Федеральный закон общедомовые нужды — Доброе дело

Федеральный закон общедомовые нужды

Оглавление:

Плату за общедомовые нужды должны начислять по счетчикам

10 августа вступил в силу закон о новых правилах оплаты общедомовых нужд. Теперь для расчета официально можно использовать показания счетчиков, а не нормативы. Это правило установил федеральный закон, подписанный президентом. Документ уже действует, и его нужно исполнять.

У управляющих компаний больше не получится навариться на общей электроэнергии и воде и брать с жильцов больше положенного. Но пока это не значит, что в вашей следующей квитанции что-то изменится.

Что такое общедомовые нужды?

Жильцы платят за свет, воду и газ, которые расходуют в своей квартире. А еще — за общие ресурсы, которые идут на освещение и уборку подъездов.

Это обязательный платеж. Он зависит от площади квартиры: чем больше квартира, тем больше приходится платить за содержание общего имущества.

С 1 января 2017 года общедомовые нужды не выделяют в квитанциях отдельной строкой, но платить за них всё равно нужно.

Как раньше начисляли платежи за общие свет и воду?

До 1 января 2017 года управляющие компании начисляли плату за общедомовые нужды как хотели. Внятного регулирования не было.

С этого года решили установить нормативы: максимум, больше которого жильцы не оплачивают. Если фактически воды или электроэнергии дом израсходует больше, разницу оплатит управляющая компания.

В регионах до 1 июня должны были установить новые нормативы для оплаты общедомовых нужд. По правилам нужно учитывать, как утеплен дом, есть ли там энергосберегающие лампочки, из каких материалов стены и какая площадь общих помещений.

Но проблема не в самих нормативах, а в том, что в законе был прописан только максимум: жильцы платят по нормативам и не больше. А что можно платить меньше — в законе написано не было. Хотя фактически дом мог использовать на общие нужды меньше света и воды, чем начисляла управляющая компания и насчитали региональные власти. Лампочка могла не гореть, а жильцы за нее платили.

Была еще одна проблема: жильцам начисляли плату за услуги, которых не было. Например, за общее водоотведение, которое технически невозможно. В итоге жильцы переплачивали, а управляющая компания зарабатывала.

Что изменилось с этими начислениями?

Сначала проблему попытался решить Минстрой. В письме для губернаторов ведомство разрешило начислять плату за общедомовые нужды по счетчикам. Но это всего лишь разъяснение, которое управляющие компании могли не выполнять. Хоть его и отправили главам всех регионов, это еще ничего не значит — проблема осталась.

29 июля 2017 года вопрос окончательно решили на федеральном уровне. В жилищный кодекс внесли изменения о правилах оплаты общедомовых нужд. Они уже работают, а правительство готовит новые инструкции.

В нашем доме нет общих счетчиков, как мы будем платить?

По нормативам. Если в доме не установлены общедомовые счетчики на свет и воду, это единственный вариант. Все вопросы по установке общих счетчиков — к управляющей компании.

Если стоят общедомовые счетчики, какие есть варианты?

У вас есть выбор. Можно платить по нормативам или счетчикам.

По умолчанию счетчики в приоритете. Если по ним показания меньше, платить по нормативам не придется — учитывается фактический расход. Если больше — заплатите только норматив.

Но как всегда, дьявол в деталях. Вот какие есть варианты по новому закону.

Без общего собрания. Если в доме есть общие счетчики, с августа 2017 года вы продолжаете платить по нормативам. А в следующем году вам пересчитают сумму с учетом фактических показаний. Пересчет будет в меньшую сторону, или просто не придется доплачивать.

По решению общего собрания. Можно выбрать, как платить за общедомовые нужды:

  • среднемесячный объем по счетчикам. Потом эту сумму тоже скорректируют;
  • фактический объем по счетчикам. Сумму корректировать не придется — сколько потратили, за столько и заплатили.
  • Итого. Без собрания — платите по нормативам, а потом пересчитывают сумму. С собранием — можно уже сейчас платить по счетчикам.

    Когда и как будут пересчитывать оплату за общедомовые нужды?

    Порядок и сроки перерасчета утверждает правительство. Федеральный закон про новые правила оплаты общедомовых нужд уже работает, а постановления всё еще нет. Как только его опубликуют, мы расскажем, как это будет работать.

    Есть только проект, в котором написано, что пересчитывать будут раз в год до 1 июля. Это обычная практика — так делают с отоплением.

    А что со структурой платежей за общие нужды?

