Штраф за просрочку исполнения — Доброе дело

Штраф за просрочку исполнения

Однократность применения штрафа к заказчику за ненадлежащее исполнение обязательств по госконтракту

Частью 5 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) предусмотрено, что случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Аналогичная норма, но в отношении исполнителя (просрочка исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, а также неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом) предусмотрена частями 6, 7, 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. В частности ч. 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, в отношении исполнителя, также как и в отношении заказчика предусмотрено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно позиции Минэкономразвития России штраф, начисляемый в соответствии с положениями ч. 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ начисляется единожды за наличие фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных каждым этапом исполнения контракта (Письмо Минэкономразвития России от 15.09.2016 № Д28и-2460, Письмо Минэкономразвития России от 04.05.2016 № Д28и-1185, Письмо Минэкономразвития России от 18.03.2016 № Д28и-706, Письмо Минэкономразвития России от 26.10.2015 № ОГ-Д28-13657).

Такой вывод Минэкономразвития России основан, в частности, на судебной практике, связанной с применением положений Гражданского Кодекса РФ о неустойке. В одном из судебных актов указано: штраф как разновидность неустойки устанавливается в определенной денежной сумме либо в процентах и взыскивается однократно (см., Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.11.2016 № Ф04-5270/2016 по делу № А67-8068/2015).

Таким образом, исходя из идентичной правовой природы штрафа применяемого к исполнителю в виде фиксированной суммы за ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, штраф применяемый к заказчику за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом начисляется единожды за наличие фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.

Новые правила определения неустойки по контракту

Автор: Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 9 сентября 2017 года действуют новые правила определения размера неустойки, начисляемой в случае ненадлежащего исполнения контрактных обязательств, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1042 (далее – Правила № 1042). Они применяются в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после указанной даты.

Включение в контракт условия об уплате неустойки

Казенные учреждения, заключая контракты на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, действуют от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и выступают в роли заказчиков (п. 2 ст. 764 ГК РФ, п. 5, 6, 8 ст. 3 Закона о контрактной системе).

В таких контрактах в обязательном порядке прописывается условие об ответственности сторон (заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя)) за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом, которая выражается в уплате неустойки (штрафа, пени) (п. 4, 5, 6 ст. 34 Закона о контрактной системе).

При этом в случае просрочки исполнения обязательств по контракту устанавливаются пени, а за иные случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств – штраф (п. 5, 7, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе).

Обратите внимание: перечень случаев, когда указанные выше требования могут не применяться, установлен в п. 15 ст. 34 Закона о контрактной системе. Это случаи заключения заказчиком контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 и 52 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. При таких обстоятельствах условие об установлении и уплате неустойки в контракте не закрепляется.

Определение размера неустойки

На сегодняшний день размер неустойки по контракту рассчитывается с учетом Правил № 1042. Прежние правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила № 1063), с 09.09.2017 утратили силу.

Остановимся более подробно на новых методах определения штрафов и пени.

Санкции для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Правилами № 1042 расширен перечень обстоятельств, при которых штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту определяются по-разному. Теперь размер штрафа зависит не только от цены контракта, но и от того, кто является исполнителем по нему. Если обязательство по контракту не имеет стоимостного выражения, то штрафы устанавливаются в конкретных абсолютных величинах (см. таблицу).

Правомерность требования по уплате штрафа и пени

В соответствии с 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», между Заказчиком и Поставщиком был заключен государственный контракт №на поставку лекарственных препаратов, в соответствии с которым Потсавщик обязался осуществить поставку лекарственных препаратов, согласно условиям контракта и спецификации, а Заказчик обязался принять и оплатить поставленный товар.

Согласно п. 4.1. Контракта Поставщик осуществляет поставку всего товара в течение 10-ти календарных дней с момента заключения Контракта, т.е. до 12.05.2014 г. включительно.

Вместе с тем данное условие Контракта было нарушено Поставщиком: фактически первая поставка части товара на сумму 175 920 рублей была осущест-влена 23.05.2014г. Поставка оставшейся части товара на сумму 24 080 рублей была осуществлена 04.06.2014г. Заказчик выставил требование об уплате пени и штрафа.Правомерно ли выставление требований об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, выразившееся в данном случае в осуществлении поставки в 2 этапа? (в Контракте этапы действительно не предусматривались).

Ответы юристов (2)

Добрый день! Само выставление требований об уплате пени и штрафа Заказчиком правомерно, не важно во сколько этапов была осуществлена поставка (от этого зависит только размер неустойки), поскольку просрочка поставки Товара имела место быть.

Обычно по 44-ФЗ именно в части просрочки ответственность прописывается в таком виде:

В случае просрочки исполнения
Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик вправе
потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый
день просрочки Поставщиком исполнения обязательства, предусмотренного
Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного
Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени)
устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на день уплаты
неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены
Контракта, уменьшенной на стоимость фактически поставленного Товара, что
подтверждается подписанным Грузополучателем Актом приема-передачи Товара, за
каждый факт просрочки.

При этом исчисление размера неустойки (пени) осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063.

Соответственно размер неустойки за поставку Товара 23.05.2014 — будет расчитываться от цены Контракта, а размер неустойки за поставку Товара 04.06.2014 — будет расчитываться от цены Контракта, уменьшенной на стоимость фактически поставленного Товара.

