Звуко буквенный анализ слова правило — Доброе дело

Звуко буквенный анализ слова правило

Материал по русскому языку (1 класс) по теме:
Звуко-буквенный анализ слова (памятка)

Звуко-буквенный анализ слова (памятка для учащихся)

Предварительный просмотр:

Буквы, обозначающие гласные звуки: А О У Ы Э

Гласные звуки в слове всегда обозначаются красным цветом.

А О У Ы Э указывают на то, что впереди стоит твёрдый согласный звук, который обозначается синим цветом.

Я Ё Ю И Е указывают на то, что впереди стоит мягкий звук, который обозначается зелёным цветом.

Всегда твердые согласные: [Ж], [Ш], [Ц]

Всегда мягкие согласные: [Ч]. [Щ], [Й],

Всегда звонкие согласные: [М], [Н], [Л], [Р], [Й].

Всегда глухие согласные: [Х], [Ц], [Ч], [Щ].

Парные согласные: [Б]-[П] [В]-[Ф] [З]-[С] [Ж]-[Ш] [Г]-[К] [Д]-[Т]

Имеют 2 звука: Я Ё Ю Е (если:Стоят впереди слова; стоят после мягкого или твёрдого знака; после гласного звука)

ВАРИАНТ ОТВЕТА У ДОСКИ:

1.В слове яркий ударение падает на гласную Я

2.Разделим слово на слоги: ЯР-КИЙ

3.В слове ЯРКИЙ две гласные буквы Я и И, поэтому два слога.

4.Буква Я имеет два звука (Й, А), потому что стоит впереди слова.(Й)-всегда мягкий, обозначаем зелёным цветом; Звук (А)-гласный, обозначаем красным цветом.

5.Буква ЭР- звук (Р).Обозначаем синим цветом, потому что он твёрдый.

6.Буква КА-звук (Кь),обозначаем зелёным цветом, потому что гласный И указывает на мягкость впереди стоящего звука.

7.Буква И- звук (И). Обозначаем красным цветом, потому что он гласный.

8.Буква Й-звук (Й). Обозначаем зелёным цветом, потому что этот звук всегда мягкий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлен конспект занятия, с использованием здоровьесберегающих технологий.Для детей 2 класса,имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи.В конспекте содержатся игровые упражнения по формировани.

Памятки для звуко-буквенного анализа для учащихся начальной школы. Такая памятка есть у каждого ученика в моем классе. В оформлении памятки использован иллюстративный материал из «Букваря» Р.

Памятка звуко-буквенного (фонетического) разбора слова.

Данная памятка поможет учащимся грамотно выполнить звуко-буквенный анализ слов.

Карточки для работы в 4 классе по теме: «Слова для звуко-буквенного (фонетического) разбора».

Представляю вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для учащихся 2-го класса с ОНР-3. Первое занятие по теме. Цели и задачи представленного занятия следующие: уточнение артик.

На игровой и диологической основе научить детей определению значимости Ь в середине слова с последующей записью.

Как делать звуко-буквенный анализ слова?

Что такое звуко-буквенный анализ слова? Как правильно его делать? На уроках русского языка в начальных классах часто дают подобное задание, однако не все ученики успевают понять во время занятия, как правильно осуществлять разбор. Давайте внимательно изучим этот вопрос.

Для чего это нужно

В отличии от многих европейских языков, где «как слышится, так и пишется», в русском правила написания могут быть достаточно сложными. Почему, например, мы говорим «карова», а пишем «корова»? Вспомним о всеми любимом новогоднем дереве: почему «ёлка», а не «йолка»?

Казалось бы, сочетание букв даст такой же результат. А значит, ученик, не знающий правил написания слов и не понимающий смысла транскрипции, которую мы пишем при звуко-буквенном анализе, будет многие понятия записывать неверно.

Более того, умение писать и читать транскрипции очень пригодится при изучении иностранного языка, в частности — английского. Правила написания слов там весьма сложны — даже запутаннее, чем в нашем родном — а значит, не научившись разбирать содержимое квадратных скобок, вы не сможете и свободно разговаривать!

Первым делом

Первое, что требуется от школьника – написать транскрипцию. Она оформляется в квадратных скобках. Чем ещё она отличается от обычной записи слова? Во-первых, в ней отсутствует мягкий знак. Вместо привычного «ь» мягкость обозначается запятой справа сверху от согласной. Вы же помните, что гласные не обладают таким параметром?

Некоторые буквы совсем не встречаются в транскрипции: это «я», «ю», «е» и «ё». Вместо них будут использоваться либо обозначения из двух фонем: «й» + гласный, либо только их «парный» гласный. Вы замечали, что эти буквы легко заменить? «Е» — то же, что и «йэ», а «ю» можно представить как «йу». Именно это и требуется в транскрипции.

Давайте посмотрим на звуко-буквенный анализ слова «моряк». Здесь мы видим сразу несколько характерных деталей. Во-первых, это наличие безударной гласной «о», которая превратится в «а». Что ещё вы замечаете? Правильно, согласный «р» является мягким. Обозначим это запятой над буквой в соответствующем месте. Наконец, сама «я» превратится в «а» — вы же не слышите звука «й», когда произносите это слово?

Итак, напишем «моряк». Звуко-буквенный анализ представим в квадратных скобках справа: [мар’ак]. Вот и всё, первую часть задания мы выполнили!

