Федеральный закон от 29 июля 1998 года — Доброе дело

Федеральный закон от 29 июля 1998 года

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
    • Главная
    • Закон об оценочной деятельности в РФ № 135-ФЗ
    • Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.07.2017 N 274-ФЗ, вступившими в силу с 10 августа 2017 года (ред. 47).

      Первоначальный текст Федерального закона № 135-ФЗ был опубликован в «Собрании законодательства РФ» 03.08.1998 (N 31), «Российской газете» 06.08.1998 года (N 148-149).

      Оценочная деятельность — профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости (статья 3 закон № 135-ФЗ).

      С момента введения закона об оценочной деятельности в действие, в него внесены десятки поправок, наиболее важными из которых являются следующие:

      Членство в СРОО вместо лицензии

      В 2006 году из числа оценщиков исключены юридические лица, оценщиком может быть физическое лицо.

      Лицензирование оценочной деятельности в РФ прекращено с 1 июля 2006 года.

      Вместо лицензирования для оценщиков введено обязательное членство в саморегулируемой организации оценщиков (СРОО).

      Саморегулируемая организация оценщиков — некоммерческая организация, созданная в целях регулирования оценочной деятельности и контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов РФ в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков (статья 22 закона № 135-ФЗ).

      Закон об оценочной деятельности устанавливает порядок и критерии для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков, названы функции СРОО, указаны основные права и обязанности СРОО, приведен перечень оснований для отказа в принятии в члены саморегулируемой организации.

      Кадастровая оценка объектов недвижимости

      В 2010 году закон № 135-ФЗ дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», содержащей положения о порядке проведения оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости, утверждении ее результатов и оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

      Разъяснения по вопросам, возникающим у судов при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости см. в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»

      29 июля 1998 года

      РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

      ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Федеральный закон от 29 июля 1998 года

      Ф Е Д Е Р А Л Ь Н Ы Й З А К О Н

      Принят
      Государственной Думой
      16 июля 1998 года

      Одобрен
      Советом Федерации
      17 июля 1998 года

      ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 1. Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации
      Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации, состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также из международных договоров Российской Федерации.

      Субъекты Российской Федерации регулируют оценочную деятельность в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

      Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области оценочной деятельности, применяются правила международного договора Российской Федерации.

      Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
      Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки.

      Статья 3. Понятие оценочной деятельности
      Для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

      Для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

    • одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
    • стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
    • объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;
    • цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
    • платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

    Статья 4. Субъекты оценочной деятельности
    Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой — потребители их услуг (заказчики).

    Статья 5. Объекты оценки
    К объектам оценки относятся:

    • отдельные материальные объекты (вещи);
    • совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
    • право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
    • права требования, обязательства (долги);
    • работы, услуги, информация;
    • иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.
    • Статья 6. Право Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, физических лиц и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки
      Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

      Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.

      Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

      Статья 7. Предположение об установлении рыночной стоимости объекта оценки
      В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки (далее — договор) не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.

      Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим Федеральным законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и других.

      Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки
      Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

    • при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;
    • при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;
    • при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
    • при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
    • при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:
    • при национализации имущества;
    • при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;
    • при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;
    • при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;
    • при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.
    • Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, за исключением случаев, когда распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества.

      ГЛАВА II. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСЛОВИЯ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
      Статья 9. Основания для проведения оценки объекта оценки

      Основанием для проведения оценки объекта оценки является договор между оценщиком и заказчиком.

      Договором между оценщиком и заказчиком может быть предусмотрено проведение данным оценщиком оценки конкретного объекта оценки, ряда объектов оценки либо долговременное обслуживание заказчика по его заявлениям.

      В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа.

      Суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика. Расходы, связанные с проведением оценки объекта оценки, а также денежное вознаграждение оценщику подлежат возмещению (выплате) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

      Статья 10. Обязательные требования к договору
      Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения.

      Договор должен содержать:

    • основания заключения договора;
    • вид объекта оценки;
    • вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;
    • денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;
    • сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.
    • В договор в обязательном порядке включаются сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана.

