При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывается

Энциклопедия решений. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 251 НК РФ)

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 251 НК РФ)

Перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, приведен в ст. 251 НК РФ. Перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию (см., например, письмо Минфина России от 09.02.2018 N 03-03-06/1/7847). Поэтому все иные доходы, которые не указаны в этом перечне, необходимо учитывать в целях налогообложения прибыли, если они соответствуют критериям, установленным в ст. 41 НК РФ.

Статья 251 содержит два перечня не подлежащих обложению поступлений. В п. 1 ст. 251 НК РФ перечислены отдельные операции, доходы от которых не учитываются при налогообложении у любых организаций, независимо от их организационно-правовой формы и источников финансирования.

В п. 2 ст. 251 НК РФ приведен перечень целевых поступлений в некоммерческие организации. Они не учитываются в целях налогообложения при выполнении определенных условий:

— целевые поступления направлены на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности;

— средства получены безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также от других организаций и (или) физических лиц;

— полученные средства использованы по назначению;

— налогоплательщики — получатели целевых поступлений ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Пунктом 3 ст. 251 НК РФ предусмотрено специальное правило для реорганизуемых предприятий. При определении налоговой базы не учитывается в составе доходов вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации.

Доходы, не учитываемые для исчисления налога на прибыль

В современных рыночных условиях стабильность предприятия в конкурентной среде зависит от его финансовой устойчивости, которая достигается путем повышения эффективности производства на основе рационального экономического использования материальных ресурсов и снижения затрат, а также выявления скрытых резервов повышения производства продукции.

Извлечение прибыли от ведения деятельности является основной целью создания предприятия и в свою очередь служит одним из основных критериев эффективности деятельности предприятия и источником формирования его финансовых результатов. Финансовый результат деятельности организации как раз определяется показателем прибыли, который является результатом разницы сумм доходов, уменьшенных на величину расходов организации.

Доходы и расходы для исчисления налога на прибыль определяются в соответствии с НК РФ. Но не все доходы и расходы применяются при расчете налогооблагаемой базы налога на прибыль.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывается ряд следующих доходов:

1) имущество, работы или услуги, которые были получены в порядке предварительной оплаты товаров налогоплательщиками, которые определяют свои доходы и расходы по методу начисления.

2) имущество, полученное в виде залога или задатка для обеспечения обязательств организации. В данном случае понятия «залог» и «задаток» для целей налогообложения определяются статьями 334 и 380 ГК РФ.

3) имущество, которое имеет денежную оценку и полученное в виде взносов (вкладов) в уставный капитал организации, а также в виде сумм, на которые в отчетном периоде произошло уменьшение уставного капитала организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

4) в виде средств и имущества, полученные в виде безвозмездной помощи в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации». Средства, полученные организацией в виде безвозмездной помощи (содействия), и использованные не по целевому назначению, подлежат включению во внереализационные доходы в момент их фактического использования (т.е. нарушение условий их получения).

5) в виде средств или имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.

6) в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.

7) в виде положительной разницы, полученной при переоценке ценных бумаг по рыночной стоимости.

8) в виде сумм восстановленных резервов под обесценение ценных бумаг (исключением являются резервы, расходы на создание которых в соответствии со ст. 300 НК РФ ранее уменьшали налоговую базу).

9) в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К таким средствам целевого финансирования относится имущество, которое было получено и использовано налогоплательщиком по целевому назначению, определенному организацией – источником целевого финансирования. К таким средствам также относится имущество в виде полученных грантов.

Грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача удовлетворяет ряд условий:

  • гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • гранты предоставляются на определенных условиях, которые определяет грантодатель, с обязательным предоставлением отчета о целевом использовании гранта;
  • в виде средств, которые были получены из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций, а также из иных фондов поддержки научной и научно-технической деятельности;
  • в виде инвестиций, которые были получены при проведении инвестиционных конкурсов (торгов);
  • в виде средств, которые были получены медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.

Исключением могут быть целевые поступления в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, которые поступили безвозмездно от других организаций и физических лиц.

В отношении такого имущества налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов. При отсутствии раздельного учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства будут подлежать налогообложению с даты их получения.

При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно и использованные указанными получателями по назначению.

К целевым поступлениям на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций относятся:

вступительные, членские и паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ, а также отчисления на резерв на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами. Перечень организаций, которым могут делаться пожертвования, определен в ст. 582 ГК РФ. Пожертвованием признаетсядарение вещи или права в общеполезных целях.Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность по бескорыстной (безвозмездной) передаче имущества, в том числе денежных средств, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Имуществом, полученными на осуществление благотворительной деятельности, признается имущество, поступившее некоммерческим организациям на осуществление благотворительной деятельности (Федеральный закон № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

2) имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;

3) суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций. К указанным средствам, не использованным по целевому назначению в течение налогового периода, либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

4) средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности. Понятия «безвозмездная помощь», «техническая помощь», «гуманитарная помощь» для целей налогообложения применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе № 95-ФЗ

«О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации».

5) совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов;

6) пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в размере не менее 97 процентов направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда;

7) имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности.

Отчет о целевом использовании имущества, полученного в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования предоставляется налогоплательщиками — бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями по окончании налогового периода в налоговые органы по месту своего учета.

Перечень целевых поступлений некоммерческих организаций является исчерпывающим.

Полных перечень доходов, которые не учитываются в качестве доходов для исчисления налога на прибыль, является закрытым и регулируется статьей 251 НК РФ.

С практической точки зрения при применении данного перечня доходов необходимо обратить внимание на ряд важных уточнений. Имущество, работы или услуги, которые были получены от других лиц в порядке предварительной оплаты, не являются налогооблагаемыми доходами только в случае, если налогоплательщик применяет метод начисления в соответствии со ст. 272 НК РФ. Налогоплательщики, которые применяют кассовый метод, указанные средства отражают в составе доходов, которые подлежат налогообложению в момент их получения (ст. 273 НК РФ).

В случае реорганизации организаций, при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в составе доходов не учитывается стоимость имущества получаемая (передаваемая) в порядке правопреемства, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации.

Авторы: Берберих Елена Александровна, руководитель департамента бухгалтерского и налогового учета группы компаний «Главбух», действительный член СРО НП «Московская аудиторская палата», Корнацкий Павел Иосифович, бухгалтер группы компаний «Главбух»

4.6. Налог на прибыль и доходы, не учитываемые при определении налоговой базы

Доходом организации в целях налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

К доходам в целях налогообложения прибыли, согласно классификации, приведенной в ст. 249 НК РФ, относятся доходы от реализации и внереализационные доходы.

Но помимо доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, существуют доходы, не учитываемые при налогообложении, перечень которых содержит ст. 251 НК РФ. Так как перечень доходов достаточно большой и рассказать обо всех доходах здесь не представляется возможным, мы рассмотрим лишь некоторые из них.

При определении налоговой базы, согласно п. 1 ст. 251 НК РФ, не учитываются, в частности, доходы:

— в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, полученные от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления (пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ);

— в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств (пп. 2 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Залог в соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 29 мая 1992 г. N 2872-1 «О залоге» — это способ обеспечения обязательства, при котором кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами за изъятиями, предусмотренными законом. Аналогичное определение залога содержит ст. 334 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Задатком согласно ст. 380 ГК РФ признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения;

— в виде имущества, имущественных или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером)) (пп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ).

На основании пп. 1 п. 1 ст. 277 НК РФ при размещении эмитированных акций (долей, паев) доходы и расходы эмитента и налогоплательщика, приобретающего такие акции (доли, паи), определяются с учетом следующих особенностей.

Имущество (имущественные права), полученное в виде взноса (вклада) в уставный капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса (вклада) в уставный капитал имущества (имущественных прав).

Стоимость (остаточная стоимость) устанавливается по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права). При определении стоимости (остаточной стоимости) учитываются дополнительные расходы, которые при таком внесении (вкладе) осуществляются передающей стороной при условии, что эти расходы определены в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал. Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества (имущественных прав) или какой-либо его части, то стоимость этого имущества (имущественных прав) либо его части признается равной нулю.

Как отмечено в Письме УФНС России по г. Москве от 4 марта 2008 г. N 20-12/020737.2, при увеличении уставного капитала общества с ограниченной ответственностью путем дополнительного привлечения средств дольщика на основании решения общего собрания учредителей не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль превышение размера вносимых в качестве вклада в уставный капитал организации средств над номинальной стоимостью доли.

Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» уставный капитал общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций. Доход в виде превышения цены размещения акций над их номинальной стоимостью (первоначальным размером) не признается доходом акционерного общества для целей налогообложения прибыли, о чем сказано в Письме Минфина России от 7 ноября 2008 г. N 03-03-05/141;

— в виде сумм НДС, подлежащих налоговому вычету у принимающей организации в соответствии с гл. 21 НК РФ при передаче имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов (пп. 3.1 п. 1 ст. 251 НК РФ);

— в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками (пп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Доходы, полученные в пределах взноса в уставный капитал вследствие принятия решения о его добровольном уменьшении, согласно Письму УФНС России по г. Москве от 14 декабря 2007 г. N 20-12/119673, не учитываются в целях налогообложения только в случае выхода (выбытия) участника хозяйственного общества из данного хозяйственного общества либо при ликвидации хозяйственного общества. Если ООО не ликвидируется и организация-учредитель не выходит из состава его участников, то полученные организацией-учредителем средства в виде части стоимости первоначального взноса в уставный капитал ООО вследствие его уменьшения подлежат обложению налогом на прибыль. Аналогичное мнение содержат Письма Минфина России от 13 января 2009 г. N 03-03-06/1/4, от 17 февраля 2009 г. N 03-03-06/1/71.