Забегая вперед, укажем на ещё одну деталь: количество букв и звуков в слове может различаться. Например, в слове «сталь» будет 5 букв, но всего 4 звука. А вот «ящик» покажет с точностью противоположные результаты – четыре против пяти.

Характеристики фонем

Каждый из звуков, представленных в транскрипции, является фонемой. Все они обладают параметрами, которые вы должны научиться выделять.

Согласные могут быть твёрдыми и мягкими, в зависимости от положения в слове. Например, в разобранном нами «моряке» «р’» является мягкой. А вот в слове «ров» та же буква будет представлена в качестве твердого «р».

Ещё одним показателем будет пара «звонкий-глухой». Помните, что такое парные согласные? «Б-п», «в-ф», «г-к» и так далее. Одна из них является звонкой, а вторая – глухой. Некоторые фонемы могут быть только звонкими: это «р», «н», «м», «л». Такие звуки называются сонорными – в их образовании участвует носовая полость.

Обратите внимание, что при проведении звуко-буквенного анализа знаки, обозначающие звонкие фонемы, подвергаются оглушению в конце слова. Например, «гриб» предстанет в виде транскрипции как [гр’ип]. Узнаете омоним – аналогично звучащее слово? Сезонная болезнь – грипп – произносится точно так же.

Оформление

Чтобы преподаватель не придрался к оформлению задания, давайте посмотрим, как это делать в соответствии с правилами.

Запишите слово, которое требуется разобрать, с большой буквы. Теперь поставьте тире, а справа от него – открытую квадратную скобку. Когда вы составите транскрипцию, вы её сюда впишете. Не забудьте закрыть её симметричной квадратной скобкой.

Ниже, под исходным словом нужно вертикально написать все его фонемы – это те знаки, которые составляют транскрипцию. Обратите внимание, что при звуко-буквенном анализе согласная вместе с показателем мягкости составляет единую сущность! Например, в слове «река» — [р’эка] – первой фонемой будет не «р», а «р’». Обязательно запомните это.

Напротив каждой полученной фонемы — там, где мы написали их «в столбик» — укажите все их возможные параметры. Сюда относятся и мягкость-твердость, и противопоставление «звонкий-глухой». Напротив каждого знака напишите, соответственно, гласный он или согласный.

Слово «класс»

Давайте разберем ещё один пример. Выберем для проведения звуко-буквенного анализа слово «класс». Наша задача совсем проста. В транскрипции отличаться от оригинальной записи будет только концовка… Но мы ведь и не знаем, как представлять сдвоенные согласные! Ответ прост – вместо двух букв мы напишем одну.

Итак, «класс» предстанет перед нами как [клас]. Здесь «К» — твёрдый глухой согласный, «Л» — твёрдый и звонкий. Вслед за гласной «А» укажем «С» — твёрдый и глухой.

Не забудьте указать количество букв и количество звуков. Например, в последнем разобранном нами слове имеется 5 букв, но всего 4 звука. В целом, это всё, что нужно преподавателю в этом задании! Теперь выберите любой другой пример и сделайте звуко-буквенный анализ слова самостоятельно.

Усложнения

Когда вы подрастете, вы узнаете, что все гласные каждого существующего на планете языка, как и все согласные, сводятся к одной единственной табличке. Они обладают двумя параметрами: подъемом и рядом. Например, гласные «и», «ы» и «у» относятся к одному подъему и различаются рядом – соответственно, передним, средним и задним. И наоборот: «ы» и «а» — гласные одного ряда – среднего, а вот подъемом различаются. В первом случае он верхний, а во втором – нижний.

Если вы хотите связать свою жизнь с изучением языка – стать переводчиком, исследователем родной речи, преподавателем соответствующих предметов, то вам обязательно нужно будет выучить эти тонкости. Впрочем, это кажется сложным лишь на первый взгляд.

Заключение

Правильное выполнение данного задания поможет в дальнейшем разобраться и в иностранных языках. Во-первых, вы будете грамотнее писать. А помимо этого, вы сможете четче разграничивать звуки, что очень важно на первом этапе освоения нового для вас языка.

Выполняйте задания вовремя, и тогда учеба станет приносить больше удовольствия и отнимать меньше времени!

Звуко-буквенный разбор слов

Очень многому надо научить маленького человечка в начальных классах. Ничего не хотелось бы упустить. В свою систему работы ввела недельные ритмы, т.е. 5-7минут на уроке отвожу отработке определенного навыка. Например, на уроках русского языка:

Понедельник: орфографическая работа, выполнение грамматических заданий.

Вторник: звуко-буквенный разбор слов (фонетический разбор).

Среда: работа со словами из словаря. Морфологический разбор (как часть речи).

Четверг: работа над предложением. Разбор предложения по членам и по частям речи.

Пятница: разбор слов по составу (морфемный анализ).

Каждую четвертую неделю месяца проводится проверочная работа.

Хочу поделиться работой над звуко-буквенным анализом.

Слова для фонетического разбора подбираю по принципу от простого к сложному.

1.Слова, состоящие из звуков в сильных позициях:

дом, лом, сам, сын, сом, сон, мак, кон, конь, день, шмель, пень, ель, кульки, тюльпан, труба, дуга, труба, горы, рыбы, раны, сани, санки, розы, козы, лось, книга, стол, зайку, майку, тень, стул, царь, соль, кубик, бусы, пить, рыть, фильм, Яшу, яму.

