Учебники по пособиям в рф

Оглавление:

Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2017 г. № 08-503 “Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности”

В связи с участившимися обращениями граждан и общеобразовательных организаций по вопросам использования учебных изданий (учебников и учебных пособий) в 2017/18 учебном году Минобрнауки России сообщает.

Общеобразовательными организациями в настоящее время определяются списки учебников, а также учебных пособий, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, на новый учебный год.

Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС), образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Обзор документа

Сообщается, что общеобразовательные организации определяют списки учебников, а также учебных пособий, необходимых для реализации образовательных программ начального, основного, среднего общего образования, на 2017/18 учебный год.

Согласно Закону об образовании обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований в пределах ФГОС, образовательных стандартов, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Учебники по пособиям в рф

Как написать учебное пособие 12536

У вас есть достаточный преподавательский опыт и знания, которыми вы хотели бы поделиться с другими? Учебная литература по вашей учебной дисциплине не удовлетворяет потребности студентов и преподавателей или вообще отсутствует? Все это может стать поводом для создания собственного учебного пособия. А сделать это сегодня довольно просто. В данной статье мы осветим основные этапы написания учебного пособия, его структуру и особенности.

Учебное пособие и учебник: различия и связи

Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.

Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала — учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.

С чего начать

Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:

  • углубление теоретических знаний по предмету;
  • практическое изучение дисциплины;
  • самостоятельная работа студентов;
  • подготовка к экзамену;
  • написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.
  • Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.

    Структура учебного пособия

    Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.

    В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.

    Аннотация — это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.

    Оглавление

    В оглавление стоит включить заголовки всех уровней (обычно 2 или 3). Трехуровневое оглавление включает разделы, главы и параграфы, в двухуровневом отсутствуют параграфы. Чем детальнее оглавление, тем оно удобнее для читателей: они сразу увидят, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и смогут быстрее их найти.

    Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.

    Основная часть

    Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.

    Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.

    Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться. Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.

    Например: Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. (Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010)

    Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.

    Например: Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой. Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции. Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.

    Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:

    Все люди смертны.

    Следовательно, Кай смертен.

    Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему. (Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)

    При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.

    Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков, таблиц. Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.

    В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.

    Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.

    Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.

    Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

  • таблицы;
  • задания для самостоятельной работы;
  • темы докладов, рефератов, курсовых работ;
  • упражнения;
  • тесты;
  • задачи;
  • списки дополнительной литературы по теме;
  • домашние контрольные работы и др.
  • Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.

    Заключение

    В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.

    Библиографический список

    Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.

    Оформление учебного пособия

    Итак, текст учебного пособия написан, дидактический материал подготовлен. Теперь самое время передать рукопись на вычитку корректору. Даже если вы уверены в своей грамотности, это никогда не будет лишним. Скажете, зачем нужен корректор, если правописание может проверить программа Word? Не полагайтесь на нее: некоторые ошибки и опечатки под силу найти только профессионалу.

    Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:

  • Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
  • Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.
  • Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.

    Как напечатать учебное пособие

    Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) — специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень. К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, — работающие в других организациях (внешние рецензенты).

    Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила. В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК). Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.

    Можете предварительно посчитать, сколько будет стоить издание учебного пособия. Не забывайте, что вам не обязательно заказывать большой тираж: иногда бывает вполне достаточно 20 экземпляров (16 из них отправятся в Российскую книжную палату, а четыре достанутся автору). В любое время, если возникнет необходимость, можно будет напечатать дополнительный тираж.

    Осталось отправить файл с текстом учебного пособия в выбранное издательство — и процесс запущен. Редактор уточнит все необходимые детали, предложит на согласование два-три варианта обложки и сверстанный макет книги. А через пару недель вы получите готовый тираж.

    Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!

    Также рекомендуем прочитать

    Онлайн-сервисы для авторов научных статей

    Мы в «Молодом ученом» любим разрабатывать полезные штуки, которые облегчают жизнь наших авторов. В этой статье собраны ссылки на онлайн-сервисы, которые обязательно помогут вам в научной работе.

    Как научить ребенка заниматься наукой

    Чтобы увлечь ребенка наукой, не обязательно штудировать с ним научно-популярную литературу и энциклопедии, хотя это тоже не помешает. Гораздо важнее отыскивать математическую начинку в повседневных привычных вещах, «открывать» физические законы дома и на прогулках.

