Право собственности на природные ресурсы субъекты объекты

3. Объекты права собственности на природные ресурсы

Вопрос об объектах права собственности на природные ресурсы можно рассматривать в двух аспектах:

· какие именно природные ресурсы в соответствии с законодательством являются объектами права собственности и

· какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы. Какие другие природные ресурсы могут выступать в качестве объектов права собственности? Кроме земли, природными ресурсами являются недра, воды, леса, атмосферный воздух, растительный мир вне лесов.

В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории. С учетом неразвитости законодательства об охране и использовании растительного мира вне лесов (а также всех особо охраняемых природных территорий) в законодательстве не решен непосредственно вопрос о праве собственности на данный природный объект. Однако исходя из того, что растительный мир органически связан с землей, есть основания рассматривать его также как объект права собственности. В качестве собственника растительного мира в этом случае выступает собственник земли. С принятием специального закона растительный мир вне лесов станет, очевидно, самостоятельным объектом права собственности.

Проблемным в юридической науке оказался вопрос об атмосферном воздухе как объекте права собственности. По Закону «Об охране атмосферного воздуха» объектом права собственности воздух не является. Господствующая позиция юристов-экологов заключается в том, что атмосферный воздух не может быть объектом права собственности*. То обусловлено его физическим состоянием. В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение – одно из важнейших правомочий собственника.

* См., например, Бринчук М.М. Правовая охрана атмосферного воздуха. М., 1985. С. 49-52; Шемшученко Ю.С. Указ. соч. С. 49-50.

В то же время в научной правовой литературе высказываются иные мнения по данному вопросу. Так, Ф.М. Раянов полагает, что атмосферный воздух может быть объектом права собственности. Его аргументы сводятся к тому, что сами по себе признаки и свойства материального мира не могут служить препятствием для объявления их объектом права собственности, поскольку они не входят в структуру общественных отношений собственности, возникающих между людьми по поводу объектов реального мира*.

* Раянов Ф.М. Правовая конструкция охраны природных объектов в СССР // Выполнение правовых требований охраны окружающей среды в хозяйственной деятельности. Уфа, 1984. С. 20-23.

Действительно, общественные отношения по поводу атмосферного воздуха возникают между людьми. Но чтобы стать объектом права собственности, объект должен быть индивидуализирован, выделен. Индивидуализированным может быть лишь воздушное пространство, а не воздух.

Р.Х. Габитов предлагает признать объектом правовой охраны атмосферу, а не атмосферный воздух, и распространить на нее отношения исключительной государственной собственности.* Однако объектом природы является не атмосфера, а атмосферный воздух. Человек заинтересован в охране именно атмосферного воздуха, которым дышит. Конструкция, предлагаемая Р.Х. Габитовым, неубедительна.

* Габитов Р.Х. К вопросу о понятии правовой охраны атмосферы // Проблемы совершенствования законодательства и повышения эффективности деятельности правоохранительных органов в свете новых конституций. Уфа, 1980. С. 80-87; его же: Правовая охрана атмосферы. Уфа, 1996. С. 13-15.

Интересно, что Конституция Украины отнесла атмосферный воздух к объектам права собственности украинского народа. Думается, что правильнее было бы говорить о суверенитете над воздушным пространством над территорией государства, как это закреплено, к примеру, Воздушным кодексом РФ.

Что же касается второго вопроса об объектах права собственности на природные ресурсы, а именно, какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, то, чтобы не повторяться, рассмотрим его при характеристике отдельных форм собственности.

Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы

Классификация основных форм собственности на природные ресурсы проводится по его субъектам, в качестве которых могут выступать государ­ство (Российская Федерация и ее субъекты), муниципальные образования (городские и сельские поселения), граждане и юридические лица.

Крупнейшим собственником природных богатств нашей страны является российское государство. В соответствии с законодательством ему принадле­жат большая часть земельного фонда (кроме земельных участков, находящих­ся в муниципальной и частной собственности), лесной фонд, водный фонд, недра, дикий животный мир, особо охраняемые природные территории (кро­ме лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения).

