Комментарий закона о гражданстве рф — Доброе дело

Комментарий закона о гражданстве рф

Комментарий к Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации»
(постатейный)

Что такое гражданство Российской федерации рассказывает книга Юрия Дмитриева и Елены Моисеевой. Авторы дают советы, как применять закон в различных ситуациях, а так же приводят замечания и предложения по его улучшению. В том числе, комментируют предложения по изменению закона о гражданстве, подготовленные по заданию Правительства РФ. Книга содержит обширный экскурс в историю гражданства в России.

  • Дмитриев Юрий Альбертович
  • Моисеева Елена Юрьевна
    • Издательство: Деловой двор 2014 г.
    • Мягкая обложка, 240 стр.
    • ISBN 978-5-91550-145-3
    • Тираж: 1000 экз.
    • Формат: 70×100/16 (170×240 мм)

    На кого рассчитана:

  • лица, желающие получить гражданство РФ,
  • практикующие юристы,
  • юристы в сфере науки и образования,
  • государственные служащие.

    Издание представляет собой постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, подготовленный с учетом последних изменений как самого Закона, так и подзаконных нормативных правовых актов, направленных на его реализацию.
    Книга содержит подробное толкование положений Закона, ре­комендаций по его применению, а также критические замечания и предложения по совершенствованию его норм. Оценки авто­ров, специалистов в сфере российского гражданства, опираются на анализ более чем столетнего опыта развития этого правово­го института, особенно в последние 20 лет российской истории. В приложении приводится авторский комментарий к проекту бу­дущих изменений рассматриваемого Закона, подготовленному ФМС России по поручению Правительства РФ.

    Адресовано студентам, аспирантам, преподавателям права, государственным служащим, практикующим юристам, сооте­чественникам, возвращающимся на свою историческую Родину.

    Оглавление

    Глава I. Общие положения

    Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

    Статья 2. Законодательство о гражданстве Российской Федерации

    Статья 3. Основные понятия

    Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации

    Статья 5. Граждане Российской Федерации

    Статья 6. Двойное гражданство

    Статья 7. Предоставление защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации

    Статья 8. Гражданство Российской Федерации и брак

    Статья 9. Гражданство детей

    Статья 10. Документы, удостоверяющие гражданство Российской Федерации

    Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации

    Статья 11. Основания приобретения гражданства Российской Федерации

    Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению

    Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

    Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

    Статья 15. Восстановление в гражданстве Российской Федерации

    Статья 16. Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации

    Статья 17. Выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации

    Глава III. Прекращение гражданства Российской Федерации

    Статья 18. Основания прекращения гражданства Российской Федерации

    Статья 19. Выход из гражданства Российской Федерации

    Статья 20. Основания для отказа в выходе из гражданства Российской Федерации

    Статья 21. Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации

    Глава IV. Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации

    Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации

    Статья 23. Порядок отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации и последствия такой отмены

    Глава V. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц

    Статья 24. Изменение гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации его родителей

    Статья 25. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей

    Статья 26. Гражданство детей при усыновлении (удочерении)

    Статья 27. Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлена опека или попечительство

    Глава VI. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации

    Статья 28. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации

    Статья 29. Полномочия Президента Российской Федерации

    Статья 30. Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов

    Статья 31. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации

    Глава VII. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации

    Статья 32. Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации

    Статья 33. Порядок оформления заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации

    Статья 34. Взимание государственной пошлины и консульских сборов

    Статья 35. Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации

    Статья 36. Принятие к рассмотрению повторных заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации

    Статья 37. Дата приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации

    Статья 38. Исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации

    Глава VIII. Обжалование решений полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, и действий их должностных лиц. Разрешение споров по вопросам гражданства Российской Федерации

    Статья 39. Обжалование решений по вопросам гражданства Российской Федерации

    Статья 40. Обжалование действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации

    Статья 41. Разрешение споров о гражданстве ребенка и недееспособного лица

    Глава VIII.1. Урегулирование правового статуса отдельной категории лиц, находящихся на территории Российской Федерации

    Статья 41.1. Предмет регулирования и сфера действия настоящей главы

    Статья 41.2. Условия и порядок признания гражданами Российской Федерации

    Статья 41.3. Условия приема в гражданство Российской Федерации

    Статья 41.4. Заявления о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации

    Статья 41.5. Срок рассмотрения и принятия решений по заявлениям о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации

    Статья 41.6. Полномочия территориальных органов по реализации настоящего Федерального закона

    Статья 41.7. Принятие решения по заявлениям о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации. Дата приобретения гражданства Российской Федерации

    Статья 41.8. Отмена решения о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации

    Статья 41.9. Принятие к рассмотрению повторных заявлений о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации

    Глава IX. Заключительные положения

    Статья 42. Действительность документов, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации

    Статья 43. Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона

    Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

    Статья 45. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»

    Комментарий к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»