    Как студенту написать первую научную статью. Инструкция

    *** НЕ СТУДЕНТАМ НЕ ЧИТАТЬ! *** Привет, студент! Этот текст для тебя. Любимая кафедра требует от тебя опубликовать научную статью, а ты не знаешь даже, с чего начать? «Молодой ученый» сделал для тебя простую и понятную инструкцию.

    Вслед за учебниками Минобрнауки ужесточает требования к учебным пособиям

    Новый порядок обязывает издательсвта провести экспертизу не менее 5% своих учебных пособий и представить результаты в Научно-методический совет по учебникам при Минобрнауки РФ

    МОСКВА, 5 августа. /ТАСС/. Минобрнауки повышает требования к качеству учебных пособий. Приказ ведомства, регламентирующий отбор и требования к организациям, осуществляющим выпуск учебных пособий для школ, вступает в силу.

    «Процедура призвана повысить качество выпускаемых пособий и соответствия их содержания требованиям федеральных государственных образовательных стандартов», — уточнили в пресс-службе министерства.

    В нормативном акте также дано определение учебных пособий — это печатные или электронные издания, дополняющие либо замещающие частично или полностью учебники. К ним относятся наглядные пособия, рабочие тетради, хрестоматии, практикумы, задачники.

    «Новый порядок обязывает каждое издательство, чьи учебники не входят в федеральный перечень учебников, но при этом занимающееся выпуском учебных пособий, провести экспертизу не менее 5% своих учебных пособий и представить результаты на рассмотрение в Научно-методический совет по учебникам при Минобрнауки РФ», — отметили в ведомстве. Учебные пособия должны пройти экспертизы, аналогичные экспертизам, установленным для включения в федеральный перечень учебников: научную (научную историко-культурную экспертизу учебных пособий по истории России), педагогическую, общественную, этнокультурную и региональную экспертизы. Ранее какие-либо экспертизы учебных пособий проводились издателями самостоятельно.

    «На основании представленных экспертных заключений Научно-методический совет будет принимать решение о включении или не включении организации в перечень организаций, чьи учебные пособия будут рекомендованы для использования в школах», — добавили в пресс-службе. Организация не будет включена в перечень при получении отрицательных экспертных заключений, при выявлении использования в ее учебном пособии недостоверных сведений, либо информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, причиняющей вред здоровью и развитию детей.

    Каталог сайтов Добро пожаловать к нам на сайт!

    Издательство «Ассоциация XXI век» работает на рынке учебной литературы с 1994 года.

    Основное направление деятельности издательства – выпуск учебной и методической литературы для начальной школы (система учебников «Гармония») и дошкольного образования (УМК «Ступеньки детства»). Также мы выпускаем учебники для основной и средней школы, учебные пособия для студентов педагогических факультетов вузов и колледжей. Все учебники соответствуют ФГОС и включены в федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

    Авторы наших учебников – опытные педагоги, профессора и доценты ведущих педагогических вузов России. Научный руководитель УМК «Гармония» Наталия Борисовна Истомина и научный руководитель УМК «Ступеньки детства» Наталья Михайловна Конышева – лауреаты премии Правительства Российской Федерации в области образования.

    Всю учебную литературу можно приобрести в издательстве по минимальным ценам.

    Мы предлагаем вам гибкую систему скидок и прямые отгрузки со складов в Москве, Смоленске и Ростове-на-Дону.

    Все наши книги можно приобрести в Интернет-магазинах издательства: www.kniga21vek.ru и www.book-for-school.ru

    Издательство «ВИТА-ПРЕСС» существует более 25 лет и является ведущим российским издательством, выпускающим учебно-методическую литературу по экономике и прикладным экономическим дисциплинам для всех ступеней общего и профессионального образования, а также по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

    Все учебники издательства входят в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

    Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации издательство «ВИТА-ПРЕСС» включено в перечень организаций, учебные пособия которых разрешены к использованию в образовательном процессе.

    К настоящему времени более 450 наименований учебно-методических изданий используются в образовательных организациях Российской Федерации.

