Правила написания разделительного твердого знака — Доброе дело

Правила написания разделительного твердого знака

Урок русского языка по теме «Правописание разделительного твердого знака». 3-й класс

Цели:

  1. познакомить учащихся с правилом написания разделительного Ъ знака,
  2. выработать навык правописания разделительного Ъ знака в словах,
  3. вспомнить правило написания разделительного мягкого знака,
  4. развивать умение правильно слышать слово с разделительным Ъ, логическое
    мышление,
  5. развивать способность устанавливать логические связи;
  6. 1. Организационный момент.

    Здороваемся с гостями на уроке.

    Запись числа, классная работа, день недели.

    2. Минута чистописания:

    Запись на доске:

    подъезд, веселье, съел, безделье, платье, объявление

    Прочитайте слова, записанные на доске.

    На какие группы можно разделить слова? Почему?

    Какое слово лишнее? Почему? (съел — глагол)

    Какие буквы в этих словах не обозначают звука? (Ъ, Ь)

    Сегодня мы повторим, как пишутся Ь и Ъ знаки и как соединяются с другими буквами (правила посадки при письме)

    Вернемся к нашим словам:

    Задание 1. Запишите слова в 2 столбика:

    адание 2. Разберите слова по составу. Что можно сказать о том, где пишется Ъ и Ь знаки?

    Вывод 1. Разделительный Ъ знак пишется между приставкой корнем

    Перед какими буквами пишется разделительный Ь знак? (я, ё, е, ю, и)

    3. Объявление темы:

    Сегодня мы с вами должны узнать, понять правила о правописании Ъ знака.

    Выезд, подъезд, переезд, объезд, проезд, отъезд

    1) Найдите общее в данных словах (у них корень -езд, и общий состав; отвечают на
    вопрос что?

    2) Разделите слова на 2 столбика:

    — Чем отличаются эти слова? (без Ъ с Ь)

    — Разберите слова по составу.

  7. Подчеркните первую букву корня двумя чертами. Какая это буква? (гласная)
  8. Подчеркните букву, на которую оканчивается приставка одной чертой. Какие это буквы? (гласные и согласные)

После каких приставок пишется Ъ, (оканчивается на согласную букву)

Какие вы знаете приставки, оканчивающие на согласную букву? (с, от, об, в, раз, рас, под, над, из, ис)

Вывод 2. После приставки, оканчивающую на согласную букву.

4. Работа по учебнику.

1) Учебник стр 20.

Упр. 42: а) читаем слова

б) анализируем орфограммы

с) списать слова сЪ

Упр.42: Подъезд, объявление, съежился, разъюлился, разъяснить, отъезд.

1) Выдели приставку и корень

2) Подчеркни согласную букву на которую оканчивается приставка и только перед
определенными гласными буквами пишется Ъ. Подчерните их (=)

Какие это буквы? (е, ё, ю, я)

Вывод 3. Что разделяет Ъ? (приставку, оканчивающуюся на согласную букву и корень, начинающийся с гласной)

Читаем правило в учебнике.

5. Физкультминутка

Прошу Вас, не надо съезжать по перилам (голова влево — вправо),

Вы можете в зубы попасть крокодилам (руками «ножницы»)!

Они притаились на каждой площадке (приседают),

И всех, кто съезжает, хватают за пятки (тянемся до пят).

И тащат на дно африканского Нила (тянутся вверх)

Прошу Вас, е надо съезжать по перилам (выдох)

Кто заметил слово с разделительным Ъ в нашем стихотворении? (съезжать)

6. История Ъ знака

Слова на доске: сад — садъ, хлеб — хлебъ, под’ём, об’яснить (апостроф)

7. Письмо по памяти со словарными словами

съежился (на) м.розе

отъехали от м.г.зина

Что объединяет слова каждого столбика?

Ориентируясь на второе слово, напиши словосочетания полностью. Проверяем.

Употребление разделительного твердого знака

Сценарий открытого урока по русскому языку на тему:» Употребление разделительного твёрдого знака» (2 класс).

Система учебников (УМК) «Перспектива».

Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина.

Тип урока: ОНЗ.

Цель урока: уточнить правило написания разделительного твёрдого знака в словах.

Этапы урока и УУД, формирующиеся на данном этапе:

1. Мотивация к учебной деятельности. УУД — регулятивные: волевая саморегуляция, личностные: действие смыслообразования.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в прбном учебном действии. УУД — познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, познавательные: контроль.

3. Выявление места и причины затруднения. УУД – познавательные: постановка и формулирование проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения. УУД — регулятивные: целеполагание, планирование, познавательные: выбор способов решения проблемы.

5. Реализация построенного проекта. УУД – коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли, познавательные: выделение необходимой информации, анализ, синтез.

6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. УУД – коммуникативные: управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. УУД – регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивание качества и уровня усвоения, коррекция.

8. Включение в систему знаний и повторение. УУД — регулятивные: коррекция, оценка.

9. Рефлексия учебной деятельности. УУД — познавательные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности, коммуникативные: умение выражать свои мысли, регулятивные: волевая саморегуляция, оценка.

Форы учебного сотрудничества: групповая, парная.

Предполагаемый контроль: текущий, взаимоконтроль, самоконтроль.

Планируемый результат: уточнено правило и сформировано умение применять его на практике.

Демонстрационный материал, оборудование: презентация, электронное приложение к учебнику «Русский язык» 2 класс (Л.Ф .Климанова, Т.В. Бабушкина), МакБуки.

Раздаточный материал: карточка №1 для этапа повторения, карточка №2 для пробного учебного действия, лист- помощник .

1. Мотивация к учебной деятельности.

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, 2) определение содержательных рамок урока,

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

— Посмотрите на нашего помощника профессора Ивана Ивановича Самоварова и послушайте его сообщение.

