Предмет налоги основное — Доброе дело

Предмет налоги основное

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

2.1 Элементы налога и способы взимания налогов

Наиболее полное определения понятия «налог» дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Налог — это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог считается установленным, и у налогоплательщика возникает обязанность, его уплачивать, если в законодательном порядке определены все элементы налога, а именно:

  • субъект налогообложения;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • налоговый период;
  • льготы по налогу;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.
  • Говоря о «субъекте налога», важно отличать это понятие от понятия «носитель налога».

    Субъект налога , или налогоплательщик, — это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога — лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.

    Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

  • юридические лица;
  • физические лица;
  • физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.
  • Объект налогообложения — это предмет, подлежащий налогообложению.

    Действующим законодательством предусмотрены следующие объекты налогообложения:

  • прибыль;
  • стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
  • совокупный доход физических лиц;
  • транспортные средства;
  • имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.
  • Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог.

    Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

    Например, при уплате транспортного налога объектом налогообложения являются транспортные средства, а налоговой базой — физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения становится прибыль, а налоговой базой — стоимостное выражение прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения выступают доходы физического лица, а налоговой базой — стоимостная и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной форме и т.д.).

    Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

    Различают процентные и твердые налоговые ставки.

    Процентные ставки устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть:

  • пропорциональными;
  • прогрессивными;
  • регрессивными.
  • Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом.

    Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную сумму налога на единицу налоговой базы (на 1 лошадиную силу).

    Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

    Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всей налоговой базы. Если применяется сложная ставка, то происходит деление налоговой базы на части, и каждая последующая часть облагается по повышенной ставке.

    В данный момент российским налоговым законодательством прогрессивные налоговые ставки не предусмотрены.

    Регрессивные ставки уменьшаются с увеличением налоговой базы.

    За налоговый период принимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для каждого налога установлен свой налоговый период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов.

    Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

    Действующим законодательством предусмотрена следующая система льгот:

  • необлагаемый минимум;
  • освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;
  • снижение налоговых ставок;
  • изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.
  • Например, малые предприятия при переходе на упрощенную систему налогообложения освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального и налога на имущество. Граждане, имеющие на своем попечении несовершенны детей или осуществляющие благотворительные взносы в некоммерческие организации, имеют право на необлагаемый минимум при расчете налога на доходы физических лиц и др.

    Существует несколько способов уплаты налогов.

    Кадастровый способ предполагает использование кадастра реестра, который устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью определяется средняя доходность объекта налогообложения.

    Взимание налога у источника дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.

    Взимание налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.

    Административный способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.

    Для каждого налога существует свой порядок уплаты .

    Единовременный платеж в течение определенного времени после окончания отчетного периода.

    Например, по единому налогу на вмененный доход отчетным периодом установлен квартал. Декларацию нужно подавать ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а уплачивать налог по декларации — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

    Единовременный платеж не позднее подачи декларации или одновременно с ней.

    Авансовые платежи в течение всего налогового периода и соответствующая доплата (или возмещение) в течение определенного времени после окончания налогового периода

    Под сроком уплаты налога подразумевается конкретная дата, в течение которой налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня. Сроки уплаты налогов подразделяются на декадные, ежемесячные, квартальные, годовые.

    Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога. Важно, что само понятие каждого элемента налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних государствах с момента его зарождения.

    Сущность, функции и виды налогов

    Налоги и сборы

    Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:

    • обязательность;
    • индивидуальная безвозмездность;
    • отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
    • направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.
    • Характерными чертами сбора как взноса являются:

    • одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.
    • Налоговый кодекс РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.

      Сущность налогов

      Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или припятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности.

      Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.

      Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

      Как следует из определения, под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.

      Функции налогов

      Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

      В современных условиях налоги выполняют две основные функции:

      • фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);
      • регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).
      • Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.

        Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).

        Последствия повышения налогов

        Следует помнить, что налоги оказывают сильное воздействие на мотивацию экономических агентов. С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, т.е. уклониться. Это желание может быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики, либо в попытке переложить налоговое бремя. Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя (на рис. 5.1 это показано как повышение цены с до ).

        Рис. 5.1 Введение налога на товарном рынке

        С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Эта ситуация проиллюстрирована на рис. 5.1. Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, кривая сдвинется в положение . Вертикальное расстояние между кривыми и равно величине налога на единицу продукции . Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.

        Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.

        Из всего сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, труда или капитала) изменит равновесную ситуацию как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов.

        Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов.

        Классификация налогов

        Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:

        Виды налогов по объекту:

        • прямые;
        • косвенные.
        • Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

          Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

          Виды налогов по субъекту:

        • центральные;
        • местные.
        • В России существует трехуровневая система:

          • федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;
          • региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;
          • местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

          Виды налогов по принципу целевого использования:

        • маркированные;
        • немаркированные.
        • Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

          Виды налогов по характеру налогообложения:

        • пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
        • прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
        • регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).
        • Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

          § 2. Основные понятия курса »Налоги и налогообложение»

          Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

          порядок исчисления налога;

          порядок и сроки уплаты налога.

          В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования плательщиком. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

          При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в особом порядке, предусмотренном НК РФ. К специальным налоговым режимам относятся:

          система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

          упрощенная система налогообложения;

          система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

          система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

          Между элементами налогообложения существуют определенная связь и взаимозависимость. Каждый элемент налогообложения имеет свое содержание и назначение. Установление в законе такого элемента налогообложения, как «налогоплательщик», необходимо для ответа на вопрос: кто по-тенциально должен платить налог? Элемент «объект налогооб-ложения» указывает на обстоятельства, которые должны возник-нуть, чтобы у потенциального плательщика возникла фактическая обязанность уплачивать налог. Так, все физические лица являются потенциальными плательщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Однако налог обязаны уплачивать лишь те из них, кто выступает дарителем или в пользу которого открывается наследство. Элемент «налоговая база» служит цели количественной оценки объекта налогообложения и представляет собой его стоимостную, физическую или иную характеристику. База по конкретному налогу исчисляется в определенной для этого налога единице измерения, и на каждую из этих единиц устанавливаются начисления — следующий элемент налогообложения «налоговая ставка», т. е. дается ответ на вопрос: какая доля каждой единицы, в совокупности составляющих базу, удерживается у налогоплательщика и перечисляется в бюджет? Налоговая ставка может и должна применяться именно к налоговой базе, а не к объекту налогообложения. Элемент «порядок исчисления налога» необходим, в частности, для того, чтобы определить, кто — сам ли налогоплательщик, налоговый ли агент (источник выплаты дохода) или налоговый орган обязан исчислить величину налога. И наконец, элемент «порядок и сроки уплаты налога» обязателен потому, что без его корректного установления налогоплательщик будет уплачивать налоги в произвольные сроки, что подорвет ресурсную базу финансовой системы государства.