    Издательство «ДРОФА» – один из крупнейших научно-педагогических центров России. Более 20 лет мы выпускаем высококачественную и конкурентоспособную образовательную продукцию, придерживаясь социальноориентированной политики развития. Все учебники издательства одобрены экспертными организациями Российской академии образования и Российской академии наук РФ и включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях.

    Наша миссия: комплексное образование подрастающего поколения в настоящем и будущем; развитие профессиональных, культурных и социальных компетенций учащихся; максимальная поддержка учителя в образовательном процессе.

    Для реализации нашей миссии мы привлекаем лучших авторов, специалистов и партнеров. Мы постоянно совершенствуем накопленные знания и опыт, что позволяет нам занимать лидирующие позиции в образовательной сфере и стремиться к новым достижениям.

    Мы делаем все для того, чтобы учителю было комфортно учить, а ребенку – интересно учиться!

    Часто у исследователей занятых научной работой и преподавателей возникает потребность в публикации учебного издания. Данный вид изданий имеет ряд особенностей, по сравнению с подготовкой научной монографии. Об этих особенностях и требованиях предъявляемых к учебным изданиям ведущими Учебно-методическими объединениями и пойдет речь ниже.

    Начнем с определения понятия «учебное издание». Согласно ГОСТ 7.60-2003 учебное издание — это «Издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения».

    Этот же ГОСТ выделяет следующие виды учебных изданий:

  • учебник: Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  • учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  • учебно-методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.
  • учебное наглядное пособие: Учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.
  • рабочая тетрадь: Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
  • самоучитель: Учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.
  • хрестоматия: Учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.
  • практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
  • задачник: Практикум, содержащий учебные задачи.
  • учебная программа: Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части.
  • учебный комплект: Набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.
  • В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. читаем «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие» отмечено, что «Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине. Название учебника должно соответствовать наименованию дисциплины федеральной компоненты ГОС ВПО.

    Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме».

    Таким образом, первая особенность учебного издания – это требования соответствия названия и содержания учебника наименованию дисциплины федеральной компоненты ФГОС ВПО (портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования — http://fgosvo.ru и портал «Российское образование» — http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm)

    Второй особенностью учебного издания, по сравнению с монографией является наличие методического аппарата, который может включать:

  • вопросы к каждому параграфу учебника, отражающие его структуру и позволяющие закрепить прочитанный материал;
  • задания к семинарскому занятию;
  • задания для самостоятельной работы дома;
  • разбор конкретных ситуаций на примерах из практики;
  • различные виды тестов;
  • задание по поиску (подбору) и обзору литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;
  • задание для выполнения домашней контрольной работы, предусматривающих решение задач, выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях;
  • задание для подготовки к контрольной работе и аттестациям;
  • темы рефератов (эссе, докладов, научных статей) по заданной проблеме и т.д.

Методический аппарат может быт рассчитан как на студентов, так и на помощь преподавателю в проведение занятий.

Также учебное издание может быт дополнено различными справочными материалами – словарем, глоссарием, нормативными актами, образцами и примерами документов и т.д.

Следующая особенность учебного издания, это требования к его содержанию. Если монография в обязательном порядке должна содержать определенную новизну и результаты авторских исследований, то учебное издание может представлять собой компиляцию различных источников. Учебник должен содержать основную информацию по дисциплине. Также учебное издание должно обладать таким качеством как наглядность. Текст должен сопровождаться схемами, рисунками и фотографиями, облегчающими восприятие материала, но не повторяющими его.

Структура учебного издания может быть такой:

Оглавление (обратите внимание – именно оглавление, а не содержание), Как правило, располагается в начале издания.

Введение или/и предисловие. Учебное издание может включать и введение, и предисловие, или, только введение, как чаще всего и бывает. Введение должно включать цели изучения дисциплины и учебную информацию, по содержанию и объему дисциплины необходимую и достаточную для реализации требований конкретного государственного образовательного стандарта (учитываются часы и цели изучения дисциплины). Также модно указать компетенции на приобретение, которых направлено изучение дисциплины и т.д.

Предисловие (согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это сопроводительная статья, помещаемая в начале издания, в которой поясняются цели и особенности содержания и построения произведения. В нём может быть изложено краткое содержание каждой главы.

