Заявление о возмещении суммы налога

Оглавление:

Заявление на возврат налога: когда подавать?

Руководитель отдела налогового права
Григорьева С.А.

На каком этапе камеральной проверки подается заявление на возврат налога?

Анализ опыта практической работы по проектам, связанным с возмещением НДС, показал, что организации, претендующие на возмещение налога из бюджета, как правило, не имеют достаточной правовой определенности при ответе на вопрос: на каком этапе камеральной проверки необходимо подавать заявление на возврат налога или его зачет?

Правоприменительная практика по данному вопросу, сформированная в последние годы, очень разнообразна, что также не способствует формированию у заинтересованных лиц устойчивого представления о порядке и сроках подачи заявления о возврате переплаты налога или ее зачет.

Между тем, полнота и своевременность реализации организациями принадлежащего им права на возмещение налога во многом зависит от правильности ответа на поставленный вопрос.

Процесс формирования правоприменительной практик по рассматриваемому вопросу в течение предшествующего периода времени происходил следующим образом.

В Постановление Президиума ВАС РФ от 28.11.2006 N 9355/06 по делу N А73-7639/2005-18 суд пришел к выводу о том, что возмещение НДС возможно только при наличии письменного заявления на возврат налога. При этом, по мнению судей, до получения такого заявления у контролирующего органа обязанность возвращать НДС вообще отсутствует. Аналогично, по мнению судей, в данной ситуации должен решаться вопрос о начислении процентов за несвоевременный возврат налога.

В результате реализации указанной позиции ВАС РФ, суды различных округов на протяжении продолжительного периода времени последовательно отказывали организациям в удовлетворении требований о возмещении налога на добавленную стоимость и начислении процентов за его несвоевременное перечисление, в случае отсутствия у организаций доказательств обращения в ИФНС РФ с заявлением до момента обращения в суд.

Однако начиная с середины 2011 года подход судей при рассмотрении указанной категории дел кардинальным образом изменилась.

Поводом для таких изменений послужил вывод судей ВАС РФ, изложенный в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17 марта 2011 № 14223/10 по делу № А50-36971/2009.

В указанном судебном акте суд, со ссылкой на п.6. ст. 176 НК РФ указал, что заявление на возврат налога необходимо подавать в случае, если организация хочет вернуть налог на конкретный банковский счет. По мнению судей, при отсутствии такого заявления инспекция, принявшая решение о взмещении, вправе вернуть НДС на любой известный ему банковский счет организации.

Таким образом, судьи фактически подтвердили правомерность подхода, в соответствии с которым отсутствие заявления о возврате переплаты налога или ее зачет не снимает с инспекции обязанности возвратить налог. Более того, по мнению судей, проценты за просрочку возврата НДС в данной ситуации, начисляются в общем порядке.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.02.2012 № 12842.11 по делу А40-137158.10-116-605, арбитры конкретизировали вышеуказанный вывод, указав на то обстоятельство, что законодательство, в частности ст. 176 НК РФ, не связывает исполнение обязанности по возмещению НДС с подачей заинтересованным лицом соответствующего заявления.

При этом, по мнению судей, период просрочки возврата НДС для начисления процентов начинается с 12-го дня после завершения камеральной проверки по дату, предшествующую поступлению денежных средств на счет организации в банке.

Безусловно, вышеуказанный подход в значительной мере улучшил положение заинтересованных лиц претендующих на возмещение НДС. С практической точки зрения реализация данного подхода гарантировала организациям своевременный возврат НДС вне зависимости от подачи соответствующего заявления.

Момент подачи заявления на зачет переплаты налога или его возврат определяет способ его возврата

На сегодняшний день правоприменительная практика по данному вопросу формируется исходя из следующего.

Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ в часть первую НК РФ внесены изменения, согласно которым с 1 октября 2013 г. в зависимости от периода подачи заявления на возврат налога или заявления на зачет переплаты налога в счет предстоящих платежей, возврат (зачет) НДС, подлежащий возмещению, будет осуществляться по правилам ст. 176 НК РФ или ст. 78 НК РФ.

Буквальное толкование указанной нормы позволяет сделать вывод о том, что начиная с 01 октября 2013 года, возврат или зачет НДС, подлежащего возмещению в счет уплаты предстоящих платежей, в любом случае происходит на основании соответствующего письменного заявления заинтересованного лица в следующем порядке:

— если заявление на возврат налога или заявление на зачет переплаты налога в счет уплаты предстоящих платежей будет подано до вынесения инспекцией решения о возмещении НДС, возврат (зачет) НДС производится по правилам п. п. 7 — 11 ст. 176 НК РФ.

— если на момент вынесения инспекцией решения о возмещении НДС от организации не поступило заявление о способе возмещения НДС, его возврат (зачет) производится по правилам ст. 78 НК РФ.

Таким образом, от периода подачи организацией заявления напрямую зависит в каком порядке переплата по налогу будет возвращена (зачтена), а также возможность получения организацией возврата (зачета) НДС, подлежащего возмещению в принципе.

Помимо вышеизложенного. отличие между двумя указанными способами заключается в периоде, начиная с которого начинают исчисляться проценты за несвоевременный возврата налога (переплаты).

Так, согласно п. 110 ст. 176 НК РФ проценты за несвоевременный возврат начисляются начиная с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном).

Проценты по правилам п. 6, 10 ст. 78 НК РФ начинают исчисляться по истечении одного месяца со дня получения ИФНС РФ заявления о возврате переплаты налога (заявление на зачет переплаты налога).

Как в первом, так и во втором случае переплаты возвращается при отсутствии у налогоплательщика недоимки по иным платежам соответствующего вида или задолженности по пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию.

Обобщая вышеизложенное, получается, что на сегодняшний день фактическое возмещение налога на добавленную стоимость происходит на основании письменного заявления организации, претендующей на такое возмещение.

При этом порядок возврата (зачета) будет зависеть от того, на каком этапе данное заявление подано: до вынесения инспекцией решения о возмещении (ст. 176 НК РФ) или после его принятия (ст. 78 НК РФ).

Таким образом, реализуя свое право, налогоплательщик может усилить свою позицию в вопросе возмещения НДС и избежать налоговых споров.

Заявление о возмещении суммы налога

По какой форме и в какие сроки должно быть представлено в налоговые органы заявление о зачете суммы НДС, подлежащей возмещению (зачету, возврату) по декларации, в счет уплаты предстоящих налоговых платежей?

Согласно п. 9 ст.176 НК РФ как возврат сумм НДС, подлежащих возмещению, так и их зачет в счет будущих налоговых платежей производятся на основании заявления налогоплательщика.

Вместе с тем, унифицированной формы и конкретных сроков подачи заявления на направление суммы НДС в счет уплаты предстоящих налоговых платежей нормами гл.21 НК РФ или иными нормативными актами не установлено.

