Полномочия президента статьи — Доброе дело

Полномочия президента статьи

Статья 4. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны

Статья 4. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в пункт 2 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления военной политики Российской Федерации;

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 55-ФЗ в подпункт 2 пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) утверждает военную доктрину Российской Федерации, План обороны Российской Федерации и Положение о военном планировании в Российской Федерации;

3) осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

4) в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий;

О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации см. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ

5) исполняет полномочия в области обеспечения режима военного положения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом;

6) принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 55-ФЗ подпункт 7 пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

7) утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, План мероприятий, выполняемых в Российской Федерации при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации, План перевода Российской Федерации на условия военного времени, План оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, а также основные показатели Мобилизационного плана экономики Российской Федерации;

Федеральным законом от 12 февраля 2015 г. N 13-ФЗ подпункт 8 пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

8) утверждает государственную программу вооружения;

9) утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний;

10) утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;

Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. N 377-ФЗ подпункт 11 пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 февраля 2011 г.

11) утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ в подпункт 11.1 пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

11.1) принимает решение о создании мобилизационных людских резервов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и устанавливает численность резервистов с указанием их распределения между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами по представлению соответствующих федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, а также устанавливает особенности формирования мобилизационных людских резервов в органах федеральной службы безопасности;

12) принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований от соединения и выше;

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в подпункт 13 пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

13) утверждает общевоинские уставы, Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;

См. Федеральный закон от 29 декабря 2000 г. N 162-ФЗ «О знамени Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знаменах иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации и знаменах других войск»

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ в подпункт 14 пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

14) утверждает положения о Министерстве обороны Российской Федерации, Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти (органах), уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, определяет вопросы координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны;

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 55-ФЗ подпункт 15 пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

15) утверждает Положение о территориальной обороне Российской Федерации, План территориальной обороны Российской Федерации и План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

16) утверждает планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;

17) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности;

18) издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан Российской Федерации и их распределения между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом;

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт 19 пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

19) устанавливает перечень организаций, осуществляющих деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, в которые военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут направляться не на воинские должности, а также общее количество военнослужащих, направляемых не на воинские должности в каждые из указанных организаций;

20) осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации.

Военные полномочия Президента России

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 19.07.2016 2016-07-19

Статья просмотрена: 666 раз

Библиографическое описание:

Ковалев А. А. Военные полномочия Президента России // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 352-355. — URL https://moluch.ru/archive/119/32851/ (дата обращения: 21.08.2018).

Среди многочисленных прав и обязанностей президента Российской Федерации особое место занимают его военные полномочия. На главу Кремля возлагается огромная ответственность за обеспечение национальной безопасности, защиту ее интересов в различных регионах мира.

Правовые основы военных полномочий российского президента заложены в Конституции РФ.

Президент определяет основные направления государственной военной политики, утверждает стратегию национальной безопасности и военную доктрину, руководит Вооруженными силами, другими войсками и воинскими формированиями, органами и силами обеспечения национальной безопасности, ведет переговоры и подписывает международные договоры в области обеспечения суверенитета России.

Президент России принимает комплексные решения по обеспечению военной безопасности. Официальное определение военной безопасности надо в Военной доктрине Российской Федерации. Под военной безопасностью понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять» [1]. Мы же в свою очередь рассматриваем военную безопасность как «особое состояние отношений между государствами (или их коалициями), обусловленное сочетанием политических, экономических, военных и других факторов, исключающих возможность начала войны (военных действий)» [4, с. 39]. Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами России, он формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения военной безопасности. В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против России Президент объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит военное положение, вводит в действие нормативные правовые акты военного времени, формирует органы исполнительной власти на период военного положения, отдает в качестве Верховного Главнокомандующего приказы на ведение военных действий.