2. Слова, состоящие из звуков в сильных и слабых позициях, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем:

трава, суп, лук, ёрш, рельс, Яша, яма, мама, папа, радуга, диван, полка, козлик, птица, комната, строчка, почка, пальчик, мальчик, зайка, майка, кукушка, букварь, пилот, гусь, окунь, кошка, раки, ива, сумка, рыбак, юла, арбузы, грибок, лай, крылья, льдина, съёмка, краска, звон.

3. Слова, которые имеют в своем составе звуки в сильных позициях, причем последние отличаются по звучанию от сильных позиций фонем:

Звуковой разбор идет в такой последовательности:

1.Скажите слово с нормами произношения и послушайте себя.

2. Найдите ударный слог и произнесите слово по слогам.

3. Протяните (выделите голосом) первый звук в полном слове, назовите его и охарактеризуйте.

4. Запишите, выделите фонему (букву).

5. Протяните (выделите голосом) второй звук в полном слове, назовите его и охарактеризуйте…

6. Проверьте, получилось ли слово.

Учащиеся имеют памятки:

№ 1. Фонетический разбор (рис. № 1).

Гласные звуки [ а ], [ о ], [ у ], [ ы ], [ и ], [ э ] .

Гласные буквы я, е, ё, ю, когда стоят:

а) в начале слова (например: Яша, юла);

б) после гласной (например: маяк);

в) после разделительного мягкого знака (например: деревья, вьюга) дают два звука.

Гласные буквы: а, о, у, э, ы — показывают, что согласный читается твердо.

Гласные буквы: я, е, ё, ю и — показывают, что согласный читается мягко.

Ь – показатель мягкости.

Звуки [ нн ’, рр’ , лл’ , мм ’, й ] – звонкие непарные или сонорные.

[ й ] или [ j ] – согл., зв. неп., мяг. неп.

Звуки [ бб’, вв’, зз ’ , ж, гг ’ , дд ’ ] – звонкие парные.

Звуки [ пп ’ , фф ’ , сс ’ , ш, кк ’ , тт ’ ] – глухие парные.

Звуки [ хх ’ , щ, ч, ц ] – глухие непарные.

Звуки [ ж, ш, ц ] – твердые непарные.

Звуки [ щ, ч, j ] – мягкие непарные.

Ъ, Ь знаки – звука не обозначают [ ]

— мягкость.

№ 2. Алгоритм разбора (рис. № 2).

№ 3. Лента букв (рис. № 3).

Ежедневно на уроках чтения, письма учу характеристике звука в соответствии с изучением новой буквы и звуков. Слова для анализа беру из “Азбуки” или “прописи”. Перед глазами всегда лента букв.

Слова для фонетического анализа в 1-м классе (Русская Азбука. В.Г.Горецкий. Москва. “Просвещение”. 2000.).

Еженедельно работа с лентой букв, а затем следующие виды работ:

    а). Звуки природы, вспомните и воспроизведите их голосом.

Шумят листвой деревья: ш-ш-ш-ш…

Поют птицы: …? Лает собака: …? Капает дождь: …? Гремит гром: …? Скрипит под ногами снег: …? Слышен шорох шагов: …?

Как свистит чайник? Как шипит раскаленная сковородка? Как звенит будильник? Как скрипит старая дверь? Как капает вода из крана?

а). Звуки в доме, воспроизведите их голосом.

Как мальчик играет на барабане? Как папа работает с дрелью? Как гудит стиральная машина? Как звучит работающий мотор? Как тикают часы? Как стучит мамина швейная машинка? И т.д.

а). Работа с лентой букв.

Назовите гласные, которые обозначают твердость согласного звука.

Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласного звука.

Назовите звонкие непарные согласные, глухие непарные согласные, парные звонкие и глухие согласные.

Почему их так называют?

Согласные всегда мягкие.

Согласные всегда твердые.

Что вы знаете о Ъ и Ь знаках?

б). Гриб 1 – контрольный анализ.

а). Убери одну фонему.

Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово.

Вот так: горсть – гость.

Полк, всласть, краска, склон, экран, беда, тепло.

а). Добавь фонему.

Добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово.

Вот так: шар – шарф.

Рубка, дар, стол, клад, лапа, усы, укус.

а). Замени фонему.

В предложенных словах замените одну согласную фонему другой, чтобы получилось новое слово.

Вот так: корж – морж.

Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка.

а). Дайте характеристику звуку в слове, который я укажу.

Ветер – 2 зв., 3 зв., 5 зв.

б). Цирк 1 – контрольный анализ.

а). Приставь букву.

В начало слова или в конце его добавьте букву, чтобы получилось новое слово.

Какие звуки обозначаются этими буквами?

а). Приставь букву (аналогичное задание 9-ой недели).

Вы знаете, какую важную роль играют фонемы. Стоит только в слове изменить одну фонему или убрать ее, возникает путаница, становится смешно.

Вот какая забавная история произошла в одной семье.

Девочка – первоклассница говорит своему дедушке:
Дедушка, посмотри, что я нарисовала!
А кто это?
Ты, дедушка, и портфель с учебниками. А почему ты смеешься?
Уж очень смешные твои подписи, Машенька. Ты, наверное, поторопилась и что-то напутала.
( По А. Шиваеву).

Подпись под 1-м рисунком: портфель с учениками.