Одновременно, п.7 статьи 176 НК РФ определено, что решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично). Таким образом, заявление о зачете НДС должно быть подано до момента вынесения решения о возмещении сумм налога. В свою очередь, решение о возмещении сумм налога принимается в течение семи дней после окончания камеральной налоговой проверки, срок проведения которой согласно п.2 ст.88 НК РФ не должен превышать 3-х месяцев со дня предоставления налогоплательщиком декларации. Исходя из вышеизложенного, заявление о зачете НДС в счет предстоящих платежей составляется в произвольной форме и может быть представлено в налоговый орган как одновременно с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, так и в любое время после подачи декларации, но до принятия решения о возмещении суммы налога по данной декларации.

В заявлении обязательно указание на налоговый период (налоговую декларацию), по которому (которой) заявлено право на возмещение НДС, на способ возмещения сумм НДС зачетом (а именно, путем их направления в счет уплаты предстоящих налоговых платежей) и на конкретный налог (НДС или иной федеральный налог) обязательство по которому налогоплательщик истребует исполнить зачетом.

Профессиональная ответственность ООО «ЮНИФИН ЛТД» застрахована в САО «ВСК» с лимитом ответственности 10 млн. руб. Срок страхования с 01.09.2017г. по 31.08.2018г. Страховой полис № 170Е0370R4350 от 31.08.2017г.

Профессиональная ответственность ОО О «АК ПАРТНЕР-АУДИТ» застрахована в САО «ВСК» с лимитом ответственности 10 млн. руб. Срок страхования с 30.10.2017г. по 29.10.2018г. Страховой полис № 170Е0370R4989 от 30.10.2017г.

Заявление о возврате НДС

А. ТРЕТЬЯКОВ, юрист Действующее налоговое законодательство содержит много неясностей по вопросу подачи налогоплательщиками заявления о возврате НДС при применении п. 4 ст. 176 НК РФ. Указанная статья устанавливает порядок вынесения налоговым органом решения по итогам проверки обоснованности применения налоговых вычетов, а также условия и порядок начисления процентов за несвоевременное возмещение сумм налога. Возмещение НДС производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. В этот период налоговый орган принимает решение о возмещении путем зачета или возврата сумм налога либо об отказе в возмещении. Причем зачет денежных средств налогоплательщика в счет недоимок и пени по налогам, задолженности по присужденным налоговым санкциям, а также в счет текущих платежей по налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, производится налоговым органом самостоятельно. В течение 10 дней после вынесения решения налоговый орган обязан уведомить об этом налогоплательщика (абзац 5 п. 4 ст. 176 НК РФ). Возврат налога производится налогоплательщику по его заявлению (п. 4 ст. 176 НК РФ).

Судебная практика

Судебная практика неоднозначно оценивает требования абзаца 9 п. 4 ст. 176 НК РФ по проведению возврата денежных средств на расчетный счет налогоплательщика. Отсутствует также ясность в понимании роли заявления как в процессе возврата, так и при определении момента начала расчета суммы процентов в случае несвоевременного возврата НДС.

Первая точка зрения нашла отражение в постановлениях ФАС МО от 29.08.02 г. № КА-А40/5723-02 и ФАС ЦО от 5.09.03 г. № А54-424/03-С18 и заключается в том, что, если у налогоплательщика отсутствует недоимка по налогам и сборам, он имеет право выразить свою волю относительно суммы НДС, подлежащей возмещению из бюджета, и распорядиться о возвращении ему всей или части суммы на его расчетный счет. Воля налогоплательщика в данном случае может быть выражена посредством подачи заявления о возврате налога, что и будет являться основанием и точкой начала отсчета сроков начисления процентов за несвоевременное возмещение суммы налога.

Постановление ФАС ЗСО от 11.05.04 г. № Ф04/2576-283/А67-2004 затрагивает не только вопрос наличия или отсутствия заявления налогоплательщика как основание для принятия решения о возмещении, но и оценивает само содержание такого заявления, поскольку НДС возмещается двумя способами, и налогоплательщик обязан указать на один из них. Указав в заявлении на один из способов возмещения, зачет или возврат на расчетный счет суммы налога, налогоплательщик по праву распоряжается своими денежными средствами, чего налоговый орган без указания налогоплательщика сделать не вправе.

Как следует из изложенного, основное значение заявления заключается в выражении воли налогоплательщика относительно способа проведения возмещения. Однако, принимая во внимание, что зачет денежных средств производится налоговым органом самостоятельно, подача заявления о возврате в случае отсутствия оснований для проведения зачета согласно абзацам 6, 7 п. 4 ст. 176 НК РФ будет носить, скорее, формальный характер. Данный подход подтверждается абзацем 5 п. 4 ст. 176 НК РФ, согласно которому налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о решении, в котором указываются суммы к возмещению.

Более обоснованной кажется другая точка зрения, нашедшая отражение в ряде судебных решений федеральных округов. Она не связывает право налогоплательщика на возврат денежных средств на расчетный счет с представлением заявления о совершении данных действий, поскольку отсутствие недоимки по налогам, пени и начисленных налоговых санкций в случае нарушения сроков, установленных ст. 176 НК РФ, само по себе является основанием для перечисления на расчетный счет сумм НДС, подлежащего возмещению, а, следовательно, для начисления процентов за несвоевременное возмещение налога не требуется никаких действий со стороны налогоплательщика. Кроме того, факт судебного признания незаконным бездействие налогового органа, которое может выразиться также в принятии незаконного решения, и обязание их возмещения также свидетельствуют о волеизъявлении налогоплательщика на возврат суммы налога на его расчетный счет.

В постановлении ФАС МО от 27.02.03 г. № КА-А40/801-03 указано на то, что абзацем 12 п. 4 ст. 176 НК РФ, которым установлена ответственность за нарушение срока возврата налога, не предусмотрена подача заявления налогоплательщиком или соблюдение иного претензионного (досудебного) порядка урегулирования спора. Таким образом, проценты начисляются по факту просрочки, а заявление не является единственным основанием и точкой начала отсчета сроков начисления процентов за несвоевременное возмещение суммы налога.

ФАС УО в постановлении от 14.08.03 г. № Ф09-2425/2003АК посчитал необходимым произвести начисление процентов не только за нарушение сроков возврата налога, но и срока принятия решения о возмещении налога. В случае бездействия налогового органа у налогоплательщика отсутствуют основания для подачи заявления о возврате налога. В то же время заявление о возврате налога необходимо как условие для начисления соответствующих процентов, поскольку норма абзаца 9 п. 4 ст. 176 НК РФ предусматривает их начисление именно при несвоевременном возврате, который производится на основании заявления налогоплательщика. Однако дата подачи такого заявления не должна влиять на определение момента, с которого подлежат начислению соответствующие проценты. Таким образом, проценты должны начисляться как в случае несвоевременного возврата государственными органами сумм НДС по экспортным операциям, так и при нарушении налоговыми органами сроков принятия соответствующих решений о возмещении налога либо непринятия таких решений (например, когда возврат налога осуществляется на основании решения суда).

