Мрот при административном штрафе — Доброе дело

Мрот при административном штрафе

МРОТ для расчета штрафов в 2017 году

МРОТ для штрафов в 2017 году — величина уже неактуальная. Далее в нашей статье мы расскажем, какой МРОТ установлен в настоящий момент и для каких целей он используется.

Какой МРОТ установлен в 2017 году?

С 01.07.2017 минимальный размер оплаты труда (далее — МРОТ) равен 7 800 руб. (см. ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 19.12.2016 № 460-ФЗ) до этого времени его размер составляет 7 500 руб. Также в некоторых субъектах РФ устанавливается и так называемый региональный МРОТ (ст. 133.1 Трудового кодекса РФ).

Указанная величина применяется при определении размера заработной платы, расчета сумм пособий по нетрудоспособности, беременности и родам и прочих социальных выплат, предусмотренных законодательством (ст. 3 закона «О МРОТ» от 19.06.2000 № 82-ФЗ, далее — закон № 82-ФЗ).

МРОТ для расчета штрафов-2017

Для определения же размеров налогов и штрафов, сумма которых находилась в зависимости от устанавливаемого МРОТ, ранее должна быть применена иная величина — базовая сумма. С 01.01.2001 ее размер не менялся и оставался равным 100 руб. (ст. 5 закона № 82-ФЗ).

Однако в настоящий момент зависимость размера штрафа от МРОТ упразднена полностью, и законодательство регламентирует их суммы уже в твердых величинах (см. закона «О внесении изменений…» от 22.06.2007 № 116-ФЗ).

Например, штрафы в Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовном или Налоговом кодексе рассчитываются уже не в количестве МРОТ за то или иное правонарушение, а выражены конкретной суммой.

Итак, в настоящий момент штрафы, в соответствии с требованиями законодательства РФ, исчисляются в твердых суммах и не коррелируют с МРОТ. По этой причине базовая сумма, находившая применение при расчете штрафов, согласно ст. 5 закона № 82-ФЗ, в настоящий момент потеряла свою актуальность.

МРОТ используется при определении минимальных пределов зарплаты и вычисления сумм соцпособий. С 01.07.2017 он равен 7 800 руб. (до 01.07.2017 – 7 500 руб.).

Все новое и интересное
для юриста — в нашей
e-mail рассылке!

ЮРИСТ?
Присоединяйся, обсуждай,
спрашивай — в наших группах!

Комментарии

А вот суды в Москве до сих пор применяют ст. 5 закона № 82-ФЗ в расчете стоимости имущества в рамках абз. 5 ст. 446 ГПК РФ и даже в Президиуме Мосгорсуда не стесняются утверждать что Постановление 11-П КС от 27.11.2008 каким-то образом подтвердает такую правовую позицию.

Показать ответы: 1

Конституционный суд РФ Определением от 24.04.2018 N 1012-О отклонил жалобу об оспаривании ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 19.06. 2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» во взаимосвязи с абз.5 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ. Суд счел правомерным исчисление размера стоимости необходимого для профессиональных занятий гражданина-должника и не подлежащего аресту имущества исходя из МРОТ равного 100 рублям.

Здравствуйте. нам пришла бумага,где мы должны выплатить 32000рублей в месяц за услуги ЖКХ. В виду того,что была повреждена антимагнитная пленка горячей воды. Мне интересно откуда они взяли данную цифру? прописаны 6 человек в городе Стерлитамак,с численностью населения в 279000 человек

Показать ответы: 2

Согласно пп. 2 п. 10 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в случае неисправности прибора учета. В соответствии с п. 81 (11) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» при проведении проверки состояния прибора учета проверке подлежат (в числе прочего) наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета. При обнаружении нарушений указанных индикаторов и пломб составляется акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. Если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Речь о счетчике горячей воды. Вам предлагают оплатить всю недостачу по подъезду. Может быть и еще кто-то скручивал, но поймали вас..

В соответствии с п.81(11) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений…», составляется Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах (т.е. зарегистрированных в нем) объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Расходы на общедомовые нужды распределяются в соответствии с площадью занимаемых помещений (п.10 Приложения №2 к постановлению Правительства РФ №354).

Зарплата ниже МРОТ? Плати штраф 50 тыс.рублей

До 1 мая, когда второй раз в этом году вырастет минимальный размер оплаты труда (МРОТ), осталось всего две недели. Поэтому работодателям нужно поторопиться с приведением в порядок трудовых договоров и штатных расписаний. Ведь если после этой даты инспекторы ГИТ обнаружат заработок меньше 11 163 рублей в месяц, они назначат крупный штраф. Ну и зарплату поднять все равно придется.

Что случилось?

Роструд напомнил всем работодателям (ИП и организациям) о штрафах за заработную плату работников ниже установленного законодательством МРОТ. Очередное его повышение запланировано на 1 мая 2018 года на основании Федерального закона от 07.03.2018 № 41-ФЗ до 11 163 рублей. Поэтому, если по состоянию на эту дату в каком-то трудовом договоре или штатном расписании обнаружится меньшая цифра за работу на условиях полного рабочего дня или ставки, саму организацию и ее должностных лиц привлекут к административной ответственности.