          Из всего вышеприведенного естественно следует вывод: отсутствие в законе хотя бы одного из основных элементов налогообложения парализует весь процесс налогообложения. Более того, законодатель закрепил принцип, согласно которому отсутствие в законе хотя бы одного из основных элементов налогообложения означает, что этот налог признается неустанов-ленным и, следовательно, необязательным к уплате.

          Установление налога означает определение налогоплательщи-ков и элементов налогообложения. Определение только части элементов налогообложения не означает установления налога. Следовательно, актом, вводящим налог, будет тот, который установит последний из необходимых элементов налогообложения.

          Определение элементов налогообложения законом призвано создать дополнительные гарантии от внезапных изменений в силу присущих закону таких качеств, как определенность, стабильность, особая процедура принятия.

          В дальнейшем при рассмотрении налогообложения мы будем придерживаться единой схемы, а именно — изучать налоги в последовательности поименованных элементов налогообложения.

          Налогообложение — это процесс, который определенным образом структурирован во времени. Он состоит из нескольких этапов, на каждом из которых ставятся и решаются конкретные задачи. Только после решения предыдущей задачи можно переходить к следующему этапу налогообложения. 12

          НК РФ (п. 6 ст. 3) требует такого построения налогового закона, чтобы каждый налогоплательщик точно знал ответы на три вопроса: какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Но практика налогообложения показывает: чтобы нормализовать процесс налогообложения, сделать его корректным (исключающим произвольное толкование норм законодательства при возникновении конкретных хозяйственных ситуаций), устранить конфликты между плательщиками и налоговыми органами, следует ответить на гораздо большее число вопросов (табл. 1.1).

          Приведем характеристику элементов налога, а также других понятий, наиболее часто встречающихся при изучении данного курса.

          Здесь, впрочем, следует иметь в виду, что значение терми-на, нормативно установленное для одной отрасли права, нельзя без достаточных на то оснований применять в других отраслях. Статья 11 НК РФ устанавливает, что институты, понятия и тер-мины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Так, категории «залог», «поручительство», «валюта», «договор», «имущество» и многие другие используются при налогообложении в их гражданско- правовом значении.

          В тех же случаях, когда категории, применяемые и в налоговом, и в других отраслях права, трактуются различно, используют трактовку налогового законодательства. Например, такие категории, как «организация» или «обособленное подразделение», определены в НК РФ иначе, чем в ГК РФ. Пеня в ГК РФ рас-сматривается как мера ответственности, взыскиваемая в судеб-ном порядке с обязательным учетом принципа: за одно и то же нарушение не может применяться двойная ответственность (ст. 330 ГК РФ). В налоговом же праве пеня определяется не как штрафная санкция, а как мера обеспечительного (восстанови-тельного) характера, взыскиваемая налоговыми органами в бес-спорном порядке при одновременном взыскании недоимки (ст. 75 НК РФ). При этом взыскание пени не препятствует одновременно удерживать с плательщика штраф: в данном случае применяются не две санкции, а санкция и мера обеспечения.

          Следует всегда помнить основополагающий принцип, сформулированный в ст. 2 ГК РФ: к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчине-нии одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Указанное правило исключает применение по аналогии норм гражданского законодательства к налоговым правоотношениям.

          Налог — обязательный, индивидуально-безвозмездный пла-теж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуж-дения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

          Налог — это платеж, связанный с переходом права собственности от частного субъекта к публичному. Плательщик налога расстается со своим имуществом и лишается права собственности на него. Неуплата налогов, как и любое правонарушение, влечет санкции. Неплательщик налогов должен претерпеть неблагоприятные имущественные последствия. В настоящее вре-мя назвать налог принудительным платежом довольно сложно, поскольку обязанность уплатить налоги возлагается только при наличии определенных условий, которые зависят от воли частного субъекта. Так, обязанность по уплате налога на прибыль возникает только при условии занятия соответствующей деятель-ностью, что обусловлено волей субъекта.

          Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Плательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денеж-ной суммы подлежит взносу в бюджет, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

          Налог является ограничением прав и свобод гражданина, сле-довательно, соответствующее ограничение возможно только в форме федерального закона. Налог вправе установить только орган власти, обладающий законодательными полномочиями.

          При анализе юридической природы фискального платежа сле-дует исходить из его сущности, а не из его названия. Так, Кон-ституционный Суд РФ в Постановлении от 24 февраля 1998 г. № 7-П подтвердил налоговый характер взносов во внебюджетные фонды, указывая, что признаки страховых взносов не позволяют отграничить их от налогов и сборов. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.

          Понятия «налог» и «сбор» до введения первой части НК РФ не были разделены. НК РФ содержит законодательное определение понятия «сбор», в соответствии с которым под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и фи-зических лиц, уплата которого является одним из условий совер-шения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически зна-чимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий.

          Большинство платежей, уплачиваемых лицом во взаимоотно-шениях с органами власти, обусловлены осуществлением органом власти ряда своих функций на платной основе. Поэтому необходимо отличать налоги и сборы от платежей, представляющих собой оплату выполненных работ (услуг) и не являющихся по своей юридической природе налоговыми платежами.

          Часть платежей, определенная как налог, по существу являются сборами. И наоборот, платежи, определенные как сбор, не подпадают под определение ст. 8 НК РФ (недавно отмененные сбор на нужды образовательных учреждений, целевые сбо-ры на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели).

