Закон об образовании в пмр — Доброе дело

Закон об образовании в пмр

Закон ПМР «О внесении дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об образовании»

Принят Верховным Советом

Приднестровской Молдавской Республики 12 апреля 2017 года

Статья 1. Внести в Закон Приднестровской Молдавской Республики от 27 июня 2003 года № 294-З-III «Об образовании» (САЗ 03-26) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47); от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33); от 12 июня 2007 года № 223-ЗИД-IV (САЗ-07-25); от 27 февраля 2008 года № 407-ЗИД-IV (САЗ 08-8); от 25 июля 2008 года № 500-ЗИ-IV (САЗ 08-29); от 24 ноября 2008 года № 591-ЗИД-IV (САЗ 08-47); от 17 декабря 2008 года № 621-ЗИ-IV (САЗ 08-50); от 19 января 2009 года № 654-ЗДИ-IV (САЗ 09-4); от 13 апреля 2009 года № 722-ЗИ-IV (САЗ 09-16); от 30 июля 2009 года № 816-ЗИД-IV (САЗ 09-31); от 23 сентября 2009 года № 861-ЗИ-IV (САЗ 09-39); от 13 июля 2010 года № 126-ЗД-IV (САЗ 10-28); от 26 мая 2011 года № 73-ЗИД-V (САЗ 11-21); от 3 ноября 2011 года № 199-ЗИД-V (САЗ 11-44); от 2 декабря 2011 года № 225-ЗИ-V (САЗ 11-48); от 28 декабря 2011 года № 253-ЗД-V (САЗ 12-1,1); от 20 марта 2012 года № 30-ЗИД-V (САЗ 12-13); от 28 апреля 2012 года № 56-ЗИД-V (САЗ 12-18); от 11 мая 2012 года № 65-ЗД-V (САЗ 12-20); от 11 мая 2012 года № 67-ЗИ-V (САЗ 12-20); от 7 июня 2012 года № 85-ЗИ-V (САЗ 12-24); от 19 июня 2012 года № 95-ЗИ-V (САЗ 12-26); от 16 октября 2012 года № 194-ЗИ-V (САЗ 12-43); от 22 января 2013 года № 27-ЗИ-V (САЗ 13-3); от 13 февраля 2013 года № 41-ЗИ-V (САЗ 13-6); от 8 апреля 2013 года № 88-ЗИД-V (САЗ 13-14); от 8 мая 2013 года № 102-ЗИД-V (САЗ 13-18); от 16 июля 2013 года № 161-ЗИД-V (САЗ 13-28); от 2 декабря 2013 года № 255-ЗД-V (САЗ 13-48); от 17 декабря 2013 года № 279-ЗД-V (САЗ 13-50); от 30 декабря 2013 года № 293-ЗИ-V (САЗ 14-1); от 14 января 2014 года № 2-ЗИ-V (САЗ 14-3); от 4 февраля 2014 года № 42-ЗИД-V (САЗ 14-6); от 10 апреля 2014 года № 79-ЗД-V (САЗ 14-15); от 11 апреля 2014 года № 80-ЗИД-V (САЗ 14-15); от 17 апреля 2014 года № 82-ЗИ-V (САЗ 14-16); от 24 апреля 2014 года № 91-ЗИ-V (САЗ 14-17); от 9 июня 2014 года № 107-ЗД-V (САЗ 14-24); от 14 июля 2014 года № 134-ЗД-V (САЗ 14-29); от 4 декабря 2014 года № 197-ЗИ-V (САЗ 14-49); от 23 декабря 2014 года № 216-ЗИД-V (САЗ 14-52); от 23 декабря 2014 года № 217-ЗИД-V (САЗ 14-52); от 15 января 2015 года № 6-ЗД-V (САЗ 15-3); от 15 января 2015 года № 7-ЗИД-V (САЗ 15-3); от 15 января 2015 года № 8-ЗД-V (САЗ 15-3); от 16 января 2015 года № 30-ЗИ-V (САЗ 15-3); от 17 февраля 2015 года № 40-ЗИД-V (САЗ 15-8); от 24 марта 2015 года № 51-ЗИД-V (САЗ 15-13,1); от 24 марта 2015 года № 55-ЗД-V (САЗ 15-13,1); от 5 мая 2015 года № 75-ЗД-V (САЗ 15-19); от 18 мая 2015 года № 80-ЗД-V (САЗ 15-21); от 18 мая 2015 года № 81-ЗИД-V (САЗ 15-21); от 2 июня 2015 года № 94-ЗИД-V (САЗ 15-23); от 1 июля 2015 года № 107-ЗИ-V (САЗ 15-27); от 8 июля 2015 года № 115-ЗИД-V (САЗ 15-28); от 12 февраля 2016 года № 11-ЗД-VI (САЗ 16-6); от 12 февраля 2016 года № 14-ЗД-VI (САЗ 16-6); от 12 мая 2016 года № 121-ЗИ-VI (САЗ 16-19); от 25 мая 2016 года № 142-ЗД-VI (САЗ 16-21); от 1 июля 2016 года № 167-ЗД-VI (САЗ 16-26); от 27 октября 2016 года № 232-ЗД-VI (САЗ 16-43); от 27 октября 2016 года № 234-ЗИ-VI (САЗ 16-43); от 18 ноября 2016 года № 247-ЗД-VI (САЗ 16-46); от 9 декабря 2016 года № 281-ЗИ-VI (САЗ 16-49); от 23 декабря 2016 года № 294-ЗИ-VI (САЗ 17-1), следующее дополнение.

