Прокурорский надзор за исполнением законов о труде

Полномочия прокурора по защите трудовых прав граждан

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Прокуратура Российской Федерации играет важную и активную роль в охране и защите конституционных прав и свобод граждан, осуществлении надзора за исполнением законов, укреплении законности и правопорядка. Она осуществляет государственный надзор за исполнением законов на всей территории России, принимает меры по устранению нарушений законности, привлекает виновных лиц к установленной законом ответственности.

Прокурорский надзор за исполнением законов заключается в том, чтобы правовые акты, издаваемые органами представительной и законодательной власти, государственного управления, контроля, другими органами, соответствовали законам и иным нормативно-правовым актам и чтобы они точно и единообразно исполнялись всеми поднадзорными органами, должностными лицами и гражданами.

Это касается, разумеется, и трудового законодательства. Трудовое право — единственная отрасль права, которая способна не только непосредственно воздействовать на основную производительную силу — людей (работников) — и защитить их в процессе производственной деятельности, но также защитить права и законные интересы работодателей.

Прокурорские проверки касаются различных вопросов трудовой сферы. Это и законность заключения, изменения, прекращения трудовых договоров, и законность применения дисциплинарных взысканий, законность применения мер материальной ответственности, отказа в приеме на работу, своевременность выплаты заработной платы и многие другие. Если работодателем не соблюдаются положения, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, в частности, нарушается охрана труда, время отдыха, оплата и нормирование труда, это может быть поводом к проведению прокурорской проверки.

За последнее время повсеместно возникают нарушения сроков выплаты заработной платы работникам. Установлено, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором (ст. 136 Трудового кодекса РФ).

Следует отметить, что за несвоевременную выплату заработной платы (невыплата свыше 2-х месяцев) предусмотрена уголовная ответственность (ст. 145.1 УК РФ).

Прокурор, получив сведения о невыплате заработной платы на предприятии (информация может быть получена в том числе из поступивших в прокуратуру жалоб граждан), вправе провести прокурорскую проверку. При проведении такой проверки он вправе:

— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории, в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

— требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических данных и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов; проведения проверок по поступающим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подведомственных им организаций;

— вызывать должностных лиц и граждан для объяснения по поводу нарушения закона.

В случае нарушения закона прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело (например, по статье 145.1 УК РФ — за невыплату работодателем заработной платы свыше двух месяцев) или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предупреждает о недопустимости нарушения закона, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, вносит представления об устранении нарушений закона.

Согласно статье 23 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. Кроме того, при исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона (скажем, в случае нарушения правил техники безопасности, угрожающего жизни и здоровью работников), прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста соответствующее должностное лицо должно сообщить прокурору в письменной форме.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

В целях устранения выявленных нарушений закона прокурором или его заместителем вносится представление в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения, и оно подлежит «безотлагательному рассмотрению».

Для устранения указанных в представлении допущенных нарушений отводится один месяц. В течение этого срока также должны быть приняты конкретные меры по устранению причин нарушений и условий, им способствующих. О результатах рассмотрения представления прокурору должно быть сообщено в письменной форме.

Прокурор исходя из характера нарушения закона должностным лицом выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель вправе направить в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона (статья 25.1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Прокурорский надзор в сфере соблюдения трудовых прав граждан. Методическое обеспечение

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2007, N 10

Прокурорский надзор в сфере соблюдения трудовых прав граждан. Методическое обеспечение

В Трудовом кодексе Российской Федерации прокурорский надзор за соблюдением трудового законодательства регламентирован ст. 353 вместе с контролирующими органами и органами местного самоуправления, осуществляющими защиту трудовых прав и свобод граждан. При этом текстуально в статье он указан самым последним из способов обеспечения законности и защиты трудовых прав граждан.

Принятая всенародным голосованием Конституция Российской Федерации признала и гарантировала права и свободы человека и гражданина, провозгласив их высшей ценностью. Переоценить их значимость сложно. Создание условий для реализации и защита этих прав от посягательств на современном этапе составляют основу государственного курса на укрепление общественного правосознания, экономики и внешних связей, ключевую функциональную задачу деятельности всех ветвей государственной власти, органов надзора и контроля на пути к правовому государству.

Право на свободный и безопасный труд в условиях нынешней экономики имеет исключительное значение — его реализация является залогом достойного существования каждого человека и всего общества в целом, воплощением многих нравственных ценностей и возможностью для самовыражения.

Между тем именно эта сфера сейчас является глубоко кризисной: из года в год повсеместно растет количество нарушений трудовых прав граждан, приходят в упадок производственные мощности, отсутствует правовое регулирование, соответствующее реалиям современной жизни.

Значительный рост нарушений трудовых прав граждан, выявленных прокурорами в 2006 г. , изменил их удельный вес в числе всех нарушений в социальной сфере, остававшийся в течение последних пяти лет на уровне 60 — 62% , и достиг почти 75 — 76%.

Воеводина Т.Г. Проверки исполнения законодательства об оплате труда // Законность. 2006. N 7. С. 14.

Информационно-аналитическая записка «Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работе органов прокуратуры в 2003 году». М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генпрокуратуре РФ, 2004. С. 9.

Эти условия требуют от прокуроров не просто неослабевающего внимания, а совершенствования способов укрепления законности, поиска новых форм и методов воздействия на нарушителей.

Представляется необходимым выделение в отдельную статью Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 353.1) положения о государственном надзоре за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемом Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с федеральным законом. Это подчеркнуло бы его особый статус как деятельности, направленной на защиту трудовых прав и свобод.

Кроме того, в новой статье необходимо отдельно указать, что надзор за исполнением трудового законодательства осуществляется прокурором, в том числе в деятельности контролирующих органов и органов МСУ.

Первоочередная задача прокурора по обеспечению законности в сфере трудовых прав граждан заключается именно в обеспечении надлежащей работы органов контроля и надзора. Проверки соблюдения закона органами государственного контроля характеризуют основное направление надзорной деятельности прокурора в данной сфере.

Основным контролирующим и надзорным органом в сфере законодательства о труде и трудовых правах граждан являются территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) — государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации.

Однако сегодня материалы прокурорских проверок свидетельствуют о том, что в ряде регионов территориальными органами Роструда надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляется не на должном уровне .

См.: Представление заместителя Генерального прокурора РФ от 17.04.2006 N 7/3-32д-2005 «Об устранении нарушений законодательства в деятельности органов Федеральной службы по труду и занятости в сфере оплаты труда».

По мнению А. Мыцыкова, и я с ним, безусловно, согласен, «надзор за законностью деятельности контрольно-надзорных органов, за тем, как они выполняют возложенные законом обязанности, надо усиливать» .

Мыцыков А. Смысл реформ — повышение эффективности надзора // Законность. 2007. N 1. С. 2 — 6.

Актуальность и самостоятельность этой отрасли прокурорского надзора определила необходимость разработки ее собственной методики. А динамично меняющееся законодательство о труде, ротация и пополнение кадров прокуратуры молодыми специалистами, массовость допускаемых в этой сфере нарушений прав граждан требуют детального рассмотрения данной темы и наличия соответствующего остроте проблемы методического обеспечения надзорной деятельности прокурора.

Стоит признать справедливым мнение В.Г. Мелкумова, который полагает, что прокурор может быть на уровне предъявленных ему высоких и сложных требований лишь тогда, когда он не только знает, что следует предпринять в каждом конкретном случае, но и как это сделать. Такого рода познания обеспечиваются разработкой методических рекомендаций .

Мелкумов В.Г. Советская прокуратура и проблемы общего надзора. Автореферат диссертации на соискание . д. ю. н. Душанбе, 1971. С. 33.

Перед проведением проверки прокурор должен составить план, которого он будет придерживаться в дальнейшем.

