Приказ минэкономразвития от 20052018 299

Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N 299 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N 299
«Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)»

С изменениями и дополнениями от:

6 декабря 2016 г.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813; 2006, N 31, ст. 3456; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 43; N 29, ст. 4291; 2014, N 30, ст. 4226) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)».

2. Настоящий приказ вступает в силу после вступления в силу приказа Минэкономразвития России о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 254 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)» (зарегистрирован в Минюсте России 22 августа 2007 г., регистрационный N 10009).

Федеральный стандарт оценки
«Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)»
(утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N 299)

См. справку о федеральных стандартах оценки

I. Общие положения

1. Настоящий Федеральный стандарт оценки устанавливает требования к составлению и содержанию отчета об оценке, информации, используемой в отчете об оценке, а также к описанию в отчете об оценке применяемой методологии и расчетам. Отчет об оценке составляется по итогам проведения оценки.

2. Настоящий Федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности.

II. Требования к составлению отчета об оценке

3. Отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813; 2002, N 4, ст. 251; N 12, ст. 1093; N 46, ст. 4537; 2003, N 2, ст. 167; N 9, ст. 805; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 2, ст. 172; N 31, ст. 3456; 2007, N 7, ст. 834; N 29, ст. 3482; ст. 4016; 2008, N 27, ст. 3126; 2009, N 19, ст. 2281; N 29, ст. 3582, ст. 3618; N 52, ст. 6419, 6450; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 43; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7024, ст. 7061; 2012, N 31, ст. 4333; 2013, N 23, ст. 2871; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4082; 2014, N 11, ст. 1098; N 23, ст. 2928; N 30, ст. 4226; 2015, N 1, ст. 52; N 10, ст. 1418), признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

4. Отчет об оценке выполняется в соответствии с заданием на оценку и содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений.

5. При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов:

в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки;

информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена;

содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

6. Отчет об оценке составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; N 27, ст. 2880; 2012, N 29, ст. 3988; 2013, N 14, ст. 1668; N 27, ст. 3463, ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1098; N 26, ст. 3390), настоящим Федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший и подписавший отчет.

Отчет на бумажном носителе должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или оценщиков либо печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.

Отчет, составленный в форме электронного документа, должен быть пронумерован постранично, подписан усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также подписью руководителя юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.

7. Требования к составлению отчета об оценке, проводимой для специальных целей и отдельных видов объектов оценки, могут устанавливаться соответствующими федеральными стандартами оценки, которые могут предусматривать отступления от требований настоящего Федерального стандарта оценки.

III. Требования к содержанию отчета об оценке

8. В отчете об оценке должны быть указаны дата составления отчета и его номер. Вне зависимости от вида объекта оценки в отчете об оценке должны содержаться следующие сведения:

а) задание на оценку в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки;

б) применяемые стандарты оценки;

в) принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

Информация об изменениях:

Приказом Минэкономразвития России от 6 декабря 2016 г. N 785 подпункт «г» изложен в новой редакции

г) сведения о заказчике оценки и об оценщике (оценщиках), подписавшем (подписавших) отчет об оценке (в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков), а также о юридическом лице, с которым оценщик (оценщики) заключил (заключили) трудовой договор, в том числе о независимости такого юридического лица и оценщика (оценщиков) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;

д) информация обо всех привлеченных к проведению оценки и подготовке отчета об оценке организациях и специалистах с указанием их квалификации и степени их участия в проведении оценки объекта оценки;

е) основные факты и выводы. В разделе основных фактов и выводов должны содержаться:

основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

общая информация, идентифицирующая объект оценки;

результаты оценки, полученные при применении различных подходов к оценке;

итоговая величина стоимости объекта оценки;

ограничения и пределы применения полученной итоговой стоимости;

ж) описание объекта оценки с указанием перечня документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, — также реквизиты юридического лица (в том числе полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, дата государственной регистрации, основной государственный регистрационный номер) и балансовая стоимость данного объекта оценки (при наличии);

з) анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость;

и) описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке. В отчете должно быть описано обоснование выбора используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведены соответствующие расчеты. При этом такое описание должно позволять пользователю отчета об оценке понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранного оценщиком метода (методов) объекту оценки, определяемому виду стоимости и предполагаемому использованию результатов оценки;

к) описание процедуры согласования результатов оценки и выводы, полученные на основании проведенных расчетов по различным подходам, а также при использовании разных методов в рамках применения каждого подхода, с целью определения итоговой величины стоимости, либо признание в качестве итоговой величины стоимости результата одного из подходов.