Понятие и состав фондов природных ресурсов как объектов права госу­дарственной собственности раскрываются в земельном, лесном, водном за­конодательстве, законодательстве о недрах и т. д. и рассматриваются в соот­ветствующих темах данного учебного пособия.

Наиболее важная часть природных объектов находится в федеральной собственности. Экологическое законодательство разграничивает объекты права собственности Российской Федерации и ее субъектов исходя из при­знака их общегосударственной значимости. К объектам права федеральной собственности, как правило, относятся природные объекты и комплексы, представляющие общенациональную ценность, связанные с осуществлени­ем функций федеральных органов государственной власти, либо располо­женные на территории двух и более субъектов РФ, а также относящихся к естественным богатствам континентального шельфа и исключительной эко­номической зоны РФ * . В частности, такими объектами являются:

* См. Указ Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» от 16 декабря 1993 № 2144; ст. 2-1 3акона «О недрах», ст. 36 Водного кодекса РФ, ст. 19 Лесного Кодекса РФ; ст. 4 Федерального Закона «О животном мире» ; ст. 2 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях».

— земельные участки и другие природные объекты, предоставленные для нужд обороны и безопасности, охраны государственных границ и осуществ­ления других функций федеральных органов государственной власти;

— земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транс­портными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

— земельные участки и другие природные объекты государственных при­родных заповедников, национальных, природных парков, государственных природных заказников, лечебно-оздоровительных зон и курортов, других особо охраняемых территорий федерального значения;

— виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

— виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, подпа­дающим под действие международных договоров;

— месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударствен­ное значение;

— лесной фонд РФ и леса на землях обороны;

— водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъек­тов РФ, пограничные и трансграничные водные объекты, внутренние мор­ские воды, территориальное море РФ;

— естественные ресурсы морской экономической зоны и континенталь­ного шельфа РФ;

— иные природные ресурсы по взаимной договоренности Российской Федерации и ее субъектов.

В муниципальной собственности — собственности муниципальных обра­зований (городов, районов, поселков и т. д.) — могут находиться земельные участки, обособленные водные объекты, леса (на землях городов), лечебно-оздоровительные местности, курорты и другие природные объекты.

Гражданам и юридическим лицам может принадлежать право частной собственности на земельные участки. Оно распространяется также на все, что расположено на этих земельных участках: обособленные водные объек­ты (замкнутые водоемы), то есть искусственного происхождения непроточ­ные и небольшие по площади водоемы, а также древесно-кустарниковую растительность -деревья и кустарники, находящиеся на дачных, садовых, приусадебных участках, участках для жилищного строительства, предприни­мательской деятельности и др.

Данные виды природных объектов являются неотъемлемой принадлеж­ностью земельных участков, на которых они расположены, поэтому их оборотоспособность определяется в соответствии с нормами земельного и граж­данского законодательства.

Право собственности на природные ресурсы

Определение права собственности на природные ресурсы

Собственность составляет экономическую основу жизни общества и выражается в виде отношений между субъектами по поводу материальных и других благ. Право собственности является юридическим выражением, формой закрепления экономических отношений собственности и являет собой урегулированные законом общественные отношения по владению, использованию и распоряжению объектами собственности.

Понятие собственности на природные ресурсы следует рассматривать как экономическую и юридическую категории. Как экономическая категория собственность на природные ресурсы возникла задолго до появления государства и права, а именно тогда, когда первобытный человек впервые обозначил конкретную земельную территорию или участок как принадлежащие роду, племени или отдельному индивиду. Следовательно, главным признаком собственности на природные ресурсы в экономическом аспекте является присвоение конкретной земельной территории или участка со всеми расположенными на них природными ресурсами соответственно первобытным социумом или одним из членов общества. Таким образом, собственность на природные ресурсы как экономическая категория являет собой систему общественно-экономических отношений по поводу присвоения земельных, лесных, водных и других ресурсов природы, объявления их собственностью, в форме, которая определяется господствующим в данном обществе способом производства, уровнем и потребностями развития его, производительных сил.

