкейд высокое разрешение Светящиеся 3D фотообои (живопись) "Мост" Томас Кинкейд Светящиеся 3D фотообои из серии живопись - "Мост", имеют способность светиться в ПОЛНОЙ ТЕМНОТЕ в течении нескольких часов без электричества. Придавая эффект присутсвия трехмерного […]
  • Сетевые карты в реестре Дополнительные настройки диалогов Свойства С помощью системного реестра существует возможность изменения содержимого диалогового окна Свойства для некоторых устройств. Вкратце рассмотрим эти возможности. Если на вашей материнской плате […]
  • Статья 67 федеральный закон об образовании в российской федерации Статья 67. Закона РФ Об образовании в Российской ФедерацииОрганизация приема на обучениепо основным общеобразовательным программам 1. Получение дошкольного образования в образовательныхорганизацияхможет начинаться по достижении детьми […]
  • Заявление на уточнение реквизитов платежа Жизнь индивидуального предпринимателя — сайт на простом языке об отчетности ИП Заявление об уточнении платежа. Бланк. Образец. 25.05.2017 admin Comments 0 Comment Добрый день дорогие друзья! Наверняка многие из Вас сталкивались с […]