Законы финляндии об образовании

Закон о платном образовании в школе в 2017 году

Будоражащие слухи о том, что образование в школах может стать платным, ходят уже несколько лет. Народ буквально верит в то, что государство стремится лишить их самих, а также их детей права на получение, законом прописанных, бесплатных школьных знаний. Однако в Конституции РФ указывается на то, что каждый может получить среднее школьное образование абсолютно бесплатно.

Тем не менее, регулярно поднимается вопрос о сборе денег на обучение. Пересуды звучат как на кухнях, так и в сети Интернет. Так ждет ли нас платная школа с 2017 года? Об этом и многом другом Вы узнаете из нашей статьи.

Основные принципы среднего школьного образования в РФ

На сегодняшний день, обучаться в школах стало в разы сложнее, чем это было еще десять, пятнадцать и более лет назад. Уже давно ходят разговоры о мученическом решении домашнего задания вместе с мамами, папами, бабушками и дедушками. Сегодняшнему школьнику тяжело самостоятельно искать решения над довольно сложными задачами и примерами. Многие дети вынуждены оставаться на дополнительные занятия и продленки, ходить к репетиторам и т.д.

Однако в школьной образовательной системе каждый ребенок должен получать внушительный багаж знаний, который поможет в будущем поступить в ВУЗ и получить высшее образование для овладения той или иной профессией, с которой и будет связана вся дальнейшая жизнь отдельно взятого человека. Сюда относятся:

  • Умение размышлять с подключением логики – логическое мышление;
  • Набор знаний по разнообразным дисциплинам на базовом уровне – фундамент для дальнейшего образования и развития;
  • Определенный набор умений социального плана – как «выживать» в обществе и строить отношения различного характера.

Каждый из приведенных пунктов чрезвычайно важен, поскольку без этих навыков самосовершенствование, развитие, прогресс любого плана будут весьма затруднены. Без учебы в школе вырасти в самодостаточного, образованного и грамотного человека шансов у ребенка очень мало.

Именно поэтому мысль о платном среднем образовании будоражит сознание многих россиян. Мало того, что придется потуже затянуть пояски каждой второй семье, так и дети из малообеспеченных семей вовсе лишатся возможности получать школьные знания. Чудовищное будущее буквально маячит на горизонте! В чем же суть этого закона?

Закон о введении платного образования для средней школы

На самом деле, закон о введении платы за некоторые услуги в системе школьного образования был принят давно и успешно функционирует не один год. Название не так уж и замысловато – «Закон об образовании» — пусть и границы его слегка размыты. Закон о платном образовании, который планируют внедрять в средние школы в 2017 году подразумевает тот факт, что школы должны будут перейти на самоокупаемость.

Все школы разделятся по типу финансирования на государственные, автономные и бюджетные. То есть, здесь не идет речи о том, что родителям теперь придется оплачивать все уроки и т.д. По сути, все базовые предметы останутся на бесплатной основе в своем необходимом минимуме учебных часов. Однако нужно будет доплачивать за дополнительные уроки и мероприятия, которые, конечно же, ученики будут посещать по желанию. Естественно, каждый родитель понимает, что подобные факультативы дают более глубокие знания, позволяющие успешно сдать ЕГЭ, поэтому спрос на них, по прогнозам экспертов, будет высоким.

Также «продленки» и другие мероприятия, подразумевающие уход и присмотр, станут платными. Радует то, что стоимость за подобные услуги установили во вполне разумных пределах.

Помимо прочего, школам было позволено вести всевозможные кружки, призванные всесторонне развивать учеников. Часть кружков школы проводят бесплатно, а за другие нужно будет выложить определенную сумму.

Будут введены так называемые профпредметы, направленные на осваивание определенной профессии. Этот момент считается достаточно непростым и даже спорным, потому что в раннем возрасте осознанно выбрать для себя будущую профессию очень трудно. Вероятнее всего, выбор «подходящей» профессии нужно будет делать родителям, что возлагает на них недюжинную ответственность за будущее своего чада.

Российские школы начнут превращаться в некие организации, приносящие прибыль в казну страны, ведь они смогут сами себя финансировать.

Будем платить или нет?

Споры и разногласия, тут и там возникающие вокруг информации о введении нового закона о платном школьном образовании с 2017 года, все больше и больше запутывают и без того непростую ситуацию. Система платного образования сложна и неоднообразна, потому и выглядит пугающей для большинства родителей.

Каждый понимает, что подобные нововведения сделают получение достаточного объема знаний крайне затруднительным. Вместе с тем, конкурсы в высшие учебные заведения могут резко упасть, поскольку ученики уже будут иметь определенные навыки в той или иной профессии и острая необходимость в учебе после школы попросту отпадет.

