Материальная помощь муниципальному служащему при увольнении
Единовременная выплата к отпуску
Наемные сотрудники имеют право на получение материальной помощи к отпускным.
Когда это возможно? При каких обстоятельствах? Что для этого нужно? Из чего состоит эта выплата?
Рассмотрим эти вопросы подробнее.
Юридические моменты по ТК РФ
Что это такое?
Материальная помощь наемному рабочему может быть предоставлена раз в год в определенной сумме на основании составленного соответствующего приказа при выходе в отпуск.
Такую норму фиксирует Трудовой Кодекс РФ и коллективный договор в частности.
Для получения возможности получить данную выплату наемный рабочий в обязательном порядке должен отработать в компании минимум полгода.
По причине того, что такая выплата не указана в перечне не облагаемых налогами в главе 34 НК РФ, на нее начисляются страховые взносы.
Необходимо дополнительно брать во внимание такие нюансы, как:
- если размер выплаты менее 4 тысяч рублей, она не подлежит налогообложению;
- финансовая выплата в сумме свыше 4 тысяч рублей подлежит налогообложению.
- единовременная выплата.
- Поощрительные. Выплаты начисляются в качестве дополнительного стимулирования.
- Социальные. В первую очередь они должны быть направлены на решение первоочередных жизненных проблем (к примеру, материальная помощь, которая начисляется на основании составленного заявления наемным сотрудником и так далее). Выплаты положены на основании прописанных условий в коллективном договоре.
- работник поработал меньше полугода;
- если планируется отпуск с последующим увольнением;
- при уходе в декретный отпуск.
- Возникновение обстоятельств для получения материальной помощи к отпуску.
- Сбор подтверждающей документации.
- Подача соответствующего заявления.
- Формирование комиссии, которая принимает решение относительно предоставления финансовой помощи.
- Выдача материальной помощи.
Отталкиваясь от писем Министерства финансов РФ, все без исключения эксперты сходятся во мнении, что подобные выплаты не могут занижать налоговую базу, поскольку это не является затратами на заработную плату.
Однако существует и иное мнение: на основании имеющейся судебной практики и положения Трудового Кодекса РФ, единовременная выплата напрямую связана с исполнением трудовых обязательств. Исходя из этого, она должна снижать налоговую базу по НДФЛ.
Разница в понятиях
Изначально следует отметить, что нужно разделять терминологию:
Такие выплаты условно можно разделить на несколько групп:
Говоря иными словами, материальная помощь (социальная) выплачивается по мере необходимости сотрудника: болезнь, смерть близкого родственника и так далее.
Единовременная выплата к отпуску – дополнительная мера стимулирования, которая может быть предоставлена за успехи в работе.
Все без исключения пособия могут получать наемные сотрудники различных учреждений
Кому и когда положена?
В статье 136 ТК РФ упоминается исключительно обязательство выплат наемным сотрудникам, однако материальная помощь не оговаривается.
Единовременная и материальная выплата может быть предоставлена всем без исключения наемным рабочим с одним нюансом – на матпомощь следует писать заявление, а на единовременную – нет, поскольку она, по сути, является премией.
Основания для предоставления и отказа
Отказ от предоставления единовременной помощи сотрудникам может прозвучать в таких ситуациях, как:
Отказать в материальной помощи могут при отсутствии весомых оснований (к примеру, болезнь недостаточно серьезная).
Требуется ли заявление?
Наемному сотруднику нет необходимости писать соответствующее заявление при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска на единовременную выплату.
Это связано с тем, что такое условие указывается в коллективном договоре либо в соответствующих законах.
Однако если есть необходимость в предоставлении материальной помощи – заявление является обязательным.
Возможен ли перенос части отпуска на следующий год? Смотрите тут.
Особенности оформления материальной помощи к отпуску в 2018 году
Сразу вопрос: как оформить?
Алгоритм получения материальной помощи заключается в следующем:
Алгоритм является стандартным и может быть изменен по решению руководства организации.
Выплата же единовременной выплаты производится одновременно с выплатой отпускных к первому периоду отдыха в году (если он разделен на части).
Из необходимого перечня выделяют такую документацию:
Материальная помощь к отпуску может не предоставляться при отсутствии оснований на выдачу выплаты.
Как отражается в колдоговоре или положении?
В коллективном договоре часто прописывается несколько терминологий:
В первом случае, она полагается на основании предоставленного заявления при возникновении каких-либо обстоятельств (свадебная церемония, похороны и так далее), а во втором – в качестве дополнительной меры поощрения, в том числе за успех в работе.
Образец заявления
В процессе составления заявления важно помнить, что оно должно включать в себя такие основные сведения, как:
Дополнительно следует приложить подтверждающие необходимость в помощи документы.