Материалы по теме

МРОТ с 1 мая 2018 года в России по регионам

С 1 мая инспекторы ГИТ начнут штрафовать работодателей, которые не подняли своим сотрудникам заработную плату. С этой даты федеральный МРОТ приведен в соответствие с требованиями статьи 133 Трудового кодекса РФ , то есть он станет равен прожиточному минимуму. Поэтому сумма заработка каждого работника, который работает на полную ставку, не может быть меньше 11 163 рублей. Правда, с учетом всех надбавок, за исключением районных и «северных» коэффициентов, которые Конституционный Суд обязал применять уже после сравнения зарплаты с установленным МРОТ.

Сумма, которую зарабатывает каждый сотрудник, должна быть отражена в его трудовом договоре. Поэтому если до сих пор у сотрудника был оклад 10 тысяч рублей и при этом он не получал никаких надбавок, его необходимо увеличить. Для этого, как разъясняют специалисты Роструда, не нужно заключать новый трудовой договор. Достаточно подписать дополнительное соглашение с новой суммой ежемесячного заработка к существующему контракту. Обратите внимание, что эта сумма не должна быть меньше 11163 рублей даже на 3 рубля в целях округления. Лучше назначить работнику зарплату в 11170 рублей, чем потом платить немалый штраф.

Кстати, в некоторых регионах РФ, например в Москве и Санкт-Петербурге, региональный МРОТ выше федерального даже с учетом повышения последнего. В этом случае работодателям необходимо руководствоваться региональным показателем, об этом сказано в ч. 11 статьи 133 ТК РФ.

Итак, для того, чтобы привести документы до 1 мая в соответствие с новыми требованиями, руководство организации должно выполнить несложный алгоритм действий:

  • Издать приказ об изменении штатного расписания.
  • Издать приказ о повышении окладов некоторых работников.
  • Подписать с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам.
  • В приказе об изменении штатного расписания должны быть указаны все должности работников и их новые оклады. Важным пунктом является дата вступления изменений в силу. Оформлять приказ 1 мая или после этой даты нельзя. Нужно оформить его апрелем, желательно еще до выходных, которые начнутся 29-го числа.

    Санкции за маленькие зарплаты

    Выявить нарушение трудового законодательства в виде маленькой зарплаты инспекторы ГИТ могут в ходе плановой или внеплановой проверки работодателя. Кстати, в утвержденных опросных листах вопрос про зарплату и уровень МРОТ есть, и этому показателю присвоен высокий балл риска.

    Если нарушение установлено, организацию оштрафуют по статье 5.27 КоАП РФ . Размер штрафа составит:

  • от 30 000 до 50 00 рублей за первоначальное нарушение.
  • от 50 000 до 70 000 рублей за повторное.
  • Обратите внимание! Цифры выше — это штраф за «единицу» нарушения (например, если в компании только 1 человек работает с зарплатой ниже МРОТ). Если таких нарушений несколько — умножайте цифру штрафа на количество низкооплачиваемых сотрудников.

    Вопрос об административном наказании рассматривает сама трудовая инспекция или суд общей юрисдикции, куда может обратиться ГИТ или сама организация (п. 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ , статья 23.12 КоАП РФ ).

    Мрот при административном штрафе

    В минувшую субботу президент России В. Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение», принятый Государственной Думой 6 июня 2007 г. и одобренный Советом Федерации 13 июня 2007 г.
    Напомним, что ранее штрафы в кодексе были прописаны в минимальных размерах оплаты труда (МРОТ). При этом один МРОТ для штрафов был равен 100 руб. Законодатели решили отказаться от исчисления штрафов в минимальном размере оплаты труда, заменив их во всем кодексе на аналогичную сумму в рублях.

    «Определение размеров административных штрафов в МРОТ является нелогичным, и применяемая в этих целях условная денежная сумма (100 руб.) никак не связана с установленным в настоящее время минимальным размером оплаты труда», – говорится в пояснительной записке к документу.
    Согласно закону, размер административного штрафа не может быть менее 100 руб. Это означает, что размер всех некрупных штрафов, которые ранее, согласно кодексу, равнялись 0,5 МРОТ, теперь вырастает в два раза.

    МРОТ для штрафов в России в 2018 году

    Правонарушения самого разного типа на территории Российской Федерации наказываются путем наложения штрафа. Величина его в большинстве случаев зависит от самых разных факторов.

    Содержание

    Но следует помнить, что всегда имеется нижняя граница его величины – она регулируется минимальным размером оплаты труда в конкретном регионе.

    Что нужно знать ↑

    Сегодня в очень многих случаях за нарушения различного характера, обозначенные в законодательстве Российской Федерации, карают штрафами. Величина их устанавливаться исходя из минимального размера оплаты труда.