Как юридическая категория собственность на природные ресурсы является продуктом перехода общества к государственно-правовому уровню организации общественной жизни. Она являет собой результат закрепления правовыми нормами экономических общественных отношений относительно присвоения земельных, лесных, водных и других ресурсов природы, то есть отношений владения, использования и распоряжения этими ресурсами, лицами, которые юридически признаны владельцами соответствующих богатств природы. Такое закрепление имеет выражение в праве собственности на природные ресурсы. Наряду с другими средствами производства природные ресурсы образуют материальную основу развития общества. Удовлетворяя материальные потребности общества, объекты природы как объекты собственности выполняют экономическую функцию. Но, будучи одновременно и объектами природной среды, они выполняют и экологическую функцию. Таким образом, экономические отношения университет собственности на природные ресурсы дополняются экологическим содержанием, которое превращает их в эколого-экономические отношения.

Право собственности на природные ресурсы — это совокупность правовых норм, которые закрепляют и охраняют владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, в интересах, как лица, так и общества, в целом. Таким образом, право собственности в объективном значении следует понимать как совокупность правовых норм, которые закрепляют, регламентируют и охраняют отношения собственности на природные ресурсы в государстве, которыми является земля, недра, леса, растительный и животный мир, объекты естественно заповедного фонда.

Правоотношения собственности на природные ресурсы являются абсолютными. Это означает, что в рамках таких правоотношений субъекту права собственности на объект природы корреспондирует (противостоит) неограниченный круг лиц, обязанных воздерживаться от совершения действий, которые нарушают права владельца или препятствуют ему в осуществлении правомочностей по владению, использованию или распоряжению отмеченным объектом природы.

Субъективное право собственности на природные ресурсы — совокупность полномочий разных субъектов (государства, юридические и физические лица) относительно владения, пользования и распоряжения, надлежащими им природными ресурсами (земельными, полезными ископаемыми, лесными, водными, животного и растительного мира, естественно заповедного фонду):

а) возникают в связи с передачей или приобретением в собственность соответствующих природных ресурсов;

б) доказывается государственным актом на право собственности или гражданско-правовым соглашением о приобретении (покупки, продажи, обмен, и тому подобное);

в) носит абсолютный характер, то есть исключительная принадлежность полномочий относительно владения, использования и распоряжения природными ресурсами, их владельцу и общая обязательность всех других воздерживаться от их нарушений.

Право собственности на природные ресурсы имеет специфические особенности, связанные с экологическим содержанием последних: правоотношения собственности на природные ресурсы являются абсолютными. Это означает, что в рамках таких правоотношений субъекту права собственности на объект природы корреспондирует (противостоит) неограниченный круг лиц, обязанных воздерживаться от совершения действий, которые нарушают права владельца или препятствуют ему в осуществлении правомочностей по владению, использованию или распоряжению отмеченным объектом природы.

В то же время право собственности на природные ресурсы на современном этапе развития общества не является абсолютным. В большинстве стран мира оно ограничивается в законодательном порядке в интересах общества. Пределы осуществления права собственности на природные ресурсы определяются кругом положенных законодательством на владельцев соответствующих природных объектов долга относительно рационального использования и охраны окружающей природной среды. Право собственности на природные ресурсы имеет ряд специфических особенностей, связанных с их экологическим содержанием.

Во-первых, это право собственности не является всеобъемлющим, потому что не все природные ресурсы за своими свойствами могут находиться в собственности, а лишь те из них, что является относительно стабильными, подлежат индивидуализации. К ним принадлежат земля, недра, воды, леса, животный мир, естественно заповедные объекты. Другие элементы природной среды не способны через объективные свойства быть объектами собственности (ветровая и солнечная энергия, атмосферный воздух, климатические ресурсы и другое) потому что не могут быть объектом присвоения со стороны человека и общества.

Во-вторых, природные ресурсы, хотя и является самостоятельными объектами права собственности, однако неразрывно взаимоувязываемые. Поэтому исключение природного вещества в процессе использования данных объектов (добыча полезных ископаемых, заготовка древесины, потребления воды, отстрел и отлов животных, ловля рыбы и тому подобное) не прекращает право собственности на соответствующие элементы природного мира, а лишь является основанием возникновения права собственности на продукты труда, полученные путем эксплуатации природных ресурсов.

