Разрешение квинтсекстаккорда

Оглавление:

S o l F a theory

10. Септаккорды

Септаккордом называется 4-звучие, располагающееся по терциям. Септаккорд образуется в результате прибавления к трезвучию сверху еще одной – большой или малой – терции. В септаккорде 4 звука: прима, терция, квинта, септима (иначе основной, терцовый, квинтовый и септовый тоны).

Все септаккорды – диссонансы. Существует 7 видов септаккордов:

  • малый мажорный (б. 3 + м. 3 + м.3)
  • малый минорный (м. 3 + б. 3 + м. 3)
  • малый с уменьшенной квинтой (м. 3 + м.3 + б. 3)
  • уменьшённый (м. 3 + м.3 + м.3)
  • большой мажорный (б. 3 + м. 3 + б. 3)
  • большой минорный (м. 3 + б. 3 + б. 3)
  • большой с увеличенной квинтой (увеличенный) (б. 3 + б. 3 + м. 3)
  • Септаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд (65), терцквартаккорд (43) и секундаккорд (2). Они возникают в результате перемещения нижнего звука на октаву вверх. В обращениях всегда есть секунда (малая или большая): в 65 вверху, в 43 посередине, в 2 внизу. В широких и смешанных расположениях три верхних голоса могут быть расположены по-другому, но в басу всегда: в 65 терция, в 43 квинта, в 2 септима. Особое место среди септаккордов занимает уменьшенный септаккорд из-за энгармонического равенства основного вида и всех его обращений.

    Септаккорды в ладу

    А) в натуральном мажоре и миноре встречаются 4 вида септаккордов: большой мажорный (2 шт.), малый мажорный (1 шт.), малый минорный (3 шт.), малый с уменьшенной квинтой (1 шт.). В каждом из ладов их количество одинаково, но строятся они на разных ступенях.

    Б) В гармоническом мажоре и миноре есть все 7 видов септаккордов, каждый по одному разу.

    В) В мелодическом мажоре и миноре 5 видов септаккордов, нет уменьшенного и большого мажорного; малых мажорных и малых с уменьшенной квинтой по 2 шт, остальных по одному.

    Малый мажорный септаккорд на V ступени называется доминантовым (D7), на VII – вводный. Наиболее яркий диссоннирующий септаккорд субдоминантовой группы – II7. Все остальные септаккорды – побочные.

    Разрешение

    Существует два вида разрешений септаккордов: автентическое (септима идёт на ступень вниз) и плагальное (септима остаётся на месте).

    А) D7: септима и квинта идут на ступень вниз, терция на ступень вверх, основной тон скачком в I ступень лада. Получается неполное T53 без квинты и с утроенной примой.

    Если терцовый тон находится в одном из средних голосов и в разных октавах с басом, то может идти и в V ступень лада (т.е. квинту T53).

    В неполном D7 (без квинты) удваивается прима. Это удвоение при разрешении остаётся на месте, а оставшиеся прима, терция и септима разрешаются как обычно. Получается полное T53 с удвоенной примой.

    При разрешении обращений D7 основной тон остаётся на месте. Таким образом D65 и D43 идут в T53 с удвоенной примой, а D2 – в T6 с удвоенной примой.

    Б) VII7. Называется малым вводным в натуральном мажоре и мелодическом миноре и уменьшенным вводным в гармоническом миноре и мажоре.

    Существует два разрешения вводного септаккорда:

    Прямое: прима и терция идут вверх на ступень, квинта и септима – вниз на ступень. Если терция находится выше септимы, то тоже может идти вниз на ступень. Таким образом вводный септаккорд разрешается в T53 с удвоенной терцией, 65 и 43 – в T6 с удвоенной терцией, 2 – в T64 с удвоенной терцией. Как исключение может быть удвоена квинта.

    Внутрифункциональное разрешение: септима идет на ступень вниз, все остальные звуки остаются на месте. Таким образом 7 идет в D65, 65 в D43, 43 в D2, 2 в D7. Это разрешение обостряет тяготение к T.

    1) В T: септима остаётся на месте (плагальное разрешение). Прима обычно идёт на ступень вверх, но в обращениях может идти как вверх, так и вниз на ступень, а также на кварту вверх, чтобы избежать нежелательного унисона с соседним голосом.

