Статья 10 федерального закона об образовании

Статья 10 федерального закона об образовании

Статья 10. Структура системы образования

Образование образует целостную систему, в рамках которой находятся и взаимодействуют друг с другом различные элементы.

Системность образования — одна из важнейших и ключевых его характеристик. Взаимосвязь и согласованность всех элементов единой системы образования позволяет избежать нежелательного дублирования и нестыковок между видами и уровнями образования, различными образовательными программами и тем самым обеспечить его эффективность и качество. Кроме того, система образования создает необходимые условия для непрерывного образования путем реализации основных и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования (ч. 7 комментируемой статьи).

Элементы, образующие систему образования в Российской Федерации, исчерпывающим образом перечислены в комментируемой статье Закона об образовании.

Одни элементы, входящие в систему образования, характеризуют содержательную сторону процесса образования:

а) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования (см. комментарий к ст. 11);

б) образовательные стандарты (см. комментарий к ст. 11);

в) образовательные программы (см. комментарий к ст. 12).

Другие элементы системы образования представляют участников отношений, регулируемых законодательством об образовании.

Эти участники, в свою очередь, могут быть подразделены на тех, кто непосредственно участвует в образовательном процессе, и тех, кто участвует в обеспечении образовательного процесса и в управлении образованием.

Непосредственными участниками образовательных отношений, включенными в систему образования, являются:

а) организации, осуществляющие образовательную деятельность (глава 3 комментируемого Закона);

б) педагогические работники (глава 5 комментируемого Закона);

в) обучающиеся (глава 4 комментируемого Закона);

г) родители или законные представители несовершеннолетних обучающихся (глава 5 комментируемого Закона).

Включённые в законодательное определение системы образования институты (органы, организации), обеспечивающие образовательный процесс и осуществляющие государственное, муниципальное и общественное управление образованием, — это:

а) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, а также созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

б) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, к которым законодательство относит различного рода научно-исследовательские организации и проектные организации, конструкторские бюро, учебно-опытные хозяйства, опытные станции, а также организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;

в) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования, с целью защиты трудовых и иных прав и свобод участников образовательных правоотношений, проведения общественной и профессионально-общественной аккредитации и выполнения иных задач, связанных с курсом на интеграцию образования, науки и производства.

В комментируемой статье (ч. 2) выделяются виды образования. Законодательное закрепление различных видов образования является одной из юридических гарантий непрерывности образования, обеспечивающих возможность реализации права на образование в течение всей жизни (Life Long Learning, LLL).

Непрерывное образование представляет собой одну из основных идей развития современного образования, нацеленную на переход от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь».

Комментируемый Закон выделяет следующие виды образования:

1) общее образование;

2) профессиональное образование;

3) дополнительное образование;

4) профессиональное обучение.

Общее образование — основание, на котором строится профессиональное, специальное образование. Законодатель определяет его как вид образования, направленный на развитие личности, приобретение знаний, умений и навыков, формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (ст. 2 п. 11 комментируемого Закона).

Профессиональное образование нацелено на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, формирование компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретной профессии или специальности (ст. 2 п. 12 комментируемого Закона).

Профессиональное образование (vocational education) традиционно было связано с торговлей и ремеслами. Сначала ученики получали профессиональное образование, обучаясь у своих работодателей. Позже профессиональное образование переместилось с рабочих мест в организации среднего и высшего образования.

От общего и профессионального образования необходимо отличать дополнительное образование и профессиональное обучение.

Дополнительное образование способствует всестороннему удовлетворению образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании, но при этом не сопровождается повышением уровня образования (ст. 2 п. 14 комментируемого Закона).

Профессиональное обучение обеспечивает приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, формирование компетенций, необходимых для выполнения трудовых и служебных функций (определенных видов трудовой и служебной деятельности, профессий) (ст. 2 п. 13 комментируемого Закона).

Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Отдельный вид образования может содержать в себе несколько подвидов. Так, например, дополнительное образование включает такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (ч. 6 комментируемой статьи).

Еще одним понятием используемым законодателем при описании структуры системы образования является «уровень образования».

Законодательство определяет уровень образования как завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (п. 4 ст. 2).

Два вида образования — общее и профессиональное — реализуются по уровням образования.

Уровнями общего образования в Российской Федерации являются:

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее общее образование.

К уровням профессионального образования законодательством отнесены:

среднее профессиональное образование;

высшее образование — бакалавриат;

высшее образование — специалитет, магистратура;

высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Достижение того или иного уровня образования подтверждается соответствующими документами об образовании.

Освоение определенного уровня образования является необходимым условием для продолжения обучения в образовательной организации последующего уровня образования.

Получение определенного уровня профессионального образования является условием для допуска к конкретным видам деятельности, к занятию определенных должностей.

Образовательные реформы нередко приводят к изменениям в системе уровней образования. В этом случае в новом законе об образовании закрепляется соответствие между старой и новой системами уровней образования (см., например, ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») .

Статья 10. Структура системы образования

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

3) высшее образование — специалитет, магистратура;

4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Комментарий к Ст. 10 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемые положения не являются новыми для отечественного образовательного законодательства, поскольку нормы о структуре системы образования содержали системообразующие акты образовательного законодательства: закон об образовании (ст. 8) и закон о высшем образовании (ст. 4). Между тем в рассматриваемой статье соответствующие положения указанных нормативных актов несколько переработаны и синтезированы в нормативный материл с учетом разноуровневого характера образования.

