Взаимодействие судебных приставов с судами

Оглавление:

Электронное взаимодействие столичных судов и приставов вошло в фазу пилотной эксплуатации

Подсистема межведомственного взаимодействия введена в опытную эксплуатацию

Представители Бутырского суда столицы приняли участие в запуске в опытную эксплуатацию системы межведомственного взаимодействия с судебными приставами Москвы. Проект реализуется в рамках создания в городе «Комплексной информационной системы судов общей юрисдикции» (КИС СОЮ).

Сотрудники суда впервые отправили в электронном виде реквизиты трех исполнительных листов. Все они были выписаны на основании вступивших в силу решений Бутырского суда. Документы успешно поступили в управление Федеральной службы судебных приставов по г. Москве. Информация по ним получила отражение в базах данных обоих ведомств.

«В рамках рабочей встречи в Бутырском суде была успешно продемонстрирована возможность отправки исполнительного листа с получением уведомления о его передаче в отдел приставов, а также показом истории отправки и пр. Так что можно сказать, что запуск опытной эксплуатации подсистемы межведомственного взаимодействия между Бутырским районным судом и службой судебных приставов официально состоялся. В ближайшее время пройдет обсуждение технологических и организационных особенностей такого формата взаимодействия. Возможно, будут реализованы некоторые доработки для удобства работы. И уже с сентября судьи Бутырского суда будут отправлять все исполнительные листы в электронном виде, а с января 2017 г. система полноценно войдет в стадию промышленной эксплуатации», — комментирует Татьяна Толстова, заместитель генерального директора компании «Крок», реализующей техническую часть проекта

При запуске подсистемы присутствовали председатель Московского городского суда Ольга Егорова, ее заместитель Дмитрий Фомин, а также глава Бутырского районного суда Андрей Моторин. Вторую сторону представляли заместитель директора Федеральной службы судебных приставов Татьяна Игнатьева и главный судебный пристав Москвы Сергей Замородских.

Интеграция сэкономит время и деньги

Тесная интеграция между судами общей юрисдикции Москвы и судебными приставами Москвы, как ожидается, даст несколько преимуществ. В частности, будет упрощен документооборот между ведомствами. Также облегчится исполнение судебных решений, которое сейчас отнимает у профильных сотрудников много сил, времени и средств. Сам процесс исполнения будет более эффективно контролироваться.

Участники интеграции полагают, что внедрение позволит на 50% поднять показатели исполняемости судебных решений, выносимых московскими судами общей юрисдикции. Это обеспечит исполнение базовых прав граждан в области свершения правосудия и сэкономит бюджетные средства, расходуемые на материально-технические нужды и почтовую связь.

Помимо приставов Москвы, подсистема межведомственного взаимодействия свяжет суды общей юрисдикции города еще с 11 ведомствами. В их числе оказались столичные представительства Следственного комитета, ГИБДД, Прокуратуры, Службы исполнения наказаний, Налоговой службы, Федерального казначейства, Росреестра, а также управления МВД по вопросам миграции, по контролю за оборотом наркотиков, Зональный информационный центр министерства внутренних дел и уполномоченный по правам человека в Москве и его аппарат.

О проекте «КИС СОЮ»

Внедрение «Комплексной информационной системы судов общей юрисдикции» в судах Москвы проходит с ноября 2015 г. Планируется к концу этого года ввести в эксплуатацию 8 прикладных и 4 обеспечивающие системы. Среди них будут порталы для нужд граждан и сотрудников аппаратов судов, а во время заседаний будет вестись аудио—, видеопротоколирование. Связь с СИЗО города обеспечит видеоконференцсвязь. Кроме того, между инстанциями и фигурантами процессов будет внедрен электронный документооборот.

Ключевые эффекты от запуска КИС СОЮ — повышение доверия граждан к судебной системе и ее прозрачности, экономия времени всех участников процессов, снижение сроков рассмотрения дел и устранение бюрократических трудностей. Окончание работ запланировано на декабрь 2016 г.

Средства для осуществления проекта выделены Международным Банком реконструкции и развития на реформирование судебной системы страны. Исполнителем работ стал системный интегратор «Крок», бенефициар проекта — Московский городской суд.

Взаимодействие Федеральной службы судебных приставов с другими правоохранительными органами при производстве дознания (статья)

Термин «взаимодействие» широко используется и в теории и на практике, поскольку удачно отражает характер коллективных усилий различных правоохранительных органов при решении стоящих перед ними задач.

В широком смысле «взаимодействие» выступает как философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность. Поэтому для более ясного понимания термина «взаимодействие» применительно к данной теме, обратимся к значению, которое по своей сущности созвучно — это термин «координация» (от латинского «со-» совместно, «ordinatio» — упорядочение, взаимосвязь, согласование), то есть взаимная, согласованная деятельность различных его субъектов, в данном случае Федеральной службы судебных приставов с правоохранительными органами.

Так, Л.Е. Лунев определяет координацию, как согласование действий в целях скорейшего и наиболее правильного решения задач с наименьшей затратой сил, денежных средств и материальных ценностей. Т.Л. Маркелов под координацией деятельности правоохранительных органов по борьбе с правонарушениями понимает ее согласованность по цели, времени, месту и программе проведения.

Такая взаимосвязь или взаимные действия возможны при наличии ряда условий. Во-первых, во взаимодействии должны участвовать как минимум два субъекта. Это означает, что каждый из участников должен ясно осознавать, что он является субъектом взаимодействия и выполняет возложенные функции совместно, с другим субъектом. Во-вторых, субъекты взаимодействия должны быть объединены общими целями и задачами. Разобщенность в целях и задачах ведет к потере смысла взаимодействия. Говоря о единстве задач и целей, необходимо отметить, что укрепление законности и правопорядка, борьба с преступностью являются едиными задачами для всех правоохранительных органов. В-третьих, взаимодействие основывается на согласованности действий во времени.

Кроме перечисленных условий необходимо учитывать ряд важных требований, предъявляемых к взаимодействию и отражающих сущность складывающихся в этой связи отношений:

1. взаимодействие должно строиться на основе строгого соблюдения требований законности, то есть осуществляться в соответствии с; предписаниями законов и подзаконных актов, регулирующих как совместную деятельность, так и порядок функционирования каждого органа в отдельности;

2. взаимодействие не должно приводить к слиянию деятельности органов, то есть должно осуществляться в условиях четкого разграничения компетенций взаимодействующих правоохранительных органов. Необходимость разграничения обусловлена выполнением задачи обеспечения объективности и обоснованности проводимых мероприятий. В этой связи дознаватель (орган дознания) ФССП не имеет право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия;

3. ведущая роль во взаимодействии принадлежит ФССП России. Именно Служба в решении стоящих перед ней задач является непосредственным организатором, координатором и руководителем совместной деятельности органов.