    Комментарий закона о гражданстве рф

    Обновленный КОММЕНТАРИЙ к ст.14 — упрощённое приобретение гражданства РФ

    Людмила: Рассмотрим статью 14 Закона о гражданстве РФ с поправками 2003г. (и 2006г. — п.4) http://praktika.borda.ru/?1-12-0-00000006-000-0-0-1075909709Сразу оговорюсь, что к гражданам по рождению (не отказавшимся от российского гражданства и не лишённым гражданства) не относятся статьи закона о приёме в гражданство ни в общем, ни в упрощённом порядке, поэтому надо обращаться к соответствующим статьям обоих законов (1991г. и 2002г.) о приобретении гражданства по рождению (см. оба Закона), о признании гражданства (ст.13 Закона о гражданстве 1991г.), о восстановлении гражданства России (ст. 20 и ст. 15 соответственно старого и нового Законов).Лица, не получившие гражданства (паспорта) в странах СНГ, зачастую неправомерно считаются по мнению работников ПВО «лицами без гражданства», а на самом деле они могут быть гражданами РФ по рождениюУказанные в п.1 статьи 14 все граждане (иностранцы и ЛБГ — как «дальние», так и ближние) могут обратиться с заявлением об упрощённом приёме в гражданство РФ, даже не проживая в РФ ни одного дня, не имея РВП, ВНЖ (само собой, могут и в том случае, если уже проживают в РФ (студенты), или успели получить РнВП или ВНЖ). См тут: http://praktika.borda.ru/?1-6-0-00000031-000-0-0-1145698518 — решение областного суда от 10.04.06г. (кассационное определение).В подпункт а) внесено существенное изменение: требуется наличие просто родителя – гражданина РФ, необязательно «нетрудоспособного», но обязательно, чтобы родитель уже проживал в РФ.Подпункт б) остался без изменения: лица, проживавшие и сейчас проживающие в странах бывшего СССР, в том числе в РФ, не имеющие иного паспорта кроме паспорта СССР и не имеющие вкладыша о принадлежности к гражданству РФ, или (повторяюсь!) доказательств приобретения гражданства РФ по рождению (рождение на территории РСФСР, или от родителей – граждан РСФСР, Российской империи), могут обратиться с заявлением о приёме в гражданство РФ в упрощённом порядке, то есть без получения вида на жительство, как и без разрешения на временное проживание.Замечу, что со времени вступления в силу нового закона в 2002г. и задолго до его вступления указанные в п.1 б) граждане (так называемые «ЛБГ»- бывшие граждане СССР, проживавшие в течение многих лет в РФ, за редким исключением, не могли воспользоваться льготой по упрощённому приёму по этому подпункту — из-за противодействия ПВС или существующей негласной установки «сверху». Теперь, только якобы с введением поправки (новый п.4 ст.14) они уже смогут приобрести гражданство в упрощённом порядке, но это – обман. «ЛБГ» из СССР, уже проживающим на территории РФ (до 1 июля 2002г. — независимо от характера регистрации — «временная» или бессрочная, продлеваемая по три месяца непрерывно или по году) как раньше, так и сейчас не нужен ни вид на жительство, ни разрешение на временное проживание для приобретения гражданства РФ. Но, если они не желают приобретать гражданство РФ, то им должны выдать Вид на жительство — вместо паспорта СССР (см. ниже — п.3.6 Приказа МВД №605 1997г.) Есть случай и отказа — в том же областном суде (но в другом составе), но его будем обжаловать в надзорную инстанцию http://praktika.borda.ru/?1-6-0-00000032-000-0-0-1145118180Но новизна льготы по пункту 4 только в том, что кроме всех ЛБГ с паспортами СССР, этой льготой воспользуются ещё и истинные «иностранцы» из СНГ, прибывшие и зарегистрировавшиеся по месту жительства до 1 июля 2002г.Кроме того, время «натурализации» для тех и других было продлено до 1 января 2006г. а теперь — до 1 января 2008г. Новизна ещё якобы в том, что от тех, кто уже зарегистрирован до 1 июля 2002г. или получил (или прибыл позже и получит) РнВП, не потребуют документов о владении русским языком, об источнике средств к существованию, а от «иностранцев» (имеющих паспорта республик СНГ), не потребуют и оформления вида на жительство. Но для прибывших до 1 июля 2002г. это естественно, так как они прибыли до введения в действие Закона о правовом положении иностранцев и нового Закона о гражданстве РФ, а, получив регистрацию по месту жительства, уже получили разрешение проживать в РФ, согласно существовавшим Правилам регистрации граждан РФ, распространявшимся на граждан СНГ и стран Балтии (см. ниже — про недоучившихся студентов). А, как известно, новый закон обратной силы не имеет. Я считаю эту отредактированную статью 14 ещё и разъяснением для ПВС, которое позволит разгрузить суды от излишних судебных разбирательств. (Практика, однако, показала, что в ПВС находят поводы отказывать в приёме документов по всем льготным пунктам и всё-таки приходится судиться, см. дело: http://praktika.borda.ru/?1-6-0-00000008-000-0-0-1133013953. Характер регистрации (временная, или бессрочная) роли не играет, главное, приехал и проживает, а не пребывает (в отпуске, на лечении или в командировке).Последняя поправка 2006г., внесенная в п.4 ст. 14, означает, что лица, получившие Вид на жительство после 1 июля 2002г. также могут воспользоваться льготой по этому пункту. Странная поправка, на мой взгляд, и излишняя, так как, получая вид на жительство до или после этой даты, гражданин имел и разрешение на временное проживание, и регистрацию по месту проживания. Но безобразный судебный прецедент с отказом Григорьевой в приёме документов на гражданство имеет место в г. Москве: http://praktika.borda.ru/?1-6-0-00000003-000-0-0-1125430607 . Теперь у неё проблем не должно быть.В п. 1 в) указаны выпускники российских ВУЗов и ср. учебных заведений – бывшие граждане СССР, а ныне – граждане бывших республик СССР, получившие образование (дипломы) после 1 июля 2002г. Очевидно, что все они прибыли в РФ до 1 июля 2002г., или после этой даты, следовательно, имели (имеют) регистрацию (пусть даже «на время учёбы») и подпадают под льготу по.4 ст.14 — как бы разрешение на временное проживание, которое даётся не менее чем на три года (с предоставлением медицинских справок). Те, кто уже имеют и дипломы специалистов, даже если они уже и выехали на родину, то там же смогут обратиться по вопросу приобретения гражданства РФ, так как гражданам, указанным в части первой ст.14, проживание в РФ не обязательно! А вот студентам, проживающим в РФ и учившимся, но не получившим диплом, или ещё учащимся (на дату 1 июля 2002г.), придётся подавать документы по п. 4 ст.14, но при этом они должны утверждать, что приехали как граждане бывшего СССР жить в РФ, и тут поступили учиться. Регистрация у них по месту проживания имеется, пусть в общежитии, но это — по месту жительства. («Я — как гражданин бывшего СССР, был зарегистрирован, т.