Форматы разрешения 4 3 — Доброе дело

Форматы разрешения 4 3

Оглавление:

Различие форматов — 16:9, 4:3, и Cinemascope

Почему даже на широкоформатном телевизоре 16:9 художественный фильм воспроизводится с горизонтальными рамками? Почему на некоторых фильмах эти рамки больше, а на других меньше? Все дело в различных способах съемки фильма и в способах его переноса на цифровой носитель. Для того чтобы понять почему это происходит, сначала нужно подробнее рассмотреть все существующие форматы записи. Итак:

Cinerama — бывает с соотношением сторон 3:1, 2.77:1, 2.75:1 и 2.59:1. Когда видео переводится в полноценное широкоформатное, то этот формат дает самый большой эффект «леттербокса». При этом методе съемки используется три камеры, после чего изображение со всех 3х камер склеиваются.
В качесте примера рассмотрим фильм «How The West Was Won», который был снят именно в этом формате. Если вы приглядитесь, то заметите линии в местах склейки и разницу в цветах между кадрами.

CinemaScope

CinemaScope — бывает 2.66:1, 2.55:1 и 2.35:1. Изначальное соотношение сторон 2.66:1 затем превратилось в 2.55:1, когда понадобилось добавить саундтрек. Это был один из самых распространенных методов съемки фильмов, потому что основное требование — специальные одноименные линзы для проектора, были практически в каждом кинотеатре. Формат был создан компанией 20th Century Fox, но больше не используется. Panavision заменил CinemaScope в начале 70х.
В качестве примера: слева вы видите «20,000 Leagues Under The Sea» на кинопленке, затем в оригинальном формате 2.55:1, то есть, экран шире в 2.55 раза по ширине, чем по высоте, а справа видите результат «Pan and Scan»- с соотношением сторон 1.33:1 (4:3), обрезанных «чтобы вписать изображение в экран вашего ТВ».

VistaVision

VistaVision — 1.96:1, 1.85:1 и 1.66:1. В этом формате съемки производятся специальной камерой и для воспроизведения нужен специальный проектор, но зато изображение выигрывает в качестве, по сравнению с обычным 35мм. «Vertigo», «To Catch a Thief» и «North by Northwest» были сняты в этом формате. Формат используется и в наши дни, но только для съемок кадров со спецэффектами, потому что обеспечивает высокое разрешение, которое особенно необходимо при добавлении компьютерной графики. «Apollo13», «Contact» и «Twister» являются тому подтвержением.

Todd-AO — 2.35:1, 2.20:1. Здесь используются 65мм негативы, отпечатанные на 70мм пленке, с шестиканальным звуком, как результат — очень высокое качество изображения. Многие эпики и мюзиклы 50х и 60х сняты в этом формате. «Oklahoma», «South Pacific» и «Around the World in 80 Days» сняты в 2.20, а фильмы 70х и 80х, как, например, «2001 A Space Odyssey», «Dune» и «Logans Run» используют соотношение сторон 2.35:1.
Пример: слева вы видите «Around the World in 80 Days» в оригинальном формате «2.20:1», а справа тот же фильм, но пансканированный до 1.33:1.

Technirama

Technirama — меняющееся соотношение сторон. Процесс был разработан «Technicolor Corporation» в борьбе с Eastman Color. Для него необходима специальная камера (как и для VistaVision) и широкоформатные линзы (как для CinemaScope). «Night Passage», «Disney’s Sleeping Beauty» и «Spartacus» сняты в этом формате.
Пример: слева «Disney’s Sleeping Beauty» в оригинальном формате 2.35:1, справа — пансканированный вариант, в котором потеряна парочка героев и один «порезан пополам».

Ultra Panavision 70

Ultra Panavision 70 — соотношение сторон 2.76:1. MGM’овская камера 65 использует те же материалы, что и для Todd-AO. Всего 2 фильма были сняты с использованием анаморфного сжатия на 70мм пленке. Другие 70мм записи были сделаны с оптических 70мм пленок с устранением сжатия или с использованием системы «quasi-Cinerama 70mm». После «Raintree County» и «Ben-Hur», в которых использовались 35мм пленки с леттербоксингом сверху и снизу для сохранения оригинального формата 2.76:1, все другие фильмы использовали 35мм анаморфированные пленки с размерностями, совместимыми с CinemaScope.
Пример: слева вы видите «Ben Hur» в оригинальном формате 2.76:1. А справа пансканированный вариант формата 1.33:1, как видите — более половины кадра просто потеряно.

Panavision

Panavision — 2.35:1 и 1.85:1. Одноименная компания стала самым успешным поставщиком широкоформатных линз и в 70х годах их линзы стали стандартом «де-факто» для широкоформатных фильмов. CinemaScope остался за бортом, а Panavision до сих пор производит линзы для большинства крупных студий. Кроме этого компания делает линзы для фильмов, снимаемых в 3х4, для их перевода в широкий (не обязательно 2.35:1) формат. Также частенько Panavision использует 1.85:1, также известный как 16х9 — это также стандартный формат для HDTV. DVD формат имеет опцию 16х9, но для ее использования вам понадобится соответствуюший ТВ, к тому же если соотношение сторон фильма больше 1.85:1, вы все равно увидите черные полосы сверху и снизу, но они будут не такими широкими, как на обычном ТВ.
Пример: слева вы видите «Star Wars» в оригинальном формате 2.35:1, а справа тот же фильм, но обрезанный пансканированием до 4:3. Как видите, вырезали Бена и Хана, так что когда они начинают говорить, камере приходится перемещаться на них, а потом обратно на Люка.

Еще пример: слева «Lost World»в оригинальном формате 1.85:1, а справа его пансканированный вариант. Хоть изображение и не слишком пострадало во втором случае, все-таки это не то изображение, которое задумал режиссер.

