Охрана труда федеральный закон 2014

Оглавление:

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ
«О специальной оценке условий труда»

С изменениями и дополнениями от:

23 июня 2014 г., 13 июля 2015 г., 1 мая 2016 г., 19 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

28 декабря 2013 года

Специальная оценка условий труда призвана заменить прежние процедуры — аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда.

Она предполагает переход от «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Специальная оценка условий труда предусматривает однократное исследование работодателем рабочего места. Ее результаты учитываются при уплате страховых взносов в ПФР, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников СИЗ, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).

Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные к тому же подразделены на 4 подкласса. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных СИЗ, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями.

Закон определяет этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, работника и осуществляющей оценку организации, требования к последней.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя в ходе проведения производственного контроля.

В законе приведен перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса. Он сформирован с учетом правоприменительной практики и согласуется с российскими и международными стандартами.

Расширена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда.

Предусмотрено формирование федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением статьи 18 настоящего Федерального закона, которая вступает в силу с 1 января 2016 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2013 г. N 295, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6991

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 208-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 136-ФЗ

Действие положений части 1 статьи 11 и части 7 статьи 27 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

Положения части 7 статьи 27 настоящего Федерального закона (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

Основная часть поправок обусловлена введением специальной оценки условий труда. Она становится основным инструментом для решения вопроса о предоставлении гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и опасных условиях. Указанная оценка призвана заменить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Кроме того, вместо процедуры обязательной сертификации организации работ по охране труда вводится декларирование соответствия условий и охраны труда государственным нормативным требованиям на основе результатов специальной оценки условий труда.

Кроме того, скорректировано трудовое законодательство. Поправки разрешают увеличивать максимальную продолжительность рабочего времени на работах с вредными и (или) опасными условиями труда с 36 до 40 часов в неделю, но только с согласия работника и при условии выплаты денежной компенсации. При этом сохраняется минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (7 календарных дней). Дни дополнительного отпуска сверх этого можно заменять с согласия работника денежной компенсацией. Сохраняется и размер повышенной оплаты труда (не ниже 4%).

Предусмотрена возможность увеличения для указанных работников максимальной продолжительности ежедневной смены: при 36-часовой рабочей неделе — с 8 до 12 часов; при 30-часовой и менее — с 6 до 8 часов. Однако это допускается лишь в пределах сокращенной рабочей недели и при условии письменного согласия работника.

Кроме того, на предприятиях с вредными или опасными условиями труда разрешается применять суммированный учет рабочего времени (учетный период — 3 месяца).

Ряд изменений касается всех работников. В частности, вводится прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем. Отношения, возникшие на основании таких договоров, могут быть признаны трудовыми работодателем по заявлению работника или предписанию госинспектора труда либо в судебном порядке.

Существенные изменения затрагивают пенсионное обеспечение лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Право на досрочную трудовую пенсию сохраняется за ними при условии уплаты работодателями страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам.

Усиливается административная и уголовная ответственность за нарушения трудового законодательства. Вводится административная ответственность за уклонение от оформления трудового договора.

Вносятся коррективы в Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Снижен размер финансовых санкций за неподачу или несвоевременное направление в ПФР сведений о страховых взносах и страховом стаже.

Ряд поправок обусловлен созданием системы гарантирования пенсионных накоплений.

На 2015-2021 гг. вводится особый порядок индексации предельной величины базы для начисления взносов в ПФР.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением пункта 4 статьи 9 и статьи 11, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в «Российской газете» от 31 декабря 2013 г. N 296, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6986

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Новый закон о специальной оценке условий труда 426-ФЗ от 28.12.2013

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». В соответствии с новым законом предусматривается полная замена процедуры аттестации рабочих мест специальной оценкой условий труда. Проведение специальной оценки является обязанностью всех работодателей.

Давайте разберемся, что это значит для предприятий? Что делать, если необходимо провести специальную оценку условий труда? И Чем может быть выгодно предприятию проведение специальной оценки труда?

Первоначально следует отметить, что специальная оценка пришла на смену аттестации рабочих мест, которая была закреплена в Статье 212 Трудового кодекса. Новый федеральный закон № 426-ФЗ внес изменения в целый ряд других законодательных актов, в том числе и в трудовой кодекс, и в административный кодекс. Согласно 426 Федеральному закону: «специальная оценка — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах».

Законодатели предусмотрели, кто и как должен проводить специальную оценку, каким образом необходимо определять перечень рабочих мест подлежащих специальной оценке, периодичность проводимой оценки и определили результаты специальной оценки рабочих мест.