    В жилищном кодексе прописали, что конкретно входит в общедомовые нужды: холодная и горячая вода, электроэнергия и канализация. Если в доме не используют какой-то из ресурсов, то и платить за него не придется.

    Проверьте свою квитанцию. Если вам начисляют платежи за водоотведение и горячую воду, хотя в доме нет общей канализации, а в подвале кран только с холодной водой, это незаконно.

    Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Документ является поправкой к

    Комментарии Российской Газеты

    Принят Государственной Думой 19 июля 2017 года

    Одобрен Советом Федерации 25 июля 2017 года

    Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2008, № 30, ст. 3616; 2010, № 31, ст. 4206; 2011, № 50, ст. 7359; 2012, № 27, ст. 3587; № 53, ст. 7596; 2014, № 30, ст. 4218, 4264; 2015, № 1, ст. 11; № 27, ст. 3967; 2016, № 23, ст. 3299; № 27, ст. 4200; 2017, № 1, ст. 10) следующие изменения:

    а) пункт 2 части 1 изложить в следующей редакции:

    «2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также — коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;»;

    б) в пункте 1 части 2 слова «холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания» заменить словами «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании»;

    в) в части 5 слова «холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания» заменить словами «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании»;

    а) часть 7 после слова «Кодекса» дополнить словами «, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9 2 настоящей статьи»;

    б) часть 9 1 изложить в следующей редакции:

    «9 1 . Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;

    в) часть 9 2 изложить в следующей редакции:

    «9 2 . Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

    1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

    2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.»;

    г) дополнить частью 9 3 следующего содержания:

    «9 3 . При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.».

    В части 10 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 27, ст. 3967; 2016, № 1, ст. 24; № 14, ст. 1903; 2017, № 1, ст. 27) слова «тепловой энергии,» исключить, дополнить предложением следующего содержания: «Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме также не требуется в случае изменения размера платы за содержание жилого помещения при изменении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в связи с установлением или изменением тарифов на такие коммунальные ресурсы, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и (или) установлением или изменением норматива потребления холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.».

    Президент Российской Федерации В.Путин

    Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 30 июля 2017 г.

    Общедомовые нужды (ОДН)

    Законодательство

    Федеральным законом РФ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» № 176-ФЗ от 29.06.2015 г. внесены изменения в действующее законодательство, при котором с 01.01.2017 г. плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

    В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений, в случаях, когда собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за отдельные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

    Таким образом, с 1 января 2017 года все потребители в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющих организаций, товариществ собственников жилья, кооперативов, должны вносить плату за коммунальную услугу-электроэнергию только исходя из объемов электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, а плату за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме должны вносить управляющей организации, ТСЖ, кооперативу в составе платы за содержание жилого помещения.

    Основополагающими нормативными документами по вопросу расчетов за поставленную в многоквартирные жилые дома электрическую энергию, в том числе приходящуюся на общедомовые нужды, являются (см. раздел «Нормативные документы»):

    1. Гражданский кодекс РФ.
    2. Жилищный кодекс РФ.
    3. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354.
    4. Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012г. № 124.
    5. Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442.
    6. Федеральный закон от 23.11.2009г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    В соответствии со ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое потребителем количество энергии в соответствии с данными прибора учета.

    Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

    Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности (ст. 158 ЖК РФ).

    Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», гласит о том, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

    До 1 сентября 2012 г. коммунальные услуги предоставлялись в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307. При этом, расчет за коммунальные ресурсы, в том числе и за потребленную электроэнергию, производился по показаниям общедомовых приборов учета, ОДН распределялся пропорционально потреблению не только на потребителей — физических лиц, имеющих индивидуальные приборы учета, но и на потребителей – физических лиц, у которых отсутствуют индивидуальные приборы учета (рассчитывающихся по нормативам потребления электроэнергии), а также на нежилые помещения, находящиеся под учетом общедомового прибора учета.

    С 1 сентября 2012 г., согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади, принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме.

    Согласно изменениям, внесенным Постановлением Правительства РФ N 1498 от 26.12.2016 г. в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011 г., изменился алгоритм предъявления отрицательного ОДН:

    Плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях в доме.

    Как поступает в дом электроэнергия

    Общее количество электроэнергии, поступающее через входное распределительное устройство во внутридомовые сети дома, фиксируется общедомовым прибором учета, а затем поступает в квартиры и места общего пользования. Электрическая энергия, поступившая в квартиру, измеряется индивидуальными приборами учета.