Подпись под 2-м рисунком: девушка.

  • Что перепутала девочка?
  • Какое отношение имеет этот рассказ к звукам (фонемам)?
  • 12. а). Работа с лентой букв.

    — Что обозначает Ь знак в конце и в середине слова?

    — Чем интересны буквы Я, Е, Ё, Ю?

    — Когда они имеют два звука?

    — Назовите слова, в которых есть звук [ Й ].

    И вскользь мне бросила змея:

    “У каждого своя судьба!”

    Но я – то знал, что так нельзя –

    Жить, извиваясь и скользя.

    Послушайте стихотворение Новеллы Матвеевой, это разговор двух друзей. Почему им трудно понять друг друга? Найдите и исправьте в стихотворении нелепости. Какую роль сыграли в этом звуки (фонемы)?

    Путаница.

    В печке выпечен батон,
    А в петлицу вдет бутон,
    По траве ползет питон,
    Молоко течет в бидон,
    А на стройке есть бетон.

    Повтори и ты мне в тон:
    Где бутон,
    А где батон,
    Где бидон,
    А где питон,
    Ну, а где – бетон.

    Раз, два, три, четыре, пять.
    Начинаю повторять:
    В печке выпечен бутон,
    А в петлицу вдет батон,
    По траве ползет бидон,
    Молоко течет в бетон,
    А на стройке есть питон.

    — Нет, не так!
    Нет, не так!
    — Ну тогда вот так:
    В печке выпечен бидон,
    А в петлицу вдет питон,
    По траве ползет бетон,
    Молоко течет в батон,
    А на стройке есть бутон.

    — Нет, не так!
    Нет, не так!
    Подскажите сами: как?
    Разберитесь сами в том,
    Где бутон, а где батон,
    Где бидон, а где питон.
    Ну, а где – бетон.
    (Н. Матвеева)

    б). Контрольный анализ.

    Почка1 – 1 в
    Кочка1 – 2 в

    Послушайте шутливое стихотворение. Ответьте, почему произошли такие чудеса? Будьте внимательны к словам в тексте – может быть, они подскажут вам ответ.

    Дым
    Пироги пекутся в речке.
    На улице стоит,
    Рыбаки сидят у печки.
    Дом
    Путник в город шел
    Из труб его валит.
    Мешком.
    На чердак залезла ложка,
    Вы слыхали о таком?
    Со стола упала кошка.
    Кто не верит чудесам,
    В день весенний у ворот
    Убедиться может сам.
    Начал дружно таять
    Мед.
    (А. Санин)

    15. а). Превратим волка в козу.

    Эту словесную игру придумал английский математик Льюис Кэролл, автор сказки “Алиса в стране чудес”. Смысл игры в том, что составляется ряд слов, каждое из которых отличается от предыдущего только одной буквой. При этом надо соблюдать следующие правила:

    1) в слове можно менять только одну букву;

    2) нельзя переставлять буквы, удлинять и укорачивать слово;

    3) начальные и конечные цепочки должны иметь логическую связь.

    Волк — полк, пола, пора, кора, коза.

    16. а). Превратим “ночь” в “день”.

    Ночь – ноль, соль, соло, село, сено, сеть, деть, день.

    17. а). Работа с лентой букв.

    Какой звук вы слышите после согласного в слогах: ме – мя — мё — мю —

    Назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость согласного звука.

    Какую букву пишем, а какой звук слышим?

    Е — [Э] Ё – [О] Я – [А] Ю — [У]

    б). Земля 1 – контрольный анализ.

    18. а). Помоги звукам.

    Помогите гласным и согласным быть вместе. Соедините их так, чтобы получились слова.

    Звуко буквенный анализ слова правило

    В русском а лф а в и т е 33 буквы. Из них 10 гласных , 21 согласная и 2 буквы, которые звуков не обозначают, — Ъ и Ь.

    Йотированные буквы Я , Е , Ё , Ю в начале слова и после гласного, а также после Ь и Ъ обозначают 2 звука:

    Я — [ЙА], Ю — [ЙУ], Ё — [ЙО], Е — [ЙЭ].

    Важно запомнить!

    Любая йотированная буква обозначает 1 звук только в том случае, если стоит после согласной .
    Например:
    М ясной
    6 букв, 6 звуков буква Я обозначает звук [И]. Исключение — слова с сочетаниями ЧА, ЩА. Слышим [Я], а пишем А (чаща 4 буквы, 4 звука);
    Л юк 3 буквы, 3 звука — б
    уква Ю обозначает звук [У]. Исключение — слова с сочетаниями ЧУ, ЩУ. Слышим [Ю], а пишем У (щука — 4 буквы, 4 звука);
    П ёс 3 буквы, 3 звука буква Ё обозначает звук [О];
    Л есной 6 букв, 6 звуков буква Е обозначает звук [И].

    Важно знать!

    Ударение в русском языке может падать на любую часть слова.
    Ударение всегда падает на гласную букву.
    Если в слове одна гласная, то она всегда ударная.

    Для правильной постановки ударения пользуйтесь Словарём ударений, например:
    Введенская Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. М., 2006 г.;
    Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник. М., 2008 г.

    Звуко-буквенный разбор слова, примеры:

    Е ль — ( е ль — [ йэ л])
    3 буквы, 3 звука (буква е обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).

    Ё ж — ( ё ж — [ йо ж])
    2 буквы, 3 звука (буква е обозначает 2 звука).

