Налог экология как платить — Доброе дело

Налог экология как платить

Оглавление:

Экологические платежи: Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Содержание.

1. Общая информация об экологических платежах.
2. Кто платит за НВОС?
3. Каковы сроки уплаты платежей за НВОС?
4. Отчетность по расчету платы за НВОС и срок ее подачи.
5. Куда сдавать Расчет платы за НВОС, и уплачивать экологические платежи?
6. С какого времени необходимо платить экологические платежи?
7. Как рассчитать сумму платы за НВОС?
8. Коэффициенты инфляции
9. Что нужно знать для расчета экологических платежей?
10.Ответственность за непредставление расчетов и невнесение платы за НВОС

1. Общая информация об экологических платежах.

Действующим законодательством РФ предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), которая заменила ранее взимавшуюся плату за загрязнение окружающей среды. Необходимость платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Этот закон устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного (вредного) воздействия на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
  • В настоящее время плата за НВОС взимается только за следующие виды негативного воздействия:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными объектами;
  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными объектами;
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов производства и потребления.
  • За другие виды вредного воздействия, указанные в Федеральном законе от 10.01 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в частности за загрязнение недр и почв, шум, вибрацию и т. п., экологические взносы не уплачиваются из-за отсутствия нормативов платы, т.к. невозможно определить размер этих взносов.

    Плата за негативное воздействие на окружающую среду по Определению Конституционного суда от 10.12.2002 г. № 284-О, признана обязательным публично-правовым платежом . Этот платеж носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и является по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

    В соответствии с п. 2 статьи 8 Налогового кодекса, под сбором понимается обязательный взнос , уплата которого является одним из условий предоставления плательщикам определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). УМНС РФ в письме за № 06-01-25/21 91 от 10.02.2004 и в официальном Разъяснении от 15.01.2004г. однозначно подтверждает обязательность платы за негативное воздействие на окружающую среду.

    Однако в соответствии с законодательством внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан загрязнением окружающей среды.

    2. Кто платит за НВОС?

    Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются предприятия, учреждения, организации, российские и иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, то есть имеющие источники негативного воздействия на окружающую среду. В связи с выходом Постановления Конституционного суда РФ № 8-П от 14.05.2009г., все организации, финансируемые из бюджетов различных уровней и ранее освобожденные от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, должны с 01.01.2010 г. также осуществлять данные платежи.

    3. Каковы сроки уплаты платежей за НВОС?

    Согласно п. 1 Приказа Ростехнадзора РФ от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» все экологические платежи нужно перечислять до 20-го числа месяца , следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

    4. Отчетность по расчету платы за НВОС и срок ее подачи

    Расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду должен производиться организацией самостоятельно исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью. Форма расчета, порядок ее заполнения и сдачи отчетности утверждены приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 г. № 204 (в редакции приказа Ростехнадзора от 27.03.2008 г. №182).

    Расчет платы за загрязнение окружающей среды включает в себя:

  • Титульный лист
  • Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет
  • Раздел 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»
  • Раздел 2 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»
  • Раздел 3 «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты»
  • Раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления»
  • В расчет платы включаются только те разделы , которые необходимы организации в зависимости от видов негативного воздействия на окружающую среду. Например, если организация не имеет стационарные объекты, которые выбрасывают в атмосферный воздух загрязняющие (вредные) вещества, то раздел 1 заполнять и прикладывать к расчету платы не нужно.

    Расчет платы нужно сдавать не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Расчет предоставляется следующим образом:

  • на бумажном носителе через представителя организации или по почте заказным письмом с уведомлением;
  • и в электронном виде на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи.
  • Расчеты в электронном виде должны предоставляться в формате XML , согласно образцу, расположенному на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по адресу: http://www.gosnadzor.ru. Если в отчетном периоде сумма платежа составляет менее 50 тыс. рублей, представления расчета платы в электронном виде не требуется, в противном случае сдача расчетов в электронном виде является обязательной.

    5. Куда сдавать Расчет платы за НВОС, и уплачивать экологические платежи?

