Сакральное правило

Слово сакральный

Слово сакральный английскими буквами(транслитом) — sakralnyi

Слово сакральный состоит из 10 букв: а а й к л н р с ы ь

  • Буква а встречается 2 раза. Слова с 2 буквами а
  • Буква й встречается 1 раз. Слова с 1 буквой й
  • Буква к встречается 1 раз. Слова с 1 буквой к
  • Буква л встречается 1 раз. Слова с 1 буквой л
  • Буква н встречается 1 раз. Слова с 1 буквой н
  • Буква р встречается 1 раз. Слова с 1 буквой р
  • Буква с встречается 1 раз. Слова с 1 буквой с
  • Буква ы встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ы
  • Буква ь встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ь
  • Значения слова сакральный. Что такое сакральный?

    САКРАЛЬНЫЙ САКРАЛЬНЫЙ (от новолат. sacrum— крестец, из позднелат. os sacrum, букв.— священная кость), крестцовый, относящийся к крестцу. Напр., С. позвонок — крестцовый позвонок, С. область — область крестца.

    Биологический энциклопедический словарь. — 1986

    САКРАЛЬНЫЙ (от новолат. sacrum — крестец, из позднелат. os.sacrum, букв.- священная кость), крестцовый, относящийся к крестцу. Напр., С. позвонок — крестцовый позвонок, С. область — область крестца.

    Сакральный образ — в религиозных культурах совокупность представлений об индивидуальной форме существования сакрального (см. Сакральное). В С.о. идея сакрального получает иконическое выражение и претворяется в чувственно доступные формы.

    Сакра́льный; кр. ф. -лен, -льна.

    Орфографический словарь. — 2004

    САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ — сакрализованное восприятие сторон света в соответствии с этноцентристской мировоззренческой парадигмой. Принцип сакрализации оси Восток — Запад соотносится с визуальной фиксацией движения Солнца.

    Символы, знаки, эмблемы. — 2005

    Сакральная география — совокупность представ лений о качественном пространстве у древних. Современная геополитика руководствуется типологически сходным понимаем пространства, только выражает это в рациональной естественнонаучной форме.

    Дугин А. Геополитический глоссарий

    Сакральная география — совокупность представлений о качественном пространстве у древних. Современная геополитика руководствуется типологически сходным пониманием пространства, только выражает это в рациональной естественнонаучной форме.

    Платонов Ю. Народы мира в зеркале геополитики

    Сакральная геометрия (от лат. sacralis — священный, обладающий святостью, признаваемый божественным) — совокупность религиозных и/или мифологических представлений о формах и пространстве мира, его гармонии, упорядоченности, пропорциональности.

    Сакральная клятва была введена для публичного оглашения права заявителей на иск. Процесс установления права использовался, когда на исковое заявление истца ответчик отвечал встречным заявлением.

    Сакральная цивилизация (от слова «sacrum», «sacro» (лат.) — «священный», «святой», «освященный») — такая цивилизация, которая ставит во главу божественные культы, религиозные ценности и обряды…

    Дугин А. Политическая философия

    Сакральная цивилизация (лат. «sacrum», «sacro», «священный», «святой», «освященный») — цивилизация, которая ставит во главу божественные культы, религиозные ценности и обряды…

    САКРАЛЬНОЕ САКРАЛЬНОЕ, священное, святое (лат. sacer) — мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости…

    Сакра́льное (от англ. sacral и лат. sacrum — священное, посвященное богам) — в широком смысле всё имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий.

    САКРАЛЬНОЕ — чувство религиозного. Как правило, понятие сакрального связывается с тем, что превосходит собой человека, вызывая у него не только уважение и восхищение, но и особенное рвение…

    Евразийская мудрость от А до Я

    САКРАЛЬНОЕ — чувство религиозного.Как правило, понятие сакрального связывается с тем, что превосходит собой человека, вызывая у него не только уважение и восхищение, но и особенное рвение…

    Жюлиа Д. Философский словарь. — М., 2000

    Примеры употребления слова сакральный

    У нее, видимо, иной сакральный смысл.

    Но в жизни он прежде всего чувствовал себя художником, отождествляя себя с творчеством, которое рассматривал как миссию, жизненное назначение, сакральный акт.

    Персонажи появляются и исчезают неожиданно, изъясняются загадками, как печенье с предсказаниями, а смерти жены героя может быть уделено в истории меньше внимания, чем его отношениям с имеющей для него глубочайший сакральный смысл пуговицей.