    Вся остальная энергия расходуется для работы приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 в состав общего имущества включаются:

    а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

    б) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

    Взаимодействие сторон

    Исполнитель коммунальных услуг (УК, ТСЖ, ЖСК) самостоятельно или с привлечением других лиц должен обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю (пункт 31 «в» Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354).

    Обязанность съема показаний общедомового прибора учета в период с 20-го по 25-е число текущего месяца и занесением в журнал учета возложена на исполнителя коммунальных услуг.

    Недвижимость

    Общие нужды оплатят по счетчику

    Путин подписал закон об оплате общедомовых услуг по счетчикам‍

    Россияне смогут платить за общедомовые коммунальные услуги, а именно горячую, холодную воду и электроэнергию, по общедомовому счетчику. Соответствующий закон подписал президент России Владимир Путин. Эксперты положительно оценивают изменения, но говорят, что сейчас возвращается порядок исчисления, который существовал до 2017 года, а затем был упразднен и снова принят Госдумой в минувшую сессию.

    Новые поправки в Жилищный кодекс устанавливают приоритет показаний приборов учета над региональными нормативами при платежах за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды (ОДН).

    «Для справедливого начисления платы за общедомовые нужды собственники могут выбрать на общем собрании наиболее приемлемый для их дома способ начисления платежей, исходя из технической оснащенности здания — по нормативу или показателям общедомового прибора учета», — уточняются поправки на сайте Минстроя России.

    Собственники могут принять решение платить по среднегодовой величине или по фактическому потреблению, поясняет генеральный директор «Бурмистр.ру» Юрий Кочетков.

    Россиян могут освободить от обязательной поверки счетчиков воды

    По его словам, разница между способами в том, что среднегодовая величина будет рассчитываться по показаниям общедомового прибора учета за прошлый год и раз в год — 1 июля — будет делаться корректировка по специальному алгоритму, а при расчете по факту никаких корректировок не предусмотрено.

    При оплате по нормативному методу, если получится экономия к 1 июля, то она перейдет на следующий год, а «если перерасход — то это убытки управляющей организации», добавляет эксперт.

    Эксперт рабочей группы «Качество жизни» ОНФ Арсений Беленький считает, что оплата ОДН через счетчики повысит прозрачность платежей.

    «Люди видят конкретные цифры, за что и в каком объеме они платят», — объясняет специалист.

    По его словам, такая мера не только позволит начислять платеж более корректно, но и будет стимулировать людей и управляющие компании к установлению приборов учета. Таким образом будет сокращаться объем недополученных денег ресурсоснабжающим организациям, но при этом собственники будут понимать, за что они платят.

    Эксперт говорит о том, что в этом году уже была проведена реформа расчета по общедомовым нуждам — многие регионы выполнили требования правительства России и скорректировали с 1 июня нормативы потребления коммунальных ресурсов.

    ОНФ сравнили нормативы, действовавшие в регионах в 2016 и 2017 годах, и оказалось, что по итогам корректировки расходы на холодную и горячую воду снизились на 20–25%, а на электричество — повысились в два раза.

    Такие кардинальные изменения в нормативах демонстрируют их сомнительную обоснованность. Во многих регионах запутаны правила по исчислению нормативов из-за большого количества разнотипных зданий, на каждый из которых самостоятельно исчисляются нормативы.

    Новые нормативы могут также привести к росту платежа за ОДН. Подписанные же президентом поправки в Жилищный кодекс могут изменить ситуацию и обеспечить прозрачность платежей.

    Кроме того, по сообщению Минстроя России, законом установлено, что в перечень работ по капремонту включена установка комплексной автоматизированной системы коммерческого учета ресурсов.

    Россияне задолжали за услуги ЖКХ 1,34 трлн рублей

    «Подобные системы позволяют исключить потери и недостачи из счетов всех жильцов, повышают прозрачность начисления ОДН по каждому техническому устройству, установленному в доме, а также повышает удобство на снятие показаний приборов учета для граждан, что, в свою очередь, повышает платежную дисциплину населения», — объясняются поправки на сайте ведомства.

    Последние изменения в порядок расчета стоимости коммунальных ресурсов на содержание общего имущества, по мнению Юрия Кочеткова, — это исправление ошибок, допущенных властями в конце 2016 года.

    Эксперт вспоминает, что тогда многие собственники, возмущенные повышенной платой, которая исчислялась по региональным нормативам, ринулись с претензией в управляющие компании, но те ничего сделать не могли, потому как счетчики были отменены.