Уточнение клиента

Дело в том, что за просрочку исполнения уплачивается лишь пеня по нашему Контракту, штраф за иное ненадлежащее исполнение. Будет ли поставка товара по частям как указано выше ненадлежащим исполнением?

23 Декабря 2014, 13:05

Размер штрафа определяется также на основании постановления № 1063 и в нашем случае составит 10% цены контракта, что довольно обременительно. Нельзя ли считать, что имела место простая просрочка

23 Декабря 2014, 13:10

Поставка Товара по частям — не будет считаться ненадлежащим исполнением Контракта — это просрочка исполнения Вами обязательств.

Смотрите п. 4 Постановления № 1063:

За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

К ненадлежащему исполнению, как пример, можно отнести — поставку Товара, несоответствующего требованиям Контракта к
качеству Товара.

Таким образом, Вы правы — здесь простая просрочка исполнения обязательств (поставка Товара не в срок, установленный Контрактом).

Требование Заказчика об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, выраженных в осуществлении поставка Товара в 2 этапа — неправомерно.

За просрочку выполнения контракта заказчик может истребовать пени

Должен ли заказчик в случае нарушения срока выполнения работ по контракту, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, предъявить подрядчику к уплате как пени, так и штраф?

Любое обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с его условиями (ст. 309 ГК РФ). Это относится и к исполнению обязательств, устанавливаемых контрактами, заключенными в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ). Указанный Закон основан в том числе на нормах Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона). Поэтому ко всем заключаемым в соответствии с ним договорам (контрактам) применяются нормы ГК РФ с учетом особенностей, установленных указанным Законом № 44-ФЗ.

Согласно ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее также – контрагент) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Заметим, что, хотя в этой норме, как и в ст. 330 ГК РФ, упоминается о “неустойке (штрафе, пене)” без разграничения этих понятий, на практике существует устоявшееся понимание о штрафах и о пенях, как о видах неустойки. Такое разграничение прямо проведено в иных нормах Закона № 44-ФЗ, которые непосредственно определяют и различные основания взыскания, различные нарушения условий контракта, за которые взыскиваются эти виды неустойки.

Так, если пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения предусмотренного контрактом обязательства (ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ), то штрафы устанавливаются контрактом в виде фиксированной суммы и начисляются за нарушения обязательств, не связанные с просрочкой исполнения (ч. 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, смотрите также Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, далее – Правила). Конкретный перечень нарушений, за которые контрактом может предусматриваться ответственность в виде штрафа, нормативными актами не предусмотрен, поэтому вопрос о наличии оснований для предъявления к контрагенту требований об уплате штрафа должен решаться исходя из условий контракта и существа допущенного нарушения. Как видно из приведенных норм, такими основаниями могут быть любые нарушения, кроме просрочки исполнения (например некачественное выполнение работ и т.п.).

Из этих критериев в спорных ситуациях исходят и суды. Так, АС Поволжского округа в постановлении от 12.10.2017 № Ф06-24639/17 указал, что законодательство о контрактной системе разделяет просрочку исполнения обязательства и иные нарушения поставщиком обязательств, устанавливая специальную ответственность за просрочку исполнения поставщиком обязательства. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 17.11.2015 № 13АП-22758/15 применительно к рассмотренной им ситуации пришел к выводу, что возложение двойной ответственности за просрочку исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, а именно: пеней за каждый день просрочки обязательства и штрафа в виде фиксированной суммы за тоже нарушение, противоречит положениям ч. 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, исключающей просрочку исполнения обязательств из числа нарушений, за которые предусмотрена ответственность в виде штрафа. В постановлении АС Северо-Кавказского округа от 08.12.2016 № Ф08-9187/16 отмечается, что, поскольку подрядчик фактически совершил одно нарушение – нарушил срок выполнения работ по контракту, с него должны быть взысканы пени, но не штраф.

Таким образом, взимание штрафа за нарушение срока выполнения работ по контракту противоречит правилам Закона № 44-ФЗ, которые предусматривают ответственность за это нарушение только в виде пеней (смотрите также постановления АС Волго-Вятского округа от 05.12.2016 № Ф01-5271/16, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2017 № 07АП-2812/17, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017 № 15АП-7180/17).

Однако нарушения, допущенные подрядчиком при исполнении обязательств по контракту, могут не ограничиваться просрочкой выполнения работ. Так, например, работы могут быть или выполнены не в полном объеме, или не выполнены вовсе, или выполнены, но с ненадлежащим качеством. При таких обстоятельствах взимание с контрагента как пеней, так и штрафа, является обоснованным, поскольку эти меры ответственности применяются за различные правонарушения. Именно такого подхода придерживаются и суды.

В частности, в судебной практике сформирован подход, в соответствии с которым пеня за просрочку исполнения обязательств по контракту подлежит начислению до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения. Одновременно за факт неисполнения обязательства, явившийся основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы (п. 36 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, смотрите также постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2017 № 19АП-3329/16).

К аналогичному выводу суды приходят в ситуациях, когда контракт исполнен частично или с нарушением требований к качеству работ (постановления АС Московского округа от 17.10.2016 № Ф05-14602/16, АС Западно-Сибирского округа от 17.06.2016 № Ф04-2062/16, Второго арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 № 02АП-4666/17, Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017 № 05АП-3944/17, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2016 № 09АП-57682/16).

