Закон об образовании ст 52

Оглавление:

Главная | Закон РФ «Об образовании» | Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

(п. 2 введен Федеральным законом от 25.06.2002 N 71-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 194-ФЗ)

3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 194-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Родители (законные представители) детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, имеют право на получение в установленном настоящим Законом порядке компенсации части платы за содержание детей в указанных учреждениях.

(п. 6 введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 207-ФЗ)

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Права родителей

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

9. Родители (законные представители) имеют право на:

9.1. Обеспечение со стороны государства общедоступности получения их детьми начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

(Конституция РФ, ст.43, Закон РФ «Об образовании, ст.2 п.3, ст.5 п.3)

9.2. Выбор для своих детей форм получения образования, в том числе семейного образования, и видов образовательных учреждений.

(Закон РФ «Об образовании, ст.52 пп.1,4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.59 )

9.3. Ознакомление с Уставом школы и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

(Закон РФ «Об образовании, ст.16, п.2, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ст.9 п.4).

9.4. Прием детей в соответствии с Уставом школы и действующим законодательством. (Закон РФ «Об образовании, ст.16,ст.19 п.2)

9.5. Участие в управлении школой, в соответствии с Уставом школы (Совет школы, Попечительский совет, родительские комитеты).

(Закон РФ «Об образовании, ст.52 п.1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.59)

9.6. Ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей.

(Закон РФ «Об образовании, ст.15 п.7, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.1 пп.3 )

9.7. Перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения образования в школе при его положительной аттестации.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.3)

9.8. Обсуждение спорных вопросов с учителями или администрацией школы и обращение к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.

9.9. Обеспечение религиозного и нравственного воспитания в соответствии со своими собственными убеждениями. Никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями.

(Конвенция о правах ребенка ст.14, Закон РФ «Об образовании, ст.2 п.4)

9.10. Посещение родительских собраний, а также на получение информации о своем ребенке, если это не противоречит закону и не наносит вреда ребенку (родители, проживающие отдельно от ребенка).

(Семейный кодекс РФ, ст. 66, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.1 пп.3)

9.11. Добровольные пожертвования и целевые взносы школе в форме, предусмотренной Уставом и ознакомление с материалами об их использовании.

(Закон РФ «Об образовании, ст.41, п.8)

9.12. Своевременную информацию о родительских собраниях и встречах родительской общественности с директором школы.

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.1 пп.3 )

9.13. Дополнительные встречи с учителем, если родитель (законный представитель) считает, что на то есть основания (по согласованию с учителем).

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.74, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.1 пп.3 )

9.14. Корректное высказывание обоснованной критики в адрес школы на родительских собраниях, а также при встрече с директором школы.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.59п.п. «в»)

9.15. Перевод ребенка в другой класс с согласия администрации (в случае конфликта между родителем (законным представителем) и учителем, между учителем и учащимся, а также в случае конфликта между самими учащимися).

(Конвенция о правах ребенка, ст.3)

9.16. Требование от органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ по обращению в указанный орган на основании решения общего собрания родителей (законных представителей) учащихся школы.

(Закон РФ «Об образовании, ст.38, п.1,2)

10.1. Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей.

(Семейный кодекс РФ, ст.64 п.1)

10.2. Не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

(Семейный кодекс РФ, ст.65 п.1)

10.3. Обеспечить детям получение основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении.

(Семейный кодекс РФ, ст.63 п.2, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.60)

10.4. Воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию.

(Конвенция о правах ребенка, ст.18, Семейный кодекс РФ, ст.65 п.1)

10.5. Следить за здоровьем и внешним видом ребенка, а также обеспечивать по мере своих возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка, обеспечить его всем необходимым для посещения школы (канцелярские принадлежности, спортивная форма, дополнительные учебные пособия).

10.6. Выполнять Устав школы и настоящие Правила.

(Закон РФ «Об образовании, ст.52 п.2, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.60)

10.7. Посещать родительские собрания.

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.60)

10.8. Поддерживать контакт с классным руководителем своего ребенка.