Специфика деятельности контролирующих органов позволяет сформулировать достаточно полный перечень вопросов, подлежащих выяснению в ходе надзорной проверки:

— осуществляется ли инспекцией сбор информации о состоянии законности в контролируемой сфере и ее использование в работе;

— полностью ли охвачены мероприятиями по контролю организации, расположенные на закрепленной территории;

— осуществляется ли планирование работы инспекции, ее структурных подразделений (отделов) и инспекторов; выполняются ли эти планы;

— соответствуют ли предъявляемым требованиям отчеты о работе инспекции, в т.ч. достоверность указанных в них данных;

— в каждом ли случае проведения проверки инспектор имеет распоряжение (Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)»);

— имели ли место факты признания действий (бездействия) инспекторов незаконными в судебном порядке;

— соблюдаются ли сроки рассмотрения обращений и жалоб граждан;

— все ли предусмотренные законом документы запрашиваются инспектором у работодателя при проведении проверки;

— по всем ли фактам выявленных правонарушений инспекторами приняты меры реагирования, виновные лица привлечены к предусмотренной законом ответственности;

— контролируется в дальнейшем, после внесения, фактическое исполнение требований, поставленных в предписании и/или представлении об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;

— в случае выявления фактов неисполнения предписаний или представлений направляются ли соответствующие напоминания, проводятся ли контрольные проверки. Решается ли в случае злостного неисполнения требований, поставленных в предписании либо представлении, вопрос о возбуждении административных дел по ст. 19.5 КоАП РФ;

— ставится ли в необходимых случаях вопрос о необходимости привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности;

— нет ли фактов незаконного привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, соответствует ли наложенное наказание степени тяжести правонарушения;

— соблюдаются ли требования административного законодательства к порядку составления протоколов об административных делах данной категории, их рассмотрения по существу и вынесения постановлений о наказании;

— контролируется ли своевременная уплата наложенных штрафов;

— в каждом ли случае неисполнения правонарушителями обязанности по уплате штрафа принимаются меры по привлечению виновных к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ;

— направляется ли информация обо всех нарушениях прав граждан, причинах и условиях им способствовавших, по которым инспекция лишена возможности принятия мер, в уполномоченные органы.

Проверяя работу инспекции труда, кроме названного, следует выяснить следующие специфические вопросы работы по обеспечению соблюдения права граждан на своевременную оплату труда:

— соответствуют ли принимаемые инспекцией меры остроте ситуации с выплатой заработной платы (как они соотносятся с показателями работы прокуроров за аналогичный период);

— налажено ли поступление сведений об организациях-должниках из территориального органа Росстата, во всех ли из них проводились мероприятия по контролю;

— направляются ли информация и материалы о выявленных фактах задержки заработной платы свыше 2 месяцев в органы прокуратуры для организации доследственных проверок и решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ. Сколько таких материалов направлено, за какой период, контролируется ли их рассмотрение, имеются ли сведения о результатах разрешения.

В процессе проверки прокурор должен выяснить следующие вопросы, относящиеся к работе инспекции по обеспечению работодателями норм и правил по охране труда, требований к расследованию несчастных случаев на производстве и т.п.:

— охвачены ли мероприятиями по контролю наиболее крупные промышленные, сельскохозяйственные, обрабатывающие, перерабатывающие и иные организации, риск производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в которых наиболее велик;

— во всех ли необходимых случаях при наличии заключения государственной экспертизы условий труда о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда в суды направлялись соответствующие заявления;

— всегда ли в необходимых случаях выдавались предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

— запрещалось ли использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требований технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

— осуществляется ли контроль над соблюдением требования об обязательном социальном страховании работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности из средств работодателя;

— разрешаются ли в установленном законом порядке запросы граждан о проведении проверки условий и охраны труда на рабочем месте;

— оказывает ли инспекция содействие в организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях;

— проводятся ли сверки с органом, осуществляющим социальные выплаты в связи с производственными травмами, в целях выявления сокрытых несчастных случаев;

— во всех ли случаях государственные инспектора принимали участие в работе и возглавляли комиссии по расследованию групповых, тяжелых и смертельных несчастных случаев;

— соблюдались ли сроки расследования несчастных случаев;

— достаточно ли полно проведено расследование несчастного случая (все обстоятельства достоверно выяснены), все ли документы, предусмотренные ст. 229.2 Трудового кодекса РФ, собраны в материалы расследования несчастного случая;

— соблюдаются ли требования по оформлению акта о результатах расследования несчастного случая по форме Н-1;

— проведено ли государственным инспектором труда дополнительное расследование по факту сокрытого несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования;

— правильно ли по результатам расследования квалифицирован несчастный случай;

— приняты ли по результатам расследования меры, направленные на устранение причин и условий, способствовавших несчастному случаю, их профилактику;

— привлечены ли виновные к предусмотренной законом ответственности в рамках компетенции инспекции;

— направляются ли материалы расследования несчастных случаев в органы прокуратуры для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по ст. 143 Уголовного кодекса РФ. Сколько таких материалов направлено, за какой период, контролируется ли их рассмотрение, имеются ли сведения о результатах разрешения.

Источниками, из которых прокурор может получить ответы на поставленные вопросы, являются: объяснения должностных лиц, отчеты о работе инспекции с пояснительной запиской, планы работ, акты проведенных проверок, предписания и представления, материалы дел об административных правонарушениях, материалы переписки с органами надзора и контроля, органами государственной власти и местного самоуправления и др.

Помимо государственных инспекций труда контроль и надзор в сфере охраны труда и условий труда осуществляется следующими органами:

— в области безопасного ведения работ в промышленности — Федеральная служба по экологическому, технологического и атомному надзору (Ростехнадзор);

— в области соблюдения работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);

— в области соблюдения правил ядерной и радиационной безопасности — Ростехнадзор;

— в области проведения мероприятий, обеспечивающих безопасное использование электрических и теплоиспользующих установок, — Ростехнадзор.

Изучение материалов прокурорских проверок показывает, что недостаточно внимания уделяется работе органов, проводящих государственную экспертизу условий труда (ст. 216.1 Трудового кодекса РФ и Постановление Правительства РФ от 25.04.2003 N 244 «Об утверждении положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации»).

Государственная экспертиза условий труда осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (по проектам строительства и реконструкции производственных объектов федерального уровня) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по другим направлениям).

К примеру, в Астраханской области таким органом является Министерство социального развития и труда, в Оренбургской области — Департамент по труду.

Необходимо отметить, что, как показывает практика, в ходе проверки прокурорами полноты и законности государственной экспертизы условий труда возникает большое количество вопросов, требующих специальных знаний (технических). В связи с этим к проведению подобного рода проверок настоятельно рекомендуется привлекать специалистов, без участия которых многие аспекты не могут быть надлежащим образом рассмотрены.

Еще одним обстоятельством, вызывающим значительные сложности при проведении проверки, является то, что по результатам экспертизы составляются два заключения, одно из которых со всеми представленными материалами возвращается заказчику. Следовательно, в самом органе материалы, по которым проводилась экспертиза, прокурор обнаружить и изучить не сможет. Необходимо заранее затребовать необходимые материалы у заказчика экспертизы того или иного объекта.

Необходимо ориентироваться на повышение эффективности взаимодействия с контролирующими органами, на усиление надзора за законностью в их деятельности, не выполняя при этом их функции.