В Письме Минфина России от 14 апреля 2009 г. N 03-03-06/1/239 обращено внимание на то, что пп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ применяется в том числе и к правоотношениям с участием иностранных организаций. Таким образом, доход, получаемый иностранной организацией в результате распределения в ее пользу имущества организаций, иных лиц и объединений при их ликвидации, подлежит налогообложению у источника выплаты в Российской Федерации в части, превышающей взнос этого иностранного акционера в капитал организации;

— в виде имущества, имущественных прав и (или) неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в пределах вклада участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемником в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, либо раздела такого имущества (пп. 5 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Согласно ст. 1042 ГК РФ вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи.

Внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы согласно п. 1 ст. 1043 ГК РФ признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором простого товарищества либо не вытекает из существа обязательства.

При прекращении договора простого товарищества вещи, переданные в общее владение и (или) пользование товарищей, в соответствии со ст. 1050 ГК РФ возвращаются предоставившим их товарищам без вознаграждения, если иное не предусмотрено соглашением сторон;

— в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от 4 мая 1999 г. N 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» (пп. 6 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Если стоимость имущества, полученного в виде безвозмездной помощи, выражена в иностранной валюте, то доходы в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки такого имущества, следует учитывать в составе доходов для целей налогообложения, на что обращено внимание в Письме Минфина России от 16 апреля 2007 г. N 03-03-06/1/238;

— в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Если по условиям государственных контрактов на выполнение работ, заключенных государственным учреждением с федеральным органом исполнительной власти, материальные ценности (оборудование, приборы и др.), приобретенные или созданные в процессе выполнения работ по указанным контрактам, остаются у государственного учреждения в качестве безвозмездно полученного имущества, то, по мнению Минфина, высказанному в Письме от 2 марта 2007 г. N 03-03-06/4/22, государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) является самостоятельным основанием безвозмездного получения имущества и не может рассматриваться в качестве решения органа исполнительной власти. Следовательно, доходы в виде имущества учитываются при определении налоговой базы;

— в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение (пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ).

При определении объекта налогообложения доходом организации-поверенного является сумма полученного вознаграждения. Согласно Письму Минфина России от 23 ноября 2007 г. N 03-11-04/2/282, денежные суммы, передаваемые организацией-поверенным на основании заключенного договора поручения контрагентам от имени доверителя, не являются доходами указанной организации-поверенного. Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина России от 25 сентября 2007 г. N 03-11-04/2/235.

Немало вопросов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль возникает у товариществ собственников жилья. Товариществом собственников жилья (далее — ТСЖ), согласно ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

ТСЖ является юридическим лицом с момента его государственной регистрации и вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества; выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.

Если в соответствии с уставом на ТСЖ возложены обязанности по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; по предоставлению коммунальных услуг; по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; по капитальному ремонту жилого дома и ТСЖ от своего имени по поручению членов ТСЖ или от имени и за счет членов ТСЖ заключает договоры с производителями (поставщиками) данных работ (услуг) (то есть является исходя из договорных обязательств посредником, закупающим по поручению членов ТСЖ коммунальные услуги, услуги по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; по технической инвентаризации жилого дома; по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; по капитальному ремонту жилого дома), то, как отмечено в Письме Минфина России от 26 февраля 2007 г. N 03-07-15/24, налогообложение налогом на прибыль организаций средств, поступающих на счета ТСЖ, осуществляется в порядке, предусмотренном пп. 9 п. 1 ст. 251 гл. 25 НК РФ для организаций, осуществляющих посредническую деятельность.

Если исходя из договорных отношений с жильцами ТСЖ не может быть признано посредником, закупающим по поручению членов ТСЖ коммунальные и прочие услуги, так как Жилищным кодексом Российской Федерации аккумулирование членских взносов членами ТСЖ не предусмотрено, то все средства, поступившие от членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда, а также в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями не являются и считаются выручкой от реализации работ (услуг) и, соответственно, учитываются ТСЖ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом для целей налогообложения ТСЖ учитываются экономически обоснованные, связанные с данной выручкой расходы;

— в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований (пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ).

В Письме Минфина России от 10 января 2008 г. N 03-03-06/1/1 обращено внимание на то, что средства, ранее полученные по договору займа и остающиеся в распоряжении организации в результате соглашения с заимодавцем о прощении долга, следует рассматривать как безвозмездно полученные. Аналогичное мнение высказано в Письмах Минфина России от 6 марта 2009 г. N 03-03-06/1/112, от 3 апреля 2009 г. N 03-03-06/4/28.

Денежные средства, полученные организацией от иностранной организации — учредителя со 100-процентной долей участия на условиях возвратности и платности, для целей налогообложения не учитываются, о чем сказано в Письме УФНС России по г. Москве от 10 октября 2007 г. N 20-12/096580.