Часть вторую пункта 4 статьи 43-1 дополнить подпунктом б-1) следующего содержания:

«б-1) лица в возрасте от 18 (восемнадцати) до 25 (двадцати пяти) лет, у которых в период обучения умерли оба родителя (единственный родитель)».

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем официального опубликования.

Закон об образовании в пмр

ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ)

ПРЕЗИДЕНТ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

10 февраля 2005 г.
N 529-З-III

Настоящий Закон направлен на создание и обеспечение условий, удовлетворяющих потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении образования, адаптации и интеграции указанных лиц в общество, а также определяет права граждан в области специального образования.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Предметом регулирования настоящего Закона являются отношения физических и юридических лиц, участвующих в осуществлении специального образования:

а) лиц с ограниченными возможностями здоровья, являющихся гражданами Приднестровской Молдавской Республики;

б) родителей (иных законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья, а также законных представителей или уполномоченных в установленном порядке представителей лиц, достигших восемнадцатилетнего возраста с ограниченными возможностями здоровья;

в) педагогических, медицинских и иных работников, участвующих в осуществлении специального образования, а также педагогических работников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья;

г) органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных, негосударственных организаций, их должностных лиц, а также лиц, участвующих в осуществлении специального образования.

Статья 2. Цели специального образования

1. Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации и интеграции (реинтеграции) этих лиц в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деятельности и семейной жизни.

2. Если лицо с ограниченными возможностями здоровья признано инвалидом, специальное образование входит в индивидуальную программу реабилитации инвалида в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики о социальной защите инвалидов.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

а) интегрированное обучение — совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;

б) лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования;

в) недостаток — физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и врачебно-консультационной комиссией в отношении лица, достигшего восемнадцатилетнего возраста, а также в установленных настоящим Законом случаях повторной экспертизой;

г) психический недостаток — подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, а также нарушение умственного развития, в том числе умственная отсталость (нарушение интеллекта), задержка психического развития, создающие трудности в обучении;

д) сложный недостаток — совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке;

е) тяжелый недостаток — подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания и приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки;

ж) физический недостаток — подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание;

з) образовательная организация общего образования — образовательная организация, созданная для обучения лиц, не имеющих ограничений по состоянию здоровья для получения образования;

и) образовательная организация интегрированного обучения — образовательная организация общего образования, в которой созданы специальные условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья совместно с лицами, не имеющими таких ограничений;

к) обучение на дому — освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательную организацию, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных организаций;

л) полное государственное обеспечение — обеспечение лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в государственных, муниципальных специальных образовательных организациях-интернатах и специальных образовательных подразделениях — интернатах, государственных, муниципальных образовательных организациях общего образования, питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием и индивидуальными техническими средствами;

м) ребенок — каждое человеческое существо от рождения и до восемнадцатилетнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку, он не достиг совершеннолетия ранее;

н) специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия;

о) специальные условия для получения образования — условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья;

п) специальная образовательная организация — образовательная организация, созданная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;

р) специальное образовательное подразделение — структурное подразделение образовательной организации общего образования, созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

1. Законодательство Приднестровской Молдавской Республики в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на положениях Конституции Приднестровской Молдавской Республики, действующего законодательства Приднестровской Молдавской Республики в области образования, прав ребенка и состоит из настоящего Закона, а также иных нормативных правовых актов Приднестровской Молдавской Республики в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2. При регулировании правовых отношений в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Приднестровской Молдавской Республики. Если международным договором Приднестровской Молдавской Республики установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Приднестровской Молдавской Республики в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, применяются правила международного договора в порядке, предусмотренном законодательством Приднестровской Молдавской Республики о международных договорах.

1. Государство обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения бесплатного образования в соответствии с их способностями и возможностями, в том числе способствует развитию интегрированного обучения.