е. получил разрешение на проживание в РФ согласно действовавшему до 22 мая 2002г. Постановлению Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 290, которым действие Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713) (с изменениями от 23 апреля 1996 г., 14 февраля 1997 г., 16 марта 2000 г.) было распространено на граждан бывшего СССР, прибывающих из государств — участников СНГ и государств Балтии.» — это довод для суда, поскольку «добровольно» ПВС (теперь ФМС) НИКОМУ по упрощённой схеме документы не позволяет сдавать! «Кстати, а чем я хуже того, кто приехал одновременно со мной, но не поступил учиться — в том, что я моложе, сдал экзамены, смог получить общежитие, а не арендовать жильё. »)Льготы, указанные в пункте 2 ст.14, предназначены для всех проживающих в РФ иностранцев и ЛБГ.Эти граждане ранее прибыли (из дальнего и ближнего зарубежья, то есть не только из бывшего СССР) и они, как правило, имеют вид на жительство согласно действовавшим Правилам пребывания иностранных граждан в СССР (утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 апреля 1991 г. N 212). Теперь им предоставлена возможность обратиться с заявлением о приёме в гражданство РФ без учёта срока проживания в РФ, если они имеют супруга (супругу), либо нетрудоспособны, но имеют в РФ совершеннолетних трудоспособных детей – граждан РФ, либо сами родились в РФ (России, РСФСР) и были гражданами СССР. Напоминаю, что проживающим и имеющим регистрацию на 1 июля 2002г. гражданам бывшего СССР и прибывающим из этих же республик вид на жительство не нужен! Но если они пожелают остаться иностранцами или ЛБГ после 1 января 2006г., то должны получить вид на жительство (как документ), а вновь прибывшие – РнВП.В п.3 ст. 14 указаны нетрудоспособные иностранцы, прибывшие из стран бывшего СССР и зарегистрированные на 1 июля 2002г по месту жительства. Им предоставлена возможность обратиться с заявлением о приёме в гражданство РФ без соблюдения срока проживания и без предоставления вида на жительство. Им не понадобится наличие супругов, детей, поскольку они уже прибыли и некуда их деть! (не депортировать же?!) Вот ещё не прибывшим будет тяжело, если у них нет гражданства по рождению, нет детей в РФ, или нет особых заслуг.В п.5 ст.14 указаны проживающие в РФ ветераны ВОВ, независимо от их гражданства, главное, чтобы они в прошлом имели гражданство СССР (а какой же ветеран ВОВ не был гражданином СССР?). Их «примут» в гражданство РФ безо всяких условий. Хотя их возраст говорит о том, что все они – граждане России по рождению, так как их родители были гражданами Российской республики, или Российской империи — с датой рождения до 30 декабря 1922г.- до образования СССР. А это значит, что они признаны Законом о гражданстве РФ 1991г. гражданами России. «Проживающие» – не означает, что те, кто пока что проживает в республиках СНГ или в более «дальних» странах, не смогут воспользоваться этой льготой. Ветеран должен приехать в РФ — жить и сразу обратиться по вопросу приобретения гражданства РФ. Как только он приедет, зарегистрируется, он уже будет проживать в РФ. Перед выездом в РФ желательно (но не обязательно!) поставить штамп «на ПМЖ». При этом, если он будет зарегистрирован даже временно «по месту пребывания» (по воле чиновников), это не будет означать, что ветеран не проживает, а «пребывает» (см. дело Константина Михайловича, прошедшее через суд: http://praktika.borda.ru/?1-6-0-00000016-000-0-0-1091149250 *)Те, кто в преклонном возрасте, и не имеют никаких родственников, должны обратиться с заявлением о помещении их в интернат. Иначе никак нельзя понимать этот пункт. Другой вариант решения проблемы ветерана ВОВ в суде см. здесь: http://praktika.borda.ru/?1-6-0-00000026-000-0-0-1137250601, не совсем правильно, но зато сразу решили и вопрос назначения пенсии.В п.6. — порядок приёма в гражданство РФ детей и недееспособных лиц. Их судьбу решают родители и опекуны — граждане РФ. Если ребёнок проживает в РФ, то согласие второго родителя не требуется. Это значит, что граждане РФ, проживающие вне территории РФ, могут получить документ о принадлежности их детей к гражданству РФ ТОЛЬКО по обоюдному согласию. _______________________ * Сейчас я уже уверена, что Константину Михайловичу и другим гражданам России по рождению обязаны были просто оформить паспорт Российской Федерации, так как он родился в России и не отказывался от своего гражданства. Ибо признание его гражданином Узбекистана было сделано по Закону Узбекистана. В то же время согласно Закону РСФСР (РФ) о гражданстве он является гражданином РСФСР (РФ). И не лишается своего гражданства, проживая за пределами России, даже если приобретает ещё и иное гражданство. Но такого прецедента в суде ещё не было. Пробует Максим (см. здесь в разделе «Судебная практика» тему «Признание гражданства», ник «Censo»)/И есть свежие обнадёживающие определения КС РФ о гражданстве по рождению: http://praktika.borda.ru/?1-21-0-00000008-000-0-0-1119025400 (см. также прецедентные решения о гражданстве по рождению в г. Серпухове судьи Коляды Валерия Анатольевича: http://praktika.borda.ru/?1-6-0-00000011-000-0-0-1107994299 и http://praktika.borda.ru/?1-6-0-00000005-000-0-0-1109501211 )———————— А вот интересный документ: ПРИКАЗ от 15 сентября 1997г. N 605 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ, ЗАМЕНЫ, УЧЕТА И ХРАНЕНИЯ ПАСПОРТОВ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Приказов МВД РФ от 26.07.1999 N 554, от 04.04.2002 N 320, от 27.09.2002 N 937, от 31.05.2003 N 368, от 05.07.2003 N 521, от 21.10.2003 N 809, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 30.04.1999 N ГКПИ 99-270, определением Верховного Суда РФ от 15.05.2003 N КАС 03-166) …………. 3.6. Гражданам бывшего СССР, зарегистрированным по месту жительства на территории Российской Федерации и не имеющим принадлежности к гражданству одного из государств — участников СНГ, выдавать виды на жительство как для лиц без гражданства, а лицам, имеющим гражданство одного из государств — участников СНГ, — виды на жительство как для иностранных граждан________________________________ См. также и пункт 2 «Инструкции об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство», утвержденной Приказом МВД России от 14.04.2003 N 250. ______________________________ Из этих документов следует, что при обмене паспортов СССР (и при паспортизации несовершеннолетнего населения РФ) можно и нужно выдавать негражданам РФ вместо паспорта СССР или к паспорту СНГ новое удостоверение — «Вид на жительство». Но только в том случае, если они не желают пока приобретать гражданство РФ (или в связи со срочным обменом паспортов СССР). И неправомерно, в этом случае заставлять их просить разрешение на временное или постоянное проживание (с проверками, справками и 6-месячным ожиданием)! И не следует посылать детей, рождённых от россиян на территории СНГ, сначала получать паспорт Казахстана, Киргизии, или др. республик, после чего записывать их в «иностранцы» со всеми вытекающими последствиями. Но кто же из нас специально читает Инструкции МВД? Отсюда и очереди в ПВО, где инспекторы не исполняя Законы (не понимая их) и даже не читая своих Инструкций, держат граждан «на коротком поводке» с временной регистрацией по три месяца или вообще без таковой — усвоив только статью 37 Закона о правовом положении иностранных граждан про миграционную карту, которая относилась лишь к вновь прибывшим гражданам — и для пребывания, а не для постоянного проживания.

