Суда сомали

Суда сомали

Было время, когда сообщения о сомалийских пиратах практически не покидали информационное поле. Морские разбойники успешно действовали в районах Аденского залива и соседней акватории Аравийского моря. Злоумышленники грабили торговые суда и наживали огромное состояние. Однако в последнее время об их «славных подвигах» ничего не слышно. Что случилось с пиратами XXI века?

Жизнь в море

Сомалийские пираты как явление – это прямое порождение масштабного внутриполитического кризиса в Сомали, из-за которого страна распалась на соперничающие друг с другом территории. Следствием фактического уничтожения государства стал небывалый рост преступности. Многие из сомалийцев, чтобы прокормить себя и свои семьи, стали пиратствовать. Самой распространенной формой их заработка был захват заложников. Так, только в период 2005-2012 гг. жертвами морских разбойников стали почти четыре тысячи человек из большинства стран мира. Погибли от рук пиратов около 100 граждан иностранных государств. За эти семь лет общая сумма денег, полученных бандитами в качестве выкупа за захваченных членов экипажей, достигла 385 миллионов долларов.

Центром пиратства в Сомали был регион Пунтленд, власти которого обеспечивали «крышу» морским разбойникам. Те взамен отдавали им львиную долю своей добычи: считается, что плата за прикрытие, по разным данным, составляла от 70 до 80 (а в отдельных случаях и 85) процентов пиратских доходов. Таким образом, покупалась гарантия, что региональные политики и прикормленные ими силовые структуры не будут вмешиваться в «бизнес» морских разбойников.

В 2011 году были зафиксированы 129 атак сомалийских пиратов на суда. При этом учитывались лишь более-менее крупные инциденты. В итоге морские преступники нанесли значительный урон торговле в регионе Аденского залива и Аравийского моря – транзитных акваторий, связанных с Суэцким каналом, на долю которого приходятся порядка 10% всех мировых морских сообщений.

По законам военного времени

Масштабы пиратства в регионе вынудили командование военно-морских сил разных стран применять к бандитам самые суровые меры. По некоторым данным, в 2012 году командиры боевых кораблей, дежуривших в водах Аденского залива, получили негласный приказ – топить пиратские судна без всякого предупреждения, а с выжившими бандитами не церемониться. Особенно отличились индийские моряки, которые убивали морских разбойников безо всякого сожаления. Так, в 2008 году фрегат ВМС Индии INS Tabar расстрелял из орудий захваченное бандитами таиландское судно. Как утверждали СМИ, вместе с пиратами погибли и члены экипажа. Спустя неделю после инцидента был обнаружен один из выживших тайцев, который подтвердил циркулировавшие слухи.

Военные суда в зону действия сомалийских пиратов направляла и Россия. В мае 2010 года весь мир облетела новость о дерзком захвате танкера «Московский университет» бандитской группой в размере 11 человек. На помощь пришли морские спецназовцы с большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников». Прекрасно обученные военные после короткой перестрелки взяли судно под контроль и обезоружили разбойников. Отчет о дальнейшем развитии событий имеет несколько вариантов. В Минобороны России заявили, что пиратов посадили в надувную лодку, дали небольшой запас провизии и отправили по направлению к берегу. Однако туда они по каким-то причинам не добрались, погибнув в море. По другой версии, которая упорно тиражировалась в западных СМИ, морпехи расстреляли бандитов.

Для борьбы с пиратством использовались и частные военные компании. Одна из них – французская «Sicopex», состоящая из отставных офицеров армии Пятой республики, – с 2010 года несет службу на сомалийском побережье. Только за первые два года французы сумели ликвидировать более 300 корсаров, среди которых были и их командиры.

Не только кнут, но и пряник

Но побороть пиратство в Сомали удалось не только силовыми методами. Распространение получила также практика их легализации в качестве рантье и бизнесменов. Так, в 2007-2012 годах часть главарей морских разбойников вложили полученные незаконным путем средства (по некоторым подсчетам — около 100 миллионов долларов) в покупку жилой и коммерческой недвижимости в соседней Кении. Особой популярностью у решивших «выйти из тени» бандитов пользовался район Истли – пригород Найроби, населенный в основном выходцами из Сомали. Сейчас они получают неплохие доходы от сдачи недвижимости в аренду и вряд ли желают возвращаться обратно к «ремеслу» флибустьеров.
Другим пиратам просто пообещали крупную сумму денег в обмен на уход из «профессии». Так, один из самых известных сомалийских морских разбойников Мухаммед Абди Харе («Большой рот») ушел в отставку и распустил свою группировку за 20 миллионов евро.

Что касается тех пиратов, которые отбывают срок в местах лишения свободы, то в отношении них практикуется христианское миссионерство. Считается, что перешедшие из ислама корсары менее склонны к рецидиву разбойничества.

Таким образом, сомалийских пиратов удалось если и не победить окончательно, то серьезно ослабить. Все благодаря слаженным действиям мирового сообщества, успешно применившего в борьбе с морскими бандами метод кнута и пряника. Сегодня словосочетание «сомалийский пират» уже не звучит столь грозно, а проходящие в регионе суда могут наконец чувствовать себя в безопасности.

Возвращение сомалийских пиратов

Пиратство бессмертно: после пятилетнего затишья морские разбойники возвращаются в воды Сомали

Минобороны США предупреждает судоходные компании о возвращении в сомалийские воды после пятилетнего «отдыха» пиратов и призывает к повышенной осторожности.

Только в марте было зафиксировано 6 нападений пиратов в сомалийских водах, причем, 5 из них оказались успешными. Для сравнения, в 2016 г. пираты не совершили ни одной атаки.

Министр обороны США Джим Маттис подчеркнул на пресс-конференции в Кэмп Леммоньере, Джибути, единственной базе Пентагона в Африке, что хотя и не призывает, по крайней мере, пока к ответным мерам со стороны американского ВМФ, но считает, что с полдесятка нападений на коммерческие суда в прибрежных водах Сомали в последние полтора месяца не могут не вызывать обеспокоенность и должны заставить мореходов повысить бдительность.