С примером заявления можно ознакомиться по этой ссылке.
Образец приказа
В сформированном приказе обязательно должны содержаться такие сведения, как:
На основании сформированного приказа от работодателя будет начислена рассматриваемая выплата.
Пример приказа представлен здесь.
Подобные денежные выплаты должны быть предоставлены совместно с начисленными отпускными.
На практике встречаются ситуации, когда работодатель предоставляет денежную помощь совместно с выдачей аванса остальным сотрудникам.
Как начисляется и выплачивается?
Порядок начисления выплат является стандартным.
Прежде чем понять, как рассчитать выплату, необходимо помнить, что в учет берется уровень заработной платы, а уже после определяется сама сумма.
Сумма может быть выплачена совместно с отпускными, до ухода в отпуск наемного рабочего.
Сумма материальной помощи может рассчитываться пропорционально отработанному времени, однако часто зависит от предусмотренных условий в коллективном договоре либо иной документации организации.
Нередко такая помощь не превышает двухмесячный оклад.
Пример расчета
Рассмотрим, как рассчитывается на примере:
Грибинюк М.В. подал заявление на отпуск с выплатой матпомощи. Согласно локальным нормативным актам, ему полагается выплата в размере 30% от оплаты труда. Зарплата Грибинюка 27 тысяч рублей.
Произведем подсчет:
27 тысяч рублей х 30% = 8 тысяч 100 рублей – материальная помощь Грибинюка
8 тысяч 100 рублей – 4 тысячи = 4 тысячи 100 рублей – налоговая база страховых взносов
4,1 тыс. рублей х 13% + 4,1 тыс. руб. х 22% = 1 тысяча 435 рублей – следует оплатить в ПФР и налоговую инспекцию
Грибинюк получит доплату в сумме: 8,1 тыс. руб – 1 тысяча 435 = порядка 6 тысяч 600 рублей
Налогообложение и страховые взносы
На основании действующего законодательства, в частности статьи 217 Налогового Кодекса РФ, налогообложение не начисляется на денежные выплаты материальной помощи при размере меньше 4 тысяч рублей.
С единовременной выплатой все аналогично – меньше 4 тысяч рублей налог не удерживается, в противном случае взимается на общих основаниях.
Подоходный налог
Важно помнить: если материальная помощь отображается в бухгалтерском учете как разновидность заработной платы, то подлежит удержанию 22% страхового взноса и 13% НДФЛ.
Если же сумма меньше 4000 рублей и она не начисляется как оплата за труд, ни о каких удержания речи быть не может.
Районные коэффициенты
Согласно действующему законодательству в состав заработной платы, на которую не распространяется возможность начисления районного коэффициента, входят:
Таким образом, на материальную помощь к отпуску не начисляется районный коэффициент. Однако если работнику предоставляется единовременная выплата, которая считается частью заработной платы и это закреплено законом или локальным актом, то начисление должно быть произведено.
Удержание алиментов
Если данная помощь оформлена как социальная, алиментные выплаты не могут быть удержаны, в противном случае порядок начисления стандартный, как и по заработной плате.
Бухгалтерские проводки
Проводки в бухгалтерии следующие:
Как отразить в форме 6-ндфл?
Рассматриваемая выплата к отпускным отображается во второй категории справки 6 – НДФЛ таким образом:
Делать какие-либо ошибки категорически запрещено, поскольку могут быть последствия с налоговыми органами.
Как рассчитать дополнительный отпуск за вредность? Об этом — здесь.
Делается ли запись в трудовой книжке при срочном трудовом договоре? Смотрите тут.
Нюансы предоставления
Госслужащим
В процессе получении госслужащими оплачиваемого ежегодного отпуска осуществляется начисление единовременной выплаты в сумме нескольких окладов.
Что касается материальной помощи, то она предоставляется раз в год на основании составленного заявления (согласно Федеральному закону № 79).
Муниципальным служащим
Муниципальным служащим единовременная и материальная выплата начисляется согласно нормативным актам органов местного самоуправления.
Говоря простыми словами, то сумма обеих выплат и порядок предоставления определяется исключительно теми нормативными актами, которые принимаются в каждом отдельно взятом муниципальном образовании.
К примеру, в одном могут предоставить единовременную выплату раз в год, а в другом – если сотрудник берет отпуск максимум на 2 недели.
В бюджетных учреждениях
Единовременная помощь бюджетникам может быть начислена в случае наличия сведений в нормативно-правовых актах компании.
К таким наемным сотрудникам можно отнести:
Если сведения относительно единовременной выплаты отображены в актах, то рабочие бюджетных организаций имеют полное право на ее получение.
