Рассмотрение трудовых споров в комиссии по трудовым спорам и в суде

55. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется ТК РФ и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются федеральными законами.

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем — индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым ТК РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявлению работника. В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного ТК РФ.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы.

На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В решении комиссии по трудовым спорам указываются:

— наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя — индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации, — наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

— даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

— фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

— существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);

Копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения.

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам – орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, образуемый в организации или у индивидуального предпринимателя из равного числа представителей работников и работодателя.

КТС является первичным, но не обязательным органом по рассмотрению трудовых споров. Работник вправе обратиться непосредственно в суд но любому трудовому спору, минуя КТС.

Закон не обязывает работодателя в обязательном порядке создавать КТС. Однако если стороны (работодатель или представительный орган работников) получили предложение в письменной форме о создании КТС, они обязаны в 10-дневный срок направить в комиссию своих представителей. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации, индивидуальным предпринимателем. Представители работников избираются общим собранием (конференцией) работников или выдвигаются в качестве делегатов представительным органом работников с обязательным утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.

Комиссии могут быть созданы также в структурных подразделениях организации (ч. 3 ст. 384 ТК РФ), для этого необходимо решение общего собрания работников. В КТС структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря. Комиссия имеет свою печать.

Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам (предоставление помещения для заседаний, обеспечение канцелярскими принадлежностями, оргтехникой и другим необходимым для ее деятельности оборудованием) осуществляется работодателем за его счет.

Комиссия рассматривает трудовые споры только по заявлениям работников. Работодатель не вправе обращаться в комиссию по трудовым спорам за разрешением трудового спора. Согласно ст. 391 ТК РФ обращение в комиссию по трудовым спорам не препятствует работнику в дальнейшем перенести спор в суд.

По общему правилу трудовой спор рассматривается комиссией, если работник не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Работник может обратиться в КТС за разрешением трудового спора в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Например, о лишении премии работник может узнать, получив расчетный лист. О вынесении дисциплинарного взыскания работнику становится известно после ознакомления с приказом.

Срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен комиссией (ст. 386 ТК РФ).

Особые разъяснения дал Верховный Суд РФ в отношении сроков, касающихся споров о заработной плате. В п. 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 указано, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само но себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

КТС вправе рассматривать разногласия между работодателем и работником по заявлению последнего, за исключением тех споров, которые отнесены к исключительной компетенции суда (о них пойдет речь в следующем параграфе).

Например, КТС подведомственны споры:

• об отстранении от работы (недопущении к работе);

• об оплате сверхурочных работ, работы в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время;

• о возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы работника;

• о праве на получение и размере причитающейся работнику премии, обусловленной системой оплаты труда;

• о предоставлении ежегодного отпуска установленной продолжительности, об оплате отпуска;

• о наложении дисциплинарных взысканий (кроме споров об увольнении работника за нарушение трудовой дисциплины);

• о выдаче и использовании спецодежды, средств индивидуальной защиты, обеспечении лечебно-профилактическим питанием и т.д.

Обращаясь в комиссию по трудовым спорам, работник пишет заявление в произвольной форме, которое подлежит обязательной регистрации. Это заявление должно быть рассмотрено в течение 10 календарных дней со дня его поступления.

О времени и месте заседания комиссии по трудовым спорам работник и представитель работодателя извещаются заранее, как правило, в письменной форме.

Спор должен рассматриваться в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. В случае неявки работника рассмотрение спора откладывается, но если работник или его представитель по уважительным причинам не могут присутствовать на заседании комиссии по трудовым спорам и обратились по этому поводу с письменным заявлением, спор может быть рассмотрен и в отсутствие самого работника или уполномоченного им представителя. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, однако работник в дальнейшем может подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно, если не истек срок обращения в КТС.

Как правило, рассмотрение спора начинается либо с заявления работника (его представителя), либо с доклада председателя комиссии или кого-либо из членов комиссии. Затем заслушиваются участники спора, при необходимости – свидетели и специалисты. По требованию комиссии руководитель организации, индивидуальный предприниматель обязан представить в установленный срок необходимые документы.

Оригинально законодатель определяет кворум для заседания КТС. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины избранных в состав комиссии по трудовым спорам членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. То есть необходимо собрать не просто большинство членов комиссии, а 50 и более процентов участников с каждой стороны. Такой способ определения кворума диктуется необходимостью представительства каждой стороны (работников и работодателя) при разбирательстве индивидуального трудового спора.

На заседании комиссии ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии по трудовым спорам.

Решение принимается тайным голосованием простым большинством присутствующих на заседании членов комиссии, т.е. если голоса членов комиссии разделились, решение не считается принятым.

Статья 388 ТК РФ предъявляет определенные требования к содержанию решения комиссии по трудовым спорам. В нем должно быть указано: наименование организации (подразделения) либо фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя: фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника; даты обращения в комиссию и рассмотрения спора; существо спора; фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствующих на заседании; существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт); результаты голосования.

Решение подписывается председателем комиссии или его заместителем, заверяется печатью, и его копии вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения.

Решение КТС может быть обжаловано в суд в течение 10 дней (ст. 390 ТК РФ). Независимо от того, кем возбуждено дело по пересмотру решения КТС – работником или работодателем, не согласным с решением КТС, – суд разрешает этот трудовой спор в порядке искового производства, в котором истцом является во всех случаях работник, а ответчиком – работодатель.