9. В отчет об оценке могут включаться расчетные величины и выводы по результатам дополнительных исследований, предусмотренные заданием на оценку, которые не рассматриваются как результат оценки в соответствии с Федеральным стандартом «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)», а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

10. В приложении к отчету об оценке должны содержаться копии документов, используемые оценщиком и устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки, в том числе правоустанавливающие и правоподтверждающие документы, а также документы технической инвентаризации, заключения экспертиз, а также другие документы по объекту оценки (при их наличии).

IV. Требования к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки

11. В тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации либо копии материалов и распечаток, используемых в отчете, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки. В случае, если информация при опубликовании на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не обеспечена свободным доступом на дату проведения оценки или после даты проведения оценки либо в будущем возможно изменение этой информации или адреса страницы, на которой она опубликована, либо используется информация, опубликованная не в общедоступном печатном издании, то к отчету об оценке должны быть приложены копии соответствующих материалов.

12. Документы, предоставленные заказчиком (в том числе справки, таблицы, бухгалтерские балансы), должны быть подписаны уполномоченным на то лицом и заверены в установленном порядке, и к отчету прикладываются их копии.

13. В случае, если в качестве информации, существенной для величины определяемой стоимости объекта оценки, используется значение, определяемое экспертным мнением, в отчете об оценке должен быть проведен анализ данного значения на соответствие рыночным данным (при наличии рыночной информации).

14. Итоговая величина стоимости может быть представлена в виде конкретного числа с округлением по математическим правилам округления либо в виде интервала значений, если такое представление предусмотрено законодательством Российской Федерации или заданием на оценку.

Заново утвержден Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)». Речь идет о требованиях к составлению и содержанию отчета, информации, используемой в нем, а также к описанию в отчете применяемой методологии и расчетам.

Отчет представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, актами федерального органа, регулирующего такую деятельность, а также стандартами и правилами соответствующей СРО оценщиков.

Он выполняется в соответствии с заданием на оценку и содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством, или в судебном порядке не установлено иное.

В отчет могут включаться расчетные величины и выводы по результатам дополнительных исследований, предусмотренные заданием на оценку, которые не рассматриваются как результат оценки в соответствии с Федеральным стандартом «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)», а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов оценки, отраженных в отчете.

Новый стандарт применяется с момента признания утратившим силу приказа об утверждении прежнего.

Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N 299 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)»

Настоящий приказ вступает в силу после вступления в силу приказа Минэкономразвития России о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 254 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)»

Текст приказа размещен на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в Internet (http://www.economy.gov.ru)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Министерства экономического развития РФ от 6 декабря 2016 г. N 785

Приказ Министерства экономического развития РФ от 6 декабря 2016 г. № 785 «О внесении изменений в Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 299″

В целях упорядочивания нормативной правовой базы Министерства экономического развития Российской Федерации приказываю:

Подпункт «г» пункта 8 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 299, изложить в следующей редакции:

«г) сведения о заказчике оценки и об оценщике (оценщиках), подписавшем (подписавших) отчет об оценке (в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков), а также о юридическом лице, с которым оценщик (оценщики) заключил (заключили) трудовой договор, в том числе о независимости такого юридического лица и оценщика (оценщиков) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;».

Обзор документа

Уточнены требования к содержанию отчета об оценке.

В нем должны указываться в том числе номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты оценщика, а также сведения о независимости юрлица, с которым оценщик заключил трудовой договор, с оценщиком.

Согласно ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. В соответствии со ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, когда рыночная стоимость земельного участка определена.