    Сакральное правило

    Александр Дугин.
    Опубликовано в «Литературной газете»

    Главной политической, социальной, психологической и даже экономической проблемой современной России является проблема сакрального. К этому термину, обозначающему «святое», «священное» в самом широком смысле, сводятся нити всех нерешенных и нерешаемых вопросов, всех коллизий, всех бед и всех успехов. А раз так, то мы обязаны внимательно вдуматься в смысл этого понятия. Что такое сакральное?

    В обыденной жизни человеческая душа дремлет, вяло растекаясь по множеству бытовых проблем, следуя за инстинктами тела, ищущего, где теплее, комфортнее и слаще, или императивами холодного рассудка, непрерывно вырабатывающего жесткие стратегии, направленные в конечном итоге к тому же достижению индивидуального телесного комфорта с приятной эмоциональной окраской. Душа сегодня холодна и фрагментарна, расслаблена и, как правило, пуста. Даже ночью, когда мы ныряем в сновидения, узы тела и рассудка держат нас в темнице обрывков дневных проблем, низких желаний и плоских перверсий. Душа не сознает себя в таком ритме и уныло тащится от рождения к смерти, почти не напоминая о себе.

    Но есть и исключения: душа может пробудиться, воспрянуть, восстать, развернуться на всю свою солнечную глубину. Это как землетрясение, мгновенная вспышка, ни с чем не сравнимое горячечное острое чувство.

    Сакральное — это момент пробуждения, точка кипения души.

    В древних цивилизациях сакральное пропитывало все уровни жизни — от обрядов и культов до политики, ведения хозяйства и быта. Потому что древние имели весомую крупную душу — всеобщую и безмерную, мировую, — почитали ее, старались проживать жизнь в онтологическом бодрствовании и интенсивном восприятии окружающего бытия. Сакральное смотрело на древнего человека со всех сторон — звездными глазами ночного неба, водами ручьев и ключей, травами и деревьями, зверями и птицами, другими людьми, предметами культа и повседневной жизни («ангел простых человеческих дел» Н.Клюев). Сакральное внушало ужас и восторг, трепет и нежность, увлекая человека в многомерные миры интенсивного внутреннего бытия, с виражами и пропастями, с парением и падением. Сакральное никогда не было однозначным, не измерялось шкалой «хорошо-плохо», «приятно-неприятно», «выгодно-невыгодно»; оно заведомо по ту сторону противоположностей — движение к раю обнажает ад, интерес к аду заставляет задуматься о рае.

    Но рай и ад — элементы развитых рационализированных религий: первичный опыт сакрального лежит вообще вне этих категорий, это просто сверхинтенсивный поток внутреннего бытия души, ее света и ее тьмы, пробивший плотину рутинного, полумертвого, механического существования. Опыт этот не поддается моральной оценке: он либо есть, либо его нет, он не бывает ни благим, ни злым, это рождение — человек появляется на свет, и это факт, а кем он станет, сколько проживет и чем кончит, заведомо предсказать невозможно. В соприкосновении с сакральным душа просто рождается, это начало, а как сложится ее дальнейший путь, как она будет двигаться в этом новом интенсивном пространстве — и будет ли двигаться вообще, — никто не знает.

    Смысл современности состоит в десакрализации мира, в «расколдовывании мира» («le desenchentment du monde»). Программа западноевропейской цивилизации уже многие века состоит в последовательном геноциде души, очищении человеческого бытия, цивилизации, науки, культуры и даже религии от малейших признаков сакрального. Сакральное осмеивается, приравнивается к предрассудкам, опровергается, разоблачается, уничтожается. С каким внутренним превосходством и снисходительностью мы смотрим на аборигенов Австралии, склоняющихся в трепете перед кристалликами кварца, или на нищих индусских факиров, прокалывающих себе торс за горстку монет вязальными спицами: Западный человек изгнал свое собственное сакральное из своей жизни и отныне «получил право» смеяться над «отсталостью» остального мира, «цивилизовывать» и эксплуатировать его.