    Для тех, кто так или иначе сталкивается с данным вопросом, следует в обязательном порядке разобраться со следующими важными моментами:

    • основные определения и понятия;
    • в каких случаях налагается;
    • нормативная база.

    Это позволит избежать проблем и возникновения спорных ситуаций самого разного рода. Любому гражданину Российской Федерации необходимо хорошо разобраться с законодательными нормами, касающимися штрафов.

    Это даст возможность избежать различных сложных ситуаций. Также следует знать, когда и в каких размерах накладываются штрафы, величина которых напрямую связанна с минимальным размером оплаты труда.

    Данный момент регламентируется действующим на территории РФ законодательством. Следует подробно изучить нормативную базу и законодательные нормы.

    Основные определения

    Аббревиатурой МРОТ обозначается минимальный размер оплаты труда, установленный в конкретном регионе РФ.

    Он представляет собой некий минимум, который применяется для регулирования величины заработной платы официально трудоустроенных работников, а также для определения величины:

    • пособия по временной нетрудоспособности;
    • штрафов;
    • налогов;
    • различного рода иных сборов.
    • МРОТ представляет собой некоторую величину, менее которой работодатель платить своему работнику не имеет права.

      Но возможны исключительные ситуации:

    • сотрудник работает на ½ ставки;
    • работник трудоустроен на неполный день.
    • Штраф – это обозначенное в законодательстве наказание за какое-либо нарушение. Обычно оно представляет собой денежное взыскание определенного размера в пользу государства.

      При этом в юриспруденции также распространено словосочетание «денежное взыскание». Им обозначается именно штраф. При этом данное наказание присуще одновременно сразу нескольким правовым отраслям.

      Все штрафы можно разделить на две основные категории:

      Административные штрафные санкции накладываются в случае наличия административного правонарушения.

      Величина подобных денежных взысканий обычно невелика, регулируется Административным кодексом, а также КоАП и другими подобными законодательными документами.

      Штрафы уголовные назначаются на основании УК РФ. Причем предусматривает подобное наказание за какое-либо нарушение 40% от всех имеющихся статей в данном официальном документе.

      Но при этом штрафы применяются относительно редко, данная мера наказания обычно используется не более, чем в 10% случаях по всей стране за год. Уголовные штрафы назначаются только за преступления небольшой и средней тяжести.

      Какова величина МРОТ по регионам России в 2018 году, читайте здесь.

      При этом они должны носить имущественный характер, либо свершаться по неосторожности. Штрафы представляют своего рода «последнее предупреждение» нарушившему закон.

      В каких случаях

      Штрафы накладываются как на физических лиц, так и на юридических. Причем данная мера наказания предусматривается самыми разными документами и нормативными актами.

      Данный момент регламентируется следующим:

      Какой минимальный размер оплаты труда для штрафов по закону?

      Ведение бизнеса в России должно осуществляться в соответствии с требованиями закона, за нарушение которых предприниматель может подвергаться штрафу.

      Два главных закона, регулирующих российское предпринимательство, это Налоговый кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.

      Оба закона содержат нормы, которые предусматривают штрафные санкции за их нарушения.

      Действующее российское административное и налоговое законодательство складывалось в 1990-е годы, когда характерной чертой экономики была высокая инфляция.

      Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

      Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (495) 212-90-15 . Это быстро и бесплатно !

      Из-за этого штрафы, выраженные в абсолютных цифрах, довольно быстро устаревали и утрачивали значение для наказания недобросовестных граждан и организаций.

      Чтобы наказание было актуальным и ощутим по своему денежному воздействию, было решено привязать его условной величине — минимальный размер оплаты труда для расчета штрафов.

      Но поскольку минимальный размер был не таким уж маленьким, для штрафов был введена минимальная оплата труда для штрафов, условный, с 2001 г. равный ста рублям.

      Органы назначающие

      Налоговые и административные штрафы могут назначаться государственными органами и судами.

      Перечень органов, которые уполномочены налагать штрафы на предпринимателей и организации, довольно велик, он перечислен в 23 главе КоАП РФ.

      Это трудовые, санитарные, ветеринарные инспекции, пожарный, транспортный, строительный надзоры, ведомства по контролю за финансовыми и валютными операциями, а также налоговая инспекция, полиция, Роспотребнадзор, которые, в основном и занимаются выявлением нарушений в сфере торговли и сервиса.

      К сожалению, объём требований, которые государство предъявляет к предпринимателям, достаточно велик, и очень часто нарушение происходит без умысла со стороны предпринимателя: он просто не знает об одной из обязанностей, не выполняет её и в результате зарабатывает штраф.

      По счастью, не всегда знают об изменениях и сотрудники контролирующих органов, а даже если и знают, успевают проверить и наказать не всех предпринимателей.

      К тому же существуют ограничения на проверки предпринимателей и фирм, которые в течение ближайших лет станут ещё строже (так называемые предпринимательские каникулы, период, в течение которого налоговое инспекция не может без особых оснований осуществлять выездную проверку у предпринимателя или в организации).