Деньги могут предоставляться с периодичностью раз в год.
В случае если отпуск разделен на несколько частей, выплата начисляется при подаче заявления в первый раз.
Материальная помощь предоставляется на основании составленного заявления.
Сотрудникам полиции (МВД) и МЧС
Согласно Приказу МЧС России от 21.03.2013 N 195, сотрудникам МЧС выплачивается материальная помощь с периодичность раз в год на сумму не меньше одного оклада (при подаче рапорта).
Параллельно с этим, при подаче рапорта, размер материальной помощи может быть увеличен (если есть на то основания).
Что касается сотрудников МВД, то им положена материальная помощь в размере одного денежного содержания в 1 календарный год.
Согласно пункту 136 Порядка обеспечения денежным довольствием работника правоохранительных органов, который был утвержден Приказ МВД России от 31 января 2013 г. N 65, то выплата может быть предоставлена в иной день (не только перед уходом в отпуск) по предоставленному рапорту.
Относительно единовременной выплаты, то она может быть начислена на основании сформированного Приказа непосредственного руководства.
Дают ли учителям?
Трудовым Кодексом РФ не запрещается получение единовременной помощи учителям. Исходя из этого, они имеют все основания на ее оформление на общих основаниях.
Совместителям
Совместители имеют право на получение материальной помощи по основному месту трудовой деятельности.
Если же трудовой договор по иному месту предусматривает возможность доплаты, значит помощь можно получить на любой из работ на основании составленного заявления.
Важно отметить, что законодательством не предусмотрено запрета на получение доплата одновременно в нескольких организациях, если это решение руководства организаций.
При увольнении сотрудника
При увольнении сотрудника, единовременная помощь может быть предоставлена в том случае, если она прописана в локальных актах компании.
С материальной помощью ситуация складывается таким же образом.
Единственный нюанс заключается в том, что если компания начала процедуру банкротства, то рассчитывать на что-либо не приходится.
Когда работодатель должен отдать трудовую книжку при увольнении? Узнайте тут.
При сокращении
В процессе сокращения ситуация складывается таким же образом, как и при увольнении.
Если же в коллективном договоре предусмотрена такая возможность, то порядок оформления выплаты стандартный.
Единственное о чем следует помнить, то возникает необходимость в формировании комиссии, которая принимает решение о необходимости начисления дополнительной денежной помощи (материальной) к отпуску.
Медицинским работникам
Медработники имеют право оформить единовременную выплату к отпуску в случае наличия такой возможности в нормативно-правовых актах за успех.
Матпомощь предоставляется на основании составленного заявления.
Вне зависимости от того, является сотрудник инвалидом или нет, порядок получения стандартный, причем регулярность получения – не чаще 1 раза в год.
Многодетным работникам
Нередко многодетные сотрудники имеют больше привилегий по коллдоговору, нежели остальные рабочие. Несмотря на общий порядок оформления у них есть больше шансов получить материальную выплату к отпуску.
Часто задаваемые вопросы
Можно ли взять авансом?
Выплата может быть выдана авансом исключительно по предварительной договоренности с работодателем.
Берется ли сумма выплаты в расчет отпускных?
Выплата является доплатой к отпуску, на основании чего она не может браться в расчет отпускных.
Положена ли работнику через полгода работы?
Согласно Трудовому Кодексу РФ сотрудники не имеют право получить выплату, если они отработали менее 6 месяцев.
На основании этого можно ответить, что те, кто отработал полгода, имеют законные основании для получения денежной помощи к отпускным.
Выплачивают ли при неполном рабочем дне?
Предоставление материальной помощи – по сути, личное право работодателя. На основании этого, при работе по неполной ставке/дне нет оснований для вынесения отказа. При наличии обстоятельств, выплата может быть начислена.
Выплата материальной помощи и единовременного пособия
Ответы юристов (1)
Президентским Указом от 31.12.2010 г. № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов» предопределено сокращение предельной численности госслужащих и работников тех органов, деятельностью которых руководит российское Правительство, а также федеральных агентств и служб, подведомственных таким министерствам.
В 2011- 2013 г.г. запланировано сокращение должностей в государственных учреждениях приблизительно на 20%, поэтапно на протяжении этих трех лет. В 2011 и 2012 годах уже сокращено по 5% сотрудников, а в наступившем 2013 году госслужащих ожидает самое крупное сокращение — 10%.
По задумке Правительства, 50% бюджетных ассигнований, высвободившихся в результате оптимизации численности госслужащих, будут направляться для материального стимулирования работников, оставшихся на службе.
Сокращение должностей может осуществляться как через уменьшение количества должностей, так и путём мероприятий по реорганизации госоргана либо изменения его структуры (пересмотр штатного расписания или штата, уставных документов и т.п.).