    Сегодня Запад приступает к завершающей стадии «расколдовывания мира» — к глобализации. Запад перестает быть только Западом, он хочет стать глобальным, а значит, сакральное подлежит испарению во всех уголках мира — там, где оно еще осталось. Да, у народов слаборазвитых и вообще неразвитых стран мало денег, нет памперсов и кондиционеров. Но зато у них осталась душа, и мир, видимый через фокус души, вполне заменяет им искусственные и плоские, фиктивные по сути, блага западной цивилизации. Один раз посмотреть на священный восход солнца над Замбези глазами африканского колдуна достаточно, чтобы сказать о себе «я прожил жизнь». Душа открывается во все стороны — вглубь, вширь, ввысь, вовне и вовнутрь, и в черном человеке рождаются звездные искры, и темный эшелон сумрачных божеств проходит сквозь его нежно-бледно-розовый мозг цвета вскрытого кокосового ореха, обезьяны пронзительно орут в его душе, и перья несуществующих птиц гладят напряженные нервы. Увидеть Замбези и умереть: «Новый мировой порядок» намеревается всерьез покончить со всем этим. И что делать теперь России?

    Это не ново, десакрализация идет у нас не одно столетие. Ужас начался еще в XVII веке как раз Великим постом, когда патриарх Никон ввел церковные новины. Хотел ли он того, что получилось, нет ли, но факт остается фактом: на соборе 1666-1667 годов Святая (сакральная) Русь была упразднена, мы встали на западный путь, приступив к геноциду души, русской народной души (сам Никон тогда же и был низвергнут окончательно). И до Петра было уже рукой подать.

    Но сакральное жило в народе, пряталось, шло на добровольные гари в Палеостров, скрывалось в скитах, бегах, норах, преданиях, сказаниях, сказках. Оно жило в сердце русского человека, опьяненного душой, унесенного духом священных невидимых вод. Мало-помалу сакральное стало давать о себе знать. В XIX веке оно начинает смутно шептать в славянофилах и народниках, в тщательных собирателях народного творчества и путаных национальных сектах, в художниках и композиторах, в Достоевском и Константине Леонтьеве. Сквозь внешнюю оболочку отчужденной романовской системы и казенного православия стали проступать истинные энергии Руси, живые узлы души ее.

    Вылился этот порыв в большевизме, платоновский Чевенгур стал странной и невнятно сладостной инкарнацией Невидимого Града. Вопреки сугубо рациональной материалистической схоластике большевики открыли совершенно иные шлюзы — и воды сакрального хлынули со всей их невероятной силой. Сталинский период более напоминает Древний Вавилон или Персию с сакральными царями, торжественными процессиями, головокружительными монументами. Странная смесь архаического, древнейшего, донно-душевного и рассудочного, прагматического, технически оснащенного.

    Советский период нельзя оценивать плоско: он явно имел свою сакральность, которая, однако, постепенно выдохлась, испарилась, ведь зафиксироваться в столь противоречивой и внешне материалистически-атеистической теории тонкому опыту глубинного восприятия мира было чрезвычайно трудно (трагичные судьбы Платонова, Клюева, Устрялова, Павла Васильева и тысяч других выразителей советской неосакральности показательны). Остывание советской души началось в 60-е, а закончилось только вчера. От СССР осталась бледная разлагающаяся туша КПРФ, экспонат морга идеологий.

    Но что же делать сегодня России? Опустить руки? Устраниться от проблемы? «Действовать по обстоятельствам»? Отчаянно вписываться в «золотой миллиард»? Поставить останки сакрального по дэмпинговым ценам в Европу вместе с нефтью и газом? К этому призывают либералы, аналитики, реформаторы, СМИ и шоу-бизнес.

    Чтобы федеральные округа стали надежными истинными скрепами страны, а не новыми синекурами для второсортных чиновников, чтобы спецслужбы ловили бы врагов и шпионов, а не «крышевали» жуликов и разбойников, чтобы консервативная идея была бы горячей и живой, а не бледным недоумочным уродством, искусственно наляпанным трясущимися от ужаса либералами, чтобы хозяйство процветало бы, нам необходимо вернуться к сакральному порядку во всей его полноте и объеме.

    Русская нефть и русский газ сакральны, они не должны принадлежать кучке сомнительных олигархов с кривыми, испуганными физиономиями или извилистым гладкобедрым чиновникам. Это часть национального бытия — в нефть вложили свою энергию миллиарды древних живых существ, да, они сгнили, но ничто живое не исчезает бесследно — их жизнь питает сегодня прожорливые желудки машин. Газ тоже не сам по себе — есть мистерия газа, не случайно его открыли алхимики (Ван Гельмонт), героические носители сакрального в остывающей Европе.