На смену сегодняшним санкциям в будущем будут установлены законодательством другие санкции, предусмотренных проектом стати 5.27.1 КоАП РФ, вступающей в силу с 2015 года. Величина штрафа будет составлять для должностных лиц и ИП от 5 000 до 10 000 руб., и для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 руб. Но может быть и финансовая выгода от проведения специальной оценки! Так по результатам специальной оценки рассчитывается скидка по взносам ФСС. Кроме того при проведении специальной оценки есть возможность уйти от максимального дополнительного взноса в пенсионный фонд в размере 6%. При отсутствии оценки придется платить по максимуму.

Давайте рассмотрим: как можно реализовать требования Федерального закона №426 на примере использования программы «Охрана труда» для 1С Предприятия.

На первом этапе необходимо выполнить формирование перечня рабочих мест, подлежащих специальной оценке. Статья 4 п.2 §2 обязывает работодателя предоставить необходимые сведения, документы и информацию, которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда.

При подготовке информации по рабочим местам следует учесть, что на одном рабочем месте за одним станком может трудиться несколько работников, а может и один работник задействовать в работе несколько единиц оборудования.

Для составления перечня рабочих мест в программе «Охрана труда» необходимо воспользоваться одним из 3 способов: создать перечень рабочих мест по штатному расписанию, по перечню основного оборудования или занести перечень рабочих мест в список.

Программа автоматически присвоит номер рабочего места, привяжет к рабочему месту оборудование и штатную единицу, при этом сразу установит для данного рабочего места перечень вредных факторов свойственные применяемому на рабочем месте оборудованию.

Созданный перечень рабочих мест может быть скорректирован с учетом требований закона и есть возможность, как добавить, так и исключить из списка рабочие места, которые не должны участвовать в специальной оценке.

В соответствии с позицией законодателей, офисные рабочие места так же являются предметом специальной оценки, и соответственно все такие места необходимо учитывать в перечне. Дополнительно для каждого рабочего места необходимо указать применяемое в технологическом процессе оборудование, используемые материалы, сформировать описание рабочего места.

Статьей 9 п.6 426-ФЗ для упрощения работы с одинаковыми рабочими местами предусмотрено понятие аналогичных рабочих мест. Аналогичными могут быть признаны «рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты».

Закрепить перечень аналогичных рабочих мест необходимо на вкладке «Аналоги» в справочнике «Рабочие места». При этом для аналогичных рабочих мест будет применяться один перечень вредных факторов, одинаковый набор инструкций и средств индивидуальной защиты.

Предварительная подготовка перечня рабочих мест позволяет собрать всю необходимую информацию для проведения специальной оценки, передать сведения для экспертов для идентификации вредных факторов. Все сведения о рабочем месте заносятся в паспорт рабочего места.

Во второй главе федеральный закон о специальной оценке определяет порядок проведения специальной оценки. Для начала руководителю необходимо сделать распорядительный документ, в котором создать комиссию для проведения специальной оценки. Комиссия создается с участием представителя работодателя, руководителя, специалиста по охране труда и представителя профсоюзного органа. Целесообразно представителей созданной комиссии занести в справочник ответственных лиц. Председатель комиссии, он же и руководитель организации, будет использован для подстановки в печатных формах программы.

Для создания необходимых распоряжений в программе предусмотрен специальный документ «Начало проведения специальной оценки». Который позволяет определить участников комиссии, перечень рабочих мест для очередной или внеочередной специальной оценки и план работы комиссии.

Большое внимание в тексте закона определено порядку проведения специальной оценки. Предусмотрено что комиссия проводит идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, Статья 10.

В случае если вредные или опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования и измерения вредных и опасных производственных факторов не проводятся.

В случае если вредные или опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных вредных или опасных производственных. Измерения должны проводиться организацией, проводящей специальную оценку. Глава 3 закона уделяет большое внимание требованиям к таким организациям.

Перечень вредных веществ, которые могут присутствовать в технологическом процессе, ранее был предусмотрен в Постановлении от 30 апреля 2003 г. N 76 ГН 2.2.5.1313-03 и в Постановлении от 6 марта 2007 г. N 10 Гигиенические нормативы ГН 2.2.6.2178-07. В программе этот перечень уже присутствует в справочнике, что облегчает работу.

В соответствии с приказом 426-ФЗ в программе «Охрана труда» устанавливается класс опасности.