          Субъекты налогообложения, или плательщики налога, — организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособлен-ных подразделений. Основным признаком плательщиков налогов является наличие самостоятельного источника дохода. Плательщики — юридические лица, в частности, должны иметь самостоятельный баланс или смету. Учет налогоплательщиков в налоговых органах обязателен. Банки и иные кредитные учреж-дения открывают хозяйствующим субъектам счета только по предъявлении документа, подтверждающего постановку на учет в налоговых органах.

          Объект налогообложения возникает вследствие юридических фактов (действий, событий, состояний), которые обусловлива-ют обязанность субъекта заплатить налог. Законодательством установлен исчерпывающий перечень объектов налогообложе-ния: операции по реализации товаров (работ, услуг), имущест-во, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выпол-ненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

          Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

          Товар — это любое имущество, реализуемое либо предназна-ченное для реализации. В целях регулирования отношений, свя-занных со взиманием таможенных платежей, к товарам относит-ся и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом РФ.

          Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлет-

          17 ворения потребностей организации и (или) физических лиц; ус-лугой — деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

          Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.

          Определен особый порядок установления места и момента фактической реализации.

          Не признается реализацией товаров, работ или услуг:

          осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты;

          передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества организации ее правопреемникам при реорганизации этой организации;

          передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества некоммерческим организациям на осу-ществление уставной деятельности, не связанной с пред-принимательством;

          передача имущества, если передача носит инвестиционный характер (вклады в уставный капитал, вклады по договору о совместной деятельности, паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

          передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику, наследнику) при выходе из общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого общества или товарищества между его участ-никами;

          передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора о совместной деятельности или его пра-вопреемнику в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

          передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

          изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозных и брошенных вещей, бесхозных животных, находки, клада в соответствии с Гражданским кодексом РФ;

          иные операции в случаях, предусмотренных НК РФ.

          Возникновение налоговых обязательств при взимании косвенных налогов законодательство многих зарубежных стран не связывает с переходом права собственности на товар, поскольку это противоречит их экономическому содержанию (отсутствует связь с реальным доходом плательщика, так как фактически налог взимается с потребителя). Возникновение налогового обязательства при исчислении косвенных налогов должно связываться лишь с движением товаров (работ, услуг).

          Связывание же реализации с переходом права собственности:

          предоставляет плательщику возможность влиять на налоговые последствия с помощью оговорок в заключаемых договорах относительно момента такого перехода. ГК РФ (ст. 223) допускает, чтобы стороны сделки могли в договоре определять момент перехода права собственности, отличный от общеустановленного (по моменту фактической передачи вещи);

          предполагает необходимость установления специальных изъятий из реализации как объекта налогообложения (как это сделано в п. 3 ст. 39 НК РФ), закрытый перечень которых в законе предусмотреть невозможно, что на практике приводит к трудностям в толковании соответствующих норм права при их применении к конкретным ситуациям.

          Таким образом, реализация как объект налогообложения ставится в зависимость от воли сторон хозяйственного договора. Между тем объект налогообложения — категория, имеющая стабильные, прямо предусмотренные в законе признаки, не зависящие от каких-либо внешних условий, и объективно предполагающая наличие экономического основания. Факт реализации товаров как объект налогообложения предполагает возникновение у плательщика выгоды (добавленной стоимости). Причем отсутствие выгоды не является основанием обратимости налоговых последствий, поскольку для косвенного обложения юридически значимым является не результат, а сам факт (процесс) хозяйственной деятельности, с самого начала подразумевающий некоторую долю риска.

          Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами НК РФ «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций».

          Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за тот или иной период налогообложения.

          Объект и субъект налогообложения находятся в тесной взаимосвязи. В зависимости от характера этой связи налоги можно разделить на две группы: налоги, построенные по принципу ре- зидентства (резидентские налоги), и налоги, построенные по принципу территориальности (территориальные налоги). Различие между этими налоговыми группами состоит в том, что в резидентских налогах субъект определяет объект налогообложения, а в территориальных, наоборот, объект определяет субъект налогообложения.

          В соответствии с принципом резидентства государство распространяет свою налоговую юрисдикцию на все доходы лиц, имеющих постоянное местопребывание в данном государстве, в том числе и на доходы, полученные из источников, находящихся за пределами данного государства.

          Этот принцип трактуется по-разному для физических и юридических лиц. Если физическое лицо находится на территории России в календарном году менее 183 дней (подряд или по частям), то оно не декларирует здесь совокупный годовой доход.

          В разных странах к резидентам относят юридических лиц исходя из разных критериев. В России, например, используют для этого критерий «инкорпорации»: юридическое лицо признается резидентом в государстве, если оно в нем основано (зарегистри-ровано). В Италии применяют критерий «деловой цели»: юри-дическое лицо признается резидентом в стране, на территории которой осуществляется основной объем его операций. В Пор-тугалии предпочли критерий «места осуществления текущего управления компанией»: организация признается резидентом в стране, на территории которой находятся органы, осуществляющие текущее управление ее деятельностью.

          Налогообложение, построенное по принципу резидентства, особенно выгодно для экономически развитых стран, граждане которых получают значительные доходы от деятельности и размещения капиталов вне своей территории. Напротив, странам, в экономике которых значительное место занимают иностранные инвестиции, выгодно применение налогообложения на основе принципа территориальности. Налогообложению в этом случае подлежат только доходы, извлекаемые на территории данной страны, независимо от национального или юридического статуса их получателя, а доходы, получаемые гражданами этого государства в других странах, от налогов в этом государстве освобождаются.

          Большинство стран, в том числе и Россия, при налогообло-жении доходов применяют сочетание приведенных принципов. Однако ряд налогов взимается исключительно исходя из принципа территориальности. Так, в России налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, уплачивается с недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, с транспортных средств, зарегистрированных в России, или при приеме наследства, открывшегося на территории РФ. При этом плательщиком налога является любое лицо — собственник имущества или наследник, как гражданин России, так и иностранец (или лицо без гражданства), как резидент в России, так и нерезидент.