Учащиеся прослушивают правило из электронного приложения.

— О чём это правило? (В правиле говорится о том, когда пишется разделительный твёрдый знак)

— Вам оно знакомо? (Да)

— Что в нём не известно? (Неизвестно в каком месте слова пишется разделительный твёрдый знак).

— Хотите узнать? А для этого придётся поработать.

— С какой важной темой мы познакомились на прошлом уроке? (Приставка.)

— Сегодня мы продолжим нашу работу. Как же будет построен наш урок? (Мы должны понять, что мы ещё не знаем, постараться самим «открыть» новое знание)

— С чего начнём урок? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

1) актуализировать знания о приставке,

2) актуализировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение,

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию,

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока,

5) организовать выполнение пробного учебного действия и фиксацию затруднения,

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальное

затруднение в выполнении пробного учебного действия или его обоснования.

— Давайте вспомним, что мы знаем о приставке?

— При разборе слова по составу, что необходимо найти сначала? (Нужно найти корень.)

— Я предлагаю вам выполнить задание на карточке №1.

Выдели в словах приставки.

Побег, отморозил, подводный, принёс, затруднение.

Учащиеся по цепочке комментируют свой ответ. Учитель открывает на доске образец проверки. (Слайд № 2)

— Кто выполнил задание без ошибок? Какой сделаете вывод? (Мы научились находить в словах приставки.)

— Поставьте себе на листочке «+».

— Кто допустил ошибки? А вы какой сделаете вывод? (Надо ещё потренироваться.)

— Пропишите в тетради все приставки из вашего задания. (Образец на доске.)

-Этап повторения закончился. Что вы повторили и научились делать? (Мы повторили, что такое приставка и научились находить её в словах.)

— Что вас ждёт дальше? (Задание для пробного учебного действия.)

— Верно. Посмотрите на карточку №2. С помощью слова «ехал» и приставок: НА С, ПОД, В образуйте новые слова и запишите их на маркерных досках.

Учитель просматривает маркерные доски учеников, у которых разные / одинаковые варианты записи слов.

— Вы дали одинаковые ответы.

— Как докажите, что вы правы? (Доказать мы не можем.)

Если есть различия:

— Что видите? (Выполнили задание по-разному.)

— Кто считает свой ответ верным и может это доказать. (Доказать мы не можем.)

Вы зафиксировали затруднение. Что дальше? (Понять причину затруднения)

3. Выявление причины и места затруднения.

Цель: выявить место и причину затруднения.

— Какое задание вы выполняли? (Надо было с помощью приставок и слова «ехал» образовать новые слова.)

— В чём возникло расхождение ? (Расхождение возникло в написании.)

— А что вам обычно помогает писать слова правильно? (Нам помогает правило.)

— Каким правилом вы пользовались при выполнении задания? (Правило, которое мы знаем и повторили в начале урока.)

— Но вспомните, что нам в нем не известно? (Неизвестно в каком определённом месте нужно писать разделительный твёрдый знак.)

— Нам нужно новое правило или его нужно уточнить? Что уточнить? (Уточнить место написания разделительного твёрдого знака.)

— В чём причина вашего затруднения? (Не знаем, в каком месте пишется разделительный твёрдый знак.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока,

2) определить средства достижения цели и построить план.

— Молодцы! Поняв причину затруднения, надо . (поставить цель.)

— Какова же цель нашего урока? (Уточнить случаи употребления разделительного твёрдого знака.)

— Назовите тему урока. (Слайд № 3 «Употребление разделительного твёрдого знака в словах».)

— А теперь вспомним, что мы повторили в начале урока? (Мы повторили, что такое приставка.)

— Для чего мы это делали? (Эти знания помогут сделать «открытие».)

— Молодцы! Тему назвали, цель поставили, средства определили. Начинаем действовать! Для того чтобы вам помочь, я предлагаю поработать по плану на листах-помощниках.

5. Реализация построенного проекта.

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом,

2) организовать фиксацию преодоления затруднения,

3) организовать уточнение нового знания.

— Я предлагаю поработать в группах. Помните, какую роль играет ответственный в группе.

Учащимся раздаются листы-помощники с планом. Далее работа организуется по формулированию правила.

1. Прочитайте слова: надул, съел, подъём, объявил, запел, предъюбилейный.

2. Определите корень и выделите в словах приставки.

3. Посмотрите, на что заканчивается приставка, в которой есть (ъ.)

4. Посмотрите, перед какими буквами пишется (ъ.)

5. Сделайте вывод.

Вставьте пропущенные слова в правило:

Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется после ________, которые заканчиваются на _________, перед буквами _____________

— Где мы можем проверить правильность ваших ответов? (Нам поможет учебник.)

— Откройте учебник на странице 60 и прочитайте правило.

— Какой вывод сделаете? (Мы верно составили правило.)

Учитель обращает внимание детей на эталон правила. (Слайд № 4)

— Чего же не хватает ? Какого уточнения? (Нужно дорисовать знак-приставку.)

— Молодцы! А теперь вернёмся к заданию для пробного учебного действия. Как нужно писать слова: съехал, подъехал, въехал? (Нужно писать с разделительным твёрдым знаком.) Почему? (Приставка оканчивается на согласный.)

— Нужен разделительный твёрдый знак в слове» наехал»? Почему? (Приставка оканчивается на гласный.)

— Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

— Какой следующий этап вашей работы? (Потренироваться в умении пользоваться правилом.)

Физминутка.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: зафиксировать во внешней речи умение пользоваться правилом.

— Найдите в рабочей тетради на странице 25 упражнение №145. Прочитайте задание .Мы поработаем с первым и вторым столбиком.

Ученики по цепочке выполняют задание с комментированием.