Действующее законодательство Российской Федерации не содержит определения кадастровой стоимости, утвержденного на законодательном уровне, однако системный анализ нормативных правовых актов, определяющий порядок ее установления позволяет сделать вывод, что кадастровая стоимость земельных участков, отнесенных к категории разрешенного использования «для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, обеспечивающих их функционирование объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов» – это установленная с помощью построенной на основании статистического анализа рыночной информации о земельных участках математической модели (т.е. методом массовой оценки) предполагаемая рыночная стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость – это альтернатива рыночной оценке, когда невозможно в установленный срок произвести справедливую рыночную сразу очень большого перечня объектов, что связано с большим количеством объектов, а также отсутствием достоверной рыночной информации для некоторых категорий участков из-за неразвитости рынка или из-за других причин. Именно тогда государство прибегает к кадастровой оценке.

Методы массовой оценки основываются на правильной группировке земельных участков в соответствии с их характеристиками, отобранными для производства выборки (значениями факторов стоимости).

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316. Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Согласно п. 5 указанных правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основе статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 г. N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, в соответствии с которыми (п. 2.2.1) расчет кадастровой стоимости земельных участков осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке:

  • — определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
  • — сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
  • — группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов;
  • — сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости.
  • — построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов;
  • — расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Работа по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов выполняется с помощью утвержденного программного оборудования. О правилах работы с таким оборудованием, а также для выяснения алгоритмов проведения государственной кадастровой оценки принят Приказ Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. NП/0152 «Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов». В соответствии с данными техническими рекомендациями для составления математической модели расчета кадастровой стоимости в составе сформированных, по тем или иным факторам стоимости, групп земельных участков внутри вида разрешенного использования земель, из всего объема земельных участков данной группы производится исходная выборка земельный участков, по которым имеется наиболее полная информация о факторах стоимости. Из этого списка формируется обучающая выборка, для которых строятся различные виды математических моделей. Согласно п. 3.2.6.2 под математической моделью понимается математическая формулу, отображающая связь между зависимой переменной от значений факторов стоимости.

При этом во всех предлагаемых к применению данными Техническими рекомендациями моделях зависимая переменная – это рыночная стоимость.

Построенные модели применяются к контрольной выборке путем подстановки значений факторов стоимости участков контрольной выборки в формулу модели. После этого происходит сравнивание полученных результатов для обеих выборок. После ряда статистических тестов из всех построенных моделей выбираются наиболее качественная модель. При этом одним из основных критериев отбора качественной модели является показатель средней относительной погрешности. Модель выбирается для работы, если эта погрешность будет меньше или равна 40 % в обучающей выборке и 50 % в контрольной выборке. Т.е. если отклонение максимального и минимального значения стоимости в выборке от среднего значения не будет превышать 40 и 50 процентов соответственно. При этом не стоит забывать, что качества работы модели происходит на выборках, содержащих информацию о рыночной стоимости, т.е. подставляя значения факторов стоимости в модель, оценщик должен получить величину, адекватную тем ценам, которые он имеет в собранном материале о рыночных ценах.

Одним из требований, по которому проверяется качество модели, является объяснимость полученных результатов кадастровой стоимости от выбранных для проведения оценки факторов стоимости.

Кроме того, указанные технические рекомендации содержат перечень случаев, когда производится рыночная оценка земельных участков.

Во-первых, рыночная оценка стоимости земельных участков производится, когда невозможно собрать достаточную и достоверную рыночную информацию об участках данной группы, если перегруппировка нецелесообразна. В этом случае оцененные таким образом участки используются для составлению обучающей и контрольной выборок для дальнейшего составления математической модели. На основании этой модели выясняется кадастровая стоимость остальных земельных участков (п. 3.2.5.2, п. 3.2.6.3).

Во-вторых, имеются категории земельных участков, для которых построение математической модели не предусмотрено, а возможно только определение рыночной стоимости. Так, расчет кадастровой стоимости земельных участков видов разрешенного использования, указанных в подпунктах 1.2.11 — 1.2.12 Методических указаний («Земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов» и «земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте») определяется путем индивидуальной оценки их рыночной стоимости. Рыночная стоимость указанных земельных участков определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В-третьих, при использовании некоторых видов информации о рыночной стоимости, в частности – сведений о стоимости арендной платы за единые объекты недвижимости (т.е. застроенные земельные участки, когда стоимость аренды включает в себя плату за пользование, как зданием, так и участком), когда невозможно стразу определить стоимость участка, также необходимо проводить рыночную оценку (см. п. 3.2.5.2).