Таким образом, взаимодействие ФССП России с другим правоохранительными органами при производстве дознания — это сложная, динамичная, непрерывная, взаимосвязанная и согласованная по месту, цели и времени деятельность, направленная на выполнение общей задачи укрепления законности, правопорядка и борьбы с преступностью.

Под правоохранительными органами принято понимать систему государственных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Данную систему образуют: Генеральная прокуратура, органы дознания предварительного следствия, нотариат и некоторые другие. Характеризовать каждый из этих органов — значит уйти от темы, так как правоохранительные органы — огромная и сложная система.

Цель взаимодействия ФССП России с правоохранительными органами можно определить как укрепление законности и правопорядка. Отсюда вытекают следующие задачи взаимодействия:

— сбор сведений о преступлениях, подследственных ФССП;

— выявление совершаемых, совершенных и готовящихся к совершению преступлений, подследственных ФССП, установление обстоятельств им способствующих, лиц и совершающих, совершивших и готовящихся совершить, а также имеющих отношение к данным нарушениям закона;

— принятие мер по фактическому пресечению данных преступлений против правосудия, условий, им способствующих и привлечению к уголовной ответственности виновных лиц;

— охрана прав, свобод и законных интересов лиц, чьи законные интересы нарушены, нарушаются или готовятся нарушить;

— предупреждение преступлений против правосудия, подследственных ФССП, повышение правовых знаний должностных лиц в процессе осуществления взаимодействия.

Наиболее тесно ФССП России соприкасается с прокуратурой, судами, органами внутренних дел, налоговыми и таможенными органами.

Вопросы повышения эффективности взаимодействия служб судебных, приставов с правоохранительными органами находится в центре внимания руководства ФССП России. В феврале — марте 2005 года состоялись рабочие встречи руководства ФССП России и Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, МВД России, на которых обсуждались актуальные проблемы, возникающие в ходе осуществления взаимодействия между службами, в том числе и в уголовно-процессуальной сфере. Результатом встреч явилась разработка совместных планов, мероприятий организационного и законодательного характера. Так, 18.05.2005 г. издан приказ ФССП России №66 «О повышении эффективности работы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по исполнению постановлений налоговой и таможенной служб», подписаны совместные приказы ФССП России и Федеральной таможеннойслужбы России от 25.04.2005 г. № 55/365 «О совместных мероприятиях, направленных на повышение эффективности принудительного исполнения постановлений таможенных органов и иных исполнительных документов» и от 14. 06. 2005 г. № 540/81 «Об утверждении состава и регламента работы постоянно действующей рабочей группы по координации оперативного взаимодействия должностных лиц центрального аппарата Федеральной таможенной службы России и центрального аппарата ФССП России».

С января 2000 года функции службы судебных приставов расширены — она стала принудительно исполнять постановления налоговых органов о взыскании задолженностей по налогам и сборам. Так, в 2004 году в территориальных подразделениях службы судебных приставов находилось на исполнении более 233 тысяч постановлений налоговых органов на общую сумму 830,3 млрд. рублей (за аналогичный период 2003 года — 170,3 тысячи постановлений на общую сумму 370,9 млрд. рублей). В сотрудничестве с налоговой службой плановое задание 2004 года службой судебных приставов выполнено на 370%. Результативность взаимодействия ФССП с таможенными органами несколько скромнее. В первом полугодии 2005 года почти вдвое сократилась сумма, взысканная по постановлениям таможенных органов, которая составила 118 млн. руб. (в 2004 году — 219,9 млн. руб.). Но во многом это объясняется уменьшением количества предъявляемых таможенными органами исполнительных документов.

Для повышения эффективности ФССП с судейским сообществом в минувшем году был подписан целый ряд приказов, но одной из причин приказов ФССП России от 5.07.2005 №91 «О принятии дополнительного комплекса мер по обеспечению установленного порядка деятельности судов и организации несения службы судебными приставами» и приказа ФССП России, Судебного департамента при Верховном суде РФ, Высшим арбитражным судом РФ от 12.04. 2005 № 50/24/43 «О создании межведомственной рабочей группы» стало чрезвычайное происшествие, произошедшее 15.06.2005 г. В Приморском районном суде Санкт-Петербурга, где произошел подрыв гранаты, повлекший человеческие жертвы. В целях предупреждения, пресечения и расследования преступлений против правосудия в 2005 году состоялось 5 заседаний указанной межведомственной рабочей группы, в ходе которых выработаны единые подходы к решению вопросов; по обмену информацией о преступлениях против правосудия, разработке единых правил поведения в суде и др. В июле 2002 года по январь 2004 года ФССП России во взаимодействии с судейским сообществом и по материалам судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов возбуждено 77 уголовных дел: 70 (4% от общего числа) по ст.297 УК РФ, 2 уголовных дел по ч. 1 ст.294 УК РФ, 5 уголовных дел по фактам иных преступлений против правосудия. Причины этой неутешительной статистики рассматривались в вопросе «Обстоятельства, подлежащие доказыванию по преступлениям, подследственным Федеральной службы судебных приставов». В свете рассматриваемого вопроса видно, что Службе судебных приставов и судами РФ необходимо более тесно сотрудничать, включать новые формы взаимодействия. Таким формами в рассматриваемом взаимодействии может быть оказание содействия судьями приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов при сборе материалов по преступлениям ч.1 ст.294, ст.297 и ч.1 ст.ЗП УК РФ, проявление активной позиции при необходимости получения от судей объяснений или иной значимой для материалов предварительной проверки информации и пр.

Взаимодействие ФССП и органов внутренних дел основано на общих положениях, закрепленных в Законе РФ «О милиции» и других нормативно-правовых актах. В ст.2 Закона «О милиции» говорится о том, что основными задачами милиции является охрана общественного порядка и общественной безопасности. А в соответствии со ст. 10 этого же закона милиция обязана в пределах своей компетенции оказывать содействие должностным лицам в суде по производству отдельных процессуальных действий. В Семейном кодексе закреплено: «Принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), должно проводиться с обязательным участием органа опеки и попечительства и участием лица (лиц) которому передается ребенок, а в необходимых случаях — с участием представителей органов внутренних дел» (ч.2 ст.79 СК РФ). Важная роль сотрудников милиции выражается в производстве розыска должника или ребенка.

Ст.28 ФЗ «Об исполнительном производстве» гласит, что розыск должника-гражданина и розыск ребенка в случае отсутствия сведений о месте нахождения: должника или ребенка осуществляют органы внутренних дел на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом. Розыск должника-организации и имущества должника производится службой судебных приставов. В 2004 году в производстве у судебных приставов находилось свыше 50 тысяч розыскных дел на общую сумму 136 млрд. рублей. Более половины окончено достижением положительного результата.

В том случае, если взыскатель согласился нести бремя расходов по производству поиска должника или его имущества, взыскатель, безусловно, имеет право прибегнуть к помощи профессионального частного сыска, который представляет собой «осуществление на возмездной договорной основе розыскных действий физических и юридических лиц». Данная деятельность должная быть соответствующим образом лицензирована. Регламентирует ее Закон «О частной детективной и охранной деятельности» от 11 марта 1992 года, в ст.3 которого говорится, что «разрешается сбор сведений по гражданским делам любой категории на договорной основе с участниками гражданского процесса».