2. Реализация государственной политики в области специального образования осуществляется на основе государственной целевой программы развития специального образования, являющейся составной частью государственной программы развития образования в Приднестровской Молдавской Республике. Государственная целевая программа развития специального образования разрабатывается с привлечением общественных объединений лиц с ограниченными возможностями здоровья, общественных объединений родителей (иных законных представителей) этих лиц и иных общественных объединений.

3. Организациям, осуществляющим специальное образование, предоставляются налоговые, таможенные и иные льготы в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 6. Язык обучения

Обучение в специальных образовательных организациях Приднестровской Молдавской Республики осуществляется в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики и законами Приднестровской Молдавской Республики о языках и об образовании.

Кроме языка обучения в специальных образовательных организациях применяется язык жестов, система Брайля, другие специальные средства общения, получения и передачи информации.

К компетенции исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования, относятся:

а) установление республиканских компонентов специальных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и общего образования;

б) определение правового статуса языка жестов, системы Брайля, других специальных средств общения, получения и передачи информации;

в) определение единых принципов и нормативов создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и принципов итоговой аттестации этих лиц;

г) утверждение типовых положений о специальных образовательных организациях соответствующих типов и видов, определение особенностей создания, реорганизации и ликвидации специальных образовательных организаций, лицензирования их образовательной деятельности, а также особенностей аттестации и государственной аккредитации специальных образовательных организаций;

д) установление особенностей финансирования и нормативов финансирования в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;

е) установление предусмотренных льгот для лиц, работающих в области специального образования, в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;

ж) осуществление информационного и научно-методического обеспечения в области специального образования;

з) организация государственного контроля за качеством специального образования, контроля за исполнением законодательства Приднестровской Молдавской Республики в области специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для участия общественных объединений в решении вопросов в области специального образования.

ГЛАВА 2. ПРАВА В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ,
ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

Статья 8. Права граждан в области специального образования

Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на:

а) бесплатное обследование психолого-медико-педагогической комиссией или врачебно-консультационной комиссией;

б) бесплатную медико-психолого-педагогическую коррекцию физического и (или) психического недостатков с момента их обнаружения независимо от степени их выраженности в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;

в) бесплатное дошкольное образование, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии по индивидуальной учебной программе. Сроки освоения основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования определяются типовыми положениями об образовательных организациях соответствующих типов и видов, утверждаемыми в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;

г) получение бесплатного образования в специальной организации образования, образовательной организации интегрированного обучения, специальном образовательном подразделении или в образовательной организации в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями);

д) бесплатное образование в образовательной организации в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) независимо от формы получения образования;

е) обеспечение в соответствии с социальными или медицинскими показаниями транспортными средствами для доставки в ближайшую соответствующую образовательную организацию. Порядок обеспечения транспортными средствами устанавливается Президентом Приднестровской Молдавской Республики.

1. Родители (иные законные представители) ребенка с ограниченными возможностями здоровья имеют право:

а) присутствовать при обследовании ребенка психолого-медикопедагогической комиссией, обсуждать результаты обследования, оспаривать заключение этой комиссии в порядке, установленном пунктом 3 статьи 23 настоящего Закона;

б) участвовать в реализации индивидуальных учебных программ;

в) бесплатно посещать с разрешения руководителя образовательной организации занятия в государственных и муниципальных образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования с целью получения специальных знаний для более эффективного воспитания и развития ребенка;

г) на возмещение затрат на обучение ребенка в семье по индивидуальной учебной программе в размере затрат на образование ребенка на соответствующем этапе образования в государственной или муниципальной специальной образовательной организации, определяемых в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, при условии выполнения индивидуальной учебной программы;

д) получать в психолого-медико-педагогической комиссии консультации по вопросам специального образования.

2. Права, указанные в подпунктах а) и б) пункта 1 настоящей статьи, предоставляются также иным законным представителям лиц с ограниченными возможностями здоровья. Положения подпункта а) пункта 1 настоящей статьи применяются в отношении законных представителей лиц, достигших восемнадцатилетнего возраста, с ограниченными возможностями здоровья с учетом положений пункта 5 статьи 23 настоящего Закона.

На полном государственном обеспечении в государственных, муниципальных специальных образовательных организацияхинтернатах и специальных образовательных подразделениях — интернатах, государственных, муниципальных образовательных организациях общего образования находятся лица с ограниченными возможностями здоровья:

а) неслышащие и слабослышащие;

б) незрячие и слабовидящие;

в) с тяжелыми нарушениями речи;

г) с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

д) с нарушением интеллекта;

е) с сложными недостатками;

ж) с тяжелыми недостатками.