Введение (опять же согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это структурная часть основного текста издания, которая является его начальной главой и вводит читателя в суть проблематики произведения.

Согласно того же ГОСТа, на который мы уже неоднократно ссылались, самая крупная часть текста — это раздел. Он делится на главы, которые в свою очередь подразделяются на параграфы (§).

Можно порекомендовать следующую структуру учебного издания – раздел соответствует одной зачетной единице, параграфы в разделе соответствуют темам рабочей программы.

Обязательной составной частью учебного издания является список использованной литературы и других источников.

Автору, написавшему достойный учебник, как правило, хочется получить гриф учебно-методического объединения о том, что данное учебное издание допущено (или Рекомендовано) УМО в качестве учебника (электронного учебника) или учебного пособия (электронного учебного пособия) для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению (специальности) подготовки ВПО. Соблюдая рекомендуемые нами правила подготовки учебных изданий Вы легко справитесь с этой задачей!

В заключение дадим несколько советов, на что следует обратить внимание, что бы свести к минимуму поправки, вносимые в текст редакторами и корректорами.

1. Оглавление – должно быть единообразным. В самом конце работы над рукописью необходимо сличить с текстом правильность нумерации страниц и названий частей текста с оглавлением. Название ни одной из частей текста не должно совпадать с названием самого произведения. Оглавление должно быть удачно решено графически, что бы читателю было удобно им пользоваться.

2. Необходимо проверить нумерацию всех рисунков, таблиц и формул по тексту. Сличить есть ли ссылка на КАЖДЫЙ рисунок или таблицу в тексте, и присутствуют ли в рукописи рисунки и таблицы на которые есть ссылки в тексте.

3. Список литературы – если список объемный и включает источники разного типа, его лучше разбить на разделы.

4. Расшифровывайте все аббревиатуры при первом использовании. Не перегружайте текст аббревиатурами, особенно состоящими из двух букв. Это затрудняет восприятие текста читателями. Не употребляйте аббревиатуры в заголовках.

5. Избегайте слишком многократного повторения в ссылках «Там же. С. 220». Такими ссылками неудобно пользоваться читателю. Особенно если полная ссылка на источник была за много страниц до «Там же. С.220».

6. Рукопись необходимо хорошо ВЫЧИТАТЬ. Опытные редакторы не вычитывают рукописи с экрана компьютера, они распечатывают текст и читают его с перерывами, по нескольку страниц. Компьютер не всегда может выявить ошибку в тесте. Обратили внимание, при наборе текста Word не подчеркнул красным слово «тесте», хотя речь идет, конечно, не о мучном изделии, а о тексте. Такие ошибки можно заметить только при внимательной вычитке. Если автор не хочет этим заниматься, соответственно необходимо оплатить работу над рукописью корректора.

Библиографическая ссылка на статью:
Овчинникова Е.Н. К определению терминов «учебник» и «учебное пособие» // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/05/1189 (дата обращения: 07.06.2018).

Новый этап развития образования в России, связанный с переходом на вариативное и профильное образование, сопровождается разнообразием учебной литературы как на федеральном и региональном уровнях, так и в рамках отдельных учебных заведений. В данных условиях правомерен вопрос о необходимости четкого определения значения и функций каждого типа учебной книги, в частности, учебника и учебного пособия.

Рассмотрим последовательно определения терминов «учебная книга», «учебная литература», «учебник», «учебное пособие», которые приводятся в специальной книговедческой, исследовательской и педагогической литературе.

В.С. Цетлин приводит следующее определение понятия «учебная книга»: «Учебная книга – средство обучения, которое предоставляется для преподавания и учения в общеобразовательных школах в виде книги или брошюры. Учебные книги отвечают требованиям программ, содержат дидактически и методически обработанный материал (как правило) одного учебного предмета для одного учебного года. В большей мере, чем другие средства обучения, учебные книги служат для развития духовных способностей, прививают умения учиться по книгам. Они служат основой для самообразования и непрерывного образования. Учебные книги необходимы учителю и ученику, как на уроке, так и дома» [8, с. 274].

К учебной литературе относятся учебники, учебные пособия, тексты лекций, учебно-методические пособия, задачники, справочники и другие печатные материалы, используемые на учебных занятиях. Учебная литература является важнейшим элементом методического обеспечения учебного процесса [5, с. 149].