Super 35 — соотношение сторон 2.35:1, в процессе не используются широкоформатные линзы, однако, фильм загоняется в «рамку», чтобы получить нужное соотношение сторон. Сверху и снизу «рамка» убирается, получаем нужное изображение. Некоторые старые фильмы, снятые в этом формате, при переносе на видео не «теряют» рамку сверху и снизу, в результате мы видим изображение большей площади, чем в кинотеатре. Но стоит учитывать, что режиссер не собирался показывать зрителю эту часть изображения, так что о «правильности» этого варианта решать вам. «The Abyss», «Aliens», «Terminator 2», «True Lies» и «Titanic» были сняты в Super 35.
Пример: Джеймс Кэмерон снимает фильм с рассчетом на 2.35:1. После этого он переносит его с Super35 в цифровой формат высокого разрешения. Теперь из этого исходника легко получить широкоформатную версию для кинопроката и специальную пансканированную. Давайте посмотрим на оригинальную пленку в Super 35: красный квадрат — это широкоформатное изображение, которое видно оператору, а синий — пансканированный вариант, в котором картинка больше по вертикали, но меньше по горизонтали. Однако, стоит учесть, что пансканированный «квадрат» иногда перемещают по изображению «на лету», чтобы показать объекты, не попадающие одновременно на экран. Иногда Кэмерон увеличивает какую-то область, чтобы выделить какой-то аспект. Кроме того, не стоит забывать, что все сцены со спецэффектами снимаются в 2.1:1 и должны быть грамотно пансканированы. Слева пример широкоформатной версии, а справа — пансканированной.

Pan and Scan

Pan and Scan — 1.33:1 (он же 4:3). Пансканированный вариант вы увидите на большинстве видеокассет, во всех ТВ-сериалах и если вы смотрите фильм в этом формате — помните, что вы теряете около половины полезной видеоинформации, а в некоторых случаях и больше. Метод и называется «Pan and Scan»- потому что оператор вынужден перемещать «рамку пансканирования» на интересующий объект весь фильм. Иногда вместо пансканирования картинку растягивают по вертикали, искажают — но к хорошему это не приводит.
В любом случае (PAL/NTSC) — соотношение сторон у кадра считается 4:3 (или, что одно и то же, 1.33:1). Это то же соотношение сторон, что и у компьютерного ЭЛТ-монитора. Хотя, в отличие от монитора, пиксели на DVD не квадратные (ширина не равна высоте) — это нормальное явление в телевещании.

Что такое Анаморф?

Как было описано выше, кадры в фильмах совсем не ограничиваются форматом 1.33:1. Поэтому нужно было придумать какой-то способ записать кадр формата 2.35:1 на DVD с его кадром 4:3. Первый, и самый простой вариант — это записать его в леттербоксе (letterbox) — то есть с широкими чёрным полосами сверху и снизу:

allprojectors .ru

Всё о мультимедиа проекторах

  • По сфере применения
  • Домашние кинотеатры
  • Видеомэппинг
  • Музеи
  • Спортивные объекты
  • Театры, шоу
  • Образование
  • Тренажеры и виртуальная реальность
  • Центры управления
  • Конференц-залы
  • Интерьерный 3D мэппинг
  • Digital Signage
    • По производителю
    • BenQ
    • Barco
    • Canon
    • Christie
    • Eiki
    • Epson
    • Hitachi
    • Panasonic
    • Sony

    Какой формат — 4:3 или 16:9 — предпочесть для домашнего кинотеатра.

    Покупатели сейчас недаром находятся в замешательстве относительно форматов: 4:3 – стандартный, за 16:9 – будущее, так какой же лучше для домашнего видеотеатра? Если купить проектор с родным форматом 4:3, будет ли он показывать в формате 16:9? Если вы собираетесь обзавестись домашним театром и не знаете, какой формат предпочесть: 4:3 или 16:9, прочтите эту статью.

    Кстати, если вы впервые слышите про форматы 4:3 и 16:9, то имейте в виду, что речь идет о соотношении ширины и высоты прямоугольного изображения, иначе говоря, об аспектовом отношении. Обычный телевизор имеет аспектовое отношение 4:3. Это означает, что на четыре единицы ширины приходится 3 единицы высоты. Новый стандарт для HDTV — 16:9, т.е. на 16 единиц ширины приходится 9 единиц высоты. Таким образом, HDTV изображение 16:9 есть прямоугольник, который горизонтально шире, чем обычное TV изображение.

    Проблема заключается в том, что видеоизображение имеет много различных форматов. Материалы, подготовленные для обычного ТВ, имеют формат 4:3 и часто помечаются как 1.33 (т.к. 4 поделить на 3 будет 1.33). Передачи, подготовленные для HDTV, имеют формат 16:9 (1.78). Фильмы, музыкальные видео и другие записи на DVD выпускаются в самых разных форматах: 1.33, 1.78, 1.85, 2.00, 2.35, 2.4, 2.5 и т.д. Поскольку универсального формата для прямоугольного видеоизображения не существует, часто возникает путаница. Так какого же, в идеале, формата должен быть проектор и какого формата должен быть экран к нему.

    Вот вам простой ответ: при имеющихся форматах проекторов и экранов для домашнего театра существует три варианта. Проектор с родным форматом 4:3 и экран того же формата 4:3. Проектор с родным форматом 16:9 и экран 16:9. Или проектор с родным форматом 4:3 и экраном 16:9. (Теоретически существует еще одна возможность: проектор 16:9 и экран 4:3, но по причинам, которые станут для вас очевидными после прочтения этой статьи, надо совсем не иметь головы, чтобы предпочесть такой вариант).

    Каждый из вариантов имеют свои преимущества, но и свои ограничения, с которыми надо мириться. Идеального варианта нет – есть лучший для вас. И вы будете знать, какой именно, когда ознакомитесь со следующим сравнительным анализом.

    Вариант 1. Проектор с родным форматом 16:9 и экран 16:9.

    Если вы смотрите HDTV и широкоэкранный DVD плеер, ваш выбор очевиден. Проектор 16:9 и экран 16:9, несомненно, наилучшее сочетание для получения широкоэкранного изображения. Изображение 16:9 и экран 16:9 прекрасно подходят друг другу, и все замечательно. Основное преимущество – вы добиваетесь максимально возможного разрешения для источника широкоэкранного видеосигнала.