    «По сути, широко разрекламированные изменения, якобы направленные на повышение прозрачности в платежах, — это «реставрация» ранее существовавшей нормы в пункте 44 правил предоставления коммунальных услуг, согласно которой собственники могли на общем собрании принять решение об оплате тогда еще существовавших ОДН по показаниям общедомового прибора учета», — объясняет свою позицию собеседник «Газеты.Ru».

    Он также отмечает, что поскольку провести собрание достаточно сложно, то рассчитывать плату за ОДН будут все равно по нормативному методу. Он считает, что это хоронит идею энергосбережения в многоквартирных домах, а значит, «все эти поправки — фикция».

    Он считает, что, по сути, изменения направлены на то, что при отсутствии решения общего собрания размер платы не будет превышать размер, рассчитанный по нормативу потребления.

    ОДН в 2017 году: формулы расчета, нормативы и тарифы начисления оплаты

    Новые правила для ОДН с 1 июня 2017
    Летом 2017 года в каждом регионе будет введен свой норматив на ОДН. Читайте подробнее —
    ОДН с июля 2017: введение нормативов на потребление.

    С 1 января 2017 года жилищно-коммунальная отрасль страны начала жить по другим правилам — в силу вступила новая система расчетов общедомовых нужд (ОДН). В этой статье рассмотрим, как нововведение отразилось на деятельности управляющих компаний, и какие меры стоит принять, чтобы минимизировать финансовые риски УК, ТСЖ и собственников многоквартирных домов.

    Норматив ОДН с 1 января 2017 года

    Жилищно-коммунальную отрасль России принято называть «черной дырой», в которую улетают миллиардные вложения — деньги собственников и государства. Новые правила расчета ОДН приняты, чтобы посчитать коммунальные ресурсы и распределить затраты в соответствии с реальным потреблением. Однако даже самое благое законодательное начинание часто превращается в сложный и запутанный процесс, вызывающий вопросы со стороны как обычных граждан, так и работников управляющих компаний и ТСЖ.

    Еще летом 2015 года Государственной думой РФ был принят федеральный закон №176-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ». Закон был направлен на создание условий, необходимых для эффективной работы и улучшения платежной дисциплины отрасли ЖКХ. Самыми революционными в нем стали изменения, в результате которых плата за содержание общедомового имущества с 01.01.2017 года стала включать в себя плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества многоквартирного дома. Начисляться такая плата должна исходя из величины потребления, рассчитанной по нормативу, который устанавливается на уровне республик, краев и областей.

    ОДН как жилищный платеж

    Введение новых правил начисления с января 2017 года было продиктовано необходимостью приведения расчетов к реальной картине потребления. Разработчик законопроекта — министерство строительства и ЖКХ РФ — считает, что перевод коммунальной услуги в жилищную, где действуют строгие нормативы, позволит начислять плату лишь за ресурсы, которые на самом деле идут на нужды дома.

    Сейчас ОДН – это воровство, небалансы коммунальных организаций . Человек получает квитанцию. Он четыре кубометра воды потратил на свои нужды, а шесть ему приписывают, у каждого его соседа такая же ситуация. Это жульничество доказать очень тяжело! Обычный человек не может собрать показания всех приборов учета в доме.
    Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ

    Цель чиновников ясна — мотивация к энергосбережению, учет и контроль. Это подчеркивается и в преамбуле документа:

    Рекомендовать органам местного самоуправления обеспечить путем проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах информирование собственников помещений, осуществляющих непосредственное управление многоквартирными домами, о мероприятиях по энергосбережению в случае, если объем потребленного на общедомовые нужды коммунального ресурса, определенный на основе показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, превышает соответствующие нормативы потребления .
    Постановление Правительства РФ №603

    Новые правила вводились поэтапно. Изначально срок перехода был намечен на 1 апреля 2016 года. Затем старт отодвинули на 1 июля, еще позже — на 1 января 2017 года. Этот люфт был необходим, чтобы управляющие организации и собственники смогли подготовиться к изменениям порядка оплаты.