К преимуществам профессионального частного сыска следует отнести высокую техническую оснащенность, личную заинтересованность частных детективов в результатах розыска, договорные отношения между клиентом и детективом (детективным агентством). Но есть и недостатки — объем и качество услуг зависят от гонорара, розыскной массив ограничен определенными направлениями (тотальный розыск под силу лишь государственным структурам), ограниченность в перечне возможных розыскных действий. Частные детективы в соответствии со ст.5 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности» имеют право: производить опрос граждан и должностных лиц с их согласия, осуществлять внешний осмотр знаний и строений, а также помещений и других объектов, вести наблюдение для получения необходимой информации, наводить справки, изучать предметы и документы (с письменного согласия их владельцев). В соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», намного более широкими полномочиями в этой сфере обладают сотрудники милиции. Они могут осуществлять оперативно-розыскные мероприятия: оперативное внедрение, снятие информации с технических каналов связи, прослушивание телефонных переговоров, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, опрос граждан и т.п. (ст.6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Основное отличие деятельности частных детективов и сотрудников органов внутренних дел (милиции) заключается в том, что последние обладают властными полномочиями и их требования, например, о предоставлении информации, носят обязательный характер, а неисполнение данных требований влечет установленную законом ответственность.

Главным условием при производстве розыска должника должно стать безусловное первоочередное возмещение взыскателю расходов по розыску за счет средств должника независимо от того, каким лицом, работником государственного органа или частным детективом осуществлен розыск.

Очевидно, что розыск должника или его имущества наиболее предпочтительно для взыскателя осуществлять с помощью органов внутренних дел и ФССП России. Однако у взыскателя есть право обратиться иной — частной структуре для зашиты своих интересов. И выбор самого взыскателя. В ходе анонимного анкетированием жителей Калининградской области в 2004 году, респондентам задавался вопрос: «Если вашей жизни, здоровью или благополучию будет угрожать опасность, станете Вы что-либо предпринимать?» 10,6% от всех опрошенных ответили, что предпочтут обратиться в частные структуры. В 2003. году эта цифра составляла 9,3%.

В 2005 году по сравнению с первым полугодием 2004 года возросло количество розыскных дел (35,4 тыс. дел). Также увеличилась сумма разысканного имущества и составила 3 млрд. рублей (2004 году — 2,17 млрд. руб.). В этой связи в настоящее время создана и действует совместная рабочая группа центрального аппарата ФССП России и МВД России по подготовке проекта приказа Минюста России и МВД России «О взаимодействии территориальных органов Федеральной службы судебных приставов с органами внутренних дел», в который внесены положения о том, что начальники главных управлений МВД России по федеральным округам, министры внутренних дел, начальники ГУВД и УВД субъектов РФ обеспечивают в установленном порядке оперативное исполнение запросов судебных приставов — исполнителей о предоставлении информации, необходимой для проведения исполнительных действий, расследования уголовных дел подразделениями дознания и при осуществлении розыска должников и их имущества».

К помощи милиции ФССП России прибегает наиболее часто. И не случайно, ведь милиция, формируясь преимущественно по территориальному принципу, ближе других правоохранительных органов стоит к населению. Поэтому именно сюда поступает подавляющее большинство заявлений и сообщений о. преступлениях, в том числе и подследственных ФССП, и именно работники милиции первыми принимают по ним должные меры реагирования. Именно поэтому милиция по праву считается основным органом дознания. А поскольку органы внутренних дел осуществляют и оперативно-розыскную деятельность, как средство реализации обязанностей по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений, милиция является органом, сочетающим как процессуальные функции — производства дознания и предварительного следствия, так и не процессуальные — осуществление оперативно-розыскной деятельности. ФССП России правом оперативно-розыскной работы не наделена, а потому нуждается в оперативном сопровождении органов внутренних дел.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство к органам дознания относит органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом, полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Кроме органов внутренних дел Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» наделяет такими полномочиями оперативные подразделения органов Федеральной службы безопасности, Федеральной налоговой службы, Федеральные органы государственной охраны, органы пограничной службы РФ, таможенные органы РФ, службы внешней разведки РФ и Министерства юстиции РФ.

Таким образом, органы дознания, перечисленные в п.1 ч.1 ст.40 УПК РФ, наряду с расследованием дела в форме дознания вправе производить оперативно-розыскную деятельность. Задачи подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, имеют много общего с задачами служб, проводящих расследование в форме дознания. Те и другие должны принимать меры по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, а также по выявлению и установлению лиц, скрывающихся от органов, производящих расследование. Полученные в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий данные имеют совсем другой характер, нежели те, которые получены при производстве следственных действий.

Несмотря на то, что ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в число субъектов оперативно-розыскной деятельности включил и Министерство юстиции РФ, до настоящего времени этими полномочиями обладали только оперативные подразделения уголовно-исполнительной системы. А Указом Президента РФ от 13.10.2004. №1314 она выведена, как самостоятельная Федеральная Служба, подведомственная Министерству юстиции Российской Федерации. В случае возникшей необходимости в проведении оперативно-розыскных мероприятий, ФССП России обращается к органам внутренних дел. Это — большой пробел, требующий законодательного пересмотра.

Учитывая сравнительно небольшой круг дел, по которым должностные лица службы судебных приставов выступают в качестве органа дознания, можно предположить, что необходимость в обращении к помощи оперативных подразделений других ведомств, в частности, органов внутренних дел может возникнуть в двух случаях:

1. когда подозреваемый или обвиняемый скрылся, либо место его нахождения не установлено по иным причинам;

2. когда при расследовании уголовного дела о незаконных действиях в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации, в ходе дознания это имущество или денежные средства (вклады) обнаружены не будут.

При наделении судебных приставов правом заниматься оперативно-розыскной работой в пределах их компетенции эффективность предварительного расследования, осуществляемого органами дознания ФССП, значительно бы возросла. Также это позволит сэкономить и без того недостаточное для. производства полноценного расследования время, затрачиваемое на мотивированное обращение с просьбой производства оперативно-розыскных мероприятий в иные правоохранительные органы, и направить его на поиск должника или скрываемого имущества. По данным Управления ФССП Республики Карелия за 9 месяцев в производстве ФССП находилось 389 розыскных дел (за аналогичный период 2003 года — 162). То есть их рост составил в 2,4 раза. Из них прекращено 281 — 72,3% от общего количества дел (в 2003 году — 107). Рост составил в 2,6 раза. А по данным Управления ФССП по Новгородской области за 11 месяцев 2004 года было заведено 236 розыскных дел, что на 49, 8% больше аналогичного периода прошлого года, окончено 205 дел или 86,9% (из них за розыском — 69,3%). То есть наряду с явным увеличением объема розыскных материалов, статистика в этих регионах свидетельствует о скромных показателях в сфере розыска должников и скрываемого имущества. В целом же по России картина выглядит лучше — в 2004 году в производстве у судебных приставов находилось свыше 50 тысяч розыскных дел на общую сумму 136 млрд. рублей. Более половины окончено достижением положительного результата.