Решение КТС имеет обязательную силу. Это означает, что оно должно быть исполнено добровольно, иначе возможно его принудительное исполнение.

Если решение КТС не обжаловано, то в течение трех дней после 10-дневного срока на обжалование оно подлежит исполнению.

В случае неисполнения решения в установленный срок КТС выдает работнику удостоверение, имеющее силу исполнительного документа. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения КТС. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок. В соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в удостоверении, как в исполнительном документе, должны быть указаны: наименование органа (КТС), выдавшего исполнительный документ; дело или материалы, на основании которых выдано удостоверение, и их номера; наименование работодателя, его адрес (либо фамилия, имя, отчество работодателя – индивидуального предпринимателя, год и место его рождения, место жительства или место пребывания) и фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания работника; дата принятия решения комиссией по трудовым спорам, подлежащего исполнению; дата вступления в законную силу решения комиссии по трудовым спорам; резолютивная часть решения комиссии по трудовым спорам; дата выдачи удостоверения.

На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке [1] . В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

  • [1] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах».

Комиссия по трудовым спорам — внесудебный орган, действующий в организации. Он формируется из одинакового числа представителей работодателей и работников для разрешения трудовых конфликтов.

В крупных организациях могут действовать несколько комиссий по трудовым спорам, если по решению общего собрания трудового коллектива решено создавать комиссии в структурных подразделениях организации.

Трудовой кодекс в статье 382, как и КзоТ, предусматривает, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам (КТС) и судами.

Распределение компетенции между КТС и судом таково, что защитой прав работника в трудовых отношениях в первую очередь занимается КТС. На суд возложена задача защиты самого права по трудовому договору и рассмотрение других трудовых споров после или вместо КТС или когда КТС отсутствует.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС установлен настоящим Трудовым кодексом (ст. 387-389), а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется ст. 390-394 Трудового кодекса РФ , а также положениями гражданского процессуального законодательства, Гражданским процессуальным кодексом РФ. ГПК РФ определяет подведомственность гражданских дел судам, в том числе дел по спорам, возникающим из трудовых правоотношений, состав лиц, участвующих в деле, порядок производства в судах, исполнения принимаемых решений и др.

Для отдельных категорий работников предусмотрены особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Так, государственные служащие в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» [1] вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной ответственности государственного служащего, увольнения и государственной службы и др. Особенность, о которой идет речь в статье 383 Трудового кодекса РФ, заключается в том, что в органах государственной власти комиссии по трудовым спорам не создаются.

Прокурорские работники решения руководителей органов прокуратуры по вопросам прохождения службы могут обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд (п. 4 ст. 40 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [2] ).

Статья 384 Трудового кодекса РФ определяет порядок образования комиссий по трудовым спорам.

Согласно ст. 203 КЗоТ комиссия по трудовым спорам избиралась общим собранием (конференцией) трудового коллектива организации с числом работающих не менее 15 человек. Этот порядок новый Трудовой кодекс изменил.

Комиссии по трудовым спорам (КТС) образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.

В соответствии со ст. 29-32 Трудового кодекса РФ представителей работников в КТС вправе делегировать профсоюзные организации или иные представительные органы работников, например совет трудового коллектива. Делегированные лица после их утверждения на общем собрании (конференции) работников организации становятся полноправными членами КТС данной организации.

Представители работодателя назначаются в КТС руководителем организации.

По решению общего собрания работников КТС могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений. Например, трудовой спор, связанный с переводом работника из одного структурного подразделения в другое, может рассматриваться в КТС организации, так как вопрос входит в полномочия организации, а не структурного подразделения.

КТС организации имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности КТС осуществляется работодателем.

КТС избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. На них возлагается подготовка и созыв очередного заседания, вызов (при необходимости) свидетелей, экспертов и иных лиц, которые могут способствовать правильному разрешению возникшего спора. Протокол заседания КТС ведет секретарь.

Статья 385 Трудового кодекса определяет компетенцию комиссии по трудовым спорам.

Трудовой кодекс в отличие от КЗоТ (ст. 204) не называет КТС первичным органом по рассмотрению трудовых споров. Предварительное рассмотрение спора в КТС не является обязательным условием, без соблюдения которого работник не может обратиться в судебные органы. Работник может обратиться в суд, минуя комиссию. Инициаторами образования КТС выступают сами стороны трудового спора — работник и работодатель. На рассмотрение комиссии трудовой спор поступает, когда работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем, КТС в данном случае является арбитром между сторонами в споре. И если стороны обращаются к этому арбитру, то они обязаны соблюдать определенный порядок спора и подчиняться решению, которое будет принято.

КТС, как орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, разрешает все споры о труде, если для некоторых из них закон не устанавливает иных форм рассмотрения. КТС рассматривает споры о переводах на другую работу и об изменении иных условий трудового договора, об использовании полагающегося работнику отдыха, о наложении дисциплинарных взысканий, об оплате труда и другие, связанные с применением к данному работнику норм и правил, установленных законодательством, соглашениями, коллективным договором, положением об оплате труда, иными актами, принятыми в организации, а также иные споры, связанные с соблюдением условий трудового договора.

В КТС не могут рассматриваться споры по вопросам установления норм труда, норм обслуживания, должностных окладов и тарифных ставок, изменения штатов, присвоения тарифных разрядов.

Неподведомственны КТС и другие споры, разрешение которых законом отнесено к компетенции только суда или иных органов.