По мнению генерал-лейтенанта Томаса Вальдхаузера, возглавляющего Африканское командование США, новый всплеск нападений морских разбойников может объясняться засухой и голодом в Сомали. Еще одно объяснение – продолжающая незаконная рыбная ловля в водах Африканского Рога, вытесняющая местных рыбаков из профессии и заставляющая их браться за оружие для пропитания семей.

Специалисты считают, что большинство нападений, включая мартовский захват нефтяного танкера Aris 13, осуществили морские разбойники из центральной части Сомали и Пунтленда, полуавтономного региона на северо-востоке страны.

«Именно в этих местах и появились первые сомалийские пираты,- прокомментировал новости журналу Foreign Policy Джон Стид, старший морской эксперт Управления по борьбе с наркотиками США.- Очень жалко, потому что на Западе этот район считали полностью очищенным от разбойников».

Генерал Вальдхаузер сообщил журналистам, что Пентагон настоятельно советует судоходным компаниям повысить меры безопасности. Ряд пароходств в последнее время отказалось от услуг части вооруженных охранников, потому что пираты пять лет не тревожили моряков. Натовские силы, кстати, по той же причине покинули регион, сейчас у побережья Сомали и Джибути остаются сейчас лишь корабли членов Евросоюза.

Пока, конечно, рано говорить о масштабах возврата сомалийских пиратов в бизнес, но если их намерения серьезны, то эти события могут негативно отразиться на мировой торговле. Мимо Сомали и Джибути проходит каждый третий корабль, участвующий в мировой торговле. Ежегодно по этому опасному пути проходит грузов на 700 млрд долларов. Если пираты вновь начнут нападать на суда, то международной коалиции, патрулировавшей эти воды с 2008 года, придется вновь организовывать совместное патрулирование, как это было в период расцвета пиратства в районе Африканского Рога в нулевые годы XXI века.

«Мы еще не готовы говорить о тенденции,- цитирует New York Times генерала Вальдхаузера,- но мы продолжим внимательно следить за событиями».

Возвращение пиратов происходит в неподходящее для сомалийского правительства, поддерживаемого ООН, время, когда оно пытается активизировать борьбу с исламистской группировкой «Аш-Шабаб». С экстремистами сейчас в основном воюют объединенные силы членов Африканского Союза численностью 22 тыс. человек. Могадишо, конечно, тревожат уже планы ряда участвующих в миссии в Сомали стран вывести в 2018 г. свои контингенты. Вашингтон сейчас энергично готовит сомалийскую армию к самостоятельным боевым действиям против врага. Однако для того, чтобы заменить африканских миротворцев сомалийскими военными, последним и их американским инструкторам придется основательно потрудиться. Сомалийские солдаты и офицеры плохо подготовлены и слабо вооружены. Понадобится и увеличить численность ВС Сомали, которая сейчас составляет 12 тыс. человек и явно недостаточна для того, чтобы успешно бороться с боевиками из «Шабаба». В случае присоединения к исламистским радикалам еще и морских разбойников шансов на успех в борьбе с экстремистами и террористами будет совсем мало.

Если нападения пиратов окажутся не «весенним обострением», т.е. временным явлением, то для борьбы с ними придется, очевидно, прибегать к уже испытанному способу, заставившему их пять лет взять длительный отпуск – увеличить количество военных патрулей. Однако эта мера носит такой кратковременный характер, как и ее результат, что доказывают события марта и апреля. Необходимо бороться с глубинными причинами, способствующими расцвету пиратства: незаконной рыбной ловлей, коррупцией местных властей и общим беззаконием в стране.

Пираты не боятся судов. Основные районы нападений

C начала ХХI века пиратским нападениям подверглись суда 62 стран мира. Морским разбоем занимаются более ста группировок. Почему их до сих пор не могут победить?

Что это за явление такое — пираты в XXI веке? Почему базой современных пиратов стало государство Сомали? Рассказывает старший научный сотрудник Института Африки РАН, преподаватель МГИМО (У) МИД РФ Ренат Ирикович Беккин. Недавно он вернулся из научной командировки в Сомали.

— Почему пираты XXI века облюбовали именно Сомали?

— На самом деле международный морской разбой сегодня имеет место не только у берегов Сомали. Джентльмены удачи из Юго-Восточной Азии не в пример их сомалийским коллегам отличаются крайней жестокостью. Сомалийцы по сравнению с пиратами, «работающими» в Малаккском проливе, — безобидные овечки, благородные рыцари. А в территориальных водах Индонезии пиратством занимаются профессиональные банды. Не брезгуют пиратством и партизаны-сепаратисты, а также моряки и рыболовы, потерявшие работу. Пираты активно вовлечены в контрабандную деятельность.

— Но в мире не так мало бедных стран. В той же Африке. Почему пиратство получило распространение именно в Сомали? Ведь с начала года сомалийскими пиратами было захвачено свыше 30 морских судов. Существуют ли какие-нибудь исторические предпосылки для распространения пиратства в Сомали?

— Можно говорить скорее о географических, чем исторических предпосылках. Суда, идущие из Красного моря в Индийский океан и обратно, через узкий Баб-эль-Мандебский пролив, не могут миновать Аденский залив и представляют лакомый кусок для долговязых смуглых джентльменов из Сомали. Через Аденский залив пролегает путь из Европы в Южную и Восточную Азию, Австралию. Не меньше возможностей для пиратов открывает упоминавшийся Малаккский пролив в Юго-Восточной Азии — один из самых оживленных морских путей. А разбросанные во внутренних морях Индонезии многочисленные острова — рай для пиратских баз. Да и в Африке Сомали — далеко не единственное место, где орудуют пираты. Среди мест их наибольшей активности я бы выделил побережье Нигерии и юг континента.

— Что заставляет людей идти в пираты? Кто он, типичный сомалийский пират?

— Что бы мы ни говорили о пиратской романтике, в основе пиратства лежит бедность. Не будем забывать и о том, что большая часть когда-то единого государства Сомали находится во власти вождей различных кланов и племен.

Сотрудники ООН жалуются: отправляют груз с гуманитарной помощью в Сомали, но прежде чем он достигает цели, его перехватывают представители других кланов, оставшихся обделенными при распределении продовольствия.