Следовательно, если в рассматриваемой ситуации нарушение контракта со стороны подрядчика заключается только в том, что результат работ не сдан заказчику в установленный контрактом срок, иные нарушения обязательств по контракту допущены не были (работы выполнены в полном объеме и надлежащего качества, хотя и с просрочкой), с подрядчика должны быть истребованы только пени, но не штраф. Если же наряду с просрочкой в сдаче результата работ подрядчик допустил иные нарушения условий контракта, наряду с пенями он обязан уплатить заказчику штраф в размере, определяемом в соответствии с Правилами.

Отметим также, что в спорной ситуации вопрос о правомерности одновременного применения к подрядчику двух видов санкций за допущенное нарушение (пеней и штрафа) может быть решен судом исходя из фактических обстоятельств и анализа условий контракта (ст. 431 ГК РФ).

Ответ подготовил: Ерин Павел, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Что делать,если начислен штраф за просрочку исполнения контракта?

Заказчик выставил претензию на пени и штраф за нарушение срока выполнения работ на 11 дней.Согласно муниципального контракта: 9.2. Подрядчик несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом. В случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней):

9.2.1. в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, Подрядчик уплачивает Заказчику пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 по формуле П = (Ц — В) x С (где Ц — цена контракта; В — стоимость фактически исполненного в установленный срок Подрядчиком обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С — размер ставки).

Размер ставки определяется по формуле (где — размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента K; ДП — количество дней просрочки).

Коэффициент К определяется по формуле K = ДП / ДК x 100% (где ДП — количество дней просрочки; ДК — срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

При K, равном 0 — 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При K, равном 50 — 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При K, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

9.2.2. в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом Подрядчик уплачивает Заказчику штраф. Размер штрафа определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 и устанавливается в размере 10 %* от цены контракта, что составляет *********** руб.

* — Размер штрафа устанавливается в зависимости от цены контракта:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Таким образом получается, что согласно п.9.2.2 штраф выставлен необоснованно?

Так же, при исполнении контракта, мы письменно предупреждали о невозможности сдать в срок объект из-за погодных условий, а так же рыхлого грунта, из-за которого дополнительно пришлось укреплять конструкцию.

16 Сентября 2015, 12:48 Наталья, г. Тверь

Ответы юристов (1)

добрый день. в данном случае применяется ст. 716 ГК РФ 1. Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:

непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

суды воспринимают такое предупреждение как основание для приостановления течения сроков для наступления негативных последствий. неустойка и штраф при таких обстоятельствах не текут

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Как не платить пеню за просрочку или уменьшить ее

Просрочили исполнение контракта по 44 ФЗ. на 56 дней, при том, что срок исполнения контракта был 30 дней.

Часть (10%) поставили с просрочкой в 20 дней, остальное с просрочкой 56 дней.

Все сделали качественно и претензий по исполнению нет. Заказчик просит пеню за просрочку — ставка рефинансирования x на коэффициент за просрочку 0,03 = 0,085 х 0,03 х 56 дней = 0,1386 или 13,86% цены контракта!

Это для нас очень много. Как убедить его обойтись без пени или заплатить по ГК РФ 1/300 ставки рефинансирования за каждый день — это будет в 10 раз меньше!

Мы были единственным поставщиком на этом аукционе!

Выкладываю документы по вопросу: Конттракт, претензию и расчет пени.

По срокам дело было так: в срок не укладывались с самого начали и это все понимали (в т.ч. Заказчик). Нас ОЧЕНЬ просили принять участие в закупке, иначе никто не согласился бы. Мы пошли навстречу. Были единственными участниками.

Первую партию товара отправили 20 октября. Закзачик получил, но документы не подписывал. Просил внести доработки (внес изменения в ТЗ) неофициально, простыми письмами. Мы пошли навстречу и сделали эти доработки. Всю партию привезли и собрали 20 ноября.

28 Ноября 2015, 14:23

Ответы юристов (18)

А что прописано в условиях договора об ответственности? Договор можете выложить? Акт подписан?

Акт не подписан. В договоре пени так и прописаны. Текст договора могу отправить только на личную почту, без общего доступа.

27 Ноября 2015, 20:10

Есть вопрос к юристу?

К сожалению 44-фз предусматривает особую неустойку, которая не рассчитывается по правилам 395 гк рф. В вашем случае полагаю, нужно рассчитывать сумму неустойки не беря в счет сумму уже поставленного товара, тогда неустойка будет меньше.

Также желательно бы изучить претензию и пересчитать неустойку, возможно где-то есть ошибка. Выложите претензию с расчётом.

Кроме того, в досудебному порядке вы можете не платить неустойку, а дождаться обращения заказчика в суд и в суде снижать неустойку по ст.333 гк рф.

Думаю, в вашем случае нужно подготовить грамотный ответ на претензию. Часто заказчик не заморачивается и рассчитывает неустойку из полной стоимости контракта, не учитывая фактическую поставку.

Евгений, на проекте запрещено обмениваться персональными данными с клиентами, для юриста — это бар с проекта. Вы можете выложить контракт и претензию сюда и скрыть персональные данные.