      Договор об оценке как единичного объекта оценки, так и ряда объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект оценки (объекты оценки), а также его (их) описание.

      В отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор заключается оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

      Статья 11. Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки
      Надлежащим исполнением оценщиком своих обязанностей, возложенных на него договором, являются своевременное составление в письменной форме и передача заказчику отчета об оценке объекта оценки (далее — отчет).

      Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

      В случае, если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки.

      В отчете должны быть указаны:

    • дата составления и порядковый номер отчета;
    • основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;
    • юридический адрес оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества;
    • точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, — реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;
    • стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;
    • последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;
    • дата определения стоимости объекта оценки;
    • перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.
    • Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.

      Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены специальные формы отчетов.

      Отчет собственноручно подписывается оценщиком и заверяется его печатью.

      Статья 12. Достоверность отчета как документа, содержащего сведения доказательственного значения
      Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

      Статья 13. Оспоримость сведений, содержащихся в отчете
      В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.

      Суд, арбитражный суд, третейский суд вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании, только в случаях обязательности совершения сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Статья 14. Права оценщика
      Оценщик имеет право:

    • применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;
    • требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;
    • получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;
    • запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;
    • привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;
    • отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы.
    • Статья 15. Обязанности оценщика
      Оценщик обязан:

    • соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Федерального закона, а также принятых на его основе нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
    • сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки объекта оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки объекта оценки;
    • обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки объекта оценки;
    • предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, об уставе и о кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (профессионального общественного объединения оценщиков или некоммерческой организации оценщиков), на членство в которой ссылается оценщик в своем отчете;
    • предоставлять по требованию заказчика документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;
    • не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
    • хранить копии составленных отчетов в течение трех лет;
    • в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или информацию из них правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам либо органам местного самоуправления по их законному требованию.
    • Статья 16. Независимость оценщика
      Оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.

      Проведение оценки объекта оценки не допускается, если:

    • в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;
    • оценщик является учредителем, собственником, акционером, кредитором, страховщиком юридического лица либо юридическое лицо является учредителем, акционером, кредитором, страховщиком оценочной фирмы.
    • Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки.

      Размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.

      Статья 17. Страхование гражданской ответственности оценщиков
      Страхование гражданской ответственности оценщиков является условием, обеспечивающим защиту прав потребителей услуг оценщиков, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Страховым случаем является причинение убытков третьим лицам в связи с осуществлением оценщиком своей деятельности, установленное вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или третейского суда.

      Оценщик не вправе заниматься оценочной деятельностью без заключения договора страхования.

      Наличие страхового полиса является обязательным условием для заключения договора об оценке объекта оценки.

      Страхование гражданской ответственности оценщиков может осуществляться в форме заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от объекта оценки) либо по конкретному договору об оценке объекта оценки.

      ГЛАВА III. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
      Статья 18. Контроль за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации

      Контроль за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации осуществляют органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации (далее — уполномоченные органы), в рамках своей компетенции, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Статья 19. Функции уполномоченных органов
      Функциями уполномоченных органов являются:

    • контроль за осуществлением оценочной деятельности;
    • регулирование оценочной деятельности;
    • взаимодействие с органами государственной власти по вопросам оценочной деятельности и координация их деятельности;
    • согласование проектов стандартов оценки;
    • согласование перечня требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку оценщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    • Статья 20. Стандарты оценки
      Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, разрабатываются и утверждаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Статья 21. Профессиональное обучение оценщиков
      Профессиональное обучение оценщиков осуществляется высшими государственными или частными учебными заведениями, специально создаваемыми для этой цели, или на базе факультетов (отделений, кафедр) высших государственных или частных учебных заведений, имеющих право осуществлять такое обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Статья 22. Саморегулируемые организации
      Дополнительно к государственному регулированию саморегулирование оценочной деятельности осуществляется саморегулируемыми организациями оценщиков и распространяется на членов таких саморегулируемых организаций.

      В целях саморегулирования оценочной деятельности оценщики вправе объединяться в ассоциации, союзы, иные некоммерческие организации.