    Терция в басу идёт на ступень вниз или на кварту вниз; в других голосах – на ступень вниз, редко на ступень вверх.

    Квинта всегда идёт на ступень вниз, редко в крайнем голосе квинта идёт на терцию вверх в приму T53.

    2) в D53: как D7 в T, это автентическое разрешение.

    Г) Другие способы разрешения диатонических септаккордов:

    1) Как D7 в VI53: прима и терция вверх на ступень, квинта и септима вниз на ступень (с удвоенной терцией)

    2) Как D7 в III6 (с удвоенной примой)

    1) Как D7 в II53 (с удвоением основного тона, бас на кварту вниз)

    2) Как D7 в IV6 (с удвоением квинты).

    То есть любой септаккорд может быть разрешён в любое трезвучие лада, кроме тех двух, из которых он состоит.

    Д) Переход из одного септаккорда в другой: терцовое соотношение – как VII7 в D7; кварто-квинтовое – как II7 в D7; секундовое соотношение: септима остаётся на месте, остальные голоса на ступень вниз (терция должна быть выше септимы).

    solfamusictheory

    This WordPress.com. site is about music theory and methodology

    Post navigation

    Септаккорд II ступени (II7)

    Базовый курс гармонии. Содержание
    Септаккорд II ступени (II7) — главный септаккорд субдоминантовой группы. По аналогии с доминантсептаккордом (D7) его также называют субдоминантсептаккордом.

    По звучанию II7 — это малый минорный септаккорд на II ступени мажора и малый с уменьшенной квинтой септаккорд на II ступени минора и гармонического мажора. Как и любой другой септаккорд, II7 имеет три обращения: II65 (квинтсекстаккорд) на IV ступени, II43 (терцквартаккорд) на VI ступени и II2 (секундаккорд) на I ступени лада.

    Разрешить II7 и его обращения можно сразу в аккорд тоники с удвоенной квинтой (реже — терцией) на ближайшей ступени в басу . При этом II ступень (основной тон) разрешается вверх, в III ступень; IV ступень (терцовый тон) — тоже вверх, в V ступень (либо вниз — в III ступень); VI ступень (квинтовый тон)— вниз, в V ступень; I ступень (септима аккорда) остается на месте как устойчивая. Таким образом, II7 разрешается в T6 с использованием гармонического типа соединения :

    II7 также может перейти в D43 на том же басу и в VII 65 в условиях гармонического соединения:

    II7 может употребляться в качестве субдоминантовой гармонии в начале, середине построения и в каденции. В каденции он незаменим при гармонизации нисходящего секундового хода в сопрано от IV к III ступен. В этом случае II7 разрешается в K64 со скачком в басу со II на V ступень:

    Задание: Транспонируйте на фортепиано приведенные выше (в нотных примерах) гармонические обороты в тональности квинтового круга.

    Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?


    Для начала просто напомню, что септаккорд – это такой аккорд (то есть созвучие), в котором четыре звука и эти четыре звука можно расположить по терциям. Если записать септаккорд нотами, то эта запись будет похожа на нарисованного снеговика, только кружочков (нот) будет не три, а четыре штучки.

    Теперь по поводу того, откуда взялось прозвище «вводные септаккорды». Дело в том, что септаккорды, как и трезвучия, можно построить абсолютно на любой ступени мажора или минора – на первой, на второй или третьей, на шестой или на седьмой. Вы наверняка уже имели дело с доминантсептаккордом – это септаккорд, построенный на пятой ступени. Возможно, вы также знаете и септаккорд второй ступени.

    Так вот, вводный септаккорд – это септаккорд, который строится на седьмой ступени. Седьмая ступень, если помните, называется вводной , она самая неустойчивая, располагается на расстоянии полутона по отношению к тонике. Такая вот вводная функция этой ступени распространила своё действие и на аккорд, который на этой ступени построен.

    Ещё раз, вводные септаккорды – это септаккорды, которые строятся на вводной седьмой ступени. Эти аккорды составляются из четырёх звуков, которые отстоят друг от друга на расстоянии интервала терции.