    Россию спасет только революция, сакральная, тотальная революция, сотворенная солнечными земными крайними энергиями пробудившейся души.

    Сакральное

    Сакра́льное (от англ. sacral и лат. sacrum — священное, посвященное богам) — в широком смысле всё имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений. Сакральные объекты имеют не только материальное измерение, но и духовное, связаны с высшим миром. Сакральное искусство воплощает идеи и образы Божественного. В западно-европейской традиции Ars Sacra (сакральные искусства) — все художественные предметы, имеющие отношение к богослужению, преимущественно церковная утварь. Сакральное время не подчиняется установленным физическим законам, предполагает особое исчисление, определяет порядок ритуалов. Сакральное пространство — среда общения человека с высшим миром, Божественным и потусторонним. Сакральные тексты содержат основы религиозного учения и могут быть объектом поклонения. Сакральные действия — это, как правило, богослужение и религиозные обряды. Сакральное включает не только сферу религиозного, но и широкий спектр представлений, относящихся к магии, эзотерике, мистике и холистическим учениям. В последнее время этот термин популярен среди представителей право-националистических движений, которые противопоставляют сакральное, как жизненный принцип, меркантильности общества потребления. Сакральное противоположно профанному, то есть, мирскому, повседневному. Термин получил широкое распространение в гуманитарных науках, в частности, благодаря работам М. Элиаде.

    Содержание

    Святое, священное, сакральное — сравнение понятий

    Святость — это атрибут Божества и Божественного. Святое — это обладающее Божественными качествами или уникальными благодатными свойствами, близкое или посвященное Богу, отмеченное Божественным присутствием. В православном христианстве святость — это онтологическая характеристика, подразумевающая внутреннее преображение, восстанавление первозданной нетленности, для людей — восстановление Образа Божия, обожение.

    Священное обычно означает конкретные предметы и действия, посвящённые Богу или богам, и используемые в религиозных ритуалах, священнодействиях. Значения понятий священное и святое частично перекрываются, однако священное выражает в большей степени религиозное предназначение предмета, чем его внутренние свойства, подчеркивает его отделенность от мирского, необходимость особого к нему отношения.

    В отличие от обоих предыдущих понятий, Сакральнoе появилось не в религиозном, а в научном лексиконе и используется при описании всех религий, включая язычество, первоначальные верования и мифологию. Сакральное — это калька с английского sacral, появившаяся в русском языке относительно недавно. Сакральное — это все, что создает, восстанавливает или подчеркивает связь человека с потусторонним.

    Литература

    • Беккер Г. Современная теория священного и светского и ее развитие// Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении/ Под ред. Говарда Беккера и Алвина Боскова. М.: Изд-во иностранной литературы, 1961
    • Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М.: ОГИ, 2003
    • М. Элиаде. Сакральное и профанное. М., 1994
    • Жирар Р. Насилие и священное. М.: НЛО, 2000 (2-е изд. — 2010)
    • Т. Буркхард. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М., 1999
    • Р.Отто . Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб., 2008
    • А. М. Лидов. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. М., 2009
    • М. А. Пылаев. Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и философии XX века. Москва: Российский гос. гуманитарный университет, 2011—216 с.
    • С.Н. Зенкин. Небожественное сакральное: Теория и художественная практика. – М.: РГГУ, 2012
  • А. П. Забияко. Сакральное // Культурология. XX век. Энциклопедия. — СПб.: Университетская книга, 1998
  • Этимология и семантика слова ‘святость’ // Полный Церковно-славянский словарь. М., 1993, с.584; Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1. М., 1995, с.7-9, 441—442
  • Сайт «Иеротопия», электронная библиотека статей о сакральных пространствах и других явлениях сакрального
  • А. Г. Дугин.Сакральное
  • Патрик Труссон. Сакральное и миф
  • А. П. Забияко. Сакральное как категория феноменологии религии М. Элиаде
  • Ю. П. МиролюбовСакральное Руси. Соч. Т. I. — М., «Золотой Век», 1996 г
  • Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое «Сакральное» в других словарях:

    САКРАЛЬНОЕ — САКРАЛЬНОЕ, священное, святое (лат. sacer) мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему… … Философская энциклопедия