    До конца года управляющие компании должны проверить каждый дом: выявить и устранить все случаи нецелевого расходования коммунальных ресурсов, провести работы по повышению энергоэффективности . Срок введения нового алгоритма оплаты продлен, в том числе, чтобы УК исключили возможность нецелевого расходования ресурсов. Жильцы не должны платить за протечки воды или незаконное подключение к электрическим сетям.
    Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ

    Как будет начисляться ОДН в 2017 году

    В 2017 году расходы общедомовые нужды включены в плату за содержание общего имущества, отдельной строки «ОДН» в квитанции больше не будет. К общедомовому имуществу, согласно ст. 36 п. 1 Жилищного кодекса РФ, относятся помещения, которые не являются частями квартир и служат для общего использования. В число таких помещений входит:

  • лифты и лифтовые шахты;
  • крыши и технические этажи дома;
  • межквартирные лестничные площадки и коридоры;
  • чердаки и подвалы, в которых есть инженерные коммуникации;
  • земельный участок, на котором расположен дом, включая элементы благоустройства, расположенные на территории дома (например, клумбы или детский двор).
  • Платеж рассчитывается исходя из показаний общедомовых приборов учета (ОДПУ) тепла, воды и электроэнергии. Сейчас они установлены в большинстве многоквартирных домов.

    Иными словами, ОДН — это разница между показаниями общедомового прибора учета и личными счетчиками жильцов. Если же у собственников квартир отсутствуют индивидуальные приборы учета, объем потребляемых ресурсов распределяется пропорционально доле квартирной площади в составе суммы всех площадей общедомового имущества.

    Напомню, что ОДН называют коммунальные услуги, которые идут на поддержание жизнедеятельности многоквартирного дома. Сюда включается работа лифта, освещение подъезда, придомовой территории, влажная уборка и промывка инженерных систем и т.д. Дискуссия по поводу ОДН возникла из-за того, что управляющие организации стали списывать туда свои долги перед поставщиками ресурсов и сторонние расходы. На эту проблему обратил внимание Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.
    Александр Сидякин, первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ

    Норматив оплаты ОДН с 1 января 2017 года

    Как рассчитать ОДН за тепло в 2017 году

    Рассмотрим, как производятся расчеты оплаты ОДН с 1 января 2017 года на примере тепловой энергии. Воспользуемся для расчета следующими формулами:

    Расчет платы за потребление тепла в квартире:

    Площадь квартиры * Норматив потребления тепла (Гкал/м² за последние 7 месяцев) * Тариф на тепловую энергию

    Расчет платы за потребление тепла в общедомовых помещениях:

    Доля площади в общедомовых территориях * Норматив потребления тепла (Гкал/м² за последние 7 месяцев) * Тариф на тепловую энергию

    Расчет доли площади помещений, входящих в совокупный состав общедомового имущества:

    Площадь общедомовых помещений * Площадь квартиры / Площадь всех квартир в доме

    Как рассчитать ОДН за воду в 2017 году

    Как в остальных случаях, расчет ОДН по горячей и холодной воде, производится в зависимости от наличия общедомовых приборов учета (ОДПУ). Наличие таких приборов с автоматизированной передачей показаний облегчает задачу. В том числе, самой УК — для исключения трений с поставщиками ресурсов, которые могут списывать все технологические потери на собственников МКД. А также для оперативного подсчета расхода коммунальных ресурсов.

    Есть общедомовой счетчик: формула ОДН за воду

    При наличии ОДПУ общедомовые нужды составляют разницу между показанием общедомового прибора учета и суммой значений индивидуальных счетчиков. Сумма значений ИПУ включает в себя и расходы по нормативам в необорудованных счетчиками помещениях. Получившийся результат распределяется пропорционально площади помещений между всеми собственниками. Соответственно, независимо от количества проживающих в многокомнатной квартире людей, затраты на ОДН для нее будут больше, чем для однокомнатной.

    Нет общедомового счетчика: формула ОДН за воду

    При отсутствии ОДПУ расчет производится по нормативам. Формула расчета ОДН по горячей и холодной воде в этом случае выглядит так:

    Как рассчитать ОДН за электроэнергию в 2017 году

    Есть общедомовой прибор: формула ОДН за электроэнергию

    Самый распространенный случай для МКД: помещения частично оснащены индивидуальными приборами учета и установлен ОДПУ. В этом случае формула расчета ОДН для каждого помещения будет выглядеть следующим образом:

    Другими словами, объем ОДН за электричество, который приходится на конкретное помещение, определяется пропорционально ее площади к общей площади дома и к остатку «неоплаченного» потребления в многоквартирном доме.

    Нет общедомового прибора: формула ОДН за электроэнергию

    В случае, если общедомового прибора учета электроэнергии нет, расчет производится с использованием нормативов потребления электроэнергии на общедомовые нужды.

    После проведения расчета доли электроэнергии, потребленной на ОДН, она прибавляется к объему, определенному по ИПУ или нормативу, и включается в квитанцию собственника. В свою очередь, собственник помещения должен произвести оплату ОДН в составе общего платежа за электроэнергию.