Большинство сомалийских пиратов — это молодые люди, не имеющие возможности найти хорошую работу. Для них пиратство окутано ореолом романтики. Возможность ввязаться в интересное приключение и заработать при этом огромные деньги, сравнимые с рождественскими докризисными бонусами топ-менеджеров с Уолл-стрит, толкает молодежь в ряды джентльменов удачи. По имеющимся у меня данным, среди пиратов нет выходцев из Сомалиленда — де-факто независимого государства на севере Сомалийского полуострова. Сомалиленд живет в мире и относительном благополучии по сравнению с другими частями когда-то единого государства Сомали с 1991 г., и потому профессия пирата не пользуется здесь большой популярностью. Большинство пиратов — выходцы из кланов маджертан и хавийе, из Пунтленда — буферного квазигосударства на северо-востоке Сомалийского полуострова.

Сомалийские пираты стараются не проливать крови захваченных экипажей, обращаются с ними человечно. И это притом что низкий уровень медицинского обслуживания приучил людей спокойно относиться к перспективе собственной преждевременной кончины или смерти близких людей. Кстати, в качестве одного из оправданий пиратства сомалийцы приводят следующий довод: иностранные суда безвозмездно пользуются территориальными водами Сомали, а народ не получает от этого ничего. Что касается корабля «Фаина», то, по просочившейся в СМИ информации, он перевозил оружие, предназначавшееся мятежникам в Южном Судане, то есть грубейшим образом нарушил нормы международного права. Если эта информация подтвердится, то можно говорить о том, что одни преступники захватили других.

— А привычное для поклонников Голливуда Карибское море?

— Карибское море, как, впрочем, и весь Американский континент, согласно небезызвестной доктрине Монро, — это зона стратегических интересов США. Поэтому поставленный на широкую ногу пиратский промысел в этом районе не имеет шанса на существование. Хотя отдельные пиратские вылазки имеют место и у берегов Южной Америки.

— Картинка захвата корабля «Фаина» поражает современного телезрителя. Сомалийские пираты на катерах и утлых лодочках берут на абордаж огромное судно, борт которого превышает на 6-8 метров всю флотилию джентльменов удачи. «Фаина» могла бы разогнаться, и у пиратов не было бы ни одного шанса ее остановить, почему этого не произошло? Какими новейшими пиратскими технологиями обладают флибустьеры из Сомали?

— Когда я ездил по Сомали, я встречал людей, которые вполне могли бы быть пиратами. В обычной жизни они могут быть мирными гражданами, иметь мирную профессию, а в свободное время промышлять пиратством. Сомалийцы — удивительный народ, я не встречал таких позитивно настроенных людей. У человека нет ничего, кроме ветхого жилья из плетеных веточек и доллара на питание в день, но он светится улыбкой. Скептики говорят, что причиной тому кат — наркотическая трава, которую сомалийцы жуют поголовно. Пожуешь этот кат, и весело и беззаботно становится на душе. А если серьезно, то уверенности пиратам, безусловно, придает тот факт, что команды захватываемых ими судов, как правило, не оказывают им никакого сопротивления. Потому что морские разбойники действуют молниеносно. Неожиданно атакуют корабль и активно обстреливают его из гранатометов и пулеметов. Но даже в тех случаях, когда удается обезвредить пиратов, их вскоре отпускают. (Многие эксперты считают, что представители местных властных структур и полиции покрывают пиратов, т.к. те делятся с ними своей добычей. — Прим. ред.)

Особое отношение в Сомали к россиянам. В 70—80-е гг. в Сомали строили местную модель социализма, и между нашими странами выстроились неплохие отношения. Особенно до сомалийско-эфиопской войны 1977 г., где Советскому Союзу пришлось принять сторону Эфиопии. Многие сомалийцы учились в СССР. Я встречал их во время своей поездки в Сомали. Это, безо всякого преувеличения, белая кость, прослойка наиболее образованных людей в стране.

— В июле этого года ООН приняла документ, разрешающий военному флоту третьей страны входить в территориальные воды Сомали и пресекать деятельность пиратов. Есть ли сейчас сила, способная навести в Сомали порядок и покончить с пиратством?

— Как показали недавние события, Союз шариатских судов Сомали доказал свою способность навести порядок и обуздать преступность. Но как только им удалось укрепиться и начать объединение юга Сомали, в ситуацию вмешались США, которые руками Эфиопии помешали объединительному процессу в стране. Интерес США — не допустить создания единого и сильного исламского государства в Сомали. Эфиопия также не заинтересована в возрождении сомалийской государственности. После гибели более 130 миротворцев ООН и потери около 3 млрд долл. в 1993 г. в ходе операции «Возрождение надежды» никакого желания ввязываться в разборки между кланами у мирового сообщества нет.

— 1 октября посол фактически не существующего государства Сомали объявил о том, что правительство Сомали в ближайшее время признает Южную Осетию и Абхазию. Как вы оцениваете данный шаг?

— С точки зрения тактики, возможно, это неплохой ход, но с точки зрения стратегии — несусветная глупость. Мотивы руководства Сомали понятны. Оно делает этот жест доброй воли в надежде получить поддержку со стороны Москвы. Если Сомали признает Абхазию и Южную Осетию, то у США не будет никаких оснований не признать тот же Сомалиленд, где у американцев есть определенные интересы. И тогда на единстве Сомали можно будет поставить большой жирный крест.

* К моменту подписания номера у нас не было новой информации о судьбе «Фаины» и экипажа.

Пиратские захваты судов в XXI веке

По данным Международного центра по борьбе с пиратством, с начала XXI века нападениям подверглись суда 62 стран мира* в прибрежных морях 56 стран. Морским разбоем занимаются более ста группировок.

По классификации Международной морской организации современные пиратские группы условно делятся на три вида:

1. Малочисленные группы (до 5 человек), вооруженные ножами и пистолетами. Нападают на суда в гавани или открытом море, используя фактор внезапности. Грабят судовую кассу и пассажиров, перегружают на свои катера и лодки часть груза. Общая численность — от 8-10 тысяч человек по всему миру.

2. Банды (до 30 человек), вооруженные крупнокалиберными пулеметами, автоматами и гранатометами, часто убивают экипаж захваченного судна, забирают корабль и груз. Общая численность — около 300 тысяч человек по всему миру.