    В настоящее время согласно Постановления Правительства РФ № 717 от 13.09.2010 г. и приказа Росприроднадзора № 311 от 20.10.2010 г. полномочиями администратора доходов федерального бюджета по плате за негативное воздействие на окружающую среду наделены только территориальные Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

    Заполненный расчет платы прошитый, пронумерованный, скрепленный печатью нужно сдавать в территориальные органы Росприроднадзора по месту нахождения стационарного объекта негативного воздействия и месту государственной регистрации передвижного загрязняющего объекта. В те же территориальные органы Росприроднадзора осуществляется плата на НВОС в соответствии с представленными Расчетами платы отдельными платежными поручениями по каждому КБК.

    Таким образом, если организация имеет несколько источников загрязнения окружающей среды в разных субъектах Российской Федерации, то по каждому субъекту нужно сдать отдельный расчет платы. При эксплуатации нескольких объектов загрязнения на территории одного субъекта плата по ним отражается в едином расчете. Однако лист расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, заполняется отдельно по каждому муниципальному образованию (ОКТМО муниципального образования).

    Список кодов бюджетной классификации (КБК) экологических платежей:

    6. С какого времени необходимо платить экологические платежи

    Экологические платежи необходимо платить со времени вступления в силу Постановления Правительства № 344, а именно с 30 июня 2003 года. Те предприятия, которые уже существовали в это время, но не вносили экологические платежи, должны внести плату за загрязнение окружающей среды именно с 30 июня 2003 г., а те предприятия, которые образовались позже, должны платить с момента начала своей деятельности. Однако в 2008 году в связи с истечением срока исковой давности — три года (согласно ст.196 Гражданского кодекса РФ №230-ФЗ) плата с «должников» взимается с 1 января 2010 года.

    7. Как рассчитать сумму платы за НВОС

    Порядок расчета платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

    Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (в ред. Постановления Правительства РФ от 01 июля 2005 г от № 410).

    Сумма платы рассчитывается отдельно по каждому загрязняющему веществу и отходу, а также по каждому виду топлива для передвижных объектов. При расчете платы за выбросы нужно учитывать коэффициенты экологической значимости региона и дополнительные коэффициенты 2 и 1,2. При расчете платы за сбросы — коэффициенты экологической значимости региона, дополнительный коэффициент 2 и коэффициент для взвешенных веществ. При расчете платы за отходы учитываются коэффициенты экологической значимости региона, дополнительный коэффициент 2 и коэффициент месторасположения объекта размещения отходов (1 или 0,3). Ко всем рассчитанным суммам платы должен быть применен коэффициент, учитывающий инфляцию, который устанавливается Федеральным законом о бюджете на очередной календарный год.

    8. Коэффициенты инфляции

    Коэффициенты, учитывающие инфляцию платы за НВОС по всем разделам расчета платы, устанавливаются каждый год Федеральным законом «О федеральном бюджете». В 2010 году нормативы платы, установленные Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. №344, применялись с коэффициентом, учитывающим инфляцию 1,79. Нормативы платы, изменённые Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005г. №410, применялись с коэффициентом, учитывающим инфляцию 1,62.

    • Коэффициенты инфляции в 2011г.: 1,93 (вместо 1,79) и 1,58 (вместо 1,46)
    • Коэффициенты инфляции в 2012г.: 2,05 (вместо 1,93) и 1,67 (вместо 1,58)
    • Коэффициенты инфляции в 2013г.: 2,20 (вместо 2,05) и 1,79 (вместо 1,67)
    • Коэффициенты инфляции в 2014г.: 2,33 (вместо 2,20) и 1,89 (вместо 1,79)
    • Коэффициенты инфляции в 2015г.: 2,45 (вместо 2,33) и 1,98 (вместо 1,89)
    • Коэффициенты инфляции в 2016г.: 2,56 (вместо 2,45) и 2,07 (вместо 1,98)
    • Эти коэффициенты ежегодно обновляются в нашей программе для расчета платы за НВОС «ЭКО-Эксперт».

      9. Что нужно знать для расчета экологических платежей?