Статья 386 Трудового кодекса РФ определяет срок обращения в комиссию по трудовым спорам 3 месяца.

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.

Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Данные положения закреплены статьёй 14 Трудового кодекса.

Например, работник 5 февраля получил заработную плату за январь и обнаружил, что ему начислено меньше, чем заработано. Срок, установленный для подачи заявления в КТС, исчисляется начиная со следующего дня после обнаружения нарушения права работника, т.е. с 6 февраля и истекает 5 мая. В 2002 г. 5 мая воскресенье — нерабочий день. Окончание исчисляемого срока приходится на 6 мая.

Важно подчеркнуть, что пропуск работником трехмесячного срока, предусмотренного ст. 386 Трудового кодекса РФ, не может служить основанием для отказа КТС рассматривать заявление по существу. Одновременно КТС обсуждает причины пропуска срока давности. Придя к выводу о том, что срок пропущен работником по неуважительной причине, КТС отказывает в удовлетворении его требований, а не в рассмотрении поступившего заявления.

Статья 387 Трудового кодекса РФ определяет порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам.

Трудовой кодекс РФ подробно регламентирует порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в КТС.

Прежде всего заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации, что имеет большое значение в случае спора о сроке давности и времени рассмотрения заявления, поступившего в комиссию.

КТС обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. При вторичной неявке работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного Трудовым кодексом (см. ст. 386).

КТС имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии руководитель организации обязан в установленный срок представлять ей необходимые документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

На заседании КТС ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии. Закон не предусматривает специальной формы протокола. Она может быть произвольна.

Говоря о процедуре работы КТС, Трудовой кодекс РФ не регулирует возможность отвода членов КТС. По общепринятым правилам, по аналогии с гражданско-процессуальным правом, ни одна из сторон не может быть лишена права заявить отвод конкретному члену комиссии, заинтересованному, по мнению заявителя, в принятии того или иного решения. Что же касается отвода всего состава КТС, вряд ли это целесообразно, поскольку на практике проще передать рассмотрение спора по существу в судебные органы.

Статья 388 Трудового кодекса РФ определяет порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам и его содержание.

Старый КЗоТ допускал любую форму голосования при принятии решения КТС. Новый Трудовой кодекс РФ предусматривает, что решение КТС принимает тайным голосованием.

Решение КТС должно быть мотивированным и основанным на законодательстве, соглашении, коллективном договоре, иных нормативных правовых актах, трудовом договоре, фактических обстоятельствах. Оно должно быть сформулировано четко и категорично. В решениях по денежным требованиям указывается точная сумма, причитающаяся работнику. Если при подсчете комиссией денежной суммы допущена ошибка и в результате спор остается неразрешенным, КТС вправе вернуться к рассмотренному спору для уточнения суммы, подлежащей взысканию.

Копия решения КТС в 3-дневный срок со дня его принятия вручается работнику и руководителю организации.

Решение КТС может быть обжаловано в суд сторонами трудового спора в 10-дневный срок со дня получения ими копий.

Статья 389 Трудового кодекса РФ определяет порядок исполнения решений комиссии по трудовым спорам.

В удостоверении, выданном КТС, указываются наименование организации, КТС которой приняла решение по спору; даты его принятия и выдачи удостоверения; фамилия, имя и отчество работника; существо решения по спору. Удостоверение заверяется подписью председателя КТС или его заместителя и печатью комиссии (при ее отсутствии удостоверение может быть заверено печатью организации).

Решение о выдаче удостоверения рассматривается на заседании КТС.

Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратились в установленный (десятидневный со дня вручения копии решения) срок с заявлением о разрешении трудового спора в районный (городской) суд.

При потере удостоверения по заявлению работника выдается дубликат. Вопрос о выдаче дубликата рассматривается на заседании КТС в присутствии работника и представителя работодателя.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение решений КТС возлагается на службу судебных приставов [3] .

Статья 390 Трудового кодекса РФ определяет порядок обжалованиея решения комиссии по трудовым спорам и перенесение рассмотрения индивидуального трудового спора в суд.

Решение КТС может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения. Если же жалоба не подана, то решение КТС подлежит исполнению в течение трех дней, по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

Трудовой кодекс сохранил норму ст. 208 КЗоТ о том, что в случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен КТС в десятидневный срок, работник вправе передать его рассмотрение в суд. Столь короткий срок объясняется тем, что само обращение в суд ограничено трехмесячным сроком (см. ст. 392 ТК).

Право сторон на обращение в суд с жалобой на решение КТС не ограничивается какими-либо условиями. По любому основанию как работник, так и работодатель вправе оспаривать в суде решение КТС.

Таким образом, можно отметить, что основная масса индивидуальных трудовых споров за некоторым исключением может рассматриваться в комиссиях по трудовым спорам, при этом законодатель полагает, что перед рассмотрением индивидуального трудового спора в КТС, предварительно должны быть проведены переговоры между работником и работодателем по его существу.

Порядок обращения в комиссию по трудовым спорам

Моментом возникновения трудовых процессуальных правоотношений в ходе рассмотрения и разрешения индивидуального трудового спора в КТС является момент обращения работника в комиссию с соответствующим заявлением.