    Потери: скрыть или найти

    Ключевой тезис нововведений Минстроя заключается в том, что УК и ТСЖ не смогут распределять на собственников расходы, превышающие установленный нормативом размер ОДН. Нецелевое использование ресурсов в домах станет платежным бременем для самих управляющих организаций. В этих условиях есть два пути, по которому могут пойти УК и ТСЖ.

    Первый путь — мошеннический. Он состоит в том, чтобы «перекрывать» расходы на коммунальные ресурсы за счет других статей или включать в квитанции «скрытые платежи».

    Но рано или поздно тайное становится явным. Так, УК «Жилинвест» (название изменено) из сибирского города-миллионника Красноярска на протяжении многих лет «перекрывала» платежи теплоснабжающим организациям из средств собственников МКД, собранных по статье «на капитальный ремонт». В итоге, УК обанкротилась. Конкурсный управляющий, проведя аудит деятельности УК, обнаружил, что за несколько лет компания потратила не по назначению 2 млрд рублей, собранных «на капитальный ремонт». Теперь с ситуацией разбираются уже не аудиторы, а прокуратура и следственный комитет.

    Каждый человек, получающий квитанцию за ЖКУ, должен четко понимать, за что он платит и почему именно ту сумму, которая указана в расчетке. Безусловно, лучший инструмент для этого – использование приборов учёта, и мы продолжим стимулировать их установку, как на отдельные квартиры, так и на дома в целом.
    Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ

    Ответственность управляющих организаций за неправильные расчеты ежемесячной платы регламентирована федеральным законом №176-ФЗ от 29.06.2015 г. Согласно законодательству, за некачественное предоставление коммунальных услуг или завышение оплаты при расчете УК обязана заплатить неустойку потребителям. Наиболее жесткая административная ответственность наступает за нарушение расчетов, которые привели к увеличению размера начислений для собственников. Штрафы управляющие организации обязаны платить в адрес потребителей. Избежать административного наказания можно только в том случае, если выявленное нарушение устранено до обращения в контролирующий орган или оплаты потребителем.

    Не получится больше обходить норматив ОДН и за счет заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями. Кроме того, управляющие компании будут платить неустойку в счет РСО за несвоевременную оплату потребленных ресурсов за ОДН.

    Впрочем, управляющие организации могут выбрать второй, добросовестный путь минимизации рисков. Это путь повышения эффективности управления, который включает спектр мер:

    • установка общедомовых приборов учета (ОДПУ);
    • энергосберегающие мероприятия (утепление подвалов, лестничных маршей, установка современных окон и т.п.);
    • единовременное снятие показаний;
    • выявление неучтенного потребления.

    Добиться этого можно с помощью автоматизированных систем учета. Последние годы государство активно мотивирует управляющие организации к установке именно таких систем.

    Инновация, которая позволит побороть ОДН — это интеллектуальные системы учета , когда прибор в автоматическом режиме передает показания со всех квартир. И такие системы учета будут ставить сами управляющие компании. Мы мотивируем, чтобы сама управляющая компания вложилась в такую систему, чтобы снизить свой ОДН.
    Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ

    Мнения экспертов о новых правилах расчета ОДН

    Новая система начисления ОДН по нормативам активно обсуждается представителями управляющих организаций и активистами МКД.

    По мнению председателя домового комитета из Ульяновска Оксаны Зиновьевой, ОДН можно свести к нулю:

    Для начала мы устранили все протечки и выявили квартиры, которые не оборудованы счётчиками. Призвали к ответу собственников тех квартир, где проживает больше человек, чем прописано. Например, по нормативу они платили за одного, а воду тратили втроём . А разницу за них раскидывали на весь дом. Надавили общественным мнением, подключили управляющую компанию — в итоге счётчики установили все. Следующим шагом была установка антимагнитных лент на приборы учёта, чтобы с помощью магнитов не занижали показания. Так мы добились того, что у нас в платёжках появились отрицательные показания по ОДН. Но главное, я считаю, это совместное снятие показаний. В один день УК снимает показания с общедомовых приборов учёта, мы ходим по квартирам и снимаем индивидуальные, я составляю общий реестр и отношу в РИЦ для начисления платы.

    Илья Костромской, спикер образовательного проекта «Школа управдома» в Ижевске, считает, что снизить расходы на общедомовые нужды помогают приборы учета на каждом отдельном стояке:

    Когда, казалось бы, вышеописанные меры против «утечки» ресурсов приняты, а ОДН всё равно растёт, я советую установить приборы учёта на отдельные стояки. В одном из многоквартирных домов Ижевска таким способом выяснили, что у соседей просто несколько месяцев не работал счетчик. Когда хозяева его заменили, цифра ОДН сразу снизилась.