Вам нужно со ссылками на контракт дать ответ на претензию, проверить по срокам начисления

Договор можете выложить без персональных данных

Вы можете освободиться от уплаты пени при непреодолимой силе, либо по вине другой стороны, если таких обстоятельств нет, то вам придется с другой стороной договаривается, так как заказчик вправе установить пеню в соответствии с 44-ФЗ

9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Вы можете проверить, правильно ли заказчик рассчитал размер неустойки, согласно следующим положениям и формуле

7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенномв порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
6. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком
(исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц — В) х С,
где:
Ц — цена контракта;
В — стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С — размер ставки.
7. Размер ставки определяется по формуле:
,
где:
— размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП — количество дней просрочки.
8. Коэффициент К определяется по формуле:
,
где:
ДП — количество дней просрочки;
ДК — срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 — 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 — 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

Если дело дойдет до суда, вы можете требовать снижение размера неустойки согласно ст. 333 ГК РФ

Евгений, добрый вечер! К сказанному коллегами добавлю, что в 2015 году Правительством РФ определена возможность отсрочки и списания неустойки по 44-ФЗ, возможно это вам поможет.

Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 N 196
«О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты
неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных
сумм неустоек (штрафов, пеней)»

В соответствии с частью 6.1 статьи 34
Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Правительство Российской Федерации постановляет:
1.Установить, что заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек
(штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек
(штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 году
исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств,
предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
2. Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), указанных в пункте 1 настоящего постановления, допускается по контрактам, обязательства по
которым исполнены в полном объеме
, за исключением контрактов, условия
которых изменены в 2015 году в соответствии с частью 1.1 статьи 95
Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
3.Предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или)
списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляются
заказчиком в следующем порядке:
а) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных
сумм неустоек (штрафов, пеней);
б) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5
процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены
контракта, заказчик:
предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;
осуществляет списание 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при
условии уплаты 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней)
до окончания текущего финансового года;
в)если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 20
процентов цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты
неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего
финансового года.
4.Заказчик уведомляет в письменной форме поставщика (подрядчика,
исполнителя) о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и
(или) осуществлении списания начисленных сумм неустоек (штрафов,
пеней).
5. Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 3 настоящего постановления распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется путем списания с учета задолженности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.
6. Настоящее постановление действует до 1 января 2016 г.

Здравствуйте Евгений, дополню Власова Андрея.

Утвержден
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 29.06.2015 N 98н
ПОРЯДОК
СПИСАНИЯ ЗАКАЗЧИКОМ В 2015 ГОДУ НАЧИСЛЕННЫХ СУММ НЕУСТОЕК
(ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ) ПО КОНТРАКТАМ, ЗАКЛЮЧЕННЫМ В ЦЕЛЯХ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НУЖД
1. Настоящий Порядок устанавливает правила списания заказчиком в 2015 году начисленных сумм неустоек (пеней, штрафов) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 27, ст. 3480; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; N 30, ст. 4225; N 48, ст. 6637; N 49, ст. 6925; 2015, N 1, ст. 11, 51, 72; N 10, ст. 1418; N 14, ст. 2022), исполнение обязательств по которым (за исключением гарантийных обязательств) завершено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в полном объеме в 2015 году (далее — соответственно федеральный закон, задолженность) в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящего Порядка.
2. Задолженность подлежит списанию в соответствии с настоящим Порядком в следующих случаях:
а) если общая сумма неуплаченной задолженности не превышает 5 процентов цены контракта;
б) если общая сумма неуплаченной задолженности превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, и до окончания 2015 года поставщик (подрядчик, исполнитель) уплатил 50 процентов задолженности.
3. Списание задолженности осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания задолженности обеспечивает сверку с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неуплаченной задолженности.
4. При наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной задолженности, основанием для принятия решения о списании задолженности является:
а) в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 2 настоящего Порядка — исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2015 году, подтвержденное актом приемки или иным документом;
б) в случае, предусмотренном подпунктом «б» пункта 2 настоящего Порядка в дополнение к основанию и документам, указанным в подпункте «а» настоящего пункта — информация администратора доходов федерального бюджета о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм задолженности в федеральный бюджет (если задолженность возникла перед государственным заказчиком) или информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на счет заказчика (если задолженность возникла перед федеральным государственным бюджетным, автономным учреждением, федеральным государственным унитарным предприятием).
В случае, если заказчик не осуществляет полномочия администратора доходов федерального бюджета от применения мер гражданско-правовой ответственности по государственному контракту в части образовавшейся задолженности, то информация об уплате задолженности направляется заказчику администратором доходов федерального бюджета, наделенным соответствующими полномочиями, в порядке, установленном правовым актом соответствующего главного администратора доходов федерального бюджета.
5. В случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие задолженности, принятие решения о ее списании не допускается.
6. При возникновении оснований и наличии документов, указанных в пунктах 2 — 4 настоящего Порядка, заказчик оформляет решение о списании задолженности и не позднее 20 рабочих дней со дня наступления соответствующего основания направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомление о списании начисленной и неуплаченной задолженности с указанием ее размера по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
7. Формирование уведомления, указанного в пункте 6 настоящего Порядка, осуществляется заказчиком в соответствии с информацией и документами, включенными в реестр контрактов в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 136н «О порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 февраля 2015 г., регистрационный N 36216; официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27 февраля 2015 г.).
8. Решение о списании задолженности принимается комиссией по поступлению и выбытию активов заказчика и оформляется внутренним распорядительным документом заказчика (приказом, распоряжением), содержащим информацию о неуплаченной задолженности, включенную в реестр контрактов, и обязательные реквизиты первичных учетных документов в соответствии с пунктом 7 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2010 г., регистрационный N 19452; Российская газета, 2011, 19 января).
— С изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 12 октября 2012 г. N 134н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 декабря 2012 г., регистрационный N 26060; Российская газета, 2012, 21 декабря), от 29 августа 2014 г. N 89н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 октября 2014 г., регистрационный N 34361; Российская газета, 2014, 5 ноября).
9. Государственный заказчик, не осуществляющий полномочия администратора доходов федерального бюджета от применения мер гражданской ответственности по государственному контракту в части образовавшейся задолженности, не позднее трех рабочих дней после осуществления списания задолженности направляет администратору доходов федерального бюджета, указанному в абзаце четвертом пункта 4 настоящего Порядка, информацию о произведенном списании задолженности с указанием суммы списанной задолженности и кода классификации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Ваша задолженность по неустойке составляет менее 20% и если Вы уплатите 50%, то заказчик обязан списать оставшуюся часть.