В соответствии со ст. 386 ТК РФ работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Пропуск данного срока не дает КТС права отказать работнику в принятии его заявления. В любом случае КТС обязана принять поступившее с пропуском указанного срока заявление работника. Если будет установлено, что срок пропущен без уважительных причин, комиссия его не восстанавливает и выносит решение об отказе в удовлетворении требований работника. Если же выяснится, что срок обращения в КТС был пропущен по уважительным причинам, комиссия полномочна восстановить его и разрешить спор по существу.

В КТС работник обращается с письменным заявлением, где указывается дата, когда он узнал о нарушении своих прав и (или) законных интересов, излагаются предмет индивидуального трудового спора и доказательства, подтверждающие факт нарушения его субъективных трудовых прав и (или) законных интересов. В процессе рассмотрения спора в комиссии работник может изменить или уточнить предмет трудового спора и представить новые доказательства.

Форма обращения в КТС законом не определяется, следовательно, работник вправе обращаться в комиссию лично, а также направить заявление по почте, по факсу.

Заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации комиссией. Процедура и способ регистрации поступивших заявлений трудовым законодательством не регламентируются, поэтому порядок регистрации заявлений, поданных в КТС, устанавливается самой комиссией. Факт принятия заявления работника комиссией удостоверяется соответствующей отметкой. Желательно, чтобы такая отметка сопровождалась печатью КТС. Во многих организациях, где созданы комиссии по трудовым спорам, печать КТС просто отсутствует. Поэтому рекомендуется направлять заявление в КТС с почтовым уведомлением о вручении. В этом случае работнику гарантируется возможность дальнейшего рассмотрения трудового спора, в том числе в суде.

Как правило, КТС ведет журнал регистрации таких заявлений. В нем обычно содержатся следующие сведения:

1) порядковый номер, дата поступления заявления, должность и фамилия работника, обратившегося в КТС, существо спора;

2) дата назначения рассмотрения заявления, включая дату переноса рассмотрения заявления, снятия его с рассмотрения с указанием причины;

3) существо вынесенного решения;

4) дата вынесения решения, дата исполнения решения (в добровольном и принудительном порядке);

5) регистрация заявлений работника на выдачу удостоверения, имеющего силу исполнительного листа, а также дата выдачи удостоверения.

Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора комиссией по трудовым спорам

Рассмотрению индивидуального трудового спора в КТС предшествует стадия подготовки заявления работника к слушанию. Подготовка заявления к слушанию преследует следующие задачи:

1) уточнение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения трудового спора;

2) определение правоотношений сторон и закона, которым следует руководствоваться;

3) разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле;

4) определение доказательств, которые каждая сторона должна представить в обоснование своих утверждений.

Работник на любой стадии рассмотрения его трудового спора в КТС вправе прекратить возбужденный им трудовой спор. Однако при этом он теряет право повторного обращения в КТС с подобным заявлением. Данное обстоятельство должно быть сообщено работнику под расписку на заседании комиссии.

Трудовой спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им в соответствии с законом представителя. Полномочия представителя оформляются доверенностью, которая может быть заверена по месту работы или жительства работника либо письменным заявлением работника в КТС. Специальные полномочия, в частности на подписание заявления от имени работника, по заключению соглашения с работодателем, отказу от заявленных требований, по обжалованию решения КТС, по предъявлению решения КТС к исполнению и получению сумм, должны быть оговорены в доверенности или письменном заявлении работника, поданном в КТС.

Правило об обязательности рассмотрения и разрешения индивидуального трудового спора в присутствии работника дает ему возможность представить дополнительные доказательства в обоснование своих требований, принимать активное участие в обсуждении и исследовании доводов работодателя или его полномочного представителя.

Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению. В такой ситуации заявление работника рассматривается по правилам заочного разрешения индивидуального трудового спора.

Работник и работодатель должны быть своевременно извещены о времени и месте проведения заседания КТС, а также о переносе его на другой день.

Неявка работника или его представителя обязывает КТС отложить рассмотрение заявления. Вторичная неявка работника или его представителя на заседание комиссии без уважительных причин дает право КТС снять заявление с рассмотрения.

Снятие заявления с рассмотрения по причине вторичной неявки работника или его представителя на заседание КТС без уважительных причин следует квалифицировать как отсутствие обращения работника в КТС за разрешением индивидуального трудового спора. В таком случае работнику предоставляется возможность повторно обратиться в комиссию с заявлением о рассмотрении его трудового спора в пределах установленного трудовым законодательством искового срока или обратиться непосредственно в суд, минуя КТС.

Необходимо подчеркнуть, что снятие заявления работника с рассмотрения в случае его неявки при вторичном вызове без уважительных причин является правом, а не обязанностью комиссии. В силу этого комиссия может принять решение о снятии заявления работника с рассмотрения при любой последующей неявке работника на заседание КТС без уважительных причин. При принятии подобного решения КТС должна иметь доказательства, свидетельствующие о том, что работник дважды был извещен о предстоящем заседании и отсутствовал без уважительных причин. При отсутствии таких доказательств решение КТС о снятии заявления работника с рассмотрения считается незаконным.

В процессе подготовки дела к рассмотрению в порядке досудебного разбирательства КТС может вызывать на свое заседание свидетелей, приглашать специалистов для проведения технических и бухгалтерских проверок, представителей профсоюзов.

По требованию КТС руководитель организации как представитель работодателя или работодатель – индивидуальный предприниматель обязан в предусмотренный срок предоставить в ее распоряжение все необходимые документы и расчеты.