Учитывая все вышесказанное, нельзя быть стопроцентно уверенными в том, что власти проигнорируют некоторые пробелы и недочеты в законе о платном образовании 2017 года. Отсюда следует, что введение платных школ с 2017 года остается под большим знаком вопроса, ведь нововведение принесет лишь материальные расходы россиянам, тогда как полезных «свойств» у закона катастрофически мало.

Статья 64. Дошкольное образование
[Закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ, Новый!] [Глава 7] [Статья 64]

1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

1 комментарий к записи “Статья 64 Закон об Образовании. Дошкольное образование”

Статья 64. Дошкольное образование
Комментируемая статья не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку соответствующие нормы содержала ст. 18 Закона N 3266-1. Между тем, в рамках комментируемой статьи указанные положения в значительной степени обновлены и дополнены новыми нормами.
Статья посвящена правовой регламентации дошкольного образования. Основы правового регулирования дошкольного образования в Российской Федерации заложены Конституцией РФ, которая в ст. 43 гарантирует бесплатность и доступность дошкольного образования в государственных и муниципальных учреждениях, возлагая тем самым на государство обязанность обеспечить реализацию данного права. Однако конституционные нормы не конкретизируют содержание данного права и не определяют детали правового регулирования данной сферы образовательных отношений. Более детальная регламентация осуществляется на уровне комментируемого Федерального закона и подзаконных актов. Так, стратегические аспекты развития сферы дошкольного образования заложены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. N 1662-р*(83). В числе первоочередных задач Концепцией обозначено повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования, которое призвано обеспечить поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей. Отметим также, что Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»*(84) поставлена задача достижения к 2016 г. стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
В части 1 комментируемой статьи определяется понятие дошкольного образования. Закон Российской Федерации «Об образовании» не содержал четкого определения данного понятия, однако устанавливал, что дошкольные учреждения создаются и функционируют в помощь семье в целях воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей. Комментируемый Федеральный закон конкретизирует цели дошкольного образования, называя в их числе: формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Таким образом, акцент делается на общеразвивающей цели дошкольного образования. Дошкольный возраст — возраст ускоренного физического и психического развития ребенка, формирования в нем общих навыков и умений, предопределяющих его дальнейшее физическое, интеллектуальное, психическое развитие и являющихся базовыми для последующего становления индивидуальных особенностей развития. Немаловажными являются охрана и укрепление здоровья дошкольников.
Довольно массивный регуляционный пласт в сфере дошкольного образования составляет законодательство субъектов Российской Федерации. Так, в Калининградской области принят Закон от 10.11.2009 г. N 388 «О государственной поддержке дошкольного образования в Калининградской области». Данный Закон, предусматривая механизмы государственной поддержки дошкольных образовательных организаций, нацелен на развитие муниципально-частного партнерства в сфере дошкольного образования и регулирует формы такого партнерства, а также меры его финансового стимулирования.
Субъектами Российской Федерации реализуется большое количество разнообразных региональных и муниципальных краткосрочных и долгосрочных целевых программ, направленных на развитие сети дошкольных образовательных учреждений*(85). При разработке и реализации таких программ ставятся цели повышения уровня доступности дошкольного образования и совершенствования его материально-технической составляющей. Программы определяют субъекты и объекты программ, объемы и источники финансирования мероприятий в рамках программ. Мероприятия могут включать: реконструкцию и строительство зданий дошкольных образовательных организаций; возврат ранее перепрофилированных зданий дошкольных учреждений; создание дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях и групп детей дошкольного возраста в общеобразовательных учреждениях и др.
В Санкт-Петербурге действует специальная программа строительства и реконструкции детских садов*(86). В некоторых субъектах Российской Федерации реализуются программы, предусматривающие специальные мероприятия, направленные на увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях*(87). В Саратовской области предпринимаются меры по возврату в действующую сеть дошкольных образовательных учреждений объектов, в которых находятся областные учреждения*(88). Представляется, что наличие региональных и муниципальных программ, направленных на развитие сети дошкольных учреждений и обеспеченных соответствующим финансированием, при условии их качественной реализации может способствовать скорейшему решению проблемы дефицита мест в дошкольных образовательных организациях и полноценной реализации права граждан на дошкольное образование.
В некоторых субъектах Российской Федерации действуют программные документы, определяющие основные тренды развития дошкольного образования на соответствующей территории. Так, в Республике Саха (Якутия) утверждена Концепция развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2011-2016 годы*(89), которая содержит анализ современного состояния дошкольного образования в Республике и определяет целевые ориентиры и прогнозный компонент дальнейшего развития исследуемой сферы. Необходимо отметить, что в Концепции не только поставлены задачи увеличения количества мест в детских дошкольных учреждениях соответственно демографическим потребностям, но и заданы содержательные целевые параметры развития данной сферы общественных отношений (например, расширение инновационных организационно-педагогических форм дошкольного образования; нацеленность на развитие инклюзивного образования и т.п.).