Важное значение при рассмотрении вопроса подачи заявления имеет позиция, высказанная в постановлении ФАС МО от 17.09.04 г. № КА-А40/7904-04. Согласно решению суда из буквального текста ст. 176 НК РФ не следует, что отсутствие заявления налогоплательщика о возмещении ему суммы НДС при представлении налоговой декларации и соответствующих документов влечет отказ налогового органа в возмещении налогоплательщику суммы НДС путем возврата. Поэтому отсутствие заявления налогоплательщика именно о возврате НДС не может быть основанием к отказу в возмещении заявленных сумм налога. В случае представления в налоговый орган декларации, соответствующих документов и осуществления фактического возврата НДС, который сопровождался нарушением установленного законом срока возврата, на возвращенную сумму НДС начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ. Подлежащие же взысканию проценты в рассматриваемой ситуации начисляются за весь период, пока денежные средства налогоплательщика находились в бюджете. Указанный вывод суд сделал со ссылкой на п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Таким образом, обоснованность второй позиции заключается в том, что она более соответствует арбитражной практике по возмещению НДС и не рассматривает заявление как единственное основание для возврата сумм НДС и процентов за несвоевременный возврат, а также не рассматривает дату подачи заявления в качестве даты начала расчета процентов за несвоевременный возврат НДС.

Срок подачи заявления

Налоговым законодательством не установлен срок подачи заявления о возврате налога на расчетный счет. Существует мнение, что наиболее удобным способом заявить о своем желании возвратить денежные средства на расчетный счет является подача заявления о возврате одновременно с налоговой декларацией по ставке 0% и комплектом документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. В случае отказа налоговым органом в возмещении НДС факт наличия или отсутствия заявления в форме письма не имеет значения, так как неправомерное невозмещение налога начинается с момента истечения 3-месячного срока, отведенного НК РФ налоговому органу для проверки обоснованности применения вычетов. Таким образом, именно по истечении этого срока должны начисляться проценты за несвоевременный возврат сумм НДС при наличии бездействия налогового органа независимо от того, было ли представлено налогоплательщиком заявление, предусмотренное абзацем 9 п. 4 ст. 176 НК РФ. Как следует из приведенной арбитражной практики, заявление о возмещении может быть подано как в форме письма, так и искового заявления, причем выбор формы целесообразно основывать на принятом налоговым органом решении. В случае бездействия налогового органа заявление должно быть подано в форме искового заявления.

Форма и содержание заявления

Одним из наиболее важных является вопрос об определении формы и содержания заявления. Несмотря на то что письменная форма подачи заявления прямо не следует из абзаца 9 п. 4 ст. 176 НК РФ, она более приемлема, поскольку при наличии отметки о принятии на втором экземпляре налогоплательщик имеет возможность доказать факт его принятия.

Из-за противоречий в толковании нормы абзаца 9 п. 4 ст. 176 НК РФ налогоплательщики по-разному подходят к вопросу определения формы и содержания заявления. В силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, а суды в свою очередь обязаны рассмотреть данные доказательства (заявления) с учетом презумпции добросовестности налогоплательщика.

Положение о презумпции добросовестности не всегда применяется на практике. ФАС МО в постановлении от 28.12.04 г. № КА-А40/11901-04 отказал налогоплательщику в удовлетворении требований по начислению и возврату процентов, аргументировав свою позицию тем, что из представленного заявления о возврате явно не следует способ возмещения НДС. Суд не принял во внимание доводы налогоплательщика о том, что нижестоящими судами не указаны данные, которые отсутствуют в поданном заявлении и препятствуют проведению возврата. Отклонены доводы налогоплательщика о преюдициальном значении ранее принятого судебного акта (решение о возврате НДС), в котором судом установлен факт подачи заявления, и довод о том, что налоговым органом также подтвержден факт подачи заявления, поскольку обязанность перечисления денежных средств на расчетный счет возникает после получения заявления налогоплательщика, и фактический возврат был произведен. Судом также не учтен довод о нарушении единообразия в применении закона, так как ранее в аналогичных делах подтверждался факт соответствия формы и содержания заявлений требованиям закона. Приведенное постановление выражает первую точку зрения по рассматриваемому вопросу и является показательным с точки зрения оценки судами содержания заявления.

Принимая во внимание, что форма и содержание заявления о возврате не определены действующим законодательством, а, следовательно, у сторон процесса отсутствует возможность ссылаться на нормы закона для обоснования своей позиции, попробуем разобраться в вопросе необходимости и достаточности данных, указанных в заявлении. Существует точка зрения, согласно которой заявление должно содержать: наименование налогоплательщика; период, за который подана декларация по ставке 0%; сумму возврата; номер расчетного счета налогоплательщика и дату представления декларации и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Остановимся подробнее на каждом из них.

Наименование налогоплательщика, дата представления декларации и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, а также период, за который подана декларация по ставке 0%, содержатся в самой декларации. Сроки подачи содержатся на ее копии и в сопроводительном письме (в случае его подачи). Из декларации следует и сумма НДС, заявленная налогоплательщиком к возмещению. Кроме того, как указывалось выше, сумма НДС, предъявленная налогоплательщиком к возмещению, не всегда соответствует сумме налога, указанной налоговым органом в решении. Это обстоятельство вновь подтверждает обоснованность подачи заявления о возврате НДС после вынесения решения и показывает невозможность определения налогоплательщиком точной суммы налога, подлежащего возврату. Что касается указания налогоплательщиком номера расчетного счета, то такая обязанность отсутствует при выполнении условия письменно сообщать об открытии счетов (абзац 2 п. 2 ст. 23 НК РФ). НК РФ не предусматривает обязанность налогоплательщика повторно представлять сведения, кроме как на основании запроса налогового органа. Данный вывод еще раз подтверждает мнение о том, что первая точка зрения судов не совсем оправданна.

В качестве одного из вариантов решения вопроса формы и содержания заявления можно предложить следующее. Законодательная практика показывает, что для возврата иностранной организацией сумм налогов, удержанных с доходов от источников в Российской Федерации, была разработана форма заявления на возврат № 1011DТ (2002). Подобным путем следует идти и в случае с заявлением о возврате НДС. Для этого необходимо утвердить форму заявления. Вторым шагом является внесение изменений в п. 4 ст. 176 НК РФ, в соответствии с которым налогоплательщик будет обязан представлять заявление на возврат установленной формы одновременно с отдельной налоговой декларацией по налоговой ставке 0% и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

Следует отметить, что с 1 января 2007 г. в соответствии с Федеральным законом от 22.07.05 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» в ст. 176 НК РФ будут внесены изменения. Данный Закон принципиально не меняет существующий порядок возмещения НДС и предусматривает подачу заявления о возврате. Таким образом, решение вопроса формы и содержания заявления остается актуальным. В случае непринятия изменений в налоговое законодательство вопрос о наличии в заявлении волеизъявления будет оставлен на разрешение судами.