Заседание комиссии должно начинаться с определения правомочности состава КТС. Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

На следующем этапе досудебного разбирательства целесообразно доложить о том, какое заявление рассматривается на заседании комиссии, какие требования были заявлены работником, какие документы собраны по данному делу. После того следует выслушать требования работника (его представителя) и его соображения, а также представителя работодателя. После объяснений сторон заслушиваются пояснения свидетелей и специалистов, изучаются письменные материалы дела.

Трудовой кодекс РФ не предусматривает права работников заявлять отводы членам комиссии. Однако практика свидетельствует о том, что иногда такие отводы заявляются отдельным членам КТС. Данный вопрос рассматривается другими членами данной комиссии. Соответствующее решение принимается простым большинством голосов. Член комиссии, получивший такой отвод, вправе дать объяснения по поводу заявленного ему отвода. Если же отвод был заявлен всем или большинству членов КТС, участвующих в данном заседании, то данный вопрос разрешается по каждому из членов в отдельности всем составом этой комиссии также простым большинством голосов.

Во время заседания КТС ведется протокол, в котором подробно освещаются процесс разбирательства индивидуального трудового спора, исследования доказательств и выводы ее членов. Протокол подписывается председателем или его заместителем и заверяется печатью. Требования к форме протокола ТК РФ не устанавливает. Несмотря на это, по всей вероятности, в протоколе заседания комиссии должны находить свое отражение следующие сведения:

– дата проведения заседания КТС;

– список избранных и присутствующих членов комиссии с указанием представительского характера состава КТС (число членов от работников и работодателей с указанием фамилий, должностей);

– фамилия председательствующего на заседании комиссии;

– указание о присутствии работника, его представителя, а также представителя работодателя, сведения об извещении указанных лиц о рассмотрении заявления;

– порядок ведения заседания комиссии с изложением объяснений и доводов, приводимых работником, его представителем, а также представителем работодателя, с изложением пояснений свидетелей, специалистов;

– проект решения КТС;

– порядок голосования за принятие предложенного проекта решения комиссии.

Стороны индивидуального трудового спора могут принести замечания на протокол, которые либо удостоверяются одним из членов КТС, присутствовавшим на ее заседании, либо рассматриваются на заседании КТС с участием членов КТС, участвовавших в заседании КТС, на котором велся оспариваемый протокол.

Рассмотрение трудовых споров в комиссии по трудовым спорам и в суде

Электронный журнал
«Я специалист по кадрам»
приветствует Вас!

Рассмотрение трудовых споров в комиссии по трудовым спорам. Клещёнок Т.

Индивидуальные трудовые споры по вопросам применения законодательства о труде, коллективного договора, соглашения рассматриваются комиссиями по трудовым спорам (далее – КТС) и судами (ст. 233 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)). Однако это не лишает работника права обжаловать действия нанимателя в прокуратуру, департамент государственной инспекции труда, профсоюзы.

Вместе с тем только решения КТС и суда, принятые по конкретному трудовому спору и не исполненные в добровольном порядке, подлежат принудительному исполнению специальными должностными лицами – судебными исполнителями суда, требования которых по исполнению решений являются обязательными для юридических лиц и граждан, в т.ч. должностных лиц.

Первоначальное рассмотрение трудовых споров

По общему правилу трудовой спор первона­чально должен рассматриваться в КТС, созданной в организации по месту работы работника. Если работник либо наниматель с решением КТС не со­гласны или если члены не пришли к соглашению, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд. Вместе с тем ст. 241 ТК определяет ряд тру­довых споров, рассмотрение которых отнесено к непосредственной компетенции суда без обра­щения в КТС. Например, споры о восстановлении работника на работе, о возмещении нанимателем причиненного работнику материального ущерба и др. В случае отсутствия в организации КТС работ­ник также обращается непосредственно в суд за разрешением спора.

В порядке, предусмотренном ТК, рассматрива­ются споры между работником и нанимателем, вы­
текающие именно из трудовых правоотношений. Другие (споры, например, об оплате за прожива­ние в ведомственном общежитии) не являются тру­довыми, поскольку они не регулируются нормами трудового права.

Особый порядок рассмотрения трудовых споров для некоторых категорий работников

Для некоторых категорий работников установ­лен особый порядок рассмотрения трудовых спо­ров. К таким работникам, в частности, относятся граждане Республики Беларусь, работающие в ди­пломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредито­ванных в Республике Беларусь.

В разрешении трудовых споров между этими работниками и нанимателем участвует респуб­ликанский орган государственного управления в области иностранных дел. Защиту трудовых и связанных с ними прав данных работников осуще­ствляет республиканский орган государственного управления в области иностранных дел совмест­но с республиканским органом государственно­го управления по труду в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

Вместе с тем, исходя из гарантированного ст. 60 Конституции РБ права на судебную защиту, эти лица также вправе после соблюдения установ­ленного для них порядка рассмотрения трудового спора обратиться в суд за защитой.

Споры о досрочном освобождении от выбор­ной оплачиваемой должности работников обще­ственных объединений по решению их органов подлежат рассмотрению в соответствии с устава­ми данных объединений и действующим законода­тельством.

Порядок рассмотрения споров государст­венных служащих установлен Законом РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее — Закон).

Государственный служащий вправе обратиться в вышестоящие государственные органы и (или) суд для разрешения споров, связанных с государ­ственной службой, в т.ч. по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, реа­лизации прав государственного служащего, пере­вода на другую государственную должность, дис­циплинарной или материальной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, освобождения от занимаемой должности (увольнения), в иных случаях, предусмотренных законодательством (часть вторая ст. 20 Закона).