          С другой стороны, гражданин или резидент РФ, принимая наследство за рубежом, уплачивает соответствующий налог по законодательству страны открытия наследства, а не по законодательству РФ. При этом имущество, находящееся за рубежом, также не учитывается при определении базы для налогообложения в России. Вместе с тем доход, полученный от эксплуатации имущества, находящегося за рубежом, подлежит налогообложению в России, если его получатель является российским резидентом.

          Следует учитывать, что одинаковые налоги могут строиться с использованием различных принципов. Так, обложение налогом с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, основано на принципе территориальности, налогом на имущество организаций — на принципе резидентства (налогом облагается собственное имущество российских юридических лиц независимо от места его фактического нахождения), налогом на имущество иностранных юридических лиц, действующих в России через постоянные представительства, — на принципе территориальности.

          Предмет налогообложения характеризуют признаки фактиче-ского (не юридического!) характера, которые обосновывают взи-мание соответствующего налога.

          Необходимость разделять понятия «объект налогообложения» и «предмет налогообложения» вызвана потребностью вычленить среди предметов материального мира именно тот, с которым законодатель связывает налоговые последствия. Одно и то же имущество юридического лица может быть пред-метом нескольких налогов, и в каждом случае масштаб налога или порядок исчисления налогооблагаемой базы может быть разным. Принадлежащий организации автомобиль облагается транспортным налогом и налогом на имущество. Если этот автомобиль куплен за рубежом, то он же является и объектом обложения таможенной пошлиной, акцизом, налогом на добавленную стоимость. Из перечисленных пяти налогов два имеют оригинальные параметры налогообложения — мощность двигателя (транспортный налог) и объем двигателя (таможенная пошлина); остальные имеют одинаковую основу — стоимость автомобиля, однако при этом базы налогообложения исчисляются по-разному.

          Наиболее рельефно различия объекта и предмета налогообложения проявляются при налогообложении имущества, однако эти понятия различаются и при налогообложении доходов.

          Действительно, доход может быть получен в различной форме — деньгами (в национальной либо иностранной валюте), имуществом, в виде безвозмездных услуг и т. д. Игнорирование разнообразия этих форм может приводить к уклонению от налогообложения.

          Доходом можно считать не только поступления в денежной или натуральной форме, но и льготы и привилегии, не связанные с передачей денег или имущества. В ряде стран доля косвенных выплат, льгот, компенсаций и привилегий в структуре личных доходов граждан значительна. В США, например, около трети вознаграждений предоставляют именно в этих формах. В России же только в последнее время стали применять налогообложение привилегий и благ (материальные выгоды), таких, как, например, ссуды или займы по льготным ставкам и т. п.

          База налогообложения — стоимостная, физическая или иная характеристика предмета налогообложения. В ряде случаев налогооблагаемая база фактически является частью предмета налогообложения, к которой применяется налоговая ставка.

          Однако это имеет место лишь в случае, когда предмет налогообложения непосредственно предопределяет и позволяет применять к себе меру исчисления. Так, налогооблагаемая прибыль может быть непосредственно выражена и исчислена в денежных единицах.

          В отличие от прибыли большинство предметов налогообложения нельзя непосредственно выразить в каких-либо единицах налогообложения. Для измерения предмета необходимо предварительно избрать какую-либо физическую характеристику, какой-либо параметр измерения из множества возможных, т. е. определить масштаб налога.

          Например, предметом транспортного налога является транс-портное средство. В разных странах выбраны разные параметры его налогообложения: во Франции и Италии — мощность двигателя; в Бельгии и Нидерландах — вес автомобиля; в Германии — объем рабочих цилиндров двигателя. В таких случаях налогооблагаемую базу нельзя определить как часть предмета налогообложения.

          Плательщики-организации исчисляют налоговую базу по ито-гам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвер-жденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок в исчислении базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, перерасчет налогов производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки.

          Индивидуальные предприниматели исчисляют базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций.

          Остальные плательщики — физические лица исчисляют базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого в произвольной форме.

          Цена для целей налогообложения — это фактическая цена реализации товара (выполнения работ, оказания услуг), указанная сторонами сделки как реальная рыночная цена. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

          Вместе с тем налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам в следующих случаях: между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при совершении внешнеторговых сделок; при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода. • Когда цены названным образом отклоняются от рыночной цены, налоговый орган вправе вынести решение о доначислении налога и пени, рассчитанных исходя из рыночных цен.

          В НК РФ предусмотрены три метода определения рыночных цен для целей налогообложения: общий метод;

          метод цены последующей реализации; затратный метод.

          В соответствии с общим методом рыночная цена определяется исходя из обычных при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавок к цене или скидок, вызванных:

          сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

          потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

          истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

          маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении их на новые рынки;

          реализацией опытных моделей и образцов в целях ознакомления с ними потребителей.

          Рыночная цена — это цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых эко-номических условиях. При этом рынком товаров (работ, услуг) признается их сфера обращения, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории России или за ее пределами.

          Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки: физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде не учитываются.

          Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. Учитываются их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

          При определении рыночных цен рассматриваются сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут рассматриваться лишь в случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты сделок.

          При определении рыночных цен учитывается информация о заключенных на момент реализации сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях, таких, как:

          количество (объем) поставляемых товаров; сроки исполнения обязательств;

          условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида;

          иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

          Перечисленные условия признаются сопоставимыми, если различие между ними либо существенно не влияет на цену товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

          При определении и признании рыночной цены используются официальные источники информации о рыночных ценах и биржевых котировках.

          Таким образом, согласно общему методу рыночная цена удовлетворяет следующим условиям:

          цена складывается при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных, а при их отсутствии — однородных товаров (работ, услуг);

          цена не содержит дополнительных затрат по транспортировке товара;

          товары (работы, услуги) являются сопоставимыми; условия сделок являются сопоставимыми. Метод цены последующей реализации выражается следующей формулой:

          где Цр — рыночная цена;

          Ц — цены, по которой товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже); 3 — обычные в подобных случаях затраты, понесенные покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены покупателем товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг;

          П — обычная для данной сферы деятельности прибыль покупателя.