Тут есть маленький нюанс, если в вопросе речь о контракте заключенном с федеральным заказчиком — приказ 98Н применяется непосредственно, если речь о гос. нуждах субъекта РФ Санкт-Петербурга то

5. Списание начисленных сумм неустоек. в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.

финансовый орган у нас это Комитет финансов СПб. Ими указанный порядок принят но там просто указание, что списание идет в порядке утвержденном соответствующим органом. Естественно за основу будет взят 98Н просто чтобы не ломать голову, но формально если заказчики не федералы надо выяснить нет ли в их НПА о порядке списания отличий от 98Н.

А муниципальных заказчиков в СПб и Москве вроде и нет почти

Здравствуйте, Евгений! Посмотрите еще раз расчет пени. Мне кажется, что сумма пени в выложенном расчете завышена.

С 14 сентября 2012 г ставка рефинансирования.8,25 % годовых ( Указание Банка России от 13.09.2012 N 2873-У); в день — 0.023% ( 8.25%: 360); за 56 дней 1.28 % от суммы контракта. С учетом коэф. -.1,3184% ( 1.28% + (1.28% Х 0.03 ).

Сумма пени за 56 дней составит 1,3184% от стоимости контракта (а не 13, 86%).

В расчете, который вы выложили в вопросе ставка рефинансирования в день — 0,085;. это примерно 30% годовых. Как получена такая ставка?

Уточните, пожалуйста, на какую сумму осуществлена первая и вторая поставка по накладным.

Как я и предполагала, заказчик не учел сумму по первой поставке.

Когда, в Постановлении Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 указано, что

В — стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов.

Количество дней просрочки они считают без учета первой и второй поставки.

Сумма поставки была не значительная, порядка 10% от суммы контракта. Самое главное, что Заказчик не подписывал никаких документов при получении товара. Т.е. если по этому поводу «лезть в бутылку», то надо будет много всего доказывать — поднимать заказ на транспортировку и т.д. это все долго и не совсем, на мой взгляд, перспективно.

Более значимо, как мне видеться, это то, что после получения этой поставки, Заказчик просил внести корректировки в изготовленное оборудование (изменил габаритные размеры). Мы сделали это, рассчитывая на лояльность Заказчика. Следующую партию привезли через месяц и в письмах писали, что для учета переделок нам нужно дополнительное время по контракту. Таким образом, можно считать просрочку не одним числом (56 дней) а 2 этапами, которые сами по себе ниже срока контракта (30 дней). Т.е. коэффициент для расчета пени можно было бы брать не 0,03 а 0,02. Что уже лучше.

Так же я слышал, что если Заказчик принял первую партию и не предъявил в тот момент претензий, а даже наоборот, просил об улучшении и модернизации поставленного оборудования сверх контракта, то значит до этого момента с его стороны претензий нет и просрочку считать не правильно.

29 Ноября 2015, 23:40

Евгений, в претензии сделана ссылка на п.7.3 контракта. Пункт 7.3 нужно применять с учетом п.7.2, брать годовую ставку рефинансирования и делить на 300.

В расчете Заказчика ставка — ( 0.0825), вероятно, получена путем деления годовой ставки ЦБ ставки ( 8.25 %) на 100, а согласно п.7.2 и п.7.3 ставку ЦБ нужно делить на 300.

1 /300 от 8.25 % ( 8,25%: 300 =0,0275%)

0,0275%; — ставка рефинансирования в день без учета К.( 0,03.) ;

Таким образом, в расчете Заказчика две ошибки:

1) неправильно взята ставка рефинансирования ;

2) процент пени взят от суммы всего контракта, а нужно от стоимости товара, поставка которого просрочена .

На вторую ошибку вам указала Фролова Ирина.

Ниже приведен расчет Заказчика, ошибочные цифры подчеркнуты

С = (0,03 x0,0825) x 56 = 0,1386 (или 13,86 %)

В = 0 (поскольку частичного исполнения контракта не было):

П = (850 000 руб. – 0 руб.) x 13,86% = 117810 руб.

В ответе на претензию вы можете указать на ошибки в расчете и попросить исправить расчет ( или сами можете сделать правильный расчет).

Мне понравился ход Ваших мыслей, я даже очень хочу верить, что это именно так, но как обосновать (юридически грамотно) ошибку в расчетах?

Заказчик действительно берет полную (годовую) ставку рефинансирования и умножает ее на коэффициент 0,03, после чего умножает на количество дней просрочки — 56 дней.

Логично брать не полную ставку, а ее значение за 1 день, т.е. 8,25 / 360 дней.