      Пределы штрафных санкций

      Несмотря на то, что в действующем российском законодательстве понятие МРОТ для штрафов официально не упразднялось, фактически оно не используется.

      После замедления инфляции в середине 2000-х годов федеральный законодатель последовательно заменил в кодексах штрафы, исчислявшиеся размер МРОТ для штрафов в рублях, которые периодически пересматриваются и поднимаются.

      Административный кодекс предусматривает разные пределы штрафов для организаций (выше) и должностных лиц (ниже).

      Индивидуальные предприниматели несут административное наказание как должностные лица.

      Поскольку штрафы для ИП ниже, чем для фирм, многие начинающие предприниматели по этой причине, не желая рисковать большой ответственностью за невольно совершённое правонарушения, выбирают в качестве организационно-правовой формы не ООО, а ИП.

      В некоторых случаях, если штраф слишком велик, несоразмерен тяжести правонарушения, контролирующий орган может назначить наказание ниже низшего предела административной санкции.

      Если же контролирующий орган отказывается это сделать, предприниматель может обжаловать решение о штрафе в суде, где должен доказать, что не заслуживает настолько строгого наказания.

      До перевода кодексов на суммы штрафов в рублях судьи и госорганы назначали штраф в пределах, которые умножались на МРОТ (большую часть времени он составлял 100 рублей).

      Например, 2 МРОТ — 200 рублей, 5 МРОТ равнялся 500 рублям, 10 МРОТ — 1000 рублей, а штраф до 100 минимальных размеров оплаты труда — 1000.

      Например, статья 14.1 КоАП, наказывающая за предпринимательскую деятельность без регистрации и без лицензии, в период применения МРОТ предусматривала наказание для граждан: от 20 до 25 МРОТ, для должностных лиц (включая ИП): от 40 до 50 МРОТ и для юрлиц: от 400 до 500 МРОТ.

      Кодекс об административных правонарушениях. Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

    • Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
    • Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
    • Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
    • Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), — влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
    • Это значит, что гражданин, который занимался предпринимательством без регистрации, рисковал получить штраф в пределах от 2000 до 2500 рублей, предприниматель, который работал без лицензии: от 4000 до 5000 рублей, а фирма, работающая без лицензии, наказывалась штрафом от 40 тысяч до 50 тысяч рублей.

      Ответственность за уклонение от выплаты

      Неуплата административного штрафа наказывается двойным штрафом либо административным арестом в соответствии со статьёй 20.25 КоАП РФ.

      Кодекс об административных правонарушениях. Статья 20.25. Уклонение от исполнения административного наказания

      1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, — влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
      2. Самовольное оставление места отбывания административного ареста или уклонение от отбывания административного ареста — влечет административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
      3. Уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации — влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей и административное выдворение за пределы Российской Федерации.
      4. Уклонение от отбывания обязательных работ — влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
      5. Нарушение административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения — влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
      6. Административный арест — достаточно строгая мера, которая должна быть обоснована.

        Если она предусмотрена в административном кодексе, это ещё не значит, что судья применит именно её.

        Но не следует пропускать сроков уплаты штрафа.

        Налоговый кодекс не предусматривает дополнительной ответственности за неуплаты налогового штрафа, однако налоговая инспекция вправе арестовать счёт и удержать с него сумму штрафа.

        Но право на обращение в суд у него возникает только если предварительно он обжаловал решение налоговой инспекции в вышестоящем органе — региональном управлении ФНС.

        Арбитражные суды довольно часто удовлетворяют жалобы предпринимателей на неправомерные действия налоговых органов, что порождает уже жалобы со стороны налоговых инспекторов.

        Однако, именно предприниматели являются создателями национального богатства России.

        Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

        +7 (495) 212-90-15 (Москва)
        +7 (812) 332-54-12 (Санкт-Петербург)

        Статья 3.5. Административный штраф

        1. Положения ст. 3.5 посвящены административному штрафу. Это административное наказание:

        1) устанавливается и назначается только как основное (см. об этом коммент. к ч. 1 ст. 3.3);

        2) назначается с учетом правил:

        — ст. 4.1 (об общих правилах назначения административного наказания, см. коммент. к ней);

        — ст. 4.2 (о необходимости учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, см. коммент. к ней);

        — ст. 4.3 (о необходимости учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, см. коммент. к ней).