          Этот метод применяется:

          при отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам;

          отсутствии предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг;

          невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены.

          При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, если отсутствует информация о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод.

          Затратный метод выражается следующей формулой:

          З — обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, а также обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты;

          При реализации по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с российским законо-дательством, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

          Источник налогообложения — это ресурс, используемый для уплаты налога.

          По некоторым прямым налогам, например по налогу на прибыль организаций, объект налогообложения совпадает с источни-ком налогообложения. Каков бы ни был объект налогообложения, источником налоговых платежей должен быть только чистый доход (прибыль) либо капитал налогоплательщика.

          Так, объектом земельного налога является собственность на землю, а предметом — конкретный участок земли. Источником 26 же этого налога могут быть либо доход, полученный от использования этого участка (или иной доход налогоплательщика), либо средства, вырученные от продажи этого земельного участка (его части) или иного имущества. Налог может быть уплачен также и из заемных средств, однако заем погашается за счет либо доходов, либо средств от реализации имущества (за счет капитала).

          Следует иметь в виду, что если налог постоянно выплачивать за счет капитала, то в конечном счете капитал иссякнет, а вместе с тем исчезнет возможность уплаты налогов вообще, поэтому налог следует уплачивать из доходов.

          Как правило, источником налогообложения являются собственные средства субъекта налогообложения. Впрочем, обязанность уплатить налог за счет собственных средств отнюдь не означает, что налогоплательщик должен уплатить налог сам, — от имени налогоплательщика налог может быть уплачен и другим лицом (представителем); существует представительство по закону и по назначению (по доверенности).

          Законными представителями юридических лиц признаются субъекты, уполномоченные представлять налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента на основании закона или его учредительных документов (п. 1 ст. 27 НК РФ). При этом представитель приобретает права и принимает гражданские обязанности перед налогоплательщиком, его контрагентами, а также налоговыми органами. Практически представительство осуществляют органы управления представителя, действующие на основании закона, правовых актов и учредительных документов. Когда законное представительство осуществляется на основании учредительных документов, то в них можно определить его статус и объем полномочий.

          Правами законных представителей обладают:

          единоличные исполнительные органы обществ с ограниченной ответственностью;

          акционерные общества. При этом общество может пере-дать полномочия единоличного исполнительного органа по договору другой коммерческой организации или инди-видуальному предпринимателю. Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с ее участием в налоговых правоотношениях, признаются действиями (бездействием) этой организации: при совершении представителем организации деяния в нарушение налогового законодательства ответственность будет нести не представитель, а сама организация-налогоплательщик. Несмотря на это, представитель налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, вправе присутствовать при проведении осмотра помещения, территорий, документов и предметов; при подготовке протокола разногласий на акт проверки; при аресте имущества и при получении копии решения налогового органа о применении штрафных санкций.

          Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его законных представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ: родители, усыновители, опекуны, попечители, которые в силу закона осуществляют представительство интересов несовершеннолетних; лиц, признанных судом недееспособными; лиц, ограниченных судом в дееспособности, а также безвестно отсутствующих.

          Опекун (попечитель) обязан уплатить неуплаченную сумму налога, пени и штрафы за счет денежных средств представляемого. Он пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, что и недееспособные и безвестно отсутствующие лица, т. е. занимает их место в налоговых отношениях, а они выбывают с момента признания их таковыми.

          В этом случае, несмотря на то что действия (бездействие) опекуна или попечителя считаются действиями представляемых лиц, ответственность за совершенные деяния несут непосредственно законные представители. Поэтому при наложении на них штрафных санкций представители отвечают своими собственными средствами, а не средствами представляемых лиц.

          Налогоплательщик вправе выбрать и наделить полномочиями любое физическое либо юридическое лицо (уполномоченных представителей) для представления своих интересов в отношениях с налоговыми органами на возмездной или безвозмездной основе. Доверенность выдается не только на осуществление предоставленных налоговым законодательством прав и обязанностей, но и на совершение определенных действий (получение требования об уплате налога, участие в налоговых проверках, проводимых у налогоплательщика, обжалование актов налоговых органов и т.д.).

          Уполномоченными представителями налогоплательщика могут быть любые дееспособные физические лица, предприниматели, юридические лица любой организационно-правовой формы; представительство некоммерческой организации не должно противоречить ее уставным целям.

          Интересы налогоплательщика не вправе представлять должностные лица органов власти и налоговых органов.

          Следует иметь в виду, что договор доверительного управления не является достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим интересов учредителя управления в сфере налогообложения. Если же оба этих лица достигли договоренности в отношении представительства в на-логовых правоотношениях, то соответствующие полномочия управляющего должны быть оформлены доверенностью.

          Уполномоченный представитель налогоплательщика — физи-ческого лица осуществляет свои полномочия на основании но-тариально удостоверенной доверенности или приравненной к ней в соответствии с гражданским законодательством РФ.

          Срок действия доверенности не может превышать 3-х лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

          Лицо, выдавшее доверенность, может в любое время ее отменить или передоверить, а лицо, которому доверенность выдана, — отказаться от нее. С прекращением доверенности теряет силу и передоверие. При этом доверитель, выдавший доверенность и впоследствии отменивший ее, обязан известить об отмене представителя и известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность.

          Таким образом, налогоплательщик должен уведомить нало-говый орган о прекращении представительства уполномоченным лицом. Если последний совершит налоговое деяние после пре-кращения действия полномочия и налоговый орган не будет уве-домлен о его прекращении, то ответственность, предусмотренную НК РФ, будет нести налогоплательщик.

          Ставка налога (норма налогового обложения) — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки устанавливаются в двух формах:

          адвалорные — выраженные в процентах (например, налог на доходы физических лиц, некоторые виды акцизов);

          специфические — в денежном выражении в зависимости от физических характеристик объектов налогообложения (например, земельный налог).

          В случаях, указанных в НК РФ, ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных НК РФ. Делегирование Правительству полномочий законодателя по установлению элемента налогообложения объясняется необходимостью принятия в ряде случаев оперативных мер реагирования, не противоречит конституционным положениям и прямо предусмотрено НК РФ.