    САКРАЛЬНОЕ — чувство религиозного. Как правило, понятие сакрального связывается с тем, что превосходит собой человека, вызывая у него не только уважение и восхищение, но и особенное рвение, которое Отто в сочинении «Сакральное» (1917) определяет как «чувство… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    САКРАЛЬНОЕ — (SACRED) По Э. Дюркгейму, все религиозные убеждения так или иначе классифицируют явления, относя их либо к области сакрального (священного), либо к области профанного (светского). К области сакрального относятся те явления, которые… … Социологический словарь

    Сакральное — – то, что люди почитают за экстраординарное, приводящее в чувство трепета и благоговения … Словарь-справочник по социальной работе

    САКРАЛЬНОЕ — (от лат. sacrum священное) все то, что относится к культу, поклонению особо ценным идеалам. Сакраментальное освященное, святое, заветное. С. противоположно светскому, профанному, мирскому. То, что признано святыней, подлежит безусловному и… … Современный философский словарь

    Сакральное и искусство Символизм — Обложка американского издания «Символизм, сакральное и искусство» (англ. Symbolism, the sacred, and the arts) сборник эссе румынского историка религий Мирчи Элиаде, анализирующих взаимосвязь между религией и искусством. Сборник начинается с… … Википедия

    Культурология. XX век. Энциклопедия . 1998 .

    Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .

    сакральное — 1. Понятие Coro и противопоставление Coro и профанного распространилось в социальных науках ок. ста лет назад, в частности благодаря работам Э. Дюркгейма. А. Юбер и М. Мосс одними из первых стали употреблять слова «Сое» и «профанное» как… … Словарь средневековой культуры

    сакральное — СВЯТОЕ, священное, сакральное (лат. sacer, франц. sacre, англ. sacred) категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    САКРАЛЬНОЕ

    Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

    Смотреть что такое «САКРАЛЬНОЕ» в других словарях:

    САКРАЛЬНОЕ — (от лат. “посвященное богам”, “священное”, “запретное”, “проклятое”) святое, священное, важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия и состояния сущего, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной… … Энциклопедия культурологии

    Сакральное — (от англ. sacral и лат. sacrum священное, посвященное богам) в широком смысле всё имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей,… … Википедия

    САКРАЛЬНОЕ — чувство религиозного.Как правило, понятие сакрального связывается с тем, что превосходит собой человека, вызывая у него не только уважение и восхищение, но и особенное рвение, которое Отто в сочинении «Сакральное» (1917) определяет как «чувство… … Философский словарь

    Что такое «сакральное»: значение и толкование слова Сакральные знания Сакральное место

    Конец XX — начало XXI века — это уникальное во многих отношениях время. Особенно для нашей страны и для ее духовной культуры в частности. Крепостные стены прежнего миросозерцания рухнули, и над миром русского человека взошло неведомое дотоле солнце заграничной духовности. Американский евангелизм, восточные культы, разного рода оккультные школы за минувшие четверть века успели глубоко пустить корни в России. Это имело и положительные стороны — сегодня все больше людей задумываются над духовным измерением своей жизни и стремятся гармонизировать ее с высшим, сакральным смыслом. Поэтому очень важно понять, что такое сакральное, запредельное измерение бытия.

    Этимология слова

    Происходит слово «сакральный» от латинского sacralis, что означает «священный». Основа sac, по-видимому, восходит к праиндоевропейскому saq, вероятное значение которого — «ограждать, защищать». Таким образом, первоначальная семантика слова «сакральный» — это «отделенный, защищенный». Религиозное сознание со временем углубило понимание термина, внеся в него оттенок целенаправленности такого отделения. То есть священный — это не просто отделенный (от мира, в противоположность профанному), а отделенный с особой целью, как предназначенный к особому высшему служению или употреблению в связи с культовыми практиками. Аналогичное значение имеет и еврейское «кадош» — святой, освященный, священный. Если речь идет о Боге, слово «сакральный» — это определение инаковости Всевышнего, его трансцендентности по отношению к миру. Соответственно, как связанный с этой трансцендентностью, любой посвященный Богу предмет наделяется качеством священности, то есть сакральности.

    Области распространения сакрального

    Его область может быть чрезвычайно широка. Особенно в наше время — в бум расцвета экспериментальной науки сакральный смысл придается порою самым неожиданным вещам, например, эротике. С древности нам известны священные животные и священные места. Бывали в истории, впрочем, они еще и сегодня ведутся, сакральные войны. А вот что означает сакральный политический строй, мы уже подзабыли.