Согласно пункту «ж» ст.83 Конституции, Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности, статус которого определяется федеральным законом. Детально вопросы организации и функционирования Совета Безопасности регламентируются Положением о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 06.05.2011 № 590 [3]. Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента в области обеспечения безопасности. Совет Безопасности рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка. Совет Безопасности ответственен за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Совет Безопасности в соответствии с Конституцией формирует и возглавляет Президент. В состав Совета Безопасности входят: Председатель (которым по должности является Президент), Секретарь Совета Безопасности, постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета и исключаемые из него по представлению Секретаря Совета Президентом. Секретарь входит в число постоянных членов Совета Безопасности. В настоящее время число постоянных членов Совета Безопасности составляет 12, членов Совета Безопасности 17. В апреле 2016 г. указом Президента России, членом Совета Безопасности России стал директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации В. В. Золотов.

Заседания Совета Безопасности проводятся на регулярной основе в соответствии с планами, утверждаемыми Председателем по представлению Секретаря Совета Безопасности. Присутствие на заседаниях Совета постоянных членов и членов Совета Безопасности обязательно. В зависимости от содержания вопросов к участию в заседаниях могут привлекаться другие лица. Решения Совета Безопасности принимаются на заседаниях простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности обретают характер нормативного правового акта только после оформления указами Президента.

Совет Безопасности в соответствии с основными задачами деятельности образуют постоянные межведомственные комиссии, которые могут создаваться на функциональной или региональной основе. В случае необходимости выработки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности РФ Советом Безопасности могут создаваться временные межведомственные комиссии. Постоянные и временные комиссии являются основными рабочими органами Совета Безопасности.

Пункт «з» ст.83 Конституции, предоставляет право Президенту утверждать Военную доктрину. Военная доктрина Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности.

Военная доктрина государства меняется в зависимости от внутренней и внешней политики государства. Действующая Военная доктрина, утверждена Президентом РФ 25 декабря 2014 г. Положения Военной доктрины опираются на комплексную оценку состояния военно-политической обстановки и стратегический прогноз ее развития, на научно обоснованное определение текущих и перспективных задач, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения военной безопасности РФ, а также на системный анализ содержания и характера современных войн и вооруженных конфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства и военного искусства.

С изменением военно-политической обстановки положения Доктрины могут уточняться и дополняться. На ее содержание могут влиять также развитие экономического потенциала, совершенствование военной организации. Эти изменения конкретизируются в ежегодных посланиях Президента, в директивах и иных документах по вопросам обеспечения военной безопасности России.

В Военной доктрине сформулированы военно-политические основы и факторы военно-политической обстановки, а также условия, оказывающие дестабилизирующее воздействие на военно-политическую обстановку.

Доктрина определяет перечень основных угроз военной безопасности — так внешних, так и внутренних. Она раскрывает основные направления обеспечения военной безопасности, исходя из необходимости применения для этого всей совокупности имеющихся в распоряжении государства сил, средств и ресурсов. В Доктрине закреплены: основные принципы обеспечения военной безопасности; содержание военной безопасности; военная организация государства, ее цели, принципы, приоритеты развития; система руководства военной организации; военно-стратегические основы; основы применения Вооруженных Сил РФ и других войск как в международных войнах, так и во внутренних конфликтах.

Военная доктрина закрепляет и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности: цели, основные задачи, принципы и основные направления мобилизационной подготовки экономики.

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и на основании п. «л» ст.83 Конституции России назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил страны.

В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» Президент утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1-го ранга) в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Президент, являясь главой государства, определяет основные направления как внутренней, так и внешней политики. Его конституционной обязанностью является принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной безопасности. Кроме того, в ряде статей Конституции устанавливаются полномочия Президента в области обороны и военного строительства.

Все это обусловило возложение на Президента и обязанностей Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ. Необходимо отметить, что совмещение этих должностей широко распространено в международной практике.

Компетенция Президента как Главнокомандующего Вооруженными Силами закреплена непосредственно в Конституции. Кроме указанных выше в круг его полномочий входит: руководство деятельностью отдельных силовых министерств и ведомств; внесение законопроектов в Государственную Думу, в том числе по вопросам военного строительства; присвоение высших воинских званий.