В Письме Минфина России от 13 февраля 2007 г. N 03-03-06/1/82 рассмотрен вопрос учета в целях налогообложения у заемщика положительной или отрицательной разницы между стоимостью товарного кредита при его получении и возврате. По мнению Минфина, при определении налоговой базы по договорам кредита (займа) или иным долговым обязательствам учитываются только доходы (расходы) в виде сумм начисленных процентов. Возникающие положительные или отрицательные стоимостные (ценовые) разницы при возврате товарного кредита не учитываются в целях налогообложения прибыли;

— в виде сумм процентов, полученных в соответствии с требованиями ст. ст. 78, 79, 176 и 203 НК РФ из бюджета (внебюджетного фонда) (пп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ). Напомним, что перечисленными статьями регулируются:

зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа (ст. 78 НК РФ);

возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа (ст. 79 НК РФ);

порядок возмещения налога на добавленную стоимость (ст. 176 НК РФ);

порядок определения суммы акциза, подлежащей возврату (ст. 203 НК РФ);

— в виде стоимости дополнительно полученных организацией-акционером акций, распределенных между акционерами по решению общего собрания пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разницы между номинальной стоимостью новых акций, полученных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера при распределении между акционерами акций при увеличении уставного капитала акционерного общества (без изменения доли участия акционера в этом акционерном обществе) (пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ).

В Письме Минфина России от 18 февраля 2009 г. N 03-03-06/2/23 обращено внимание на то, что норма, установленная пп. 15, распространяется только на участников акционерного общества. Для налогоплательщиков — участников общества с ограниченной ответственностью данная норма не применяется. Таким образом, у налогоплательщиков — участников ООО при увеличении номинальной стоимости долей в уставном капитале без изменения долей участников, как, например, при распределении нераспределенной прибыли прошлых лет, возникает внереализационный доход, учитываемый при обложении налогом на прибыль организаций;

— в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пп. 17 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов окажется меньше уставного капитала ООО, общество обязано объявить об уменьшении уставного капитала до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать такое уменьшение в установленном порядке. Доходы в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного капитала ООО, не учитываются для целей налогообложения прибыли при условии государственной регистрации такого изменения в установленном порядке, о чем сказано в Письме Минфина России от 28 марта 2008 г. N 03-03-06/1/209.

Перечень случаев, когда акционерное общество обязано уменьшить свой уставный капитал, определен Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах». На основании п. 2 ст. 72 названного Закона общество, если это предусмотрено его уставом, вправе приобретать размещенные им акции по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества, если в соответствии с уставом общества совету директоров (наблюдательному совету) общества принадлежит право принятия такого решения.

Акции, приобретенные обществом, должны быть реализованы по цене не ниже их рыночной стоимости не позднее одного года с даты их приобретения. В противном случае общее собрание акционеров должно принять решение об уменьшении уставного капитала общества путем погашения указанных акций.

С учетом того, что Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» установлена обязанность акционерного общества уменьшить свой уставный капитал путем погашения акций, не реализованных в течение года с даты их приобретения у акционеров, по мнению Минфина России, содержащемуся в Письме от 17 декабря 2008 г. N 03-03-06/1/695, сумма, на которую произошло уменьшение уставного капитала, не учитывается в составе доходов для целей налогообложения прибыли;

— в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности (пп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Специалисты Минфина России в Письме от 10 апреля 2008 г. N 03-03-05/36 разъяснили, что при формировании налоговой базы по налогу на прибыль образовательными учреждениями не учитываются средства организаций, поступающие безвозмездно в качестве государственной поддержки образовательных учреждений в рамках приоритетных национальных проектов согласно Постановлениям Правительства Российской Федерации:

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 850 «О мерах государственной поддержки в 2007 году подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N 55 «О мерах государственной поддержки в 2008 году образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы».

В Письме Минфина России от 30 марта 2007 г. N 03-03-06/4/33 обращено внимание на то, что пп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ предусмотрено освобождение указанных в нем образовательных учреждений только при получении доходов в виде безвозмездно полученного имущества. Освобождение от налогообложения доходов в виде безвозмездно полученных имущественных прав данной нормой не предусмотрено;

— в виде сумм восстановленных резервов под обесценение ценных бумаг (пп. 25 п. 1 ст. 251 НК РФ). Исключение составляют резервы, расходы на создание которых, согласно ст. 300 НК РФ, ранее уменьшали налоговую базу. Статья 300 НК РФ определяет расходы на формирование резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность;

— в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа (пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Средства и имущество, полученные унитарными предприятиями от собственника имущества или уполномоченного им органа, согласно Письму Минфина России от 28 марта 2008 г. N 03-03-06/4/20, не признаются средствами целевого финансирования или целевыми поступлениями, перечень которых приведен в пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ, а освобождаются от налогообложения по самостоятельному основанию.

В Письмах Минфина России от 4 марта 2008 г. N 03-03-06/1/137, от 20 ноября 2007 г. N 03-03-06/1/819 обращено внимание на то, что положения пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются только в том случае, если средства и иное имущество получаются унитарным предприятием на безвозмездной основе. Если же денежные средства или иное имущество передаются унитарному предприятию в счет оплаты товаров (работ, услуг), то данные доходы подлежат включению в состав доходов от реализации;

— в виде сумм, полученных операторами универсального обслуживания, из резерва универсального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи (пп. 28 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Под универсальными услугами связи понимаются услуги, перечисленные в п. 1 ст. 57 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи», оказание которых любому пользователю услугами связи на всей территории Российской Федерации в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для операторов универсального обслуживания.