    Однако надо иметь в виду, что когда дело доходит до фильмов на DVD, возникают проблемы с форматами. Многие фильмы имеют формат больший, чем 16:9. Например, Танцы с волками, Гробница, U-571, Красота по-американски, Звездные войны/ Призрачная угроза (назовем лишь несколько) – формата 2.35:1. Поэтому, когда вы просматриваете эти фильмы на экране 16:9, вы получаете черные полосы сверху и снизу экрана, каждая шириной около 12% от высоты картинки. Полосы не такие широкие, какие были бы на экране 4:3, но все равно заметны. Экран Stewart Grayhawk сделает их темнее, а экран Firehawk – еще темнее, делая присутствие этих черных полос на экране менее заметным глазу.

    Тем не менее, можно рассмотреть еще одну возможность – дополнительные электро- шторы (черные панели с электроприводом) – для просмотра фильмов такого формата (их можно заказать вместе с экраном у поставщика). Вы убедитесь, что общее впечатление от просматриваемого изображения намного улучшиться. Ничто не делает видеоизображение более живым, чем сплошная черная рама. Меня удивляет, как много людей готовы тратить тысячи долларов на устройства, позволяющие получить наилучшее из возможных изображение, и отказываются вложить относительно небольшую сумму в достойное обрамление.

    Что делать с видео формата 4:3 на оборудовании под формат 16:9

    Основное ограничения проектора формата 16:9 с экраном16:9 касаются демонстрации видеоматериалов формата 4:3. А таких в мире – МНОЖЕСТВО. Обыкновенный ТВ, конечно же, имеет формат 4:3. Но и большинство киноклассики (Касабланка, Гражданин Кейн, Волшебник страны Оз, Унесенные ветром, Фантазия, и т.д.). Большинство музыкальных фильмов тоже формата 4:3. Большинство IMAX specials тоже имеют формат 4:3. Потому-то многие озабочены также и качеством изображения видеоматериалов формата 4:3.

    Имея проектор/экран формата 16:9, лучше всего демонстрировать видеоматериал формата 4:3 по центру экрана 16:9, оставляя полосы по краям экрана. Если источником видеосигнала формата 4:3 являются DVD плеер или HDTV, полосы будут черными, что вполне терпимо. Если же сигнал поступает от телевизора, полосы будут серые. А вот это ужасно. Ничто так не портит видеоизображение, как это серое обрамление.

    С этим можно бороться разными способами, но ни один из них нельзя признать хорошим. Во-первых, можно использовать дополнительные вертикальные электро-шторы по краям изображения. Это, конечно, сработает, но этот способ слишком дорог.

    Во-вторых, можно использовать функцию «растяжения» проектора и растянуть картинку формата 4:3 в горизонтальном направлении до формата 16:9. От этого люди сразу толстеют, а машины на овальных колесах скребут днищем по дороге. Ну и зрелище. Романтическое настроение, созданное фильмом Касабланка (формат 4:3), будет испорчено видом Богарта и Бергман — выглядят они так, будто провели годы войны, объедаясь французскими сырами и паштетами. Для любого, кто серьезно относится к искусству кино и хочет видеть видео или кинофильм таким, каким его создал автор, подобное издевательство над изображением (функция, которой снабжены все видео проекторы 16:9) не приемлемо.

    В-третьих, можно воспользоваться «зумом», которое увеличивает изображение, отсекая при этом его верхнюю и нижнюю часть, и показывает «середину» в полный экран формата 16:9. На крупных планах вы увидите лица безо лба и подбородка. В любом случае, постоянно чувствуется, что «живые» пропорции изображения нарушены. Так что мы имеем еще одну нелепую «функцию», которой не следует пользоваться.

    И, наконец, если видеоматериал формата 4:3 действительно важен для вас, и вы не намерены подвергать его подобной обработке, просто забудьте о проекторе 16:9 и обзаведитесь проектором формата 4:3.
    С другой стороны, если вы не часто смотрите видеоматериал формата 4:3 или не слишком озабочены достижением оптимального качества изображения, просто смиритесь с полосами по краям как с наименьшим злом.

    Вариант 2. Проектор с родным форматом 4:3 и экран 4:3.

    На первый взгляд выбор проектора и экрана, каждый формата 4:3, кажется немного старомодным. В конце концов, будущее за форматом 16:9, не правда ли? Зачем выбирать вчерашний день? А затем, чтобы не сталкиваться с проблемами, которые мы только что обсуждали. Если вы смотрите преимущественно материал формата 4:3, или хотите, чтобы классический фильм демонстрировался наилучшим образом, проектор и экран формата 4:3 могут оказаться для вас оптимальными.
    При таком варианте изображение занимает весь экран. Если в проектор подается видеосигнал формата 16:9, изображение занимает 75% экрана формата 4:3, оставляя черные полосы сверху и снизу.

    Такое решение имеет ряд преимуществ. Первое, все просто – никакой суеты. Второе, можно использовать электро-шторы и подгонять видимые размеры экрана под изображение с любым аспектовым отношением для любого видеоматериала. Горизонтальные и вертикальные шторы позволят установить сплошную черную рамку вокруг чего угодно – а не только вокруг изображения 4:3 или 16:9, что немаловажно, так как многие DVD имеют аспектовое отношение больше, чем 16:9. Таким образом, не зависимо от того, что вы смотрите, можно, открывая и закрывая шторы, добиться соответствия реальным размерам изображения.

    Кстати, для этого варианта существует еще и анаморфотный объектив. Если вы хотите использовать все 100% разрешения матрицы 4:3 для проецирования анаморфотного изображения 16:9, можно воспользоваться объективом Panamorph. Это еще один дополнительный объектив, устанавливаемый перед проектором (где ваша стремянка?). Разница между Panamorph и ISCO в том, что Panamorph сжимает изображение вертикально, а не растягивает горизонтально. Так, анаморфотное изображение формата 4:3 (высокие, тощие люди), проецируемое во всю ширину экрана формата 4:3, объектив Panamorph сожмет по вертикали до формата 16:9, при этом ширина картинки останется без изменений, что и требовалось.