3. Международные организованные группы, захватывают корабли с особо ценным грузом (сегодня это нефть и нефтепродукты). Они имеют современную спутниковую навигацию и средства связи, агентурную сеть, прикрытие во властных структурах. Чаще всего грабят танкеры, сухогрузы, контейнеровозы. Иногда нападают на частные яхты. В 2001 г. произошел скандал — пираты на Амазонке убили обладателя Кубка Америки, яхтсмена Питера Блейка. Эксперты считают, что из ворованных кораблей синдикаты пиратов организовали сеть морских перевозок с оборотом около 5 млрд долларов в год.

География действия пиратов XXI века — прибрежные воды Азии, Африки, Латинской Америки.

Основные районы нападений:

1. Юго-Восточная Азия и Южно-Китайское море (Малаккский пролив, Индонезия, Филиппины, Таиланд).
2. Западная Африка (Нигерия, Сенегал, Ангола, Гана), Индийский океан, Восточная Африка (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Сомали, Танзания).
3. Южная Америка и Карибское море (Бразилия, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Никарагуа, Гайана).

Самое «популярное» место нападений — прибрежные воды Индонезии.

Ежегодный ущерб от пиратства по всему миру — 40 млрд долларов.

По материалам ежегодных докладов Международного морского бюро:

в 2000 г. в мире было совершено 469 пиратских нападений на морские суда
в 2001 г. — 344
в 2002 г. — 370
в 2003 г. — 344
в 2004 г. — 329
в 2005 г. — 276
в 2006 г. — 239
в 2007 г. — 263

Статистика по российским судам искаженная, так как 60% кораблей ходит под флагами других стран мира, то есть попросту сдается в аренду вместе с российской командой.

* Эта цифра не является окончательной, так как многие судовладельцы боятся заявлять в полицию о нападении пиратов, опасаясь мести преступников, коррумпированных чиновников и полицейских прибрежных стран.

Последние трагедии на море

Грузовой теплоход «Капитан Усков» под флагом Камбоджи вышел 15 января 2008 г. из российского порта Находка в Гонконг, но в порт назначения не прибыл. Экипаж теплохода состоял из 17 россиян, в том числе 22-летняя буфетчица Екатерина Захарова, которая вышла в свое первое плавание. На борту судна находилось 4,5 тыс тонн металла. К поискам корабля и экипажа подключился Международный центр по борьбе с пиратством, который распространил по всему миру информацию с его описанием. Даже если судно перекрасили, сменили название и флаг, его можно узнать по индивидуальным характеристикам. Надежды на успех невелики.

1 февраля 2008 г. у берегов Сомали пиратами был захвачен ледокольный буксир «Свицер Корсаков», который шел из Санкт-Петербурга на Сахалин под флагом государства Сент-Винсент и Гренадины. В составе команды — один англичанин, один ирландец, четверо граждан России. За судно и экипаж похитители получили выкуп — 700 тысяч долларов. Его заплатила компания «Свицер Вайсмюллер», которой принадлежит буксир. Переговоры с пиратами велись с 1 феврали по 18 марта 2008 г.

Как бороться

16 ноября 1994 г. была принята Конвенция ООН по морскому праву, в соответствии с которой все государства в максимально возможной степени должны сотрудничать в деле пресечения пиратства в открытом море или любом другом месте за пределами юрисдикции какой-либо страны.

В 1991 г. Международная торговая палата создала Центр по борьбе с пиратством в столице Малайзии Куала-Лумпур.

В Калифорнии (США) работает учебный центр подготовки специалистов по борьбе с морскими разбойниками. Он тренирует антипиратские подразделения для военно-морских сил Индонезии, Филиппин и Таиланда.

В Морской доктрине РФ, утвержденной президентом Путиным 21 июля 2001 г., отмечается: «Активизация сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по обеспечению безопасности мореплавания, борьбе с пиратством» — одно из направлений деятельности государства.

На пленарном заседании Госдумы 1 октября 2008 г. палата одобрила протокольное поручение Комитету по безопасности запросить в соответствующих министерствах и ведомствах информацию «о мерах, принимаемых для решения проблемы международного пиратства, обеспечения безопасности международных торговых путей, в том числе совместно с другими членами международного сообщества».

23 сентября 2008 г. Россия отправила из Балтийского моря в прибрежные воды Сомали эсминец «Неустрашимый». В Заявлении командования ВМФ РФ говорится, что это было сделано «в ответ на участившиеся случаи пиратства в регионе, жертвами которого становятся также граждане России». «Неустрашимый» пока не предпринимает активных действий, так как идут переговоры с пиратами.

Случались победы…

В 2005 г. круизный лайнер «Сиборн спирит» был атакован пиратами у берегов Сомали. Они появились неожиданно на быстроходных катерах, вооруженные автоматами и гранатометами, и обстреляли судно.

Остроумный капитан использовал нетрадиционное средство борьбы — акустическую пушку. Она оглушила пиратов. Судно успело уйти на безопасное расстояние.

В мае 2006 г. у берегов Сомали произошло настоящее морское сражение: пираты открыли огонь по военным кораблям ВМФ США. Ракетный крейсер «Кейп Сент-Джордж» и ракетный эсминец «Гонсалес» ответили залпами ракетных установок. В результате спецоперации было задержано 12 пиратов, в их числе 5 раненых. Поражает наглость флибустьеров, вступивших в бой с современными военными кораблями.

«При борьбе с пиратами важно не наломать дров»

Комментарий пресс-службы ВМФ

«В районе побережья Сомали сегодня несет дежурство эсминец ВМФ РФ «Неустрашимый». Но он прибыл в этот район на периодической основе для несения планового дежурства. Главком ВМФ заявил, что российский флот начинает патрулирование на постоянной основе в районе Аденского залива. Сейчас не времена «холодной войны», когда СССР мог послать значительные флотские подразделения в Индийский, Тихий и Атлантический океаны для боевого дежурства.

ВМФ РФ пережил кризис 90-х годов и сегодня становится на ноги. Это устойчивая тенденция. В соответствии с Уставом ООН и Конвенцией ООН по борьбе с морским разбоем наши военные корабли начнут патрулирование в Аденском заливе. При борьбе с пиратами важно не наломать дров. Пока есть хотя бы малейшая возможность вести переговоры, мы будем заниматься этим процессом. Пиратство нужно предупреждать. Если морские разбойники будут знать, что в океане несут службу военные корабли какой-либо страны или группы стран, они не станут нападать на торговые суда в этом регионе. Яркий пример: Азиатско-Тихоокеанский регион сегодня почти безопасен для судоходства, потому что там эффективно противодействуют морскому разбою международные силы. Эпицентр пиратства переместился в Аденский залив. Там дежурят корабли ВМФ США. Там будут и наши корабли. Вместе нам удастся покончить с морским разбоем».