    Ю ркий — ( ю́ ркий — [ йу ркий])
    5 букв, 6 звуков (буква ю обозначает 2 звука).

    Я нтарь — ( я нта́рь — [ йа нтар])
    6 букв, 6 звуков (буква я обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).

    Бо я рин — (бо я́ рин — [бо йа рин])
    6 букв, 7 звуков (буква я обозначает 2 звука).

    Ба ю кать — (ба ю́ кать — [ба йу кат])
    7 букв, 7 звуков (буква ю обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).

    Бо е ц — (бо е́ ц — [бо йэ ц])
    4 буквы, 5 звуков буква (е обозначает 2 звука).

    По ё шь — (по ё́ шь — [по йо ш])
    5 букв, 5 звуков (буква ё обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).

    Семь я — (семь я́ — [сем йа ])
    5 букв, 5 звуков (буква я обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).

    Пь ё т — (пь ё т — [п йо т])
    4 буквы, 4 звука (буква ё обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).

    Вь ю га — (вь ю́ га — [в йу га])
    5 букв, 5 звуков (буква ю обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).

    Ла ю т — (ла́ ю т — [ла йу т])
    4 букв, 5 звуков (буква ю обозначает 2 звука).

    Ла я ть — (ла́ я ть — [ла йа т])
    5 букв, 5 звуков (буква я обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).

    Крючь я — ( крю́чь я — [ крюч йа ])

    6 букв, 6 звуков (буква я обозначает 2 звука, буква ь звука не имеет).

    Подъ е зд — (подъ е́ зд — [под йэ зд])
    7 букв, 7 звуков (буква е обозначает 2 звука, буква ъ звука не имеет).

    Съ е л — (съ е л — [с йэ л])
    4 буквы, 4 звука (буква е обозначает 2 звука, буква ъ звука не имеет).

    Коньки — (коньки́ — [конки])
    6 букв, 5 звуков (буква ь звука не имеет).

    Пружины — (пружи́ны — [пружыны])
    7 букв, 7 звуков.

    Фонетический разбор слова

    П а л ь — т о — 2 слога.
    п а ль т ó — ударение падает на гласную второго слога

    п [л] — согл., глух., тв.
    а [а] — гл., безуд.
    л [л] — согл., зв., мягк.
    ь [-]
    т [т] — согл., глух., тв.
    о [о] — гл., уд.

    Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова

    Звуко-буквенный раз­бор сло­ва — это фоне­ти­че­ский раз­бор сло­ва. Чтобы выпол­нить этот раз­бор сло­ва, как зву­ча­щей еди­ни­цы язы­ка, пишет­ся тран­скрип­ция — запись зву­ко­во­го соста­ва сло­ва. Выполняется точ­ная запись, как зву­чит сло­во.

    Часто орфо­гра­фи­че­ская запись сло­ва и его зву­ча­ние не сов­па­да­ют. В сло­ве может быть оди­на­ко­вое коли­че­стве зву­ков, зву­ков боль­ше, чем букв, и букв боль­ше, чем зву­ков.

    • небо [н’ э б а] — 4 бук­вы, 4 зву­ка
    • ярлык [й’а р л ы к] — 5 букв, 6 зву­ков
    • купать [к у п а т’] — 6 букв, 5 зву­ков
    • При запи­си зву­ко­во­го соста­ва сло­ва сле­ду­ет учи­ты­вать, что бук­вы «е», «ё», «ю», «я» могут обо­зна­чать два зву­ка в сле­ду­ю­щих пози­ци­ях в сло­ве:

      1) в нача­ле сло­ва:

    • е дкий [ й’ э т к’и й’]
    • ё мкий [ й’ о м к’ и й’]
    • ю ный [ й’ у н ы й’]
    • я сли [ й’ а с’ л’ и]
    • 2) после дру­гих глас­ных зву­ков:

    • по е здить [п а й’ э з’ д’ и т’]
    • по ё м [п а й’ о м]
    • ка ю та [к а й’ у т а]
    • ма я к [м а й’ а к]
    • 3) после раз­де­ли­тель­ных «ь» и «ъ»:

    • жуль е н [ж у л’ й э’ н]
    • въ е хать [в й ‘э х а т’]
    • курь ё з [к у р’ й’ о с]
    • отъ ё м [а т й’ о м]
    • рь я ный [р’ й’ а н ы й’]
    • изъ я н [и з’ й’ а н]
    • вь ю нок [в’ й’ у н о к]
    • предъ ю билей­ный [п р’ и д й’ у б’ и л’ э й’ н ы й’]
    • Как видим, в таких сло­вах все­гда боль­ше зву­ков, чем букв.

      После соглас­ных зву­ков бук­вы «е», «ё», «ю», «я» обо­зна­ча­ют их мяг­кость:

      • с е л [с’ э л]
      • н ё с [н’ о с]
      • л ю к [л’ у к]
      • п я ть [п’ а т’]
      • Записывая зву­ча­ние сло­ва, сле­ду­ет учи­ты­вать, что в рус­ском язы­ке про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс оглу­ше­ния звон­ких соглас­ных, нахо­дя­щих­ся перед глу­хим соглас­ным и в кон­це сло­ва, и, наобо­рот, озвон­че­ния глу­хих соглас­ных перед звон­ким соглас­ным, кро­ме «л», «м», «н», «р», «в», «й»

      • лож­ка [ло ш к а]; витязь [в’ и т’a с’ ]; отблеск [о д б л’ и с к]
      • смаз­ка [с м а с к а]; дробь [д р о п’ ]; сдви­нуть [ з д в’ и н у т’]
      • все [ ф с’ э]; пруд [п р у т ]; вок­зал [в а г з а л]
      • В сло­вах с бук­во­со­че­та­ни­ем «зж» слы­шит­ся длин­ный мяг­кий звук [ж’]

      • брю зж ать [б р’ у ж’ а т’]
      • мо зж ечок [м а ж’ и ч’ о к]
      • Значит, в таких сло­ва букв мень­ше, чем зву­ков.