1. В комментируемом законе предложен новый подход к определению системы образования, учитывающий изменения в системе образовательных отношений в целом. Он заключается в том, что:

во-первых, в систему образования включены все виды существующих совокупностей обязательных требований к образованию: федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты и образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности.

В целях обеспечения качества образования законодателем предусматриваются: федеральные государственные образовательные стандарты для основных общеобразовательных и профессиональных программ, в том числе для дошкольного образования, чего ранее не предусматривалось. Однако это не означает необходимость проведения аттестации для обучающихся на данном уровне. Закон вводит запрет на проведение как промежуточной, так и итоговой аттестации обучающихся в дошкольных образовательных организациях;

федеральные государственные требования — для дополнительных предпрофессиональных программ;

образовательные стандарты — для образовательных программ высшего образования в случаях, предусмотренных комментируемым законом или указом Президента Российской Федерации. Определение образовательного стандарта приводится в п. 7) ст. 2 Закона N 273-ФЗ, однако более точное его толкование мы обнаруживаем в ст. 11 Закона (см. комментарий к ч. 10 ст. 11 Закона).

Образовательные программы также включаются в систему образования, поскольку представляют собой комплекс основных характеристик образования и организационно-педагогических условий. Такое их выделение обусловлено тем, что в случае, если разработаны либо федеральные государственные образовательные стандарты, либо федеральные государственные требования, либо образовательные стандарты, образовательная программа составляется на их основе. В том случае, если указанные отсутствуют (по дополнительным общеразвивающим и с определенными особенностями, по дополнительным профессиональным программам*(14); программы профессионального обучения разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов), образовательные программы являются единственной совокупностью требований для получения такого рода образования.

Во-вторых, в систему образования включаются наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители) (до возраста совершеннолетия обучающегося), что делает их полноправными участниками образовательного процесса. Конечно, такая позиция должна подкрепляться конкретными правами и гарантиями для таких субъектов. С этой целью законодатель вводит главу 4, посвященную обучающимся и их родителям, и главу 5, посвященную педагогическим, руководящим и иным работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 47 и 50 Закона Об образовании в Российской Федерации).

В-третьих, в систему образования входят наряду с органами, осуществляющими управление в сфере образования на всех уровнях власти, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы. Признак подведомственности не выделяется, вместо него вводится признак создания органа органом, осуществляющим управление в сфере образования. Принципиальных различий такая замена не несет. Вместе с тем прежняя формулировка «учреждения и организации» могла не позволить отнести, например, общественные советы к системе образования.

В-четвертых, в систему образования включаются организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования. Указанное объясняется необходимостью понимания системы образования как единого неразрывного процесса движения знания от педагога (образовательной организации) до обучающегося. В этот процесс входят и расчетные центры обработки информации, и аттестационные комиссии и т.п. В этот круг не входят физические лица (эксперты, общественные наблюдатели и др.).

В-пятых, в систему образования помимо объединений юридических лиц, общественных объединений входят объединения работодателей и их объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Такая позиция обусловлена активизирующимся направлением интеграции образования, науки и производства; пониманием образования как процесса, завершающегося трудоустройством и ориентацией в связи с этим на запросы мира труда. Работодатели принимают участие в работе учебно-методических объединений (ст. 19 Закона), привлекаются к проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, к проведению квалификационного экзамена (итог профессионального обучения) (п. 16 ст. 59, ст. 74 Закона); работодатели, их объединения вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и составлять на этой основе рейтинги (п. 3, 5 ст. 96 Закона).

Пункт 3 комментируемой статьи 10 Закона Об образовании в РФ вводит систему видов образования, подразделяя его на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.

Профессиональное обучение, несмотря на, казалось бы, отсутствующий «эффект» образовательной деятельности — повышение образовательного ценза обучающегося, предполагает и необходимость освоения образовательной программы среднего общего образования, если она не освоена.

Данная система должна позволить реализовывать образовательные потребности человека в течение всей жизни, то есть не только возможность получить образование в любом возрасте, но и получить другую профессию (специальность). С этой целью вводятся разнообразные образовательные программы.

Изменяется система уровней образования, согласно которым в структуру общего образования в соответствии с Законом входит:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

4) среднее общее образование;

В структуру профессионального образования:

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — подготовка специалиста, магистратура;

4) высшее образование — подготовка научно-педагогических кадров.

Главным новшеством является то, что: 1) дошкольное образование включено в качестве первого уровня общего образования; 2) начальное профессиональное образование не выделяется как уровень; 3) высшее профессиональное образование поглощает собой подготовку научно-педагогических кадров (ранее осуществляемую в рамках послевузовского профессионального образования).

Изменение уровней образования вызвано предписаниями Болонской декларации, Международной стандартной классификации образования.

Возникает вопрос: какие последствия несет за собой изменение системы уровней образования?

Модернизация системы уровней образования влияет на систему образовательных программ и типов образовательных организаций.

Изменения образовательных программ повторяют соответствующие изменения уровней образования.