К числу основных вопросов, которые подлежат выяснению в ходе проверки законности проведения государственной экспертизы условий труда и выдачи соответствующего заключения, относятся следующие:

— соблюдаются ли сроки проведения экспертизы (не более месяца);

— допускались ли факты затребования от заказчика документов, необходимость в которых для проведения экспертизы отсутствовала;

— выражалось ли экспертами особое мнение об обстоятельствах, имеющих значение для решения экспертизы. Как оно рассматривалось, как принималось решение;

— обжаловались ли экспертные заключения в судебном порядке;

— содержит ли заключение обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) требований условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Получив ответы на эти вопросы, оценив все собранные материалы в совокупности и выявив нарушения законов, установив обстоятельства, способствующие этим нарушениям, прокурор принимает меры по их недопущению в будущем, а также к привлечению к ответственности виновных лиц.

36. Прокурорский надзор за исполнением законодательства по охране несовершеннолетних

36. Прокурорский надзор за исполнением законодательства по охране несовершеннолетних

Прокуроры при осуществлении данного надзора руководствуются Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 22 июня 2001 г. № 38 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи».

В данной сфере деятельности прокуроры уполномочены:

1) обеспечивать исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних; пресекать и предупреждать преступность среди несовершеннолетних;

2) следовать положениям Конвенции ООН о правах ребенка, общепризнанным нормам международного права и законодательства РФ, в которых закреплен приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства. Прокуроры должны иметь в виду, что государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

3) осуществлять постоянный надзор за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, обращая особое внимание на своевременность оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей (выдачу пособий, компенсационных выплат, организацию питания в образовательных учреждениях);

4) обеспечивать надзор за исполнением органами опеки и попечительства требований законода-

тельства о выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройстве в интернаты;

5) проверять исполнение законов, регламентирующих условия содержания, воспитания и обучения детей, защиту личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансирование и целевое расходование средств в учреждениях органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения;

6) осуществлять надзор за исполнением законодательства об образовании, реализации государственными и муниципальными образовательными учреждениями прав граждан на общедоступность и бесплатность среднего (полного) общего и начального профессионального образования и на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессионального образования, считая это важным средством защиты прав и интересов несовершеннолетних;

7) осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства в отношении несовершеннолетних;

8) проверять исполнение законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комиссиями по делам несовершеннолетних и органами внутренних дел;

9) с особой ответственностью подходить к вопросам возбуждения уголовных дел, задержания и арестов, обеспечения законного представителя в досудебном и судебном производстве;

10) осуществлять постоянный надзор за соблюдением прав осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание;

11) следить за трудовой занятостью, подготовкой к военной службе и воинской обязанностью, законностью деятельности детских и молодежных общественных объединений.

Прокурорский надзор за исполнением законов о труде

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации :

Сабельфельд, Т. Ю.
Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Рыночные преобразования в экономике Российской Федерации обусловили существенные изменения в правовом регулировании социально-трудовых отношений, правовом положении субъектов трудового права: государства, работодателей и работников, органов государственного надзора и контроля. В современных условиях государство предоставляет возможность сторонам трудовых правоотношений самостоятельно регулировать трудовые отношения в установленных законодательством формах.

Изменения экономической ситуации в стране, широкое развитие негосударственного сектора экономики, утрата государством положения доминирующего работодателя, признание многообразия форм собственности и хозяйствующих субъектов требуют новых подходов к созданию надежных правовых гарантий трудовых прав граждан.

Правовая реформа, проводимая в России, призвана обеспечить верховенство закона во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере трудовых правоотношений. Однако приходится констатировать, что в области охраны трудовых прав граждан в настоящее время возникают новые проблемы. В последнее время значительно увеличилось количество грубых нарушений трудового законодательства: участились случаи незаконных увольнений, не оплачивается сверхурочная работа, не предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска, незаконно налагаются дисциплинарные взыскания, штрафы и др. Приняла массовый характер несвоевременная выплата заработной платы и иных компенсаций, что приводит к дестабилизации обстановки в обществе, созданию очагов социальной напряженности.

Мировой экономический кризис усугубил социально-экономическую ситуацию в России. Неслучайно Президент Российской Федерации ДА. Медведев на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации отметил негативное влияние мирового финансового кризиса, подчеркнув, что «его прямым следствием является рост безработицы и, конечно, снижение уровня жизни людей. И не секрет, что такого рода процессы зачастую сопровождаются нарушением трудовых прав граждан. На 1 января 2009 года суммарная задолженность по зарплате составила 4,6 млрд. руб., и эта цифра пока не уменьшается, она растет. На эти процессы необходимо воздействие органов прокуратуры.»[1].

В этих условиях возрастает роль прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка в своем выступлении на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ 25 февраля 2009 г . подчеркнул, что «для органов прокуратуры обеспечение соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина является одной из ключевых задач. Отличительной особенностью прошлого года стала концентрация усилий по защите трудовых прав граждан. После длительного периода стабилизации в октябре-ноябре прошлого года резко возросла суммарная задолженность по заработной плате, достигнув к 1 декабря 2008 г . почти 8 млрд. руб. В результате оперативно принятых мер к 01.01.2009 удалось не только остановить ее рост, но и существенно снизить размер — до 4,6 млрд. руб.»[2].

Практика прокурорской деятельности свидетельствует о продолжающемся росте нарушений трудового законодательства в Российской Федерации. Если в 2007 г . прокурорами выявлено более 700 тыс. нарушений трудового законодательства, то в 2008 г . всего выявлено почти 800 тыс. нарушений трудовых прав граждан.

Эти обстоятельства требуют серьезного переосмысления сущности и предназначения прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации, выработки новых, соответствующих реалиям современной действительности, научных представлений, направленных на дальнейшее совершенствование организации работы прокуроров.

Все это определяет актуальность избранной темы исследования.

Степень научной разработанности темы. Отдельные аспекты этой проблематики изучались отечественной юридической наукой, что свидетельствует о некоторой степени научной разработанности темы. Так, в дореволюционной России некоторые аспекты исследуемой темы рассматривали такие известные авторы, как В.О. Ключевский, Н.В. Муравьев и другие. Большой вклад в развитие теоретических основ деятельности российской прокуратуры, в частности, в сфере прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства, внесли такие советские и современные российские ученые, как С.С. Алексеев, В.И. Басков, С.Г. Березовская, В.Г. Бессарабов, А.Д. Берензон, Ю.Е. Винокуров, И.С. Викторов, Е.Р. Ергашев, А.Г. Звягинцев, А.Х. Казарина, И.Л. Киселев, А.Ф. Козлов, Б.В. Коробейников, С.П. Маврин, Т.П. Отческая, В.И. Рохлин, Ю.И. Скуратов, В.М. Семенов, А.Я. Сухарев и другие.

Признавая бесценным вклад этих ученых в разработку названной темы, следует отметить, что ими исследовались лишь отдельные направления надзора за исполнением трудового законодательства. Более полно рассмотрены вопросы охраны труда в Российской Федерации,

уделено большое внимание проблемам привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушения трудового законодательства, в том числе за задержку выплаты заработной платы.

Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства в современный период отечественной истории не подвергался специальным диссертационным исследованиям. На данный момент отсутствуют комплексные теоретические и научные разработки в области предмета и пределов прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства во взаимосвязи с историческим аспектом развития данного вида надзора, освещением проблем правового регулирования сферы трудовых правоотношений.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости комплексного анализа теоретических и практических аспектов прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации в его историческом развитии с этапа его возникновения до наших дней.

Объектом исследования выступает совокупность правоотношений, возникающих при осуществлении прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации.

Предметом диссертационного исследования является совокупность норм права, регламентирующих деятельность органов прокуратуры по организации и осуществлению надзора за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации; аспекты его повышения, а также проблемы теории, практики и методики осуществления данного надзора.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении содержания и специфики прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации, а также в разработке теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности работы органов прокуратуры по надзору за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

1. Изучения исторических этапов становления и развития прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства в России.