Заявление как основание для начисления и выплаты процентов

Арбитражная практика при оценке роли заявления для определения момента начала расчета суммы процентов в случае несвоевременного возврата НДС не однозначна. Причина этого — вопрос о том, является ли такое заявление документом, при отсутствии которого невозможно проведение возврата (так как именно на сумму возврата должны начисляться проценты), либо носит формальный характер, поскольку при отсутствии заявления в налоговый орган НДС может быть возвращен по заявлению в суд.

Анализ данного вопроса указывает, скорее, на формальный характер заявления, так как его наличие требуется только в качестве основания для налогового органа перечислить денежные средства на расчетный счет налогоплательщика. В данной ситуации оснований для начисления сумм процентов, скорее всего, не возникнет. При несогласии налогоплательщика с вынесенным решением либо в случае бездействия налогового органа сумма процентов должна начисляться по решению суда, и датой начала расчета процентов должен приниматься день, следующий за 3-месячным сроком для принятия налоговым органом решения.

Подписывайтесь на главное от «Клерка» на Яндекс.Дзен. Самый умиротворяющий бухгалтерский сервис.

Как составить и подать заявление для зачета переплаты по налогам

Смотрите также:

В 2017 году изменились документы, которыми юридические и физические лица должны пользоваться для зачета и возврата переплаты по налогам. Рассмотрим, как сейчас выглядит форма заявления о зачете переплаты по налогу и как правильно заполнять этот документ.

Бланки заявлений, используемых для осуществления зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, утверждены приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/ [email protected] . Ими должны пользоваться и физические, и юридические лица.

Когда понадобятся новые формы

Согласно статье 78 НК РФ , налогоплательщики, у которых образовалась переплата, могут по-разному распорядиться излишне уплаченными суммами:

  • зачесть их как будущие платежи;
  • погасить недоимку по иным обязательным выплатам;
  • сократить или полностью закрыть задолженность по пеням и штрафам за правонарушения;
  • потребовать возврат средств.
  • Эти правила распространяются на все введенные в РФ сборы и налоги, в том числе госпошлину (с некоторыми особенностями, перечисленными в статье 333.40 НК РФ ), НДС, авансовые платежи. Однако надо понимать, что налоговая служба не станет возвращать или производить зачет излишне уплаченной суммы в счет будущих платежей до тех пор, пока не будут погашены задолженности.

    Образец заявления на зачет излишне уплаченного налога

    Если налогоплательщик решил перераспределить свои деньги, ему необходимо написать заявление о зачете налога. Бланк этого документа представлен в приказе ФНС от приложение № 9. Скачать его можно внизу страницы.

    Как заполнить такой документ

    Допустим, ООО «Колосок» подало декларацию по транспортному налогу за 2017 год, но при его уплате допустило ошибку, заплатив на 3112 рублей больше. Организация обращается в межрайонную ИФНС, просит зачет переплаты по налогам; заявление пишет, чтобы ей зачли переплаченную сумму в счет предстоящих платежей по налогу на имущество организаций. Рассмотрим пошагово заполнение такого документа.

    Шаг 1. Традиционно в самом верху следует указать ИНН и КПП. Идентификационный номер у ИП состоит из 12 цифр, поэтому свободных клеточек оставаться не должно. Организации вписывают в соответствующие поля только 10 цифр, в оставшиеся две ставят прочерки. Когда заполняется строка, предназначенная для КПП, заявители должны действовать так же: есть цифры — вписать их, нет — поставить прочерки.

    Шаг 2. Прописываем номер обращения. Здесь проставляют то число, сколько раз в текущем году они обращались за зачетом. Не забываем про прочерки, если количество вписываемых цифр меньше, чем клеток.

    Шаг 3. Вписываем код налогового органа, куда будет отправляться обращение. Это должна быть инспекция ФНС по месту учета ИП или организации. В консолидированной группе налогоплательщиков о зачете переплаты по налогу на прибыль должен просить ответственный участник этой группы.

    Шаг 4. Прописываем полное наименование организации-заявителя, например, общество с ограниченной ответственностью «Колосок». Оставшиеся клеточки заполняем прочерками. Ни одна из них остаться пустой не должна. При заполнении этого поля индивидуальным предпринимателем ему необходимо указать фамилию, имя и отчество, если оно имеется.

    Шаг 5. Указываем статью НК РФ, на основании которой можно произвести зачет. Она будет зависеть от того, по какому платежу образовалась переплата. ФНС оставила 5 клеточек для указания конкретной статьи. Если какие-то из них не нужны, необходимо поставить прочерки. Вот какие могут быть варианты заполнения этого поля:

    • статья 78 НК РФ — для зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора, страховых взносов, пеней, штрафа;
    • статья 79 НК РФ — для возврата излишне взысканных сумм;
    • статья 176 НК РФ — для возмещения НДС;
    • статья 203 НК РФ — для возврата переплаты по акцизу;
    • статья 333.40 НК РФ — для возврата или зачета государственной пошлины.

    Шаг 6. Записываем конкретную сумму, которую заявитель хочет зачесть. Она указывается цифрами, без текстовой расшифровки.

    Шаг 7. Заявитель уточняет, за какой период образовалась переплата. Разработчики предоставили для указания кода 10 знакомест, из которых две точки. Первые два из них могут быть заполнены одним из следующих вариантов:

  • МС — месячный;
  • КВ — квартальный;
  • ПЛ — полугодовой;
  • ГД — годовой.
  • Конкретные значения будут зависеть от предусмотренного законодательством отчетного периода для того платежа, по которому планируется осуществить зачет.

    В 4-м и 5-м знакоместах отчетный период уточняется:

  • если для платежа утвержден месячный расчетный период, то в предусмотренных графах вписывают числовое значение месяца (от 01 до 12);
  • если квартальный — указывают значение квартала (от 01 до 04);
  • для платежей с полугодовым отчетным периодом вводятся значения 01 или 02, в зависимости от полугодия;
  • для годового сбора предусмотрены нулевые значения, то есть в обеих клеточках надо проставить «0».
  • Последние четыре знакоместа предназначены для указания конкретного года, например 2018.

    Вместо буквенно-цифровых комбинаций может быть записана и конкретная дата, например 25.01.2018. Такая запись допускается, если законодательство предусматривает конкретную дату уплаты сбора или предоставления декларации.

    Примеры заполнения расчетного периода: «МС.02.2018», «КВ.03.2018», «ПЛ.01.2018», «ГД.00.2018», «04.05.2018».

    Шаг 8. Вписываем код по ОКТМО. Если вы его не знаете или забыли, можно позвонить в ИФНС по месту учета либо на сайте nalog.ru узнать нужный код по наименованию муниципального образования.

    Шаг 9. Безошибочно вводим КБК для уплаты соответствующего платежа, используя приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н. Узнать код можно также с помощью сайта ФНС либо посмотреть его на ранее заполненном платежном поручении.

    Шаг 10. Уточняем, в какую ИФНС были перечислены лишние средства.