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 11. Формы получения специального образования

Лица с ограниченными возможностями здоровья могут получать специальное образование в специальных образовательных организациях, специальных образовательных подразделениях, образовательных организациях интегрированного обучения, образовательных организациях общего образования в формах, предусмотренных законодательством Приднестровской Молдавской Республики в области образования.

1. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых в соответствии с государственными образовательными стандартами невозможно в силу особенностей их физических и (или) психических недостатков, устанавливаются специальные государственные образовательные стандарты. Специальные государственные образовательные стандарты профессионального образования не устанавливаются.

2. Порядок разработки, утверждения и введения специальных государственных образовательных стандартов определяется Президентом Приднестровской Молдавской Республики.

Прием в образовательные организации лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в порядке, установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики в области образования, и на основе заключения психолого-медикопедагогической комиссии и врачебно-консультационной комиссии.

1. Итоговая аттестация лиц, имеющих физические недостатки и освоивших образовательные программы соответствующего уровня, проводится в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики в области образования.

2. Итоговая аттестация лиц, имеющих психические или сложные недостатки и освоивших образовательные программы в специальных образовательных организациях, проводится в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования.

Статья 15. Обучение в образовательной организации

1. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение в образовательной организации в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики в области образования при наличии соответствующего заключения психолого-медико-педагогической комиссии и врачебноконсультационной комиссии.

2. Лица с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в образовательной организации общего образования, вправе пользоваться во время занятий услугами помощника при наличии соответствующей рекомендации в заключении комиссий, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Права и обязанности помощника могут устанавливаться локальными актами образовательной организации.

3. Для реализации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в школах сельской местности допускается применение отдельных образовательных программ.

Статья 16. Интегрированное обучение

1. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья организуется интегрированное обучение в соответствии с психологопедагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями), если образовательная организация интегрированного обучения располагает необходимыми специальными условиями для получения образования. Образовательная организация интегрированного обучения не вправе отказать таким лицам в приеме на обучение в связи с наличием у них физических и (или) психических недостатков при отсутствии противопоказаний к обучению и (или) профессиональному образованию и ограничений для работы по конкретной профессии (специальности).

В образовательной организации интегрированного обучения число лиц с ограниченными возможностями здоровья не должно составлять более чем 20 процентов от общего числа обучающихся, воспитанников.

Образовательная организация интегрированного обучения со дня зачисления в него лица с ограниченными возможностями здоровья пользуется правом на его финансирование за счет средств республиканского бюджета и (или) средств местного бюджета.

2. Совместное обучение и воспитание лиц с психическими или сложными недостатками и лиц, не имеющих таких недостатков, не должны отрицательно сказываться на результатах обучения лиц, не имеющих таких недостатков.

Лица с психическими или сложными недостатками в случае неусвоения либо плохого усвоения ими образовательной программы образовательной организации интегрированного обучения могут быть отчислены в связи с невозможностью совместного обучения из этой образовательной организации на основании решения совета образовательной организации по согласованию с психолого-медикопедагогической комиссией. При этом исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования, в течение 1 (одного) месяца принимает меры по продолжению этими лицами обучения в адекватной для них форме.

Статья 17. Специальные образовательные организации

1. В Приднестровской Молдавской Республике создаются и действуют специальные образовательные организации, типы и виды которых определяются в соответствии с реализуемыми ими образовательными программами, деятельностью по реабилитации и возрастом обучающихся, воспитанников.

2. В Приднестровской Молдавской Республике могут создаваться и действовать специальные образовательные организации для лиц:

а) с нарушениями речи — тяжелыми нарушениями речи, фонетикофонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков;

б) с нарушением слуха — неслышащих, слабослышащих и позднооглохших;

в) с нарушениями зрения — незрячих, слабовидящих и поздно ослепших, с косоглазием и амблиопией;

г) с задержкой психического развития;

д) умственно отсталых (с нарушением интеллекта);

е) с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

ж) со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой;

з) с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;

и) подверженных хроническим соматическим или инфекционным заболеваниям.

3. Специальные образовательные организации могут создаваться для обучения совместно лиц с различными физическими и (или) психическими недостатками, если это не препятствует успешному освоению образовательных программ и для такого обучения нет медицинских противопоказаний.

Для детей, имеющих физические и (или) психические недостатки, совершивших общественно опасные деяния, достигших возраста 11 (одиннадцати) лет и признанных в судебном порядке общественно опасными, создаются специальные образовательные учреждения закрытого типа, учредителями которых могут быть только исполнительные органы государственной власти Приднестровской Молдавской Республики.

Направление таких детей в специальные образовательные организации закрытого типа осуществляется по решению комиссии по делам несовершеннолетних, определению суда с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 19. Обучение на дому

1. Для лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные организации, соответствующие органы управления образованием обязаны организовать обучение на дому.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, устанавливается в порядке, определяемом исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики.