В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие» отмечено, что «Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине».

В работах других исследователей учебник определяется как:

1. «Массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных или иных особенностей» [2, с. 330].

2. «Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания» [1, с. 10].

3. «Совокупность редуцированных и систематизированных знаний в области определенной науки (учебно-научной дисциплины) или сферы деятельности и аппарата организации их усвоения; важнейший источник учебной информации, основное дидактическое средство, обеспечивающее деятельность учения и преподавания»[7].

4. «Книга или другой носитель информации, в которой содержится систематический учебный материал, необходимый для организации образования по определенному учебному курсу» [4, с. 214].

Если обобщить указанные определения термина «учебник», то можно сделать вывод, что учебник – это:

— источник учебной информации;

— основной и ведущий вид учебной литературы.

Для учебника характерно систематическое изложение учебного материала в соответствии с учебной программой. Кроме того, учебник должен содержать не менее 75% объема учебного материала, предусмотренного программой [5, с. 150].

Учебное пособие, наряду с учебником, является разновидностью учебной литературы. В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие»» отмечено, что «Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме. В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия».

Для того чтобы выделить сущностные признаки учебного пособия, рассмотрим ряд определений понятия «учебное пособие».

1. «Пособиями называют те книги, которые помогают более быстрому и более плодотворному пользованию учебниками» [3, с. 320].

2. «Учебное пособие – это вид учебной книги, решающий отдельные задачи, важные для развития самостоятельности учащихся и их духовных сил. К учебным пособиям относятся справочники, библиографии, повторительные книги» [8, с. 280].

3. «Учебное пособие является дополнением к учебнику, если он (учебник) не охватывает всех вопросов учебной программы или не отражает последних достижений науки и практики по отдельным вопросам» [5, с. 150].

4. «Учебные пособия (хрестоматии, сборники задач и упражнений, словари, справочники, книги для внеклассного чтения и др.) являются значительным дополнением к учебнику. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера» [6, с. 254].

5. «Учебное пособие следует рассматривать как источник учебной информации и средство обучения, которое дополняет учебник и способствует расширению, углублению и лучшему усвоению знаний» [7].

6. «Учебное пособие – это издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания» [1, с. 10].

Нельзя не отметить, что последнее из рассмотренных определений, вносит неопределенность в трактовку понятия «учебное пособие», приводит к смешению понятий «учебник» и «учебное пособие» за счет введения в определение признака «частично (полностью) заменяющее учебник».

Обобщив приведенные определения термина «учебное пособие», можно сделать вывод, что учебное пособие – это:

средство обучения;

— вид учебной литературы, дополняющий учебник.

Для наглядности представим результаты анализа схематично (рис.1).

Совет по учебникам при Минобрнауки России при участии депутатов Госдумы РФ подвел итоги повторной экспертизы учебников

    • 18 августа Научно-методический совет по учебникам Минобрнауки России с участием первого заместителя Министра образования и науки России Натальи Третьяк, директора Института всеобщей истории Российской академии наук Александра Чубарьяна и депутата Госдумы России Олега Смолина обсудил работу в рамках утвержденного порядка отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий для школ.

      Новый порядок обязывает каждое издательство, чьи учебники не входят в федеральный перечень учебников, но при этом занимающееся выпуском учебных пособий, провести экспертизу не менее 5% своих учебных пособий и представить результаты на рассмотрение Научно-методического совета по учебникам при Минобрнауки России. Учебные пособия должны пройти экспертизы, аналогичные экспертизам, установленным для включения в федеральный перечень учебников: научную (научную историко-культурную экспертизу учебных пособий по истории России), педагогическую, общественную, этнокультурную и региональную. Процедура призвана повысить качество выпускаемых пособий и соответствие их содержания требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

      Члены Совета положительно оценили основные принципы и механизмы, заложенные новым порядком. Для возможности полноценного ознакомления и своевременного выполнения требований нового порядка всеми издательствами, заинтересованными в издании учебных пособий, представители Минобрнауки России предложили на утверждение оптимальные временные сроки, необходимые для сбора всех необходимых документов: с 1 сентября по 9 октября 2015 года. Это предложение было поддержано Советом.