10.9. Отпускать ребенка на внеклассные мероприятия, если ребенок здоров и сам того желает.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.16)

10.10. В случае причинения ущерба имуществу школы родители (законные представители) возместить ущерб в полном объеме.

Статья 52. Иные работники образовательных организаций

1. В образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

2. Право на занятие должностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

3. Права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации, уставом, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами образовательных организаций, должностными инструкциями и трудовыми договорами.

4. Заместителям руководителей образовательных организаций, руководителям структурных подразделений и их заместителям предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные педагогическим работникам пунктами 3 и 5 части 5 и частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона.

Комментарий к Ст. 52 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Помимо должностей педагогических и научных работников, в образовательных организациях комментируемой статьёй 52 Закона Об образовании России устанавливаются должности работников, осуществляющих вспомогательные функции: инженерно-технические, административно-хозяйственные, производственные, учебно-вспомогательные и иные.

Стоит отметить, что положения комментируемой статьи отчасти уже были представлены в нормах образовательного законодательства. Так, в ст. 20 закона о высшем образовании (N 125-ФЗ), именуемой «Работники высших учебных заведений», упоминалось, что в высших учебных заведениях предусматриваются должности инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала. Требования к их квалификации определяются ЕТКС и профессиональными стандартами.

Права, обязанности и ответственность этих категорий работников устанавливаются законодательством России, ПВТР и иными локальными актами. Руководящие работники этой категории служащих обладают правами, социальными гарантиями и мерами социальной поддержки в соответствии с п. 3 и 5 ч. 5 и ч. 8 ст. 47 Закона (подробнее см. комментарий).

Могут ли руководящие работники государственных (муниципальных) образовательных организаций проходить аттестацию на квалификационную категорию как педагоги (учителя, преподаватели), если они ведут преподавательскую работу?

Нет, не могут, исходя из положений законодательства об образовании и трудового.

Требования к уставу образовательной организации установлены ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Устанавливает ли данный Федеральный закон какие-либо еще требования к уставам?

Действительно, основные требования к уставам образовательной организации закреплены в ст. 25 Федерального закона.

О мерах социальной поддержки педагогическим работникам в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Комментарий Центрального совета Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

«О мерах социальной поддержки педагогическим работникам в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» — Письмо Центрального совета Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 25 ноября 2013 г. № 458

Какие новшества вносит Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в статус руководящих работников региональных и муниципальных образовательных организаций?

Основные положения, определяющие правовой статус руководителей организаций, содержатся по-прежнему в главе.

В нашем образовательном учреждении не принимались должностные инструкции работников, только составлялись трудовые договоры. В Трудовом кодексе РФ и Законе РФ «Об образовании» нет прямых указаний на необходимость принятия каждым работодателем именно должно

Да, должностные инструкции нужно разработать и утвердить для всех педагогических и иных.

Какие локальные нормативные акты необходимо принять образовательным организациям различных типов в соответствии с новым законом об образовании?

В соответствии со статьями 28, 30 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация принимает локальные.

Статья 63 СК РФ. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Новая редакция Ст. 63 СК РФ

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Комментарий к Статье 63 СК РФ

1. По вопросу, касающемуся прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей, см. также статьи 18 и 52 Федерального закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании». Согласно п. 1 ст. 18 указанного Закона родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Родители имеют преимущественное право перед всеми другими лицами на воспитание ребенка. Так, в соответствии с п. 1 ст. 68 СК (см. комментарий к нему) родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения.

Несовершеннолетние родители также имеют право на совместное проживание со своим ребенком и участие в его воспитании. Это одно из важнейших прав и обязанностей родителей. Право на воспитание позволяет родителям целеустремленно и систематически воздействовать на психологию ребенка для того, чтобы привить ему необходимые, с их точки зрения, качества. Право и обязанность родителей по воспитанию детей закреплены в Конституции (ст. 38) и конкретизируются в п. 1 комментируемой статьи.