Но формула в контракте звучит так: «Размер ставки определяется по формуле: С=Сцб х ДП, где: Сцб- размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К; ДП — количество дней просрочки.»

Получается, что размер ставки ЦБ берется целиком, без уменьшения на 360 дней.

Кроме того, мне кажется, что введением коэффициентов К (от 0,01 до 0,03) как раз и решается вопрос учета 360 дней, но заодно и дифференцируется наказание — не сильно нарушил — не сильно накажем, а сильно нарушил — получи по полной (1/300 от ставки это как раз и есть 0,03 как в ГК РФ). Так же в законе говориться о том, что ставка для расчета пени не может быть ниже 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, а при таком расчете мы 1/360 еще уменьшаем с учетом коэффициента 0,03 и получаем вообще смешное наказание.

Я очень хочу, что бы Вы разбили в пух и прах мои аргументы!

Если брать Ваш путь за основу, я даже не стану оспаривать количество дней просрочки, т.к. при 56 днях сумма составит 328,44 руб.

29 Ноября 2015, 23:25

Есть пленумы ВС и ВАС по неустойке по 395 ГК РФ, его можно применять по аналогии.

Часть нарушений обосновываются элементарно математической ошибкой, ее ничем не нужно обосновывать.

Если бы знать цифры по которым вы осуществляли поставки, то полную сумму неустойки можно было точно сказать.

Полагаю, что ответ обязательно нужно писать на претензию с приложением вашего расчета. Юристы проекта, могут вам помочь в составлении претензии.

Нет таких положений в законе. Заказчик вправе требовать неустойку даже при отсутствии претензий к оборудованию.

Евгений. К сожалению вынуждена Вас огорчить. Расчет, который Вам прислали выполнен правильно.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 5 июня 2015 г. N 02-04-10/32531

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент), в соответствии с письмом, рассмотрел обращение по вопросу возможности отмены существующего порядка расчета штрафной пени за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту и сообщает.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 44-ФЗ) в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней), рассчитываемых в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее — Правила N 1063).
В рамках указанного федерального закона неустойка рассматривается как одна из мер гражданско-правовой ответственности, что обусловливает ее компенсационный характер.
По мнению Департамента, в отличие от иных видов ответственности особенностью мер гражданско-правовой ответственности является то, что размер таких мер должен соответствовать понесенным потерпевшим (кредитором) убыткам и не допускать неосновательное обогащение лица, понесшего убытки. В этой связи наступившие убытки (вред) не только являются условием применения ответственности, но и определяют размер ответственности (в отличие от публичных отраслей права, где размер ответственности определяется степенью вины правонарушителя).
Для применения ответственности в виде неустойки достаточно факта нарушения обязательства (в соответствии с частью 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) отсутствие вины, влекущее освобождение нарушителя от ответственности, доказывается лицом, нарушившим обязательство).
Таким образом, по мнению Департамента, размер установленной в соответствии с Правилами N 1063 неустойки должен соотноситься с обязательством, неисполнение (ненадлежащее исполнение) которого должником влечет взыскание неустойки.
Согласно части 7 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом строка исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее — ставка рефинансирования) от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Предусмотренная пунктом 6 Правил N 1063 формула расчета пени устанавливает, что пеня определяется как произведение значения цены контракта (цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем)) и показателя С (ставки).
Размер значения ставки определяется как произведение доли от ставки рефинансирования и количества дней просрочки, т.е. уже учитывает временной период просрочки и распределение в рамках данного периода ставки рефинансирования.
При этом размер доли от ставки рефинансирования зависит от того, насколько велика просрочка по отношению к общему сроку контракта.
В этой связи пунктом 7 Правил N 1063 указано, что размер доли ставки рефинансирования определяется с учетом коэффициента К, то есть используемая для расчета доля ставки рефинансирования будет определяться значением коэффициента К.
В зависимости от соотношения количества дней просрочки к общему сроку контракта размер ставки за каждый день просрочки принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, 0,02 ставки рефинансирования либо 0,03 ставки рефинансирования.
Установление размера 1/100, 2/100, 3/100 к ставке рефинансирования связано с тем, что ставка рефинансирования является размером процента в годовом исчислении, подлежащего уплате Центральному банку за кредиты, предоставленные кредитным организациям, т.е., принимая за исходный размер процента, устанавливаемый Центральным банком, Правила N 1063 изменяют период применения указанного процента в зависимости от значения К. Если соотношение срока исполнения контракта к количеству дней просрочки будет в интервале от 0 до 50, то ставка распределяется по периоду 100 дней, в этой связи берется 1/100 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.
Указанный подход обусловлен защитой публичных интересов, так как контракт является сделкой, заключенной в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Исходя из изложенного, по мнению Департамента, порядок расчета ставки, установленный Правилами N 1063, не может приводить к необоснованно высокой неустойке.
Вместе с тем Департамент считает возможным отметить, что согласно действующему порядку расчета пени пеня рассчитывается от цены контракта, что может повлечь предъявление заказчиком к поставщику (подрядчику, исполнителю) требований об уплате пени в размерах, несоизмеримых с размером неисполненного или ненадлежащим образом исполненного обязательства.
В целях урегулирования проблемы несоразмерности ответственности обязательствам по контракту, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе просрочки их исполнения, Минфином России подготовлены изменения в Федеральный закон N 44-ФЗ и Правила N 1063, предусматривающие, что пеня за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств начисляется от размера оплаты предусмотренного контрактом обязательства (этапа исполнения контракта), по которому допущена просрочка.
При этом, в случае если контрактом не предусмотрены этапы его исполнения или обязательство, предусмотренное контрактом, не может быть исполнено по частям, пени предлагается рассчитывать от размера оплаты по контракту, уменьшенного на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Соответствующие изменения в настоящее время направлены на согласование в Минэкономразвития России и ФАС России, а также размещены на официальном сайте regulation.gov.ru в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и пунктом 6 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96.