— А теперь поработайте в парах с третьим столбиком .Выполните задание письменно.

Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием .Проверка организуется по образцу. (Слайд № 5)

— Проверьте свои результаты.

— Если вы выполнили работу без ошибок, поставьте себе » +», если допустили ошибки — » ? «.

— Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)

7. Самоконтроль с проверкой по эталону.

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке,

2) проверить умение пользоваться правилом.

— Я предлагаю вам выполнить в рабочей тетради упражнение №144 на странице 24.

— Прочитайте инструкцию к упражнению.

— Вам понятно задание?

Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Проверка организуется по образцу.

— Кто из вас ошибся?

— Сделайте вывод.(Нужно ещё потренироваться.)

— Сделайте вывод.(Мы всё хорошо усвоили.)

Гимнастика для глаз.

8. Включение в систему новых знаний и повторение.

1) включить новое знание в систему знаний,

2) тренировать умение применять правило.

— А сейчас я предлагаю выполнить последнее интересное задание .Работать вы будете на МакБуках в парах.

Учащиеся открывают МакБуки на заготовленной интернет-странице
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6691fc36-6c09-4ae1-baa
3-9237700d87e2/%5BNS-RUS_2-14%5D_%5BID_038%5D.swf и выполняют задание из «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов».

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке,

2) оценить свою работу и работу класса на уроке,

3) обсудить домашнее задание.

— Какую цель вы ставили перед собой на данном уроке? (Уточнить правило употребления разделительного твёрдого знака.)

— Вам удалось достичь цели? (Да.)

— У кого не возникло трудностей в «открытии» нового?

— Кому ещё трудно?

— Теперь я предлагаю оценить свою работу на уроке .Нарисуйте на маркерной доске «лестницу успеха».Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили все задания без ошибок и нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы или были ошибки в других заданиях, поставьте себя на среднюю ступеньку .Если у вас во всех заданиях ошибки и остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.

Учащиеся показывают свои результаты на «лестнице успеха» .Учитель анализирует результаты оценивания.

— Какие вопросы остались на конец урока?

Далее учитель комментирует домашнее задание.

Домашнее задание: упражнение № 82 на странице 61 (учебник), выучить правило на странице 60.

Разработка урока по русскому языку. Тема «Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак».

Русский язык. 4 класс

Тема: Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак

Задачи: содействовать закреплению правил правописания разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака в словах; развивать умения отличать эти знаки друг от друга, употреблять в устной и письменной речи слова с разделительными ъ и ь знаками; соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я; закрепить правила красивого письма; способствовать активизации знаний учащихся о звуках и буквах, правилах оформления предложений на письме, развивать внимание, умение анализировать языковые явления.

Планируемые результаты: учащиеся научатся грамотно писать слова с разделительным твёрдым и разделительным мягким знаком, находить изученную орфограмму в тексте и слышать её.

Коммуникативные УУД: содействовать развитию у детей умения общаться, развитие монологической и диалогической речи, умения объяснять правила написания разделительного мягкого и разделительного твёрдого знаков, умение работать в группах.

Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к учению, формировать внимательное отношение к слову, воспитывать положительное отношение к чувствам скромности и отрицательное — к хвастливости и зазнайству.

Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, тест, таблица «Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак».

I .Организационный момент

-Добрый день, друзья мои!

-Добрый день, ответим мы.

Нас две ниточки связали

Доброты и теплоты.

-Проверим готовность к уроку. Какие умения нам понадобятся, чтобы получать знания? (Умение слушать внимательно, рассуждать, работать в группе, поддерживать друг друга, наблюдать, доказывать)

Запись в тетрадь: Пятнадцатое октября.

— На доске буквосочетания. Это значит сейчас минутка чистописания.

тья нье льё вьи пью

— Прочитайте эти буквосочетания.

— Во всех разделительный ь знак.

-Что объединяет буквосочетания 2-ой строчки?

— Во всех слогах разделительный ъ.

-Почему во 2-ой строчке один слог отсутствует.

— ъ не пишется перед гласной и.

-Обратите внимание, как плавно соединительная линия переходит в букву ъ и ь . Запишите по образцу.

III . Определение темы и цели урока. Мотивация к учебной деятельности

Как вы думаете, почему у нас сегодня такая минутка чистописания?

Над какой темой урока мы сегодня будем работать? (Ответы детей.)

«Правописание разделительного твердого и мягкого знака».

Тема: Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак. Какие цели мы перед собой поставим? Как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке? (Вспомнить правила правописания разделительного твердого и разделительного мягкого знака, научиться писать слова с данной орфограммой).

Доказать за 1 минутку необходимость изучения данной темы, выступая от лица представителей разных профессий.

IV .Актуализация опорных знаний

-Почему мягкий знак называют трудолюбивым? (Ответы детей.)

Мягкий знак может быть показателем мягкости согласных звуков, разделительными грамматическим мягким знаком после шипящих.

-Чем разделительный мягкий знак отличается от простого мягкого знака? (Ответы детей.)

-Какие части речи особенно любят эту букву? (Имена существительные и глаголы.)

Мягкий знак традиционно называется «ер».

Разделительный твёрдый знак иногда называют суровым. Почему? Обратимся к истории.

До реформы орфографии 1917-1918 годов твёрдый знак (иначе – буква «ер») писался в конце слов после твёрдых согласных, например: «городъ», «замокъ», «домъ». Букву «ер» иногда называли бездельницей, потому что она считалась бесполезной и занимала много времени и бумаги. Это была самая дорогая буква мира. На самом деле буква «ер» — полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу.

Употребление твёрдого знака

Это буква- твёрдый знак,

Знак- отшельник, знак- бедняк.

Нарасхват другие буквы,

Хоть у них попроще вид.

Этот в азбуке, как бука,

В одиночестве стоит.