Правила государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. N 242.

Как сказано в Письме Минфина России от 14 июля 2008 г. N 03-03-06/1/402, сумма переплаты возмещения убытков, возвращенная оператором универсального обслуживания в резерв универсального обслуживания, также не учитывается в целях налогообложения прибыли. Что касается доходов, полученных от населения в оплату универсальных услуг связи по государственному регулируемому тарифу, то такие доходы учитываются в целях налогообложения прибыли в порядке, установленном гл. 25 НК РФ;

— доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Под эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, в целях налогообложения прибыли понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг.

В части деятельности организации, связанной с эксплуатацией вышеуказанных судов, налоговая база по налогу на прибыль не формируется, и, следовательно, такие организации не являются плательщиками налога на прибыль в части данной деятельности. Такой вывод сделан в Письме Минфина России от 3 апреля 2009 г. N 03-04-06-02/24.

Если организация-судовладелец передает судно, зарегистрированное в РМРС, по договору тайм-чартера организации-фрахтователю, которая использует судно как для международных перевозок (один из пунктов находится за пределами Российской Федерации), так и для каботажных перевозок (пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации), то для целей налогообложения прибыли не учитываются доходы, относящиеся непосредственно к деятельности указанных судов в международных перевозках. По рекомендациям Минфина России, содержащимся в Письме от 8 июля 2008 г. N 03-03-06/1/390, организации-судовладельцу следует обеспечить в налоговом учете разделение дохода от сдачи в аренду судна, зарегистрированного в РМРС, на доход, относящийся к эксплуатации судна фрахтователем в международных перевозках, и доход, относящийся к эксплуатации судна в каботажных перевозках. По мнению Минфина, в этих целях могут быть использованы данные судового журнала.

В Письме Минфина России от 25 мая 2007 г. N 03-03-06/1/320 отмечено, что положения ст. 251 НК РФ относятся к судам, зарегистрированным в РМРС, таким образом, доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, до регистрации в РМРС подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Помимо доходов, рассмотренных выше, при определении налоговой базы, согласно п. 2 ст. 251 НК РФ, не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).

К целевым поступлениям относятся поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные получателями по назначению.

Налогоплательщики — получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Налог на прибыль организаций

5.7. Налог на прибыль и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы

Целью любой предпринимательской деятельности является получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Организации, признаваемые налогоплательщиками налога на прибыль, определяя налоговую базу по налогу, уменьшают полученные доходы на сумму произведенных расходов.

Но Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ), помимо доходов и расходов, которые учитываются при налогообложении прибыли, определены перечни доходов и расходов, которые не могут быть учеты при определении налогооблагаемой прибыли.

Мы расскажем о расходах, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Перечень расходов, о которых мы поведем речь в статье, содержит ст. 270 НК РФ. Перечень этот достаточно большой, и, к сожалению, в рамках одной статьи нет возможности подробно рассмотреть каждый из перечисленных в этой статье расходов, поэтому мы остановимся лишь на некоторых, наиболее часто встречаемых расходах.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль, согласно ст. 270 НК РФ, не учитываются, в частности, следующие расходы организации:

— расходы в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения (п. 1 ст. 270 НК РФ).

Дивидендом, как вы знаете, в соответствии со ст. 43 НК РФ признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

Расходы, осуществленные за счет чистой прибыли, то есть прибыли, оставшейся после налогообложения, не учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль организаций вне зависимости от характера таких расходов. Если, например, налогоплательщик осуществляет расходы на капитальный ремонт основных средств за счет сумм распределяемого дохода, то есть за счет прибыли, оставшейся после налогообложения, такие расходы на основании п. 1 ст. 270 НК РФ не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли. Такие разъяснения были даны в Письме Минфина России от 27 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/406;

— расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций (п. 2 ст. 270 НК РФ).

В Письме Минфина России от 8 апреля 2009 г. N 03-03-06/1/227 дан ответ на вопрос о том, могут ли быть учтены в целях налогообложения прибыли расходы в виде сумм, взысканных по решению суда, в частности сумм исполнительского сбора, предусмотренного ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В Письме отмечено, что в соответствии с правовой позицией, высказанной в п. 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 13-П, сумма исполнительского сбора относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

По мнению Минфина России, затраты в виде исполнительского сбора для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются;

— расходы в виде суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (п. 4 ст. 270 НК РФ).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду установлена ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Порядок определения платы и ее предельных размеров установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Плательщиком экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду является организация-природопользователь, в том числе осуществляющая хозяйственную деятельность, приводящую к загрязнению окружающей среды, на арендуемых площадях.

Организация-арендодатель, не являющаяся природопользователем и не загрязняющая окружающую среду, не является плательщиком экологических платежей и не вправе учитывать эти платежи за организацию-арендатора в пределах утвержденных лимитов в составе расходов, принимаемых в уменьшение облагаемых доходов при исчислении налога на прибыль организаций. Таково мнение сотрудников УФНС России по г. Москве, высказанное в Письме от 28 июня 2007 г. N 20-12/060976.

