Структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации чс

Оглавление:

Структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ и ее задачи

Чрезвычайно высокие потоки негативных воздействий создают чрезвычайные ситуации (ЧС), которые изменяют комфортное или допустимое состояние среды обитания и переводят жизнедеятельность в качественно иное состояние — состояние взаимодействия человека со средой обитания в условиях опасности. Переход в ЧС принципиально меняет приоритеты задач обеспечения жизнедеятельности: вместо задач, обеспечивающих не превышение допустимых уровней негативного воздействия и задач снижения риска воздействия опасностей, на первое место выходят задачи защиты от чрезвычайно высоких уровней негативного воздействия, ликвидации последствий ЧС, реабилитации пострадавших в ЧС и восстановлении повседневной жизнедеятельности.

Особенность техногенных ЧС на современном этапе развития заключается в увеличении зон и интенсивности действия негативных факторов, последствия ЧС сравнимы с последствиями применения современных видов вооружений.

В соответствии с ГОСТ Р.22.0.02-94 чрезвычайная ситуация — состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде.

Под источником ЧС понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть ЧС.

Назначение, основные задачи, структура РСЧС

Решение задач по защите населения и территории от ЧС достигается осуществлением комплекса различных мероприятий органами исполнительной власти на федеральном и территориальных уровнях, а также органами местного самоуправления. усилия всех этих органов в мирное время сосредоточены в рамках «Российской системы предупреждения и действий в ЧС, а в военное время — в рамках системы «Гражданская оборона РФ».

Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» РСЧС Постановлением Правительства РФ от 5.11.1995г. была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Этим же постановлением определялись и ее основные задачи:

— разработка и реализация правовых экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

— осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения;

— обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

— сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

— подготовка населения к действиям при ЧС;

— прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

— ликвидация чрезвычайных ситуаций;

— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

— реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

— международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Основная цель РСЧС — объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС. РСЧС базируется на нескольких постулатах:

— признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;

— соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС;

— приоритет профилактической работе;

— комплексный подход при формировании системы, т.е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;

— построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.

Структура органов РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в регионах страны и субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих административному делению этих территорий.

Каждый уровень РСЧС имеет:

— постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

— органы повседневного управления;

— силы и средства;

— резервы финансовых и материальных ресурсов;

— системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Координирующие органы РСЧС:

— на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайных ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;

— на региональном уровне — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России. Территория РФ разделена на девять регионов, в которых созданы региональные центры РЦ РСЧС в городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Красноярск, Хабаровск, Новосибирск, Чита.

— на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

— на местном уровне, охватывающем территорию района, Города (района в городе), — комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;

— на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, — объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

В состав Межведомственной комиссии включены представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера.

Межведомственная комиссия решает следующие основные задачи:

1) Формирование и проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями;

2) Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по разработке проектов законодательных актов и других нормативных правовых документов по вопросам, отнесенным к ее компетенции, а также рассмотрение и представление в установленном порядке проектов указанных документов в Правительство Российской Федерации;

Структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации чс

Лекция № 44. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» функционирует единая российская государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая располагает органами управления, силами и средствами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.

Основная цель РСЧС — объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС.

РСЧС базируется на нескольких постулатах:

1) признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС; соблюдение принципа превентивной безопасности;

2) снижение вероятности возникновения ЧС;

3) приоритет профилактической работы;

4) комплексный подход при формировании системы;

5) построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

2) региональный (несколько субъектов РФ);

3) территориальный (территория субъекта РФ);

4) местный (район, город);

5) объектовый (организация, предприятие).

Территориальная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подконтрольной территории. Главный руководящий орган – комиссия по ЧС (КЧС) по защите населения и территорий. Рабочими органами территориальных КЧС являются штабы по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Функциональные подсистемы РСЧС создают в министерствах, ведомствах и организациях РФ. Задача их состоит в наблюдении и контроле за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидации ЧС, защите персонала и населения территорий.

Силы и средства системы РСЧС подразделяют на: силы и средства наблюдения и контроля; силы и средства ликвидации последствий ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля включают:

3) учреждения, осуществляющие государственный надзор;

Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций.

Система РСЧС функционирует в трех режимах:

1) режим повседневной деятельности – функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке;

2) режим повышенной готовности – функционирование систем при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе войны;

3) чрезвычайный режим – функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения.

Законодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера

Обеспечение безопасности жизнедеятельности – задача первостепенного приоритета для личности, общества и государства. Основополагающим законом, регламентирующим организацию работ по профилактике ЧС, порядку действий в ЧС и ликвидации их последствий, является Федеральный закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.):

1) в главе I «Общие положения» Закона разъясняются его основные положения, цели, определяются единая государственная система предупреждения и ликвидаций ЧС, границы зон ЧС, основные принципы защиты населения и территорий от ЧС. Отдельная статья связана с обеспечением гласности и информации о ЧС;

2) глава II посвящена полномочиям органов государственной власти и самоуправления РФ;

3) глава III – принципам государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС;

4) глава IV определяет права и обязанности граждан в рассматриваемой области и принципы социальной защиты пострадавших от ЧС;

5) глава V связана с подготовкой населения к ЧС;

6) глава VI – с порядком финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

7) глава VII – с порядком проведения государственной экспертизы, надзора и контроля в рассматриваемой области;

8) глава VIII посвящена международным договорам по защите от ЧС.

Основным видом нормативно-технической документации по ЧС является система стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС). Она включает в себя 10 групп стандартов.

Стандарты группы О устанавливают:

1) основные положения комплекса стандартов БЧС;

2) основные термины и определения в области обеспечения безопасности в ЧС;

3) классификацию ЧС;

4) классификацию продукции, процессов, услуг и объектов народного хозяйства по степени их опасности;

5) номенклатуру и классификацию поражающих факторов и воздействий источников ЧС;

6) основные положения и правила метрологического обеспечения контроля состояния сложных технических систем в ЧС.

Государственное управление в ЧС определено «Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)», объединяющей органы управления субъектов Федерации, Федеральные органы исполнительной власти, органов местного самоуправления и органы управления ЧС организаций.

Основные задачи подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций:

1) обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций;

2) обучение приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

3) ознакомление с правилами пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

4) подготовка учащихся образовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, осуществляемая в учебное время по образовательным программам защиты от чрезвычайных ситуаций.

Лекции по медицине катастроф Учебное пособие

Лекция № 2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и уменьшения ущерба народному хозяйству, а в случае их возникновения — для ликвидации последствий на основании постановления Правительства Российской Федерации в стране создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

В соответствии с Федеральным законом от 21, 12. 94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.
^

Основные задачи РСЧС:

  • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
  • проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
  • создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • подготовка населения к действиям в ЧС;
  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • ликвидация ЧС;
  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
  • ^

    Принципы построения и функционирования РСЧС:

  • защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся па территории Российской Федерации, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности Российской Федерации;
  • к организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее организации);
  • реализация мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
  • заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов и сроков реализации;
  • согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и по гражданской обороне (ГО);
  • соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству Российской Федерации и решаемым задачам.
  • Направления работы РСЧС (в рамках ГО) в мирное время:

    • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
    • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
    • создание и поддержание в готовности фонда защитных сооружений и средств индивидуальной защиты;
    • заблаговременная подготовка к эвакуационным мероприятиям, а также подготовка районов эвакуации населения;
    • совершенствование систем оповещения населения;
    • планирование мероприятий ГО;
    • обеспечение готовности сил и средств к ведению ГО, создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
    • С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях РСЧС переводится на функционирование в условиях военного времени, Порядок перевода и режимы функционирования РСЧС в условиях военного времени устанавливаются Правительством Российской Федерации,

      Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

      РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет четыре уровня управления: федеральный, территориальный, местный, объектовый (см. рисунки).

      ^ Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др. ). Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Задачи, которые возлагаются на РСЧС в целом, звенья РСЧС выполняют с учетом особенностей своих территорий.

      ^ Функциональные подсистемы РСЧС (службы) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

      В целях решения комплекса специальных задач по защите населения и территорий от опасностей различного характера (в том числе от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий) федеральными органами исполнительной власти организуются соответствующие федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС:

      • служба медицины катастроф (Росздрав);
      • служба охраны общественного порядка (МВД России);
      • противопожарная служба (МВД России);
      • служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельхозпрод России);
      • государственная спасательная служба (МЧС России);
      • служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Росздрав);
      • служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);
      • служба экологической безопасности (Госкомэкология России);
      • противопаводковая служба (Минприроды России);
      • служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);
      • служба поиска и спасения на море (Минтранс России);
      • транспортная служба (Минтранс России);
      • служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз);
      • служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).
      • Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, местном и объектовом уровнях.