Редко, робок и несмел,

Встанет в предложение:

Съели, съем, взъярился, съел,

И опять сидит скучает,

Никого не замечает.

— Какие выводы можно сделать из этого стихотворения?

V . Усвоение знаний и способов действий

Когда в словах пишется разделительный мягкий знак, а когда- твёрдый знак.

Используя схему, попробуйте сформулировать правило написания разделительного твёрдого и разделительного мягкого знака

(Уч-ся приводят примеры слов на данную орфограмму.)

Почему мы говорим о наличии двух условий одновременно для постановки твёрдого знака? (Ответы детей.)

Разделительный твёрдый знак ставится после приставки, заканчивающейся на согласную, перед корнем, который начинается с йотированных гласных: е, ё, ю, я.

V .Закрепление знаний и способов действий

Назовите одним словом.

Отец, мать, дети все это ….(семья)

Вход в здание (подъезд)

Снежная буря, метель (вьюга)

Домики для пчел (ульи)

Пригодный для еды (съедобный)

Фрукты и ягоды, сваренные в сахаре, — это…(варенье)

Растолковать, сделать понятным (объяснить).

(Объяснить написание, выделить орфограмму)

Ребята, давайте отдохнём.

VII . Применение знаний и способов действий.

Работа в группах.

Объясните значение пословицы, поговорки или фразеологизма, в которых употреблён разделительный твёрдый знак.

Съеденное вечером впрок не пойдёт.

Не хвались отъездом, а хвались приездом.

Нашёл, да не объявил всё равно, что утаил.

Пословицы не обойти, не объехать.

На этом деле собаку съел.

Тяжёл на подъём.

С распростёртыми объятиями.

Выполнение упр.107.Составляют юмористические сообщения. Обобщают, в каких случаях пишутся объявления, какая информация должна в них содержаться?

Выполнить задание к упр.108. Уч-ся планируют свою работу.

Тест «Разделительные знаки»

1. Где пишется разделительный мягкий знак в словах? Отметь знаком +

а) сразу после приставок;

б) в корне и после корня слова.

2. Где пишется разделительный твёрдый знак в словах? Отметь знаком +

3. С каких букв должен начинаться корень, чтобы писать разделительный ъ знак? Отметь знаком +

4. На какую букву должна оканчиваться приставка перед разделительным твёрдым знаком? Отметь знаком +

5. Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак? Обведи нужные буквы.

А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.

6. Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак? Обведи нужные буквы.

Самопроверка (сравнить с ответами)

VIII . Подведение итогов.

-Какую учебную задачу вы решали?

-Удалось ли её решить?

-В чём возникли затруднения и удалось ли их преодолеть?

Урок русского языка по теме:«Разделительный мягкий и твердый знак. Пишем объявление »

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

МБОУ Умётская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда П.С. Плешакова

Учитель начальных классов Простоквашина Елена Николаевна

Предмет: Русский язык

Тема урока: «Разделительный мягкий и твердый знак. Пишем объявление »

Авторы учебника: Л.Ф. Климанова Т.В. Бабушкина

Цель урока: осмысление условий выбора написания в словах разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков.

повторить условия выбора разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков;

совершенствовать умение применять по схеме правила правописания Ъ и Ь знаков в словах;

провести орфографический тренинг написания слов с разделительными знаками;

научить учащихся писать объявления, опираясь на знания об их структуре и стилистических особенностях; раскрыть значение объявлений в жизни людей;

развивать орфографическую зоркость, письменную и устную речь учащихся;

воспитывать доброту, любовь к животным, отзывчивое отношение к людям.

Представление о планируемых результатах:

осознавать смысл изучения правописания разделительного твердого знака и успешного использования его в словах

понимать значимость правильного написания твердого знака

развитие навыка сотрудничества

Предметные: формировать умения грамотно писать разделительные ъ и ь знаки в словах; научиться широко пользоваться правилом; применять изученные способы действий.

Метапредметные результаты: уметь составлять текст объявления в зависимости от речевой задачи.

оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников.

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей

осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания

самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании мягкого и твердого знака

уметь формулировать правило по написанию мягкого и твердого знака

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Методы обучения: деятельностный, частично-поисковый, практический, информационный.

Оборудование : проектор, компьютер, экран, презентация, учебник, словари, карточки для моделирования схем написания разделительного твёрдого и мягкого знака , карточки с диалогом , листы для написания объявления, смайлики трех цветов.

I. Этап самоопределения к деятельности.

Ребята. У нас сегодня гости. Поздороваемся с гостями, улыбнемся друг другу и начнем урок. Садитесь.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в нашей жизни часты чудеса.

Секреты русского языка,

Узнаем мы всего за полчаса.

Ребята, сегодня на уроке мы не просто школьники, мы исследователи и открыватели лаборатории русского языка. Призываю вас быть внимательными и активными на уроке.

Выявить надо кто в классе знаток.

Я предлагаю ради эксперимента узнать, кто лучше всех усвоил тему. А вот какую тему? Надо, братцы, разобраться и скорей за дело взяться. А для этого прочитайте и запишите в тетрадь девиз нашего урока. Выделите известные орфограммы.

(На доске: Друзья, ученье нас объединяет!)

— Кто же тему отгадает?

— А как вы догадались?

Дети читают и записывают в тетрадь девиз урока.

— Разделительный ъ и ь знаки.

— При списывании выделяли орфограммы.

положительное отношение к процессу учения

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

II . Постановка учебной задачи.

Нам предстоит много раз записать эти знаки, давайте немного подготовим руку!

Чем похожи эти буквы?

В чём их отличие в написании? А в употреблении этих знаков в словах есть отличия?

Чистописание: ьъ ььъ ььъъ ьььъъ ьььъъъ

— Определите закономерность и пропишите в тетрадях.