    Самедов: я родился в азербайджане .меня призовали в арми,служил в иркутс обл с 1989 по1991г 21декабря.Прописан с 1992г в г Братске с 21,02,1992.Выписался в 1997г в 12 09 1997г.У меня двое детей граждане РФ.У меня паспорт СССР,как мне сейчас получить гражданство,и паспорт нового образца.Какие для этого нужны документы.

    sss: Какие есть документы подтверждающие проживание в РФ на 6 февраля 1992 года? Может запись в трудовой книжке о приеме на работу и тому подобное.

    Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

    Комментарий к статье 14 ФЗ от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”

  • Упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации – приобретение гражданства РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства в порядке, не требующем соблюдения отдельных требований, установленных для приобретения гражданства РФ на общих основаниях, в зависимости от имеющихся у них жизненных обстоятельств, учитываемых государством в качестве юридически значимых.
  • Упрощенный порядок приобретения гражданства осуществляется в нескольких формах, каждая из которых характеризуется своими условиями приема и категорией иностранных граждан и лиц без гражданства, претендующих на российское гражданство. Требования к иностранному гражданину и лицу без гражданства о достижении ими 18 лет и обладании дееспособности распространяются на формы упрощенного порядка приема в гражданство Российской Федерации.

  • Установление упрощенных форм приобретения гражданства является часто встречаемой практикой решения вопросов гражданства в зарубежных странах. Каждое государство определяет круг иностранных граждан, обладающих по тем или иным причинам особым статусом, отличающим их от иностранных граждан третьих стран. Этими причинами и обстоятельствами могут быть исторические предпосылки, близость культур, языка и многое другое.
  • В отечественном законодательстве круг иностранных граждан, который пользовался преимуществами при приобретении гражданства и для которых вводился особый порядок приобретения гражданства, устанавливался еще в период русского подданства. Закон от 10 февраля 1864 г. “О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства” устанавливал упрощенные формы приема в русское подданство следующих категорий иностранных граждан:

    – оказавших России особенные заслуги или известные замечательными талантами, особыми учеными познаниями и прочее;

    – поместивших значительные капиталы в общеполезные русские предприятия;

    – состоящие в русской военной и гражданской службе;

    – духовные иностранных вероисповеданий, приглашенные по распоряжению министра внутренних дел.