    Шаг 11. Указываем, что надо сделать с переплатой, — погасить задолженность или оставить средства в счет предстоящих платежей.

    Шаг 12. Заполняем период для того платежа, по которому планируется осуществить зачет. В нашем случае налог на имущество организаций ежеквартальный, поэтому вписываем тот квартал, в счет которого должна пойти переплата.

    Шаг 13. Вновь записываем код ОКТМО. Как правило, он дублируется.

    Шаг 14. Уточняем КБК для перечисления средств, в счет которого пойдет лишняя сумма. У нас он отличается от прошлого КБК, поскольку налоги разные. Если переплата пойдет в счет будущих платежей по одному и тому же сбору, то КБК совпадают. Исключение в случае, если ранее были изменены коды по решению Минфина. Напомним также, что зачет может осуществляться по определенным правилам: они должны относиться к одному виду: федеральным, региональным или местным. Зачесть федеральную часть налога на прибыль в счет предстоящих платежей торгового сбора, например, нельзя.

    Шаг 15. Код ИФНС, в котором числится недоимка, в нашем примере не заполняется. Но если переплата направляется на погашение задолженности, то это поле обязательно надо заполнить.

    Шаг 16. Последняя строка первой части заявления касается количества страниц и приложений. В предусмотренных полях заявители указывают соответствующие данные.

    Шаг 17. Вторая половина документа не должна вызвать проблем при заполнении. Здесь необходимо уточнить, кто и когда подает обращение, а также указать контактный номер телефона. Правая часть остается незаполненной: она предназначена для отметок инспекторов ФНС.

    Как вернуть деньги

    Если предприниматель решил вернуть сумму переплаты, ему надо воспользоваться другой формой из приказа ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/ [email protected] , предложенной в приложении № 8. В нем содержится бланк для возврата лишней суммы.

    Правила заполнения этого документа примерно такие же. Поэтому детально рассматривать их не будем, а приведем пример заполненного документа. Допустим, ООО «Колосок» переплатило НДС за первый квартал 2018 года на сумму 15 732 рубля и теперь хочет вернуть ее. Вот как будет выглядеть обращение руководителя ООО.

    Когда и как подавать обращение

    Согласно статье 78 НК РФ , обращаться за зачетом и возвратом можно в течение 3 лет с даты уплаты сбора. Доставить документы можно тремя способами:

  • лично;
  • по почте ценным письмом с описью;
  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет.
  • Получив такое заявление, налоговый орган решает, удовлетворить его или нет. О своем решении служба уведомляет предпринимателя в течение 10 дней со дня получения обращения. Как правило, если инициатива исходит от организации или ИП, в ФНС делают сверку расчетов. Если же переплату обнаружит сам проверяющий, то от сверки могут отказаться. От обязанности подать заявление предприниматель не освобождается.

    Возмещение НДС: порядок возврата, камеральная проверка, заявление

    Если налогоплательщик подал в налоговый орган декларацию, в которой НДС отражен к возмещению, он имеет полное право на возврат заявленной суммы после ее подтверждения проведенной инспекцией камеральной проверкой. Порядок возврата таких сумм регламентируется ст. ст. 176 и 176.1 НК РФ и в широком смысле слова может быть назван заявительным, т.к. на практике налоговыми органами такой возврат производится только после получения от налогоплательщика соответствующего заявления. В узком же смысле заявительным является только порядок возврата, предусмотренный ст. 176.1 НК РФ, что прямо следует из ее названия.
    Как показала практика применения данных норм НК РФ, процедура возврата заявленных к возмещению сумм НДС непроста и вызывает множество споров между налоговиками и налогоплательщиками. Рассмотрим, как же правильно применять все эти положения.

    Примечание. Возмещение НДС налогоплательщик имеет право осуществить как зачетом по другим налогам, так и возвратом данных сумм. Можно также заявить о зачете такого НДС в счет будущих платежей по этому же налогу. Поэтому налоговые органы всегда желают видеть соответствующее письменное заявление налогоплательщика по данному вопросу.

    Общий порядок возврата

    Под ним в данной статье будем понимать порядок возврата, предусмотренный ст. 176 НК РФ. Данная процедура растянута во времени (только камеральная проверка декларации длиться до трех месяцев) и содержит много подводных камней. Большинство таких трудностей связаны прежде всего с тем, что результат рассмотрения декларации с налогом к возмещению может оказаться не только строго положительным или отрицательным, но и частичным.
    В общем виде процедура возмещения выглядит так. Решение о возмещении или об отказе в возмещении НДС принимается инспекцией по результатам рассмотрения в рамках обязательной камеральной налоговой проверки декларации, в которой он заявлен.

    Ошибки и нарушения не выявлены

    Если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения, то в течение семи дней по ее окончании налоговый орган обязан принять два решения — о возмещении и возврате соответствующих сумм налога (п. п. 2 и 7 ст. 176 НК РФ). После этого ими оформляется поручение на возврат, которое на следующий день направляется в территориальный орган Федерального казначейства. В течение 5 дней со дня получения поручения он возвращает плательщику суммы налога на счет в банке (п. 8 ст. 176 НК РФ). При этом согласно п. 10 ст. 176 НК РФ при нарушении данных сроков возврата (т.е. считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки) в пользу налогоплательщика начисляются проценты.

    «Камералка» выявила нарушения

    Если налоговый орган выявит нарушения законодательства о налогах и сборах, то он сначала составит акт камеральной налоговой проверки. На это ему отводится 10 рабочих дней плюс еще пять на вручение акта налогоплательщику. После его получения у налогоплательщика будет 15 рабочих дней для подготовки своих возражений по акту и исправления тех недостатков, которые обнаружили инспекторы. Спустя еще 10 рабочих дней после рассмотрения акта и возражений на него налоговый орган примет решение о возмещении или об отказе в возмещении НДС. Причем решение может быть принято как на всю сумму, так и на ее часть.

    Как видно, срок принятия окончательного решения о возмещении в случае претензий налоговиков существенно увеличивается. После окончания камеральной проверки он отодвигается еще минимум на 40 рабочих дней, т.е. почти на два месяца! Здесь-то и находится первый подводный камень порядка возмещения НДС.

    Дело в том, что налоговики были убеждены, что если по итогам камеральной проверки декларации выявлены нарушения хотя бы в части сумм, на возврат которых претендует плательщик (и неважно, что претензии есть только к 100 руб. заявленного к возмещению налога, а миллион подтвержден!), то весь налог, заявленный к возмещению, не перечисляется ему, пока не приняты решения, указанные в п. 3 ст. 176 НК РФ. По их мнению, данное правило распространяется и на ту часть НДС, в отношении которой замечания не предъявлялись и, соответственно, не имеется оснований говорить, что сроки возврата нарушаются и налогоплательщику причитаются проценты за несвоевременный возврат.