Наиболее полно полномочия Президента закреплены в Федеральном законе «Об обороне». Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации. В целях обороны создаются Вооруженные Силы. Однако уже из самого законодательного определения понятия обороны вытекает, что оборона не исчерпывается только деятельностью Вооруженных Сил. К обороне привлекаются войска национальной гвардии Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Для выполнения отдельных задач обороны могут привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, железнодорожные войска, Служба внешней разведки, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, органы мобилизационной подготовки и др.

Как Верховный Главнокомандующий Президент утверждает структуру, состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах; принимает решения о дислокации и передислокации Вооруженных Сил от соединения и выше.

Он утверждает также положения о Минобороны России и федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных в области управления войсками; Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны; планы размещения на территории РФ объектов с ядерными зарядами и объектов по ликвидации оружия массового поражения и ядерных отходов.

Путем издания указов о призыве граждан на военную службу и военные сборы Президент определяет численность призываемых граждан и осуществляет их распределение между Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами. Президент издает указы об увольнении с воинской службы лиц, прошедших военную службу по призыву.

Полномочия Президента в области обороны и военного строительства содержатся и в иных актах: Законе о воинской обязанности, федеральных законах «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «О статусе военнослужащих», «О государственном оборонном заказе» и др.

Согласно п.2 ст.87 Конституции России в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы, Президент может вводить военное положение. Указ Президента о введении военного положения подлежит незамедлительному опубликованию и обнародованию по каналам радио и телевидения. Указ незамедлительно поступает на утверждение в Совет Федерации, который в течение 48 часов с момента получения обязан рассмотреть вопрос о его утверждении. Решение об утверждении указа принимается простым большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением. Постановление оформляется и в том случае, если Совет Федерации не утвердил указ о введении военного положения. Указ Президента о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после принятия такого решения, о чем население оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

Пункт «б» статьи 87 Конституции России дает полномочия Президенту награждать государственными наградами, присвоение почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий.

Согласно п. «с» ст. 71 Конституции государственные награды и почетные звания отнесены к предметам ведения Российской Федерации, по которым принимаются федеральные законы (ч. 1 ст. 76).

Учреждение государственных наград РФ осуществлено Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 02.03.1994 № 442. В преамбуле указанного Положения государственные награды России являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и за иные выдающиеся заслуги перед государством.

Положением устанавливается, что к числу государственных наград относятся, помимо орденов, медалей, знаков отличия РФ, также звание Героя Российской Федерации и почетные звания. Президент издает указы об учреждении государственных наград (в том числе утверждает статуты орденов, положения о медалях, знаках отличия и их описания), принимает указы о награждении, вручает государственные награды. По поручению Президента и от его имени государственные награды могут вручаться должностными лицами, названными в Положении.

Лица, удостоенные государственных наград, пользуются льготами и преимуществами в порядке и случаях, установленных законодательством.

Государственных наград могут быть удостоены граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства.

Установлена преемственность в регулировании отношений, связанных с государственными наградами СССР. На граждан РФ, удостоенных государственных наград СССР, распространяются правила, предусмотренные приведенным Положением и законодательством России. Сохраняется порядок ношения орденов, медалей СССР, лент орденов и медалей на планках и других знаков отличия.

Президент образует Комиссию по государственным наградам для проведения общественной оценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрению граждан, а также соответствующее Управление Президента по государственным наградам для обеспечения реализации конституционных полномочий главы государства и проведения единой политики в области государственных наград.

Высшие воинские звания — маршалов, генералов и адмиралов, установленные Законом о воинской обязанности (ст. 46), а также высшие специальные звания сотрудников органов внутренних дел, таможенных органов, дипломатические ранги, равно как квалификационные классы, классные чины действительного государственного советника юстиции, государственного советника юстиции и т. п., установленные различными правовыми актами, присваиваются указами Президента. Все материалы, связанные с присвоением званий, рассматриваются Управлением кадров Администрации Президента РФ, которое готовит и представляет Президенту проекты указов о присвоении соответствующего звания.