Часть 2 комментируемой статьи определяет общую направленность образовательных программ дошкольного образования. Содержание образования в дошкольной образовательной организации определяется образовательной программой дошкольного образования, которая согласно ст. 12 комментируемого закона разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования.
По общим нормам, закрепленным в ст. 11 комментируемого закона, федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность обязательных требований к тому или иному уровню образования, включают в числе таковых требования: а) к структуре программы; б) к условиям реализации программы; в) к результатам освоения программы. Непосредственно содержание образования определяют образовательные программы; для уровня дошкольного образования — образовательные программы дошкольного образования. Государством разрабатываются примерные образовательные программы, которые представляют собой учебно-методическую документацию, определяющую рекомендуемые объем и содержание образования того или иного уровня, планируемые результаты освоения программы, примерные условия образовательной деятельности и др.
Согласно комментируемой статье образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования. При этом образовательные программы дошкольного образования строятся на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разрабатывается. Кроме того, в стадии проработки находится вопрос о порядке разработки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их экспертизы и ведения их реестра. Очевидно, до введения в действие федерального государственного образовательного стандарта и формирования реестра примерных основных общеобразовательных программ при реализации образовательных программ дошкольного образования надлежит руководствоваться Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 г. N 2151), а также Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. N 655). Следует иметь в виду, что Министерством образования и науки РФ разработаны Методические рекомендации о разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования (письмо от 21.10.2010 г. N 03-248), примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» (письмо Министерства образования и науки РФ от 22.07.2010 г. N 03-13).
Таким образом, комментируемый Федеральный закон предусматривает стандартизированный подход к обучению в дошкольных образовательных организациях, который, учитывая самостоятельность разработки образовательной программы дошкольного образования, дает возможность адаптирования обучения к индивидуальным особенностям и потребностям воспитанников, а также опосредует педагогическую автономию образовательных организаций.
В части 3 комментируемой статьи закрепляется право родителей несовершеннолетних, получающих дошкольное образование в форме семейного образования, на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы. Такая помощь согласно Закону может быть оказана, в том числе в консультационных центрах, функционирующих при дошкольных и общеобразовательных организациях, однако не исключается и создание специальных консультационных центров. Обеспечение предоставления названных видов помощи Федеральный закон возлагает на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Это новое полномочие субъектов РФ в сфере дошкольного образования, предусмотренное комментируемым Федеральным законом. Введение данного полномочия потребует его закрепления в соответствующих нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Кроме того, во избежание декларативности названных норм субъектам Российской Федерации необходимо предусмотреть финансовое обеспечение осуществления данного полномочия. Отметим также, что полноценное функционирование консультационных центров в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях нуждается в регламентации в нормативных актах субъектов Российской Федерации правового статуса таких центров и механизмов их взаимодействия с родителями.
В отдельных субъектах Российской Федерации на муниципальном уровне существует практика регламентации вопроса организации бесплатной методической, диагностической и консультативной помощи родителям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Это обусловлено тем, что прежнее законодательство об образовании предусматривало правомочие органов местного самоуправления по организации и координации такой помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Так, в Астраханской области администрацией муниципального образования «Лиманский район» постановлением от 22.03.2011 г. N 324 утверждено Положение об организации методической, диагностической, консультативной помощи семьям, воспитывающим детей на дому. Положение предусматривает, что организация такой помощи производится на базе дошкольного учреждения посредством интеграции деятельности специалистов такого дошкольного учреждения (воспитателя, психолога, логопеда, социального педагога и других специалистов), которые проводят групповые и индивидуальные занятия с родителями, воспитывающими детей на дому (лектории, консультации, семинары для родителей и т.д.).
Практика создания консультационных центров для родителей с детьми дошкольного возраста распространена во многих европейских странах. Например, в Финляндии существуют бесплатные детские сады со свободным посещением, находящиеся в муниципальном ведомстве. В таких садах родители сами ухаживают за детьми и могут получать консультации по уходу и обучению. В Дании статья 11 Сводного закона о социальных услугах (Consolidation Act On Social Services, 2007) обязывает местные администрации создавать условия для получения гражданами услуг дошкольного образования, в том числе организовывать бесплатные консультационные центры, в которых семьи, родители могут получить квалифицированную помощь в решении любых проблем, связанных с воспитанием и уходом за детьми, в том числе на анонимной основе.

Законы финляндии об образовании

Статья 37. Организация питания обучающихся
[Закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ, Новый!] [Глава 4] [Статья 37]

1. Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

2. Расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся.