          НК РФ должен устанавливать либо максимальную, либо минимальную и максимальную ставки налога, в границах которых Правительство устанавливает конкретные ставки, а также порядок, которым оно должно руководствоваться при утверждении их конкретного размера в этих пределах. Именно необходимость детализации объясняет передачу такого элемента налогообложения, как ставка, на более низкий уровень правового регулирования.

          Законодательство предоставляет широкие возможности для дифференциации ставок. Особенно это касается «ресурсных платежей». В частности, Правительством РФ устанавливаются минимальные и максимальные ставки водного налога по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам.

          Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Впрочем, и здесь имеется исключение. НК РФ допускает установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара. Цели таких мер мо-гут быть различными — ответная реакция на дискриминацию российских товаропроизводителей, борьба с демпингом, ценовая поддержка отечественных товаров и т. п.

          Единица налогообложения — это часть объекта налогообложения, на который устанавливается ставка налога. Под единицей налогообложения понимают единицу масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы (мощность двигателя, тонна нефти, единица денежной суммы и пр.).

          Срок уплаты налога — срок, в который уплачивается налог. Он оговаривается в законе, за его нарушение автоматически взимается пеня независимо от вины нарушителя срока внесения на-логового платежа.

          Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ. Сроки уплаты определяются:

          истечением периода времени (год, квартал, месяц, неделя, день);

          указанием на событие, которое должно наступить или произойти;

          указанием на действие, которое должно быть совершено.

          Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются применительно к каждому такому действию.

          Когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения уведомления.

          Налоговый период — срок, в течение которого завершается формирование налоговой базы, окончательно определяется размер налоговых обязательств. Налоговый период является основной составляющей в процедуре исчисления налога. До его окончания нельзя приступать к определению и исчислению налоговой базы налога и самого налога. Налоговый период служит также ориентиром при установлении сроков уплаты налогов. Эти сроки могут наступить только по окончании налогового периода.

          Необходимость этого элемента налога определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что многим объектам нало-гообложения (получение прибыли, дохода, реализация товаров и т. п.) свойственна протяженность во времени, повторяемость. Во-вторых, вопрос о налоговом периоде связан с проблемой од-нократности налогообложения.

          Проблема отнесения различных объектов налогообложения к тому или иному налоговому периоду решается посредством установления конкретного метода учета базы налогообложения.

          Следует различать понятия «налоговый период» и «отчетный период», т. е. срок подведения итогов (окончательных или промежуточных), составления и предъявления в местный налоговый орган отчетности. В некоторых случаях налоговый и отчетный периоды совпадают. Однако часто отчет может представляться несколько раз в течение одного налогового периода.

          По итогам отчетных периодов уплачиваются авансовые платежи.

          Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период со дня создания и до конца данного года. Днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации между 1 декабря и 31 декабря первым налоговым периодом для нее является период со дня создания до конца следующего календарного года.

          Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период от начала этого года до дня завершения лик-видации (реорганизации).

          Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

          Если организация была создана между 1 декабря и 31 декабря текущего года и ликвидирована (реорганизована) раньше окончания следующего календарного года, налоговым периодом для нее является период со дня создания до дня ликвидации (ре-организации).

          Эти правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций. Эти правила также не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом.

          Если облагаемое имущество было приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала календарного года, налоговый период по налогу на это имущество в данном кален-дарном году определяется как период фактического его нахождения в собственности плательщика.

          Льготы по налогу — частичное или полное освобождение физических и юридических лиц от уплаты налогов.

          Действующее законодательство предусматривает следующий перечень налоговых льгот:

          необлагаемый минимум объекта;

          изъятие из налогообложения определенных элементов объекта;

          освобождение от уплаты налогов определенных категорий плательщиков;

          понижение налоговых ставок;

          целевые налоговые льготы, включая инвестиционные налоговые кредиты;

          прочие налоговые льготы.

          Налоговое право базируется на принципе презумпции облагаемости. Это означает, что плательщик обязан уплачивать налоги в полном объеме в предположении отсутствия всяких льгот. Если же эти льготы по отношению к данному плательщику предусмотрены законом, то воспользоваться своим правом на их использование он может не автоматически, а предварительно документально доказав это свое право. Плательщик при этом должен не просто сослаться на соответствующие правовые нормативные акты, а обосновать свои права на льготы посредством обязательного раздельного учета объектов налогообложения: в случаях, если разные составляющие объекта облагаются по разным ставкам; если какое-либо отдельное имущество, обороты по реализации, элементы прибыли освобождены от обложения и т. д.

          Если же такого раздельного учета не ведется, то к плательщи-ку применяется самый жесткий режим обложения, не позволяющий пользоваться им какими бы то ни было льготами.

          По механизму действия налоговые льготы существенно отличаются друг от друга. В зависимости от того, на изменение какого из элементов налога направлены льготы, они принимают форму изъятий, скидок или налоговых кредитов.

          Изъятие выводит из налогообложения отдельные объекты. По налогу на прибыль организаций не подлежит налогообложению, например, прибыль от производства технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов. В отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества. Изъятия могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок, а также как ко всем налогоплательщикам, так и к определенной их категории.

          С кидки направлены на сокращение налоговой базы. В от-ношении налога на прибыль скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, т. е. плательщик имеет право уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством. В зависимости от влияния на результаты налогообложения скидки могут быть разделены на лимитированные (размер скидок ограничен прямо или косвенно) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов нало-гоплательщика). Налоговый кредит — это льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Налоговый кредит изменяет заинтересованному лицу срок уплаты налога от трех месяцев до одного года. Кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам. Он предоставляется по заявлению заинтересованного лица и оформляется договором с уполномоченным органом.

          Предоставляется налоговый кредит при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

          причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

          задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа (в этих двух случаях проценты на сумму задолженности не начисляются);

          угрозы его банкротства в случае единовременной выплаты им налога (проценты начисляются исходя из ставки рефинансирования ЦБР, действовавшей за период договора о налоговом кредите).