— Вот встретились знаки на строке у нас. Давайте подслушаем их разговор.

Двое детей читают диалог:

— Не чересчур ли ты добряк?

Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

-Ты тверд и груб, как суковатый дуб.

Давным – давно пора, как букву «Ять»,

Тебя из азбуки изъять! .

-Друзья! Вы оба хороши, достойны оба чести,-

Когда стоите в нужном месте.

Вспомним, в каком месте могут стоять эти знаки в словах?

Письмо, вещь , семья, объявление.

Что вы заметили в этих словах?

Запишите и объясните :

Какие функции выполняют эти буквы в этих словах?

— Какое слово лишнее среди них? Почему?

Существует ли смысловая связь между этими словами?

— Какие цели поставим перед собой на уроке ?

(Мы должны уточнить место написания разделительного твёрдого знака и разделительного мягкого знака ,

вспомним правила о написании Ъ и Ь, дополним знания новым материалом, научимся писать объявление, поработаем в паре, в группе, выполним самостоятельную и творческую работы.)

Договоримся, что I ряд – это лаборатория исследования Ъ, а II ряд – разделительного Ь.

Есть одинаковые элементы в написании.

Звуков не обозначают.

Буква Ь –показатель мягкости согласного, у существительных после шипящих — показатель женского рода. Буквы Ь и Ъ – разделяют согласные и гласные.

подводить под понятие в сотрудничестве с учителем, одноклассника

аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий.

Познавательные: осознавать учебно-познавательную задачу.

Закрепление правил написания Ъ и Ь . Моделирование правил.

Итак, приступили к работе в лабораториях. Возьмите карточки, рассмотрите их внимательно.

Ваша задача в виде схемы- опоры показать правило написания разделительного Ь и разделительного Ъ , т.е. слова переведем в знаковую схему.

Каждая пара должна дать сигнал окончания работы.

Запишите правило правописания разделительных ъ и ь знаков в виде схемы. Пара, выполнившая работу первыми от каждого ряда моделирует схемы на доске.

Молодцы, совместными усилиями схема готова!

-После какой части слова стоит Ъ?

Покажите его место на схеме.

Какие буквы разделяет Ъ?

-Какие гласные могут стоять перед Ъ?

Теперь переходим в вашу лабораторию (второй ряд)

Где в слове стоит разделительный ь?

Какие буквы он разделяет?

Перед какими гласными он пишется?

Сравните схемы. Чем различаются?

Работа в паре

Местом написания разделительных Ъ и Ь. Буква и перед ъ знаком не пишется.

работать совместно с партнером, систематизировать знания о правописании Ъ и Ь знаков; воспроизводить знания, удерживать в памяти, делать выводы

использование знаково-символических средств

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).

Закрепление навыка употребления ъ и ь в словах.

Выполним тренинг на данные правила в рабочей тетради.Упр. Вставьте пропущенные буквы в части 1 упражнения.

Какие буквы необходимо вставить?

Прочитайте слова с разделительным ъ – 1 ряд по цепочке, а теперь слова – с разделительным ь – 2 ряд по цепочке.

Оцените свою работу с помощью сигнальной ленты «Светофор» .

Итак, вы можете ответить какие функции выполняют эти буквы в современном русском языке?

Оценивание с помощью сигнальной ленты «Светофор»

1.Оценивать ход и результат выполнения задания;

2.Сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников

Уметь самостоятельно работать, наблюдать, сравнивать, задавать друг другу вопросы

самостоятельное создание алгоритмов деятельности .

III . Включение в систему знаний и повторение

Написание твёрдого знака в словах

Что вы можете сказать о них? Чем похожи слова?

Чем различаются слова?

Объясните, написание этих слов согласно алгоритму написания разделительного твёрдого знака.

Запишите эти слова в тетрадь.

Сделаем вывод, в каких словах с приставками надо писать разделительный твёрдый знак?

А в корне на что необходимо обратить внимание?

Закрепление с проговариванием во внешней речи

Теперь действуя по этому алгоритму, выполним упражнение 160. Проверьте работу своего соседа и скажите, что вам особенно понравилось в его работе.

Игра «Твёрдый или мягкий»

Поиграем в игру. Если в слове ъ знак руку поднимает 1 ряд, если в слове ь знак руку поднимает 2 ряд.

Какое слово не вошло не относится ни к одной из наших лабораторий ? Почему?

Слова однокоренные, имеют общую часть –корень.

Разделительный твёрдый знак пишется только в словах с приставками, оканчивающихся на твёрдый согласный звук.

Разделительный твёрдый знак пишется только перед корнем, который начинается с гласных букв е, ё, ю, я.

Слово уеду. В нём нет ъ и ь знаков.

1.Осознавать смысл изучения правописания разделительного твердого знака и успешного использования его в словах

2.Понимать значимость правильного написания твердого знака

3.Развитие навыка сотрудничества

Коммуникативные: управление поведением партнёра, оценка действий партнёра

В форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на изученный способ действий с проговариванием алгоритма решения

IV . Физкульт- минутка

Песня «Пропала собака»

Выполняют движения под музыку.

V . Знакомство с написанием объявления

Объявление о пропаже

Что произошло? О чём вы узнали из песни?

А что вы можете сказать об этом домашнем питомце?

Ведь человек должен заботиться о братьях наших меньших. Мы в ответе за тех, кого приручили.

Что чувствуют хозяева в таких случаях? Что бы чувствовали вы?

Что делать, если ожидания ни к чему не приводят и друг не возвращается ?

Итак, надо написать объявления и расклеить их в многолюдных местах, естественно, там, где это разрешено.

— Как вы думаете, сложно ли написать объявление?

— Кому в жизни приходилось писать объявление? Что оно из себя представляет?