Содержание права собственности на природные ресурсы

В содержание права собственности на природные ресурсы входят правомочия владения, пользования и распоряжения. Право владения означает закрепленную законом возможность фактического обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.

Право пользования — это юридическая возможность извлекать из природного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяйственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей.

Право распоряжения предполагает возможность в установленных законом пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение.

Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

Вместе с тем в сфере экологических отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со спецификой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъектов (государство, организации, граждане).

Природные ресурсы — особые объекты права собственности, которые не обладают изначальной стоимостью в силу своего естественного происхождения, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостояния человека. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

Поэтому состояние и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом — сфера не только и не столько частных, сколько публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование отношений собственности на природные ресурсы, установление законодательных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Как отмечается в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой на основе документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., в современных условиях повышается роль государства-гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы.

Учитывая большую экологическую и социально-экономическую ценность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владение, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Гражданского кодекса РФ).

В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъекты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и воспроизводству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредного влияния своей деятельности.

Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоряжения природными ресурсами, которые выражаются в определении его особого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания экономических и экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земельных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вообще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).

Следует иметь в виду, что правовой режим некоторых видов природных ресурсов в связи с их естественными свойствами достаточно сложно или вообще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ говорится, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена (ст. 31).

Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и пользования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятельности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуществляется государством в основном через управленческие функции его компетентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной окружающей природной среды и др.

Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособности, определенной в уставах и других учредительных документах.

Содержание права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю иные природные объекты выражается в трех правомочиях:

  • праве владения;
  • праве пользования;
  • праве распоряжения.
  • Право владения природными ресурсами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, а также удержание в обладании. Владение землей и природными объектами может быть полным и частичным. Полное владение бывает во всех случаях, когда природный объект находится на территории данной республики, иного автономного образования. Если же природный объект географически расположен на территории нескольких субъектов РФ, то порядок владения осуществляется между ними по достигнутому соглашению, а при необходимости — с участием РФ. Право владения землей и иными природными объектами является абсолютным, т.е. распространяется на все земельные участки и природные объекты, находящиеся на территории соответствующих субъектов Федерации. Собственником право владения реализуется через право хозяйственного ведения экологопользователей.

    Право пользования землей и иными природными объектами выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества. Право пользования землей и иными природными объектами осуществляется с соблюдением определенных правил, основополагающая конструкция которых введена Законом РФ “Об охране окружающей природной среды”, и которые конкретизируются в кодексах субъектов Федерации и законах РФ об использовании и охране природных объектов; о животном мире; об охране атмосферного воздуха.

    Очень важно отметить, что право пользования землей и иными природными объектами имеет две основные стороны:

  • установление для экологопользователей определенных правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением;
  • взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных платежей.
  • Право распоряжения собственника землей и иными природными объектами составляет его третье самостоятельное правомочие. Если в цивилистическом понимании этот термин предполагает возможность определять юридическую судьбу вещи, то в отношении природных объектов это правомочие несколько сужено, и к нему больше подходит термин “определение юридического статуса природного объекта”, поскольку судьбу природных объектов определяет состояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек не всегда может оказать решающее влияние.

    Владение, пользование и распоряжение природными объектами как правомочие собственности осуществляются собственником с учетом не только природных объектов, но и всей экологической системы, поскольку прямо или косвенно экосистема страны находится в сфере отношений государственной и иных форм собственности на природные объекты.

    Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы

    Классификация основных форм собственности на природные ресурсы проводится по его субъектам, в качестве которых могут выступать государство (Российская Федерация и ее субъекты), муниципальные образования (городские и сельские поселения), граждане и юридические лица. Крупнейшим собственником природных богатств нашей страны является российское государство. В соответствии с законодательством ему принадлежат большая часть земельного фонда (кроме земельных участков, находящихся в муниципальной и частной собственности), лесной фонд, водный фонд, недра, дикий животный мир, особо охраняемые природные территории (кроме лечебнооздоровительных местностей и курортов местного значения).