    Вышеупомянутые соображения относительно объектива ISCO можно отнести и к объективу Panamorph, хотя он не такой дорогой. Отметим, что для минимизации геометрических искажений объектив надо установить таким образом, чтобы изображение проецировалось как можно ближе к верхнему краю экрана. Это обстоятельство нужно учесть при выборе электро-штор.

    Как и в случае с объективом ISCO, лично я не стал бы пользоваться и объективом Panamorph, так как для меня затраты сил и денег не стоят достигнутого эффекта. Однако есть видеофилы, которые разве что не молятся на них, поэтому важно было привлечь ваше внимание и к такому варианту.

    Зачем покупать к проектору 4:3 экран 4:3?

    Все зависит от того, что и как вы любите смотреть. Речь идет о психологических и эмоциональных аспектах, а также о ваших собственных эстетических предпочтениях – как вы полагаете, «картинка 4:3 должна быть меньше, чем 16:9?» Вам нравиться смотреть телевизор формата 4:3, а затем раздвинуть изображение, чтобы насладиться широкоэкранным фильмом? Множество людей, по вполне понятной причине, скажут «Ну да, конечно, ведь для этого и нужен домашний видеотеатр, не так ли?»

    Может да, а может нет. Лично я предпочитаю большой экран формата 4:3, и вот почему. Без сомнения, я люблю смотреть широкоэкранные фильмы во всей их широкоэкранной красе. Поэтому у меня дома висит экран формата 4:3, достаточно широкий (в моем случае, это 8 футов (2,4 м)) который позволяет мне смотреть также фильмы формата 16:9. К нему у меня есть электро-шторы, которые обычно установлены в положении для «16:9», так что выглядит все это как широкоэкранный видеотеатр. Если я поставлю сверх-широкоэкранный фильм, я немного прикрою шторы и получу сплошную черную раму вокруг изображения. Подстроиться можно под любой формат видеоизображения.

    Теперь, предположим, я меняю видеоматериал и хочу посмотреть грандиозный IMAX DVD фильм формата 4:3 под названием «Голубая планета». Откровенно говоря, необходимость сжимать IMAX фильм формата 4:3, чтобы поместить его в середину экрана 16:9, вызывает у меня сильное раздражение. Еще хуже смотреть IMAX фильм во весь экран формата 16:9, оставляя треть изображения за верхним и нижними краями экрана. Но я-то избавлен от этих проблем. У меня-то есть большой экран формата 4:3, спрятанный за шторами. Нажимаю кнопку, открываю шторы – и получаю величественное 4:3 IMAX изображение во всем великолепии.

    С музыкальными видео дело обстоит также – почти все они формата 4:3, а на мой вкус, чем больше – тем лучше. Большой музыке – большое видео. Глядя на экран 4:3 с диагональю 120 дюймов (чуть больше 3 метров), я чувствую себя, как в первом ряду на концерте Eagles Hell Freezes Over. А когда это же изображение втиснуто в середину экрана 16:9, то Eagles смотрятся, как в телевизоре.

    И футбол отлично смотрится на большом экране 4:3. И классические фильмы вроде Фантазии, Гражданина Кейна, Волшебника Страны Оз, да и вообще все фильмы формата 4:3 на большом экране выглядят очень зрелищно.

    Теперь вернемся к тем двум вариантам, какого же размера мое изображение формата 4:3? На экране 4:3 оно занимает 8 х 6 = 48 кв.футов (2,4 м х 1,8 м ? 4,3 кв.м). На экране 16:9 оно займет 6 x 4.5 = 27 кв.футов (1,8 м х 1,35 м ? 2,4 кв.м). Почти в два раза меньше! Вот в этом и отличие между присутствием на концерте Eagles или просмотром его по телевизору.
    А между тем – и это ключевой момент – у меня размер изображения формата 16:9 остается все тем же: 8 x 4.5 = 36 кв.футов (2,4 м х 1,35 м ? 3,2 кв.м). Изменить можно только размер изображения 4:3. Хотите максимально использовать поверхность стены? Экран 4:3 предоставит вам бoльшую площадь для изображения, т.к. он имеет больший размер по вертикали.

    Я никогда откажусь от удовольствия смотреть IMAX фильмы, или Фантазию, или музыкальные видео, или футбол в максимально возможном для меня формате. Особенно ради столь несущественного (для меня) соображения, что видеоматериал формата 4:3 должен быть «меньшего» размера, чем широкоэкранный фильм. Итог будет следующим: лично я не считаю, что изображение формата 4:3 должно быть меньше, чем изображение формата 16:9 – я люблю большие картинки, и пусть каждое будет настолько большим, насколько я смогу добиться.

    Теперь. Вам может показаться, что эти мои рассуждения — ерунда. Если так, то помните, здесь мы рассуждаем о развлечении для ВАС. Подумайте, что и как вы хотите смотреть. Устройте все так, как вам нравиться. Нет «правильного» решения вообще. Есть правильное решение для вас.

    Вариант 3. Проектор с родным форматом 4:3 и экран 16:9.

    В настоящее время на рынке присутствуют сотни проекторов формата 4:3 и лишь несколько – формата 16:9. Т.о., среди проекторов 4:3 имеется большое разнообразие с точки зрения цены и качества изображения. Поскольку большинство проекторов 4:3 воспроизводят сигнал обоих форматов (4:3 и 16:9), множество людей покупает их для домашнего театра.

    Большинство проекторов формата 4:3 разрабатывались как презентационные, но некоторые предполагают их использование как в презентационных целях, так и для домашнего театра. Некоторые производители домашних театров, такие как Runco, Vidikron, DWIN, Marantz, Sim2/Seleco и Sharp разрабатывали модели проекторов 4:3, предназначенные исключительно для домашних театров.