2. Определения понятия предмета и пределов прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства.

3. Анализа современного состояния прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации.

4. Исследования правовых средств органов прокуратуры по надзору за исполнением трудового законодательства.

5. Выявления и анализа особенностей организации работы прокурора по надзору за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации.

6. Изучения особенностей методики и тактики прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства и поиска путей их совершенствования.

Методологическую основу исследования определили

диалектический и логический методы познания, системный и функциональный подходы, а также частно-научные методы: конкретно-социологический, исторический, формально-логический, сравнительно-правовой и другие методы научных исследований. Посредством использования различных методов проведен научный анализ нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере труда и правоприменительной практики.

Теоретическую базу исследования составили труды ведущих ученых в области прокурорского надзора: А.И. Алексеева, П.Д. Альбицкого, В.И. Баскова, С.Г. Березовской, В.Г. Бессарабова, А.Д. Берензона, Ю.Е. Винокурова, А.Ю. Винокурова, И.С. Викторова, В.В. Гаврилова, В.З. Гущина, С.И. Герасимова, С.А. Емельянова, Е.Р. Ергашева, А.Х. Казариной, В.В. Клочкова, А.Ф. Козлова, Б.В. Коробейникова, В.Г. Лебединского, В.Г. Мелкумова, Т.И. Отческой, В.И. Рохлина, А.Л. Сафонова, В.М. Семенова, Ю.И. Скуратова, А.Я. Сухарева, В.И. Шинда, В.Ю. Шобухина, В.Б. Ястребова и других; а также труды общетеоретического и отраслевого характера, в частности: С.С. Алексеева, Н.Г. Александрова, А.Г. Звягинцева, И.Я. Киселева, В.М. Лебедева, С.П. Маврина, В.И. Попова, И.Я. Фойницкого, Е.Б. Хохлова и др.

Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, иное федеральное и региональное законодательство. В диссертационном исследовании использовались указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также ведомственные нормативные акты — приказы, указания, информационные письма Генерального прокурора Российской Федерации.

Эмпирическая основа исследования: обоснованность и достоверность выводов и предложений, содержащихся в диссертации, подтверждаются использованием большого объема аналитических материалов по вопросам исполнения трудового законодательства, имеющихся в Генеральной прокуратуре Российской Федерации и в прокуратурах Архангельской, Тюменской и Новосибирской областей, г. Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Чувашской Республики. Всего изучено более 350 документов за период 2003 — 2008 гг.

В их числе более 100 материалов проверок исполнения трудового законодательства, проведенных прокурорами Новосибирской, Тюменской и Архангельской областей, г. Санкт-Петербурга, Республики Карелия,

Чувашской Республики, 160 актов прокурорского реагирования, а также материалы рассмотрения 150 жалоб о нарушениях трудового законодательства.

Диссертантом проанализированы данные правоприменительной практики ряда контролирующих органов в области охраны труда России, в том числе Федеральной инспекции труда, государственных инспекций труда и др. В работе использованы опубликованные в периодической печати сведения о работе федеральных органов исполнительной власти, а также судебная практика.

В процессе исследования изучены статистические данные, характеризующие деятельность прокуратуры Новосибирской области и г. Санкт-Петербурга по надзору за исполнением трудового законодательства за период 2003- 2008 г . г. (форма «П»).

Кроме того, проводилось анкетирование прокуроров о состоянии и организации прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства (100 прокурорских работников Новосибирской и Архангельской областей, г. Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Чувашской Республики); а также анкетировались 115 работников организаций г. Новосибирска и г. Кемерово о состоянии локального нормотворчества в организациях различных форм собственности.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что оно является первым монографическим исследованием содержания и специфики прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства в современной России. Впервые комплексно исследован спектр вопросов, касающихся процесса возникновения и развития прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства в России, сущности, особенностей и практического осуществления прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства на современном этапе развития российского общества.

Элементами научной новизны обладают предложения автора по изменению и дополнению федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Трудового кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

По результатам проведенного исследования на защиту выносятся следующие основные положения:

1. Предмет прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства образуют три направления:

а) соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов в сфере труда, нормативно-правовых актов о труде (исходящих от высших органов государственной власти и имеющих механизм исполнения закона) федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих

организаций, физическими лицами – индивидуальными предпринимателями;

б) соответствие правовых актов, издаваемых в сфере труда указанными органами и должностными лицами, законам о труде, нормативно-правовым актам о труде (исходящих от высших органов государственной власти и имеющих механизм исполнения закона);

в) соблюдение указанными органами и должностными лицами трудовых прав граждан.

2. В качестве поднадзорных прокуратуре субъектов необходимо рассматривать физических лиц — индивидуальных предпринимателей. В связи с этим предлагается внести дополнения в ст. 21 и ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», включив в число поднадзорных субъектов физических лиц — индивидуальных предпринимателей, что вполне согласуется с уже имеющимися полномочиями органов прокуратуры по надзору за исполнением законов руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

3. Автор поддерживает позицию о разделении органов надзора и органов контроля за исполнением трудового законодательства. Функцию надзора осуществляют только органы прокуратуры, причем в сферу их юрисдикции подпадают и органы контроля. Контрольные же функции реализуют контролирующие органы, каждый в пределах предоставленных ему законом полномочий. Автор полагает, что законодатель в ст. 354 ТК РФ не обоснованно уполномочивает органы Федеральной инспекции труда и надзорными, и контрольными функциями. Им предлагается часть 1 статьи 354 ТК РФ изложить в следующей редакции: «Федеральная инспекция труда — это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда)».

4. Важнейшими составляющими организации работы прокурора по надзору за исполнением трудового законодательства являются: информационное обеспечение, аналитическая работа, планирование надзорной деятельности. В целях повышения эффективности организационной деятельности прокуроров автором предложена система источников информации о нарушениях трудового законодательства, что позволяет полно и всесторонне анализировать состояние законности в сфере трудовых правоотношений, изучать динамику совершаемых правонарушений и планировать мероприятия, обеспечивающие действенный надзор за исполнением трудового законодательства.

Автор полагает, что в настоящее время аналитическая работа в органах прокуратуры по обеспечению законности в сфере труда должна строиться на основе дифференцированного подхода с акцентом на наиболее актуальные проблемы (невыплата заработной платы, нарушения в сфере охраны труда и др.). В связи с тем, что аналитическая работа не указана в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» в

качестве функции либо направления деятельности прокуроров, автор предлагает дополнить пункт 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» четвертым абзацем следующего содержания: «требовать от руководителей и должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений для проведения аналитической работы».

5. В современных условиях использование прокурорами лишь традиционных форм организации деятельности по обеспечению законности в сфере труда явно недостаточно, в связи с чем автором предлагается новая форма — создание и функционирование на уровне прокуратуры субъекта Российской Федерации временных рабочих групп из сотрудников различных отделов. Деятельность этих групп должна ориентироваться на решение наиболее актуальных проблем и осуществляться с привлечением органов контроля в сфере труда.

6. Эффективность деятельности органов прокуратуры во многом зависит от создания инновационной системы информационно-правового обеспечения, которая позволит прокуратурам различных субъектов Российской Федерации обмениваться положительным опытом. Диссертант предлагает создать в системе органов прокуратуры единую автоматизированную систему, соответствующую структуре прокуратуры Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации). В данной системе предлагается выделить специальный раздел «Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства», содержащий в себе всю базу данных этого направления прокурорского надзора. Автор обосновывает необходимость включения в систему учета статистических данных о выявленных правонарушениях и мерах прокурорского реагирования по данному направлению надзорной деятельности; аналитически обработанных данных статистики; планирования надзорной деятельности; сведений о наиболее актуальных проблемах прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства, о грубых нарушениях трудового законодательства с характерными примерами из прокурорской практики; о поступающих в прокуратуру обращений граждан в связи с нарушениями их трудовых прав. Кроме того, предложено выделить подраздел, обеспечивающий доступ к правовой информации и юридическим изданиям в электронном виде, поддержание правовых баз в актуальном состоянии, информирование прокуроров о правовых нормах и результатах обобщения судебной практики (например, о взыскании заработной платы).