    В первых двух случаях упрощенный порядок приема в русское подданство заключался в возможности сокращения пребывания на территории России с 5 лет до того срока, который мог установить министр внутренних дел. В остальных случаях иностранцы принимались в русское подданство “во всякое время и без всяких сроков, по усмотрению непосредственного их начальства”.

    В Законе РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации был установлен в ч. 3 ст. 19 и заключался в установлении обстоятельств, облегчающих прием в гражданство Российской Федерации, то есть дающими право на сокращение вплоть до снятия требований о непрерывном проживании на территории РФ. К ним относилось:

    – состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом;

    – усыновление ребенка, являющегося гражданином РФ;

    – наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

    – наличие заслуг перед народами, объединениями в Российской Федерации, в возрождении Российской Федерации, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей;

    – получение убежища на территории РФ.

    Кроме того, к упрощенному порядку приема в гражданство РФ следует отнести установленную в ст. 18 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 форму приобретения гражданства – в порядке регистрации. Гражданство в настоящем порядке могли приобрести:

    – лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации;

    – лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста;

    – дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей российского гражданства, в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста;

    – лица без гражданства, на 6 февраля 1992 г. постоянно проживающие на территории Российской Федерации или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г., если в течение 1 года после 6 февраля 1992 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации;

    – иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после 6 февраля 1992 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации;

    – граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 г., если они до 31 декабря 2000 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

    Применительно к последнему основанию в 2008 г. Верховный Суд РФ отметил, что для приобретения гражданства в порядке регистрации гражданами бывшего СССР, проживающими на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывших для проживания на территорию РФ после 6 февраля 1992 г., необходимо было до 31 декабря 2000 г. заявить о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации, иначе приобретение российского гражданства как юридический факт не существовало (подробнее см.: Определение Верховного Суда РФ от 9 июля 2008 г. N 5-В08-22).

  • Современная система форм упрощенного приема в гражданство Российской Федерации установлена в комментируемой статье.
  • Первая форма в ч. 1 комментируемой статьи предоставляет возможность приема иностранных граждан и лиц без гражданства в гражданство Российской Федерации без предоставления вида на жительство и постоянного проживания на территории РФ при следующих обстоятельствах:

    – наличие одного или двух родителей, состоящего (состоящих) к моменту обращения с вопросом о приеме в гражданство Российской Федерации в российском гражданстве, проживающего (проживающих) на территории РФ. Под проживанием из смысла ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” следует понимать постоянное, преимущественное или временное проживание;

    – являющиеся к моменту обращения с вопросом о приеме в гражданство Российской Федерации лицами без гражданства с момента прекращения гражданства СССР, проживали и проживают в государствах СССР. В соответствии абз. 6 ч. 1 ст. 3 комментируемого Федерального закона под лицом без гражданства понимается лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. Государствами, входящими в состав СССР, являются: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Кыргызстан, Республика Казахстан, Латвия, Литва, Республика Молдавия, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина, Эстония.

  • Вторая форма упрощенного приема в гражданство предусмотрена ч. 2 комментируемой статьи. Она распространяется на отдельных иностранных граждан и лиц без гражданства, которые проживают к моменту обращения с вопросом о приеме в гражданство на территории РФ. Им предоставляется право приема в гражданство Российской Федерации без соблюдения условия о сроке постоянного проживания.
  • Настоящая льгота по приему в гражданство предоставляется следующим иностранным гражданам и лицам без гражданства – это лица, которые:

    1) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР. При этом с учетом положения ч. 7 ст. 4 комментируемого Закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства;

    2) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее 3 лет. Комментируемый Закон под состоянием в браке понимает только брак, заключенный в органах записи гражданского состояния, в порядке, установленном Семейным кодексом РФ и Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ “Об актах гражданского состояния”. Брак считается заключенным с момента его государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о заключении брака;

    3) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации. Определение понятия нетрудоспособных лиц содержится в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”. Согласно ст. 2 указанного Закона к нетрудоспособным гражданам относятся инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. Кроме того, Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” при определении понятия “трудовая пенсия” предусматривает наступление нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности. Отметим, что Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” с 1 января 2015 г. утрачивает силу;

    4) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах. В соответствии со ст. 42 Гражданского кодекса РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Объявление гражданина умершим согласно ст. 45 ГК РФ может быть осуществлено судом, если в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение 6 месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим осуществляется в порядке, предусмотренном главой 30 Гражданского процессуального кодекса РФ.