    Сакральное искусство

    Тема искусства в контексте сакральности является чрезвычайно обширной. Фактически, она охватывает все виды и направления творчества, не исключая даже комиксы и моду. Что нужно сделать, чтобы понять, что такое сакральное искусство? Главное — усвоить, что цель его заключается либо в передаче священного знания, либо в служении культу. В свете этого становится понятно, почему иногда картина может быть приравнена, скажем, к священному писанию. Важна не природа ремесла, а цель применения и, как следствие, содержание.

    Виды такого искусства

    В западноевропейском мире священное искусство называлось ars sacra. Среди различных его видов можно выделить следующие:

    — Сакральная живопись. Под этим подразумеваются произведения искусства религиозного характера и/или предназначения, например, иконы, статуи, мозаики, барельефы и т. п.

    — Сакральная геометрия. Под это определение подпадает весь пласт символических изображений, как, например, христианский крест, иудейская звезда «маген Давид», китайский символ инь-ян, египетский анкх и т. д.

    — Сакральная архитектура. В данном случае имеются в виду постройки и здания храмовых, монастырских комплексов и вообще любые сооружения религиозного и мистериального характера. Среди них могут быть самые незатейливые образцы вроде навеса над святым колодцем или же весьма внушительные монументы типа египетских пирамид.

    — Сакральная музыка. Как правило, под таковой подразумевается культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов — литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр. Кроме того, иногда сакральными называют небогослужебные музыкальные произведения, по своей смысловой нагрузке имеющие отношение к сфере трансцендентного, либо созданные по мотивам традиционной духовной музыки, как, например, многие образцы new age.

    Есть и другие проявления священного искусства. Фактически, все его области — кулинария, литература, шитье одежды и даже мода — могут иметь сакральное значение.

    Кроме искусства, качеством освященности наделяются такие понятия и вещи, как пространство, время, знание, тексты и физические действия.

    Сакральное пространство

    Под пространством в данном случае могут подразумеваться две вещи — конкретное здание и сакральное место, не обязательно связанное с постройками. Примером последнего могут служить священные рощи, которые были очень популярны в прежние времена языческого владычества. Сакральным значением и сегодня обладают многие горы, холмы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Часто такого рода места обозначают специальными знаками — флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Их значение обусловлено каким-либо чудесным событием, например, явлением святого. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам — духам и др.

    Другой пример сакрального пространства — храм. Здесь определяющим фактором священности чаще всего становится уже не святость места как такового, а обрядовый характер самого сооружения. В зависимости от религии, функции храма могут слегка различаться. Например, где-то это всецело дом божества, который не предназначается для народного посещения с целью поклонения. Воздаяние почестей производится в таком случае снаружи, перед храмом. Так дело обстояло, например, в древнегреческой религии. На другом полюсе стоят исламские мечети и протестантские дома молитвы, которые представляют собой специализированные залы для религиозных собраний и предназначены больше для человека, чем для Бога. В противоположность первому типу, где святость присуща храмовому пространству самому по себе, здесь именно факт культового употребления преобразует любое помещение, даже самое заурядное, в сакральное место.

    Несколько слов стоит также сказать о понятии священного времени. Здесь все еще сложнее. С одной стороны, его течение часто синхронно обычному повседневному времени. С другой, оно не подвластно действию физических законов, а определяется мистериальной жизнью религиозной организации. Яркий пример — католическая месса, содержание которой — таинство евхаристии — раз за разом переносит верующих в ночь тайной вечери Христа и апостолов. Сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и потусторонним влиянием. Это некоторые отрезки циклов дня, недели, месяца, года и т. д. В культуре они чаще всего принимают форму празднеств или, наоборот, дней скорби. Примерами того и другого могут служить Страстная седмица, Пасха, Святки, дни солнцестояния, периоды равноденствия, полнолуния и пр.

    В любом случае священное время организует ритуальную жизнь культа, определяет очередность и периодичность исполнения обрядов.

    Чрезвычайно популярным во все времена был поиск тайного знания — некоторых секретных сведений, которые сулили своим обладателям самые головокружительные блага — власть над всем миром, эликсир бессмертия, нечеловеческую силу и тому подобные вещи. Хотя все подобные тайны относятся к сокровенному знанию, не всегда они являются, строго говоря, сакральными. Скорее уж просто секретными и таинственными. Сакральные знания — это информация о потустороннем мире, обиталище богов и существ высшего порядка. В качестве наипростейшего примера можно привести теологию. Причем речь идет не только о конфессионально богословии. Подразумевается скорее сама наука, изучающая на некотором предполагаемом потустороннем откровении божеств, мир и место в нем человека.