7. В целях совершенствования средств прокурорского реагирования и повышения их эффективности при осуществлении надзорной функции прокуратуры предлагается внести изменения и дополнения в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

Пункт 1 статьи 24 дополнить положением о том, что представление подлежит безотлагательному рассмотрению с обязательным обсуждением выявленных нарушений в коллективе; положение о том, что о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме,

уточнить — с приложением копий документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений закона.

Пункт 2 статьи 23 дополнить положением о том, что к сообщению о принятых мерах по протесту прокурора следует прилагать копии правовых актов и иных документов, подтверждающих принятое решение.

Кроме того, статью 23 дополнить абзацем следующего содержания: Принесение прокурором протеста на противоречащий закону правовой акт приостанавливает действие такого акта до рассмотрения протеста.

8. В целях создания надежного правового механизма защиты трудовых прав граждан в гражданском процессе средствами прокурорского надзора необходимо существенно расширить полномочия прокурора по заявлению исков. Для этого предлагается исключить из части 1 статьи 45 ГПК РФ положение о том, что заявление может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам сам не может обратиться в суд. Соответственно из части 3 статьи 131 ГПК РФ предлагается исключить норму о том, что в заявлении прокурора должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином.

9. В целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства, четкой регламентации целей и задач, связанных с организационным обеспечением данного вида надзорной деятельности, автором разработан проект приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации работы органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства, соблюдением трудовых прав граждан», в котором отражены основные требования, обеспечивающие активизацию надзора.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические положения и выводы диссертации вносят определенный вклад в развитие науки прокурорского надзора в части теоретических представлений о юридической природе, сущности и специфике прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства, его возникновения и тенденциях развития. Диссертация содержит предложения по совершенствованию организации работы органов прокуратуры в направлении защиты трудовых прав граждан, обеспечения их надежными гарантиями в области трудовых правоотношений.

Практическая значимость работы состоит в том, что сформулированные в ней предложения, выводы и рекомендации могут быть использованы в законотворческой деятельности в целях совершенствования отечественного законодательства, в практической деятельности прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением трудового законодательства. Содержащиеся в диссертации положения могут использоваться в рамках дальнейших научных исследований, в процессе преподавания курса «Прокурорский надзор» в юридических вузах, а также повышения квалификации прокурорских работников,

подготовки соответствующих научно-методических и практических пособий для прокуроров, следователей, правоохранительных и соответствующих контролирующих органов.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и практические выводы диссертации нашли отражение в опубликованных 10 научных статьях автора (из которых 2 опубликованы в ведущем рецензируемом научном издании, указанном ВАК); докладывались на научных и научно-практических конференциях, проходивших в Новосибирском государственном аграрном университете, Санкт-Петербургском юридическом институте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов в 2005 — 2008 г .г. Кроме того, результаты исследования внедрены в учебный процесс при преподавании прокурорского надзора на юридическом факультете Новосибирского государственного аграрного университета.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, включающих 8 параграфов, заключения, библиографического списка, приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяется ее цель и задачи, методологические и теоретические основы, кратко формулируется сущность проблемы, новизна полученных результатов, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, их теоретическая и практическая ценность, характеризуется апробация диссертационной работы, ее структура.

Глава первая «История возникновения и становления прокурорского надзора и государственного контроля за исполнением трудового законодательства в России» включает в себя три параграфа.

В первом параграфе «Возникновение прокурорского надзора и государственного контроля за исполнением трудового законодательства в России» отмечается, что в России начало контрольной деятельности положено Уставом князя Владимира и Русской Правдой Ярослава Мудрого. Контроль за соблюдением прав в сфере труда формировался в России уже с начала XIX века. Средствами контроля государственной власти упорядочивалась деятельность посессионных фабрик. Однако формирование системы государственного контроля в данный период лишь зарождалось. Создание соответствующего механизма государственного контроля во взаимоотношениях работников и работодателей приходится на период учреждения в 1882 году фабричной инспекции.

Итогом рассмотрения исторических вопросов явились выводы диссертанта о том, что надзорные полномочия органов прокуратуры за

исполнением норм фабричного законодательства не были законодательно закреплены в правовых актах Российской империи.

Советское трудовое законодательство в период октября 1917 г . -декабря 1971 г . не содержало специальных правовых норм о надзоре прокурора за исполнением законодательства о труде. Впервые в КЗоТе РСФСР 1971 г . было нормативно закреплено положение о том, что высший надзор за точным исполнением законов о труде осуществляется как Генеральным прокурором СССР непосредственно, так и через Прокурора РСФСР. Современное российское законодательство содержит аналогичную норму.

Автором обращено внимание, что в настоящее время государственный надзор и контроль за исполнением трудового законодательства на территории России весьма расширен по сравнению с периодом становления и развития фабричного законодательства. Также отмечено, что современное регулирование правового положения государственных инспекторов труда отличается большей детализацией, обширностью предоставленных им прав в области контроля за соблюдением трудового законодательства в сравнении с полномочиями фабричных инспекторов.

Во втором параграфе «Становление и развитие прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства в России» показано, что на этапе возникновения органов прокуратуры фактически не существовало прокурорского надзора за соблюдением прав работников. Только в период царствования Павла I генерал-прокурор занимался многими сторонами управления: заводами, фабриками. Например, генерал-прокурор Куракин собирал сведения о всех фабриках, принимал меры к развитию фабрично-заводской промышленности.

Автором прослеживается процесс развития советского законодательства, регулирующего вопросы осуществления прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан. Уже на раннем этапе становления советской власти одним из основных направлений общенадзорной деятельности прокуратуры являлся надзор за законностью в сфере трудовых правоотношений. В частности, были приняты меры по усилению прокурорского надзора за правомерностью действий со стороны нанимателей в следующих губерниях: Московской, Петроградской, Владимирской, Иркутской, Саратовской, Тульской и др. 7 января 1923 г . был принят Циркуляр заместителя Наркома и старшего прокурора республики «О выделении в перечисленных губерниях одного из помощников прокурора для осуществления обязанностей, возлагаемых на прокуратуру по борьбе с нарушениями Кодекса законов о труде».

В послевоенные годы Приказ Генерального Прокурора СССР от 17 июля 1946 г . № 128 «Об усилении общего надзора за точным исполнением законов» определял задачи общенадзорной деятельности прокуратуры, в их числе и обеспечение надзора за точным исполнением законов об охране труда и технике безопасности.

Таким образом, автором сделан вывод, что развитие законодательства о прокурорской деятельности идет по пути укрепления гарантий трудовых прав граждан, охраны труда и создания условий его безопасности. В современный период защита трудовых прав граждан является приоритетным направлением в деятельности органов прокуратуры.

В третьем параграфе «Соотношение прокурорского надзора и государственного контроля за исполнением трудового законодательства» на основе действующего законодательства анализируется правовое положение, статус, система органов государственного надзора и контроля за исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Обращено внимание, что в Трудовом Кодексе РФ, в частности, в ст. 353 и ст. 354 практически не разделяются понятия государственный надзор и контроль. Создается впечатление, что функции надзора и контроля выполняются одними и теми же органами, хотя фактически это не так. В отдельных случаях законодатель наделяет государственные органы одновременно надзорными и контрольными функциями, это касается Федеральной инспекции труда (ст.354 ТК РФ), а в других — только надзорными (ст. 366-369 ТК РФ). В связи с этим обосновывается предложение о внесении изменений в ч.1 ст. 354 Трудового кодекса РФ.