        В сло­вах, в кото­рых есть «ь», кото­рый обо­зна­ча­ет мяг­кость преды­ду­ще­го соглас­но­го зву­ка или явля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ским зна­ком, ука­зы­ва­ю­щим на при­над­леж­ность сло­ва к жен­ско­му роду, букв насчи­ты­ва­ем боль­ше, а зву­ков мень­ше:

      • знать [з н а т’] — 5 букв, 4 зву­ка;
      • речь [р ‘э ч’] — 4 бук­вы, 3 зву­ка.
      • Мягкие соглас­ные зву­ки могут смяг­чать преды­ду­щий соглас­ный звук.

        Послушаем, как зву­чат сло­ва:

      • свеч­ка [ с’ в’ э ч’ к а]
      • гвоз­ди [г во з’ д’ и]
      • жизнь [ж ы з’ н’]
      • зон­тик [з о н’ т’ и к]
      • Пример звуко-буквенного разбора

        Учитывая все фоне­ти­че­ские изме­не­ния в сло­ве, рас­пи­сы­ва­ем зву­ки сло­ва по вер­ти­ка­ли и даем харак­те­ри­сти­ку каж­до­му зву­ку, напри­мер, вот так:

        празд­ник [п р а з’ н’ и к]

      • п [п] — соглас­ный глу­хой пар­ный, твер­дый пар­ный;
      • р [р] — соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый пар­ный;
      • а [а] — глас­ный удар­ный;
      • з [з’] — соглас­ный звон­кий пар­ный, мяг­кий пар­ный;
      • д не обо­зна­ча­ет зву­ка
      • н [н’] — соглас­ный звон­кий непар­ный, мяг­кий пар­ный;
      • и [и] — глас­ный без­удар­ный;
      • к [к] — соглас­ный глу­хой пар­ный, твер­дый пар­ный.
      • Фонетический раз­бор сло­ва «празд­ник» выпол­нен.

        Для закреп­ле­ния мате­ри­а­ла посмот­ри­те видео по теме уро­ка:

        Звуко-буквенный анализ

        Большинство игр трудно чётко подчинить какой-то одной задаче. Они требуют и внимания, и размышления, и применения знаний, и умения делать логические выводы. Поэтому распределение их по разделам достаточно условно, но это помогает работать над конкретной задачей.

        Для того чтобы написать слово, ребёнок должен проделать несколько операций: разложить слово на звуки, установить их порядок, соотнести каждый звук с буквой. Для чтения, наоборот, соотнести каждую букву со звуком, который он обозначает. Кроме того, нужно уметь различать гласные и согласные звуки, твёрдость-мягкость согласных.

        Поэтому мы начинаем с игр, помогающих освоить звуко-буквенный анализ, развить фонематические представления, зрительное внимание и мелкую моторику.

        Памятка для звуко-буквенного разбора

        1. Звуки мы слышим и говорим, буквы пишем и читаем. (Мы говорим о звуках, но обозначаем их на письме соответственно буквами.)

        2. В русском языке 33 буквы: 10 букв, обозначающих гласные звуки (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю), 21 буква, обозначающая согласные звуки (Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ) и ещё 2 особенные буквы (или знаки) — это Ъ и Ь.

        3. Гласных звуков — 6 (А, О, Э, И, У, Ы). Согласных звуков гораздо больше. Они делятся на твёрдые и мягкие. Или, говоря иначе, образуют пары по твёрдости-мягкости, например, [н’] (мягкий звук) в слове тронь и [н] (твёрдый звук) в слове трон. (Обращаем ваше внимание, что по традиции мы звук записали в квадратных скобках — [н], а мягкость звука обозначили знаком ‘. Но детям мы этих значков пока не объясняем — они изучат это в школе. Дошкольники, выполняя звуко-буквенный разбор, используют цвет: красный — для обозначения гласных звуков, синий — для обозначения твёрдых согласных, зелёный — для обозначения мягких согласных).

        4. Есть 3 всегда твёрдых согласных звука — это Ж, Ш, Ц и 3 всегда мягких согласных звука — это Й, Ч, Щ. Все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими.

        5. Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю могут обозначать 1 звук (соответственно: я — [а], е — [э], ё — [о], ю — [у]), если стоят после согласных (например: мяч — [м’ач], белка — [б’элка], лён — [л’он], люк — [л’ук]), и 2 звука (я — [й’а], е — [й’э], ё — [й’о], ю — [й’у]), если стоят в начале слова (яма — [й’ама], енот [й’энот], ёлка [й’олка], юла — [й’ула]); после гласной (баян — [бай’ан], веер — [вей’ер], чаёк (от чай) — [чай’ок], баюн (кот-баюн) — [бай’ун], а также после Ъ и Ь (съел — [сй’эл], гроздья — [грозд’й’а], варенье — [варен’й’э], бельё — [бэл’й’о], вьюнок — [в’й’унок]).