Результаты измерений необходимо отразить в отчете по специальной оценке. Форма отчета пока не определена, но это не является принципиальным. Принципиально ознакомление сотрудника с результатами специальной оценки. И если есть сайт, то предусмотрена публикация результатов на сайте.

Периодичность проведения специальной оценки 1 раз в 5 лет. Однако может возникнуть и необходимость проведения внеплановой специальной оценки, если произошли изменения в оборудовании рабочего места, результаты специальной оценки были оспорены, произошли травмы или несчастные случаи на производстве и в ряде других случаев. В любом из этих случаев Вам вновь необходимо будет воспользоваться помощью программы «Охрана труда» и обратиться за услугами к специализированной организации.

Изменения в трудовом законодательстве с 1 января 2016

Информируем об изменениях Трудового законодательства, в том числе и Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), вступающих в силу после 1 января 2016 года.

Основное направление модернизации трудового законодательства в г2016 году – не просто предусмотреть соблюдение требований охраны труда на рабочих местах, а прежде всего установить нормы, которые обязывали бы всех на постоянной основе выявлять и исключать опасность травмирования и заболевания, что означает приоритет превентивных мер.

Изменения в Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК РФ)

Статья 56.1

С 1 января 2016 года вступает в силу Федеральный закон N 116-ФЗ от 05.05.2014 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». ТК РФ будет дополнен новой статьей – Статья 56.1. Запрещение заемного труда.

С 01.01.2016 заемный труд запрещен. Заемный труд — труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем лица (физического или юридического), не являющегося работодателем данного работника.

Предусмотрены особенности регулирования труда работников для компаний, занимающихся аутсорсингом.

Статья 195.3

В профессиональном стандарте содержится необходимый перечень требований к знаниям, навыкам и умениям, которыми должны обладать специалисты.

1 июля 2016 года Федеральный закон N 122-ФЗ от 02.05.2015 добавит в Трудовой кодекс Статью 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов.

Профстандарты станут обязательны для применения в случае, если требования к квалификации работника установлены ТК РФ или иными НПА Российской Федерации.

С 01.07.2016 специалистов по охране труда будут в обязательном порядке проверять на соответствие.

Трудовое законодательство для малых предприятий 2016

Трудовое законодательство ориентировано на крупные предприятия, законодательство об охране труда (нормы, стандарты, требования) обширное, детальное и содержит различные специфические в своем применении факторы.

В 2016 году эти нормы (в части охраны труда) будут ослаблены для малого бизнеса, но при этом соблюдены требования к охране труда и здоровью работников.

Министерством труда разработаны поправки в ТК РФ, цель которых – значительно упростить делопроизводство в организациях, относящихся к микропредприятиям (максимум 15 сотрудников при годовой выручке не более 120 000 000 рублей без НДС).

Предлагается освободить такие организации и ИП от:

  • ведения трудовых книжек;
  • обязанности принимать локальные нормативные акты;
  • утверждения графика отпусков и формы расчетного листка.
  • Совершенствование Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ

    Общее направление изменений

    Закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» работает таким образом, что по результатам несчастного случая или профзаболевания выплачиваются гарантии и компенсации.

    Задача заключается в том, чтобы выявлять первичные признаки профзаболеваний и давать возможность пройти реабилитацию на ранней стадии, выводя работника из вредных условий труда, а не использовать механизм гарантий и компенсаций.

    Подготовка соответствующих правок 125-ФЗ начата в 2015 году, а уже с 1 января 2016 в силу вступает Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 116-ФЗ.

    Статья 22, пункт 2.1

    В Статье 22 Федерального закона N 125-ФЗ от 24 июля 1998 появится Пункт 2.1., обязывающий работодателя, временно направившего работников для работы у другого лица, уплачивает страховые взносы исходя из:

  • Страхового тарифа в соответствии с основным видом экономической деятельности принимающей стороны.
  • Надбавок и скидок к тарифу, устанавливаемых с учетом результатов специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых фактически работают направленные работники.
  • Принимающая сторона должна предоставить все сведения, необходимые для определения тарифа, надбавок и скидок.

    Увеличение части тарифов страховых взносов на превентивные меры

    В ходе подготовки закона о бюджете Фонда социального страхования (ФСС) на 2016 – 2018 годы разработаны предложения об увеличении части тарифов страховых взносов по несчастным случаям на превентивные меры. Сейчас работодатели могут использовать 20% тарифа, в 2016 году предлагается увеличить норму до 30%.