    Понятие и состав фондов природных ресурсов как объектов права государственной собственности раскрываются в земельном, лесном, водном законодательстве, законодательстве о недрах и т. д. и рассматриваются в соответствующих темах данного учебного пособия.

    Наиболее важная часть природных объектов находится в федеральной собственности. Экологическое законодательство разграничивает объекты права собственности Российской Федерации и ее субъектов исходя из признака их общегосударственной значимости. К объектам права федеральной собственности, как правило, относятся природные объекты и комплексы, представляющие общенациональную ценность, связанные с осуществлением функций федеральных органов государственной власти, либо расположенные на территории двух и более субъектов РФ, а также относящихся к естественным богатствам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. В частности, такими объектами являются:

    • земельные участки и другие природные объекты, предоставленные для нужд обороны и безопасности, охраны государственных границ и осуществления других функций федеральных органов государственной власти;
    • земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
    • земельные участки и другие природные объекты государственных природных заповедников, национальных, природных парков, государственных природных заказников, лечебно-оздоровительных зон и курортов, других особо охраняемых территорий федерального значения;
    • виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
    • виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;
    • месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;
    • лесной фонд РФ и леса на землях обороны;
    • водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов РФ, пограничные и трансграничные водные объекты, внутренние морские воды, территориальное море РФ;
    • естественные ресурсы морской экономической зоны и континентального шельфа РФ;
    • иные природные ресурсы по взаимной договоренности Российской Федерации и ее субъектов.
    • В муниципальной собственности — собственности муниципальных образований (городов, районов, поселков и т. д.) — могут находиться земельные участки, обособленные водные объекты, леса (на землях городов), лечебно-оздоровительные местности, курорты и другие природные объекты.

      Гражданам и юридическим лицам может принадлежать право частной собственности на земельные участки. Оно распространяется также на все, что расположено на этих земельных участках: обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), то есть искусственного происхождения непроточные и небольшие по площади водоемы, а также древесно-кустарниковую растительность — деревья и кустарники, находящиеся на дачных, садовых, приусадебных участках, участках для жилищного строительства, предпринимательской деятельности и др.

      Данные виды природных объектов являются неотъемлемой принадлежностью земельных участков, на которых они расположены, поэтому их оборотоспособность определяется в соответствии с нормами земельного и гражданского законодательства.