    Лишение и ограничение родительских прав – форма ответственности родителей, установленная соответственно ст. ст. 69 и 73 Семейного кодекса РФ. Лишение родительских прав представляет собой утрату родителями всех прав, основанных на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право решения от его имени вопросов гражданства. Ограничение родительских прав по смыслу ст. ст. 73, 74 Семейного кодекса – отобрание ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав, в результате чего родители, родительские права которых ограничены судом, утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Основания лишения родительских прав и ограничения родительских прав предусмотрены ст. ст. 69, 73 Семейного кодекса РФ. Лишение родительских прав и ограничение родительских прав производится в судебном порядке;

    5) имеют сына или дочь, достигших возраста 18 лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах. С учетом отмеченного ранее к комментируемой статье, следует обратить внимание, что основаниями признания гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным предусмотрены Гражданским кодексом РФ. В соответствии с со ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Гражданин, который вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, согласно ст. 30 ГК РФ может быть ограничен судом в дееспособности. Порядок признания гражданина недееспособным, ограничения дееспособности гражданина осуществляется в порядке главы 31 Гражданского процессуального кодекса РФ;

    6) получили после 1 июля 2002 г. профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее 3 лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. Таким образом, условием приема в гражданство Российской Федерации в порядке, предусмотренном по п. “е” ч. 2 комментируемой статьи, является соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства следующих условий:

    а) получение профессионального образования после 1 июля 2002 г. В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” образование в Российской Федерации подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Среднее профессиональное и высшее образование согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” являются уровнями профессионального образования. Профессиональное образование, в свою очередь, имеет 4 уровня: 1) среднее профессиональное; 2) высшее образование – бакалавриат; 3) высшее образование – специалитет, магистратура; 4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации. На лиц, получивших иные виды образования (общее образование, дополнительное образование и профессиональное обучение) или лиц, получивших профессиональное образование вне образовательных организаций (например, в форме семейного образования и самообразования) действие настоящей нормы не распространяется. Следует обратить внимание на то, что по смыслу п. “е” ч. 2 комментируемой статьи прием в гражданство Российской Федерации не связан напрямую с формой получения образования, видом образовательного учреждения. В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной формах;

    б) получение профессионального образования по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию; Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” к основным профессиональным образовательным программам относятся:

    – образовательные программы среднего профессионального образования программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

    – образовательные программы высшего образования программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

    Порядок государственной аккредитации образовательных программ предусмотрен Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1039 “О государственной аккредитации образовательной деятельности”;

    в) получение профессионального образования в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории. В соответствии п. 18 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Образовательные организации в зависимости от того, кем она создана, могут быть государственными, муниципальными, частными. В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, которые вправе осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам;

    г) осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации не менее 3 лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. В соответствии с абз. 13 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” под трудовой деятельностью иностранного гражданина понимается работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

    7) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации не менее 3 лет (п. “ж” ч. 2 ст. 14 комментируемого Закона). Определение понятия индивидуального предпринимателя содержится в абз. 4 ч. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ. В соответствии с Налоговым кодексом РФ индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. Под предпринимательской деятельностью п. 1 ст. 2 ГК РФ понимает самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (см. также: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2004 г. N 3-П “По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона “Об акционерных обществах”, регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан компании “Кадет Истеблишмент” и запросом Октябрьского районного суда города Пензы”).

    Кроме того, предусмотренный комментируемой нормой упрощенный прием в гражданства для иностранных граждан и лиц без гражданства применим только в случае, если в 3-летний период ежегодная выручка иностранных граждан – индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) в результате осуществления предпринимательской деятельности составляет не менее 10 млн. рублей и только в тех видах экономической деятельности, которые установлены Правительством Российской Федерации;

    8) являются инвесторами, чья доля вклада в уставном (складочном) капитале российского юридического лица составляет не менее 10% (п. “з” ч. 2 комментируемой статьи). Под инвесторами согласно ч. 3 ст. 2 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 “Об инвестиционной деятельности в РСФСР” понимаются субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

    Под уставным капиталом следует понимать сумму средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации. Складочный капитал предполагает совокупность вкладов в денежном выражении участников юридического лица, внесенных для осуществления совместной деятельности.

    Однако для приема в гражданство Российской Федерации должны быть соблюдены два условия: во-первых, речь только о доли вклада в уставный (складочный) капитал российских юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации в определенных видах экономической деятельности. Как и в предыдущей форме приема в гражданство Российской Федерации, виды экономической деятельности будут определены в дальнейшем Правительством Российской Федерации. Во-вторых, размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица и размер его чистых активов должны составлять не менее 100 млн. рублей каждый либо сумма уплаченных таким юридическим лицом налогов в бюджетную систему Российской Федерации и обязательных страховых платежей должна составлять не менее 6 млн. рублей в год на протяжении не менее 3 лет со дня осуществления инвестиций;

    9) осуществляют не менее 3 лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке (п. “и” ч. 2 ст. 14 комментируемого Закона). Настоящий перечень профессий утверждается Минтрудом России. В соответствии с документами, прилагаемыми к Федеральному закону от 23 июня 2014 г. N 157-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” разработка настоящего перечня планируется в течение 3 месяцев с момента принятия настоящего Федерального закона.

  • Для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации и признанных носителями русского языка, в ч. 2.1 комментируемой статьи предусмотрена отдельная форма приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Настоящая форма дополнительно введена в комментируемый Закон и действует со 2 мая 2014 года в редакции от 5 июля 2014 года (см. Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 71-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” и Федеральный закон от 2 июня 2014 г. N 157-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации”) и предусматривает возможность приема в российское гражданство без соблюдения условий по непрерывному проживанию в течение 5 лет на территории Российской Федерации, вида на жительство, прохождения процедуры определения уровня знания русского языка.
  • Порядок признания иностранных граждан и лиц без гражданства носителями русского языка предусмотрен ст. 33.1 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 33.1). Условиями приема иностранного гражданина и лица без гражданства в гражданство Российской Федерации по настоящему основанию является:

    – состояние лица в гражданстве (подданстве) иностранного государства или состояние безгражданства к моменту обращения;

    – достижение возраста восемнадцати лет;

    – законное постоянное проживание на территории РФ;

    – признание в порядке, установленном ст. 33.1 комментируемого Закона, носителем русского языка;

    – отказ иностранного гражданина от имеющегося у него гражданства иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ, либо в случае, если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

    – взятие обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ;

    – наличие законного источника средств к существованию;

    – отказ от имеющегося у них иного гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин.