        Силы и средства различных министерств и ведомств, предназначенные для решения аналогичных задач, могут объединяться в единую службу. Примером такого объединения является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК). Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации. Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

        Все уровни управления РСЧС имеют:

        • постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее — органы управления по делам ГОЧС);
        • органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);
        • силы и средства;
        • резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
        • Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:

          • на федеральном уровне — МЧС России;
          • на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, — органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
          • на местом уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), населенного пункта, — органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах местного самоуправления;
          • на объектовом уровне (в организациях) — отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.
          • Руководители постоянно действующих органов повседневного управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

            В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:

            • оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные);
            • дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.
            • Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на пунктах повседневного управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

              В целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на всех уровнях управления РСЧС создаются комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), которые являются коллегиальными (совещательными) органами:

              • на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные (межведомственные) КЧС в федеральных органах исполнительной власти;
              • на территориальном уровне — КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
              • на местном уровне — КЧС органов местного самоуправления;
              • на объектовом уровне (в организациях) — объектовая КЧС, создаваемая в зависимости от объема решаемых задач.
              • Рабочими органами КЧС являются соответствующие постоянно действующие органы повседневного управления РСЧС.

                Для руководства силами и средствами МЧС России, дислоцированными на территории нескольких субъектов Российской Федерации, а также координации деятельности соответствующих территориальных органов управления по делам ГОЧС, организации взаимодействия территориальных КЧС функционируют региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (далее — региональные центры).

                В целях координации деятельности в области защиты населения и территорий от ЧС на территории нескольких субъектов Российской Федерации и организации взаимодействия между органами исполнительной власти нескольких субъектов Российской Федерации при региональных центрах могут создаваться региональные КЧС или другие координирующие органы.

                3. Задачи и структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс)

                18 апреля 1992 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 261 «О создании Российской системы предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях», которым были определены мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а в случае их возникновения – ликвидация их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству.

                В течение более чем трех лет в Российской Федерации накапливался и суммировался опыт по проведению конкретных мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

                5 ноября 1995 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 1113 «О единой государственной системе предупреждений и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

                Данное постановление определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется – РСЧС).

                В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера», основными задачами РСЧС являются:

                — разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

                — осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются – организации), а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения (далее именуются – объекты) в чрезвычайных ситуациях;

                — обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются – силы и средства);

                — сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

                — подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;

                — прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

                — создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются – резервы финансовых и материальных ресурсов);

                — осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

                — реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в ее ликвидации;

                — международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

                РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

                РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый (табл. 1).

                Структура единой государственной системы предупреждения

                и ликвидации ЧС

                1. Президент

                2. Председатель правительства

                Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

                Основные задачи РСЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

                Необходимость образования РСЧС и в России, и за рубежом диктовалась стремительным увеличением нависших военных угроз, разработкой и постоянным совершенствованием всевозможных средств поражения.

                К примеру, в военное и послевоенное время силами местной противовоздушной обороны (современное МЧС России) не только были спасены многочисленные граждане в момент артиллерийских и авиационных ударов противника, ликвидированы завалы, проведены мероприятия по первичному жизнеобеспечению населения, обезврежены неразорвавшиеся снаряды и авиабомбы, разминированы сооружения и здания, но и восстановлены канализация и водопровод, линии электроснабжения и связи, командные пункты и многое другое.

                Законодательный аспект касаемо защиты всего населения страны и ее территорий от ЧС

                Впервые в нашей стране, согласно Постановлению РФ № 261 от 18.04.1992 года: «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях», была сформирована соответствующая система, предназначенная для предупреждения всевозможных ЧС и в военное, и в мирное время, их ликвидации в случае возникновения, а также для обеспечения полной безопасности населения, всесторонней защиты окружающей среды и сокращения масштабов нанесенного ущерба экономики страны.

                Позже организационно-правовые нормы РФ, которыми регламентируется защита населения в чрезвычайных ситуациях, а также воздушное, водное и земельное пространство, окружающая среда и объекты социального, производственного назначения, стали регулироваться Федеральным законом: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21. 12. 1994 г.