        2. Применяя правила ч. 1 ст. 3.5, нужно обратить внимание на то, что в них дается легальное определение административного штрафа. Анализ этого определения показывает, что административный штраф:

        1) представляет собой денежное взыскание. Иначе говоря, лицо, совершившее административное правонарушение, должно уплатить определенную денежную сумму. Невозможно взыскать административный штраф путем обращения взыскания на имущество правонарушителя в натуре;

        2) выражается в денежной сумме, кратной:

        а) либо (до 08.07.07) установленному федеральным законом МРОТ. При этом применялся МРОТ, который действовал на момент окончания (либо на момент пресечения) административного правонарушения. МРОТ следовало определять исходя из «базового размера». В соответствии со ст. 5 Закона о МРОТ этот размер составлял 100 руб. (см. о судебной практике БВС РФ, 2001, N 4, с. 23, 24). С 08.07.07 (после вступления в силу изменений, внесенных в ст. 3.5 Законом N 116 от 22.06.07) административный штраф выражается в рублях и устанавливается в размере не превышающем для граждан — 5000 рублей, для должностных лиц (включая и ИП, в случаях, указанных в ст. 2.4) — 50000 рублей; для ЮЛ — 1 млн. рублей;

        б) либо стоимости предмета административного правонарушения. Эта стоимость:

        — выражается в конкретной денежной сумме;

        — определяется на момент окончания административного правонарушения. Например, такое административное правонарушение, как заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о наименовании, количестве, стоимости и т.п. товара, считается оконченным в момент представления таможенной декларации. Необходимо исходить из стоимости товара именно на этот момент (административный штраф налагается в размере от 1/2 до двукратной стоимости упомянутого товара, см. коммент. к ст. 16.2);

        — может определяться на момент пресечения административного правонарушения. Например, за пользование товаром, ввезенным на таможенную территорию Российской Федерации помимо таможенного контроля, административный штраф может быть наложен (в размере от 1/3 до двукратной стоимости товара) исходя из стоимости товара на момент, когда было пресечено пользование таким товаром (см. коммент. к ст. 16.21);

        в) либо, например, сумме неуплаченных налогов и сборов, подлежащих уплате на момент:

        — окончания административного правонарушения. Например, если лицо нарушило срок представления в налоговый орган сообщения об открытии банковского счета, то такое административное правонарушение оканчивается по истечении срока подачи такого сообщения. Этот срок предусмотрен в ст. 23 НК и составляет 10 дней со дня открытия счета. В связи с этим необходимо сумму административного штрафа определять на момент окончания указанного 10-дневного срока (ст. 15.4). Нельзя не сказать о противоречии ст. 3.5 и норм гл. 15, посвященных правонарушениям в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. До 08.07.07 санкции этой главы предусматривали штрафы в размере, кратном МРОТ (а не сумме неуплаченных налогов и сборов, см. коммент. к статьям гл. 15).

        — пресечения административного правонарушения. Например, если банк нарушил порядок открытия счета налогоплательщику, то величину штрафа по этому длящемуся правонарушению нужно определять исходя из момента его пресечения (т.е. вступления в силу постановления о привлечении к административной ответственности);

        г) либо сумме незаконной валютной операции. Так, за осуществление валютных операций запрещенных валютным законодательством лицо привлекается к административному штрафу в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции. В данном случае административный штраф выражается величиной, кратной сумме незаконной валютной операции (см. коммент. к ст. 15.25);

        д) либо в сумме неуплаченных таможенных пошлин; сумме денежных средств, стоимости внутренних или внешних ценных бумаг, иных сумм, прямо перечисленных в п. 3 части 1 ст. 3.5. При этом не следует упускать из виду что поправки, внесенные в ст. 3.5 Законом N 118, вступили в силу с 1 октября 2004 г.

        е) либо сумме выручки правонарушителя от реализации товара, выполнения работы, оказания услуги. При этом имеется в виду:

        — тот правонарушитель на рынке которого совершено правонарушение. Для целей подп. 3 п. 1 ст. 3.5 принимается либо выручка за календарный год предшествующий году в котором данное административное правонарушение было выявлено (например, выручка за 2007 г., если правонарушение было выявлено в мае 2008 г.) либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения части календарного года, в котором данное правонарушение было выявлено (в случае, когда правонарушитель в предшествующем календарном году не осуществлял деятельность по реализации товаров, работ, услуг; например, если к этой деятельности он приступил с 1 февраля 2008 г. и совершил правонарушение 5 октября 2008 г. то следует исходить из выручки за период с 1 февраля по 4 октября 2008 г.);

        — сумма полученная вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок и т.п.) за весь период (но не более 12 календарных месяцев!) совершения данного правонарушения. Подп. 4 был введен в ч. 1 ст. 3.5 Законом N 281 от 25.12.08 и вступил в силу с 30.12.08. С этой же даты вступили в силу положения части 4.1 ст. 3.5 (о том что при совершении данного правонарушения размер административного штрафа в любом случае не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования цен (в пределах указанных 12 месяцев);

        ж) либо начальной (максимальной) цене контракта при размещении заказа на поставки товаров (работ, услуг) для государственных или муниципальных нужд. Следует учитывать, что п. 5 был введен в ч. 1 ст. 3.5 Законом N 160 от 17.07.09 и вступил в силу с 22.08.09.