Напомним, что согласно пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах утвержденных лимитов могут включаться в состав материальных расходов;

— расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, за исключением расходов, указанных в п. 9 ст. 258 НК РФ (п. 5 ст. 270 НК РФ).

Расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества не учитываются при налогообложении прибыли, поскольку стоимость амортизируемого имущества погашается посредством начисления амортизации.

Исключение составляют расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ. Если указанные расходы осуществлены в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам, исключение составляют расходы в размере не более 30 процентов. Названные расходы включаются в состав расходов отчетного (налогового) периода.

Для целей налогообложения прибыли расходы лизингополучателя в виде выкупной цены предмета лизинга при переходе права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю являются расходами на приобретение амортизируемого имущества и не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, на что обращено внимание в Письме Минфина России от 4 марта 2008 г. N 03-03-06/1/138. Также в Письме отмечено, что лизинговый платеж может быть отнесен к прочим расходам только в той части, в которой он уплачивается за получение предмета лизинга во временное владение и пользование. При этом выкупная цена предмета лизинга в составе лизинговых платежей, включаемых в прочие расходы в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ, для целей налогообложения прибыли не учитывается. Аналогичное мнение содержит Письмо Минфина России от 27 апреля 2007 г. N 03-03-05/104.

По разъяснениям Минфина России, данным в Письме от 27 января 2009 г. N 03-03-06/1/33, согласно п. 5 ст. 270 НК РФ в целях налогообложения не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, включая нематериальные активы;

— расходы в виде взносов на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в ст. ст. 255, 263 и 291 НК РФ (п. 6 ст. 270 НК РФ).

В расходы организации на обязательное и добровольное страхование имущества в соответствии с п. 1 ст. 263 НК РФ включаются расходы в виде страховых взносов по всем видам обязательного страхования, а также по перечисленным в этом пункте видам добровольного страхования имущества. Перечень видов добровольного страхования имущества, расходы по которым уменьшают налогооблагаемую прибыль, является закрытым.

Разъяснения о возможности включения в состав расходов в целях налогообложения затрат на добровольное страхование ответственности приведены в Письме Минфина России от 17 марта 2008 г. N 03-03-06/1/181. В Письме сказано, что если добровольное страхование ответственности не является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями, то расходы на добровольное страхование ответственности не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли.

По мнению Минфина России, содержащемуся в Письме от 22 января 2008 г. N 03-03-06/1/28, страховые премии, уплачиваемые по договору страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, не могут быть учтены в составе расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку перечень добровольных видов страхования, приведенный в ст. 263 НК РФ, не содержит такого вида страхования.

Не учитываются при налогообложения прибыли расходы банка в виде страховых взносов по договорам добровольного страхования физических лиц — клиентов банка от несчастных случаев и болезней, а также от финансовых рисков при поездках за рубеж, о чем сказано в Письме Минфина России от 21 января 2008 г. N 03-03-06/2/3;

— расходы в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме взносов, указанных в ст. 255 НК РФ (п. 7 ст. 270 НК РФ).

В Письме Минфина России от 21 ноября 2007 г. N 03-03-06/2/219 рассмотрен вопрос учета для целей налогообложения расходов в виде взносов в негосударственный пенсионный фонд с целью пенсионного обеспечения сотрудников. Как сказано в Письме, расходы в виде взносов организации на корпоративные именные пенсионные счета (солидарный счет корпоративного участника) расходами в целях налогообложения прибыли организаций не признаются;

— расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров (п. 9 ст. 270 НК РФ).

В Письме Минфина России от 17 мая 2006 г. N 03-03-04/1/463 отмечено, что НК РФ предусмотрен следующий порядок учета расходов агента по агентскому договору:

расходы агента, совершенные им в связи с исполнением обязательств по агентскому договору, если такие затраты подлежат включению в состав расходов принципала, не учитываются в составе расходов агента. Также не учитываются расходы, осуществленные агентом за принципала, если такие расходы отражаются в налоговом учете принципала;

если же агент осуществляет расходы, отвечающие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, которые не возмещаются принципалом и, соответственно, не отражаются в налоговом учете принципала, агент вправе включить указанные расходы в состав расходов, учитываемых при налогообложении его прибыли.

Разъяснения о порядке налогообложения возмещения на территории Российской Федерации убытков по страховым случаям по выданным за рубежом сертификатам «Зеленая карта», осуществляемого российскими страховыми организациями или российским бюро от имени и (или) по поручению иностранных страховщиков или соответствующего иностранного бюро, приведены в Письме Минфина России от 11 июля 2008 г. N 03-03-06/4/46. По мнению Минфина России, расходы, осуществленные в рамках международной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, к которой присоединилась Российская Федерация, российским страховщиком или российским бюро, связанные с урегулированием претензий по страховому случаю по сертификату «Зеленая карта» на территории Российской Федерации и подлежащие впоследствии компенсации иностранным страховщиком, выдавшим страховой сертификат, или иностранным бюро, по мнению Минфина России, для целей налогообложения прибыли не учитываются;

— расходы в виде имущества, работ, услуг, имущественных прав, переданных в порядке предварительной оплаты налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления (п. 14 ст. 270 НК РФ).