Служащие, уволенные по причине сокращения должностей государственной службы, пользуются всеми предусмотренными действующим законодательством гарантиями, льготами и компенсациями. Давайте подробнее рассмотрим, какими именно.
Предупреждение об увольнении госслужащих
Наниматель обязан в письменной форме предупреждать работников об увольнении по причине сокращения не позднее, чем за 2 месяца. На это указывает часть четвертая ст.31 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ).
Увольнение государственного служащего может быть осуществлено без двухмесячного срока предупреждения лишь с письменного согласия работника.
Также работодателю за 2 месяца до предстоящего увольнения необходимо уведомить об этом событии выборный профсоюзный орган госоргана, а не только самих служащих. Такое требование содержит ст.38 Закона №79-ФЗ.
Действия представителя нанимателя при сокращении госслужащих
Приняв решение о сокращении должностей государственной гражданской службы, соответствующие органы власти и представители нанимателей должны учесть и соблюсти отдельные положения нормативных правовых актов.
Работодателю необходимо в течение 2-х месяцев с момента письменного предупреждения о сокращении госслужащих решить следующие вопросы:
-
Оценить возможность преимущественного права работников, попавших под сокращение, на замещение свободных должностей гражданской службы.Предусмотреть возможность продолжения дальнейших отношений с данной категорией государственных гражданских служащих.
Варианты продолжения трудовых отношений
Законом №79-ФЗ (ч. 1 ст.31) предусматривается, что в случае сокращения должностей гражданской службы трудовые отношения с занимающими их служащими могут быть продолжены:
Также существует возможность замещения гражданскими служащими должностей временно отсутствующих гражданских служащих (ч. 3 ст. 30 Закона №79-ФЗ). В этом случае с госслужащим, попавшим под сокращение, заключается срочный служебный контракт (см. также письмо Минздравсоцразвития РФ №2956-17 от 01.10.2008).
Такого рода вариант возможен в случае наличия у работодателя должностей, по которым некоторые гражданские служащие находятся в отпусках по уходу за ребенком, длительно болеют, находятся в длительных отпусках без сохранения денежного содержания и т.д.
Следует учесть, что одновременно с выходом на работу «основного» служащего расторгается служебный контракт, заключенный с временным работником.
В органах власти зачастую заняты не только госслужащие, но и иные категории работников, трудовая деятельность которых не регламентируется Законом № 79-ФЗ. К ним относятся так называемые «технические исполнители», обслуживающий персонал и т.п.
Если государственного служащего переводят на такие должности, не предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской службы РФ, речь необходимо вести не о переводе (переходе), а об увольнении работника с гражданской службы и о приеме того же сотрудника на новую должность.
В случае, если госслужащий отказывается от направления на переподготовку, либо его не устраивает альтернативная предложенная должность, он увольняется с гражданской службы по причине сокращения: пункт 6 части 1 ст.33 Закона №79-ФЗ будет являться основанием для увольнения.
Компенсация при увольнении по сокращению
Госслужащему должна выплачиваться компенсация, равная четырехмесячному денежному содержанию, если он увольняется в связи с сокращением (ч. 9 ст.31 Закона № 79-ФЗ). Выходное пособие, которое предусматривает Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ), в данном случае не выплачивается.
Денежное содержание сохраняется также в течение пятого и шестого месяцев при увольнении по сокращению госслужащих, проходящих гражданскую службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к таковым.
Президиум Верховного Суда РФ подтвердил правомерность осуществления государственным служащим данной выплаты, предусмотренной частью второй ст.318 ТК РФ. В этом случае речь также ведется о выплате компенсации в размере денежного содержания за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения, а не о выходном пособии.
Порядок расчета компенсации оговаривается в соответствующих локальных нормативных актах. Применительно к федеральным государственным гражданским служащим исчисление выплаты производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562. Этим документом утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее – Правила).
Расчет месячного денежного содержания государственных служащих согласно п.8 Правил состоит:
Пример расчета компенсации при сокращении госслужащего
Предположим, что государственный служащий, являющийся советником государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, увольняется 01 марта 2013 года в связи с сокращением должности федеральной государственной гражданской службы.
Допустим, что его месячное содержание складывается из следующих выплат:
Кроме того, в течение 12 месяцев перед увольнением (с марта 2012 по февраль 2013 г) государственному служащему начислялись премии за выполнение особо сложных и важных заданий на общую сумму 189 300 рублей. Также госслужащий получил за 12 месяцев, предшествующих сокращению, материальную помощь и единовременную выплату к отпуску на общую сумму 20 802 рубля.