      «Новый порядок формирования федерального перечня учебников и учебных пособий кардинально меняет систему допуска к учебному процессу учебной литературы, делая этот перечень надежным инструментом для учителя и формируя прозрачные механизмы отбора», – подчеркнула Наталья Третьяк.

      Совет также рассмотрел результаты повторной и дополнительной экспертиз учебников, определенных решением Научно-методического совета по учебникам от 15 мая 2015 года, рассказал заместитель президента Российской академии образования Виктор Басюк. Так, 8 учебников издательства «Бином», ранее получивших противоречивые экспертные заключения от двух экспертных организаций были отправлены на повторную экспертизу в Российскую академию образования и по ее итогам получили отрицательное заключение от РАО. На основании данных заключений членами Совета было принято решение об исключении данных учебников из федерального перечня учебников.

      Помимо этого РАО была проведена повторная экспертиза учебников, по которым в министерство поступили жалобы от граждан. «Экспертиза показала, что практически все издательства уже исправили те недостатки, которые отмечались в их учебниках ранее, и из 21 учебника отрицательное заключение было выдано только на один учебник по предмету «Окружающий мир» Издательства «Академкнига», — рассказал заместитель президента Российской академии образования Виктор Басюк. После чего общим голосованием Совета данный учебник был исключен из федерального перечня.

      Подводя итоги обсуждения, Александр Чубарьян отметил, что «сегодняшнее заседание хороший пример того, что мы приходим к совместным решениям путем сопоставления разных точек зрения. Я думаю, в этом и есть смысл работы Научно-методического совета, это правильный путь».

      На рассмотрение Совета был представлен специализированный федеральный портал, который обеспечивает полный и открытый доступ к результатам экспертизы учебников. Это интернет-система организационно-методического сопровождения федерального перечня учебников, на которой в открытом доступе представлены все экспертные заключения и все документы по проведенным экспертизам. «Такой открытый сервис позволяет сделать процедуру общественной и педагогической экспертизы беспрецедентно прозрачной», подчеркнула Наталья Третьяк. К каждому учебнику, включенному в ФПУ, в системе опубликованы в электронном виде результаты экспертизы учебников и информация о дополнительных материалах по методическим пособиям и рабочим тетрадям.

      На портале проводятся открытые вебинары, на которых любой педагог может получить ответ на интересующие вопросы касательно учебников. В планах Минобрнауки России дальнейшее развитие и продвижения проекта как в среде преподавателей, издательств и руководителей системы образования, так и родителей школьников.

      Смотрите еще:

      • Бесплатные учебники закон В соответствии с ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, […]
      • Приказ перечень учебников рекомендованных в 2018-2018 учебном году Приказ перечень учебников рекомендованных в 2018-2018 учебном году На основании части 1 статьи 35 Федерального закона от 29 декабря2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 27Э-ФЗ) обучающимся […]
      • Общие правила воздушных перевозок пассажиров багажа грузов МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 июня 2007 г. N 82 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ «ОБЩИЕ ПРАВИЛА ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ И ТРЕБОВАНИЯ К ОБСЛУЖИВАНИЮ ПАССАЖИРОВ, Список изменяющих […]
      • Вопросы о гражданстве рф 2014 Вопросы о гражданстве рф 2014 Приводим текст поданного Правительством РФ и рассмотренного 1 апреля Государственной Думой в первом чтении законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". В […]
      • Минздрав россии приказ 183н Приказ Минздрава РФ от 22.04.2014 N 183Н Зарегистрировано в Минюсте России 22 июля 2014 г. N 33210 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗот 22 апреля 2014 г. N 183н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ […]
      • Закон 396 Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 396-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 396-ФЗ"О […]
      • 686н приказ Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 ноября 2012 г. N 686н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при системном склерозе" Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 ноября 2012 г. N 686н"Об утверждении […]
      • Законы о федеральном бюджете на 2012 Законы о федеральном бюджете на 2012 22 ноября 2011 года 25 ноября 2011 года (в ред. Федеральных законов от 05.06.2012 N 48-ФЗ, от 28.07.2012 N 127-ФЗ, от 06.12.2012 N 216-ФЗ) Статья 10. Особенности установления отдельных расходных […]