Важно также отметить, что отсутствие законодательной регламентации прав судебных приставов производить оперативно-розыскные мероприятия не лучшим образом сказывается на качестве расследования уголовных дел, отнесенных законодателем к компетенции ФССП России. Необходимость осуществления мер по розыску имущества всегда присутствует при расследовании уголовных дел, возбужденных по признакам преступления, предусмотренного ст.312 УК РФ«незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту, либо подлежащего конфискации». Отсутствие же законодательного закрепления права на проведение оперативно-розыскных мероприятий не позволяет добиться стопроцентной результативности при розыске «исчезнувшего» имущества. Показательна статистика: за период 2003-2004 годов из общей суммы выявленного дознавателями ФССП России ущерба (218 млн. 656 тысяч рублей) по уголовным делам данной категории, реально ущерб возмещен лишь на сумму 90 млн. 440 тысяч рублей, то есть результативность находится на уровне примерно 40 %.

Порядок обращения в органы внутренних дел с просьбой проведения оперативно-розыскных мероприятий может выглядеть следующим образом: дознаватель службы судебных приставов обращается к начальнику органа дознания с рапортом, в котором излагается существо расследуемого дела, его ход и полученные результаты, определяет дальнейшую перспективу расследования с обоснованием необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Начальник органа дознания, ознакомившись и рапортом и материалами уголовного дела, при положительном решении вопроса, руководствуясь п.2 ст. 14 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», составляет поручение, которое направляется соответствующему руководителю органа внутренних дел. В поручении указывается, по какому уголовному делу необходимо произвести оперативно-розыскные мероприятия (номер дела, когда и кем оно было возбуждено, по какой статье), излагаются обстоятельства дела, формулируются задачи, которые требуется, решить с использованием возможностей оперативных подразделений. Не рекомендуется указывать в поручении, какие конкретно оперативно-розыскные мероприятия, необходимо провести. Субъект, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе сам определять, какие конкретно действия ему нужно провести, чтобы решить задачи, поставленные в поручении.

ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» не устанавливает сроки, в течение которых оперативные подразделения вправе производить оперативно-розыскные мероприятия, в том числе и по поручению органа дознания или следствия. Исключение составляют мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан (ст.9 ФЗ). Однако, главный судебный пристав, направляя поручение в ОВД, вправе просить об исполнении в конкретные сроки.

Согласно ч.3 ст. 11 ФЗ, предоставление результатов оперативно-розыскных мероприятий органу дознания осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. Постановление — это служебный документ и остается в деле оперативного учета или соответствующем номенклатурном деле. Адресату оно не передается. Все необходимые для органа дознания сведения содержатся в информационном письме и приложениях к этому письму.

Информационное письмо обычно называют справкой — меморандумом. В этом документе указывается, какие конкретно сведения получены в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий (ст.6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», их наименование, кто их проводил, в чьем присутствии). В последствии участники мероприятия, если это не приведет к расшифровке, могут быть допрошены в качестве свидетелей по делу.

Если при проведении оперативно-розыскных мероприятий применялись технические средства, обязательно указываются их характеристики. Аудио — и видеозаписи, фотографии передаются как приложения к справке — меморандуму наряду с рапортом, справками, актами сотрудников о проведении оперативных мероприятий, полученных от граждан объяснений и другими документами.

«Признание службы судебных приставов органом дознания не повлекло наделение ее полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности. Однако в ходе дознания будет возникать необходимость проведения. таких мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, как розыск подозреваемых, скрывающихся от органа дознания, поиск вещественных доказательств и имущества, ранее подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации». Служба судебных приставов не обладает правом доступа к информационным базам данных адресных бюро, картотекам подразделений ГИБДД, базам данных и картотекам оперативно-справочных и розыскных криминалистических учетов; периодически возникает необходимость проведения криминалистических исследований и судебных экспертиз. Именно поэтому Департамент судебных приставов подготовил и направил на согласование проект совместного с МВД России приказа о порядке взаимодействия при производстве дознания по уголовным делам, розыске лиц, совершивших преступление, и имущества, подлежащего конфискации или аресту в обеспечение гражданского иска, об использовании для содержания задержанных изоляторов временного содержания ОВД, производстве экспертиз.

С принятием Службой судебных приставов новых функций — производства дознания, поднялась на новый юридический уровень вся работа службы судебных приставов. До тех пор, пока переданные в ведомство статьи УК РФ находились на рассмотрении ОВД, практически никогда им не уделялось должного внимания из-за большого объема работы, загруженности и общеуголовной направленности деятельности. А ведь статьи 294, 297, 311, 321, 315 УК РФ являются весьма сложными, подобная проблема относится и к оперативным подразделениям ОВД. Таможня, налоговая служба и иные ведомства имеют собственные оперативные узкоспециализированные, нацеленные на раскрытие преступлений, относящихся к подследственности данных ведомств, аппараты. Сроки производства дознания сжаты до 20 суток, а волокита с отправкой отдельных поручений из одного ведомства в другое и доставкой ответа приводит к неэффективности расследования.

Сотрудничество с ОВД всегда будет оправдываться при ведении местного и федерального розыска, а также работе с ориентировками. Участковые уполномоченные милиции обладают информацией о своих административных участках и могут реально содействовать поиску должника или его имущества. Тем не менее, необходимость наделить ФССП России правом производства оперативно-розыскной деятельности уже назрела. При проведении поиска должника и его имущества, осуществление процессуальных полномочий органа дознания по пяти статьям УК РФ явно недостаточно. Должники весьма искусно прячут предназначенное к описи имущество, «многие из предприятий-должников уподобились чичиковским мертвым душам: на бумаге они есть, фактически — поминай, как звали», а приставу в этом случае остается лишь составить акт о невозможности взыскания. Эта проблема давно решена за рубежом. Так, в Болгарии следователи допущены к оперативной разработке лиц, задержанных оперативными работниками по подозрению в совершении преступления. В США, Австрии, во Франции и других странах функции следователя и оперативного работника выполняются одним лицом.