Итак, кроме оклада денежного содержания, госслужащему за 12 месяцев было выплачено 210 102 рубля (189 300 рублей + 20 802 рубля).
Для расчета компенсации при увольнении ежемесячное денежное содержание гражданского служащего составит 36 906,5 руб. (5 419 + 1 515 + 542 + 6 503 + 5 419 + (210 102: 12 мес.)).
Сумма компенсации при увольнении составит 147 626 руб. (36 906,5 руб. * 4 мес.).
В отношении государственных служащих субъектов РФ соответствующими законами или иными нормативными правовыми актами могут предусматриваться несколько иные правила расчета компенсации.
Рассматриваемая выплата относится к компенсационным выплатам, связанным с увольнением, а потому в полной мере не включается в базу для начисления страховых взносов и не облагается налогом на доходы физических лиц.
Иные выплаты при увольнении
При увольнении по сокращению гражданским служащим наряду со специальной компенсацией производятся другие установленные выплаты, включая:
- Денежное содержание за отработанное служебное время в окончательный расчет;
- Компенсацию за неиспользованные на дату увольнения отпуска (при этом выплата производится за все неиспользованные дни отпуска без каких-либо ограничений);
- Материальную помощь;
- Единовременную выплату к отпуску.
- от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
- от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
- иными правовыми актами РФ и субъектов РФ, а также отраслевыми документами, например, приказами Генпрокуратуры РФ от 02.03.2015 № 95 «Об утверждении Положения о предоставлении отпусков в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации», ФТС РФ от 31.03.2005 № 260 «Об утверждении Инструкции об организации работы по предоставлению отпусков должностным лицам таможенных органов Российской Федерации».
- ежегодный дополнительный отпуск за выслугу лет;
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями;
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день.
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
- ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
- ежемесячное денежное поощрение.
- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
- материальная помощь.
- Гражданский служащий имеет право на ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
- Отпуск предоставляется в соответствии с графиком отпусков, при составлении которого следует учитывать ст. 123 ТК РФ, которая предписывает нанимателям предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск определенной законодателем категории служащих в удобное для них время.
- При расчете денежного довольствия, выплачиваемого перед уходом в отпуск, следует учитывать нормы законодательства РФ, законов субъектов РФ, нормативных актов местного самоуправления и ведомственных отраслевых документов.
- Выплата отпускных производится в строго установленные сроки; если отпускные выплачены несвоевременно, у служащего возникает право получения компенсации за каждый день задержки.
- Наниматель может требовать от гражданина при увольнении суммы излишне выплаченных отпускных только в добровольном порядке.
Матпомощь и единовременная выплата к отпуску производятся в порядке, предусмотренном соответствующими ведомственными нормативными актами. В отдельных случаях данные единовременные выплаты к отпуску производятся пропорционально количеству календарных дней отработанных в году увольнения и т.д.
В окончательный расчет приведенные выплаты производятся при увольнении служащего с государственной гражданской службы. Если же госслужащего переводят на иную должность гражданской службы, указанные выплаты производятся в общем порядке. В частности, выплата госслужащему материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску производятся на основании его письменного заявления, а компенсация за неиспользованный отпуск – в случае дальнейшего увольнения и т.п.
Как отмечалось ранее, с письменного согласия госслужащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с данным сотрудником служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности за два месяца. Однако Закон № 79-ФЗ, в отличие от ТК РФ, не предусматривает в данном случае возможность выплаты предусмотренной ст.180 ТК РФ дополнительной компенсации, равной размеру денежного содержания, исчисленной пропорционально оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении времени. Следовательно, данная выплата государственным служащим не производится.
Ищете ответ?
Спросить юриста проще!
Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.
Порядок выплаты материальной помощи
Вопрос-ответ по теме
Сотрудник (муниципальный служащий) уволен в начале июля. В последний рабочий день с ним произведен полный расчет, согласно его заявлению. Как муниципальному служащему, ему положены за фактически отработанное время материальная помощь и компенсация стоимости санаторной путевки. Данные выплаты ему выплачены не были, ввиду отсутствия заявлений с его стороны (о возможности таких выплат сотрудник был предупрежден заранее). По прошествии месяца уже бывший сотрудник просит произвести ему эти выплаты, им написаны соответствующие заявления на выплату началом августа, как от частного лица. Обязана ли организация произвести эти выплаты, несмотря на то, что прошел месяц со дня увольнения?
Ответ на этот вопрос зависит от того, какой установлен порядок выплаты материальной помощи и компенсации стоимости путевки в правовом акте представительного органа Вашего муниципального образования. В частности от того, что является основанием для данных выплат.
Например, если основанием для начисления данных выплат является заявление муниципального служащего, то в рассматриваемой ситуации неправомерно начислять выплаты по заявлению, написанному после увольнения.