  1. Военная доктрина Российской Федерации. Утв. Президентом Российской Федерации 25.12.2014 № Пр-2976
  2. Военно-промышленный курьер. Выпуск № 4 (421) от 01.02.2012
  3. Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 590
  4. Ковалев А. А. Властные механизмы обеспечения военной безопасности Российской Федерации: дис. канд. полит. наук: 23.00.02. СПб., 2015. С.39
  5. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева). — М., Эксмо, 2010
  6. Конституция Российской Федерации. Официальный текст
  7. О государственных наградах Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 02.03.1994 № 442
  8. Об обороне. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ

Полномочия президента Российской Федерации. Справка

4 марта 2012 года в Российской Федерации состоятся выборы президента.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации президент Российской Федерации является главой государства.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Как глава государства президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

— назначает с согласия Государственной Думы председателя правительства;
— имеет право председательствовать на заседаниях правительства;
— принимает решение об отставке правительства Российской Федерации;
— представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности председателя Центрального банка;
— по предложению председателя правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей председателя правительства, федеральных министров;
— представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов;
— формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
— утверждает военную доктрину Российской Федерации;
— формирует администрацию президента РФ;
— назначает и освобождает полномочных представителей президента РФ;
— назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил России;
— назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

— назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;
— распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;
— назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
— вносит законопроекты в Государственную Думу;
— подписывает и обнародует федеральные законы;
— обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

— осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
— ведет переговоры и подписывает международные договоры;
— подписывает ратификационные грамоты;
— принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

— решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
— награждает государственными наградами России, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания;
— осуществляет помилование.

Президент издает указы и распоряжения.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

    В письме должны быть указаны:

    • Тема – восстановление доступа
    • Логин пользователя
    • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

    Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

    В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

    Экстраординарные полномочия Президента РФ (Прокофьев В.Н.)