      6.2. Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы

      В гражданском праве объектом вещного права (в том числе и права собственности) является индивидуально определенное имущество (вещи).
      Гражданский кодекс РФ относит природные объекты (ресурсы) к «недвижимому имуществу». В ст .130 к недвижимым вещам прямо отнесены земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, а также все то, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса и многолетние насаждения.
      В то же время, Гражданский кодекс РФ не отождествляет режим простого имущества и природных объектов. В п. п. 1, 2, 4 ст. 209 Кодекса предусмотрены права собственника имущества, а в п. 3 этой же статьи отдельно говорится о правах собственников природных ресурсов, т.е. п. 3 следует рассматривать как специальное правило.
      В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на следующие природные ресурсы и объекты:
      — земля (земельные участки) — ст. ст. 15-19 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 30.06.2003 г.);- недра (участки недр) — ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-I (в ред. от29.05.2002 г.) «О недрах»; — водные объекты — ст. ст. 31, 32 Водного кодекса РФ от 16.11.1995 г. № 167-ФЗ (в ред. от 30.06.2003 г.);
      — лесной фонд, леса, не входящие в лесной фонд, древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, — ст. ст.18-20 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 г. № 22-ФЗ (в ред. от 10.12.2003 г.);
      — животный мир (объекты животного мира) — Федеральный закон от 24.04.1996 г. № 52-ФЗ (в ред. от 11.11.2003 г.) «О животном мире». К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории (Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях») и природные лечебные ресурсы (Федеральный закон от 23.02.1995 г. № 26- ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»).
      Что касается атмосферного воздуха, то, по мнению большинства юристов-экологов, он не может являться объектом права собственности в силу своего физического состояния. В отличие от земли, недр, леса, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного турбулентного движения и не может быть индивидуализирован, значит — им невозможно владеть. А владение — одно из важнейших правомочий собственника. Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» также не устанавливает права собственности на воздух.
      Субъектами права собственности на природные ресурсы в соответствии с действующим законодательством являются: физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования.
      В соответствии со ст. 114 (пункт «г») Конституции России, управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ. Под управлением в данном случае понимается и Распоряжение природными ресурсами. Согласно п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ «От имени РФ и субъектов РФ могут своим действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде специально уполномоченные органы государства в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов».
      Таким образом, от имени государства права собственника на природные ресурсы могут осуществлять Правительство РФ, органы власти субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы.
      Субъектами муниципальной собственности в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 28.08.1995 г. (в ред. от 06.12.2003 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», являются города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы) и другие муниципальные образования. Необходимо отметить, что с 01.01.2006 года вступил в силу новый Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому муниципальными образованиями могут выступать: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
      Для того, чтобы физические и юридические лица могли выступать как субъекты права собственности на природные ресурсы, они должны обладать правосубъектностью, которая включает в себя правоспособность и дееспособность.
      Напомним, что в гражданском праве под правоспособностью понимается способность индивида иметь права и обязанности. Правоспособность физического лица возникает с рождения. Дееспособн
      ость же — это способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности и она, прежде всего, связана с психическими и возрастными свойствами индивида.
      Выделяют следующие виды дееспособности физических лиц:
      — полную (возникает с 18 лет);
      — частичную (с 14 до 18 лет);
      — дееспособность малолетних (с 6 до 14 лет).
      Правосубъектность юридического лица возникает с момента государственной регистрации его учредительных документов. Помимо общей правосубъектности юридического лица, выделяют специальную правосубъектность, которая возникает с момента получения юридическим лицом разрешения на тот или иной вид деятельности (например, лицензии).
      Что касается иностранцев и лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц, то в соответствии со ст. 62 Конституции РФ (ч. 3, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ. Другими словами, их правовой статус, как правило, не отличается от правового статуса граждан РФ. В то же время, существуют и определенные ограничения, установленные законодательством РФ. Так, согласно ст. 15 (п. 3) Земельного кодекса РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами. Определенные ограничения для указанной категории лиц установлены и в Федеральном законе от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ст. 3): иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

      Право собственности на природные ресурсы субъекты объекты

      17. Субъекты права собственности и формы собственности на землю и природные ресурсы

      Субъектами права собственности на землю и природные ресурсы в соответствии с Конституцией РФ являются государство, муниципалитеты, граждане и их объединения. Таким образом, действующая Конституция установила частную собственность на землю и иные природные ресурсы. На ее основании действует ряд законов и иных нормативно-правовых актов, определяющих пределы и особенности этой формы собственности.

      Субъекты права собственности на землю и природные ресурсы подразделяются следующим образом: государство – Российская Федерация и субъекты Федерации; муниципалитет – органы местного самоуправления; граждане – физические лица, обладающие статусом граждан; объединения с определенными особенностями – юридические лица, участниками которых в специфическом качестве людей быть и органы.

      ГК РФ (ст. 212 «Субъекты права собственности») называет граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъектов РФ, муниципальные образования.

      Федеральный закон от 19 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» также в качестве собственников земли называет Российскую Федерацию, ее субъектов, муниципальные образования и перечисляет основания включения земельных участков в федеральную собственность, муниципальную и собственность субъектов РФ.

      Следует различать два вида осуществления собственности – в публично-правовой форме и в частноправовой. Государству и его органам в силу их конституционной природы наиболее свойственно осуществление права собственности в публично-правовой форме, обеспечивающей реализацию суверенитета над территорией страны и природоохранительной функции. Но оно может в необходимых случаях, как это и происходит в действительности, вести хозяйственную деятельность на рынке, эксплуатируя, например, нефтяные ресурсы страны, а может передавать эту функцию юридическим лицам, действующим в рамках частного права, в частноправовой форме.