      Чтобы рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду, необходимо знать:

      1. Утвержденные Росприроднадзором для организации нормативы предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и лимиты на размещение отходов.
      2. Утвержденные Росприроднадзором для организации нормативы временно согласованных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.
      3. Количество топлива, израсходованного передвижными источниками в отчетном периоде.
      4. Нормативы платы за загрязнение окружающей среды, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01 июля 2005 г от № 410).
      5. Коэффициенты, учитывающие инфляцию нормативов платы и коэффициенты экологической значимости региона.
      6. Фактические массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов с разбивкой:
        • в пределах утвержденных нормативов (ПДВ, ПДС и ЛРО);
        • в пределах утвержденных временно согласованных нормативов (ВСВ и ВСС);
        • сверх утвержденных нормативов и временных нормативов.
        • Повышающий коэффициент, который применяется при расчете платы за загрязнение окружающей среды сверх утвержденных нормативов и лимитов. Значение этого коэффициента составляет 5,0 (п. 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

      Фактическая масса выбросов, сбросов и размещения отходов определяется по данным учета, который должны вести все организации, обязанные вносить плату за загрязнение окружающей среды (ст. 30 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, подп. 5 п. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ, ст. 19 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

      Для определения массы загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, используется порядок, предусмотренный п.5.6 Инструктивно-методических указаний, утвержденных Минприроды России от 26 января 1993 г.

      Для определения массы загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, используется порядок, предусмотренный п.5.7 Инструктивно-методических указаний, утвержденных Минприроды России от 26 января 1993 г.

      Учет отходов (образовавшихся, использованных, обезвреженных, размещенных, переданных другим лицам или полученных от других лиц) следует вести в специальном журнале учета обращения с отходами (приказ МПР РФ от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами»).

      Расчет платы за НВОС это весьма трудоемкий и кропотливый процесс . Поэтому существует множество предприятий, оказывающих услуги по расчету экологических платежей. Кроме того имеется много программ, позволяющих автоматизировать расчет платы за НВОС . Такие программы позволяют пользователю самому рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду и подготовить всю необходимую экологическую отчетность, даже если он не является большим специалистом в области экологии.

      10. Ответственность за непредставление расчетов и невнесение платы за НВОС

      Штрафных санкций за непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также за его подачу позднее установленного срока не предусмотрено . Однако такие действия могут квалифицироваться как сокрытие экологической информации, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей, на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

      В соответствии со статьей 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

      Налог за экологию

      Такое понятие, как экологический налог, в Налоговом кодексе отсутствует. Его уплачивают люди, которые используют природные ресурсы нашей страны.

      Несмотря на то, что этот налог не имеет у налоговиков законного подтверждения, некоторые платежи, совершаемые налогоплательщиками, можно отнести к этому понятию. Разберемся, что представляет собой так называемый экологический налог и какие сборы и пошлины попадают под этот термин.

      Сущность налога

      Суть данного налога в том, что государство взимает плату с граждан страны за то, что они воздействуют на окружающую среду, используют её ресурсы. При уплате налога налогоплательщик может в платежном поручении указать назначение платежа, например, экологический сбор или оплата штрафа за негативное воздействие на природу.

      Само понятие экология означает взаимодействие человека и природы. Как правило, такой налог обязаны платить организации и коммерческие структуры, которые так или иначе воздействуют на окружающую среду. Но плательщиком также может выступить и физическое лицо за нанесенный вред природе.

      Понятие налог означает, что человечество платит некую пошлину за то, что воздействует на природу, за пользование недрами и ископаемыми.

      Как уже сказано, данный налог не прописан в законодательном порядке, но есть ряд сборов, которые могут попасть под описание экологического налога.

      Сборы, попадающие под экологические

      Жизнедеятельность человека напрямую связана с внешним миром, окружающей средой. Много коммерческих организаций взаимодействуют с природой, получая с неё прибыль.

      Поэтому под понятие сбор за экологию могут попадать следующие налоги, которые указаны в налоговом кодексе:

    • Транспортный налог, если будет доказано, что данный автомобиль загрязняет окружающую среду.
    • Пошлина за добычу природных ископаемых. Как правило, это исчерпаемые ресурсы земли, поэтому могут привлечь организацию к ответственности в виде дополнительного налога за добычу ископаемых сверх нормы.
    • Налог на воду (водный). Может быть в принудительном порядке возложен на организацию за то, что во время использования водного ресурса природе был нанесен дисбаланс.
    • Пошлина или сбор за ущерб нанесенный природе во время охоты, рыбной ловли.
    • Сбор земельный. За вред, нанесенный при использовании земли.
    • Кто платит за мусор?

      Чаще всего, если предстоит уплата данного вида налога, ответственность за него ложится на руководство фирмы, которая использует природные ресурсы.