    Дата размещения статьи: 01.10.2017

    В России уже не одно десятилетие идет процесс создания правовых оснований и пределов вмешательства федеральной власти в дела субъектов РФ с одной целью — создать эффективный государственный механизм централизованной власти. На высшем законодательном уровне это происходит в форме получения федеральной властью возможности временно осуществлять полномочия органов государственной власти субъектов РФ.
    Поднимая вопрос об экстраординарных полномочиях Президента РФ, стоит отметить, что в правовой доктрине существует такое понятие, как «имплицитные полномочия» (подразумеваемые, неявные). Эти полномочия обладают такой спецификой, что нельзя сразу сказать, законно ли их использование или нет. Например, данный вопрос покажется логичным, если взять взаимоотношения Президента РФ и прокуратуры РФ. Опираясь на теоретический принцип независимости прокуратуры, можно сделать вывод о том, что какое-либо президентское поручение в адрес генерального прокурора является незаконным. Пусть независимость прокуратуры является во многом относительной, но конституционно такой принцип закреплен. Как верно заметил Ж.С. Тлеубаев, «глава государства имеет возможность, например, «предложить внимательнее разобраться с конкретным делом», и тогда формально оно вряд ли может быть сочтено незаконным, поскольку у Президента РФ есть конституционный аргумент: он является гарантом прав и свобод граждан» [1]. Таким образом, имплицитные и экстраординарные полномочия тождественны, поскольку в обоих случаях речь идет о президентских полномочиях, которые проистекают исходя из существа его основной деятельности, хоть эти полномочия прямо не указаны в законе.
    Как видно, правовая доктрина экстраординарных полномочий президента упирается в теоретическое обоснование, согласно которому глава государства имеет право воспользоваться своими полномочиями, хоть и прямо не указанными в нормативных правовых актах, но потенциально существующими или ими подразумеваемыми (с учетом расширительного толкования, естественно). Иначе говоря, президент не присваивает себе те или иные полномочия, а лишь конкретизирует их ad hoc.
    Доктрина экстраординарных полномочий удачно вписалась в реалии нашего времени, поскольку сегодня Президент РФ прочно связан со всей системой государственной власти, что проявляется в стремлении не быть безучастным к конфликтным ситуациям между различными ветвями власти и в рамках социально-экономических (включая споры и «трения» хозяйствующих субъектов) общественно-политических процессов в целом. Поэтому российскую модель президентства концептуально можно сравнить с суперпрезидентскими формами правления в странах Латинской Америки, между которыми существует не только историческая общность развития государства, но и также определенные геополитические параллели. Ответственность министров в указанных странах перед парламентом в данном случае носит чисто условный характер. Ведь конституционное законодательство предоставляет право кабинету министров распустить парламент, но аналогичное право для последнего трудновыполнимо ввиду определенных практических нюансов.
    «Правовая почва» для экстраординарных полномочий была заложена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. N 11-П. По логике Конституционного Суда президент является гарантом Основного Закона, обеспечивая функционирование и взаимодействие внутри государственного аппарата. То есть президентское нормотворчество, направленное на ликвидацию пробелов в законодательстве, не противоречит Конституции РФ. При этом ограничение все-таки имеется — указы президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, и действуют они до тех пор, пока по конкретному вопросу, требующему правового урегулирования, не будет принято решение со стороны законодательной власти.
    М.В. Баглай был, пожалуй, наиболее ярким теоретиком «экстраординарных» полномочий, который «защищал» право президента самостоятельно определять круг своих полномочий, который имеет при этом личное понимание своих обязанностей как гаранта Конституции. Объясняется это тем, что президентские функции нельзя конкретизировать в полном объеме. Поэтому президент всегда может применять свои «подразумеваемые» полномочия, раскрывающиеся в экстраординарных условиях. Фактическое признание этих полномочий парламентом вкупе с поддержкой, которая находится в разъяснениях Конституционного Суда РФ, именно и позволяет главе государства применять экстраординарные полномочия.
    Здесь может возникнуть вопрос, каким образом президент может применить данные полномочия, которые прямо не предусмотрены ни в федеральном законодательстве, ни в Конституции РФ. Ответ можно найти при толковании норм и принципов, определяющих задачи, сущность и направление деятельности президента в экстраординарных случаях. При этом сами принципы не имеют прямого отношения к конкретным полномочиям. Речь идет о том, что принципы подразумевают такую необходимость.
    Конституция РФ также не фиксирует круг отношений, которые выпадают из сферы регламентации экстраординарных правовых актов. Однако чисто теоретический анализ с акцентом на международные принципы права позволяет выделить запреты на применение экстраординарных норм. Эти запреты можно разбить на два блока:
    — запреты на «произвольное» внесение изменений и дополнений в Конституцию РФ;
    — запреты на ущемление и приостановление конституционных прав и свобод граждан и лишение гарантий такой защиты.
    В целом, как верно выразился Д.А. Лагун, «непарламентское нормотворчество играет важную роль в установлении правопорядка в государстве и при соблюдении принципов построения правовой системы положительно сказывается на становлении и развитии последней» [2].
    Впервые серьезно вопрос об экстраординарных полномочиях поднялся при рассмотрении Конституционным Судом РФ законности боевых действий в Чечне. Правовая основа для этого была заложена рядом указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ [3]. Издание данных нормативных правовых актов натолкнуло группу депутатов Государственной Думы обратиться в Конституционный Суд РФ. В свою очередь, парламентарии из Совета Федерации посчитали, что все эти акты образуют одну «правовую систему расширительных полномочий» президента. Главный их аргумент сводился к тому, что применение Вооруженных Сил РФ возможно лишь при введении чрезвычайного (военного) положения, что является юридически верным толкованием Конституции РФ. Запрос в Конституционный Суд РФ основывался на данных о незаконных ограничениях и массовых нарушениях конституционных прав и свобод граждан.