        3. Характеризуя правила ч. 2 и 3 ст. 3.5, нужно учесть:

        1) их императивный характер. Иные правила не могут быть установлены не только правоприменителем (так, судья не может устанавливать административный штраф в размере, например, 5 рублей), но и другими законами, в т.ч. и субъектов Российской Федерации. Дело в том, что законы субъектов Российской Федерации хотя и могут устанавливать административный штраф, но в соответствии с нормами КоАП. А это означает, что минимальный размер административного штрафа, установленный в ч. 2 ст. 3.5, не может быть изменен законами субъектов Российской Федерации;

        2) с 08.07.07 административный штраф не может быть менее 100 рублей. Однако до 08.07.07 минимальный размер административного штрафа не мог быть менее одной десятой МРОТ (т.е. 10 рублей). При этом размер административного штрафа (если он исчислялся именно в МРОТ), наложенного на граждан, по общему правилу не мог превышать 25 МРОТ (т.е. — не более 2500 руб., учитывая, что базовый размер МРОТ составлял 100 руб., ст. 5 Закона о МРОТ). В практике возникает вопрос: почему в данном случае законодатель употребил термин «гражданин» вместо традиционного «физическое лицо»? Систематическое толкование ст. 3.5 и норм Особенной части КоАП показывает, что в ст. 3.5 речь шла и о гражданах Российской Федерации, и об иностранных гражданах, и о лицах без гражданства. Термин «гражданин» в данном случае использован как равнозначный термину «физическое лицо»;

        3) до 08.07.07 обычно размер административных штрафов, налагаемых на должностное лицо, не мог превышать 50 МРОТ. При этом необходимо учесть, что к должностному лицу приравниваются (но только для целей КоАП) руководители юридических лиц, индивидуальные предприниматели и ряд других лиц (см. коммент. к ст. 2.4);

        4) до 08.07.07 обычно размер административных штрафов, налагаемых на юридические лица (в т.ч. и иностранные), не мог превышать 1000 МРОТ.

        Это следует иметь в виду при рассмотрении дел о правонарушениях совершенных до 08.07.07 (иначе были бы нарушены правила ст. 1.7, см. коммент. к ней) и пересмотре вступивших в законную силу судебных актов. О размерах административного штрафа действующих после 08.07.07 — см. выше.

        4. Правила ч. 3 ст. 3.5 распространяются не только на должностные и юридические лица, но и на граждан и предусматривают более высокий размер административного штрафа. С 08.07.07 в ч. 3 ст. 3.5 установлен верхний предел размера такого штрафа: — он не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо суммы (стоимости) налогов, сборов, ценных бумаг и т.д., указанных в части 3 исчерпывающим образом. Нужно обратить внимание на то, что в соответствие с:

        1) Федеральным законом от 16.05.08 N 74-ФЗ «О внесении изменений в ст. 3.5 и 7.27 КоАП РФ», установлено, что в случае предусмотренном в ст. 7.27 КоАП (т.е. при совершении мелкого хищения) размер штрафа не может превышать 5-кратный размер стоимости похищенного имущества. Данное положение вступило в силу с 31.05.08. Соответствующие изменения были внесены и в ст. 7.27 КоАП (см. комментарий к ней);

        2) Законом N 280 от 25.12.08 установлено, что размер административного штрафа исчисляемого исходя из суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени ЮЛ — не может превышать 3-кратный размер суммы (стоимости). Данное положение вступило в силу с 10.01.09.

        5. При пересмотре вступивших в законную силу судебных актов нужно иметь в виду, что, если правонарушение было совершено в период с 01.01.04 до 09.11.06 (хотя дело и рассматривается после этой даты), до 08.07.07 был установлен «повышенный размер» административного штрафа:

        — для граждан — до 50 МРОТ;

        — для должностных лиц (с учетом положений Примечания к ст. 2.4) — до 200 МРОТ (т.е. — не более 20 000 руб., ст. 5 Закона о МРОТ);

        — для юридических лиц — до 5000 МРОТ (т.е. — не более 500 000 руб., ст. 5 Закона о МРОТ).

        Такой «повышенный» размер административного штрафа устанавливался за совершение ряда административных правонарушений (см. о них ниже). В период с 09.11.06 до 08.07.07 ст. 3.5 допускала применение административного штрафа в еще более крупных размерах (на граждан — до 50 МРОТ, на должностных лиц — до 500 МРОТ, на юридических лиц — до 10000 МРОТ. Такие «повышенные» размеры административного штрафа устанавливались лишь за нарушение:

        а) законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации. Например, за самовольную прокладку или вывод на территорию Российской Федерации подводных кабелей, трубопроводов или тоннелей, а равно нарушение правил их прокладки, вывода на территорию Российской Федерации или эксплуатации во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации допускалось наложение административного штрафа на должностных лиц до 200 МРОТ, а на юридических лиц — от 2000 до 3000 МРОТ (см. коммент. к ст. 8.17);

        б) антимонопольного законодательства, а также (с 09.01.06, после вступления в силу Закона от 27.12.05) патентного законодательства и законодательства об авторском праве, смежных правах, товарных знаках, знаках обслуживания, наименования мест происхождения товаров.