Если будет резюмироваться, что рыночная и кадастровая стоимость – величины заведомо неравные и не зависящие друг от друга только по тому, что законодатель поленился принять нормативный акт, который установил бы наконец их четкое процентное соотношение друг к другу, и будет игнорироваться четно законодательно прописанный порядок установления кадастровой стоимости, то в неравном положении окажутся граждане, которым кадастровая стоимость их участков была рассчитана методом рыночной оценки, и граждане, при расчете кадастровой стоимости земельных участков которых применялись иные методы массовой оценки.

Помимо ст. 66 в Земельном Кодексе РФ есть еще ст. 36, пункт 1.2 которой (начнет действовать с 01.01.2010 г.) устанавливает, что цена выкупа земельных участков, расположенных под находящимися в собственности граждан и организаций зданиями, строениями, сооружениями, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения такой цены эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости. Если будет предполагаться, что кадастровая стоимость земельных участков может превышать рыночную, то граждане и юридические лица, пожелавшие приобрести земельный участок после 01.01.2012 г. по основаниям, установленным ст. 36 ЗК РФ, окажутся в неравном правовом положении с лицами, приобретающими земельные участки для иных целей, поскольку в этом случае цена участка будет рассчитана в соответствии с законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», т.е. на основании рыночной оценки.

Анализ вышеприведенных положений в совокупности с частью 3 ст. 66 ЗК РФ показывает, что кадастровая стоимость земельных участков, определенных в установленном законом порядке, не может превышать их реальную рыночную стоимость. Но до настоящего времени не принят нормативно-правовой акт, устанавливающий процентной соотношение между рыночной и кадастровой стоимостью. Однако отсутствие такого акта не отменяет действие норма ч. 3 ст. 66 ЗК, поскольку она имеет прямое действие на территории РФ.

По-иному трактовать указанные нормативные акты просто невозможно.

Уже после написания данной статьи я все-таки обнаружила легитимное определение понятия «кадастровая стоимость», но менять текст статьи не стала, для того чтобы читатель мог проследить логику моей мысли и убедиться в верности высказанных суждений.

Итак, согласно Федеральному стандарту оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 г. N 255), «при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения».

Приказ минэкономразвития от 20052018 299

В статье рассматривается проблема выживания малого бизнеса в условиях завышенного уровня налогообложения и предлагается один из способов оптимизации налоговых платежей. Стабильно развивающийся малый и средний бизнес – это «подушка безопасности» для национальной экономики. Поэтому данная тема актуальна не только для самих предпринимателей, но и для государства в целом. В условиях кризиса как никогда важна поддержка данных субъектов предпринимательства. Такой поддержкой выступают специальные налоговые режимы. Эта статья может помочь предпринимателям оценить выгодность перехода на упрощенную систему налогообложения и раскрыть некоторые нюансы данного перехода.

Цель данной статьи: провести обзор изменений законодательства по упрощенной системе налогообложения и показать выгодность перехода на УСНО для малых и средних предприятий, как один из способов налоговой оптимизации организаций.

Совершенствование налогообложения малого бизнеса является, в основном, прерогативой федеральной власти и в значительной степени зависит от качества федерального законодательства. По этому вопросу многое делается. Принято давно назревшее решение по вопросу уточненной критериальной оценки отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», включает уточнённые критерии, определяющие отнесение к субъектам малого предпринимательства.

Как известно, отнесение юридического лица (индивидуального предпринимателя) к категории субъекта малого предпринимательства дает ему дополнительные возможности. К примеру, организация – представитель малого бизнеса может вести бухгалтерский учет упрощенным образом, не устанавливать лимит остатка наличных денег, на льготных условиях участвовать в приватизации государственного или муниципального имущества либо стать участником закупки товаров (работ, услуг) для государственных или муниципальных нужд. Критерии, по которым фирмы относят к субъектам малого бизнеса, перечислены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В табл. 1 приводится систематизация критериев, выделены изменения критериев по сравнению с предыдущей редакцией закона № 209-ФЗ (табл. 1).

Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства в РФ

Суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале юридического лица других лиц, а именно:

– Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (ранее сюда же входили иностранные юридические лица);

– иностранных юридических лиц;

– юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства

49 % (до 30.06.2015 – 25 %)

Средняя численность работников за предшествующий календарный год

до 250 человек включительно

До 100 человек включительно

Выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг), без учета НДС за предшествующий календарный год

2 млрд. руб. (до 25.07.2015 –

800 млн руб. (до 25.07.2015 – 400 млн руб.)

120 млн руб. (до 25.07.2015 – 60 млн руб.)

Условия применения упрощенной системы налогообложения в РФ

Доходы, уменьшенные на величину расходов

Расходы не учитываются при расчете единого налога

Доходы уменьшаются на сумму произведенных и оплаченных расходов

Страховые взносы на обязательное страхование

Уменьшают сумму единого налога на величину страховых взносов на обязательное страхование с учетом ограничителя

Взносы относятся на расходы. Вычет из налога не производится

Уплата минимального налога

Уплачивается на основании статьи 346.18 НК РФ

Перенос убытков на следующие налоговые периоды

Уменьшает налоговую базу

Ведется в отношении полученных доходов, учитываемых при расчете налоговой базы

Ведется как в отношении доходов, так и расходов

Сравнение возможностей уменьшить единый налог при использовании специальных налоговых режимов в РФ

На объекте «доходы» «упрощенный» единый налог уменьшается в пределах 50 % на суммы уплаченных страховых взносов, больничных пособий, взносов по договорам добровольного личного страхования. При этом предприниматель без наемных работников уменьшает сумму налога на личные страховые взносы без ограничения (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ)

Сумма единого налога уменьшается в пределах 50 % на суммы уплаченных страховых взносов, больничных пособий, взносов по договорам добровольного личного страхования. При этом предприниматель без наемных работников уменьшает сумму налога на личные страховые взносы без ограничения. А предприниматель с наемными работниками лишь на 50 % и при этом не включает в вычет сумму страховых взносов за себя (п.п. 2 и 2.1 ст. 346.32 НК РФ)

Сумму налога уменьшить нельзя (ст. 346.51 НК РФ)

Сравнительная эффективность налоговых режимов для малого бизнеса (ОСНО, УСН), (тыс. руб.)

Высокий уровень затрат

Низкий уровень затрат

в том числе НДС

Налог с облагаемой базы

Сумма уплаченных налогов

Основополагающее значение для достижения экономического роста РФ представляет создание условий и обеспечение развития и поддержки малого бизнеса.

Малое предпринимательство может оказаться жизнеспособным только, если условия его существования будут гарантированы на федеральном уровне.

Специальный налоговый режим УСН – это реальная поддержка субъектов малого предпринимательства.

Мы считаем, что любой налогоплательщик должен иметь право выбрать любой из существующих режимов налогообложения. То есть применение упрощенных методов возможно только на добровольной основе и должно быть выгодно налогоплательщику.

В табл. 2 указаны условия применения упрощенной системы налогообложения.

Практика показала, что все больше организаций переходят на уплату единого налога, поскольку переход на упрощенную систему налогообложения освобождает их от уплаты ряда налогов, в том числе налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество организаций (за исключением недвижимости, налоговая база по которой определяется как кадастровая стоимость).

Многие компании малого и среднего бизнеса активно используют упрощенную систему налогообложения. При этом право использования упрощенной системы налогообложения есть у юридических лиц, в которых доля участия других организаций составляет не более 25 %, размер активов не превышает 100 млн руб., количество сотрудников 100 человек, а годовая выручка 60 млн рублей с учетом ежегодной индексации.

Следует отметить, что и до 2015 года лимит дохода для использования УСН соответствовал размеру выручки не малых, а микропредприятий, а с июля 2015 года он ниже в 2 раза выручки микропредприятий и в 13 раз меньше выручки малых предприятий.

УСН, по которой сформировалась достаточно обширная практика применения, позволила субъектам малого предпринимательства за эти годы не только минимизировать налоги, упростить учет, но и избежать и «переждать» множество возможных проблем, связанных с коллизиями в динамично реформируемом налоговом законодательстве по общей системе налогообложения.