3. Обучающиеся федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки в области обороны и безопасности государства, в области подготовки плавательных составов морских судов, судов внутреннего водного плавания, судов рыбопромыслового флота, летного состава воздушных судов, авиационного персонала, персонала, обеспечивающего организацию воздушного движения, а также общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, обеспечиваются питанием по нормам и в порядке, которые определяются учредителями указанных федеральных государственных образовательных организаций.

4. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления.

1 комментарий к записи “Статья 37 Закон об Образовании. Организация питания обучающихся”

Статья 37. Организация питания обучающихся
Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, поскольку образовательные законы содержали только упоминание об обязанности образовательной организации обеспечить условия для питания обучающихся, не развивая данные положениях в своих нормах.
Комментируемая статья посвящена вопросам организации питания в образовательных организациях. Согласно части 1 комментируемой статьи обязанность по организации питания обучающихся, воспитанников возложена на образовательную организацию. При этом законодательство не содержит четких требований об обязательности использования определенных форм организации питания. Поэтому образовательные организации выбирают их самостоятельно.
Основополагающими актами, регламентирующими отношения в сфере организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных организациях, помимо комментируемого закона, являются такие федеральные законы, как Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», определяющий, что обязательным условием при организации питания в образовательных учреждениях является соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека. Кроме того, Закон обязывает организации образования вне зависимости от форм собственности предпринимать меры по организации питания обучающихся и выполнять требования санитарного законодательства; Федеральный закон от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», закладывающий основные параметры безопасных и качественных продуктов, в том числе для питания обучающихся и воспитанников образовательных организаций и др.
Кроме того, при организации питании, согласно законодательству, обязательно соблюдение норм целого ряда актов технического регулирования, в том числе: технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. N 880; технического регламента Таможенного союза на соковую продукцию из фруктов и овощей, принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. N 882; технического регламента Таможенного союза на масложировую продукцию, принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 г. N 883; технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 г. N 797; Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), принятых решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 г. N 299.
Концептуальную основу организации здорового питания в Российской Федерации составляют Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 25.10.2010 г. N 1873-р. Согласно Основам государственная политика в области здорового питания населения представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение в соответствии с требованиями медицинской науки потребностей различных групп населения в здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения. В числе целей такой государственной политики обозначены сохранение и укрепление здоровья населения, а также профилактика заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием.
Кроме того, целевые ориентиры организации питания для обучающихся и воспитанников образовательных организаций разных образовательных уровней заложены Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. N 761. Стратегией в числе приоритетных направлений названо осуществление мер по совершенствованию системы обеспечения качественным горячим питанием воспитанников дошкольных учреждений и обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования.
Ключевым подзаконным актом, регламентирующим отношения в исследуемой сфере, являются Методические рекомендации по организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях, утвержденные совместным приказом Минздравсоцразвития России от 11.03.2012 г. N 213н и Минобрнауки России от 11.03.2012 г. N 178. Данный акт определяет некоторые основные критерии организации питания в образовательных учреждениях, в том числе касающиеся набора и качества блюд, предлагаемых для питания обучающихся, временных промежутков приема пищи; устанавливающие некоторые функциональные условия деятельности пищеблоков в образовательных учреждениях. Следует отметить, что данный акт носит название «методические рекомендации» и, соответственно, имеет рекомендательный характер.
Статус рекомендательных имеют также такие акты как: Примерные меню горячих школьных завтраков и обедов для организации питания детей 7-11 и 11-18 лет в государственных образовательных учреждениях, утвержденные Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 24.08.2007 г. N 0100/8605-07-34; Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей 7-11 и 11-18 лет (методические рекомендации), утвержденные Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 24.08.2007 г. N 0100/8604-07-34; Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах (методические рекомендации), утвержденные Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 24.08.2007 г. N 0100/8606-07-34.
Обязательными к соблюдению при организации питания в образовательных организациях являются санитарно-эпидемиологические и санитарно-гигиенические правила в отношении организации питания обучающихся и воспитанников образовательных организаций. Такие правила определены, например: санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.01.2005 г. N 3; санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-гигиенические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 г. N 45; санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 г. N 91 и др.
Согласно Методическим рекомендациям по организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях, утвержденным совместным приказом Минздравсоцразвития России от 11 марта 2012 г. N 213н и Минобрнауки России от 11 марта 2012 г. N 178, организация питания в образовательных учреждениях может осуществляться с помощью индустриальных способов производства питания и производства кулинарной продукции непосредственно на пищеблоках образовательных учреждений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования организациями общественного питания образовательных учреждений для обслуживания обучающихся могут быть:
— базовые организации школьного питания (комбинаты школьного питания, школьно-базовые столовые и т.п.), которые осуществляют закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных учреждений;