В то же время необходимо отметить, что зако­нодательные акты, устанавливая право работников на обращение в вышестоящие органы для рассмот­рения трудовых споров, не определяют процедуру рассмотрения споров этими органами.

Создаем комиссию по трудовым спорам

Предусмотренное нормами ТК создание КТС является правом, а не обязанностью сторон коллек­тивных трудовых отношений (нанимателя и профсоюза). С другой стороны, создание КТС воз­можно в любой организации независимо от фор­мы собственности при наличии в ней профсоюза. КТС также может создаваться в структурных под­разделениях организации. Вопрос ее создания, а также компетенция комиссии определяются пись­менным соглашением между профсоюзом и нани­мателем либо коллективным договором.

КТС создается сроком на один год из равного числа представителей профсоюза и нанимателя. Общее количество членов КТС устанавливается по соглашению между нанимателем и профсоюзом в зависимости от численности работников, частоты обращений и т.д.

Примерную форму Положения о комиссии по трудовым спорам смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 21-24 журнала.

Если в организации действуют 2 или более профсоюза, то все профсоюзы должны участво­вать в формировании КТС. В данном случае воз­можны 2 варианта:

1. создание одной КТС, в состав которой по соглашению между профсоюзами будут входить представители всех профсоюзов;

2. создание отдельных КТС, когда наниматель выделяет своих представителей, а каждый профсо­юз — такое же количество своих представителей.

В последнем случае конкретный спор будет рассматривать комиссия, состоящая из представи­телей того профсоюза, членом которого является обратившийся работник.

Наниматель назначает своих представителей в состав КТС приказом руководителя, а профсоюз — решением профкома.

Примерная форма приказа о назначении представителей в состав комиссии по трудовым спорам приведена на с. 24 журнала (приложение 1). Форма выписки из протокола заседания проф­союзного комитета о выделении представителей в состав примирительной комиссии — на с. 24-25 журнала (приложение 2).

Членом КТС от профсоюза может быть любой работник — член данного профсоюза.

Полномочия представителей сторон должны быть подтверждены доверенностями, выданны­ми в установленном порядке, т.е. подписанными соответственно руководителями направивших их сторон.

Примерную форму доверенности смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 26 журна­ла (приложение 4).

Подписи должны быть удостоверены печатя­ми соответственно предприятия и профсоюза. По мнению автора, требование законодательства о выдаче представителям сторон доверенностей яв­ляется лишним, так как персональный состав КТС оговорен в приказе руководителя и постановлении профкома, а компетенция комиссии четко пропи­сана в части второй ст. 236 ТК.

В каждом заседании комиссии должно участ­вовать равное количество представителей от каж­дой стороны (например, по 3 человека от нанима­теля и от профсоюза).

Обязанности председателя и секретаря на ка­ждом заседании выполняются поочередно пред­ставителями сторон. Например, на одном засе­дании обязанности председателя КТС выполняет представитель профсоюза, а обязанности секре­таря — представитель нанимателя. На следующем заседании КТС, наоборот, роль председателя пере­дается представителю нанимателя, а обязанности секретаря — представителю профсоюза. На одном и том же заседании обязанности председателя и секретаря не могут выполнять представители од­ной стороны.

Вопросы, входящие в компетенцию комиссии по трудовым спорам

КТС, если она создана в организации, является обязательным первичным органом по рассмотре­нию трудовых споров, возникающих между работ­ником и нанимателем, кроме тех, для которых уста­новлен иной порядок их рассмотрения, например рассматриваемых непосредственно судом. В КТС также не могут разрешаться вопросы, которые оп­ределяются нанимателем самостоятельно либо по соглашению с профсоюзом, например заключение или изменение коллективного договора, установ­ление норм труда, должностных окладов, тариф­ной ставки 1-го разряда и т.д.

В компетенцию КТС входит рассмотрение тру­довых споров о (об):

-установленных расценках и нормах труда;

-условиях для их выполнения;

-переводе на другую работу и перемещении;

-оплате труда, в т.ч. при невыполнении норм труда, простое и браке;

-совмещении профессий (должностей) и за­местительстве;

-оплате труда за работу в сверхурочное и ноч­ное время;

-праве на получение и размере причитающих­ся работнику премий и вознаграждений, преду­смотренных действующей у нанимателя системой оплаты труда;

-выплате компенсаций и предоставлении га­рантий;

-возврате денежных сумм, удержанных из за­работной платы работника;

-выдаче специальной одежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты, лечебно­профилактического питания (ст. 236 ТК).

Указанный перечень вопросов не является ис­черпывающим.

КТС может рассматривать также споры о:

-переводе на другую работу и выплате сред­него заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы в связи с незаконным переводом;

-взыскании заработной платы, включая над­бавки, предусмотренные системой оплаты труда;

-размере заработка, начисленного с учетом коэффициента трудового участия;

-применении дисциплинарных взысканий;

-неправильных или неточных записях в тру­довой книжке сведений о заключении, изменении или прекращении трудового договора, если эти записи не соответствуют приказу (распоряжению) руководителя или другим документам;

-выплате выходного пособия, денежной ком­пенсации за неиспользованный трудовой отпуск и другие споры.