    Однако Президиум ВАС РФ (Постановление от 12.04.2011 N 14883/10) счел такое толкование ошибочным. Он указал, что п. 3 ст. 176 НК РФ действительно предусматривает, что в случае, когда в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, НДС возмещается в специальном порядке на основании решения налогового органа, выносимого с соблюдением процедуры материалов проверки, определенной ст. ст. 100 и 101 НК РФ. Однако это не дает оснований утверждать, что предусмотренная п. 3 ст. 176 Кодекса процедура рассмотрения материалов проверки затрагивает эпизоды, в отношении которых нарушений не обнаружено. Следовательно, налоговый орган не вправе по окончании проверки со ссылкой на п. 3 ст. 176 НК РФ откладывать возврат части НДС, в отношении которой не выявлено нарушений, до изготовления акта проверки либо принятия решений о возмещении и возврате налога. В части данной суммы должны применяться п. п. 2, 7 и 8 ст. 176 НК РФ, и ее возврат должен быть осуществлен в 12-дневный срок (семь дней отводится на принятие решения о возмещении и возврате соответствующей суммы налога и пять дней — на исполнение поручения казначейством).

    Причем в Постановлении N 14883/10 прямо было указано, что содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

    В 2012 г. для тех налоговиков и судей, которые не захотели прислушаться к его мнению, Президиум ВАС РФ еще раз напомнил, что его позиция по данному вопросу является неизменной.

    Так, в его Постановлении от 20.03.2012 N 13678/11 говорится, что положения п. 3 ст. 176 НК РФ не должны распространяться на ту часть суммы налога, заявленного к возмещению, в отношении которой не было выявлено нарушений налогового законодательства и, соответственно, не имелось реальных препятствий к ее возврату. Следовательно, нет оснований, чтобы откладывать возврат этой величины до того, как будет изготовлен акт проверки либо принято решение о возмещении в порядке п. 3 данной статьи.

    Нужно ли подавать заявление для возврата НДС?

    Еще недавно этот вопрос показался бы по меньшей мере странным. Ведь про наличие такого заявления прямо говорится в п. 6 ст. 176 НК РФ, и налоговые органы никогда без такового возврат не производили. Но оказалось, что это не так. Рассматривая спор налогоплательщика и инспекции о процентах за несвоевременный возврат налога, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 17.03.2011 N 14223/10 отверг довод налоговиков о том, что период просрочки возврата надо считать только с даты получения соответствующего заявления самого налогоплательщика.

    Примечание. Напомним, в п. 6 ст. 176 НК РФ говорится, что при отсутствии недоимки по НДС и иным федеральным налогам, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.

    Достаточно часто такое заявление налогоплательщики подают не сразу с декларацией, в которой отражен налог к возмещению, и даже не в период до завершения ее камеральной проверки, на что они имеют полное право, а только после получения решения инспекции об отказе в возмещении НДС. И если после обращения налогоплательщика в арбитраж такое решение признается судьями недействительным, то встает вопрос, с какого момента надо считать период просрочки возврата для расчета полагающихся налогоплательщику по п. 10 ст. 176 НК РФ процентов.

    В Постановлении от 17.03.2011 N 14223/10 был сделан революционный вывод, согласно которому ст. 176 Кодекса (в действующей редакции) осуществление возврата налога не ставится в зависимость от подачи налогоплательщиком заявления о возврате.

    Высокий суд разъяснил, что указание в п. 6 ст. 176 НК РФ на заявление налогоплательщика не свидетельствует об обратном выводе. Данное заявление подается налогоплательщиком при наличии у него необходимости в осуществлении возврата суммы налога на конкретный банковский счет, поскольку при отсутствии такого заявления налоговый орган, приняв решение о возврате НДС, вправе осуществить возврат на любой известный ему расчетный счет.

    Следовательно, доводы инспекции о том, что до получения от общества заявления о возврате суммы налога, подлежащей возмещению, у налогового органа не возникает обязанности ее возвратить, противоречит нормам действующего законодательства.

    Ранее вся судебная практика исходила из обратного: возврат налога, в отличие от зачета, возможен только по заявлению самого налогоплательщика, а срок в 12 дней, установленный для возврата НДС, исчисляется со дня подачи соответствующего заявления, если оно подано спустя три месяца, отведенных Кодексом на камеральную проверку (Постановления Президиума ВАС РФ от 21.12.2004 N 10848/04, от 29.11.2005 N 7528/05, от 28.11.2006 N 9355/06, от 27.02.2007 N 13584/06, ФАС Московского округа от 23.03.2011 N Ф05-1605/2011, Дальневосточного округа от 24.02.2011 N Ф03-439/2011, Северо-Кавказского округа от 14.01.2011 N А53-12222/2010 и др.).

    Чем же был вызван такой поворот в точке зрения судей Президиума ВАС РФ? Объяснение простое: с 1 января 2007 г. изменилась редакция ст. 176 НК РФ. Ранее п. 3 ст. 176 НК РФ в ред. от 29.12.2000 гласил, что «по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику. «.

    Это, безусловно, означало, что без заявления организации решение о возврате налоговики принять просто не могли. Теперь же такое решение принимается налоговым органом без привязки к заявлению налогоплательщика в четко установленные Кодексом сроки, выраженные в днях.

    Свою правовую позицию о том, что положения п. 6 и других пунктов ст. 176 НК РФ не являются взаимосвязанными и налоговая инспекция должна принимать решение о возврате в установленный законом срок независимо от наличия заявления налогоплательщика на возврат НДС, Президиум ВАС РФ подтвердил в своем новом Постановлении от 21.02.2012 N 12842/11.

    Соответственно, исходя из смысла указанной статьи проценты за несвоевременный возврат начисляются на сумму, подлежащую возврату, с учетом даты, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган принял надлежащее решение своевременно.

    Кроме того, Президиум ВАС РФ своему Постановлению, в отличие от более раннего и аналогичного по смыслу, придал большую силу, указав в нем, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в данном Постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий.

    Таким образом, в настоящее время налогоплательщики могут сегодня использовать выгодную для них вышеизложенную позицию Президиума ВАС РФ и взыскивать с инспекции суммы налога, заявленные к возмещению, и проценты без подачи заявления на возврат.

    Однако для облегчения взаимодействия с инспекцией, в частности для скорейшего решения вопроса о процентах в случае задержек с возвратом, не доводя дела до суда, налогоплательщикам можно порекомендовать подавать заявление о возврате НДС одновременно с декларацией, содержащей суммы налога к возмещению, или до момента окончания ее камеральной проверки.

    Пишем заявление на возврат

    Если для снижения риска возникновения спора с налоговиками налогоплательщик примет решение подать заявление на возврат, то составить его он может в произвольной форме.

    Однако, чтобы инспекторы не отказали в его рассмотрении по формальным основаниям, заявление должно содержать полное наименование организации, ИНН и ее почтовый адрес, подпись руководителя и ее расшифровку (при подписании другим сотрудником — ссылку на доверенность с приложением ее копии), печать организации, если письмо-заявление составлено не на бланке компании. При отсутствии данных реквизитов налоговая, скорее всего, просто откажет в рассмотрении такого заявления (пп. 3 п. 12 Административного регламента ФНС России, утв. Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н).