— Объявление – это текст, относящийся к художественной или деловой речи? (в объявлениях нет образных выражений, поэтичных строк, эпитетов, как в художественном тексте).

Что должно содержаться в объявлении?

В объявлении может содержаться какая-то проблема?

Правильно, это деловой текст, в котором кратко сообщается, где, когда и что, произошло или будет происходить.

-Какими должны быть сведения в объявлении?

Сведения в объявлении должны быть полными и точными, но без лишних деталей.

— Что необходимо указать, когда рассказывают о предмете, который потеряли?

— Как вы понимаете слово «примета»?

— Найдите в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова значение слова примета.

-Какие приметы щенка указаны в песне?

лишь рыжие пятна и кисточкой хвост.

Он очень занятный, совсем ещё глупый, доверчивый пёс»

Как вы думаете, что из этого описания относится к приметам и можно употребить в объявлении?

— Можно ли отыскать щенка только по этим приметам? Почему?

Чего не хватает в этом объявлении?

Объявление – это текст. В содержании текста должен находиться материал, отвечающий на вопросы:

— Что ещё можно добавить? Чтобы вашим объявлением заинтересовалось как можно больше людей, какие слова и выражения необходимо употребить?

— В объявлении такого плана не нужно стесняться выражать своё отношение к пропаже.

А тот, кто откликнется на ваше объявление, чего он заслуживает?

— Чем можно дополнить объявление? Иногда сообщение дополняется просьбой, предложением.

И самое главное, что необходимо указать в конце объявления?

Обращаться по адресу:

Звонить по телефону:

Возле школы 8 декабря пропал маленький щенок. Щенок белый с рыжими пятнами. Пожалуйста, верните собаку за вознаграждение. Обращаться по адресу: ул. Первомайская, д.6.

Звонить по телефону: 24 -33-51 после 17.00.

Объявление о найденном

Но щенка мог кто-то найти. Если бы вы нашли красивого забавного щенка, что бы вы сделали? Нет желания оставить себе? А можно?

Скажите, что должно быть в объявлении подобного характера?

ГДЕ? КОГДА? КАКОЙ?

ГДЕ? У КОГО? КОГДА?

Собака – друг человека.

Необходимо дать объявление

Объявление – это текст. В содержании текста должен находиться материал, отвечающий на вопросы: что, где, когда произошло)

точные приметы кого-либо или чего-либо.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова написано:

Примета – отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь

Не указано место, где пропал щенок

Просьбой, предложением о вознаграждении.

Куда, к кому и в какое время обращаться?

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Познавательные: осуществлять поиск информации на основе личного опыта

чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

Объявления о купле, продаже, обмене.

А если у вас есть какое-то увлечение. К примеру, разведение домашних животных, коллекционирование марок, открыток.

— Какого ещё содержания могут быть эти объявления? С каких слов можно начать писать такое объявление?

— Где ещё можно увидеть подобные объявления? (в газете, по телевизору)

— Внимательно рассмотрите объявления. О чём в них сообщают?

Как называются такие объявления?

Афиши – это объявления, в которых сообщается о спектаклях, кинофильмах, концертах. Театральные афиши известны с давних пор – их вывешивали в Древней Греции, Египте, Риме.

Внимание! Сегодня в 13.25. у вас состоится внеурочное занятие английского языка. Галина Расуловна будет ожидать вас в кабинете английского языка.

— Что вы услышали?

— Объявления могут быть устные. В устных объявлениях могут быть слова, привлекающие внимание слушателей, призывы, советы, предупреждения.

— Где вы могли услышать устное объявление?

(Осторожно! Двери закрываются! Следующая остановка “Стадион”).

6) Творческая работа

1 группа напишет объявление о пропаже своего любимого котёнка.

2 группа – о том, что вами найден чужой котёнок.

3 группа – о предстоящем празднике в школе.

(пишите на листе, крупно, все ребята участвуют в составлении объявления, пишет консультант)

— Хорошо, а где можно встретить объявления?

— Объявления развешиваются на информационных стендах и досках с объявлениями. Они устанавливаются в людных местах, где каждый заинтересовавшийся человек может найти необходимую для себя информацию или оставить её для других: возле зданий почты, сбербанка, магазина, больницы и на остановках общественного транспорта. Нельзя развешивать объявления там, где вам удобно и хочется: на зданиях, игровых площадках, подъездах. Это портит их внешний вид и загрязняет улицы.

Вот перед вами доска объявлений, где вы можете разместить свои объявления.

Давайте посмотрим, какие получились у вас объявления (прикрепляется на доску детские объявления).

— Прочитайте свои объявления? Что удачно получилось? Что нет?

Работа по группам.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7)Примеры объявлений в газете

А вот такие объявления вы можете увидеть в нашей газете «Голос Хлебороба», встретить на улице (Показ настоящих объявлений). Если они вас заинтересовали, на перемене вы можете почитать их.

VI. Рефлексия деятельности

Вы все очень дружно работали и замечательно выполнили все задания. Вспомните девиз нашего урока. К какому выводу пришли, друзья?

Действительно ученье нас объединяет. Мне кажется, что каждый достоин звания «Знаток темы». Напомните, какой?

— А что они разделяют?

— Что нужно учитывать, чтобы выбрать нужный разделительный знак?

— А есть у них что-нибудь общее?

Замечательно. Всем ребятам нужно знать, где разделительный ъ, а где разделительный ь знак писать.

Какое задание показалось самым интересным?

Какое ещё умение вы приобрели?

Пригодится ли вам оно в жизни?

Итак, уважаемые «Знатоки темы» переходим к награждению.

Кто считает, что был открывателем на уроке, возьмите зелёные значки. Кто считает, что был исследователем, возьмите жёлтые значки. Кто считает, что был хорошим помощником возьмите красные значки.