    Какие бывают вводные септаккорды?

    Они бывают двух видовмалые и уменьшённые . Малый вводный септаккорд строится на VII ступени натурального мажора, и только. Уменьшённый вводный септаккорд можно построить в гармонических ладах – гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

    Один из этих двух видов аккордов будем условно обозначать так – МVII7 (малый вводный или малый уменьшённый), а другой так – УмVII7 (уменьшённый). Эти два аккорда различаются своим интервальным составом , но в основе каждого из них лежит уменьшённое трезвучие .

    Малый уменьшённый , или по-другому, малый вводный септаккорд состоит из двух малых терций (то есть уменьшённого трезвучия), над которыми достраивается ещё одна терция, но уже большая. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал малой септимы .

    Уменьшённый вводный септаккорд , или, как иногда говорят, просто уменьшённый состоит из трёх малых терций. Можно их разложить так: две малых (то есть фактически уменьшённое трезвучие в основании) и над ними ещё одна малая терция. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал уменьшённой септимы.

    Взгляните на этот нотный пример:

    Какие обращения есть у вводных септаккордов?

    Абсолютно любой септаккорд имеет три обращения , они всегда одинаково называются. Это квинсекстаккорд (опознавательный знак – циферки 65 ), терцквартаккорд (узнаем по цифрам 43 справа) и секундаккорд (обозначается двойкой – 2 ). Откуда взялись эти странные названия, вы можете узнать, если почитаете статью «Структура аккордов и их названия». Кстати, помните, что обращений трезвучий (трёхзвучных аккордов) всего два?

    Итак, и малый вводный и уменьшённый вводный аккорды имеют по три обращения, которые получаются оттого, что каждый раз мы нижний звук аккорда переносим на октаву вверх , либо, наоборот, верхний звук перемещаем на октаву вниз .

    Давайте разберёмся с интервальным строением каждого аккорда, получающегося в результате обращения:

  • МVII7 = м3 + м3 +б3
  • МVII65 = м3 + б3 + б2
  • МVII43 = б3 + б2 + м3
  • МVII2 = б2 + м3 + б3

Пример всех этих аккордов в тональности до мажор:

Малый вводный септаккорд и его обращения в тональности до мажор

  • УмVII7 = м3 + м3 + м3
  • УмVII65 = м3+ м3 + ув2
  • УмVII43 = м3 + ув2 + м3
  • УмVII2 = ув2 + м3 +м3
  • Нотный пример всех этих аккордов в тональности до минор (в до мажоре будут те же звуки, только си-бекар будет обычной нотой си без дополнительных значков):

    Уменьшённый вводный септаккорд и его обращения в тональности до минор

    С помощью приведённых нотных примеров вы и сами легко можете вычислить, на каких ступенях строится каждый из аккордов. Так, если септаккорд седьмой ступени в своём основном виде , естественно, строить нужно на VII ступени (только в миноре это будет VII повышенная). Первое обращение – квинтсекстаккорд , или VII65 – будет располагаться на II ступени . Бас терцквартаккорда седьмой ступени , VII43 – это во всех случаях IV ступень , а основанием третьего обращения – секундаккорда , VII2 – будет VI ступень (в мажоре, если нам нужен уменьшённый вариант аккорда, то мы эту шестую ступень должны понизить).

    Разрешение вводных септаккордов в тонику

    Вводные септаккорды можно разрешать в тонику двумя способами . Один из них заключается в том, чтобы сразу переводить эти неустойчивые созвучия в тонические устойчивые. То есть, другими словами, здесь имеет место выполнение прямого разрешения в тонику . При таком методе тоника на исходе получается не совсем обычная, но об этом чуть позже. Каков же другой способ разрешения?

    Другой способ основывается на том, что вводные септаккорды или их обращения не сразу переходят в тонику, а через некоего проводника – какой-нибудь «вспомогательный» аккорд. И в роли такого проводника выступают обращения доминантсептаккорда . А уже потом этот доминантсептаккорд (или какое-то из его обращений) разрешается в тонику по всем правилам.