Автор делает вывод, что органы надзора и контроля должны быть разграничены потому, что их роль и функции, в том числе по защите трудовых прав граждан, не тождественны, а их полномочия разнородны по содержанию. На основании проведенного соотношения надзора и государственного контроля предлагается схематическое деление специально уполномоченных государственных органов, которые обязаны обеспечить соблюдение работодателями норм трудового законодательства.

Диссертантом подчеркнуто, что только прокуратура Российской Федерации осуществляет функции надзора за исполнением конституционных норм в сфере труда, а также норм трудового законодательства органами представительной (законодательной) и исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, физическими лицами — индивидуальными предпринимателями. Целью этого надзора является обеспечение верховенства Конституции РФ, законов в сфере труда, единства и укрепления законности в сфере социально-трудовых отношений, защита трудовых прав и интересов работников всех организаций вне зависимости от их правового статуса. Контрольные же функции реализуют контролирующие органы, каждый в пределах предоставленных ему законом полномочий.

Сделан вывод, что органы прокуратуры должны более активно взаимодействовать со всеми органами контроля в сфере труда. Обращено внимание, что в настоящее время еще не достигнуто должного уровня сотрудничества, в связи с чем есть предпосылки для совершенствования организации работы органов прокуратуры в этом направлении. Для достижения

положительных результатов, по мнению диссертанта, необходимо чаще проводить совместные проверки, привлекать различных специалистов органов контроля для оценки уровня соблюдения трудовых прав в организациях, обмениваться соответствующей информацией, использовать в работе накопленный опыт разнообразных методов выявления нарушений и т.п.

Глава вторая «Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации на современном этапе» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства» затрагиваются проблемы, связанные с предметом прокурорского надзора за исполнением законов (ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Диссертантом проанализированы различные понятия предмета «общего» надзора, предложенные учеными-юристами советского и современного периода. Исходя из проведенного теоретического осмысления, автор предлагает определение предмета прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства, которое включает в себя единство трех обязательных направлений:

а) соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов в сфере труда, нормативно-правовых актов о труде (исходящих от высших органов государственной власти и имеющих механизм исполнения закона) федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, физическими лицами — индивидуальными предпринимателями;

Автор присоединяется к мнению тех ученых, которые считают, что сужение предмета прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства только рамками закона не вполне обоснованно. При этом сделан ряд оговорок. Во-первых, в предмет прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства должны быть включены не все подзаконные акты, а только те, которые имеют нормативный характер, а во-вторых, уровень подзаконных актов должен соответствовать уровню высших органов государственной власти, у которых имеются специальные полномочия в их издании. Такие полномочия в России предоставлены Президенту РФ и Правительству РФ.

Далее в параграфе исследован дискуссионный вопрос о законодательном закреплении индивидуальных предпринимателей в

качестве поднадзорных прокуратуре субъектов. Автор пришел к выводу, что прокуроры осуществляют надзор за исполнением трудового законодательства не только организациями, но и индивидуальными предпринимателями. В этой связи предлагается внести дополнения в ст. 21 и ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», включив в число поднадзорных субъектов физических лиц индивидуальных предпринимателей. Подобное законодательное положение вполне согласуется с уже имеющимися полномочиями органов прокуратуры по надзору за исполнением законов руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Автор солидарен с мнением ученых, которые считают, что прокурорский надзор должен иметь материальные основания для его возникновения. Отсюда обоснованно развитие законодательства о прокуратуре и ее деятельности в направлении отграничения прокурорского надзора от ведомственного контроля за соблюдением законов.

Сделан вывод, что, определяя пределы прокурорского надзора в сфере труда, следует строго руководствоваться положениями ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Это означает, что прокурор при осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства вправе вмешаться в деятельность органов и должностных лиц по исполнению ими законов (иных нормативно-правовых актов) в сфере труда, но только при наличии сведений об их нарушении. Вторжение прокурора в сферу отношений, не регламентированных законом и не связанных с нарушением законности, неправомерно и выходит за пределы его компетенции.

Во втором параграфе «Анализ современного состояния прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации» проведен анализ статистических показателей работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации, характеризующих их деятельность по надзору за исполнением трудового законодательства в период 2003- 2008 г . г.

Практика прокурорской деятельности свидетельствует о продолжающемся росте нарушений трудового законодательства в Российской Федерации. Если в 2007 г . прокурорами выявлено более 700 тыс. нарушений трудового законодательства, то уже в 2008 г . выявлено почти 800 тыс. нарушений трудовых прав граждан.

Резко обострившаяся ситуация в сфере соблюдения трудовых прав граждан в конце 2008 г ., связанная с последствиями мирового экономического кризиса, обязала прокуроров незамедлительно и решительно реагировать на все нарушения трудового законодательства.

Анализ прокурорской практики свидетельствует о том, что среди всех нарушений трудовых прав граждан большинство занимают нарушения в области оплаты труда, что безусловно сказывается на работе органов прокуратуры, а также вносит соответствующие коррективы в приоритетность направлений в сфере надзора за исполнением трудового законодательства. В Российской Федерации по надзору в сфере оплаты

труда за 2006- 2007 г .г. проведено 180 тыс. прокурорских проверок. По инициативе прокуроров возбуждено более 2 тыс. уголовных дел о преступлениях, связанных с невыплатой заработной платы. К административной ответственности привлечено 64 тыс. человек, около 30 тыс. человек привлечено к дисциплинарной ответственности. В интересах работников в суды направлено почти 900 тыс. заявлений.

В Уральском федеральном округе в результате реализации комплекса надзорных мероприятий задолженность по заработной плате за 2007 год сократилась более чем в шесть раз. В Челябинской, Курганской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах долги по зарплате ликвидированы полностью. За 2007 г . выявлено свыше 16 000 нарушений законности со стороны недобросовестных работодателей. Внесено более 1 500 представлений руководителям предприятий, учреждений и организаций, опротестовано 1 552

незаконных правовых актов, объявлено 1 750 официальных предостережений. Для защиты законных прав и интересов граждан прокурорами предъявлено более 9 000 исков в суды о взыскании сумм невыплаченной заработной платы. По требованиям прокуроров за допущенные нарушения, связанные с пренебрежением законными правами граждан, привлечены к дисциплинарной ответственности 1 505, а к административной — 2 634 должностных лица. Кроме того, 49 директоров хозяйствующих субъектов всех форм собственности по требованию прокуроров дисквалифицированы с лишением занимаемых должностей.

Акцентировано внимание на том, что актуальной проблемой на сегодня остается борьба с выплатой заработной платы «в конвертах». По примерным подсчетам, в Российской Федерации до сих пор 30-40 % заработной платы выдается «в конвертах». Например, ситуация с оплатой труда «черным налом» выглядит не лучшим образом в Новосибирской и Пермской областях.

Рассмотрены и проанализированы различные нарушения трудового законодательства в сфере охраны труда. Отмечено, что общими причинами травматизма в различных отраслях экономики России являются: невыполнение работодателями необходимых организационных мероприятий по обеспечению безопасных условий труда для непосредственных исполнителей; снижение трудовой и технологической дисциплины; производство работ без разработки необходимой документации; неудовлетворительная организация обучения и проверки знаний по охране труда, не проведение инструктажей по безопасности труда; отсутствие эффективного надзора за безопасным производством работ со стороны руководителей работ; отсутствие ответственных лиц за безопасное производство работ.