Из-за отсутствия полномочий на производство оперативно-розыскных мероприятий в ФССП России в 2003 году было прекращено 19% дел на общую сумму 191 миллиард рублей (в 2004 году — 17% на сумму 196,5 миллиардов рублей). Наиболее существенный экономический ущерб наносится государству вследствие неисполнения актов о принудительном взыскании задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней. В этом аспекте интерес представляет зарубежный опыт. Так, в ФРГ — 4 тысячи судебных исполнителей. Каждые 3-4 секунды у немецких судебных исполнителей появляется поручение для исполнения. В 1997 г. таких актов было ровно 10 миллионов. Каждые 47 секунд не уплативший клиент появляется, согласно постановлению об аресте, перед судом, чтобы поклясться, что он ничего уже не имеет в наличии. В 1997 году таких лиц было 670 тысяч. Более 2 миллионов семей в ФРГ имеют задолженности по платежам, по которым они не в состоянии платить. Еще 2 миллиона таких же семей — в преддверии этого состояния. В целом «ползучей» задолженностью» по кредитам затронуты 8 миллионов немцев, то есть каждый десятый. Проблема погашения задолженностей и отношения «должник-кредитор» характерны для большинства стран мира.

Дознаватели ФССП России нередко сталкиваются с необходимостью: установления очевидцев преступления, проведения специальных мероприятий по сбору доказательственной базы, установлению местонахождения лиц, подозреваемых в совершении преступления. Для судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, актуальной остается проблема выявления и пресечения фактов прямого или косвенного воздействия на судей, попыток воспрепятствования вынесению судебных решений.

Суть проекта ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» сводится лишь к включению ФССП России в перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, что в силу ст.8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» не предоставит ФССП России право проводить оперативно-розыскные мероприятия, «которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища». По мнению автора, для решения задач, стоящих перед ФССП достаточно трех оперативно-розыскных мероприятий — опрос, наведение справок, наблюдение. Принятие же рассматриваемого законопроекта действительно необходимо для решения назревших практических проблем, позволит устранить существующий пробел в законодательстве, значительно усовершенствовать работу ФССП России и поспособствует повышению авторитета правосудия в целом.

Заслуживает внимания положительный опыт службы судебных приставов Чувашской Республики, где подготовлено и используется совместное указание службы судебных приставов с прокуратурой и Министерством внутренних дел республики «О порядке взаимодействия службы судебных приставов Чувашской Республики с прокуратурой Чувашской Республики и МВД Чувашской Республики по вопросам взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей». Теперь там при наличии достаточных данных, свидетельствующих о злостном уклонении лица от исполнения алиментных обязательств, дознаватели ФССП должны проводить самостоятельную проверку в порядке ст.ст.144 — 145 УПК РФ с принятием решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его возбуждении с согласия надзирающего прокурора с последующей передачей этого

Методические рекомендации по взаимодействию судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов с судебными приставами-исполнителями и дознавателями Федеральной службы судебных приставов в ходе совершения процессуальных действий и осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки от 30 ноября 2011 г. № 03-19

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по взаимодействию судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов с судебными приставами-исполнителями и дознавателями Федеральной службы судебных приставов в ходе совершения процессуальных действий и осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки (далее — Методические рекомендации), разработаны в целях повышения уровня организации деятельности структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Методические рекомендации определяют сроки и последовательность совершения действий при реализации данных полномочий, а также основания, задачи и способы осуществления судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебные приставы по ОУПДС) привода лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю или дознавателю Федеральной службы судебных приставов. Судебные приставы и дознаватели Федеральной службы судебных приставов осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — УПК РФ), Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316, и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность.

Взаимодействие судебных приставов по ОУПДС с судебными приставами-исполнителями и дознавателями Федеральной службы судебных приставов (далее — дознаватели) должно быть непрерывным на протяжении всего мероприятия, поддерживаться и контролироваться руководством соответствующих структурных подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов.

Одной из главных задач судебных приставов по ОУПДС является обеспечение безопасности судебных приставов-исполнителей или дознавателей Федеральной службы судебных приставов в ходе совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения и осуществления иных процессуальных действий (далее — проведение исполнительных или процессуальных действий).

Под обеспечением безопасности понимается совокупность мер по предупреждению и пресечению посягательств на жизнь и здоровье лиц, осуществляющих служебную деятельность, целью применения которых является создание надлежащих условий для своевременного исполнения требований исполнительных документов, окончания дознания по уголовным делам.

Применение мер безопасности осуществляется при наличии достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемых лиц. В случаях совершения непосредственных действий, посягающих на жизнь и здоровье указанных лиц, их применение является необходимым.

1.2. Обеспечение судебными приставами по ОУПДС безопасности судебных приставов-исполнителей и дознавателей при совершении исполнительных или процессуальных действий состоит в осуществлении мер по предупреждению и пресечению посягательств на их жизнь и здоровье и содействии в обеспечении общественного порядка в месте проведения указанных действий, обеспечении сохранности служебной документации и бланков, специальных и технических средств, инвентаря, а также изъятых у должников денежных средств и имущества.

2. Порядок проведения подготовительных мероприятий

2.1. Судебный пристав-исполнитель, дознаватель подает заявку старшему судебному приставу на обеспечение их безопасности судебными приставами по ОУПДС при совершении исполнительных или процессуальных действий не позднее 48 часов до их начала (кроме случаев, не терпящих отлагательства). Старший судебный пристав (лицо, его замещающее) при рассмотрении заявки знакомится с исполнительным производством, уголовным делом и, исходя из материалов, решает вопрос о необходимости привлечения судебных приставов по ОУПДС для обеспечения безопасности судебного пристава-исполнителя, дознавателя и поддержания общественного порядка на месте проведения исполнительных или процессуальных действий.

2.2. В заявке на обеспечение судебными приставами по ОУПДС безопасности судебного пристава-исполнителя, дознавателя при совершении исполнительных или процессуальных действий (далее — заявка) указываются:

Ф.И.О. должностного лица, совершающего исполнительные или процессуальные действия;

планируемое время начала и окончания исполнительных или процессуальных действий, в том числе с учетом необходимости работы по нескольким адресам;

Ф.И.О. лица, в отношении которого проводятся исполнительные или процессуальные действия;

номер исполнительного производства или уголовного дела;

дата совершения исполнительных или процессуальных действий, а также место их проведения;

количество судебных приставов по ОУПДС, необходимое для обеспечения безопасности исполнительных или процессуальных действий.

2.3. Заявка заверяется подписью старшего судебного пристава (лица, его замещающего) и печатью структурного подразделения.

2.4. Старший судебный пристав (лицо, его замещающее) исходя из материалов, находящихся в исполнительном производстве или уголовном деле, определяет состав группы судебных приставов по ОУПДС, направляемых для обеспечения безопасности судебных приставов-исполнителей или дознавателей при совершении исполнительных, процессуальных действий, назначает старшего группы, а также решает вопросы их экипировки, вооружения, технического оснащения и т.д.

2.5. Заявка регистрируется в Журнале учета заявок на участие судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в принудительном исполнении судебных актов и актов других органов и выдается судебным приставам по ОУПДС под подпись.