        в) таможенного законодательства. Однако анализ положений ст. 16.1-16.22 показывает, что даже до 08.07.07 в КоАП таких повышенных размеров административного штрафа не было предусмотрено;

        г) валютного законодательства и актов валютного регулирования. Анализ ст. 15.25 показывает, что максимальный размер административного штрафа, который за это мог быть наложен на должностное лицо, составлял 100 МРОТ, а на юридическое лицо — 1000 МРОТ;

        д) законодательства о естественных монополиях, а с 07.02.06 (после вступления в силу Закона от 02.02.06) — такие законодательства о размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

        е) законодательства о рекламе. Анализ ст. 14.3 (см. коммент. к ней) показывает, что и до 08.07.07 такие повышенные размеры административного штрафа не были установлены за нарушения законодательства о рекламе. Кроме того, с 1 января 2004 г. — повышенный штраф полагался за нарушение законодательства о лотереях (см. коммент. к ст. 14.27)

        ж) законодательства об охране окружающей среды. Например, за самовольную прокладку или вывод на территорию Российской Федерации подводных трубопроводов допускалось наложение административного штрафа на должностное лицо в размере до 200 МРОТ, а на юридическое лицо — до 3000 МРОТ (см. коммент. к ч. 3 ст. 8.17);

        з) законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Однако анализ ст. 14.16-14.19 (см. коммент. к ним), показывает, что до 08.07.07 за упомянутые деяния повышенные размеры административного штрафа не установлены.

        Кроме того, после принятия Закона N 130 указанный выше повышенный размер штрафа был предусмотрен за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов полученных преступным путем (см. коммент. к ст. 15.27).

        «Повышенный размер» штрафа мог быть до 08.07.07 назначен и за нарушение правил пребывания (проживания) в РФ иностранцев и лиц без гражданства и использование иностранных работников в РФ (с 27 октября 2004 г.), за нарушение иммиграционных правил (с 1 февраля 2005 г.); законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов (с 1 апреля 2005 г., см. коммент. к ст. 14.28); за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения (с 08.08.05), за нарушение правил приобретения более 30% акций открытого акционерного общества (с 09.02.06). В той мере, в какой размеры штрафа предусмотренные в ст. 3.5 после 08.07.07 ухудшают положение правонарушителя (т.к в ряде случаев размеры административных штрафов существенно повышены) — они применены быть не могут (это противоречило бы ст. 1.7), а если улучшают положение правонарушителя, то следует исходить из размеров штрафов, которые установлены после 08.07.07.

        6. Как отмечалось выше правила ч. 3 ст. 3.5 запрещают устанавливать административный штраф в размере, превышающем 3-кратный размер стоимости предмета административного правонарушения (виды предметов административных правонарушений исчерпывающим образом перечислены в ч. 4 ст. 3.5). В практике возникает вопрос: какая стоимость (рыночная, договорная, исчисленная исходя из регулируемых цен и т.п.) имеется в виду? Систематическое толкование ст. 3.5 и 14.6 (см. коммент. к ней) не позволяет однозначно ответить на этот вопрос.

        Дело в том, что упомянутая стоимость может быть определена:

        а) и исходя из правил о ценообразовании, предусмотренных в ст. 424 ГК, о том, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги;

        б) и в соответствии со ст. 40 НК.

        Видимо, законодателю следует четче изложить свою волю по вопросу о том, как определять стоимость предметов, упомянутых в ст. 3.5. Верховному Суду РФ и ВАС РФ также целесообразно определить свою позицию по данному вопросу.

        Кроме того, правила ч. 3 ст. 3.5 запрещают превышать 3-кратную сумму неуплаченных налогов и сборов при определении размера административного штрафа. Нужно иметь в виду, что до 08.07.07 в ст. 15.1-15.10 было предусмотрено, что размер административного штрафа определяется не из суммы неуплаченных налогов и сборов, а из величины МРОТ (см. об этом выше), что приводило к ошибкам в применении указанных норм. Следует иметь в виду, что после вступления в силу (с 31.05.08) Федерального закона от 16.05.08 N 74-ФЗ «О внесении изменений в ст. 3.5 и 7.27 КоАП РФ» максимальный размер штрафа (в случаях указанных в ст. 7.27) увеличен: он не может превышать пятикратный размер похищенного.

        7. Согласно ч. 4 ст. 3.5 размер административного штрафа не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки. При этом условия определения размера административного штрафа исходя из «совокупной суммы выручки» изложены в ч. 4 исчерпывающим образом и должны иметь место все (отсутствие любого из этих условий не позволяет определить размер штрафа исходя из «совокупной суммы выручки». Кроме того, с 08.07.07 установлено (в части 6 ст. 3.5) что административный штраф не может быть применен лишь к сержантам, старшинам, солдатам, матросам, проходящим военную службу по призыву (а не по контракту!), а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования (до заключения с ними контракта о прохождении военной службы). К остальным военнослужащим штраф может быть применен на общих основаниях (это вытекает также из ст. 2.5 (с учетом изменений, внесенных в нее Законом N 116 от 22.06.07).