          В договоре о налоговом кредите определяются:

          сумма задолженности (с указанием налога, по уплате которого предоставлен кредит);

          срок действия договора;

          начисляемые на сумму задолженности проценты;

          порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов;

          документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство;

          Копия договора представляется в налоговый орган в пятидневный срок со дня заключения договора.

          Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) — это предоставление организации возможности в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

          ИНК может быть предоставлен организации — плательщику соответствующего налога при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

          1) проведение этой организацией НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения отходами (в этом случае ИНК предоставляется на сумму кредита, составляющую 30% от стоимости приобретенного организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей);

          осуществление организацией внедренческой или иннова-ционной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

          выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению (в этих двух случаях ИНК предоставляется на суммы кредита, определяемые по соглашению с уполномоченным органом).

          ИНК может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Решение о предоставлении ИНК по налогу на прибыль организации в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, принимается финансовым органом этого субъекта.

          ИНК может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

          Организация, получившая ИНК, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия до-говора. Уменьшение производится по каждому платежу налога за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита.

          Наличие у организации одного или нескольких договоров об ИНК не может препятствовать заключению другого договора по иным основаниям. При заключении организацией более одного договора об ИНК, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

          В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об ИНК) суммы, на которые уменьшаются налоговые платежи, не могут превышать 50% размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об ИНК. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот период.

          Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и суммой, предельно допустимой, переносится на следующий отчетный период.

          Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма ИНК переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

          Не допускается в течение срока действия договора об ИНК реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось условием для предоставления ИНК. Эти операции допускаются лишь в случае, если они оговорены в договоре об ИНК. Не допускается также установление процентов на сумму кредита по ставке, менее х/2 и превышающей 3/4 ставки рефинансирования ЦБР.

          Представительными органами субъектов РФ и местного самоуправления могут быть установлены иные основания и условия предоставления ИНК по региональным и местным налогам.

          Действие договора об ИНК может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда.

          Если организация нарушит предусмотренные договором усло-вия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления ИНК, она в течение 30 дней со дня расторжения договора обязана уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый день действия договора исходя из ставки рефинансирования ЦБР, действовавшей за период от заключения до расторжения договора.

          Целевой налоговый кредит — налоговая льгота, предоставляемая местными органами власти в пределах зачисляемой в местные бюджеты суммы налога налогоплательщику в случае выполнения им особо значимого заказа по социально-экономическому развитию территории или предоставления особо важных услуг населению данной территории.

          Фактически целевой налоговый кредит означает, что в счет уплаты одного налога может засчитываться другой, т. е. происходит замена уплаты налога либо его части натуральным исполнением каких-либо значимых для данной территории работ конкретным налогоплательщиком.

          Преференции — особые (предпочтительные) льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности или в одностороннем порядке без распространения на третьи страны; чаще всего применяются в виде скидок или отмены таможенных пошлин. Преференциальный режим устанавливают экономически развитые государства в отношении развивающихся стран в рамках Всеобщей системы преференций. Преференции внутри стран устанавливаются в виде инвестиционного налогового кредита (отсрочка взимания налога) и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

          Методы налогообложения — форма зависимости между ставками налога и величиной налогооблагаемой базы, в частности доходами налогоплательщика. Существует равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение.

          Равным признается такой метод налогообложения, при котором для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога, например в абсолютной сумме или в процентах от минимальной заработной платы.

          При пропорциональном методе налогообложения ставка налога (не сумма!) равна для каждого налогоплательщика незави-симо от размера его доходов. Иными словами, ставка налога не зависит от величины базы налогообложения и с ростом базы пропорционально возрастает сумма налога.

          Прогрессивное налогообложение характеризуется ростом ставки налога по мере увеличения налогооблагаемой базы, в частности величины дохода налогоплательщика. При этом не только увеличивается абсолютная сумма налогов, но и усиливается налоговое бремя, т. е. возрастает доля изымаемого дохода при его росте.

          Прогрессивное налогообложение может осуществляться в простой и сложной форме. При этом нередко применение простого прогрессивного обложения нарушает принцип равенства налогообложения. Так, в одном из краевых центров были установлены следующие ставки налога на строения, помещения и сооружения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости

          Нетрудно заметить, что два налогоплательщика, имеющие в собственности нежилые строения стоимостью 499 тыс. 999 руб. 99 коп. и 500 тыс. руб. 1 коп., должны уплатить налог в размере соответственно 1,5 тыс. руб. и 10 тыс. руб. Иными словами, два собственника, имеющие фактически одинаковое по стоимости имущество (разница составляет всего две копейки!), должны уплатить несоразмерно различные налоги. Это свидетельствует о нарушении принципов соразмерности и равенства налогооб-ложения.

          Поэтому в данном случае следует применять не простую прогрессивную шкалу ставок, а шкалу сложную, при которой повышенная ставка применяется не ко всей налоговой базе, а лишь к той ее части, которая превышает предыдущую шкалу налогообложения. Тогда с ростом налоговой базы размер налога, подлежащего уплате, будет расти плавно, постепенно. В данном случае повышенная ставка в 2% должна применяться к стоимости имущества, превышающей 500 тыс. руб., а не ко всей налоговой базе. Ставка для имущества, стоимость которого превышает 500 тыс. руб., должна равняться 1,5 тыс. руб. + п % от суммы, превыша-ющей 500 тыс. руб.

          Регрессивные налоги, наоборот, предполагают снижение средней ставки налога по мере роста доходов, а также и ослабление налогового бремени. Тяжесть изъятия обратно пропорциональна доходу: чем меньше доход, тем тяжелее налог для плательщика. Регрессивное налогообложение свойственно главным образом косвенным налогам. Результатом регрессивного налогообложения при определенных обстоятельствах может быть абсолютное повышение собираемости налогов.

          Способы уплаты налогов: 1) уплата налога по декларации; 2) уплата налога у источника дохода; 3) кадастровый способ уплаты налога.

          В соответствии с первым способом налогоплательщик представляет в установленные сроки в налоговый орган по месту своей регистрации официальное заявление о своих налоговых обязательствах.