  • Преференции по непрерывному проживанию в Российской Федерации в течение 5 лет, а также освобождение от предоставления вида на жительство предусмотрены в ч. 3 рассматриваемой статьи для нетрудоспособных иностранных граждан и лиц без гражданства, которые прибыли в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированы по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года. Особенностью нормы является ее действие в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которые были зарегистрированы по месту жительства. Факта одного лишь нахождения на территории РФ по правовому смыслу нормы недостаточно.
  • Отдельной формой упрощенного порядка приема в гражданство РФ является ч. 4 комментируемой статьи, которая распространяет свое действие на лиц, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство. Такие лица принимаются в российское гражданство без соблюдения условий о пятилетнем проживании на территории Российской Федерации, наличия законного источника средств к существованию и владения русского языка.
  • Настоящая форма носила временный характер. Первоначально ее действие ограничивалось 1 января 2006 г. и распространялось только на категорию временно проживающих иностранных граждан и лиц без гражданства, что, как показала практика, было недостаточным, а также исключало возможность ее применения к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации. В этой связи действие настоящей нормы продлевалось поэтапно до 1 июля 2009 г. и было распространено на лиц, имеющих вид на жительство.

    Вместе с тем применение настоящей нормы вызвало ряд неопределенностей в понимании ее содержания. Связано это было в основном с тем, что многие лица, желающие приобрести гражданство РФ по настоящему основанию, доказывали в судебном порядке факт нахождения на территории РФ на 1 июля 2002 г. Однако органы, ведающие делами о гражданстве, исходили при принятии решения о возможности приема в гражданство РФ не из фактического нахождения лица на территории Российской Федерации на 1 июля 2002 г., а регистрации по месту жительства на настоящую дату.

    В силу неопределенности настоящей нормы комментируемого Закона Конституционным Судом РФ в 2005 году было дано соответствующее толкование (подробнее см.: Определение Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2005 г. N 402-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Фатуллаевой Галины Васильевны на нарушение ее конституционных прав частью четвертой статьи 14 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”). Конституционный Суд РФ отметил, что сам по себе установленный судом факт постоянного проживания лица на территории РФ на 1 июля 2002 г. не отнесен законодателем к правообразующим юридическим фактам, т.е. служащим основанием для принятия решения о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке, поскольку комментируемый Закон под проживанием понимает проживание на территории РФ на законном основании, а Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” под законно находящимся на территории Российской Федерации иностранным гражданином признает лицо, имеющее действительный вид на жительство либо разрешение на временное проживание, либо визу или иные предусмотренные данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

    Кроме того, Конституционный Суд РФ в настоящем решении установил следующее:

    – при определении упрощенного порядка приема в гражданство РФ требование о наличии у иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имели гражданство СССР и прибыли в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, регистрации по месту жительства на территории РФ по состоянию на 1 июля 2002 года или разрешения на временное проживание в Российской Федерации, во взаимосвязи с положениями законодательства РФ о порядке пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающее права и свободы, вытекающие из ст. ст. 6 (ч. 1), 17 (ч. 1), 18, 21 (ч. 1), 27 (ч. 1), 55 (ч. ч. 2 и 3) и 62 (ч. 3) Конституции РФ (Определения от 8 ноября 2005 года N 402-О и от 18 июля 2006 года N 341-О) (подробнее см. также: Определения Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. N 814-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Устабаши Любови Андреевны и Устабаши Юлии Валентиновны на нарушение их конституционных прав Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, от 18 июля 2006 г. N 341-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Республики Узбекистан Барышевой Татьяны Васильевны на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом “О гражданстве Российской Федерации”, а также иными нормативными правовыми актами по вопросам приобретения гражданства Российской Федерации и правового положения иностранных граждан в Российской Федерации”);

    – само по себе отсутствие регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 года не исключает (после получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации) возможность приема в гражданство РФ на основании ч. 4 ст. 14 комментируемого Закона или – как родившейся на территории РСФСР и имевшей гражданство бывшего СССР – на основании п. “а” ч. 2 комментируемой статьи.

  • В отношении ветеранов Великой Отечественной войны, имевших гражданство СССР и проживающих на территории РФ, действует специальная форма, установленная в ч. 5 комментируемой статьи, предоставляющая возможность принятия их в гражданство без соблюдения требований, предъявляемых при приеме в общем порядке, за исключением обязательства соблюдения Конституции РФ и законодательства РФ.
  • Ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Перечень лиц, являющихся ветеранами Великой Отечественной войны, определен в ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах”.