    Поскольку из-за HDTV формат 16:9– последний крик моды, многие выбирают проектор формата 4:3 в комбинации с экраном 16:9. Вполне законный способ. Но при этом приходится идти на компромиссы, о которых следует знать. Давайте для начала рассмотрим, как в данном случае будет выглядеть изображение формата 16:9.

    Когда проектор формата 4:3 проецирует сигнал формата 16:9, он использует 75% своей матрицы (будь то LCD панель, DLP чип или LCOS чип). Т.е. устройство с родным разрешением 4:3 XGA (1024 x 768 пикселей) использует для создания изображения всего лишь 575 строк из имеющихся 768. Активная пиксельная матрица 1024 x 575 формирует изображение с аспектовым отношением 16:9, а остальные 193 строки бездействуют.

    Это приводит к возникновению черных полос по верхнему и нижнему краю экрана из-за незадействованных строк панели или чипа. Поэтому если у вас имеется проектор формата 4:3 и экран 16:9, то можно установить проектор таким образом, что черные полосы уйдут за края экрана. Вуаля, проецируемое изображение совпадает с экраном.

    Достаточно легко. И если все, что вы собираетесь смотреть, имеет формат 16:9, то дело сделано. Беда в том, что в мире существует огромное количество видеоматериала формата 4:3. И как вы собираетесь подгонять изображение формата 4:3 под экран 16:9?

    У вас есть несколько возможностей. Можно приобрести проектор с моторизованным зумом с подходящим коэффициентом увеличения. Это приспособление позволит вам, используя функцию зума, добиться нужного размера изображения.

    Например, Sanyo XP21N имеет моторизованный 1.3x зум ,что означает, что вы можете изменить размер изображения на 30%, пройдя весь диапазон зума. Следовательно, установив зум на максимально широкий угол для проецирования изображения 16:9 и сузив угол до минимума, можно уменьшить величину изображения на 30%. Поскольку изображение формата 4:3 на 33% уже, чем изображение формата 16:9, почти все изображение формата 4:3 разместится в середине экрана, при этом лишь тоненький краешек изображения заедет за верхнюю и нижнюю границу экрана. Чтобы исправить это, надо точно установить проектор на такое расстояние от экрана, при котором оба формата должным образом проецировались бы на экран. С этим вы как-нибудь справитесь.

    Каждый проектор 4:3, оснащенный моторизованным зумом с коэффициентом не ниже 1.3х, позволяет таким же образом настроить его на показ изображений этих двух форматов. Собственно говоря, того же результата можно добиться и от проектора с ручным зумом, установив проектор на стол, или, если проектор подвешен под потолком, забираясь на стремянку каждый раз, когда нужно изменить аспектовое отношение изображения. Если зум проектора меньше 1.3х, вам не удастся втиснуть изображение формата 4:3 в тот же вертикальный размер, что и изображение 16:9.

    Хорошо то, что использование проектора подобным образом позволяет на все 100% задействовать матрицу 4:3 (все 768 строк XGA). Однако имейте в виду, что при этом удваивается яркость изображения на вашем экране для видеоматериала формата 4:3. Почему? Площадь изображения 16:9 на 33% больше, чем 4:3. Поэтому количество света, приходящегося на единицу площади при той же высоте изображения, увеличивается на 1/3 при переходе от изображения 16:9 к 4:3. Более того, вы используете весь световой поток проектора, а не 75%, как у 16:9 (оставшиеся 25% заблокированы черными полосами). В итоге, от вашего проектора на единицу площади поступает примерно в 2 раза больше света. Для вас это может иметь или не иметь значение, но знать об этом надо.

    Второй способ проецирования изображения 4:3 на экран 16:9 – использовать функцию электронного форматирования, имеющуюся у многих проекторов, и/или у ваших источников сигнала. Можно оставить объектив, настроенный для изображения 16:9, и просто выбрать опцию, которая помещает сжатое изображение 4:3 в центр экрана с черными полосами по краям. При этом освещенность на единицу площади остается неизменной. Правда, теперь для получения изображения 4:3 используется только половина из тех пикселей, что были бы задействованы, если бы вы воспользовались зумом. По сути, в этом случае вы используете возможности проектора (разрешение и яркость) лишь наполовину половину.

    У электронного реформатирования от источников есть оборотная сторона, весьма существенная: часто вы получаете серые полосы по краям. Серые полосы – это неудачное решение технической проблемы: они поступают как часть сигнала, защищающего от выгорания электронно-лучевые трубки в телевизорах, созданных для показа изображения 16:9. Серые полосы цифровым проекторам не нужны, т.к. цифровой проектор не имеет подобных проблем.

    Я утверждаю, что этот способ не годится, потому что простейший способ свести на нет воздействие видеоизображения – окружить его серыми полосами. Ни один музей в мире не будет оформлять выставку фотографий Анселя Адамса, обрамляя их серым цветом. И по вполне разумным соображениям – именно от нейтрального серого цвета пытаются избавиться, увеличивая контрастность. С видео дело обстоит так точно же.

    Хотите сделать что-то ОДНО, что существенно улучшит эстетическое воздействие вашего видеотеатра? Тогда забудьте про проектор, экран, источники сигнала. Вместо этого позаботьтесь о том, чтобы видеоизображение всегда имело ТВЕРДУЮ ЧЕРНУЮ РАМУ. Пока вы этого не добьетесь, ваша картинка всегда будет иметь бледный вид по сравнению с той, какой она могла бы быть.

    Как же этого добиться? Помогут электро-шторы для экрана. Электро-шторы можно заказать вместе с экраном (Stewart, Da-lite и т.д., все продают их). Они представляют собой черные панели, которые открываются и закрываются по вашей команде, двигаясь горизонтально от верхнего и нижнего края, вертикально от левого и правого края, или все вместе, в зависимости от реального размера изображения, на которое вы смотрите. В контексте обсуждаемого вопроса, если у вас изображение формата 4:3 проецируется на середину экрана 16:9, шторы позволят избавиться от серых полос по бокам, окружив «активное» изображение черной рамой.