    Итак, новая система расчетов ОДН — свершившийся факт. Закон вступил в силу, его уже не отменят и не передвинут сроки. По большому счету, это финальный отрезок долгого пути от «ничьей» коммуналки к ответственности каждой управляющей организации и каждого собственника МКД. Жить по-старому, прикидывая «на глазок» и прибрасывая «среднюю температуру по палате» уже не получится. Однако точные расчеты, оптимизация деятельности и привлечение новых технологий учета помогут УК и ТСЖ не просто «пережить» новую систему начисления ОДН, но и повысить качество обслуживания домов. А значит и качество жизни каждого собственника.

    Как снизить ОДН и собирать показания счетчиков воды онлайн

    Принят федеральный закон возвращающий оплату за ОДН по общедомовым счетчикам

    Принят Федеральный закон от 29.07.2017 № 258-фз «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Основное нововведение данного закона, это изменившийся порядок оплаты за коммунальные ресурсы, используемые на общедомовые нужды.

    Подробный разбор этого закона мы делали еще на стадии законопроекта в третьем чтении. Вы можете ознакомиться с ним по этой ссылке:

    Согласно принятым поправкам, плата за ОДН теперь все также будет начисляться по нормативам, однако если в доме есть общедомовые приборы учета, то периодически (вероятней всего раз в год) будет производиться перерасчет платы за ОДН по показаниям общедомовых приборов учета (ч.9.2 ст. 156 ЖК РФ).

    Порядок проведения такого перерасчета будет установлен соответствующим постановлением Правительства РФ, которое стоит ожидать в ближайшее время.

    Если же вы не согласны с таким порядком оплаты за ОДН, тогда на общем собрании собственников вы можете принят решение о том, что оплата за ОДН будет производиться либо исходя из среднемесячного объема потребления с корректировкой раз в год, либо непосредственно исходя из фактических показаний общедомовых приборов учета (ч.9.2 ст. 156 ЖК РФ).

    Кроме того, закон позволяет не включать в плату за ОДН те коммунальные ресурсы, которые не могут быть затрачены на общедомовые нужды в силу конструктивных особенностей дома (ч.9.1 ст. 156).

    Федеральный закон от 29.07.2017 № 258-фз был опубликован 30 июля 2017 г. и вступает в силу через 10 дней после официального опубликования. С полным текстом закона вы можете ознакомиться по этой ссылке.

    Оставить комментарии к данному материалу вы можете на наших страницах в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и Одноклассники.

    Федеральный закон общедомовые нужды

    Президент России подписал федеральный закон №258-ФЗ об оплате счетов за общедомовые нужды по коллективным счетчикам. Сообщение об этом было размещено на сайте Кремля.

    Что определяет закон

    В законе теперь закреплена норма, которая позволяет жителям дома самостоятельно выбирать способ расчета за коммунальные ресурсы — по счетчикам или по нормативам.

    Новый закон также устанавливает приоритет счетчиков над нормативами при расчете размера оплаты за общедомовые коммунальные услуги — электричество, водоотведение и воду и позволяет жителям домов, уже оснащенных коллективными счетчиками, требовать перерасчета.

    В том случае если счетчики, которые учитывают затраты на обеспечение общего имущества жильцов электроэнергией и водой, в доме не установлены, объем потребления по-прежнему рассчитывается исходя из региональных нормативов.

    Хотя теперь плату за общедомовые коммунальные услуги можно будет пересчитать, исходя из показаний счетчика, однако на практике не ясно, как это будет происходить, сообщил РБК председатель третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов. «Сейчас счетчики часто предлагают установить энергоснабжающие компании за свой счет. Управляющие компании либо специально собирают средства на установку, либо производят ее за счет средств, которые уже собраны в рамках общедомового обслуживания», — пояснил Сухов. По мнению эксперта, принятие поправок было вызвано тем, что «расходы на общедомовые услуги фактически оказались выведенными из правового поля». «Учитывая, что нормативы устанавливают региональные власти, завышение цен в данной сфере встречается нередко», — добавил Сухов.

    Председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков пояснил РБК, что, исходя из формулировок, изложенных в законе, установка общедомовых счетчиков будет производиться за счет собственников жилья. «В тех случаях, когда домом управляет ТСЖ и другие формы объединения собственников, то они на общем собрании будут решать этот вопрос», — рассказал эксперт.