                Последующее исполнение данного закона вылилось в принятие Постановления Правительства РФ № 1113 от 05.11.1995 года «О Единой Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в котором утверждалось Положение в отношении РСЧС. Оно определило, какие задачи решает РСЧС, принципы построения данной единой системы, состав средств и сил, порядок взаимодействия основных структурных элементов. В общем, Положение регулирует то, как единая система функционирует.

                Основные термины в РСЧС

                Чрезвычайная ситуация – определенная обстановка на конкретной территории, которая сложилась по причине аварии, катастрофы, опасного события природного происхождения, стихийного либо иного бедствия, последствием которого стал (станет) ущерб человеческому здоровью или окружающей среде, человеческие жертвы, разного рода нарушения касаемо условий приемлемой жизнедеятельности людей, существенные материальные потери.

                Предупреждение ЧС – обширный комплекс предварительно проводимых мероприятий, направленных на минимизацию рисков их возникновения, сохранение человеческого здоровья, сокращение масштабов нанесенного ущерба природной среде, существенных материальных потерь.

                Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций — виды неотложных работ аварийно-спасательного характера, которые проводятся в случае возникновения ЧС. Они ориентированы на сохранение человеческого здоровья, спасение жизни, сокращение материальных потерь и масштабов нанесенного ущерба природной среде, а также на локализацию участков (зон) ЧС.

                Зона ЧС — пространство, на котором развернулась чрезвычайная ситуация и которое в связи с этим находится под постоянным контролем.

                Цели и задачи РСЧС

                Первые представлены тремя направлениями:

              • предупреждение возникновения и последующего развития ЧС;
              • сокращение масштабов ущерба от них;
              • проведение комплекса мероприятий, направленных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
              • Основные задачи РСЧС:

                1. Разработка и надлежащее исполнение экономических и правовых норм, которые связаны с обеспечением полноценной защиты всего населения страны и ее территорий от воздействия ЧС.

                2. Внедрение научно-технических и целевых программ, предупреждающих возникновение чрезвычайных ситуаций, укрепление функционирования учреждений, предприятий и организаций (без привязки к их организационно-правовым формам), им подведомственных объектов социального, производственного назначения в ЧС.

                3. Прогнозирование и анализ социально-экономического аспекта последствий ЧС.

                4. Обеспечение полной готовности осуществления определенных действий в чрезвычайных ситуациях органами управления, средствами и силами, предназначенными для их оперативного предупреждения и последующей ликвидации вызванных ими последствий.

                5. Международное сотрудничество касаемо защиты всего населения страны и ее территорий от воздействия ЧС.

                6. Осуществление такого комплекса действий, как сбор, оперативная обработка, обмен и последующая выдача информации о том, как реализуется защита населения в чрезвычайных ситуациях.

                7. Подготовка граждан к определенным действиям в рамках ЧС.

                8. Создание необходимых резервов различных ресурсов, которыми будет обеспечиваться ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

                9. Проведение госнадзора, контроля и экспертизы в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от воздействия ЧС.

                10. Ликвидация чрезвычайных ситуаций.

                11. Проведение комплекса мероприятий (гуманитарных акций) касаемо социальной защиты граждан, пострадавших от ЧС.

                12. Реализация гражданских прав и обязанностей в рамках защиты населения страны и ее территорий от последствий, нанесенных чрезвычайными ситуациями.

                Задачи, решаемые РСЧС, являются приоритетными во всех областях. От их тщательной проработки и своевременного исполнения зависят многие жизни, а также территории, повреждение которых может быть необратимо.

                Цели и задачи РСЧС должны постоянно корректироваться в соответствии с существующей техногенной и антропогенной ситуацией в стране. Предупреждение ЧС – главное направление работы служб.

                РСЧС: структура, задачи и функции

                Ее структура представлена территориальными и функциональными подсистемами, выраженными пятью уровнями: объектовым, местным, территориальным, региональным и федеральным.

                Территориальные подсистемы формируются в пределах территории субъектов РФ в целях предупреждения и последующей ликвидации ЧС. Они состоят из определенных звеньев, которые соответствуют административному делению данных территорий.

                Что касается функциональных подсистем, то их формируют федеральные органы исполнительной власти в порученных им отраслях экономики в целях организации мероприятий в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от воздействия ЧС.

                Каждый уровень рассматриваемой системы имеет следующие органы (подразделения РСЧС):

              • координирующие;
              • повседневного управления;
              • управления по делам гражданской обороны и ЧС;
              • Также в каждый из них входят: необходимые средства и силы, резервы различных ресурсов, системы оповещения, связи и информационного обеспечения.

                Безопасность в ЧС

                Для начала следует дать определение данному понятию.

                Безопасность в чрезвычайных ситуациях – это создание достаточной защищенности всех граждан, экономических объектов, природной среды от всевозможных опасностей в ЧС. Она бывает нескольких разновидностей.

                Виды безопасности в ЧС

              • пожарной;
              • радиационной;
              • экологической;
              • сейсмической;
              • промышленной;
              • биологической;
              • химической.
              • Безопасность в чрезвычайных ситуациях также можно классифицировать по объектам:

              • население;
              • окружающая среда;
              • экономические объекты.
              • Достижение данного рода безопасности осуществляется посредством предупреждения, предотвращения либо максимального уменьшения негативных последствий ЧС.

                История МЧС России

                Она тесно сопряжена с историей гражданской обороны (04.10.2010 – 78 лет). Периодом ее образования считается 04.10.1932 г., когда Совет народных комиссаров СССР принял «Положение о противовоздушной обороне СССР», в котором впервые были определены мероприятия и конкретные средства касаемо непосредственной защиты всех граждан страны и ее территорий. Это начальный этап по развитию государственной системы в этой области (день рождения Местной противовоздушной обороны). В 1961 г. было принято решение преобразовать МПВО в ГО.

                РСЧС (функции и задачи которой мы рассматриваем) – это результат пересмотра старых взглядов в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от всевозможных противников (включая вероятность использования оружия массового уничтожения).

                27 декабря 1990 г. ознаменовалось принятием постановления Совета министров РСФСР № 606 «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР». Именно эта дата – день, когда было образовано Министерство по чрезвычайным ситуациям России (впоследствии – День спасателя РФ).

                10 января 1994 г. ГКЧС России преобразовали в современное Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, министром которого был назначен С. Шойгу.

                А 9 декабря 1992 г. бывшие Высшие центральные курсы гражданской обороны трансформировались в нынешнюю Академию гражданской защиты МЧС России (унитарное учебное заведение, не имеющее аналогов в мире).

                Итак, можно сказать, что сформированные в настоящее время задачи и структура РСЧС берут начало со времен МПВО.

                Средства и силы РСЧС

                Основные задачи РСЧС, которые были перечислены ранее, включают пункт касаемо обеспечения полной готовности осуществить ряд действий в ЧС органов управления, средств и сил, предназначенных для их оперативного предупреждения и последующей ликвидации вызванных ими последствий.

                Выделяют два вида вышеуказанных средств и сил:

                1. Наблюдения и контроля:

              • органы надзора (в отношении состояния котлов, АЭС, электрических и газовых сетей, мостов и т. д.);
              • контрольно-инспекционная служба (Минэкологии);
              • учреждения и службы ведомств, которые отслеживают состояние потенциально опасных объектов, природной среды;
              • ветеринарная служба;
              • сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК);
              • лабораторный мониторинг качества продуктов питания, пищевого сырья;
              • служба предупреждения о стихийных бедствиях.
              • 2. Ликвидации ЧС:

                • Министерство по чрезвычайным ситуациям, МВД и МО (их подразделения, части и соединения);
                • невоенизированные формирования гражданской обороны;
                • средства и силы, относящиеся к другим ведомствам и министерствам, государственным органам (находящимся на территории РФ).
                • Профилирующие направления деятельности рассматриваемой системы

                  Продолжаем рассматривать РСЧС. Структура, задачи и функции ее есть важнейший элемент системы нац. безопасности РФ.

                  Основными направлениями ее деятельности выступают:

                  1. Разработка предложений касаемо государственной политики в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от ЧС, их своевременная реализация. Данная функция исполняется органами управления совместно с силами и средствами страны (ранее эта проблема решалась ими разрозненно).

                  2. Управление рабочими моментами данной системы. Руководящим органом выступает МЧС России, координирующее работу органов государственного управления, а также местного самоуправления в рамках рассматриваемой проблемы. Для того чтобы повысить эффективность указанной деятельности, Правительство РФ создало коллегиальный орган управления — Межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации ЧС, которая занимается межотраслевым регулированием в рассматриваемой области. Ее решения обязательны для выполнения федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ. В структурных элементах РСЧС данная функция осуществляется органами управления ГОЧС и комиссиями по ЧС.

                  3. Контроль, предназначенный для обеспечения надлежащего соблюдения соответствующих нормативно-правовых актов, отдельных норм, правил и стандартов в сфере защиты от ЧС федеральными органами исполнительной власти, ее органами субъектов РФ, организациями, органами местного самоуправления. На федеральном уровне данная функция осуществляется МЧС РФ.

                  4. Производственная деятельность, которая заключается в проведении профилактических мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, сокращение их масштабов, минимизацию ущерба и потерь от их последствий и неотложных работ аварийно-спасательной направленности по ликвидации данного рода последствий.

                  5. Разного рода обеспечение деятельности рассматриваемой единой системы (материально-технической, финансовой и др.). Резервы необходимых для ликвидации последствий воздействия ЧС материальных ресурсов включают: пищевое сырье, продовольствие, инженерное, вещевое и медицинское имущество, средства связи и транспортные средства, медикаменты, топливо, строительные материалы, средства индивидуальной химической и радиационной защиты и т. п.

                  6. Международное сотрудничество. Оно выражено открытостью России к целенаправленной интеграции РСЧС в формирующиеся в мире системы предупреждения и последующей ликвидации ЧС. Сотрудничество реализуется посредством заключения контрактов и других международных актов, разработке совместной правовой базы касаемо вопросов взаимной либо коллективной заинтересованности, а также деятельности в специализированных международных учреждениях и организациях.

                  МЧС России: задачи и направления деятельности

                  Основные задачи РСЧС, возлагаемые на данное министерство, можно сгруппировать в два направления:

                  1. Разработка предложений в отношении государственной политики в рамках ГО, а также предупреждения и последующей ликвидации ЧС.
                  2. Курирование и обеспечение нормального функционирования рассматриваемой системы (РСЧС) в ЧС не только в военное время, но и в мирное.

                  Будет не лишним в очередной раз подчеркнуть, что основные задачи и структура РСЧС четко прописаны в ранее указанном Федеральном законе касаемо защиты граждан РФ и ее территорий от воздействия ЧС.

                  Принципы создания рассматриваемой системы с учетом действующей обстановки в стране

                  Во-первых, это, конечно, необходимость соблюдения всестороннего подхода в процессе формирования системы (учет техногенного, природного происхождения ЧС, их стадий развития и последствий, мер противодействия им и необходимого количества участников).

                  Во-вторых, признание, если можно так сказать, «ненулевого риска» (факта того, что нельзя исключить риски возникновения ЧС в рамках всевозможных потенциальных угроз).

                  В-третьих, базирование на основополагающем принципе превентивности (предупреждения) в отношении безопасности (максимально возможное сокращение вероятности возникновения ЧС и систематическое проведение профилактических мероприятий).

                  Режимы работы рассматриваемой единой системы

                  В зависимости от существующей обстановки выделяют три режима:

                  1. Постоянной деятельности (при условии, когда все имеющиеся органы управления и существующие силы РСЧС функционируют в обычном темпе):

                • исследование текущего состояния природной среды и всестороннее прогнозирование ЧС;
                • планирование, организация и обеспечение комплекса действий сил РСЧС и органов управления в случае возникновения ЧС;
                • сбор, обработка и последующий обмен информацией касаемо защиты всего населения страны и ее территорий от ЧС, обеспечение полноценной пожарной безопасности;
                • пропаганда знаний касаемо защиты всего населения страны и ее территорий в случае ЧС;
                • организация формирования, размещения, хранения, своевременного восполнения существующих резервов, необходимых для проведения ликвидации последствий, нанесенных ЧС.
                • 2. Повышенной готовности (существующая угроза возникновения ЧС):

                  • усиление контроля за изменением состояния природной среды, прогнозирование наступления и степень нанесения ущерба от ЧС;
                  • непрерывный процесс сбора, обработки и передачи силам РСЧС и органам управления сведений о прогнозируемых ЧС, информирование граждан о способах и приемах защиты в этих случаях;
                  • быстрое реагирование (предупреждение наступления и развития ЧС);
                  • уточнение планов и других документов в отношении предупреждения и ликвидации последствий, нанесенных чрезвычайными ситуациями;
                  • проведение (если это посчитается необходимым) эвакуационных мероприятий.
                  • 3. Чрезвычайной ситуации (наступление ЧС и ее оперативная ликвидация):

                  • непрерывный мониторинг текущего состояния природной среды, осуществление прогнозирования степени угрозы;
                  • оповещение граждан и руководителей о наступивших чрезвычайных ситуациях;
                  • непрерывный сбор, обработка (анализ) и обмен данными касаемо сложившейся обстановки в зоне ЧС и способов ликвидации ее последствий;
                  • проведение комплекса защитных мер в отношении всего населения страны и ее территорий от ЧС;
                  • организация и непрерывное обеспечение взаимодействия всех имеющихся органов исполнительной власти в отношении определенных мер по ликвидации последствий воздействия ЧС;
                  • проведение необходимых мероприятий касаемо полноценного жизнеобеспечения населения в рамках сложившейся чрезвычайной ситуации.
                  • Классификация ЧС исходя из масштабов распространения и степени тяжести их последствий

                  • локальные действия в чрезвычайных ситуациях (воздействие поражающих факторов и очага ЧС остается в пределах производственного участка, которые могут быть оперативно ликвидированы собственными средствами и силами);
                  • местные (воздействие поражающих факторов и очага чрезвычайной ситуации сохраняется в пределах населенного пункта);
                  • территориальные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС остается в пределах определенного субъекта: республики, области, края, автономного образования);
                  • региональные (воздействие поражающих факторов и очага чрезвычайной ситуации распространяется на несколько субъектов РФ);
                  • федеральные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС охватывает от четырех и более субъектов РФ);
                  • глобальные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС выходит за пределы всего государства).
                  • Итак, подытожив все вышесказанное, будет не лишним в очередной раз подчеркнуть, что тщательно проработанные основные задачи РСЧС и их грамотное воплощение на практике способны заблаговременно предотвратить разрушительное воздействие различных ЧС, а также в случае необходимости оперативно ликвидировать их последствия.

                    Смотрите еще:

                    • Подоходный налог при работе по патенту Как возместить НДФЛ иностранцу? Если иностранный гражданин работает по патенту, то работодатель удерживает 13% с его заработной платы для оплаты налога на доход физического лица (НДФЛ). Однако не только работодатель выплачивает налог, но […]
                    • Правила обращения граждан в суде Электронные обращения граждан в суды общей юрисдикции Порядок обращения граждан в суды общей юрисдикции, поступающие в электронной форме, и их рассмотрение, регулируется Положением о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции […]
                    • Межведомственное взаимодействие с органами опеки Межведомственное взаимодействие в решении социально-педагогических проблем ребенка в образовательной организации В своей практической деятельности социальный педагог выполняет основные функции: защитно-охранную, профилактическую, […]
                    • Налоги в 2018 году для физлиц Подоходный налог с физических лиц 2018 в России: изменения и ставки НДФЛ Одним из самых популярных налогов в РФ является подоходный налог для физичесикх лиц, который затрагивает абсолютно всех работающих граждан. Не удивительно, что к […]
                    • Когда раскольников совершил преступление Почему Раскольников решился на преступление? Личность Раскольникова выдающаяся. У него есть задатки ясного ума, твердого характера и благородного сердца. В раннем возрасте Родион Раскольников был чутким ребенком, сострадательным и […]
                    • Приказы о внеурочной деятельности по фгос Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №6 Тутаевского муниципального района ФГОС ФГОС Нормативно-правовые документы Федеральный уровень Региональный уровень Приказ Департамента образования Ярославской области […]
                    • В иске о выселении отказать Отказ в иске о выселении без предоставления другого жилого помещения является законным, так как истица является собственником доли жилого помещения и обратиться в суд с иском о выселении на основании бесхозяйственного обращения с жилым […]
                    • Правила поведения с сотрудниками на работе Как себя вести на работе, в офисе? Этикет. Правила. Правильное поведение для карьеры. Как правильно себя вести на работе, чтобы Вас любили, уважали и продвигали по служебной лестнице. Поведенческие стратегии в офисе для карьеры. (10+) Как […]