      Саморегулируемые организации оценщиков могут выполнять следующие функции:

    • защищать интересы оценщиков;
    • содействовать повышению уровня профессиональной подготовки оценщиков;
    • содействовать разработке образовательных программ по профессиональному обучению оценщиков;
    • разрабатывать собственные стандарты оценки;
    • разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля качества осуществления оценочной деятельности.
    • Статья 23. Лицензирование оценочной деятельности
      Лицензирование оценочной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Порядок лицензирования оценочной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.

      Орган, выдающий лицензию на осуществление оценочной деятельности, осуществляет контроль за соблюдением требований к осуществлению этой деятельности оценщиками в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о лицензировании.

      Статья 24. Требования к лицензированию оценочной деятельности
      Требования к лицензированию оценочной деятельности для физических лиц:

    • государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
    • наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным органом образовательными программами;
    • уплата сбора за выдачу лицензии на осуществление оценочной деятельности.
    • Требования к лицензированию оценочной деятельности для юридических лиц:

    • государственная регистрация в качестве юридического лица;
    • наличие в штате юридического лица не менее одного работника, имеющего документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;
    • Отзыв лицензии на осуществление оценочной деятельности осуществляется на основании:

    • признания в установленном законодательством Российской Федерации порядке недействительным факта государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
    • признания в установленном законодательством Российской Федерации порядке индивидуального предпринимателя или юридического лица банкротом;
    • признания в установленном законодательством Российской Федерации порядке недействительным имеющегося у оценщика, являющегося индивидуальным предпринимателем, документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности; если оценщиком является юридическое лицо — признания недействительным документа об образовании работника этого юридического лица при условии, что он один имеет документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;
    • выхода данным оценщиком в своей деятельности за пределы прав, предоставленных ему лицензией на осуществление оценочной деятельности;
    • несоблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации;
    • решения суда, арбитражного суда, третейского суда.
    • Ходатайство об отзыве лицензии на осуществление оценочной деятельности может быть представлено уполномоченным органом, саморегулируемыми организациями, а также иными заинтересованными лицами.

      Указанный в настоящей статье перечень оснований отзыва лицензии на осуществление оценочной деятельности является исчерпывающим и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

      ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
      Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

      Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

      Документы об образовании, подтверждающие получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, выданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами настоящего Федерального закона не позднее 1 июля 2000 года.

      Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
      Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

      Президент
      Российской Федерации Б.Ельцин

      Москва, Кремль
      29 июля 1998 года № 135-ФЗ

      Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

      Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ
      «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

      С изменениями и дополнениями от:

      21 декабря 2001 г., 21 марта, 14 ноября 2002 г., 10 января, 27 февраля 2003 г., 22 августа 2004 г., 5 января, 27 июля 2006 г., 5 февраля, 13, 24 июля 2007 г., 30 июня 2008 г., 7 мая, 17 июля, 27 декабря 2009 г., 22 июля 2010 г.

      Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года

      Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года

      Настоящий Федеральный закон применяется с учетом положений Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 181-ФЗ

      См. комментарий к настоящему Федеральному закону

      Президент Российской Федерации

      Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

      Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

      Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 6 августа 1998 г. N 148-149, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3813

      Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 июля 2016 г. N 15-П положение части первой статьи 24.18 настоящего Федерального закона признано противоречащим Конституции РФ в той мере, в какой оно препятствует органам местного самоуправления оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории, в случаях, когда по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет

      В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

      Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 312-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.
      См. будущую редакцию настоящего документа
      Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

      Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 274-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

      Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

      Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 6 статьи 4 изменений, вступающего в силу с 1 июля 2017 г.

      Действие статей 24.12 — 24.17 настоящего Федерального закона приостановлено с учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом

      Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

      Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ

      Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 111-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

      Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

      Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

      Федеральный закон от 8 июня 2015 г. N 145-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением отдельных изменений, вступающих в силу с 1 июля 2015 г.

      Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 48-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 г.

      Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

      Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 225-ФЗ

      Часть 25 и часть 26 статьи 24.10 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении девяноста дней после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 225-ФЗ

      Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

      Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

      Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

      Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 249-ФЗ

      Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

      Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 113-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением отдельных изменений в статью 21.1 и часть вторую статьи 21.2, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 144-ФЗ

      Действие положений статей 16.2, 21.1, 21.2, частей четвертой и седьмой статьи 24.2, частей четвертой — шестой статьи 24.6 настоящего Федерального закона приостановлено со дня официального опубликования названного Федерального закона до 1 июля 2013 г. для лиц, включенных в состав экспертных советов саморегулируемых организаций оценщиков решениями органов управления саморегулируемых организаций оценщиков до 1 января 2011 г.

      Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

      Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 346-ФЗ

      Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

      Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

      Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 431-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, для которых статьей 4 установлены иные сроки вступления их в силу

      Изменения в части дополнения статьей 17.1 и в статью 22.1 вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

      Изменения в части дополнения статьями 16.2, 21.1, 21.2, частями четвертой — шестой статьи 24.6, а также в части отдельных изменений в статью 24.2 вступают в силу с 1 октября 2011 г.

      Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, для которых установлен иной порядок вступления в силу

      Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 343-ФЗ

      Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ

      Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 91-ФЗ

      Федеральный закон от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ

      Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 220-ФЗ

      Федеральный закон от 13 июля 2007 г. N 129-ФЗ

      Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ

      Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 157-ФЗ

      Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

      Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

      Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

      Изменения вступают в силу со дня официального опубликованияв названного Федерального закона

      Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 143-ФЗ

      Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

      Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

      Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ

      Изменения вступают в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

      Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 274-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      Комментарии Российской Газеты

      Принят Государственной Думой 19 июля 2017 года

      Одобрен Советом Федерации 25 июля 2017 года

      Внести в статью 24 18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813; 2010, N 30, ст. 3998; 2014, N 30, ст. 4226; 2015, N 24, ст. 3372; 2016, N 23, ст. 3296; N 27, ст. 4294) следующие изменения:

      1) часть первую после слов «муниципальной собственности» дополнить словами «(за исключением случаев, установленных настоящей статьей)»;

      2) дополнить новой частью двадцать восьмой следующего содержания:

      «Решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления, органом государственной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, но расположенного на соответствующей территории, в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет или бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.»;

      3) часть двадцать восьмую считать частью двадцать девятой;

      4) часть двадцать девятую считать частью тридцатой и ее после слов «в суде» дополнить словами «по основаниям для их пересмотра, предусмотренным частью одиннадцатой настоящей статьи,»;

      5) части тридцатую — тридцать вторую считать соответственно частями тридцать первой — тридцать третьей.

      Внести в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 10, ст. 1391; 2016, N 7, ст. 906; 2017, N 18, ст. 2664) следующие изменения:

      1) пункт 15 части 1 статьи 20 дополнить словами «, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии»;

      а) часть 1 после слов «результатов определения кадастровой стоимости» дополнить словами «, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии»;

      б) часть 2 после слов «результатов определения кадастровой стоимости» дополнить словами «, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии»;

      в) дополнить частью 2 1 следующего содержания:

      «2 1 . Органы местного самоуправления, органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя вправе оспорить решения или действия (бездействие) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности других лиц, в случаях, предусмотренных законом.»;

      г) части 4 и 5 изложить в следующей редакции:

      «4. Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии подается в суд в соответствии с правилами подсудности, установленными статьей 20 настоящего Кодекса. В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.

      5. Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных настоящей главой.»;

      3) в части 2 статьи 246:

      а) в пункте 1 слова «кадастровая справка» заменить словами «выписка из Единого государственного реестра недвижимости»;

      б) в пункте 2 слова «нотариально заверенная» исключить;

      в) пункт 5 признать утратившим силу;

      г) пункт 6 изложить в следующей редакции:

      «6) в случаях, установленных федеральным законом, документы и материалы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.»;

      а) часть 5 после слов «об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости» дополнить словами «, в том числе по административному делу об оспаривании решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также по административному делу об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии»;

      б) часть 6 после слов «об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости» дополнить словами «, в том числе по административному делу об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также по административному делу об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии».