        6. Согласные также различаются по принципу звон кости-глухости. Всегда звонкие: Р, Л, М, Н, Й, всегда глухие: X, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные образуют пары: Б — П, В — Ф, Г — К, Д — Т, Ж — Ш, 3 — С.

        7. Слова делятся на слоги: сколько в слове гласных, столько и слогов.

        Проведи волнистую линию так, чтобы гласные остались сверху, а согласные — снизу.

        Чего больше?

        Чего больше — гласных или согласных? Допиши буквы так, чтобы в каждой строчке гласных и согласных стало поровну.

        Найди буквы

        Подчеркни буквы, которые нужны тебе для составления слов: дом, лук.

        Звуко-буквенный разбор слова в школе

        Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Phone (греч.) – звук.

        Графика – раздел науки о языке, изучающий буквы. Grapho (греч.) –пишу.

        Буквы – знаки, обозначающие звуки речи, их мы видим и пишем. В русском языке 33 буквы, обозначающие звуки. К графическим знакам также относятся знак ударения, дефис (черточка), знаки препинания и другие, а буквы ь и ъ звуков не обозначают. Звуки образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. При образовании согласных звуков, выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия (губы, зубы, язык, небо). Струя воздуха преодолевает препятствия и от этого образуются согласные звуки. Согласные звуки в русском языке делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие. Твердые согласные звуки имеют пары по мягкости [б]- [б’], [в]- [в’], [г]- [г’]. Не имеют пары по мягкости [ж], [ш], [ц], они всегда твердые.

        Не имеют пары по твердости [ч’], [щ’], [й’], они всегда мягкие.

        Примечание. Звук, обозначаемый буквой щ, является долгим мягким глухим, например: щеки, щетка. Парным ему долгим мягким звонким является [ж’ ж’], встречающийся в немногих словах, например: дрожжи, вожжи.

        Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. При образовании звонких согласных голосовые связки вибрируют, образуется голос. А при произнесении глухих согласных голосовые складки не вибрируют, образуется шум. Вибрацию голосовых связок можно ощутить, приложив тыльной стороной руки к горлу. Имеют пару по звонкости и глухости [б]- [п], [в]- [ф], [г]- [к], [д]- [т], [ж]- [ш], [з]- [с]. Не имеют пары по глухости [й], [л], [м], [н], [р], они всегда звонкие. Не имеют пару по звонкости [х], [ц], [ч], [щ], они всегда глухие.

        Звонкие и глухие согласные звуки могут различать слова. Например: дом – том, кол – гол, шар – жар и т.д. Парные мягкие и твердые согласные звуки различают слова, например: лук – люк, мал – мял, нос – нес, конь – кон. Звонкий согласный звук на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Такая замена называется оглушением. Например: зуб – зубок, низкий – низок. Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, р, м, н, й) заменяется парным ему звонким. Такая замена называется озвончением согласного. Например: просьба – просить, сдать.

        Примеры разбора звукобуквенного анализа слов

        Сторожи’ть – [старажыт’] – 9 букв, 8 звуков, 3 слога.
        С — [с] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;
        Т — [т] — согласный, глухой, парный, твердый, парный;
        О — [а] – гласный, безударный;
        Р — [р] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;
        О — [а] – гласный, безударный;
        Ж — [ж] – согласный, звонкий, парный, твердый, непарный;
        И — [ы] – гласный, ударный;
        Т — [т’] – согласный, глухой, парный, мягкий, парный;
        Ь — [-]
        Объе’м — [абй’ом] – 5 букв, 5 звуков, 2 слога.
        О — [а] – гласный, безударный;
        Б — [б] – согласный, звонкий, парный, твердый, парный;
        Ъ — [-]
        Е — [й’] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный;
        [о] – гласный, ударный;
        М — [м] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный.

        Фонетика — раздел науки о языке, изучающий звуковые средства. Фонетические знания и умения необходимы для формирования всех четырех видов речевой деятельности человека: слушания (аудирования) говорения, чтения и письма.

        Для того чтобы адекватно воспринимать слышимую речь, нужно иметь развитый фонематический слух, благодаря которому мы различаем слова по их звучанию, фонетические способности помогают нам по интонации улавливать смысл, который говорящий вкладывает в высказывание. Поскольку русское письмо звуко-буквенное, читающий оперирует в процессе чтения звуками. Отсюда требование: исходным пунктом в обучении чтению должна стать ориентировка в звуковой действительности языка. В настоящее время обучение грамоте по любому букварю начинается с до буквенного периода, когда учащиеся на практике осваивают фонетику.

        Фонетические знания и умения важны для всего последующего обучения чтению и письму. Например, такое качество чтения, как выразительность, нельзя сформировать, не познакомив учащихся с интонацией, логическим ударением. Фонетические умения — необходимая база для становления осознанных навыков правописания, без них нельзя сформировать орфографическую зоркость учащихся.

        На фонетику мы опираемся и при обучении лексики, грамматике, морфемике.

        Выполняя фонетический разбор в школе, ученик должен уметь выделять гласные и согласные звуки, соотносить их с буквами.