Если же данные выплаты полагаются всем служащим без исключения и начисляются на основании приказа руководителя вместе с сохраняемым денежным содержанием (компенсацией при увольнении), то муниципальный служащий имеет право получить их и после увольнения.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Правовая база: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 02.03.2007 № 25-ФЗ
О муниципальной службе в Российской Федерации
Статья 22. Общие принципы оплаты труда муниципального служащего
1. Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее — должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
2. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.*
Статья 23. Гарантии, предоставляемые муниципальному служащему
3. Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.*
Статья 26. Поощрение муниципального служащего
Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.*
* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение
Людмила Рябинина, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Ольгой Холиной,
ведущим экспертом БСС «Система Главбух».
Полезные актуальные материалы для бухгалтеров:
Как главбух может подставить бухгалтеров перед судом
Как спастись от штрафа, если не выдавали расчетные листки
Как контролеры проверят, ведете ли вы учет по новым стандартам
КВР и КОСГУ: к чему обязательно придерутся ревизоры
Сервис для формирования учетной политики (обновлен!)
Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»
Ошибки и нарушения при предоставлении и расчете отпускных гражданским (муниципальным) служащим
Автор: М. Зарипова
В статье рассмотрены нарушения, встречающиеся при предоставлении и расчете отпускных государственным (муниципальным) гражданским служащим.
Право на ежегодный оплачиваемый отпуск относится к числу основных конституционных прав граждан. Оно гарантируется всем лицам – как работающим по трудовому договору, так и заключившим контракт с нанимателем в лице государственного или муниципального органа. В статье рассмотрены нарушения, встречающиеся при предоставлении и расчете отпускных государственным (муниципальным) гражданским служащим.
Порядок предоставления отпусков государственным (муниципальным) гражданским служащим регулируется федеральными законами:
Соблюдение порядка предоставления отпусков
В силу п. 1 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ, п. 1 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Вышеперечисленные законы предусматривают, что ежегодный отпуск служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Продолжительность основного отпуска зависит от должности. Так, в соответствии с п. 3, 4 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней, а служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, – 30 календарных дней.
На основании ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальному служащему предоставляется основной ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней. При этом в названном законе сказано, что для лиц, замещающих должности отдельных групп должностей муниципальной службы, ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности может устанавливаться законами субъектов РФ. Например, в Законе Нижегородской области от 30.08.2007 № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» говорится, что муниципальным служащим, замещающим высшие должности муниципальной службы, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 35 календарных дней. Аналогичное положение содержится в Законе Санкт-Петербурга от 15.02.2000 № 53-8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге».
Отметим, что, кроме права на основной оплачиваемый отпуск, государственный (муниципальный) служащий имеет право на дополнительные отпуска:
Наиболее часто наниматель сталкивается с предоставлением отпусков за выслугу лет, поэтому остановимся более подробно на данном виде отпуска. В соответствии с п. 5 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для государственного служащего исчисляется из следующего расчета: один календарный день за каждый год гражданской службы.
При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. При этом общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, – 40 календарных дней.
Что касается продолжительности дополнительных отпусков за выслугу лет, предоставляемых муниципальным служащим, в силу п. 4 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ их продолжительность, установленная федеральными законами и законами субъекта РФ, не может быть более 15 календарных дней.
Обращаем внимание читателей, что ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя. При составлении графика следует учитывать ст. 123 ТК РФ, которая предписывает работодателям предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск определенной законодателем категории работников в удобное для них время – например, женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет (пп. «б» п. 3 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 № 235). Как отмечается в Апелляционном определении Магаданского областного суда от 02.07.2014 по делу № 2-1729/2014, 33-533/2014, представитель нанимателя не вправе отказать женщине – гражданскому служащему, имеющему двух детей в возрасте до 12 лет, в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для нее время.
В соответствии с положениями ст. 73 Федерального закона № 79-ФЗ к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным законом, применяются федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права. Исходя из ст. 423 ТК РФ постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. Поскольку Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 № 235 в настоящее время применяется в части, не противоречащей ТК РФ, нормы, закрепленные в данных документах, подлежат обязательному исполнению. Таким образом, при составлении графика отпусков наниматель должен был учесть желание женщины о предоставлении ей отпуска в удобное для нее время.
Далее необходимо отметить, что п. 8 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ допускает предоставление отпуска по частям по заявлению гражданского служащего. При этом продолжительность одной части отпуска не должна быть менее 14 календарных дней. По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему может предоставляться часть отпуска иной продолжительности. Аналогичного прямого указания, касающегося муниципальных служащих, нет, данная норма содержится лишь в ст. 125 ТК РФ.