      Внести в статью 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4170) следующие изменения:

      1) часть 1 после слов «муниципальной собственности» дополнить словами «(за исключением случаев, установленных настоящей статьей)»;

      2) дополнить частью 22 1 следующего содержания:

      «22 1 . Решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления либо органом государственной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования или города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, но расположенного на соответствующей территории в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования или города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет либо бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.»;

      3) часть 23 после слов «в суде» дополнить словами «по основаниям для их пересмотра, предусмотренным частью 7 настоящей статьи,».

      Президент Российской Федерации В. Путин

      О внесении изменений в статью 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статью 18 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке»

      В статью 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3813; 2014,
      № 30, ст. 4226; 2016, № 27, ст. 4294) внести следующие изменения:

      1) часть пятую изложить в следующей редакции:

      «В случае исправления ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости, полученной после исправления такой ошибки, используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения с ошибкой соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.»;

      2) в части шестой слова «в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона,» заменить словами «на основании установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости»;

      3) часть седьмую считать частью десятой;

      4) дополнить частями седьмой – девятой следующего содержания:

      «Особенности применения кадастровой стоимости для целей налогообложения могут быть установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

      При пересчете кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения о кадастровой стоимости, определенной на основе такого решения комиссии или суда, используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты начала применения кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей..

      При увеличении кадастровой стоимости по итогам исправления ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости или на основе решения комиссии или суда, принятого в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, кадастровая стоимость применяется не ранее 1 января года, следующего за годом ее внесения в Единый государственный реестр недвижимости.».

      В статью 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ
      «О государственной кадастровой оценке» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4170) внести следующие изменения:

      1) в части второй слова «со дня вступления в силу акта, утвердившего ошибочно определенную кадастровую стоимость» заменить словами «с даты начала применения ошибочно определенной кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей»;

      2) в части четвертой слова «внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания» исключить заменить словами «начала применения кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания»;

      3) дополнить частями пятой – седьмой следующего содержания:

      «5. Особенности применения кадастровой стоимости для целей налогообложения могут быть установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

      6. В случае исправления ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости, полученной после исправления такой ошибки, используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты начала применения кадастровой стоимости, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости с ошибкой, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

      7. При увеличении кадастровой стоимости по итогам исправления ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости кадастровая стоимость применяется не ранее 1 января года, следующего за годом исправления ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости.

      8. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления об оспаривании, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».».

      Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

      Смотрите еще:

      • Расчет выплаты по осаго при дтп Как рассчитать стоимость выплаты по ОСАГО после ДТП Как проводится расчет стоимости выплат по ОСАГО при наступлении страхового случая? Этот вопрос задается всеми автовладельцами, которые попали в дорожно-транспортное […]
      • Приказ n 67 от Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 г. N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, […]
      • Заместители прокурора белгородской области 308024, г. Белгород, ул. Горького, 56-а Заместитель прокурора области Логвинов Эдуард Валентинович старший советник юстиции Родился в 1972 году в городе Губкин Белгородской области. В 1994 г. окончил Украинскую государственную […]
      • Приказ минэкономразвития от 20052018 299 Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N 299 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства экономического развития РФ […]
      • На получение материнского капитала имеют право Право на материнский капитал в 2018 году Современная демографическая политика в России представляет собой комплекс мер, нацеленных на улучшение режима демографического воспроизводства. Одной из них является программа стимулирования […]
      • Материнский капитал в сельхозбанке Как взять ипотеку под материнский капитал? Каждая семья с сертификатом имеет право на получение ипотеки под материнский капитал. При этом родители сами решают, какой банк выбрать, и как именно использовать свой сертификат. Ипотека под […]
      • Закон 135 фз комментарии Закон 135 фз комментарии Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, […]
      • Как оформить родителей в дом Отец или супруг: имеет ли "гражданский" муж право на жильё, купленное на материнский капитал Семейный, или, как его чаще называют, материнский капитал, – господдрежка детей, а не родителей. Тем не менее, если выделенные государством […]