УСН является законным способом налоговой оптимизации. Ведь единый налог заменяет два основных платежа в бюджет (статья 346.11 НК РФ):

– налог на прибыль организаций (для организаций) или НДФЛ (для предпринимателей);

– НДС (кроме «таможенного»).

Поэтому применение УСН реально может снизить объем налоговых выплат налогоплательщика в 2,5 – 3 раза.

Кроме этого, можно уменьшить единый налог при использовании специальных налоговых режимов и за счет других льготных моментов предоставляемых налоговым законодательством РФ.

В табл. 3 приводятся возможности уменьшить единый налог при использовании специальных налоговых режимов.

При использовании УСН можно минимизировать платежи в бюджет, выбрав наиболее выгодный объект налогообложения.

Платить налог можно двумя способами:

– с доходов (в этом случае налог будет составлять 6 %);

– с доходов, уменьшенных на расходы (в этом случае налог будет составлять 15 %).

Как показывает практика, работать с «доходами» предпочтительнее налогоплательщикам, которые оказывают какие-либо услуги, сдают площади в аренду и т.п., так как их расходы минимальны.

Платить единый налог с доходов выгодно компаниям с высокой рентабельностью. Чем прибыльнее фирма, тем выгоднее для нее этот способ расчета.

Это доказывает приведенный ниже расчет эффективности налоговых режимов для малого бизнеса. Он произведен с учетом критериев для малого бизнеса, применяемых для целей главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. Цифры расходов определены условно. Высокий уровень затрат как 65 % от выручки, а низкий уровень затрат- 15 % от выручки. Расчет представлен в таблице 4, по его итогам сделаны выводы.

Критерием оценки в этом случае является значение показателя налоговой нагрузки. Показатель налоговой нагрузки считается по формуле:

Нн = Сумма уплаченных налогов/ Чистая прибыль*100 %

Как и ожидалось, самой высокой налоговой нагрузкой отличается ОСНО (131 %). Налоговая нагрузка малорентабельной деятельности, когда высок уровень затрат, при УСНО с объектом «доходы минус расходы» ниже, чем при УСНО с объектом «доходы». Для высокорентабельной деятельности, когда уровень затрат низкий, наоборот: налоговая нагрузка при УСНО с объектом «доходы» ниже, чем при УСНО с объектом «доходы минус расходы». Для налогоплательщика очевиден вывод правильный выбор объекта налогообложения при УСН, может оптимизировать его налоговую нагрузку.

Однако налоговое законодательство постоянно меняется, и 2016 год не стал исключением.

С 1 января 2016 г. в силу вступили новые поправки, которые касаются и УСН.

Напомним, что до 2016 года субъекты РФ могли устанавливать дифференцированные налоговые ставки по единому налогу только для «упрощенцев», выбравших объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

При этом максимальная ставка единого налога при выборе «упрощенцем» объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» составляет 15 %, а законами субъектов РФ налоговые ставки могут быть установлены в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

С 1 января 2016 г. поправки, внесенные Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ, позволяют субъектам РФ принимать законы об установлении ставки единого налога в пределах от 1 до 6 % для налогоплательщиков «упрощенцев», выбравших объект налогообложения «доходы».

Что касается учета НДС, организации и ИП, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС. Однако в том случае, если они всё же, по каким либо причинам, выставят покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС, сумма налога должна быть уплачена в бюджет.

До 2016 года многие компании и ИП учитывали сумму НДС в составе доходов, а сумму «входящего» НДС включали в состав расходов. С 1 января 2016 г. вступает в силу 84-ФЗ, который позволит налогоплательщикам, находящимся на УСН, не признавать в доходах и расходах сумму НДС, предъявленного покупателям.

Внесены изменения в налоговый учет основных средств, до 2016 года стоимостный лимит для признания имущества амортизируемым, составляет 40 000 рублей. Федеральным законом от 08.06.2015 N 150-ФЗ увеличен лимит основных средств с 40 000 до 100 000 руб.