В целях налогообложения прибыли платежи в виде аванса (предварительной оплаты), даже на предоставление технического доступа к системе безналичных расчетов SWIFT, расходами не признаются, о чем сказано в Письме Минфина России от 17 июля 2007 г. N 03-03-06/2/131;

— расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей (п. 16 ст. 270 НК РФ).

При налогообложении не учитываются расходы в виде имущества, работ, услуг, имущественных прав, переданных в порядке предварительной оплаты налогоплательщиками, использующими метод начисления.

В то же время, как сказано в Письме Минфина России от 18 января 2008 г. N 03-03-06/1/12, при прекращении обязательства до начала его исполнения, согласно нормам гражданского законодательства, возникает ситуация, когда задаток перестает быть авансом. В частности, если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. В Письме отмечено, что в этом случае сумму задатка следует рассматривать как безвозмездно переданное имущество у организации-заказчика.

По мнению Минфина, организация-заказчик должна рассматривать уплаченный задаток как безвозмездно переданное имущество и, следовательно, не может учитывать его в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

В случае передачи сотрудникам по договорам дарения жилищного фонда, принадлежащего организации, получение организацией каких-либо доходов не предполагается. По мнению УФНС России по г. Москве, содержащемуся в Письме от 13 ноября 2006 г. N 20-12/99668.2, такая передача может рассматриваться не иначе как безвозмездная передача имущества. Расходы, связанные с передачей сотрудникам организации принадлежащих ей объектов жилищного фонда (включая их стоимость), не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В Письме УФНС России по г. Москве от 15 января 2009 г. N 19-12/001789 также указано, что организация при безвозмездной передаче амортизируемого имущества не получает экономической выгоды, в связи с чем в соответствии со ст. 41 НК РФ у нее не возникает доход, учитываемый для целей налогообложения прибыли. При этом расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации), а также расходы, возникшие в связи с передачей имущества, не учитываются в составе расходов при формировании налоговой базы.

По мнению Минфина России, высказанному в Письме от 31 мая 2007 г. N 03-04-06-01/166, такой подход можно применить и в случае безвозмездной передачи ценных бумаг. При дарении ценных бумаг у организации-дарителя дохода в виде рыночной стоимости безвозмездно передаваемых бумаг, учитываемого для целей налогообложения прибыли, не возникает. При этом расходы в виде цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение) организация-даритель не вправе учитывать для целей налогообложения прибыли организаций.

В Письме Минфина России от 10 сентября 2007 г. N 03-03-06/1/655 рассмотрена возможность признания затрат на размещение рекламы на квитанциях по оплате квартир расходами на рекламу. Учитывая то, что реклама на квитанциях по оплате квартир предназначена для конкретных лиц, затраты налогоплательщика, связанные с ее размещением, не признаются расходами на рекламу и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании п. 16 ст. 270 НК РФ.

Об отсутствии оснований для учета в составе расходов затрат, связанных с безвозмездным оказанием услуг по созданию и трансляции телевизионной и радиорекламы организациями, осуществляющими телевизионную и радиовещательную деятельность, а также расходов заказчиков на социальную телевизионную и радиорекламу при исчислении налога на прибыль сказано в Письме Минфина России от 26 декабря 2008 г. N 03-03-05/187.

Социальной рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства;

— расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено НК РФ (п. 19 ст. 270 НК РФ).

В Письме Минфина России от 17 июля 2007 г. N 03-03-06/1/498 отмечено, что в случае неподтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС в установленные сроки налог подлежит уплате в бюджет за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров. Налогоплательщик имеет право на возврат уплаченных сумм НДС в течение трех лет со дня возникновения обязанности по уплате налога при представлении в налоговые органы необходимых документов. Таким образом, сумма уплаченного НДС как возмещаемого налога не может быть включена при определении налоговой базы по налогу на прибыль в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, согласно п. 19 ст. 270 НК РФ. Иной порядок ст. 170 НК РФ не предусмотрен.

Уплаченная в бюджет сумма НДС относится на расходы организации, не учитываемые в целях налогообложения прибыли.

Налоговый агент суммы НДС, уплаченные им за счет собственных средств за иностранную организацию, не состоящую на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщика, не вправе учитывать в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль; на это обращено внимание в Письме УФНС России по г. Москве от 5 июля 2007 г. N 20-12/064127;

— расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов) (п. 21 ст. 270 НК РФ).