Иногда причины деления ежегодного отпуска по частям отпуска прямо установлены нормативным актом органа местного самоуправления или законом субъекта РФ. Так, Решением Воронежской городской думы от 10.06.2009 № 152-II определено, что если в результате суммирования основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков продолжительность отпуска составит более 45 календарных дней, то отпуск по согласованию с представителем нанимателя может предоставляться по частям в соответствии с утвержденным графиком отпусков.
Во избежание между нанимателем и служащими спорных моментов рекомендуем при составлении графика отпусков учитывать приведенные выше положения нормативных актов.
Соблюдения порядка выплаты денежного содержания за отпуск
Как уже было отмечено выше, законодательство РФ гарантирует гражданскому служащему за время нахождения в ежегодном отпуске сохранение замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания (п. 1 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ, п. 1 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ).
Относительно периода нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих (далее – Правила № 562). Как следует из п. 5 названных правил, сохраняемое денежное содержание за время нахождения федерального гражданского служащего состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп. «а» — «г» п. 2 Правил № 562, к которым относятся:
При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска (п. 6 Правил № 562).
Заметим, что в отношении федеральных государственных гражданских служащих значение среднемесячного числа календарных дней (29,3) применяется для отпусков, предоставляемых с 22.07.2014, до указанной даты использовалось число 29,4 (Письмо Минтруда РФ от 31.10.2014 № 18-1/В-815).
Кроме ежемесячного денежного содержания за время нахождения в ежегодном отпуске, федеральному гражданскому служащему один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания (п. 11 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ). Более конкретизированный порядок данной выплаты содержится в нормативных актах нанимателя. Например, согласно Приказу ФАС РФ от 13.10.2006 № 259 единовременная выплата к отпуску осуществляется гражданскому служащему одновременно с выплатой денежного содержания за период отпуска за текущий рабочий год. В случаях использования служащим отпуска частями выплата производится при использовании части отпуска не менее 14 календарных дней. Как отмечается в Апелляционном определении Рязанского областного суда от 27.08.2014 № 33-1686, если наниматель не произвел выдачу единовременной выплаты перед уходом федерального гражданского служащего в отпуск, то данная денежная сумма должна быть учтена при исчислении денежного содержания при его увольнении. В связи с этим судом была взыскана с нанимателя в пользу бывшего гражданского служащего недоплаченная компенсационная выплата с учетом ст. 236 ТК РФ.
Единовременная выплата гражданскому служащему субъекта РФ осуществляется аналогично один раз в год в соответствии с законами субъектов РФ (п. 12 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ). В данном случае необходимо отметить, что законодательством субъектов РФ может быть установлен порядок единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, отличный от установленного для федеральных гражданских служащих. Такая позиция подтверждается Определением ВС РФ от 15.02.2012 № 47-Г12-1. В данном определении рассматривалась законодательная база по одному из субъектов РФ – Оренбургской области. Вопросы организации государственной гражданской службы в обозначенном субъекте РФ регламентированы Законом Оренбургской области от 30.12.2005 № 2893/518-Ш-ОЗ «О государственной гражданской службе Оренбургской области». В соответствии со ст. 42 указанного закона гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности и денежного содержания. Понятие денежного содержания приведено в ст. 46 и включает в себя месячный оклад и дополнительные выплаты, к которым относится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. При этом порядок учета данных выплат при расчете денежного содержания на период отпуска раскрыт в Правилах исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Оренбургской области, утвержденных Указом Губернатора Оренбургской области от 26.11.2007 № 159-у. Исходя из п. 4 данных Правил при исчислении денежного содержания на период отпуска единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска учитывается в размере 1/12 за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Определением ВС РФ № 47-Г12-1 поименованные нормы признаны соответствующими федеральному законодательству.
Что касается исчисления денежного содержания муниципального служащего на период его нахождения в отпуске, в соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ его размер определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы. На практике данная трактовка вызывает вопросы, касающиеся исчисления суммы отпускных, поэтому рассмотрим ее более подробно и отметим ошибки и нарушения, выявляемые в ходе проверок.
Статья 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных трудовым законодательством, устанавливает единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
В силу п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение), для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Как следует из ст. 22 Федерального закона № 25-ФЗ, оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта РФ. Статьей 6 Закона Ульяновской области от 07.11.2007 № 163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области», в частности, предусмотрено, что к дополнительным выплатам (в которые включаются ежемесячные и иные дополнительные выплаты) относятся:
В то же время на основании п. 3 Положения для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).