Увы, до настоящего времени изменения не внесены.

Но несмотря на это суды идут на уменьшение неустойки в зависимости от условий невыполнения контракта.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2015 г. по делу N А56-78694/2014

Податель жалобы не согласен с выводом судов о том, что Комитетом неправильно рассчитана неустойка за нарушение сроков поставки медикаментов.

Податель жалобы считает, что расчет неустойки, произведенный судами, противоречит пункту 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее — Правила N 1063), поскольку для расчета пеней цена контракта уменьшается на стоимость фактически исполненного в установленный срок обязательства по контракту. По мнению подателя жалобы, цена контракта для исчисления пеней не может быть уменьшена на стоимость товара, поставленного с нарушением предусмотренных Контрактом сроков.

Как установлено судами, неустойка за нарушение сроков поставки товара по состоянию на 05.09.2014 в размере 198 892 руб. 92 коп. рассчитана Комитетом исходя из всей суммы Контракта. Суды признали этот расчет правильным, приняв во внимание, что в установленный Контрактом срок (3 рабочих дня с момента передачи поставщику срочной заявки) товар, указанный в заявке Комитета от 27.08.2014, поставлен не был.
Начислении неустойки за период с 06.09.2014 по 29.09.2014 на всю сумму Контракта суды признали неправомерным, поскольку по товарной накладной от 05.09.2014 N 140904004 истец поставил ответчику товар на сумму 24 883 644 руб. 23 коп.
Учитывая, что 05.09.2014 обязательства по Контракту в сумме 24 883 644 руб. 23 коп. Обществом были исполнены, суд первой инстанции посчитал необходимым произвести перерасчет пеней за период с 06.09.2015 по 29.09.2014 исходя из неисполненной суммы обязательств (1 903 281 руб. 57 коп.). Размер пеней за просрочку товара, поставленного по товарной накладной от 29.09.2014 N 140926002, составил 127 190 руб. 60 коп.
Кассационная инстанция считает, что произведенный судом перерасчет неустойки соответствует приведенной в пункте 6 Правил N 1063 формуле для начисления пеней.
Доводы подателя жалобы о том, что Комитет правомерно начислил неустойку исходя из полной цены Контракта, не принимаются судом кассационной инстанции. Податель жалобы считает, что по смыслу пункта 6 Правил N 1063 сумма Контракта для расчета пеней уменьшается только на стоимость обязательств, исполненных в установленный срок, к которым нельзя отнести поставку товара по товарной накладной от 05.09.2014 N 140904004 на сумму 24 883 644 руб. 23 коп. Между тем начисление неустойки на общую сумму Контракта без учета надлежащего исполнения части обязательства противоречит компенсационному характеру неустойки и принципу юридического равенства, предусмотренному пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, позволяя кредитору получать компенсацию за фактически исполненное обязательство. Данная правовая позиция нашла отражение в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2014 N 5467/14.
При таких обстоятельствах суды правомерно взыскали с Комитета 1 662 845 руб. 72 коп. неосновательного обогащения, возникшего вследствие излишнего удержания с Общества неустойки за просрочку поставленного товара.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют нормам материального права и правоприменительной практике, процессуальных нарушений судами не допущено. В связи с этим основания для отмены судебных актов (в обжалуемой части) и удовлетворения кассационной жалобы Комитета отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

Так что вполне возможен расчет суммы неустойки по частям в зависимости от того на какой срок Вы просрочили выполнение контракта. Но учитывая, что в течение 20 дней Вы выполнили только 10% заказа, то принципиально сумма не уменьшится. Попробуйте через приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.06.2015 N 98н, я полагаю это больший шанс, чем через 333 ГК РФ, тем более что у Вас 85000 руб. в обеспечительном платеже. Уговорить не взыскивать неустойку у Вас не получится, т.к. тогда самого руководителя заказчика уволят. Откровенно говоря он ничего не решает.

Я вовсе не против оплаты неустойки, просто хотел бы сделать это разумной суммой!

При контракте 850 тыс, и себестоимости контракта в районе 800 тыс, платить неустойку в 120 тыс — на мой взгляд не «по человечески». Тем более наши взаимоотношения с Заказчиком складывались так, что мы шли навстречу пожеланиям и сделали достаточно много за рамками контракта — исправляли ошибки самого Заказчика в ТЗ и подходили к своим обязательствам «неформально», рассчитывая на ответную реакцию.

Если я решу обратиться к кому-либо из юристов за помощью в составлении ответа на претензию, как сделать это не нарушая правил данного сообщества?

30 Ноября 2015, 18:59

Евгений, к сожалению, пункт .7.2 договора относится к Заказчику и только по этому пункту ставку ЦБ нужно делить на 300. ( я проявил невнимательность и рано вас обнадежил)

Ваша ответственность предусмотрена п 7.3 вашего договора из которого выводится формула
и я в ней сразу не разобрался. По п.7.3 к ставке ЦБ применяется два коэффициента: 0,03 и 0.01. То есть по формуле ставка ЦБ 8,25% Х .0,01 Х 0,03 Х 56= 0,1386 (13,86%)

Ваша ответственность по договору действительно выше чем ответственность Заказчика в 10 раз. И эта формула ответственности взята из постановления Правительства.