    В частности, парламент придерживался позиции, что установленные Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права (в том числе резолюцией ООН, регламентирующей вопросы применения вооруженных сил только в случае защиты от внешнего посягательства со стороны агрессора) не содержат норм, разрешающих применение вооруженных сил без введения военного (чрезвычайного) положения.
    Следствием этого, по их мнению, стало нарушение Конституции РФ и принятых Российской Федерацией на себя международных обязательств.
    В результате рассмотрения данного «чеченского дела» Конституционным Судом РФ было решено:
    — прекратить производство в рамках Указа от 30 ноября 1994 г. N 2137 в силу утраты им юридической силы;
    — прекратить производство по Указу от 2 ноября 1993 г. N 1833 ввиду отсутствия в нем нормативных предписаний;
    — признать конституционным Указ от 9 декабря 1994 г. N 2166 в рамках использованных президентом полномочий.
    Однако Конституционный Суд РФ признал неконституционными положения Постановления Правительства РФ от 9 декабря 1994 г. N 1360 в той части, где указано о выдворении за пределы Чеченской Республики лиц, представляющих угрозу общественной безопасности и личной безопасности граждан, лишения аккредитации журналистов, находящихся в зоне вооруженного конфликта. Таким образом, решение Конституционного Суда РФ дало понять, что у главы государства все же есть так называемые экстраординарные полномочия, поскольку он дал согласие на их использование. Напрямую же в решении они так не назывались. По мнению Конституционного Суда РФ, в целях обеспечения государственной целостности и конституционного порядка в чрезвычайных (экстраординарных) случаях Президент РФ может применять Вооруженные Силы РФ без введения чрезвычайного (военного) положения, поскольку в Конституции РФ прямо не указано, что глава государства должен применять вооруженные силы исключительно путем введения военного положения. Далее в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. N 10-П указано, что «Конституция Российской Федерации определяет вместе с тем, что Президент Российской Федерации действует в установленном Конституцией порядке. Для случаев, когда этот порядок не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в статьях 83 — 89 Конституции Российской Федерации, их общие рамки определяются принципом разделения властей (статья 10 Конституции) и требованием статьи 90 (часть 3) Конституции» [4].
    Как мы видим, Конституционный Суд РФ при толковании конституционных норм практически обозначил создание нового правового института экстраординарных полномочий. Основная идея этого института состоит в том, что Президент РФ имеет право использовать Вооруженные Силы РФ в пределах российских границ без введения военного (чрезвычайного) положения и без санкции ФС РФ в целях урегулирования внутренних конфликтов, сопряженных с нарушением конституционных государственных основ и прав и свобод граждан, созданием реальных угроз принципам федеративного устройства, единству и целостности государства.
    Заметим, до этого правовая доктрина не знала такого понятия, как «экстраординарные полномочия» и «экстраординарные ситуации». Вышеназванное Постановление как раз во многом разъяснило эту сложную «конституционно-правовую головоломку». Минуя законодательную инициативу, Конституционный Суд РФ перевел экстраординарные полномочия из разряда «название» в разряд «правовой институт».
    Проблема понимания экстраординарных полномочий решалась и позднее в других разъяснениях Конституционного Суда РФ. Например, в Постановлении от 30 апреля 1996 г. N 11-П Конституционный Суд РФ наделил президента правом издавать подзаконные НПА по вопросам, требующим исключительно законодательного решения. Это положило начало так называемому указному праву.
    Еще позднее экстраординарные полномочия Президента РФ уже конкретизировались в Федеральных конституционных законах от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении».
    Данные правовые документы устанавливают цели введения чрезвычайного и военного положения и особенности деятельности Федерального Собрания при таких случаях. Также конкретизируются срок, на который вводятся чрезвычайное положение и военное положение, меры и временные ограничения, устанавливаемые в экстраординарных условиях, к тому же особенности управления территорией, на которой действует режим чрезвычайного военного положения, обеспечения режима военного положения на территории, на которой ведутся военные действия. Важно отметить, что ООН и Совет Европы должны быть уведомлены о каждом случае введения чрезвычайного положения.
    Стоит помнить, что чрезвычайное положение представляет собой определенный порядок управления в экстраординарных случаях, что автоматически влечет временное ограничение прав и свобод граждан. Именно поэтому контрольные полномочия Совета Федерации уравновешивают полномочия президента как главы государства, от которого зависит объявление чрезвычайного положения. При этом президент должен указать мотивы принятого решения о введении чрезвычайного положения, а также перечень и пределы чрезвычайных мер.
    Согласно этим документам является правомерным привлекать Вооруженные Силы и иные воинские формирования для:
    — поддержания особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное (либо военное) положение, и выезда с нее;
    — пресечения деятельности незаконных вооруженных формирований (при введении чрезвычайного и военного положения);
    — разъединения противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники (при введении чрезвычайного положения);
    — пресечения террористической и диверсионной деятельности (специфическая задача, решаемая при введении военного положения);
    — участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасения жизни людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (при чрезвычайном положении).
    На введенные данными законами чрезвычайные полномочия стоит смотреть не как на ограничительные инструменты конституционных прав и свобод граждан, а как на отдельный элемент в общей структуре правового механизма, направленный на защиту интересов общества и государства в условиях угрозы их существования.