2.6. После утверждения старшим судебным приставом расчета сил и средств и издания им распоряжения проводится инструктаж группы судебных приставов по ОУПДС, судебных приставов-исполнителей и дознавателей, на котором руководством ставится задача подчиненным. Постановка задачи производится в форме устного распоряжения. При организации взаимодействия с правоохранительными органами доводится порядок действий, определенный для этого подготовительного этапа. Кроме того, на инструктаже обязательно доводится порядок действий судебных приставов по ОУПДС при возникновении нештатных ситуаций. Результаты проведения инструктажа с судебными приставами по ОУПДС регистрируются в Журнале инструктажа судебных приставов по ОУПДС.

В ходе инструктажа особое внимание обращается на:

недопущение действий, унижающих честь и достоинство лиц, участвующих в исполнительных или процессуальных действиях;

проявление бдительности в целях исключения противоправных действий в отношении лиц, участвующих в исполнительных или процессуальных действиях;

неправомерность применения оружия, специальных средств и физической силы в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

Непосредственно перед выездом к месту проведения исполнительных или процессуальных действий старший судебный пристав (лицо, его замещающее) или его заместитель, курирующий вопросы ОУПДС, проверяет экипировку судебных приставов по ОУПДС и проводит дополнительный инструктаж, включающий уточнение порядка взаимодействия и маршрутов движения, а также проверку уяснения задачи каждым судебным приставом по ОУПДС.

2.7. После получения распоряжения на обеспечение исполнительных или процессуальных действий судебным приставам по ОУПДС необходимо:

проверить наличие и исправность специальных средств, средств индивидуальной бронезащиты и связи;

быть готовыми к действиям в условиях нештатной ситуации.

3. Особенности проведения подготовительных мероприятий при осуществлении особо сложных, исполнительных или процессуальных действий

3.1. При планировании обеспечения безопасности особо сложных исполнительных или процессуальных действий в заявке необходимо дополнительно указывать краткую информацию об объекте и его окружении, их возможной реакции на планируемое мероприятие, сведения о наличии у лица, в отношении которого проводятся указанные действия, судимости, огнестрельного оружия, собаки, службы безопасности (ведомственной или вневедомственной охраны), нахождении на учете в психоневрологическом диспансере и т.п.

Старший судебный пристав (лицо, его замещающее) дополнительно поручает изучение объекта одному или нескольким судебным приставам по ОУПДС. В ходе изучения объекта вносятся коррективы в предварительно составленный план входа на объект, его блокирования, а также оценивается вероятность и способы возможного противодействия судебным приставам-исполнителям, дознавателям. По окончании мероприятия составляется служебная записка, которая прикладывается к заявке.

3.2. По результатам анализа полученной информации заместитель старшего судебного пристава, курирующий вопросы ОУПДС (или лицо, его замещающее), составляет и докладывает старшему судебному приставу расчет сил и средств, который включает в себя:

точное время начала мероприятия;

состав основной и резервной групп судебных приставов по ОУПДС;

перечень подлежащего использованию автотранспорта;

порядок взаимодействия судебных приставов по ОУПДС с судебными приставами-исполнителями или дознавателями, а в случае необходимости — с правоохранительными органами;

порядок входа на территории, в помещения совместно с судебными приставами-исполнителями, дознавателями при совершении исполнительных или процессуальных действий;

определение постов судебных приставов по ОУПДС на территории, в помещении при проведении исполнительных или процессуальных действий;

порядок радиообмена, позывные судебных приставов или дознавателей;

сигналы управления, команды и порядок действия по ним;

порядок оказания первой медицинской помощи (при возникновении нештатной ситуации).

В случае отсутствия замечаний старший судебный пристав утверждает представленный расчет сил и средств.

3.3. После получения распоряжения на обеспечение особо сложных исполнительных или процессуальных действий судебным приставам по ОУПДС необходимо:

изучить по схеме (карте) район проведения исполнительных или процессуальных действий и маршруты движения;

подготовить одежду, обувь, снаряжение и другой инвентарь, необходимые для проведения мероприятия;

уточнить позывные, сигналы, команды и порядок действий по ним.

3.4. При совершении исполнительных или процессуальных действий на объектах, оборудованных охранной сигнализацией, выведенной на пульт централизованной охраны (ПЦО), старший судебный пристав обязан сообщить дежурному по отделу вневедомственной охраны (дежурному по ПЦО) фамилию, имя, отчество и номер служебного удостоверения старшего группы судебных приставов по ОУПДС, район проведения исполнительных или процессуальных действий без указания названия и адреса объекта.

4. Порядок обеспечения безопасности исполнительных или процессуальных действий

4.1. Судебные приставы по ОУПДС, назначенные старшим судебным приставом, выезжают на место совершения исполнительных или процессуальных действий совместно с судебным приставом-исполнителем или дознавателем.

4.2. О прибытии к месту совершения исполнительных или процессуальных действий старший группы судебных приставов по ОУПДС докладывает старшему судебному приставу по радиостанции или по телефону, после чего осуществляет расстановку судебных приставов по ОУПДС по постам.

4.3. При совершении исполнительных или процессуальных действий судебные приставы по ОУПДС обязаны:

обеспечивать безопасность судебного пристава-исполнителя или дознавателя;

предотвращать попытки унижения чести и достоинства судебного пристава-исполнителя или дознавателя;

следить за соблюдением общественного порядка;

не допускать нахождения посторонних лиц в месте совершения процессуальных действий;

обеспечивать сохранность служебной документации и бланков, специальных и технических средств, инвентаря;

незамедлительно принимать меры по предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений, выявлять нарушителей, а в случае необходимости задерживать их с последующей передачей сотрудникам органов внутренних дел.

4.4. При обеспечении безопасности исполнительных или процессуальных действий судебным приставам по ОУПДС запрещается:

самостоятельно совершать исполнительные или процессуальные действия;

вскрывать помещения и хранилища;

самовольно покидать место совершения исполнительных или процессуальных действий и иным образом отвлекаться от выполнения служебных обязанностей.

4.5. При возникновении нештатной ситуации судебный пристав-исполнитель или дознаватель:

прекращает совершение исполнительных или процессуальных действий;

согласовывает свои дальнейшие действия с судебным приставом по ОУПДС.

4.6. При выявлении в ходе совершения исполнительных или процессуальных действий признаков преступления судебный пристав по ОУПДС составляет на имя старшего судебного пристава рапорт, в котором указывает дату, время, место, обстоятельства происшествия, фамилии, имена, отчества и место проживания лиц, имеющих к нему отношение.

4.7. При возникновении нештатной ситуации судебному приставу по ОУПДС рекомендуется:

действовать в соответствии со сложившейся обстановкой, применяя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие согласно ст. 15, 16, 17, 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», обеспечивая безопасность судебного пристава-исполнителя или дознавателя, сохранность служебной документации, изъятых денежных средств и имущества;

сообщить о случившемся по средствам связи старшему судебному приставу, дежурному по территориальному отделу внутренних дел;

задержать правонарушителя и передать его сотрудникам органов внутренних дел;

при наличии пострадавших организовать оказание им первой медицинской помощи и вызов спасательной службы;

обо всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщить старшему судебному приставу, в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомить прокурора, а в устной форме — незамедлительно.