Ну что же, мы с вами научились писать объявления, и это вам обязательно пригодится в жизни. Когда вы будете взрослыми, возможно вы будете работать в рекламном агентстве и помогать людям давать объявления.

Разделительные твёрдый и мягкий знак.

Что они разделяют?

Ъ пишется после приставок, Ь пишется в корне или после корня.

Пишутся перед буквами е, ё, ю, я.

Коммуникативные: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли;

готовность оценивать свой учебный труд;

стремление к саморазвитию и корректировке знаний

VII . Домашнее задание

Дома вы выполните упражнение №161. А кому очень понравилось составлять объявления, вы можете сделать это теперь самостоятельно. Выберите задание, предварительно оценив уровень полученных знаний в ходе сегодняшнего урока.

Мне очень хочется, чтобы наш урок остался у вас в памяти надолго и чтобы в вашей жизни были только радостные и приятные объявления.

А на следующий урок мы научимся писать заявления.

Оценки за урок выставим в дневник.

Всем спасибо за урок. Можете идти на перемену.

Учебник «Русский язык», 4 класс, ч.1, авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина;

Рабочая тетрадь «Русский язык» 4 класс, ч.1, авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина;

Методические рекомендации “Уроки русского языка в 4 классе”, авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина.

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме:
Урок русского языка в 3 классе. Тема «Разделительный твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки.

Тема урока «Разделительный твёрдый(Ъ) и мягкий (ь) знаки. Урок построен методически правильно, отвечает требованиям ФГОС.

Предварительный просмотр:

План конспект урока по русскому языку 3 клас

Тема: Разделительные твердый (Ъ) и мягкий (ь) знаки.

Цель: повторить правила написания разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать слова с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком; составят алгоритм проверки написания разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака.

Оборудование: карточки с заданиями,мягкий и твердый знак, конверты с деталями для сбора схемы-правила,учебник Русский язык для 3 класса,презентация круги для самооценки.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Урок русского языка.

— Посмотрите на парту, все ли на месте, в порядке? Улыбнитесь друг другу. Откройте тетради, запишите дату.

II. Минутка чистописания.

  • Прочитайте слова на доске: печка, отъезд, вьюга,теплица,семья, поезд . Назовите букву, которая не обозначает звука.
  • Спишите слова с твёрдым и мягким знаком.

    Ребята, вы уже догадались о теме нашего урока?

    — Тема нашего урока: «Разделительные твердый (Ъ) и мягкий (Ь) знаки».

    — Вы любите читать? У меня в детстве была любимая книга. А кто её главный герой, вы узнаете, отгадав загадку:

    Он, конечно, самый главный
    Озорник-шалун забавный.
    Он в огромной синей шляпе
    Неумеха и растяпа. (Незнайка)

    III. Актуализация знаний.

    — В одной из повести Незнайка летал на Луну. А сегодня он там встретил жителей страны Грамматики, которые очень сильно поспорили. Хотите услышать о чём их спор? Вот послушайте:

    Не чересчур ли ты добряк? –
    Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
    — Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
    Нет, в алфавит ты не годишься!

    — Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
    Знак Ь твёрдому на это отвечал.
    — Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
    Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять.

    — Друзья! Никчёмные слова — ваш разговор –
    Незнайка им сказал, услышав этот спор,
    — Вы оба хороши, достойны чести,
    Когда стоите в нужном месте.

    — Ай, ай, ай! Это не дело когда друзья ругаются! Что же делать? Может быть мы вместе с Незнайкой постараемся помирить друзей? Ребята вы готовы? Для этого необходимо вспомнить всё, что их объединяет и связывает, и чем они отличаются друг от друга.

    — Девизом урока нам послужат следующие слова: “Друзья, ученье нас объединяет!”. Как вы понимаете смысл этого девиза?

    IV. Самоопределение к деятельности.

    — Незнайка решил, что разделительный мягкий знак надо писать после всех мягких согласных перед гласными, а разделительный твердый знак – после всех твердых согласных перед гласными.Прав ли он?

    -что бы узнать прав ли он открываем учебники на стр 49 прочитаем правило.

    — Найдите ошибки в ответе незнайки( разделительный мягкий знак пишется перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И; перед другими гласными не пишется. Разделительный твердый знак пишется в приставках оканчиваются на согласную, перед гласными Е,Ё,Ю,Я).

    — На уроке будем учиться писать слова с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.

    V. Работа по теме урока.

    1)Задание: Найдите местечко для разделительного Ъ. (Cлайд 5)

    (Рас?сада, под?ехал, по?ели)

    — Что общего в этих словах? (Во всех словах есть приставка)

    2) Найдите местечко для разделительного Ь. (Cлайд 7)

    (Гост?я, пал?ма, сирен?)

    — А теперь “соберём” схему-правило для разделительного Ь и Ъ знака.

    — Незнайка приготовил для вас задания, в которых нужно применить полученное правило.

    1) “Найди пропажу”.

    — Работа по вариантам. (Проверка на слайде 11)

    Конспект урока по русскому языку на тему «Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак» 4 класс

    Буковцова Наталья Николаевна

    Конспект урока по русскому языку в 4 «Г» классе

    Тема: Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак.

    Цель: Создание условий для организации деятельности учащихся по закреплению правописания слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.

    Задачи: Предметные: содействовать закреплению правил правописания разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака в словах; развивать умения отличать эти знаки друг от друга, употреблять в устной и письменной речи слова с разделительными ъ и ь знаками; соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я; закрепить правила красивого письма; способствовать активизации знаний учащихся о звуках и буквах, правилах оформления предложений на письме.