    Для экрана 16:9 идеальный вариант – две пары штор. Вам понадобятся боковые шторы для обрамления изображения 4:3 в центре экрана. При проецировании видеоматериала 16:9 в полный экран все шторы убираются. Вам понадобиться закрыть верх и низ экрана при просмотре фильмов, чей формат превышает 16:9. Конечно же, четыре шторы – самый дорогой вариант. Но они нужны, ЕСЛИ у вас экран 16:9, и вы захотите окружить черными панелями любое из просматриваемых изображений. Соответственно, для экрана формата 4:3 нужна одна пара штор (верх/низ) для достижения того же результата. Для многих это окажется убедительным доводом в пользу экрана 4:3. Вот это мы и обсудим ниже.

    Много сил затрачивается на то, чтобы склонить покупателей к формату 16:9. Единственная загвоздка в том, что окружающий мир не отформатирован под 16:9. Существует множество форматов, и 4:3 все еще преобладает. И вам, так или иначе, придется иметь дело со всеми форматами. Каждый из трех основных вариантов имеет определенные преимущества и очевидные недостатки. Среди них нет «лучшего» – каждый из них лучше только для определенных типов изображения.

    Моей целью было разрушить миф о том, что сочетание проектора и экрана одного и того же формата 16:9 должно быть наилучшим, потому что сам формат – новый. Для меня это определенно не так. Будет ли такой выбор наилучшим для вас – решать только вам.

    При обустройстве домашнего видеотеатра подумайте хорошенько, как много видеоматериала формата 4:3 вы будете смотреть, каким вы хотите его видеть. Насколько важно для вас, чтобы горизонтальный размер «широкоэкранного» изображения был больше, чем горизонтальный размер изображения формата 4:3? Если важно, то этот вариант – для вас. Ваша главная цель – максимальное разрешение HDTV? Тогда проектор 16:9 плюс экран 16:9 – отличный способ добиться желаемого результата.

    С другой стороны, если вы осознаете, что существует множество видео, ТВ и фильмов 4:3, которые хочется видеть в большом формате, вариант проектор/экран 16:9 накладывает ряд ограничений, с которыми вам не захочется мириться. Проектор формата 4:3 в сочетании с экраном 4:3 и электро-шторами может обеспечить вам замечательный результат при грамотном применении.

    Вы – директор вашего собственного домашнего театра. Подумайте обо всех видах видео/кинофильмов, которые вам захочется посмотреть – обычное ТВ, HDTV, музыкальные видео, современные широкоэкранные фильмы, классические фильмы 4:3, и т.д. Представьте себе, как они будут смотреться на стене. Обдумав каждый из форматов, вы поймете, каким образом демонстрировать каждый из них. Доверяйте своим инстинктам и предпочтениям, отнеситесь ко всем вариантам без предубеждения, и вы найдете оптимальное решение.

    Широкоэкранный 16:9 DVD: ничего загадочного.

    Широкоэкранное изображение на обычном ТВ

    Посмотрите на телевизор. Его экран почти, но не совсем, квадратный. Отношение ширины к высоте равно 4:3 (и называется аспектное отношение или формат), так что мы будем называть обычное ТВ 4:3. Поделив четыре на три, получим 1,33:1, такое обозначение тоже встречается. Однако, современные фильмы мало похожи на квадрат, это – широкий прямоугольник (причем ширина бывает разная). А чтобы увидеть картинку целиком, ее надо уместить в почти квадратной рамке телевизора. Так на экране появляется изображение с полосами по верхнему и нижнему краю, это — широкоэкранное изображение (widescreen или letterbox). Хотя широкоэкранное изображение физически занимает меньшую площадь, оно имеет одно существенное преимущество, которое перевешивает недостатки: картинка не обрезается по левому и правому краям (такая процедура называется Pan-and-Scan или P&S), как это часто делается для того, чтобы вписать изображение в рамку телеэкрана. Большинство людей предпочитает такой способ демонстрации фильмов, так как изображение занимает весь экран. Но режиссер-то снимал для нас именно широкоэкранный фильм, именно таким мы и смотрим его в обычном кинотеатре.

    Проблема: разрешение

    Эта проблема существовала всегда. Скорее даже не проблема, а просто позор: разрешение. Поскольку черные полосы по верхнему и нижнему краю широкоэкранного фильма являются частью телевизионного сигнала, мы теряем эти строки разрешения, поскольку полосы занимают значительную часть из 525 строк, формирующих изображение на экране (в стандарте NTSC разрешение по вертикали имеет фиксированное значение). Эти черные полосы не участвуют в создании изображения. Например, если DVD изображение имеет разрешение 720 х 480, а фильм — широкоэкранный, то в создании изображения будут задействованы не все пиксели. (720 относится к горизонтальному разрешению и означает число вертикальных линий (колонок), примыкающих друг к другу, из которых состоит изображение. Число 480 – это вертикальное разрешение и означает число горизонтальных строк сканирования (развертки), составляющих изображение. Их всего 480, так как в стандарте NTSC 45 строк занято служебной информацией для телестудий и не демонстрируется на телеэкране, а процесс сканирования возобновляется после того, как показана последняя строка). Слишком много пикселей задействовано для изображения черных полос.

    От 130 до 190 строк вертикального разрешения (число горизонтальных строк развертки) приходится на черные полосы, так что в действительности под изображение заняты только 720 х 330 пикселей или даже меньше. Это – позор, но в условиях «квадратного» ТВ не существует другого способа смотреть широкоэкранный фильм в том виде, в каком его задумал режиссер.

    Частное решение

    Иногда (редко) для лазерных дисков применялся способ, позволяющий использовать всю доступную площадь изображения, называемый анаморфированием. То есть, все широкоэкранное изображение фильма кодировалось с использованием всех доступных пикселей. Чтобы получить правильную картинку, фильм надо смотреть на телевизоре с экраном того же формата, что и оригинал. Такие телевизоры существуют. Формат экрана 16:9 гораздо больше подходит для демонстрации широкоэкранного фильма. Не правда ли, замечательно?! Не совсем. Если вы одолжите такой лазерный диск своему приятелю, не имеющему широкоэкранного телевизора, то он на своем телеэкране увидит неправильное, сжатое по горизонтали изображение. Форма телеэкрана не совпадает с формой изображения. Поскольку телевизоры формата 16:9 в то время были редки, очень немногие лазерные диски записывались таким способом.