4.8. По окончании исполнительных или процессуальных действий судебный пристав по ОУПДС (старший группы судебных приставов):

составляет отчет об обеспечении безопасности судебных приставов-исполнителей или дознавателей при совершении исполнительных, процессуальных действий (далее — отчет);

представляет старшему судебному приставу отчет, завизированный судебным приставом-исполнителем или дознавателем, для утверждения;

делает отметку об исполнении в «Журнале учета заявок на участие судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в принудительном исполнении судебных актов и актов других органов».

5. Осуществление судебными приставами по ОУПДС приводов лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю или дознавателю

5.1. Привод лица, уклоняющегося от явки к судебному приставу-исполнителю или дознавателю, осуществляется судебными приставами по ОУПДС по месту фактического местонахождения лица, подлежащего приводу (месту жительства, месту работы, учебы и т.д.) на основании постановления о приводе.

5.2. Поступившее от судебного пристава-исполнителя или дознавателя постановление о приводе рассматривается старшим судебным приставом (или лицом, его замещающим), который обеспечивает его безотлагательное и своевременное исполнение.

Если в постановлении о приводе отсутствуют данные, которые позволяют установить лицо или место его пребывания, а также если восполнить эти данные не представляется возможным, то старший судебный пристав незамедлительно извещает об этом инициатора привода.

Старший судебный пристав утверждает постановление о приводе и организует точное и своевременное исполнение. Постановления о приводе регистрируются в Журнале регистрации постановлений о приводе и выдаются старшему группы судебных приставов по ОУПДС для исполнения под роспись.

5.3. Привод лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю или дознавателю, осуществляется одним судебным приставом по ОУПДС или группой. Старшим судебным приставом назначается старший группы из числа наиболее опытных судебных приставов по ОУПДС (далее — старший группы, осуществляющей привод).

Старшим судебным приставом или его заместителем проводится инструктаж группы, убывающей для осуществления привода, о чем делается отметка в журнале.

В том случае, если подлежащее приводу лицо демонстрирует злостное, т.е. неоднократное, неповиновение законным требованиям или же оказывает сопротивление, судебные приставы по ОУПДС имеют право применять физическую силу, специальные средства с соблюдением требований ст. 15-18 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».

5.4. По прибытии к указанному в постановлении месту жительства (нахождения) лица, подвергаемого приводу (далее — субъект привода), судебные приставы по ОУПДС:

называют свою должность, фамилию, имя, отчество, предъявляют служебное удостоверение;

устанавливают по документам личность лица, подлежащего приводу (паспорт, военный билет, удостоверение личности или иные виды документов);

разъясняют лицу, подлежащему приводу, его права, предупреждают его об ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также о возможности применения к нему физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

устанавливают, имеются ли обстоятельства, препятствующие исполнению привода (уважительные причины: наличие малолетних детей, при невозможности поручить кому-либо уход за ними, длительный перерыв в движении транспорта, болезнь и т.п.).

В случае выявления правонарушений при осуществлении привода судебный пристав по ОУПДС самостоятельно, в пределах полномочий, предоставленных ему законом, определяет комплекс мер, направленных на пресечение противоправных действий. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия определяются судебным приставом по ОУПДС самостоятельно, в соответствии с обстановкой и создавшейся ситуацией, на основании ст. 15-18 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».

В случае воспрепятствования совершению привода со стороны лица, подлежащего приводу, или иных лиц судебный пристав по ОУПДС обязан пресечь противоправные действия, составить протокол об административном правонарушении, в котором необходимо указать место, время и характер правонарушения, принятые к этому лицу меры, фамилии, имена, отчества и иные установочные данные свидетелей. После этого следует доставить субъекта привода к судебному приставу-исполнителю, по определению (постановлению) которого осуществляется привод. При необходимости судебный пристав по ОУПДС имеет право обратиться за помощью в органы внутренних дел.

После доставления лица, подлежащего приводу, судебный пристав по ОУПДС передает его судебному приставу-исполнителю или дознавателю, который на постановлении делает письменную отметку об осуществлении привода.

5.5. Старшему судебному приставу о произведенном приводе или о причинах недоставления лица, подлежавшего приводу, судебный пристав по ОУПДС составляет подробный отчет. К отчету прилагаются документы, подтверждающие невозможность осуществления привода (объяснения, справки, копия листка временной нетрудоспособности или его реквизиты, выписки и др.).

Копии отчета и прилагаемых документов в обязательном порядке приобщаются к материалам исполнительного производства, уголовного дела или дела об административном правонарушении.

В случае совершения правонарушения в ходе исполнения привода к отчету прикладывается протокол об административном правонарушении.

5.6. Доставленное в структурное подразделение (территориального органа) ФССП России лицо по требованию судебного пристава-исполнителя, дознавателя может находиться под контролем судебного пристава по ОУПДС до окончательного выполнения исполнительных или процессуальных действий.

5.7. Если лицо, подлежащее приводу, находится на территории другого структурного подразделения (территориального органа) ФССП России, по месту нахождения данного лица в это структурное подразделение может быть направлено поручение об осуществлении привода (далее — поручение). Поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя и утверждается старшим судебным приставом.

Поручение, поступившее в канцелярию структурного подразделения (территориального органа) ФССП России из его другого структурного подразделения, после соответствующей регистрации передается для рассмотрения и организации исполнения старшему судебному приставу или его заместителю, который при соответствии реквизитов и содержания поступившего поручения установленным требованиям утверждает постановление о приводе.

В случаях несоответствия поручения предъявляемым требованиям старший судебный пристав в установленном порядке направляет об этом информацию в структурное подразделение (территориальный орган) ФССП России, направившее поручение.

6. Взаимодействие судебных приставов по ОУПДС, судебных приставов-исполнителей и дознавателей при выявлении преступлений

6.1. Старший судебный пристав непосредственно организует взаимодействие судебных приставов-исполнителей, дознавателей и судебных приставов по ОУПДС на этапах выявления и раскрытия преступлений, подследственных ФССП России.

6.2. Особенности взаимодействия судебных приставов по ОУПДС и дознавателей при выявлении преступлений.

Старший судебный пристав не реже одного раза в месяц запрашивает у председателей судов и мировых судей следующие сведения:

о планируемом рассмотрении уголовных дел, расследованных дознавателями ФССП России;

о планируемых судебных разбирательствах, в ходе которых возможно возникновение конфликтных ситуаций между участниками процесса, для решения вопроса об участии в них судебных приставов по ОУПДС;

о наличии конфликтных ситуаций, имевших место в ходе проведенных судебных заседаний.

При выявлении таких фактов судебному приставу по ОУПДС необходимо тщательно выяснить обстоятельства их совершения. При наличии признаков преступления в процессе судебного слушания необходимо добиться отражения этого события в протоколе судебного заседания. Дознаватель обязан оказывать методическую помощь судебному приставу по ОУПДС.