      К сборам этого налога также можно отнести оборудование, которое используется организацией в коммерческих целях. Если это оборудование наносит вред природе, уплата за «вред» становится обязательной для компании.

      Также можно отнести к экологическому налогу сбор за вывоз мусора. Как правило, уплачивать его должны коммерсанты, которые размещают отходы в специальных контейнерах, баках для мусора.

      Мусор впоследствии забирается компаниями, занимающимися вывозом отходов. Поэтому фирмы обязаны соблюдать санитарные и экологические нормы и уплачивать налог за свою деятельность.

      Если же организации заключают договор с компанией по вывозу отходов, то платят за услугу, предоставляемую данной организацией. Это тоже своего рода экологический сбор.

      Как уже говорилось, обязанность за уплату таких сборов возложена на руководство. Они должны самостоятельно производить расчет суммы к уплате, опираясь на Постановления Правительства — №№ 344, 632.

      Плата за утилизацию

      В нашей стране была введена плата за отходы потребления и производства. На основании НК РФ (89–ФЗ) плательщиками становятся компании, которые производят товары вместе с упаковкой. Эти же упаковки утилизируются впоследствии потребителями. Но компании платят пошлину тогда, когда не выполняют своих обязательств по санитарным нормам и общим правилам.

      В отдельном постановлении указан полный перечень продуктов (товаров), которые подлежат вывозу, сжиганию после утраты потребительских свойств.

      Коэффициенты для расчета по каждому товару и таре помогут коммерсанту понять, стоить ли платить пошлину или нет. Еще в правительственном постановлении указаны ставки для расчета.

      Если компания занимается производством того или иного товара, указанного в списке, то она может самостоятельно его утилизировать или воспользоваться услугами другой фирмы.

      Если отходы не были утилизированы согласно нормам, придется заплатить пошлину за вред, нанесенный экологии. Пока не существует определенных нормативов по утилизации, предполагается, что компании сами будут выставлять себе нормы по отходам.

      Как рассчитать налог на экологию

      Фирмы, не занимающиеся утилизацией отходов, должны произвести расчет по уплате пошлины самостоятельно. Можно произвести расчет следующим образом:

    • Ставка + Масса готового товара (или количество единиц, которые подлежат утилизации) * Норматив, установленный для компании = Сумма, подлежащая к уплате.
    • Отчитываться организации по экологической пошлине обязаны не позднее 20 числа ежегодно. Также заполняется декларация, где указывается ставка и сумма к уплате.

      Кто платит экологический сбор с 2018 года: разъяснение

      Бухгалтеры интересуются тем, кто платит сбор с 2018 года. Разъяснение об этом содержится в данной статье. Это может пригодиться организациям и ИП. Также вы узнаете о сроках уплаты экологического сбора в 2018 году и особенностях заполнения платежного поручения на уплату.

      Кто должен платить «за экологию» в 2018 году?

      Экологический сбор – это платеж, уплата которого регулируется статьей 24.5 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). Никакого отношения к плате за загрязнение окружающей среды экологический сбор не имеет.

      Но кто платит экологический сбор с 2018 году? Разъяснение простое:

      Важно отметить, что от внесения платы в виде «эко сбора» освобождены производители и импортеры, если они сами утилизируют вредные отходы. Однако утилизация – это очень сложная и дорогостоящая процедура и лишь средний и крупный бизнес может позволить себе такую «роскошь». Большинству проще заплатить экологический сбор в 2018 году и не заниматься никакой утилизацией.

      Существуют льготы по уплате экологического сбора при закупке и производстве упаковочных материалов. Так, допустим, освобождены от уплаты экологического сбора компании:

    • производящие упаковку и продающие ее другим организациям;
    • импортирующие упаковку не для реализации потребителям, а для собственных нужд.
    • Также обратим внимание: экологический сбор не является платой за негативное воздействие на окружающую среду. Несмотря на то, что названия схожи – это два разных вида платежей, и для каждого установлен свой порядок уплаты.

      Новый перечень применяйте только с 2018 года

      Как мы же сказали, Перечень товаров, которые попадают под сбор, утвердило Правительство РФ своим распоряжением от 28.12.2017 № 2970-р. Это относительно новый документ. Он состоит из двух разделов. Первый раздел «Товары, за исключением упаковки, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств», включает 46 групп товаров. В данном разделе для каждого товара приводится наименование товара, код товара (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), код по ТН ВЭД ЕАЭС, наименование позиции по ТН ВЭД ЕАЭС, категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.