— доготовочные организации общественного питания, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов и их реализация;
— столовые образовательных учреждений, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и (или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;
— буфеты-раздаточные, осуществляющие реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий.
Санитарно-эпидемиологическими нормами устанавливаются требования к помещениям, в которых осуществляется питание, к санитарно-техническому обеспечению, к оборудованию, инвентарю, посуде; к рациону и меню школьного питания и др.
Образовательная организация вправе привлекать стороннюю организацию, оказывающую услуги общественного питания или часть услуг, выполнение работ, поставку товаров с целью питания учащихся образовательных учреждений. Для поставки услуг по организации питания проводятся торги в установленном законодательством порядке. Такие торги могут проводиться как самим заказчиком (учреждением образования), так и соответствующим уполномоченным органом (например, соответствующим департаментом образования).
Федеральный закон от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в ст. 10 определяет, что размещение заказов на поставки пищевых продуктов в дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся и другие организации, осуществляющие образовательный процесс для детей, и (или) на оказание услуг общественного питания для указанных учреждений и организаций путем проведения торгов осуществляется по решению заказчика или уполномоченного органа в форме конкурса или открытого аукциона в электронной форме. При этом под открытым аукционом в электронной форме понимается открытый аукцион, победителем которого признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта, а проведение торгов обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». На наш взгляд, аукцион как форма проведения торгов для поставки услуг по организации питания (поставки пищевых продуктов) не является оптимальной формой определения поставщика услуг, связанных с обеспечением питания обучающихся, так как не учитывает всех нюансов процесса организации питания и требований, предъявляемых как к качеству поставляемой (производимой) продукции, так и к качеству услуг, опосредующих организацию питания.
Торги в отношении услуг по организации питания могут проводиться также в форме конкурса, т.е. торгов, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. При этом Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в числе возможных требований к участникам конкурса на поставки пищевых продуктов в образовательные организации и (или) на оказание услуг общественного питания для указанных организаций называет: а) наличие опыта исполнения соответственно двух контрактов на поставки одноименных товаров и (или) на оказание одноименных услуг, стоимость каждого из которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота); б) подтверждение опыта исполнением двух контрактов, в предмет которых включены соответственно поставки пищевых продуктов и (или) оказание услуг общественного питания для образовательных учреждений и организаций и по которым с участника размещения такого заказа, являющегося исполнителем по этим контрактам, не взыскивалась неустойка (штраф, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами; в) учет контрактов, исполненных за последние три года. Данные требования были введены Федеральным законом от 20.07.2012 г. N 122-ФЗ, однако они предусматривают право, а не обязанность заказчика, уполномоченного органа устанавливать такие требования к участникам конкурса.
За рубежом вопросам организации питания обучающихся, в частности школьников, уделяется повышенное внимание. Например, в США в сфере организации питания обучающихся действуют несколько законодательных актов, в том числе «О школьных обедах» (School lunch Act 1946), «О питании детей» (Child Nutrition Act 1966) и др. Кроме того, государством реализуется несколько программ детского питания, в числе которых Национальная программа школьных обедов (National School Lunch Program), Программа школьных завтраков (School Breakfast Program), Специальная программа по молоку (Special Milk Program), Программа по летнему обслуживанию продуктами питания (Summer Food Service Program) и др. Отметим, что 10 декабря 2012 г. Президентом США был подписан Билль о детском питании (Child Nutrition Bill), согласно которому федеральные расходы на питание в школах увеличены до 4,5 млрд. долл.
В Финляндии Закон об образовании (Basic Education Act, 628/1998) в статье 31, посвященной гарантиям бесплатного образования в финских школах, определяет, что каждый ученик, получающий базовое образование, обеспечивается сбалансированным, организованным и контролируемым питанием каждый учебный день. Такое питание для школьников и студентов в Финляндии является бесплатным. Бесплатные школьные обеды в Финляндии практикуются с 1948 года — времени введения в действие акта 1943 года о предоставлении бесплатных школьных обедов (акт обязал муниципалитеты оплачивать питание школьников в образовательных заведениях). По данным финских экспертов на сегодняшний день стоимость питания в общей сумме расходов государства на образование одного ученика составляет 8 процентов*(55). Рациональное и сбалансированное питание школьников рассматривается в Финляндии как приоритет национальной политики и является инвестицией в здоровое будущее финских граждан.
Специальный закон о питании школьников действует в Кыргызской Республике — Закон от 27.07.2002 г. N 111 «Об организации питания учащихся в общеобразовательных школах Кыргызской Республики». Закон состоит из 10 статей и закрепляет организационные основы обеспечения школьников питанием в образовательных учреждениях. В частности, Закон предусматривает, что питание учащихся организуется по месту их учебы. Питание школьников начальных классов осуществляется посредством выдачи им завтрака, представляющего собой 200 г молока с булочкой. Закон также предусматривает, что питание учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ городов Бишкек и Ош обеспечивается за счет средств местных бюджетов.
Часть 2 комментируемой статьи содержит норму, направленную на обеспечение получения обучающимися питания в образовательных организациях. Согласно ей расписание занятий должно быть построено таким образом, чтобы существовал перерыв между занятиями, достаточный для приема пищи обучающимися. Министерство образования и науки Российской Федерации в письме от 12.04.2012 г. N 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников» рекомендовало организовывать отпуск горячего питания обучающимся на переменах продолжительностью не менее 20 минут, исходя из того, что 20 минут — это минимально необходимое время для приема пищи детьми.
Часть 3 комментируемой статьи посвящена особенностям организации питания особой категории обучающихся, обеспечение питанием которых обусловлено особой направленностью их образовательных программ и условиями их обучения. Согласно данной норме обучающиеся федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки в области обороны и безопасности государства, в области подготовки плавательных составов морских судов, судов внутреннего водного плавания, судов рыбопромыслового флота, летного состава воздушных судов, авиационного персонала, персонала, обеспечивающего организацию воздушного движения, а также общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, обеспечиваются питанием по нормам и в порядке, которые определяются учредителями таких федеральных государственных образовательных организаций.
Так, постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.2012 г. N 1094 «О некоторых вопросах деятельности высших учебных заведений, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству, осуществляющих в соответствии с международными требованиями подготовку плавательного состава судов рыбопромыслового флота, в части обеспечения обучающихся питанием и вещевым имуществом, включая форменную одежду» предусматривает, что федеральные государственные бюджетные образовательные учреждения высшего профессионального образования, находящиеся в ведении Федерального агентства по рыболовству, реализующие основные образовательные программы среднего и высшего профессионального образования по подготовке в соответствии с международными требованиями плавательного состава судов рыбопромыслового флота, осуществляют обеспечение бесплатным питанием лиц, обучающихся по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета. Согласно Порядку обеспечения обучающихся бесплатными питанием и вещевым имуществом (обмундированием), утвержденному приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.12.2012 г. N 637, для указанных категорий обучающихся устанавливается трехразовое питание в течение суток. Нормы питания предусматриваются указанным постановлением Правительства Российской Федерации.
Бесплатным питанием обеспечиваются и обучающиеся по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета по программам высшего и среднего профессионального образования по подготовке в соответствии с международными требованиями членов экипажей морских судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и членов летных экипажей воздушных судов (постановление Правительства Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 632 «О некоторых вопросах деятельности высших учебных заведений, осуществляющих в соответствии с международными требованиями подготовку плавательного состава морских судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и летного состава воздушных судов, в части обеспечения обучающихся питанием и вещевым имуществом, включая форменную одежду»).
Часть 4 комментируемой статьи определяет полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере организации и обеспечения питанием обучающихся в образовательных организациях. Согласно комментируемым нормам Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления.
В связи с этим в субъектах Российской Федерации сформировано достаточно объемное нормативное правовое регулирование в сфере обеспечения обучающихся, воспитанников питанием в образовательных организациях.
В отдельных субъектах Российской Федерации приняты специальные законы, направленные на решение вопросов организации питания обучающихся в образовательных организациях. Например, законы об организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях реализуются в Волгоградской, Вологодской, Мурманской областях; законы об организации и условиях предоставления питания обучающимся в общеобразовательных учреждениях и обучающимся по образовательным программам начального профессионального образования в образовательных учреждениях, реализующих данные программы, приняты в Ленинградской, Мурманской, Псковской областях, Еврейской автономной области. В Забайкальском крае действует Закон от 25.12.2008 г. N 88-ЗЗК «Об обеспечении бесплатным питанием детей из малоимущих семей, обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Забайкальского края, и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края отдельным государственным полномочием по обеспечению бесплатным питанием детей из малоимущих семей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Забайкальского края».
В некоторых субъектах Российской Федерации действуют региональные целевые программы, предусматривающие реализацию мероприятий в целях совершенствования организации питания детей. Например, Республиканская целевая программа «Совершенствование организации школьного питания в Республике Алтай на 2012-2014 годы», утвержденная постановлением Правительства Республики Алтай от 18.11.2011 г. N 327, предусматривает в числе основных мероприятий: ремонты школьных столовых; материальное оснащение школьных столовых; обеспечение двухразовым горячим питанием обучающихся из малообеспеченных семей и др.
Следует отметить определенную разнородность в подходах к организации обеспечения обучающихся питанием в образовательных учреждениях. Законодательство субъектов Российской Федерации различает полное финансирование питания определенных категорий лиц за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и софинансирование (частичное покрытие расходов на питание за счет средств бюджетов). Так, Закон Приморского края от 18.12.2006 г. N 19-КЗ «Об обеспечении бесплатным питанием детей, обучающихся в младших классах государственных (краевых) и муниципальных общеобразовательных учреждений Приморского края» предусматривает, что обучающиеся в младших классах обеспечиваются один раз в день бесплатным питанием в период учебного процесса. Финансирование расходов на обеспечение обучающихся в младших классах бесплатным питанием осуществляется за счет средств краевого бюджета. Закон Еврейской автономной области от 24.12.2004 г. N 407-ОЗ «Об обеспечении бесплатным питанием учащихся областных государственных учреждений начального профессионального образования очной формы обучения» предусматривает бесплатное питание (в виде горячего питания, сухого пайка или наличных денег) для учащихся средних профессиональных училищ области за счет средств областного бюджета. Закон Вологодской области от 15.07.003 г. N 929-ОЗ «Об обеспечении питанием школьников в Вологодской области» устанавливает дополнительные гарантии по обеспечению питания ряда категорий школьников (из малоимущих или многодетных семей, школьников, состоящих на учете в противотуберкулезном диспансере) в виде бесплатного питания за счет средств областного бюджета.
Практика частичной оплаты питания обучающихся за счет средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов распространена в подавляющей части субъектов Российской Федерации. Софинансирование может осуществляться как посредством льготного (по сниженной цене) питания для определенных категорий обучающихся, так и посредством выплаты компенсации родителям через органы социальной защиты. Например, Закон Ленинградской области от 30.06.2006 г. N 46-оз «Об организации питания обучающихся в отдельных образовательных учреждениях, расположенных на территории Ленинградской области» предусматривает наряду с категориями обучающихся, обеспечивающихся бесплатным питанием за счет средств областного бюджета (обучающиеся из малоимущих семей, обучающиеся, признанные инвалидами и др.), категорию обучающихся, питание которым предоставляется с оплатой в 50 процентов стоимости питания (дети из многодетных семей). Закон Волгоградской области от 10.11.2005 г. N 1111-ОД «Об организации питания обучающихся (1-11 классы) в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области», а также Закон Санкт-Петербурга от 24.02.2009 г. N 32-13 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в части предоставления на льготной основе питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» предусматривают компенсацию родителям уплаченных за питание сумм (размеры компенсации варьируются в зависимости от льготности категории, к которой отнесен тот или иной обучающийся).
В ряде субъектов Российской Федерации действуют специальные «компенсационные» законы. Например, Закон Московской области от 19.01.2005 г. N 24/2005-ОЗ «О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях Московской области», Закон Еврейской автономной области от 24.12.2004 г. N 408-ОЗ «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в областных государственных учреждениях среднего профессионального образования», Закон Оренбургской области от 24.12.2004 г. N 1664/271-III-ОЗ «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных и муниципальных автономных, бюджетных и казенных общеобразовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении органов исполнительной власти Оренбургской области и органов местного самоуправления Оренбургской области» предусматривают компенсационные выплаты на питание установленных категорий обучающихся.
В Санкт-Петербурге реализован собственный подход к регламентации исследуемой сферы; принят целый ряд нормативных правовых актов в части организации питания разных категорий граждан. Так, Социальный кодекс Санкт-Петербурга от 09.11.2011 г. содержит статьи, предусматривающие предоставление льготного питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга отдельным категориям граждан посредством компенсации его стоимости в полном размере или частично за счет средств бюджета города. Аналогичные положения содержит Закон Санкт-Петербурга от 04.02.2009 г. N 32-13 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в части предоставления на льготной основе питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга». Кроме того, в Санкт-Петербурге действует Закон от 08.10.2008 г. N 569-95 «О социальном питании в Санкт-Петербурге». Под социальным питанием Закон понимает питание, предоставляемое в учреждениях Санкт-Петербурга с учетом обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. В свою очередь, для организации социального питания в Санкт-Петербурге создана система социального питания, включающая в себя органы государственной власти, учреждения и организации общественного питания, обеспечивающие социальное питание и взаимодействующие в процессе организации такого питания. Согласно Закону организация социального питания осуществляется организациями общественного питания, прошедшими конкурсный отбор и включенными в реестр организаций социального питания. Социальное питание осуществляется на основе договоров об организации социального питания, заключенных уполномоченными исполнительными органами государственной власти либо учреждением Санкт-Петербурга (образовательным, здравоохранения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, социального обслуживания населения) с организацией общественного питания. Кроме того, Закон не исключает возможности самостоятельной организации питания учреждениями образования, здравоохранения и др. При этом функции социального питания осуществляются за счет средств, полученных на основании бюджетной сметы таких учреждений. С учетом действующего законодательства, регламентирующего порядок финансирования автономных и бюджетных учреждений, такая организация питания возможна только казенными учреждениями (ст. 6 Бюджетного кодекса).
Подобная разноречивая практика обусловлена разнородностью финансовых возможностей субъектов Российской Федерации по исполнению дополнительных гарантий в части обеспечения обучающихся и воспитанников региональных и муниципальных образовательных организаций питанием. Вместе с тем анализ показывает, что минимальные гарантии в отношении определенных категорий обучающихся (дети из малоимущих и многодетных семей, обучающиеся, признанные инвалидами и др.) в части полной или частичной компенсации питания за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов установлены в большинстве регионов РФ.
Разветвленное регулирование вопросов обеспечения обучающихся, воспитанников питанием в образовательных организациях осуществляется на местном уровне. Такие акты, как правило, детализируют нормы законодательства соответствующих субъектов Российской Федерации. Вопросы организации питания обучающихся в школах на местном уровне регулируются в рамках решений представительных органов муниципальных образований, постановлений глав администраций, приказов отраслевых органов местного самоуправления, которые посвящены в целом установлению льготных категорий граждан, расходы на питание которых финансируются полностью или частично из муниципального бюджета, периодичности питания, определению субъектов, ответственных за контроль питания обучающихся.
Так, постановлением Администрации городского округа Химки Московской области от 18.10.2012 г. N 1634 утверждено Положение об организации питания детей в образовательных учреждениях, которое регламентирует процедуру предоставления питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях указанного округа.
В отдельных муниципальных образованиях действуют акты, направленные на поддержку детей, находящихся в особенной жизненной ситуации. Например, постановлением Главы администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края от 19.04.2009 г. N 247 утверждено Положение о порядке организации горячего питания в общеобразовательных учреждениях Новоалександровского муниципального района и порядке предоставления льготного (дотационного) питания обучающимся. Согласно Положению организация горячего питания является обязательным направлением деятельности общеобразовательного учреждения. Каждый обучающийся имеет право на ежедневное получение горячего питания в образовательном учреждении в течение учебного года. Источниками финансирования питания являются как средства местного бюджета, так и родительская плата. Льготное питание, предоставляемое отдельным категориям детей, подразумевает дотацию из местного бюджета в размере не менее 50 процентов от стоимости горячего завтрака.