        8. В соответствии с ч. 5 ст. 3.5 сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет:

        а) в полном объеме;

        б) в соответствии с БК и иными актами бюджетного законодательства (например, федерального закона, посвященного бюджету за тот или иной год).

        9. Для правильного применения положений ст. 3.5 об административном штрафе необходимо иметь в виду, что административный штраф существенно отличается от:

        1) налоговых санкций (хотя и последние устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных в НК). Отличия эти видны из таблицы.

        Отвязанный штраф

        Сколько точно в рублях? Речь в данном случае о штрафах. Теперь ответ на этот вопрос будет выражен исключительно в рублях, а не в мифическом МРОТ.

        Президент Владимир Путин подписал закон, по сути, отвязывающий штрафы от минимального размера оплаты труда (МРОТ). «В целях изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административные правонарушения, законом заменены действующие размеры штрафов, исчисляемых в КоАП в МРОТ, их натуральными денежными эквивалентами по всем составам административных правонарушений Особенной части Кодекса», говорится в документе.

        Арифметическая замена способа начисления штрафов обсуждалась депутатами и правительством не первый год. А вызвано это было не только тем, что не каждый россиянин понимает, что такое МРОТ и какова его сумма, но и, по сути, двойственностью этого понятия.

        С одной стороны, это вроде бы реальный показатель, который, как правило, индексируется, причем именно от него зависит зарплата бюджетников. Сейчас он составляет 1100 рублей, а с сентября будет повышен до 2300 рублей. С другой стороны, именно к МРОТ были привязаны и штрафы, правда, в этом случае условная единица этого показателя довольно долго исчислялась в 100 рублей. Уголовный и Налоговый кодексы в части замены МРОТ на рублевый эквивалент законодатели уже успели поправить, теперь очередь дошла и до Кодекса об административных правонарушениях. Законодательная путаница, по сути, устранена. Таким образом, у депутатов осталась надежда на то, что в 2008 году МРОТ продолжит рост и сравняется с уровнем прожиточного минимума, что прямо коснется примерно 3,5 миллиона человек.

        Технический законопроект, которым можно назвать документ, отвязывающий штраф от МРОТ, правда, только в том случае, если «штрафные номиналы» в дальнейшем оставались бы на том же уровне, принятые народными избранниками, утвердил и Совет Федерации. Штрафов меньше ста рублей теперь не будет. Правда, и больше миллиона даже с юридического лица тоже не взыщешь (с гражданина — не более 5 тысяч рублей, с должностного лица — не более полусотни тысяч). Как считает представлявший сенаторам документ глава Комитета СФ по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков, закон, помимо прочего, имеет и «морально-политическое» значение, поскольку косвенно свидетельствует «об устойчивости национальной валюты». Теперь автолюбителей ждет только повышение штрафов.

        Смотрите еще:

        • Наши пенсии украли У вас всех украли пенсии, а вы этого даже не почувствовали Артем Ейсков, 03.10.2013 Правительство России в последние недели провело образцово-показательную операцию по изъятию существенной части пенсионных средств у населения под кодовым […]
        • Реестр застрахованных прошедших обязательные медицинские осмотры Реестр застрахованных прошедших обязательные медицинские осмотры В случае, если Ваша организация еще не является участником информационного взаимодействия по электронным листкам нетрудоспособности (ЭЛН), отделение Фонда убедительно просит […]
        • Новый закон гибдд о лишение прав Принят закон о лишении прав за алкоголь в крови Лишение прав за пьянку: Новое в законодательстве. Государственная дума РФ приняла сегодня в третьем, окончательном чтении законопроект № 262269-7 «О внесении изменения в статью 12.8 […]
        • Штраф из голландии Дороги в Нидерландах. ПДД Нидерландов. Автомобильные дороги в Нидерландах Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования Нидерландов составляет 139,295 км. Все они с твёрдым покрытием. Протяжённость автомагистралей составляет […]
        • Неправильно оформлен протокол об административном правонарушении Можно ли и как обжаловать протокол ГИБДД об административном правонарушении? Во время поездок часто возникают спорные и пограничные ситуации. Это когда инспектор ГИБДД уверен, что водитель нарушил, и испытывает непреодолимое желание […]
        • Чертов методическое пособие Учебно-методический комплект: Чертов В.Ф. (5-9) Линия учебно-методических комплектов под редакцией В. Ф. Чертова. Литература. 5-9 классы. Чертов В. Ф., Трубина Л. А., Антипова А. М. и др. / Под ред. Чертова В. Ф. Уроки литературы. 8 […]
        • Правило выселения из общежития Выселение студента из общежития (Фимина Н.) Дата размещения статьи: 07.04.2015 Организации, осуществляющие образовательную деятельность, предоставляют каждому нуждающемуся в жилой площади обучающемуся по основным образовательным […]
        • Реквизиты сбербанка на развод Как оплатить госпошлину в терминале Сбербанка В повседневной жизни людям приходится совершать различные платежи, в том числе, за государственные услуги (оформление документов, регистрация брака и развод, судебные дела и т.д.). Без […]