      Второй раздел «Упаковка товаров, подлежащая утилизации после утраты ею потребительских свойств» включает 8 групп товаров. Для товаров в данном разделе указывается наименование упаковки товаров, материал упаковки, буквенное обозначение упаковки по техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011) и категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использовани

      Товары в перечне поделены на группы (список групп см. ниже). Если та или иная продукция в перечне не упомянута, то ее производители и импортеры экосбор не платят.

      Список групп товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств:

    • Группа № 1 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»
    • Группа № 2 «Ковры и ковровые изделия»
    • Группа № 3 «Спецодежда»
    • Группа № 4 «Одежда верхняя прочая»
    • Группа № 5 «Белье нательное»
    • Группа № 6 «Одежда прочая и аксессуары»
    • Группа № 7 «Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие»
    • Группа № 8 «Изделия деревянные строительные и столярные прочие»
    • Группа № 9 «Тара деревянная»
    • Группа № 10 «Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная»
    • Группа № 11 «Изделия хозяйственные и санитарно-гигиенические и туалетные принадлежности»
    • Группа № 12 «Принадлежности канцелярские бумажные»
    • Группа № 13 «Изделия из бумаги и картона прочие»
    • Группа № 14 «Нефтепродукты»
    • Группа № 15 «Шины, покрышки и камеры резиновые; восстановление протекторов и резиновых шин»
    • Группа № 16 «Изделия из резины прочие»
    • Группа № 17 «Изделия пластмассовые упаковочные»
    • Группа № 18 «Изделия пластмассовые строительные»
    • Группа № 19 «Изделия пластмассовые прочие»
    • Группа № 20 «Стекло листовое гнутое и обработанное»
    • Группа № 21 «Стекло полое»
    • Группа № 22 «Бочки и аналогичные емкости из черных металлов»
    • Группа № 23 «Тара металлическая легкая»
    • Группа № 24 «Компьютеры и периферийное оборудование»
    • Группа № 25 «Оборудование коммуникационное»
    • Группа № 26 «Техника бытовая электронная»
    • Группа № 27 «Приборы оптические и фотографическое оборудование»
    • Группа № 28 «Аккумуляторы»
    • Группа № 29 «Батареи аккумуляторные»
    • Группа № 30 «Оборудование электрическое осветительное»
    • Группа № 31 «Приборы бытовые электрические»
    • Группа № 32 «Приборы бытовые неэлектрические»
    • Группа № 33 «Инструменты ручные с механизированным приводом»
    • Группа № 34 «Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное»
    • Группа № 35 «Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки»
    • Группа № 36 «Услуги по изданию газет»
    • Экологический сбор: как платить

      В этом году производственники впервые отчитались по экологическому сбору. Он взимается с товаропроизводителей, не обеспечивающих утилизацию товаров после утраты ими потребительских свойств. Аналогичная обязанность установлена и для импортеров. Если за 2016 год вы не уплатили экологический сбор и не отчитались за него, исполнить эту обязанность можно и сейчас.

      Товары, утратившие потребительские свойства в результате использования, загрязняют окружающую среду. Они представляют собой отходы. Порядок обращения с ними регламентирует Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон 89-ФЗ). При этом не все отходы подлежат обезвреживанию и захоронению. Некоторые виды подвергают утилизации. Под утилизацией понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов. Выделяют повторное применение отходов по прямому назначению – рециклинг, их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки – регенерацию, а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения – рекуперацию (ст. 1 Закона 89-ФЗ).

      Требования по утилизации отходов от использования товаров (за исключением транспортных средств) содержит статья 24.2 Закона 89-ФЗ. В соответствии с ней статьей 24.5 Закона 89-ФЗ введен экологический сбор. Разберемся в этих вопросах, недостаточно известных большинству читателей.

      Требования закона

      На основании пункта 1 статьи 24.1 Закона 89-ФЗ утилизацию отходов от использования товаров, утративших потребительские свойства, обязаны обеспечивать их производители либо импортеры. Но чтобы выполнить это требование, отходы нужно собрать. Производители, импортеры товаров могут либо самостоятельно организовать сбор, обработку, утилизацию отходов от использования аналогичных товаров, либо заключить соответствующий договор с лицами, осуществляющими профессиональную деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (п. 4 ст. 24.1 Закона 89-ФЗ).