    Аккорд-проводник выбирается по принципу: тот, который строится на той же ступени, что и разрешаемый аккорд, или тот, который находится очень близко . Построение вводных аккордов возможно на всех неустойчивых ступенях (на VII строится VII7, на II – VII65, на IV – VII43, а на VI – VII2). На этих же ступенях, кроме одной из четырёх – шестой ступени, строятся и обращения доминантового септа: на VII ступени можно написать D65, на II – D43 и на IV – D2. А вот для VI ступени придётся использовать в качестве проводника сам доминантовый септаккорд в своём основном виде – D7, который строится на пятой ступени, то есть располагается на одну ступеньку ниже разрешаемого вводного секундаккорда.

    Смотрим нотную иллюстрацию (пример с разрешением):

    Разрешение вводного септаккорда и его обращений через доминантовые созвучия в гармоническом до мажоре

    Чтобы быстро сообразить, какой доминантовый аккорд поставить после вводного, придумали пользоваться так называемым «правилом колеса» . По правилу колеса для разрешения вводного септа берется первое обращение доминантового септа, для разрешения первого обращения вводного – второе обращение доминантового, для второго вводного – третье доминантовое и т.д. Можно изобразить это наглядно – будет понятнее. Нарисуем колесо, расположим по его четырём сторонам обозначения обращений септаккордов в виде цифр и находим последующие аккорды, двигаясь по часовой стрелке.

    Теперь вернёмся к способу разрешения вводных септаккордов, заявленному ранее. Переводить эти неустои будем сразу в тонику. Поскольку в септаккорде четыре звука, а в тоническом трезвучии три, то при разрешении какой-то из звуков трезвучия просто будет удвоен. Тут то и начинается самое интересное. Удвоения в тоническом трезвучии будут ненормативные . Что это значит? Дело в том, что обычно в тоническом трезвучии удваивается прима – основной, самый устойчивый тон, тоника. А тут удваиваться будет терция – третья ступень. И это не прихоть. На всё есть свои причины. В частности огромное значение правильное разрешение будет иметь при непосредственном переходе в тонику уменьшённого вводного аккорда, в составе которого целых два тритона, их обязательно нужно разрешить правильно.

    Ещё один интересный момент. Не всякое обращение вводных септов будет разрешаться именно в трезвучие . Квинсекстаккорд и терцквартаккорд, например, будут переходить в секстаккорд с удвоенной терцией (с удвоенным басом), а секундаккорд – в тонический квартсекстаккорд, и только сам вводный в основном виде соизволит перейти в трезвучие.

    Пример разрешения непосредственно в тонику:

    Разрешение уменьшенного вводного септаккорда и его обращений в тонику в гармоническом до миноре

    Краткие выводы, но ещё не конец

    Вся соль этого поста в двух словах. Вводные септаккорды строятся на VII ступени. Этих аккордов два вида – малый, который встречается в натуральном мажоре, и уменьшённый, который проявляет себя в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. У вводных септаккордов, как и у любых других септаккордов, 4 обращения. Есть два вида разрешения этих созвучий:

    1. непосредственно в тонику с ненормативными удвоениями;
    2. через аккорды доминантсептаккорда.
    3. Ещё пример, вводные септаккорды в ре мажоре и ре миноре:

      Если нужно построить от звука

      Если требуется построить вводные септаккорды или какие-либо из их обращений от конкретного заданного звука, то ориентироваться придётся на интервальный состав. Всякий, кто умеет строить интервалы, построит такое без особых проблем. Главный вопрос, который нужно будет решить, – это определение тональности и разрешение в неё вашего построения.

      Малый вводный мы разрешаем только в мажор, а уменьшённый – и в мажор, и в минор (при этом тональности будут одноимённые – например, до мажор и до минор, или соль мажор и соль минор). Как узнать конкретно что за тональность? Очень просто: нужно просто звук, от которого строите, рассмотреть как одну из ступеней искомой тональности:

    4. Если вы построили VII7, то ваш нижний звук окажется соответственно VII ступенью, и, шагнув ещё на ступень вверх, вы тут же получите тонику;
    5. Если нужно было написать VII65, который, как вам известно, строится на II ступени, то тоника будет располагаться, наоборот, на ступень ниже;
    6. Если заданный аккорд – VII43, а он занимает IV ступень, то тонику можно получить, отсчитав четыре ступеньки вниз;
    7. Наконец, если в вашей нотной тетрадочке VII2 на VI ступени, то для нахождения первой ступени, то бишь тоники, вам нужно подняться на три ступеньки вверх.
    8. Определив таким нехитрым способом тональность, вы не будете иметь никаких бед с разрешением. Разрешение вы можете выполнить любым из двух способов – какой вам нравится больше, если, конечно, само задание не ограничивает вас в выборе.