    Кульминацией позитивного и «одобрительного» отношения к институту экстраординарных полномочий является следующая теоретико-правовая мысль, обратная по смыслу критическим замечаниям, — введение экстраординарных полномочий является не попыткой ущемить основы гражданского общества, а стремлением охранять государственный порядок и общественное спокойствие в интересах гражданского общества.
    Логику экстраординарных полномочий можно усмотреть из того факта, что многие конституции развитых стран в плане построения гражданского общества в государстве включают в себя общественно важные морально-политические и гражданские обязательства, которые должны постоянно находиться под охраной президента на протяжении всего срока исполнения им своих должностных полномочий.
    Институт экстраординарных полномочий именно и служит реализации поставленным целям. Его правовое оформление обусловлено объективными факторами, связанными с потенциальной возможностью возникновения экстраординарных казусов политической и социальной направленности. Положение личности, общества и государства в контексте национальной безопасности является наиважнейшим конституционно-правовым вопросом. Поэтому институт «экстраординарных» полномочий, дополненный институтом федеральной интервенции, которые направлены на защиту общественного порядка и конституционного строя, рассматриваются как важный составной компонент российского законодательства.
    Еще важнее то обстоятельство, что институт «экстраординарных» полномочий нуждается в дальнейшей и тщательной законодательной проработке постольку, поскольку чрезвычайные полномочия в руках должностных лиц «расширенного президента», злоупотребляющих своим экстраординарным правом, способны стать опасным политическим оружием против основ конституционного строя и прав граждан.
    Доктрина «государственной или общественной пользы» является наиболее адекватным правовым обоснованием развития института экстраординарных полномочий, поскольку еще с советских времен в общественный менталитет заложена идея наибольшей ценности интересов государства по сравнению с интересами конкретного гражданина. Если в спокойное мирное время свободы и права граждан могут быть гарантированы государством, то в экстраординарных ситуациях интересы государства начинают возобладать над интересами личности.
    Более того, в какой-то степени институт экстраординарных полномочий в рамках функционирования демократического государства все больше ассоциируется как механизм для защиты прав граждан и конституционного строя. Однако важно понимать, что только в обществе с сильными демократическими традициями и высоким уровнем правосознания можно говорить о демократичности применения чрезвычайных полномочий. Это обстоятельство имеет огромное значение, поскольку в России (в прошлом тоталитарном государстве СССР) до сих пор наблюдаются обратные тенденции, вызванные особенностями российского общественного менталитета. Как следствие, могут возникнуть правовые противоречия между легитимностью применения экстраординарных мер и переходным общественным сознанием.
    Таким образом, в применении экстраординарных полномочий проявляется высокая степень ответственности главы государства, поскольку во многом именно от его действий и идеологических воззрений зависит судьба народа. При этом нужно всегда помнить, что злоупотребление такими полномочиями способно нарушить принцип разделения властей. Чувство неконтролируемой власти всегда несло угрозу для человечества, когда лидер государства осознает, что его любые действия можно оправдать той или иной нормой закона. Ведь если взглянуть с другой правовой позиции, то можно увидеть, что Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 31 июля 1995 г. N 10-П поставил территориальную целостность и государственную безопасность по значению выше, чем права человека, которые согласно ст. 2 Конституции РФ являются высшей ценностью.
    Здесь важно еще понять, что Россия как федеративное и республиканское государство является совсем молодым. Культурно и идеологически, возможно, она еще не отошла от советских методов решения общественно-политических вопросов. Поэтому, как и в любом другом молодом государстве, в современной России еще не до конца сформировался институт президентских полномочий. Не исключено, что экстраординарные полномочия сегодня являются временным правовым явлением, уйти от которого позволит обширная конституционная практика и опыт построения гражданского общества.
    Только стабилизация политической обстановки способна укрепить классический конституционный принцип разделения властей. Только доверие к президенту способно оправдать как морально, так и законно применение «экстраординарных» полномочий.
    Порой подобное доверие принимает причудливые, антиправовые и экзотические формы. В частности, сторонники Народного освободительного движения высказались по этому поводу в свете современных событий: «Цель иностранных интервентов — разрушение Российского государства. Учитывая все вышеизложенное, НОД призывает граждан России как можно быстрее предоставить главе государства Владимиру Путину чрезвычайные полномочия вплоть до декабря 2018 года» [5].
    Мы видим, что глава нашего государства (и как должностное лицо, и как личность) занимает особое место в отечественной системе государственной власти. Во многом это объясняется тем, что задача обеспечения единства государственной власти, осуществляемая всеми ветвями власти, возлагается на президента нормами Конституции РФ. Важно помнить, что согласованное функционирование и взаимодействие органов власти обеспечивается президентом, который при этом не только не относится ни к одной из трех ветвей власти, но и применительно к данному вопросу эксплицитно или имплицитно устраняет политико-правовое несовершенство системы законодательства и системы публичного управления.
    И, наконец, как мы убедились, архиважную роль в разрешении спорных вопросов играет Конституционный Суд РФ. Здесь можно сделать очень интересное заключение. Конституционный Суд РФ, осуществляя толкование конституционных норм, фактически преобразовывает Конституцию РФ ввиду тех или иных общественно-политических процессов без изменения ее буквального содержания, влияя тем самым на установление пределов экстраординарных полномочий президента, а равно на их содержание.