      Субъектное разграничение и установление на отраслевом уровне права действовать в публично-правовой либо частноправовой форме определяют условия осуществления права природопользования как в целом, так и применительно к различным объектам, целям и видам.

      Во всех случаях, независимо от субъектной принадлежности или формы собственности, пользование природными объектами должно соответствовать соблюдению экологических и иных интересов общества.

      Государственная собственность на природные ресурсы делится на федеральную, муниципальную и субъектов РФ.

      Действующее российское законодательство не предусматривает каких-либо ограничений к объектам права государственной собственности. В собственности государства может находиться любое имущество, любые природные ресурсы. Удельный вес государственной собственности в целом и в области природных объектов в частности еще очень велик.

      В частной собственности может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может находиться в собственности граждан и юридических лиц.

      Таких видов имущества в законодательстве о природных ресурсах указано немало: недра земли, объекты лесного фонда, водного фонда и другие объекты. В любом случае оборотоспособность природных объектов может регулироваться только федеральным законом.

      II. Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы;

      I. Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы

      Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

      Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности».

      Ст. 36 Конституции России: «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно». Но это правило не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии со ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему полномочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

      Собственник, сам владеющий, пользующийся и распоряжающийся природными ресурсами, обязан обеспечивать рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охранять окружающую среду.

      Если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам (это особенно часто встречается применительно к государственной собственности), то на нем лежит задача обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.

      Объекты, предусмотренные в законе и находящиеся в экологической связи с окружающей природной средой(вода в кране, древесина на предприятии – объекты ГП, а не ЭП): земля, недра, животный мир, водные объекты, леса и особо охраняемые природные территории.

      Проблемным в юридической науке оказался вопрос об атмосферном воздухе как объекте права собственности. По Федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха» объектом права собственности воздух не является. Это обусловлено его физическим состоянием. В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение — одно из важнейших полномочий собственника.

      Субъекты: физические и юридические лица, Российская Федерация (ст. 114 Конституции РФ управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ), субъекты Федерации и муниципальные образования.

      1. Право государственной собственности на природные ресурсы

      Объекты:

      — недра. Согласно Закону Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 1.2).,

      Тема 6. Право собственности и иные права на природные объекты и ресурсы

      6.1. Понятие и виды прав на природные объекты и ресурсы

      Природные объекты и ресурсы в экологическом праве рассматриваются, прежде всего, как компоненты окружающей среды, нуждающиеся в охране. В то же время нельзя не учитывать и то, что в результате осуществления природопользования такие объекты и ресурсы, будучи изъятыми из окружающей среды, могут становиться объектами рыночных отношений, имеющих свою оценочную стоимость, определяемую соответствующим спросом на данную продукцию.

      В этом смысле важное значение имеет характер принадлежности природных объектов и ресурсов конкретным субъектам экологических правоотношений, которые в зависимости от содержания их правового статуса свободны либо, наоборот, ограничены в принятии тех или иных решений в отношении природных объектов и ресурсов. Поэтому необходимо определиться с видами прав на природные объекты и ресурсы и с субъектами-правообладателями.

      Исходя из анализа действующего экологического законодательства, можно выделить следующие виды прав:

      право собственности на природные объекты и ресурсы;

      право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

      право пожизненного наследуемого владения земельным участком;

      аренда и иные виды возмездного срочного пользования природными объектами и ресурсами;

      права на условиях договора концессии и соглашения о разделе продукции;

      право безвозмездного пользования;

      сервитут в отношении природных ресурсов.

      Далее будут детально рассмотрены каждый из перечисленных видов прав па природные объекты и ресурсы.

      6.2. Право собственности на природные объекты и ресурсы

      Согласно ст. 209 ГК собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом ст. 129 ГК устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

      Для начала следует определиться с тем, кого считать собственником природных объектов и ресурсов. В ч. 2 ст. 9 Конституции закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В этом смысле целесообразно рассмотреть нормы природоресурсных законов, регламентирующих данные вопросы.