Права работника

Работнику, не являющемуся членом профсою­за, предоставлено право выбора — обратиться за разрешением трудового спора в КТС или суд. Суд не вправе отказать такому работнику в принятии заявления в связи с несоблюдением предваритель­ного внесудебного порядка разрешения спора. С другой стороны, и КТС не вправе отказать работ­нику в рассмотрении спора по причине того, что работник не является членом профсоюза.

Правом на обращение в КТС обладает только работник. Нанимателю такое право не предоставле­но. Заявления в комиссию должны приниматься от всех работников, которые находились или находят­ся в трудовых отношениях с нанимателем. Право на обращение в КТС имеют и уволившиеся работники, если их требование основано на отношениях, воз­никших до прекращения трудового договора.

Порядок работы с заявлением работника в комиссии по трудовым спорам

Заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации. Законом не установлено, на кого возлагается обязанность по регистрации таких заявлений. Порядок ведения делопроизводства КТС предусматривается согла­шением между нанимателем и профсоюзом либо коллективным договором (ст. 235 ТК). Поэтому це­лесообразно разработать в организации положе­ние о КТС и порядке разрешения индивидуальных трудовых споров.

Форма и содержание заявления работника в КТС законодательством не определены. Заявление может подаваться в КТС как в письменном виде, так и путем устного обращения работника в ко­миссию. В последнем случае содержание требова­ния записывается в специальном журнале.

В письменном заявлении следует указать: на­именование комиссии и название организации, в которую направляется заявление; фамилию, имя, отчество заявителя; место его работы и долж­ность; местожительство; суть спора. В конце за­явления ставится личная подпись обратившегося гражданина.

Комиссия не имеет права отказать работнику в приеме заявления даже в том случае, если тру­довой спор не подведомствен КТС. Заявление изу­чается комиссией, и по нему выносится решение об отказе в рассмотрении спора. Отказ в приеме заявления допускается только в том случае, если данный спор уже являлся предметом рассмотре­ния КТС и по нему вынесено решение либо комис­сия не пришла к соглашению.

КТС не вправе отказать в принятии заявления по мотивам пропуска срока исковой давности (установленного законом срока для защиты судом или другим компетентным органом права по иску лица, право которого нарушено). При пропус­ке срока для обращения в КТС члены комиссии должны выяснить причины пропуска и в зависи­мости от них принять решение о восстановлении срока или об отказе в его восстановлении.

Дан­ный вопрос решается в каждом конкретном слу­чае с учетом всех доводов работника о причинах, которые повлекли за собой несвоевременное обращение за защитой нарушенного права. Ува — жительной причиной считается болезнь, препят­ствовавшая работнику своевременно обратиться в КТС. Не являются уважительными причинами незнание работником законодательства о труде, обращение его в различные инстанции за защи­той своего права, поскольку это не мешало ему обратиться в КТС.

Порядок рассмотрения трудового спора в комиссии по трудовым спорам

Комиссия извещает работника, подавшего за­явление, и нанимателя о дате и времени рассмот­рения трудового спора. Спор рассматривается в присутствии обратившегося работника, за исклю­чением случая, если имеется письменное заявле­ние работника с просьбой о рассмотрении спора без него. При неявке работника на заседание ко­миссии рассмотрение заявления откладывается.

При вторичной неявке работника без уважи­тельной причины комиссия может вынести реше­ние о снятии данного заявления с рассмотрения. Однако это не лишает работника права в пределах установленного законодательством срока подать заявление вновь.

КТС вправе вызывать на свое заседание сви­детелей, специалистов, представителей различных общественных организаций. По требованию ко­миссии наниматель обязан представить необходи­мые расчеты и документы.

На заседании КТС ведется протокол, в котором должны быть указаны состав комиссии (кто — от нанимателя, кто — от профсоюза), краткое содер­жание требований работника, объяснения лиц, заслушанных на заседании КТС, содержание реше­ния по рассматриваемому спору. Ведет протокол секретарь комиссии. Протокол подписывают пред­седатель и секретарь. Примерную форму прото­кола заседания комиссии по трудовым спорам смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 26-27 журнала (приложение 5).

Законом определен 10-дневный срок для рас­смотрения спора КТС. В результате рассмотрения спора по существу КТС принимает решение.

Решение КТС принимается не простым боль­шинством голосов, а по соглашению между пред­ставителями нанимателя и профсоюза (часть первая ст. 238 ТК). В данной норме закона акцент сделан не на соглашение между членами комиссии, а на соглашение между представителями сторон (нани­мателя и профсоюза). Поэтому, на наш взгляд, для принятия решения КТС необходимо его одобрение большинством представителей как со стороны на­нимателя, так и со стороны профсоюза.

Например, если КТС состоит из 6 человек (по 3 представителя от нанимателя и профсоюза), решение считается принятым, если за него проголосовало хотя бы по 2 представителя от нанимателя и от профсоюза, т.е. 4 человека. Для исключения случаев равного разде­ления голосов при голосовании число представите­лей, направляемых в КТС каждой из сторон, должно быть нечетным и, как правило, не менее 3.

Решение комиссии по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам при рассмот­рении конкретного спора может вынести одно из следующих решений:

-об удовлетворении требований работника в полном объеме;

-о частичном их удовлетворении;

-об отказе в удовлетворении требований.

В решении КТС должны указываться: нанима­тель; Ф.И .О. обратившегося работника; дата обращения в КТС; дата рассмотрения трудового спора; фамилии членов комиссии, присутствовавших на заседании; мотивированное решение КТС (ст. 238 ТК).