    DVD наводят мосты

    DVD диски содержат видеоинформацию в цифровом виде, а видеокассеты и лазерные диски – в аналоговом. Цифровая информация легко поддается обработке, и стоит это недорого. Поэтому, по выбору продюсера фильма, DVD диски могут содержать видеоинформацию как для традиционного ТВ формата 4:3, так для более нового (и все более популярного) широкоэкранного ТВ формата 16:9. Такие DVD диски называются по-разному: широкоэкранные 16:9, широкоэкранные анаморфированные, широкоэкранные для ТВ 16:9 (16:9 enhanced, Anamorphic Widescreen, and Enhanced for 16:9 TVs).

    Опять предположим, что такой DVD диск хранит изображение с разрешением 720 х 480. Чем терять часть разрешения при записи широкоэкранного изображения в классическом виде, студия предпочтет полностью использовать все 720 х 480 пикселей для кодировки изображения. Если в меню установок вашего DVD проигрывателя указано 16:9 ТВ, то для демонстрации на широкоэкранном телевизоре сигнал передается без изменения. Фильмы в формате 1.85:1 на широкоэкранных DVD дисках занимают почти весь массив из 720 x 480 пикселей. Если же формат фильма 2.35:1, появляется необходимость в кодировке небольших черных полос, но на это затрачивается гораздо меньше пикселей по сравнению с не широкоформатным DVD диском. Теперь реальное разрешение изображения составляет приблизительно 720 x 480 пикселей для фильма в формате 1.85:1 (flat) и 720 x 380 пикселей для фильма в формате 2.35:1 (scope).

    Сопоставьте эти разрешения с соответствующими цифрами для классического широкоэкранного изображения (720 x 330 для формата 1.85:1 и 720 x 270 для формата 2.35:1) и вы признаете преимущества совместного использования таких DVD дисков и телевизоров 16:9. А как же выходит, что изображение с этих дисков на обычном ТВ формата 4:3 не выглядит сплюснутым, как в случае с теми редкими лазерными дисками? А вот теперь становится интересно! И в самом деле, если оставить изображение нетронутым, оно действительно будет деформированным. Но если в настройках DVD проигрывателя указан экран 4:3, а воспроизводится широкоэкранный сигнал 16:9, то проигрыватель сам «на лету» уменьшает изображение и добавляет черные полосы сверху и снизу. Реально полученное разрешение не лучше и не хуже, чем у классического широкоэкранного изображения. А преимущество в том, что один и тот же диск годится и для старого (4:3) и для нового (16:9) телевизора. Даже если сейчас у вас телевизор 4:3, вам все равно следует обзаводиться широкоэкранными 16:9 дисками, потому что когда вы купите телевизор 16:9 (а это обязательно произойдет), вы сможете смотреть все свои широкоэкранные фильмы, но уже с более высоким разрешением!

    Примечания:

    На способность DVD проигрывателя сжимать видеосигнал формата 16:9 для 4:3 ТВ все чаще обращают пристальное внимание. Было выявлено, что имеется заметное различие между высококлассными проигрывателями и массовой продукции в способности обеспечить качество оригинала полученному при этой процедуре изображению.

    Хотя разрешение DVD дисков составляет 720 х 480 пикселей, многочисленные технические причины приводят к уменьшению количества пикселей, задействованных для создания изображения на экране ТВ.

    При показе отличного широкоэкранного 16:9 изображения, телевизоры формата 16:9 способны масштабировать его таким образом, что размеры картинки будут максимально возможными, а черные полосы частично или целиком исчезают с экрана.

    Вопрос про соотношение сторон и разрешение экрана.

    reflasher #1 Отправлено 18 Мар 2015 — 13:37

    V_hobbit #2 Отправлено 18 Мар 2015 — 13:41

    Делай настройки как раньше и будет тебе счастье.

    karls0n8 #3 Отправлено 18 Мар 2015 — 13:43

    reflasher (18 Мар 2015 — 13:37) писал:

    16:9 не имеет такого разрешения

    4:3
    640×480
    800×600
    1024×768
    1152×864
    1280×960
    1400×1050
    1600×1200

    5:4
    1280×1024

    16:10
    1280×768
    1280×800
    1440×900
    1600×1024
    1680×1050

    Сообщение отредактировал karls0n8: 18 Мар 2015 — 13:44

    TEPMOC_PAKA #4 Отправлено 18 Мар 2015 — 13:45

    DiLouk #5 Отправлено 18 Мар 2015 — 13:45

    Попробуйте если хотите поставить 1366:768 — текст большой и формат 16:9.

    PAK_B_MAHTO #6 Отправлено 18 Мар 2015 — 13:55

    DiLouk (18 Мар 2015 — 13:45) писал:

    вангую что на этом и остановится

    reflasher #7 Отправлено 18 Мар 2015 — 14:00

    karls0n8 (18 Мар 2015 — 10:43) писал:

    16:9
    1280×720
    1360×768
    1366×768
    1600×900
    1920×1080

    Выбирай и играй.

    Не растягивается почему то на весь экран любое разрешение кроме 1080 в том числе и из списка 16:9 (

    reflasher #8 Отправлено 18 Мар 2015 — 14:02

    DiLouk (18 Мар 2015 — 10:45) писал:

    1280х1024 — это для мониторов с соотношением 5:4. Простая математика же. Либо вы что-то путаете, либо раньше играли в неправильном разрешении, и графика была сильно искажена.

    Попробуйте если хотите поставить 1366:768 — текст большой и формат 16:9.