Таким образом, материальная помощь, выплаченная в связи с вступлением в брак или в связи со смертью близкого родственника, носит социальный характер, то есть не имеет отношения непосредственно к трудовой деятельности. Аналогичная позиция имеется в судебной практике. Например, Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в Апелляционном определении от 29.11.2012 № 33-2696 пришел к выводу о том, что материальная помощь, выплачиваемая муниципальным служащим, находится вне системы оплаты труда (см. также Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.09.2012 № 33-2190).
В Апелляционном определении Верховного суда Республики Коми от 24.02.2014 по делу № 33-834/2014 суд отметил: несмотря на то что материальная помощь входит в систему оплаты труда муниципального служащего, она определена как дополнительная выплата и не связана с исполнением муниципальным служащим своих функциональных обязанностей. Таким образом, на основании анализа имеющейся судебной практики можно сделать вывод, что материальная помощь, выплаченная муниципальному служащему, не должна участвовать в расчете денежного содержания начисляемого на период нахождения муниципального служащего в отпуске.
Аналогичным образом в расчете не должны участвовать разовые премии к празднику, не предусмотренные системой оплаты труда муниципальных служащих нанимателя (муниципального органа) (Апелляционное определение Калининградского областного суда от 27.06.2012 по делу № 33-2711/2012г).
Что касается единовременной выплате к отпуску, она также не включается в расчет суммы отпускных, поскольку носит социальный характер (компенсация к отпуску) и выплачивается служащему вместе с денежным содержанием перед уходом в отпуск.
Соблюдение сроков выплаты денежного содержания за отпуск
В силу п. 10 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ выплата денежного содержания государственному гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска. Например, если отпуск предоставляется работнику с 01.09.2015, отпускные нужно выплатить не позднее 21.08.2015.
Поскольку Федеральный закон № 25-ФЗ не устанавливает конкретных сроков выплаты отпускных, их выплата осуществляется в сроки, установленные ст. 136 ТК РФ не позднее, чем за три дня до его начала.
Напомним: если отпускные выплачены несвоевременно, то у служащего возникает право получения компенсации за каждый день задержки (ст. 236 ТК РФ). Представитель нанимателя обязан выплатить отпускные с процентами (денежной компенсацией) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Следует учитывать, что обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины представителя нанимателя (см. Апелляционное определение Рязанского областного суда от 27.08.2014 № 33-1686).
Кроме того, если в добровольном порядке наниматель своевременно не выплатит отпускные и компенсацию за задержку обязательных выплат перед уходом в отпуск, служащий может обратиться в суд с возмещением ему морального вреда на основании ст. 237 ТК РФ. Так, в Апелляционном определении Московского городского суда от 20.11.2013 по делу № 11-37441 суд обязал нанимателя возместить служащему моральный вред, причиненный ему неправомерными действиями по задержке выплаты отпускных.
Если гражданскому служащему своевременно не была произведена плата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо он был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала, то по его письменному заявлению представитель нанимателя обязан перенести отпуск на другой срок, согласованный с гражданским служащим (ст. 124 ТК РФ). При переносе отпуска служащий не может требовать указанной денежной компенсации, поскольку в таком случае отпуск оплачивается за 10 дней до новой даты и срок его оплаты не нарушается.
Удержание из денежного довольствия сумм излишне начисленных отпускных
Согласно ст. 122 ТК РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться служащему ежегодно. При этом право на использование отпуска за первый год работы возникает по истечении шести месяцев непрерывной работы у данного нанимателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.
На практике нередко возникают случаи, когда отпуск гражданскому служащему предоставлен авансом, а после выхода из отпуска служащий увольняется. При увольнении может сложиться ситуация, когда суммы денежного довольствия недостаточно и удержать излишне выплаченную сумму отпускных за неотработанные дни отпуска невозможно ввиду недостаточности средств на лицевом счете гражданина. Возможно ли нанимателю вернуть излишне выплаченные денежные средства посредством обращения в суд?
Если наниматель не может удержать излишне выплаченную сумму за неотработанные дни отпуска в связи с отсутствием или недостаточностью суммы выплаты, причитающейся бывшему служащему при увольнении, последний может возместить ее в добровольном порядке. Основания для взыскания образовавшейся задолженности в судебном порядке у нанимателя отсутствуют в силу ч. 4 ст. 137 ТК РФ, поскольку недобросовестности в действиях работника или счетной ошибки нет. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Определение ВС РФ от 14.03.2014 № 19-КГ13-18, Апелляционное определение Московского городского суда от 04.12.2013 по делу № 11-37421/2013).
Следовательно, орган государственной власти РФ, субъекта РФ либо орган местного самоуправления после увольнения гражданского служащего не вправе обратиться в суд для взыскания суммы, подлежащей удержанию из его заработной платы.
Сформулируем основные выводы: