Закон об общежитиях россия

Оглавление:

Статья 39. Предоставление жилых помещений в общежитиях

2. Жилые помещения в общежитиях предоставляются обучающимся в порядке, установленном локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Обучающимся, указанным в части 5 статьи 36 настоящего Федерального закона, жилые помещения в общежитиях предоставляются в первоочередном порядке. С каждым обучающимся, проживающим в жилом помещении в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в общежитии в порядке, установленном жилищным законодательством. При наличии обучающихся, нуждающихся в жилых помещениях в общежитиях, не допускается использование таких жилых помещений для целей, не связанных с проживанием в них обучающихся.

4. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся устанавливается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в зависимости от качества, благоустройства, месторасположения и планировки жилых помещений в общежитии. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся определяется локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии). Размер определенной в указанном акте платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся не может превышать максимальный размер такой платы, установленный учредителями этих организаций.

5. Порядок определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии, устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и (или) размер платы за коммунальные услуги в общежитии для обучающихся или не взимать такую плату с отдельных категорий обучающихся с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии). Лица, указанные в части 5 статьи 36 настоящего Федерального закона, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии.

Комментарий к Ст. 39 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Положения образовательного законодательства об обеспечении обучающихся в образовательной организации местами в общежитии не являются новыми. Однако в рамках рассматриваемой статьи соответствующие положения значительным образом систематизированы и дополнены новыми нормами.

Как правило, любое высшее учебное заведение имеет жилищный фонд. Такой жилищный фонд состоит, в основном, из общежитий, и предназначен для проживания обучающихся.

Студенческое общежитие предназначается для размещения иногородних студентов. Они пользуются приоритетным правом на получение места в Общежитии по отношению к студентам, проживающим в данной местности. Преподавателям и иным сотрудникам вуза жилые помещения могут предоставляться при полном обеспечении всех нуждающихся студентов местами в общежитии. На таких же условиях помещения могут быть предоставлены сторонним организациям.

Гарантией прав нуждающихся студентов на жилую площадь является запрет на использование жилой площади, входящей в жилищный фонд не по назначению, например, сдача в аренду.

Образовательная организация вправе совершать сделки с жилищным фондом, только если все нуждающееся студенты обеспечены жилыми помещениями.

Общежитие оборудуется в соответствии со строительными нормами и правилами. Организуются комнаты для самостоятельных занятий, комнаты отдыха, изоляторы, бытовые помещения (кухни, душевые, умывальные комнаты, туалеты и другие).

В каждой образовательной организации, как правило, разрабатывается и действует положение о студенческом общежитии (студгородке). Оно основывается на Типовом положении о студенческом общежитии. Письмом Рособразования от 27.07.2007 г. N 1276/12-16*(63) даны рекомендации по содержанию Примерного положения о студенческом общежитии.

Кроме того, существуют Правила внутреннего распорядка в общежитии, которые утверждаются руководителем образовательной организации по согласованию с профкомом студентов. Студенту важно их знать и строго им следовать.

Размещение студентов производится с соблюдением установленных санитарных норм. Жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека.

С каждый заселяемым в общежитие заключается договор найма. Договор найма заключается в письменной форме.

Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. N 42*(64) утверждена форма Типового договора найма жилого помещения в общежитии.

В договоре найма специализированного жилого помещения две стороны: администрация образовательной организации в лице директора, ректора или иного уполномоченного им лица (проектора, начальника жилищного фонда и т.п.) — наймодатель, и студент, либо студент его законный представитель (родитель, попечитель) — Наниматель. Законный представитель ставит подпись в договоре найма, если студент не достиг совершеннолетнего возраста. В этом случае родитель действует от имени несовершеннолетнего обучающегося, принимая на себя обязанности по договору. Как правило, договор в таком виде заключается со студентами-первокурсниками, которым на момент заключения договора еще нет 18 лет.

Как правило, жилая комната закрепляется за проживающими на весь период обучения в учебном заведении.

При достижении обучающимся совершеннолетия права и обязанности Нанимателя по договору могут перейти к студенту. Нужно только закрепить такое условие в договоре.

Помещение передается за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию общежитием. В договоре указывается номер студенческого общежития и комнаты.

Обучающимся по заочной форме обучения места в общежитии представляются только на период промежуточной и итоговой аттестации.

Выселение граждан из общежитий регулируется ст. 103 Жилищного кодекса РФ 2004 г.*(65). Оно возможно только в двух случаях:

в случае расторжения договора найма (ст. 101 ЖК РФ);

в случае прекращения договора найма (ст. 102 ЖК РФ).

Таким образом, перечень оснований для выселения студента из общежития строго регламентирован. Только прекращение договора найма (при окончании обучения по любым причинам) дает основание администрации образовательной организации требовать выселения студента.

В иных случаях, прежде чем выселить студента из общежития, администрации образовательной организации необходимо расторгнуть с ним договор найма. Однако сделать это администрация может не всегда. Расторгнуть договор найма специализированного помещения можно:

1) в любое время по соглашению сторон;

2) в любое время по желанию нанимателя;

3) в судебном порядке по требованию наймодателя в случае:

неисполнения нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма;

выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства (здесь и далее ст. 83 ЖК РФ);

невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более 6-ти месяцев;

разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;

систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;

использования жилого помещения не по назначению;

Договор найма прекращается в случаях:

утраты (разрушения) такого жилого помещения;

перехода права собственности новому юридическому лицу;

прекращения учебы, службы, трудовых отношений (ст. 105 ЖК РФ).

Таким образом, администрация образовательной организации может по своей инициативе расторгнуть договор найма с обучающимся, во-первых, только по рассмотренным выше основаниям, а во-вторых, только в судебном порядке.

Новацией образовательного законодательства в этой части является обязанность образовательной организации по согласованию с учредителем устанавливать обязательную квоту обеспечения местами для проживания в общежитии студентам, обучающимся за счет средств бюджетных ассигнований.

Размер платы за пользование жилым помещением в общежитии для обучающихся определяется локальными нормативными актами организаций, например, в положении об общежитии, в приказах (распоряжения) о стоимости проживании в общежитии и т.п.

Размер платы за проживание не может превышать 5% размера норматива, определяемого Правительством РФ для стипендиального фонда лиц, обучающихся за счет средств бюджетных ассигнований. Фактически в комментируемой норме, но в несколько ином виде, воспроизведены положения Закона N 3266-1 относительно размера платы за проживание, который был привязан к 5% от размера стипендии. Иначе говоря, норма ранее действующего законодательства предусматривала, что размер платы за проживание в общежитии не может превышать сумма в 5% от размера стипендии обучающегося.

Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, место в общежитии предоставляется бесплатно.

Весьма существенно уточнен жилищный статус студентов, обучающихся с полным возмещением стоимости затрат на свое обучение (т.е. обучающихся на платной основе). Размер стоимости их проживания не привязан к размеру стипендии и может составлять сумму фактических затрат образовательной организации на организацию проживания таких обучающихся.

Ответы на вопросы

С каждым обучающимся, проживающим в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в общежитии в порядке, установленном жилищным законодательством. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом, другими федеральными законами.

Основываясь на указанных правовых нормах Письмом Минобрнауки России от 14 мая 2014 г. № ВК-951/09 «О комендантском часе» в студенческом общежитии» было разъяснено, что существующая практика ограничения прав обучающихся, проживающих в студенческих общежитиях, на вход в общежития и выход из них в ночное время не соответствует действующему законодательству. Вместе с тем, введение круглосуточного доступа в студенческие общежития не должно приводить к нарушению прав обучающихся, в том числе к бесконтрольному доступу посторонних лиц на территорию студенческого общежития и росту числа противоправных действий. Опыт ряда образовательных организаций показывает, что при отмене «комендантского часа» выработана практика урегулирования проблем, связанных с введением круглосуточного доступа обучающихся в студенческие общежития.

В соответствии с пунктом 4 статьи 43 ФЗ «Об образовании в РФ» за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 30 ФЗ «Об образовании в РФ» при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся (в том числе при внесении изменений в правила контрольно-пропускного режима, проживания в общежитии), обязателен учет мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся (при их наличии).

Ответ дан по состоянию законодательства на 30.09.2014

Каким образом регулируется в настоящее время размер платы за общежитие для студентов?

После вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» стало действовать правило, согласно которому размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся определялся локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность (при их наличии). Каких-либо ограничений по установлению размера платы не было предусмотрено, что повлекло в отдельных образовательных организациях увеличение стоимости платы за проживание в студенческом общежитии в несколько раз, включение в размер платы обязательных дополнительных услуг и т.п.

В связи с указанной ситуацией Минобрнауки России было направлено в адрес руководителей образовательных организаций высшего образования письмо от 9 августа 2013 г. № МК‑992/09 «О порядке оплаты за проживание в студенческом общежитии» с требованием не допускать резкого повышения указанной платы. В данном письме обращалось внимание на необходимость публикации копий локальных нормативных актов на официальном сайте образовательной организации, а также на персональную ответственность руководителей образовательных организаций по вопросу определения платы за проживание в студенческом общежитии. Позднее руководителям образовательных организаций высшего образования было направлено Письмо № ВК-573/09 от 02 октября 2013 г. «О порядке оплаты за проживание в студенческом общежитии», в котором Минобрнауки России дополнительно обращало внимание руководителей образовательных организаций высшего образования на параметры, которыми следует руководствоваться при определении порядка оплаты за жилое помещение в общежитии. Среди прочего, было указано, что категория обучающихся исключается из общих норм жилищного законодательства в отношении взимания платы за содержание и ремонт жилого помещения; обучающиеся, проживающие в общежитии, вправе отказаться от предоставления дополнительных бытовых услуг и т.д.

Несмотря на данные рекомендации ситуация с платой за общежития продолжала оставаться напряженной, что требовало законодательного закрепления соответствующих гарантий. В связи с этим был принят Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 182-ФЗ «О внесении изменений в статью 100 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 39 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с законом плата за общежитие может состоять только из платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии и платы за коммунальные услуги.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) устанавливается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в зависимости от качества, благоустройства, месторасположения и планировки жилых помещений в общежитии. Размер такой платы, как и прежде, определяется локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии). Во избежание необоснованного повышения платы за общежитие установлено, что размер определенной в локальном нормативном акте платы не может превышать максимальный размер такой платы, установленный учредителями этих организаций.

В настоящее время приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 августа 2014 г. № 1010 г. установлен максимальный размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

Данный размер установлен в размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, установленном соответствующими органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом коэффициентов, применяемых в зависимости от планировки жилых помещений в общежитии: для общежитий коридорного типа — 0,5; для общежитий гостиничного и секционного типов — 0,75; для общежитий квартирного типа — 1,0.

Имеет ли право администрация вуза принимать приказы о выселении студентов из общежития на лето?

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, предоставляют каждому нуждающемуся в жилой площади обучающемуся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилое помещение в общежитии при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций.

С каждым обучающимся, проживающим в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в общежитии в порядке, установленном жилищным законодательством. В соответствии с частью 2 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период обучения. В соответствии с частью 8 статьи 100 Жилищного кодекса типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с разделом IV Типового договора найма жилого помещения в общежитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», договор может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке. Также договор прекращает свое действие с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью нанимателя или с окончанием срока обучения, то есть с отчислением из образовательной организации.

В соответствии с частью 2 статьи 39 ФЗ «Об образовании в РФ» жилые помещения в общежитиях предоставляются обучающимся в порядке, установленном локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 30 ФЗ «Об образовании в РФ» при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся (в том числе при внесении изменений в правила контрольно-пропускного режима, проживания в общежитии), обязателен учет мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся (при их наличии).

Таким образом, по мнению Минобрнауки России, выраженному в Письме от 15 июля 2014 г. № ДЛ-208/09 «О выселении из студенческих общежитий в летний период» решение о предоставлении жилого помещения, в том числе в каникулярное время, определяется договором найма и локальными нормативными актами, при принятии которых необходим учет мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся.

Насколько правомерно установление платы за дополнительные услуги для всех без исключения категорий проживающих в общежитии?

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, предоставляют каждому нуждающемуся в жилой площади обучающемуся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилое помещение в общежитии при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций в порядке, установленном локальными нормативными актами этих организаций.

Обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по заочной форме обучения предоставляются жилые помещения в общежитиях на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций.

Частью 3 статьи 39 Закона об образовании установлено, что размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся определяется локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность (при их наличии).

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Размер платы за коммунальные услуги должен рассчитываться, исходя из объема их потребления, определяемого по показаниям приборов учета (индивидуальных или домовых, установленных непосредственно в общежитии). Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную проживающему в жилом помещении, производится в соответствии с пунктом 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

В отношении бытовых и дополнительных услуг (например, пользование электробытовыми приборами), если наличие таковых предусмотрено локальными актами образовательной организации, необходимо указать, что плата за услуги осуществляется только в случае пользования ими. Указанное пользование должно осуществляться на добровольной основе и не может быть навязано образовательной организацией, руководством общежития и т.п. В связи с изложенным определение порядка оплаты предоставляемых обучающимся при проживании в общежитии бытовых, дополнительных услуг должно осуществляться отдельно, и плата за них не должна включаться в размер платы за жилое помещение в общежитиях.

Во избежание злоупотреблений и неправомерного повышения платы за общежитие в письме Минобрнауки России, направленном в адрес руководителей образовательных организаций высшего образования письмо от 9 августа 2013 г. № МК 992/09 «О порядке оплаты за проживание в студенческом общежитии» обращается внимание на необходимость публикации копий локальных нормативных актов на официальном сайте образовательной организации, а также на персональную ответственность руководителей образовательных организаций по вопросу определения платы за проживание в студенческом общежитии.

Ответ дан по состоянию законодательства на 16.05.2014

В нашем общежитии ремонт не производился с 2009 года. Возможно ли снижение размера платы для проживающих очной бюджетной формы обучения за пользование жилым помещением за счет исключения из оплаты за проживание затрат на ремонт и т.п.?

Нет. По смыслу ст. 39 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ размер платы за проживание в общежитии складывается из платы за пользование жилым помещением и платы за коммунальные услуги.

Вопросы платы за жилое помещение и коммунальные услуги также регулируются разделом VII Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ. В соответствии со ст. 154 Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

Закон об образовании является специальным актом, регулирующим жилищные правоотношения для обучающихся и, в отличие от приведенной нормы Жилищного кодекса Российской Федерации исключает из платы за общежитие — плату за содержание и ремонт жилого помещения.

В этой связи в размер платы, взимаемой с обучающихся за жилое помещение в общежитии, не должны включаться затраты на содержание и ремонт жилых помещений, к которым, в частности, относятся затраты на:

1) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;

2) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;

3) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования;

4) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов;

5) соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;

6) проведение обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;

7) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Таким образом, затраты на ремонт изначально не должны включаться в размер платы за общежитие.

В соответствии с Законом об образовании организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся или не взимать ее с отдельных категорий обучающихся в определяемых ею случаях и порядке.

Кроме того, жилые помещения в специализированном жилищном фонде образовательной организации предоставляются бесплатно и в первоочередном порядке категориям обучающихся, указанным в ч.5 ст. 36 Закона об образовании, а именно:

1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) детям-инвалидам, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства;

3) подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

4) инвалидам вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранам боевых действий;

5) имеющим право на получение государственной социальной помощи;

6) студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» – «г» пункта 1, подпунктом «а» пункта 2 и подпунктами «а» – «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Статья 105 ЖК РФ. Предоставление жилых помещений в общежитиях

1. Жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.

2. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

Комментарии к ст. 105 ЖК РФ

1. Вселяемые в общежитие граждане должны состоять в трудовых отношениях (или обучаться в учебном заведении) с предприятием, в хозяйственном ведении которого находится общежитие, или с учреждением, в оперативном управлении которого находится общежитие. Вселение иных граждан в общежитие не допускается.

Жилое помещение в общежитии предоставляется в размере не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека. Семьям предоставляется изолированное жилое помещение.

2. На основании принятого решения с гражданами, вселяемыми в общежитие, предприятие, учреждение заключают договор найма жилого помещения в общежитии. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений или учебы.

Плата за пользование жилым помещением в общежитии и предоставление коммунальных услуг не должна превышать размер оплаты жилья и коммунальных услуг, предусмотренный для нанимателей, проживающих по договору социального найма.

Кроме того, некоторые ограничения в отношении пользования общежитием установлены для заселения гражданами освободившихся в общежитии комнат. Граждане, проживающие в общежитиях, не имеют право требовать предоставления им освободившихся комнат. Таким образом, правила, установленные ст. 59 ЖК РФ, не применяются в общежитиях.

3. Комментируемая статья предусматривает условия прекращения договора найма жилого помещения в общежитии. Прекращение трудовых отношений, увольнение со службы или окончание срока пребывания на выборной должности являются основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Лица, вселенные в общежитие согласно срочному трудовому договору, сезонные работники, прекратившие работу, а также учащиеся и студенты, прекратившие обучение в образовательных учреждениях, обязаны освободить занимаемое в общежитии жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение в общежитии они подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения. Для данной категории лиц основанием выселения без предоставления другого жилого помещения является прекращение работы или учебы, так как они уже не являются субъектами права пользования жилыми помещениями в общежитии.

Основанием для прекращения трудовых отношений в названных случаях может быть заявление работника об увольнении по собственному желанию или увольнение работника по инициативе работодателя.

Граждане, проживающие в общежитии, подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, кроме случаев, перечисленных в ч. 2 ст. 103 настоящего Кодекса (см. комментарий к ст. 103 ЖК).

Дума приняла закон, регламентирующий плату за студенческие общежития

МОСКВА, 20 июн — РИА Новости. Госдума приняла во втором и третьем чтении закон, который регламентирует порядок платы за студенческие общежития.

Соответствующие поправки вносятся в Жилищный кодекс РФ и закон «Об образовании». Размер платы за общежития образовательных организаций устанавливается органами государственной власти или местного самоуправления, которые являются учредителями соответствующих организаций. Согласно закону, расчет платы за коммунальные услуги в общежитии образовательной организации производится с учетом бюджетных ассигнований, выделяемых этим организациям.

Член комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин сообщил, что размер платы за общежитие устанавливается в зависимости от качества, благоустройства, месторасположения, планировки жилых помещений и определяется локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения студсоветов при их наличии.

«Отдельно прописано, что размер определенной в таком акте платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии не может превышать максимальный размер такой платы, установленный учредителями вузов», — сказал депутат журналистам. Порядок платы за коммунальные услуги и ее размер устанавливает правительство РФ, добавил Балыхин.

При этом депутат подчеркнул, что вузы могут снизить размер платы как за общежитие, так и за коммунальные услуги или же вообще не взимать за это денег с отдельных категорий студентов с учетом мнения советов обучающихся. По словам Балыхина, получатели социальной стипендии, например, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, освобождаются от платы за общежитие и имеют приоритет при получении «студенческого жилья».

Парламентарий также обратил внимание, что при наличии студентов, нуждающихся в жилых помещениях в общежитиях, не допускается использование таких жилых помещений для целей, не связанных с проживанием в них обучающихся. «С каждым студентом, проживающим в общежитии, заключается договор найма. Студенты обязуются вносить плату за пользование жилым помещением (плату за наем) и плату за коммунальные услуги», — сказал он. Как отмечал ранее глава комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов, при реализации законопроекта плата за общежитие должна составить от 300 до 600 рублей в месяц.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

    В письме должны быть указаны:

    • Тема – восстановление доступа
    • Логин пользователя
    • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

    Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

    В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

    Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 182-ФЗ «О внесении изменений в статью 100 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 39 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

    Комментарии Российской Газеты

    Принят Государственной Думой 20 июня 2014 года

    Одобрен Советом Федерации 25 июня 2014 года

    Часть 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 31, ст. 4206) дополнить словами «, если иное не установлено другими федеральными законами».

    Статью 39 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) изложить в следующей редакции:

    «Статья 39. Предоставление жилых помещений в общежитиях

    1. Нуждающимся в жилых помещениях в общежитиях обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, предоставляются жилые помещения в общежитиях при наличии соответствующего жилищного фонда у этих организаций.

    3. Наниматели жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) и плату за коммунальные услуги.

    6. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и (или) размер платы за коммунальные услуги в общежитии для обучающихся или не взимать такую плату с отдельных категорий обучающихся с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии). Лица, указанные в части 5 статьи 36 настоящего Федерального закона, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии.».

    Президент Российской Федерации В. Путин

    Жилищные права граждан, проживающих в общежитии

    Жилые помещения в общежитиях используются для проживания граждан на время их работы, службы и обучения; в помещениях, специально построенных либо переоборудованных для использования в качестве общежития в обычных жилых домах или в каких-либо частях этих домов.

    На основе положений ст. 105 Жилищного кодекса РФ «договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии».

    Основания и условия проживания в общежитиях регламентируются и в отдельных законодательных актах, примерных, типовых положениях об общежитиях, в частности в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Примерном положении об общежитиях, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 г., Положении об общежитии для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г., Типовом положении о студенческом общежитии образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования РФ, утвержденном Постановлением Госкомвуза РФ от 31 мая 1995 г., письме Госкомвуза РФ от 18 августа 1994 г. «О взимании со студентов платы за проживание в общежитиях и другие коммунальные услуги», письме Минстроя РФ от 17 марта 1995 г. «О плате за проживание в общежитиях».

    Министерства и ведомства, объединения, предприятия, учреждения и организации обладают законными правами по разработке и изданию своих положений об общежитиях, а также об общежитиях в жилых помещениях, находящихся в их ведении на правах хозяйственного ведения, оперативного управления или права собственности, с последовательным и неукоснительным соблюдением жилищных прав граждан, вытекающих из положений Конституции РФ, ЖК РФ, других законодательных актов.

    При этом должны соблюдаться и особые права граждан, связанные с их проживанием в общежитии. В Примерном положении об общежитии от 11 августа 1988 г. (с измен. от 23 июля 1993 г.), Постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 г. (с измен. от 25 октября 1996 г.) предусмотрены требования относительно укомплектования помещений общежития мебелью, специальным оборудованием, инвентарем, культурно-бытовыми предметами, необходимыми для занятий и отдыха граждан; важное значение придается тому, имеются ли штаты обслуживающего персонала, каков размер платы, взимаемой за пользование общежитием.

    Очевидно, что эти виды услуг должны предоставляться и в жилых домах предприятий, учреждений и организаций, используемых в качестве общежитий.

    Жилая площадь в общежитии предоставляется в размере не менее 6 кв. м на одного человека. Семьям предоставляются изолированные жилые помещения. Вселяемому(ым) на основе договора найма выдается мебель, постельные принадлежности и другой инвентарь.

    Размер платы за проживание и бытовые услуги для обучающихся (студентов) за счет средств соответствующего бюджета не может превышать 5% от размера стипендии.

    Вместе с тем государственные образовательные учреждения профессионального образования в пределах нормативов самостоятельно устанавливают порядок и размеры оплаты за проживание в общежитии за предоставляемые коммунально-бытовые и другие услуги, непосредственно не связанные с образовательным процессом. К ним относятся дополнительные услуги, которые могут предоставляться только по желанию студентов и при наличии материально-технических возможностей (пользование телефоном, камерами хранения, пунктами проката бытовой орг-, теле-, радиотехники, химчисткой и прачечной, получение дополнительных медицинских услуг и т.п.)

    В иных случаях за проживание в общежитии размер платы не должен превышать установленный органами исполнительной власти в данной местности уровень платы за жилье и коммунальные услуги в жилых муниципальных домах.

    Рекомендованный порядок не распространяется на лиц, поступающих на учебу с полным возмещением затрат на обучение (в т.ч. иностранцев), которые должны оплачивать услуги в полном объеме.

    Наниматели, проживающие в общежитии как в специализированном жилом фонде, не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем. Они (наниматели) как имеющие права только временного проживания, при отсутствии другой жилой площади (на территории РФ) и наличии оснований признания малоимущими (ст. 49 ЖК РФ), вправе требовать от местных органов самоуправления постановки на учет на получение жилья в порядке ст. ст. 51, 52 ЖК РФ.

    Если эти жилые помещения, использовавшиеся ранее в качестве общежитий, переданы в ведение местных органов самоуправления с соблюдением требований законодательства, то впоследствии на эти помещения будут распространены положения статей ЖК РФ о договоре социального найма (ст. ст. 60 — 91). Граждане, проживающие в них, будут обладать правами на обмен, поднаем, изменение, расторжение договора найма, приватизацию.

    Предоставление гражданину места в общежитии, длительное время его проживания в нем (общежитии) не является основанием отнесения его к категории лиц, обеспеченных жильем на постоянной основе. Ибо, как было отмечено, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания. Верховный Суд РФ в своих определениях и постановлениях неоднократно разъяснял, что недопустимо превращать комнаты в общежитии в место постоянного проживания и считать гражданина обеспеченным жильем.

    Имеют место факты нарушений жилищных прав граждан, проживающих в общежитиях, по мотивам переселения из одного общежития в другое. Такое решение может быть принято только при наличии законных оснований и должно быть согласовано с местными органами государственной власти и управления. При этом заинтересованные лица вправе обратиться в суд, ибо первоначальной стадией такого переселения является выселение из занимаемого помещения.

    Бывают случаи вселения в общежитие без оформления договора найма на правах временного проживания лиц, как указанных в законе, так и не указанных в нем (не обладающих правами проживания) на основе письменного или даже устного распоряжения руководителей предприятий, учреждений и организаций, в ведении которых находятся общежития. Проживание таких граждан в общежитии без данных правовых оснований продолжается годами и после увольнения таких лиц с работы в связи с неоднократными нарушениями трудовой дисциплины, службы.

    Из-за бездействия руководителей граждане становятся фактически постоянными жильцами общежития и в связи с истечением больших сроков проживания (10 и более лет) становится весьма затруднительным их выселение без предоставления другой жилой площади из-за пропуска срока исковой давности.

    По общему правилу на эти требования распространяются положения ст. ст. 195, 196, 198 — 200 ГК РФ о сроке исковой давности. Утверждение, что на это требование (о выселении) не распространяется срок исковой давности из-за «требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (ст. 304) (ч. 4 ст. 208 ГК РФ)», несостоятельно: эти граждане в свое время были вселены в общежитие на законном основании (письменные и устные распоряжения руководителей о вселении приравниваются к законным основаниям).

    Другое дело, если в общежитие граждане вселились самовольно. На эти требования, естественно, не распространяется срок исковой давности.

    Большую озабоченность людей, непонимание сути и смысла вызывает положение п. 2 ст. 102 ЖК РФ.

    Что означает прекращение договора найма в данном случае? Каковы последствия такого прекращения? Может ли такое прекращение договора найма привести к выселению проживающих без предоставления другой жилой площади?

    Выражение «прекращение договора найма» означает утрату прав и обязанностей по договору не по воле сторон. На основании п. 5 ст. 83 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживающего нанимателя.

    Но это относится к договору социального найма. В рассматриваемом же случае слово прекращение употребляется применительно к договору найма в специализированном жилом помещении — общежитии. Как представляется, в том и другом случае «прекращение» означает утрату прав и обязанностей не по воле сторон по конкретному договору. И оно непосредственно не связано с выселением, тем более без предоставления другой жилой площади.

    Попытки толковать выражение п. 2 ст. 102 ЖК РФ как «. прекращение договора найма такого жилого помещения. » приводят к выселению жильцов из занимаемых комнат без предоставления другой жилой площади, что противоречит статьям 99, 101, 103, 104 ЖК РФ, а также принципиальным положениям ст. 40 Конституции РФ.

    Возможно, со временем редакция п. 2 ст. 102 ЖК РФ будет уточнена в интересах охраны и защиты жилищных прав граждан, проживающих в общежитиях, Государственной Думой, через разъяснения в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ либо в постановлениях Конституционного Суда РФ в точки зрения соответствия этой нормы ст. 40 Конституции РФ.

    Это возможно в будущем. К сожалению, жизнь показывает, что пока критические замечания и предложения по совершенствованию ряда статей ЖК РФ, как правило, не воспринимаются.

    А граждан, оказавшихся в ситуации выселения без предоставления другой жилой площади в связи с передачей общежития другим собственникам либо владельцам, надо защищать сегодня.

    Такая защита должна строиться, прежде всего, исходя из правового анализа договора по передаче такого жилого помещения — общежития — другим лицам на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Соответствует ли закону; в связи с какими, собственно, обстоятельствами закончен этот договор по передаче общежития? Как прошли стороны этапы регистрации недвижимости? Нет ли оснований для признания договора как мнимой или притворной сделки (ст. 170 ГК РФ), совершенной, возможно, с целью выселения ряда «неугодных» жильцов или установления более высоких размеров платежей за жилье и коммунальные услуги?

    Весьма действенной является защита, построенная на основе ссылок на практику рассмотренных Верховным Судом РФ подобных дел. Так, по одному из гражданских жилищных дел Верховный Суд РФ разъяснил: «Перевод общежитий в ведомственный, муниципальный или государственный жилищные фонды с закреплением за проживающими в них гражданами занимаемых ими жилых помещений, как правило, связан с перераспределением жилых помещений с целью разрешения жилищных проблем как можно большего числа очередников предприятия. Такое перераспределение вызывает большое количество споров. При рассмотрении подобных споров судам следует учитывать, что основания для выселения граждан из жилых помещений в общежитиях, в т.ч. и с предоставлением других жилых помещений, указаны в законе; расширительному толкованию их перечень не подлежит.

    Изменение статуса жилого помещения в общежитии само по себе не является основанием для выселения лица, занимающего в этом общежитии жилое помещение.

    При рассмотрении конкретных споров, связанных с передачей общежитий в ведение других предприятий и организаций, особое внимание следует уделить положениям законодательных актов о преимущественных формах перехода общежитий в ведение местных органов власти и управления.

    Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 к объектам муниципальной собственности отнесен жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов. Согласно положениям статей 6, 7 ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР общежития были отнесены к жилищному фонду и жилые дома, в т.ч. общежития, ведомственного жилищного фонда подлежали передаче в ведение местных органов исполнительной власти.

    Согласно статьям 13, 92 ныне действующего Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ жилые помещения в общежитиях отнесены к специализированному жилищному фонду, отчуждение которых не допускается.

    При таких обстоятельствах отказ в государственной регистрации перехода права собственности на здание общежития, которое было незаконно отчуждено по сделке конкурсным управляющим в частную собственность другого лица со ссылкой на п. 5 ст. 132 упомянутого Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», судами признан правомерным.

    Сезонные, временные работники, иные лица, работающие по срочному трудовому договору, обучающиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежат выселению из общежития без предоставления другого жилого помещения.

    Другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, службой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за систематические нарушения трудовой дисциплины при отсутствии льгот, предусмотренных п. 2 ст. 103 ЖК РФ.

    Смотрите еще:

    • Закон о приватизации жилищного фонда в рф 2018 с комментариями Жилищный кодекс РФ 2018 Поиск по статьям ЖК РФ: ПОСЛЕДНИЕ ВОПРОСЫ 20 марта 2015 - Инна п.2 ст 39 ЖК РФ. как определяется ДОЛЯ в праве ОБЩЕЙ собственности на ОБЩЕЕ имущество? И что подразумевается под Общей собственностью? Я так понимаю, […]
    • Правила умножения и деления чисел в степени Свойства степени Напоминаем, что в данном уроке разбираются свойства степеней с натуральными показателями и нулём. Степени с рациональными показателями и их свойства будут рассмотрены в уроках для 8 классов. Степень с натуральным […]
    • Закон о ремонте крыши Должны ли собственники квартир в многоквартирном доме оплачивать ремонт крыши и(или) подвала? Часто собственников квартир в многоквартирном (многоэтажном) доме интересует вопрос: почему они должны оплачивать текущий ремонт подвалов и […]
    • Ф-з о страховых пенсиях 400 ФЗ «О страховых пенсиях» с комментариями Структура закона подразделяется на 7 глав, включающие в себя 36 статей. Дополнительно к главам прилагается 5 приложений, в которых подробно рассматриваются коэффициенты и соответствующие данные […]
    • Закон о рекламе 2018 рф Закон о рекламе 2018 рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, […]
    • Разрешение рисунков Что такое DPI? Что такое мегапиксели? DPI — это аббревиатура от «Dots Per Inch» и означает точек на дюйм. DPI = 1PPI (пикселей на дюйм). Дюйм — единица длины равная 2,541 см. Пиксель — «picture element» — это точка (минимальная частичка) […]
    • Хозяйственного суда харьковской области Хозяйственный суд Харьковской области Место для Вашей рекламы! За 99 грн в месяц о Вас узнают все посетители этой страницы. Ближайшие места: Харьковский Апелляционный Хозяйственный суд, проспект Независимости, 13 - 459 м. Харьковский […]
    • Директор ведет учебную нагрузку как оформить табель Как в табеле учета рабочего времени в школе отразить отработанные часы учителя? Вопрос-ответ по теме Как в табеле учета рабочего времени в школе указывать фактически отработанные часы учителя. У проверяющих на это разные мнения и […]