    Смотрите еще:

    • Федеральный закон рф жк Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в последней редакции с изменениями (внесенными Федеральным законом от 01.07.2017 N 141-ФЗ), вступившими в силу с 01.07.2017 года. 29 […]
    • Приказ о порядке приема граждан в общеобразовательные учреждения Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. N 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" Приказ Министерства […]
    • Закон кемеровской области 89 оз Закон Кемеровской области от 16 июня 2006 г. N 89-ОЗ "Об административных правонарушениях в Кемеровской области" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 31 мая 2006 г. N 1664) (с изменениями и дополнениями) Закон […]
    • Судебный закон 2014 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ"О судебных приставах" С изменениями и дополнениями от: 7 ноября 2000 г., 29 июня, 22 августа […]
    • Закон рф от 09121991 2003-1 ст4 Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" 22 декабря 1992 г., 11 августа […]
    • Федеральный реестр документов об образовании и о квалификации сайт Проверить сведения о документе Проверка наличия сведений о документе в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" Целями создания […]
    • Решение суда приморского края Администрация Владивостока обжалует решение Арбитражного суда Приморского края В установленный законом срок власти города намерены обжаловать решение суда первой инстанции Владивосток, ИА Приморье24. 26 сентября 2017 года Арбитражный суд […]
    • Единовременное поощрение облагается налогом Поощрительные выплаты при увольнении: порядок начисления НДФЛ Не облагаются НДФЛ компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников В соответствии с частью 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ выплаты, связанные с […]