        1. Буквы – это графические знаки, с помощью которых на письме обозначаются звуки. Полного соответствия между звуками и буквами нет.
        2. Гласные звуки
          В русском алфавите всего 33 буквы.
          Две из них — Ь и Ъ не относятся ни к гласным, ни к согласным буквам, звуков не обозначают.
          Гласные буквы: бывают ударными или безударными, образуют слоги. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
          Гласных букв 10: а, о, у, э, ы, я, ё, ю, е, и.
          Гласных звуков 6: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
          А, О, У, Э, Ы – обозначают твёрдость согласных звуков.
          Я, Ё, Ю, Е, И – обозначают мягкость согласных звуков.
        3. Йотированные гласные буквы (буквы, обозначающие два звука). Обозначают два звука, если стоят:
          Я — [jа] Ю- [jу] Е – [jэ] Ё – [jо]
          * в начале слова (ель, яблоко, юла)
          * после Ъ и Ь (съем, семья, подъём, вьюн)
          * после гласных букв (клюёт, воют, военный)
          Буквы е, я, ю, ё обозначают один звук [э], [а], [у], [о] после согласного только под ударением: век — [в’эк], мяч- [м’ач’], блюз — [бл’ус], мед — [м’от]
          В безударном положении эти буквы после согласного обозначают звук [иэ]
          ряды [р’ и д ы] лесок [л’ и с о к]
        4. Согласные звуки
          Согласных букв 21: н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж з, п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.
          Согласных звуков в русском языке – 36.
        5. Согласные звуки образуют 6 пар звонких и глухих согласных:
        6. [б] — [п], [в] — [ф],[г] — [к], [д] — [т], [ж] — [ш], [з] — [с].
        7. Кроме того, согласные звуки образуют 15 пар твёрдых и мягких согласных:
        8. [б] -[б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] -[д’], [з] — [з’], [к] — [к’],[л] — [л’],[м] — [м’],
        9. [н] — [н’],[п] — [п’], [р] — [р’], [с] — [c’], [т] — [т’],[ф] — [ф’], [х] — [х’].
        10. Сонорные звуки: [л], [м], [н], [р], [й].
        11. Пять непарных глухих звуков: [х], [х’] [ц], [ч’], [щ’].
          Всегда твёрдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц].
          Всегда мягкие согласные звуки: [ч’], [щ’], [й’].

        План фонетического разбора

        1. Запишем слово.

        2. Поставим ударение.

        3. Запишем справа транскрипцию слова, разделим его на слоги.

        4. Охарактеризуем все звуки, записывая их сверху вниз:

        4.1. ударный-безударный для гласных;

        4.2. звонкий-глухой (пара), твёрдый-мягкий (пара) для согласных;

        5. Подсчитаем количество звуков и букв

        морковь мор-кóвь 2 слога

        м – [м] — согл., сонорн. непарн., тв. парн.

        о – [а] — гласн., безуд.

        р – [р] — согл., сонорн. непарн., тв. парн.

        к – [к] — согл., глух. парн., тв. парн.

        о – [о] — гласн., ударн.

        в – [ф’] — согл., глух. парн., мягк. парн.

        7 букв, 6 звуков

        Орфограмма — это место в слове:

      • где пишется не так, как слышится;
      • где звук слышится неясно;
      • где возможна ошибка;
      • где при письме возникает трудность;
      • где требуется применение правила;
      • где для обозначения определенного звука нужно выбрать букву.
      • Смотрите еще:

        • Правило и ы после ц таблица Азбучные истины Интерактивный диктант Учебник ГРАМОТЫ: орфография Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация Имена и названия. Интерактивный тренажер Полезные ссылки Летнее чтение Запоминалки Цитаты о языке Скороговорки Пословицы и поговорки Выберите […]
        • Виза в бельгию оформить Виза в Бельгию: для поездки россиянам потребуется оформление Шенгена Бельгия входит в состав Шенгенской зоны, поэтому для въезда туда россиянам нужно иметь действующую Шенгенскую визу. Ни одна туристическая фирма не имеет аккредитации […]
        • Гост р 52289-2004 правила применения дорожных знаков светофоров Изменение N 1 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. приказом Федерального агентства по […]
        • Обжалование обвинительного заключения прокурора В какие сроки прокурор должен подписать обвинительное заключение? В какие сроки прокурор должен подписать обвинительное заключение после предьявления обвинения? Ответы юристов (2) в соответствии с ч. 1 ст 221 в течении 10 суток, но по […]
        • Уголовный кодекс мошенничество срок Уголовный кодекс Российской Федерации Раздел VIII. Преступления в сфере экономики Глава 21. Преступления против собственности Статья 158. Кража 1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, - наказывается штрафом в размере до […]
        • Муниципальная собственность принадлежит государству § 1. Муниципальная собственность В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное, во-первых, для решения вопросов местного значения; во-вторых, для осуществления переданных органам местного […]
        • 2 ндфл пособие на ребенка Указывается ли пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в справке 2-НДФЛ? Добрый день! Я обратилась к работадателю за справкой 2НДФЛ (для ипотеки), на данный момент я нахожусь в отпуске по уходу за ребёнком до 1.5 лет и получаю […]
        • Налог на имущество при закрытии обособленного подразделения Порядок уплаты налога на имущество при создании и ликвидации обособленного подразделения организации Порядок уплаты налога на имущество при создании и ликвидации обособленного подразделения организации С.А. Верещагин, эксперт […]