2. Обучение на дому осуществляется образовательной организацией, в которой постоянно учатся лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, или ближайшей к их месту жительства соответствующей образовательной организацией, имеющей государственную аккредитацию, на основании заключения лечебной организации в отношении детей, страдающих соматическими заболеваниями, либо на основании заключения психолого-медикопедагогической комиссии или врачебно-консультационной комиссии в остальных случаях. Обучение на дому осуществляется на основе договора между органом управления образованием, образовательной организацией, обучающимся и (или) его законными представителями.

Форма договора об обучении на дому с указанием минимального количества часов обучения с учетом уровня освоения программы и ее специфики утверждается исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования.

3. Обучение на дому финансируется в соответствии со статьей 31 настоящего Закона.

Статья 20. Обучение в условиях стационарной лечебной организации

1. В целях реализации права граждан на образование, создания условий для его получения органы управления образованием и исполнительные органы государственной власти, в ведении которых находятся вопросы здравоохранения, обязаны организовывать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на длительном (более чем 21 (двадцать один) день) лечении в стационарных лечебных организациях, в соответствии с общеобразовательными программами.

2. Образовательная организация по месту нахождения стационарной лечебной организации осуществляет обучение детей в различных формах. Организационные вопросы обучения регулируются договором между стационарной лечебной организацией и образовательной организацией.

Форма договора об организации обучения в условиях стационарной лечебной организации утверждается соответствующими исполнительными органами государственной власти, в ведении которых находятся вопросы образования и здравоохранения.

3. Обучение в условиях стационарной лечебной организации финансируется в соответствии со статьей 31 настоящего Закона.

Статья 21. Центры реабилитации

1. В целях обучения и (или) воспитания лиц со сложными и (или) с тяжелыми недостатками создаются центры реабилитации различных профилей. Государственные центры реабилитации (не менее одного на две административно-территориальные единицы Приднестровской Молдавской Республики) создаются исполнительным органом государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, в ведении которого находятся вопросы образования.

2. Задачами центров реабилитации являются формирование навыков общения и самообслуживания, элементарных трудовых навыков и организация занятий по индивидуальным учебным программам.

Занятия в центрах реабилитации организуются по программам индивидуального и (или) группового обучения с количеством обучающихся в группе не более десяти человек, а со сложным недостатком — не более шести человек.

3. Центр реабилитации является юридическим лицом. Типовое положение о центре реабилитации утверждается в порядке, установленном Президентом Приднестровской Молдавской Республики.

1. Перевод лиц с ограниченными возможностями здоровья из специальных образовательных организаций одного вида в специальные образовательные организации другого вида, в образовательные организации интегрированного обучения или в образовательные организации другого вида осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и врачебно-консультационной комиссии и с согласия родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних детей.

Вопрос о переводе рассматривается, как правило, по истечении 1 (одного) года со дня поступления в специальную образовательную организацию, если более ранний срок переосвидетельствования не соответствует интересам обучающегося, воспитанника.

2. В случае реорганизации или ликвидации специальной образовательной организации орган управления образования, которому подведомственна данная организация, обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с их согласия и (или) с согласия родителей (иных законных представителей) в другие специальные образовательные организации или в соответствующие образовательные организации интегрированного обучения.

1. Диагностика физических и (или) психических недостатков детей, установление их прав на специальное образование и создание специальных условий для получения образования, а также консультирование родителей (иных законных представителей) по всем вопросам о физических и (или) психических недостатках детей осуществляются постоянными межведомственными психолого-медикопедагогическими комиссиями.

Психолого-медико-педагогические комиссии создаются из расчета не менее одной комиссии на каждую административнотерриториальную единицу Приднестровской Молдавской Республики.

В целях научно-методического обслуживания психолого-медикопедагогической комиссии и разрешения конфликтов между комиссией и родителями (иными законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья создается республиканский психолого-медико-педагогический центр. Создание психолого-медикопедагогического центра осуществляется по согласованию с органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, на территории которых он создается.

Порядок создания психолого-медико-педагогических комиссий и республиканского психолого-медико-педагогического центра и типовые положения о них устанавливаются Президентом Приднестровской Молдавской Республики по согласованию с исполнительными органами государственной власти, в ведении которых находятся вопросы образования, здравоохранения и социальной защиты.

2. Направление детей на психолого-медико-педагогическую комиссию осуществляется по заявлению родителей (иных законных представителей), решению суда, а также с согласия родителей (иных законных представителей) по инициативе соответствующих органов управления образованием, исполнительных органов государственной власти, в ведении которых находятся вопросы здравоохранения и социальной защиты населения, или общественных объединений, занимающихся в соответствии с их учредительными документами вопросами защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья. При направлении детей на обследование по решению суда согласие родителей (иных законных представителей) не требуется.