    1. Максимальный набор преференций в приеме в российское гражданство (без соблюдения каких-либо условий) предоставляется для детей, один из родителей или единственный родитель которого имеет российское гражданство, – по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя. Часть 6 рассматриваемой статьи также предусматривает в п. п. “в” – “д” возможность приема в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство, или помещенных под надзор в российскую организацию соответственно для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную российскую организацию. Прием в гражданство Российской Федерации детей и недееспособных лиц в этом случае осуществляется на основании заявления опекуна или попечителя, имеющих российское гражданство, руководителя соответствующей российской организации, в которую помещен ребенок или недееспособное лицо. Исключением являются случаи назначения опеки и попечительства на период, когда родители ребенка по уважительным причинам не могут исполнять свои родительские обязанности, а также в случаях временного помещения детей или недееспособных лиц под надзор в российские организации в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 11, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве” и п. 2 ст. 155.1 Семейного кодекса РФ. В этих случаях прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке невозможен, что обусловлено ст. 9 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 9). Согласно ч. 4 ст. 9 комментируемого Закона решение об изменении гражданства ребенка принимается без согласия его родителей только в случае лишения их родительских прав. Однако ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве” предусматривает возможность назначения ребенку опеки и попечительства на период, когда родители не лишены родительских прав, но по уважительным причинам не могут исполнять свои родительские обязанности. Аналогичная ситуация возникает с помещением детей и недееспособных лиц под надзор в российскую организацию соответственно для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги. В целях защиты права ребенка, недееспособного лица на гражданство, права родителей по определению гражданства детей п. п. “в” – “д” ч. 6 комментируемой статьи содержат исключения возможности приема в гражданство Российской Федерации ребенка, оставшегося без попечения родителей, не лишенных родительских прав, но временно не способных исполнять свои родительские обязанности, без их согласия, а также приема в российское гражданство недееспособного лица, помещенного под надзор в российские организации, оказывающие социальные услуги, без согласия опекуна или попечителя, которые по уважительным причинам временно не могут исполнять свои обязанности в отношении подопечного.
    2. Анализ положений комментируемой статьи позволяет судить о том, что прием в российское гражданство в упрощенном порядке направлен в основном на граждан бывшего СССР, а также других лиц, имеющих более тесные отношения с Российской Федерацией, обусловленные родственными или семейными отношениями. Таким образом, он определяется степенью взаимоотношений претендента на гражданство с российским государством и обществом.
    3. В этой связи в комментируемом Законе в ч. 7 рассматриваемой статьи был расширен круг субъектов, принимаемых в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Федеральным законом от 1 октября 2008 г. N 163-ФЗ “О внесении изменения в статью 14 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” была введена новая форма упрощенного приема в гражданство РФ для соотечественников Российской Федерации.

      Предоставление настоящей категории преференций в приеме в гражданство РФ было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, оно основывалось на концепции, определенной в Федеральном законе от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ “О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом”, во-вторых, – задачами социально-экономического развития Российской Федерации и выхода из сложившейся демографической ситуации. Третья причина связана с особенностью данной категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, которая выражается в наличии у них традиций российской культуры, владением русским языком.

      В этой связи Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная Указом Президентом РФ от 22 июня 2006 г. N 637 в качестве одной из мер содействия, установила приоритетный порядок приобретения соотечественниками российского гражданства. В этой связи была введена специальная форма приема в гражданство Российской Федерации, которая предоставляет соотечественникам право приема в гражданство РФ без учета требований пятилетнего постоянного проживания на территории РФ, вида на жительство, наличия законного источника средств к существованию и знания русского языка. Условием применения данного положения является регистрация соотечественника и членов его семьи по месту жительства на территории субъекта РФ, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с настоящей Государственной программой.

      Смотрите еще:

      • Задачи по налогам с ответами Готовые задачи с решениями В этом разделе вы найдете решенные задачи по предмету "Налоги и налогообложение". Примеры решений выложены бесплатно для вашего удобства. Если вам нужна помощь в выполнении работ, оставьте заявку. Задачи по […]
      • Мегафон бланки заявлений для юридических лиц Претензия в мегафон. Как написать претензию в мегафон. Стоит ли отправлять жалобу самому оператору 1 июл 2013 . Также оплатил 240 гр. за бланк водительского удостоверения. . В интересах третьих лиц и коммунальных предприятий нас. Теперь я […]
      • Уголовное право наказание его виды и система 1. Наказание и его виды Наказание – мера принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, которая заключается в ограничении прав и свобод осужденного. Наказание […]
      • Инструкция по заполнению декларации налога на имущество за 2014 год Как заполнить декларацию по налогу на имущество Статья опубликована в журнале "Вестник бухгалтера Московского региона" № 5 октябрь 2015 г. Л. Г. Федорова, В. Н. Горностаев, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ Остаточная […]
      • Как оформить авансовый отчёт в 1с 83 Авансовый отчет в 1С 8.3 — заполнение на примере Авансовый отчет в 1С служит для подтверждения сотрудником (подотчетным лицом) израсходованной суммы денег, выданных ему ранее авансом. Рассмотрим инструкцию на примере, как правильно […]
      • Пройти стажировку на нотариуса Пройти стажировку на нотариуса Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области объявляет о проведении экзамена у лиц, желающих пройти стажировку у нотариуса. Лицо допускается к стажировке, если оно: является […]
      • Гражданство русский или россия Как писать гражданство в анкете правильно У нас несколько раз в комментариях спрашивали, как правильно указать гражданство в анкете. Хороший вопрос, ведь если ошибиться с заполнением этой графы, могут возникнуть проблемы при пересечении […]
      • Национальность или гражданство Как писать гражданство в анкете правильно У нас несколько раз в комментариях спрашивали, как правильно указать гражданство в анкете. Хороший вопрос, ведь если ошибиться с заполнением этой графы, могут возникнуть проблемы при пересечении […]