    Метапредметные: содействовать формированию УУД:

    Регулятивные УУД: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

    Познавательные УУД : обеспечить развитие у учащихся умений группировать, анализировать, соотносить правила написания разделительного твердого и мягкого знаков с написанием слов, находить в словах разделительный твёрдый и разделительный мягкий знаки.

    Тип урока: урок закрепления изученного материала

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация урока, раздаточный материал, учебник С.В. Иванов «Русский язык» 4 класс, М.: Вентана — Граф, 2011 г., рабочая тетрадь «Пишем грамотно» М.И. Кузнецова, 4 класс №1 М.: Вентана — Граф, 2013 г.

    Предполагаемые результаты: учащиеся научатся грамотно писать слова с разделительным твёрдым и разделительным мягким знаком, находить изученную орфограмму в тексте и слышать её.

    Требования к этапу

    УУД, формирующиеся на данном этапе

    Стали все у парт красиво, поздоровались с гостями, девочки за парты сели, мальчики за парты сели, на меня все посмотрели. Я желаю вам удачи и успехов на уроке!

    Какие умения нам понадобятся, чтобы получать знания? ( умение слушать внимательно, рассуждать, работать в группе, поддерживать друг друга, наблюдать, доказывать)

    Регулятивные: волевая саморегуляция.

    Личностные: действие смыслообразования.

    планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

    Запись в тетрадь: Девятое октября

    — На доске буквосочетания. Это значит сейчас

    бъя дъе съё съю

    — Прочитайте глазами эти буквосочетания.

    — Что объединяет буквосочетания 1-ой строчки?

    — Во всех разделительный ь знак.

    — Во всех слогах разделительный ъ.

    — ъ не пишется перед гласной и.

    -Чему учимся на минутке чистописания?

    (мы учимся красиво, аккуратно и быстро писать, правильно соединять буквы)

    ъь ьъ (записать до конца строки)

    Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

    Коммуникативные: учебное сотрудничество, умение выражать свои мысли.

    Регулятивные: организация учебной деятельности.

    III . Постановка проблемы

    Как вы думаете, почему у нас сегодня такая минутка чистописания? Какова будет тема нашего урока? Отгадайте загадки: Слайд 2

    Было сели – стало съели.

    Догадаться вы сумели,

    Почему случилось так?

    Что за буква, кто узнает:

    Звука не обозначает, перед е, ё,и,ю,я

    Я в корнях стою, друзья! (ь)

    Регулятивные: волевая саморегуляция.

    IV . Определение темы и

    Мотивация к учебной

    Над какой темой урока мы сегодня будем работать?

    (ответы детей: « Правописание разделительного твердого и мягкого знака»

    Тема: Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак. Слайд 3

    А какие цели мы перед собой поставим? Как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке? ( вспомнить правила правописания разделительного твердого и разделительного мягкого знака, научиться писать слова с данной орфограммой, будем выполнять различные задания по отработке орфограммы)

    общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

    Как вы можете объяснить значение слова «компьютер»? (электронная вычислительная машина, устройство, способное выполнять заданную, чётко определённую последовательность операций.)

    Ком-пью-тер (3 слога, 9 букв, 9 звуков)

    В воскресенье папа объяснял дочке устройство компьютера. ( составить предложение из слов )

    Есть ли слова с орфограммой по теме урока.

    Личностные: действие смыслообразования.

    прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

    VI . Усвоение знаний и способов действий

    Используя схему, попробуйте сформулировать правило написания разделительного твёрдого и разделительного мягкого знака Слайд 4

    Вывод о правописании слов:

    ( Уч-ся приводят примеры слов на данную орфограмму)

    Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

    умение структурировать знания;

    постановка и формулирование проблемы;

    умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

    общеучебные: знаково-символические – моделирование;

    выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

    Ребята, давайте отдохнём. (круги Базарного)

    VIII . Закрепление знаний и способов действий.

    Смотрите еще:

    • Прокурор мохов Прокурор мохов Адрес 107140, г. Москва, ул. Краснопрудная 22Б (схема проезда) Телефоны для обращения граждан +7 (495) 785-70-00 Телефон для обращения СМИ +7 (495) 785-70-00 (доб. 180) Факс +7 (499) 266-16-75 Отдел с дислокацией в г. […]
    • Пособие до 3х лет на 2 ребенка Дмитрий Медведев рассказал о новых мерах поддержки семей с детьми в 2018 году 30 ноября 2017 года в прямом эфире премьер-министр России ответил на вопросы ведущих пяти крупнейших российских телеканалов в программе «Разговор с Дмитрием […]
    • Таблица ставок по налогам в 2014 году Какая ставка по налогу на прибыль организаций в 2017-2018 годах? Отправить на почту По налогу на прибыль ставка 2018 года сохранила свою общеустановленную величину такой же, какая действовала в 2017 году. Однако применять их следует с […]
    • Локализация и ликвидация разливов нефтепродуктов Неотложные меры и методы ликвидации аварийных разливов нефти. Справка Спасибо за подписку Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и […]
    • Формы уведомлений о двойном гражданстве Уведомление о двойном гражданстве ФМС: форма, образец, скачать бланк Уведомление о двойном гражданстве – это обязанность гражданина, неисполнение или ненадлежащее исполнение которой может спровоцировать привлечение к ответственности. […]
    • Приказ о зачислению в школу МКОУ СОШ №3 город Шумиха Курганской области ПОРЯДОК приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования Первоклассник - 2018/2019 уч. года В первый класс […]
    • Закон о собраниях 2018 г Закон о собраниях 2018 г Ссылка не верна или страница была удалена Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций […]
    • Возврат налогов за лечение ребенка Примеры расчета вычета В данном разделе мы приведем примеры расчета социального налогового вычета на лечение в разных ситуациях. Пример 1: Оплата собственного лечения Условия получения вычета: В 2017 году Сидоров С.С. прошел курс лечения […]