    Сакральные тексты

    Сакральные знания фиксируется в первую очередь в священных текстах — Библии, Коране, Ведах и др. В узком смысле слова, только такие писания и являются священными, то есть претендующими на роль проводников знания свыше. Они как бы содержат в буквальном смысле сакральные слова, не только смысл которых, но и сама форма имеет значение. С другой стороны, собственная семантика определения сакральности позволяет включить в круг таких текстов и другой тип литературы — труды выдающихся учителей духовности, как, например, Талмуд, «Тайная доктрина» Елены Петровной Блаватской или книги Алисы Бейлис, довольно популярные в современных эзотерических кругах. Авторитет таких произведений литературы может быть разным — от абсолютной непогрешимости до сомнительных комментариев и авторских измышлений. Тем не менее, по характеру изложенной в них информации, это — сакральные тексты.

    Священным может быть не только какой-то конкретный предмет или понятие, но и движение. Например, что такое сакральное действие? Под этим понятием обобщается широкий комплекс жестов, танцев и других физических движений, имеющих ритуальный, сакраментальный характер. Во-первых, это богослужебные мероприятия — возношение гостии, возжигание благовоний, благословения и пр. Во-вторых, это действия, направленные на изменение состояния сознания и перенос внутреннего фокуса в сферу потустороннего. Примерами могут служить уже упоминавшиеся танцы, асаны в йоге или даже простое ритмичное раскачивание тела.

    В-третьих, самые простые из священных действий призваны выразить определенное, чаще всего молитвенное, расположение человека — сложенные на груди или вскинутые к небу руки, крестное знамение, поклон и так далее.

    Сакральный смысл физических действий заключается в том, чтобы вслед за духом, временем и пространством отделить от профанной повседневности и вознести в область священного как само тело, так и материю вообще. Для этого, в частности, освящается вода, жилье и другие предметы.

    Заключение

    Как видно из всего вышесказанного, понятие священности присутствует везде, где есть человек или же понятие о потустороннем мире. Но часто под эту категорию подпадают и те вещи, которые относятся к области идеальных, важнейших представлений самого человека. Действительно, что такое сакральное, как не любовь, семья, честь, преданность и тому подобные принципы социальных отношений, а если более глубоко — характеристики внутреннего содержания личности? Отсюда следует, что священность того или иного объекта определяется степенью его отличия от профанного, то есть руководимого инстинктивным и эмоциональным началами, мира. При этом отделение это может возникать и выражаться как во внешнем мире, так и во внутреннем.

    Тема 2. Едение как сакральное действо

    Итак, мы выяснили, что едение тесно связано с культурой, служит ее выражением. Кроме того, с едением в традиционной культуре связаны очень важные жизненные ценности, религиозные представления, ритуалы.

    Теперь рассмотрим, какова связь едения с сакральным — для современного человека как будто неочевидная.

    До сих пор в культуре сохранились некоторые старинные обычаи, нормы и привычки в отношении к еде.

    Правило есть молча («когда я ем, я глух и нем»), жевать с закрытым ртом — традиция древней культуры, касающаяся повседневного едения (пиры, праздники — это разрушение преград, выход за пределы обыденного, поэтому здесь другие нормы поведения). В чем тут дело?

    Одна из главных внешних отличительных черт сакрального — его отделенность от всего остального (священного от профанного). В обычае есть молча, с закрытым ртом, степенно, вдумчиво, неторопливо, видна некая отделенность человека от внешнего мира, он находится как бы в ограде. Считалось, что постороннее чужое слово, взгляд способны нанести вред. Во время еды человек должен быть затворен. Пример сохранения древней традиции — монастырская трапеза, сопровождаемая чтением Священного Писания (замкнутость и огражденность священнодействия). Еще до недавнего времени есть на улице, на людях, считалось неприличным — так учили детей (дети — наиболее незащищенные существа, нуждающиеся в охранении). Крестьяне во время еды прикрывали рот рукой.

    То, что едение имеет сакральное значение, подтверждают и обычаи приготовления пищи в специально отведенном для этого месте, часто одним и тем же человеком в семье, в отдельной посуде, подача еды в виде отдельных блюд.