Но вторая ошибка в расчете ( на которую указала Ирина ) остается.

А вы согласились с тем, что просрочка составила 56 дней? От количества дней просрочки зависит Коэффицент, применяемый к ставке рефинансирования.

Какие причины послужили задержкой исполнения условий договора?

Если исходить из условий договора и толковать его буквально, то товар ( оборудование) вы обязаны были поставить до 26 сентября 2015 ( в течение месяца со дня подписания) а осуществить монтаж смонтировать до 20.11.2015 гола.

У вас по договору 2 две услуги: поставка оборудования и его монтаж.

Следовательно и расчет пени и сроки должны идти по каждому виду обязательства в отдельности. Условия договора можно толковать таким образом. Иначе для чего в договоре установлено 2 срока.

У вас смета есть к договору? В ней выделена стоимость товара и стоимость монтажа? Когда фактически был привезен товар к месту его монтажа?

Не было ли задержки в приемке товара или в монтаже из-за заказчика?
2.1. Контракт вступает в силу с даты его подписания и действует до 20.11.2015 года.
2.2. Срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг): в течение 30 дней с даты подписания муниципального контракта.

1.1. Предметом контракта является приобретение выставочного оборудования
для создания исторической экспозиции ************** (далее по тексту –
поставка Товара).
1.2.По настоящему Контракту Исполнитель обязуется поставить выставочное оборудование, в соответствии с Приложением № 1 к Муниципальному контракту, произвести: доставку и монтаж, а Заказчик обязуется оплатить поставленный товар.
7.2. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплату пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения
установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня
устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.
7.3. В случае просрочки исполнения Исполнителем своих обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере, который определяется согласно ч. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063, но не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены
контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств,
предусмотренных контрактом и фактически исполненных Исполнителем и определяется по формуле:

тут варианта 2 — биться в суде апеллируя к ст. 333 ГК и неизвестно на сколько снизят с учетом того, что считали как выясняется в соответствии с правилами, либо заплатить половину до конца этого года и получить законное основание для списания второй половины ( т.к. неустойка больше 5 но меньше 20 %) в соот. с постановлением Правительства РФ №196

Евгений, а я и не имела в виду, что Вы против уплаты неустойки. Просто как и Вы пытаюсь найти способ миниминизировать неустойку и обращение к заказчику с указанием на то, что Вы пошли им на встречу, скорее всего успеха не возымеет. Но попытка не пытка, почему бы не попробовать. Главное помните, что Постановление Правительства действует только до 01.01.2016г. и пока это Ваш едиственный реальный шанс значительно уменьшить неустойку.

Если я решу обратиться к кому-либо из юристов за помощью в составлении ответа на претензию, как сделать это не нарушая правил данного сообщества?
Евгений

Просто обращаетесь к любому, нажимаете на кнопочку «сообщение юристу» и пишете сообщение. Ко мне обращаться не стоит, я документы не оставляю.)

Власов Андрей, я смотрю тоже из Питера, так может он не только напишет ответ на претензию, но и сходит куда нужно, побеседует с точки зрения закона с заказчиком.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Смотрите еще:

  • Приказа минфина рф 107н Приказ Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 12 ноября 2013 г. № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в […]
  • Сайт прокурора ростова-на-дону Сведения о нижестоящих прокуратурах, почтовые адреса, адреса электронной почты, номера справочных (контактных) телефонов Прокуратура г. Ростова-на-Дону 344010, г. Ростов-на-Дону, ул. Города Волос, 101, [email protected] […]
  • Пени на штрафы не начисляются Начисление пени и штрафов по 44-фз подскажите пожалуйста, был заключен контракт, поставка товара была осуществлена в срок, приемочная комиссия выявила недостатки, направили уведомление поставщику об устранении недостатков (по контракту […]
  • Правило деления числа на 6 Признак делимости на 3, примеры, доказательство. Серию статей о признаках делимости продолжает признак делимости на 3. В этой статье сначала дана формулировка признака делимости на 3 , и приведены примеры применения этого признака при […]
  • Гражданство россии в кыргызстане Получение гражданства РФ в Кыргызстане. т.е. по. Не нашел в теме о получении гражданства РФ. В списке документов, которые надо предоставить в посольство РФ первой строкой идет бланк-заявление об отказе от кыргызского гражданства. Сегодня […]
  • Проводы на пенсию от пионеров Autouristi.ru Сценка проводы на пенсию женщине прикольные Home Блог Сценка проводы на пенсию женщине прикольные Сценарии юбилея А теперь откроем нашу копилку с новинок самых популярных сценариев, проводимых в кафе, и это: В качестве […]
  • Презентация правила поведения в общественных местах для дошкольников Образовательный портал Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования Главная Публикации в журнале Коррекционная педагогика Презентация […]
  • Средства тушения пожара и правила пользования ими § 6. Первичные средства тушения пожаров К первичным средствам тушения загораний и пожаров относят различные огнетушители, песок, кошмы, внутренние пожарные краны. Пользование ими рассчитано на любого человека, оказавшегося на месте […]