      Примеры вводных и их обращений от нот до и ре:

      Удачи вам в ваших делах!

      Рисунки и нотные примеры принадлежат сайту music-education.ru

      Аккорд — это три и больше звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям.

      Названия ступеней аккорда зависят от того на какой интервал они отстоят от примы (нижнего звука аккорда): прима, терция, квинта, септима, нона.

      Обращение аккорда — это перемещение нижнего звука на другие аккордовые звуки и добавление остальных звуков в верхних голосах (проще — изменение порядка звуков в аккорде).

      Трезвучие (5/3) — это аккорд из трех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

      Виды трезвучий зависят от вида терций их составляющих.
      Поскольку терции бывают двух видов (большая и маленькая), то трезвучий из них можно составить всего четыре:

      Секстаккорд — 6 (терцовый тон в басу) = терция + кварта

      Квартсекстаккорд — 6/4 (квинтовый тон в басу) = кварта + терция

      Септаккорд (7) — это аккорд из четырех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

      Виды септаккордов зависят от вида трезвучия и вида септимы их составляющих.
      Поскольку видов трезвучий всего четыре, а видов септим три (большая, малая и уменьшенная), то септаккордов можно построить 12. Из них самых употребимых всего 5:

      Квинтсекстаккорд — 6/5 (терцовый тон в басу) = трезвучие + секунда

      Терцквартаккорд — 3/4 (квинтовый тон в басу) = терция + секунда + терция

      Секундаккорд — 2 (септима в басу) = секунда + трезвучие

      Самые распостраненные септаккорды:

      Доминантсептаккорд — это малый мажорный септаккорд расположенный на пятой ступени (доминанте) мажора натурального и минора гармонического. Интервальный состав: мажорное трезвучие + малая терция.

      Разрешение доминантсептаккорда и его обращений:

      Уменьшенный (вводный) септаккорд (малый уменьшенный в мажоре и уменьшенный в мажоре и миноре гармонических):

      Септаккорд II ступени (малый минорный в мажоре и малый уменьшенный в миноре и мажоре гармоническом)

      И уменьшенный вводный септаккорд и септаккорд II ступени разрешаются в тонику с удвоением терцового тона (для того, чтобы избежать параллельных квинт)

      Урок №11 (ТЕМА №1.11 Строение, обращение и разрешение D7 в мажоре и миноре)

      Урок №10 (ТЕМА №1.10 Строение и обращение мажорных и минорных аккордов)

      Строение, обращение и разрешение D7 в мажоре и миноре.

      1. Знать строение D7.
      2. Знать количество и названия обращений.
      3. Знать принципы разрешения D7.
      4. Строение, обращение, разрешение D7 в мажоре.

        Напомним, что септаккордом называют аккорд, состоящий из четырёх звуков, у которого интервалы между соседними звуками составляют терцию. Интервал между крайними звуками составляет септиму, что и легло в название аккорда.

        Доминантсептаккорд

        Вариантов септаккорда — великое множество. Самым распространённым является септаккорд, построенный от V ступени (в мажоре или гармоническом миноре). Поскольку V ступень носит имя «доминанта», то септаккорд, построенный от доминанты, называют доминантсептаккордом. Обозначается аккорд цифрой 7.

        Например: A7. Звуки аккорда носят следующие названия (снизу вверх):

        • Прима. Это основание аккорда, самый нижний звук;
        • Терция;
        • Квинта;
        • Септима. Самый верхний звук. От примы до септимы — интервал «септима».

        Доминантсептаккорд состоит из мажорного трезвучия, к которому сверху добавили малую терцию. Задействованы следующие интервалы (от примы к септиме): б.3, м.3, м.3.

        Обращения доминантсептаккорда.