Примерную форму решения комисии по тру­довым спорам смотрите в рубрике «Полезная до­кументация» на с. 27-28 журнала (приложение 6).

Мотивированность решения означает обосно­вание его нормами действующего законодательст­ва, коллективным договором, правилами внутрен­него трудового распорядка и другими локальными актами, а также соответствие действительным об­стоятельствам дела, установленным комиссией в ходе рассмотрения спора. Решение должно быть изложено четко и ясно, чтобы не возникло затруд­нения при его исполнении. В решении по денеж­ным требованиям должна быть указана точная сумма, причитающаяся работнику.

Решение КТС имеет обязательную силу и ут­верждению нанимателем или профсоюзом не под­лежит. Подписывается оно председателем и секре­тарем соответствующего заседания. Копии реше­ния КТС в 3-дневный срок вручаются работнику и нанимателю.

Данное решение наниматель или работник могут обжаловать в суд в 10-дневный срок со дня вручения им копии. Основания и мотивы обраще­ния в суд могут быть различными (например, несо­гласие с размером подлежащих взысканию денеж­ных сумм и др.).

Срок исполнения решения комиссии по трудовым спорам

Срок исполнения решения КТС установлен ст. 248 ТК. Решение подлежит исполнению нанимате­лем не позднее 3 дней по истечении 10 дней, пре­дусмотренных на его обжалование. Срок начина­ется с момента вручения нанимателю копии реше­ния КТС, вынесенного по конкретному трудовому спору. Решение КТС о восстановлении на прежней работе работника, который незаконно был переве­ден, подлежит немедленному исполнению.

Принудительное исполнение решения комиссии по трудовым спорам

Решение по трудовому спору, вынесенное КТС, может быть исполнено в добровольном по­рядке. Если наниматель не исполняет решение, то комиссия выдает работнику удостоверение, которое имеет силу исполнительного листа. Удо — стоверение выдается по просьбе работника, в пользу которого вынесено решение. По своей инициативе КТС удостоверение не выдает.

Удостоверение не может быть выдано до ис­течения 10 дней, предусмотренных на обжало­вание решения. Не выдается оно и в том случае, если работник или наниматель обратились с за­явлением о разрешении трудового спора в суд.

В удостоверении на принудительное испол­нение решения КТС должны быть указаны: на­именование комиссии, вынесшей решение по трудовому спору; дата принятия решения; дата выдачи удостоверения; фамилия, имя, отчество работника; решение по существу спора.

Формулировка решения в удостоверении должна точно соответствовать решению КТС.

Например: «обязать нанимателя оплатить Ф.И.О. за сверхурочную работу в двойном раз­мере согласно ст. 69 Трудового кодекса Респуб­лики Беларусь». Удостоверение подписывается председателем и секретарем КТС. Примерную форму удостоверения см. в рубрике «Полез­ная документация» на с. 28 журнала (приложе­ние 7).

Следует еще раз обратить внимание на нали­чие в удостоверении даты его выдачи, посколь­ку с этой даты начинает течь срок предъявления удостоверения в суд для принудительного испол­нения решения.

Принудительное исполнение решений КТС производится судебным исполнителем суда, на территории которого расположена организация, в данном случае — должник.

Для принудительного исполнения решения удостоверение в 3-месячный срок со дня его выдачи предъявляется в суд по месту располо­жения организации. При пропуске работником 3-месячного срока по уважительным причинам КТС, выдавшая удостоверение, может восстано­вить этот срок.

Пропуск данного срока по неуважительным причинам и отказ в его восстановлении влекут утрату юридической силы удостоверения как ис­полнительного документа.

Смотрите еще:

  • Место преступления 2009 Сериал C.S.I.: Место преступления Жанры : Детективы, Триллеры Год создания : 2000 Страны : Канада, США Телеканал : ТВ-3 Продолжительность : 60 мин. Актёры и команда 252 Сериал C.S.I.: Место преступления […]
  • Проверить наличие административных штрафов Проверить задолженность по административным штрафам онлайн по фамилии физического лица (данным паспорта) Услуга проверки штрафов онлайн доступна на многих государственных порталах. Проверить и оплатить штрафы по номеру СТС и водительских […]
  • Получить разрешение опеки Как правильно подать запрос в Отдел опеки и попечительства Для подачи в суд мне нужна копия Постановления на опекунство на мою мать,подтверждающая,что опекуном является мой брат,т.е. ее сын.Как правильно написать заявление в Отдел опеки и […]
  • Смена работодателя по патенту Как заполнить ходатайство работодателя о переоформлении патента по образцу Для любого иностранца, который решит работать на территории России, от работодателя нужно подавать в УФМС ходатайство на получение или продление рабочего патента […]
  • Образец психиатрической экспертизы Постановление о назначении судебно-психиатрической экспертизы, проводимой в экспертном учреждении (образец заполнения) ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении комиссионной судебно-психиатрической экспертизы Старший следователь следственного отделения […]
  • Приказ минздравсоцразвития рф от 23042009 210н Приказ Минздравсоцразвития России от 23.04.2009 г. № 210н "О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации" Приказ […]
  • Закон о государственной поддержке малого предпринимательства в рф Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.06.95 N 88-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" […]
  • Как оформить парковку на год Бесплатная парковка для многодетных семей в 2018 году Существуют категории граждан, которые пользуются разного рода социальными льготами. В частности, к наиболее актуальным на сегодняшний день относится такая льгота, как: бесплатная […]