Вариантами обнаружения преступления, предусмотренного ст. 297 Уголовного кодекса Российской Федерации («Неуважение к суду»), могут быть:

сообщение судебного пристава по ОУПДС, процессуально оформленное рапортом;

заявление потерпевшего о преступных действиях.

В случаях получения информации о совершении преступления либо выявления преступления при исполнении служебных обязанностей судебный пристав по ОУПДС обязан:

составить на имя старшего судебного пристава рапорт об обнаружении признаков преступления;

при наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, зафиксировать его в протоколе об административном правонарушении.

6.3. Взаимодействие при проверке сообщения о преступлении и расследовании уголовных дел.

Судебный пристав по ОУПДС, судебный пристав-исполнитель при обнаружении признаков преступления составляет рапорт, в котором должны содержаться сведения о лице, в действиях (бездействии) которого усматриваются признаки состава преступления, данные о времени, месте и способе совершения преступления, а также указание на возможную квалификацию деяния в соответствии с уголовным законодательством.

Рапорт или заявление о преступлении регистрируется в книге учета сообщений о преступлениях (КУСП) в порядке, установленном приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.05.2006 № 139 «Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях».

К рапорту об обнаружении признаков преступления приобщаются необходимые документы (или их копии, заверенные надлежащим образом), подтверждающие изложенные в рапорте обстоятельства, указывающие на наличие состава преступления.

Дознаватель проводит проверку в порядке ст. 144-145 УПК РФ. При наличии оснований в срок, предусмотренный ст. 144 УПК РФ, дознаватель получает копии иных документов, не приобщенных к рапорту или заявлению взыскателя (представителя взыскателя) и требующихся для принятия процессуального решения и проведения предварительного расследования.

В связи с тем, что в процессе осуществления таких следственных действий, как осмотр места происшествия, обыск, выемка, нередко обнаруживается имущество, на которое впоследствии может быть обращено взыскание, информация о таком имуществе незамедлительно доводится до судебного пристава-исполнителя.

На основании заявки дознавателя судебные приставы по ОУПДС могут быть привлечены к обеспечению его безопасности при проведении следственных действий. В этом случае судебные приставы по ОУПДС выезжают на место совершения следственных действий совместно с дознавателями.

К обеспечению безопасности следственных действий рекомендуется привлекать судебных приставов по ОУПДС групп быстрого реагирования территориального органа ФССП России (в соответствии с требованиями гл. V «Организация работы группы быстрого реагирования» Положения о специализированном отделе оперативного дежурства территориального органа Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом ФССП России от 09.03.2011 № 84 «Об утверждении Положения о специализированном отделе оперативного дежурства территориального органа Федеральной службы судебных приставов»).

Управление организации обеспечения
исполнительных действий и установленного порядка
деятельности судов

Управление организации
исполнительного производства

Управление организации дознания
и административной практики

Методические рекомендации по взаимодействию судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов с судебными приставами-исполнителями и дознавателями Федеральной службы судебных приставов в ходе совершения процессуальных действий и осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки от 30 ноября 2011 г. № 03-19

Текст методических рекомендаций опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2012 г., № 1

Обзор документа

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) взаимодействуют с судебными приставами-исполнителями и дознавателями ФССП России в ходе осуществления процессуальных действий и привода лиц, уклоняющихся от явки. Определены сроки и последовательность реализации данных полномочий.

Задачей судебных приставов по ОУПДС является пресечение посягательств на жизнь и здоровье приставов-исполнителей и дознавателей. Они обеспечивают сохранность служебной документации и бланков, специальных и технических средств, инвентаря, а также изъятых у должников денежных средств и имущества.

Для обеспечения безопасности при совершении исполнительных или процессуальных действий судебному приставу-исполнителю или дознавателю необходимо подать заявку. В ней указываются Ф.И.О. должностного лица, планируемое время начала и окончания исполнительных или процессуальных действий, сведения о лице, в отношении которого они проводятся, и др.

Определены особенности проведения подготовительных мероприятий при осуществлении особо сложных исполнительных или процессуальных действий.

Привод лица, уклоняющегося от явки, осуществляется по месту фактического нахождения этого лица (жительства, работы, учебы и т. д.) на основании постановления о приводе.

Кроме того, судебные приставы по ОУПДС и дознаватели взаимодействуют при выявлении преступлений.

Судебные приставы по ОУПДС и судебные приставы-исполнители обязаны явиться в суд для участия в судебном разбирательстве в случае, если они были допрошены по уголовному делу в качестве свидетелей.

По окончании исполнительных или процессуальных действий судебный пристав по ОУПДС (старший группы) составляет отчет о выполненных мероприятиях.

Смотрите еще:

  • Подоходный налог при работе по патенту Как возместить НДФЛ иностранцу? Если иностранный гражданин работает по патенту, то работодатель удерживает 13% с его заработной платы для оплаты налога на доход физического лица (НДФЛ). Однако не только работодатель выплачивает налог, но […]
  • Приказы о внеурочной деятельности по фгос Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №6 Тутаевского муниципального района ФГОС ФГОС Нормативно-правовые документы Федеральный уровень Региональный уровень Приказ Департамента образования Ярославской области […]
  • Правила обращения граждан в суде Электронные обращения граждан в суды общей юрисдикции Порядок обращения граждан в суды общей юрисдикции, поступающие в электронной форме, и их рассмотрение, регулируется Положением о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции […]
  • Правила поведения с сотрудниками на работе Как себя вести на работе, в офисе? Этикет. Правила. Правильное поведение для карьеры. Как правильно себя вести на работе, чтобы Вас любили, уважали и продвигали по служебной лестнице. Поведенческие стратегии в офисе для карьеры. (10+) Как […]
  • Пенсии с 1 ноября 2018 в россии Пенсия в России с 1 января 2018 года, последние новости: изменения, индексация – работающим и неработающим пенсионерам, военным Пенсия в России с 1 января 2018 года, последние новости. Пока Алексей Кудрин шокирует общественность […]
  • Что делать если квартира в залоге Квартира в залоге у банка: 5 вариантов продажи Уже много раз описанные «прелести» нынешнего кризиса (рост курса доллара, увольнения, сокращения зарплат) могут привести к тому, что взятый пару лет назад ипотечный кредит становится […]
  • Учебное пособие по финансам предприятия 2013 Финансы - Ковалева А. М. - Учебное пособие Год выпуска : 2005 Автор : А.М. Ковалева Жанр : Экономика/Финансы Издательство : «Финансы и статистика» Качество: eBook (изначально компьютерное) Формат : DOC Количество страниц : […]
  • Документы необходимые для получения свидетельства о праве собственности Как получить свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру? В соответствии с Конституцией РФ на государство возложена функция гаранта права частной собственности. Свои полномочия в этой сфере государство […]