Смотрите еще:

  • Подоходный налог при работе по патенту Как возместить НДФЛ иностранцу? Если иностранный гражданин работает по патенту, то работодатель удерживает 13% с его заработной платы для оплаты налога на доход физического лица (НДФЛ). Однако не только работодатель выплачивает налог, но […]
  • Приказы о внеурочной деятельности по фгос Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №6 Тутаевского муниципального района ФГОС ФГОС Нормативно-правовые документы Федеральный уровень Региональный уровень Приказ Департамента образования Ярославской области […]
  • Правила обращения граждан в суде Электронные обращения граждан в суды общей юрисдикции Порядок обращения граждан в суды общей юрисдикции, поступающие в электронной форме, и их рассмотрение, регулируется Положением о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции […]
  • Правила поведения с сотрудниками на работе Как себя вести на работе, в офисе? Этикет. Правила. Правильное поведение для карьеры. Как правильно себя вести на работе, чтобы Вас любили, уважали и продвигали по служебной лестнице. Поведенческие стратегии в офисе для карьеры. (10+) Как […]
  • Пенсии с 1 ноября 2018 в россии Пенсия в России с 1 января 2018 года, последние новости: изменения, индексация – работающим и неработающим пенсионерам, военным Пенсия в России с 1 января 2018 года, последние новости. Пока Алексей Кудрин шокирует общественность […]
  • Что делать если квартира в залоге Квартира в залоге у банка: 5 вариантов продажи Уже много раз описанные «прелести» нынешнего кризиса (рост курса доллара, увольнения, сокращения зарплат) могут привести к тому, что взятый пару лет назад ипотечный кредит становится […]
  • Учебное пособие по финансам предприятия 2013 Финансы - Ковалева А. М. - Учебное пособие Год выпуска : 2005 Автор : А.М. Ковалева Жанр : Экономика/Финансы Издательство : «Финансы и статистика» Качество: eBook (изначально компьютерное) Формат : DOC Количество страниц : […]
  • Документы необходимые для получения свидетельства о праве собственности Как получить свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру? В соответствии с Конституцией РФ на государство возложена функция гаранта права частной собственности. Свои полномочия в этой сфере государство […]