        Аккорд имеет три обращения. В названия обращений входят интервалы между нижним звуком, основанием и вершиной. Приводим список названий обращений доминантсептаккорда, от какой ступени строятся и какие интервалы задействованы:
        1. квинтсекстаккорд ( 6 /5). Строится на VII ступени. Интервалы: м.3, м.3, б.2
        2. терцквартаккорд ( 4 /3). Строится на II ступени. Интервалы: м.3, б.2, б.3
        3. секундаккорд (2). Строится на IV ступени. Интервалы: б.2, б.3, м.3

        Запомните ступени, на которых строятся доминантсептаккорд и его обращения.

        Доминантсептаккорд обозначается D7, в басу — основной тон, V ступень.

        Доминантовый квинтсекстаккорд обозначается D65, в басу – терцовый тон, VII (VII + ) ступень.

        Доминантовый терцквартаккорд обозначается D43, в басу – квинтовый тон, II ступень.

        Доминантовый секундаккорд обозначается D2, в басу – тон септимы, IV ступень.

        Разрешения

        Поскольку в доминантсептаккорде и его обращениях есть диссонирующие интервалы, эти аккорды являются диссонирующими и требуют разрешения.

        Их разрешают, используя систему тяготения неустойчивых звуков в устойчивые. Причём если эта система указывает для нескольких неустойчивых звуков один и тот же устойчивый, то несколько неустойчивых разрешаются в один устойчивый.

        Правило разрешения обращений D7 практически не отличается от правила разрешения самого D7. Разница только в том, что у D7 основной тон идет в тонику, а у трех его обращений остается на месте. Терцовый тон идет на ступень вверх и разрешается в первую ступень. Квинтовый тон идет на ступень вниз, и разрешается в первую ступень. Тон септимы идет на ступень вниз и разрешается в третью ступень.

        Например, доминантсептаккорд (4 звука) разрешается в неполное трезвучие (2 звука): II, V, VII ступени разрешаются в I ступень: D7 – разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенным квинтовым тоном и утроенным основным. В Москве его также принято называть тонической терции.

        D65 – в Т53 разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенным основным тоном.

        D43 – в развернутое тоническое трезвучие. У него также удваивается основной тон, но не в унисон, а в октаву. Благодаря этому трезвучие оказывается развернутым на ширину октавы.

        D2 – в разрешается в тонический секстаккорд (т6) с удвоенным основным тоном.

        Строение, обращение, разрешение D7 в миноре.

        В миноре доминантсептаккорд так же строится от пятой ступени в гармоническом виде. Поэтому, он звучит так же мажорно как и в мажоре. В записи знак ставится при ноте.

        Разрешение

        В миноре доминантсептаккорд разрешается в такие же трезвучия как мажорные D7, сохраняются названия, только звучат минорно.

      5. На какой ступени строится D7?
        Ответ:

      Из каких интервалов состоит D7?
      Ответ:

      Определить тональность по D7, подписать название аккорда.


      Найти ошибку в каждом аккорде или названии.


      По разрешенному аккорду определить вид обращенного D7 и D7, дописать недостающую ноту.

      Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:

      : Доминантсептаккорд и его обращения

      ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО-УРОК : Доминантсептаккорд и его обращения

      тема урока: Доминантсептаккорд и его обращения

      Цель урока: изучение обращений Доминантсептаккорда в доступной игровой форме
      Задачи урока:
      1. Познакомить ребят с новыми музыкальным понятием и терминами.
      2. Закрепить в форме игры такие понятия, как: Доминансептаккорд, доминантовый квинтсекстаккорд, доминантовый терцквартаккорд, доминантовый секундаккорд, строение этих аккордов, их разрешение
      3. Развить творческие способности учащихся.
      4. Воспитать здоровый эстетический вкус.
      Ход урока
      Учитель: Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы проходили с вами тему Доминантсептаккорд. Давайте с вами вспомним. Что такое доминантсептаккорд?
      Ученики: доминансептаккорд – это аккорд состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям
      Учитель: А что обозначает слово «доминанта»?
      Ученики: Доминанта – это пятая ступень, одна из главных ступеней лада. Доминантсептаккорд – это септаккорд построенный на пятой ступени.
      Задание: Построить Доминантсептаккорд от данных звуков, определить тональность, сделать разрешение. Группа делится на три варианта, задание на время:

      Учитель: А теперь спойте каждый свой аккорд на слоги «ДО»-«МИ»-НАНТ»-«СЕПТ»
      Учитель: Прежде чем приступить к изучению новой темы – обращение Доминантсептаккорда, вспомните пожалуйста – что такое обращение?
      Ученики: Обращение – это перенос нижнего звука на октаву вверх, или верхнего звука на октаву вниз.
      Учитель: А теперь послушайте сказку про обращение Доминансептаккорда. Помните сказку про Золушку, как она мечтала попасть на бал во дворец? Вот так и наш Доминансептаккорд тоже решил оказаться на балу. Но чтобы дворецкий пропустил, обязательно нужно было красиво одеться. Золушке помогала Фея а нашему Доминантсептаккорду поможем мы с вами. Сначала примерим красивую шляпу: для этого перенесем нижний звук Доминантсептаккорда на октаву вверх- надеваем на трезвучие секунду(Т5/3+б2). Получается первое обращение – квинтсекстаккорд(Д6/5), или Трезвучие в шляпе. А можно сказать Трезвучие в кепке, чтобы на одну букву с квинтсекстаккордом начиналось. Вроде неплохо смотрится, а?

      Теперь попробуем примерить костюм – брюки и кофту, а на талии пояс из секунды завяжем(б3+м2+м3). Для этого сделаем обращение Квинтсекстаккорда – перенесем нижний звук на октаву вверх. В таком костюме Квинтсекстаккорд уже превратился в Терцквартаккорд ( Д4/3)

      Очень важны были для Золушки туфли. Наш Квартсектаккорд тоже стал примерять разную обувь: сапоги, башмаки, сандалии. Давайте снова перенесем нижний звук на октаву вверх. Но чтобы Квартсектаккорд не одевал на ноги, все это было очень похоже на секунду. В таком виде обращение уже называется Секундаккорд Д2 (б2+б3+м3)

      Итак, обращение в шляпе или кепке – Квинтсекстаккорд, обращение в костюме Терцквартаккорд, обращение в башмаках – Секундаккорд.
      Ну а после бала надо все наряды снимать, или в тональности разрешать. Квинтсекстаккорд очень любит свою шляпу и не хочет с ней расставаться даже когда приходит домой в тональность, в устойчивые звуки. Он оставляет шляпу на голове и капризно топает ножкой. Остается пропеть, что получается:

      Терцквартаккорд, наоборот, любит не просто снимать, а разбрасывать свой костюм в разные стороны. Брюки летят в нижнюю первую ступень, а кофта в верхнюю первую ступень. Смотрите, слушайте и подпевайте.

      Ну а что делает со своим башмаком Секундаккорд? Конечно же он их снимает и ставит вниз на полку, а в это время с головы слетает шляпа. Придется ее поправить, первую ступеньку наверху повторить. И вы повторите, что получилось.

      Учитель: А теперь давайте послушаем как звучат эти аккорды и их разрешения в мелодическом и гармоническом изложении. Как звучит разрешение квинсекстаккорда?
      Ученики: аккорд уменьшился, верхний звук остался на месте, потому что он устойчивый, а нижний разрешился в верхнюю ступеньку, квинсекстаккорд разрешился в тоническое трезвучие с удвоенной примой
      Учитель: А теперь послушайте как звучит терцквартаккорд и его разрешение.
      Ученики: При разрешении аккорда крайние звуки разошлись – верхний звук пошел вверх, а нижний звук вниз, терцквартаккорд разрешился в развернутое тоническое трезвучие.
      Учитель: А что вы скажете про секундаккорд и его разрешение?
      Ученики: Крайние звуки разрешились вниз, секундаккорд разрешился в секстаккорд с удвоенной примой вверху.
      Задание: Cпеть музыкальный номер с движением мелодии по звукам доминантсептаккорда и его обращений:

      Слуховой анализ – Д7 и его обращения с разрешением.