      Производитель (импортер), не осуществляющий утилизацию вышеозначенными способами, уплачивает экологический сбор.

      За какие товары и сколько платить

      Производителю (импортеру), вставшему на тернистый путь самостоятельного сбора отходов, придется создавать и обслуживать территориальную инфраструктуру – например, посредством установки специальных контейнеров по видам мусора. Возможно, именно по этой причине в населенных пунктах стали появляться ящики для сбора батареек, пластиковой и алюминиевой тары. Но подобные явления массового характера пока не приобрели. Рядовому производителю, а тем более импортеру, проще уплатить экологический сбор.

      Экологический сбор охарактеризован в статье 24.5 Закона 89-ФЗ. Он относится к неналоговым доходам федерального бюджета. А значит, Налоговым кодексом РФ этот платеж не регулируется.

      Экосбор уплачивается по каждой группе товаров, включенных в Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р). Перечень содержит 36 товарных групп. В нем представлены, в частности, одежда, изделия из пластмассы, дерева, бумаги, стекла, оргтехника, электрические приборы. Если товар не является готовым к употреблению изделием, но реализуется в упаковке, то экологический сбор нужно заплатить только в отношении самой упаковки.

      Правила взимания экологического сбора установлены постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073. В нем определены порядок исчисления сбора, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

      Алгоритм действий по исчислению экологического сбора: выясняем, входит ли производимый товар в группы товаров, подлежащих утилизации, устанавливаем ставку экологического сбора, определяем подлежащий применению норматив утилизации, выявляем объем годового производства товара, исчисляем экосбор путем перемножения соответствующих показателей, аналогично – в отношении упаковки.

      Экологический сбор исчисляется по итогам календарного года. Он рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу подлежащего утилизации готового товара, выпущенного в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации.

      Ставки экологического сбора по каждой группе товаров (в рублях за тонну) установлены постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 № 284. При этом каждая ставка сформирована на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства.

      Нормативы утилизации устанавливаются для каждой группы товаров, подлежащих утилизации, в процентах от общего количества выпущенных производителями, импортерами товаров за истекший календарный год. Раз в три года они пересматриваются. Нормативы на 2015–2017 годы приведены в распоряжении Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р.

      Экологический сбор придется платить, даже если у вас небольшое ателье по пошиву одежды. Ведь такие изделия отнесены к группе № 4 «Одежда верхняя прочая». А значит, бухгалтеру необходимо обеспечить учет массы готовой продукции.

      Обратите внимание: если упаковка товара, подлежащего утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент. Он рассчитывается как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки (Информация Минприроды России «Об актуальных вопросах исполнения «расширенной» ответственности производителей, импортеров товаров (далее – РОП)»).

      Бухгалтерский и налоговый учет

      Экологический сбор уплачивается в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом. Но начислять сбор нужно в отчетном году, поскольку он относится к именно к этому периоду (п. 18 ПБУ 10/99, абз. 5 п. 5 ПБУ 1/2008).

      В бухгалтерском учете производственной компании экологический сбор можно отражать двумя способами.

      Способ первый – единовременно по состоянию на 31 декабря текущего года в составе прочих расходов:

      ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 76
      — начислен экологический сбор за товары, выпущенные за отчетный год.

      Применять для единовременного начисления счет 20 «Основное производство» мы не рекомендуем, поскольку это приведет к скачку себестоимости продукции последнего месяца.

      Способ второй – равномерно (ежемесячно) в течение года в качестве оценочного обязательства (на счете 96 «Резервы предстоящих платежей») исходя из плановых показателей в сумме 1/12 от предполагае­мого платежа. Основание – ПБУ 8/2010 (подп. «а» п. 4, п. 5, п. 8).

      Ведь избежать обязанности по уплате сбора не удастся. При этом суммы резерва целесообразно отнести на себестоимость соответствующих товаров:

      ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 96
      — сумма резерва включена в затраты на производство товаров.

      В последний день отчетного периода – 31 декабря – начисляем экологический сбор и выполняем корректировку резерва в целях закрытия счета 96 (п. 23 ПБУ 8/2010):

      ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 76
      — признано обязательство по уплате экологического сбора (за счет резерва);

      ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 96
      — доначислен резерв.

      ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 91-1
      — списан излишне начисленный резерв.

      Напомним, что организации, применяющие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, признавать оценочные обязательства не обязаны (п. 3 ПБУ 8/2010).

      Импортер отнесет экологический сбор на расходы на продажу:

      ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 76
      — начислен экологический сбор.

      Уплата экологического сбора отражается записью

      «ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51».

      В целях налогообложения прибыли экологический сбор удовлетворяет критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ, поэтому может быть отнесен к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). А вот компании, применяющие «упрощенку», принять экологический сбор в расходы не вправе. Ведь пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ такой расход прямо не предусмотрен.

      Отчетность и контроль

      Взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

      Расчет суммы экологического сбора производится по форме, утвержденной приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488 (зарег. в Минюсте России). Он представляется ежегодно в срок до 15 апреля в территориальный орган Росприроднадзора с приложением копии платежных документов об уплате экологического сбора.

      А в завершение поговорим о санкциях за неуплату сбора и непредставление расчета. Постановлением № 1073 (п. 25) установлено: в случае невнесения (или внесения не в полном объеме) экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора в установленные сроки территориальный орган Росприроднадзора направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности. Если в течение 30 календарных дней со дня получения такого требования плательщик не погасит задолженность в добровольном порядке, она будет взыскана в судебном порядке.

      Штрафов за неисполнение данной обязанности не предусмотрено, судебной практики пока тоже нет. Кроме того, Росприроднадзор в письме от 16.03.2017 № АС-10-02-36/5284 предупреждает: на основании статьи 29 Закона № 89-ФЗ деятельность юридических лиц, осуществляемая с нарушением законодательства в области обращения с отходами, может быть прекращена.

      Итак, если за 2016 год вы не уплатили экологический сбор и не отчитались за него, исполнить эту обязанность можно и сейчас. Наказаний не последует.

      Елена Диркова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

      Электронная версия журнала
      «ПРАКТИЧЕСКАЯ БУХГАЛТЕРИЯ»

      Лучшее предложение для тех, кому нужен минимальный бюджет и практическая информация по учету и налогам.

      Смотрите еще:

      • Документы для оформления страховки при дтп Документы для оформления страховки при дтп Документы необходимые для возмещения ущерба по ДТП для Страховой: 1. Копия протокола (вынесенного виновной стороне) 2. Копия постановления (вынесенного виновной стороне) 3. Справку о ДТП формы […]
      • Презентация правила поведения в общественных местах для дошкольников Образовательный портал Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования Главная Публикации в журнале Коррекционная педагогика Презентация […]
      • Карточные правила 101 Сто одно (101) Количество колод: 1 Количество карт в колоде: 36 Количество игроков: 2 - 4 Старшинство карт: 6, 7, 8, 9, 10, В, Д, К, Т. Цель игры: набрать наименьшее количество очков. Правила игры. Достаточно популярная игра на […]
      • Учебное пособие подготовительные курсы мархи Художественно-графические средства визуализации и моделирования - Литература Раздел. Основы законодательства Российской Федерации в области образования. 1. "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принята референдумом 12.12.93) (ред. от […]
      • Вакансии в омске в судах Омская Губерния Сведения о вакантных должностях Главного государственно-правового управления Омской области (далее – Главное управление) по состоянию на 30 июля 2018 года 1. Заместитель начальника юридического отдела управления судебной и […]
      • ХфМент в законе Мент в законе 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 сезон смотреть онлайн Сериал «Мент в законе» о настоящих ценностях в отделе расследований. О настоящих мужчинах, которые готовы грызть глотки любому, кто решит нарушить покой в их городе. Честь и […]
      • Гражданство россии в кыргызстане Получение гражданства РФ в Кыргызстане. т.е. по. Не нашел в теме о получении гражданства РФ. В списке документов, которые надо предоставить в посольство РФ первой строкой идет бланк-заявление об отказе от кыргызского гражданства. Сегодня […]
      • Правила использования сертификата Обсуждения Условия и правила использования подарочных сертификатов. 1 сообщение Срок действия подарочного сертификата проводимой акции – один месяц с даты начала проведения акции, указанной на сертификате с оборотной стороны. Виды […]