В составе расходов, учитываемых в целях налогообложения, могут приниматься выплаты любых видов вознаграждений и компенсаций, предоставляемых руководству или работникам, только в том случае, когда такие выплаты предусмотрены законодательством Российской Федерации, коллективным и (или) трудовым договорами. Таким образом, расходы налогоплательщика — акционерного общества на выплату вознаграждений членам совета директоров, производимых не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров с обществом, а на основании устава общества, не могут быть отнесены в уменьшение налоговой базы при исчислении налога на прибыль. Такое мнение подтверждается Письмами Минфина России от 10 июля 2007 г. N 03-03-06/1/475, от 31 мая 2007 г. N 03-03-06/1/355, Письмами УФНС России по г. Москве от 26 декабря 2007 г. N 21-11/[email protected], от 13 ноября 2006 г. N 21-11/[email protected];

— расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей (п. 24 ст. 270 НК РФ).

Согласно ст. 116 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска работникам, если иное не предусмотрено ТК РФ и иными федеральными законами. Тем не менее, как считает Минфин России (Письма от 29 декабря 2007 г. N 03-03-06/1/900, от 17 декабря 2008 г. N 03-03-06/1/689), организация не может отнести к расходам для целей налогообложения прибыли организаций расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору отпусков работникам, осуществляющим работу в многосменном режиме;

— расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (п. 26 ст. 270 НК РФ).

Расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования рассматриваются в налоговом законодательстве в качестве расходов, уменьшающих размер налоговой базы по налогу на прибыль организаций, если такие расходы являются частью системы оплаты труда.

Это связано с тем, что включение сумм в состав расходов на оплату труда, а также иные начисления по оплате труда дают возможность выявить конкретную величину доходов каждого работника.

В случае отсутствия такой возможности расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются в составе расходов на оплату труда. Иного порядка учета таких выплат в пользу работников в налоговом законодательстве не предусмотрено, о чем сказано в Письме УФНС России по г. Москве от 2 сентября 2008 г. N 21-11/[email protected];

— расходы в виде сумм выплаченных подъемных сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации (п. 37 ст. 270 НК РФ).

Размеры возмещения организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. N 187.

Статьей 169 ТК РФ определено, что конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора.

В Письме Минфина России от 20 июля 2007 г. N 03-04-06-01/255 обращено внимание на то, что НК РФ ограничивает данный вид расходов для всех категорий налогоплательщиков. Таким образом, организации, не финансируемые за счет средств федерального бюджета, до утверждения соответствующих норм, по мнению Минфина России, должны признавать затраты на возмещение расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность в пределах размеров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 187;

— расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, на оплату суточных, полевого довольствия и рациона питания экипажей морских, речных и воздушных судов сверх норм таких расходов, установленных Правительством Российской Федерации (п. 38 ст. 270 НК РФ).

Нормы компенсации за использование личного транспорта утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 г. N 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».

Нормы расходов на выплату суточных установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 г. N 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных и полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».

Рационы питания утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 861 «О рационах питания экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов».

Смотрите еще:

  • Реестр недобросовестных поставщиков фас официальный сайт справка Реестр недобросовестных поставщиков - официальный сайт ФАС Единая информационная база формируется согласно положениям статьи 104 федерального закона 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. Обязанность ведения реестра возложена на контролирующий […]
  • Заявление к исполнительному листу на алименты Образец заявления о взыскании алиментов через судебных приставов Взыскание задолженности по алиментам всегда будет насущным вопросом для родителей, проживающих с детьми и воспитывающих их в одиночку. Образцы заявлений судебным приставам о […]
  • Осаго таблица коэффициентов 2014 Осаго таблица коэффициентов 2014 Таблица коэффициентов территории ОСАГО в 2018 году по регионам — территориальные коэффициенты ОСАГО Коэффициент по городам (коэффициент территории) зависит только от того, где зарегистрирован владелец […]
  • Новые законы о коллекторах 2014 Новый закон о коллекторах: запреты и возможности Содержание статьи Новый закон о коллекторах: запреты и возможности Как и кого могут наказать за экстремизм в России Как организовать коллекторское агентство Новый закон о […]
  • Закон флаге рф Федеральный конституционный закон от 21 декабря 2013 г. N 5-ФКЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального конституционного закона "О Государственном флаге Российской Федерации" и статью 3 Федерального конституционного закона "О […]
  • Какие годы можно брать для расчета пенсии Какие года лучше брать для расчета пенсии Здравствуйте. Я ушла на пенсию в январе 2015. Инспектор на консультации сказала, что мне надо предоставить справки о зарплате за любые 5 лет до 2002 года. Взяла с 1981 по 1986, сказав что брать […]
  • Срок уплаты транспортный налог кемеровская область 2018 Сроки оплаты транспортного налога для юридических лиц И физические, и юридические лица обязаны уплачивать налог на ТС. Выплаты должны поступить в бюджет страны в установленные сроки. В обратном случае на лицо накладывается штраф. Сроки […]
  • Объяснение на заявление Объяснения в полиции Меня приглашают в полицию (по телефону, дознаватель) для дачи объяснений (якобы работодатель написал заявление по факту недостачи), я на больничном. Вопросы: как заставить показать заявление и данные о регистрации […]