Пугающим с первого взгляда выглядит введение дошкольного образования в систему уровней образования. По правилу это предполагает наличие федеральных государственных образовательных стандартов с подтверждением результатов освоения дошкольной образовательной программы в виде итоговой аттестации. Однако в этой ситуации Закон предусматривает «большое» исключение из правила, являющееся оправданным, учитывая уровень психо-физического развития детей в столь раннем возрасте. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. То есть подтверждение выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов должно выражаться не в форме проверки знаний, умений, навыков воспитанников, а в форме отчетности работников дошкольной образовательной организации о проделанной работе, направленной на реализацию требований стандарта. Дошкольное образование теперь является первым уровнем образования, однако законодатель не вводит его в качестве обязательного.

Закон N 279-ФЗ теперь предусматривает в качестве отдельных уровней образования начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование. В прежнем Законе N 3266-1 они являлись ступенями образования.

Поскольку уровень начального профессионального образования «выпадает», его замещают вводимые в среднее профессиональное образование две программы, представляющие собой удачное сочетание прививания навыков в области начального профессионального образования со знаниями и навыками, необходимыми для выполнения работ, требующих уровня среднего профессионального образования. В итоге основные программы среднего профессионального образования подразделяются на программы подготовки квалифицированных рабочих и программы подготовки специалистов среднего звена.

Изменение в системе высшего образования приводит к ее разделению на несколько подуровней:

2) подготовка специалиста, магистратура;

3) подготовка научно-педагогических кадров.

Сам термин «профессиональное» теперь не применяется к высшему образованию, последнее при этом все же входит в систему профессионального образования.

Ставшие для нас уже привычными бакалавриат, магистратура и специалитет сохраняют свое правовое значение, соседствуя теперь с подготовкой научно-педагогических кадров. Специалитет, как образовательная программа, предусматривается там, где нормативный срок освоения образовательной программы по конкретному направлению подготовки не может быть сокращен.

Следует отметить, что в системе уровней образования выделение подуровней продиктовано разными задачами. Если говорить о средней школе, то здесь получение начального образования рассматривается как неполное образование и родители обязаны обеспечить получение детьми начального, основного общего и среднего общего образования. Эти уровни являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Выделение же подуровней в высшем образовании продиктовано необходимостью обозначения самостоятельности каждого из них и самодостаточности. Каждый из них является свидетельством получения высшего образования без «сослагательных наклонений». Судебная практика по этому поводу, основываясь на законе об образовании 1992 года, в противовес подходит к оценке бакалавриата, как первого уровня высшего образования, недостаточного для занятия должностей, требующих высокой профессиональной подготовки, например, судьи. Такой подход реализован во всей системе судов общей юрисдикции, в том числе Верховном Суде РФ*(15).

Отсюда понятие неполного высшего образования может относиться только к факту неполного нормативного срока освоения той или иной образовательной программы определенного уровня образования. Следовательно, когда образовательная программа по конкретному направлению подготовки освоена не полностью, невозможно говорить о прохождении конкретного уровня образования с выдачей документа об образовании, что подтверждает и судебная практика*(16).

Следует отметить, что в региональном законодательстве имеются примеры ранжирования в зависимости от «уровня» образования (специалист, магистр), например, коэффициентов оплаты труда. Такая практика признана несоответствующей законодательству, поскольку в этом случае не учитываются положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, ст. ст. 3 и 132 Трудового кодекса РФ, запрещающих дискриминацию в сфере труда, в том числе дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда.

Следуя той логике, что каждый из «видов» уровня высшего образования, будь-то бакалавриат, специалитет или магистратура, подтверждает завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (ст. 2 Закона, «Основные понятия»), то никакие ограничения не могут быть установлены для одного из видов по сравнению с другим.

Однако это утверждение требует уточнения: определенные ограничения уже предусмотрены самим Законом. Из каких нормативных предписаний это вытекает? Ответ мы обнаруживаем в ст. 69 «Высшее образование», где сказано, что к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование (виды приравниваются).

К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Тем самым подчеркивается более высокое положение магистратуры в иерархии высшего образования.

Однако далее мы видим, что подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, ассистентуре-стажировке возможна лицами, имеющими образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). То есть в этом случае мы видим, что специалитет «на финише» соответствует по уровню своей подготовки магистратуре. А вот подготовка научно-педагогических кадров является уже следующим уровнем высшего образования.

Таким образом, система образования согласно закону об образовании представляет собой единую систему, начиная с дошкольного образования и оканчивая подготовкой научно-педагогических кадров, как необходимого уровня образования для занятия отдельными видами деятельности или отдельных должностей (например, ординатура).

Изменение уровней образования обусловило изменение типов образовательных организаций: расширение возможностей по созданию различных видов организаций, осуществляющих обучение. Помимо собственно образовательных активно задействованы в системе образования, согласно Закону, организации, имеющие в своей структуре образовательные подразделения.

Дополнительное образование является видом образования и включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Каждый из них предполагает реализацию отдельных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Выделение различных видов образовательных программ, в том числе в рамках дополнительного образования, позволяет обеспечивать непрерывность образования в течение всей жизни. Предлагаемая система образовательных программ предоставляет возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ, учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования, обучение по сокращенной программе обучения.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
21 декабря 2012 года

Одобрен
Советом Федерации
26 декабря 2012 года

Об образовании в Калининградской области

(В редакции Законов Калининградской области от 15.07.2014 г. N 334;

(Принят Калининградской областной Думой пятого созыва

20 июня 2013 года)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и

экономические особенности функционирования системы образования в

Калининградской области, определяет полномочия органов государственной

власти Калининградской области в сфере образования, меры социальной

поддержки обучающихся образовательных организаций, педагогических и

иных работников системы образования Калининградской области.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере образования в

Правовое регулирование отношений в сфере образования в

Калининградской области осуществляется в соответствии с Конституцией

Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской

Федерации», федеральными законами и иными нормативными правовыми

актами Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения

в сфере образования.

Законодательство Калининградской области в сфере образования

настоящего Закона, других принимаемых в соответствии с ним законов и

иных нормативных правовых актов органов государственной власти

Статья 3. Органы государственной власти Калининградской области,

осуществляющие государственное управление системой образования

Законодательное регулирование сферы образования осуществляет

Калининградская областная Дума в соответствии с полномочиями,

определенными федеральным законодательством, Уставом (Основным

Законом) Калининградской области.

Государственное управление системой образования в Калининградской

1) Правительство Калининградской области;

2) орган исполнительной власти Калининградской области,

осуществляющий государственное управление в сфере образования, в том

числе государственный контроль (надзор) в сфере образования

Калининградской области; (В редакции Закона Калининградской области

3) (Утратил силу — Закон Калининградской области

от 13.03.2015 № 395)

4) иные органы исполнительной власти Калининградской области в

соответствии с полномочиями, определенными федеральным

законодательством, Уставом (Основным Законом) Калининградской области,

настоящим Законом и другими законами Калининградской области, иными

нормативными правовыми актами Калининградской области.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти

Калининградской области в сфере образования

1. Компетенция Калининградской областной Думы в сфере

1) принятие законов Калининградской области, регулирующих

правоотношения в сфере образования;

2) утверждение областного бюджета в части расходов на

образование; (В редакции Закона Калининградской области

3) осуществление иных полномочий, предусмотренных

законодательством Российской Федерации и законодательством

2. Компетенция Правительства Калининградской области в сфере

1) формирование, утверждение региональных программ развития

образования с учетом региональных социально-экономических,

экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей

Калининградской области, обеспечение их реализации;

2) создание, реорганизация, ликвидация государственных

образовательных организаций Калининградской области, наделение органов

исполнительной власти Калининградской области полномочиями

учредителей образовательных организаций Калининградской области;

3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на

получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в

муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного

и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего,

среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных

организациях, обеспечение дополнительного образования детей в

муниципальных общеобразовательных организациях посредством

предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату

труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения,

игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату

коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми

органом исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим

государственное управление в сфере образования;

4) организация предоставления общего образования в

5) создание условий для осуществления присмотра и ухода за

детьми, содержания детей в государственных образовательных

организациях Калининградской области;

6) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в

частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного,

начального общего, основного общего, среднего общего образования в

частных общеобразовательных организациях, осуществляющих

основным общеобразовательным программам, посредством предоставления

указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат,

включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных

пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на

содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с

нормативами, указанными в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи;

7) организация предоставления среднего профессионального

образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации

права на получение общедоступного и бесплатного среднего

8) организация предоставления дополнительного образования детей в

государственных образовательных организациях Калининградской области;

9) организация предоставления дополнительного профессионального

образования в государственных образовательных организациях

10) организация предоставления психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в

освоении основных общеобразовательных программ, в своем развитии и

11) определение порядка проведения оценки последствий принятия

решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации,

находящейся в ведении Калининградской области, муниципальной

образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам

данных образовательных организаций), определение порядка создания

комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею

12) определение порядка обеспечения предоставления методической,

психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без

взимания платы родителям (законным представителям) несовершеннолетних

обучающихся, в том числе в дошкольных образовательных организациях и

общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие

консультационные центры, обеспечивающие получение детьми дошкольного

образования в форме семейного образования;

13) установление среднего размера родительской платы за присмотр

и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных

организациях; установление размера компенсации родителям (законным

представителям) детей, посещающих образовательные организации,

реализующие образовательную программу дошкольного образования

установление максимального размера родительской платы за присмотр и

уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных

организациях для каждого муниципального образования, находящегося на

территории Калининградской области, в зависимости от условий присмотра

и ухода за детьми; (В редакции Закона Калининградской области

14) установление порядка обращения за получением компенсации

родителей (законных представителей) детей, посещающих образовательные

организации, реализующие образовательную программу дошкольного

образования, и порядка ее выплаты;

15) обеспечение получения профессионального обучения обучающимися

с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами

умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего

16) утверждение порядка установления организациям, осуществляющим

образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию

образовательным программам среднего профессионального и высшего

образования, контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований

17) определение случаев и порядка обеспечения питанием

обучающихся за счет областного бюджета;

17-1) определение размера и порядка выплаты компенсации затрат

родителей (законных представителей) на организацию обучения

детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому.

(Дополнен — Закон Калининградской области от 25.11.2015 № 473)

18) осуществление иных установленных федеральным

законодательством полномочий в сфере образования.

3. Компетенция органа исполнительной власти Калининградской

образования, в том числе государственный контроль (надзор) в сфере

1) организация обеспечения муниципальных образовательных

организаций и образовательных организаций Калининградской области

учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников,

рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную

аккредитацию образовательных программ начального общего, основного

общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими

образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к

использованию при реализации указанных образовательных программ;

2) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на

уровне Калининградской области;

3) участие в проведении экспертизы учебников, рекомендуемых к

использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего

общего образования, в целях обеспечения учета региональных и

этнокультурных особенностей Калининградской области;

4) установление порядка признания организаций региональными

5) формирование аттестационных комиссий для проведения аттестации

педагогических работников в целях установления квалификационной

категории педагогических работников государственных, муниципальных и

частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

6) создание государственной экзаменационной комиссии для

проведения государственной итоговой аттестации по образовательным

программам основного общего и среднего общего образования на

7) обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по

образовательным программам основного общего и среднего общего

образования на территории Калининградской области;

8) осуществление аккредитации граждан в качестве общественных

наблюдателей в целях обеспечения соблюдения порядка проведения

государственной (итоговой) аттестации по образовательным программам

основного общего и среднего общего образования на территории

9) определение случаев и порядка организации индивидуального

отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные

образовательные организации для получения основного общего и среднего

общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов

или для профильного обучения;

10) определение случаев и порядка обеспечения форменной одеждой и

иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет

11) определение размера и порядка выплаты компенсации

педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по

решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении

единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от

основной работы на период проведения единого государственного

экзамена, за работу по подготовке и проведению единого

12) утверждение типовых требований к одежде обучающихся в

государственных и муниципальных организациях, осуществляющих

образовательную деятельность по образовательным программам начального

общего, основного общего и среднего общего образования;

13) создание, формирование и (или) ведение государственных

информационных систем Калининградской области в сфере образования в

рамках своих полномочий; организация формирования и ведения

региональной информационной системы обеспечения проведения

государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные

образовательные программы основного общего и среднего общего

14) создание условий для организации проведения независимой

оценки качества образовательной деятельности организаций,

осуществляющих образовательную деятельность;

15) государственный контроль (надзор) в сфере образования за

деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность

на территории Калининградской области (за исключением организаций,

указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона «Об

образовании в Российской Федерации»), а также органов местного

самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на

16) лицензирование образовательной деятельности организаций,

осуществляющих образовательную деятельность на территории

17) государственная аккредитация образовательной деятельности

организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории

Калининградской области (за исключением организаций, указанных в

пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона «Об образовании в

18) подтверждение документов об образовании и (или) о

(Пункт в редакции Закона Калининградской области

4. (Утратил силу — Закон Калининградской области

5. Органы государственной власти Калининградской области имеют

право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по

организации питания обучающихся в муниципальных образовательных

организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях

по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным

программам, а также предоставление государственной поддержки

дополнительного образования детей в муниципальных образовательных

6. Органы исполнительной власти Калининградской области вправе

обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего

образования в государственных образовательных организациях высшего

образования Калининградской области.

Глава 2. ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 5. Принципы развития системы образования в Калининградской

1. Система образования Калининградской области является частью

системы образования Российской Федерации.

2. Развитие системы образования в Калининградской области

основывается на следующих принципах:

1) обеспечение права каждого человека на образование в течение

всей жизни в соответствии с потребностями личности, недопустимость

дискриминации в сфере образования;

2) обеспечение интересов детей в системе образования

3) доступность качественного образования в различных

организациях, осуществляющих образовательную деятельность на

территории Калининградской области;

4) обеспечение воспитания, способствующего становлению

нравственных идеалов и ценностей, уважению прав и свобод человека,

направленность на развитие индивидуальности человека;

5) защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций

народов, проживающих на территории Калининградской области;

6) информационная открытость и публичная отчетность

Статья 6. Региональная программа развития образования

1. С целью развития образования в Калининградской области,

обеспечения прав и гарантий получения качественного образования на

территории Калининградской области разрабатывается и реализуется

региональная программа развития образования.

2. (Утратил силу — Закон Калининградской области

Статья 7. Инфраструктура системы образования Калининградской

1. Инфраструктуру системы образования Калининградской области

1) государственные образовательные организации Калининградской

области, муниципальные образовательные организации;

2) осуществляющие образовательную деятельность научные

организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление

и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание,

юридические лица и индивидуальные предприниматели;

3) организации, осуществляющие научно-методическое, методическое,

ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной

деятельности и управления системой образования, оценку качества

образования; в инфраструктуру системы образования в Калининградской

области входят библиотеки, столовые, общежития, спортивные сооружения

и другие организации и объекты, обеспечивающие функционирование

2. В целях координации действий организаций, осуществляющих

образовательную деятельность, обеспечения качества и развития

содержания образования в системе образования Калининградской области

государственное управление в сфере образования, создаются

3. Учебно-методические объединения Калининградской области

осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями,

утверждаемыми органом исполнительной власти Калининградской области,

осуществляющим государственное управление в сфере образования.

В состав учебно-методических объединений на добровольных началах

входят педагогические работники, научные работники и другие работники

организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных

организаций, действующих в системе образования, в том числе

Статья 8. Инновационная деятельность в сфере образования

1. Инновационная деятельность осуществляется в Калининградской

области в форме реализации инновационных проектов и программ

организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными

действующими в сфере образования организациями, а также их

В целях создания условий для реализации инновационных проектов и

программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития

системы образования, организации, указанные в абзаце первом настоящего

пункта, реализующие указанные инновационные проекты и программы,

признаются региональными инновационными площадками и составляют

инновационную инфраструктуру в системе образования Калининградской

определяет порядок признания организаций региональными инновационными

площадками, а также утверждает перечень региональных инновационных

3. Поддержка (финансовая, материально-техническая,

информационная) организаций, признанных региональными инновационными

площадками, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми

актами Калининградской области.

Статья 9. Информационная открытость. Мониторинг в системе

1. Орган исполнительной власти Калининградской области,

осуществляющий государственное управление в сфере образования,

обеспечивает открытость и доступность информации о системе

образования, в том числе посредством размещения информации на

официальном сайте органа исполнительной власти Калининградской

области, осуществляющего государственное управление в сфере

образования, в сети Интернет.

обеспечивает осуществление мониторинга в системе образования на

3. Результаты мониторинга в виде итогового (годового) отчета о

состоянии и перспективах развития образования в Калининградской

области ежегодно публикуются на официальном сайте органа

исполнительной власти Калининградской области, осуществляющего

государственное управление в сфере образования, в сети Интернет.

Статья 10. Особенности финансового обеспечения оказания

государственных и муниципальных услуг в сфере образования в

1. Реализация полномочий органов государственной власти

Калининградской области, указанных в пунктах 2, 3 статьи 4 настоящего

Закона, финансируется за счет средств областного бюджета.

2. Нормативы финансирования и нормативные затраты в расчете на

одного обучающегося по государственным или муниципальным услугам в

сфере образования, финансируемым за счет областного бюджета,

определяются органом исполнительной власти Калининградской области,

3. Для малокомплектных образовательных организаций и

образовательных организаций, расположенных в сельских населенных

пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы,

нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных

услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты

на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от

Малокомплектной дошкольной образовательной организацией является

образовательная организация, расположенная в сельском населенном

пункте и удаленная от иных образовательных организаций, реализующих

основные общеобразовательные программы дошкольного образования, более

чем на 20 километров, численность обучающихся в которой составляет

менее 25 человек.

Малокомплектной общеобразовательной организацией является

общеобразовательная организация, расположенная в сельском населенном

пункте и реализующая основные общеобразовательные программы начального

общего, основного общего образования, удаленная от других

образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные

программы соответствующего уровня, сверх норм пешеходной и

транспортной доступности, предусмотренных государственными

санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, имеющая

численность обучающихся в каждом классе менее 10 человек.

Глава 3. ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Статья 11. Обеспечение обучающихся учебниками и учебными

1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за

счет средств областного бюджета в пределах федеральных

государственных образовательных стандартов, бесплатно предоставляются

в пользование на время получения образования учебники и учебные

пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и

2. Орган исполнительной власти Калининградской области,

осуществляющий государственное управление в сфере образования

Калининградской области, организует обеспечение муниципальных

образовательных организаций и государственных образовательных

организаций учебниками в соответствии с федеральным перечнем

учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих

государственную аккредитацию образовательных программ начального

общего, основного общего, среднего общего образования организациями,

осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями,

допущенными к использованию при реализации указанных образовательных

Статья 12. Обеспечение питанием и вещевым имуществом

1. Право на бесплатное питание в государственных образовательных

организациях Калининградской области и муниципальных образовательных

1) обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья;

2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

3) обучающиеся, осваивающие интегрированные образовательные

программы в области физической культуры и спорта, дополнительные

предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта;

4) обучающиеся, находящиеся в трудной жизненной ситуации, на

основании заявления несовершеннолетнего, его родителей (законных

представителей) либо по ходатайству администрации образовательной

организации или комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Порядок отнесения обучающихся государственных образовательных

организаций Калининградской области и муниципальных образовательных

организаций к категории обучающихся, находящихся в трудной жизненной

ситуации, для реализации ими права на предоставление бесплатного

питания, а также порядок предоставления и рассмотрения заявлений и

ходатайств о предоставлении бесплатного питания устанавливаются

постановлением Правительства Калининградской области.

5) обучающиеся государственных образовательных организаций

подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной

государственной службе, проживающие в образовательной организации.

(Дополнен — Закон Калининградской области от 15.07.2014 г. N 334)

2. Обеспечение питанием обучающихся в государственных

образовательных организациях Калининградской области и муниципальных

общеобразовательных организациях за счет средств областного бюджета

осуществляется в порядке и по нормативам, установленным Правительством

3. Обучающиеся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, обучающиеся с ограниченными возможностями

здоровья, проживающие в организациях, осуществляющих образовательную

деятельность, обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и

жестким инвентарем в соответствии с нормативными правовыми актами

4. Обучающиеся государственных образовательных организаций

Калининградской области по основным образовательным программам

основного общего и среднего общего образования, интегрированным с

дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью

государственной службе, проживающие в образовательной организации,

обеспечиваются форменной одеждой и иным вещевым имуществом

(обмундированием), за счет средств областного бюджета в порядке,

установленном органом исполнительной власти Калининградской области,

осуществляющим государственное управление в сфере образования. (В

редакции Закона Калининградской области от 06.11.2014 г. N 355)

Статья 13. Стипендиальное обеспечение

1. Обучающимся государственных профессиональных образовательных

организаций Калининградской области и государственных образовательных

организаций высшего образования Калининградской области

предоставляются стипендии в соответствии с Федеральным законом «Об

образовании в Российской Федерации».

2. Порядок назначения государственных академических стипендий

студентам, государственных социальных стипендий студентам, обучающимся

по очной форме обучения за счет средств областного бюджета,

устанавливается Правительством Калининградской области.

3. Нормативы для формирования стипендиального фонда за счет

средств областного бюджета устанавливаются Правительством

4. В Калининградской области за счет средств областного бюджета

учреждаются следующие именные стипендии:

1) стипендии Губернатора Калининградской области для одаренных

детей и талантливой молодежи в сфере образования, науки, культуры,

спорта, социально значимой и общественной деятельности;

2) социальные стипендии Губернатора Калининградской области.

Стипендии, указанные в настоящем пункте, назначаются и

выплачиваются в порядке, установленном указами Губернатора

Статья 14. Организация обучения на дому и в медицинских

совместно с органом исполнительной власти Калининградской области,

осуществляющим государственное управление в сфере здравоохранения,

устанавливает порядок регламентации и оформления отношений

государственной и муниципальной образовательной организации и

родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в

длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации

обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в

2. Указанный порядок должен гарантировать доступность обучения по

основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских

организациях для всех обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а

также для детей-инвалидов, проживающих на территории Калининградской

Статья 15. Особенности получения образования для лиц, проявивших

1. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся

способности, органом исполнительной власти Калининградской области,

осуществляющим государственное управление в сфере образования,

организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или)

творческие конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные

мероприятия (далее — конкурсы), направленные на выявление и развитие у

обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей

к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной

(научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности,

физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний,

творческих и спортивных достижений.

2. Обучающиеся принимают участие в конкурсах на добровольной

Взимание платы за участие в региональных олимпиадах и иных

конкурсах не допускается.

3. Для лиц, проявивших выдающиеся способности, предусматриваются

стипендии Губернатора Калининградской области для одаренных детей и

талантливой молодежи в сфере образования, науки, культуры, спорта,

социально значимой и общественной деятельности.

Критерии и порядок отбора лиц, проявивших выдающиеся способности,

порядок предоставления таких денежных поощрений за счет средств

областного бюджета определяются указом Губернатора Калининградской

4. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся

способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности,

научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой

деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, в Калининградской

области создаются государственные образовательные организации

Калининградской области, имеющие право реализации основных и

дополнительных образовательных программ, не относящиеся к типу таких

образовательных организаций. Порядок комплектования указанных

образовательных организаций обучающимися устанавливается учредителями

соответствующих образовательных организаций с учетом уровня и

направленности реализуемых образовательными организациями

образовательных программ, обеспечивающих развитие интеллектуальных,

творческих и прикладных способностей обучающихся в образовательных

Глава 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ

Статья 16. Возмещение расходов педагогическим работникам в

Педагогическим работникам образовательных организаций

Калининградской области и муниципальных образовательных организаций,

проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих

поселках (поселках городского типа), в соответствии с

законодательством Калининградской области предоставляется компенсация

расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения за счет

средств областного бюджета.

Статья 17. Компенсация за работу по подготовке и проведению

единого государственного экзамена

1. Педагогическим работникам образовательных организаций,

участвующим по решению органа исполнительной власти, осуществляющего

государственное управление в сфере образования, в проведении единого

государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной

работы на период проведения единого государственного экзамена,

предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым

законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

2. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого

государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по

подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и

порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются органом

исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим

государственное управление в сфере образования, за счет средств

областного бюджета, выделяемых на подготовку и проведение единого

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за

исключением подпунктов 3, 6 пункта 2 статьи 4 настоящего Закона,

вступающих в силу 1 января 2014 года.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признаются

1) Закон Калининградской области от 5 февраля 1998 года N 48 «Об

2) Закон Калининградской области от 23 марта 1999 года N 117 «О

внесении изменений в Закон Калининградской области «Об образовании»;

3) Закон Калининградской области от 21 декабря 2001 года N 103 «О

4) Закон Калининградской области от 18 октября 2004 года N 429 «О

5) Закон Калининградской области от 12 июля 2006 года N 50 «О

6) Закон Калининградской области от 28 декабря 2006 года N 112 «О

7) статья 1 Закона Калининградской области от 10 декабря 2007

года N 208 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты

8) Закон Калининградской области от 12 мая 2008 года N 240 «О

9) статья 2 Закона Калининградской области от 22 декабря 2008

года N 311 «О внесении изменений в отдельные законы Калининградской

10) Закон Калининградской области от 2 июня 2009 года N 346 «О

внесении изменений и дополнений в Закон Калининградской области «Об

11) Закон Калининградской области от 11 ноября 2011 года N 50 «О

12) статья 1 Закона Калининградской области от 12 мая 2012 года N

108 «О внесении изменений в отдельные законы Калининградской

13) Закон Калининградской области от 22 октября 2012 года N 151

«О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об

14) Закон Калининградской области от 17 декабря 2004 года N 475

«О внесении дополнения в Закон Калининградской области «Об

15) Закон Калининградской области от 10 марта 2005 года N 509 «Об

установлении размера стипендий студентов и учащихся областных

16) статья 23 Закона Калининградской области от 29 ноября 2005

года N 696 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты

17) статья 1 Закона Калининградской области от 24 мая 2006 года N

10 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об

государственных образовательных учреждений Калининградской области

среднего и начального профессионального образования»;

18) Закон Калининградской области от 2 ноября 2007 года N 186 «О

внесении изменения в Закон Калининградской области «Об установлении

размера стипендий студентов и учащихся областных государственных

начального профессионального образования»;

19) Закон Калининградской области от 22 декабря 2008 года N 316

«О внесении изменения в Закон Калининградской области «Об установлении

образовательных учреждений Калининградской области среднего и

начального профессионального образования».

3. С 1 января 2014 года признаются утратившими силу:

1) Закон Калининградской области от 26 марта 2007 года N 124 «О

нормативах бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений»;

2) Закон Калининградской области от 28 декабря 2007 года N 215 «О

внесении изменений и дополнений в Закон Калининградской области «О

3) Закон Калининградской области от 12 мая 2008 года N 241 «О

внесении дополнения в Закон Калининградской области «О нормативах

4) Закон Калининградской области от 10 декабря 2012 года N 175 «О

внесении изменений в Закон Калининградской области «О нормативах

бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений»;

5) Закон Калининградской области от 12 мая 2012 года N 112 «О

нормативе бюджетного финансирования на предоставление услуги по

воспитанию и обучению детей-инвалидов в муниципальных дошкольных

6) Закон Калининградской области от 27 ноября 2002 года N 205 «Об

утверждении региональных нормативов финансирования специальных

(коррекционных) образовательных учреждений — школ-интернатов для

обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

7) Закон Калининградской области от 31 декабря 2003 года N 350 «О

внесении изменений в Закон Калининградской области «Об утверждении

воспитанников с отклонениями в развитии»;

8) Закон Калининградской области от 10 марта 2005 года N 510 «О

региональных нормативов финансирования специальных (коррекционных)

образовательных учреждений — школ-интернатов для обучающихся,

9) Закон Калининградской области от 11 мая 2011 года N 2 «О

нормативных затратах на оказание государственных услуг по реализации

федерального государственного образовательного стандарта общего

образования и оплату услуг по содержанию воспитанников в

10) Закон Калининградской области от 11 ноября 2011 года N 53 «О

внесении изменений в Закон Калининградской области «О нормативных

государственного образовательного стандарта общего образования и

оплату услуг по содержанию воспитанников в государственных

11) Закон Калининградской области от 26 декабря 2012 года N 193

«О внесении изменений в Закон Калининградской области «О нормативных

затратах на оказание государственных услуг по реализации федерального

Смотрите еще:

  • Втб 24 штрафы гибдд За неуплату штрафов (или алиментов) на сумму более 10 тыс. рублей возможно временное лишение водительских прав на срок до погашения всей задолженности. «Не стоит откладывать оплату штрафов за нарушение правил дорожного движения на […]
  • Понятие и виды преступлений против свободы чести и достоинства личности Лекция 3. Преступления против свободы, чести и достоинства личности 3.1. Понятие и виды преступлений против чести и достоинства личности Данную категорию преступлений образуют посягательства, включенные в главу 17 УК РФ. Фактически в […]
  • Субсидии крестьянско-фермерским хозяйствам Как сельхозпроизводителю получить помощь от государства На сегодняшний день сельское хозяйство как никогда нуждается в государственной поддержке. Развитие сельских территорий угасает, престиж сельскохозяйственного труда сходит на нет, […]
  • Исповедь вора в законе русские сенсации Русские сенсации — Исповедь вора в законе смотреть Русские сенсации - Исповедь вора в законе (1.12.2012) О передачи: Программа «Русские сенсации» — это еженедельное документальное приложение к «Программе Максимум». Созданная в лучших […]
  • Аннотированные реестры описей Аннотированные реестры описей Научно-справочный аппарат внутриархивные справочникисправочно-информационные издания Указатели к списку фондов архива: – по алфавиту названий фондов – по фондам местных учреждений XVI–XVIII […]
  • Общее правило категорического силлогизма ПРАВИЛА ТЕРМИНОВ ПРОСТОГО КАТЕГОРИЧЕСКОГО СИЛЛОГИЗМА Из истинных посылок истинное заключение можно получить только в том случае, если соблюдаются правила силлогизма. Этих правил семь: три относятся к терминам и четыре – к […]
  • Пол полу правило таблица 42.Написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ- 43.Слитное и дефисное написание сложных прилагательных Лес оз аготовительное производство, лес оп ильный цех, желез об етонный столб, сельск ох озяйственный работник, нефт еп ерерабатывающий комбинат, […]
  • Как ездить на автомобиле по договору купли продажи Как ездить по договору купли продажи Здравствуйте хотелось бы узнать как мне быть ; купил машину на транзитных номерах они естесвенно просрочены , но я знаю что я её купил 7дней назад и могу ездить в течении 10дней это мне понятно а вот […]