Указанные изменения распространяются на имущество, введенное в эксплуатацию с 1 января 2016 г. Это означает, что имущество первоначальной стоимостью 100 000 руб. и меньше не будет относиться к амортизируемому имуществу и учитываться в составе основных средств. А расходы на приобретение такого имущества «упрощенцы» будут учитывать в составе материальных расходов.

Это благоприятное изменение коснется «упрощенцев», выбравших объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Таким образом, с 1 января 2016 г. такие налогоплательщики получили возможность единовременно списывать в расходы имущество первоначальной стоимостью 100 000 руб. и меньше.

Последнее изменение, на которое хочется обратить внимание, касается коэффициента-дефлятора.

Приказом Минэкономразвития России от 20.10.2015 N 772 предусмотрено увеличение коэффициента-дефлятора в 2016 г. до 1,329 в 2015 г. он составлял – 1,147.

Таким образом, чтобы не утратить право на применение УСН в 2016 г., показатель «доходы» не должен превышать 79,74 млн руб. (60 млн руб. x 1,329).

Применение упрощенной системы налогообложения при прочих равных условиях особенно выгодно бизнесу, ориентированному на прямую работу с потребителем (прежде всего, за счет экономии на НДС). По нашим оценкам выгода составляет примерно 5 % – 10 % от выручки и нередко дает прирост прибыли в 30 % -50 %.

На сегодняшний день благодаря реформам Российской Федерации в сфере предпринимательства, субъекты малого бизнеса узаконили свой статус, заявили о себе как о самостоятельной сфере экономики. Но, малое предпринимательство на данный момент сталкивается с множеством различным проблем в ходе своей деятельности. Это не только несовершенство налогового законодательства, но и наличие административных барьеров, сложности по вопросам кредитования, расширение влияния крупных игроков рынка. Именно поэтому, чтобы получать максимум пользы от малого бизнеса для социального и экономического развития нашей страны, нужна поддержка государства. Ведь при отсутствии государственной поддержки данных субъектов бизнеса мы увидим только негативные изменения – снижение роста ВВП, сокращение среднего класса, повышение социальной напряженности, вследствие увеличения безработицы. Рассмотренный в статье способ налоговой оптимизации не должен оставаться без внимания предпринимателей. Проведенный анализ показал, что если предприятие попадает под критерии использования упрощенной системы налогообложения, переход на УСНО позволит снизить налоговую нагрузку более чем в 2 раза, при прочих равных условиях, и как следствие этого приведет к увеличению чистой прибыли, что является главной целью всех коммерческих предприятий. Таким образом, именно специальные режимы могут помочь конкурировать с более крупными предприятиями на рынке товаров и услуг Российской Федерации.

Смотрите еще:

  • Закон о защите курения Закон "О запрете курения" Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" С изменениями и дополнениями от: 14 октября, 31 декабря 2014 […]
  • Приказ мвд no 248 Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) С изменениями и дополнениями от: 19 сентября 2011 г., 18 мая, 12 июля 2012 г., 15 января, 29 июня, 30 […]
  • 107 закона Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 107-ФЗ "Об исчислении времени" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 107-ФЗ"Об исчислении времени" С изменениями и дополнениями от: 21 июля 2014 г., 30 декабря 2015 г., […]
  • Приказ мвд 31082007 767 Приказ МВД РФ от 31 августа 2007 г. N 767 "Вопросы организации сопровождения транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 31 августа 2007 г. N 767"Вопросы организации […]
  • Федеральный закон от 8 августа 2001 г 129-фз гарант Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ"О государственной регистрации юридических лиц" 8 декабря 2003 г. 8 августа 2001 г. Федеральный […]
  • Приказ 276 от 22052012 мчс россии Приказ МЧС России от 29 марта 2017 г. № 139 “О внесении изменений в нормативные правовые акты МЧС России по вопросам противодействия коррупции” (не вступил в силу) Внести изменения в нормативные правовые акты МЧС России по вопросам […]
  • Закон об отчуждении собственности Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении […]
  • Правила дорожнього движение Правила дорожного движения, (текст новых ПДД 2018 онлайн) Действующие по состоянию на 2018 г. Правила дорожного движения (ПДД-онлайн) введены в действие с 1 июля 1994 г. и приведены с последними изменениями и дополнениями от: 26 октября […]