    Новое направление по стимулированию работодателей к улучшению условий труда – возможность использовать эти средства на субсидирование процентной ставки кредита на модернизацию, которая повлечет за собой специальную оценку условий труда (Статья 17, 426–ФЗ). Результаты спецоценки покажут, что условия труда улучшены.

    Изменения в работе Государственной инспекции труда (ГИТ)

    Правительством РФ утверждена концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства до 2020 года.

    Предполагается переходить на режим внутреннего контроля условий труда и режим самоинспектирования работодателями (без непосредственного визита госинспекции).

    Готовятся специальные программные продукты и сервисы, для того чтобы работодатели могли сами оценивать условия труда у себя через «проверочные листы».

    Создание указанного интернет-сервиса продолжится в 2016 году, что в перспективе позволит проводить самооценку (на основании заключения от инспекции труда), вносить корректировки, а не получать штрафы постфактум.

    Создание системы управления охраной труда (СУОТ)

    Еще одно изменение в законодательстве 2016 (появится в ближайшее после 1 января время) обяжет работодателя создать систему управления охраны труда (СУОТ).

    Оценивать качество работы специалиста по охране труда будет не директор предприятия, а квалификационный центр. Специалисту придется выдержать письменный экзамен: 40 случайных вопросов из 900.

    ФЗ об охране труда

    В законодательстве Российской Федерации вопросам охраны труда посвящено несколько правовых актов. В этом году основные аспекты данного вопроса регламентируются десятым разделом Трудового кодекса РФ (закон о труде в последней редакции здесь: ). Ранее в данной области законодательства действовал Федеральный закон 181 об охране труда.

    Описание закона

    Федеральный закон “Об основах охраны труда в Российской Федерации” был принят 23 июня 1999 года. 30 июня 2006 он утратил силу, его положения были внесены в Трудовой кодекс, который и стал основным правовым актом, регулирующим данный раздел законодательства.
    Структурно Закон РФ 181 ФЗ “Об основах охраны труда в РФ» подразделяется на следующие главы:

  • общие положения;
  • права и гарантии работников на трудовую деятельность в надлежащих условиях;
  • обеспечение охраны труда;
  • государственный надзор и контроль над исполнением предписаний;
  • ответственность за нарушения закона.
  • Для сравнения следует рассмотреть раздел 10 ТК РФ и его подразделение на отдельные главы:

    • общие положения закона;
    • требования к исполнению;
    • организация надлежащих условий;
    • обеспечение прав работников.
    • Положения об ответственности и государственном контроле регулируются в общем порядке. Анализируя два документа, можно выявить правовую преемственность актуальных положений.
      Закон об охране труда в РФ 181 ФЗ был упразднен, однако на его основе в Трудовой кодекс были внесены соответствующие изменения. То есть произошла оптимизация законов.

      Обязанности работодателя по ФЗ 181

      Обязанность работодателя по ФЗ 181 регламентируется статьей 14. Она предписывает ряд мер, направленных на обеспечение безопасности сотрудника. Закон не ограничивает обязанность работодателя в обеспечении надлежащего состояния помещений, оборудования, средств индивидуальной защиты.

      В обязанность работодателя вменяется и то, что все сотрудники должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности. Закон запрещает допускать к работе тех, кто не прошел инструктаж и при необходимости — аттестацию.

      Все указанные положения были внесены в статью 212 ТК РФ. Последние изменения в редакцию были введены в 2013 году. Они коснулись поправок отдельных формулировок и добавления дополнительного абзаца о создании и функционировании системы управления охраной труда.

      Действия работодателя при получении сотрудником производственной травмы

      При несчастном случае выплаты согласно ФЗ 181 не предусматривались. Компенсация рассчитывалась в отдельном порядке. С упразднением действующего ФЗ «Об охране труда в РФ» и переносом его положений в Трудовой кодекс, действия работодателя при несчастном случае регламентируются статьей 228. Она предписывает следующие аспекты:

    • работодатель должен немедленно организовать оказание первой помощи или доставку в медицинское учреждение;
    • принять меры по предотвращению развития аварийной ситуации и распространения угрозы;
    • сохранить имеющуюся обстановку для расследования несчастного случая на производстве;
    • проинформировать о случившемся указанные Трудовым кодексом организации, при тяжелых травмах или летальном исходе — родственников пострадавшего;
    • предоставить все необходимые материалы комиссии по расследованию происшествий на производстве.
    • Все аспекты, касающиеся порядка извещения, расследования и регистрации несчастных случаев, регламентируются отдельными статьями ТК РФ.