    Принято мыть руки перед едой. Это вряд ли можно объяснить только требованиями гигиены, поскольку известно, что некоторые африканцы, например, не моют фрукты, раньше люди ели руками, и так из поколения в поколение, и на их здоровье это никак не отражалось. Умывание вообще носило, а отчасти и сейчас носит ритуально-символический характер. Египетские жрецы ритуально омывались не менее двух раз в день. Известно также, что мусульмане символически «омывают» лицо и руки перед молитвой. У армян есть обычай: они ни с кем не здороваются, прежде чем утром не умоются.

    Перед соприкосновением с сакральным человек должен быть чист, душевное очищение (покаяние) неотделимо от телесного. Этого же требовал и ритуал перехода из одного состояния в другое (поэтому покойника обмывают; поэтому приходя домой — в «свой» мир, человек моет руки и переодевается, тем самым как бы очищаясь от «чуждости»; поэтому было принято переодеваться к обеду — «обновляясь»). Между прочим, варка и жарка пищи первоначально играла роль ритуального очищения, так как здесь имеет место переход из мира животного в человеческий.

    Садясь за еду, принято снимать головной убор. То же самое делают, входя в дом, церковь, на похоронах; раньше мужчина, здороваясь, всегда снимал шляпу или прикасался к ней (редукция). В древности перед царем лишь некоторым лицам дозволялось не «ломать шапки».

    Головной убор у мужчин являлся знаком достоинства, социального статуса. Повергая его перед кем-либо почитаемым, человек из уважения и смирения самоумалялся. Мода не носить головного убора (в России лишь на исходе 19 века в некоторых социальных слоях) пошла от квакеров, не носивших шляп. У женщин платок играл другую роль, являясь прежде всего покровом и оберегом, поэтому его не снимали.

    Обычай снимать головной убор во время еды свидетельствует о том, что к трапезе относились с почтением, как к священнодействию.

    Благословение пищи означает связь еды с более высоким уровнем сакрального. Традиционно считается, что все земные блага дает иной мир, поэтому к нему обращают молитвы о ниспослании их и благодарения.

    Сейчас в некоторых семьях еще остается в качестве «нормы приличия» правило есть чинно, степенно, «со значением» (как бы в присутствии чего-то важного, почитаемого); жевать на ходу и болтать «неприлично».

    Украшение еды и стола — тоже выражение особой выделенности трапезы. Сакральное — особо почитаемое — принято украшать; украшение — это приношение иному миру.

    Смотрите еще:

    • Увеличились выплаты по осаго С 1 июня в России увеличились выплаты по европротоколу ОСАГО Лимит выплат по ОСАГО при оформлении аварии без вызова ГАИ (по европротоколу) с 1 июня увеличивается во всех регионах России с 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Согласно вступающему […]
    • Пенсия инвалидам в ссср Инвалиды в СССР Одним из аргументов, высказываемых в пользу советской системы, является утверждение о якобы присущей ей социальной справедливости, одним из проявлений которой была повышенная забота государства об инвалидах. Излишне […]
    • Закон доступе к информации россии Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ"Об […]
    • Проводки списание налогов Счет 68 в бухгалтерском учете Актуально на: 6 октября 2017 г. Уплачивать законно установленные налоги – обязанность налогоплательщиков (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). А как начисление тех или иных налогов отражать в бухгалтерском учете? […]
    • Законы хаммурапи по отраслям Законы вавилонского царя Хаммурапи Законы Хаммурапи появились в Вавилоне в середине ХVIII в. до н.э. Они состоят из преамбулы, основного содержания и заключения, всего 282 статьи. Причины, породившие возникновение Законов: создание […]
    • Нотариус ашихмина Нотариус Ашихмина Алла Петровна +7 (499) 653-60-72 доб. 342 – Москва и МО Телефон нотариуса: +7(342)2440127 Адрес: 614000,г.Пермь,ул.П.Осипенко,44 понедельник: 09:00 18:00 четверг: 09:00 18:00 пятница: 09:00 18:00 Лицензия […]
    • Рецензия на учебное пособие пример Евразийский юридический портал Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката Рецензия на учебное пособие Н.Д. Макарова, Е.А. Рябова «Предпринимательское право» Учебное пособие […]
    • Порядок расчетов при увольнении Увольнение по собственному желанию Увольнение по собственному желанию (другими словами, по инициативе работника) - одно из самых распространенных оснований расторжения трудового договора. Инициатива прекращения трудовых отношений исходит […]