Организации здравоохранения обязаны в течение 10 (десяти) дней направить ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию при установлении у него явных признаков физического и (или) психического недостатков в целях определения специальных условий для получения им образования.

3. Результаты обследования ребенка отражаются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии, которое является основанием для направления ребенка с согласия родителей (иных законных представителей) в специальные образовательные организации, для организации обучения на дому или для направления в образовательные организации интегрированного обучения. Члены психолого-медико-педагогической комиссии обязаны хранить профессиональную тайну, в том числе соблюдать конфиденциальность заключения.

В случае несогласия родителей (иных законных представителей) с заключением психолого-медико-педагогической комиссии в течение 1 (одного) месяца со дня подачи ими заявления соответствующий психолого-медико-педагогический центр проводит повторную экспертизу.

Заключение повторной экспертизы может быть обжаловано в суде.

4. Психолого-медико-педагогическая комиссия и психологомедико-педагогический центр являются юридическими лицами.

5. Функции психолого-медико-педагогической комиссии в отношении лиц, достигших восемнадцатилетнего возраста, выполняют врачебно-консультационные комиссии.

Обжалование заключений врачебно-консультационных комиссий осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

1. Основными функциями психолого-медико-педагогической комиссии являются:

а) проведение возможно более раннего бесплатного психологомедико-педагогического обследования детей, выявление особенностей их развития в целях установления диагноза и определения адекватных специальных условий для получения образования;

б) удостоверение прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на специальное образование, составление соответствующего заключения;

в) составление рекомендаций к индивидуальному плану обучения;

г) подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза;

д) консультирование родителей (иных законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья;

е) консультирование педагогических, медицинских и социальных работников по вопросам, связанным со специальными условиями для получения детьми образования, их правами и правами родителей (иных законных представителей);

ж) формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, детской патологии (недостаточности) и предоставление собранной информации соответствующим органам управления образованием, органам здравоохранения и органам социальной защиты населения.

2. В состав психолого-медико-педагогической комиссии входят:

б) врачи — психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, окулист, терапевт (педиатр), физиотерапевт;

в) специалисты в области специального образования — логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог;

3. В работе психолого-медико-педагогической комиссии принимают участие представители соответствующих органов управления образованием, органов здравоохранения и социальной защиты населения.

Статья 25. Логопедическая служба

1. Для оказания помощи детям, имеющим различные нарушения речи и обучающимся в образовательных организациях общего назначения, организуется логопедическая служба.

Исходя из количества детей, нуждающихся в логопедической помощи, эта помощь может осуществляться посредством:

а) введения в штат образовательной организации общего образования должности учителя-логопеда;

б) создания в структуре органа управления образованием логопедического кабинета;

в) создания логопедического центра, являющегося юридическим лицом.

2. Типовое положение о логопедической службе утверждается в порядке, установленном Президентом Приднестровской Молдавской Республики.

1. Право на получение специального образования удостоверяется документом, выдаваемым ребенку (его законному представителю) психолого-медико-педагогической комиссией или лицу, достигшему восемнадцатилетнего возраста, (его законному представителю) врачебно-консультационной комиссией. Форма документа устанавливается в порядке, определяемом Президентом Приднестровской Молдавской Республики.

2. Специальные условия для получения образования определяются на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и врачебно-консультационной комиссии.

3. Должностные лица психолого-медико-педагогических комиссий и врачебно-консультационных комиссий в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи. Лица, виновные в вынесении психолого-медикопедагогической комиссией или врачебно-консультационной комиссией умышленно неправильного заключения, незаконной выдаче документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 27. Органы управления специальным образованием

1. Управление специальным образованием в Приднестровской Молдавской Республике осуществляется исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования, и соответствующими исполнительными органами государственной власти Приднестровской Молдавской Республики.

2. Исполнительные органы государственной власти, в ведении которых находятся вопросы образования, принимают и реализуют совместные программы и проводят совместные мероприятия, направленные на охрану здоровья граждан, профилактику инвалидности, социальную адаптацию лиц с ограниченными возможностями здоровья, профилактику правонарушений, медикосоциальную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для координации этой деятельности, обмена информацией и опытом по вопросам специального образования могут создаваться межведомственные комиссии.

3. Исполнительные органы государственной власти, в ведении которых находятся вопросы образования, информируют психологомедико-педагогические комиссии, психолого-медико-педагогический центр и врачебно-консультационные комиссии о своих решениях в области специального образования.

Реорганизация и ликвидация специальных образовательных организаций производится в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

1. Разрешение на образовательную деятельность специальных образовательных организаций выдается в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики, регламентирующими вопросы государственного регулирования отдельных видов деятельности.