          Уплата налога у источника дохода предполагает, что налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного бухгалтерией организации или предпринимателем, производящим выплату дохода. Данный способ уплаты имеет то преимущество, что всякое уклонение от уплаты налога налогоплательщиком исключено.

          При кадастровом способе уплаты налогов ведется кадастр — реестр, устанавливающий классификацию объектов налогообло-жения по некоторым внешним признакам (доход, имущество), а также определяющий среднюю доходность объекта налогооб-ложения. При построении кадастра за основу может быть взята какая-либо характеристика объекта налогообложения (при по-строении земельного кадастра, например, — вид земли (пашня, луг, лес и пр.) и ее местонахождение). Примером налога, уплачиваемого по кадастровому способу, является единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

          Иными словами, перечисленные способы уплаты налогов отличаются друг от друга тем, что в первом случае налог исчисляется и уплачивается самим налогоплательщиком, во втором — это делает за него источник выплаты дохода (или, что то же самое, — налоговый агент), а в третьем — сумма налога исчисляется налоговым органом, налогоплательщик уведомляется об этой сумме и перечисляет ее в установленные сроки в бюджет.

          Авансовые платежи налогов устанавливаются с целью приблизить момент уплаты налогов к моменту получения доходов. По окончании отчетного налогового периода производится расчет фактической суммы налогов по итогам хозяйственно-финансовой деятельности налогоплательщика. Авансовые платежи за- считываются в счет уплаты этой суммы. Недостающие суммы доплачиваются, а излишне уплаченные возвращаются или за- считываются в счет предстоящих платежей по налогу.

          Использование авансовых платежей по налогам обеспечивает регулярность и стабильность поступлений доходов в бюджет, устраняет негативные последствия инфляции при исполнении бюджета по доходам, а также облегчает оперативный контроль за уплатой налогов.

          По большинству налогов, в особенности с продолжительным налоговым периодом (год), установлен порядок уплаты, предусматривающий авансовые платежи по окончании каждого отчетного периода (как правило, месяц). В законодательных актах в этом случае используется формула «исчисление и уплата налога нарастающим итогом с начала налогового периода». Важным предварительным условием авансовых платежей является то, что в законе о налоге, уплачиваемом в таком режиме, налоговый период должен быть разделен на отчетные периоды, составляющие в сумме налоговый период, по итогам которых и могут уплачиваться авансовые платежи.

          Налоги, по которым установлен короткий налоговый период (месяц, квартал), уплачиваются по окончании этого периода; авансовые платежи в этом случае не осуществляются.

          Впрочем, следует обратить внимание на возникающие при авансовом методе уплаты налогов противоречия. Например, авансовые платежи по налогу на прибыль организаций уплачи-ваются одним из следующих способов:

          квартальные авансовые платежи — исходя из фактически полученной прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев и одного года. При этом возможны ежемесячные авансовые платежи равными долями в размере одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за предшествующий квартал;

          ежемесячные авансовые платежи — исходя из фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

          Ежемесячные авансовые платежи при квартальном способе уплаты авансовых платежей могут уплачиваться и в том случае, когда в месяце, за который произошла такая уплата, прибыль не получена. Иными словами, налогоплательщик уплатил налог за месяц, в котором у него не было объекта налогообложения, а стало быть, и обязанности уплачивать налог.

          Право на возврат (зачет) излишне уплаченных денежных средств является одним из общих принципов налогообложения. Оно регулируется ст. 78 НК РФ. Право налогоплательщика на возврат (зачет) связано только с фактом излишней уплаты денежных средств в бюджет. Излишне внесенные в бюджет суммы не могут признаваться законно уплаченными налогами. Взимание же незаконного налога является для собственника не чем иным, как причинением ему ущерба. Напротив, для государства получение незаконно уплаченных в бюджет средств есть неосновательное обогащение и пользование чужими денежными средствами. Возмещение такого ущерба производится путем зачета или возврата излишне уплаченной суммы. Статьей 78 НК РФ установлен единый для всех налогов порядок такого зачета или возврата.

          Смотрите еще:

          • Экспертиза штатного расписания Анализ штатного расписания на соответствие профстандартам Консультационный и учебно-методический центр Аудиторской Палаты России (КУМЦ АПР) совместно с Некоммерческим партнерством «Национальное объединение внутренних аудиторов и […]
          • Претензия в ворде Для более удобного заполнения бланк в MS Word представлен в переработанном формате. Кому: ____________________Адрес: ____________________От кого ___________________Адрес ____________________ ПРЕТЕНЗИЯна замену товара ненадлежащего […]
          • Выдаёт ссуды под залог Деньги под залог авто. Как правильно оформить автозайм? Кредит для многих является настоящим спасением. Порой возникает необходимость купить что-то дорогостоящее, при этом в условиях инфляции накопить нужную сумму на покупку достаточно […]
          • Зачем юристу Зачем нужны юристы, когда они бесполезны и как с ними работать Владимир Беляев, координатор «Центра управления законом», оказывающего компаниям юридические услуги, написал для ЦП колонку о том, для чего в действительности компаниям нужны […]
          • Заявления объявить в розыск Как подать в розыск должника по алиментам Случается, что прежде ответственный родитель вдруг прекращает выплачивать денежные средства на ребенка. Попытки выйти на связь и выяснить причину таких перемен – не представляется возможным в […]
          • Прогрессивный и пропорциональный налоги Сравнение налогов и прогрессивного налогообложения Во-вторых, набор возможностей может быть невыпуклым. Если индивидуум может изменять количество рабочих часов и если он может занимать и давать в долг, тогда он может оказаться в состоянии […]
          • Помощник нотариуса тюмень вакансии Работа помощником нотариуса от прямых работодателей, вакансии в России Требуется помощник нотариуса в нотариальную контору Квитко Александра Федоровича. Обязательное требование: наличие опыта работы помощником нотариуса не менее 1 года. […]
          • Госпошлина на свидетельство о заключении брака Госпошлина в Загс (заключение, расторжение, брак, развод и др) - размеры, порядок уплаты и льготы Размеры государственной пошлины C 1 января 2017 года Порядок уплаты государственной пошлины Государственная пошлина за государственную […]