Выделены нарушения трудового и административного законодательства, допускаемые должностными лицами государственных инспекций труда субъектов Российской Федерации. Несмотря на то обстоятельство, что государственными инспекциями труда выявляется множество нарушений законодательства о труде, в целом позитивная

результативность использования ими функциональных полномочий все еще не обеспечивает должный уровень состояния законности в сфере соблюдения трудового законодательства. Поэтому актуальным направлением в организации работы прокурора за исполнением законодательства о труде является надзор за деятельностью государственных инспекций труда в субъектах РФ.

На основании проведенного обобщения сделан вывод, что нарушения прав граждан в сфере труда носят повсеместный характер. Это диктует необходимость систематической и целенаправленной надзорной деятельности органов прокуратуры, совершенствование методики прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации.

В третьем параграфе «Правовые средства органов прокуратуры по надзору за исполнением трудового законодательства» автором акцентировано внимание на том, что разнообразие правовых средств в сфере прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства обусловлено, прежде всего, многообразием форм самих нарушений в сфере труда. Эти нарушения могут заключаться и в издании незаконных правовых актов, и в незаконных действиях работодателей, иногда носящих характер преступлений, и в неудовлетворительном исполнении законодательства о труде.

Подчеркивается, что основным правовым средством выявления и пресечения правонарушений в сфере труда, а также причин и условий их порождающих, являются прокурорские проверки. Диссертант выделяет следующие виды проверок:

— целевая проверка исполнения определенных норм законодательства (например, касающихся соблюдения трудовых прав несовершеннолетних в части предоставления отпусков; или исполнения законодательства об оплате труда и др.);

— комплексная проверка исполнения всех норм законодательства (например, проверка в государственной инспекции труда исполнения норм трудового и административного законодательства при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда);

— сквозная проверка, охватывающая основную часть или полностью систему предприятий и организаций определенной отрасли (включая государственные инспекции труда, например, при проверке исполнения трудового законодательства в рамках определенной отрасли);

— контрольная проверка, имеющая цель получить достоверные сведения о фактическом устранении ранее выявленных нарушений законодательства и причин, им способствующих.

По мнению автора, правовые средства реагирования прокурор принимает исходя из собранных в процессе проверки материалов и их правовой оценки, руководствуясь основными положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (от предостережения, представления, протеста до возбуждения производства об административном правонарушении).

Диссертант отмечает, что представление, как акт прокурорского реагирования, наиболее распространенная форма при выявлении нарушений в сфере труда. В основе представления прокурора лежат обычно не только сведения о правонарушениях, но также обобщенные данные о причинах и условиях, которые породили эти нарушения. Поэтому представление имеет ярко выраженную профилактическую направленность в отличие от протеста, связанного, в основном, с задачей реального устранения выявленного нарушения и его последствий.

В целях совершенствования средств прокурорского реагирования обосновывается необходимость внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Автор предлагает дополнить пункт 1 статьи 24 положением о том, что представление подлежит безотлагательному рассмотрению с обязательным обсуждением выявленных нарушений в коллективе; положение о том, что о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме, уточнить — с приложением копий документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений закона. Пункт 2 статьи 23 дополнить положением о том, что к сообщению о принятых мерах по протесту прокурора следует прилагать копии правовых актов и иных документов, подтверждающих принятое решение. Кроме того, статью 23 дополнить новым абзацем следующего содержания: «Принесение прокурором протеста на противоречащий закону правовой акт приостанавливает действие такого акта до рассмотрения протеста».

Сделан вывод, что максимальная эффективность принятых средств прокурорского реагирования во многом зависит от их комплексного (единовременного) применения по итогам проведенной проверки исполнения трудового законодательства. Например, при наличии соответствующих оснований, одновременно с принесением протеста руководитель может быть привлечен к административной ответственности. При этом важно отметить, что средства прокурорского реагирования всегда должны соответствовать степени общественной опасности выявленного нарушения законодательства о труде.

Автор присоединяется к мнению ученых, которые предлагают закрепить в законе такую меру прокурорского реагирования, как предписание, которое подлежало бы незамедлительному исполнению с правом заинтересованного лица обжаловать принятое прокурором решение в суд. На взгляд диссертанта, подобная мера позволит прокурорам оперативно отреагировать на выявленное нарушение, в частности, приостановить деятельность организации, не отвечающей требованиям безопасности труда.

Подчеркивается, что в последние годы прокурорами используется в практике по осуществлению прокурорского надзора предоставленные законом полномочия на обращение в суд за защитой нарушенных трудовых прав граждан. Диссертант отмечает, что в настоящее время в соответствии с действующим ГПК РФ роль прокурора по защите трудовых прав необоснованно снижена, ущемлена. Поэтому предлагается пересмотреть нормы гражданского процессуального законодательства и

расширить полномочия прокурора в гражданском судопроизводстве по предъявлению в суд исков для восстановления нарушенных трудовых прав граждан. В этой связи предлагается исключить из части 1 статьи 45 ГПК РФ положение о том, что заявление может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам сам не может обратиться в суд. Соответственно из части 3 статьи 131 ГПК РФ предлагается исключить норму о том, что в заявлении прокурора должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином. Это будет способствовать активизации прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства.

Глава третья «Организация, методика и тактика прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе «Организация работы прокурора по надзору за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации» проанализированы ключевые этапы в организации работы прокурора по надзору за исполнением законов о труде: информационное обеспечение, аналитическая работа и планирование надзорной деятельности.

Ориентируясь на существующую практику, выделены следующие источники информации, которые весьма разнообразны: материалы уголовных дел; письменные и устные обращения граждан; сообщения средств массовой информации; обращения в прокуратуру руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей; статистические отчеты хозяйствующих субъектов, поступающие в определенные сроки в государственные органы статистики; статистические отчеты и материалы проверок, проведенных органами контроля; информация правоохранительных и контролирующих органов о выявленных нарушениях, а также сообщения этих органов о произошедших на производстве несчастных случаях, повлекших тяжкий вред здоровью, смерть человека; статистические данные судов о числе и суммах удовлетворенных исков по трудовым спорам; материалы административных дел, рассмотренных судами по жалобам должностных лиц на неправомерное наложение административных взысканий за нарушения законов в сфере труда; материалы комиссий по трудовым спорам предприятий; материалы профсоюзных организаций; обращения в прокуратуру должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления. Акцентировано внимание на то, что поступившая в органы прокуратуры информация, должна тщательно анализироваться в ее совокупности.

По мнению автора, для более эффективной организации работы прокурора существует потребность дополнить пункт 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» четвертым абзацем следующего содержания «требовать от руководителей и должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений для проведения аналитической работы».

Важным этапом при осуществлении прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства является аналитическая работа прокуроров, поскольку она позволяет целенаправленно организовать работу, сосредоточить усилия органов прокуратуры в тех сферах правоотношений в области труда, где наиболее распространены данные виды нарушений. Кроме того, знание общего состояния законности в сфере трудовых отношений позволяет дать более правильную правовую оценку конкретным правонарушениям, определить необходимый объем и характер мероприятий, обеспечивающих устранение и предупреждение правонарушений. Анализ нарушений в сфере труда ориентирует прокуроров на проведение целевых проверок и незамедлительное реагирование с использованием спектра полномочий, предоставленных законом.

Сделан вывод, что к разработке плана работы прокуратуры по надзору за исполнением трудового законодательства необходимо привлекать не только помощников прокурора по «общему надзору», но и работников, осуществляющих надзор по другим направлениям (помощников прокурора по надзору за исполнением прав несовершеннолетних; по надзору за органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, а также государственных обвинителей). Это необходимо в целях совершенствования этапа планирования в надзорной деятельности прокуроров.

Во втором параграфе «Особенности методики и тактики прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства и пути их совершенствования в Российской Федерации» подчеркивается, что разработка и совершенствование методики, тактики по вопросам организации работы прокуроров по надзору за исполнением трудового законодательства является одной из составляющих в работе органов прокуратуры.