      Последние изменения в Законе об охране труда

      Федеральные законы в области охраны труда дорабатывает и приводит в актуальное состояние не только Трудовой кодекс, но и иные правовые акты. Поправки нацелены на соответствие нормам законодательства страны и международным стандартам, к которым присоединилась Российская Федерация. Упразднение Федерального закона 181 стало необходимой мерой по приведению законодательных актов в единую систему.

      Трудовой кодекс и раздел об охране труда постоянно дорабатывается. Вместе с ним актуализируются государственные стандарты и предписываемые требования. Соответствующие приказы и постановления регулируют организационные вопросы как на федеральном, так и на региональном уровне.

      На 2017 год можно выделить следующие изменения в законодательстве по вопросам охраны труда:

      • введение финансового обеспечения предупредительных мер на травматизм;
      • определение физических факторов воздействия на сотрудников на работе;
      • порядок проведения независимой оценки квалификации работников;
      • оформление формы 4-ФСС о взносах на обязательное социальное страхование;
      • заключение трудового договора на микропредприятиях;
      • дополнительные меры по обучению в вопросах безопасности трудовой деятельности.
      • Указанные изменения продолжают дорабатывать нормы Федеральных законов в соответствии с приоритетом на улучшение качества и условий трудовой деятельности граждан.

        Скачать ФЗ 181 об охране труда

        Скачать Федеральный закон 181 “Об основах охраны труда в Российской Федерации” можно здесь. Текст документа представлен в последней редакции на момент упразднения. Таковой может использоваться для углубленного изучения законов.

        Здесь можно скачать раздел 10 Трудового кодекса, посвященный вопросам охраны труда. Документ представлен с изменениями, актуальными на июль 2017 года. Текст подойдет не только для изучения, но и для ознакомления с актуальной правовой базой в области охраны труда.

        Действует ли ФЗ- №181 от 17.07.1999 года «Об основах охраны труда в Российской Федерации»?

        Не могу разобраться Федеральный закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ (ред. от 09.05.2005, с изм. от 26.12.2005) «Об основах охраны труда в Российской Федерации» действующий или отменен. Если отменен, что вместо него введено

        Ответы юристов (5)

        Здравствуйте! Документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Общие вопросы охраны труда регламентируются Трудовым кодексом РФ.Раздел X. ОХРАНА ТРУДА.

        Есть вопрос к юристу?

        Отменен ФЗ от 30 июня 2006 № 90-ФЗ. Вместо него действует Трудовой кодекс с внесенными изменения указанным Федеральным законом

        Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)с 06.10.2006 на основании Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ

        Федеральный закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ (ред. от 09.05.2005, с изм. от 26.12.2005) «Об основах охраны труда в Российской Федерации» не действует. Документ утратил силу.

        —•—
        Начало действия редакции — 12.08.2005

        Не могу разобраться Федеральный закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ (ред. от 09.05.2005, с изм. от 26.12.2005) «Об основах охраны труда в Российской Федерации» действующий или отменен. Если отменен, что вместо него введено

        В данный момент данный документ не действует на основании:

        Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ (ред. от 22.12.2014)

        «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»

        Статья 2
        2.Признать утратившими силу:
        11) Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3702);

        Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

        Для определения вступления в силу данного закона следует руководствоваться следующим:

        Письмом Минздравсоцразвития РФ 25.07.2006 N 1556-12 сообщается, что данный документ вступил в силу 6 октября 2006 года:

        При определении вопроса о сроках вступления федерального закона в силу следует также руководствоваться Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 1996 г. N 17-П, которым определено, что дата выпуска журнала «Собрание законодательства Российской Федерации» (о чем свидетельствуют выходные данные на журнале) совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.
        Это обусловлено тем, что журнал «Собрание законодательства Российской Федерации», в отличие от «Российской газеты», не является ежедневным изданием, дата выхода которой всегда совпадает с датой, когда опубликованный в ней закон реально доходит до адресатов.
        Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ был опубликован в журнале «Собрание законодательства Российской Федерации» 3 июля 2006 года (N 27, статья 2878), а в «Российской газете» — 7 июля 2006 года (N 146).

        В этой связи, по нашему мнению, датой публикации (т.е. фактического доведения содержания закона до адресатов) следует считать дату его опубликования в «Российской газете», т.е. 7 июля 2006 года, а датой вступления в силу — 6 октября 2006 года.