    Если оформляется заявление на полный или частичный зачет возмещаемого НДС в счет уплаты другого федерального налога, то в заявлении помимо КБК налога на добавленную стоимость нужно указать КБК того налога, в счет уплаты которого засчитывается НДС. Кроме того, отражается та сумма НДС, которую налогоплательщик хочет зачесть в счет уплаты такого налога. Оставшуюся сумму незачтенного НДС налогоплательщик может попросить не возвращать ему, а направить в счет уплаты будущих платежей по НДС. Если все же в заявлении указывается требование о возврате НДС, то в нем нужно обязательно указать реквизиты расчетного счета, на который инспекция должна перечислить деньги, особенно если счетов у налогоплательщика несколько и какой-либо из них находится в проблемном банке.

    Примечание. Если заявление на возврат не подано, налоговики, чтобы не подпасть под санкции, могут произвести возврат НДС на любой известный им расчетный счет налогоплательщика. Так что возвращенные деньги вполне могут (неважно, случайно или сознательно) попасть на незакрытый расчетный счет в банке-банкроте и раствориться в общей массе его имущества, подлежащего распределению между всеми кредиторами. Иными словами, налогоплательщик их попросту потеряет.

    Сколько должны вернуть?

    Но налоговики даже при наличии заявления налогоплательщика могут вернуть не всю указанную в нем сумму налога. Дело в том, что п. 4 ст. 176 НК РФ предусматривает, что при наличии у налогоплательщика недоимки по самому НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговым органом самостоятельно производится зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам. Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (п. 7 ст. 176 НК РФ).

    Чтобы ускорить возврат налога, избежать неожиданностей и понять, какую сумму можно вернуть на свой расчетный счет, целесообразно проверить суммы недоимки, которые могут быть зачтены налоговиками. Для этого надо к моменту истечения трехмесячного срока, отведенного на камеральную проверку, произвести с инспекцией сверку расчетов. Для этого надо самостоятельно обратиться в инспекцию с заявлением в произвольной форме.

    Все те недоимки по налогам, пеням и штрафам, которые будут выявлены налоговиками непосредственно на момент принятия решения о возмещении подтвержденных ими сумм НДС, они могут зачесть. Подтверждается это и арбитражной практикой (см., например, Постановление от 19.01.2010 N 11822/09). При этом, по мнению арбитров, даже если при возврате НДС ИФНС принимает решение о зачете каких-то сумм недоимки до истечения срока на их добровольное исполнение, то это не влечет нарушения прав налогоплательщика, не приводит к необоснованному взысканию либо изменению его налоговой обязанности или ущемлению его прав и законных интересов.

    Проведение зачета в такой ситуации не может рассматриваться как нарушающее справедливый баланс публичных и частных интересов, поскольку позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.2011 N 277/11).

    Проценты за несвоевременный возврат

    Как отмечалось выше, если налоговая инспекция нарушит срок возврата налога, ей придется заплатить налогоплательщику проценты за каждый день просрочки исходя из ставки рефинансирования Банка России (п. 10 ст. 176 НК РФ). С какого момента следует начислять такие проценты, мы также уже разобрались.

    Однако на практике применение данной нормы зачастую приводит к разногласиям между налоговыми органами и налогоплательщиками и по другим нюансам ее применения. Разберем основные моменты, связанные с исчислением таких процентов.

    Начнем со ставки процентов, которая принимается равной ставке рефинансирования. Но для того чтобы верно рассчитать сумму процентов, нужно определить «ежедневную» процентную ставку, про правила расчета которой в НК РФ ничего конкретно не говорится. Налоговые органы пытаются использовать данное обстоятельство в свою пользу, указывая, что ставку Банка России нужно разделить на количество дней в году (365 или 366). При этом они чаще всего ссылаются на п. 3.2.7 своих же Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам (утв. Приказом ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/[email protected]), а иногда и на п. 3.9 Положения Банка России от 26.06.1998 N 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками», согласно которым именно такое количество дней в году принимается в расчет.

    Вместе с тем если порядок расчета «ежедневной» ставки не предусмотрен НК РФ, то следует руководствоваться п. 1 ст. 11 НК РФ и использовать порядок, установленный для расчета процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами гражданским законодательством.

    Речь идет о ст. 395 ГК РФ. Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13, Пленума ВАС РФ N 14 от 08.10.1998 разъяснено, что в этом случае годовую ставку Банка России нужно делить на 360 дней. Большинство арбитров поддерживают этот вывод, указывая, что из системно-правового анализа положений НК РФ следует, что законодатель не предполагает применения иной ставки рефинансирования, кроме как в размере 1/360 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

    Это подтверждается Определениями ВАС РФ от 15.10.2009 N ВАС-11232/09, от 21.10.2009 N ВАС-13648/09, а также Постановлениями ФАС Московского округа от 16.02.2011 N КА-А40/124-11, от 01.06.2009 N КА-А40/4548-09, от 29.05.2009 N КА-А40/4573-09, от 16.10.2009 N КА-А40/10973-09, ФАС Поволжского округа от 03.11.2009 N А65-24431/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 19.08.2010 N А53-27429/2009, ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2009 N А52-245/2009 и др.

    Другой хитростью налоговиков является их попытка при расчете процентов учитывать не все дни просрочки, а только рабочие. Однако суды пресекают такие попытки, указывая, что проценты, являясь компенсацией потерь налогоплательщика в результате задержки возврата налога, начисляются за каждый календарный день, поскольку из содержания ст. 6.1 НК РФ (В ней сказано, что срок, определяемый днями, исчисляется в рабочих днях, если не установлен в календарных днях) не следует, что при расчете периода просрочки возврата налога следует исключать выходные и праздничные дни (Постановления ФАС Московского округа от 14.02.2011 N КА-А40/342-11, от 04.02.2011 N КА-А40/18231-10, ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2005 по делу N А56-43355/04).

    Согласно позиции арбитров период просрочки длится по день, предшествующий дате фактического перечисления органами Федерального казначейства соответствующих сумм налогоплательщику (Постановления от 21.12.2004 N 10848/04 и от 29.11.2005 N 7528/05, ФАС Московского округа от 16.02.2009 N КА-А40/489-09, ФАС Поволжского округа от 23.12.2008 N А65-5922/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.11.2008 N Ф08-6988/2008, ФАС Северо-Западного округа от 28.08.2008 N А05-10302/2007).

    Однако налоговики часто отказывают в выплате процентов за несвоевременный возврат налога на том основании, что их вины в такой просрочке нет.

    Они утверждают, что если они своевременно исполнили свою часть работы (приняли решение и передали в казначейство поручение на возврат), то за несвоевременное перечисление денег казначейством они уже не в ответе. Однако арбитры при рассмотрении разногласий между налоговиками и хозяйствующими субъектами по данному вопросу придерживаются иной точки зрения.