Аргументируется положение о том, что методика прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства должна разрабатываться с учетом наиболее распространенных нарушений в сфере труда. При этом следует учитывать, что методика прокурорского надзора не остается неизменной, она может меняться, совершенствоваться в зависимости от условий на рынке труда, социальной практики, законодательства о труде, необходимости усиления борьбы с отдельными видами трудовых правонарушений.

Автор предлагает особую форму методической помощи по осуществлению прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства — проведение совещаний, кустовых семинаров по отдельным («наболевшим») вопросам в сфере труда, создание и функционирование на уровне прокуратуры субъекта Федерации временных рабочих групп из сотрудников различных отделов, осуществление их работы с привлечением органов контроля в сфере труда.

В диссертации высказывается суждение о том, что повышению эффективности деятельности органов прокуратуры будет способствовать

создание инновационной системы информационно-правового обеспечения. Предлагается создание единой автоматизированной системы РФ под названием «Прокуратура Российской Федерации», имеющую многоуровневую иерархическую структуру. Определены объекты автоматизации: Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные военные и иные специализированные прокуратуры, и Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации. В данной системе выделяется специальный раздел «Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства».

Диссертантом сделан вывод, что эта система позволит сформировать единое информационное пространство для всей системы прокуратуры Российской Федерации. Она будет обеспечивать информационную и технологическую поддержку, в т.ч. при организации прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства. Кроме того, система позволит прокурорам всех уровней обмениваться информацией в свободном режиме, что безусловно отразится на эффективности прокурорского надзора в рассматриваемой сфере.

Учитывая повышенную социальную значимость государственных гарантий по оплате труда работников, значительное внимание в работе уделено организации и методике проверок исполнения трудового законодательства в этой сфере. В частности, выделены и детально описаны особенности методики прокурорской проверки исполнения законодательства об оплате труда, конкретизированы тактические приемы и способы ее проведения.

В целях обеспечения организационно-методического руководства деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законодательства о труде автор разработал проект приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации работы органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства, соблюдением трудовых прав граждан».

В заключении излагаются основные выводы автора и результаты проведенного научного исследования.

В приложении приводятся использовавшиеся для исследования две анкеты и обобщенные по ним результаты, а также проект приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации работы органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением трудового законодательства, соблюдением трудовых прав граждан».

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИОНННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В 10 ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:

Статьи, опубликованные в ведущем рецензируемом научном издании, указанном в перечне ВАК:

1. Сабельфельд Т.Ю. Защита трудовых прав//Законность. 2006. № 8. — С. 22-24. — 0,25 п.л.

2. Сабельфельд Т.Ю. Защита трудовых прав работников //Законность. 2008. № 11. — С. 49-52. — 0,3 п.л.

Статьи, тезисы докладов, опубликованные в иных изданиях:

3. Сабельфельд Т.Ю. Особенности прокурорского надзора за соблюдением трудового законодательства. //Правовые проблемы становления и развития гражданского общества в России: Материалы 2-й Международной научно-практической конференции 26-27 мая 2005 года. Ч. 2. Новосибирск, 2005. — С. 129-135. — 0,3 п.л.

4. Сабельфельд Т.Ю. Роль прокурора в защите трудовых прав граждан. // Защита прав граждан в сфере трудовых отношений и роль прокуратуры в их реализации: Научно-практическая конференция, 30 ноября 2005 г . — СПб.: СПб. юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 2005.-С. 35-38. -0,1 п.л.

5. Сабельфельд Т.Ю. Защита конституционных прав граждан в сфере социально-трудовых отношений и правозащитная роль прокуратуры. // Государственно-правовые отношения в России 21 века: Материалы межвузовской научно-практической конференции аспирантов и соискателей 16 ноября 2005 г . — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. — С. 62-63.-0,1 п.л.

6. Сабельфельд Т.Ю. Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства: Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета Новосибирского государственного аграрного университета. — Новосибирск, Изд-во НГАУ, 2006. — С. 1- 45. -1,6 п.л.

7. Сабельфельд Т.Ю. Предмет прокурорского надзора за соблюдением трудового законодательства //Проблемы формирования и утверждения в Российском обществе ценностей права, свободы и справедливости: Материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции 25-26 мая 2006 года. Часть 2. — Новосибирск, 2006. — С. 159-166. — 0,3 п.л.

8. Сабельфельд Т.Ю. Правовое регулирование труда в РФ (характеристика законодательства) //Проблемы формирования и утверждения в Российском обществе ценностей права, свободы и справедливости: Материалы 3-й Всероссийской научно-практической

конференции 25-26 мая 2006 года. Часть 2. — Новосибирск, 2006. -С.167-178. -0,5 п.л.

9. Сабельфельд Т.Ю. Меры прокурорского реагирования в связи с выявленными нарушениями трудового законодательства // Проблемы формирования правового, социального государства в современной России: Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 10-летнему юбилею юридического факультета НГАУ. — Новосибирск, 2008. — С. 253-259 — 0,4 п.л.

10. Сабельфельд Т.Ю. Защита трудовых прав работников и правозащитная роль прокуратуры // Проблемы формирования правового, социального государства в современной России: Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 10-летнему юбилею юридического факультета НГАУ. — Новосибирск, 2008. — С. 377-382. -0,3 п.л.

[1] Медведев Д.А. Работа прокуратуры в условиях мирового экономического кризиса должна носить упреждающий характер — выступление на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 25.02.2009 <электронный ресурс>. Режим доступа: . <Обращение к документу: 9 марта 2009>.

[2] Чайка Ю.Я. Доклад на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 25.02.2009 на тему: «Об итогах работы органов прокуратуры за 2008 г . и мерах, направленных на повышение эффективности деятельности по укреплению законности и правопорядка» <Электронный ресурс>. Режим доступа: .(Обращение к документу: 26 февраля 2009>.

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст книги, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Смотрите еще:

  • Приказ 302 от 24042006 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и […]
  • Авто льготы на налоги Льготы по уплате транспортного налога Транспортный налог относится к региональным налогам, порядок его уплаты установлен не только Налоговым кодексом Российской Федерации, но и Законом Владимирской области от 27.11.2002 № 119-ОЗ «О […]
  • Функции и полномочия учредителя учреждения Правительство уточняет функции учредителей казенных учреждений Минэкономразвитие РФ опубликовало проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и […]
  • Налог на покупку квартиры 2013 Налоговый вычет при покупке квартиры: рассчитываем по-новому Став счастливым обладателем квартиры, нет-нет да и задумываешься о немалых потраченных средствах. А ведь часть из них можно вернуть, получив имущественный налоговый вычет (подп. […]
  • Доверенность на ведение дел о наследстве Доверенность на ведение наследственного дела. Образец. Адвокат по наследственным делам. Я, настоящей доверенностью уполномочиваю гражданина открыть и вести дело по оформлению моих наследственных прав на имущество, оставшееся после смерти, […]
  • Приказ 69 мчс россии Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О пожарной безопасности" О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 18 ноября 1994 года Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Кодексы РФ Популярные […]
  • Образец заявления алиментов на содержание матери ребенка до 3 лет Исковое заявление в суд на содержание матери ребенка до 3-х лет,если муж официально не работает Здравствуйте.Я из Санкт-Петербурга.Подскажите пожалуйста пример искового заявления в суд на содержание матери ребенка до 3х лет,если муж […]
  • Патент материал износостойкий спеченный материал Сущность изобретения: износостойкий спеченный материал содержит мас. углерод 0,6 2,0; хром 12 - 14; молибден 1,5 2,5; карбит хрома 10 20; железо остальное. Материал обладает хорошими механическими […]