На кого работают сомалийские пираты

Захватывающая история о том, как крупный бизнес и авторитетные международные организации вышли на рынок торговли людьми

Фото: «Новая газета»

Килограммы наличности возбудили не только пиратов, но и страховщиков. Сразу же определился рынок услуг по доставке выкупов, а охранные агентства начали разведку нового фронта работ для высадки на суда вооруженной охраны. Околопиратская.

Килограммы наличности возбудили не только пиратов, но и страховщиков. Сразу же определился рынок услуг по доставке выкупов, а охранные агентства начали разведку нового фронта работ для высадки на суда вооруженной охраны. Околопиратская жизнь била ключом, рассчитывая будущие прибыли и количество клиентов. Дело оставалось за сомалийскими пиратами: подтвердят они или нет связанные с ними надежды на прибыль. Пираты оправдали все ожидания и даже их превзошли.

О сомалийском пиратстве слышали все, но правды о нем не знает почти никто — вроде бы все известно, но знание это находится

в полном противоречии с действительностью. Понять суть этой проблемы и ее масштабы — значит понять, как в современном мире создаются мифы и глобальные фальсификации, перед которыми бледнеют разоблачения Викиликс. Собственно, зачем нужны викиликсы, если средства массовой информации и общественность ухитряются не замечать столь крупномасштабных афер?

А сомалийское пиратство стало именно аферой, с помощью которой делают гигантские деньги, и суммы эти значительно превышают те, что получают пираты в виде выкупов.

Я — автор этого исследования — профессионально занимаюсь темой сомалийского пиратства с начала его появления, и не только веду подробную статистику и мониторинг, но и в нескольких случаях захватов судов активно помогал родственникам плененных моряков, судовладельцам и даже некоторым госучреждениям. Вместе с тем хочу оговориться сразу: все написанное мною — не исключительно личная, субъективная позиция, это мнение многих гражданских и военных моряков, охранных агентств и судовладельцев, некоторых экспертов и СМИ.

Причины возникновения сомалийского пиратства

Государство Сомали впало в состояние перманентной войны всех со всеми в 1991 году, после падения бывшего ставленника СССР Сиада Барре, когда по каким-то тактическим соображениям Советский Союз предпочел в конфликте между Сомали и Эфиопией последнюю. С тех пор и по настоящее время на планете Земля существует уникальная страна, самая опасная в мире, на значительной части которой нет власти, нет законов, нет промышленности, нет образования и медицины — нет ничего, кроме хаоса. Здесь автомат Калашникова для многих стал тем же, чем сеть для рыбака, — единственным орудием производства, позволяющим добыть пропитание и остаться при этом в живых.

Конечно, само по себе сомалийское пиратство имеет солидную многовековую историю, однако современная реинкарнация появилась как следствие распада государства всего несколько лет назад. Годом его рождения можно уверенно считать 2004-й, когда сомалийские пираты впервые стали нападать на суда не ради грабежа, а с целью их захвата и последующего выкупа.

Пираты ХХI века мало чем отличаются от морских разбойников времен Юлия Цезаря или романтических корсаров Карибского моря. Как тогда, так и сейчас, корабли захватывают ради достижения четырех основных целей:

— нападение с целью грабежа экипажа и, если возможно, груза (наиболее распространенный вид пиратства во все времена), захват длится от нескольких минут до максимум нескольких часов;

— захват судна ради либо его груза, либо самого судна (достаточно редкое явление, распространенное главным образом в Юго-Восточной Азии);

— захват заложников из числа экипажа, с целью получения за них выкупа (распространенное явление в странах Западной Африки);

— захват судна вместе с экипажем и грузом, на неограниченное время, ради получения выкупа.

Вот последний вид и есть сомалийское пиратство: никто иной в мире не может делать это вообще, тем более в таких масштабах. Дело объясняется просто: отсутствием государства в стране, что дает возможность пиратам приводить суда в бухты вдоль побережья Сомали и держать их там сколь угодно долго.

Таким образом, первая и основная причина возникновения сомалийского пиратства — отсутствие власти. Вторая заключена в географии. Сомали имеет самое протяженное побережье среди всех стран Африки, а вблизи сомалийского побережья проходит один из самых оживленных в мире морских торговых путей, связывающих Азию с Европой через Суэцкий канал.

Сомалийские пираты, впрочем, таковыми себя не считают и запрещают своим пленникам называть себя подобным образом. Они — или «солдаты», или «береговая охрана», или просто «стражи отечества». Определенные основания для подобных филологических споров есть, или, во всяком случае, были.

После распада государства на никем не контролируемые воды Сомали набросились, как стервятники, иностранные рыбаки и некоторые предприимчивые бизнесмены. Итальянские дельцы начали вывозить в воды Сомали для захоронения промышленные отходы, собираемые по всей Европе (известно, что этот бизнес контролируется итальянской мафией). А чужие рыбаки начали добывать рыбу в таких масштабах, что на резкое сокращение уловов стали жаловаться не только жители Сомали, но и соседних стран. Мало того, иностранцы на современных мощных судах стали беззастенчиво сгонять с океанских делянок жалкие рыболовные суденышки нищих сомалийцев. Согласно докладу, представленному в ООН, ежегодно в водах Сомали браконьерами вылавливается рыбы на 300–350 миллионов долларов.

Кроме того, маршрут Сомали — Аденский залив — Йемен стал хайвэем, межконтинентальной трассой для всех видов существующей в Африке контрабанды. По нему хлынули нелегальные драгоценные камни, запрещенные слоновая кость и шкуры редких животных, наркотики и мигранты. Достигнув берегов Йемена, нелегальные товары уходят далее богачам Европы, Азии и Северной Америки широко известными в узких кругах контрабандными тропами Аравийского полуострова. Нелегальных мигрантов перевозят десятками тысяч в год, всплывающие время от времени (вместе с трупами) истории об этом бизнесе оставляют далеко позади ужасы романов Стивена Кинга. И поначалу сомалийцы выходили в океан действительно для того, чтобы отгонять особо обнаглевших рыбаков и мусорщиков. Конечно, время от времени сомалийцы грабили подвернувшиеся им суда, но дальше этого дело не заходило.

Однако в 2004 году кто-то сообразительный и достаточно решительный рискнул захватить судно, потребовать за него выкуп и посмотреть, что получится. Получилось. И — поехало. Вернее — поплыло. Правда, в то время дело ограничивалось лишь небольшими судами, так называемыми доу, на которых держится почти вся торговля региона.

Что такое доу, может представить себе любой — достаточно посмотреть фильмы о Синдбаде-мореходе: они остались такими же, какими были во времена славного Багдада, крестоносцев и Аладдинов, разве что вместо паруса появился керосиновый движок. Именно доу в истории сомалийского пиратства было суждено сыграть большую роль: без них не могут обойтись как сами пираты, так и те, кто с ними борется, но об этом — позже.

Предвоенные годы

Первые нашумевшие захваты судов произошли в 2005-м. В октябре пираты захватили украинский балкер Panagia с экипажем 23 человека (все граждане Украины), греческий танкер San Carlo и тайский сухогруз Laemthong Glory. Украинское судно было выкуплено за 700 тысяч долларов, что по тем пасторальным временам стало абсолютным рекордом и оставалось им вплоть до 2008 года.

А вот 2006-й чуть было не стал последним годом сомалийского пиратства. К лету умеренное исламистское движение распространило свой контроль над почти всей территорией государства. Исламисты торжественно заявили, что пиратства они не потерпят. Заявление было подкреплено действиями, причем настолько эффективными, что морской разбой мгновенно прекратился. Но исламисты чем-то напугали США — и в результате ряда спецопераций были свергнуты, а в стране опять воцарился хаос.

В общем, 2006 год стал для сомалийского пиратства годом второго рождения после клинической смерти. Всего же за 2005–2006 годы сомалийские пираты захватили не менее 11 судов (в частности, 5 рыболовных: 4 тайваньских и 1 южнокорейское), не менее восьми были освобождены после получения пиратами выкупа. Суммы были разные: от 25 до 700 тысяч долларов. И, наконец, в эти годы началась чехарда с захватами и освобождениями судов, следовавших в Могадишо с грузом гуманитарной продовольственной помощи Всемирной продовольственной программы (WFP), положившая начало операции Евросоюза «Аталанта».

Это очень любопытная история, как и все, что связано с участием ООН. Странные суда со странной историей, отфрахтованные ООН для перевозки продовольствия, стали для пиратов излюбленной добычей. При этом их то отпускали без всяких выкупов, то освобождали силой, не понятно, как и с какими последствиями, то выкупали за несколько десятков тысяч долларов, то отпускали после того, как значительная часть груза, продовольствия, выгружалась самими пиратами. Что особенно стало заметно в 2007-м, который стал годом бурного развития сомалийского пиратства и последним для пиратов годом относительно мирного существования, потому что с 2008-го началась война. Война, которую можно назвать сомалийские пираты (или, если без политкорректности, сомалийцы) — против всего мира.

В 2007 году сомалийские пираты захватили не менее 11 судов (из них, по меньшей мере, 3 рыболовных судна, тайваньских и корейских), самыми заметными стали захваты датского сухогруза Danica White и японского танкера Golden Nori. Оба судна были отпущены после выплаты выкупа в размере 750 и 800 тысяч долларов. В этом же году Евросоюз внял слезным просьбам WFP и заявил о готовящейся операции, посылке в Аденский залив соединения военных кораблей с главной целью защиты судов с грузом гуманитарного продовольствия. Уже с ноября в Сомали пошли первые суда в сопровождении европейских военных кораблей.

Процесс захвата судов, переговоров и последующего выкупа проходил до того относительно мирно: стрельба была, можно сказать, исключением, жертв не было, особых жестокостей по отношению к захваченным морякам тоже не отмечалось. Заложникам разрешали выходить в бухту, где держались суда, на лодках для ловли рыбы, иногда их даже свозили на берег просто размять ноги или сыграть в футбол.

Выкупы привозили на небольших, специально отфрахтованных судах из Момбасы (Кения), или передача производилась в других странах, например, в ОАЭ. Но эти килограммы наличности возбудили не только пиратов, но страховщиков, которые принялись соображать, какую выгоду можно извлечь, если пиратство будет продолжаться и расширяться.

Большие деньги всегда ведут за собой создание некой инфраструктуры, с пиратством вышло то же самое. Сразу же и весьма явно определился рынок услуг по доставке выкупов — больших сумм наличности, в банкнотах различной стоимости, от 100- до 20-долларовых. Этот рынок плотно заняли англичане, бывшие сотрудники спецслужб или спецназа. Английские юридические фирмы лишь им ведомыми путями вышли на пиратов и каким-то образом смогли договориться об участии в переговорах в качестве посредников. В мировых СМИ стали появляться полные таинственности и намеков статьи о переговорщиках, с одной, впрочем, общей идеей: дело ведения переговоров настолько деликатное и профессиональное, что в случае захвата судна владельцам необходимо обращаться за помощью именно к таким фирмам. А охранные агентства начали разведку нового фронта работ и подготовку юридических аспектов для посадки и высадки на суда вооруженной охраны.

К концу 2007 года околопиратская жизнь уже била ключом, определяясь со спросом и предложением, рассчитывая будущие прибыли и количество клиентов. Дело оставалось за сомалийскими пиратами: подтвердят они или нет связанные с ними надежды на прибыль. Пираты оправдали все ожидания и даже их превзошли.

2008-й — война началась

В 2008 году произошли и по сию пору самые громкие захваты судов. 1 февраля — буксир Svitzer Korsakov, следовавший на Сахалин. Экипаж состоял из 6 человек: англичанина, ирландца и четверых граждан России. Судно было освобождено 18 марта после выплаты выкупа.

4 апреля сомалийские пираты захватили в Аденском заливе круизную парусную мегаяхту Le Ponant. В этом пустом, без пассажиров, пробеге с Сейшел на Средиземноморье экипаж состоял из 30 человек (20 — граждане Франции, остальные — Украины, в том числе девушка). Уже 11 апреля судно освободили, и до сих пор считается, что это сделал французский спецназ. На самом деле все происходило совсем не так. Власти Франции решили устроить пиратам показательную порку и, не торгуясь, согласились на первое же требование — 2 миллиона долларов. Выкуп был доставлен на яхту и пересчитан пиратами, после чего они покинули судно, не причинив никому вреда. На берегу захватчики разделились на две группы: одну французы упустили, вторая была перехвачена вертолетами уже далеко от побережья. Часть пиратов убили, шестерых захватили и позже доставили во Францию. Какую-то часть выкупа, но не всю, при этом удалось вернуть.

Никто тогда не задался вопросом: каковы юридические обоснования военной операции одного государства на территории другого, пусть существующего чисто номинально? Но для судоходства, для безопасности мирных моряков не это было главным. Пираты до этого момента придерживались (и до сих пор во многом придерживаются) определенных правил: им нужны деньги, а не жизни заложников. Их негласное обязательство очень простое — не трогать людей и отпускать их после получения выкупа. В свою очередь, они ждут, что против них не будут применяться, так сказать, неджентльменские методы.

Когда весь мир говорит, что пираты не могут рассматриваться как сторона, с которой возможны какие бы то ни было договоренности, пусть неформальные, мир лукавит. Если вы считаете пиратов преступниками, против которых оправданно применение любых средств, если вы требуете приравнять их к террористам, если вы с негодованием отрицаете любые права пиратов, то почему тогда продолжаются выкупы?

Власти Англии попытались было законодательно запретить практику выкупов, но Верховный суд им в этом отказал. Никто не может запретить судовладельцу (или родственникам захваченных в плен моряков) выкупить судно и людей, и эта практика, что особо подчеркнул суд, не представляет угрозы общественной безопасности.

Если нет удовлетворительных общепринятых юридических норм, всегда появляются договоренности. Между той же полицией и преступниками тоже установлены определенные правила игры, которые обе стороны стараются не нарушать, потому что лишние жертвы никому не нужны. Все же понимают, что полностью уничтожить преступность никому не удастся.

Так и с пиратством. Если мировое сообщество не может его уничтожить, то, казалось бы, стоит подумать о безопасности моряков. Но нет, общественность требует крови — Интернет переполнен по этому поводу словами «стрелять», «топить» и «сжигать». Когда я в свое время публично осудил бессудное убийство российскими военными уже сдавшихся десятерых пиратов, захвативших танкер «Московский университет», то получил в свой адрес больше угроз, чем, наверное, получают сами пираты: одно из центральных российских СМИ даже предположило, что автор получает от пиратов свою долю.

Между тем автор, то есть я, всего лишь думает о безопасности невинных людей. Чем более жестокое отношение со стороны военных к пиратам, тем хуже приходится попавшим в плен. Счет убитых (в том числе сожженных) и бесследно пропавших в океане пиратов и подозреваемых в пиратстве идет на сотни. Причем сколько уничтожено настоящих пиратов, а сколько — случайно подвернувшихся под горячую военную руку рыбаков, не знает никто. И никогда не узнает.

Особой жестокостью отличаются индийские военные. В том же 2008 году индийский фрегат INS Tabar перехватил и расстрелял из орудий только что захваченное пиратами рыболовное таиландское судно Ekawat Nava 5, не оказав помощи гибнущему в огне экипажу. На следующий день индийские и мировые СМИ взорвались сообщениями о первом в истории потоплении пиратского судна-базы. Ликование продолжались почти неделю, пока проходившим судном не был подобран единственный выживший рыбак, который и рассказал о том, что произошло на самом деле. Но осуждения не последовало.

И военные продолжают выжигать всех, кто попался на их пути, в полном соответствии с пожеланиями общественности. Результат — захватывать суда меньше не стали, пираты не стали обходить дальней дорогой даже индусов, причем именно захваченные индийские моряки стали жертвами самого плохого и жестокого отношения. Недавно, например, пираты отпустили за выкуп танкер Asphalt Venture, укомплектованный полностью индийским экипажем. Половину людей оставили у себя, в отместку. Вообще-то, если уж выжигать, то лишь в том случае, если на то согласятся все страны, пославшие военных в Индийский океан, и публично объявят о переходе к новой политике под лозунгом «Топи всех!». Это условие — недостижимо, что во-первых. А во-вторых, бессмысленно: никакая, самая жестокая военная операция не способна очистить океан от пиратов. Это понимают все, кто всерьез имеет отношение к пиратской проблеме. А разовые карательные акции превращают сомалийских пиратов в готовых на все убийц. Кровь, которой раньше почти не было, сейчас льется уже вовсю. Как следствие действий военных погибли и наши земляки: по меньшей мере, два гражданина Украины и один — России.

Можно считать пиратов кем угодно, но признать их достойными противниками, предлагающими относительно бескровный вариант действий, придется. В том же 2008 году можно отыскать и подтверждение моим словам. Начало военной операции не помешало пиратам поставить своеобразный рекорд: в течение всего лишь одного дня, 21 августа, они захватили сразу три судна, в том числе иранский балкер Iran Deyanat с очень странным грузом, от которого скончалось, по слухам, страшной смертью несколько нападавших.

А 25 сентября пираты совершили, пожалуй, самый знаменитый захват в своей истории — в их руки попался украинский ро-ро (судно для перевозки накатной и колесной техники) «Фаина» под флагом Белиза с украинско-российским экипажем. Судно следовало в Момбасу с 22 танками Т-72, зенитными установками «Шилка», различным стрелковым вооружением (главным образом гранатометами) и боеприпасами.

Захват «Фаины» был одной из главных мировых новостей вплоть до освобождения судна 5 февраля 2009 года, после выплаты выкупа в размере рекордных тогда 3,2 млн долларов. Вокруг «Фаины» было намешано столько внутренней и внешней политики, что именно эта возня добавила переговорам лишних два месяца.

История «Фаины» показательна тем, что государство чуть ли не впервые вмешалось в ход переговоров, благодаря чему (а также действиям кораблей ВМС США) судно было наконец освобождено. Хотя вначале все развивалось по стандартному сценарию: на одном из этапов в дело вмешался некий английский посредник, и все зашло в тупик. Но как только от посредника решили избавиться — и пираты, и украинская сторона — переговоры достаточно быстро закончились успехом. Думаю, что посредник остался не в обиде — он обошелся примерно в миллион долларов.

Я был единственным представителем СМИ, допущенным на «Фаину» сразу после ее освобождения и поднявшимся на борт еще тогда, когда судно было в море. Потому знаю, о чем говорю. Кстати, помимо истории с «Фаиной» мне известны еще два случая, когда переговоры заходили в тупик благодаря очень дорогостоящим английским посредникам.

Далее. 15 ноября того же года пираты захватили первый в своей истории супертанкер Sirius Star, следовавший из Персидского залива в США с 2 миллионами баррелей сырой нефти на борту. К настоящему времени в пиратском портфолио уже 4 захваченных и отпущенных за рекордно высокие выкупы супертанкера.

Итого в 2008-м пираты захватили не менее 33 судов, при среднем размере выкупов около 2 миллионов долларов. И это, повторюсь, несмотря на то, что во второй половине года в Аденский залив пришли военные и началась странная, невиданная и неслыханная ранее война на море — война вооруженных ржавыми автоматами Калашникова оборванцев на утлых лодчонках с гигантскими кораблями, способными уничтожить парой залпов любую страну.

Первыми, кто вступил в войну, стали соединения НАТО, Евросоюза и смешанных сил Combined Task Force, костяк которых составляют корабли 5-го флота США. Затем в регион хлынули корабли других стран, не подчиняющиеся единому командованию и гуляющие сами по себе: Китая России, Индии, Кореи, Малайзии, Индонезии, Японии и других. С конца 2008 года и по настоящее время в регионе постоянно присутствует одновременно не менее 40 военных кораблей и вспомогательных судов.

Считается, что вся эта армада борется с пиратством и охраняет торговое судоходство. Хотя это даже формально не совсем так: соединение Евросоюза («Аталанта») имеет две задачи: первая и основная — защита судов с грузом гуманитарного продовольствия, следующих в Сомали, защита же судоходства — на втором месте.

А сейчас внимание. В том же 2008 году (май) произошло еще одно событие, ставшее, возможно, ключевым фактором в дальнейшей эволюции сомалийского пиратства. Правда, ни СМИ, ни общественность этого момента практически не заметили. Лондонские страховщики включили Аденский залив в список зон военного риска и стали взимать за это с судовладельцев страховые премии.

В начале 2009 года эту зону риска расширили, охватив ею почти всю северную часть Индийского океана — от Баб-эль-Мандебского пролива на западе до побережья Индии на востоке, от северной части Аравийского моря до почти Мадагаскара на юге. И стоимость страхования этого риска с того момента выросла многократно.

И, наконец, в 2008 году в «пиратскую игру» активно включились ведущие морские организации мира, а вслед за ними и ООН. Вот эти структуры: Международная морская организация IMO, входящая в ООН и являющаяся его подразделением; так называемый «Круглый стол» — неформальное объединение ведущих морских ассоциаций; Международная палата судоходства и Международная федерация судоходства (International Chamber of Shipping and International Shipping Federation ICS and ISF) — на их сайтах в качестве девиза скромно начертано «Голос мирового судоходства»; Балтийский и международный морской совет БИМКО (BIMCO) — независимая ассоциация судовладельцев, аккредитованная при ООН, связанная с морскими администрациями и уполномоченными, отвечающими за те или иные законы организациями стран ЕС, Азии, США; Интертанко (Intertanko) — ассоциация владельцев танкеров; Интеркарго (Intercargo) — ассоциация владельцев сухогрузных судов; Международное бюро судоходства (IMB) при Международной коммерческой палате; ITF (International Transport Federation) — международная федерация транспортных рабочих, с которой аффилированы морские профсоюзы большинства заметных в судоходстве стран, в том числе России.

Кстати, все эти структуры квартируют в Лондоне, многие — в одном здании.

В конце 2008 года эти организации плюс ООН начали процесс, получивший название «Борьба с пиратством».

Смотрите еще:

  • Кассационная жалоба в президиум мосгорсуда Жалоба, кассационная, по гражданскому делу, образец, бланк, пример В Президиум Московского городского суда107076, г. Москва, Богородский вал, д.8. Заявитель кассационной жалобы (истец по делу): МОО по защите прав потребителей «Право» […]
  • Приказ о льготах Путин подписал закон о льготах при оплате капремонта С 1 января одинокие пенсионеры старше 80 лет вообще не будут платить этот взнос, а для людей старше 70 лет он станет меньше вполовину Москва. 30 декабря. INTERFAX.RU - Президент России […]
  • Налоги на запасы товаров Как оценить товарный запас Давайте сразу начнем с примера, чтобы было ясно, к какой ситуации можно применить наш материал. Допустим, вы закупили у определенного поставщика несколько партий товара. Первая партия (100 штук) была куплена по […]
  • Налог на 300 лС автомобили и автосалоны Москвы Автоновости Список Автосалонов Каталог Автомобилей Карта Москвы Налог на лошадиные силы Транспортный налог платят владельцы всех автомобилей, за исключением владельцев сельхозтехники. Также налог не […]
  • Величина пособия по безработице в 2018 году К чему готовиться безработным в 2018 году То, что пособия по безработице в России имеют фантастически малые размеры — общеизвестный факт. Денежные выплаты в рамках от 850 рублей до 4 900 рублей совершенно однозначно не могут служить […]
  • Оформить кредитную карту втб Как получить карту Оформление За один рабочий день банк примет решение по вашей заявке, ответ вы получите по SMS. Карта будет выпущена и доставлена в выбранное вами отделение банка, уведомление вы получите по SMS. Придите в офис ВТБ […]
  • Солнечные коллекторы владивосток Солнечные коллекторы - зачем переплачивать за энергию? Солнечный коллектор - часть системы отопления, используемый для подогрева воды от энергии солнечных ИК-лучей. Системы такого типа можно применять для получения горячей воды в быту: […]
  • Региональное пособие по беременности и родам Пособие по беременности и родам Пособие по беременности и родам 1. Лица, имеющие право на пособие по беременности и родам. Право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию. Пособие […]