    Возможно конечно, что я что то путаю, возможно были искажения но я их не замечал. Дело в том что любое разрешение сейчас кроме 1920 на 1080 не растягивается на весь экран а оставляет по бокам пустое место.

    amasic #9 Отправлено 18 Мар 2015 — 14:02

    reflasher #10 Отправлено 18 Мар 2015 — 14:03

    grincerf (18 Мар 2015 — 10:39) писал:

    Я играю с расстояния примерно 3х метров от телевизора.

    reflasher #11 Отправлено 18 Мар 2015 — 14:05

    amasic (18 Мар 2015 — 11:02) писал:

    Странно то что раньше все эти настройки выбирались из клиента игры без проблем, без правки файла конфигурации руками. А сейчас нет.

    PAK_B_MAHTO #12 Отправлено 18 Мар 2015 — 14:10

    reflasher (18 Мар 2015 — 14:03) писал:

    Я играю с расстояния примерно 3х метров от телевизора.

    Я не спец в этих делах,но была такая проблема когда ковырялся в настройках области рабочего стола AMD Catalyst Control Center

    reflasher #13 Отправлено 18 Мар 2015 — 14:13

    PAK_B_MAHTO (18 Мар 2015 — 11:10) писал:

    сам играю примерно с такого же расстояния и самое нормальное 1366:768.

    Спасибо, единственный дельный совет.

    kharlashkin #14 Отправлено 19 Мар 2015 — 13:50

    Сообщение отредактировал kharlashkin: 19 Мар 2015 — 13:50

    Crysis #15 Отправлено 30 Апр 2015 — 01:28

    Сообщение отредактировал Crysis: 30 Апр 2015 — 15:10

    kharlashkin #16 Отправлено 25 Июн 2015 — 05:56

    Crysis (30 Апр 2015 — 00:28) писал:

    1920×1080 это максимальное полное разрешение монитора (без границ окон, без панели задач). Для игры в окне у Вас и будет разрешение 1904х1012.

    TaM_B_JleCy_ #17 Отправлено 22 Фев 2017 — 19:03

    Uryury #18 Отправлено 24 Фев 2017 — 14:10

    Uryury #19 Отправлено 24 Фев 2017 — 17:18

    pr0xor #20 Отправлено 28 Фев 2017 — 21:05

    Uryury (24 Фев 2017 — 14:18) писал:

    Рекомендованное разрешение и соотношение сторон

    Соотношение сторон видео на YouTube зависит от формата самого ролика и от того, где вы его воспроизводите: в браузере на сайте или в приложении для Android либо iOS.

    На сайте YouTube у проигрывателей соотношение сторон составляет 16:9. Если у видео другие пропорции, то к нему добавляются черные полосы – они нужны, чтобы правильно растянуть ролик по экрану.

    Разрешение и соотношение сторон

    Чтобы видео полностью занимало окно проигрывателя, используйте следующие разрешения:

  • 2160p: 3840 x 2160
  • 1440p: 2560 x 1440
  • 1080p: 1920 x 1080
  • 720p: 1280 x 720
  • 480p: 854 x 480
  • 360p: 640 x 360
  • 240p: 426 x 240
  • Чтобы изменить расположение видео в окне проигрывателя, воспользуйтесь специальными тегами.

    Как будет выглядеть ваш ролик

    Видео, у которых соотношение сторон не 16:9, воспроизводятся с черными полосами справа и слева или по верхнему и нижнему краям.

    • Если соотношение сторон видео составляет 4:3, то при воспроизведении добавляются черные полосы по бокам.
    • Если пропорции проигрывателя меняются на 4:3 (например, при встраивании ролика на другой сайт), то ролики с соотношением сторон 16:9 воспроизводятся с полосами сверху и снизу.
    • К видео анаморфированного формата в проигрывателях размера 16:9 и 4:3 добавляются горизонтальные полосы. Это происходит, только если исходное соотношение сторон ролика не было изменено.
    • Примечание. Если до загрузки вы использовали в ролике горизонтальные полосы, то в широкоэкранном проигрывателе у него появятся и вертикальные. В результате изображение будет окружено черной рамкой, что сделает видео менее привлекательным.

      Смотрите еще:

      • Пособие на погребение в екатеринбурге Пособия и выплаты в Екатеринбурге в 2017 году Пособие на погребение в Екатеринбурге компенсация расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица — оплата 100% расходов; социальное пособие на погребение […]
      • Образец приказ о доведении заработной платы до мрот Приказ о доплате до МРОТ Иногда зарплата работников ниже минимального размера оплаты труда. В некоторых случаях ее необходимо «дотягивать» до «минималки». Для того, чтобы это сделать, на предприятии должен быть издан приказ о доплате до […]
      • Уголовный кодекс рф 242 статья Статья 242. Незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов 1. Незаконные изготовление и (или) перемещение через Государственную границу Российской Федерации в целях распространения, публичной демонстрации или […]
      • Ок суд Ораторский Клуб Пришёл. Увидел. Выступил. ОК Энергия / ОК Суд присяжных Встреча пройдёт 16.09.2014. Начало в 19:00 Мы встречаемся в Антикафе FreeDom, м. Технологический институт, 1-ая Красноармейская ул., д. 15. Ораторский Клуб […]
      • Полномочия участников полного товарищества Если ведение дел товарищества поручается его участниками одному или некоторым из них, остальные участники для совершения сделок от имени товарищества должны иметь доверенность от участника (участников), на которого возложено ведение дел […]
      • Приказ фсб 278 2007 Приказ ФСБ РФ от 31 мая 2007 г. № 278 “О порядке и условиях выплаты военнослужащим органов федеральной службы безопасности денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха” Во исполнение пункта 3 статьи 11 […]
      • Приказ 52н от 30032018 форма табеля учета рабочего времени Приказом Минфина от 30.03.2015 N 52н утверждена форма табеля учета использования рабочего времени. У организации есть необходимость изменить утвержденную форму, дополнив её отдельными реквизитами и графами и исключив ненужные реквизиты и […]
      • Патенты а Степанова комбинированный выпрямитель Изобретение относится к области электротехники и предназначено, в частности, для преобразования переменных напряжения и тока в постоянные. Комбинированный выпрямитель содержит диоды (1-9), согласующий силовой […]