        Если отменен, что вместо него введено

        Вместо него были внесены изменения в трудовой кодекс статьей 1 Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

        Ищете ответ?
        Спросить юриста проще!

        Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

        Специальная оценка условий труда

        В связи с поступлениями обращений работодателей и организаций, проводящих специальную оценку условий труда по вопросу направления в Государственную инспекцию труда в Воронежской области результатов проведения специальной оценки условий труда, разъясняем следующее.

        Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценки условий труда» (далее №426-ФЗ), Методикой проведения специальной оценки условий труда, утв. Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 24.01.2014г. и другими нормативно-правовыми актами.

        В соответствие со ст.10 настоящего Федерального закона первым этапом проведения специальной оценки условий труда является е идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов,которая осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона.

        В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся (п.4 ст.10 №426-ФЗ).

        В отношении данных рабочих мест, (на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены), работодателем подаетсяв территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (гострудсинпекцию), по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п.1 ст.11 №426-ФЗ).

        Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда утверждены Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 07.02.2014г. №80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда «.

        Согласно п.п.3,5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 07.02.2014г. №80н, декларация подается работодателем по форме согласно приложения №1 к настоящему приказу в Государственную инспекцию труда по месту своего нахождения лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомления о вручении в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.

        В соответствие с п.1 ст.18 настоящего Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценки условий труда» (далее №426-ФЗ), результаты проведения специальной оценки условий труда подлежат передачев Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее информационная система учета). При этом обязанность по передаче результатовпроведенияспециальной оценки условий труда возлагается на организацию,проводящую специальную оценку условий труда. В п.2 ст.18 перечислены сведения, которые должны передаваться в информационную систему учета в отношении работодателя, в отношении рабочего места и в отношении организации, проводившей специальную оценку условий труда.

        В соответствие с п.2 ст.28 №426-ФЗ, статья 18 данного закона вступает в силу с 01.01.2016г. Одновременно с этим в силу п.3 ст. 28 настоящего Федерального закона, сведения, указанные в статье 18, передаютсяв федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (гострудсинпекцию), в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

        В настоящее время в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации работа по разработке порядке предоставления результатов проведения специальной оценки условий труда (в силу ст.18 №426-ФЗ), осуществляется.

        Учитывая изложенное, рекомендуем организациям, проводящим специальную оценку условий труда,предоставлять в Государственную инспекцию труда сведения, изложенные в п.2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценки условий труда», в отношении работодателя (ч.1 п.2 ст.18) и в отношении организации, проводившей специальную оценку условий труда (ч.3 п.2 ст.18), — на бумажном носителе, в отношении рабочего места – на электронном носителе.

        Аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда

        С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Напомним, что в силу ч. 12 ст. 209 ТК РФ в старой редакции аттестация проводилась в порядке , утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее — Порядок аттестации). Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ как основание освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратила силу 1 января 2014 г. ( подп. «г» п. 4 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

        По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда ( ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

        Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физ. лиц, не являющихся предпринимателями ( ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих. Напомним, что в п. 4 Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах).

        По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки ( ч. 4 ст. 8 и 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Отметим, что в соответствии с п. 8 Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться.

        Существенным нововведением является установление в ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).

        Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в ст. 19 данного Закона. Часть 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.

        Обратим внимание на следующее. Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки ( ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся юрлиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г. Так, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно ( ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

        Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспертов ( ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

        Смотрите еще:

        • Закон 396-фз от 28 декабря 2013 г Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ"О внесении изменений в отдельные […]
        • Закон о защите курения Закон "О запрете курения" Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" С изменениями и дополнениями от: 14 октября, 31 декабря 2014 […]
        • Закон от 19112014 г 52 Закон г. Москвы от 19 ноября 2014 г. N 51 "О налоге на имущество физических лиц" (с изменениями и дополнениями) Закон г. Москвы от 19 ноября 2014 г. N 51"О налоге на имущество физических лиц" С изменениями и дополнениями от: 28 сентября […]
        • Приказ 527н Приказ Минтруда России №527н от 19 сентября 2016 г. В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании […]
        • Закон доступе к информации россии Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ"Об […]
        • Фз о следственном комитете российской федерации от 2010 года Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ"О Следственном комитете Российской Федерации" С изменениями и […]
        • Закон об федеральном бюджете за 2014 год Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ"О федеральном бюджете на 2014 год и […]
        • Закон об осаго изменения в 2014 Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с […]