Для того чтобы реализовать право на воспитание, необходимо постоянное общение с ребенком, позволяющее родителям непосредственно воздействовать на его сознание. Поскольку мать и отец обладают равными правами и обязанностями по воспитанию своих детей, все вопросы и разногласия, связанные с воспитанием, должны решаться по соглашению родителей. Если же такого соглашения достигнуто не было, то родители вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Однако если родители проживают совместно, то такие обращения встречаются крайне редко. Как правило, родители в конечном итоге сами находят решение проблем, даже если первоначально между ними были разногласия по вопросам, связанным с воспитанием детей.

2. В п. 2 комментируемой статьи говорится об обязанности родителей обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Эта обязанность конкретизируется в Законе об образовании. В п. 1 ст. 52 Закона об образовании сказано, что родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

А согласно п. 1 ст. 10 Закона об образовании с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

В СК не уточняется, что имеется в виду под основным общим образованием, и не указывается его продолжительность. В Законе об образовании даны лишь общие, относительные возрастные рамки начала и продолжительности освоения тех или иных образовательных программ и получения образования определенного уровня. Согласно Закону об образовании ступени — обычные возрастные рамки для основного общего образования начало в 9 — 10 лет, окончание в 14 — 15 лет.

В настоящее время ставится вопрос о всеобщем среднем (полном) образовании. Известно, что сотни тысяч детей не получают даже основного общего образования. Причины этому могут быть самыми разнообразными: от банального нежелания учиться до экономических трудностей в семье. К тому же действующее законодательство не содержит механизма принудительного исполнения этой обязанности. Так что, по сути, эта норма носит декларативный характер.

Другой комментарий к Ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Обязанность родителей по воспитанию и обеспечению развития своих детей включает в себя заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, получении детьми основного общего образования.

2. Право выбора родителями образовательного учреждения и формы образования для ребенка прекращается одновременно с прекращением корреспондирующей этому праву обязанности по обеспечению ребенку основного общего образования. О праве ребенка выражать свое мнение по вопросам, связанным с его образованием, см. комментарий к ст.57 СК РФ.

3. Согласно п.1 ст.10 Закона РФ «Об образовании» (ВВС РФ, 1992, N 30, ст.1797) с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. В соответствии с п.1, 3 ст.19 СК РФ общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, при этом основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.

4. О последствиях неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей, предусмотренных ст.63 СК РФ, см. ст.69-74 СК РФ и комментарий к ним.

Смотрите еще:

  • Шаблон приказа о назначении ответственных за пожарную безопасность Приказ о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность Не лишним будет напомнить, что лица, которых Вы назначаете ответственными должны пройти обучение (в объеме пожарно-технического минимума) и получить удостоверение. Срок […]
  • Закон и порядок 24 Организация ООО "ЗАКОН И ПОРЯДОК 24" Состоит в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства: с 10.12.2016 как микропредприятие Специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения (УСН) Юридический адрес: 127282, […]
  • Закон от 15 апреля 1993 г Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-I "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-I"О вывозе и ввозе культурных ценностей" С изменениями и дополнениями от: 2 ноября 2004 г., […]
  • Правила на серверах jail Обсуждения Правила Сервера [Jail] 49 сообщений 1.Приветствие2.Приказ3.Отчёт4.баланс5.проверка микро у кт (охраны)6.открытие клеток ************ДОПОЛНЕНИЕ К ФД************1)Саймон не имеет права командовать в понедельник и добавлять […]
  • Химическая завивка волос правила Как ухаживать за волосами после химической завивки Кудри могут виться и у «порядочных людей», вопреки популярной народной частушке, химическая завивка в помощь. Предположим, вы стали обладательницей заветных кудрей. Как же ухаживать за […]
  • Порядок расчета авансов по налогу на прибыль Порядок расчета авансов по налогу на прибыль В течение налогового периода (календарного года) организации, применяющие общий режим налогообложения, должны уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль. Порядок расчета суммы авансовых […]
  • Срок подачи жалоб 2018 КС РФ разъяснил сроки подачи кассационной жалобы по арбитражным спорам председателю ВС РФ и его заместителям Конституционный Суд Российской Федерации дал такое пояснение, рассмотрев жалобу общества В. о проверке конституционности ч. 8 […]
  • Закон от 30 ноября 2009 Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 30 ноября 2009 г. N 1081 "Об утверждении Порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, Порядка утверждения типа стандартных образцов […]