2. Аттестация и государственная аккредитация специальной образовательной организации проводится в порядке, установленном законом Приднестровской Молдавской Республики об образовании, с соблюдением следующих условий:

а) аттестация специальной образовательной организации проводится при положительном результате итоговой аттестации не менее чем половины выпускников в истекшем учебном году;

б) государственная аккредитация проводится исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования.

1. Контроль за деятельностью в области специального образования осуществляется соответствующими органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в пределах их компетенции в формах, предусмотренных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Контроль за деятельностью государственных, муниципальных образовательных организаций, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, осуществляют их учредители.

2. Общественный контроль за деятельностью в области специального образования осуществляется общественными объединениями, занимающимися в соответствии с их учредительными документами вопросами защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья.

3. Надзор за исполнением законодательства о специальном образовании осуществляют органы прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики.

ГЛАВА 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 31. Финансирование специального образования

1. Финансирование государственных и муниципальных образовательных организаций, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется за счет средств республиканского или местных бюджетов.

2. Финансирование государственных и муниципальных специальных образовательных организаций осуществляется за счет средств республиканского или местных бюджетов по установленным нормативам в полном объеме.

За счет средств республиканского и местных бюджетов производится оплата затрат на создание специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение указанных лиц учебниками, учебными пособиями, индивидуальными техническими средствами обучения и транспортными средствами.

3. Оплата затрат на обучение в организациях профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья производится за счет средств республиканского бюджета.

4. Финансирование обучения в образовательных организациях общего образования, не имеющих специальных образовательных подразделений, лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется за счет средств организации, в которой обучается данное лицо.

Если по заключению психолого-медико-педагогической комиссии и врачебно-консультационной комиссии обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья невозможно без помощника, то расходы на оплату труда помощника обучающегося и стоимость индивидуальных технических средств обучающегося возмещается за счет средств республиканского или местных бюджетов, предусмотренных для создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

5. Финансирование логопедической службы осуществляется за счет средств республиканского или местных бюджетов.

6. Осуществляемое по заключению лечебной организации обучение на дому лиц, имеющих соматические заболевания, а также их обучение в период пребывания в стационарной лечебной организации финансируется образовательной организацией, в которой постоянно обучаются данные лица.

Обучение на дому лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемое по заключению психолого-медикопедагогической комиссии и врачебно-консультационной комиссии, финансируется за счет средств республиканского бюджета.

7. Создание необходимых условий для преподавательской деятельности специалиста с ограниченными возможностями здоровья осуществляется за счет средств соответствующей образовательной организации.

1. За специальной образовательной организацией, образовательной организацией интегрированного обучения и специальным образовательным подразделением в целях обеспечения деятельности, предусмотренной их уставами, учредитель (учредители) или уполномоченный собственником орган закрепляет объекты права собственности в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

2. Материально-техническая база таких образовательных организаций или образовательных подразделений в зависимости от их типов и видов включает в себя помещения, сооружения, необходимые для обучающихся, воспитанников, а также оборудование и индивидуальные технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебнопрофилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарногигиенического обслуживания, выполнения иных функций, предусмотренных уставом соответствующей образовательной организации или образовательного подразделения.

ГЛАВА 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАДРАМИ

1. Подготовка и повышение квалификации специалистов в области специального образования осуществляется в образовательных организациях высшего профессионального образования, а также в образовательных организациях послевузовского профессионального образования.

2. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ среднего педагогического и высшего педагогического образования, устанавливаемый государственным компонентом соответствующего государственного образовательного стандарта, включает в себя изучение основ дефектологии и коррекционной педагогики.

1. На работников, участвующих в осуществлении специального образования, в зависимости от типов и видов образовательных организаций, а также от сложности выполняемой работы распространяются льготы и преимущества в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Перечень соответствующих должностей и работ утверждается в порядке, определяемом Президентом Приднестровской Молдавской Pеспублики.

2. Незрячий педагогический работник соответствующей образовательной организации вправе иметь секретаря, работа которого оплачивается за счет средств учредителя.

ГЛАВА 7. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В
ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 35. Международное сотрудничество

1. Исполнительные органы государственной власти, в ведении которых находятся вопросы образования, организации специального образования имеют право устанавливать прямые связи с зарубежными и международными организациями специального образования, организациями и фондами для осуществления международных образовательных, научных и научно-исследовательских программ в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

2. Обучение, подготовка и повышение квалификации иностранных граждан в организациях специального образования Приднестровской Молдавской Республики, равно как и граждан Приднестровской Молдавской Республики в иностранных организациях специального образования, осуществляются по прямым договорам, заключаемым организациями специального образования, исполнительными органами государственной власти, в ведении которых находятся вопросы образования, иными юридическими и физическими лицами в соответствии с международными договорами Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 36. Внешнеэкономическая деятельность

1. Исполнительные органы государственной власти, в ведении которых находятся вопросы образования, организации специального образования имеют право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банке и других кредитных организациях в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

2. Валютные средства, полученные организацией специального образования от внешнеэкономической деятельности, принадлежат ей на праве собственности или поступают в её оперативное управление и изъятию не подлежат.