      ЗК в гл. 3 применительно к земле допускает наличие всех предусмотренных Конституцией форм собственности. Учитывая то обстоятельство, что земельный строй в Российской Федерации только формируется на базе в основном государственной собственности на землю, вопросы разграничения государственной собственности на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований регламентируются согласно нормам Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

      ЗК также допускает возможность приобретения земельных участков в частную собственность не только гражданами России и российскими юридическими лицами, но и иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами, для которых федеральным законодательством установлены определенные ограничения. Так, Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» введен прямой запрет на приобретение земель такой категории иностранными гражданами и юридическими лицами.

      Статья 27 ЗК определяет состав земель, которые полностью изъяты из оборота либо ограничены в нем.

      Согласно ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» недра в границах Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. При этом установлено, что участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. В то же время добытые из недр полезные ископаемые и другие ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

      В соответствии со ст. 8 В К водные объекты находятся в федеральной собственности. Вместе с тем такие водные объекты, как пруд либо обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу, находятся соответственно в государственной региональной, муниципальной или частной собственности, если иное не установлено федеральными законами.

      ЛК в ст. 19 устанавливает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.

      В собственности гражданина или юридического лица согласно ст. 20 ЛК находится древесно-кустарниковая растительность на принадлежащем этому субъекту земельном участке, если иное не установлено федеральным законом. При этом если такая растительность появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, то им принадлежит право владеть, пользоваться и распоряжаться растительностью по своему усмотрению.

      Статьей 4 Закона о животном мире установлено, что животный мир в пределах территории РФ является государственной собственностью. При этом разграничение государственной собственности на животный мир, на федеральную собственность и собственность субъектов РФ должно осуществляться в порядке, установленном федеральным законом. Закон о животном мире допускает, что к федеральной собственности могут быть отнесены, в частности, объекты животного мира, обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения, населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ и др.

      В соответствии со ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях такие территории в зависимости от их статуса и функционального назначения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.

      Право собственности на атмосферный воздух не устанавливается в силу специфических особенностей этого объекта охраны окружающей среды.

      Смотрите еще:

      • Уплотнения коллектора Уплотнение выпускного коллектора многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания Изобретение позвбляет снизить износ уплотняющей поверхности (П) прокладки. Для этого во фланце коллектора (к) 1 выполнена радиальная выточка, а между […]
      • Закон владимирской области 11-оз 2003 Закон Владимирской области от 14 февраля 2003 г. N 11-ОЗ "Об административных правонарушениях во Владимирской области" Закон Владимирской области от 14 февраля 2003 г. N 11-ОЗ "Об административных правонарушениях во Владимирской области" […]
      • Приказ мчс россии 156 от 2011 Приказ МЧС РФ от 31 марта 2011 г. N 156 "Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны" (утратил силу) Приказ МЧС РФ от 31 марта 2011 г. N 156"Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной […]
      • Приказ 258 мю ПРИКАЗ Минюста РФ от 30.12.2005 N 258 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОТРУДНИКОВ И ИХ СЕМЕЙ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ" Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 января 2006 г. N 7427 В […]
      • Детские пособие в 2013 год Пособия в 2013 году В соответствии со статьей 10 Федерального закона №216-ФЗ от 03.12.2012 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" размер индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей, с 1 […]
      • Правило деления числа на 6 Признак делимости на 3, примеры, доказательство. Серию статей о признаках делимости продолжает признак делимости на 3. В этой статье сначала дана формулировка признака делимости на 3 , и приведены примеры применения этого признака при […]
      • Приказ минюста 34 Приказ Минюста РФ от 20 февраля 2008 г. N 34 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества" (утратил силу) Приказ Минюста РФ от 20 февраля 2008 г. N 34"Об утверждении форм заявлений о […]
      • Гражданство россии в кыргызстане Получение гражданства РФ в Кыргызстане. т.е. по. Не нашел в теме о получении гражданства РФ. В списке документов, которые надо предоставить в посольство РФ первой строкой идет бланк-заявление об отказе от кыргызского гражданства. Сегодня […]