      Модуляция через энгармонизм малого мажорного септаккорда

      Энгармоническое равенство малой септимы и увеличенной сексты превращает малый мажорный септаккорд в увеличенный квинтсекстаккорд или дважды-увеличенный терцквартаккорд:

      В исходной тональности малый мажорный аккорд выступает в роли D7 основной или какой-либо родственной тональности. В новой тональности аккорд с увеличенной секстой чаще всего является альтерированной субдоминантой, строящейся на VI ступени минора или VI пониженной гармонического мажора: г.II43 # 1,3 или IV56 #1 . Распространенность именно такого соотношения аккордов вызвана удобством разрешения увеличенного квинтсекстаккорда или терцквартаккорда сразу в К64 или D новой тональности. При таком переходе внезапно возникает тональность, расположенная полутоном ниже предыдущей, что вносит в тональное развитие яркий сдвиг. Если в исходной тональности берется D7, побочный к родственной тональности, то новая тональность также оказывается на полтона ниже той, которая готовилась.

      T D7=г.II43 #1,3 K64 D7 T T II43→D7→(II)=IV56 #1 K64 D7 T

      D7 исходной тональности может быть приравнен и к другим альтерированным аккордам новой тональности: уменьшенному VII65 с пониженной терцией (на II пониженной ступени мажора и минора), реже – к II65 #1 в мажоре (на IV ступени) или к VII43 5 в миноре (на IV пониженной ступени).

      T D7=VII65 3 D7 T

      Возможен и иной «сценарий» энгармонической модуляции через малый мажорный септаккорд: альтерированный септаккорд с увеличенной секстой (один из перечисленных) приравнивается в новой тональности к D7 (или его обращению) и разрешается в тонику.

      T II65 г.II65 #1,3 =D2 T6 D43 T

      Наконец, энгармонически равными могут быть два разных альтерированных аккорда, но этот вид модуляции встречается реже.

      Таким образом, модуляция через энгармонизм малого мажорного септаккорда может быть осуществлена тремя способами:

      Смотрите еще:

      • Сластенин в Исаев и Пособие Учебное пособие для вузов в. А. Сластенин > И. Ф. Исаев > Е. Н. Шиянов общая Главная > Документ Материалы, размещенные в телекоммуникационной библиотеке и представленные в виде цитат, допускается использовать исключительно в […]
      • Как оформить снилс самара Как получить СНИЛС в Самаре: пошаговая инструкция, документы, адреса СНИЛС - страховой номер индивидуального лицевого счета, один из основных документов на территории Российской Федерации. СНИЛС должен быть у каждого гражданина РФ вне […]
      • Карибия правила Аквапарк Карибия в Перово Фото аквапарка Карибия Стоимость: от 350 руб. Москва, Зелёный проспект, 10Б Хотелось бы поделиться впечатлениями об аквапарке “Карибия”. Живем мы недалеко – всего в 10 минутах езды от него, в семье у нас 2 […]
      • М нагатинская нотариус Нотариус в Москве без выходных! Нотариусы Москвы обеспечивают защиту правовых интересов граждан, способствуют изучению прав и свобод жителей страны. В соответствии с Конституцией РФ они беспристрастны и независимы. Нотариусы г Москвы […]
      • Законы вступают в силу с момента подписания О порядке определения даты вступления в силу и периода действия нормативных правовых актов (Д.А. Кузякин, "Законодательство", Спецвыпуск, ноябрь 2004 г.) О порядке определения даты вступления в силу и периода действиянормативных правовых […]
      • Общие правила поведения в чрезвычайной ситуации Это нужно помнить! Общие правила поведения при ЧС Общие правила поведения при ЧС 1. Не паникуйте и не поддавайтесь панике. Призывайте окружающих к спокойствию. Паника в любой чрезвычайной ситуации вызывает неосознанные действия, […]
      • Лист нетрудоспособности после увольнения Актуально на: 3 февраля 2016 г. Оплачивается ли больничный после увольнения? Да, если работник заболел или получил травму в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору (ч. 2 ст. 5 Закона от 29.12.2006 № […]
      • Мордовия субсидии Новое в законодательстве Республики Мордовия 30 июня 2018 года Обзор подготовлен специалистами ООО "КонсультантПлюс: Мордовия", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ Установлено, что памятной […]