    Они считают, что именно налоговый орган одновременно с возвратом из бюджета суммы НДС обязан обеспечить выплату налогоплательщику процентов и с любыми претензиями по вопросам процентов налогоплательщикам следует обращаться исключительно к ним (Постановления ФАС Московского округа от 19.09.2007 N КА-А40/9580-07 и от 17.12.2007 N КА-А40/13021-07, ФАС Северо-Западного округа от 01.08.2008 N А56-39965/2007 и др.).

    Следует учитывать, что такие проценты начисляются только в случае нарушения сроков возврата НДС.

    Если налоговики нарушают сроки зачета НДС по заявлению налогоплательщика, проценты, предусмотренные п. 10 ст. 176 НК РФ, не начисляются (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.10.2004 N 5351/04).

    При этом в случае нарушения налоговым органом установленных законом сроков возврата НДС последующее обращение налогоплательщика с заявлением о зачете спорных сумм не освобождает инспекцию от обязанности выплатить ему проценты за нарушение срока возврата путем зачета (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 27.02.2007 N 11484/06 и от 27.02.2007 N 13584/06).

    В заключение отметим, что для получения процентов за несвоевременный возврат налога налогоплательщик никакого самостоятельного заявления писать не должен. Такие проценты налоговики должны выплатить самостоятельно одновременно с возвратом неправомерно задержанной суммы самого налога. Хотя на практике это происходит весьма редко.

    Кроме того, напомним, что проценты, выплачиваемые налоговым органом за несвоевременный возврат НДС, в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ, не облагаются налогом на прибыль (Письма Минфина России от 14.02.2011 N 03-03-06/1/101, от 12.03.2010 N 03-03-06/1/128).

    Заявительный порядок возмещения

    Согласно нормам ст. 176.1 НК РФ налогоплательщики могут воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС, сутью которого является осуществление возмещения налога до завершения камеральной проверки.

    Для этого им необходимо представить в инспекцию соответствующее заявление в течение пяти рабочих дней со дня подачи декларации (п. 7 ст. 176.1 НК РФ).

    Если налоговики одобрят заявление, уже через 11 рабочих дней после его подачи сумма НДС, подлежащая возмещению, поступит на расчетный счет налогоплательщика.

    Однако если у него есть задолженность по налогам, пеням и штрафам, то НДС, подлежащий возмещению, как и в общем случае возврата по ст. 176 НК РФ сначала будет направлен на погашение задолженности (п. 9 ст. 176.1 НК РФ).

    При нарушении этих сроков возврата налоговики должны выплатить налогоплательщику проценты по тем же правилам, что и в обычном случае возврата.

    Несмотря на уже произведенный возврат сумм налога на добавленную стоимость, указанных в декларации к возмещению, ее камеральная проверка происходит в обычном порядке.

    Если она покажет, что в заявительном порядке возмещена сумма НДС большая, чем следовало, тогда одновременно с вынесением решения по материалам камеральной проверки инспекция отменяет:

  • решение о возмещении НДС в заявительном порядке;
  • решение о возврате (полностью или частично) суммы НДС в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной проверки;
  • решение о зачете НДС, заявленного к возмещению, в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной проверки.
  • Об отмене прежних решений инспекторы сообщат налогоплательщику в письменной форме в течение пяти рабочих дней (п. 16 ст. 176.1 НК РФ) и одновременно направят коммерсанту требование о возврате в бюджет сумм НДС, поступивших на расчетный счет или зачтенных в счет погашения задолженности коммерсанта по налогам, пеням и штрафам (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

    На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами.

    Заявительный порядок возмещения НДС, с одной стороны, является более льготным по сравнению с обычным, но с другой — возлагающим на налогоплательщика большую материальную ответственность.

    Кроме того, воспользоваться им могут не все плательщики НДС.

    Такое право предоставлено: во-первых, налогоплательщикам-организациям, существующим более трех лет и у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три года, составляет не менее 10 млрд руб., а во-вторых, налогоплательщики, представившие вместе с налоговой декларацией действующую банковскую гарантию банка, включенного в специальный перечень, обеспечивающую возврат полученных из бюджета по заявительному порядку сумм НДС, если такое решение будет отменено.

    Нормы ст. 176.1 НК РФ не препятствуют налогоплательщикам реализовать право на возмещение НДС в заявительном порядке как в отношении всей суммы налога, заявленной к возмещению в декларации, так и в отношении части заявленной суммы.

    Соответственно, в последнем случае представлению в налоговые органы подлежит банковская гарантия только на часть суммы налога, заявленной к возмещению в декларации и указанной в заявлении о применении упрощенного порядка возмещения (Письма ФНС России от 11.03.2012 N ЕД-4-3/3906, от 17.10.2012 N ЕД-4-3/17588 и Минфина России от 24.06.2012 N 03-07-08/214).

    Смотрите еще:

    • Судебные споры между юридическими лицами Юридических лиц В связи с существенным увеличением товарно-рыночных отношений, риски, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности с каждым днем увеличиваются. Юридические лица нуждаются в не меньшей защите, чем граждане. […]
    • Во сколько лет мужчина идет на пенсию Какой сейчас пенсионный возраст в России для мужчин и женщин? Будет ли его повышение с 2017-2019 года до 63/65 лет? Самые последние новости из Госдумы ​ не планируется.​ для госслужащих -​ страховой стаж с​необходимо отрегулировать […]
    • Какой налог платить с интернет магазина Нужно ли платить налоги интернет магазину если имеется основной магазин Добрый день. Моя мать владеет книжным магазином. Я хочу торговать её же продукцией в соседнем городе. Необходимо ли регистрировать отдельное ИП? Её магазин […]
    • Закон о запрете курения 15 Закон о штрафах за курение в неположенных местах принят Госдумой Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон об административной ответственности за нарушение так называемого "антитабачного" закона. Документом, в частности, […]
    • Правила продажи сим карт В России ужесточат правила продажи SIM-карт 15:52, 19.07.2017 // Росбалт, В России Госдума приняла во втором чтении законопроект, ужесточающий условия продажи SIM-карт с целью облегчения идентификации абонентов операторами связи, […]
    • Разрешение межличностных конфликтов в коллективе Методы разрешения межличностных конфликтов в коллективах старшеклассников Главная > Контрольная работа >Психология ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ студентки 2 курса, группы Д981УЖелтухиной С.Н. ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………31. […]
    • Не хотят принимать ходатайство Что делать если не хотят принимать заявление в загс.. Мне 17 супругу 23 4 ответa на вопрос от юристов 9111.ru Здравствуйте. Если ЗАГС не желает принимать заявление о регистрации брака, придется немного подождать - до достижения Вами […]
    • При возврате товара покупателем что делать с ндс Возврат товаров покупателем Новости по теме Как правильно учесть НДС при возврате товаров от покупателей. Периодически любой торговой организации приходится сталкиваться с возвратом товаров покупателями. Иногда это происходит из-за […]