ГЛАВА 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 37. О вступлении в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением подпункта е) статьи 8, пункта 2 статьи 39 настоящего Закона, которые вступают в силу с 1 сентября 2005 года, пункта 3 статьи 39 настоящего Закона, который вступает в силу с 1 января 2006 года.

Законы и иные нормативные правовые акты в области специального образования, действовавшие на территории Приднестровской Молдавской Республики до вступления в силу настоящего Закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону, изданным на его основе иным нормативным правовым актам Приднестровской Молдавской Республики.

1. Расходы на введение в действие положений настоящего Закона финансируются за счет средств республиканского бюджета, если иное не предусмотрено настоящим Законом или соглашением с местными исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления.

2. Создание специальных условий для получения образования в государственных образовательных организациях осуществляется за счет средств учредителей и должно быть закончено до 1 сентября 2005 года.

3. Создание республиканского психолого-медико-педагогического центра в соответствии с пунктом 1 статьи 23 настоящего Закона должно быть завершено до 1 января 2006 года.

О проекте закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об образовании», Закон Приднестровской Молдавской Республики «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Закон Приднестровской Молдавской Республики «О дополнительном образовании»

Распоряжение 324р от 26 мая 2015 года

Опубликовано 28 мая 2015

В соответствии со статьями 72, 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики и Конституционным законом Приднестровской Молдавской Республики от 30 ноября 2011 года № 224-КЗ-V «О Правительстве Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 11-48) с дополнениями, внесенными Конституционным законом Приднестровской Молдавской Республики от 26 октября 2012 года № 206-КЗД-V (САЗ 12-44):

1. Направить на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики проект закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении дополнений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об образовании», Закон Приднестровской Молдавской Республики «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Закон Приднестровской Молдавской Республики «О дополнительном образовании» (прилагается).

2. Назначить официальными представителями Правительства Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данного законопроекта в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики министра просвещения Приднестровской Молдавской Республики Кахановскую И.Ф., начальника Управления правового обеспечения и кадровой политики Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики Ивашкова О.С.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА Т.ТУРАНСКАЯ

Телефон для обращений граждан и организаций: 0 (533) 62695

Смотрите еще:

  • За исполнением законов различными учреждениями Правоохранительные органы (продолжение) Как вы знаете, судебная власть — ветвь единой государственной власти. В правовом государстве суд олицетворяет подлинное право и истинную справедливость. Именно ему принадлежит центральное место во […]
  • Наказание по статье 146 Наказание по статье 158 УК РФ за кражу Наказание по статье 158 УК РФ: на что можно рассчитывать? По статье 158 Уголовного кодекса РФ (УК) наказание варьируется от штрафа до лишения свободы на срок до десяти лет, в зависимости от […]
  • Закон об оценочной деятельности в российской федерации с комментариями Закон об оценочной деятельности в российской федерации с комментариями Рекомендуем оценочную компанию: РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Ф Е Д Е Р А Л Ь Н Ы Й З А К О Н "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N […]
  • Налог на недвижимость физ лиц 2014 год Установлены новые ставки налога на имущество физических лиц на 2014 год 18 декабря 2013 года депутаты городской Думы одобрили новые ставки налога. Итак, в 2014 году налог будет уплачиваться с суммарной инвентаризационной стоимости […]
  • ВВ путин проживание Владимир Путин российский государственный и политический деятель, президент России Владимир Владимирович Путин родился 7 октября 1952 года в Ленинграде (сегодня - Санкт-Петербург). Отец Владимир Спиридонович – участник Великой […]
  • Порядок возмещения вреда документ Порядок возмещения вреда здоровью при ДТП по ОСАГО Возмещение вреда здоровью при ДТП по ОСАГО производится с учетом положений ряда законов и подзаконных актов Российской Федерации. В настоящей статье на основе их общего анализа мы […]
  • Сроки экспертизы товара по закону Проверка качества и экспертиза товара © Ирина Соколова, руководитель аналитического управления Объединения потребителей России При предъявлении потребителем в течение срока гарантии, установленного на товар, требований, связанных с его […]
  • Решения суда по иску прокуратуры Прокуратура Белгородской области В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении […]