Споры базарова и павла петровича конспект

Оглавление:

План-конспект урока по литературе (10 класс) по теме:
Урок литературы в 10 классе на тему: «Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов — конфликт поколений или конфликт идеологий?» (По роману И.С. Тругенева «Отцы и дети».)

Цель урока: создать условия для осмысления представленного в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» конфликта двух поколений как отражения общественно-политической борьбы 60-х годов 19 века, понимания сущности идейных расхождений между главными героями: Е. Базаровым и П.П. Кирсановым, способствовать переосмыслению понятия «человек и эпоха». На данном уроке используется технология дифференцированного обучения. Для создания ситуации успеха учащимся предлагаются задания двух уровней: на «4» и на «5». Ученик, реализуя свое право выбора, выбирает самостоятельно то задание, которое сможет успешно выполнить.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ

Тема: Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов – конфликт поколений

или конфликт идеологий? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

Цель: Создать условия для осмысления представленного в романе И.С.

Тургенева «Отцы и дети» конфликта двух поколений как отражения

общественно-политической борьбы 60-х годов XIX века, понимания

сущности идейных расхождений между Е. Базаровым и П.П.

Кирсановым, способствовать переосмыслению понятия «человек и

I. Оргмомент. Психологический настрой учащихся.

II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

Отцы и дети… В этих двух словах заключен смысл одной из вечных тем искусства, вечным проблем, которыми занято человеческое общество на протяжении всего своего развития.

Движется время, изменяются люди, на смену одному поколению приходит другое, на пороге «века минувшего» стоит «век нынешний», и все же эта проблема остается неразрешимой. Но в разные времена она то обостряется, то как бы ослабевает.

В эпоху социальных потрясений в процессе переоценки ценностей новым поколением слишком многое из накопленного «отцами» подчас, к сожалению, утрачивается. А ведь только глубокая духовная связь с прошлым дает человечеству будущее.

Прочитав и осмыслив роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», мы поймем противоречия эпохи 60-х годов XIX века, а заодно обогатимся опытом и знаниями, которые нам помогут сориентироваться в эпохе своей.

Сегодня тема нашего урока: «Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов – конфликт поколений или конфликт идеологий? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)».

Наша цель: понять, почему между Базаровым и П.П. Кирсановым возникают разногласия, в чем сущность этих разногласий; выяснить, каков характер конфликта, представленного на страницах романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

III. Индивидуальное сообщение учащегося.

Историческая справка об эпохе конца 50-х – начала 60-х годов XIX века.

Давайте посмотрим, каково же историчекое содержание романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1861 году. события, описанные в этом произведении, происходят с 1855 по 1861 годы. Это был сложный период для России. В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией. Это позорное поражение показало отсталость России и в военном, и в экономическом отношении при столкновении с более передовыми капиталистическими государствами, обнажило основную причину бессилия страны – крепостное право.

Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования. Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления общественной либеральной мысли. В правление Александра II в России процветает образованность различных слоев населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает.

Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности. Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая будет их кормить. Для революционно настроенной молодежи задача несколько усложнялась. Их дело должно было не только обеспечить им существование, но и приносить реальную пользу людям. Любые занятия наукой, научным творчеством должны были иметь и теоретические и практические результаты. Эта настроенность на быстро достижимый практический эффект научной деятельности определила узкий круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки. Увлечение ими объясняется еще и тем, что «религией» революционно-демократической молодежи стал материализм, причем в низшем своем проявлении – вульгарный материализм, начисто отрицавший весь духовный мир человека.

60-е годы XIX столетия – это был период перелома общественного сознания России, когда дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократическим мышлением.

«Отцы и дети» — блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни, образец умения писателя в художественной форме откликнуться на актуальные явления современности.

IV. Работа по новому материалу.

Проследим, как отразились особенности этой эпохи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Как обычно, я предлагаю вам вопросы, разные по степени сложности. а вы выберите для себя те, которые сможете выполнить.

1. Выясним, какие первые впечатления и почему сложились у героев друг с другом.

«4» Какими видят герои друг друга?

( Описание портрета Базарова (гл. II), П.П. Кирсанова (гл. IV)

«5» Что дает описание внешности для понимания характера человека?

(Иронию и спокойствие выдает улыбка Базарова, самоуверенность и ум видны в его лице, мужественность чувствуется в его голосе. Одежда обличает в нем демократизм и простоту привычек, обнаженные красные руки свидетельствуют о всей судьбе человека – суровой и трудовой. То, что это не дворянин, а человек иного круга, Павел Петрович увидел сразу. «Волосатыми», как Павел Петрович назвал Базарова, в то время были ненавистные дворянам разночинцы, плебеи.

В портрете Павла Петровича сразу чувствуется его аристократизм, изысканность вкусов, стремление к франтовству и желчность (раздражительность, злость) его характера. Архаичность и бессмысленность аристократизма сразу бросаются в глаза.

Павел Петрович – человек старого мира, «архаическое явление» — это увидел Базаров. Демократ, нигилист, да еще с уважением к себе – это в свою очередь понял Кирсанов.)

«4» Как проявляются впечатления героев друг о друге?

(Через высказывания героев и их поведение (гл. IV, V, VI, X). Твердость и резкость Базарова выражается в высказывании: «Архаическое явление». Наблюдения Павла Петровича над Базаровым, сделанные сразу же, приводят к холодности приветствия Павла Петровича: «Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил ее обратно в карман». Павел Петрович возненавидел Базарова.)

«5» Почему сложились такие впечатления друг о друге?

(Базаров и Кирсанов принадлежат к разным поколениям, это люди, разные по своему социальному положению и психологическому облику, при всей их сдержанности между ними неизбежно должен возникнуть открытый идеологический конфликт.)

2. Как назревало столкновение между героями?

( Зачитывается отрывок из гл.X.)

3. Разбираем спор между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым в X главе.

Но прежде обратим внимание на слова и выражения в тексте, которые вам могут быть непонятны.

Принцип – убеждение, взгляд на вещи.

Патриархальный – верный отжившей старине, устарелый, традиционный, консервативный.

Обличитель – человек, который суровов порицает, разоблачает, вскрывая что-нибудь неблаговидное, вредное.

«… наши художники в Ватикан ни ногой». – В Ватикане (резиденции пап в Риме) много музеев с ценнейшими памятникаи искусства. Здесь имеются в виду художники-передвижники.

Итак, спор между героями в X главе идет по 4 линиям.

1. Об отношении к аристократии и ее принципам.

2. О принципах деятельности нигилистов.

3. Об отношении к русскому народу.

4. Об отношении к прекрасному.

1) В чем каждый из героев видит заслуги аристократии?

Понимает ли Павел Петрович, кто победил в споре? («Побледнел»)

2) В чем упрекает Павел Петрович нигилистов?

Есть ли у нигилистов принципы?

3) В чем слабая сторона политических взглядов Базарова?

4) Каково отношение героев к народу?

В ком из спорящих «мужик скорее признает соотечественника»? Докажите это текстом романа.

(Отношение к Базарову ребятишек (гл. V), слуг, Дуняши, Фенечки. «Свой брат, не барин,» — вывод крестьян о Базарове. Для Павла Петровича простые люди – грязные мужики, без которых, правда, не обойтись. Поэтому он морщится и нюхает одеколон, когда говорит с ними. Простые люди, в том числе Фенечка, боятся Павла Петровича.)

В речи кого из героев виден «народный дух»?

5) В чем выражается расхождение героев во взглядах на искусство?

Прав ли Базаров в своем отрицании искусства?

6) Каково отношение Базарова к природе?

7) Убеждают ли спорящие друг друга?

8) На чьей стороне автор?

(«Базаров, по-моему, постоянно разбивает Павла Петровича, а не наоборот», — писал И.С. Тургенев одному из своих знакомых. И в этих словах писателя выразилось его понимание духовного превосходства демократа над барством.)

9) Сделаем вывод: могут ли эти герои жить в мире и согласии? Может ли быть между ними примирение и единство?

V. Словарная работа.

Антагонизм – непримиримое противоречие.

Антагонист – непримиримый противник.

Идеология – система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество.

1. Учитывая то, что вы знаете о Базарове и Павле Петровиче Кирсанове, сопоставьте их жизненные позиции.

1) Происхождение, социальная принадлежность.

(Павел Петрович – сын генерала, в жизни шел по проторенной дороге, все ему легко давалось. Он принадлежит к высшему сословию.

Базаров – сын уездного лекаря, внук крепостного крестьянина. «Мой дед землю пахал» — с гордостью говорит герой. Он разночинец, выходец из простого народа.)

2) Степень образованности.

( Базаров – человек твердых демократических убеждений. Павел Петрович не имеет каких-либо убежедний, они заменились привычками, которыми он дорожит. он по привычке толкует о правах и обязанностях аристократии и по привычке доказывает в спорах необходимость «принсипов». Он привык к тем идеям, на которых держится общество, и стоит за эти идеи, как за свой комфорт. Он терпеть не может, чтобы кто-нибудь опровергал эти понятия, хотя в сущности он не питает к ним никакой сердечной привязанности.)

2. В чем смысл сравнения Базарова с Павлом Петровичем?

(И.С. Тургенев поставил демократа Базарова с одним из лучших представителей дворянского класса, показал превосходство демократа над аристократом и тем самым выразил мысль о несостоятельности дворянства.)

1. В чем сущность разногласий между героями? Что это – конфликт поколений или конфликт идеологий?

2. Как отразилась в основном конфликте общественно-политическая борьба эпохи конца 50-х – начала 60-х годов XIX века?

(Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» показывает борьбу мировоззрений двух политических направлений России второй половины XIX века – дворян-либералов и революционеров-демократов. На противопоставлении представителей этих направлений – разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова – построен сюжет романа. Тургенев ставит вопросы, которые волновали передовых людей того времени: в чем расхождение между революционерами-демократами и либералами, как надо относиться к народу, к труду, к науке, искусству, какие преобразования необходимы в обществе, какими путями они могут быть достигнуты. В «Отцах и детях» эти вопросы отражены спорами, «схватками» между Базаровым И павлом Петровичем Кирсановым.)

VIII. Домашнее задание.

Сегодня на уроке мы проследили за развитием конфликта романа в сопоставлении Базарова И П.П. Кирсанова, впереди им предстоит еще одно серьезное столкновение. на следующем уроке мы проследим за развитием конфликта Базарова с миром дворнянства. Для этого вам необходимо прочитать главы XII – XIX и ответить на вопросы:

«4» Какие отношения сложились у Базарова с Одинцовой и почему?

«5» Как выдержал Базаров «испытание любовью»?

План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему:
» Проблема поколений. Сравнительная характеристика Е. Базарова и П.П. Кирсанова» ( по роману И. С. Тургенева » Отцы и дети»)

» Проблема поколений. Сравнительная характеристика Е. Базарова и П.П. Кирсанова» ( по роману И. С. Тургенева » Отцы и дети»)

Предварительный просмотр:

Проблема поколений. Сравнительная характеристика Е. Базарова и П. Кирсанова . ( по роману И. С. Тургенева « Отцы и дети»)

Конспект урока учителя русского языка и литературы МБОУ «Арх- Голицинская СОШ» Михеевой Людмилы Николаевны.

Цели : 1.Совершенствовать умение учащихся составлять сравнительную характеристику персонажей. 2. Уметь определять нравственные и идейные позиции героев произведения. 3. Развивать мышление учащихся, устную речь. 4. Развивать интерес учащихся к чтению романа.

Оборудование : Портрет И. С. Тургенева , презентация « Отцы и дети».

  1. Оргмомент .
  2. Сообщение темы и целей урока.( На экране – портрет И . С . Тургенева) Мы продолжаем изучение романа И . С. Тургенева « Отцы и дети». «Вся моя жизнь – в моих сочинениях» ,- писал он. У Тургенева- особое чувство времени . « Наше время требует уловить современность в ее приходящих образах; слишком запаздывать нельзя». В своих произведениях он « улавливал» то новое , что только зарождалось в русской жизни. Сегодня на уроке мы попытаемся ответить с вами на вопросы: -В чем смысл заглавия романа? -Как и почему идет спор между представителями разных поколений ? Ребята , дома вы составляли сравнительную характеристику образов П. П. Кирсанова и Е. Базарова. 3. Работа по таблице.

Сравнительная характеристика Е. Базарова и П. П. Кирсанова.

4. Философские, общественно-политические взгляды, нравственная позиция

5. Отношение к любви

Конфликт поколений… Эта проблема актуальна во все времена. — В каких произведениях рассмотрена эта проблема? ( Шекспир « Ромео и Джульетта», А. Островский « Гроза» и др.) В середине 19 века ,в канун отмены крепостного права в России, резко обострились споры между либералами и революционными демократами , аристократами и разночинцами. Об этом и рассказывает нам И. С. Тургенев в своем романе.

— Кто из героев романа противостоит друг другу?

-Как называют таких людей? (антиподы)

Антипод –человек , противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам.( Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова )

-Назовите антиподы в русской литературе.( Гринев и Швабрин , Обломов и Штольц , Чацкий и Молчалин…) Сегодня мы проведем сравнительную характеристику новых героев романа.

— 1. Что вы можете сказать о происхождении, социальной принадлежности героев ? П.Кирсанов – дворянин , аристократ , сын генерала ,офицер в отставке, либерал-консерватор. Е. Базаров -сын военного лекаря, имел крестьянские корни, студент мед. Факультета Петербургского университета , разночинец , демократ- нигилист».

2.Портрет. Базаров — «высокого роста в длинном балахоне с кистями». Лицо «длинное и худое ,с широким лбом, сверху плоским , книзу заостренным носом , большими зелеными глазами и висячими бакенбардами песочного цвету…» У него « обнаженные красные руки».

П. П. Кирсанов- во всем внешнем виде «лоск и щегольство» , облик «изящный и породистый», красивые руки с длинными розовыми ногтями .

3. Речь — П. П. Кирсанов употребляет в разговоре французские выражения, речь изысканная ,часто искажает русские слова на иностранный манер (принСипы и др. ) Е. Базаров- говорит просто и бесхитростно, речь простонародна, часто употребляет поговорки и афоризмы.( читаем из текста )

  • Между героями много различий , но , пожалуй , самое главное ,что делает их непримиримыми противниками- это философские позиции каждого.
  • — О чем же спорят наши герои?

    1. Об отношении к дворянству

    П. Кирсанов . Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она в Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения. Их самоуважение важно, так как общество строится на личности

    Е. Базаров. Разговор о том, что аристократия давала Англии свободу – «Старая песня», многое изменилось после семнадцатого века, поэтому ссылка Павла Петровича не может служить доводом. От аристократии нет никому никакой пользы, их основное занятие – ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своем внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм – бесполезное слово. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет.

    2.О принципе деятельности нигилистов

    Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы

    Е. Базаров . Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «ВСЕ». Базаров замечает, что свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня.

    3.Об отношении к народу

    П. Кирсанов . Русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды ( при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

    Е. Базаров . Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс». У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.

    4.О взглядах на искусство

    П. Кирсанов. Новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Художники- передвижники, по его мнению, абсолютно отказывались от традиций. Новые художники « бессильны и бесплодны до гадости».

    Е. Базаров. Отрицает и старое и новое искусство: «Рафаэль гроша ломаного не стоит, да и они не лучше его».

    -Кто одерживает верх в спорах?

    -Имеет ли Базаров право так унизительно судить о своем оппоненте и его « принсипах»? ( Надо уважать чужое мнение , возраст ..)

    5. Отношение к любви. (слайд « Сцена признания в любви Е. Базарова к А. Одинцовой»)

    П. П. Кирсанов всегда пользовался успехом у женщин, ему завидовали мужчины. Он вел активный образ жизни, но все вмиг изменилось, когда в его жизни появилась княгиня Р. , которую Кирсанов повстречал на балу и в которую влюбился страстно. Княгиня довольно скоро охладела к нему, и он чуть с ума не сошел, стал гоняться за ней по всему свету, проявляя малодушие. Измученный этими отношениями, Павел Петрович состарился, поседел и потерял интерес к жизни.

    Базаров же к любви относится весьма холодно. «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина», — замечает он. Любовь показалась испытанием для Базарова… Любовь побеждает эгоизм, просветляет мир, это чувство оказалось не физиологией, как предполагал герой, это чувство потрясает и травмирует. На словах он отрицал любовь, а на деле жизнь заставила её признать.
    Для Базарова подобная же драма означает унижение и воспринимается как проявление позорной слабости.

    6. Образ жизни , интересы.

    Имеются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова, “читать Пушкина — потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою — нелепо”. Павел Петрович, напротив, любит природу, музыку. Искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Все это “романтизм”, “чепуха”. Рассматривая альбом Саксонской Швейцарии, Базаров говорит Одинцовой: “Вы не предполагаете во мне художественного смысла — да во мне действительно его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической”. Базаров пытается развенчать бездейственные „принсипы», не принимает иллюзорную мечтательность, отказываясь от достижений культуры (“Рафаэль гроша медного не стоит”) и утилитарно воспринимая природу.
    Кирсанов и Базаров остаются каждый при своем мнении.
    Базаров — враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Базаров — труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией.

    7.Отношение друг к другу.

    Базаров не должен забывать об уважении к поколению старших. Он перечеркивает всю жизнь П. Кирсанова , который считал, что ведет жизнь благородную и достоин уважения.

    4.Подведение итогов урока.

    — Есть ли победитель в споре?

    -Хотели герои найти истину или просто выясняли отношения?

    -Как вы считаете , на чьей стороне автор? И. С. Тургенев относит себя к поколению «отцов», пытается донести до нас мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Нельзя отрицать весь накопленный человеческий опыт , искусство, религию , духовную сторону жизни общества. Автор пытался донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса между поколениями.

    6. Домашнее задание. Анализ последних глав романа. «Смерть Базарова».

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Данный урок является конечныи результатом исследования краткосрочного учебного проекта по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». Цель урока- презентовать готовый исследовательский продукт.

    Игра проводится в соответствии с регламентом телевизионной игры «Умницы и умники» и состоит из 4 этапов- агонов ( агон – соревнование), в ходе которых определяется агонист – победитель.

    Исследовательская статья о роли и значении портрета в раскрытии характера тургеневского Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети» может заинтересовать учителей литературы старшей школы и .

    Опорный конспект может послужить помощником при подготовке к урокам по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

    Урок литературы (технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»).

    Извечное желание писателя разобраться в том, что происходит в стране,присузе И.С.Тургеневу. Противопоставление двух мировоззрений, двух политических направлений — отражено в романе.

    Урок + презентация на тему: Испытание любовью, болезнью Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

    О чем спорят Евгений Базаров и П.П. Кирсанов в романе Тургенева «Отцы и дети»

    К работе над романом Тургенев приступил в начале августа 1860 года, а закончил его в июле 1861 года. Появились «Отцы и дети» в февральской книге журнала «Русский вестник» за 1862 год.
    В основу романа Тургенев положил конфликт между дворянским либерализмом и революционной демократией во времена отмены крепостного права.
    Между старшими и молодыми поколениями всегда существовали различные разногласия. Это можно объяснить тем, что с течением времени меняется обстановка, влияющая на дальнейшее отношение человека к жизни, формирование его характера. Часто люди старшего поколения оказываются неспособными или не желающими понять новые взгляды и образ жизни. Иногда это непонимание перерастает во вражду. Именно эту вражду мы можем увидеть на страницах этого романа.
    Павел Петрович – типичный представитель дворянского либерализма. Он умен, честен, по-своему благороден. Павел Петрович во всем следует старым принципам. Люди считали его немного самоуверенным, насмешливым, он отличался замечательной красотой.
    В молодости Павел Петрович был светским чиновником, его носили на руках, сам себя он тоже немного баловал. Я думаю, Павла Петровича вполне можно назвать сибаритом, то есть человеком, избалованным роскошью.
    Базарова Тургенев относит к числу революционно-демократических деятелей. Он умен, имеет хорошее образование, увлекается естественными науками. Базаров молод, полон сил, ему скучно там, где он ничем не занят. В отличие от Ситникова, Базаров не стесняется своего происхождения.
    О чем бы не зашел разговор между Павлом Петровичем и Базаровым, они практически никогда не находят общего языка.
    Павел Петрович уважает людей с определенными принципами в жизни, считая, что без них живут лишь пустые и безнравственные люди. Базаров же называет слово «принцип» пустым, иностранным, ненужным словом.
    Различны и их отношения к русскому народу. Павел Петрович упрекает Базарова в презрении к народу, Евгений же утверждает: «… что ж, коли он заслуживает презрения!», хотя часто подчеркивает свою связь с народом: «Мой дед землю пахал», доказывает, что знает и понимает народ гораздо лучше, чем Кирсанов.
    Противоположны взгляды героев на искусство и литературу. Павел Петрович одобряет работы художников, литераторов, а Базаров своими фразами: «Рафаэль гроша медного не стоит!» и «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого литератора» валит Кирсанова наповал.
    Множество разногласий в разговоре Базарова и Павла Петровича можно найти. Именно эти разногласия полностью противопоставляют героев друг другу. На их основании Базаров представлен человеком черствым, грубым к искусству и литературе, самоуверенным.
    Полностью характер героя раскрывается лишь тогда, когда он подходит испытание любовью.
    Павел Петрович всю жизнь любил одну женщину – княгиню Р. Но удача отвернулась от него, и жизнь его не сложилась в любви, хотя любовь имела большое значение в его жизни.
    Базаров вначале романа пренебрегает любовью, считая ее глупостью, по его мнению «лучше камнем быть на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком глаза». И все же он полюбил… Любовь к Одинцовой пробудила другую сторону Базарова – человека страстного, доброго, нежного, одухотворенного любовью. Истинный характер Базарова раскрывается в сцене его смерти. В смерти он реализует то, что не мог реализовать при жизни.
    Я не согласен с Базаровым в его отношении к литературе, искусству, любви. Хотя в остальном я больше разделяю его взгляды, чем взгляды Павла Петровича.
    Базаров – человек дел, а Кирсанов – человек слова. Россия, состоящая из одних Кирсановых, развивалась бы очень долго и односторонне. Именно такие, как Базаров, нужны России для ее развития и процветания. Тургенев сказал: «Когда переведутся такие люди, пускай навсегда закроется книга истории, в ней нечего будет читать».

    91344 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

    Сила и слабость позиции Базарова в споре с Павлом Петровичем (по роману И.С. ТУргенева «Отцы и дети»).

    / Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / О чем спорят Евгений Базаров и П.П. Кирсанов в романе Тургенева «Отцы и дети»

    Смотрите также по произведению «Отцы и дети»:

    Споры Базарова с Павлом Петровичем

    Принято считать, что в словесной схватке либерала Павла Петровича с революционером-демократом Базаровым полная правда остается на базаровской стороне. Между тем на долю победителя достается весьма относительное торжество. Симпатии читателей связаны с Базаровым не потому, что он абсолютно торжествует, а «отцы» бесспорно посрамлены. Обратим внимание на особый характер полемики героев и не совсем обычный нравственно-философский ее результат. К концу романа, в разговоре с Аркадием, Базаров упрекает своего ученика в пристрастии к употреблению «противоположного общего места».

    На вопрос Аркадия, что это такое, Базаров отвечает: «А вот что: сказать, например, что просвещение полезно, это общее место; а сказать, что просвещение вредно, это противоположное общее место. Оно как будто щеголеватее, а в сущности одно и то же». И Базарова, между прочим, можно с таким же успехом обвинить в использовании «противоположных общих мест». Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них, Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без «принс`ипов» могут жить лишь безнравственные и пустые люди, Евгений Васильевич называет «прынцип» бессмысленным, нерусским словом. Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Павел Петрович говорит о Шиллере и Гете, Базаров восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!» и т. д. Базаров прав до известной степени: любые истины и авторитеты должны проходить проверку сомнением. Но «наследник» должен обладать при этом чувством сыновнего отношения к культуре прошлого. Это чувство Базаровым подчеркнуто отрицается.

    Принимая за абсолют конечные истины современного естествознания, Базаров впадает в нигилистическое отрицание всех исторических ценностей. Тургенева привлекает в разночинце отсутствие барской изнеженности, презрение к прекраснодушной фразе, порыв к живому практическому делу. Базаров силен в критике консерватизма Павла Петровича, в обличении пустословия русских либералов, в отрицании эстетского преклонения «барчуков» перед искусством, в критике дворянского культа любви. Но, бросая вызов отживающему строю, герой в ненависти к «барчукам проклятым» заходит слишком далеко Отрицание «вашего» искусства перерастает у него в отрицание всякого искусства, отрицание «вашей» любви — в утверждение, что любовь — «чувство напускное»: все в ней легко объясняется физиологическим влечением, отрицание «ваших» сословных принципов — в уничтожение любых принципов и авторитетов, отрицание сентиментально-дворянской любви к народу — в пренебрежение к мужику вообще. Порывая с «барчуками», Базаров бросает вызов непреходящим ценностям культуры, ставя себя в трагическую ситуацию.

    В споре с Базаровым Павел Петрович прав до известной степени: жизнь с ее готовыми, исторически взращенными формами не уступит произволу бесцеремонно обращающейся с нею личности или группы лиц. Но доверие к опыту прошлого не должно препятствовать проверке его жизнеспособности, его соответствия вечно обновляющейся жизни. Оно предполагает отечески бережное отношение к новым общественным явлениям. Павел Петрович, одержимый сословной спесью и гордыней, этих чувств лишен. В его благоговении перед старыми авторитетами заявляет о себе «отцовский» дворянский эгоизм. Недаром же Тургенев писал, что его роман «направлен против дворянства как передового класса». Итак, Павел Петрович приходит к отрицанию человеческой личности перед принципами, принятыми на веру. Базаров же приходит к утверждению личности, но ценой разрушения всех авторитетов. Оба эти утверждения — крайние: в одном — закоснелость и эгоизм, в другом — нетерпимость и заносчивость.

    Спорщики впадают в «противоположные общие места». Истина, ускользает от спорящих сторон: Кирсанову не хватает отеческой любви к ней, Базарову — сыновнего почтения. Участниками спора движет не стремление к истине, а взаимная социальная нетерпимость. (*113) Поэтому оба, в сущности, не вполне справедливы по отношению друг к другу и, что особенно примечательно, к самим себе. Уже первое знакомство с Базаровым убеждает: в его душе есть чувства, которые герой скрывает от окружающих. «Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку». Однако нет-нет, да и сорвется герой Тургенева, заговорит с преувеличенной резкостью, с подозрительным ожесточением. Это случается, например, всякий раз, когда речь заходит об искусстве. Тут Базарову изменяет хваленая уравновешенность: «Искусство наживать деньги или нет более геморроя!» Почему?

    Не является ли базаровская нетерпимость результатом ощущения скрытой власти искусства над его внешне «нигилистической» душой? Не сознает ли Базаров в музыке и в искусстве силу, самым нешуточным образом угрожающую его ограниченным взглядам на природу человека? И другое. Первый завтрак в Марьине. Базаров «вернулся, сел за стол и начал поспешно пить чай». Каковы же причины поспешности? Неужели внутреннее замешательство и неловкость перед Павлом Петровичем? Уж не «робеет» ли сам Базаров, так трунивший над робостью Николая Петровича? Что скрывается за «совершенно развязною» манерою его поведения, за «отрывистыми и неохотными» ответами? Очень и очень не прост с виду самоуверенный и резкий тургеневский разночинец. Тревожное и уязвимое сердце бьется в его груди. Крайняя резкость его нападок на поэзию, на любовь, на философию заставляет усомниться в полной искренности отрицания. Есть в поведении Базарова некая двойственность, которая перейдет в надлом и надрыв к финалу романа. В Базарове предвосхищаются герои Достоевского с их типичными комплексами: злоба и ожесточение как форма проявления любви, как полемика с добром, подспудно живущим в душе отрицателя.

    В тургеневском «нигилисте» скрыто присутствует многое из того, что он отрицает: и способность любить, и «романтизм», и народное начало, и семейное чувство, и умение ценить красоту и поэзию. Не случайно Достоевский высоко оценил роман Тургенева и трагическую фигуру «беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм».

    Конспект урока по литературе «Идейные споры в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева»

    «Идейные споры «отцов» и «детей» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

    Образовательная : создать условия для выявления основных «точек» идеологического спора между героями романа.

    Развивающая : способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся, развитию речевых навыков, навыков формирования собственной точки зрения.

    Воспитательная : способствовать приобщению к культурному наследию и процессу духовного развития учащихся; воспитанию культуры умственного труда; формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника, высказать свою точку зрения).

    Учитель: Сегодня мы продолжаем знакомство с романом И.С.Тургенева «Отцы и дети». Анализируя первые главы романа вы пришли к выводу, что произведение построено на конфликте.

    Давайте подберем синонимы к этому слову. (Поединок, дуэль, столкновение) Проблема противоречий, конфликтов между поколениями и различными социальными группами общества была, есть и будет актуальна во все времена. В середине 19 века, в канун отмены крепостного права в России, резко обострились идеологические споры между либералами и революционными демократами, аристократами и разночинцами. Об этом и рассказывает Тургенев в своем романе.

    — Так кто же из героев романа противостоит друг другу? (Базаров и П.П.Кирсанов)

    — Как называют таких людей? (антиподы)

    — Дайте определение этому термину.

    Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова,с.26)

    — Назовите самых известных антиподов в русской литературе (Чацкий и Молчалин из комедии Грибоедова «Горе от ума», Гринев и Швабрин из романа Пушкина «Капитанская дочка», Обломов и Штольц из романа Гончарова «Обломов»)

    Учитель: Чаще всего, познавая типологию таких людей, мы проводим сравнительный анализ их образов, т.е. даем им сравнительную характеристику. Давайте вспомним, по какой схеме строится сравнительная характеристика.

    (схема сравнительной характеристики)

    Проверка домашнего задания

    Учитель: Дома вы уже начали сравнивать двух оппонентов в романе – Е.Базарова и П.Кирсанова, работая в четырех группах и заполняя предложенную таблицу.

    Сравнительная характеристика героев романа

    1. Происхождение, социальная принадлежность

    6. Образ жизни, интересы

    7. Отношение друг к другу

    Ответ первой группы, которая находила общие черты у героев.

    1.Сильные личности: всегда уверены в своей правоте, оба не поддаются чужому влиянию, способны подчинить себе других.

    2.Безграничное самолюбие, неумение в спорах прислушиваться к мнению оппонентов.

    3.Взаимная вражда: полное неприятие взглядов и поступков соперника.

    Ответ второй группы о происхождении и социальной принадлежности героев.

    1.П.П.Кирсанов – дворянин, аристократ, сын генерала, гвардейский офицер в отставке, либерал-консерватор.

    2.Е.Базаров – сын военного лекаря, имевшего крестьянские корни (« мой дед землю пахал» и мелкопоместной дворянки, студент медицинского факультета Петербургского университета, разночинец, демократ-нигилист.

    Ответ третьей группы о внешности героев.

    1.Базаров – человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, сверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету…оживилось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». У него «обнаженные красные руки».

    2.П.П.Кирсанов — во внешнем виде его -лоск и щегольство: «темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки». Облик Павла Петровича, как подчеркивает автор, «изящный и породистый». Контраст между ним и Базаровым сразу бросается в глаза, но еще более заметен он, когда Павел Петрович вынимает из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями.

    Ответ четвертой группы об особенностях речи героев.

    1.Важной для раскрытия образов героев романа является их речевая характеристика. Павел Петрович постоянно употребляет в разговоре французские выражения, речь его строго изысканна, однако режет слух то, что он часто искажает русские слова на иностранный манер (принсИпы и др.примеры). Евгений же говорит просто и бесхитростно, не задумываясь о придании своей речи стройности и изящества, его речь простонародна, с частым употреблением поговорок и афоризмов (примеры).

    Учитель: Да, много различий между героями, но, пожалуй, самое главное, что делает их непримиримыми противниками — это идеологические, мировоззренческие позиции каждого. В сравнительной характеристике мы подошли к четвертому пункту, прочитайте его (Философские, общественно-политические взгляды, нравственная позиция).

    Когда ярко проявляется различие этих взглядов? (в спорах).

    «Идейные споры «отцов» и «детей» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

    Учитель: Эпиграфом предлагаю взять слова литературного критика Воровского Вацлава Вацлавовича. Как вы его понимаете? Поможет ли он нам сформулировать цели и задачи урока? (читают эпиграф и комментируют). Цель — выявление основных «точек» идеологического спора между героями романа.

    (эпиграф) Два поколения, сопоставленные Тургеневым в его произведении, расходятся не столько потому, что одни были «отцами», а другие — «детьми», сколько потому, что «отцы» и «дети», в силу обстоятельств, стали выразителями идей различных, противоположных эпох, они представляли разные социальные положения: старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции. Таким образом, этот чисто психологический конфликт перерастает в глубокий социальный антагонизм.

    Б ) Таблица, которая заполняется по ходу урока.

    Урок литературы на тему «Конфликт двух поколений в романе «Отцы и дети»

    Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

    МБОУ «КУСТОВСКАЯ СОШ»

    План-конспект открытого урока

    Цель урока : создать условия для

    раскрытия образов главных героев романа, определения основных

    линий конфликта Базарова и П.П.Кирсанова;

    2) развития речи, внимания, памяти, логического мышления учащихся, навыков работы с текстом;

    3)воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи, уважения мнения товарища.

    Оборудование : учебник-практикум, портрет И.С. Тургенева, роман «Отцы и дети».

    Тип урока : комбинированный

    Каким образом можно охарактеризовать эпоху 50-60 гг. 19 века, т.е. то время, когда создавался и печатался роман « Отцы и дети»?

    Объясните смысл названия романа.

    Назовите представителей «отцов» и «детей» в романе. Запишите их на доске в соответствующую колонку.

    3. Этап актуализации новых ЗУН.

    а) целеполагание ( на основе темы урока попробуйте самостоятельно сформулировать цель урока)

    б) слово учителя: Сегодня на уроке мы попробуем проанализировать отношения, которые складываются между отцами и детьми в романе.

    Между кем в романе разгорается острый спор, конфликт? (между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Васильевичем Базаровым)

    ( конфликт – столкновение, противоборство, противоречие, важное для раскрытия содержания произведения)

    Какой композиционный элемент использует автор во всех главах, где идет спор? (диалог)

    4. Этап усвоения новых ЗУН .

    а) Беседа по вопросам :

    На ваш взгляд, конфликт , представленный в романе односторонний или имеет много линий, много сторон?

    Какие линии, по-вашему, можно выделить?

    б)Запись на доске и в тетради :

    Различие героев в социальном и психологическом облике.

    Идеологический конфликт ( принципы аристократов и нигилистов)

    Спор о русском народе

    Расхождение о взглядах на искусство

    в) Анализ 1 линии спора:

    Знают ли друг о друге Базаров и Кирсановы до встречи? ( только лишь по словам Аркадия)

    Что автор выделяет во внешнем виде Базарова? Что дает портрет для понимания характера самого человека?

    Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?

    Вспомните о происхождении Базарова и Кирсанова. С какой целью Аркадий рассказывает о своем дяде? ( Кирсанов идет по стопам своего отца, а Базаров считает, что каждый человек сам себя воспитывать должен; Для того чтобы вызвать жалость к своему дяде)

    г) Анализ 2-4 линий спора ( работа по группам )

    Прокомментируйте спор Базарова и П.П.Кирсанова в 8 главе. Кто победил, на ваш взгляд, в споре?

    Нигилисты –это кто? Объясните принципы нигилистов? Каковы ,на ваш взгляд, недостатки во взглядах Базаров

    Каким представляют себе характер русского народа П.П.Кирсанов и Базаров?

    Зачитайте и прокомментируйте.

    Кого из них крестьяне скорее признают? Докажите текстом.

    Проследите за речью героев. Что можно отметить в языке Базарова и П.П.Кирсанова?

    В чем расходятся взгляды Базарова и Кирсанова на искусство, природу?

    Вспомните, что говорит Базаров об искусстве в других главах? Как можно оценить позицию?

    Кто является на самом деле противником Базарова в этой линии спора: П.П или Ник.П.?

    д) Обсуждение проблемных вопросов:

    Как вы считаете, можно ли сказать, что Базаров и Кирсанов — типичные представители своего времени?

    Есть ли в этих героях что-то общее? (да, сильное самолюбие, не поддаются чужим влияниям, умеют подчинять себе других)

    Что вы принимаете в Базарове и с чем можете поспорить?

    Как вы считаете, какова авторская позиция относительно Базарова?

    5. Закрепление ЗУН.

    Существует ли в наше время конфликт отцов и детей? Что общего у него с конфликтом в романе?

    6. Подведение итогов.

    7. Д\з: выпишите из романа цитаты, объясняющие отношение героев к любви и к ее месту в жизни человека.

    Урок «Конфликт двух поколений в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» — один из основополагающих уроков при изучении романа.

    Он ставит целью продолжение раскрытия образов главных героев романа, определения основных линий конфликта Базарова и П.П.Кирсанова, выяснения точек зрения героев по всем линиям.

    Разнообразные приемы и формы работы, использованные на уроке, развивают устную и письменную речь учащихся, их творческое и логическое мышление, развивают навыки работы с текстом произведения.

    Кроме того, содержание урока актуально, так как заставляет детей задуматься , существует ли в наше время конфликт отцов и детей, что общего у него с конфликтом в романе.

    • Симонова Елена Васильевна
    • 1129
    • 12.01.2015

    Номер материала: 289979

    Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Спор поколений: Базаров и Павел Петрович Кирсанов (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

    Как посравнить да посмотреть

    Век нынешний и век минувший.

    А. Грибоедов. Горе от ума

    В своем романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев сумел отобразить противоречия, возникшие в обществе накануне падения крепостного права, в том числе и обострение клас­совой борьбы в стране. В спорах и столкновениях двух героев романа — Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, Тургенев воплотил основной конфликт «отцов» и «детей», который, наметившись в начале произведения, постепенно углубляется и перерастает из конфликта поко­лений в конфликт разных общественных сил: дворянской интеллигенции (Кирсанов) и нового класса революционеров-демократов (Базаров).

    Несмотря на споры и столкновения, в характерах База­рова и Павла Петровича много общего. Сильные черты их личностей выгодно выделяют этих людей из достаточно серой массы окружающих. Возможно, именно поэтому они умерены в правильности своих убеждений и умеют их от­стаивать, не поддаваясь чужому влиянию.

    На страницах романа столкнулись люди, имеющие раз­ные, порой противоположные мнения по различным воп­росам, и мы понимаем, что они никогда не договорятся, поскольку безграничное самолюбие каждого, «сатанинская гордость» не дают соглашаться им со взглядами оппонен­та, а взаимная вражда (неприятие не только убеждений друг друга, но и зачастую — личностных особенностей) углубляет этот конфликт.

    Различие социального положения Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова накладывает свой отпеча­ток не только на внешний вид героев, но и на манеру их поведения, речь.

    Разночинец по происхождению (сын полкового лека­ря), Базаров выступает принципиальным противником всего дворянства, понятий дворянского общества, а осо­бенно — романтического, либерального идеализма. Он — нигилист, а это значит, что он ничего не принимает на веру, для него не существует признанных авторитетов: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полез­ным. В теперешнее время полезнее всего отрицание, — мы отрицаем». Поэзия и искусство, по мнению Евгения, бесполезные занятия, поэтому он отвергает их не заду­мываясь. Своеобразно и его отношение к природе, кото­рая для него лишена романтической таинственности и загадочности: «Природа — не храм, а мастерская, и че­ловек в ней — работник». Все на свете Базаров хочет проверить опытным путем, доверяя лишь разуму и эк­сперименту, отвергая чувства, поэтому часто говорит вещи не только неприятные, но и обидные окружающим.

    Бесконечно веря в науку, которая, как ему кажется, по­может человеку проникнуть во все тайны жизни, Базаров считает, что личностные различия между людьми — такая же «гниль и художество», как и искусство, «роман­тизм»: «Все люди друг на друга похожи телом, так и душой, и так называемые нравственные качества одни и те .же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». И в этом он противоречит сам себе, поскольку стремится утвердить себя как личность, не похожую на других.

    Гордясь тем, что понимает народ и умеет разговаривать с мужиками, Базаров в то же время резко отзывается о народе, указывая на его консерватизм, невежество, леность.

    Павел Петрович Кирсанов — дворянин, он аристократ, бывший «светский лев», который в молодости сделал блестящую карьеру офицера, но впоследствии погубил свою жизнь из-за несчастной любви к легкомысленной княгине Р. В образе этого героя Тургенев воплотил лучшие черты русского дворянства: порядочность, чест­ность, высокую культуру. Много внимания уделяет Кир­санов-старший своему внешнему виду: даже в деревне он одет по последней моде.

    Павел Петрович любит народ, «всегда вступается за кре­стьян», прославляет крестьянскую семью, религиозность, патриархальность, однако он чужд народу, не умеет об­щаться с мужиками, которые его не понимают, сторонятся, чувствуют в нем «барина» (и они правы). Материал с сайта //iEssay.ru

    По мнению Павла Петровича, аристократия является движущей силой общества, лишь ей под силу изменить жизнь России путем реформ. Ставя традиции превыше всего, он утверждает: «Мы люди старого века, мы пола­гаем, что без принсипов. шагу ступить, дохнуть нельзя». Базаров резко высмеивает «принсипы» и авторитеты Кир­санова, поскольку не видит в аристократах никакой пользы. Он также выступает против болтовни и либе­рального обличительства: «Болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда». Отрицая пустую терми­нологию, устаревшие догмы «барской» культуры, Базаров стоит за вмешательство в несовершенную жизнь, а не за отстранение от нее в тень высоких рассуждений о само­уважении и чувстве собственного достоинства: «Вот вы уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для общества? Вы бы не уважали себя и то же бы делали».

    И все же, смеясь над убеждениями Павла Петровича, Базаров, на мой взгляд, мало что им противопоставляет. Он действует как разрушитель, готовя площадку для нового, но кто это новое будет строить, он не знает.

    А Кирсанов, ненавидя весь стиль поведения Базарова, ого развязность, неуважение к авторитетам, все же понима­ет, что время «отцов» уже проходит, а на смену ему идет нечто новое, прогрессивное.

    Роман Тургенева «Отцы и дети» не только отразил це­лую эпоху в жизни России со всеми ее конфликтами и достижениями, но и заострил внимание современников на необходимости изменений в русском обществе. Значение романа и в том, что он не потерял своей актуальности до сегодняшнего дня из-за яркого отображения конфликта между «детьми» и «отцами», которые будут спорить друг с другом, наверное, во все времена.

    Смотрите еще:

    • Наиболее опасные преступления Наиболее опасные преступления в Москве совершают гастарбайтеры В Москве подавляющее большинство тяжких преступлений и изнасилований совершают приезжие. Об этом в интервью газете «Комсомольская правда» сообщил начальник ГУВД Москвы, […]
    • Федеральный закон о средней школе Права учащихся ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, иными международными конвенциями и действующим законодательством РФ. 1. Учащийся имеет право на: 1.1. На свободу […]
    • Проводы на пенсию от пионеров Autouristi.ru Сценка проводы на пенсию женщине прикольные Home Блог Сценка проводы на пенсию женщине прикольные Сценарии юбилея А теперь откроем нашу копилку с новинок самых популярных сценариев, проводимых в кафе, и это: В качестве […]
    • Приказ об аттестации в мвд Приказ МВД России от 21 декабря 2015 г. № 1207 “О внесении изменений в Порядок проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 14 марта 2012 г. № 170” Внести изменения в […]
    • Медицинский стаж сохраняется если Какой перерыв должен пройти между увольнением и устройством на работу, чтобы не прервался медицинский стаж? Здравствуйте, меня зовут Наталья, я работаю мед сестрой в больнице,но в связи с переездом в другой город, я должна уволиться. Имею […]
    • Ставки налога на прибыль в санкт-петербурге Ставки налога на прибыль в 2018-2019 году Общая ставка по налогу на прибыль организаций Размер налоговой ставки в федеральный бюджет в бюджеты субъектов РФ 2% (до 2017), 3%(с 2017 года) 18% (до 2017), (17% с 2017 года) Законами […]
    • Если не оплатить штраф за неправильную парковку Если не оплатить штраф за неправильную парковку Начальник Дирекции администрирования и контроля нарушений парковок ГКУ "АМПП" Константин Середа побывал в гостях у радиостанции "Говорит Москва" и ответил на вопросы слушателей по штрафам […]
    • Закон владимирской области 11-оз 2003 Закон Владимирской области от 14 февраля 2003 г. N 11-ОЗ "Об административных правонарушениях во Владимирской области" Закон Владимирской области от 14 февраля 2003 г. N 11-ОЗ "Об административных правонарушениях во Владимирской области" […]