    Как было раньше

    Исполнительный директор неправительственной организации «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева рассказала, что нормирование платы за общедомовые нужды существовало и ранее, однако это положение было закреплено только в региональных законах и в рекомендациях Минстроя.

    «Регионы должны были принимать нормы по оплате общедомовых нужд для разных типов домов. Все, что сверх норматива, должны были оплачивать управляющие компании», — пояснила Разворотнева. По ее словам, это постановление «никто не выполнил» и для того, чтобы эти правила заработали, издали еще один нормативный акт и внесли соответствующую норму в Жилищный кодекс.

    Однако в результате этих изменений потребители столкнулись с тем, что в некоторых регионах сильно повысилась плата за общедомовые расходы в начале 2017 года. «Дело в том, что в регионах не стали уточнять нормативы. Во-вторых, были разные методики расчета. Зачастую выходило так, что люди были вынуждены платить больше, чем поступало в их дом по приборам учета. Минстрой направил разъяснительное письмо, что они сами могут решать, как оплачивать ОДН — по нормативу или по счетчику. Но такой нормы не было в законе», — объяснила Разворотнева. По ее словам, принятие этого федерального закона означает «восстановление здравого смысла» (цитаты по «РИА Новости»).

    С ней согласна руководитель единого расчетного центра АО «ВК Комфорт», специализирующегося на обслуживании и управлении многоквартирными домами, Ольга Пантелеева. По ее словам, для конечного потребителя расчет по фактическим затратам наиболее удобен и прозрачен, однако необходимо учитывать, что в разные месяцы в зависимости от сезона будут ежемесячно начисляться разные суммы.

    «При использовании норматива сумма начисления постоянна, однако она не отражает фактическое потребление и может быть как выше, так и ниже факта, в зависимости от класса энергоэффективности здания, имеющегося общедомового оборудования и так далее», — отметила Пантелеева (цитаты по «РИА Новости»)

    Коммунальные долги россиян

    Ранее глава Минстроя Михаил Мень заявил в интервью «Российской газете», что долги населения за коммунальные услуги достигли 645 млрд руб., а объем общей задолженности составляет 1,34 трлн руб. По его словам, большинство жителей «довольно дисциплинированно» платят за ЖКХ и должников среди них — 6%. Вторую группу должников составляют юридические лица — посредники, например управляющие компании. По его словам, Минстрой рассчитывает в будущем решить эту проблему, исключив посредников из цепочки оплаты за потребленные жителями ресурсы.

    Смотрите еще:

    • Подоходный налог при работе по патенту Как возместить НДФЛ иностранцу? Если иностранный гражданин работает по патенту, то работодатель удерживает 13% с его заработной платы для оплаты налога на доход физического лица (НДФЛ). Однако не только работодатель выплачивает налог, но […]
    • Штраф за просроченные договор Почему важно своевременно проводить перерегистрацию автомобиля? Каждый водитель, непреднамеренно или сознательно нарушающий установленный Федеральным законодательством регламент, должен понимать, что ему будет грозить штраф за […]
    • Пенсии с 1 ноября 2018 в россии Пенсия в России с 1 января 2018 года, последние новости: изменения, индексация – работающим и неработающим пенсионерам, военным Пенсия в России с 1 января 2018 года, последние новости. Пока Алексей Кудрин шокирует общественность […]
    • Право на доступ до суду Орієнтуємося на Страсбург Складові права на доступ до суду в прецедентах ЄСПЛ №35 (1333) 16.09—22.09.2017 Віктор ЯЦИНА, суддя судової палати з розгляду цивільних справ Апеляційного суду Харківської області У місцевих судах Харківщини, з […]
    • Приказ 205 форма 31 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 августа 2014 г. № 356 “О внесении изменений в Типовую форму решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его […]
    • Разгосударствление собственности и приватизация Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт (2) Главная > Реферат >Экономическая теория Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» Кафедра экономики и […]
    • Уплотнения коллектора Уплотнение выпускного коллектора многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания Изобретение позвбляет снизить износ уплотняющей поверхности (П) прокладки. Для этого во фланце коллектора (к) 1 выполнена радиальная выточка, а между […]
    • Отмена закона о займе Новеллы в законодательстве о займах С 1 июня 2018 года вступят в силу поправки, внесенные в главу 42 Гражданского кодекса ("Заем и кредит"). Изменения в ГК существенно расширят практику заемных отношений, считает Алексей Нянькин, старший […]